<< Пред.           стр. 170 (из 272)           След. >>

Список литературы по разделу

 1 Видимо, ошибка в оригинале. Должно быть: был бездефицитным. (Прим.
 науч. ред.)
 ректировки его размера в связи с наличием значи-
 тельного дефицита в период 80-х годов.
 Если в стране имеется бюджетный дефицит, пра-
 вительство вынуждено искать пути, чтобы покрыть
 существующее превышение уровня своих расходов
 над величиной бюджетных поступлений. В боль-
 шинстве случаев оно делает это, занимая средства у
 населения, продавая государственные облигации.
 Облигация представляет собой обязательство выпла-
 тить ее владельцу в определенный момент в буду-
 щем определенную сумму денег. Постоянно прибе-
 гая к подобным займам, правительство накапливает
 свой долг перед населением Долг правительства на-
 селению страны называется государственным дол-
 гом
 О Государственный долг представляет собой
 накопленную сумму задолженности прави-
 тельства населению страны.
 Бюджетный дефицит и соответствующий ему при-
 рост государственного долга были, без сомнения, од-
 ними из первых в списке макроэкономических про-
 блем 80-х годов. Поскольку дефицит сохранялся из
 года в год, то государственный долг также непре-
 рывно возрастал и достиг поистине астрономиче-
 ского уровня. Так, в 1987 г. национальный государ-
 ственный долг Соединенных Штатов находился на
 уровне 2 трлн. долл., что составляло более 7000 долл.
 на каждого жителя страны. Последним вопросом в
 анализе фискальной политики, которому мы наме-
 рены уделить внимание, будет влияние государ-
 ственного долга на национальную экономику.
 А начнем мы с рассмотрения основных момен-
 тов, относящихся к государственным доходам и рас-
 ходам Затем мы перейдем к изучению того, каким
 образом государственный сектор экономики может
 быть включен в нашу модель определения совокуп-
 ного спроса
 1. Роль государства в экономическом
 кругообороте
 Рисунок 28-1 показывает, каким образом прави-
 тельство оказывается вовлеченным в кругооборот
 доходов, расходов и выпуска продукции. Государст-
 венные расходы оказываются непосредственно
 включенными в совокупный спрос, как это пред-
 ставлено на правой стороне рисунка. А наличие на-
 логов и государственных социальных выплат на ле-
 вой стороне рисунка определяет разницу между той
 суммой средств, которую фирмы непосредственно
 выплачивают за факторы производства, и суммой,
 которая будет реально доступна частному сектору
 для осуществления его расходоа Прежде чем при-
 35*
 514 Часть 6: Совокупный спрос и факторы, его определяющие
 
 
 РИС. 28-1. Роль государства в экономическом кругообороте Государство включается в экономический кругооборот, изымая часть
 доходов в форме налогов и производя социальные выплаты населению, и оказывает, таким образом, воздействие на величину доходов
 домашних хозяйств, которая будет реально находиться в их распоряжении для осуществления расходов. Кроме того, правительство саг
 мо закупает товары и оплачивает услуги и тем самым непосредственно вносит свой вклад в совокупный спрос на товары и услуги
 ступить к анализу того, каким образом все эти из-
 менения будут влиять на выпуск продукции, давай-
 те посмотрим внимательно, как правительство рас-
 ходует свои средства и откуда оно получает доходы.
 Государственные закупки
 и правительственные расходы
 Правительство осуществляет расходы на оборону,
 образование, стороительство дорог, больницы и дру-
 гие общественные нужды. В Соединенных Штатах
 правительства штатов, а также органы местного са-
 моуправления обычно тратят на закупку товаров и
 оплату услуг даже больше, чем само Федеральное
 правительство. В табл. 28-1 представлено распреде-
 ление государственных расходов. Заметим, что в
 таблице проводятся два разграничения: первое —
 между расходами Федерального правительства, пра-
 вительств штатов и органов местного самоуправле-
 ния, а второе — между общей суммой государ-
 ственных расходов и той ее частью, которая идет
 ТАБЛИЦА 28-1. Расходы правительства США и
 государственные закупки товаров и услуг в 1986 г.
 (в % от ВНП)
 Правительства Штатов
 всех уровней Федеральное и местное
 24,5
 8,7
 13,3
 11,8
 Всего расходов 37,8
 На закупки
 товаров и услуг 20,5
 Источник: Economic Beport of the President, 1987, Tables B-2, B-78, and
 B-79.
 только на закупку товаров и оплату услуг (т. е. ис-
 ключая социальные выплаты).
 О Государственные закупки — это спрос
 правительства на товары и услуги. Он соответ-
 ствует пункту G в рассмотренной нами систе-
 ме национальных счетов. Социальные выпла-
 ты (трансферты) — это платежи, которые
 осуществляются без соответствующего предо-
 ставления их получателям каких-либо товаров
 или услуг.
 Несмотря на то что в 1986 г. общая сумма расходов
 Федерального правительства составила 24,5% ВНП,
 на долю закупок товаров и оплаты услуг приходи-
 лось меньше 9% ВНП. Эта разница возникает из-за
 того, что для Федерального правительства покупка
 товаров и услуг занимает меньшую часть в общей
 величине его расходов. А около 2/3 федеральных рас-
 ходов составляют социальные выплаты населению,
 субсидии штатам и органам местного самоуправле-
 ния2, а также выплаты процентов. Социальные вы-
 платы Федерального правительства включают выпла-
 ты по социальному обеспечению и пособия по без-
 работице. Проценты как компонент расходов Феде-
 рального правительства также представляют собой
 своего рода выплаты держателям государственного
 внутреннего долга В 1986 г. общая сумма процент-
 2 Ввиду того что Федеральное правительство осуществляет также некото-
 рые платежи правительствам штатов и органам местного самоуправле-
 ния, общая сумма правительственных расходов в табл. 28-1 дает несколь-
 ко обманчивую картину относительно их реальной величины. Так, в дей-
 ствительности, субсидии Федерального правительства правительствам
 штатов, например на образование, представлены в таблице дважды. Пер-
 вый раз — как затраты Федерального правительства, второй — как зат-
 раты правительства данного штата, когда оно расходует средства этой
 субсидии.
 Глава 28: Бюджет, фискальная политика и совокупный спрос 515
 ных выплат по государственному долгу составила
 около 3% ВНП. Социальные выплаты, или трансфер-
 ты, осуществляемые правительствами штатов и орга-
 нами местного самоуправления, представляют собой
 величину намного меньшую, чем аналогичная статья
 федеральных расходов, — всего лишь около 2% ВНП.
 Большая часть закупок товаров и услуг, осущест-
 вляемых Федеральным правительством, предназнача-
 егся для нужд обороны, расходы на которую состав-
 ляют около 7% ВНП. Закупки товаров и услуг пра-
 вительствами штатов, а также органами местного са-
 моуправления, напротив, идут в основном на образо-
 вание, строительство дорог, содержание полиции и
 больниц. В целом же государственный сектор заку-
 пает около 20% выпускаемой в стране продукции.
 Палаш и социальные выплаты
 В табл. 28-2 представлены налоги, социальные вы-
 платы, а также чистые налоги в 1986 г. В Соединен-
 ных Штатах общая сумма доходов правительств
 всех уровней составила почти 32% ВНП*. Более тре-
 ти этой суммы было затем возвращено частному
 сектору, в основном в форме выплат по социально-
 му обеспечению, различных государственных посо-
 бий, пособий по безработице и процентов по госу-
 дарственному долгу. Разница между суммами нало-
 гов и социальных выплат носит название чистых на-
 логов.
 О Чистые налоги — это сумма, которую ча-
 стный сектор уплачивает правительству после
 учета величины всех социальных выплат, по-
 лучаемых от правительства.
 В 1986 г. чистые налоги составили около 20% ВНП.
 Федеральное правительство изымает в форме на-
 логов около 20% ВНП. Главным источником поступ-
 лений в федеральный бюджет является личный по-
 доходный налог, общая сумма которого составляет
 около 9% ВНП. Второй по величине источник дохо-
 дов Федерального правительства — это отчисления
 на социальное страхование. Отчисления на социаль-
 ное страхование частично оплачиваются самими
 людьми и удерживаются из суммы их платежных
 чеков> а частично — их работодателями.
 Правительства штатов и органы местного самоу-
 правления получают сумму, равную 12% ВНП, в ви-
 де различных поступлений от частного сектора,
 большую часть которых составляют налоги на соб-
 ственность и налоги с продаж. Эти органы власти
 получают также дотации от Федерального прави-
 тельства, величина которых находится на уровне 3%
 ВНП.
 3 В табл. 28-2 мы включаем отчисления на социальное страхование в об-
 щую сумму налогов.
 ТАБЛИЦА 28-2. Налоги и социальные выплаты в США
 в 1986 г. (в % от ВНП)
 Правительства Штатов
 всех уровней Федеральное и местное
 Общая сумма налого-
 вых поступлений 31,9 19,6 12,3
 Социальные выплаты
 населению 11,6 9,1 2,5
 Источник Economic Report of the President, 1987, Tables B-I, B-78, and
 B-79.
 Рассмотрим теперь, каким образом государствен-
 ные расходы и налоги могут оказывать влияние на
 уровень доходов.
 2. Правительство и совокупный спрос
 На рис. 28-1 можно увидеть два момента, когда
 правительство вступает в кругооборот доходов, —
 это расходы и выпуск продукции. Во-первых, это
 происходит тогда, когда государственные закупки
 товаров и услуг становятся частью совокупного
 спроса, что можно записать в виде следующего
 уравнения:
 Совокупный потреби- инвеста- спрс.
 = тельский + ционный + госу-
 спрос спрос спрос дарства
 или то же самое в виде символов:
 AD=^C + 1+ G (1)
 Единственным компонентом совокупного спроса, ко-
 торый в этом уравнении опущен, является чистый
 экспорт. В приложении II к данной главе мы пока-
 жем, как включение в общую схему чистого экспор-
 та может влиять на процесс образования доходов.
 Во-вторых, правительство воздействует на величи-
 ну потребительского и инвестиционного спроса че-
 рез налоги и социальные выплаты. В этой главе мы
 сосредоточим свое внимание именно на влиянии чи-
 стых налогов на уровень потребления. Чистые налоги
 уменьшают личный располагаемый доход — сумму,
 реально находящуюся в распоряжении домашних
 хозяйств и доступную для возмещения их расходов:
 Личный располагаемый доход —
 = национальный доход — налоги +
 + социальные выплаты =
 = национальный доход — чистые налоги (2)
 516 Часть 6: Совокупный спрос и факторы, его определяющие
 Влияние государственных расходов
 на выпуск продукции
 Показывая, каким образом величина государствен-
 ных закупок будет влиять на положение кривой со-
 вокупного спроса, мы по-прежнему будем использо-
 вать данные, введенные нами в гл. 25: предельная
 склонность к потреблению (MPC) равна 0,75, а уро-
 вень инвестиций I = 250. Предположим теперь, что
 закупки товаров и услуг, осуществляемые правитель-
 ством, представляют собой фиксированную величи-
 ну G, а также что эта величина не зависит от дохо-
 дов или выпуска продукции. Вначале допустим, что
 G = 100 и в данный момент в экономике не суще-
 ствует налогов.
 На рис. 28-2 представлена кривая совокупного
 спроса AD', который получается в результате добав-
 ления к данной потребительской функции суммы
 инвестиционных расходов (I = 250) и предполагае-
 мой нами величины государственных расходов (G =
 100). Равновесный уровень выпуска продукции в
 точке E' составляет 1400.
 Ранее мы уже рассматривали, как изменения в
 уровне государственных расходов отражаются на
 совокупном спросе. При величине мультипликатора,
 равной 4 [1/(1 — MPC)], увеличение государствен-
 ных закупок с нуля до 100 приводит к увеличению
 объема доходов и выпуска продукции на 400 еди-
 ниц, т.е. с 1000 до 1400. Это хорошо показано на
 рис 28-2, где добавление компонента G перемещает
 кривую совокупного спроса из положения AD в по-
 ложение AD', а состояние равновесия,— соответ-
 ственно из точки E в точку E'.
 Таким образом, рост объема государственных за-
 купок увеличивает равновесный уровень выпуска
 продукции. Происходящий при этом прирост выпу-
 ска продукции будет равен значению G, умножен-
 ному на величину мультипликатора Подобный ме-
 ханизм влияния государственных закупок на выпуск
 продукции предполагает, что во время спада госу-
 дарственные закупки могут быть использованы для
 того, чтобы увеличить выпуск продукции. И наобо-
 рот, в период бума правительство может снизить
 уровень своих расходов, сократив тем самым объем
 совокупного спроса и выпуска продукции.
 Влияние налогов: аккордные налоги
 и социальные выплаты
 Налоги объясняют существование разрыва между
 величиной ВНП и личным располагаемым доходом,
 т.е. суммой, которая имеется в распоряжении до-
 машних хозяйств для осуществления расходов и
 сбережений. Чтобы несколько упростить наш ана-
 лиз, предположим вначале, что правительство взима-
 ет с домашних хозяйств аккордные налоги. Аккорд-
 ные налоги устанавливаются правительством незави-
 симо от уровня доходов или объема закупок4.
 Предположим, что общая сумма налогов, установ-
 ленных правительством, составляет T= 100. В этом
 случае располагаемый доход будет равен объему ВНП
 минус налоги, или ВНП — T Для каждого данного
 уровня выпуска продукции, или ВНП, размер распо-
 лагаемого дохода будет снижаться на сумму взимае-
 мых налогов. Следовательно, и уровень потребления,
 зависящего от величины располагаемого дохода, бу-
 дет также сокращаться по сравнению с тем, каким
 он мог бы быть при отсутствии в экономике налогоа
 На рис. 28-3 показано влияние налогов на равно-
 весный уровень доходов. Первоначально, до взима-
 ния налогов, точкой экономического равновесия яв-
 лялась точка E. Затем домашние хозяйства начина-
 ют облагаться налогом T — 100. В результате кривая
 функции потребления смещается вниз, и соответ-
 ственно в том же направлении сдвигается кривая
 совокупного спроса. Новая кривая совокупного
 спроса AD' представляется как бы смещенной вниз

<< Пред.           стр. 170 (из 272)           След. >>

Список литературы по разделу