<< Пред.           стр. 217 (из 272)           След. >>

Список литературы по разделу

 ние уровня жизни требует повышения производи-
 тельности труда — выпуска продукции на душу на-
 селения. Как может государственная политика, на-
 правленная на регулирование предложения в эконо-
 мике, достичь этого? Полемика по этому вопросу
 сосредоточена на том, как поощрять инвестиции,
 чтобы увеличить основной капитал и найти пути
 ускорения научно-технического прогресса. Несмот-
 ря на положительный вклад в экономический рост
 более высокого уровня образования, больший упор
 делается на инвестиции в физический капитал, чем
 в человеческий.
 Роль капитала
 Каков вклад основного капитала в ускорение тем-
 пов роста объема производства? Исследования нор-
 мы отдачи на капитал в Соединенных Штатах пока-
 зывают, что для экономики в целом она равна при-
 близительно 12%. Это означает, что один доллар, ин-
 вестированный сегодня, будет приносить ежегодную
 прибыль в размере 12 центов (учитывая поправку
 на инфляцию) в последующие годы. Или, что то же
 самое, если к основному капиталу добавляется 1%
 объема ВНП, то выпуск продукции в следующем го-
 ду должен быть выше на 0,12% ВНП. Чтобы увели-
 чить темп роста выпуска продукции примерно на
 0,5%, необходимо увеличить инвестиции на 4%
 ВНП (так как 4 X 0,12 = 0,48).
 Поскольку с 1973 г. темп роста в Соединенных
 Штатах снижался каждый год на 1,5%, кажется, что
 для улучшения ситуации и возвращения к лучшим
 показателям экономического роста 60-х годов мно-
 гое в принципе могли бы сделать инвестиции. Но
 сейчас инвестиции в заводы и оборудование состав-
 ляют примерно 10-12% ВНП. Увеличение ВНП на
 4% приведет к росту инвестирования до 14-16%
 ВНП, т. е. сумма инвестиций возрастет на 40% Это
 очень большое увеличение, и его будет чрезвычайно
 трудно достичь, так как оно означает существенное
 сокращение размеров потребления.
 В силу этого цель инвестирования носит неодноз-
 начный характер. Потребуется большой объем ин-
 вестиций, чтобы ускорить темпы экономического
 роста Это, конечно, не означает, что политика сти-
 мулирования инвестиций выбрана неправильно или
 что она не способствует ускорению экономического
 роста Это скорее свидетельствует о том, что роль
 инвестиций не следует преувеличивать. Увеличение
 инвестирования действительно ускорит экономиче-
 ский рост, но ожидаемое ускорение чуда не сотво-
 рит.
 Стимулирование научно-техническою
 прогресса
 Если столь большая доля экономического роста зави-
 сит от причин, не связанных с ростом капитала и
 труда, и если норма отдачи от инвестиций в НИОКР
 является такой высокой, то можно ли заметно уве-
 личить экономический рост путем стимулирования
 новых научно-технических знаний и нововведений?
 Будут ли государственные программы, нацеленные
 на стимулирование научных исследований и разра-
 668 Часть 7: Совокупное предложение и экономический рост
 Окно 35-1. Меры по увеличению производительности
 В 1981 г. бюджетное управление Конгресса
 (Congressional Budget Office) предложило следующий
 комплекс мер, направленных на повышение производи-
 тельности.
 Модифицировать налоговое закононодательство
 с целью поощрения сбережений и инвестиций:
 освободить сбережения от подоходного налога;
 предложить налоговую скидку на инвестиции;
 увеличить начисления на амортизацию капита-
 ла.
 Изменить государственное регулирование с
 целью минимизации его отрицательных послед-
 ствий для производительности: чтобы достичь
 целей, поставленных перед законодательством,
 использовать стимулы, а не административные
 методы.
 Ввести новые показатели, которые стимулирова-
 ли бы расходы на НИОКР, распространение со-
 временных технологий и улучшение экономиче-
 ских условий для небольших высокотехнологич-
 ных компаний. Речь идет о налоговых льготах
 для расходов на НИОКР, выделении государ-
 ственных средств на фундаментальные научные
 исследования и о мероприятиях, способных об-
 легчить небольшим фирмам, планирующим
 применение новой технологии, получение де-
 нежных кредитов, чтобы начать свое дело и
 удержаться на плаву.
 Модифицировать федеральную политику, с тем
 чтобы способствовать повышению квалифика-
 ции и адаптации работников: обеспечить больше
 возможностей для переподготовки тех, кто теря-
 ет работу; заменить программы, предусматрива-
 ющие предоставление рабочих мест, не требую-
 щих квалификации, программами профессио-
 нальной подготовки.
 Поощрять развитие отраслей промышленности
 с высокой производительностью.
 Все эти изменения могут стимулировать экономический
 рост, хотя не все они одинаково перспективны. Мы уже
 говорили, что поощрение инвестиций, вероятно, имеет
 относительно низкую отдачу, и неясно, каков эффектив-
 ный способ осуществления последних двух пунктов при-
 веденного выше списка.
 Хотя эта программа была предложена еще в 1981 г,
 она почти не была выполнена. Но если бы Федеральное
 правительство решило сделать экономический рост вы-
 сокоприоритетным направлением, то были бы необходи-
 мы действия, подобные предложенным выше
 Примечание. Более подробную информацию ели Congressional
 Budget Office, The Productivity Problem: Alternatives for Action,
 Congress of the United States, Washington, D.C, January 1981.
 
 боток, обязательно иметь значительную отдачу? В
 окне 35-1 показаны различные пути увеличения
 производительности.
 Здесь возможны два разных варианта политики.
 Первый состоит в том, чтобы свести к минимуму
 созданные государством препятствия экономическо-
 му росту, например возросшее в 70-е годы регули-
 рование. Зачастую определенная форма регулирова-
 ния идет вразрез с оценкой по методу сопоставле-
 ния издержек и выгод Например, вместо того что-
 бы вводить абсолютные стандарты для контроля за
 загрязнением для всех заводов, лучше назначать
 фирмам цену за количество выбросов загрязняющих
 веществ17. В этом случае фирмы, для которых сокра-
 щение загрязнения обойдется наиболее дешево,
 уменьшат его в большей степени, чем фирмы, для
 которых контроль за загрязнением слишком дорог.
 Тогда заданного сокращения загрязнения можно
 было бы достичь более эффективным путем, чем в
 том случае, когда все фирмы должны соблюдать
 одинаковые стандарты. Во многих других случаях
 государство могло бы отменить постановления, ко-
 торые замедляют экономический рост.
 17 Эффективные методы контроля за загрязнением окружающей среды
 обсуждались в гл. 13.
 Второй подход состоит в том, что государство ак-
 тивно поощряет расходы на НИОКР — инвестиции
 в новые знания. Это можно делать с помощью со-
 ответствующего налогового режима. В прошлом го-
 сударство предоставляло особые скидки с подоход-
 ного налога (льготы) фирмам, инвестирующим в
 физический капитал. Некоторые утверждали, что
 эта политика должна применяться к инвестициям в
 науку — т. е. к затратам на НИОКР. Чем в большей
 степени расходы на НИОКР снижают сумму нало-
 гов, выплачиваемых фирмой, тем больше у нее сти-
 мулов делать вложения в НИОКР.
 Мы уже отмечали, что доход фирм от инвести-
 ций в НИОКР в среднем высок Почему же тогда
 возникает необходимость в государственной под-
 держке? Она возникает потому, что инвестирую-
 щим фирмам бывает трудно защитить открытия,
 которые делаются в ходе научно-исследовательских
 работ, и, следовательно, собрать плоды своих инве-
 стиций. При этом наибольшие трудности возника-
 ют в области фундаментальных исследований, кото-
 рые не имеют немедленного применения, а не в об-
 ласти прикладных исследований, что указывает на
 несомненную необходимость государственных суб-
 сидий для фундаментальных исследований. Трудно-
 Глава 35: Экономический рост 669
 ста, с которыми сталкивается фирма при получении
 доходов от вложений в НИОКР, и конфликт между
 ее интересами и желательностью широкого исполь-
 зования новых знаний, раз они появились, вызыва-
 ют необходимость некоторой государственной под-
 держки НИОКР, возможно, даже большей, чем та,
 которая существует сегодня.
 Какой экономический рост можно ожидать от
 увеличения расходов на НИОКР? Предположим,
 что норма прибыли на такие расходы равна 30%, а
 доля ВНП, идущая на НИОКР, удваивается с при-
 мерно 2%, которые она составляет сейчас, до 4%. В
 результате ВНП увеличится на 0,6% (30% от 2%),
 что весьма существенно. Однако потребуется дли-
 тельное время, чтобы увеличить число ученых, ин-
 женеров и других исследователей, работающих в об-
 ласти НИОКР, не связанных с военными нуждами,
 даже если исследования оборонного значения будут
 существенно сокращены.
 Таким образом, увеличение расходов на НИОКР
 будет ускорять темпы роста ВНП по мере увеличе-
 ния инвестирования. Но чтобы увеличить темпы
 роста ВНП на 1,5%, т. е. на величину уменьшения
 темпов роста в период между 1960-1973 гг. и
 1973-1985 гг., потребуется значительное увеличение
 доли ВНП, направляемой на инвестиции в НИОКР.
 ? В долгосрочной перспективе рост уровня жизни
 зависит от объема инвестиций и роста производи-
 тельности. Каких темпов экономического роста
 можно ожидать к концу столетия? Вероятно, темп
 прироста реального ВНП будет где-то между исто-
 рически сложившимся среднегодовым темпом и
 скромным показателем для 1973-1985 гг. Некоторые
 причины этого замедления экономического роста
 уже изменили свой характер на противоположный.
 В последние годы степень государственного регули-
 рования несколько уменьшилась. Возрастает средняя
 квалификация рабочей силы. Цены на энергоносите-
 ли снижаются. Экономическая политика может вер-
 нуться к ориентации на экономический рост с упо-
 ром на стимулирование инвестиций в НИОКР, а
 также на сокращение регулирования. Но поскольку
 главной причиной быстрого экономического роста
 является научно-технический прогресс, который по
 своей природе труден для прогнозирования, мы не
 можем точно сказать, вернемся ли мы к быстрым
 темпам экономического роста 60-х годов.
 
 Резюме
 Уровень жизни в промышленно развитых странах за
 последние 100 лет быстро и существенно возрос В Со-
 единенных Штатах ВВП на душу населения с 1870 г.
 увеличился в 8 раз; в Японии доходы на душу населе-
 ния повысились в 21 раз. Совокупный ВВП Соединен-
 ных Штатов за тот же период вырос в 50 раз.
 Высокие темпы роста доходов на душу населения, на-
 блюдаемые за последние 100 лет, не могли сохранять^
 ся очень долго по историческим меркам. Они связаны
 со структурным сдвигом от сельскохозяйственного к
 промышленному производству.
 Рост ВВП на душу населения в Соединенных Штатах,
 вероятно, дает слишком радужную картину роста
 уровня жизни в историческом аспекте. Долгосрочные
 сопоставления уровней жизни связаны с трудностями
 из-за появления новых продуктов. И нет оснований
 считать, что счастье пропорционально потреблению
 материальных благ и услуг.
 Процесс экономического роста включает изменения в
 потенциальном выпуске продукции, которые лучше
 всего понимаются с точки зрения производственной
 функции. Рост уровня потенциального выпуска про-
 дукции определяется увеличением количества вводи-
 мых факторов производства, а также совершенствова-
 нием научно-технических знаний.
 Вводимые в производство факторы включают капитал,
 труд, землю и сырье. Основной капитал состоит из
 фабрик и оборудования, домов и товарно-материаль-
 ных запасов. Рост человеческого капитала — квалифи-
 кации и знаний работников — улучшает качество вво-
 димого труда.
 Экономисты-классики, особенно Мальтус, опасались,
 что экономический рост будет ограничен фиксирован-
 ным предложением земли. Мальтус полагал, что коли-
 чество продуктов питания на душу населения будет
 уменьшаться вследствие роста населения и в результа-
 те убывающего дохода от труда при производстве
 продуктов питания. Человечество будет приговорено
 жить на грани голода. Научно-технический прогресс в
 сельском хозяйстве и промышленности позволил про-
 мышленно развитым странам избежать этой ловушки.
 Научно-технические знания частично отражены в
 книгах, журналах и т. д, а частично воплощены в но-
 вых средствах производства и квалификации рабочей
 силы. Научно-технический прогресс имеет место в ре-
 зультате получения новых знаний и нововведений, рас-
 ширяющих применение уже существующих знаний.
 Изобретения и нововведения в значительной степени
 вызываются желанием получить прибыль. Научные ис-
 следования и разработки финансируются фирмами и
 государством. В Соединенных Штатах примерно 2,6%
 ВНП направляется на финансирование НИОКР; около
 половины этих средств выделяется государством. Боль-
 шая часть государственных расходов на НИОКР идет
 на оборону. На научные исследования и разработки в
 Соединенных Штатах направляется примерно та же
 доля ВНП, что и в других промышленно развитых
 странах. Норма прибыли от расходов на НИОКР оце-
 нивается как очень высокая.
 В США за большие промежутки времени большая
 6. 670 Часть 7: Совокупное предложение и экономический рост
 часть увеличения выпуска продукции в расчете на еди-
 ницу затрат является результатом научно-технического
 прогресса. Значительная доля роста производительно-
 сти обусловливается также увеличением основного ка-
 питала, приходящегося на одного работника.
 В период 1960-1973 гг. рост производительности в Со-
 единенных Штатах и других промышленно развитых
 странах был по историческим меркам исключительно
 высоким. С тех пор темп роста производительности
 значительно замедлился.
 Гипотеза конвергенции утверждает, что с течением
 времени уровни жизни в разных странах имеют тен-
 денцию к сближению. Бедные страны развиваются бо-
 лее высокими темпами, пока не догонят лидеров. Но
 этот исход не является неизбежным. Богатые страны
 могут оказаться позади, а некоторым бедным странам
 никогда не удастся включиться в этот процесс
 В политике, направленной на ускорение роста произ-
 водительности, упор делается на расширение инвести-
 ций в физический капитал и стимулирование научно-
 технического прогресса путем увеличения расходов на
 НИОКР. Налоги и субсидии меняют стимулы и для
 инвестирования, и для НИОКР. Потребуются поисти-
 не героические усилия, чтобы компенсировать общее

<< Пред.           стр. 217 (из 272)           След. >>

Список литературы по разделу