<< Пред. стр. 217 (из 272) След. >>
ние уровня жизни требует повышения производи-тельности труда — выпуска продукции на душу на-
селения. Как может государственная политика, на-
правленная на регулирование предложения в эконо-
мике, достичь этого? Полемика по этому вопросу
сосредоточена на том, как поощрять инвестиции,
чтобы увеличить основной капитал и найти пути
ускорения научно-технического прогресса. Несмот-
ря на положительный вклад в экономический рост
более высокого уровня образования, больший упор
делается на инвестиции в физический капитал, чем
в человеческий.
Роль капитала
Каков вклад основного капитала в ускорение тем-
пов роста объема производства? Исследования нор-
мы отдачи на капитал в Соединенных Штатах пока-
зывают, что для экономики в целом она равна при-
близительно 12%. Это означает, что один доллар, ин-
вестированный сегодня, будет приносить ежегодную
прибыль в размере 12 центов (учитывая поправку
на инфляцию) в последующие годы. Или, что то же
самое, если к основному капиталу добавляется 1%
объема ВНП, то выпуск продукции в следующем го-
ду должен быть выше на 0,12% ВНП. Чтобы увели-
чить темп роста выпуска продукции примерно на
0,5%, необходимо увеличить инвестиции на 4%
ВНП (так как 4 X 0,12 = 0,48).
Поскольку с 1973 г. темп роста в Соединенных
Штатах снижался каждый год на 1,5%, кажется, что
для улучшения ситуации и возвращения к лучшим
показателям экономического роста 60-х годов мно-
гое в принципе могли бы сделать инвестиции. Но
сейчас инвестиции в заводы и оборудование состав-
ляют примерно 10-12% ВНП. Увеличение ВНП на
4% приведет к росту инвестирования до 14-16%
ВНП, т. е. сумма инвестиций возрастет на 40% Это
очень большое увеличение, и его будет чрезвычайно
трудно достичь, так как оно означает существенное
сокращение размеров потребления.
В силу этого цель инвестирования носит неодноз-
начный характер. Потребуется большой объем ин-
вестиций, чтобы ускорить темпы экономического
роста Это, конечно, не означает, что политика сти-
мулирования инвестиций выбрана неправильно или
что она не способствует ускорению экономического
роста Это скорее свидетельствует о том, что роль
инвестиций не следует преувеличивать. Увеличение
инвестирования действительно ускорит экономиче-
ский рост, но ожидаемое ускорение чуда не сотво-
рит.
Стимулирование научно-техническою
прогресса
Если столь большая доля экономического роста зави-
сит от причин, не связанных с ростом капитала и
труда, и если норма отдачи от инвестиций в НИОКР
является такой высокой, то можно ли заметно уве-
личить экономический рост путем стимулирования
новых научно-технических знаний и нововведений?
Будут ли государственные программы, нацеленные
на стимулирование научных исследований и разра-
668 Часть 7: Совокупное предложение и экономический рост
Окно 35-1. Меры по увеличению производительности
В 1981 г. бюджетное управление Конгресса
(Congressional Budget Office) предложило следующий
комплекс мер, направленных на повышение производи-
тельности.
Модифицировать налоговое закононодательство
с целью поощрения сбережений и инвестиций:
освободить сбережения от подоходного налога;
предложить налоговую скидку на инвестиции;
увеличить начисления на амортизацию капита-
ла.
Изменить государственное регулирование с
целью минимизации его отрицательных послед-
ствий для производительности: чтобы достичь
целей, поставленных перед законодательством,
использовать стимулы, а не административные
методы.
Ввести новые показатели, которые стимулирова-
ли бы расходы на НИОКР, распространение со-
временных технологий и улучшение экономиче-
ских условий для небольших высокотехнологич-
ных компаний. Речь идет о налоговых льготах
для расходов на НИОКР, выделении государ-
ственных средств на фундаментальные научные
исследования и о мероприятиях, способных об-
легчить небольшим фирмам, планирующим
применение новой технологии, получение де-
нежных кредитов, чтобы начать свое дело и
удержаться на плаву.
Модифицировать федеральную политику, с тем
чтобы способствовать повышению квалифика-
ции и адаптации работников: обеспечить больше
возможностей для переподготовки тех, кто теря-
ет работу; заменить программы, предусматрива-
ющие предоставление рабочих мест, не требую-
щих квалификации, программами профессио-
нальной подготовки.
Поощрять развитие отраслей промышленности
с высокой производительностью.
Все эти изменения могут стимулировать экономический
рост, хотя не все они одинаково перспективны. Мы уже
говорили, что поощрение инвестиций, вероятно, имеет
относительно низкую отдачу, и неясно, каков эффектив-
ный способ осуществления последних двух пунктов при-
веденного выше списка.
Хотя эта программа была предложена еще в 1981 г,
она почти не была выполнена. Но если бы Федеральное
правительство решило сделать экономический рост вы-
сокоприоритетным направлением, то были бы необходи-
мы действия, подобные предложенным выше
Примечание. Более подробную информацию ели Congressional
Budget Office, The Productivity Problem: Alternatives for Action,
Congress of the United States, Washington, D.C, January 1981.
боток, обязательно иметь значительную отдачу? В
окне 35-1 показаны различные пути увеличения
производительности.
Здесь возможны два разных варианта политики.
Первый состоит в том, чтобы свести к минимуму
созданные государством препятствия экономическо-
му росту, например возросшее в 70-е годы регули-
рование. Зачастую определенная форма регулирова-
ния идет вразрез с оценкой по методу сопоставле-
ния издержек и выгод Например, вместо того что-
бы вводить абсолютные стандарты для контроля за
загрязнением для всех заводов, лучше назначать
фирмам цену за количество выбросов загрязняющих
веществ17. В этом случае фирмы, для которых сокра-
щение загрязнения обойдется наиболее дешево,
уменьшат его в большей степени, чем фирмы, для
которых контроль за загрязнением слишком дорог.
Тогда заданного сокращения загрязнения можно
было бы достичь более эффективным путем, чем в
том случае, когда все фирмы должны соблюдать
одинаковые стандарты. Во многих других случаях
государство могло бы отменить постановления, ко-
торые замедляют экономический рост.
17 Эффективные методы контроля за загрязнением окружающей среды
обсуждались в гл. 13.
Второй подход состоит в том, что государство ак-
тивно поощряет расходы на НИОКР — инвестиции
в новые знания. Это можно делать с помощью со-
ответствующего налогового режима. В прошлом го-
сударство предоставляло особые скидки с подоход-
ного налога (льготы) фирмам, инвестирующим в
физический капитал. Некоторые утверждали, что
эта политика должна применяться к инвестициям в
науку — т. е. к затратам на НИОКР. Чем в большей
степени расходы на НИОКР снижают сумму нало-
гов, выплачиваемых фирмой, тем больше у нее сти-
мулов делать вложения в НИОКР.
Мы уже отмечали, что доход фирм от инвести-
ций в НИОКР в среднем высок Почему же тогда
возникает необходимость в государственной под-
держке? Она возникает потому, что инвестирую-
щим фирмам бывает трудно защитить открытия,
которые делаются в ходе научно-исследовательских
работ, и, следовательно, собрать плоды своих инве-
стиций. При этом наибольшие трудности возника-
ют в области фундаментальных исследований, кото-
рые не имеют немедленного применения, а не в об-
ласти прикладных исследований, что указывает на
несомненную необходимость государственных суб-
сидий для фундаментальных исследований. Трудно-
Глава 35: Экономический рост 669
ста, с которыми сталкивается фирма при получении
доходов от вложений в НИОКР, и конфликт между
ее интересами и желательностью широкого исполь-
зования новых знаний, раз они появились, вызыва-
ют необходимость некоторой государственной под-
держки НИОКР, возможно, даже большей, чем та,
которая существует сегодня.
Какой экономический рост можно ожидать от
увеличения расходов на НИОКР? Предположим,
что норма прибыли на такие расходы равна 30%, а
доля ВНП, идущая на НИОКР, удваивается с при-
мерно 2%, которые она составляет сейчас, до 4%. В
результате ВНП увеличится на 0,6% (30% от 2%),
что весьма существенно. Однако потребуется дли-
тельное время, чтобы увеличить число ученых, ин-
женеров и других исследователей, работающих в об-
ласти НИОКР, не связанных с военными нуждами,
даже если исследования оборонного значения будут
существенно сокращены.
Таким образом, увеличение расходов на НИОКР
будет ускорять темпы роста ВНП по мере увеличе-
ния инвестирования. Но чтобы увеличить темпы
роста ВНП на 1,5%, т. е. на величину уменьшения
темпов роста в период между 1960-1973 гг. и
1973-1985 гг., потребуется значительное увеличение
доли ВНП, направляемой на инвестиции в НИОКР.
? В долгосрочной перспективе рост уровня жизни
зависит от объема инвестиций и роста производи-
тельности. Каких темпов экономического роста
можно ожидать к концу столетия? Вероятно, темп
прироста реального ВНП будет где-то между исто-
рически сложившимся среднегодовым темпом и
скромным показателем для 1973-1985 гг. Некоторые
причины этого замедления экономического роста
уже изменили свой характер на противоположный.
В последние годы степень государственного регули-
рования несколько уменьшилась. Возрастает средняя
квалификация рабочей силы. Цены на энергоносите-
ли снижаются. Экономическая политика может вер-
нуться к ориентации на экономический рост с упо-
ром на стимулирование инвестиций в НИОКР, а
также на сокращение регулирования. Но поскольку
главной причиной быстрого экономического роста
является научно-технический прогресс, который по
своей природе труден для прогнозирования, мы не
можем точно сказать, вернемся ли мы к быстрым
темпам экономического роста 60-х годов.
Резюме
Уровень жизни в промышленно развитых странах за
последние 100 лет быстро и существенно возрос В Со-
единенных Штатах ВВП на душу населения с 1870 г.
увеличился в 8 раз; в Японии доходы на душу населе-
ния повысились в 21 раз. Совокупный ВВП Соединен-
ных Штатов за тот же период вырос в 50 раз.
Высокие темпы роста доходов на душу населения, на-
блюдаемые за последние 100 лет, не могли сохранять^
ся очень долго по историческим меркам. Они связаны
со структурным сдвигом от сельскохозяйственного к
промышленному производству.
Рост ВВП на душу населения в Соединенных Штатах,
вероятно, дает слишком радужную картину роста
уровня жизни в историческом аспекте. Долгосрочные
сопоставления уровней жизни связаны с трудностями
из-за появления новых продуктов. И нет оснований
считать, что счастье пропорционально потреблению
материальных благ и услуг.
Процесс экономического роста включает изменения в
потенциальном выпуске продукции, которые лучше
всего понимаются с точки зрения производственной
функции. Рост уровня потенциального выпуска про-
дукции определяется увеличением количества вводи-
мых факторов производства, а также совершенствова-
нием научно-технических знаний.
Вводимые в производство факторы включают капитал,
труд, землю и сырье. Основной капитал состоит из
фабрик и оборудования, домов и товарно-материаль-
ных запасов. Рост человеческого капитала — квалифи-
кации и знаний работников — улучшает качество вво-
димого труда.
Экономисты-классики, особенно Мальтус, опасались,
что экономический рост будет ограничен фиксирован-
ным предложением земли. Мальтус полагал, что коли-
чество продуктов питания на душу населения будет
уменьшаться вследствие роста населения и в результа-
те убывающего дохода от труда при производстве
продуктов питания. Человечество будет приговорено
жить на грани голода. Научно-технический прогресс в
сельском хозяйстве и промышленности позволил про-
мышленно развитым странам избежать этой ловушки.
Научно-технические знания частично отражены в
книгах, журналах и т. д, а частично воплощены в но-
вых средствах производства и квалификации рабочей
силы. Научно-технический прогресс имеет место в ре-
зультате получения новых знаний и нововведений, рас-
ширяющих применение уже существующих знаний.
Изобретения и нововведения в значительной степени
вызываются желанием получить прибыль. Научные ис-
следования и разработки финансируются фирмами и
государством. В Соединенных Штатах примерно 2,6%
ВНП направляется на финансирование НИОКР; около
половины этих средств выделяется государством. Боль-
шая часть государственных расходов на НИОКР идет
на оборону. На научные исследования и разработки в
Соединенных Штатах направляется примерно та же
доля ВНП, что и в других промышленно развитых
странах. Норма прибыли от расходов на НИОКР оце-
нивается как очень высокая.
В США за большие промежутки времени большая
6. 670 Часть 7: Совокупное предложение и экономический рост
часть увеличения выпуска продукции в расчете на еди-
ницу затрат является результатом научно-технического
прогресса. Значительная доля роста производительно-
сти обусловливается также увеличением основного ка-
питала, приходящегося на одного работника.
В период 1960-1973 гг. рост производительности в Со-
единенных Штатах и других промышленно развитых
странах был по историческим меркам исключительно
высоким. С тех пор темп роста производительности
значительно замедлился.
Гипотеза конвергенции утверждает, что с течением
времени уровни жизни в разных странах имеют тен-
денцию к сближению. Бедные страны развиваются бо-
лее высокими темпами, пока не догонят лидеров. Но
этот исход не является неизбежным. Богатые страны
могут оказаться позади, а некоторым бедным странам
никогда не удастся включиться в этот процесс
В политике, направленной на ускорение роста произ-
водительности, упор делается на расширение инвести-
ций в физический капитал и стимулирование научно-
технического прогресса путем увеличения расходов на
НИОКР. Налоги и субсидии меняют стимулы и для
инвестирования, и для НИОКР. Потребуются поисти-
не героические усилия, чтобы компенсировать общее