<< Пред. стр. 171 (из 272) След. >>
для каждого данного уровня доходов на величину,равную AdPC и умноженную на сумму прироста на-
логов. Новый равновесный уровень доходов будет
достигаться в точке E'. Таким образом, мы можем
сказать, что налогообложение снижает равновесный
уровень доходов.
Для того чтобы определить величину этого умень-
шения доходов, мы можем принять во внимание в
нашем обсуждении влияние изменений в уровне
инвестиций или правительственных расходов на
равновесный выпуск продукции. Как мы видели в
гл. 25, снижение инвестиционных расходов (или го-
сударственных закупок) сокращает равновесный
уровень доходов на величину, равную произведению
мультипликатора и суммы сокращения данных рас-
ходов при исходном, первоначальном уровне дохо-
дов. Теперь попробуем применить ту же логику и в
части повышения налогов. Повышение налогов дол-
жно будет уменьшить равновесный уровень доходов
на сумму, равную произведению мультипликатора и
величины соответствующего уменьшения уровня по-
требительских расходов. Если AdPC равна 0,75, то на-
логи в размере 100 единиц вызовут сокращение по-
требительских расходов на 75 единиц. Тогда при ве-
личине мультипликатора, равной 4, объем совокуп-
ных доходов уменьшится на 300.
Вообще при системе аккордных налогов формула,
4 Хотя в реальной жизни аккордных налогов практически не существует,
мы оперируем ими здесь для того, чтобы как можно проще показать
механизм воздействия системы налогообложения на уровень доходов и
выпуска продукции. Уже в следующем параграфе мы рассмотрим про-
порциональные налоги, которые, как предполагает само их название,
устанавливаются пропорционально уровню доходов и в действительности
представляют собой основную форму налогов в экономике.
Доходы, выпуск продукции
РИС. 28-Z Влияние увеличения государ-
ственных расходов на объем выпуска
продукции. Первоначально экономика нахо-
дится в состоянии равновесия в точке E. За-
тем государственные расходы возрастают от
нуля до 100. Кривая совокупного спроса пе-
ремещается вверх на 100 единиц — из поло-
жения AD в положение AD'. В результате
равновесный уровень доходов возрастет от
1000 единиц в точке E до 1400 единиц в точ-
ке E'. Прирост государственных расходов ока-
зывает точно такое же влияние на равновес-
ный уровень выпуска продукции, как и при-
рост инвестиционного спроса на ту же вели-
чину
Доходы, выпуск продукции
РИС. 28-3. Результат увеличения налогов.
Повышение налогов, равное T, сокращает по-
требительский спрос для каждого данного
уровня доходов на величину, равную произве-
дению показателя предельной склонности к
потреблению и суммы прироста налогов (T).
Уровень доходов соответственно снижается
от точки E до точки E'
отражающая влияние роста налогов, будет иметь
следующий вид:
Снижение равновесных доходов
(вследствие возросших налогов) =
= мультипликатор х MPC х прирост налогов (3)
Каким бы могло быть воздействие прироста налогов,
если бы мы ввели другие предположения относитель-
но величины AdPC? Предположим, например, что те-
перь показатель MPC равен 0,5. Следовательно, вели-
чина мультипликатора составит 2. При уровне дохо-
дов, равном первоначальному, величина потребления
сократится до 50 (0,5 х 100). Следовательно, исполь-
зуя уравнение (3), мы получим, что равновесные до-
ходы сократятся на 100 единиц (2 х 0,5 х 100). Та-
518 Часть 6: Совокупный спрос и факторы, его определяющие
ким образом, этот пример показывает, что, чем выше
MPQ тем существеннее будет влияние налоговых из-
менений на величину равновесного уровня доходов.
Налогообложение сокращает выпуск продукции,
так как налоги уменьшают размер потребительских
расходов при каждом данном уровне национального
дохода. Причина сокращения выпуска продукции,
таким образом, состоит в уменьшении располагае-
мого дохода, а значит, и уровня потребительских
расходов. При снижающемся потребительском
спросе и неизменном инвестиционном спросе мож-
но с уверенностью сказать, что объем выпуска про-
дукции и уровень доходов также сократятся.
СОЦИАЛЬНЫЕ ВЫПЛАТЫ. Поскольку уровень по-
требления связан с размером располагаемого дохо-
да, то рост социальных выплат будет увеличивать
совокупный спрос, а значит, и выпуск продукции.
Таким образом, T будет обозначать чистые налоги,
т.е. сумму налогов за вычетом социальных выплат.
Механизм воздействия налогов на объем выпуска
продукции и уровень доходов предполагает, что из-
менение размеров налогов, так же как и государ-
ственных закупок, может быть использовано для то-
го, чтобы поддерживать выпуск продукции как
можно ближе к его потенциальному уровню. Во
время экономического спада чистые налоги могут
быть уменьшены, чтобы увеличить тем самым вы-
пуск продукции. В то же время в период бума, ког-
да следует несколько сократить совокупный спрос,
чистые налоги могут быть увеличены.
Мультипликатор сбалансированного
бюджета
Каков мог бы быть результат объединения эффектов
двух воздействий, представленных на рис 28-2 и
рис 28-3? Первый и, как кажется, наиболее очевид-
ный ответ состоит в том, что равный по величине
прирост и государственных закупок, и налогов не
должен оказать какого-либо влияния на уровень до-
ходов. Однако этот вывод является ошибочным По-
чему?
Предположим, что объем государственных заку-
пок увеличивается от нуля до 100 и на такую же
величину возрастают налоги. Инвестиции остаются
равными 250, а показатель MPC по-прежнему со-
ставляет 0,75. Прирост правительственных расходов
почти сразу вызывает увеличение совокупного спро-
са на 100 единиц. И одновременно прирост налогов
сокращает величину располагаемого дохода тоже на
100. Однако — и этот пункт является здесь ключе-
вым — сокращение располагаемого дохода на 100
единиц уменьшит совокупный спрос только на 75
(0,75 х 100), т.е. на величину, равную произведению
MPC и суммы сокращения располагаемого дохода.
Таким образом, спрос на товары при первоначаль-
ном равновесном уровне доходов возрос на 100 (из- I
за увеличения государственных закупок) и одновре- ,,
менно снизился на 75 (из-за увеличения налогов).
Итак, при исходном уровне доходов, равном 1000,
совокупный спрос показывает чистый прирост в 25
единиц. Следовательно, выпуск продукции увеличил-
ся. И этот прирост равновесного выпуска продук-
ции равен величине мультипликатора 4, помножен-
ной на сумму прироста спроса при исходном уров-
не выпуска продукции в 1000 единиц. \
На рис 28-4 показано, как влияние со стороны [
возросших государственных расходов и сокративше-
гося уровня потребления, взятых вместе, перемещает
кривую AD вверх, в положение AD'. Новый равно-
весный уровень доходов равен 1100 (1000 + 4 х 25).
Наши рассуждения предполагают, что величина при-
роста равновесного уровня доходов может быть вы-
числена с помощью стандартной формулы мультип-
ликатора: мультипликатор х прирост расходов при
исходном, первоначальном уровне доходов.
Данный пример является хорошей иллюстрацией
особого варианта фискальной политики: фискально-
го расширения сбалансированного бюджета, когда и
налоги, и правительственные расходы увеличивают-
ся на одинаковую величину. В этом случае мы полу-
чим знаменитый эффект действия мультипликатора
сбалансированного бюджета
О Мультипликатор сбалансированного бюд-
жета устанавливает, что прирост правитель-
ственных расходов, сопровождаемый равным
по величине приростом налогов, имеет своим
результатом увеличение выпуска продукции.
Причина того, почему объем выпуска продукции
увеличивается (вместо того, чтобы остаться неиз-
менным), состоит в том, что прирост государствен- , ?
ных расходов приводит к незамедлительному увели-
чению совокупного спроса на всю величину этого
прироста, в то время как прирост налогов, как мы
только что могли видеть в приведенном примере,
сокращает уровень потребительского спроса на го-
раздо меньшую величину. Эти два эффекта, взятые f-
вместе, действительно приводят к увеличению сово-
купного спроса и, следовательно, являются причи- ;?
ной роста выпуска продукции.
При неизменном данном уровне инвестиций ре-
зультат действия мультипликатора сбалансированно- 1-
го бюджета будет еще более специфическим. Как и ?
предполагалось в приведенном выше примере, вели-
чина мультипликатора сбалансированного бюджета
в этом случае будет в точности равна 1. А это озна- \
чает, что объем выпуска продукции будет увеличи- ;
ваться ровно на величину прироста правительствен-
ных расходов. - I
Глава 28: Бюджет, фискальная политика и совокупный спрос 519
Доходы, выпуск продукции
РИС. 28-4. Совместное влияние увеличения государственных расходов и роста налогов. Государственные расходы возрастают
с нуля до 100, и одновременно на 100 единиц увеличиваются налоги. Кривая AD перемещается вверх на 25 пунктов. Новая кривая
совокупного спроса AD' пересекает биссектрису системы координат в точке E'. Это означает, что равновесный уровень доходов те-
перь выше, чем он мог бы быть при полном отсутствии государственных расходов и налогообложения
3. Пропорциональные налоги
Рассмотренный нами в п. 2 случай применения ак-
кордных налогов и социальных выплат, когда размер
платежей не зависит от уровня доходов, показывает,
что увеличение налогов сокращает совокупный
спрос, а сокращение налогов соответственно увели-
чивает его. В действительности, однако, большинство
применяемых налогов и социальных выплат зависит
от уровня доходов. Таким образом, размер налогов
на доходы увеличивается по мере роста индивиду-
альных доходов, и соответственно общая сумма на-
логов, получаемых правительством, возрастает с уве-
личением объема ВНП. Похожее происходит и в от-
ношении социальных выплат, которые особенно вы-
соки, когда уровень ВНП является низким, напри-
мер во время экономического спада, так как значи-
тельную часть социальных выплат составляют посо-
бия по безработице. На практике, ввиду того, что с
ростом доходов налоги увеличиваются, а социальные
выплаты сокращаются, величина чистых налогов воз-
растает вместе с уровнем доходов.
Давайте теперь рассмотрим (чистые) налоги, ко-
торые в отличие от системы аккордных налогов
устанавливаются пропорционально уровню дохода.
Пропорциональные налоги подразумевают, что при
ставке налогов t общая сумма налоговых выплат бу-
дет равняться fx Y,a величина располагаемого дохо-
да в этом случае составит только Y — tY = (1 — t)Y.
При ставке чистого налога, равной ОД, или 10%, до-
машние хозяйства будут иметь в качестве располага-
емого дохода только 90% общей величины нацио-
нального дохода. Например, если национальный до-
ход равен 1000, то располагаемый доход домашних
хозяйств составит только 900. Аналогично: прирост
национального дохода в 1 долл увеличит располагае-
мый доход домашних хозяйств только на 90 центов,
а не на всю сумму. Оставшиеся 10 центов достанут-
ся правительству в форме налогов.
Каким образом факт наличия в экономике систе-
мы пропорционального налогообложения будет вли-
ять на проводимый нами анализ определения уров-
ня доходов? При каждом данном уровне выпуска
продукции изменение ставки налога отражается на
величине располагаемого дохода, а это в свою оче-
редь вызывает изменение уровня потребительских
расходов, совокупного спроса и в конечном итоге —
равновесного уровня объема производства. Более
подробно и точно механизм воздействия изменений
налоговой ставки на уровень выпуска продукции бу-
дет рассмотрен нами в приложении I к этой главе.
Там, в частности, будет показано, что формула муль-
типликатора также изменяется. Теперь же мы про-
сто должны понять, что прирост ВНП на 1 долл не
вызывает соответствующего роста величины распола-
гаемого дохода на эту же сумму. Причина подобного
явления состоит в том, что часть каждого дополни-
520 Часть 6: Совокупный спрос и факторы, его определяющие
тельного доллара доходов подлежит уплате в форме
налогов и, следовательно, становится недоступной
для осуществления расходов. Таким образом, та
часть каждого дополнительного доллара ВНП, кото-
рая действительно идет на потребление, будет равна
MPC х (1 — t), где t — ставка налогообложения.
Это новое выражение, которое появляется здесь
в формуле мультипликатора, равно величине показа-
теля MPC, скорректированной на ту часть каждого
дополнительного доллара ВНП, которая представля-
ет собой доход после уплаты налогов, или располага-
емый личный доход. Учитывая данное уточнение,
мы можем сказать, что само существование в эко-
номике подоходных налогов сокращает величину
мультипликатора.
Пропорциональные налоги могут оказывать воз-
действие и на модель государственных доходов в те-
чение экономического цикла. При данной ставке
налогообложения, скажем t — 0,1, прирост доходов
увеличивает и сумму получаемых правительством
налогов, так как оно взимает 10 центов с каждого
дополнительного доллара доходов. Таким образом,
при системе пропорциональных налогов поступле-
ния в государственный бюджет будут выше во вре-
мя бумов по сравнению с периодами экономиче-
ских спадов.
4. Государственный бюджет и уровень
доходов
Государственным бюджетом определяется, какие
товары и услуги правительство будет приобретать в
течение предстоящего года, какие социальные вы-
платы оно будет производить и каким образом оно
намерено финансировать большую часть своих рас-
ходов при различном уровне налоговых поступле-
ний. Обычно, однако, налоги не покрывают пол-
ностью всю сумму социальных выплат и закупок то-
варов и услуг. Если правительственные расходы пре-
вышают уровень доходов, то говорят о дефиците го-
сударственного бюджета, или, сокращенно, о бюд-
жетном дефиците. В случае если сумма налогов бу-
дет превосходить уровень расходов, мохшо говорить
о существовании бюджетного избытка, или положи-
тельного сальдо государственного бюджета.
Бюджетный дефицит = расходы — доходы (4)
Или, имея в виду, что расходы равны сумме закупок
товаров и услуг плюс общий объем социальных вы-
плат, а чистые налоги — это сумма налоговых по-
ступлений минус социальные выплаты, мы можем