<< Пред.           стр. 7 (из 272)           След. >>

Список литературы по разделу

 живете и будете жить. Книга содержит теории, фак-
 ты и примеры, призванные помочь вам в более си-
 стемном виде осмысливать различные экономиче-
 ские проблемы, о которых вы читаете или с кото-
 рыми вы непосредственно сталкиваетесь каждый
 день.
 Экономическая теория не является той областью
 знания, в которой можно всегда найти аргумент в
 пользу любой из точек зрения. На какие-то вопросы
 ответ может быть верным или неверным, а на ка-
 кие-то ответа не существует вовсе. Одна из наших
 целей заключается в том, чтобы показать причины
 того, почему экономисты понимают смысл одних
 проблем и не понимают смысла других Мы хотим
 также объяснить суть возникающих разногласий.
 Выбирая примеры и приложения теории, в особен-
 ности при обсуждении наиболее часто возникаю-
 щих политических противоречий, мы старались до-
 стичь как раз этого. Для начала мы разъясняем суть
 проблемы, затем анализируем различные точки зре-
 ния и наконец не стесняемся назвать некоторые из
 них абсурдными. К примеру, обсуждение протекци-
 онизма в гл. 37 показывает, что существуют точки
 зрения (впрочем, весьма немногочисленные), при-
 ветствующие политику протекционизма для отече-
 ственной промышленности, направленную против
 иностранной конкуренции. И та же глава показыва-
 ет, что большинство из приводимых аргументов в
 пользу такой политики не базируется ни на здравом
 смысле, ни на фактах.
 Мы надеемся, что к концу курса вы уясните себе,
 каким образом экономисты исследуют прикладные
 проблемы, и будете в состоянии проводить самосто-
 ятельный анализ экономических противоречий. К
 счастью, фундаментальные теоретические принци-
 пы, как правило, дают достаточно корректные отве-
 ты на большинство из вопросов, которые ставит
 экономика. Более сложные области экономической
 теории уточняют, но отнюдь не отрицают те выво-
 ды, к которым мы придем по прочтении этой кни-
 ги.
 Как изучать экономику
 Между простым чтением работ по экономике и по-
 ниманием экономической действительности лежит
 огромная пропасть. «Делать» экономическую тео-
 рию (doing economics) — значит уметь применять
 изученные теоретические построения и факты в
 процессе выбора между альтернативами, с которы-
 ми вас сталкивает повседневная жизнь либо чтение
 и размышления об окружающей экономической
 жизни.
 Чтобы «делать» экономическую теорию, надо
 учиться активно; простого чтения недостаточно для
 этого. Стремитесь к постоянному тщательному изу-
 чению текста Если мы говорим: «Следовательно, X
 является истиной», вы должны быть уверены в том,
 что ясно понимаете, почему это именно так. Если
 текст выделяет какие-либо три пункта, по прочте-
 нии третьего вы должны быть уверены в том, что
 помните два предыдущих. Наконец внимательно
 следите за тем, как мы используем теорию. Прило-
 жения усиливают эффект от прочтения текста, во-
 первых, еще раз напоминая теоретические построе-
 ния и, во-вторых, иллюстрируя то, как последние
 соотносятся с реальным миром
 Если вы настроены учиться активно, вы должны
 всячески усиливать свой собственный вклад. Если
 линия проведена неким определенным образом, за-
 дайте себе вопрос почему это сделано именно так?
 Посмотрите, может ли она быть изображена по-
 другому. Подумайте о том, что произойдет в этом
 случае. Решите все задачи, помещенные в конце
 каждой из глав. По окончании каждой части поста-
 райтесь ответить сами себе, в чем состояла главная
 идея части и что нового вы узнали. Чтобы прове-
 рить себя, посмотрите резюме соответствующей
 главы.
 Стенли Фишер
 Рудигер Дорнбуш
 Ричард Шмалензи
 Предисловие к русскому изданию
 Нам доставляет огромное удовольствие приветство-
 вать вас на страницах русского перевода «Экономи-
 ки». Лишь немногие события XX в. могут соперни-
 чать по своей важности с переходом России и дру-
 гих бывших советских республик к рыночной эко-
 номике, и мы рады, что российские студенты смо-
 гут использовать нашу книгу для понимания сути
 происходящих процессов. Мы надеемся на то, что
 большинство из тех, кто приступает к изучению
 этой книги, внесут свою лепту в развитие экономи-
 ки России, будучи предпринимателями или полити-
 ческими деятелями, работниками государственного
 аппарата, преподавателями или исследователями.
 Простейшие инструменты экономической теории
 помогут вам глубоко проникнуть в суть экономиче-
 ских процессов. В части микроэкономики осново-
 полагающими инструментами являются спрос и
 предложение, а также анализ монополистического
 рынка. В макроэкономике это кейнсианский ана-
 лиз, в концентрированном виде изложенный в виде
 модели IS-LM, развитие этих идей, ставшее наряду с
 кривой Филипса средством анализа инфляции, а
 также теория экономического роста.
 Изучение мировой экономики требует примене-
 ния как микро-, так и макроэкономической теории:
 первой — для анализа преимуществ международной
 торговли; второй — для понимания тех различий,
 которые вытекают из использования фиксирован-
 ных либо плавающих обменных курсов, а также для
 осознания последствий осуществления международ-
 ных инвестиций и переливов капитала.
 Вот те фундаментальные знания, которые могут
 быть получены из «Экономики». Оставшаяся часть
 экономической науки — в Соединенных Штатах
 это еще 5-7 лет, необходимых для получения степе-
 ни доктора,— цементирует заложенный фундамент.
 Эти годы обучения добавляют профессиональному
 экономисту уверенности, не изменяя, впрочем, сути
 его представлений о том, как функционирует эконо-
 мика.
 Вы вправе задать вопрос о том, относится ли все
 то, что написано в этой книге, к экономике, пере-
 живающей переходный период от централизованно-
 го планирования к рыночной системе Ответ на этот
 вопрос, разумеется, будет утвердительный. Принци-
 пиальные положения о том, что конкурентный ры-
 нок эффективен, что существование монополий
 приводит к искажениям в распределении ресурсов,
 что высокие темпы инфляции оказывают на эконо-
 мику отрицательное воздействие, — все эти поло-
 жения чрезвычайно важны для экономики переход-
 ного периода.
 Все мы имели счастливую возможность побывать
 в России уже после того, как начался процесс ре-
 форм, увидеть вблизи российскую экономику, побе-
 седовать с ведущими российскими политиками и ис-
 следователями. Эти визиты и изучение тех переход-
 ных процессов, которые происходят сегодня в Рос-
 сии и во всей Восточной Европе, очевидно, расшири-
 ли наши представления о роли рынка в экономиче-
 ской жизни. Не существует более наглядного спосо-
 ба оценить значение рынка, чем проанализировать
 то, что происходит в его отсутствии, и взглянуть на
 преобразования в стране в результате его введения.
 Разумеется, начальный курс не в состоянии охва-
 тить все С точки зрения теории переходного перио-
 да наиболее важным элементом, отсутствующим в
 курсе «Экономики», являются вопросы о том, каки-
 ми темпами — с политической точки зрения — мо-
 жет происходить процесс трансформации, а также о
 том, как преодолеть сопротивление кругов, заинтере-
 сованных в торможении реформ. Мы уверены в том,
 что, будучи любознательными и компетентными
 людьми, вы в состоянии самостоятельно ответить на
 значительную часть этих вопросов, наблюдая за по-
 ступательным характером реформы в вашей стране,
 а иногда — и за отступлением от ее курса
 Экономическая теория — это замечательная нау-
 ка и прекрасный предмет для изучения. Абстракт-
 ная в своем анализе, она широко применима на
 практике и чрезвычайно важна в своих приложени-
 ях. Вы начинаете свое изучение экономической тео-
 рии в необычайно значительный исторический мо-
 мент. Имея перед глазами бесчисленное множество
 примеров из реальной жизни, иллюстрирующих изу-
 чаемый материал, вы обладаете дополнительными
 преимуществами. Вы обогатите процесс своего обу-
 чения, если вы попытаетесь не просто заучивать ана-
 литический материал, а постоянно применять этот
 материал к условиям изменяющегося мира, в кото-
 ром вы живете
 Удачи вам в экономической теории и в экономи-
 ческой жизни!
 Стенли Фишер
 Рудигер Дорнбуш
 Ричард Шмалензи
 Кембридж, Массачусетс, апрель 1993 г.
 Предисловие научного редактора
 Предлагаемый читателю учебник для университетов,
 принадлежащий перу ведущих американских уче-
 ных-экономистов, представляет собой введение в
 экономику — одну из тех базовых дисциплин, овла-
 дение которыми необходимо сегодня и бизнесмену,
 и политику, и просто образованному человеку.
 Написанный простым языком, сочетающий стро-
 гость и занимательность, учебник рассчитан на чи-
 тателя, подготовленного в пределах средней школы.
 Тем не менее я предвижу известные сложности при
 его освоении.
 Эти сложности отчасти связаны с разным повсед-
 невным опытом американского и нашего читателя.
 Большинство из нас до сих пор не имело возможно-
 сти встретиться на практике с фирмами, стремящи-
 мися к оптимальному соотношению «цены — объ-
 ем предложения» в условиях совершенной или
 ограниченной конкуренции. Не приходилось нам
 сталкиваться и с государством, строго контролирую-
 щим правила игры. Наконец, наши домашние хо-
 зяйства в основной массе лишь недавно встали пе-
 ред необходимостью осуществлять на основе эконо-
 мических критериев выбор сферы занятости, потре-
 бительской корзины, соотношения между потребле-
 нием и сбережениями и др. Я принимаю стандарт-
 ную ссылку экономистов на принципиально услов-
 ный, модельный характер этих участников рынка.
 Тем не менее очевидно, что для нас эта условность
 значительно выше, чем для среднего студента аме-
 риканского колледжа, на которого сориентирован
 настоящий учебник.
 Другая сложность обусловлена принципиально
 различной ролью формальных знаковых регуляторов,
 которую последние играют в нашей и в развитой
 рыночной цивилизации. Не случайно и в данном, и в
 других руководствах такие феномены, как цены, зар-
 плата, параметры макроэкономического регулирова-
 ния, так часто называются сигналами. На сигналы
 реагируют, изменяя свое экономическоге поведение,
 осуществляя приспособление (adjustment — одно из
 ключевых понятий в книге) к изменившимся усло-
 виям. Заметим, что в рыночной системе эти сигналы,
 во-первых, обращены по большей части ко всем и
 ни к кому конкретно и, во-вторых, имеют в основ-
 ном знаковую, информационную природу. Наш
 опыт проживания в «непосредственно обществен-
 ной» экономике, наоборот, говорит нам о важности
 персональных, конкретных, прямых воздействий в
 форме адресных плановых заданий или налоговых
 льгот и других привилегий, базирующихся на отла-
 женной системе поощрений и наказаний путем из-
 менения режима наделения ресурсами.
 Наконец, третье обстоятельство, которое необхо-
 димо учитывать при изучении данного курса, тесно
 связано с предыдущими двумя и состоит в разности
 оценок роли государства в экономике. С позиций
 сегодняшней российской действительности оценка
 возможных пределов государственного вмешатель-
 ства в экономику в предлагаемом учебнике выгля-
 дит если не наивной, то в значительной мере ро-
 мантичной, отражающей многие надежды целой ис-
 торической эпохи, занявшей большую часть XX а
 Наш опыт, однако, позволил избавиться от многих
 иллюзий относительно возможностей этого институ-
 та. Работая, что называется, на полную мощность,
 не встречая практически никаких препятствий, го-
 сударство в нашей стране с начала века имело все
 шансы продемонстрировать на практике достижи-
 мость результатов, обычно обещаемых сторонника-
 ми государственного вмешательства В этом смысле
 мы, возможно, сталкиваемся с западной цивилиза-
 цией «на встречных курсах». Соответственно реко-
 мендации о способах и границах государственного
 воздействия на экономику требуют тщательного
 анализа, — та степень вмешательства государства,
 которую может себе позволить экономика, насы-
 щенная товарами, квалифицированной рабочей си-
 лой, рыночными регуляторами и создавшая высокий
 уровень благосостояния, для нас может оказаться
 смертельной.
 Все эти обстоятельства, однако, не могут сказать-
 ся на общей оценке данного руководства как книги,
 беспрецедентной по своему значению для экономи-
 ческого образования в стране.
 Профессионализм авторов реализовался не только
 в точном и полном изложении основ современного
 экономического знания, но и в глубоко продуман-
 ной структуре курса, позволяющей изучить основы
 экономической теории и в ряде отношений послу-
 жить практическим руководством для промышлен-
 ников, предпринимателей и политиков.
 К сильным сторонам учебника относится боль-
 шой объем иллюстративного материала. Читатель
 имеет возможность по ходу изучения теории осво-
 ить богатый эмпирический материал. При том, что
 авторы выдержали стиль университетского учебни-
 ка, его отличает постоянная нацеленность на реаль-
 ные проблемы окружающего мира. С этой точки
 Предисловие xxxiii
 зрения чрезвычайно удачной представляется логиче-
 ская конструкция учебника, выбранная авторами.
 Общие понятия, введенные в начале книги, служат
 стержнем, который пронизывает весь излагаемый
 материал, придавая ему методологическую цель-
 ность и позволяя в то же время углубляться в конк-
 ретные области экономического знания.
 Ряд положений в книге заслуживает отдельного
 комментария. В настоящем введении я ограничился
 одним из базовых понятий в микроэкономической
 части учебника и беглым обзором литературы, кото-
 рая может оказаться полезной при изучении макро-
 экономического раздела курса.
 Фундаментальным понятием, играющим ключе-
 вую роль на протяжении всей книги, является по-
 нятие альтернативной стоимости. Учитывая относи-
 тельную новизну этого понятия для нашего читате-
 ля, остановимся на нем чуть подробнее. Но прежде
 необходимо вкратце рассмотреть концепцию огра-
 ниченности и выбора. Вообразим ситуацию, когда
 не существует такого объекта или вида деятельно-
 сти, который, представляя ценность для потребите-

<< Пред.           стр. 7 (из 272)           След. >>

Список литературы по разделу