<< Пред.           стр. 128 (из 272)           След. >>

Список литературы по разделу

 Источит: Historical Statistics of the United States, 1970, p.1119 и Table 21-1
 ровольными, их принято относить скорее к налогам,
 чем к страховым взносам. Обязательность системы
 социального страхования аргументируется тем об-
 стоятельством, что некоторые люди недостаточно
 предусмотрительны для того, чтобы обеспечить свои
 собственные нужды в старости или в случае нетру-
 доспособности.
 Налоги с продаж и акцизные сборы, которые по
 своему значению стоят на втором месте, являются
 налогами, взимаемыми с продаж определенных то-
 варов. На федеральном уровне имеются акцизы на
 алкогольные напитки и табачные изделия, а также
 на автомобили, телефонные переговоры и авиацион-
 ные билеты. На уровне штатов и местных органов
 важным источником доходов являются налоги на
 продажи вообще (при этом некоторые товары часто
 от них освобождаются).
 Налог на прибыли корпораций взимается с ба-
 лансовых доходов корпораций (определение кото-
 рых приведено в гл. 7). Налоги на прибыли корпо-
 раций в 1949 г. давали почти 25% поступлений Фе-
 дерального правительства, но к 1985 г. эта доля упа-
 ла до менее чем ЮУо1. Закон о налоговой реформе
 1986 г. увеличил налоги на доходы корпораций, в
 результате чего они составили 13% общей суммы
 федеральных доходов. Налог на доходы корпораций
 весьма противоречив. Экономисты подчеркивают,
 что прибыли корпораций облагаются налогом дваж-
 ды. Первый раз — когда корпорация получает при-
 были. Затем при выплате корпорацией полученной
 прибыли владельцам акций в виде дивидендов по-
 следние вновь облагаются налогом. Несмотря на эту
 критику, Закон о налогах 1986 г. увеличил налоги
 на корпорации.
 Структура налогов США подобно налоговой
 структуре других стран в этом столетии подверглась
 радикальным изменениям. Как показано в табл. 21-3,
 в 1902 г. большинство налоговых поступлений было
 получено от налогов на собственность и продажи, а
 также от акцизных сборов и таможенных пошлин
 1 Алан Ауэрбах и Джеймс Потерба в своей статье «Why Have Corporate
 Tax Revenues Declined?», NBER PoVcy Annual 1987, объясняют падение
 относительной значимости налогов на корпорации как снижением при-
 былей корпораций, так и изменениями в налоговом законодательстве.
 (тарифов) на импортируемые товары. Налога на
 личные доходы и на прибыли корпораций не суще-
 ствовало вообще. Однако изменилась не только
 структура налогов, но и их общая сумма. Совокуп-
 ные налоговые поступления в 1902 г. составили
 лишь 8% суммы доходов (ВНП). Сегодня же они
 составляют более 30%. Конечно, в то время прави-
 тельство делало гораздо меньше. Из небольшой ве-
 личины тогдашнего бюджета на оборону и пособия
 для ветеранов направлялось существенно больше
 половины всей суммы; лишь малая часть шла на со-
 циальные нужды.
 Налог на добавленную стоимость
 В Соединенных Штатах не практикуется налог на
 добавленную стоимость, являющийся важным ис-
 точником государственных доходов во многих стра-
 нах, особенно европейских. Налог на добавленную
 стоимость эквивалентен обычному налогу на роз-
 ничную торговлю, взимаемому по общей ставке со
 всех товаров, продаваемых в экономике Налог на
 добавленную стоимость взимается на всех стадиях
 производства. Сумма, подлежащая налогообложе-
 нию на каждой стадии, не равна цене продажи, а
 составляет всего лишь добавленную стоимость, т.е.
 равна цене продажи за вычетом затрат на покупку
 факторов производства. Таким образом, производи-
 тель автомобилей, который покупает сталь и по-
 крышки у других фирм, платит налог на добавлен-
 ную стоимость, которым облагается стоимость про-
 данных автомобилей за вычетом стоимости закуп-
 ленных и использованных в производстве стали и
 покрышек. Фирма, торгующая автомобилями в роз-
 ницу, платит в свою очередь налог со стоимости
 своих продаж, уменьшенной на сумму, выплачен-
 ную производителю этих автомобилей. Складывая
 собранные на каждой стадии налоги, легко увидеть,
 что итоговая сумма налога на добавленную стои-
 мость представляет собой не что иное, как налог не-
 посредственно на розничную торговлю.
 После того как мы привели в этом параграфе
 данные о государственных доходах, мы можем те-
 перь перейти к обсуждению последствий налогооб-
 ложения для процесса распределения ресурсов и к
 380 Часть 5: Налоги, трансферты и государственные расходы
 изложению принципов правильного налогообложе-
 ния. Мы поговорим о том, что является хорошим
 (или наименее плохим) налогом, а также о том, ка-
 ких налогов следует избегать и по какой причине.
 2. Принципы налогообложения
 Какие из существующих или воображаемых налогов
 должно выбрать государство для финансирования
 своих нужд? В качестве первого критерия выступает
 справедливость, или равенство, в качестве второго
 — эффективность. Эффективными являются нало-
 ги, которые минимизируют неблагоприятные по-
 следствия своего функционирования для процесса
 распределения ресурсов. Приступим к рассмотре-
 нию этих критериев, хотя, разумеется, при обсужде-
 нии справедливых и эффективных налогов мы не
 считаем, что реальные налоги являются таковыми.
 Справедливое налогообложение
 Государственные налоги и расходы влияют на рас-
 пределение доходов, возлагая бремя на одних людей
 и предоставляя блага другим. Экономистов, не гово-
 ря уже о налогоплательщиках, уже многие годы му-
 чает вопрос о справедливом распределении этого
 бремени и этих благ. Два основных этических прин-
 ципа являются общепринятыми.
 О Принцип горизонтальной справедливости
 предполагает, что находящиеся в равном поло-
 жении должны трактоваться налоговыми зако-
 нами одинаково. Принцип вертикальной спра-
 ведливости предполагает, что находящиеся в
 неравном положении должны трактоваться
 неодинаково.
 Предположим, что двое работают по 40 ч в неделю
 и один получает зарплату, работая по найму, тогда
 как другой зарабатывает на жизнь своим собствен-
 ным бизнесом, скажем, ресторанным. Предполо-
 жим, что прибыль собственника ресторана в точно-
 сти равна величине заработной платы наемного ра-
 ботника. Принцип горизонтальной справедливости
 предполагает, что каждый человек должен выплачи-
 вать налог одинаковой величины. Если же налоговая
 система облагает налогом прибыль по одной ставке,
 а заработную плату — по другой, то принцип гори-
 зонтальной справедливости будет нарушен. Прин-
 цип вертикальной справедливости гласит, что тот,
 кто получает больше, должен и больше платить в
 виде налогов, даже если его заявленные (т.е. облагае-
 мые налогом) доходы по какой-либо причине искус-
 ственно занижены.
 Но как именно должно трактоваться неравен-
 ство? Это уже скорее вопрос этики. Наиболее древ-
 ний принцип системы государственных финансов
 состоит в том, что налоги должны быть основаны
 на платежеспособности. Другими словами, сумма
 взимаемых налогов основывается на величине дохо-
 дов или богатства Альтернативный подход — это
 использование в качестве базы налогообложения
 размера выгод, получаемых от деятельности госу-
 дарства Перед тем, как обсудить эти принципы, мы
 должны выяснить, как определить равенство.
 ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАВЕНСТВА. Естественной отправ-
 ной точкой является следующая мысль: налоговой
 системой в качестве равных рассматриваются те, у
 кого равны текущие доходы. Но текущие доходы в
 действительности не являются подходящим показа-
 телем того, насколько человек богат. Студент-медик,
 обладающий такими же доходами, как и дворник,
 все же богаче последнего, поскольку имеет более
 высокую сумму доходов, полученных в течение жиз-
 ни. Возможно, мы должны определить равных через
 их суммарные доходы, полученные в течение жизни.
 Даже если мы сможем надежно оценить суммар-
 ные доходы (кроме всего прочего, некоторые сту-
 денты-медики отчисляются за неуспеваемость), ряд
 трудных вопросов все равно остается. Рассмотрим
 двух людей, каждый из которых имеет одинаковые
 совокупные доходы. Оба теперь на пенсии. Один,
 будучи молодым, делал сбережения и теперь живет
 хорошо. Другой в молодости хорошо проводил вре-
 мя и теперь живет очень бедно. Равны ли они? Или
 рассмотрим двух людей, работающих на одном за-
 воде, делающих одинаковую работу и получающих
 одинаковую оплату. Один из них имеет на иждиве-
 нии пятерых детей. Равны ли они? Это этические
 вопросы, и, к сожалению, принцип горизонтальной
 справедливости в подобных случаях не дает конк-
 ретного ответа На практике вопрос решается зако-
 нодателями, которые, голосуя по вопросу о налогах,
 видимо, основываются на принципах, подобных
 принципу горизонтальной справедливости. Однако у
 них есть, разумеется, и множество других политиче-
 ских соображений, и, кроме того, на них оказывает-
 ся политическое давление
 ПРИНЦИП ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ ПРОТИВ
 ПРИНЦИПА ВЫГОД. Принцип вертикальной
 справедливости имеет дело с проблемой, взгляды на
 которую расходятся коренным образом, а именно:
 каким образом находящиеся в неравных условиях
 должны трактоваться неодинаково. Принцип плате-
 жеспособности ясно выражает точку зрения о необ-
 ходимости государственного перераспределения до-
 ходов, поскольку этот принцип гласит, что оплата
 услуг государства должна быть выше для богатых и
 ниже для бедных. Принцип же получаемых выгод,
 Глава. 21: Налоги и государственные расходы 381
 
 Процент домашних хозяйств
 РИС. 21-1. Прогрессивные налоги уменьшают неравенство.
 Кривая Лоренца показывает, что прогрессивные налоги делают
 распределение посленалоговых доходов (цветная линия) более
 равным, чем распределение предналоговых доходов (черная ли-
 ния)
 который требует соответствия уровня выплат, про-
 изводимых, человеком, той выгоде, которую он из-
 влекает, предполагает отсутствие какого бы то ни
 было перераспределения доходов. Применительно к
 налогообложению в целом этим принципам соот-
 ветствуют две точки зрения: одни считают, что теку-
 щее перераспределение доходов является приемле-
 мым, другие же полагают, что государство не дол-
 жно пытаться перераспределять доходы. Последняя
 точка зрения обычно выдвигается консерваторами.
 Справедлив принцип получаемых выгод или нет
 — это зависит от того, на что тратятся государ-
 ственные средства. Рассмотрим, например, оплату
 расходов на поддержание правопорядка. Так как
 уровень преступности чаще всего наиболее высок в
 районах, населенных людьми с низкими доходами,
 можно утверждать, что бедные извлекают больше
 выгоды из охраны порядка, чем богатые. Принцип
 платежеспособности говорит о том, что бедные дол-
 жны тем не менее платить более низкие налоги. А в
 соответствии с принципом получаемых выгод пред-
 полагается, что больше должны платить бедные, по-
 скольку они извлекают большую выгоду. В этом слу-
 чае принцип получаемых выгод для большинства
 людей будет несправедливым. Рассмотрим, однако,
 другой пример, а именно использование шоссейных
 дорог. Многие согласны с тем, что пользователи ско-
 ростных трасс должны платить больше других на их
 строительство и поддержание в нормальном состоя-
 нии. Так и делается — система скоростных трасс
 частично финансируется налогами на бензин.
 Принцип получаемых выгод не может быть при-
 менен к общественным благам2, поскольку мы не
 знаем, как измерять полезность общественного бла-
 га для каждого человека. И этот принцип несовме-
 стим с государственными трансфертными платежа-
 ми. Должен ли человек, получающий пособие по
 безработице, платить за это государству пропорцио-
 нально полученным выгодам? Если да, то люди, по-
 лучающие трансферты, должны были бы возвращать
 их государству, что было бы равносильно отсут-
 ствию трансфертных выплат.
 ПРОГРЕССИВНЫЕ И РЕГРЕССИВНЫЕ НАЛОГИ
 Вернемся к принципу платежеспособности. Ключе-
 вой вопрос состоит в следующем: как должны ме-
 няться налоги в зависимости от измеренного ка-
 ким-то образом показателя платежеспособности?
 Эщ> вопрос о желательности прогрессивной налого-
 вой системы.
 О Налоговая система является прогрессив-
 ной, если после выплаты налогов неравенство
 в экономическом положении сокращается.
 Она является регрессивной, если после выпла-
 ты налогов неравенство возрастает.
 Доход используется для измерения благосостояния
 только потому, что среди доступных показателей
 нет ничего лучше. Налоговая система является про-
 грессивной, если кривая Лоренца для доходов после
 уплаты налогов показывает более равномерное рас-
 пределение, чем для доходов до уплаты налогов3.
 Иными словами, налоговая система является про-
 грессивной, если богатый платит в качестве налогов
 большую долю своих доходов, чем это делает бед-
 ный. Рисунок 21-1 иллюстрирует то, как прогрес-
 сивные налоги уменьшают неравенство в доходах.
 В течение длительного времени необходимость
 прогрессивности налогов была популярной точкой
 зрения. Это оценочное суждение о справедливости
 является элементом налоговой системы. Шкала фе-
 деральных налогов вплоть до 1986 г. была резко
 прогрессивной, что подразумевало рост предельной
 налоговой ставки вместе с ростом доходов.
 0 Предельная ставка налога — это ставка
 обложения налогом дополнительного доллара
 доходов. В противоположность ей средняя
 ставка налога является отношением суммы
 налогов к величине доходов.
 Если предельная налоговая ставка растет вместе с
 1 Вспомните из гл. 4, что национальная оборона является классическим
 примером общественного блата.
 3 Кривая Лоренца была введена в гл. 20. См, в частности, рис 20-4 и рис
 20-5.
 382 Часть 5: Налоги, трансферты и государственные расходы
 
 
 Доход до
 вычета
 налогов
 Доход
 после
 вычета
 налогов
 Прогрессивная
 Пропорциональная
 
 
 Доход до
 вычета налогов
 (а) Пропорциональные налоги
 Доход до

<< Пред.           стр. 128 (из 272)           След. >>

Список литературы по разделу