<< Пред.           стр. 174 (из 272)           След. >>

Список литературы по разделу

 рот в фискальной политике помог экономике США
 быстро выйти из этого спада.
 Схожим образом действовало и снижение нало-
 гов в 1982 г, когда экономика опять находилась в
 состоянии тяжелого спада. Это сокращение было
 предпринято не только с целью остановить дальней-
 шее падение производства. Оно являлось составной
 частью долгосрочной программы снижения налогов
 и сокращения размеров правительственного аппара-
 та. Тем не менее именно снижение налогов послу-
 жило тогда толчком для очень быстрого послекри-
 зисного подъема.
 Автоматические стабилизаторы
 Само по себе наличие государственного сектора, так
 же как и структура налогообложения, влияет на
 развитие экономики, даже если уровень государ-
 ственных расходов и ставки подоходного налога бу-
 дут оставаться неизменными. Для того чтобы убе-
 диться в этом, представим, что экономике страны
 нанесен серьезный удар: инвестиционный спрос
 упал на 100 единиц. Падение инвестиционного
 спроса сократит совокупный спрос и через муль-
 типликатор будет причиной еще большего падения
 равновесного уровня доходоа Однако, как мы уви-
 дим в приложении I, размер сокращения доходов
 будет зависеть от величины ставки подоходного на-
 лога. Наличие пропорциональной ставки налога на
 доходы уменьшает мультипликатор, причем это
 уменьшение будет тем больше, чем выше налоговая
 ставка
 Пропорциональный подоходный налог является
 автоматическим стабилизатором
 О Автоматические стабилизаторы — это
 такие механизмы в экономике, действие кото-
 рых уменьшает реакцию ВНП на изменения
 совокупного спроса.
 Главными автоматическими стабилизаторами явля-
 ются пособия по безработице и подоходный налог.
 Если вдруг происходит нечто, приводящее к росту
 безработицы, то безработные, получая пособия, не
 будут резко снижать свои расходы, как они были
 бы вынуждены сделать в противном случае. Таким
 образом, уменьшаются мультипликативные послед-
 ствия от первоначального шока.
 Автоматические стабилизаторы обладают двумя
 отличительными особенностями. Во-первых, смягчая
 последствия сдвигов в совокупном спросе, они тем
 самым помогают стабилизировать выпуск продук-
 ции. Во-вторых, они действуют автоматически. Так,
 способность стабилизировать выпуск продукции
 проистекает из того, что пропорциональный налог
 на доходы уменьшает величину мультипликатора.
 Это означает, например, что любое падение инве-
 стиций ведет к сокращению выпуска продукции на
 меньшую величину. Автоматизм их действия обус-
 ловлен тем фактом, что налоговая ставка одним
 только фактом своего существования уже способ-
 ствует стабилизации выпуска продукции.
 Автоматические стабилизаторы имеют важное
 $ 36 —Экономика
 528 Часть 6: Совокупный спрос и факторы, его определяющие
 преимущество по сравнению с применяемой от слу-
 чая к случаю фискальной политикой. Они включа-
 ются автоматически и не нуждаются в том, чтобы
 кто-нибудь решал, когда им следует вступать в дей-
 ствие. Не надо принимать специальною решения
 для того, чтобы подоходный налог смягчал реакцию
 экономики на шок. А значит, никто не будет спо-
 рить, большой это шок или маленький, и не потре-
 буется трех месяцев, чтобы решить, стоит ли вооб-
 ще как-либо реагировать на него.
 Из-за действия автоматических стабилизаторов
 картина развития экономического цикла в послево-
 енный период стала иной. Экономические спады те-
 перь более короткие и легкие. Раньше это было не-
 возможно, так как налоговые ставки были очень
 низкие, а пособия по безработице были либо тоже
 низкими, либо не существовали вообще. Следова-
 тельно, одна из причин, по которой экономисты
 считают маловероятным повторение еще одной Ве-
 ликой депрессии с 25%-й безработицей, состоит в
 том, что именно действие в экономике автоматиче-
 ских стабилизаторов сможет предотвратить значи-
 тельное мультипликативное воздействие падения со-
 вокупного спроса на уровень ВНП.
 Как мы видели, автоматические стабилизаторы
 уменьшают отрицательное воздействие шока сово-
 купного спроса на уровень выпуска продукции и,
 таким образом, помогают избежать экономических
 спадов; однако с таким же успехом они могут дей-
 ствовать и в противоположном направлении. Во
 время подъема каждый дополнительный доллар до-
 ходов частично изымается в налоги, а не идет на
 увеличение располагаемого дохода. В результате рост
 потребительских расходов будет чуть меньше, чем
 это могло бы быть, и отсюда процесс восстановле-
 ния после экономического спада будет иметь тен-
 денцию к замедлению. Следовательно, автоматиче-
 ские стабилизаторы уменьшают колебания объема
 ВНП в обоих направлениях.
 7. Государственный долг и дефицит
 бюджета
 Государственный долг — это сумма долга Федераль-
 ного правительства населению. Государственный
 долг увеличивается всякий раз, когда бюджет Феде-
 рального правительства находится в дефиците. Если
 бюджет сведен с дефицитом, то правительство будет
 вынуждено брать кредиты, чтобы оплатить свои
 расходы, которые не возмещаются за счет налого-
 вых поступлений. Когда существует избыток бюдже-
 та, то превышение доходов над расходами помогает
 правительству расплатиться с населением, т.е. пога-
 сить свой долг.
 На рис. 28-10 представлены ежегодные данные о
 размере государственного долга (выраженного в про-
 центах от ВНП) начиная с 1955 г. К концу 1986 г.
 общая сумма правительственной задолженности на-
 селению составляла около 1389 млрд. долл. С тех
 пор она продолжала нарастать.
 Задолженность правительства представляет собой
 обещание уплатить этот долг в будущем. Здесь воз-
 никает вполне естественный вопрос а сможет ли
 правительство оплатить в будущем свои долги, и ес-
 ли да, то каким образом оно будет это делать? Весь-
 ма популярной является точка зрения, согласно ко-
 торой государственный долг — это бремя, осложня-
 ющее нормальное функционирование экономики.
 Идея государственного долга как некой обществен-
 ной ноши возникает потому, что долги правитель-
 ства США в конечном счете являются долгами аме-
 риканских налогоплательщиков. Однако на этом
 уровне вряд ли есть повод для серьезного беспокой-
 ства. Государственный долг является в большей
 своей части долгом, который мы должны самим се-
 бе. Все американцы, вместе взятые, являются и дер-
 жателями государственного долга, и должниками по
 нему. Любые выплачиваемые ими налоги представ-
 
 
 РИС. 28-10. Государственный долг населе-
 нию как доля ВНП, выраженная в про-
 центах, 1965-1986 гг. (Источник: Congres-
 sional Budget Office.)
 Федеральный долг на руках у населения
 (% от ВНП)
 
 Финансовые годы
 Глава 28: Бюджет, фискальная политика и. совокупный спрос 529
 ляют собой всего лишь уплату самим себе процен-
 тов либо суммы долга. На основе подобного подхода
 долг сводится на нет, за исключением той его части,
 которая принадлежит иностранцам.
 Существует и другое мнение, согласно которому
 государственный долг является гораздо менее серьез-
 ной проблемой, чем это может показаться. Обычно
 этот долг год от года становится все больше и боль-
 ше, однако с течением времени увеличивается и
 масштаб экономики. Риснок 28-10 показывает, что в
 течение всего послевоенного периода, вплоть до кон-
 ца 70-х годов, отношение долга к ВНП имело тен-
 денцию к уменьшению. Для Соединенных Штатов
 была характерна следующая модель: государствен-
 ный долг быстро увеличивался во время войн, так
 как государственные расходы в этот период были
 особенно высоки, а затем, в мирное время, величина
 долга относительно ВНП постепенно уменьшалась.
 Подобная модель продолжала действовать по
 крайней мере до конца 70-х годов и во время двух
 спадов в 1980-1982 гг. Однако в последнее время,
 как показано в табл. 28-3 и на рис 28-10, значи-
 тельный и устойчивый бюджетный дефицит явился
 причиной того, что долг возрастал гораздо быстрее,
 чем увеличивались доходы. Предпринятое в 1981-
 1983 гг. администрацией Рейгана сокращение нало-
 гов в сочетании с возросшими расходами на оборо-
 ну вызвало дефицит бюджета в размере 5% ВНП,
 который в свою очередь привел к ежегодному уве-
 личению государственного долга более чем на 150
 млрд. долл. Нарастающая сумма неуплаченного госу-
 дарственного долга и перспектива сохраняющегося
 бюджетного дефицита заставляют задуматься над
 тем, проблемы какого рода могут возникнуть в свя-
 зи с растущим государственным долгом.
 Имеются две основные причины того, почему го-
 сударственный долг может стать серьезной пробле-
 мой. Во-первых, рост государственного долга может
 ТАБЛИЦА 28-3. Бюджет и государственный долг США
 как доля ВНП, выраженная в процентах (в среднем за
 период)
 Период Бюджетный избыток Государственный долг
 1955-1959 0,1 50,1
 1960-1964 -0,3 43,9
 1965-1969 -0,3 34,9
 1970-1974 -1Д 27,4
 1975-1979 -2,3 27,5
 1980-1984 -3,6 30,6
 1985-1986 -5Д 40,1
 Источник: Congressional Budget Office, The Economic and Budget
 Outbok, February 1987.
 сократить запас капитала в экономике. Тот, кто вла-
 деет облигациями США или казначейскими вексе-
 лями, мог бы вместо этого вложить свои средства в
 покупку акций или предоставление займов фирмам,
 финансируя тем самым их инвестиции в физиче-
 ский капитал. Если по мере роста бюджетного де-
 фицита сбережения не увеличиваются, то наличие
 государственного долга уменьшает акционерный ка-
 питал относительно его потенциальной величины. С
 сокращением запасов акционерного капитала по-
 тенциальный выпуск продукции будет меньше, чем
 он мог бы быть в противном случае. А это означает,
 что наличие бюджетного дефицита приводит к сни-
 жению уровня жизни в будущем.
 Вторая причина возможного беспокойства по по-
 воду наличия в экономике государственного долга
 заключается в том, что процентные платежи по это-
 му долгу могут стать непомерно большими. Прави-
 тельству приходится регулярно выплачивать процен-
 ты по долгу. Каким образом оно может это делать?
 Один вариант решения — это увеличить налоги. Од-
 нако, как мы видели в гл. 4 и рассмотрим далее в
 окне 28-1, налогообложение влияет на эффектив-
 ность распределения ресурсов в экономике Так, на-
 пример, если подоходные налоги снижают само же-
 лание работать, то налоги, увеличенные с целью вы-
 платить проценты по долгу, приведут к сокращению
 выпуска продукции.
 Кроме того, правительство, добывая необходимые
 ему суммы путем увеличения налогов, может столк-
 нуться с разного рода политическими осложнения-
 ми (почему проблема бюджетного дефицита должна
 выходить на первое место в то время, когда прави-
 тельство находит легкий путь — увеличить налоги
 для обеспечения выплат по процентам?). В этом
 случае может возникнуть порочный круг. Если долг
 велик, то, следовательно, и процентные платежи яв-
 ляются достаточно высокими. Однако именно из-за
 того, что процентные платежи высоки, правитель-
 ство, чтобы их выплачивать, будет вынуждено при-
 бегать к новым займам. А это означает дальнейшее
 нарастание государственного-долга
 В действительности существует альтернативный
 источник финансирования: для финансирования
 бюджетного дефицита правительство может просто
 печатать деньги. Вероятно, именно возможность то-
 го, что огромный государственный долг и ставший
 привычным дефицит бюджета в конечном счете
 приведут к печатанию дополнительного количества
 денег, а следовательно, к инфляции, и является ос-
 новной причиной широко расггространенных стра-
 хов по поводу существования бюджетного дефицита.
 Однако, как будет отмечено позднее, между госу-
 дарственным долгом, бюджетным дефицитом и
 эмиссией дополнительного количества денег не су-
 36»
 530 Часть 6: Совокупный спрос и факторы, его определяющие
 Окно 28-1. Фискальная политика и эффективное распределение ресурсов
 В этой главе основное внимание уделено макроэкономи-
 ческим аспектам принимаемых правительством реше-
 ний об уровне налогов и правительственных расходов,
 т.е. влиянию мер фискальной политики на совокупный
 спрос и выпуск продукции. Однако, помимо этого, нало-
 говая политика правительства имеет также своей целью
 воздействие на распределение ресурсов в экономике.
 Влияние правительственной политики на эффективность
 распределения ресурсов имеет особое значение для мик-
 роэкономической политики. Примером этого могут слу-
 жить предоставляемые сельскому хозяйству субсидии,
 нацеленные на повышение и возможную стабилизацию
 доходов фермерских хозяйств. Другой пример — инве-
 стиционный налоговый кредит, который использовался в
 основном в период с 1962 по 1986 г. и субсидировал ин-
 вестиции, сокращая тем самым издержки любого инве-
 стиционного проекта более чем на 10%. Научные иссле-
 дования субсидируются Национальным научным фон-
 дом, субсидируются различные виды искусств, многие
 другие виды деятельности также могут найти себе спон-
 сора в лице Конгресса США. Все эти субсидии повыша-
 ют активность в одних видах деятельности и понижают
 ее уровень в других ее видах. Они имеют направленное
 влияние на распределение ресурсов в экономике.
 Методы налогообложения также могут оказывать вли-
 яние на распределение ресурсов. Так, изымая часть дохо-
 дов от трудовой деятельности, подоходный налог воздей-
 ствует на тот объем работы, который люди хотели бы
 выполнять. А облагая налогом доходы в форме процен-
 тов и дивидендов, тот же подоходный налог влияет и на
 величину нормы прибыли, которую люди получают по
 своим сбережениям, и таким образом может воздей-
 ствовать на уровень сбережений.
 Распределительные эффекты действия фискальной по-
 литики чрезвычайно важны для развития экономики в
 долгосрочной перспективе и должны быть приняты во
 внимание при любом серьезном обсуждении идеальной
 (т. е. наносящей наименьший ущерб механизму распре-
 деления ресурсов) для экономики страны комбинации
 различного вида налогов. Часто между микроэкономиче-
 скими и макроэкономическими целями, которые дол-
 жны быть приняты во внимание, существует возмож-
 ность выбора. Например, повышение ставок подоходно-

<< Пред.           стр. 174 (из 272)           След. >>

Список литературы по разделу