<< Пред. стр. 169 (из 272) След. >>
вательно, платит 68 центов кому-либо еще. Тот всвою очередь помещает чек на 68 центов в свой
Банк 2. При этом 20% от 68 центов, или 13,6 цента,
он получает наличными деньгами, а оставшуюся
сумму оставляет в виде депозита в Банке 2.
Банк 2 посылает полученный чек на 68 центов
через Fed для оплаты Банком 1. Счет Банка 1 в Fed
сокращается на 68 центов, уменьшая таким обра-
зом его резервы. Банк 2 выплатил 13,6 цента налич-
ными своему вкладчику, однако у него еще осталось
54,4 цента дополнительных резервов.
В табл. 27П-2 показаны изменения балансовых
счетов участников в результате шага II.
Перед тем как рассмотреть шаг III, заметим, что
уже после первых двух итераций сумма денег в об-
ращении возросла более чем на 1 долл. Чтобы убе-
диться в этом, посмотрите на изменение суммы на-
личных денег и депозитов населения на балансовых
счетах (с) и (f). По балансовому счету (с) население
имеет дополнительный 1 долл. денежных средств.
Таким образом, уже на первом шаге денежная мас-
са увеличивается на величину, в точности равную
сумме покупки на открытом рынке. Однако в ре-
зультате шага II населению принадлежат дополни-
тельно еще 68 центов денежных средств, из кото-
рых: 13,6 цента наличными деньгами, а остальное —
в виде средств на депозитах.
Следовательно, после первых двух шагов денеж-
ные средства населения возросли на 1,68 долл. Здесь
мы имеем гораздо большее увеличение денежной
массы, чем первоначальный прирост на 1 долл. де-
нег повышенной эффективности. Откуда взялись эти
деньги? Все определил момент, когда Банк 1 решил
дать ссуду. На этой стадии он взял 68 центов из
своих резервов и, предоставив кредит, вновь вернул
эти деньги в обращение. Все происходит в точности
так же, как в случае с ювелиром-банкиром из гл.26,
увеличивавшим количество денег в обращении.
ШАГ III. B конце второго шага население все еще
вполне удовлетворено текущим соотношением налич-
ных денег и депозитов. Однако теперь Банк 2 имеет
дополнительные 54,4 цента в виде резервов и хотел
бы предоставить ссуду в размере 85% этой суммы.
Получатель данной ссуды также использует ее, чтобы
заплатить кому-то, кто держит деньги в Банке 3.
Все изменения на этом этапе будут соответство-
вать изменениям на шаге II, за исключением того,
что начинаем мы уже с меньшей суммы кредита в
46, 24, а не 68 центоа Происходящие при этом из-
менения в балансовых счетах показаны в табл. 27П-3.
ТАБЛИЦА 27П-2. Балансы счетов (в центах)
(Шаг II)
510 Часть 6: Совокупный спрос и факторы, его определяющие
ТАБЛИЦА 27П-3. Балансы счетов (в центах)
(Шаг III)
(g) Банк 2
Рассмотрим, например, изменение балансовых
счетов населения в табл. 27П-31. Лицо, получившее
ссуду, имеет возросший пассив в сумме 46,24 цента,
который приведен на правой стороне соответствую-
щего баланса. Лицо, которому были уплачены деньги
за счет этой ссуды, получило 46,24 цента в форме че-
ка на Банк 2, причем 20% стоимости этого чека, или
9,25 цента, было получено в форме наличных денег,
а остаток в 36,99 цента был помещен на банковский
депозит. Этот депозит показан в счетах Банка 3.
По окончании шага III увеличение суммы денег в
обращении превысит 1,68 долл., которые мы имели
после шага II. Теперь население держит дополни-
тельные 46,24 цента в форме депозитов. Следова-
тельно, после всех трех шагов денежная масса воз-
росла на 2,1424 долл.
ШАГ IV. Общий смысл происходящих процессов
должен быть уже понятен. В начале шага IV Банк 3
имеет 36,99 цента в виде резервоа Весьма вероятно,
что 85% этих резервов он решит использовать, пре-
доставляя ссуду величиной 31,44 цента После всех
изменений на шаге IV население будет располагать
дополнительными 31,44 цента денежных средств, и
по завершении всех четырех шагов денежная масса
возрастет уже на 2,4568 долл. После этого уже дру-
гой банк, Банк 4, будет иметь дополнительные ре-
зервы, которые он хотел бы сократить, предоставив
ссуду к концу шага IV (в списке задач к данному
приложению от вас требуется заполнить три балан-
совые таблицы для этого шага.)
Денежный мультипликатор
В табл. 27П-4 показаны изменения денежной массы
и ее новый уровень в конце каждого шага. Модель
представляется достаточно ясной. Количество денег
в обращении с каждым шагом увеличивается. Одна-
ко при каждой новой итерации этот прирост ста-
ТАБЛИЦА 27П-4 (в долл.)
новится все меньше. В конце концов он становится
настолько мал, что им можно пренебречь. Итак,
проследив дальнейшие шаги в том же направлении,
мы в конце концов обнаружим, что результатом
операции Fed по покупке на открытом рынке с
первоначальной суммой в 1 долл. стало увеличение
денежной массы на 3,125 долл.
Для того чтобы проверить правильность вашего
понимания сущности денежного мультипликатора,
рассмотрим два вопроса. Первый: почему величина
денежного мультипликатора больше единицы? И
второй: почему прирост денежной массы становит-
ся меньше с каждым следующим шагом?
Величина мультипликатора больше единицы, по-
тому что банки могут увеличивать объем денежной
массы путем предоставления ссуд, используя при
этом в качестве резервов деньги повышенной эф-
фективности. Всякий раз, когда кто-либо помещает
деньги повышенной эффективности на счет в банке,
часть этой суммы банк выдает в виде ссуд и сумма
денег в обращении возрастает. Вы можете прове-
рить правильность этого, предположив, что на пер-
вом шаге лицо, продавшее Fed облигацию, решает
держать всю полученную сумму (1 долл.) в форме
наличных денег. В этом случае процесс бы сразу
остановился и общее увеличение денежной массы
составило бы величину, равную приросту массы де-
нег повышенной эффективности.
Второй вопрос Прирост денежной массы стано-
вится меньше с каждым последующим шагом, по-
тому что банки дерхсат в качестве резервов лишь
часть суммы депонированного чека, а также пос-
кольку население склонно часть своих возросших
денежных средств удерживать в форме наличных
денег. Чем больше та сумма, которую население хо-
тело бы иметь в наличной форме, тем меньше вели-
чина денежного мультипликатора. И аналогично:
чем выше норма обязательных банковских резервов,
тем меньше мультипликатор.
Действие Обоих этих эффектов суммируется в
формуле денежного мультипликатора:
Прирост массы денег 1,00
Накопленный прирост 1,00
0,68 0,4624 0,3144
1,68 2,1424 24568
Глава 27: Центральные банки и денежная система 511
В приведенной формуле денежный мультиплика-
тор — это выражение, стоящее перед знаком умно-
жения. Символ с — это отношение суммы налич-
ных денег к депозитам, в нашем случае 25%. Сим-
юл г означает норму обязательных банковских ре-
зервов, в нашем случае 15%. Следовательно, в рас-
смотренном нами примере прирост запаса денег
повышенной эффективности на 1 млрд. долл. ведет
к изменению объема денежной массы на 3,125
млрд. долл. (1,25/0,40 млрд. долл.). При большей ре-
зервной норме, или более высоком соотношении
наличных денег и депозитов, величина денежного
мультипликатора будет меньше.
Задачи
1. Заполните балансовые таблицы для Банков 3 и 4, а
также для населения на шаге JV, предполагая, что от-
ношение суммы наличных денег к депозитам равно
25%, а резервная норма равна 15%.
Заполните балансовые таблицы для всех участников
после шага JI, предполагая соотношение наличных де-
нег и депозитов равным 20%, а резервную норму рав-
ной 10%. (Примечание: вам необходимо также рас-
смотреть, что происходит в этом случае на первом
шаге.)
Определите величину денежного мультипликатора, ис-
пользуя приведенную выше формулу и предполагая,
что соотношение суммы наличных денег и депозитов
равно 20%, а резервная норма равна 10%.
Объясните на словах, почему величина мультипликато-
ра будет тем больше, чем меньше отношение суммы
наличных денег к величине депозитов и чем меньше
норма обязательных резервов.
Вопрос повышенной сложности: (а) Каково соотноше-
ние между увеличением суммы денег на первом и
втором шагах (используйте данные табл. 27П-4)? (Ъ)
Аналогичный вопрос каково соотношение между уве-
личением суммы денег в обращении на третьем и чет-
вертом шагах? (с) Если вы знаете формулу суммы гео-
метрической прогрессии, покажите, как может быть
выведена формула для мультипликатора
2. $ 35 —Экономика
Бюджет,
Фискальная
политика
п совокупный
СПРОС
Величина одного только федерального государствен-
ного бюджета превышает 1 трлн. долл. в год, а об-
щая сумма налогов, взимаемых органами государ-
ственного управления всех уровней — федеральным,
штатов, а также местными органами самоуправле-
ния, составляет около */з ВНП. Таким образом, уро-
вень государственных расходов и налогов, несомнен-
но, играет ведущую роль в определении объема вы-
пуска продукции и занятости в экономике.
В данной главе наше внимание будет сосредото-
чено на изложении двух базовых, проверенных
практикой выводов. Во-первых, рост государствен-
ных расходов увеличивает совокупный спрос и, сле-
довательно, ведет к расширению объема выпуска
продукции и уровня занятости. Во-вторых, увеличе-
ние суммы налогов сокращает личный располагае-
мый доход домашних хозяйств и, следовательно,
приводит к сокращению расходов, объема выпуска
продукции и занятости. Однако мы пойдем дальше
простой констатации этих общих результатов и по-
смотрим, как вырастет ВНП при сокращении нало-
гов, например, на 5 млрд. долл. или, с другой сторо-
ны, насколько снизится выпуск при 10-миллиард-
ном сокращении уровня государственных расходов.
Важность ответов на эти вопросы определяется
тем, что на практике правительство действительно
использует налоговую политику и государственные
расходы как инструмент воздействия на выпуск
продукции и уровень занятости. Так, в 1975 г., ког-
да в стране наблюдался серьезный экономический
спад, в числе антикризисных мер использовалось и
сокращение налогов. Однако до сих пор существуют
некоторые сомнения по поводу того, что именно
предпринятое в 1982 и 1983 гг. значительное сокра-
щение налогов помогло экономике США столь бы-
стро восстановиться после спада 1981-1982 гг.
Мы начинаем эту главу с более подробного ана-
лиза модели определения уровня доходов, уже зна-
комой нам по гл. 25, чтобы показать, каким обра-
зом размер государственных расходов и решения об
уровне налогов в экономике способны влиять на ве-
личину совокупного спроса и объем выпуска про-
дукции.
О Государственные расходы и решения в об-
ласти налогов в совокупности составляют фи-
скальную политику государства.
Фискальная политика может как благотворно, так и
достаточно болезненно воздействовать на стабиль-
ность национальной экономики. Если правительство
использует меры фискальной и/или денежной поли-
тики, пытаясь приблизить объем выпуска продук-
ции к его потенциальному уровню и поддержать
стабильность цен, это называется политикой стаби-
лизации.
Глава 28: Бюджет, фискальная политика и совокупный спрос 513
О Политика стабилизации представляет со-
бой действия правительства по контролю над
экономической ситуацией с целью максималь-
но приблизить объем ВНП к его потенциаль-
ному уровню и поддержать низкие и стабиль-
ные темпы инфляции. Целью политики эконо-
мического роста является увеличение факти-
ческих объемов ВНП. Политика ограничения
деловой активности, напротив, направлена на
уменьшение реального объема ВНП по сравне-
нию с его потенциальным уровнем.
В данной главе мы проанализируем все «за» и «про-
тив» использования мер фискальной политики в це-
лях достижения экономической стабилизации.
Мы рассмотрим также некоторые фактические
данные о величине налогов и государственных рас-
ходов и обсудим проблему бюджетного дефицита.
О Бюджет — это подробное описание расхо-
дов, а также финансовых планов отдельных
людей, компаний или правительства. Бюджет-
ный дефицит — это превышение размера го-
сударственных расходов над величиной бюд-
жетных поступлений. Когда правительство
имеет дефицит бюджета, то его расходы боль-
ше его доходов.
Проблема, которая красной нитью проходит через
всю главу,— это проблема влияния дефицита госу-
дарственного бюджета на развитие национальной
экономики. В течение почти пяти лет, в период с
1950 по 1987 г., федеральный бюджет США нахо-
дился в состоянии дефицита1. Практически каждый
новый кандидат в президенты обещает, что в случае
его избрания он навсегда избавится от бюджетного
дефицита, и всякий раз обнаруживается, что с этой
проблемой почти невозможно справиться. Послед-
ний раз положительное сальдо (избыток) федераль-
ного государственного бюджета, те. превышение до-
ходов над расходами, наблюдалось в 1968 г. Пробле-
ма дефицита беспокоит людей, и они хотят знать,
может ли правительство продолжать год за годом
расходовать суммы средств большие, чем составля-
ют его поступления, не вызывая при этом каких-ли-
бо негативных последствий. И если для отдельного
человека совершенно невозможно постоянно тра-
тить больше, чем он получает, то почему подобное
удается правительству? А если правительство в дей-
ствительности не способно это делать, может ли это
означать, что однажды налоги должны будут стать
столь высоки, чтобы компенсировать сегодняшний
дефицит? Мы рассмотрим данные о величине бюд-
жетного дефицита и обсудим необходимость кор-