<< Пред.           стр. 175 (из 272)           След. >>

Список литературы по разделу

 го налога обеспечивает усиление действия автоматиче-
 ских стабилизаторов, но одновременно снижает стимулы
 к труду. Более высокие налоговые ставки помогают сба-
 лансировать бюджет, но вместе с тем имеют ряд нега-
 тивных последствий на микроэкономическом уровне Та-
 ким образом, политическим деятелям, когда они обсуж-
 дают возможное изменение налогов в целях стабилиза-
 ции экономики, следует иметь в виду как макроэконо-
 мические, так и микроэкономические аспекты послед-
 ствий этих изменений налоговой политики.
 
 ществует автоматической связи9. Правительство мо-
 жет в течение длительною времени иметь дефицит
 государственною бюджета, не сталкиваясь с серьез-
 ными проблемами. А при условии, что этот дефицит
 будет небольшим, ею можно сохранять практиче-
 ски постоянно. Если бюджетный дефицит достаточ-
 но мал, то величина государственною долга относи-
 тельно объема ВНП может даже уменьшаться, не-
 смотря на факт наличия дефицита бюджета. Причи-
 на заключается в том, что если в экономике страны
 существует устойчивый рост доходов, то и государ-
 ственный долг может также расти, не выходя за
 пределы допустимых границ. И только тогда, когда
 дефицит становится настолько велик, что рост госу-
 дарственного долга будет значительно опережать
 рост доходов, в экономике возникает определенный
 ряд проблем.
 8. Дефицит и сбалансированность
 бюджета
 Наличие в экономике Соединенных Штатов начи-
 ная с 1968 г. устойчивою бюджетного дефицита, а
 ' См. об этом, в частности, гл. 34.
 также озабоченность широких слоев общественно-
 сти по поводу как этою дефицита, так и государ-
 ственною долга привели к появлению политическо-
 го движения, призывающею запретить финансиро-
 вание бюджетного дефицита. Сторонники этого
 движения настаивают на принятии конституцион-
 ной поправки, которая потребует от Конгресса до-
 биваться тою, чтобы государственный бюджет был
 всегда сбалансированным, за исключением тех слу-
 чаев, когда причины не делать этого будут достаточ-
 но вескими, например в случае войны.
 Существуют ли какие-либо серьезные экономиче-
 ские доводы «за» или «против» принятия подобного
 закона? Конечно же, в период экономических спа-
 дов существование бюджетного дефицита является
 не таким уж злом. Любая попытка устранить вы-
 званный спадом дефицит путем увеличения налогов
 только ухудшит экономическую ситуацию. Таким
 образом, экономический анализ не позволяет нам
 утверждать, что бюджет должен быть всегда сбалан-
 сирован. Наличие сбалансированного бюджета в те-
 чение длительного промежутка времени может вы-
 звать нестабильность в выпуске продукции.
 Даже значительные размеры бюджетного дефи-
 цита в периоды экономических спадов могут не со-
 здавать серьезных проблем, а существование незна-
 Глава 28: Бюджет, фискальная политика и совокупный спрос 531
 чительного дефицита представляется вполне воз-
 можным и в течение длительною времени. Однако
 что действительно представляет собой серьезную
 проблему — так это продолжительный и значи-
 тельный дефицит бюджета. Существование расту-
 щего дефицита в течение длительною периода вре-
 мени может в конце концов привести к инфляци-
 онной денежной эмиссии с целью финансировать
 дефицит.
 Основные политические силы, поддерживающие
 данную конституционную поправку, вряд ли могут
 противопоставить что-либо приведенным экономи-
 ческим аргументам. Если что и можно признать
 убедительным из доводов сторонников поправки —
 так это то, что правительства, у которых есть воз-
 можность финансировать свои расходы, беря в долг,
 обычно имеют тенденцию делать это и, таким обра-
 зом, расходовать слишком много средств. Сторонни-
 ки поправки утверждают, что, если правительство
 не ограничивает себя в расходах, у нею появляется
 тенденция расходовать слишком большую долю де-
 фицитных общественных ресурсов. И существует
 только один способ ограничить правительство —
 это заставить ею всякий раз, когда оно захочет уве-
 личить свои расходы, облагать людей дополнитель-
 ными налогами. В этом случае все избиратели будут
 знать, как много они тратят на свое правительство.
 Поправка об обязательном сбалансированном
 бюджете, которая в 80-х годах медленно проклады-
 вала себе дорогу через Конгресс и законодательные
 органы штатов, ставит вопрос даже более радикаль-
 но. В соответствии с этой поправкой федеральные
 правительственные расходы должны быть зафикси-
 рованы на некотором определенном уровне в про-
 центах от ВНП. Такая постановка вопроса вполне
 согласуется с мнением, согласно которому требова-
 ние поправки о сбалансированном бюджете вызва-
 но, скорее всего, желанием сократить размеры пра-
 вительственного аппарата.
 Сторонники данной поправки (среди которых
 был и президент Рейган) надеялись, что в конце
 концов она будет принята и Конгресс будет вынуж-
 ден каким-либо образом сбалансировать государ-
 ственный бюджет. Однако к середине 80-х годов
 стало ясно, что Конгресс не сможет заставить себя
 сократить размер государственных расходов, за ис-
 ключением, пожалуй, расходов на оборону, против
 уменьшения которых выступала администрация.
 Итак, Конгресс столкнулся с явно непреодолимой
 проблемой. Его первым пробным решением в этой
 области был Закон Гремма-Радмана-Холингса
 (Gramm-Rudman-Hollings Act, GRH) от 1985 г.
 GRH устанавливал контрольные цифры для дефици-
 та бюджета на каждый год начиная с 1986 г, с тем
 чтобы к 1991 г. он мог достичь нулевого уровня. Ес-
 ли принятый Конгрессом бюджет не удовлетворял
 этим контрольным цифрам, GRH требовал сокраще-
 ния расходов по всем статьям бюджета, чтобы удер-
 жать дефицит в пределах установленных ограниче-
 ний. Однако на практике GRH столкнулся с рядом
 конституционных проблем, и в начале 1987 г. каза-
 лось, что Конгресс и вовсе прекратит поиски прием-
 лемого решения проблемы бюджетного дефицита В
 проектах Бюджетного управления Конгресса США
 предполагалось, что сокращение дефицита к 1991 г.
 до уровня менее чем 2% ВНП может быть достигну-
 то без каких-либо существенных изменений в вели-
 чине налоговых ставок и структуре расходов, и каза-
 лось, что подобное сокращение дефицита восприни-
 мается Конгрессом как вполне достаточное10.
 ? В этой главе основное внимание было уделено
 тому, как фискальная политика, т. е. изменение на-
 логов и государственных расходов, влияет на уро-
 вень выпуска продукции и доходов, а также тому,
 каким образом она может быть использована для
 стабилизации экономики. Из ежедневных газет, с
 их частыми дискуссиями об изменениях в уровне
 инфляции и безработицы, становится ясно, что фи-
 скальная политика США неспособна обеспечить
 полную стабильность, фискальная политика может
 способствовать стабилизации выпуска продукции,
 однако необходимо подчеркнуть, что существует
 ряд ограничений при ее использовании в качестве
 инструмента политики стабилизации. В гл. 29, рас-
 сматривая, каким образом теперь уже денежная
 политика может воздействовать на уровень выпуска
 продукции и доходов, мы продемонстрируем, что и
 ее влияние на развитие экономики является доволь-
 но медленным и не всегда совершенным
 10 Congressional Budget Office, The Economic and Budget Ouuooh fiscal
 Years 1988-1992, January 1987.
 
 Резюме
 1. Государство участвует в экономическом кругообороте,
 облагая доходы налогами и осуществляя социальные
 выплаты, определяя тем самым величину доходов, до-
 ступных для потребления и сбережений, а также про-
 изводя закупки товаров и услуг.
 2. Дефицит государственного бюджета — это превыше-
 ние расходов над налогами. Если сумма налоговых по-
 532 Часть 6: Совокупный спрос и факторы, его определяющие
 ступлений превосходит сумму расходов, то будет
 иметь место бюджетный избыток.
 Налоги снижают уровень располагаемого дохода для
 каждого данного уровня доходов или выпуска продук-
 ции. Следовательно, при каждом данном уровне дохо-
 дов они будут сокращать величину потребительских
 расходов и таким образом уменьшать уровень сово-
 купного спроса и выпуска продукции. Увеличение на-
 логов сокращает уровень доходов и выпуска продук-
 ции, а также сокращает и бюджетный дефицит.
 Рост объема государственных закупок товаров и услуг
 увеличивает совокупный спрос и выпуск продукции, а
 также и бюджетный дефицит.
 Пропорциональные налоги снижают предельную
 склонность к потреблению при данном уровне нацио-
 нального дохода, так как домашние хозяйства реально
 получают в виде располагаемого дохода лишь часть
 каждого доллара национального дохода. Следователь-
 но, существование пропорциональных налогов пони-
 жает величину мультипликатора.
 В точке экономического равновесия, если не прини-
 мать во внимание чистый экспорт, сбережения минус
 инвестиции равны дефициту государственного бюдже-
 та. Эта взаимосвязь может быть представлена в тер-
 минах заимствования и предоставления кредитов. До-
 машние хозяйства осуществляют сбережения и предо-
 ставляют кредиты. Их заемщики — это фирмы, кото-
 рые финансируют свои закупки инвестиционных това-
 ров, а также правительство, которое финансирует свой
 бюджетный дефицит.
 Правительство может использовать налоги и расходы,
 чтобы стабилизировать экономику с помощью мер фи-
 скальной политики, что оно и делает в реальной прак-
 тике. Фискальная политика неспособна полностью ста-
 билизировать уровень ВНП, так как существует нео-
 пределенность относительно того, какие изменения не-
 обходимо произвести в ставках налогов или уровне
 расходов, а также из-за того, что все эти изменения
 оказывают свое действие на ВНП лишь спустя опреде-
 ленное время.
 Размер бюджетного дефицита не может считаться хо-
 рошим показателем направления фискальной полити-
 ки, так как он может изменяться просто из-за того,
 что изменился уровень доходов. Как только в эконо-
 мике появляются признаки экономического спада,
 бюджетный дефицит автоматически будет иметь тен-
 денцию к увеличению.
 Определение бюджета полной занятости дает нам ве-
 личину бюджетного избытка или дефицита при усло-
 вии полной занятости. Изменение бюджета полной
 занятости показывает направление, в котором фи-
 скальная политика будет воздействовать на изменение
 совокупного спроса.
 
 Автоматические стабилизаторы смягчают колебания
 ВНП посредством уменьшения величины мультипли-
 катора. Подоходный налог и пособия по безработице
 действуют в качестве наиболее важных автоматиче-
 ских стабилизаторов.
 В результате дефицита государственного бюджета рас-
 тет государственный долг. Этот долг люди часто пред-
 ставляют себе в виде тяжкого бремени, потому что
 это долг каждого гражданина страны. Однако в боль-
 шей своей части государственный долг — это долг, ко-
 торый люди должны самим себе и, следовательно, это
 бремя в основном взаимопогашается. Вместе с тем
 долг, без сомнения, может считаться бременем из-за
 того, что он ведет к сокращению запаса физического
 капитала, а также из-за того, что, если этот долг ста-
 новится довольно большим, процентные выплаты по
 нему начинают составлять значительную часть госу-
 дарственных расходов.
 12. Было бы ошибочным утверждать, что дефицит — это
 обязательно только зло. В частности, в периоды спадов
 любая попытка избавиться от него только ухудшит
 экономическую ситуацию. Однако чрезвычайно боль-
 шой и устойчивый дефицит создает возможность по-
 явления порочного круга, в котором дефицит значи-
 тельного размера увеличивает государственный долг, в
 результате возрастают процентные выплаты по долгу,
 что в свою очередь ведет к еще большему бюджетно-
 му дефициту.
 Ключевые термины
 Государственные расходы
 Государственные закупки
 Налоги и социальные выплаты (трансферты)
 Фискальная политика
 Бюджет
 Аккордные налоги
 Пропорциональные налоги
 Бюджетный избыток или дефицит
 Государственный долг
 Мультипликатор сбалансированного бюджета
 Политика сдерживания экономического роста (или поли-
 тика стимулирования экономического роста)
 Бюджет полной занятости
 Автоматические стабилизаторы
 Бремя долга
 Задачи
 (а) Объясните разницу между правительственными
 расходами и государственными закупками товаров и
 услуг. (Ь) Опишите долевое распределение государ-
 ственных закупок и социальных выплат между Феде-
 ральным правительством, правительствами штатов и
 местными органами самоуправления.
 Предположим, равновесный уровень выпуска продук-
 ции составил 1000, потребление равно 800, а инвести-
 ции — 80. (а) Каков при этом будет уровень государ-
 ственных закупок товаров и услуг? (Ъ) Предположим,
 что инвестиции увеличились на 50 единиц. Допустим,
 что показатель предельной склонности к потреблению
 в национальном доходе равен 0,8. Какова будет вели-
 чина новых равновесных уровней С, I, G и Y? (с)
 Предположим, что на 50 единиц выросли не инвести-
 ции, а правительственные расходы. Чему в этом случае
 будут равны новые равновесные значения С, I, G и У?
 (d) Предположим, что выпуск продукции при условии
 1. Глава 28: Бюджет, фискальная политика и совокупный спрос 533
 полной занятости составляет 1200. Насколько должен
 увеличиться объем государственных расходов, чтобы в
 экономике был достигнут потенциальный уровень вы-
 пуска продукции?
 (а) Объясните на словах, почему величина мультипли-
 катора будет ниже при наличии в экономике пропор-
 ционального подоходного налога по сравнению с ситу-
 ацией, когда подоходный налог вообще отсутствует.
 (Ь) Соотнесите ваш ответ с действием автоматических
 стабилизаторов, (с) Каким образом действие автома-
 тических стабилизаторов способно стабилизировать
 экономику?
 Правительство назначает социальные выплаты пожи-
 лым людям в размере 5 млрддолл Ставка подоходно-
 го налога равна ОД a JMPC — 0,8. (а) Каково будет
 влияние этих социальных выплат на равновесный уро-
 вень доходов и выпуска продукции? (Попробуйте ре-
 шить эту задачу и дать в ответе численное значение)
 (Ь) Что произойдет в результате появления этих соци-
 альных выплат с дефицитом бюджета: уменьшится он
 или увеличится? Объясните ваш ответ.

<< Пред.           стр. 175 (из 272)           След. >>

Список литературы по разделу