<< Пред. стр. 176 (из 272) След. >>
Предположим, что равновесный уровень выпуска про-дукции равен 1000 долл. Государственные расходы
G — 100, а ставка подоходного налога t — 0,2 (а) Ка-
ким будет дефицит государственного бюджета при ис-
ходном значении уровня доходов? (Ь) Предположим,
что выпуск, продукции при условии полной занятости
составил бы 1100 долл. Какова будет величина бюд-
жетного дефицита при условии полной занятости? (с)
Для каких целей используется оценка бюджета пол-
ной занятости?
Первоначально при выпуске продукции на уровне,
равном потенциальному, уровень доходов составляет
1000, а правительственные расходы — 50. Показатель
MPC равен 0,8, а налоговая ставка составляет ОД. (а)
Инвестиции понижаются на 30 единиц. Какое влия-
ние это окажет на уровень выпуска продукции и раз-
рыв между потенциальным и реальным ВНП? (Ь) Ка-
кое влияние окажет уменьшение уровня доходов на
реальный бюджет и бюджет полной занятости? (с)
Предположим, что правительство увеличивает свои
расходы, чтобы вернуть экономику в состояние с по-
тенциальным уровнем выпуска продукции. Что в этом
случае произойдет с реальным бюджетом и бюджетом
полной занятости? (Эту часть ответа вам следует на-
чать с вычисления того, насколько придется увеличить
величину G, чтобы вернуть выпуск продукции на
уровень, равный 1000.)
Объясните, почему в экономике, где действует прави-
тельство, в точке экономического равновесия сумма
сбережений не обязательно будет равна сумме инве-
стиций.
(а) Каким образом государственный долг может рас-
ти? (Ъ) В каком смысле наличие государственного дол-
га может быть бременем для экономики?
Почему Федеральное правительство старается финан-
сировать свои расходы полностью за счет налогов, хо-
тя оно могло бы для этих целей занять средства у на-
селения?
«В действительности очень просто удерживать эконо-
мическую активность на уровне, близком к состоянию
полной занятости. Все, что требуется для этого, — это
готовность правительства достаточно быстро использо-
вать все свои средства фискальной политики всякий
раз, когда это только становится необходимо». Обсу-
дите это высказывание
Предположим, что правительство увеличивает размер
налоговой ставки, (а) Покажите графически, почему
при этом понижается уровень доходов. (Ь) Объясните,
почему увеличение налоговой ставки способствует со-
кращению бюджетного дефицита, даже если при этом
оно понижает уровень доходов.
12 Обсудите, в чем причины возникновения бюджетного
дефицита в середине 80-х годов. Определите, в частно-
сти, в чем состояло различие между дефицитом перио-
да 1981-1982 и 1985-1987 гг, основываясь в своем от-
вете на том, был ли данный дефицит реальным или же
это дефицит при условии высокого уровня занятости
(так называемый структурный дефицит). Обсудите так-
же возможные пути устранения бюджетного дефицита
Приложение I. Пропорциональные налоги
В тексте данной главы подробно анализировалось
влияние аккордных налогов на уровень совокупного
спроса. Однако с увеличением уровня доходов нало-
ги обычно также возрастают. В этом приложении
мы рассмотрим влияние пропорциональных налогов
на уровень совокупного спроса, объем выпуска про-
дукции и величину мультипликатора
Мы сохраняем предположение, что уровень по-
требления пропорционален величине личного распо-
лагаемого дохода. На рис 28Ш-1 показано, каким
образом пропорциональные налоги влияют на пове-
дение функции потребления. При потребительской
функции С налоги равны нулю, а уровень потребле-
ния по-прежнему задается формулой С = 0,75У, как
это было и в гл. 25. Когда мы вводим в нашу модель
пропорциональные налоги и налоговую ставку опре-
деляем на уровне t ?= 0,1, то при этом мы хорошо
понимаем, что теперь домашние хозяйства получат
в виде располагаемого дохода только 90% нацио-
нального дохода. Они потребляют лишь 75% этого
располагаемого дохода. Обозначим располагаемый
доход как YD, a Y будет по-прежнему обозначать
выпуск продукции, или ВНП. Тогда функция по-
требления может быть записана как С = 0,75YD.
Однако теперь уровень располагаемого дохода равен
0,9У, где Y — величина национального дохода. От-
534 Часть 6: Совокупный спрос и факторы, его определяющие
200 400 600 800 1000
Национальный доход Y
сюда следует, что теперь на долю потребления будет
приходиться гораздо более низкая доля националь-
ного дохода, а именно 0,675 (0,75 х 0,9).
График функции потребления С показывает, что
эффект от введения налогов будет состоять в сокра-
щении уровня потребления для каждого данного
уровня доходов. Кроме того, мы должны уделить
некоторое внимание корректировке определения
предельной склонности к потреблению. После по-
явления в экономике налогов каждый дополнитель-
ный доллар национального дохода приводит к уве-
личению располагаемого дохода на (1 — г) долл. Из
общей суммы этого увеличения на потребление
идет доля, равная величине показателя MPC Следо-
Доходы, выпуск продукции
Биссектриса
РИС 28Ш-1. Влияние налогообложения на поведение фун-
кции потребления. Функция потребления С показывает, как
уровень потребления соотносится с величиной национального до-
хода, когда в экономике отсутствует налогообложение Кривая С
представляет эту же взаимосвязь, но уже при наличии пропорци-
онального налога со ставкой, равной 0,1; это означает, что теперь
домашние хозяйства получают только 90 центов с каждого дол-
лара национального дохода. А так как они продолжают потреб-
лять 75% своего располагаемого дохода, то теперь уровень их по-
требления составит 0,75 х 0,9Y, т.е. 0,675 национального дохода.
Таким образом, в результате появления налогообложения кривая
функции потребления перемещается вниз из положения С в по-
ложение С
вательно, теперь предельная склонность к потреб-
лению MPC= MPC х (1 — г). Наличие пропорцио-
нальных налогов, таким образом, сокращает ту
часть каждого дополнительного доллара доходов,
которая будет идти на потребление. На рисунке
это представлено уменьшением наклона кривой
функции потребления. Чем выше ставка пропорци-
онального налога, тем ниже будет величина показа-
теля предельной склонности к потреблению в на-
циональном доходе
Рисунок 28Ш-2 показывает, что будет происхо-
дить с совокупным спросом и выпуском продукции,
если налоговая ставка увеличится с 0 до ОД Кривая
функции совокупного спроса при этом переместит-
ся вниз, как это и показано на рис 28П1-1, а точка
равновесия опустится из положения E в положе-
ние E'.
Мультипликатор при пропорциональных
налогах
Формула мультипликатора, выведенная нами в гл 25,
будет использована и здесь, с той лишь разницей,
что теперь мы должны принять в расчет существую-
щее количественное различие между уровнем выпус-
ка продукции и величиной располагаемого дохода.
Данное различие определяется показателем предель-
ной склонности к потреблению MPC, принимаю-
щим в расчет существование пропорциональных на-
логов.
Величина мультипликатора показывает нам, ка-
ким будет влияние данного прироста совокупного
спроса, вызванного, например, увеличением объема
правительственных расходов или инвестиций, на
РИС. 28П1-2. Влияние увеличения уровня налогов на объ-
ем выпуска продукции. Увеличение налоговой ставки с 0 до
ОД будет являться причиной падения потребительского спроса
для каждого данного уровня доходов. Кривая совокупного спроса
переместится вниз, из положения AD в положение AD'. Равно-
весный уровень выпуска продукции и доходов, таким образом,
понижается от 1000 до 625. Его падение — результат сокраще-
ния величины потребительского спроса для каждого данного
уровня национального дохода
Глава 28: Бюджет, фискальная политика и совокупный спрос 535
равновесный уровень доходов. Величина мультипли-
катора задается формулой
Мультипликатор =
(П1)
где выражение MPC равно MPC х (1 — f), или муль-
типликатору с поправкой на уровень дохода после
уплаты налогов. Корректирующее выражение (1 — t)
представляет собой ту долю каждого дополнительно-
го доллара ВНП, которая реально достается домаш-
ним хозяйствам в виде дохода, остающегося после
уплаты налогов, т.е. их располагаемого дохода.
Уравнение формулы мультипликатора показыва-
ет, что низкая величина показателя MPC' означает и
небольшой мультипликатор. А- чем выше ставка
пропорционального налогообложения, тем меньше
показатель MPC и, следовательно, меньше величина
мультипликатора Например, если MPC составляет
0,75, а налоговая ставка равна 0,1, показатель MPC
будет равен 0,675, а величина мультипликатора —
3,08. Однако как только ставка налога станет рав-
ной 0,2, показатель MPC сократится до 0,6, а вели-
чина мультипликатора составит всего 2,5.
Чтобы понять, почему высокая ставка налога со-
кращает величину мультипликатора, вспомним, по-
чему вообще в экономике существует мультиплика-
тор. Эффект мультипликатора возникает в результа-
те влияния прироста уровня доходов на величину
потребительского спроса. Чем выше показатель
MPC, тем больше будет возрастать потребительский
спрос в результате любого данного увеличения вы-
пуска продукции и, значит, тем больше будет вели-
чина мультипликатора. Если налоговая ставка явля-
ется высокой, то данное изменение в уровне дохо-
дов приведет лишь к небольшому изменению раз-
мера располагаемого дохода домашних хозяйств и,
таким образом, вызовет незначительные изменения
в уровне потребительского спроса. Следовательно,
при высокой ставке налога величина мультиплика-
тора будет небольшой.
Отметим, что социальные выплаты, сумма кото-
рых увеличивается при снижении уровня доходов,
также способны оказывать влияние на величину по-
казателя предельной склонности к потреблению в
национальном доходе. Однако поскольку нас инте-
ресует влияние как налогов, так и системы соци-
альных выплат, нам следует определить здесь t, ис-
пользуемую для вычисления показателя MPC как
ставку чистого налога.
Далее мы рассмотрим взаимосвязь между налога-
ми и бюджетным дефицитом, если налоги устанав-
ливаются пропорционально доходам
Расходы, налоги и бюджетный дефицит
Как мы выяснили, влияние роста государственных
расходов на равновесный уровень доходов определя-
ется выражением
Изменение изменение
равновес- — мультипликатор х государствен-
ных доходов ных расходов
Изменение равновесного уровня доходов может
быть записано просто в виде разницы между перво-
начальным и новым уровнями доходов, т.е. У — У.
Аналогичным образом изменение уровня государ-
ственных расходов — это разница между их новым
и старым уровнями:
V-Y= мультипликатор х (G' — G) (П2)
Мы знаем также, что изменение бюджетного дефи-
цита равно изменению уровня государственных рас-
ходов минус изменение суммы налоговых поступле-
ний, которое будет иметь место в результате изме-
нений в уровне доходов. Обозначим символом В
бюджетный дефицит, который равен сумме превы-
шения государственных расходов над чистыми нало-
говыми поступлениями. Это же утверждение мы
можем записать с помощью символов:
(ПЗ)
B-B = G- G-t(Y' -Y)
где t — налоговая ставка. Комбинация этих двух
уравнений может быть использована для определе-
ния влияния прироста государственных расходов на
уровень бюджетного дефицита. Таблица 28П1-1 со-
держит результаты подобных расчетов для различ-
ТАБЛИЦА 28П1-1. Влияние роста государственных расходов на дефицит бюджета
(D
Изменение G
(2)
MPC Ставка налога
(3)
Мультипликатор
(4) = (3)х(1)
Изменение Y
(5) = (2) х (4)
Изменение налогов
(6) = (1) - (5)
Изменение дефицита.
100 0,75 0,2 2,5 250 50 50
100 0,9 0,2 3,57 357 71,4 28,6
100 0,7 0,4 1,72 172 68,8 31,2
536 Часть 6: Совокупный спрос и факторы, его определяющие
ных значений величины мультипликатора и уровня
налоговой ставки.
Рассмотрим пример из первой строки. Предполо-
жим, что государственные закупки составили 250,
показатель MPC равен 0,75, а налоговая ставка нахо-
дится на уровне 0,2. Мы знаем, что мультипликатор
при этом будет равен 2,5 (1/[1 — 0,75(1 — 0,2)]).
Допустим теперь, что государственные расходы уве-
личиваются на 100 единиц. Используя уравнение
(П2), получаем, что уровень доходов возрастает на
250 (2,5 х 100). Затем мы по частям изменяем
уравнение (ПЗ). Налоги поднимутся на величину,
равную произведению налоговой ставки и прироста
доходов, т.е. 50 (0,2 х 250). Следовательно, рост на-
логовых поступлений будет меньше увеличения го-
сударственных расходов. Дефицит, таким образом,
возрастет на величину, равную сумме превышения
увеличившихся расходов над приростом суммы взи-
маемых налогов, т.е. на 50 единиц.
Конечно, в этом случае увеличение государствен-
ных расходов не приводит к еще большему увеличе-
нию налогов. На практике рост государственных
расходов всегда увеличивает бюджетный дефицит,
хотя почти наверняка на меньшую величину, чем
сам прирост G. Так, в данном примере дефицит уве-
личивается только на 50, хотя государственные рас-
ходы выросли на 100, а сумма взимаемых налогов
— на 50. Результаты, представленные в табл. 28Ш-1,
показывают нам, что рост государственных расходов
увеличивает как размер дефицита, так и уровень до-
ходов. Однако вследствие того, что вместе с уровнем
доходов растут и налоги, бюджетный дефицит уве-
личивается на величину несколько меньшую, чем
сумма данного прироста государственных расходов.
Аналогичные вычисления для случая увеличения
размера налоговой ставки подтвердили бы тот факт,