<< Пред.           стр. 20 (из 272)           След. >>

Список литературы по разделу

 окончания учебы могут рассчитывать на получение
 дополнительного дохода в размере 2630 долл. в год.
 Что действительно показывают данные, — так это
 то, что в среднем лица, имеющие один дополни-
 тельный год образования, имели в 1984 г. доход на
 2630 долл. больше.
 Экономистам часто приходится использовать
 сложные эконометрические процедуры, чтобы по-
 пытаться сверить результаты, полученные «при про-
 чих равных условиях», с реально наблюдаемыми
 данными такого рода. Они должны искать доказа-
 тельства, проливающие свет на трудные проблемы,
 и в Соединенных Штатах, и за рубежом. Например,
 в Германии в 1923 г. цены росли с коэффициентом,
 равным 10 млрд. Это был почти лабораторный эк-
 сперимент поведения экономической системы в
 условиях инфляции26.
 Тем не менее нет никакой гарантии, что реаль-
 ные процессы всегда будут порождать данные, кото-
 рые смогут сузить пространство выбора между раз-
 ными конкурирующими теориями. Например, с
 конца второй мировой войны и до середины 70-х
 годов доходы населения Соединенных Штатов в по-
 стоянных долларах в целом выросли, реальная цена
 на электроэнергию постоянно снижалась, а потреб-
 ление электроэнергии на семью стабильно возраста-
 ло. Анализируя эти данные, экономисты оказались в
 затруднительном положении при определении воз-
 действия изменений цен на электроэнергию на ее
 потребление, при прочих равных условиях. Так, ког-
 да с середины 70-х годов реальная цена на электро-
 энергию начала расти высокими темпами, было не-
 ясно, последует ли за этим резкий спад в потребле-
 нии электроэнергии или он будет небольшим
 Во многих разделах экономики приемлемой с
 точки зрения имеющихся наблюдений является, как
 правило, не единственная модель. Ловкий спорщик
 часто может убедить вас в том, что выбранная им
 модель является в той или иной ситуации наилуч-
 шей. Единственной защитой от его искусных аргу-
 ментов может стать здоровый скептицизм и стрем-
 ление к независимому взгляду на данные. В конеч-
 и Эта инфляционная ситуация, называемая гиперинфляцией, обсуждается
 в гл. 34.
 ном счете истина восторжествует в результате появ-
 ления новых наблюдений.
 ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ. Геология и астроно-
 мия не являются экспериментальными дисциплина-
 ми, и все же они устанавливают множество зако-
 нов, которые, похоже, выполняются всегда и везде
 Однако люди — более сложные объекты, чем горы,
 и в отличие от звезд изменяют свое поведение сооб-
 разно своим представлениям Пожалуй, совершенно
 невозможно предсказать реакцию каждой отдель-
 ной фирмы или семьи на изменения, происходящие
 в экономике, хотя бы потому, что людям иногда
 свойственно ошибаться. Таким образом, легко
 найти отдельные исключения из практически любо-
 го экономического правила, даже когда результиру-
 ющее поведение или поведение в среднем может
 быть предсказано вполне надежно.
 Например, если цена апельсинового сока незна-
 чительно повысится, то в соответствии с экономиче-
 ской теорией при прочих равных условиях потреби-
 тели решат немного сократить потребление апель-
 синового сока. Фактически же, если цена апельсино-
 вого сока поднимается с каждой неделей, некото-
 рые люди начнут потреблять больше сока, а не
 меньше, так как они внезапно обнаружат, что не
 могут обойтись без него. А другие люди также вне-
 запно обнаружат, что терпеть его не могут, и вооб-
 ще перестанут его потреблять. К счастью, эти инди-
 видуальные склонности имеют тенденцию уравнове-
 шиваться в среднем, так что средняя реакция по-
 требителей на изменение цены апельсинового сока
 может оказаться вполне предсказуемой.
 Более существенное препятствие в построении
 экономических закономерностей заключается в том,
 что закономерности и взаимосвязи, характеризую-
 щие экономику, претерпевают изменения во време-
 ни. Так, объем продаж велосипедов в Соединенных
 Штатах падал в течение ряда лет до тех пор, пока,
 ко всеобщему удивлению, с начала 70-х годов про-
 дажи не стали стремительно расти — люди осозна-
 ли пользу физических упражений. Люди меняют
 свое поведение не только в соответствии с собствен-
 ным пониманием, но иногда и согласно рекоменда-
 циям экономистов. Например, если люди усвоили,
 что с ростом безработицы правительство обычно со-
 кращает налоги, то они заранее могут ожидать со-
 кращения налогов, когда видят, что начинается про-
 цесс «вползания» в безработицу. Или если большин-
 ство экономистов сходятся во мнении, что прави-
 тельство не в состоянии справиться с инфляцией,
 то, поверив им, предприятия и население будут дей-
 ствовать так, как если бы цены продолжали стреми-
 тельно расти в течение долгого времени.
 Глава 2: Основные понятия и методы 37
 ? Экономисты изучают поведение людей в реаль-
 но существующем вокруг них мире. В этом и преи-
 мущества, и сложности экономической науки. Из
 всех основных инструментов исследования, обсуж-
 даемых в данной главе, наверное, наибольшие труд-
 ности представляет применение для познания ре-
 ального мира во всей его сложности простых и в
 значительной степени нереалистичных моделей.
 Есть в этом нечто сродни искусству, поскольку нуж-
 но отказаться от натурализма, не потеряв при этом
 ощущения важнейших черт реальности. Но, как бу-
 дет показано в последующих главах учебника, эко-
 номисты тем не менее умудряются строить модели,
 которые являются достаточно простыми, чтобы
 быть понятными, и достаточно действенными, что-
 бы выявить основные движущие силы экономиче-
 ской жизни.
 
 Резюме
 Экономические переменные оказывают влияние и ха-
 рактеризуют распределение ограниченных ресурсов.
 Данные — это факты, как правило, выраженные в ко-
 личественном виде, несущие информацию об эконо-
 мических переменных.
 Модели или теории, которые представляют собой
 упрощенное описание реальности, используются в
 экономике и других областях знаний для достижения
 понимания и для ответов на вопросы «что, если». Все
 модели являются нереалистичными, хорошие моде-
 ли — это модели, дающие верные ответы на интересу-
 ющие вопросы. Данные используются как для уста-
 новления характера соотношений, которые должны
 приниматься в расчет, так и для последующей провер-
 ки и оценки построенных моделей.
 Схема кругооборота дает общий взгляд на организа-
 цию и функционирование экономики. Домашние хо-
 зяйства получают доход, продавая фирмам услуги фак-
 торов производства, которыми они владеют. Фирмы
 используют факторы производства в производстве то-
 варов и услуг для продажи домашним хозяйствам, до-
 ход которых дает им возможность покупать товары.
 Домашние хозяйства и фирмы имеют дело друг с дру-
 гом на рынках товаров и факторов производства.
 Цены и количества — это основные показатели изме-
 рения в экономика Произведение цены и количества
 дает объем в долларах, или стоимость.
 Уровень цен — это средневзвешенный уровень цен в
 экономике в целом Уровень цен отражает отношение
 стоимости заданной рыночной корзины, или набора,
 товаров к стоимости тех же товаров в базовом году.
 Индекс потребительских цен (CPI) основывается на
 стоимости рыночной корзины товаров, которые пред-
 ставляют собой покупки типичного городского жите-
 ля. Этот индекс, часто называемый также индексом
 стоимости жизни, является наиболее широко приме-
 няемым индексом цен.
 Валовой национальный продукт (ВНП) представляет
 собой общую стоимость в долларах товаров и услуг,
 произведенных в экономике в течение данного перио-
 да. Валовой ВНП может претерпевать изменения как
 в результате изменения цен, так и вследствие измене-
 ния физического объема производства. Реальный ВНП
 — это стоимость произведенной продукции за год,
 рассчитанная с использованием цен данного базового
 года. Реальный ВНП — это показатель измерения фи-
 зического объема производства в экономике. Дефля-
 тор ВНП равен отношению валового ВНП к реально-
 му, умноженному на 100. Дефлятор ВНП является
 показателем уровня цен, полученным на основе всех
 произведенных в экономике товаров и услуг.
 Отношения (в частности, доли, относительные и ре-
 альные цены) и процентные изменения (в частности,
 темпы прироста и темпы инфляции) широко исполь-
 зуются в экономике для сравнений во времени или
 между экономическими единицами (фирмами, до-
 машними хозяйствами, государствами или народами)
 во временной точке.
 Графики экономических данных, в частности диаграм-
 мы рассеяния, используются для выявления трендов,
 структуры и возможных связей между экономически-
 ми переменными. Для характеристики взаимосвязей
 между экономическими переменными с помощью чи-
 сел и уравнений применяются эконометрические ме-
 тоды.
 10. Поскольку большая часть экономических данных по-
 лучена не в результате управляемых экспериментов, то
 зачастую сложно проверить полученные «при прочих
 равных условиях» теоретические прогнозные результа-
 ты. Кроме того, экономика изучает человеческое пове-
 дение, которое различается у отдельных людей и из-
 меняется во времени.
 Ключевые термины
 Модель
 Теория
 Экономическая переменная
 Данные
 Кругооборот доходов
 Факторы производства
 Медиана и средняя арифметическая, их отличие
 Цена
 Количество
 Объем в долларах
 Уровень цен
 Индекс цен
 Индекс цен потребительских благ, или индекс потреби-
 тельских цен (CPI)
 Номинальный валовой национальный продукт (ВНП)
 Реальный валовой национальный продукт
 38 Часть 1: Введение
 Текущие и постоянные доллары
 Дефлятор BH П
 Относительные и реальные цены
 Процентные изменения
 Темп прироста
 Темп инфляции
 Временной ряд
 Пространственная выборка
 Диаграмма рассеяния
 Эконометрика
 Задачи
 1. Предположим, что веса в CPI в точности те же, что и в
 табл. 2-4. (а) Предположим, что между 1986 и 1990 гг.
 плата за жилье выросла на 20%, а все другие цены
 остались без изменения. На сколько процентов выра-
 стет CPI за этот период? (Ь)Предположим, что между
 1986 и 1990 гг. цены на продовольствие и напитки,
 транспорт, одежду и ремонт выросли на 20%, тогда
 как другие цены остались неизменными. На сколько
 процентов вырастет CPI за эти четыре года? (с) Пред-
 положим, что вы относитесь к тем людям, которые
 особенно любят развлечения, и вы тратите 18% ваше-
 го дохода на развлечения. Объясните, почему CPI мо-
 жет и не дать верной оценки вашей личной стоимо-
 сти жизни.
 Z Предположим, что в экономике производятся только
 мороженое и капуста; в таблице, приведенной внизу
 колонки, содержатся данные о количествах и ценах
 продукции в 1972 и 1986 гг. (а) Вычислите значение
 номинального ВНП в 1972 и 1986 гг. (Ь) Вычислите
 значение реального ВНП в 1986 г., приняв за базу
 1972 г. (с) Исчислите величину дефлятора ВНП для
 1986 г. (d) Значение какого из дефляторов выросло за
 период 1972-1986 гг. на большую величину в процен-
 тах: дефлятора гипотетической экономики из данной
 задачи или дефлятора для экономики Соединенных
 Штатов? (Используйте данные из табл. 2-5.)
 3. (а) Используя данные из задачи 2, рассчитайте про-
 центный рост цен этих двух товаров в отдельности за
 весь период; объясните, почему полученный ответ бли-
 зок к значению, темпа прироста дефлятора ВНП, отра-
 жающего динамику среднего уровня цен. (Ь) Рассчи-
 тайте, на сколько процентов выросли физические объ-
 емы этих двух товаров; объясните, почему ваш ответ
 близок к значению темпа прироста реального ВНП,
 представляющего собой величину общею физического
 объема производства.
 
 
  1972 1986
 Товар Цена Количество IJeHa Количество
 Капуста
 Мороженое 0,40 1Д
 0Д5 1,4 1,00 2,2
 1,25" 3,0
 Цены даны в долларах за единицу продукции, выпуск мороженого из-
 меряется в миллионах талонов, а капусты — в миллионах фунтов.
 
 В этой главе подробно обсуждалась взаимозависимость
 между медианным доходом и уровнем полученного
 образования. Основная переменная, рассматриваемая
 в примере в качестве «прочих равных условий», — это
 уровень способностей лиц, получивших более высокий
 уровень образования, (а) Можете ли вы найти другие
 факторы, условия, которые должны были приниматься
 в расчет, но не рассматривались? (Ь) Как вы думаете,
 имеет ли значение тот факт, что те, кто учится боль-
 ше, при поступлении на работу оказываются и более
 старшими по возрасту, судя по данным табл. 2-2 и
 рис 2-5? (с) Предположим, что пять человек получают
 доходы (измеренные в тысячах долларов), равные 2,5;
 15,3; 16,5; 17,4 и 19,3 . Каков средний (среднеарифме-
 тический) доход? Каков медианный доход?
 В 1980 г. рыбаки Массачусетса получали в среднем
 27,3 цента за фунт трески, 42,4 цента за фунт камба-
 лы и 38,7 цента за фунт пикши. К 1984 г. эти цены
 составили 37,9; 96,5 и 71,5 цента соответственно, (а)
 Рассчитайте изменения в процентах каждой из этих
 трех цен за рассматриваемый период. (Ь) Рассчитайте
 относительные цены: трески к камбале, камбалы к
 пикше и пикши к треске в 1980 и 1984 г. (с) Соотне-
 сите эти изменения в относительных ценах с различи-
 ями в процентных изменениях, которые вы рассчита-
 ли в (a), (d) Ha основе данных табл. 2-7 о значении
 дефлятора ВНП исчислите реальную цену трески, кам-
 балы и пикши в 1984 г. в центах за фунт, используя
 цены 1980 г.
 (а) Выпишите из текста гл. 2 значение CPI и цену
 древесины калифорнийской сахарной сосны в 1960 и
 1984 гг. (Ь) Рассчитайте реальную цену сахарной сос-
 ны в 1984 г. в долларах 1960 г. (с) Возросла или сни-
 зилась цена сахарной сосны за этот период? (d) Рас-
 смотрим людей, решающих строить дом и обдумыва-

<< Пред.           стр. 20 (из 272)           След. >>

Список литературы по разделу