<< Пред. стр. 170 (из 272) След. >>
науч. ред.)
ректировки его размера в связи с наличием значи-
тельного дефицита в период 80-х годов.
Если в стране имеется бюджетный дефицит, пра-
вительство вынуждено искать пути, чтобы покрыть
существующее превышение уровня своих расходов
над величиной бюджетных поступлений. В боль-
шинстве случаев оно делает это, занимая средства у
населения, продавая государственные облигации.
Облигация представляет собой обязательство выпла-
тить ее владельцу в определенный момент в буду-
щем определенную сумму денег. Постоянно прибе-
гая к подобным займам, правительство накапливает
свой долг перед населением Долг правительства на-
селению страны называется государственным дол-
гом
О Государственный долг представляет собой
накопленную сумму задолженности прави-
тельства населению страны.
Бюджетный дефицит и соответствующий ему при-
рост государственного долга были, без сомнения, од-
ними из первых в списке макроэкономических про-
блем 80-х годов. Поскольку дефицит сохранялся из
года в год, то государственный долг также непре-
рывно возрастал и достиг поистине астрономиче-
ского уровня. Так, в 1987 г. национальный государ-
ственный долг Соединенных Штатов находился на
уровне 2 трлн. долл., что составляло более 7000 долл.
на каждого жителя страны. Последним вопросом в
анализе фискальной политики, которому мы наме-
рены уделить внимание, будет влияние государ-
ственного долга на национальную экономику.
А начнем мы с рассмотрения основных момен-
тов, относящихся к государственным доходам и рас-
ходам Затем мы перейдем к изучению того, каким
образом государственный сектор экономики может
быть включен в нашу модель определения совокуп-
ного спроса
1. Роль государства в экономическом
кругообороте
Рисунок 28-1 показывает, каким образом прави-
тельство оказывается вовлеченным в кругооборот
доходов, расходов и выпуска продукции. Государст-
венные расходы оказываются непосредственно
включенными в совокупный спрос, как это пред-
ставлено на правой стороне рисунка. А наличие на-
логов и государственных социальных выплат на ле-
вой стороне рисунка определяет разницу между той
суммой средств, которую фирмы непосредственно
выплачивают за факторы производства, и суммой,
которая будет реально доступна частному сектору
для осуществления его расходоа Прежде чем при-
35*
514 Часть 6: Совокупный спрос и факторы, его определяющие
РИС. 28-1. Роль государства в экономическом кругообороте Государство включается в экономический кругооборот, изымая часть
доходов в форме налогов и производя социальные выплаты населению, и оказывает, таким образом, воздействие на величину доходов
домашних хозяйств, которая будет реально находиться в их распоряжении для осуществления расходов. Кроме того, правительство саг
мо закупает товары и оплачивает услуги и тем самым непосредственно вносит свой вклад в совокупный спрос на товары и услуги
ступить к анализу того, каким образом все эти из-
менения будут влиять на выпуск продукции, давай-
те посмотрим внимательно, как правительство рас-
ходует свои средства и откуда оно получает доходы.
Государственные закупки
и правительственные расходы
Правительство осуществляет расходы на оборону,
образование, стороительство дорог, больницы и дру-
гие общественные нужды. В Соединенных Штатах
правительства штатов, а также органы местного са-
моуправления обычно тратят на закупку товаров и
оплату услуг даже больше, чем само Федеральное
правительство. В табл. 28-1 представлено распреде-
ление государственных расходов. Заметим, что в
таблице проводятся два разграничения: первое —
между расходами Федерального правительства, пра-
вительств штатов и органов местного самоуправле-
ния, а второе — между общей суммой государ-
ственных расходов и той ее частью, которая идет
ТАБЛИЦА 28-1. Расходы правительства США и
государственные закупки товаров и услуг в 1986 г.
(в % от ВНП)
Правительства Штатов
всех уровней Федеральное и местное
24,5
8,7
13,3
11,8
Всего расходов 37,8
На закупки
товаров и услуг 20,5
Источник: Economic Beport of the President, 1987, Tables B-2, B-78, and
B-79.
только на закупку товаров и оплату услуг (т. е. ис-
ключая социальные выплаты).
О Государственные закупки — это спрос
правительства на товары и услуги. Он соответ-
ствует пункту G в рассмотренной нами систе-
ме национальных счетов. Социальные выпла-
ты (трансферты) — это платежи, которые
осуществляются без соответствующего предо-
ставления их получателям каких-либо товаров
или услуг.
Несмотря на то что в 1986 г. общая сумма расходов
Федерального правительства составила 24,5% ВНП,
на долю закупок товаров и оплаты услуг приходи-
лось меньше 9% ВНП. Эта разница возникает из-за
того, что для Федерального правительства покупка
товаров и услуг занимает меньшую часть в общей
величине его расходов. А около 2/3 федеральных рас-
ходов составляют социальные выплаты населению,
субсидии штатам и органам местного самоуправле-
ния2, а также выплаты процентов. Социальные вы-
платы Федерального правительства включают выпла-
ты по социальному обеспечению и пособия по без-
работице. Проценты как компонент расходов Феде-
рального правительства также представляют собой
своего рода выплаты держателям государственного
внутреннего долга В 1986 г. общая сумма процент-
2 Ввиду того что Федеральное правительство осуществляет также некото-
рые платежи правительствам штатов и органам местного самоуправле-
ния, общая сумма правительственных расходов в табл. 28-1 дает несколь-
ко обманчивую картину относительно их реальной величины. Так, в дей-
ствительности, субсидии Федерального правительства правительствам
штатов, например на образование, представлены в таблице дважды. Пер-
вый раз — как затраты Федерального правительства, второй — как зат-
раты правительства данного штата, когда оно расходует средства этой
субсидии.
Глава 28: Бюджет, фискальная политика и совокупный спрос 515
ных выплат по государственному долгу составила
около 3% ВНП. Социальные выплаты, или трансфер-
ты, осуществляемые правительствами штатов и орга-
нами местного самоуправления, представляют собой
величину намного меньшую, чем аналогичная статья
федеральных расходов, — всего лишь около 2% ВНП.
Большая часть закупок товаров и услуг, осущест-
вляемых Федеральным правительством, предназнача-
егся для нужд обороны, расходы на которую состав-
ляют около 7% ВНП. Закупки товаров и услуг пра-
вительствами штатов, а также органами местного са-
моуправления, напротив, идут в основном на образо-
вание, строительство дорог, содержание полиции и
больниц. В целом же государственный сектор заку-
пает около 20% выпускаемой в стране продукции.
Палаш и социальные выплаты
В табл. 28-2 представлены налоги, социальные вы-
платы, а также чистые налоги в 1986 г. В Соединен-
ных Штатах общая сумма доходов правительств
всех уровней составила почти 32% ВНП*. Более тре-
ти этой суммы было затем возвращено частному
сектору, в основном в форме выплат по социально-
му обеспечению, различных государственных посо-
бий, пособий по безработице и процентов по госу-
дарственному долгу. Разница между суммами нало-
гов и социальных выплат носит название чистых на-
логов.
О Чистые налоги — это сумма, которую ча-
стный сектор уплачивает правительству после
учета величины всех социальных выплат, по-
лучаемых от правительства.
В 1986 г. чистые налоги составили около 20% ВНП.
Федеральное правительство изымает в форме на-
логов около 20% ВНП. Главным источником поступ-
лений в федеральный бюджет является личный по-
доходный налог, общая сумма которого составляет
около 9% ВНП. Второй по величине источник дохо-
дов Федерального правительства — это отчисления
на социальное страхование. Отчисления на социаль-
ное страхование частично оплачиваются самими
людьми и удерживаются из суммы их платежных
чеков> а частично — их работодателями.
Правительства штатов и органы местного самоу-
правления получают сумму, равную 12% ВНП, в ви-
де различных поступлений от частного сектора,
большую часть которых составляют налоги на соб-
ственность и налоги с продаж. Эти органы власти
получают также дотации от Федерального прави-
тельства, величина которых находится на уровне 3%
ВНП.
3 В табл. 28-2 мы включаем отчисления на социальное страхование в об-
щую сумму налогов.
ТАБЛИЦА 28-2. Налоги и социальные выплаты в США
в 1986 г. (в % от ВНП)
Правительства Штатов
всех уровней Федеральное и местное
Общая сумма налого-
вых поступлений 31,9 19,6 12,3
Социальные выплаты
населению 11,6 9,1 2,5
Источник Economic Report of the President, 1987, Tables B-I, B-78, and
B-79.
Рассмотрим теперь, каким образом государствен-
ные расходы и налоги могут оказывать влияние на
уровень доходов.
2. Правительство и совокупный спрос
На рис. 28-1 можно увидеть два момента, когда
правительство вступает в кругооборот доходов, —
это расходы и выпуск продукции. Во-первых, это
происходит тогда, когда государственные закупки
товаров и услуг становятся частью совокупного
спроса, что можно записать в виде следующего
уравнения:
Совокупный потреби- инвеста- спрс.
= тельский + ционный + госу-
спрос спрос спрос дарства
или то же самое в виде символов:
AD=^C + 1+ G (1)
Единственным компонентом совокупного спроса, ко-
торый в этом уравнении опущен, является чистый
экспорт. В приложении II к данной главе мы пока-
жем, как включение в общую схему чистого экспор-
та может влиять на процесс образования доходов.
Во-вторых, правительство воздействует на величи-
ну потребительского и инвестиционного спроса че-
рез налоги и социальные выплаты. В этой главе мы
сосредоточим свое внимание именно на влиянии чи-
стых налогов на уровень потребления. Чистые налоги
уменьшают личный располагаемый доход — сумму,
реально находящуюся в распоряжении домашних
хозяйств и доступную для возмещения их расходов:
Личный располагаемый доход —
= национальный доход — налоги +
+ социальные выплаты =
= национальный доход — чистые налоги (2)
516 Часть 6: Совокупный спрос и факторы, его определяющие
Влияние государственных расходов
на выпуск продукции
Показывая, каким образом величина государствен-
ных закупок будет влиять на положение кривой со-
вокупного спроса, мы по-прежнему будем использо-
вать данные, введенные нами в гл. 25: предельная
склонность к потреблению (MPC) равна 0,75, а уро-
вень инвестиций I = 250. Предположим теперь, что
закупки товаров и услуг, осуществляемые правитель-
ством, представляют собой фиксированную величи-
ну G, а также что эта величина не зависит от дохо-
дов или выпуска продукции. Вначале допустим, что
G = 100 и в данный момент в экономике не суще-
ствует налогов.
На рис. 28-2 представлена кривая совокупного
спроса AD', который получается в результате добав-
ления к данной потребительской функции суммы
инвестиционных расходов (I = 250) и предполагае-
мой нами величины государственных расходов (G =
100). Равновесный уровень выпуска продукции в
точке E' составляет 1400.
Ранее мы уже рассматривали, как изменения в
уровне государственных расходов отражаются на
совокупном спросе. При величине мультипликатора,
равной 4 [1/(1 — MPC)], увеличение государствен-
ных закупок с нуля до 100 приводит к увеличению
объема доходов и выпуска продукции на 400 еди-
ниц, т.е. с 1000 до 1400. Это хорошо показано на
рис 28-2, где добавление компонента G перемещает
кривую совокупного спроса из положения AD в по-
ложение AD', а состояние равновесия,— соответ-
ственно из точки E в точку E'.
Таким образом, рост объема государственных за-
купок увеличивает равновесный уровень выпуска
продукции. Происходящий при этом прирост выпу-
ска продукции будет равен значению G, умножен-
ному на величину мультипликатора Подобный ме-
ханизм влияния государственных закупок на выпуск
продукции предполагает, что во время спада госу-
дарственные закупки могут быть использованы для
того, чтобы увеличить выпуск продукции. И наобо-
рот, в период бума правительство может снизить
уровень своих расходов, сократив тем самым объем
совокупного спроса и выпуска продукции.
Влияние налогов: аккордные налоги
и социальные выплаты
Налоги объясняют существование разрыва между
величиной ВНП и личным располагаемым доходом,
т.е. суммой, которая имеется в распоряжении до-
машних хозяйств для осуществления расходов и
сбережений. Чтобы несколько упростить наш ана-
лиз, предположим вначале, что правительство взима-
ет с домашних хозяйств аккордные налоги. Аккорд-
ные налоги устанавливаются правительством незави-
симо от уровня доходов или объема закупок4.
Предположим, что общая сумма налогов, установ-
ленных правительством, составляет T= 100. В этом
случае располагаемый доход будет равен объему ВНП
минус налоги, или ВНП — T Для каждого данного
уровня выпуска продукции, или ВНП, размер распо-
лагаемого дохода будет снижаться на сумму взимае-
мых налогов. Следовательно, и уровень потребления,
зависящего от величины располагаемого дохода, бу-
дет также сокращаться по сравнению с тем, каким
он мог бы быть при отсутствии в экономике налогоа
На рис. 28-3 показано влияние налогов на равно-
весный уровень доходов. Первоначально, до взима-
ния налогов, точкой экономического равновесия яв-
лялась точка E. Затем домашние хозяйства начина-
ют облагаться налогом T — 100. В результате кривая
функции потребления смещается вниз, и соответ-
ственно в том же направлении сдвигается кривая
совокупного спроса. Новая кривая совокупного
спроса AD' представляется как бы смещенной вниз
<< Пред. стр. 170 (из 272) След. >>