<< Пред.           стр. 6 (из 272)           След. >>

Список литературы по разделу

 Базовая модель взаимодействия спроса и предло-
 жения позволяет нам более глубоко изучить ряд
 специальных тем в оставшихся главах седьмой ча-
 сти. В частности, мы применяем эту модель в гл. 31
 для исследования экономического цикла, который
 интерпретируется как результат сдвигов кривых
 спроса и предложения. Мы проводим различие
 между кривыми предложения для долгосрочного и
 краткосрочного периодов. Мы также обсудим роль,
 которую играет степень гибкости цен и зарплаты в
 том, насколько быстро экономика возвращается в
 состояние равновесия. В этом же контексте мы рас-
 смотрим те преимущества, которые могут быть по-
 лучены в результате использования активной стаби-
 лизационной политики, а также проблемы, порож-
 даемые этой политикой.
 В гл. 32 обсуждается проблема безработицы и
 возможных действий, способных повлиять как на
 уровень ее естественной нормы, так и на величину
 циклической безработицы. В гл. 33 мы более внима-
 тельно рассмотрим проблему инфляции, сосредото-
 чив особое внимание на существующих в экономи-
 ке США и других стран инфляционных тенденциях.
 Мы остановимся также на издержках инфляции, за-
 висимости Фишера и политике, направленной на
 сокращение темпов инфляции. В гл. 34 изучение ин-
 фляции будет продолжено анализом взаимосвязей
 между деньгами, дефицитом и инфляцией. Мы про-
 иллюстрируем на фактическом материале слабость,
 которую демонстрируют в условиях умеренных тем-
 пов инфляции столь часто упоминаемые связи меж-
 ду ростом денежной массы и инфляцией, а также
 между дефицитом и инфляцией. В условиях же ги-
 перинфляции эти связи видны невооруженным гла-
 зом Поэтому в качестве примера мы подробно рас-
 сматриваем поразительные масштабы гиперинфля-
 ции в Германии в 1922-1923 гг. Этот исторический
 эпизод традиционно приковывал к себе внимание
 огромного количества исследователей. Мы знаем из
 опыта нашего преподавания, что и на студентов
 связанные с этим событием факты производят боль-
 шое впечатление Они являются мощным средством,
 позволяющим студентам с интересом выполнить до-
 машние задания, касающиеся причин и результатов
 инфляции.
 Проблема замедления темпов экономического ро-
 ста так или иначе затрагивает все развитые страны. В
 гл. 35 представлен подробный исторический анализ
 экономического роста с привлечением аппарата про-
 изводственной функции. Мы обсудим причины за-
 медления роста производительности, источники тех-
 нологических инноваций, идею конвергенции, а так-
 же меры, предпринимаемые государством в целях
 воздействия на темпы роста. В принципе эта глава
 могла бы послужить и в качестве введения в макроэ-
 кономику. Значение ее трудно переоценить, к тому
 же сам материал главы не обременен техническими
 деталями и неизменно вызывает интерес (например,
 та его часть, где рассматривается вопрос, могут ли
 студенты надеяться на двух- и даже четырехкратный
 рост доходов на протяжении своей жизни или же,
 вполне возможно, эти доходы даже сократятся).
 Главы 36-38, посвященные международной эко-
 номике, продолжают свойственную книге традицию
 сочетания теории и фактического материала. Глава
 36 является вводной, в ней описываются различные
 типы торговли и факторы, ее определяющие, а так-
 же финансирование платежей в различных нацио-
 нальных валютах. Глава 37 содержит как теоретиче-
 ское обсуждение выгод, связанных с международ-
 ной торговлей, что является традиционным для
 вводных курсов, так и обсуждение причин, по кото-
 рым на практике международная торговля создает
 не меньше проблем, чем обеспечивает выгод Глава
 38, посвященная обменным курсам и международ-
 ным финансам, позволяет проникнуть в кажущиеся
 тайными принципы функционирования этой сферы,
 xxviii Предисловие
 имеющей столь важное значение для экономики
 Соединенных Штатов. Эти три главы дают студен-
 там возможность вникнуть в суть большинства из
 тех международных экономических проблем, назва-
 ния которых мелькают в газетных заголовках, и
 оставаться в курсе событий и в будущем.
 В гл. 39 мы обсудим место, которое занимают в
 мировой экономике развивающиеся страны. Эти
 страны сталкиваются с общими для них проблема-
 ми, поскольку многие из них специализируются на
 экспорте сырья. Специфические внутренние пробле-
 мы каждой из них вызываются нехваткой капитала,
 как человеческого, так и вещественного, а также тем
 обстоятельством, что многие из них находятся под
 прессом колоссального внешнего долга. В этой главе
 мы также обсудим проблему долга в мировой эко-
 номике и возможные пути ее разрешения. В гл. 40
 анализируются альтернативные экономические си-
 стемы, одновременно представлены как марксист-
 ская теория, так и реальная экономическая практи-
 ка социалистических государств. Эта заключительная
 глава не просто знакомит студентов с полезным для
 них материалом Заставляя их задуматься об альтер-
 нативных путях разрешения извечных проблем эко-
 номики, начинающихся с вопросов «что», «как» и
 «для кого», материал главы возвращает к определе-
 нию экономической теории, а также к тем пробле-
 мам, с которых начинается книга
 Особенности книги
 Упор на фундаментальные теоретические
 основы
 Наши учителя самым тщательным образом стреми-
 лись привить нам понятийный инструментарий, ко-
 торый мы могли использовать самостоятельно сразу
 по окончании курса, причем с необходимой сте-
 пенью точности и понимания. Мы стараемся подра-
 жать нашим профессорам, излагая микро- и макро-
 экономику в такой последовательности, чтобы быть
 уверенными в усвоении студентом основ теории,
 прежде чем он перейдет к более сложному матери-
 алу. В микроэкономической части мы должны удо-
 стовериться, что студент понимает принципы фор-
 мирования спроса и предложения, прежде чем про-
 должить более подробный анализ несовершенно
 конкурентных рынков. Аналогичным образом: мы
 изучаем принципы производного спроса, прежде
 чем приступить к более детальному анализу рынка
 факторов производства В макроэкономической ча-
 сти мы отводим несколько глав для тщательного
 рассмотрения совокупного спроса, прежде чем ис-
 пользовать модель совокупного спроса и совокупно-
 го предложения.
 Мы хотим, чтобы студенты, которые используют
 эту книгу, были в состоянии «делать» экономичес-
 кую теорию (do economics), т. е. эффективно приме-
 нять принципы, изложенные здесь, для анализа но-
 вых проблем. Вот почему мы так настойчиво под-
 черкиваем важность фундаментальных знаний. По
 той же причине мы не стремимся перестроить эко-
 номическую теорию в соответствии с относительно
 недавними достижениями экономической теории,
 такими, как теория игр, концепция рациональных
 ожиданий, теория равновесия в макроэкономике,
 концепция общественного выбора; пока что мы
 оставляем их в стороне. И наконец, по этой же
 причине мы пытались избегать любых, пускай даже
 самых коротких, биографических сведений об эко-
 номистах — умерших или ныне здравствующих.
 Фактические данные и приложения теории
 Экономическая наука изучается вовсе не для того,
 чтобы насладиться красотой теоретических выкла-
 док, а из-за ее способности объяснять устройство
 реального мира С самого начала мы подчеркиваем,
 что экономическая теория порождена событиями,
 происходящими в реальном мире, и призвана по-
 знавать и анализировать этот мир, в котором мы
 живем В своем изложении мы старались сочетать
 теорию с ее приложениями и политическими ди-
 скуссиями, которыми наполнена экономика, будучи
 живой общественной наукой, отражающей реаль-
 ные процессы.
 Везде, где это возможно, т.е. почти всегда, мы ил-
 люстрируем полезность принципов, излагаемых в
 каждой из глав, применяя их к конкретным случа-
 ям экономической жизни Соединенных Штатов
 или других стран. Например, обсуждая в гл. 29 сме-
 шанную политику правительства, мы сравниваем со-
 четание политики дорогих денег и рестрикционной
 фискальной политики 1969-1970 гг. со смешанной
 политикой 1982-1983 гг., для которой было свой-
 ственно сочетание политики дорогих денег с эк-
 спансионистской фискальной политикой. При об-
 суждении протекционизма в гл. 37 мы обращаемся
 к многочисленным примерам из недавнего прошло-
 го — от текстильной промышленности до производ-
 ства автомобилей.
 Однако мы не только иллюстрируем теорию фак-
 тическими данными. Мы также стремимся к тому,
 чтобы студенты были хорошо знакомы с основными
 фактами экономической жизни, в частности с уров-
 нем ВНП, степенью неравномерности распределе-
 ния национального дохода, уровнем концентрации
 американской промышленности. Не претендуя на
 то, что экономическая теория является истиной в
 последней инстанции, мы подвергаем всесторонне-
 му обсуждению недостатки существующих методов
 Предисловие xxix
 измерения и неопределенность, связанную с наблю-
 даемой действительностью. Наконец мы показыва-
 ем двойственный характер той роли, которую игра-
 ют теория и эмпирический анализ в разрешении
 противоречий и в формировании приемлемой поли-
 тики.
 Международные сопоставления
 Приводимые нами фактические данные и примеры
 базируются как на американском, так и на зарубеж-
 ном материале В частности, при рассмотрении проб-
 лем роста денежной массы и инфляции мы анализи-
 руем временные ряды данных по Соединенным
 Штатам, а также данные по другим странам. При
 обсуждении роли государства мы сравниваем факти-
 ческие данные о функционировании американской
 экономики с зарубежными данными. Вводя зарубеж-
 ный опыт, мы даем возможность студентам вырабо-
 тать более широкий взгляд на положение вещей, что
 очень важно в нашем мире с крепнущими взаимос-
 вязями, а преподавателям, иллюстрирующим изложе-
 ние теоретических принципов, — выбрать фактиче-
 ский материал из более обширного множества
 Окна
 В большинстве глав используется по одному, а в не-
 которых — даже по два окна В них, как правило,
 приводятся или различные примеры и случаи, или
 материал, представляющий несомненный интерес,
 но не обязательный в контексте данной главы.
 Заключительные слова
 Мы завершаем каждую из глав абзацем, вкратце из-
 лагающим суть основной темы данной главы и/или
 точки соприкосновения со следующей главой. В
 конце каждой главы мы также даем детализирован-
 ное резюме ее содержания.
 Тлоссарий
 Уже в первой главе мы обращаем внимание студен-
 тов на существование специального экономического
 языка, использующего знакомые слова новым для
 нас образом. Чтобы помочь студентам овладеть
 этим языком, мы собрали наиболее важные из
 определений в конце книги, в глоссарии.
 возможности построения курса
 и порядок глав
 Непосредственно перед предисловием мы предста-
 вили три альтернативы построения курса длиной в
 один семестр. Хотя книга начинается с микроэконо-
 мики, те из преподавателей, кто желает начать с
 макроэкономики, могут перейти к ней непосред-
 ственно после изучения гл. 4.
 Слова признательности
 В процессе написания книги нам помогали наши
 друзья и коллеги, профессора, ознакомившиеся с
 предварительными материалами и первым издани-
 ем книги, и передавшие нам в виде ценных советов
 часть своего преподавательского опыта, персонал
 компании «Мак Гроу-Хилл», а также наши асси-
 стенты.
 Особо мы должны поблагодарить наших коллег,
 снабжавших нас ценной информацией и высказывав-
 ших свое мнение о книге. Мы хотели бы прежде
 всего упомянуть Давида Бегга, Элиану Кардозо, Генри
 Фарбера, Кэтлин Фельдстайн, Мартина Фельдсгайна,
 Нэн Фридлендер, Цви Гриличеса, Джерри Хаусмана,
 Пола Джоскоу, Томаса Мура, Майкла Моргана,
 Роберта Пиндайка, Джеймса Потерба и Йорам Вайс
 Мы признательны также многочисленным про-
 фессорам за советы и предложения по улучшению
 как первого, так и второго издания книги, о сути
 которых мы расскажем сразу после предисловия.
 Эти люди без труда узнают те значительные кор-
 ректировки, которые были сделаны в результате
 учета их замечаний. Мы хотели бы поблагодарить за
 высказанные предложения Джеффа Ригсби, Роберта
 Шоу, Майия Тамада, Элис Тьюфл и Жан Тереза
 Венцеля.
 Нам повезло, что нашими помощниками на про-
 тяжении работы были Сьюзен Коллинз, Дональд
 Дир, Майк Гэвин, Энди Кауфман, Бетти Крайер,
 Джефф Майрон и Алекс Занелло. Тир Батиста, Кэ-
 рол Макинтрайр и Элизабет Уолб помогали при на-
 боре первого издания, а Брайан Корбин и Лайза
 Фунари — второго.
 За участие во втором издании мы хотим также
 поблагодарить персонал «Мак Гроу-Хилл», в особен-
 ности Элизу Адаме, чей профессионализм, трудолю-
 бие и чувство юмора не дали нам сбиться с курса
 Ларри Голдберг верстал книгу с потрясающей эф-
 фективностью. Качество этой книги во многом
 определяется их помощью, а также помощью мно-
 гих других людей, которым мы уже выразили свою
 признательность.
 Наконец мы хотели бы сказать, что каждый из
 нас полностью и в равной мере разделяет удачи и
 неудачи настоящей книги, а также двух ее томов,
 вышедших отдельно, Introduction to Microeconomics
 и Introduction to Macroeconomics.
 Стенли Фишер
 Рудигер Дорнбуш
 Ричард Шмалензи
 ххх Предисловие
 Постскриптум
 Пополнение списка авторов второго издания Ричар-
 дом Шмалензи оказалось несомненной удачей. Ин-
 теллект, опыт и трудолюбие Дика заметны на про-
 тяжении всей книги, но особенно в ее микроэконо-
 мической части. Работа с ним доставила нам истин-
 ное наслаждение.
 Рудигер Дорнбуш
 Стенли Фишер
 Обращение к студентам
 Привет! Мы написали эту книгу, чтобы помочь вам
 изучить те фундаментальные принципы, на которых
 базируется экономическая теория. Эти принципы
 дадут вам возможность разобраться в том меняю-
 щемся экономическом мире, в котором вы жили,

<< Пред.           стр. 6 (из 272)           След. >>

Список литературы по разделу