<< Пред.           стр. 172 (из 272)           След. >>

Список литературы по разделу

 записать:
 закупки чистые
 Бюджетный дефицит = товаров —- (4а)
 и услуг налоги
 Рисунок 28-5 показывает, какая связь существует
 между бюджетом и объемом ВНП. Предположим,
 что государственные закупки находятся на уровне
 G = 200. Предположим также, что весь объем госу-
 дарственных доходов составляют поступления от
 подоходного налога, ставка которого (f) установлена
 пропорционально уровню доходов и равна 0,2. Та-
 ким образом, общая сумма налоговых поступлений
 равна величине налоговой ставки, умнохсенной на
 уровень доходов, или ^Y" = 0,2Y. Следовательно, когда
 уровень доходов равен нулю, общая сумма взимае-
 мых налогов будет также равна нулю; когда доходы
 возрастут до 500 единиц, эта сумма составит 100, и,
 наконец, если уровень доходов достигает 1000, то
 общие налоговые поступления будут равны сумме
 государственных расходов.
 
 Доходы, выпуск продукции
 РИС. 28-5. Дефицит и избыток государственного бюджета. Бюджетный дефицит равен сумме государственных расходов за вы-
 четом налогов, или сумме государственных закупок товаров и услуг минус чистые налоги. Сумма государственных закупок представле-
 на как величина постоянная, не зависящая от уровня доходов, тогда как налоги устанавливаются пропорционально доходам. Таким
 образом, при низком уровне доходов будет наблюдаться дефицит бюджета, а при высоком уровне доходов — избыток бюджета
 Глава 28: Бюджет, фискальная политика и совокупный спрос 521
 На рисунке хорошо видно, что при уровне дохо-
 дов ниже 1000 единиц будет наблюдаться бюджет-
 ный дефицит, т.е. G будет больше, чем сумма нало-
 гов. При уровне доходов, равном 1000, государ-
 ственный бюджет является сбалансированным, а
 при более высоком уровне доходов наблюдается из-
 быток бюджета Следовательно, при данном уровне
 государственных расходов и данной ставке налого-
 обложения размер бюджетного дефицита или из-
 бытка зависит от уровня доходов. Чем выше уро-
 вень доходов, тем меньше дефицит, или тем больше
 положительное сальдо бюджета
 Однако здесь имеется и некоторое осложнение:
 уровень государственных расходов и ставка налого-
 обложения могут также оказывать влияние на уро-
 вень совокупного спроса, а следовательно, и на объ-
 ем ВНП. Возросший объем государственных заку-
 пок товаров и услуг увеличивает уровень доходов и
 тем самым делает большей общую сумму налогов,
 получаемых правительством. Поэтому возникает во-
 прос возможно ли, чтобы прирост государственных
 расходов, вместо того чтобы увеличить бюджетный
 дефицит, приводил бы к его сокращению? Можно
 ли предположить, что прирост государственных рас-
 ходов будет способен вызвать такое оживление эко-
 номической активности, при котором сумма взима-
 емых налогов превысит данный прирост государ-
 ственных расходов? Рассмотрим, насколько вероят-
 ным является положительный ответ на этот вопрос
 Государственные закупки, налоги
 и бюджетный дефицит
 Предположим, что государственные закупки состав-
 ляют 200 единиц, показатель AdPC равен 0,75, а став-
 ка подоходного налога t = 0,2. Какое влияние ока-
 жет увеличение государственных расходов на размер
 бюджетного дефицита? Несомненно, непосредствен-
 ным результатом возросшего объема государствен-
 ных закупок будет увеличение дефицита бюджета,
 или сокращение величины его положительного саль-
 до. Однако сейчас нас гораздо больше интересует,
 каков будет окончательный эффект, который вклю-
 чает и влияние со стороны возросших доходов на
 общую сумму полученного подоходного налога
 Так как рост государственных закупок приводит
 к увеличению уровня доходов, то возрастает и раз-
 мер подоходного налога, взимаемого правитель-
 ством. В результате полученный прирост G будет
 оплачивать сам себя — полностью или по крайней
 мере частично. Однако, как мы увидим далее в этой
 главе и в приложении I, сумма прироста налоговых
 поступлений будет всегда меньше, чем прирост G.
 И, следовательно, возросшие государственные закуп-
 ки являются лишь частично «самоокупаемыми».
 Схожим образом состояние государственного
 бюджета должно улучшиться за счет роста налого-
 вой ставки. Улучшение сбалансированности бюдже-
 та будет иметь место даже при снижении уровня
 доходов (в результате увеличения налогов), которое
 в свою очередь будет тормозить рост суммы взимае-
 мых налогов. Подробное рассмотрение примеров
 влияния роста налогов на величину бюджетного де-
 фицита мы отложим до приложения I к этой главе.
 А сами тем временем попробуем продвинуться да-
 лее в понимании взаимосвязи между увеличиваю-
 щимися государственными расходами и дефицитом
 бюджета, обратившись к анализу зависимости, су-
 ществующей между равновесными уровнями расхо-
 дов, сбережений и налогов.
 Сбережения, инвестиции и бюджетный
 дефицит
 Из гл. 25 мы помним, что основное условие, при ко-
 тором совокупный спрос будет равен выпуску про-
 дукции, может иметь и несколько иную формули-
 ровку: при,равновесном уровне выпуска продукции
 сбережения будут равны инвестициям. Схожая точ-
 ка зрения может быть выражена в терминах утечек
 и инъекций денежных средств, которые имеют ме-
 сто в кругообороте товаров и доходов. Так, сбереже-
 ния представляют собой утечку определенной части
 совокупного спроса, т.е. ту часть потока доходов, ко-
 торая уже не будет превращена в совокупный спрос
 на товары. А инвестиции — это инъекции в сово-
 купный спрос, которые не возникают в результате
 процесса самого кругооборота, так как не зависят от
 уровня доходов. В точке экономического равновесия
 сумма утечек денежных средств из кругооборота (в
 данном случае сбережений) равна общей сумме
 инъекций (в данном случае инвестиций).
 На рис 28-6 мы, используя утверждения, что сум-
 ма утечек равна сумме инъекций, попробуем просле-
 дить взаимосвязь между государственным бюджетом,
 сбережениями и инвестициями, которая будет иметь
 место при равновесии в экономике. Начнем наше
 движение справа — с фирм, чьи выплаты домашним
 хозяйствам создают доходы этих домашних хозяйств.
 Так как часть этих доходов уходит в форме чистых
 налогов, то, следовательно, она уже становится недо-
 ступной для предъявления спроса на товары. Остаток
 средств представляет собой располагаемый доход до-
 машних хозяйств. И снова часть средств уходит в
 сбережения, покидая, таким образом, потребитель-
 ский спрос, который является частью совокупного
 спроса Одновременно существуют и два вида инъек-
 ций в совокупный спрос Это государственные закуп-
 ки и инвестиции. Если экономика находится в состо-
 янии равновесия, то общая сумма утечки денежных
 средств должна быть равна сумме инъекций.
 Таким образом, мы можем записать, что в точке
 522 Часть 6: Совокупный спрос и факторы, ело определяющие
 
 
 РИС. 28-6. Роль государственных расходов
 и налогов в кругообороте товаров и дохо-
 дов. В точке экономического равновесия уро-
 вень доходов равен величине совокупного спро-
 са. С другой стороны, это означает, что сумма
 утечки денежных средств из кругооборота рав-
 на сумме денежных инъекций. Утечки пред-
 ставляют собой чистые налоги и сбережения. А
 инъекции имеют форму государственных заку-
 пок товаров и услуг, а также инвестиций. Сле-
 довательно, при равновесии сумма сбережений
 и чистых налогов будет равна сумме государ-
 ственных закупок и инвестиций
 равновесия, т.е. в точке, в которой совокупный
 спрос равен доходам:
 Сбережения + чистые налоги =
 = правительственные закупки + инвестиции (5)
 или то же самое в символах:
 Sr-T = G -I- J
 Символ T мы используем для обозначения чистых
 налогов. Теперь мы можем преобразовать уравне-
 ние (5), перенеся J в левую часть уравнения, a T —
 в его правую часть. Сделав это, мы увидим, что вы-
 ражение S-I равно G — T, я G — T — это и есть
 дефицит государственного бюджета
 Теперь мы получили наше уравнение в следую-
 щем виде
 бюджетный
 Сбережения — инвестиции -- (6)
 дефицит
 
 Для того чтобы лучше понять эту взаимосвязь, рас-
 смотрим процессы кредитования и получения денег
 взаймы, которые весьма часто встречаются в реаль-
 ной экономике Домашние хозяйства осуществляют
 сбережения своих средств. В то же время фирмы
 занимают деньги, чтобы финансировать свои инве-
 стиционные расходы. И правительство, если оно
 сводит бюджет с дефицитом, расходуя больше, чем
 получает в форме налогов, будет также вынуждено
 брать взаймы. Таким образом, уравнение (6) гово-
 рит нам, что при равновесии общая сумма креди-
 тов, полученных правительством и фирмами вместе
 (государственный дефицит плюс инвестиции), равна
 общей сумме сбережений.
 Как мы уже предостерегали в гл. 25, равенство
 сбережений и инвестиций будет являться условием
 равновесия только в упрощенной экономической мо-
 дели, где не предусматривается существование прави-
 тельства Теперь мы можем понять, почему это про-
 исходит. Когда в схему модели вводится правитель-
 ство и если в экономике существует дефицит или из-
 быток государственного бюджета, то сбережения пе-
 рестают быть равными инвестициям. Так, например,
 если имеется бюджетный дефицит, то правительство
 будет использовать часть сбережений для финансиро-
 вания этого дефицита и общая сумма сбережений
 будет, таким образом, превышать сумму инвестиций5.
 Используя зависимость из уравнения (6), попро-
 3 И еще одно предостережение: уравнение (6) придется вновь модифици-
 ровать, когда в экономическую модель будет введен чистый экспорт.
 Глава 28: Бюджет, фискальная политика и совокупный спрос 523
 
 1956
 1960
 1965
 1970 1975
 Годы
 1980
 1985
 1990
 РИС. 28-7. Избыток бюд-
 жета федерального прави-
 тельства, 1956-1986 гг. (в%
 от SHTt). (Источник: DRI)
 
 буем доказать, что прирост государственных расхо-
 дов увеличивает бюджетный дефицит. Как мы при-
 шли к такому выводу? Взгляните на левую часть
 уравнения (6) и задайте себе вопрос что происхо-
 дит, когда увеличиваются государственные расходы и
 вместе с ними возрастает равновесный уровень до-
 ходов? Так как сбережения увеличиваются по мере
 роста доходов, то теперь мы, следовательно, будем
 иметь возросшую сумму сбережений. В то же время
 инвестиции согласно нашему предположению оста-
 ются постоянными. Таким образом, разница «сбере-
 жения минус инвестиции» должна возрастать. Мы
 знаем, однако, что в условиях экономического равно-
 весия разница между сбережениями и инвестиция-
 ми будет равна величине дефицита государственного
 бюджета Следовательно, с ростом правительствен-
 ных расходов он должен также увеличиваться. Мы
 показали, что рост правительственных расходов уве-
 личивает бюджетный дефицит, даже если при этом
 происходит увеличение уровня доходов, а следова-
 тельно, и налоговых поступлений: сумма налоговых
 поступлений не может возрасти настолько, чтобы в
 конце концов привести к сокращению дефицита6.
 Теперь мы видим, каким образом государствен-
 ный сектор и государственный бюджет оказываются
 включенными в кругооборот доходов. Далее мы дол-
 жны обратиться к анализу взаимосвязи государствен-
 ного бюджета и уровня доходов в экономике При
 этом мы увидим, что периоды высокой экономиче-
 ской активности приводят к уменьшению бюджет-
 ного дефицита, а спады вызывают его увеличение
 5. Фискальная политика, бюджетный
 дефицит и бюджет полной занятости
 В начале 1975 г., когда Соединенные Штаты пере-
 живали самый тяжелый за все послевоенное время
 экономический спад7, правительство, пытаясь выве-
 сти экономику из состояния спада и вернуться к
 объему производства, существовавшему при полной
 занятости, приняло решение снизить налоги. Увели-
 чивая размер располагаемого дохода, снижение на-
 логов, таким образом, вызвало повышение уровня
 потребительских расходов, совокупного спроса, а
 следовательно, и выпуска продукции.
 Одновременно понижение налогов увеличило де-
 фицит государственного бюджета, как это и показа-
 но на рис 28-7. В 1975 г. наблюдалось резкое сокра-
 щение положительного сальдо бюджета, а затем и
 нарастание его дефицита, отражающее снижение
 налогов в экономике
 Аналогичным образом в 1968 г. в результате
 войны во Вьетнаме экономика страдала, но теперь
 уже от сверхзанятости и возросших темпов инфля-
 ции. Тогда, пытаясь сократить совокупный спрос,
 повысили уровень налогов. На рис 28-7 это пред-
 ставлено как увеличение избытка государственного
 бюджета И действительно, 1968 г. был последним
 годом, когда доходы Федерального правительства
 превышали уровень его расходов.
 Подобные изменения налоговых ставок могут
 служить примерами активного использования мер
 фискальной политики при попытках подвести эко-
 
 6 В задаче 2 в конце этой главы мы попросим вас, используя схожую аргу-
 ментацию, показать, почему размер бюджетного дефицита должен со-
 кратиться при возрастании налоговой ставки.
 7 Во время спада 1981-1982 гг. доля безработных была выше, чем в 1974-
 1975 гг.
 524 Часть 6: Совокупный спрос и факторы, его определяющие
 номику как можно ближе к ее потенциальному
 уровню. Активное использование фискальной поли-
 тики в целях стабилизации включает две основные
 группы вопросов. Первая группа связана с тем, на-
 сколько успешной может быть фискальная полити-
 ка в деле стабилизации выпуска продукции. Этот
 же вопрос может быть сформулирован несколько
 по-другому почему в послевоенный период наблю-
 далось так много спадов, хотя кейнсианский анализ,
 о чем мы уже говорили, показывает, как можно ис-
 пользовать фискальную политику, чтобы избежать
 экономических спадов? Оба эти вопроса мы рас-
 смотрим в п. 6.
 Вторая группа вопросов состоит в следующем: яв-
 ляется ли дефицит государственного бюджета хоро-
 шим показателем, отражающим расширяющее или
 сокращающее воздействие экономической политики
 на совокупный спрос. Иными словами, может ли

<< Пред.           стр. 172 (из 272)           След. >>

Список литературы по разделу