<< Пред.           стр. 169 (из 272)           След. >>

Список литературы по разделу

 вательно, платит 68 центов кому-либо еще. Тот в
 свою очередь помещает чек на 68 центов в свой
 Банк 2. При этом 20% от 68 центов, или 13,6 цента,
 он получает наличными деньгами, а оставшуюся
 сумму оставляет в виде депозита в Банке 2.
 Банк 2 посылает полученный чек на 68 центов
 через Fed для оплаты Банком 1. Счет Банка 1 в Fed
 сокращается на 68 центов, уменьшая таким обра-
 зом его резервы. Банк 2 выплатил 13,6 цента налич-
 ными своему вкладчику, однако у него еще осталось
 54,4 цента дополнительных резервов.
 В табл. 27П-2 показаны изменения балансовых
 счетов участников в результате шага II.
 Перед тем как рассмотреть шаг III, заметим, что
 уже после первых двух итераций сумма денег в об-
 ращении возросла более чем на 1 долл. Чтобы убе-
 диться в этом, посмотрите на изменение суммы на-
 личных денег и депозитов населения на балансовых
 счетах (с) и (f). По балансовому счету (с) население
 имеет дополнительный 1 долл. денежных средств.
 Таким образом, уже на первом шаге денежная мас-
 са увеличивается на величину, в точности равную
 сумме покупки на открытом рынке. Однако в ре-
 зультате шага II населению принадлежат дополни-
 тельно еще 68 центов денежных средств, из кото-
 рых: 13,6 цента наличными деньгами, а остальное —
 в виде средств на депозитах.
 Следовательно, после первых двух шагов денеж-
 ные средства населения возросли на 1,68 долл. Здесь
 мы имеем гораздо большее увеличение денежной
 массы, чем первоначальный прирост на 1 долл. де-
 нег повышенной эффективности. Откуда взялись эти
 деньги? Все определил момент, когда Банк 1 решил
 дать ссуду. На этой стадии он взял 68 центов из
 своих резервов и, предоставив кредит, вновь вернул
 эти деньги в обращение. Все происходит в точности
 так же, как в случае с ювелиром-банкиром из гл.26,
 увеличивавшим количество денег в обращении.
 ШАГ III. B конце второго шага население все еще
 вполне удовлетворено текущим соотношением налич-
 ных денег и депозитов. Однако теперь Банк 2 имеет
 дополнительные 54,4 цента в виде резервов и хотел
 бы предоставить ссуду в размере 85% этой суммы.
 Получатель данной ссуды также использует ее, чтобы
 заплатить кому-то, кто держит деньги в Банке 3.
 Все изменения на этом этапе будут соответство-
 вать изменениям на шаге II, за исключением того,
 что начинаем мы уже с меньшей суммы кредита в
 46, 24, а не 68 центоа Происходящие при этом из-
 менения в балансовых счетах показаны в табл. 27П-3.
 ТАБЛИЦА 27П-2. Балансы счетов (в центах)
 (Шаг II)
 
 510 Часть 6: Совокупный спрос и факторы, его определяющие
 ТАБЛИЦА 27П-3. Балансы счетов (в центах)
 (Шаг III)
 
 (g) Банк 2
 
 
 Рассмотрим, например, изменение балансовых
 счетов населения в табл. 27П-31. Лицо, получившее
 ссуду, имеет возросший пассив в сумме 46,24 цента,
 который приведен на правой стороне соответствую-
 щего баланса. Лицо, которому были уплачены деньги
 за счет этой ссуды, получило 46,24 цента в форме че-
 ка на Банк 2, причем 20% стоимости этого чека, или
 9,25 цента, было получено в форме наличных денег,
 а остаток в 36,99 цента был помещен на банковский
 депозит. Этот депозит показан в счетах Банка 3.
 По окончании шага III увеличение суммы денег в
 обращении превысит 1,68 долл., которые мы имели
 после шага II. Теперь население держит дополни-
 тельные 46,24 цента в форме депозитов. Следова-
 тельно, после всех трех шагов денежная масса воз-
 росла на 2,1424 долл.
 ШАГ IV. Общий смысл происходящих процессов
 должен быть уже понятен. В начале шага IV Банк 3
 имеет 36,99 цента в виде резервоа Весьма вероятно,
 что 85% этих резервов он решит использовать, пре-
 доставляя ссуду величиной 31,44 цента После всех
 изменений на шаге IV население будет располагать
 дополнительными 31,44 цента денежных средств, и
 по завершении всех четырех шагов денежная масса
 возрастет уже на 2,4568 долл. После этого уже дру-
 гой банк, Банк 4, будет иметь дополнительные ре-
 зервы, которые он хотел бы сократить, предоставив
 ссуду к концу шага IV (в списке задач к данному
 приложению от вас требуется заполнить три балан-
 совые таблицы для этого шага.)
 Денежный мультипликатор
 В табл. 27П-4 показаны изменения денежной массы
 и ее новый уровень в конце каждого шага. Модель
 представляется достаточно ясной. Количество денег
 в обращении с каждым шагом увеличивается. Одна-
 ко при каждой новой итерации этот прирост ста-
 ТАБЛИЦА 27П-4 (в долл.)
 
 новится все меньше. В конце концов он становится
 настолько мал, что им можно пренебречь. Итак,
 проследив дальнейшие шаги в том же направлении,
 мы в конце концов обнаружим, что результатом
 операции Fed по покупке на открытом рынке с
 первоначальной суммой в 1 долл. стало увеличение
 денежной массы на 3,125 долл.
 Для того чтобы проверить правильность вашего
 понимания сущности денежного мультипликатора,
 рассмотрим два вопроса. Первый: почему величина
 денежного мультипликатора больше единицы? И
 второй: почему прирост денежной массы становит-
 ся меньше с каждым следующим шагом?
 Величина мультипликатора больше единицы, по-
 тому что банки могут увеличивать объем денежной
 массы путем предоставления ссуд, используя при
 этом в качестве резервов деньги повышенной эф-
 фективности. Всякий раз, когда кто-либо помещает
 деньги повышенной эффективности на счет в банке,
 часть этой суммы банк выдает в виде ссуд и сумма
 денег в обращении возрастает. Вы можете прове-
 рить правильность этого, предположив, что на пер-
 вом шаге лицо, продавшее Fed облигацию, решает
 держать всю полученную сумму (1 долл.) в форме
 наличных денег. В этом случае процесс бы сразу
 остановился и общее увеличение денежной массы
 составило бы величину, равную приросту массы де-
 нег повышенной эффективности.
 Второй вопрос Прирост денежной массы стано-
 вится меньше с каждым последующим шагом, по-
 тому что банки дерхсат в качестве резервов лишь
 часть суммы депонированного чека, а также пос-
 кольку население склонно часть своих возросших
 денежных средств удерживать в форме наличных
 денег. Чем больше та сумма, которую население хо-
 тело бы иметь в наличной форме, тем меньше вели-
 чина денежного мультипликатора. И аналогично:
 чем выше норма обязательных банковских резервов,
 тем меньше мультипликатор.
 Действие Обоих этих эффектов суммируется в
 формуле денежного мультипликатора:
 
 
 Прирост массы денег 1,00
 Накопленный прирост 1,00
 0,68 0,4624 0,3144
 1,68 2,1424 24568
 Глава 27: Центральные банки и денежная система 511
 В приведенной формуле денежный мультиплика-
 тор — это выражение, стоящее перед знаком умно-
 жения. Символ с — это отношение суммы налич-
 ных денег к депозитам, в нашем случае 25%. Сим-
 юл г означает норму обязательных банковских ре-
 зервов, в нашем случае 15%. Следовательно, в рас-
 смотренном нами примере прирост запаса денег
 повышенной эффективности на 1 млрд. долл. ведет
 к изменению объема денежной массы на 3,125
 млрд. долл. (1,25/0,40 млрд. долл.). При большей ре-
 зервной норме, или более высоком соотношении
 наличных денег и депозитов, величина денежного
 мультипликатора будет меньше.
 Задачи
 1. Заполните балансовые таблицы для Банков 3 и 4, а
 также для населения на шаге JV, предполагая, что от-
 ношение суммы наличных денег к депозитам равно
 25%, а резервная норма равна 15%.
 
 Заполните балансовые таблицы для всех участников
 после шага JI, предполагая соотношение наличных де-
 нег и депозитов равным 20%, а резервную норму рав-
 ной 10%. (Примечание: вам необходимо также рас-
 смотреть, что происходит в этом случае на первом
 шаге.)
 Определите величину денежного мультипликатора, ис-
 пользуя приведенную выше формулу и предполагая,
 что соотношение суммы наличных денег и депозитов
 равно 20%, а резервная норма равна 10%.
 Объясните на словах, почему величина мультипликато-
 ра будет тем больше, чем меньше отношение суммы
 наличных денег к величине депозитов и чем меньше
 норма обязательных резервов.
 Вопрос повышенной сложности: (а) Каково соотноше-
 ние между увеличением суммы денег на первом и
 втором шагах (используйте данные табл. 27П-4)? (Ъ)
 Аналогичный вопрос каково соотношение между уве-
 личением суммы денег в обращении на третьем и чет-
 вертом шагах? (с) Если вы знаете формулу суммы гео-
 метрической прогрессии, покажите, как может быть
 выведена формула для мультипликатора
 2. $ 35 —Экономика
 
 Бюджет,
 Фискальная
 политика
 п совокупный
 СПРОС
 Величина одного только федерального государствен-
 ного бюджета превышает 1 трлн. долл. в год, а об-
 щая сумма налогов, взимаемых органами государ-
 ственного управления всех уровней — федеральным,
 штатов, а также местными органами самоуправле-
 ния, составляет около */з ВНП. Таким образом, уро-
 вень государственных расходов и налогов, несомнен-
 но, играет ведущую роль в определении объема вы-
 пуска продукции и занятости в экономике.
 В данной главе наше внимание будет сосредото-
 чено на изложении двух базовых, проверенных
 практикой выводов. Во-первых, рост государствен-
 ных расходов увеличивает совокупный спрос и, сле-
 довательно, ведет к расширению объема выпуска
 продукции и уровня занятости. Во-вторых, увеличе-
 ние суммы налогов сокращает личный располагае-
 мый доход домашних хозяйств и, следовательно,
 приводит к сокращению расходов, объема выпуска
 продукции и занятости. Однако мы пойдем дальше
 простой констатации этих общих результатов и по-
 смотрим, как вырастет ВНП при сокращении нало-
 гов, например, на 5 млрд. долл. или, с другой сторо-
 ны, насколько снизится выпуск при 10-миллиард-
 ном сокращении уровня государственных расходов.
 Важность ответов на эти вопросы определяется
 тем, что на практике правительство действительно
 использует налоговую политику и государственные
 расходы как инструмент воздействия на выпуск
 продукции и уровень занятости. Так, в 1975 г., ког-
 да в стране наблюдался серьезный экономический
 спад, в числе антикризисных мер использовалось и
 сокращение налогов. Однако до сих пор существуют
 некоторые сомнения по поводу того, что именно
 предпринятое в 1982 и 1983 гг. значительное сокра-
 щение налогов помогло экономике США столь бы-
 стро восстановиться после спада 1981-1982 гг.
 Мы начинаем эту главу с более подробного ана-
 лиза модели определения уровня доходов, уже зна-
 комой нам по гл. 25, чтобы показать, каким обра-
 зом размер государственных расходов и решения об
 уровне налогов в экономике способны влиять на ве-
 личину совокупного спроса и объем выпуска про-
 дукции.
 О Государственные расходы и решения в об-
 ласти налогов в совокупности составляют фи-
 скальную политику государства.
 Фискальная политика может как благотворно, так и
 достаточно болезненно воздействовать на стабиль-
 ность национальной экономики. Если правительство
 использует меры фискальной и/или денежной поли-
 тики, пытаясь приблизить объем выпуска продук-
 ции к его потенциальному уровню и поддержать
 стабильность цен, это называется политикой стаби-
 лизации.
 Глава 28: Бюджет, фискальная политика и совокупный спрос 513
 О Политика стабилизации представляет со-
 бой действия правительства по контролю над
 экономической ситуацией с целью максималь-
 но приблизить объем ВНП к его потенциаль-
 ному уровню и поддержать низкие и стабиль-
 ные темпы инфляции. Целью политики эконо-
 мического роста является увеличение факти-
 ческих объемов ВНП. Политика ограничения
 деловой активности, напротив, направлена на
 уменьшение реального объема ВНП по сравне-
 нию с его потенциальным уровнем.
 В данной главе мы проанализируем все «за» и «про-
 тив» использования мер фискальной политики в це-
 лях достижения экономической стабилизации.
 Мы рассмотрим также некоторые фактические
 данные о величине налогов и государственных рас-
 ходов и обсудим проблему бюджетного дефицита.
 О Бюджет — это подробное описание расхо-
 дов, а также финансовых планов отдельных
 людей, компаний или правительства. Бюджет-
 ный дефицит — это превышение размера го-
 сударственных расходов над величиной бюд-
 жетных поступлений. Когда правительство
 имеет дефицит бюджета, то его расходы боль-
 ше его доходов.
 Проблема, которая красной нитью проходит через
 всю главу,— это проблема влияния дефицита госу-
 дарственного бюджета на развитие национальной
 экономики. В течение почти пяти лет, в период с
 1950 по 1987 г., федеральный бюджет США нахо-
 дился в состоянии дефицита1. Практически каждый
 новый кандидат в президенты обещает, что в случае
 его избрания он навсегда избавится от бюджетного
 дефицита, и всякий раз обнаруживается, что с этой
 проблемой почти невозможно справиться. Послед-
 ний раз положительное сальдо (избыток) федераль-
 ного государственного бюджета, те. превышение до-
 ходов над расходами, наблюдалось в 1968 г. Пробле-
 ма дефицита беспокоит людей, и они хотят знать,
 может ли правительство продолжать год за годом
 расходовать суммы средств большие, чем составля-
 ют его поступления, не вызывая при этом каких-ли-
 бо негативных последствий. И если для отдельного
 человека совершенно невозможно постоянно тра-
 тить больше, чем он получает, то почему подобное
 удается правительству? А если правительство в дей-
 ствительности не способно это делать, может ли это
 означать, что однажды налоги должны будут стать
 столь высоки, чтобы компенсировать сегодняшний
 дефицит? Мы рассмотрим данные о величине бюд-
 жетного дефицита и обсудим необходимость кор-

<< Пред.           стр. 169 (из 272)           След. >>

Список литературы по разделу