<< Пред.           стр. 19 (из 272)           След. >>

Список литературы по разделу

 водится и соответствующее значение годового темпа
 инфляции. Предположим, CPI вырос с 316,1 в янва-
 ре 1985 г. до 317,4 в феврале 1985 г. Это соответ-
 ствует росту на 0,41%, или темпу инфляции, равно-
 му 0,41% в месяц. Если бы ежемесячный темп ин-
 фляции был постоянным на протяжении всего года
 и составлял бы 0,41%, то уровень цен увеличился бы
 на 5,0% за год19. Таким образом, мы говорим, что
 инфляция за период с января по февраль 1985 г.
 росла с годовым темпом в 5%20.
 4. Построение экономических
 зависимостей
 Экономические теории предсказывают общие взаи-
 мосвязи, которые должны соблюдаться между эко-
 номическими переменными. Для проверки этих
 прогнозов и для измерения тех экономических за-
 19 Для любителей математики: головой темп инфляции может быть рас-
 считан по формуле [(1,004I)12 — 1] х 100%, которая является частным
 случаем формулы, приведенной в сноске 18.
 20 Другая полезная формула разбивает темп прироста номинального ВНП
 на составные части. Как мы уже отмечали, изменения номинального
 ВНП отражают изменения как пен, так и объема реального выпуска
 Выраженный в терминах темпов прироста темп прироста номинально-
 го ВНП равен темпу инфляции (измеренному через темп прироста деф-
 лятора ВНП) плюс темп прироста реального ВНП. Так, если реальный
 ВНП растет темпом 2 % в гад, а дефлятор ВНП 3% в год, то номиналь-
 ный ВНП увеличивается при этом на 5%.
 Глава 2: Основные понятия и методы 33
 кономерностеи, которые при этом могут возник-
 нуть, используются фактические данные Например,
 теория может предсказать, что падение цен на ры-
 бу приведет к росту потребления рыбных продук-
 тоа Для проверки этого прогноза можно использо-
 вать фактические данные и, если прогноз окажется
 верным, измерить, насколько возрастет потребление
 при снижении цен. В этом параграфе исследуется
 проблема использования фактических данных для
 решения задач такого рода и обсуждается ограни-
 ченность наших возможностей при построении обо-
 бщающих экономических закономерностей.
 Временные ряды и пространственные
 выборки
 Данные, приведенные в табл. 2-7, представляют со-
 бой временные ряды значений реального и номи-
 нального ВНП в различные годы.
 О Временной ряд представляет собой набор
 показателей измерения переменной в различ-
 ные моменты или интервалы времени.
 Форма представления отдельных временных рядов
 может быть табличной, как в табл. 2-7, или графи-
 ческой, как на рис. 2-321. Тренды и другие характе-
 ристики рядов обычно лучше видны на графике,
 чем в таблице. Например, на рис. 2-3 отчетливо
 видно падение реального ВНП в 1982 г. С другой
 стороны, точные значения данных (как значение ре-
 ального ВНП в 1982 г.) легче прочесть в таблице.
 Интерпретация графиков экономических данных
 может оказаться непростым делом, поскольку про-
 стые изменения в подаче информации трудно опре-
 делить на глаз. На рис. 2-4 изображены в точности
 те же самые данные, что и на рис 2-3, только при
 сильном увеличении масштаба по вертикальной оси.
 Поскольку вертикальная ось на рис 2-4 растянута,
 кажется, что реальный ВНП растет быстрее и под-
 вержен более сильным колебаниям, чем на рис 2-3,
 хотя данные те же самые. Иллюзии такого рода хо-
 рошо известны в рекламном деле и в политике22.
 Заметим, что вертикальная ось на рис 2-4 содер-
 жит разрыв, означающий, что масштаб не является
 непрерывным и что большая часть промежутка
 между 0 и 2500 млрд. долл. опущена, не изображе-
 на. Такие предупреждения должны всегда иметь
 место, когда используется такого рода специальный
 масштаб.
 Если временные ряды позволяют проводить срав-
 21 Если вы не прочли приложение к гл. 1, то вам необходимо сделать это
 прежде, чем читать дальше этот параграф.
 22 Пример использования вводящих в заблуждение графиков и процент-
 ных изменений можно найти к Darrell Huff and Irving GeU, How to lie
 witb Statistics, W.W. Norton, New York, 1954, and Playing with Numbers,
 The Economist, May 31,1986.
 
 РИС. 2-5. Медианный доход и уровень образования, 1984 г.
 (Источник табл. 2-2)
 нения во времени, то пространственные выборки
 предназначены для сравнений в фиксированный мо-
 мент времени.
 О Пространственная выборка представляет
 собой набор показателей, измеряющих значе-
 ние переменной для разных экономических
 единиц (домашних хозяйств, фирм, государств
 или народов) в данный момент времени.
 Таблица 2-2 содержит пространственную выборку
 домашних хозяйств (как экономической единицы)
 по двум переменным: доходу и образованию. Про-
 странственная выборка может также быть пред-
 ставлена графически; на рис. 2-5 приведена та же
 информация, что и в табл 2-223. Общая положи-
 тельная связь между доходом и образованием лучше
 просматривается на графике, чем в таблице, но таб-
 лица проясняет отдельные детали.
 Диаграммы (графики) рассеяния
 и эконометрика
 Рисунок 2-5 служит также примером диаграммы
 рассеяния.
 О Диаграмма рассеяния — это график, пока-
 зывающий значения пары экономических пе-
 ременных для различных экономических еди-
 ниц или временных периодов.
 23 Изображая рисунок, мы предполагали, что те, у кого меньше 8 лет на-
 чальной школы, в среднем имеют уровень образования, равный 6 годам,
 от 1 до 3 лет средней школы — 10 годам, от 1 до 3 лет колледжа — 14
 годам и окончившие колледж имеют в среднем уровень образования,
 равный 16 годам
 34 Часть 1: Введение
 
 Темп роста реального ВНП, %
 РИС. 2-6. Инфляция и рост реального ВНП в Соединенных
 Штатах в 1958-1977 гг. Темп инфляции (рассчитанный на осно-
 ве дефлятора ВНП) и темп роста реального ВНП в процентах за
 год. Черные точки соответствуют наблюдениям за период с 1958
 по 1967 г, цветные — с 1968 по 1977 г. (Источник: Economic
 Report of the President, 1986, Tables B-2 and B-3)
 Диаграммы рассеяния дают наглядное представле-
 ние о том, существует ли четкая связь между двумя
 рассматриваемыми переменными.
 Временные ряды также могут быть изображены
 в виде диаграммы рассеяния. Рисунок 2-6, напри-
 мер, показывает часть недавней картины изменений
 в инфляции и безработице, которую экономисты и
 политики пытались понять в 1978 г. Одна точка со-
 ответствует значениям пары переменных годового
 темпа инфляции (для измерения уровня цен ис-
 пользовался дефлятор ВНП) и годового темпа роста
 реального ВНП в том же году. Каждая из 10 чер-
 ных точек соответствует одному году из периода
 1958-1967 гг.; каждая из 10 цветных точек одному
 году из периода 1968-1977 гг. Рассмотрение изобра-
 женного на рисунке 20-летнего периода как целого
 не позволяет выявить существенной связи между
 этими двумя переменными, особенно если исклю-
 чить две точки (два года) с наивысшим значением
 темпа инфляции (это 1974 и 1975 гг. — результат
 повышения мировых цен на нефть в конце 1973 г.
 в 4 раза). Но рисунок явно подсказывает интерес-
 ный результат: получается, что независимо от того,
 как быстро рос реальный ВНП, темп инфляции был
 выше во втором десятилетии, чем в первом2 .
 Если диаграммы рассеяния могут быть использо-
 ваны для обнаружения простых взаимосвязей меж-
 ду парами значений переменных, то эконометриче-
 ские методы используются для измерения и поиска
 более сложных зависимостей между экономически-
 ми переменными. Эти зависимости оказываются
 выраженными в виде чисел и уравнений.
 •О Эконометрика — это раздел экономики, за-
 нимающийся разработкой и применением ста-
 тистических методов для измерения взаимосвя-
 зей между экономическими переменными.
 В данном пособии мы не описываем эконометриче-
 скую технику, однако при анализе фактов экономи-
 ческой жизни мы опираемся на результаты эконо-
 метрических исследований. Таким образом, пред-
 ставляется целесообразным отвести несколько абза-
 цев для обсуждения эконометрического подхода к
 описанию взаимосвязей между экономическими пе-
 ременными.
 Реализация эконометрического подхода примени-
 тельно к данным о доходах и уровне образования,
 изображенным на рис 2-5, означает, что взаимосвя-
 зи между этими переменными могут быть охарак-
 теризованы следующим уравнением:
 Медиана уровень
 годового дохода = —8,61+2,63 х образования (4)
 (в тыс долл.) (в годах)
 Это уравнение было подобрано (с помощью
 компьютера) для характеристики данного соотно-
 шения в среднем наилучшим образом, но оно не
 дает точного значения медианы годового дохода для
 каждого уровня полученного образования. В соот-
 ветствии с данным уравнением медиана годового
 дохода лиц с уровнем образования, равным 12 го-
 дам, должна, к примеру, составлять 22950 долл.
 [(—8,61 + 2,63 х 12) х 1000], т.е несколько выше ее
 истинного значения (см табл. 2-2), равного 22 400
 долл.
 Рисунок 2-7 в точности соответствует рис 2-5, за
 исключением прямой ЕЕ, все точки которой удов-
 летворяют уравнению (4). Из рис 2-7 становится
 ясно, что уравнение (4) не есть точное отображение
 соотношения между доходом и уровнем образова-
 ния в Соединенных Штатах в 1984 г. Но некоторое
 преимущество этого уравнения заключается в том,
 что для любого уровня образования оно дает нам
 близкое к истинному или соответствующее в сред-
 24 Эта ситуация, а также ситуация, сложившаяся позже, подробно обсуж-
 даются в гл. 33. В задачах к настоящей главе мы приводим более свежие
 данные об инфляции и безработице и просим вас связать их с данным
 примером.
 Глава 2: Основные понятия и методы 35
 нем значение дохода, резюмируя, таким образом, в
 количественном виде взаимозависимость между до-
 ходом и образованием.
 Уравнение (4) показывает, что в среднем каждый
 дополнительный год образования предполагал при-
 рост семейного дохода в 1984 г., равный в среднем
 2630 долл. Такие количественные оценки меры за-
 висимости между доходом и образованием не так-
 то просто получить непосредственно из табл. 2-2,
 рис 2-5 или даже рис 2-7, Количественные измере-
 ния такого рода существенны для решения о том,
 какие из экономических соотношений являются
 значимыми. Например, если бы уравнение (4) выя-
 вило, что каждый дополнительный год образования
 ассоциируется с дополнительным доходом только в
 20 долл., то большинство людей пришли бы к за-
 ключению, что зависимость между доходом и обра-
 зованием не является столь важной.
 Информацию на рис 2-7 дает не только прямая,
 но также и положение отдельных точек относитель-
 но этой прямой. Заметьте, в частности, что точки,
 соответствующие незаконченному высшему образо-
 ванию (в среднем 14 лет учебы), расположены ни-
 же прямой, тогда как точки, соответствующие за-
 конченному высшему образованию (16 лет учебы),
 расположены выше этой прямой. Таким образом,
 бросившие учебу в колледже получают меньшую от-
 дачу от каждого дополнительного года учебы, чем
 те, кто окончил колледж.
 Ограниченность понимания
 Экономическая наука, как и медицина, технические
 науки или любая другая область исследования жиз-
 ни, не дает все же полного понимания всех тех яв-
 лений, с которыми она имеет дело. В экономиче-
 ской науке ограниченность понимания обусловлена,
 в частности, необходимостью опираться в основном
 на неэкспериментальные данные, а также разнооб-
 разием и подчас непредсказуемостью человеческого
 поведения.
 НЕЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ. Научные
 теории зачастую предсказывают взаимосвязи между
 двумя переменными при условии, что все, кроме
 этих двух переменных, остается как есть. Напри-
 мер, будет вполне разумно предположить, что некая
 девушка, продолжающая учебу в течение еще одно-
 го года, получит более высокий доход, когда она по-
 сле этого начнет работать, при прочих равных усло-
 виях. «При прочих равных условиях» означает здесь,
 что учитываются, рассматриваются только те изме-
 нения, которые обусловлены исключительно учебой
 индивида в течение еще одного года. Например,
 предполагается, что эта девушка не меняет свою
 
 0 2 4 6 8 10 12 14 16 18
 Уровень образования, лет
 РИС. 2-7. Медианный доход и уровень образования в
 1984 г. Сплошная линия ЕЕ характеризует в среднем зависи-
 мость между медианным годовым доходом и полученным обра-
 зованием. (Источник табл. 2-2)
 специализацию, скажем, бухгалтерский учет на со-
 циологию.
 Во многих областях науки результаты, получен-
 ные «при прочих равных условиях», могут быть
 проверены с использованием управляемых экспери-
 ментов. Можно непосредственно отследить резуль-
 тат воздействия удобрений на рост кукурузы, на-
 пример, внося различное количество удобрений под
 различные ряды кукурузы на одном и том же поле.
 Некоторые эксперименты применялись и в эконо-
 мике. Например, в 1970 г. департамент здравоохра-
 нения, образования и социальной помощи США
 провел в Денвере и Сиэтле широкомасштабное эк-
 спериментальное исследование воздействия различ-
 ного рода социальных выплат (ориентированных на
 сохранение уровня дохода). Менее дорогостоящий и
 пользующийся растущей популярностью альтерна-
 тивный подход заключается в проведении экспери-
 ментов в студенческих группах, когда в аудитории
 моделируются реальные рыночные ситуации25.
 Большая часть используемой экономистами ин-
 формации не является результатом управляемых эк-
 спериментов. Данные об образовании и доходе,
 представленные на рис 2-5 и 2-7, служат тому хо-
 рошей иллюстрацией. Ясно, что наблюдаемая диф-
 23 По поводу эксперимента о сохранении уровня дохода см: Gary Burtless
 and Robert H. Haveman, Policy Lessons from Three Labor Market
 Experiments , Brookings Institution Reprint #410, 1985. Эксперименты
 со студентами обсуждаются к Vernon L Smith, «Experimental Econo-
 mics: Induced Value Theory», American Economic Review, May 1976.
 36 Часть 1: Введение
 ференниация доходов обусловлена не только разли-
 чиями в уровнях образования. Выпускники коллед-
 жа отличаются от тех, кто не завершил высшее об-
 разование, и многими другими параметрами: они в
 среднем имели более высокие баллы по Scholastic
 Aptitude Test (SAT), получали лучшие оценки в
 средней школе и имели более обеспеченных родите-
 лей. Соответственно мы не можем заключить на
 основе имеющихся данных, что лица, продолжаю-
 щие обучение в течение еще одного года, после

<< Пред.           стр. 19 (из 272)           След. >>

Список литературы по разделу