<< Пред.           стр. 21 (из 272)           След. >>

Список литературы по разделу

 ющих, какой материал (южную или сахарную сосну)
 использовать для строительства в 1960 и 1984 г. Как
 изменения в ценах за этот период могут повлиять на
 их решение об использовании сахарной или, наоборот,
 южной сосны?
 По вашему мнению, преступления относятся к эконо-
 Л4ическим факторам. В частности, вы полагаете, что
 это может относиться некоторым образом к людям,
 не имеющим работы, (а) Как вы будете проверять ва-
 ше предположение? Какая информация вам понадо-
 бится и почему? (Ь) Где вы собираетесь искать дан-
 ные? (с) Какие другие факторы, подпадающие под
 «прочие равные условия», вы хотели бы учесть?
 Вы находитесь на заседании совета университетского
 футбольного стадиона и должны помочь установить
 цены на билеты. Вы хотите собрать максимально воз-
 можный доход для футбольной команды. Имея в виду,
 что доход равен произведению цены и количества
 проданных мест, опишите вашу «модель» взаимосвязи
 между ценой билетов и суммарным доходом. (Приме-
 чание, вопрос не имеет единственного правильного от-
 вета.)
 Следующая информация относится к совокупному по-
 треблению (к расходам населения) и совокупному до-
 ходу (за вычетом налогов) населения Соединенных
 Штатов в триллионах текущих долларов, (а) Построй-
 4. Глава Ъ Основные понятия и методы 39
 те графики двух временных рядов с переменной «вре-
 мя» по горизонтальной оси. Qo) Постройте диаграмму
 рассеяния приведенных данных, (с) При помощи ли-
 нейки проведите прямую на этой диаграмме, чтобы
 установить связи между этими переменными показа-
 телями, (d) Какие могут быть предположения на
 основе (Ь) и (с) о характере взаимозависимости меж-
 ду доходами и расходами населения?
 1978 1979 1980 1981 1982 1983 1984 1985
 Потребление 1,40 1,57 1,73 1,92 2,05 2ДЗ 2,42 2,58
 Доход 1,55 1,73 1,92 2,13 2Д6 2,42 2,67 2,80
 Источник: Economic Report of the President, 1986, Table B-25.
 10. На рис 2-6 приведены значения темпа роста инфля-
 ции и реального ВНП в Соединенных Штатах до
 1977 г. Значения для последних лет представлены в
 таблице. Как эти данные дополняют результат, полу-
 ченный на основе рис. 2-6? (Вероятно, было бы полез-
 но перерисовать рис 2-6 и нанести эти дополнитель-
 ные данные на результат.)
 Темпы 1978 1979 1980198119821983 198419851986
 Инфляции 7,3 8,9 9,0 9,7 6,4 3,9 3,8 33 2,7
 Реального ВНП 5,3 2,5 -ОД 1,9 -2,5 3,6 6,4 2,7 2,5
 Источник: Economic Report of the President, 1987, Table B-2 and B-3.
 H. Обсудите следующее утверждение. «Экономическая
 наука отталкивается от предположения (которое, как
 мы знаем, является ложным), что человеческое поведе-
 ние предсказуемо. В действительности мы не можем
 сказать, как люди откликнутся на изменения эконо-
 мических переменных, подобных ценам или доходам,
 поскольку их реакция сильно зависит от индивидуаль-
 ной психологии. Таким образом, весьма вероятно, что
 прогнозы экономистов будут совершенно нереальны-
 ми. Мы просто не можем ожидать чего-либо полезно-
 го от изучения этой дисциплины и данного курса.
 (Очевидно, что здесь нет «правильного» ответа)
 
 Спрос,
 предложение
 п рынок
 В Соединенных Штатах и в других странах со сме-
 шанной экономикой большинство решений о рас-
 пределении ресурсов реализуется через систему
 цен, в рамках которой предложение и спрос взаи-
 модействуют на многочисленных рынках товаров и
 услуг. Здесь, как и в экономической науке вообще,
 спрос — это сжатая характеристика поведения по-
 купателей, а предложение относится к поведению
 продавцов.
 В этой главе вы узнаете, как покупатели и про-
 давцы на рынке определяют, в каком количестве
 производятся и продаются товары и услуги, а также
 цену, по которой происходят покупки и продажи.
 Разрабатываемая здесь модель спроса и предложе-
 ния является весьма общей и может быть примене-
 на, например, к рынку автомобилей, труда, банано-
 вого мороженого, парикмахерских услуг и бейсбо-
 листов. Эта глава даст вам основные инструменты,
 необходимые для анализа определяющих факторов
 и последствий изменений спроса и предложения
 почти на любом рынке.
 Общие представления о спросе и предложении
 уже стали частью нашего повседневного языка и
 опыта Когда случается небывалый урожай пшени-
 цы, то цена пшеницы падает. Когда у дилера слиш-
 ком большая партия автомобилей, он снижает цену.
 В обоих случаях мы говорим, что цена упала вслед-
 ствие того, что предложение товара на рынке увели-
 чилось. С другой стороны, плата за аренду жилья и
 расценки в отелях на морском побережье летом
 выше, чем зимой. Мы обычно говорим, что это про-
 исходит потому, что спрос здесь выше летом, чем
 зимой. Когда цены билетов на решающие матчи се-
 зона выше, чем на обычные, мы возлагаем ответ-
 ственность за это на повышенный спрос на места
 на стадионах во время решающих игр.
 Но повседневный язык слишком неточен, чтобы
 можно было им воспользоваться для анализа рыноч-
 ного поведения. Например, термин «спрос» широко
 применяется к целому ряду различных с экономи-
 ческой точки зрения понятий и переменных. Как
 было отмечено в гл. 1, экономисты пользуются спе-
 циальной лексикой (или жаргоном) с точно опреде-
 ленными терминами, чтобы избежать ошибок и не-
 понимания. Эта глава оперирует рядом терминов
 указанного словаря.
 После обзора понятия «рынок» мы приступаем к
 подробному изуч ^нию поведения продавцов и поку-
 пателей на рынках товаров и услуг и показываем,
 как в результате взаимодействия покупателей и
 продавцов устанавливаются цены и распределяются
 ограниченные ресурсы. (Так как все сказанное в
 этой главе относится к рынкам товаров и услуг, для
 краткости мы в большинстве случаев говорим «това-
 ры» вместо «товары и услуги».) Начинаем мы с из-
 ложения определяющих факторов спроса и предло-
 жения, а затем изучаем их взаимодействие, исполь-
 Глава 3: Спрос, предложение и рынок 41
 зуя модель анализа спроса и предложения. Овладев
 базисной теорией спроса и предложения, представ-
 ленной в данной главе, вы сделаете наиболее важ-
 ный шаг к пониманию того, как функционируют
 смешанная экономика и экономика свободного
 рынка
 1. Рынки
 Понятие рынок является центральным для анализа
 распределения ресурсов посредством системы цен.
 Как вы узнали из гл. 1, этот термин является мно-
 гозначным: рынок — это любой набор соглашений,
 с помощью которых покупатели и продавцы товара
 вступают в контакт по поводу купли-продажи дан-
 ного товара Обычно в каждую категорию продаю-
 щихся на реальных рынках товаров и услуг входят
 блага, не являющиеся полностью идентичными, —
 будь то автомобили, банановое мороженное или
 бейсболисты. Однако рынки всегда определяются
 применительно к совокупности сходных продуктов.
 Какой агрегат наилучшим образом подходит для
 каждого конкретного случая, определяется той зада-
 чей, которая должна быть решена Так, чтобы объ-
 яснить оклады танцовщиц варьете, мы должны бы-
 ли бы сосредоточить внимание на спросе и предло-
 жении именно танцовщиц варьете, тогда как для
 того, чтобы объяснить общий уровень ставок зар-
 плат и окладов в экономике, мы должны были бы
 иметь дело с более широким рынком всех услуг
 труда.
 Рынки могут представлять собой специальные
 места, где продавцы и покупатели встречаются для
 совершения торговых сделок, как, например, про-
 дуктовые рынки в большинстве крупных городов.
 Но даже на одном рынке и среди продавцов, и сре-
 ди покупателей может также наблюдаться большой
 разброс Например, на рынке подержанных машин
 среди продавцов есть дилеры и частные лица, жела-
 ющие продать свои машины. Покупатели выходят
 на продавцов, читая рекламные объявления в газе-
 тах, посещая дилеров, изучая предложения, выве-
 шенные на досках для объявлений или на самих ма-
 шинах, а также получая сведения от друзей о лю-
 дях, которые хотят продать.
 Некоторые рынки, как, например, Нью-Йоркс-
 кая фондовая биржа, действуют через посредников
 или маклеров. Покупатели и продавцы акций отда-
 ют свои распоряжения по телефону со всех концов
 страны, а возможно, и мира, и их распоряжения
 могут быть исполнены в считанные минуты. Опера-
 ции на международных рынках таких товаров, как
 пшеница и медь, ведутся преимущественно по теле-
 фону, с помощью которого потенциальные покупа-
 тели и продавцы со всего мира ведут переговоры
 друг с другом и заключают сделки.
 Рыночные цены устанавливаются многими раз-
 личными способами. На рынке подержанных ма-
 шин продавец и покупатель договариваются о цене
 друг с другом На аукционе покупатели выступают
 как конкуренты, пока не достигнута окончательная
 цена В супермаркетах продавцы заполняют полки
 товарами с проставленными на них ценами, кото-
 рые в свою очередь могут быть приняты или отвер-
 гнуты покупателями.
 Все рынки, несмотря на эти явные различия,
 имеют общую исходную экономическую сущность.
 Модель спроса и предложения упрощает действи-
 тельность, концентрируя внимание именно на этих
 сущностных чертах.
 2. Кривая спроса
 «Спрос» — это обобщающий термин, описываю-
 щий поведение фактических и потенциальных поку-
 пателей товара Чтобы понять, как функционируют
 рынки, необходимо оперировать более точными
 определениями. Первое из них — это объем спроса
 О Объем спроса на некий товар — это коли-
 чество товара, которое покупатели желают
 приобрести за некоторый период (например,
 день или год). Объем спроса зависит от цены
 данного товара и прочих факторов, включаю-
 щих цены других товаров, а также доходы по-
 купателей и их вкусы.
 «Желание приобрести» здесь означает, что покупа-
 тели действительно имели бы желание и возмож-
 ность заплатить за требуемое количество товара, ес-
 ли бы таковое имелось в наличии.
 Важно различать между собой объем спроса и
 объем фактической покупки. Если некое государ-
 ственное учреждение устанавливает цену на голубые
 джинсы в 1 долл. за пару, то объем спроса в любой
 период, вероятно, был бы очень высоким Но так
 как мало продавцов стали бы предлагать джинсы по
 такой цене, то количество джинсов, фактически
 купленное потребителями, вероятно, оказалось бы
 очень невелико, так как покупатели были бы не в
 состоянии найти на рынке столько джинсов, сколь-
 ко они желали бы купить. Объем спроса определя-
 ется только поведением покупателей, тогда как — и
 это мы обсудим в данной главе позднее — объем
 покупки определяется и покупателями, и продавца-
 ми совместно.
 Цена играет ведущую роль в модели «спрос-пред-
 ложение». Опыт подсказывает, что, как правило,
 при прочих равных условиях объем спроса на товар
 увеличивается, когда цена товара падает, и умень-
 42 Часть 1: Введение
 шается, когда цена растет. Это о&ьясняется двумя
 основными причинами. Первая: чем ниже цена, тем
 больше число людей, склонных купить этот товар.
 Вторая: чем ниже цена, тем выше у потребителя
 склонность купить его в пределах любого заданного
 периода времени.
 Связь между ценой и объемом спроса на любой
 товар может быть представлена в сжатом виде шка-
 лой спроса на этот товар.
 О Шкала спроса отражает связь между объе-
 мом спроса на товар и иеной этого товара.
 Прочие факторы, такие, как цены других то-
 варов, которые могут оказывать влияние на
 объем спроса, остаются неизменными при по-
 строении шкалы спроса.
 Шкала спроса показывает, сколько покупателей хо-
 тели бы приобрести товар по каждой из множества
 цен.
 В табл. 3-1 приведена шкала спроса для гипоте-
 тического примера — спроса на рыбу в районе Чи-
 каго. Первый и второй столбцы таблицы, взятые
 вместе, характеризуют шкалу спроса на рыбу, пока-
 зывая связь между объемом спроса и ценой.
 Первый столбец табл. 3-1 представляет собой ряд
 цен от 0 долл., когда рыба бесплатна, до 5 долл. за
 фунт рыбы. Второй столбец показывает объем спро-
 са при каждом значении цены. Чем выше цена, тем
 меньше объем спроса. Объем спроса, очевидно, наи-
 больший тогда, когда рыба бесплатна. Если бы рыба
 была бесплатной, то большинство семей избрало бы
 диету с большим содержанием рыбы и относитель-
 но малым количеством мяса или птицы. Объем
 спроса на рыбу в этом случае был бы высоким, но
 не беспредельным. Никому не захочется питаться
 только рыбой или иметь около дома горы рыбы,
 возможно, портящейся. В табл. 3-1 в качестве пред-
 положительного объема спроса при бесплатности
 рыбы принята величина в 15 млн. фунтов в месяц.
 При цене 4 долл. за фунт объем спроса составля-
 ет только 3 млн. фунтов. Если рыба дорожает, то
 семьи заменяют ее другими продуктами питания,
 например цыплятами и пиццей. И наконец, при
 ТАБЛИЦА 3-1. Шкала спроса на рыбу в районе Чикаго
 
 
 Цена, Объем спроса,
 долл. за фунт млн. фунтов в месяц
 0 15
 1 12
 2 9
 3 6
 4 3
 5 0
 
 О 3 6 9 12 15 18
 Объем спроса, млн. фунтов в месяц
 РИС. 3-1. Кривая спроса. Рисунок показывает, каким образом
 цены и соответствующие объемы спроса из табл. 3-1 трансфор-
 мируются в кривую спроса По вертикальной оси откладываются
 значения цены, по горизонтальной — объем спроса Мы можем
 выбрать в таблице цену, скажем, в 1 долл., и найти соответствую-
 щий ей объем спроса 12 млн. фунтов в месяц. Точка Л отражает
 эту конкретную комбинацию цены и объема спроса. Точно так
 же точка В показывает объем спроса, соответствующий цене 4
 долл. за фунт: 3 млн фунтов в месяц. Представив все данные таб-
 лицы в виде точек, а затем соединив эти точки, получим кривую
 спроса, имеющую отридательный наклон, поскольку с ростом це^
 ны объем спроса падает
 наивысшей цене — 5 долл. за фунт — объем спроса
 падает до нуля. Люди перестают есть рыбу1.
 На рис 3-1 показана та же зависимость, что и в

<< Пред.           стр. 21 (из 272)           След. >>

Список литературы по разделу