<< Пред.           стр. 27 (из 272)           След. >>

Список литературы по разделу

 средства и
 автотрассы 0,4 1,6 1,4 3,4
 Полиция ОД ОД 1,1 1,5
 Социальное
 обеспечение,
 пособия и тл. 20,6 6,6 1,4 28,7
 Процент по долгу 8,0 0,8 1,0 9,8
 Прочие 10Д 3,3 9Д 22,4
 Примечание. Общая сумма всех компонентов может не давать 100,0 из-
 за ошибок округления.
 Источник facts and figures on Government finance, 1986 (Washington,
 DG Tax Foundation Inc.)
 Глава 4: Государство в смешанной экономике 59
 жом; чек социального страхования — это трансфер-
 тный платеж, так же как и пособия по социально-
 му обеспечению и безработице.
 Государственные расходы равны сумме государ-
 ственных покупок товаров и услуг и выплат транс-
 фертов. Таблица 4-1 дает постатейную разбивку го-
 сударственных расходов в Соединенных Штатах.
 Крупными статьями являются расходы на оборону,
 образование, социальное обеспечение и на выплаты
 пособий.
 Облагают налогами
 Государственные органы власти оплачивают приоб-
 ретаемые ими товары и производимые трансферт-
 ные платежи главным образом за счет налогообло-
 жения. (Остальное финансируется за счет займов.) В
 табл. 4-2 приведены основные источники государ-
 ственных доходов (поступлений). Свыше 60% всех
 государственных доходов в Соединенных Штатах
 собирается федеральным правительством и только
 примерно 40% — правительствами штатов и мест-
 ными органами власти. Однако федеральное прави-
 тельство передает крупные суммы правительствам
 штатов и местным органам власти, оставляя себе
 только 54% общей суммы поступлений.
 Наибольшая часть суммарных и федеральных на-
 логовых поступлений обеспечивается за счет личных
 подоходных налогов; вслед за этим идут отчисления
 в фонд социального обеспечения. Налоги на доходы
 корпораций в 1984 г. составляли менее 8% общей
 суммы государственных доходов, однако налоговая
 реформа 1986 г., вероятно, увеличит долю налогов
 на корпорации до более чем 10% совокупного госу-
 дарственного дохода Местные правительства и пра-
 вительства штатов опираются в большой мере на
 общие налоги на продажи (зачастую с исключением
 некоторых категорий товаров типа еды и одежды)
 и налоги на доход от собственности. В целом общая
 сумма налогов составляет около 30% ВНП; это озна-
 чает, что государство в лице федерального прави-
 тельства, правительств штатов и местных органов
 власти изымает почти треть совокупного дохода
 (ВНП) в виде налогов. Микроэкономическая теория
 государственного налогообложения и расходов госу-
 дарства изучается более подробно в гл. 21 и 2Z
 РАСХОДЫ, НАЛОГИ И ДЕФИЦИТ. В 1929 г. рас-
 ходы федерального правительства составляли 3%
 ВНП; в 1985 г. их величина равнялась почти 25%
 ВНП. За тот же период расходы правительств шта-
 тов и местных органов власти увеличились с менее
 9% ВНП до почти 13% ВНП.
 Во всем мире государственные расходы росли
 быстрее, чем ВНП. На рис 4-1 показаны суммарные
 государственные расходы в процентах к ВНП для
 ТАБЛИЦА 4-2. Источники государственных доходов в
 Соединенных Штатах в 1984 г. (в % к чистой сумме
 государственных поступлений)
 Правительства
 штатов и
 федеральное местные Общая
 Источник правительство правительства сумма
 Налоги на доход
 и на собственность
 
 
 Личный подоходный
 налог 27Д 5,7 32,9
 Социальное
 страхование 23Д 3,7 26,9
 Налога на прибыль
 корпораций 6Д 1,7 7,9
 Налога на
 собственность - 8,7 8,7
 Налоги на товары
 Акцизный налог и
 налоги на продажи зд 13Д 16,4
 Таможенные
 пошлины (тарифы) 1,0 - 1,0
 Прочие (включая
 неналоговые
 поступления) 1,3 4,9 6Д
 Общая сумма 62,1 37,9 100,0
 Субсидии федерального
 правительства пра-
 вительствам штатов
 и местным органам
 власти -8Д +8Д
 Источник: Survey of Current business, August 1985.
 Соединенных Штатов и других ведущих стран с раз-
 витой рыночной экономикой (т.е. других стран —
 членов Организации экономического сотрудничества
 и развития, или ОЭСР) начиная с 1964 г.2 Увеличе-
 ние государственных расходов в США происходило
 значительно медленнее, чем в других странах, осо-
 бенно в последние годы, но явный необратимый
 рост в этой сфере имел место во всех странах ОЭСР.
 В последние несколько лет увеличение государ-
 ственных расходов в Соединенных Штатах сопро-
 вождалось резким нарастанием бюджетного дефи-
 цита федерального правительства (расходы минус
 налоги), измеренного в виде доли от ВНП, как это
 показано на рис 4-2. (Рисунок 4-2 показывает пре-
 вышение доходов над расходами, которое со знаком
 2 ОЭСР — это группа из 24 промышленно развитых стран свободною ми-
 ра, штаб-квартира которой находится в Париже. Крупными представи-
 телями (перечисленными в порядке уменьшения размера ВНП) являют-
 ся: Соединенные Штаты, Япония, Германия, Франция, Великобритания,
 Италия, Канада и Австралия.
 60 Часть 1: Введение
 
 РИС. 4-1. Сумма государственных
 расходов в % к ВНП в 1964-1983 гг.
 
 
 минус равно величине дефицита.) И нет достаточ-
 ных оснований для значительного сокращения раз-
 мера дефицита в ближайшем будущем.
 Изображенные на рис 4-1 и 4-2 тенденции вы-
 зывают несколько вопросов. Почему возросли госу-
 дарственные расходы? Является ли этот рост обяза-
 тельно негативным фактом? Сохранится ли он? Бу-
 дет ли сдерживаться рост дефицита? Мы обсудим
 эти вопросы в п. 3, где рассмотрим, как государ-
 ственные органы принимают решения, порождаю-
 щие эти тенденции.
 Предпринимают попытки
 стабилизировать экономику
 Каждая рыночная экономика развивается цикли-
 чески.
 О Экономический цикл (цикл деловой актив-
 ности) складывается из колебаний общего
 объема производства или ВНП, сопровождае-
 мых колебаниями в уровне безработицы и
 темпах инфляции.
 Осуществляя контроль за налогами и государствен-
 ными расходами и реализуя свои компетенции в
 деле контроля за количеством денег в экономике,
 государственные структуры часто пытаются внести
 коррективы в колебания экономического цикла. Фе-
 деральное правительство может сокращать налоги в
 период спада деловой активности в надежде на то,
 что люди увеличат расходы и, таким образом, ВНП
 возрастет. Совет Федеральной резервной системы
 (Fed), контролирующий количество денег, может
 увеличивать их количество более быстрыми темпа-
 РИС. 4-2. Избыток федерального
 бюджета в % к ВНП в 1950-1987 гг.
 
 Глава 4: Государство в смешанной экономике 61
 ми во время спада, с тем чтобы помочь вывести
 экономику из этого состояния. При высокой инфля-
 ции Fed может уменьшить темп роста денежной
 массы с целью уменьшения инфляции.
 С помощью этих рычагов макроэкономической
 политики государство пытается стабилизировать
 экономику, максимально приближая ее к состоя-
 нию полной занятости с низким уровнем инфляции.
 Закон о занятости 1946 г. возложил на федеральное
 правительство правовую ответственность за обеспе-
 чение максимальной занятости, максимального
 уровня производства и максимальной «покупатель-
 ной способности»3. В 6-й и 7-й частях этой книги
 рассматриваются макроэкономические последствия
 правительственной стратегии в современных сме-
 шанных экономиках.
 Воздействуют на распределение ресурсов
 С помощью расходов и налогов государство, конеч-
 но же, играет ведущую роль в распределении ресур-
 сов в экономике. В терминах «что», «как» и «для
 кого» государство выбирает многое из того, что
 производится, — от расходов на оборону и образо-
 вание до поддержки различных видов искусств. Оно
 воздействует на то, как производятся блага, посред-
 ством регулирования и правовой системы. Оно воз-
 действует на то, для кого производятся блага, через
 налоги и трансферты, посредством которых изыма-
 ется доход у одних и передается другим.
 Помимо этих прямых воздействий, государство
 также оказывает косвенное воздействие на распре-
 деление ресурсов через налоги (и субсидии, которые
 прямо противоположны налогам), на цены и уро-
 вень производства на отдельных рынках. Когда пра-
 вительство облагает некий товар, например сигаре-
 ты, налогом, то это в целом уменьшает объем про-
 изводства данного товара; когда оно вводит субси-
 дии на товар, например на молоко, то это в целом
 увеличивает объем производства данного товара
 На рис 4-3 изображены рынок сигарет и влия-
 ние на него 30-центового акцизного налога с пачки4.
 Акцизным налогом облагаются отдельные товары
 или услуги, например табачные изделия, алкоголь-
 ные напитки или дальние телефонные разговоры.
 Цена, которую платят покупатели, откладывается по
 вертикальной оси. Кривая спроса на сигареты D по-
 казывает объем спроса при каждом значении цены,
 которую платят покупатели. S — это кривая
 3 Обеспечение максимальной покупательной способности означает сохра-
 нение темпа инфляции на низком уровне.
 4 федеральным правительством в настоящее время установлен налог в раз-
 мере 16 центов с пачки, а налоги штатов и местные налоги добавляют
 еше сверх этого в среднем IS центов. На эти налоги приходится при-
 мерно Y3 розничной цены сигарет, и их вклад в государственные доходы
 составляет более 9 млрддалл. в год.
 
 РИС. 4-3. Налог поднимает цену и снижает объем произ-
 веденной продукции. На вертикальной оси показана цена, за-
 плаченная покупателями за товар. До введения налога равновесие
 достигается в точке E. Введение налога сдвигает кривую предло-
 жения вверх, так как часть суммы, заплаченной покупателями,
 теперь идет государству. Кривая S смещается вверх в положение
 S' на величину, в точности равную введенному на единицу про-
 дукции налогу. Сумма, заплаченная покупателями, возрастает, а
 сумма, полученная продавцами (в точке А), падает, как и объем
 производства
 предложения до введения каких-либо налогов. Эта
 кривая показывает объем предложения при каждом
 значении цены, которую получают продавцы.
 Теперь предположим, что правительство вводит
 30-центовый налог на сигареты. Покупатели теперь
 будут платить за пачку на 30 центов больше, чем по-
 лучают поставщики, с учетом разницы, идущей госу-
 дарству. Например, если покупатели платят 1 долл.,
 то продавцы получают только 0,7 долл.; оставшиеся
 30 центов идут государству5.
 Кривая спроса показывает количество, которое
 покупатели хотят приобрести при каждой цене, ко-
 торую они платят. Налог не изменяет количество,
 которое покупатели желают приобрести при любой
 данной цене, и это, следовательно, не сдвигает кри-
 вую D. (Вспомните, что показанная на вертикальной
 оси на рис 4-3 цена — это цена, заплаченная поку-
 пателями,)
 5 Говорят, что налог на сигареты представляет собой специфический налог,
 так как уплаченная сумма налога зависит только от количества продан-
 ных сигарет, а не от их цены. Налог в размере 30% доходов продавцов,
 зависящий от цены, представлял бы собой налог на стоимость. Наибо-
 лее известными налогами на стоимость являются налоги на продажи.
 62 Часть 1: Введение
 Но S сдвигается. Продавцы желают продать то
 же количество, что и прежде, при каждой цене, ко-
 торую они получают. Но теперь они получают
 меньше, чем платят покупатели; разница представ-
 ляет собой налог. Кривая предложения S на рис 4-3
 сдвигается вверх в положение S' на величину, в точ-
 ности равную размеру налога. Таким образом, при
 каждом объеме выпуска фирмы получают после
 уплаты налогов точно ту же сумму, что и на кривой
 S, при том же объеме выпуска. Это гарантирует то,
 что при любом объеме предложения остающаяся у
 продавцов сумма после уплаты налога является в
 точности такой, что и на кривой S, которая показы-
 вает объем предложения при каждом значении це-
 ны, полученной продавцами. Размер налога равен
 расстоянию между кривыми SuS'6.
 До сих пор мы задавались вопросом , как налог
 сдвигает кривые спроса и предложения. Он совсем
 не сдвигает кривую спроса. Он сдвигает кривую
 предложения вверх на величину налога — от S к S'.
 В результате сдвига кривой предложения рыночное
 равновесие изменится. Налог сдвигает точку равно-
 весия из точки E к точке E' на рис 4-3. В новой
 точке равновесия E' покупатели платят цену P1 за
 каждую пачку — большую, чем первоначальная це-
 на P0. Продавцы получают P2 за каждую пачку сига-
 рет — меньше, чем раньше. Разницу забирает госу-
 дарство. Реализован объем Q1 — меньший, чем пре-
 дыдущий реализованный объем Q0. Создавая разни-
 цу между ценой, заплаченной покупателями, и
 ценой, полученной продавцами, налог сокращает и
 производство, и потребление.
 Заметьте, что налог ухудшает положение и поку-
 пателей, и продавцов, по крайней мере в экономи-
 ческих терминах. Покупатели платят более высокую
 цену, а продавцы получают более низкую. (Конечно,
 в результате установления налогов, у покупателей
 может улучшиться здоровье) В окне 4-1 показано,
 6 Чтобы убедиться в том, что вы усвоили анализ налога, вы можете начер-
 тить кривые спроса и предложения для случая, когда по вертикальной
 оси откладывается цена, полученная продавцами. Кривая предложения в
 этом случае не претерпит изменений с введением налога. Но что проис-
 ходит с кривой спроса?
 как распределение этого бремени зависит от чув-
 ствительности покупателей и продавцов к измене-
 ниям цены, что находит отражение в формах кри-
 вых спроса и предложения.
 Полномочия в налогообложении оказываются, та-
 ким образом, полномочиями в воздействии на рас-
 пределение ресурсов в экономике или в изменении

<< Пред.           стр. 27 (из 272)           След. >>

Список литературы по разделу