<< Пред.           стр. 127 (из 272)           След. >>

Список литературы по разделу

 необходимом уровне. Черта относительной бедности,
 как правило, устанавливается на уровне, равном поло-
 вине медианного дохода, и отражает существование
 тех, кому не грозит голод, но кто «беден среди бога-
 тых».
 Около 14% населения США проживают в условиях аб-
 солютной бедности. Этот показатель резко снизился в
 течение 60-х годов, но затем вырос в период с конца
 70-х годов до 1983 г, когда начал вновь уменьшаться,
 что было вызвано подъемом американской экономики.
 Лишь небольшая часть тех, кто становится бедным в
 данный момент, остается бедным надолго. Однако лю-
 ди, являющиеся хронически бедными, составляют зна-
 чительную часть тех, кто уже в данный момент явля-
 ется бедным
 Ключевые термины
 Персональное распределение дохода
 функциональное распределение дохода
 Кривая Лоренца
 Экономическая мобильность
 Дискриминация
 Сравнительная ценность
 Дилемма: бедность или неравенство
 Абсолютная и относительная черта бедности
 Задачи
 Используйте рис 20-2, отражающий идеи равновесия
 на рынке труда, чтобы показать влияние, оказываемое
 на функциональное распределение дохода увеличени-
 ем предложения труда, которое сопровождается ро-
 стом капитала при неизменном уровне капиталовоо-
 руженности, (а) Что произойдет с зарплатой, доходом
 на собственность и долей труда и капитала в совокуп-
 ном доходе? (Ь) Как изменятся ваши ответы, если
 предположить, что предложение труда увеличивается
 быстрее, чем величина капитала?
 До середины 30-х годов существовало твердое убежде-
 ние, что динамика доли труда стабильна и сама доля
 практически равна константе на протяжении какого-
 то отрезка времени. Подтверждает или опровергает
 это предположение опыт последних 20 лет функцио-
 нирования экономики США?
 Нижеследующая таблица иллюстрирует распределение
 дохода в Великобритании за два года — 1949-й и
 1979-й (а) Нанесите на один график кривые Лоренца
 для обоих лет. (Ь) Какой год демонстрирует большую
 степень равенства?
 Нижние 51— 61— 71— 81— Верхние Верхний
 50% 60% 70% 80% 90% 10% 1%
 1949 26,5 9,5 10,5 11,9 14,5 27,1 6,4
 1979 26 Д 9,3 11,3 13,5 16,3 23,4 3,9
 Источник Central Statistical Office (ШС) Economic Trends, May 1978
 and February 1981.
 4. Нижеследующая таблица иллюстрирует распределе-
 ние доходов до и после вычета налогов в Великобри-
 тании, (а) Изобразите кривые Лоренца для обоих ря-
 . дов на одном графике. (Ь) Увеличивает или сокраща-
 ет степень неравномерности британская налоговая
 система?
 Распределение доходов до и после удержания налогов
 в Великобритании
 Нижние II III IV Верхние Верхний
 20% 20% 20% 20% 20% 1%
 До вычета
 налогов 5,9 10,3 16,5 24,7 42,6 5,3
 После вычета
 налогов 7,0 11,5 17,0 24,8 39,7 3,9
 Источник. Central Statistical Office (U.K.) Economic Trends, May 1978
 and February 1981.
 5. Проанализируйте таблицу экономической мобильно-
 сти (табл. 20-6). Обсудите три стратегии (носящие ха-
 рактер изменений в законодательстве или государ-
 ственных программ), которые позволили бы достичь
 почти абсолютной мобильности. Подумайте также о
 трех стратегиях, имеющих обратный эффект.
 376 Часть 4: Рынки факторов производства и распределение доходов
 Какова связь, если она есть вообще, табл. 20-6 с во-
 просом о том, чем в большей степени — наследствен-
 ностью или окружением — определяется уровень до-
 хода.
 Кто выигрывает в результате дискриминации жен-
 щин? Объясните, почему.
 Правительство издает закон о минимальной заработ-
 ной плате, требующий от фирм платить своим работ-
 никам не менее 5 долл. в час (а) Какою влияние это-
 го закона на неквалифицированных рабочих, получав-
 ших до этого 4 долл. в час? (Ь) Фирмы дискриминиру-
 ют не белых работников путем выплаты белым 20-
 процентной надбавки. Как вы думаете, улучшится или
 ухудшится положение белых работников с введением
 минимума зарплаты?
 Какую прбблему вы считаете более важной — бед-
 ность или неравенство? Почему?
 
 Обсудите, почему в обществе, где каждый имеет до-
 статочно пиши и приличную крышу над головой, мо-
 жет существовать проблема бедности?
 Часто можно услышать, что рыночное распределение
 доходов должно быть признано единственно верным и
 что ему не следует чинить никаких препятствий. Об-
 судите этот тезис, помня, что конкурентная рыночная
 экономика обеспечивает эффективное размещение ре-
 сурсов.
 Студенты часто причисляются к бедным, несмотря на
 то, что, возможно, в будущем они будут обладать вы-
 соким уровнем дохода. Пожилые люди, получавшие в
 прошлом, вполне возможно, высокие доходы, также
 зачастую относятся к бедным. Верно ли это? Если нет,
 то каким образом люди, принадлежащие к различным
 возрастным категориям, должны классифицироваться
 в статистике бедности?
  10.
 НАЛОГИ.
 ТРАНСФЕРТЫ
 И ГОСУОАРСТ-
 BEHHbIE
 рдсхоаы
 
 Налоги и госу-
 дарственные
 расходы
 1986 г. стал свидетелем наиболее радикальной в по-
 слевоенной истории Соединенных Штатов феде-
 ральной налоговой реформы. Закон о налоговой ре-
 форме 1986 г. явился кульминационной точкой дли-
 тельного периода неудовлетворенности общества
 сложностью и очевидной несправедливостью суще-
 ствовавшей налоговой системы.
 Сторонники налоговой реформы утверждали, что
 прежние налоги были не только несправедливы (ка-
 кая-то часть богатых с помощью различных юриди-
 ческих уловок вовсе избегала налогообложения), но
 и непомерно высоки. В 1981 г. из каждого рабочего
 дня 2,75 часа уходило на выплаты государству, тогда
 как в 1929 г. — менее одного часа. Недовольство
 налогами вызвало в ряде штатов принятие законов,
 ограничивающих право правительства увеличивать
 налоги. Целое политическое движение выступало за
 внесение поправок в Конституцию США, призван-
 ных ограничить налоги, и за обеспечение сбаланси-
 рованного бюджета.
 Протест против существовавшей налоговой си-
 стемы привел в 1981-1984 гг. к снижению феде-
 ральных налогов, что обусловило существование
 огромного бюджетного дефицита 80-х годов. Сокра-
 щение налогов в начале 1980-х годов и налоговая
 реформа 1986 г. вскрыли множество проблем, кото-
 рые до сих пор являются центральными в полемике
 о роли государства в экономике и влиянии послед-
 него на процесс распределения ресурсов.
 «Налоги — это наша плата за цивилизованность
 общества», — утверждал Оливер Уэнделл Холмс,
 имея в виду то, что многие из функций государства
 являются существенно важными и, следовательно,
 для их реализации необходимы налоги. Но налоги,
 как мы знаем из гл. 4, искажают итоги процесса
 распределения ресурсов и деформируют структуру
 производства Например, облагая налогом заработ-
 ную плату, правительство может вынудить людей
 работать меньше, а вводя налог на бензин, — заста-
 вить меньше ездить на автомобилях. Один из глав-
 ных вопросов настоящей главы состоит в том, ка-
 кой из методов налогообложения является наилуч-
 шим, или, что то же самое, каким способом можно
 свести к минимуму искажения в экономике, неиз-
 бежно создаваемые существованием налогов.
 Уровень налогов определяется главным образом
 размером государственных расходов. Поэтому вто-
 рым важным вопросом, который мы обсудим в
 этой главе, является определение желаемого уровня
 государственных расходов. Может ли что-либо ска-
 зать об этом позитивная экономическая теория или
 же все это является предметом нормативной эконо-
 мической теории и соответственно решение вопро-
 са зависит от политических предпочтений? Ответ,
 видимо, лежит где-то посередине
 Обсуждая проблемы налогообложения и государ-
 ственных расходов в настоящей главе, мы разовьем
 378 Часть 5: Налоги, трансферты и государственные расходы
 ТАБЛИЦА 21-1. Государственные доходы в % от ВНП
 в 1983 г.
 Страна
 Отношение налогов к ВНП, %
 Швеция
 Бельгия
 Германия
 Италия
 Великобритания
 Канада
 Австралия
 Соединенные Штаты
 Япония
 60
 45
 45
 45
 42
 39
 33
 32
 30
 Источюас: OECD Economic Ouuooh December 1986, Table R9.
 начатое в гл. 4 обсуждение роли государства в сме-
 шанной экономике и повторим вкратце перечень
 приведенных там причин вмешательства государства
 в экономику. В соответствии с теорией государ-
 ственное вмешательство вызывается необходи-
 мостью стабилизации экономического цикла, обес-
 печения общественными благами, нейтрализации
 воздействия внешних эффектов в производстве и
 потреблении, улучшения информационных потоков,
 регулирования монополизированных или несовер-
 шенно конкурентных частных рынков, а также
 нуждами перераспределения доходов. Обсуждение
 экономического цикла мы оставляем до макроэко-
 номического раздела книги. Государственное регули-
 рование экономики, которое распространяется на
 несовершенно конкурентные рынки, внешние эф-
 фекты, а также проблемы, связанные с информаци-
 ей, рассмотрены в гл. 13-14. В гл. 22 мы сосредото-
 чим внимание на трансфертных программах и вэл-
 фере. Здесь же мы остановимся на налоговой систе-
 ме и государственных закупках товаров и услуг.
 1. Налогообложение в экономике США
 Начнем с фактов, касающихся налогов. Органы вла-
 сти в Соединенных Штатах — Федеральное прави-
 тельство, правительства штатов и местные органы
 — собирают в виде налогов сумму, равную почти
 1Z3 ВНП. Как видно из данных, приведенных в табл.
 21-1, этот показатель ниже, чем в большинстве про-
 мышленно развитых стран, но в то же время он
 значительно превышает показатель любого из мир-
 ных периодов, предшествовавших второй мировой
 войне
 В табл. 21-2 показаны источники государствен-
 ных доходов в Соединенных Штатах. Лишь неболь-
 шая часть государственных доходов поступает в
 форме оплаты услуг государства, а подавляющую
 часть дают налоги. Большая часть налогов (62%) взи-
 мается Федеральным правительством, которое затем
 перераспределяет некоторые из этих доходов между
 штатами и местными органами власти.
 Тремя главными источниками государственных
 доходов являются: личный подоходный налог, отчис-
 ления на социальное страхование, а также акциз-
 ные сборы и налоги с продаж. Последний компо-
 нент является наиболее значительным источником
 доходов для правительств штатов. Закон о налоговой
 реформе 1986 г. сократил налоговые ставки на лич-
 ные доходы и увеличил налоги на корпорации; но
 даже при этом личный подоходный налог, введен-
 ный в 1913 г., и в будущем останется крупнейшим
 источником доходов государства.
 Более четверти государственных доходов поступа-
 ет от налогов на социальное страхование. Эти нало-
 ги являются отчислениями, дающими право тем,
 кто их производит, на получение пенсии и выплат
 по нетрудоспособности. Из-за того что платежи I
 систему социального страхования не являются доб-
 ТАБЛИЦА 21-2. Источники государственных доходов в
 Соединенных Штатах в 1985 г. (в % от суммы чистых
 государственных доходов)
 Правительства
 Федеральное штатов и местные
 правительство органы власти Итого
 Источник
 
 
 Налоги на доходы
 и собственность
 Личный
 подоходный налог 26,7 5,7 32,4
 Социальное
 страхование 24,6 3,5 28,1
 Налог на прибыль
 корпораций 5,8 1,4 72
 Налог на
 собственность — 8,5 8,5
 Налоги на товары
 Акцизы и налоги
 с продаж 2,8 13,3 16,1
 Таможенные
 пошлины (тарифы) 1,0 — 1,0
 Прочие (включая
 неналоговые
 поступления) 1,3 5,4 .6,7
 Итого 62,2 37,8 100,0
 Федеральные субсидии
 правительствам
 штатов и местным
 органам власти -7,8 +7,8 —
 Источник: Survey of Current Business, December 1986.
 Глава 21: Налоги и государственные расходы 379
 ТАБЛИЦА 21-3. Структура налоговых поступлений в Соединенных Штатах (в % от общих налоговых поступлений)
 Подоходный налог, Налоги на прибыли Налоги на продажи, акцизы, Налоги Прочие
 социальное страхование корпораций таможенные сборы на собственность налоги
 
 
 1902 — — 30,3 41,8 27,9
 1927 7,8 11,1 12,8 38,8 29,5
 1985 60,5 7,2 17,1 8,5 6,7

<< Пред.           стр. 127 (из 272)           След. >>

Список литературы по разделу