<< Пред.           стр. 94 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 Ранняя др.-греч. натурфилософия проникнута представлениями о всеобщей
 одушевлённости космоса
 (ги-
 ДУША 179
 лозоизм). Платон и неоплатонизм развивают учение о мировой Д. как одном из
 универс. принципов
 бытия. В понимании Аристотеля Д.— активное целесообраз-ное начало («форма»,
 энтелехия) живого
 тела, неотделимое от него (трактат «О душе»; см также Псюхе). В ортодоксальных
 теистич.
 концепциях ср.-век. христ. и мусульм. философии Д. человека — созданное богом
 неповторимое
 бессмертное духовное начало, тогда как в пантеистич. аверроизме — только
 индивидуальное
 проявление единой духовной субстанции (т. н. монопсихизм).
 В новоевроп. философии термин «Д.» в собств. смысле стал употребляться для
 обозначения внутр.
 мира человека, его самосознания. Дуалистич. метафизика Декарта разделяет Д. и
 тело как две
 самостоят. субстанции; вопрос о взаимодействии их, начиная с Декарта,
 обсуждается прежде всего в
 русле психофизической проблемы. Лейбниц рассматривает Д. как замкнутую
 субстанцию, монаду.
 Кант выводит понятие Д. за пределы опыта, в область трансцендентальных идей,
 обусловливающих
 возможность человеч. познания. В экспериментальной психологии, получившей
 развитие с сер. 19 в.,
 понятие Д. вытесняется в значит. мере понятием психики.
 * Каптерев П. Ф., Из истории Д., СПБ, 1890; Фpан к С.
 Л., Д. человека, ?., 1917; Ярошевский М. Г.,
 История психологии, М., 19762. См. также лит. к ст. Псюхе.
 ДХАРМА (санскр.— закон, порядок, долг, справедливость, качество, характер,
 природа), одно из
 важнейших понятий др.-инд. мысли, в самом общем виде — некое установление
 положительного
 характера, образец, к-рому надлежит следовать как норме; вечный закон, моральный
 по своему
 содержанию. В более узком смысле — частное нравственное установление (долг,
 добродетель и т.
 п.). В пределах этого круга значений понятие Д. употреблялось в ортодоксальных
 (признающих
 авторитет Вед) школах инд. философии, а также в правовой литературе дхарма-шастр
 («учение о Д.»,
 понимаемой здесь как предписываемый законом долг). В вайшешике, напр., Д. и
 адхарма входят в
 число 24 качеств (гун) и обозначают соответственно достоинство (добродетель) и
 недостаток (порок).
 Особое развитие понятие Д. получило в буддизме, где оно означает вечные и
 неизменные элементы
 существующего, безличного жизненного процесса, своеобразные «вспышки»
 психофизич. энергии.
 Психич. и физич. компоненты Д. соотносительны: один из них возникает только и
 одновременно с
 другим, так что появление одного всегда сопровождается явным или «не-
 проявленпым»
 присутствием другого. Посредством понятия Д. буддизм отрицает существование к.-
 л. субстанции и
 утверждает только бытие процесса. Число Д. в разных направлениях буддизма
 определялось по-
 разному. Д. разделялись на обусловленные влиянием кармич. сил (см. Карма),
 подчиняющиеся в
 своём бытии действию закона пратитъясамутпада, и необусловленные, не
 подверженные этим
 влияниям (нирвана). Необусловленные Д. отождествлялись с абс. реальностью,
 учением Будды и т. п.
 Понятие Д. считалось единств. реальностью в филос. школах хинаяны и
 нереальностью в школах
 махаяны (признание их «пустот-ности» в мадхьямике: нельзя утверждать ни того,
 что Д. есть, ни
 того, что их нет; отрицание к.-л. их реальности в йогачаре).
 * Розенберг О. О., Введение в изучение буддизма, ч. 2, П., 1918; Семичов Б. В.,
 О числе элементов по различным
 палийским и тибетским буддийским текстам, «Тр. Бурят, комплексного н.-и. ин-та»,
 1960, в. 3, с. 58—68; Steh erbat s-k у
 Т h., The central conception of Buddhism and the meaning of the word «dharma».
 L., 1923; Glasenapp H. y., Zur Geschichte der
 buddhistischen Dharma-Theorie, «Zeitschrift der Deutschen Morgenlandischen
 Gesellschaft», 1938, Bd 92, H. 2/3, S. 383—420;
 G o d n a J., Het begrip dharma in het Indische denken, «Tijdschrift voor
 Philosophie», 1958, t. 20. . ·
 180 ДХАРМА
 ДХАРМАКИРТИ (7—8 вв.), инд. философ-буддист и поэт, представитель шкоды
 йогачара. В соч.
 «Ньяя биндупрапарана», «Праманавартика», «Праманави-иииайя» и «Хетубинду»
 защищал и
 развивал логич. учение Дигнаги (познание как отражение не самих вещей, а их
 отношений, роль
 «вывода» и слова в этом процессе и др.), подвергавшееся критике со стороны
 приверженцев
 брахманистско-индуистской традиции. В отличие от Дигнаги, Д. вновь соединял
 теорию познания с
 онтологич. проблематикой, подчёркивал значение сознания (самосознания), к-рое,
 согласно Д., даёт
 форму объекту. Буддийская логика в истолковании Д. оказала влияние на вайшешику,
 ньяю, позднее
 — веданту.
 • Frauwallner E., Die Reihenfolge und Entstehung der Werke Dharmakirti's, в кн.;
 Asiatica, Lpz., 1954;
 Vetter T., Erkenntnisprobleme bei Dharmakirti, W., 1964. ДХВАНИ (санскр., букв.—
 звук, отзвук), одно
 из центр. понятий др.-инд. поэтики и эстетики. Учение о Д. получило завершение в
 соч.
 Анандавардханы «Дхваньялока» («Свет Д.»), созданном в кон. 9 в. в Кашмире. Тема
 Д.
 анализировалась и позднее, напр. в трактате Абхинавагупты «Лочана» (10—11 вв.).
 Д., определяемое
 как «атман (душа) поэзии», составляет ядро поэтич. речи, отличая её от
 непоэтической. Оно появ-
 ляется там, где есть семантич. двуплановость, выявляющая смыслы, отличные от
 собств. значения
 данного элемента. Особая сфера Д. связана с невыраженным, или угадываемым,
 значением: Д.,
 подобно светильнику, освещает и своё собств. значение и нечто иное —
 невыраженное, но
 «проявляемое». Существует особая классификация этих угадываемых значений.
 • Anandavardhanacarya. Dhvanyalokah with the Locana, Sanscrit comm. by
 Abhinavagupta and Hindi comm. by Jagannath
 Pathak, Varanasi, 1965; Анандавардхана. Дхваньялока («Свет Дхвани»), пер. с
 санскр., введ. и коммент. Ю. М.
 Алихановой, М., 1974.
 • Алиханова Ю. М., Нек-рые вопросы учения о Д. в др,-инд. поэтике, в кн.:
 Проблемы теории лит-ры
 и эстетики в странах Востока, М., 1964; R en o u L., Le dhvani dans la poetique
 sanskrite, «Adyar Library
 Bulletin», 1954, v. 18. ДХЬЯНА (санскр.— мысль, размышление), в инд. философии
 созерцание,
 медитация как этап на пути к освобождению. В совокупности восьми средств йоги,
 ведущих к
 очищению и просветлению ума (читты), Д. следует за состояниями отключения чувств
 (пратья-хара)
 и концентрированного внимания (дхарана) и связана со спокойным, равномерным и
 беспрерывным
 сосредоточением мысли на данном объекте; Д. непосредственно предшествует
 самадхи. Д. играет
 важную роль в буддизме и иногда наз. буддийской йогой. ДЫННИК Михаил
 Александрович [18.2
 (1.3).1896, Киев,— 17.3.1971, Москва], сов. философ, чл.-корр. АН СССР (1958).
 После окончания
 историко-филологич. ф-та Киевского ун-та (1919) вёл науч. и преподават. работу в
 вузах. С 1943
 старший науч. сотрудник, с 1968 зав. сектором истории философии Ин-та философии
 АН СССР. Осн.
 работы по истории философии, эстетике и критике совр. бурж. философии. Д.
 принадлежат переводы
 фрагментов Гераклита, соч. Пармени-да, Бруно, Гельвеция. Гос. пр. СССР (1943) за
 участие в
 создании «Истории философии» (т. 1—2, 1940—41). И Диалектика Гераклита
 Эфесского, М., 1929;
 Очерк истории философии классич. Греции, М., 1936; Филос, взгляды Вольтера, в
 кн.: Вольтер.
 Статьи и материалы, М.— Л., 1948; Материалисты Др. Греции. Собрание текстов
 Гераклита,
 Демокрита и Эпикура, М., 1955 (редактор).
 ДЬЮИ (Dewey) Джон (20.10.1859, Барлингтон, Вермонт, — 1.6.1952, Нью-Йорк), амер.
 философ-
 идеалист, один из ведущих представителей прагматизма. Д. выдвинул новый вариант
 прагматизма —
 инструментализм. Познание, по Д., — орудие, инструмент приспособления человека к
 противостоящей ему среде. Мерило истинности теории или гипотезы — её практич.
 эффективность в
 ситуации, данной в опыте. При этом логика, по Д., выполняет служебную функцию.
 Практич.
 целесообразность, по мысли Д., — критерий моральности. Нравственность, как и
 наука, —технич.
 средство социального «инженерного иск-ва». Д. отвергал сверхъестеств. мир и
 традиц. формы
 религии,
 выдвигая вместо них «гуманистич.» религию, особые «религ. ценности» и толкуя
 бога как активное
 отношение .между идеальным и действительным. Эстетическое сводится у Д. к
 чувственному
 («искусство — это жизнь») и трактуется как выражение гармонии, равновесия между
 организмом и
 средой. В социологич, работах Д. выступал как поборник бурж. либерализма
 («регулируемой
 свободы» и «равных возможностей») и индивидуализма. Классовой борьбе и
 социалистич.
 революции он противопоставлял сотрудничество классов и программу улучшения
 общества путём
 педагогич. реформ.
 • Essays in experimental logic, Chi., 1918; Human nature and conduct, N. Y.,
 1930; Problems of men, N. Y., 1946; Reconstruc-
 tion in philosophy, Boston, [1957]; Experience and nature, N. Y., 1958; в рус.
 пер.— Психология и педагогика мышления,
 М., 19192.
 • Кроссер П., Нигилизм Дж. Д., пер. с англ., М., 1958; Богомолов А. С., Бурж,
 философия США 20 в.. М., 1974; Совр.
 бурж. философия, М., 1978, гл. 1; The philosophy of J. Dewey, ed. by P. A.
 Schilpp, Chi., 1939; Geiger G. R., J. Dewey in
 perspective, N. ?., 1958.
 ДЮРИНГ (Duhring) Евгений (12.1.1833, Берлин, — 21.9.1921, Новавес, близ
 Потсдама), нем.
 философ; занимался также вопросами политэкономии и права. Д. предпринял попытку
 построить
 систему «философии действительности», к-рая утверждала бы новый способ мышления.
 Однако его
 построения оказались смешением элементов метафизич. материализма, позитивизма и
 кантианства.
 Он считал философию априорным учением о высших, или последних, истинах. Мир, по
 Д., не имеет
 конца, но имел начало во времени, чему предшествовало состояние абс. покоя.
 Переход от покоя к
 движению Д. объясняет при помощи понятий некоей «механич. силы», якобы присущей
 материи. Т.
 о., Д. стремился избежать идеи перводвигателя и одновременно отойти от
 материалистич. трактовки
 движения как атрибута материи. Время у Д. оторвано от пространства и материи.
 Социологич. концепция Д. основана на идеалистич. воззрении, согласно к-рому
 причиной
 социального неравенства, эксплуатации и нищеты является насилие. Насилие
 рассматривается Д.
 безотносительно к эко-номич. структуре общества, существованию классов,
 социального
 неравенства. Социалистич. преобразование общества, по Д., должно исключать
 революц. переворот и
 идти в духе мелкобурж. социализма Пру-дона, путём кооперирования мелких
 производителей. Он
 выступал против политэкономии марксизма, материалистич. диалектики и науч.
 социализма. Идеи Д.
 получили нек-рое распространение в среде нем. с.-д-тии. Это побудило Ф. Энгельса
 подвергнуть
 воззрения Д. критич. анализу, показавшему их эклектич. характер и науч.
 несостоятельность (см.
 «Анти-Дюринг»).
 * Naturliche Dialektik, В., 1865; Cursus der Philosophie..., pz.,
 1875; Logik und Wissenschaftstheorie, Lpz., 19052; в
 рус. пер.— Ценность жизни, СПБ, 1894.
 • Л е н и и В. И., Материализм и эмпириокритицизм, ПСС, т. 18; AI brecht G., E.
 Duhring, Jena, 1927.
 ДЮРКГЕЙМ (Durkheim) Эмиль (15.4.1858, Эпиналь, — 15.11.1917, Париж), франц.
 социолог-
 позитивист. Основатель франц. социологич. школы, группировавшейся вокруг журн.
 «L'Annee
 sociologique» (с 1896). Продолжатель традиции Конта, Д. испытал также влияние
 Монтескье, Руссо,
 Канта, Спенсера, Ш. Ре-нувье. Обосновывая особое место социологии в ряду наук о
 человеке, он
 отстаивал специфичность её объекта — социальной реальности, её несводимость к
 био-психич.
 реальности индивидов. В работе «Правила социологич. метода» (1895, в рус. пер. —
 «Метод со-
 циологии», 1899) Д. определял предмет социологии как социальные факты,
 существующие вне
 индивида ? обладающие по отношению к нему принудительной силой.
 В противовес интуитивизму «философии жизни» Д. отстаивал необходимость
 распространения
 рационализма на познание социальных явлений и вслед за Контом призывал к
 применению
 объективных методов по образцу естеств. наук. Методологич. установку на исследо-
 вание самих социальных процессов, а не представлений о них он сформулировал в
 известном
 лозунге: «Социальные факты нужно рассматривать как вещи». В теоретико-
 методологич. плане Д.
 сочетал приверженность эволюционизму со структурно-функциональным подходом.
 Первая
 тенденция проявилась у него гл. обр. в типологии обществ (сложные общества как
 комбинации
 простых), в объяснении социальной жизни посредством обращения к её
 «элементарным» формам и т.
 д. В то же время, соединив присущий орга-нич. школе взгляд на общество как на
 интегрированное
 целое, состоящее из взаимозависимых частей, с идеей специфичности социальной
 реальности, Д. в
 развёрнутой форме представил один из первых вариантов структурно-функционального
 анализа в
 немарксистской социологии. Под функцией он понимал соответствие того или иного
 явления
 определ. потребности социальной системы.
 В работе «О разделении обществ. труда» (1893, рус. пер., 1900) Д. утверждал, что
 осн. функция
 разделения труда — поддержание социальной солидарности. В архаич. обществах она
 основана на
 полном растворении индивидуальных сознаний в «коллективном сознании» (механич.
 солидарность),
 в развитых обществах — на разделении труда и функциональной взаимозависимости
 индивидов
 («органич. солидарность»), причём «коллективное сознание» здесь становится более
 неопределённым и действует в огранич. сфере.
 В кн. «Самоубийство» (1897, рус. пер. 1912) Д., отвергая психологич. и др.
 объяснения самоубийства,
 связывает его со степенью ценностно-нормативной интеграции общества и
 интенсивностью
 социальных связей. Он выделяет три осн. типа самоубийства: эгоистическое —
 следствие ослабления
 воздействия социальных норм на индивида; альтруистическое — результат крайнего
 поглощения
 индивида обществом; анемическое самоубийство, по Д., порождается ценностно-
 нормативным
 кризисом в обществе (аномией).
 В наиболее крупной работе Д. - «Элементарные формы религ. жизни...» («Les formes
 elementaires de
 la vie religieuse...», 1912), на основе анализа австрал. тотемич. культов
 прослеживаются социальные
 истоки и функции религии и форм познават. деятельности. Д. стремился доказать,
 что «реальный» и
 «подлинный» объект всех религ. культов — общество, а гл. социальные функции
 религии —
 воссоздание сплочённости и выдвижение идеалов, стимулирующих обществ. развитие.
 Он понимал
 религию чрезвычайно широко, рассматривая её как синоним идеологии.

<< Пред.           стр. 94 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу