<< Пред.           стр. 173 (из 272)           След. >>

Список литературы по разделу

 увеличение размера дефицита означать, что Феде-
 ральное правительство, пытаясь повысить уровень
 выпуска продукции, использует меры фискальной
 политики для стимулирования спроса? Или иначе
 означает ли сокращение бюджетного дефицита, что
 Федеральное правительство проводит фискальную
 политику, направленную на сокращение совокупно-
 го спроса, имея целью уменьшить объем ВНП?
 Ответ заключается в том, что величина дефицита
 не может являться хорошим показателем эффек-
 тивности фискальной политики, так как дефицит
 может изменяться и по другим, не зависящим от
 фискальной политики причинам. Фактически таких
 причин две. Первая — это изменение собственно
 фискальной политики. Вторая — это изменение рав-
 новесного уровня доходов при неизменной фискаль-
 ной политике.
 Например, если сокращается инвестиционный
 спрос и в результате понижается уровень доходов,
 то дефицит будет расти. Предположим, что в эконо-
 мике существует определенный уровень государ-
 ственных расходов и налоговых ставок. Так как со-
 кращение инвестиционных расходов вызывает сни-
 жение уровня доходов, при фиксированной налого-
 вой ставке падение доходов будет означать умень-
 шение и суммы взимаемых подоходных налогов.
 Так, если доходы сократились на 200 единиц, а на-
 логовая ставка t = 0,15, то общая сумма налоговых
 поступлений уменьшится на 30, а следовательно, на
 такую же величину увеличится и бюджетный дефи-
 цит.
 Ввиду того что величина бюджетного дефицита
 может изменяться в результате событий, не имею-
 щих никакого отношения к фискальной политике,
 например вследствие падения инвестиционного
 спроса, нам потребуется некая альтернативная кон-
 цепция бюджета, которая отражала бы только из-
 менения, происходящие в фискальной политике Та-
 кой концепцией является оценка бюджета на осно-
 ве предположения о наличии в экономике страны
 полной занятости.
 Бюджет полной занятости
 Концепция бюджета при условии полной занятости
 (или при высокой занятости, или при структурной
 занятости) помогает нам выделить эффект воздей-
 ствия на бюджет изменений собственно фискальной
 политики и отделить его от всех прочих воздей-
 ствий на бюджет, например со стороны изменения
 доходов.
 О Бюджет полной занятости определяется
 уровнем бюджетного избытка (положительно-
 го сальдо бюджета) или дефицита, который
 мог бы иметь место, если бы в экономике су-
 ществовала полная занятость.
 Таким образом, в условиях полной занятости бюд-
 жет не зависит от текущего уровня доходов.
 Рисунок 28-8 иллюстрирует этот факт. Приведен-
 ная диаграмма по существу повторяет рис 28-5, по-
 казывая, как существующий в действительности из-
 быток или дефицит бюджета связан с уровнем вы-
 пуска продукции. При полной занятости уровень
 выпуска продукции равен Y*. Как показано на диаг-
 рамме, при Y* государственный бюджет будет в из-
 бытке Величина Y* в нашем примере равна 1300, а
 налоговая ставка составляет 0,2. Следовательно, в
 условиях полной занятости сумма налогов будет
 равна 260 (0,2 X 1300). Фактическая величина госу-
 дарственных расходов, как предполагается, состави-
 ла 200. Соответственно бюджет полной занятости
 будет иметь избыток 60 (260 — 200). Однако фак-
 тический объем выпуска продукции равен 800, и
 поэтому фактический бюджет будет дефицитным на
 40 (0,2 х 800 - 200).
 На этом примере мы показали разницу между
 бюджетом полной занятости и фактическим со-
 стоянием государственного бюджета. Зная, что
 фактический бюджет имеет дефицит, равный 40,
 можно утверждать, что фискальная политика явля-
 ется в значительной мере экспансионистской — в
 том смысле, что низкие налоги или высокий уро-
 вень государственных расходов стимулируют увели-
 чение совокупного спроса. Однако на самом деле
 бюджет находится в дефиците из-за очень низкого
 уровня выпуска продукции. Если бы экономика на-
 ходилась в условиях полной занятости, бюджет был
 бы в избытке Таким образом, имея в виду этот из-
 быток бюджета полной занятости, можно сказать,
 что фискальная политика определяет уровень, кото-
 рый создает избыток бюджета при полной занято-
 сти, и, следовательно, существующий в реальности
 Глава 28: Бюджет, фискальная политика и совокупный спрос 525
 
 
 Доходы, выпуск продукции
 РИС. 28-8. фактический бюджет и бюджет полной занятости. При уровне выпуска продукции, равном 800, фактический бюд-
 жет имеет дефицит в 40 единиц. Однако в условиях полной занятости уровень выпуска продукции Y* будет равен 1300, и бюджет пол-
 ной занятости будет иметь избыток, равный 60. Оценка состояния бюджета полной занятости показывает, каким был бы бюджет, если
 бы экономика находилась в условиях полной занятости, т.е если бы выпуск продукции был равен своему потенциальному уровню
 бюджетный дефицит не является серьезной пробле-
 мой. В действительности, для того чтобы привести
 экономическую ситуацию в состояние полной заня-
 тости, может быть принята такая мера, как, напри-
 мер, сокращение налогов.
 На рис 28-9 приведены данные о бюджете пол-
 ной занятости, рассчитанные для Соединенных
 Штатов за период начиная с 1955 г. Здесь показан
 также и фактический бюджет. Большую часть этого
 периода бюджет при полной занятости был дефи-
 цитным, однако размер этого дефицита был, как
 правило, меньше, чем фактический дефицит бюдже-
 та, так как выпуск продукции в то время был ниже
 своего потенциального уровня. Случается, что фак-
 тический бюджет и бюджет полной занятости по-
 казывают весьма разные картины того, что происхо-
 дит в экономике Например, в 1958 г., когда в эко-
 номике наблюдался спад, фактический бюджетный
 дефицит составлял более 2,3% ВНП, тогда как бюд-
 жет полной занятости был сбалансированным.
 Аналогично: в 1982 г. фактический дефицит феде-
 рального бюджета составил более 3% ВНП, и тогда
 бытовало весьма распространенное мнение, что су-
 ществующий дефицит является слишком большим.
 Между тем в то время бюджетный дефицит был ве-
 лик главным образом потому, что в экономике на-
 блюдался спад. Однако и к 1986 г., когда экономика
 почти приблизилась к состоянию полной занятости,
 фактический дефицит по-прежнему остался очень
 большим. Сокращение налоговых ставок, проводи-
 
 РИС. 28-9. Избыток и дефицит бюджета: фактический и в
 условиях полной занятости, 1956-1986 гг. (Источник Cong-
 ressional Budget Office.)
 1985
 1980
 
 
 1956
 1960
 1965
 1970
 1975
 1990
 Годы
 526 Часть 6: Совокупный спрос и факторы, его определяющие
 мое в начале 80-х годов администрацией Рейгана,
 уменьшило суммы взимаемых налогов для каждого
 уровня доходов, создав, таким образом, феномен
 бюджетного дефицита при полной занятости. Сле-
 довательно, никакие краткосрочные меры по сба-
 лансированию бюджета, включая сокращение госу-
 дарственных расходов или увеличение налоговых
 ставок, не способны быстро устранить бюджетный
 дефицит.
 ИЗМЕНЕНИЯ И УРОВНИ. Уровень бюджета пол-
 ной занятости говорит нам, каким был бы бюджет
 при текущем реальном уровне государственных рас-
 ходов и налоговых ставок, если бы в экономике на-
 блюдалась полная занятость. Чтобы узнать, каким
 образом фискальная политика будет влиять на сово-
 купный спрос — в сторону его расширения или, на-
 оборот, сокращения, надо рассмотреть изменение
 состояния бюджета полной занятости. Рост дефици-
 та бюджета полной занятости (или сокращение
 бюджетного избытка), обусловленный, например,
 более низкими налоговыми ставками или возросши-
 ми государственными расходами, означает прирост
 совокупного спроса и, следовательно, будет иметь
 положительное влияние на выпуск продукции. И
 наоборот, уменьшение дефицита бюджета полной
 занятости означает сокращение уровня совокупного
 спроса и снижение выпуска продукции. Если бюд-
 жет полной занятости остается неизменным, то фи-
 скальная политика в целом не оказывает никакого
 влияния на совокупный спрос — ни в сторону его
 расширения, ни в сторону сокращения8.
 6. Активная фискальная политика
 и автоматические стабилизаторы
 Рисунок 28-9 показывает, как дефицит бюджета
 полной занятости изменяется с течением времени.
 Некоторые из наиболее значительных его измене-
 ний представляют собой реакцию на политические
 решения, принятые с тем, чтобы попытаться конт-
 ролировать экономическую ситуацию. Мы уже рас-
 сматривали примеры увеличения налогов в 1968 г. и
 их сокращения в 1975 г.
 Почему же тогда, несмотря на столь активное ис-
 пользование мер фискальной политики, в экономи-
 ке все еще имеют место подъемы и спады? Почему
 фискальная политика не может удерживать выпуск
 продукции точно на уровне, соответствующем пол-
 8 Из-за того что фискальная политика — явление многомерное, не сущест-
 вует ни одного подходящего показателя, который мог бы полностью из-
 мерить ее влияние на размер ВНП. Однако изменение избытка государ-
 ственного бюджета полной занятости является хорошим и достаточно
 простым измерителем.
 ной занятости? Главная причина того, почему фи-
 скальная политика не в состоянии полностью стаби-
 лизировать выпуск продукции, состоит в том, что ее
 воздействие на экономику происходит медленно, а
 результаты не могут быть заранее определены с до-
 статочной точностью.
 Предположим, что происходит нечто, порождаю-
 щее спад в экономике Так, например, в 1973 г. зна-
 чительный рост цен на нефть явился главным фак-
 тором, вызвавшим экономический спад, который
 продолжался с конца 1973 г. до 1975 г. Следует от-
 метить, что дата начала спада становится ясной
 лишь после того, как он рке реально начался, т. е.
 обычно несколькими месяцами позже. Когда вдруг
 внезапно подскочили цены на нефть, никто в точно-
 сти не знал, что произойдет дальше. Подобного це-
 нового шока никогда раньше не случалось, и поли-
 тики не могли с точностью предсказать результаты
 его возможного воздействия на экономику. Поэтому
 было абсолютно непонятно, что следует предпри-
 нять. Вплоть до второй половины 1974 г., т. е. более
 чем через 6 месяцев после начала этого нефтяного
 шока, его воздействие почти не проявлялось в уве-
 личении уровня безработицы. Таким образом, в
 первую очередь существовала неопределенность от-
 носительно того, что надо делать. Эта неопределен-
 ность была столь велика, что, когда в конце 1974 г.
 в Белом доме состоялась конференция экономистов,
 где обсуждались экономические проблемы США в
 прошедшем году, лишь несколько человек отмечали
 тот факт, что экономика находится на пороге глубо-
 кого спада, хотя теперь мы знаем, что в тот момент
 этот спад уже начался.
 К ноябрю 1974 г. стало очевидно, что спад уже
 наступил, однако оставался по-прежнему неясным
 вопрос как долго он продлится и насколько тяже-
 лым он может быть? А для того чтобы понять, на-
 сколько надо снизить налоги или увеличить расхо-
 ды, необходимо точно знать, насколько должен воз-
 расти выпуск продукции. Например, одни утверж-
 дали, что спад будет коротким, а поэтому нет необ-
 ходимости в значительном сокращении налогов.
 Другие же доказывали, что ситуация настолько
 серьезна, что необходимо существенное снижение
 налогоа Таким образом, вновь возникала неопреде-
 ленность — на этот раз относительно того, в каком
 направлении должна двигаться экономика
 Существует и еще один источник неопределенно-
 сти. Мы не знаем точно, какова в данный момент
 величина мультипликатора. Экономические данные
 свидетельствуют о том, что мультипликатор сниже-
 ния налогов на 1 долл. может составить около 2, од-
 нако в действительности мы не знаем, будет ли он
 равен 1,5 или 2,5. Это означает, что мы не можем
 точно знать, насколько следует снизить налоги, что-
 Глава 28: Бюджет, фискальная политика и совокупный спрос 527
 бы ликвидировать существующий разрыв в выпуске
 продукции.
 А почему бы нам не снизить налоги вначале на
 небольшую величину и не посмотреть, как это сра-
 ботает, а затем, если потребуется, сократить их
 еще? Сложность применения подобного подхода со-
 стоит в том, что и при. снижении налогов, и при
 увеличении государственных расходов может потре-
 боваться много месяцев, прежде чем эти процессы
 окажут желаемое воздействие на выпуск продукции.
 Например, после того как снизятся налоги, фирмам
 потребуется некоторое время, чтобы произвести
 корректировку сумм, вычитаемых ими из платеж-
 ных ведомостей работников при уплате налогов. Ра-
 ботники в свою очередь тоже не побегут покупать
 больше товаров прямо на следующий день. Для
 проявления ответной реакции им может понадо-
 биться несколько недель. Далее, когда фирмы уви-
 дят возросший спрос на их товары, они поначалу
 могут и вовсе не увеличивать объемы производства.
 Возможно, у них имеется избыток товарных запасов
 на складах, который накапливался в то время, когда
 выпуск продукции падал. И только когда спрос бу-
 дет устойчиво высоким в течение некоторого перио-
 да времени, фирмы действительно пойдут на расши-
 рение производства.
 Неопределенность относительно того, какими бу-
 дут результаты проведения фискальной политики, а
 также замедленность в поведении самих этих ре-
 зультатов определяют тот факт, что нельзя быть уве-
 ренным в способности экономической политики
 постоянно удерживать выпуск продукции на уров-
 не, близком к выпуску при полной занятости. И все
 же экономическая политика может быть эффектив-
 ной. Иногда полностью ясно, что следует делать, и
 это делается. Так, в начале 1975 г. каждый мог ви-
 деть, каким тяжелым был спад, Менее чем за два
 месяца Конгресс разработал программу налоговых
 скидок, и соответствующие чеки были разосланы
 уже к марту. Почему были использованы чеки? Все
 это было частью попытки правительства ускорить
 расширение расходов в ответ на сокращение нало-
 гов. Рассылая чеки, Конгресс добился того, что лю-
 дям не пришлось ждать, когда работодатели скор-
 ректируют величину налоговой ставки в сумме их
 платежных чеков. Это также означало, что люди, не
 имеющие работы, также получат выплаты и, веро-
 ятнее всего, довольно быстро потратят эти получен-
 ные средства Тогда, в 1975 г, столь быстрый пово-

<< Пред.           стр. 173 (из 272)           След. >>

Список литературы по разделу