<< Пред.           стр. 171 (из 272)           След. >>

Список литературы по разделу

 для каждого данного уровня доходов на величину,
 равную AdPC и умноженную на сумму прироста на-
 логов. Новый равновесный уровень доходов будет
 достигаться в точке E'. Таким образом, мы можем
 сказать, что налогообложение снижает равновесный
 уровень доходов.
 Для того чтобы определить величину этого умень-
 шения доходов, мы можем принять во внимание в
 нашем обсуждении влияние изменений в уровне
 инвестиций или правительственных расходов на
 равновесный выпуск продукции. Как мы видели в
 гл. 25, снижение инвестиционных расходов (или го-
 сударственных закупок) сокращает равновесный
 уровень доходов на величину, равную произведению
 мультипликатора и суммы сокращения данных рас-
 ходов при исходном, первоначальном уровне дохо-
 дов. Теперь попробуем применить ту же логику и в
 части повышения налогов. Повышение налогов дол-
 жно будет уменьшить равновесный уровень доходов
 на сумму, равную произведению мультипликатора и
 величины соответствующего уменьшения уровня по-
 требительских расходов. Если AdPC равна 0,75, то на-
 логи в размере 100 единиц вызовут сокращение по-
 требительских расходов на 75 единиц. Тогда при ве-
 личине мультипликатора, равной 4, объем совокуп-
 ных доходов уменьшится на 300.
 Вообще при системе аккордных налогов формула,
 4 Хотя в реальной жизни аккордных налогов практически не существует,
 мы оперируем ими здесь для того, чтобы как можно проще показать
 механизм воздействия системы налогообложения на уровень доходов и
 выпуска продукции. Уже в следующем параграфе мы рассмотрим про-
 порциональные налоги, которые, как предполагает само их название,
 устанавливаются пропорционально уровню доходов и в действительности
 представляют собой основную форму налогов в экономике.
 
 
 Доходы, выпуск продукции
 РИС. 28-Z Влияние увеличения государ-
 ственных расходов на объем выпуска
 продукции. Первоначально экономика нахо-
 дится в состоянии равновесия в точке E. За-
 тем государственные расходы возрастают от
 нуля до 100. Кривая совокупного спроса пе-
 ремещается вверх на 100 единиц — из поло-
 жения AD в положение AD'. В результате
 равновесный уровень доходов возрастет от
 1000 единиц в точке E до 1400 единиц в точ-
 ке E'. Прирост государственных расходов ока-
 зывает точно такое же влияние на равновес-
 ный уровень выпуска продукции, как и при-
 рост инвестиционного спроса на ту же вели-
 чину
 
 
 
 Доходы, выпуск продукции
 РИС. 28-3. Результат увеличения налогов.
 Повышение налогов, равное T, сокращает по-
 требительский спрос для каждого данного
 уровня доходов на величину, равную произве-
 дению показателя предельной склонности к
 потреблению и суммы прироста налогов (T).
 Уровень доходов соответственно снижается
 от точки E до точки E'
 
 отражающая влияние роста налогов, будет иметь
 следующий вид:
 Снижение равновесных доходов
 (вследствие возросших налогов) =
 = мультипликатор х MPC х прирост налогов (3)
 Каким бы могло быть воздействие прироста налогов,
 если бы мы ввели другие предположения относитель-
 но величины AdPC? Предположим, например, что те-
 перь показатель MPC равен 0,5. Следовательно, вели-
 чина мультипликатора составит 2. При уровне дохо-
 дов, равном первоначальному, величина потребления
 сократится до 50 (0,5 х 100). Следовательно, исполь-
 зуя уравнение (3), мы получим, что равновесные до-
 ходы сократятся на 100 единиц (2 х 0,5 х 100). Та-
 518 Часть 6: Совокупный спрос и факторы, его определяющие
 ким образом, этот пример показывает, что, чем выше
 MPQ тем существеннее будет влияние налоговых из-
 менений на величину равновесного уровня доходов.
 Налогообложение сокращает выпуск продукции,
 так как налоги уменьшают размер потребительских
 расходов при каждом данном уровне национального
 дохода. Причина сокращения выпуска продукции,
 таким образом, состоит в уменьшении располагае-
 мого дохода, а значит, и уровня потребительских
 расходов. При снижающемся потребительском
 спросе и неизменном инвестиционном спросе мож-
 но с уверенностью сказать, что объем выпуска про-
 дукции и уровень доходов также сократятся.
 СОЦИАЛЬНЫЕ ВЫПЛАТЫ. Поскольку уровень по-
 требления связан с размером располагаемого дохо-
 да, то рост социальных выплат будет увеличивать
 совокупный спрос, а значит, и выпуск продукции.
 Таким образом, T будет обозначать чистые налоги,
 т.е. сумму налогов за вычетом социальных выплат.
 Механизм воздействия налогов на объем выпуска
 продукции и уровень доходов предполагает, что из-
 менение размеров налогов, так же как и государ-
 ственных закупок, может быть использовано для то-
 го, чтобы поддерживать выпуск продукции как
 можно ближе к его потенциальному уровню. Во
 время экономического спада чистые налоги могут
 быть уменьшены, чтобы увеличить тем самым вы-
 пуск продукции. В то же время в период бума, ког-
 да следует несколько сократить совокупный спрос,
 чистые налоги могут быть увеличены.
 Мультипликатор сбалансированного
 бюджета
 Каков мог бы быть результат объединения эффектов
 двух воздействий, представленных на рис 28-2 и
 рис 28-3? Первый и, как кажется, наиболее очевид-
 ный ответ состоит в том, что равный по величине
 прирост и государственных закупок, и налогов не
 должен оказать какого-либо влияния на уровень до-
 ходов. Однако этот вывод является ошибочным По-
 чему?
 Предположим, что объем государственных заку-
 пок увеличивается от нуля до 100 и на такую же
 величину возрастают налоги. Инвестиции остаются
 равными 250, а показатель MPC по-прежнему со-
 ставляет 0,75. Прирост правительственных расходов
 почти сразу вызывает увеличение совокупного спро-
 са на 100 единиц. И одновременно прирост налогов
 сокращает величину располагаемого дохода тоже на
 100. Однако — и этот пункт является здесь ключе-
 вым — сокращение располагаемого дохода на 100
 единиц уменьшит совокупный спрос только на 75
 (0,75 х 100), т.е. на величину, равную произведению
 MPC и суммы сокращения располагаемого дохода.
 Таким образом, спрос на товары при первоначаль-
 ном равновесном уровне доходов возрос на 100 (из- I
 за увеличения государственных закупок) и одновре- ,,
 менно снизился на 75 (из-за увеличения налогов).
 Итак, при исходном уровне доходов, равном 1000,
 совокупный спрос показывает чистый прирост в 25
 единиц. Следовательно, выпуск продукции увеличил-
 ся. И этот прирост равновесного выпуска продук-
 ции равен величине мультипликатора 4, помножен-
 ной на сумму прироста спроса при исходном уров-
 не выпуска продукции в 1000 единиц. \
 На рис 28-4 показано, как влияние со стороны [
 возросших государственных расходов и сокративше-
 гося уровня потребления, взятых вместе, перемещает
 кривую AD вверх, в положение AD'. Новый равно-
 весный уровень доходов равен 1100 (1000 + 4 х 25).
 Наши рассуждения предполагают, что величина при-
 роста равновесного уровня доходов может быть вы-
 числена с помощью стандартной формулы мультип-
 ликатора: мультипликатор х прирост расходов при
 исходном, первоначальном уровне доходов.
 Данный пример является хорошей иллюстрацией
 особого варианта фискальной политики: фискально-
 го расширения сбалансированного бюджета, когда и
 налоги, и правительственные расходы увеличивают-
 ся на одинаковую величину. В этом случае мы полу-
 чим знаменитый эффект действия мультипликатора
 сбалансированного бюджета
 О Мультипликатор сбалансированного бюд-
 жета устанавливает, что прирост правитель-
 ственных расходов, сопровождаемый равным
 по величине приростом налогов, имеет своим
 результатом увеличение выпуска продукции.
 Причина того, почему объем выпуска продукции
 увеличивается (вместо того, чтобы остаться неиз-
 менным), состоит в том, что прирост государствен- , ?
 ных расходов приводит к незамедлительному увели-
 чению совокупного спроса на всю величину этого
 прироста, в то время как прирост налогов, как мы
 только что могли видеть в приведенном примере,
 сокращает уровень потребительского спроса на го-
 раздо меньшую величину. Эти два эффекта, взятые f-
 вместе, действительно приводят к увеличению сово-
 купного спроса и, следовательно, являются причи- ;?
 ной роста выпуска продукции.
 При неизменном данном уровне инвестиций ре-
 зультат действия мультипликатора сбалансированно- 1-
 го бюджета будет еще более специфическим. Как и ?
 предполагалось в приведенном выше примере, вели-
 чина мультипликатора сбалансированного бюджета
 в этом случае будет в точности равна 1. А это озна- \
 чает, что объем выпуска продукции будет увеличи- ;
 ваться ровно на величину прироста правительствен-
 ных расходов. - I
 Глава 28: Бюджет, фискальная политика и совокупный спрос 519
 
 
 Доходы, выпуск продукции
 РИС. 28-4. Совместное влияние увеличения государственных расходов и роста налогов. Государственные расходы возрастают
 с нуля до 100, и одновременно на 100 единиц увеличиваются налоги. Кривая AD перемещается вверх на 25 пунктов. Новая кривая
 совокупного спроса AD' пересекает биссектрису системы координат в точке E'. Это означает, что равновесный уровень доходов те-
 перь выше, чем он мог бы быть при полном отсутствии государственных расходов и налогообложения
 3. Пропорциональные налоги
 Рассмотренный нами в п. 2 случай применения ак-
 кордных налогов и социальных выплат, когда размер
 платежей не зависит от уровня доходов, показывает,
 что увеличение налогов сокращает совокупный
 спрос, а сокращение налогов соответственно увели-
 чивает его. В действительности, однако, большинство
 применяемых налогов и социальных выплат зависит
 от уровня доходов. Таким образом, размер налогов
 на доходы увеличивается по мере роста индивиду-
 альных доходов, и соответственно общая сумма на-
 логов, получаемых правительством, возрастает с уве-
 личением объема ВНП. Похожее происходит и в от-
 ношении социальных выплат, которые особенно вы-
 соки, когда уровень ВНП является низким, напри-
 мер во время экономического спада, так как значи-
 тельную часть социальных выплат составляют посо-
 бия по безработице. На практике, ввиду того, что с
 ростом доходов налоги увеличиваются, а социальные
 выплаты сокращаются, величина чистых налогов воз-
 растает вместе с уровнем доходов.
 Давайте теперь рассмотрим (чистые) налоги, ко-
 торые в отличие от системы аккордных налогов
 устанавливаются пропорционально уровню дохода.
 Пропорциональные налоги подразумевают, что при
 ставке налогов t общая сумма налоговых выплат бу-
 дет равняться fx Y,a величина располагаемого дохо-
 да в этом случае составит только Y — tY = (1 — t)Y.
 При ставке чистого налога, равной ОД, или 10%, до-
 машние хозяйства будут иметь в качестве располага-
 емого дохода только 90% общей величины нацио-
 нального дохода. Например, если национальный до-
 ход равен 1000, то располагаемый доход домашних
 хозяйств составит только 900. Аналогично: прирост
 национального дохода в 1 долл увеличит располагае-
 мый доход домашних хозяйств только на 90 центов,
 а не на всю сумму. Оставшиеся 10 центов достанут-
 ся правительству в форме налогов.
 Каким образом факт наличия в экономике систе-
 мы пропорционального налогообложения будет вли-
 ять на проводимый нами анализ определения уров-
 ня доходов? При каждом данном уровне выпуска
 продукции изменение ставки налога отражается на
 величине располагаемого дохода, а это в свою оче-
 редь вызывает изменение уровня потребительских
 расходов, совокупного спроса и в конечном итоге —
 равновесного уровня объема производства. Более
 подробно и точно механизм воздействия изменений
 налоговой ставки на уровень выпуска продукции бу-
 дет рассмотрен нами в приложении I к этой главе.
 Там, в частности, будет показано, что формула муль-
 типликатора также изменяется. Теперь же мы про-
 сто должны понять, что прирост ВНП на 1 долл не
 вызывает соответствующего роста величины распола-
 гаемого дохода на эту же сумму. Причина подобного
 явления состоит в том, что часть каждого дополни-
 520 Часть 6: Совокупный спрос и факторы, его определяющие
 тельного доллара доходов подлежит уплате в форме
 налогов и, следовательно, становится недоступной
 для осуществления расходов. Таким образом, та
 часть каждого дополнительного доллара ВНП, кото-
 рая действительно идет на потребление, будет равна
 MPC х (1 — t), где t — ставка налогообложения.
 Это новое выражение, которое появляется здесь
 в формуле мультипликатора, равно величине показа-
 теля MPC, скорректированной на ту часть каждого
 дополнительного доллара ВНП, которая представля-
 ет собой доход после уплаты налогов, или располага-
 емый личный доход. Учитывая данное уточнение,
 мы можем сказать, что само существование в эко-
 номике подоходных налогов сокращает величину
 мультипликатора.
 Пропорциональные налоги могут оказывать воз-
 действие и на модель государственных доходов в те-
 чение экономического цикла. При данной ставке
 налогообложения, скажем t — 0,1, прирост доходов
 увеличивает и сумму получаемых правительством
 налогов, так как оно взимает 10 центов с каждого
 дополнительного доллара доходов. Таким образом,
 при системе пропорциональных налогов поступле-
 ния в государственный бюджет будут выше во вре-
 мя бумов по сравнению с периодами экономиче-
 ских спадов.
 4. Государственный бюджет и уровень
 доходов
 Государственным бюджетом определяется, какие
 товары и услуги правительство будет приобретать в
 течение предстоящего года, какие социальные вы-
 платы оно будет производить и каким образом оно
 намерено финансировать большую часть своих рас-
 ходов при различном уровне налоговых поступле-
 ний. Обычно, однако, налоги не покрывают пол-
 ностью всю сумму социальных выплат и закупок то-
 варов и услуг. Если правительственные расходы пре-
 вышают уровень доходов, то говорят о дефиците го-
 сударственного бюджета, или, сокращенно, о бюд-
 жетном дефиците. В случае если сумма налогов бу-
 дет превосходить уровень расходов, мохшо говорить
 о существовании бюджетного избытка, или положи-
 тельного сальдо государственного бюджета.
 Бюджетный дефицит = расходы — доходы (4)
 Или, имея в виду, что расходы равны сумме закупок
 товаров и услуг плюс общий объем социальных вы-
 плат, а чистые налоги — это сумма налоговых по-
 ступлений минус социальные выплаты, мы можем

<< Пред.           стр. 171 (из 272)           След. >>

Список литературы по разделу