<< Пред.           стр. 228 (из 272)           След. >>

Список литературы по разделу

 того, чтобы стать конкурентоспособными, и по этой
 причине всегда будет трудно отменить тарифы или
 субсидии, раз они уже введены. Когда отрасли уже
 основаны, неважно, являются ли они конкурентос-
 пособными или нет; уменьшение протекционизма в
 их пользу приведет к потере рабочих мест, на что
 политики соглашаются с неохотой. Поэтому выбор
 субсидии или тарифа для защиты нарождающихся
 отраслей очень непрост. Теория заманчива, но прак-
 тический опыт часто более суров.
 ДОХОДЫ. В XVIII в. большую часть государствен-
 ных доходов составляли тарифы, потому что их лег-
 ко было взимать в портах, через которые импорти-
 ровались товары. В то время тарифы были эффек-
 тивным способом увеличения государственных дохо-
 дов. Действительно, даже сегодня в странах, где ад-
 министративная система развита слабо, тарифы мо-
 гут быть хорошим способом увеличения поступле-
 ний. Но в современной экономике с развитыми ад-
 министративными системами и учетом мало что
 можно сказать в пользу тарифа как эффективного
 метода увеличения поступлений. Общий налог с
 продаж по всем продаваемым товарам взимать не
 труднее, чем налог с импорта. А такие общие нало-
 ги являются гораздо более эффективными, чем уве-
 личение поступлений посредством введения тарифа.
 Дешевый иностранный труд
 Часто утверждают, что отечественные производите-
 ли нуждаются в защите, потому что иностранные
 государства используют дешевый труд. Но этот аргу-
 мент является поверхностным. Во-первых, иност-
 702 Часть 8: Мировая экономика
 ранныи труд является дешевым в расчете на час ра-
 бочего времени. Но обычно это связано с тем, что
 он менее продуктивен. Чтобы произвести 1 единицу
 импортного товара, вероятно, иностранного труда
 требуется больше, чем отечественного. Следователь-
 но, стоимость иностранного труда в расчете на еди-
 ницу выпускаемой продукции может и не быть ни-
 же стоимости труда в отечественном производстве.
 Но в спорах о величине издержек на иностран-
 ный труд упускают из виду, что главная причина су-
 ществования торговли состоит в различиях между
 странами, имеющими разную степень обеспеченно-
 сти факторами производства. Торговля — это спо-
 соб использовать в своих интересах производствен-
 ные преимущества и преимущества в обеспеченно-
 сти факторами производства посредством экспорта
 товаров, которые мы можем производить относи-
 тельно дешевле, а затем использовать наш экспорт
 для покупки тех товаров, которые иностранные го-
 сударства могут производить относительно дешевле
 Некоторые зарубежные страны располагают боль-
 шим количеством рабочей силы, и труд там более
 дешев, или они располагают большим количеством
 дешевого сырья. Мы можем выиграть от этого, по-
 зволяя им производить те товары, в которых они
 имеют сравнительное преимущество. Если мы не
 будем импортировать их товары, то не сможем эк-
 спортировать свои, в производстве которых мы
 имеем сравнительное преимущество и, таким обра-
 зом, не получим выигрыш от торговли.
 Проблема состоит не в том, что иностранный
 труд несправедливо дешев, а в том, что некоторая
 доля отечественного труда используется в производ-
 стве товаров, которые следует делать за границей.
 Если отечественная отрасль потеряла сравнительное
 преимущество, то она должна быть свернута. В этом
 случае ее работникам может быть предоставлена
 помощь, чтобы перейти в другие отрасли или перее-
 хать в другие регионы. Действительно, Соединенные
 Штаты предоставляют помощь работникам отрас-
 лей, страдающих от иностранной конкуренции, что-
 бы те приспособились к изменившимся условиям.
 Такая помощь обходится обществу в целом гораздо
 дешевле, чем тарифный протекционизм.
 Иностранные субсидии и демпинг
 Иностранные государства иногда субсидируют своих
 производителей, которые при наличии субсидии мо-
 гут экспортировать свои товары по более низким
 ценам Отечественные производители вполне резон-
 но заявляют, что это несправедливо, потому что
 иностранное государство предоставило своим фир-
 мам преимущества. Но должны ли мы противиться
 подобной практике?
 Если иностранные государства постоянно предо-
 ставляют субсидии и можно предполагать, что это
 будет продолжаться, то мы должны воспользоваться
 преимуществами возникшего положения. Если некое
 иностранное государство хочет сделать более дешевы-
 ми наши покупки телевизоров или мячей для гольфа
 — это прекрасно! В таком случае против этой субси-
 дии возражений нет, хотя, возможно, появляются
 основания для соответствующей помощи отечествен-
 ным работникам, которые от этого пострадают.
 Однако на практике часто оказывается, что субси-
 дии предоставляются временно. С их помощью ино-
 странные государства пытаются выручить произво-
 дителей, испытывающих временные трудности. В
 этом случае есть основание для введения некоторых
 ограничений, например таможенной пошлины. Со-
 ответствующая таможенная пошлина будет компен-
 сировать иностранную субсидию, нейтрализуя таким
 образом ее влияние на цены, с которыми сталкива-
 ются потребители. В противном случае (если не вво-
 дить налог), поскольку цены субсидируемых импорт-
 ных товаров падают, отечественным производителям
 вначале приходится сокращать производство, когда
 поступают эти дешевые товары, а затем снова нара-
 щивать выпуск, когда субсидии снимаются. Если суб-
 сидии временные, то они могут подорвать отечест-
 венную промышленность — и тогда экономически
 может быть оправдано введение ограничений.
 Вопрос о субсидиях тесно связан с понятием
 демпинга.
 О Демпинг имеет место, когда фирмы про-
 дают товар за границей по цене ниже его се-
 бестоимости.
 Демпинг обычно происходит во время экономиче-
 ских спадов, когда отрасль не хочет сокращать про-
 изводство, но продать весь товар в своей стране не
 может. Тогда отрасль обращается к иностранным
 рынкам, подрывая производство за рубежом, чтобы
 стабилизировать свое собственное.
 На демпинг не стоит рассчитывать, потому что он
 всегда явление временное. Если бы иностранцы по-
 стоянно продавали товары по ценам ниже себестои-
 мости, то мы должны были бы гореть желанием им-
 портировать их продукцию. Но частная фирма не
 может позволить себе продавать по цене ниже себе-
 стоимости в течение длительного времени. Законы
 США предусматривают введение антидемпинговых
 таможенных пошлин, чтобы не допустить подрыва
 американской промышленности. Более подробная
 информация об этом приводится в окне 37-1.
 Использование власти над национальным
 рынком
 Самый сильный аргумент в пользу введения тари-
 фов основан на использовании власти государства на
 г
 Глапа 37: Выгоды международной торговли и связанные с ней проблемы 703
 Окно 37-1. Как Соединенные Штаты решают проблемы торговли
 Американское торговое законодательство предусматри-
 вает принятие мер в двух широко трактуемых случаях: в
 случае недобросовестной торговли со стороны иностран-
 цев и в случае добросовестной, но обременительной
 торговли.
 11едобросопестная торговля со стороны
 иностранцев
 Hs правительство США возложена обязанность вмеши-
 ваться, когда иностранные экспортеры получают доступ
 на американский рынок путем недобросовестных дей-
 ствий или нечестно полученных преимуществ. Главными
 примерами являются: иностранный демпинг, иностран-
 ные субсидии экспорту и несоблюдение иностранцами
 американских торговых знаков или патентов. Усилия по
 выявлению неправомерных действий могут иницииро-
 вать частные компании, которым иностранный экспорт
 наносит ущерб. Если претензии подтверждаются, то пра-
 вительство США вводит компенсационные меры. В слу-
 чаях демпинга или иностранных субсидий правительство
 вводит антидемпинговые, или «компенсационные», тамо-
 женные пошлины, которые компенсируют недобросове-
 стно полученные иностранными поставщиками преиму-
 щества, и дает возможность отечественным фирмам кон-
 курировать на «ровном игровом поле».
 Право принимать защитные меры от иностранной
 «недобросовестной, необоснованной или дискриминаци-
 онной» деятельности дает правительству США широкие
 возможности вводить ограничения на экспорт иностран-
 ных товаров в Соединенные Штаты, когда обнаружива-
 ется, что страны — производители этих товаров
 ограничивают импорт американских товаров на свои
 внутренние рынки. Например, ограничение Бразилией
 доступа иностранных компаний на свой компьютерный
 рынок является тем нарушением, которое позволяет
 президенту США ответить тем же, ограничивая доступ
 бразильских товаров на американский рынок.
 Добросовестная, но обременительная торговля
 Президент через торговое законодательство имеет воз-
 можность устанавливать временное ограничение импор-
 та (в законодательстве имеются статьи о «защите своих
 интересов» или «оговорки о возможности отказа») вся-
 кий раз, когда импорт наносит ущерб отечественным от-
 раслям, хотя ввезенные товары проникли на американ-
 ский рынок не в результате преимуществ или недобро-
 совестной торговли. Протекционистские меры в виде
 оговорки о возможности отказа от импорта могут
 применяться всякий раз, когда увеличение импорта на-
 носит серьезный ущерб американской промышленности.
 Ограничение импорта может применяться в одной из
 следующих форм тарифы, квоты или добровольное огра-
 ничение экспорта иностранной стороной.
 За последние 10 лет протекционизм США был весьма
 действенным при выполнении существующих положе-
 ний закона о компенсационных пошлинах, соблюдении
 правил добросовестной торговли и действии оговорки о
 возможности отказа Американские производители заяв-
 ляют, что все эти меры служат всего лишь выравнива-
 нию уровня цен. Иностранные производители утвержда-
 ют, что рынок США для них закрыт.
 
 мировых рынках. Отдельные домашние хозяйства
 или фирмы обычно принимают решения о произ-
 водстве и потреблении в условиях совершенной
 конкуренции, когда цены заданы. Но крупная стра-
 на в целом может столкнуться с убывающим спро-
 сом на некоторую долю ее экспорта или растущим
 предложением некоторой доли ее импорта Кроме
 того, она имеет монопольную власть на рынках эк-
 спорта или власть монопсонии на рынках импорта
 И в том, и в другом случае государство получает
 выигрыш от ограничения торговли посредством со-
 кращения экспорта или лимитирования импорта
 Введение тарифа, сокращающего импорт, снизит
 мировую цену, которую мы платим. Если государ-
 ство в целом имеет власть над рынком, оно может
 эксплуатировать иностранцев, фактически заставляя
 их платить часть тарифа Отметим, однако, что та-
 кой тариф служит только национальным интересам;
 с точки зрения мира в целом он представляет собой
 нерациональное использование ресурсов, точно так
 же как и любое другое использование власти над
 рынком. Кроме того, это может вызвать ответные
 меры в виде повышения тарифов за границей, что
 может даже перечеркнуть национальные выгоды.
 Национальная оборона
 Одним из наиболее старых аргументов в пользу та-
 рифа является следующий: страна может счесть не-
 обходимой защиту отечественных отраслей, произ-
 водящих стратегические материалы, чтобы не стать
 чрезмерно зависимой от иностранных поставок, ко-
 торые в чрезвычайной ситуации или в случае войны
 могут быть прекращены. Этот аргумент имеет под
 собой некоторое основание. Например, страна не
 может полагаться в снабжении боеприпасами на
 своего главного потенциального противника. Тем не
 менее каждый случай следует тщательно анализиро-
 вать: нет ли каких-нибудь других средств, с по-
 мощью которых можно достичь тех же целей
 успешнее, чем введением тарифов.
 Так, часто утверждают, что по стратегическим
 причинам Соединенные Штаты должны защищать
 отечественную нефтяную промышленность, чтобы
 способствовать росту производства нефти и сделать
 4с 47 —Экономика
 704 Часть 8: Мировая экономика
 страну менее уязвимой для иностранного нефтяного
 эмбарго. Но нефть является невозобновляемым ре-
 сурсом, и неизвестно, уменьшают ли Соединенные
 Штаты свою уязвимость для иностранцев в долгос-
 рочной перспективе посредством поощрения произ-
 водства отечественной нефти. Скорее следует поощ-
 рять попытки расширения предложения нефти, ко-
 торая потенциально может быть произведена в слу-
 чае потери доступа к иностранной нефти, субсиди-
 руя, например, разведку и разработку нефтяных
 скважин, но не их фактическое использование.
 7. Другие виды торговой политики
 Тарифы не являются единственной формой торго-
 вой политики. Заслуживают внимания три других
 способа, с помощью которых правительства вторга-
 ются в свободную международную торговлю: квоты,
 нетарифные барьеры и субсидирование экспорта.
 Квоты
 При наличии тарифа импортеры вольны закупать
 любое количество иностранных товаров при усло-
 вии, если они платят таможенную пошлину. Напро-
 тив, при наличии квоты или количественного огра-
 ничения государство ограничивает количество, а
 иногда и стоимость разрешаемого импорта. Таким
 образом, государство может ограничить импорт ав-
 томобилей из Японии 2 млн. единиц или импорт
 обуви из Бразилии 50 тыс. пар7.
 Квоты подобно тарифам ограничивают импорт.
 Вследствие того что в результате предложение това-
 ра сокращается, отечественные цены поднимаются
 выше цен мирового рынка. Квоты имеют два важ-
 ных отличия от тарифов. Одно из них состоит в
 том, что квоты сводят на нет любое влияние иност-
 ранной конкуренции на отечественные цены. Если,
 например, цены мирового рынка падают вследствие
 того, что иностранные фирмы сокращают свои из-
 держки, то при наличии тарифа импорт будет рас-
 ти, а цены внутреннего рынка падать. Но при налит
 чии квоты никакого воздействия на внутренний ры-
 нок не происходит, потому что импорт не может
 увеличиться8.
 Второе отличие состоит в том, что квоты прида-
 7 Лицензии на киоты размещаются одним из двух способов. Государство
 может продать их с аукциона компании, предложившей наивысшую ие-
 ну, и это означает, что такая компания готова заплатить больше всех за
 лицензию. Лицензии могут быть распределены административным спо-
 собом между фирмами, часто на основе последних данных об уровне им-
 порта или в виде политического покровительства. Разрешения на квоты
 имеют большую ценность, потому что они позволяют их владельцам без
 конкуренции покупать на мировом рынке по низкой цене и перепрода-
 вать по высокой цене на защищенном рынке
 8 Однако увеличение разрыва между отечественной и мировой ценами по-
 зволяет получать более высокие прибыли от импорта.

<< Пред.           стр. 228 (из 272)           След. >>

Список литературы по разделу