<< Пред. стр. 174 (из 272) След. >>
рот в фискальной политике помог экономике СШАбыстро выйти из этого спада.
Схожим образом действовало и снижение нало-
гов в 1982 г, когда экономика опять находилась в
состоянии тяжелого спада. Это сокращение было
предпринято не только с целью остановить дальней-
шее падение производства. Оно являлось составной
частью долгосрочной программы снижения налогов
и сокращения размеров правительственного аппара-
та. Тем не менее именно снижение налогов послу-
жило тогда толчком для очень быстрого послекри-
зисного подъема.
Автоматические стабилизаторы
Само по себе наличие государственного сектора, так
же как и структура налогообложения, влияет на
развитие экономики, даже если уровень государ-
ственных расходов и ставки подоходного налога бу-
дут оставаться неизменными. Для того чтобы убе-
диться в этом, представим, что экономике страны
нанесен серьезный удар: инвестиционный спрос
упал на 100 единиц. Падение инвестиционного
спроса сократит совокупный спрос и через муль-
типликатор будет причиной еще большего падения
равновесного уровня доходоа Однако, как мы уви-
дим в приложении I, размер сокращения доходов
будет зависеть от величины ставки подоходного на-
лога. Наличие пропорциональной ставки налога на
доходы уменьшает мультипликатор, причем это
уменьшение будет тем больше, чем выше налоговая
ставка
Пропорциональный подоходный налог является
автоматическим стабилизатором
О Автоматические стабилизаторы — это
такие механизмы в экономике, действие кото-
рых уменьшает реакцию ВНП на изменения
совокупного спроса.
Главными автоматическими стабилизаторами явля-
ются пособия по безработице и подоходный налог.
Если вдруг происходит нечто, приводящее к росту
безработицы, то безработные, получая пособия, не
будут резко снижать свои расходы, как они были
бы вынуждены сделать в противном случае. Таким
образом, уменьшаются мультипликативные послед-
ствия от первоначального шока.
Автоматические стабилизаторы обладают двумя
отличительными особенностями. Во-первых, смягчая
последствия сдвигов в совокупном спросе, они тем
самым помогают стабилизировать выпуск продук-
ции. Во-вторых, они действуют автоматически. Так,
способность стабилизировать выпуск продукции
проистекает из того, что пропорциональный налог
на доходы уменьшает величину мультипликатора.
Это означает, например, что любое падение инве-
стиций ведет к сокращению выпуска продукции на
меньшую величину. Автоматизм их действия обус-
ловлен тем фактом, что налоговая ставка одним
только фактом своего существования уже способ-
ствует стабилизации выпуска продукции.
Автоматические стабилизаторы имеют важное
$ 36 —Экономика
528 Часть 6: Совокупный спрос и факторы, его определяющие
преимущество по сравнению с применяемой от слу-
чая к случаю фискальной политикой. Они включа-
ются автоматически и не нуждаются в том, чтобы
кто-нибудь решал, когда им следует вступать в дей-
ствие. Не надо принимать специальною решения
для того, чтобы подоходный налог смягчал реакцию
экономики на шок. А значит, никто не будет спо-
рить, большой это шок или маленький, и не потре-
буется трех месяцев, чтобы решить, стоит ли вооб-
ще как-либо реагировать на него.
Из-за действия автоматических стабилизаторов
картина развития экономического цикла в послево-
енный период стала иной. Экономические спады те-
перь более короткие и легкие. Раньше это было не-
возможно, так как налоговые ставки были очень
низкие, а пособия по безработице были либо тоже
низкими, либо не существовали вообще. Следова-
тельно, одна из причин, по которой экономисты
считают маловероятным повторение еще одной Ве-
ликой депрессии с 25%-й безработицей, состоит в
том, что именно действие в экономике автоматиче-
ских стабилизаторов сможет предотвратить значи-
тельное мультипликативное воздействие падения со-
вокупного спроса на уровень ВНП.
Как мы видели, автоматические стабилизаторы
уменьшают отрицательное воздействие шока сово-
купного спроса на уровень выпуска продукции и,
таким образом, помогают избежать экономических
спадов; однако с таким же успехом они могут дей-
ствовать и в противоположном направлении. Во
время подъема каждый дополнительный доллар до-
ходов частично изымается в налоги, а не идет на
увеличение располагаемого дохода. В результате рост
потребительских расходов будет чуть меньше, чем
это могло бы быть, и отсюда процесс восстановле-
ния после экономического спада будет иметь тен-
денцию к замедлению. Следовательно, автоматиче-
ские стабилизаторы уменьшают колебания объема
ВНП в обоих направлениях.
7. Государственный долг и дефицит
бюджета
Государственный долг — это сумма долга Федераль-
ного правительства населению. Государственный
долг увеличивается всякий раз, когда бюджет Феде-
рального правительства находится в дефиците. Если
бюджет сведен с дефицитом, то правительство будет
вынуждено брать кредиты, чтобы оплатить свои
расходы, которые не возмещаются за счет налого-
вых поступлений. Когда существует избыток бюдже-
та, то превышение доходов над расходами помогает
правительству расплатиться с населением, т.е. пога-
сить свой долг.
На рис. 28-10 представлены ежегодные данные о
размере государственного долга (выраженного в про-
центах от ВНП) начиная с 1955 г. К концу 1986 г.
общая сумма правительственной задолженности на-
селению составляла около 1389 млрд. долл. С тех
пор она продолжала нарастать.
Задолженность правительства представляет собой
обещание уплатить этот долг в будущем. Здесь воз-
никает вполне естественный вопрос а сможет ли
правительство оплатить в будущем свои долги, и ес-
ли да, то каким образом оно будет это делать? Весь-
ма популярной является точка зрения, согласно ко-
торой государственный долг — это бремя, осложня-
ющее нормальное функционирование экономики.
Идея государственного долга как некой обществен-
ной ноши возникает потому, что долги правитель-
ства США в конечном счете являются долгами аме-
риканских налогоплательщиков. Однако на этом
уровне вряд ли есть повод для серьезного беспокой-
ства. Государственный долг является в большей
своей части долгом, который мы должны самим се-
бе. Все американцы, вместе взятые, являются и дер-
жателями государственного долга, и должниками по
нему. Любые выплачиваемые ими налоги представ-
РИС. 28-10. Государственный долг населе-
нию как доля ВНП, выраженная в про-
центах, 1965-1986 гг. (Источник: Congres-
sional Budget Office.)
Федеральный долг на руках у населения
(% от ВНП)
Финансовые годы
Глава 28: Бюджет, фискальная политика и. совокупный спрос 529
ляют собой всего лишь уплату самим себе процен-
тов либо суммы долга. На основе подобного подхода
долг сводится на нет, за исключением той его части,
которая принадлежит иностранцам.
Существует и другое мнение, согласно которому
государственный долг является гораздо менее серьез-
ной проблемой, чем это может показаться. Обычно
этот долг год от года становится все больше и боль-
ше, однако с течением времени увеличивается и
масштаб экономики. Риснок 28-10 показывает, что в
течение всего послевоенного периода, вплоть до кон-
ца 70-х годов, отношение долга к ВНП имело тен-
денцию к уменьшению. Для Соединенных Штатов
была характерна следующая модель: государствен-
ный долг быстро увеличивался во время войн, так
как государственные расходы в этот период были
особенно высоки, а затем, в мирное время, величина
долга относительно ВНП постепенно уменьшалась.
Подобная модель продолжала действовать по
крайней мере до конца 70-х годов и во время двух
спадов в 1980-1982 гг. Однако в последнее время,
как показано в табл. 28-3 и на рис 28-10, значи-
тельный и устойчивый бюджетный дефицит явился
причиной того, что долг возрастал гораздо быстрее,
чем увеличивались доходы. Предпринятое в 1981-
1983 гг. администрацией Рейгана сокращение нало-
гов в сочетании с возросшими расходами на оборо-
ну вызвало дефицит бюджета в размере 5% ВНП,
который в свою очередь привел к ежегодному уве-
личению государственного долга более чем на 150
млрд. долл. Нарастающая сумма неуплаченного госу-
дарственного долга и перспектива сохраняющегося
бюджетного дефицита заставляют задуматься над
тем, проблемы какого рода могут возникнуть в свя-
зи с растущим государственным долгом.
Имеются две основные причины того, почему го-
сударственный долг может стать серьезной пробле-
мой. Во-первых, рост государственного долга может
ТАБЛИЦА 28-3. Бюджет и государственный долг США
как доля ВНП, выраженная в процентах (в среднем за
период)
Период Бюджетный избыток Государственный долг
1955-1959 0,1 50,1
1960-1964 -0,3 43,9
1965-1969 -0,3 34,9
1970-1974 -1Д 27,4
1975-1979 -2,3 27,5
1980-1984 -3,6 30,6
1985-1986 -5Д 40,1
Источник: Congressional Budget Office, The Economic and Budget
Outbok, February 1987.
сократить запас капитала в экономике. Тот, кто вла-
деет облигациями США или казначейскими вексе-
лями, мог бы вместо этого вложить свои средства в
покупку акций или предоставление займов фирмам,
финансируя тем самым их инвестиции в физиче-
ский капитал. Если по мере роста бюджетного де-
фицита сбережения не увеличиваются, то наличие
государственного долга уменьшает акционерный ка-
питал относительно его потенциальной величины. С
сокращением запасов акционерного капитала по-
тенциальный выпуск продукции будет меньше, чем
он мог бы быть в противном случае. А это означает,
что наличие бюджетного дефицита приводит к сни-
жению уровня жизни в будущем.
Вторая причина возможного беспокойства по по-
воду наличия в экономике государственного долга
заключается в том, что процентные платежи по это-
му долгу могут стать непомерно большими. Прави-
тельству приходится регулярно выплачивать процен-
ты по долгу. Каким образом оно может это делать?
Один вариант решения — это увеличить налоги. Од-
нако, как мы видели в гл. 4 и рассмотрим далее в
окне 28-1, налогообложение влияет на эффектив-
ность распределения ресурсов в экономике Так, на-
пример, если подоходные налоги снижают само же-
лание работать, то налоги, увеличенные с целью вы-
платить проценты по долгу, приведут к сокращению
выпуска продукции.
Кроме того, правительство, добывая необходимые
ему суммы путем увеличения налогов, может столк-
нуться с разного рода политическими осложнения-
ми (почему проблема бюджетного дефицита должна
выходить на первое место в то время, когда прави-
тельство находит легкий путь — увеличить налоги
для обеспечения выплат по процентам?). В этом
случае может возникнуть порочный круг. Если долг
велик, то, следовательно, и процентные платежи яв-
ляются достаточно высокими. Однако именно из-за
того, что процентные платежи высоки, правитель-
ство, чтобы их выплачивать, будет вынуждено при-
бегать к новым займам. А это означает дальнейшее
нарастание государственного-долга
В действительности существует альтернативный
источник финансирования: для финансирования
бюджетного дефицита правительство может просто
печатать деньги. Вероятно, именно возможность то-
го, что огромный государственный долг и ставший
привычным дефицит бюджета в конечном счете
приведут к печатанию дополнительного количества
денег, а следовательно, к инфляции, и является ос-
новной причиной широко расггространенных стра-
хов по поводу существования бюджетного дефицита.
Однако, как будет отмечено позднее, между госу-
дарственным долгом, бюджетным дефицитом и
эмиссией дополнительного количества денег не су-
36»
530 Часть 6: Совокупный спрос и факторы, его определяющие
Окно 28-1. Фискальная политика и эффективное распределение ресурсов
В этой главе основное внимание уделено макроэкономи-
ческим аспектам принимаемых правительством реше-
ний об уровне налогов и правительственных расходов,
т.е. влиянию мер фискальной политики на совокупный
спрос и выпуск продукции. Однако, помимо этого, нало-
говая политика правительства имеет также своей целью
воздействие на распределение ресурсов в экономике.
Влияние правительственной политики на эффективность
распределения ресурсов имеет особое значение для мик-
роэкономической политики. Примером этого могут слу-
жить предоставляемые сельскому хозяйству субсидии,
нацеленные на повышение и возможную стабилизацию
доходов фермерских хозяйств. Другой пример — инве-
стиционный налоговый кредит, который использовался в
основном в период с 1962 по 1986 г. и субсидировал ин-
вестиции, сокращая тем самым издержки любого инве-
стиционного проекта более чем на 10%. Научные иссле-
дования субсидируются Национальным научным фон-
дом, субсидируются различные виды искусств, многие
другие виды деятельности также могут найти себе спон-
сора в лице Конгресса США. Все эти субсидии повыша-
ют активность в одних видах деятельности и понижают
ее уровень в других ее видах. Они имеют направленное
влияние на распределение ресурсов в экономике.
Методы налогообложения также могут оказывать вли-
яние на распределение ресурсов. Так, изымая часть дохо-
дов от трудовой деятельности, подоходный налог воздей-
ствует на тот объем работы, который люди хотели бы
выполнять. А облагая налогом доходы в форме процен-
тов и дивидендов, тот же подоходный налог влияет и на
величину нормы прибыли, которую люди получают по
своим сбережениям, и таким образом может воздей-
ствовать на уровень сбережений.
Распределительные эффекты действия фискальной по-
литики чрезвычайно важны для развития экономики в
долгосрочной перспективе и должны быть приняты во
внимание при любом серьезном обсуждении идеальной
(т. е. наносящей наименьший ущерб механизму распре-
деления ресурсов) для экономики страны комбинации
различного вида налогов. Часто между микроэкономиче-
скими и макроэкономическими целями, которые дол-
жны быть приняты во внимание, существует возмож-
ность выбора. Например, повышение ставок подоходно-