<< Пред.           стр. 176 (из 272)           След. >>

Список литературы по разделу

 Предположим, что равновесный уровень выпуска про-
 дукции равен 1000 долл. Государственные расходы
 G — 100, а ставка подоходного налога t — 0,2 (а) Ка-
 ким будет дефицит государственного бюджета при ис-
 ходном значении уровня доходов? (Ь) Предположим,
 что выпуск, продукции при условии полной занятости
 составил бы 1100 долл. Какова будет величина бюд-
 жетного дефицита при условии полной занятости? (с)
 Для каких целей используется оценка бюджета пол-
 ной занятости?
 Первоначально при выпуске продукции на уровне,
 равном потенциальному, уровень доходов составляет
 1000, а правительственные расходы — 50. Показатель
 MPC равен 0,8, а налоговая ставка составляет ОД. (а)
 Инвестиции понижаются на 30 единиц. Какое влия-
 ние это окажет на уровень выпуска продукции и раз-
 рыв между потенциальным и реальным ВНП? (Ь) Ка-
 кое влияние окажет уменьшение уровня доходов на
 реальный бюджет и бюджет полной занятости? (с)
 Предположим, что правительство увеличивает свои
 расходы, чтобы вернуть экономику в состояние с по-
 тенциальным уровнем выпуска продукции. Что в этом
 случае произойдет с реальным бюджетом и бюджетом
 полной занятости? (Эту часть ответа вам следует на-
 чать с вычисления того, насколько придется увеличить
 величину G, чтобы вернуть выпуск продукции на
 уровень, равный 1000.)
 Объясните, почему в экономике, где действует прави-
 тельство, в точке экономического равновесия сумма
 сбережений не обязательно будет равна сумме инве-
 стиций.
 (а) Каким образом государственный долг может рас-
 ти? (Ъ) В каком смысле наличие государственного дол-
 га может быть бременем для экономики?
 Почему Федеральное правительство старается финан-
 сировать свои расходы полностью за счет налогов, хо-
 тя оно могло бы для этих целей занять средства у на-
 селения?
 
 «В действительности очень просто удерживать эконо-
 мическую активность на уровне, близком к состоянию
 полной занятости. Все, что требуется для этого, — это
 готовность правительства достаточно быстро использо-
 вать все свои средства фискальной политики всякий
 раз, когда это только становится необходимо». Обсу-
 дите это высказывание
 Предположим, что правительство увеличивает размер
 налоговой ставки, (а) Покажите графически, почему
 при этом понижается уровень доходов. (Ь) Объясните,
 почему увеличение налоговой ставки способствует со-
 кращению бюджетного дефицита, даже если при этом
 оно понижает уровень доходов.
 12 Обсудите, в чем причины возникновения бюджетного
 дефицита в середине 80-х годов. Определите, в частно-
 сти, в чем состояло различие между дефицитом перио-
 да 1981-1982 и 1985-1987 гг, основываясь в своем от-
 вете на том, был ли данный дефицит реальным или же
 это дефицит при условии высокого уровня занятости
 (так называемый структурный дефицит). Обсудите так-
 же возможные пути устранения бюджетного дефицита
 Приложение I. Пропорциональные налоги
 В тексте данной главы подробно анализировалось
 влияние аккордных налогов на уровень совокупного
 спроса. Однако с увеличением уровня доходов нало-
 ги обычно также возрастают. В этом приложении
 мы рассмотрим влияние пропорциональных налогов
 на уровень совокупного спроса, объем выпуска про-
 дукции и величину мультипликатора
 Мы сохраняем предположение, что уровень по-
 требления пропорционален величине личного распо-
 лагаемого дохода. На рис 28Ш-1 показано, каким
 образом пропорциональные налоги влияют на пове-
 дение функции потребления. При потребительской
 функции С налоги равны нулю, а уровень потребле-
 ния по-прежнему задается формулой С = 0,75У, как
 это было и в гл. 25. Когда мы вводим в нашу модель
 пропорциональные налоги и налоговую ставку опре-
 деляем на уровне t ?= 0,1, то при этом мы хорошо
 понимаем, что теперь домашние хозяйства получат
 в виде располагаемого дохода только 90% нацио-
 нального дохода. Они потребляют лишь 75% этого
 располагаемого дохода. Обозначим располагаемый
 доход как YD, a Y будет по-прежнему обозначать
 выпуск продукции, или ВНП. Тогда функция по-
 требления может быть записана как С = 0,75YD.
 Однако теперь уровень располагаемого дохода равен
 0,9У, где Y — величина национального дохода. От-
 534 Часть 6: Совокупный спрос и факторы, его определяющие
 
 
 200 400 600 800 1000
 Национальный доход Y
 сюда следует, что теперь на долю потребления будет
 приходиться гораздо более низкая доля националь-
 ного дохода, а именно 0,675 (0,75 х 0,9).
 График функции потребления С показывает, что
 эффект от введения налогов будет состоять в сокра-
 щении уровня потребления для каждого данного
 уровня доходов. Кроме того, мы должны уделить
 некоторое внимание корректировке определения
 предельной склонности к потреблению. После по-
 явления в экономике налогов каждый дополнитель-
 ный доллар национального дохода приводит к уве-
 личению располагаемого дохода на (1 — г) долл. Из
 общей суммы этого увеличения на потребление
 идет доля, равная величине показателя MPC Следо-
 Доходы, выпуск продукции
 Биссектриса
 РИС 28Ш-1. Влияние налогообложения на поведение фун-
 кции потребления. Функция потребления С показывает, как
 уровень потребления соотносится с величиной национального до-
 хода, когда в экономике отсутствует налогообложение Кривая С
 представляет эту же взаимосвязь, но уже при наличии пропорци-
 онального налога со ставкой, равной 0,1; это означает, что теперь
 домашние хозяйства получают только 90 центов с каждого дол-
 лара национального дохода. А так как они продолжают потреб-
 лять 75% своего располагаемого дохода, то теперь уровень их по-
 требления составит 0,75 х 0,9Y, т.е. 0,675 национального дохода.
 Таким образом, в результате появления налогообложения кривая
 функции потребления перемещается вниз из положения С в по-
 ложение С
 вательно, теперь предельная склонность к потреб-
 лению MPC= MPC х (1 — г). Наличие пропорцио-
 нальных налогов, таким образом, сокращает ту
 часть каждого дополнительного доллара доходов,
 которая будет идти на потребление. На рисунке
 это представлено уменьшением наклона кривой
 функции потребления. Чем выше ставка пропорци-
 онального налога, тем ниже будет величина показа-
 теля предельной склонности к потреблению в на-
 циональном доходе
 Рисунок 28Ш-2 показывает, что будет происхо-
 дить с совокупным спросом и выпуском продукции,
 если налоговая ставка увеличится с 0 до ОД Кривая
 функции совокупного спроса при этом переместит-
 ся вниз, как это и показано на рис 28П1-1, а точка
 равновесия опустится из положения E в положе-
 ние E'.
 Мультипликатор при пропорциональных
 налогах
 Формула мультипликатора, выведенная нами в гл 25,
 будет использована и здесь, с той лишь разницей,
 что теперь мы должны принять в расчет существую-
 щее количественное различие между уровнем выпус-
 ка продукции и величиной располагаемого дохода.
 Данное различие определяется показателем предель-
 ной склонности к потреблению MPC, принимаю-
 щим в расчет существование пропорциональных на-
 логов.
 Величина мультипликатора показывает нам, ка-
 ким будет влияние данного прироста совокупного
 спроса, вызванного, например, увеличением объема
 правительственных расходов или инвестиций, на
 РИС. 28П1-2. Влияние увеличения уровня налогов на объ-
 ем выпуска продукции. Увеличение налоговой ставки с 0 до
 ОД будет являться причиной падения потребительского спроса
 для каждого данного уровня доходов. Кривая совокупного спроса
 переместится вниз, из положения AD в положение AD'. Равно-
 весный уровень выпуска продукции и доходов, таким образом,
 понижается от 1000 до 625. Его падение — результат сокраще-
 ния величины потребительского спроса для каждого данного
 уровня национального дохода
 Глава 28: Бюджет, фискальная политика и совокупный спрос 535
 равновесный уровень доходов. Величина мультипли-
 катора задается формулой
 
 Мультипликатор =
 (П1)
 где выражение MPC равно MPC х (1 — f), или муль-
 типликатору с поправкой на уровень дохода после
 уплаты налогов. Корректирующее выражение (1 — t)
 представляет собой ту долю каждого дополнительно-
 го доллара ВНП, которая реально достается домаш-
 ним хозяйствам в виде дохода, остающегося после
 уплаты налогов, т.е. их располагаемого дохода.
 Уравнение формулы мультипликатора показыва-
 ет, что низкая величина показателя MPC' означает и
 небольшой мультипликатор. А- чем выше ставка
 пропорционального налогообложения, тем меньше
 показатель MPC и, следовательно, меньше величина
 мультипликатора Например, если MPC составляет
 0,75, а налоговая ставка равна 0,1, показатель MPC
 будет равен 0,675, а величина мультипликатора —
 3,08. Однако как только ставка налога станет рав-
 ной 0,2, показатель MPC сократится до 0,6, а вели-
 чина мультипликатора составит всего 2,5.
 Чтобы понять, почему высокая ставка налога со-
 кращает величину мультипликатора, вспомним, по-
 чему вообще в экономике существует мультиплика-
 тор. Эффект мультипликатора возникает в результа-
 те влияния прироста уровня доходов на величину
 потребительского спроса. Чем выше показатель
 MPC, тем больше будет возрастать потребительский
 спрос в результате любого данного увеличения вы-
 пуска продукции и, значит, тем больше будет вели-
 чина мультипликатора. Если налоговая ставка явля-
 ется высокой, то данное изменение в уровне дохо-
 дов приведет лишь к небольшому изменению раз-
 мера располагаемого дохода домашних хозяйств и,
 таким образом, вызовет незначительные изменения
 в уровне потребительского спроса. Следовательно,
 при высокой ставке налога величина мультиплика-
 тора будет небольшой.
 Отметим, что социальные выплаты, сумма кото-
 рых увеличивается при снижении уровня доходов,
 также способны оказывать влияние на величину по-
 казателя предельной склонности к потреблению в
 национальном доходе. Однако поскольку нас инте-
 ресует влияние как налогов, так и системы соци-
 альных выплат, нам следует определить здесь t, ис-
 пользуемую для вычисления показателя MPC как
 ставку чистого налога.
 Далее мы рассмотрим взаимосвязь между налога-
 ми и бюджетным дефицитом, если налоги устанав-
 ливаются пропорционально доходам
 Расходы, налоги и бюджетный дефицит
 Как мы выяснили, влияние роста государственных
 расходов на равновесный уровень доходов определя-
 ется выражением
 Изменение изменение
 равновес- — мультипликатор х государствен-
 ных доходов ных расходов
 Изменение равновесного уровня доходов может
 быть записано просто в виде разницы между перво-
 начальным и новым уровнями доходов, т.е. У — У.
 Аналогичным образом изменение уровня государ-
 ственных расходов — это разница между их новым
 и старым уровнями:
 V-Y= мультипликатор х (G' — G) (П2)
 Мы знаем также, что изменение бюджетного дефи-
 цита равно изменению уровня государственных рас-
 ходов минус изменение суммы налоговых поступле-
 ний, которое будет иметь место в результате изме-
 нений в уровне доходов. Обозначим символом В
 бюджетный дефицит, который равен сумме превы-
 шения государственных расходов над чистыми нало-
 говыми поступлениями. Это же утверждение мы
 можем записать с помощью символов:
 (ПЗ)
 B-B = G- G-t(Y' -Y)
 где t — налоговая ставка. Комбинация этих двух
 уравнений может быть использована для определе-
 ния влияния прироста государственных расходов на
 уровень бюджетного дефицита. Таблица 28П1-1 со-
 держит результаты подобных расчетов для различ-
 ТАБЛИЦА 28П1-1. Влияние роста государственных расходов на дефицит бюджета
 (D
 Изменение G
 (2)
 MPC Ставка налога
 (3)
 Мультипликатор
 (4) = (3)х(1)
 Изменение Y
 (5) = (2) х (4)
 Изменение налогов
 (6) = (1) - (5)
 Изменение дефицита.
 
 
 100 0,75 0,2 2,5 250 50 50
 100 0,9 0,2 3,57 357 71,4 28,6
 100 0,7 0,4 1,72 172 68,8 31,2
 536 Часть 6: Совокупный спрос и факторы, его определяющие
 ных значений величины мультипликатора и уровня
 налоговой ставки.
 Рассмотрим пример из первой строки. Предполо-
 жим, что государственные закупки составили 250,
 показатель MPC равен 0,75, а налоговая ставка нахо-
 дится на уровне 0,2. Мы знаем, что мультипликатор
 при этом будет равен 2,5 (1/[1 — 0,75(1 — 0,2)]).
 Допустим теперь, что государственные расходы уве-
 личиваются на 100 единиц. Используя уравнение
 (П2), получаем, что уровень доходов возрастает на
 250 (2,5 х 100). Затем мы по частям изменяем
 уравнение (ПЗ). Налоги поднимутся на величину,
 равную произведению налоговой ставки и прироста
 доходов, т.е. 50 (0,2 х 250). Следовательно, рост на-
 логовых поступлений будет меньше увеличения го-
 сударственных расходов. Дефицит, таким образом,
 возрастет на величину, равную сумме превышения
 увеличившихся расходов над приростом суммы взи-
 маемых налогов, т.е. на 50 единиц.
 Конечно, в этом случае увеличение государствен-
 ных расходов не приводит к еще большему увеличе-
 нию налогов. На практике рост государственных
 расходов всегда увеличивает бюджетный дефицит,
 хотя почти наверняка на меньшую величину, чем
 сам прирост G. Так, в данном примере дефицит уве-
 личивается только на 50, хотя государственные рас-
 ходы выросли на 100, а сумма взимаемых налогов
 — на 50. Результаты, представленные в табл. 28Ш-1,
 показывают нам, что рост государственных расходов
 увеличивает как размер дефицита, так и уровень до-
 ходов. Однако вследствие того, что вместе с уровнем
 доходов растут и налоги, бюджетный дефицит уве-
 личивается на величину несколько меньшую, чем
 сумма данного прироста государственных расходов.
 Аналогичные вычисления для случая увеличения
 размера налоговой ставки подтвердили бы тот факт,

<< Пред.           стр. 176 (из 272)           След. >>

Список литературы по разделу