<< Пред. стр. 7 (из 272) След. >>
живете и будете жить. Книга содержит теории, фак-ты и примеры, призванные помочь вам в более си-
стемном виде осмысливать различные экономиче-
ские проблемы, о которых вы читаете или с кото-
рыми вы непосредственно сталкиваетесь каждый
день.
Экономическая теория не является той областью
знания, в которой можно всегда найти аргумент в
пользу любой из точек зрения. На какие-то вопросы
ответ может быть верным или неверным, а на ка-
кие-то ответа не существует вовсе. Одна из наших
целей заключается в том, чтобы показать причины
того, почему экономисты понимают смысл одних
проблем и не понимают смысла других Мы хотим
также объяснить суть возникающих разногласий.
Выбирая примеры и приложения теории, в особен-
ности при обсуждении наиболее часто возникаю-
щих политических противоречий, мы старались до-
стичь как раз этого. Для начала мы разъясняем суть
проблемы, затем анализируем различные точки зре-
ния и наконец не стесняемся назвать некоторые из
них абсурдными. К примеру, обсуждение протекци-
онизма в гл. 37 показывает, что существуют точки
зрения (впрочем, весьма немногочисленные), при-
ветствующие политику протекционизма для отече-
ственной промышленности, направленную против
иностранной конкуренции. И та же глава показыва-
ет, что большинство из приводимых аргументов в
пользу такой политики не базируется ни на здравом
смысле, ни на фактах.
Мы надеемся, что к концу курса вы уясните себе,
каким образом экономисты исследуют прикладные
проблемы, и будете в состоянии проводить самосто-
ятельный анализ экономических противоречий. К
счастью, фундаментальные теоретические принци-
пы, как правило, дают достаточно корректные отве-
ты на большинство из вопросов, которые ставит
экономика. Более сложные области экономической
теории уточняют, но отнюдь не отрицают те выво-
ды, к которым мы придем по прочтении этой кни-
ги.
Как изучать экономику
Между простым чтением работ по экономике и по-
ниманием экономической действительности лежит
огромная пропасть. «Делать» экономическую тео-
рию (doing economics) — значит уметь применять
изученные теоретические построения и факты в
процессе выбора между альтернативами, с которы-
ми вас сталкивает повседневная жизнь либо чтение
и размышления об окружающей экономической
жизни.
Чтобы «делать» экономическую теорию, надо
учиться активно; простого чтения недостаточно для
этого. Стремитесь к постоянному тщательному изу-
чению текста Если мы говорим: «Следовательно, X
является истиной», вы должны быть уверены в том,
что ясно понимаете, почему это именно так. Если
текст выделяет какие-либо три пункта, по прочте-
нии третьего вы должны быть уверены в том, что
помните два предыдущих. Наконец внимательно
следите за тем, как мы используем теорию. Прило-
жения усиливают эффект от прочтения текста, во-
первых, еще раз напоминая теоретические построе-
ния и, во-вторых, иллюстрируя то, как последние
соотносятся с реальным миром
Если вы настроены учиться активно, вы должны
всячески усиливать свой собственный вклад. Если
линия проведена неким определенным образом, за-
дайте себе вопрос почему это сделано именно так?
Посмотрите, может ли она быть изображена по-
другому. Подумайте о том, что произойдет в этом
случае. Решите все задачи, помещенные в конце
каждой из глав. По окончании каждой части поста-
райтесь ответить сами себе, в чем состояла главная
идея части и что нового вы узнали. Чтобы прове-
рить себя, посмотрите резюме соответствующей
главы.
Стенли Фишер
Рудигер Дорнбуш
Ричард Шмалензи
Предисловие к русскому изданию
Нам доставляет огромное удовольствие приветство-
вать вас на страницах русского перевода «Экономи-
ки». Лишь немногие события XX в. могут соперни-
чать по своей важности с переходом России и дру-
гих бывших советских республик к рыночной эко-
номике, и мы рады, что российские студенты смо-
гут использовать нашу книгу для понимания сути
происходящих процессов. Мы надеемся на то, что
большинство из тех, кто приступает к изучению
этой книги, внесут свою лепту в развитие экономи-
ки России, будучи предпринимателями или полити-
ческими деятелями, работниками государственного
аппарата, преподавателями или исследователями.
Простейшие инструменты экономической теории
помогут вам глубоко проникнуть в суть экономиче-
ских процессов. В части микроэкономики осново-
полагающими инструментами являются спрос и
предложение, а также анализ монополистического
рынка. В макроэкономике это кейнсианский ана-
лиз, в концентрированном виде изложенный в виде
модели IS-LM, развитие этих идей, ставшее наряду с
кривой Филипса средством анализа инфляции, а
также теория экономического роста.
Изучение мировой экономики требует примене-
ния как микро-, так и макроэкономической теории:
первой — для анализа преимуществ международной
торговли; второй — для понимания тех различий,
которые вытекают из использования фиксирован-
ных либо плавающих обменных курсов, а также для
осознания последствий осуществления международ-
ных инвестиций и переливов капитала.
Вот те фундаментальные знания, которые могут
быть получены из «Экономики». Оставшаяся часть
экономической науки — в Соединенных Штатах
это еще 5-7 лет, необходимых для получения степе-
ни доктора,— цементирует заложенный фундамент.
Эти годы обучения добавляют профессиональному
экономисту уверенности, не изменяя, впрочем, сути
его представлений о том, как функционирует эконо-
мика.
Вы вправе задать вопрос о том, относится ли все
то, что написано в этой книге, к экономике, пере-
живающей переходный период от централизованно-
го планирования к рыночной системе Ответ на этот
вопрос, разумеется, будет утвердительный. Принци-
пиальные положения о том, что конкурентный ры-
нок эффективен, что существование монополий
приводит к искажениям в распределении ресурсов,
что высокие темпы инфляции оказывают на эконо-
мику отрицательное воздействие, — все эти поло-
жения чрезвычайно важны для экономики переход-
ного периода.
Все мы имели счастливую возможность побывать
в России уже после того, как начался процесс ре-
форм, увидеть вблизи российскую экономику, побе-
седовать с ведущими российскими политиками и ис-
следователями. Эти визиты и изучение тех переход-
ных процессов, которые происходят сегодня в Рос-
сии и во всей Восточной Европе, очевидно, расшири-
ли наши представления о роли рынка в экономиче-
ской жизни. Не существует более наглядного спосо-
ба оценить значение рынка, чем проанализировать
то, что происходит в его отсутствии, и взглянуть на
преобразования в стране в результате его введения.
Разумеется, начальный курс не в состоянии охва-
тить все С точки зрения теории переходного перио-
да наиболее важным элементом, отсутствующим в
курсе «Экономики», являются вопросы о том, каки-
ми темпами — с политической точки зрения — мо-
жет происходить процесс трансформации, а также о
том, как преодолеть сопротивление кругов, заинтере-
сованных в торможении реформ. Мы уверены в том,
что, будучи любознательными и компетентными
людьми, вы в состоянии самостоятельно ответить на
значительную часть этих вопросов, наблюдая за по-
ступательным характером реформы в вашей стране,
а иногда — и за отступлением от ее курса
Экономическая теория — это замечательная нау-
ка и прекрасный предмет для изучения. Абстракт-
ная в своем анализе, она широко применима на
практике и чрезвычайно важна в своих приложени-
ях. Вы начинаете свое изучение экономической тео-
рии в необычайно значительный исторический мо-
мент. Имея перед глазами бесчисленное множество
примеров из реальной жизни, иллюстрирующих изу-
чаемый материал, вы обладаете дополнительными
преимуществами. Вы обогатите процесс своего обу-
чения, если вы попытаетесь не просто заучивать ана-
литический материал, а постоянно применять этот
материал к условиям изменяющегося мира, в кото-
ром вы живете
Удачи вам в экономической теории и в экономи-
ческой жизни!
Стенли Фишер
Рудигер Дорнбуш
Ричард Шмалензи
Кембридж, Массачусетс, апрель 1993 г.
Предисловие научного редактора
Предлагаемый читателю учебник для университетов,
принадлежащий перу ведущих американских уче-
ных-экономистов, представляет собой введение в
экономику — одну из тех базовых дисциплин, овла-
дение которыми необходимо сегодня и бизнесмену,
и политику, и просто образованному человеку.
Написанный простым языком, сочетающий стро-
гость и занимательность, учебник рассчитан на чи-
тателя, подготовленного в пределах средней школы.
Тем не менее я предвижу известные сложности при
его освоении.
Эти сложности отчасти связаны с разным повсед-
невным опытом американского и нашего читателя.
Большинство из нас до сих пор не имело возможно-
сти встретиться на практике с фирмами, стремящи-
мися к оптимальному соотношению «цены — объ-
ем предложения» в условиях совершенной или
ограниченной конкуренции. Не приходилось нам
сталкиваться и с государством, строго контролирую-
щим правила игры. Наконец, наши домашние хо-
зяйства в основной массе лишь недавно встали пе-
ред необходимостью осуществлять на основе эконо-
мических критериев выбор сферы занятости, потре-
бительской корзины, соотношения между потребле-
нием и сбережениями и др. Я принимаю стандарт-
ную ссылку экономистов на принципиально услов-
ный, модельный характер этих участников рынка.
Тем не менее очевидно, что для нас эта условность
значительно выше, чем для среднего студента аме-
риканского колледжа, на которого сориентирован
настоящий учебник.
Другая сложность обусловлена принципиально
различной ролью формальных знаковых регуляторов,
которую последние играют в нашей и в развитой
рыночной цивилизации. Не случайно и в данном, и в
других руководствах такие феномены, как цены, зар-
плата, параметры макроэкономического регулирова-
ния, так часто называются сигналами. На сигналы
реагируют, изменяя свое экономическоге поведение,
осуществляя приспособление (adjustment — одно из
ключевых понятий в книге) к изменившимся усло-
виям. Заметим, что в рыночной системе эти сигналы,
во-первых, обращены по большей части ко всем и
ни к кому конкретно и, во-вторых, имеют в основ-
ном знаковую, информационную природу. Наш
опыт проживания в «непосредственно обществен-
ной» экономике, наоборот, говорит нам о важности
персональных, конкретных, прямых воздействий в
форме адресных плановых заданий или налоговых
льгот и других привилегий, базирующихся на отла-
женной системе поощрений и наказаний путем из-
менения режима наделения ресурсами.
Наконец, третье обстоятельство, которое необхо-
димо учитывать при изучении данного курса, тесно
связано с предыдущими двумя и состоит в разности
оценок роли государства в экономике. С позиций
сегодняшней российской действительности оценка
возможных пределов государственного вмешатель-
ства в экономику в предлагаемом учебнике выгля-
дит если не наивной, то в значительной мере ро-
мантичной, отражающей многие надежды целой ис-
торической эпохи, занявшей большую часть XX а
Наш опыт, однако, позволил избавиться от многих
иллюзий относительно возможностей этого институ-
та. Работая, что называется, на полную мощность,
не встречая практически никаких препятствий, го-
сударство в нашей стране с начала века имело все
шансы продемонстрировать на практике достижи-
мость результатов, обычно обещаемых сторонника-
ми государственного вмешательства В этом смысле
мы, возможно, сталкиваемся с западной цивилиза-
цией «на встречных курсах». Соответственно реко-
мендации о способах и границах государственного
воздействия на экономику требуют тщательного
анализа, — та степень вмешательства государства,
которую может себе позволить экономика, насы-
щенная товарами, квалифицированной рабочей си-
лой, рыночными регуляторами и создавшая высокий
уровень благосостояния, для нас может оказаться
смертельной.
Все эти обстоятельства, однако, не могут сказать-
ся на общей оценке данного руководства как книги,
беспрецедентной по своему значению для экономи-
ческого образования в стране.
Профессионализм авторов реализовался не только
в точном и полном изложении основ современного
экономического знания, но и в глубоко продуман-
ной структуре курса, позволяющей изучить основы
экономической теории и в ряде отношений послу-
жить практическим руководством для промышлен-
ников, предпринимателей и политиков.
К сильным сторонам учебника относится боль-
шой объем иллюстративного материала. Читатель
имеет возможность по ходу изучения теории осво-
ить богатый эмпирический материал. При том, что
авторы выдержали стиль университетского учебни-
ка, его отличает постоянная нацеленность на реаль-
ные проблемы окружающего мира. С этой точки
Предисловие xxxiii
зрения чрезвычайно удачной представляется логиче-
ская конструкция учебника, выбранная авторами.
Общие понятия, введенные в начале книги, служат
стержнем, который пронизывает весь излагаемый
материал, придавая ему методологическую цель-
ность и позволяя в то же время углубляться в конк-
ретные области экономического знания.
Ряд положений в книге заслуживает отдельного
комментария. В настоящем введении я ограничился
одним из базовых понятий в микроэкономической
части учебника и беглым обзором литературы, кото-
рая может оказаться полезной при изучении макро-
экономического раздела курса.
Фундаментальным понятием, играющим ключе-
вую роль на протяжении всей книги, является по-
нятие альтернативной стоимости. Учитывая относи-
тельную новизну этого понятия для нашего читате-
ля, остановимся на нем чуть подробнее. Но прежде
необходимо вкратце рассмотреть концепцию огра-
ниченности и выбора. Вообразим ситуацию, когда
не существует такого объекта или вида деятельно-
сти, который, представляя ценность для потребите-