<< Пред.           стр. 1 (из 3)           След. >>

Список литературы по разделу

 ТЕМА 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ.
 
 2.1. Социально - экономическая сущность и роль бюджета.
 
  Бюджет - это система денежных отношений государства, через которую осуществляется постоянная мобилизация ресурсов и их расходование.
  Бюджет выполняет следующие функции:
  1) перераспределение национального дохода;
  2) государственное регулирование и стимулирование экономики;
  3) финансовое обеспечение социальной сферы и осуществление социальной политики государства;
  4) контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.
  1. Распределительная функция бюджета проявляется через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням государственной и территориальной власти и управления.
  Перераспределение национального дохода через бюджет имеет две взаимосвязанные, проистекающие одновременно и непрерывно стадии: 1) образование доходов бюджета; 2) использование бюджетных средств (расходы бюджета).
  2. В ходе формирования доходов бюджета и использования бюджетных средств решаются задачи государственного регулирования экономических и социальных процессов в стране.
  3. Посредством бюджета национальный доход перераспределяется по территории, а также из производственной в непроизводственную сферу, для чего за счет бюджета создаются денежные фонды для финансирования потребностей в области здравоохранения, образования, культуры, управления, обороны.
  4. Бюджеты выполняет контрольную функцию, которая предполагает возможность и обязанность государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств.
 
  2.2. Бюджетное устройство и бюджетная система.
 
  Бюджетное устройство представляет собой организационные принципы построения бюджетной системы, ее структуру, взаимосвязь объединяемых в ней бюджетов.
  Бюджетная система страны - это совокупность федерального бюджета РФ, республиканских бюджетов республик в составе РФ, бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований, основанная на экономических отношениях и юридических нормах.
  Уровни бюджетной системы РФ. Построение бюджетной системы Российской Федерации основано на Конституции РФ и конституциях республик в составе РФ. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 71 и 132) и Бюджетным кодексом РФ (ст. 10) бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней:
  1) федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  2) бюджетов субъектов Российской Федерации (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
  3) местных бюджетов.
  Свод федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации образует понятие "консолидированный бюджет" РФ. Он не утверждается и используется для анализа показателей бюджетной системы.
  Схема консолидированных бюджетов представлена на рис.1.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Федеральный
 бюджет РФ Консолидированные бюджеты
  субъектов РФ
 
 Областной
 бюджет Бюджеты городов
 областного подчинения Бюджеты районов
 области
 
 Городские бюджеты Бюджеты
  городских районов Районные бюджеты Бюджеты городов районного подчинения Сельские,
 поселковые и др. бюджеты
  Рис.1. Консолидированный бюджет Российской Федерации.
 
  Консолидированный бюджет субъектов Федерации выполняет функции объединения бюджетных показателей территорий. В нем отражаются результаты разработки и реализации бюджетно-финансовой политики в регионе, условия сбалансированности доходов и расходов в целом по бюджету субъекта Федерации.
  Бюджетная система РФ основывается на следующих принципах:
  • единства;
  • разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
  • самостоятельности бюджетов;
  • полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  • сбалансированности бюджета;
  • эффективности и экономности использования бюджетных средств;
  • общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
  • гласности;
  • достоверности бюджета;
  • адресности и целевого характера бюджетных средств.
 
  Особую роль в современных условиях играет принцип единства бюджетной системы, призванный, при наличии самостоятельных бюджетов, сохранить целостность бюджетной системы. Одним из инструментов, обеспечивающих принцип единства, является бюджетная классификация.
  Бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Бюджетная классификация, обеспечивая сопоставимость показателей бюджетов всех уровней, включает в себя:
  • классификацию доходов бюджетов РФ;
  • функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;
  • экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;
  • классификацию источников внутреннего и внешнего финансирования дефицитов бюджетов РФ;
  • классификацию видов государственных внутренних и внешних долгов РФ и субъектов РФ;
  • ведомственная классификация расходов.
 
  2.3. Межбюджетные отношения и бюджетный федерализм
  Межбюджетные отношения - отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по обеспечению бюджетного процесса. Принципы, на основе которых функционируют федеративные бюджетные системы, называют принципами бюджетного федерализма.
  Бюджетный федерализм - бюджетные взаимоотношения центра и регионов.
  Бюджетный кодекс РФ регламентирует следующие принципы межбюджетных отношений:
  • распределение и закрепление расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РФ;
  • разграничение (закрепление) на постоянной основе и распределение по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы РФ;
  • равенство бюджетных прав субъектов РФ, равенства бюджетных прав муниципальных образований;
  • выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований;
  • равенство всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенство местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ.
  Распределение доходов между звеньями бюджетной системы осуществлялось посредством закрепления собственных доходов и использования регулирующих доходов.
  Собственные доходы бюджетов - виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством РФ. К собственным доходам бюджетов относятся:
  • налоговые доходы, законодательно закрепленные за соответствующими бюджетами;
  • неналоговые доходы, за исключением доходов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
  • безвозмездные перечисления.
  При этом финансовая помощь не относится к собственным доходам соответствующего бюджета.
  Регулирующие доходы бюджетов - федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов Российской Федерации или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на 3 года) по разным видам доходов. Нормативы отчислений определяются законом о бюджете того уровня бюджетной системы Российской Федерации, который передает регулирующие доходы, либо законом о бюджете того уровня бюджетной системы РФ, который распределяет переданные ему регулирующие доходы из бюджета другого уровня.
  Бюджетное регулирование - это процесс, осуществляемый органами власти вышестоящего уровня с целью выравнивания доходов бюджетов нижестоящего территориального уровня и социально-экономического развития территориальных образований путем распределения регулирующих доходов и перераспределения средств из бюджета одного уровня в бюджет другого, при недостатке доходного потенциала на соответствующих территориях. Как правило, использование собственных и регулирующих доходов не позволяет в полной мере решить проблему сбалансированности нижестоящих бюджетов. К межбюджетным отношениям относят и предоставление финансовой помощи (дотации, субвенции и др.), а также взаимные расчеты и бюджетные компенсации. Кратко охарактеризуем каждую форму.
  Дотации - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.
  Нормативно-долевая дотация (трансферт) - сумма, выделяемая без указания конкретной цели на безвозвратной и безвозмездной основе в порядке бюджетного регулирования из фонда финансовой поддержки регионов (ФФПР) или фонда финансовой поддержки муниципальных образований (ФФПМО), создаваемых соответственно в федеральном бюджете или в бюджетах субъектов Федерации, исходя из утверждаемых законами об этих бюджетах долях (процентов) субъектов Федерации или муниципальных образований в указанных фондах.
  Субвенция - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление целевых расходов.
  Субсидия - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
  Бюджетная ссуда - бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года.
 
  2.4. Доходы бюджетов.
 
  Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих отношений служат различные виды платежей предприятий и населения в государственный бюджет.
 В Российской Федерации доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений. К налоговым доходам, формирующим основную часть (около 84%) бюджетного фонда государства, относятся предусмотренные законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. Неналоговыми доходами бюджета (на их долю приходится около 10% консолидированного бюджета РФ) являются:
  • доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (средства, получаемые: в виде арендной платы за сдачу названного имущества во временное владение и пользование; процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях; от передачи имущества под залог и в доверительное управление; возврата государственных кредитов, бюджетных кредитов и ссуд; в виде других доходов от использования соответствующего имущества);
  • доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности',
  • доходы от платных услуг, оказываемых органами государственной власти и местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями;
  • средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (штрафы, конфискации, компенсации и иные суммы принудительного изъятия);
  • доходы от внешнеэкономической деятельности;
  • иные неналоговые доходы.
  В доходы бюджетов могут зачисляться безвозмездные перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, бюджетов других уровней.
  Основными доходами в Российской Федерации, как и в странах с развитой рыночной экономикой, являются налоги - обязательные платежи юридических и физических лиц, поступающие государству в заранее установленных законом размерах и в определенные сроки.
  Основные элементы налога:
 * Субъект - лицо (юридическое или физическое), которое по закону является плательщиком налога.
 * Объект - предмет, наличие которого дает основание для обложения его владельца налогом. Объектом могут выступать земля, имущество, прибыль, заработная плата.
 * Источник - доход, за счет которого уплачивается налог (зарплата, прибыль)
 * Единица обложения - часть объекта, принимаемая за основу при исчислении налога (1 га земли, 1 руб. дохода и т.д.).
 * Налоговая ставка - размер налога на единицу обложения. Ставки налога подразделяются на регрессивные, пропорциональные и прогрессивные, и, соответственно, налоги бывают регрессивные (процент изъятия дохода налогами уменьшается при возрастании дохода), пропорциональные (взимается одна и та же ставка налога независимо от размера дохода), прогрессивные (ставка налога повышается при возрастании дохода).
 * Налоговые льготы - полное или частичное освобождение налогоплательщика от налога в соответствии с действующим законодательством.
 * Налоговая база - доход, по отношению к которому применяется налоговая ставка.
 * Налоговый оклад - сумма налога, уплачиваемая его субъектом.
 * Налоговый период - календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.
 * Порядок исчисления налога. НК РФ устанавливает общее правило, в соответствии с которым налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
 * Сроки уплаты налогов и сборов. Устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору и определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями.
 * Порядок уплаты налогов и сборов. Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном НК РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах в установленные сроки. Конкретный порядок уплаты налога устанавливается применительно к каждому налогу.
  Система налогов и сборов в Российской Федерации по Налоговому кодексу РФ
  Виды налогов и сборов в Российской Федерации установлены в ст. 12 НК РФ, которая вступает в действие со дня введения в действие части второй НК РФ. В Российской Федерации со дня введения части второй НК РФ устанавливаются следующие виды налогов и сборов:
  1) федеральные налоги и сборы;
  2) налоги и сборы субъектов РФ (региональные налоги и сборы);
  3) местные налоги и сборы.
  Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и обязательные к уплате на всей территории РФ.
  Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и законами субъектов РФ, вводимые в действие в соответствии с НК законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ.
  Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с НК нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.
 
  2.5. Расходы бюджетов.
 
  Расходы государственного бюджета - это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению.
  Расходы федерального бюджета РФ классифицируются:
 1. По роли в общественном воспроизводстве:
 > затраты на развитие материального производства;
 > затраты на содержание непроизводственной сферы.
 2. По функциональному назначению:
 > на финансирование народного хозяйства;
 > социально-культурных мероприятий;
 > оборона страны;
 > содержание аппарата управления;
 > на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
 > на обслуживание государственного долга.
 3. По целевому назначению:
 > капитальные расходы (капитальные вложения в основные фонды, капитальное строительство, то есть расходы на расширенное воспроизводство);
 > текущие расходы (расходы на управление, военные расходы, платежи по внутренним займам и государственному долгу).
  Расходы и доходы государственного бюджета тесно взаимосвязаны. Эта взаимосвязь выражается в количественном соответствии расходов доходам, а также их влиянии друг на друга. С одной стороны, объем расходов лимитируется поступающими бюджетными доходами. Поэтому очень важно установить такой объем расходов, который обеспечивал бы решение стоящих перед обществом задач при минимальных затратах с максимальным эффектом. С другой стороны, правильное использование бюджетных средств приводит к увеличению доходов.
  Работа по составлению бюджета во многом сводится к достижению соответствия между доходами и расходами. Возможны три результата этой работы:
  • сбалансированность - совпадение расходов бюджета и его доходов;
  • профицит бюджета - превышение доходов бюджета над его расходами;
  • дефицит бюджета - превышение расходов бюджета над его доходами.
  Типичным же результатом составления и исполнения бюджетов последних лет был дефицитный бюджет. Причин бюджетного дефицита много: экономический спад; рост предельных издержек общественного производства; массовый выпуск необеспеченных денег; неоправданно раздутые социальные программы; возросшие затраты на финансирование военно-промышленного комплекса; значительный оборот "теневого" капитала; непроизводительные расходы и потери и т.д. В связи с этим говорят о различном качестве самого дефицита:
  • дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики; .
  • дефицит возникает в результате чрезвычайных обстоятельств (война, крупное стихийное бедствие и т.п.);
  • дефицит может отражать кризисные явления в экономике, неэффективность финансово-кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. Только в последнем случае он может рассматриваться как явление чрезвычайное, требующее принятия срочных, действенных экономических мер и соответствующих политических решений.
  Бюджетный кодекс РФ содержит ряд норм, регламентирующих дефицит.
  Так, в случае принятия бюджета на очередной год с дефицитом законом о бюджете одновременно утверждаются и источники финансирования дефицита бюджета.
  Дефицит федерального бюджета финансируется как из внутренних, так и из внешних источников. К внутренним относятся следующие источники:
  • рублевые кредиты банков;
  • госзаймы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;
  • бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней;
  • поступления от продажи имущества, находящегося в госсобственности;
  • сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам;
  • изменение остатков на счетах по учету средств федерального бюджета.
  К внешним источникам финансирования дефицита федерального бюджета относятся:
  • госзаймы в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;
  • кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций в иностранной валюте, привлеченные РФ.
  Для финансирования бюджета субъекта РФ и местного бюджета можно привлекать только внутренние источники:
  • госзаймы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта РФ;
  • бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней;
  • кредиты банков;
  • поступления от продажи имущества, находящегося в собственности субъекта РФ;
  • изменение остатков на счетах по учету средств бюджета субъекта РФ.
  Источниками финансирования дефицита местного бюджета могут быть внутренние источники в следующих формах:
  • муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг;
  • кредиты банков;
  • бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней;
  • поступления от продажи муниципального имущества;
  • изменение остатков на счетах по учету средств местного бюджета.
 
  2.6. Государственный кредит.
 
  Государственный кредит - это одна из форм мобилизации денежных ресурсов государством с целью выполнения своих функций. При осуществлении кредитных операций внутри страны государство является заемщиком средств, а население, предприятия и организации - кредиторами. В сфере международных экономических отношений государство выступает как в роли заемщика, так и в роли кредитора.
  Государственный кредит предоставляется на принципах возвратности, срочности и платности, но он отличается от банковского кредита.
  Существуют принципиальные отличия между двумя этими формами кредитования.
 
  Государственный кредит выполняет три функции:
  1. Через распределительную функцию государственного кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства или их использование на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов.
  2. Регулирующая функция государственного кредита заключается в том, что, вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость.
  3. Контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов. Однако она имеет свои специфические особенности, порожденные особенностями этой категории: I) очень тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств; 2) охватывает движение стоимости в обе стороны, поскольку предполагает возвратность и возмездность получения средств; 3) осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами.
  Управление государственным кредитом
  Высшим органом управления государственным кредитом в РФ является Федеральное Собрание, которое устанавливает максимальные размеры как привлечения средств для финансирования бюджетного дефицита, так и кредитования за счет средств бюджета.
  В соответствии с Конституционным законом "О правительстве" предельный объем выпуска тех или иных ценных бумаг устанавливается Правительством РФ.
  Для оптимизации управления внутренними и внешними заимствованиями Бюджетный кодекс РФ предусматривает разработку Правительством двух программ: 1) Программы государственных внешних заимствований (ст. 108 Б К) и 2) Программы государственных внутренних заимствований. Эти программы представляют собой перечень заимствований на очередной финансовый год с указанием целей, источников, сроков возврата. Программы представляются Федеральному Собранию одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год и подлежат утверждению.
  В процессе управления государственным кредитом решаются задачи:
  1) минимизации стоимости долга для заемщика;
  2) недопущения переполнения рынка заемными обязательствами государства и резкого колебания их курса;
  3) эффективного использования мобилизованных средств и контроля за целевым использованием выделенных кредитов;
  4) обеспечения своевременного возврата кредитов;
  5) максимального решения задач, определенных финансовой политикой, в частности сохранение иностранных капиталов, в стране и переориентировка инвесторов с вывоза полученных доходов из страны на вложение прибыли в развитие производства.
 
  2.7. Внебюджетный специальные фонды.
  Внебюджетные фонды государства - это совокупность финансовых ресурсов, имеющих строго целевое назначение и находящихся в распоряжении федеральных, региональных или местных органов самоуправления. Посредством формирования внебюджетных фондов происходит перераспределение национального дохода органами власти и управления в пользу определенных социальных групп населения и приоритетных сфер экономики.
  По целевой направленности эти фонды можно разделить на две группы: социальные и экономические.
  Внебюджетные социальные фонды - это прежде всего следующие фонды: пенсионный, социального страхования и обязательного медицинского страхования.
  Внебюджетные экономические фонды - это отраслевые и межотраслевые фонды научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (фонды НИОКР), фонды развития жилищной сферы и т.д.
  Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) - крупнейший из внебюджетных социальных фондов. Он образован 27 декабря 1991 г. № 2122-1 Постановлением Верховного Совета РФ. Сегодня бюджет ПФР - второй по величине после федерального.
  Основной источник доходов ПФР - страховые взносы работодателей и работающих.
  Установлены следующие базовые ставки в части, подлежащей зачислению в Пенсионный фонд РФ, при исчислении и уплате ECН:
  28% для налогоплательщиков-работодателей (организации, индивидуальные предприниматели, физические лица);
  20,6% для налогоплательщиков-работодателей, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, крестьянских (фермерских) хозяйств;
  19,2% для налогоплателыциков-неработодателей;
  14% для адвокатов.
  Средства ПФР направляются на выплату государственных пенсий (по возрасту, за выслугу лет, при потере кормильца); пенсий по инвалидности, военнослужащим; компенсации пенсионерам; материальной помощи престарелым и инвалидам; пособий на детей в возрасте от полутора до шести лет; одиноким матерям; на детей, инфицированных вирусом иммунодефицита человека; пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС. За счет средств ПФР финансируются различные программы по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров, детей, осуществляются единовременные денежные выплаты.
 
  Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС) призван способствовать материальному обеспечению лиц, по ряду причин не участвующих в трудовом процессе. Он действует в соответствии с Указом Президента от 7 августа 1992 г. № 822 и Положением о Фонде социального страхования, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. № 101. ФСС управляет средствами государственного социального страхования РФ.
  Основными задачами ФСС являются: обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении и усыновлении ребенка, на погребение, санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также осуществление иных расходов, предусмотренных бюджетом Фонда на соответствующий год, в порядке, определяемом нормативными правовыми актами.
  После введения ECН процентная доля налоговой базы, подлежащая зачислению в ФСС, претерпела изменения: для налогоплательщиков-работодателей, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, а также для родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занятых традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств применяется базовая ставка 2,9%. Для всех остальных палогоплтелыциков-работодателей используется ставка 4% (ранее тариф страховых взносов для всех плательщиков составлял 5,4%).
  Налогоплателыцики-неработодатели не уплачивают ECН в части суммы, зачисляемой в ФСС.
 
  Фонд обязательного медицинского страхования Российской федерации (ФОМС) занимает значительное место в структуре социальных внебюджетных фондов. Система медицинского страхования была введена Законом РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", который был введен в полном объеме с 1 января 1993 г. Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и призвано обеспечить гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объемах и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.
  Для всех плательщиков ECН, как работодателей, так и неработодателей, установлена единая базовая ставка в размере 3,6% в части суммы, зачисляемой в ФОМС, из них:
  0,2% перечисляются в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
  3,4% в территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
  Исключение составляют налогоплательщики-работодатели, занятые в производстве сельскохозяйственной продукции, родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занятые традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянские (фермерские) хозяйства, применяющие ставку 2,6% (0,1% в Федеральный ФОМС и 2,5% в территориальные ФОМС).
  Средства Фонда обязательного медицинского страхования используются на оплату медицинских услуг, предоставляемых гражданам, финансирование целевых медицинских программ, мероприятий по подготовке и переподготовке специалистов, на развитие медицинской науки, на улучшение материально-технического обеспечения здравоохранения и другие цели.
 
 ТЕМА 3. КРЕДИТ. КЕДИТНАЯ СИСТЕМА.
 
 3.1. Кредит как форма движения ссудного капитала
 
  Кредит (от лат. Creditum - ссуда) - это ссуда, т.е. совокупность денежных средств, на возвратной основе передаваемых во временное пользование за плату в виде процента.
  В своем историческом развитии кредит миновал несколько этапов.
 1. Первичное становление.
 2. Структурное развитие.
 3. Современное состояние.
  Основной признак этого этапа - централизованное регулирование кредитных отношений в экономике со стороны государства в лице центрального банка.
  Кредит как ссудный капитал имеет свои особенности, отличающие его от капиталов промышленного и торгового:
 > ссудный капитал как капитал - собственность, владелец которого передает, а точнее продает, заемщику не сам капитал, а лишь право на его временное использование;
 > ссудный капитал как своеобразный товар, потребительская стоимость которого определяется способностью продуктивно использоваться заемщиком, обеспечивая ему прибыль (часть которой идет на последующие выплаты ссудного процента);
 > специфическая форма отчуждения ссудного капитала, процедура передачи которого от кредитора заемщику всегда имеет разнесенный по времени характер в части механизма оплаты (при обычной сделке стоимость проданного товара оплачивается немедленно, кредитные ресурсы и плата за их использование возвращаются через определенное время);
 > особенности движения ссудного капитала, который в отличие от промышленного и торгового на стадии передачи от продавца (кредитора) к покупателю (заемщику) обычно находится лишь в денежной форме.
  Движение кредитных ресурсов осуществляется на рынке ссудных капиталов.
  Функции кредита.
 1. Перераспределительная функция.
  В условиях рыночной экономики происходит свободный перелив ссудного капитала из отраслей с низкой нормой прибыли в отрасли с высокой нормой прибыли. Таким образом, кредит представляет собой механизм перераспределения капиталов и выравнивания нормы прибыли.
 2. Экономия издержек обращения.
  Одним из источников кредита выступают финансовые ресурсы, временно высвобождающиеся в процессе кругооборота промышленного и торгового капиталов. Временный разрыв между поступлением и расходованием средств может определить не только избыток, но и недостаток финансовых ресурсов. В этом случае привлекают ссуды на восполнение временного недостатка собственных оборотных средств, которые обеспечивают ускорение оборачиваемости капитала, а, следовательно, экономию общих издержек обращения.
 3, Функция замещения наличных денег кредитными.
  Кредит ускоряет не только товарное, но и денежное обращение, вытесняя из него наличные деньги. В сфере денежного обращения возникают такие кредитные инструменты, как векселя, чеки, кредитные карточки. В результате замены наличных денег безналичными операциями упрощается механизм экономических отношений на рынке, ускоряется денежный оборот.
 4. Функция ускорения концентрации капитала.
  Развитие производства сопровождается процессом концентрации капитала. Заемный капитал дает возможность предпринимателю расширить масштабы производства и дополнительную прибыль. Несмотря на необходимость платить проценты за кредит, привлечение капитала на условиях займа всегда выгодно. Сосредоточение капитала даже в небольших масштабах приносит положительные экономические результаты и в российских условиях.
 5. Стимулирующая функция.
  Кредитные отношения, предполагающие возврат временно позаимствованной стоимости с приращением в виде процента, побуждают заемщика к более рациональному использованию ссуды, к более рациональному ведению хозяйства при получении ссуды.
 6. Ускорение научно-технического прогресса.
  Спецификой деятельности научно-технических организаций является большой временной разрыв между первоначальными вложениями капитала и реализацией готовой продукции. Именно поэтому нормальное функционирование большинства научных центров немыслимо без использования кредитных ресурсов. Кредит также необходим для осуществления инновационных процессов (внедрение в производство научных разработок и технологий).
  Основные принципы кредита.
  Кредитные отношения в экономике функционируют в соответствии с основными принципами, которые наряду с элементами кредита раскрывают его сущность. Основные принципы кредита:
  • возвратность;
  • срочность;
  • платность;
  • обеспеченность;
  • целевой характер;
  • дифференцированность.
 
  Основные формы и виды кредита.
  Коммерческий кредит.
  Форма кредитных отношений в экономике, породившая вексельное обращение, способствует развитию безналичного денежного оборота. Проявляется в финансово-хозяйственных отношениях между юридическими лицами в форме реализации продукции и услуг с отсрочкой платежа. Цель - ускорение процесса реализации товаров и извлечения заложенной в них прибыли. Объектом коммерческого кредита является товарный капитал, инструментом выступает вексель.
  Банковский кредит.
  Предоставляется исключительно специализированными кредитно-финансовыми организациями, имеющими лицензию от центрального банка на осуществление подобных операций. В роли заемщика могут выступать только юридические лица, инструментом кредитных отношений является кредитный договор или кредитное соглашение. Объектом банковского кредита выступает денежный капитал. Доход поступает в виде ссудного или банковского процента.
  Потребительский кредит. Действует при целевом кредитовании физических лиц в товарной или денежной формах.
  Государственный кредит. Отличительная его особенность - участие в кредитных отношениях государства в лице его органов власти различных уровней в качестве кредитора или заемщика.
  Международный кредит. Это наиболее поздняя форма развития, когда экономические отношения вышли за национальные рамки. Он функционирует на международном уровне, участниками которого могут выступать отдельные юридические лица, правительства соответствующих государств, а также международные финансово-кредитные институты (Международный валютный фонд, Мировой банк. Европейский банк и др.).
  Виды кредита. В зависимости от:
  1) срока оплаты ссуды (краткосрочные - до шести месяцев, среднесрочные - от шести месяцев до одного года, долгосрочные - свыше одного года);
  2) объекта кредитования (приобретение сырья, топлива, материалов в промышленности, приобретение разнообразных товаров в торговле; затрат по растениеводству и животноводству в сельском хозяйстве);
  3) отраслевой направленности (в промышленность, строительство, на транспорт, в торговлю и т.д.);
  4) обеспеченности (доверительные, обеспеченные ссуды и ссуды под финансовые гарантии третьих лиц);
  5) платности за использование (платные - заемщик платит процент, бесплатные - заемщик лишь возвращает долг без оплаты процента).
 
  3.2. Кредитная система и ее организация.
  Центральный банк и его место в кредитной системе.
 
  Современная кредитная система России функционирует в соответствии с двумя специализированными федеральными законами: Законом "О банках и банковской деятельности в РСФСР", "О Центральном банке РФ", а также Гражданским кодексом РФ и другими нормативными актами.
  Согласно этим нормативным актам кредитная организация - это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) ЦБ имеет право осуществлять банковские операции.
  Кредитная система - совокупность кредитных отношений и институтов, организующих эти отношения.
  Кредитная система РФ включает в себя Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков.
  Банк - кредитная организация, имеющая исключительное право осуществлять следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц; размещение указанных средств от своего имени на условиях возвратности, срочности, платности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
  В настоящее время в России действует двухуровневая банковская система:
 > Центральный Банк России, эмиссионный банк;
 > Многочисленные коммерческие банки.
  Деятельность ЦБ РФ в современных условиях должна быть подчинена трем целям:
  1) защите и обеспечению устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранной валюте;
  2) развитию и укреплению банковской системы РФ;
  3) обеспечению эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.
  Структура ЦБ. Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой. В систему Банка входят центральный аппарат, территориальные учреждения, отделения на местах. Национальные банки республик являются территоральными учреждениями ЦБ РФ. Территориальные учреждения не имеют статуса юридического лица и не имеют права принимать решения, носящие нормативный характер.

<< Пред.           стр. 1 (из 3)           След. >>

Список литературы по разделу