<< Пред. стр. 19 (из 272) След. >>
водится и соответствующее значение годового темпаинфляции. Предположим, CPI вырос с 316,1 в янва-
ре 1985 г. до 317,4 в феврале 1985 г. Это соответ-
ствует росту на 0,41%, или темпу инфляции, равно-
му 0,41% в месяц. Если бы ежемесячный темп ин-
фляции был постоянным на протяжении всего года
и составлял бы 0,41%, то уровень цен увеличился бы
на 5,0% за год19. Таким образом, мы говорим, что
инфляция за период с января по февраль 1985 г.
росла с годовым темпом в 5%20.
4. Построение экономических
зависимостей
Экономические теории предсказывают общие взаи-
мосвязи, которые должны соблюдаться между эко-
номическими переменными. Для проверки этих
прогнозов и для измерения тех экономических за-
19 Для любителей математики: головой темп инфляции может быть рас-
считан по формуле [(1,004I)12 — 1] х 100%, которая является частным
случаем формулы, приведенной в сноске 18.
20 Другая полезная формула разбивает темп прироста номинального ВНП
на составные части. Как мы уже отмечали, изменения номинального
ВНП отражают изменения как пен, так и объема реального выпуска
Выраженный в терминах темпов прироста темп прироста номинально-
го ВНП равен темпу инфляции (измеренному через темп прироста деф-
лятора ВНП) плюс темп прироста реального ВНП. Так, если реальный
ВНП растет темпом 2 % в гад, а дефлятор ВНП 3% в год, то номиналь-
ный ВНП увеличивается при этом на 5%.
Глава 2: Основные понятия и методы 33
кономерностеи, которые при этом могут возник-
нуть, используются фактические данные Например,
теория может предсказать, что падение цен на ры-
бу приведет к росту потребления рыбных продук-
тоа Для проверки этого прогноза можно использо-
вать фактические данные и, если прогноз окажется
верным, измерить, насколько возрастет потребление
при снижении цен. В этом параграфе исследуется
проблема использования фактических данных для
решения задач такого рода и обсуждается ограни-
ченность наших возможностей при построении обо-
бщающих экономических закономерностей.
Временные ряды и пространственные
выборки
Данные, приведенные в табл. 2-7, представляют со-
бой временные ряды значений реального и номи-
нального ВНП в различные годы.
О Временной ряд представляет собой набор
показателей измерения переменной в различ-
ные моменты или интервалы времени.
Форма представления отдельных временных рядов
может быть табличной, как в табл. 2-7, или графи-
ческой, как на рис. 2-321. Тренды и другие характе-
ристики рядов обычно лучше видны на графике,
чем в таблице. Например, на рис. 2-3 отчетливо
видно падение реального ВНП в 1982 г. С другой
стороны, точные значения данных (как значение ре-
ального ВНП в 1982 г.) легче прочесть в таблице.
Интерпретация графиков экономических данных
может оказаться непростым делом, поскольку про-
стые изменения в подаче информации трудно опре-
делить на глаз. На рис. 2-4 изображены в точности
те же самые данные, что и на рис 2-3, только при
сильном увеличении масштаба по вертикальной оси.
Поскольку вертикальная ось на рис 2-4 растянута,
кажется, что реальный ВНП растет быстрее и под-
вержен более сильным колебаниям, чем на рис 2-3,
хотя данные те же самые. Иллюзии такого рода хо-
рошо известны в рекламном деле и в политике22.
Заметим, что вертикальная ось на рис 2-4 содер-
жит разрыв, означающий, что масштаб не является
непрерывным и что большая часть промежутка
между 0 и 2500 млрд. долл. опущена, не изображе-
на. Такие предупреждения должны всегда иметь
место, когда используется такого рода специальный
масштаб.
Если временные ряды позволяют проводить срав-
21 Если вы не прочли приложение к гл. 1, то вам необходимо сделать это
прежде, чем читать дальше этот параграф.
22 Пример использования вводящих в заблуждение графиков и процент-
ных изменений можно найти к Darrell Huff and Irving GeU, How to lie
witb Statistics, W.W. Norton, New York, 1954, and Playing with Numbers,
The Economist, May 31,1986.
РИС. 2-5. Медианный доход и уровень образования, 1984 г.
(Источник табл. 2-2)
нения во времени, то пространственные выборки
предназначены для сравнений в фиксированный мо-
мент времени.
О Пространственная выборка представляет
собой набор показателей, измеряющих значе-
ние переменной для разных экономических
единиц (домашних хозяйств, фирм, государств
или народов) в данный момент времени.
Таблица 2-2 содержит пространственную выборку
домашних хозяйств (как экономической единицы)
по двум переменным: доходу и образованию. Про-
странственная выборка может также быть пред-
ставлена графически; на рис. 2-5 приведена та же
информация, что и в табл 2-223. Общая положи-
тельная связь между доходом и образованием лучше
просматривается на графике, чем в таблице, но таб-
лица проясняет отдельные детали.
Диаграммы (графики) рассеяния
и эконометрика
Рисунок 2-5 служит также примером диаграммы
рассеяния.
О Диаграмма рассеяния — это график, пока-
зывающий значения пары экономических пе-
ременных для различных экономических еди-
ниц или временных периодов.
23 Изображая рисунок, мы предполагали, что те, у кого меньше 8 лет на-
чальной школы, в среднем имеют уровень образования, равный 6 годам,
от 1 до 3 лет средней школы — 10 годам, от 1 до 3 лет колледжа — 14
годам и окончившие колледж имеют в среднем уровень образования,
равный 16 годам
34 Часть 1: Введение
Темп роста реального ВНП, %
РИС. 2-6. Инфляция и рост реального ВНП в Соединенных
Штатах в 1958-1977 гг. Темп инфляции (рассчитанный на осно-
ве дефлятора ВНП) и темп роста реального ВНП в процентах за
год. Черные точки соответствуют наблюдениям за период с 1958
по 1967 г, цветные — с 1968 по 1977 г. (Источник: Economic
Report of the President, 1986, Tables B-2 and B-3)
Диаграммы рассеяния дают наглядное представле-
ние о том, существует ли четкая связь между двумя
рассматриваемыми переменными.
Временные ряды также могут быть изображены
в виде диаграммы рассеяния. Рисунок 2-6, напри-
мер, показывает часть недавней картины изменений
в инфляции и безработице, которую экономисты и
политики пытались понять в 1978 г. Одна точка со-
ответствует значениям пары переменных годового
темпа инфляции (для измерения уровня цен ис-
пользовался дефлятор ВНП) и годового темпа роста
реального ВНП в том же году. Каждая из 10 чер-
ных точек соответствует одному году из периода
1958-1967 гг.; каждая из 10 цветных точек одному
году из периода 1968-1977 гг. Рассмотрение изобра-
женного на рисунке 20-летнего периода как целого
не позволяет выявить существенной связи между
этими двумя переменными, особенно если исклю-
чить две точки (два года) с наивысшим значением
темпа инфляции (это 1974 и 1975 гг. — результат
повышения мировых цен на нефть в конце 1973 г.
в 4 раза). Но рисунок явно подсказывает интерес-
ный результат: получается, что независимо от того,
как быстро рос реальный ВНП, темп инфляции был
выше во втором десятилетии, чем в первом2 .
Если диаграммы рассеяния могут быть использо-
ваны для обнаружения простых взаимосвязей меж-
ду парами значений переменных, то эконометриче-
ские методы используются для измерения и поиска
более сложных зависимостей между экономически-
ми переменными. Эти зависимости оказываются
выраженными в виде чисел и уравнений.
•О Эконометрика — это раздел экономики, за-
нимающийся разработкой и применением ста-
тистических методов для измерения взаимосвя-
зей между экономическими переменными.
В данном пособии мы не описываем эконометриче-
скую технику, однако при анализе фактов экономи-
ческой жизни мы опираемся на результаты эконо-
метрических исследований. Таким образом, пред-
ставляется целесообразным отвести несколько абза-
цев для обсуждения эконометрического подхода к
описанию взаимосвязей между экономическими пе-
ременными.
Реализация эконометрического подхода примени-
тельно к данным о доходах и уровне образования,
изображенным на рис 2-5, означает, что взаимосвя-
зи между этими переменными могут быть охарак-
теризованы следующим уравнением:
Медиана уровень
годового дохода = —8,61+2,63 х образования (4)
(в тыс долл.) (в годах)
Это уравнение было подобрано (с помощью
компьютера) для характеристики данного соотно-
шения в среднем наилучшим образом, но оно не
дает точного значения медианы годового дохода для
каждого уровня полученного образования. В соот-
ветствии с данным уравнением медиана годового
дохода лиц с уровнем образования, равным 12 го-
дам, должна, к примеру, составлять 22950 долл.
[(—8,61 + 2,63 х 12) х 1000], т.е несколько выше ее
истинного значения (см табл. 2-2), равного 22 400
долл.
Рисунок 2-7 в точности соответствует рис 2-5, за
исключением прямой ЕЕ, все точки которой удов-
летворяют уравнению (4). Из рис 2-7 становится
ясно, что уравнение (4) не есть точное отображение
соотношения между доходом и уровнем образова-
ния в Соединенных Штатах в 1984 г. Но некоторое
преимущество этого уравнения заключается в том,
что для любого уровня образования оно дает нам
близкое к истинному или соответствующее в сред-
24 Эта ситуация, а также ситуация, сложившаяся позже, подробно обсуж-
даются в гл. 33. В задачах к настоящей главе мы приводим более свежие
данные об инфляции и безработице и просим вас связать их с данным
примером.
Глава 2: Основные понятия и методы 35
нем значение дохода, резюмируя, таким образом, в
количественном виде взаимозависимость между до-
ходом и образованием.
Уравнение (4) показывает, что в среднем каждый
дополнительный год образования предполагал при-
рост семейного дохода в 1984 г., равный в среднем
2630 долл. Такие количественные оценки меры за-
висимости между доходом и образованием не так-
то просто получить непосредственно из табл. 2-2,
рис 2-5 или даже рис 2-7, Количественные измере-
ния такого рода существенны для решения о том,
какие из экономических соотношений являются
значимыми. Например, если бы уравнение (4) выя-
вило, что каждый дополнительный год образования
ассоциируется с дополнительным доходом только в
20 долл., то большинство людей пришли бы к за-
ключению, что зависимость между доходом и обра-
зованием не является столь важной.
Информацию на рис 2-7 дает не только прямая,
но также и положение отдельных точек относитель-
но этой прямой. Заметьте, в частности, что точки,
соответствующие незаконченному высшему образо-
ванию (в среднем 14 лет учебы), расположены ни-
же прямой, тогда как точки, соответствующие за-
конченному высшему образованию (16 лет учебы),
расположены выше этой прямой. Таким образом,
бросившие учебу в колледже получают меньшую от-
дачу от каждого дополнительного года учебы, чем
те, кто окончил колледж.
Ограниченность понимания
Экономическая наука, как и медицина, технические
науки или любая другая область исследования жиз-
ни, не дает все же полного понимания всех тех яв-
лений, с которыми она имеет дело. В экономиче-
ской науке ограниченность понимания обусловлена,
в частности, необходимостью опираться в основном
на неэкспериментальные данные, а также разнооб-
разием и подчас непредсказуемостью человеческого
поведения.
НЕЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ. Научные
теории зачастую предсказывают взаимосвязи между
двумя переменными при условии, что все, кроме
этих двух переменных, остается как есть. Напри-
мер, будет вполне разумно предположить, что некая
девушка, продолжающая учебу в течение еще одно-
го года, получит более высокий доход, когда она по-
сле этого начнет работать, при прочих равных усло-
виях. «При прочих равных условиях» означает здесь,
что учитываются, рассматриваются только те изме-
нения, которые обусловлены исключительно учебой
индивида в течение еще одного года. Например,
предполагается, что эта девушка не меняет свою
0 2 4 6 8 10 12 14 16 18
Уровень образования, лет
РИС. 2-7. Медианный доход и уровень образования в
1984 г. Сплошная линия ЕЕ характеризует в среднем зависи-
мость между медианным годовым доходом и полученным обра-
зованием. (Источник табл. 2-2)
специализацию, скажем, бухгалтерский учет на со-
циологию.
Во многих областях науки результаты, получен-
ные «при прочих равных условиях», могут быть
проверены с использованием управляемых экспери-
ментов. Можно непосредственно отследить резуль-
тат воздействия удобрений на рост кукурузы, на-
пример, внося различное количество удобрений под
различные ряды кукурузы на одном и том же поле.
Некоторые эксперименты применялись и в эконо-
мике. Например, в 1970 г. департамент здравоохра-
нения, образования и социальной помощи США
провел в Денвере и Сиэтле широкомасштабное эк-
спериментальное исследование воздействия различ-
ного рода социальных выплат (ориентированных на
сохранение уровня дохода). Менее дорогостоящий и
пользующийся растущей популярностью альтерна-
тивный подход заключается в проведении экспери-
ментов в студенческих группах, когда в аудитории
моделируются реальные рыночные ситуации25.
Большая часть используемой экономистами ин-
формации не является результатом управляемых эк-
спериментов. Данные об образовании и доходе,
представленные на рис 2-5 и 2-7, служат тому хо-
рошей иллюстрацией. Ясно, что наблюдаемая диф-
23 По поводу эксперимента о сохранении уровня дохода см: Gary Burtless
and Robert H. Haveman, Policy Lessons from Three Labor Market
Experiments , Brookings Institution Reprint #410, 1985. Эксперименты
со студентами обсуждаются к Vernon L Smith, «Experimental Econo-
mics: Induced Value Theory», American Economic Review, May 1976.
36 Часть 1: Введение
ференниация доходов обусловлена не только разли-
чиями в уровнях образования. Выпускники коллед-
жа отличаются от тех, кто не завершил высшее об-
разование, и многими другими параметрами: они в
среднем имели более высокие баллы по Scholastic
Aptitude Test (SAT), получали лучшие оценки в
средней школе и имели более обеспеченных родите-
лей. Соответственно мы не можем заключить на
основе имеющихся данных, что лица, продолжаю-
щие обучение в течение еще одного года, после