<< Пред. стр. 27 (из 272) След. >>
средства иавтотрассы 0,4 1,6 1,4 3,4
Полиция ОД ОД 1,1 1,5
Социальное
обеспечение,
пособия и тл. 20,6 6,6 1,4 28,7
Процент по долгу 8,0 0,8 1,0 9,8
Прочие 10Д 3,3 9Д 22,4
Примечание. Общая сумма всех компонентов может не давать 100,0 из-
за ошибок округления.
Источник facts and figures on Government finance, 1986 (Washington,
DG Tax Foundation Inc.)
Глава 4: Государство в смешанной экономике 59
жом; чек социального страхования — это трансфер-
тный платеж, так же как и пособия по социально-
му обеспечению и безработице.
Государственные расходы равны сумме государ-
ственных покупок товаров и услуг и выплат транс-
фертов. Таблица 4-1 дает постатейную разбивку го-
сударственных расходов в Соединенных Штатах.
Крупными статьями являются расходы на оборону,
образование, социальное обеспечение и на выплаты
пособий.
Облагают налогами
Государственные органы власти оплачивают приоб-
ретаемые ими товары и производимые трансферт-
ные платежи главным образом за счет налогообло-
жения. (Остальное финансируется за счет займов.) В
табл. 4-2 приведены основные источники государ-
ственных доходов (поступлений). Свыше 60% всех
государственных доходов в Соединенных Штатах
собирается федеральным правительством и только
примерно 40% — правительствами штатов и мест-
ными органами власти. Однако федеральное прави-
тельство передает крупные суммы правительствам
штатов и местным органам власти, оставляя себе
только 54% общей суммы поступлений.
Наибольшая часть суммарных и федеральных на-
логовых поступлений обеспечивается за счет личных
подоходных налогов; вслед за этим идут отчисления
в фонд социального обеспечения. Налоги на доходы
корпораций в 1984 г. составляли менее 8% общей
суммы государственных доходов, однако налоговая
реформа 1986 г., вероятно, увеличит долю налогов
на корпорации до более чем 10% совокупного госу-
дарственного дохода Местные правительства и пра-
вительства штатов опираются в большой мере на
общие налоги на продажи (зачастую с исключением
некоторых категорий товаров типа еды и одежды)
и налоги на доход от собственности. В целом общая
сумма налогов составляет около 30% ВНП; это озна-
чает, что государство в лице федерального прави-
тельства, правительств штатов и местных органов
власти изымает почти треть совокупного дохода
(ВНП) в виде налогов. Микроэкономическая теория
государственного налогообложения и расходов госу-
дарства изучается более подробно в гл. 21 и 2Z
РАСХОДЫ, НАЛОГИ И ДЕФИЦИТ. В 1929 г. рас-
ходы федерального правительства составляли 3%
ВНП; в 1985 г. их величина равнялась почти 25%
ВНП. За тот же период расходы правительств шта-
тов и местных органов власти увеличились с менее
9% ВНП до почти 13% ВНП.
Во всем мире государственные расходы росли
быстрее, чем ВНП. На рис 4-1 показаны суммарные
государственные расходы в процентах к ВНП для
ТАБЛИЦА 4-2. Источники государственных доходов в
Соединенных Штатах в 1984 г. (в % к чистой сумме
государственных поступлений)
Правительства
штатов и
федеральное местные Общая
Источник правительство правительства сумма
Налоги на доход
и на собственность
Личный подоходный
налог 27Д 5,7 32,9
Социальное
страхование 23Д 3,7 26,9
Налога на прибыль
корпораций 6Д 1,7 7,9
Налога на
собственность - 8,7 8,7
Налоги на товары
Акцизный налог и
налоги на продажи зд 13Д 16,4
Таможенные
пошлины (тарифы) 1,0 - 1,0
Прочие (включая
неналоговые
поступления) 1,3 4,9 6Д
Общая сумма 62,1 37,9 100,0
Субсидии федерального
правительства пра-
вительствам штатов
и местным органам
власти -8Д +8Д
Источник: Survey of Current business, August 1985.
Соединенных Штатов и других ведущих стран с раз-
витой рыночной экономикой (т.е. других стран —
членов Организации экономического сотрудничества
и развития, или ОЭСР) начиная с 1964 г.2 Увеличе-
ние государственных расходов в США происходило
значительно медленнее, чем в других странах, осо-
бенно в последние годы, но явный необратимый
рост в этой сфере имел место во всех странах ОЭСР.
В последние несколько лет увеличение государ-
ственных расходов в Соединенных Штатах сопро-
вождалось резким нарастанием бюджетного дефи-
цита федерального правительства (расходы минус
налоги), измеренного в виде доли от ВНП, как это
показано на рис 4-2. (Рисунок 4-2 показывает пре-
вышение доходов над расходами, которое со знаком
2 ОЭСР — это группа из 24 промышленно развитых стран свободною ми-
ра, штаб-квартира которой находится в Париже. Крупными представи-
телями (перечисленными в порядке уменьшения размера ВНП) являют-
ся: Соединенные Штаты, Япония, Германия, Франция, Великобритания,
Италия, Канада и Австралия.
60 Часть 1: Введение
РИС. 4-1. Сумма государственных
расходов в % к ВНП в 1964-1983 гг.
минус равно величине дефицита.) И нет достаточ-
ных оснований для значительного сокращения раз-
мера дефицита в ближайшем будущем.
Изображенные на рис 4-1 и 4-2 тенденции вы-
зывают несколько вопросов. Почему возросли госу-
дарственные расходы? Является ли этот рост обяза-
тельно негативным фактом? Сохранится ли он? Бу-
дет ли сдерживаться рост дефицита? Мы обсудим
эти вопросы в п. 3, где рассмотрим, как государ-
ственные органы принимают решения, порождаю-
щие эти тенденции.
Предпринимают попытки
стабилизировать экономику
Каждая рыночная экономика развивается цикли-
чески.
О Экономический цикл (цикл деловой актив-
ности) складывается из колебаний общего
объема производства или ВНП, сопровождае-
мых колебаниями в уровне безработицы и
темпах инфляции.
Осуществляя контроль за налогами и государствен-
ными расходами и реализуя свои компетенции в
деле контроля за количеством денег в экономике,
государственные структуры часто пытаются внести
коррективы в колебания экономического цикла. Фе-
деральное правительство может сокращать налоги в
период спада деловой активности в надежде на то,
что люди увеличат расходы и, таким образом, ВНП
возрастет. Совет Федеральной резервной системы
(Fed), контролирующий количество денег, может
увеличивать их количество более быстрыми темпа-
РИС. 4-2. Избыток федерального
бюджета в % к ВНП в 1950-1987 гг.
Глава 4: Государство в смешанной экономике 61
ми во время спада, с тем чтобы помочь вывести
экономику из этого состояния. При высокой инфля-
ции Fed может уменьшить темп роста денежной
массы с целью уменьшения инфляции.
С помощью этих рычагов макроэкономической
политики государство пытается стабилизировать
экономику, максимально приближая ее к состоя-
нию полной занятости с низким уровнем инфляции.
Закон о занятости 1946 г. возложил на федеральное
правительство правовую ответственность за обеспе-
чение максимальной занятости, максимального
уровня производства и максимальной «покупатель-
ной способности»3. В 6-й и 7-й частях этой книги
рассматриваются макроэкономические последствия
правительственной стратегии в современных сме-
шанных экономиках.
Воздействуют на распределение ресурсов
С помощью расходов и налогов государство, конеч-
но же, играет ведущую роль в распределении ресур-
сов в экономике. В терминах «что», «как» и «для
кого» государство выбирает многое из того, что
производится, — от расходов на оборону и образо-
вание до поддержки различных видов искусств. Оно
воздействует на то, как производятся блага, посред-
ством регулирования и правовой системы. Оно воз-
действует на то, для кого производятся блага, через
налоги и трансферты, посредством которых изыма-
ется доход у одних и передается другим.
Помимо этих прямых воздействий, государство
также оказывает косвенное воздействие на распре-
деление ресурсов через налоги (и субсидии, которые
прямо противоположны налогам), на цены и уро-
вень производства на отдельных рынках. Когда пра-
вительство облагает некий товар, например сигаре-
ты, налогом, то это в целом уменьшает объем про-
изводства данного товара; когда оно вводит субси-
дии на товар, например на молоко, то это в целом
увеличивает объем производства данного товара
На рис 4-3 изображены рынок сигарет и влия-
ние на него 30-центового акцизного налога с пачки4.
Акцизным налогом облагаются отдельные товары
или услуги, например табачные изделия, алкоголь-
ные напитки или дальние телефонные разговоры.
Цена, которую платят покупатели, откладывается по
вертикальной оси. Кривая спроса на сигареты D по-
казывает объем спроса при каждом значении цены,
которую платят покупатели. S — это кривая
3 Обеспечение максимальной покупательной способности означает сохра-
нение темпа инфляции на низком уровне.
4 федеральным правительством в настоящее время установлен налог в раз-
мере 16 центов с пачки, а налоги штатов и местные налоги добавляют
еше сверх этого в среднем IS центов. На эти налоги приходится при-
мерно Y3 розничной цены сигарет, и их вклад в государственные доходы
составляет более 9 млрддалл. в год.
РИС. 4-3. Налог поднимает цену и снижает объем произ-
веденной продукции. На вертикальной оси показана цена, за-
плаченная покупателями за товар. До введения налога равновесие
достигается в точке E. Введение налога сдвигает кривую предло-
жения вверх, так как часть суммы, заплаченной покупателями,
теперь идет государству. Кривая S смещается вверх в положение
S' на величину, в точности равную введенному на единицу про-
дукции налогу. Сумма, заплаченная покупателями, возрастает, а
сумма, полученная продавцами (в точке А), падает, как и объем
производства
предложения до введения каких-либо налогов. Эта
кривая показывает объем предложения при каждом
значении цены, которую получают продавцы.
Теперь предположим, что правительство вводит
30-центовый налог на сигареты. Покупатели теперь
будут платить за пачку на 30 центов больше, чем по-
лучают поставщики, с учетом разницы, идущей госу-
дарству. Например, если покупатели платят 1 долл.,
то продавцы получают только 0,7 долл.; оставшиеся
30 центов идут государству5.
Кривая спроса показывает количество, которое
покупатели хотят приобрести при каждой цене, ко-
торую они платят. Налог не изменяет количество,
которое покупатели желают приобрести при любой
данной цене, и это, следовательно, не сдвигает кри-
вую D. (Вспомните, что показанная на вертикальной
оси на рис 4-3 цена — это цена, заплаченная поку-
пателями,)
5 Говорят, что налог на сигареты представляет собой специфический налог,
так как уплаченная сумма налога зависит только от количества продан-
ных сигарет, а не от их цены. Налог в размере 30% доходов продавцов,
зависящий от цены, представлял бы собой налог на стоимость. Наибо-
лее известными налогами на стоимость являются налоги на продажи.
62 Часть 1: Введение
Но S сдвигается. Продавцы желают продать то
же количество, что и прежде, при каждой цене, ко-
торую они получают. Но теперь они получают
меньше, чем платят покупатели; разница представ-
ляет собой налог. Кривая предложения S на рис 4-3
сдвигается вверх в положение S' на величину, в точ-
ности равную размеру налога. Таким образом, при
каждом объеме выпуска фирмы получают после
уплаты налогов точно ту же сумму, что и на кривой
S, при том же объеме выпуска. Это гарантирует то,
что при любом объеме предложения остающаяся у
продавцов сумма после уплаты налога является в
точности такой, что и на кривой S, которая показы-
вает объем предложения при каждом значении це-
ны, полученной продавцами. Размер налога равен
расстоянию между кривыми SuS'6.
До сих пор мы задавались вопросом , как налог
сдвигает кривые спроса и предложения. Он совсем
не сдвигает кривую спроса. Он сдвигает кривую
предложения вверх на величину налога — от S к S'.
В результате сдвига кривой предложения рыночное
равновесие изменится. Налог сдвигает точку равно-
весия из точки E к точке E' на рис 4-3. В новой
точке равновесия E' покупатели платят цену P1 за
каждую пачку — большую, чем первоначальная це-
на P0. Продавцы получают P2 за каждую пачку сига-
рет — меньше, чем раньше. Разницу забирает госу-
дарство. Реализован объем Q1 — меньший, чем пре-
дыдущий реализованный объем Q0. Создавая разни-
цу между ценой, заплаченной покупателями, и
ценой, полученной продавцами, налог сокращает и
производство, и потребление.
Заметьте, что налог ухудшает положение и поку-
пателей, и продавцов, по крайней мере в экономи-
ческих терминах. Покупатели платят более высокую
цену, а продавцы получают более низкую. (Конечно,
в результате установления налогов, у покупателей
может улучшиться здоровье) В окне 4-1 показано,
6 Чтобы убедиться в том, что вы усвоили анализ налога, вы можете начер-
тить кривые спроса и предложения для случая, когда по вертикальной
оси откладывается цена, полученная продавцами. Кривая предложения в
этом случае не претерпит изменений с введением налога. Но что проис-
ходит с кривой спроса?
как распределение этого бремени зависит от чув-
ствительности покупателей и продавцов к измене-
ниям цены, что находит отражение в формах кри-
вых спроса и предложения.
Полномочия в налогообложении оказываются, та-
ким образом, полномочиями в воздействии на рас-
пределение ресурсов в экономике или в изменении