<< Пред.           стр. 65 (из 272)           След. >>

Список литературы по разделу

 шек производителей). При движении от Q2 к объему выпуска Q0
 общество получает дополнительный излишек в размере плошади
 B. Величина суммарного излишка для потребителей и производи-
 телей максимизируется в точке конкурентного равновесия E
 телей и производителей максимизируется. В услови-
 ях монополии и других форм несовершенной кон-
 куренции величина предложения ограничена, так
 что определенная потребителями ценность благ
 превышает предельные издержки их производства.
 Поскольку сумма излишка для потребителей и про-
 изводителей максимизируется только при конку-
 рентном объеме выпуска, то величина роста прибы-
 ли в результате ограничения выпуска монополиями
 составляет меньшую величину по сравнению со
 снижением излишка для потребителей. Мы подроб-
 но разберем эти вопросы в гл. 11.
 Эффективность и справедливость
 Несмотря на эффективность конкурентных рынков
 и конкурентоспособность сельскохозяйственных
 рынков, правительство США тратит ежегодно мил-
 лиарды долларов на субсидии фермерам посред-
 ством повышенных цен на сельскохозяйственные
 продукты. Аналогичные направления в области эко-
 номической политики существуют во многих других
 странах. Государственные структуры предприни-
 мают эти и другие меры, направленные против гос-
 подства конкурентных рынков, апеллируя к поняти-
 ям справедливости или честности.
 Рассуждая в терминах рис 10-1, не так уж нера-
 зумно предпочесть неэффективную точку С эффек-
 тивным точкам А и В. Если бы конкурентные рынки
 могли обеспечить либо только А, либо только В, то
 было бы трудно прийти в восторг от достоинств
 конкуренции или эффективности. Если бы точка С
 могла быть достигнута только за счет корректировки
 результатов конкуренции (например, путем установ-
 ления контроля над ценами), то общество столкну-
 лось бы с проблемой компромисса между справед-
 ливостью и эффективностью. Как показывает обсуж-
 дение регулирования арендной платы в окне 10-1,
 некоторые проблемы выбора такого рода возникают
 на практике В этих случаях экономисты могут вне-
 сти свой вклад, вычисляя издержки, связанные с до-
 стижением «справедливого» распределения ресурсов,
 и стараясь найти способы снижения этих издержек
 Всегда, когда эффективность по Парето прино-
 сится в жертву честности или ради достижения не-
 которых других благородных целей, выигрыш в дол-
 ларах тех, кому оказывается помощь, оказывается
 меньше, чем издержки тех, кому наносится ущерб,
 так как совокупный излишек при этом не макси-
 мизируется. Экономисты ищут пути сокращения
 чистых издержек достижения таких политических
 целей (разницы между величинами ущерба и выгод
 в денежной форме). После того как чистые издерж-
 ки, связанные с достижением некоторого уровня че-
 стности или любой другой неэкономической цели,
 уже уменьшены, насколько это возможно, требуется
 184 Часть Ъ Спрос, предложение и рынки товаров
 оценочное суждение для решения о том, следует ли
 на них идти. Если, например, чтобы передать 1 долл.
 действительно нуждающемуся, надо затратить за
 счет налогов по меньшей мере 1000 долл., то обще-
 ство вполне могло бы решить, что эти трансферты
 обошлись бы чрезвычайно дорого, хотя они и послу-
 жили бы благородной цели. Это было бы оценочное
 суждение, ведь, как мы заметили выше, не сущест-
 вует научно обоснованного способа установления
 цены справедливости.
 Экономисты могут также внести и другого рода
 вклад в решение этой проблемы. Точка, которая до-
 стигается конкурентной экономикой на границе до-
 стижимой полезности общества, зависит от того,
 кто какими ресурсами владеет. Если всем капита-
 лом общества владеет Диана, механизм конкурен-
 ции даст точку на границе, близкую к точке А на
 рис 10-1; увеличивающаяся доля Марж в капитале
 передвинет исход конкурентного процесса к точке
 В. Если бы существовал способ перераспределения
 ресурсов между индивидами, не влияющий на эф-
 фективность, то тогда конкурентная экономика мог-
 ла бы достичь любого Парето-оптимального распре-
 деления. Этот результат означает, что можно было
 бы найти способы формирования справедливых рас-
 пределений ресурсов, которые были бы также эф-
 фективными. Вовлеченные в процесс разработки
 экономической политики экономисты работают над
 поисками путей достижения этого.
 Обсуждение проблемы регулирования арендной
 платы в окне 10-1 дает пример приложения эконо-
 мической теории благосостояния. Другой вопрос,
 который вы, возможно, имеете в виду, — это во-
 прос о содержании детей. Должно ли общество
 обеспечивать всех работающих матерей услугами
 детских учреждений? Или работающие матери (и
 отцы) должны просто получать налоговые льготы,
 достаточные для оплаты содержания детей? Или об-
 ществу следует игнорировать специфические про-
 блемы работающих родителей? Один из легких от-
 ветов состоит в том, что общество должно обеспе-
 чивать детскими учреждениями всех, кто в них
 нуждается. Но что если издержки дополнительного
 часа содержания детей составляют 39 долл., а рабо-
 тающим матерям он обходится только в 13 долл.?
 Мы не можем просто составить длинный пере-
 чень благ, которые государство «должно» предоста-
 вить, не спрашивая, кто платит. По крайней мере
 мы должны поинтересоваться, совпадает ли пре-
 дельная ценность различных услуг для их получате-
 
 Окно 10-1. Регулирование арендной платы
 Во время второй мировой войны в Соединенных Штатах
 выделялось мало ресурсов для строительства нового
 жилья. К концу войны миллионы солдат, моряков и под-
 водников вернулись домой, женились и стали искать дома
 для жилья. В большинстве крупных городов кривая спро-
 са на жилье резко сдвинулась вправо. Вследствие того что
 предложение жилья в краткосрочном периоде является
 неэластичным, арендная плата необычайно выросла.
 Это как раз то, что и должно происходить в условиях
 совершенной конкуренции. Когда арендная плата высо-
 ка, это означает, что новое жилье высоко оценивается
 потребителями и что строить его прибыльно. Но высо-
 кая арендная плата также обогащает домовладельцев и
 делает квартиросъемщиков более бедными. К концу вто-
 рой мировой войны утвердилось мнение, что поскольку
 многие из новоявленных арендаторов жилья только что
 сражались за свою страну, в то время как домовладель-
 цы не сделали ничего особенно заслуживающего поощ-
 рения, то резкое увеличение арендной платы просто
 несправедливо. Контроль над арендной платой казался
 легким способом восстановления справедливости на
 рынке жилья, и во многих городах были приняты про-
 граммы регулирования арендной платы.
 Контроль за арендной платой представляет собой вве-
 дение потолка арендной платы, которую домовладельцу
 разрешено запрашивать с квартиросъемщика. Краткос-
 рочные последствия установления контроля над аренд-
 ной платой показаны на рис 10О-1а. Как краткосрочная
 в краткосрочном и долгосрочном периодах
 кривая предложения S5, так и краткосрочная кривая
 спроса D5 являются неэластичными. Равновесное значе-
 ние арендной платы на данном рынке в краткосрочном
 периоде равняется P5. Однако с введением контроля до-
 мовладельцам запрещается назначать арендную плату
 выше, чем Рс, и в результате предложение ограничивает-
 ся объемом Q55. Контроль порождает избыточный спрос,
 равный Q05 — Q55, поскольку при цене Рс спрос предъяв-
 ляется на большее количество жилья, чем его предлага-
 ется по этой цене. Если кривые спроса и предложения
 довольно крутые, то этот разрыв не будет достаточно
 большим для тою, чтобы привести к длинным очередям
 людей, ищущих жилье.
 Кто из очереди получит жилье? Действует одно прави-
 ло: кто пришел первым, тот первым и получил. Но зача-
 стую контроль приводит к возникновению черного рын-
 ка, когда те, кто не может получить жилье, дают взятки
 домовладельцам, чтобы их поставили в очереди первыми.
 Черные рынки являются обычным делом всегда, когда
 блага нормированы, будь то еда или одежда в Советском
 Союзе или жилье в Нью-Йорке.
 Установление контроля уменьшает величину излишка
 для производителей. Чистое снижение излишка для про-
 изводителей выражается суммой площадей А и С, из ко-
 торых площадь А представляет собой передачу излишка
 от производителей к потребителям в результате умень-
 шившейся арендной платы, а площадь С представляет
 собой потерю излишка для'производителей в результате
 Глава 10: Невидимая рука: конкуренция и экономическая эффективность 185
 меньшего объема сдаваемого в аренду жилья. Чистый
 прирост излишка для потребителей выражается разни-
 цей между площадью А (уменьшившейся арендной пла-
 той в расчете на имеющееся в наличии жилье) и пло-
 щадью В (потерей излишка на величину предложения
 жилья, которое не выходит на рынок вследствие низкой
 арендной платы). Для того чтобы рассчитать чистые из-
 держки общества в целом, рассмотрим сумму измене-
 ний в величине излишка для потребителей и производи-
 телей. Эта сумма равняется площадям В и С Таким об-
 разом, программа регулирования арендной платы прино-
 сит чистые издержки. Но в то же самое время она допу-
 скает перераспределение в пользу квартиросъемщиков за
 счет домовладельцев в размере площади Л. Такова цена
 достижения «справедливости». Отношение «выгоды-из-
 держки» для процесса регулирования арендной платы —
 это отношение А/(В + Q. Экспериментируя с графика-
 ми спроса и предложения, можно показать, что, когда
 эти кривые являются очень неэластичными, соотноше-
 ние выгод и издержек относительно благоприятно.
 Но соображение о том, что отношение «выгоды-из-
 держки» является благоприятным в краткосрочном пе-
 риоде, не представляется решающим аргументом для
 введения контроля арендной платы. Оно не учитывает
 два момента. Во-первых, на самом деле в интересах
 справедливости, возможно, не требуется, чтобы арендная
 плата была снижена. Кроме всего прочего, некоторые
 квартиросъемщики богаты, а многие домовладельцы —
 нет. Если это реальная забота о благополучии возвраща-
 ющихся с войны ветеранов, то почему просто не дать
 им денег и не позволить тратить их, как они того хотят?
 Может быть, домовладельцы и не заслуживают особен-
 ного внимания, но важно иметь в виду, что их прибыли
 будут недолговечными, если высокая арендная плата,
 обусловленная возросшим спросом, побуждает других
 строить много нового жилья.
 Во-вторых, даже если в интересах справедливости все
 же требуется, чтобы арендная плата была снижена, так
 что общество на самом деле все-таки сталкивается с про-
 блемой компромисса между справедливостью и эффек-
 тивностью, то долгосрочные издержки, связанные с под-
 держанием справедливости, могут оказаться гораздо выше
 краткосрочных издержек. На рис 10О-1Ь показаны дол-
 госрочные последствия введения контроля за арендной
 платой. Долгосрочные кривые спроса (D1) и предложения
 (S1) более эластичны, чем показанные на рис 10О-1а
 краткосрочные кривые. Вследствие этого избыточный
 спрос на арендное жилье Q01 — Q51 намного выше в дол-
 госрочном периоде В долгосрочном периоде домовладель-
 цы имеют гораздо более широкие возможности для со-
 кращения предложения жилья в ответ на уменьшение
 арендной платы, они могут просто не заниматься техни-
 ческим обслуживанием и ремонтом зданий или закрыть
 их. Переданная квартиросъемщикам от домовладельцев
 сумма меньше в силу того, что предложение жилья сокра-
 тилось, а связанные с этой передачей издержки возросли.
 Примечание. Интересный и неожиданный материал о послед-
 ствиях долгосрочной программы регулирования арендной платы
 в Нью-Йорке, подтверждающий вывод о том, что контроль за
 арендной платой приводит к сокращению предложения жилья
 в долгосрочном периоде, см. в: «Urban Decay and Regulatory
 Sprawl», Regulation, September/October 1985.
 
 
 Жилищный фонд
 (а) Краткосрочный париод
 Жилищный фонд
 (b) Долгосрочный период
 РИС. 10О-1. Краткосрочные и долгосрочные последствия регулирования арендной платы. Как в краткосрочном (а), так и
 в долгосрочном (Ь) периоде установление предельной величины арендной платы на уровне Рс обусловливает передачу суммы в раз-
 мере площади А от домовладельцев к потребителям и приводит к чистым потерям для общества в целом, равным сумме площадей
 В и С В долгосрочном периоде переданная сумма меньше, а потери выше, чем в краткосрочном периоде
 186 Часть 2а Спрос, предложение и рынки товаров
 лей с тем, во что обходится обществу их предостав-
 ление. Общество, используя политический механизм,
 может принять решение об обеспечении теми услу-
 гами, для которых предельная выгода оказывается
 достаточно близкой к предельным издержкам. Но
 вследствие ограниченности ресурсов оно должно по
 меньшей мере отдавать себе отчет в затратах на ме-
 ры по обеспечению этих услуг, которые оно пред-
 принимает с позиций справедливости.
 4. Конкуренция в масштабах всей эко-
 номики и эффективность по Парето8
 Теперь от изучения равновесия на отдельно взятом
 конкурентном рынке мы переходим к рассмотре-
 нию общего равновесия в масштабах всей экономи-
 ки, в которой все рынки являются совершенно кон-
 курентными. Наш анализ строится на базе характер-
 ных свойств потребительского поведения и конку-
 рентного предложения, рассмотренных в предыду-
 щих главах. Мы покажем, что, когда потребители
 максимизируют полезность, приравнивая отношения
 предельных полезностей к отношениям цен, а фир-
 мы приравнивают предельные издержки к ценам, с
 которыми они сталкиваются, ресурсы будут распре-
 делены эффективно в масштабах всей экономики.
 Вначале мы рассматриваем потребителей, затем
 производителей и наконец рынки. Мы сравниваем
 требуемые для эффективности по Парето условия с
 условиями максимизации полезности, затем макси-
 мизации прибыли и наконец рыночного равновесия.
 Потребительское поведение и
 эффективность в сфере потребления
 В гл. 6 мы показали, что потребитель, распределяю-
 щий оптимальным образом свой бюджет, прирав-
 нивает отношение предельных полезностей любых
 двух благ к отношению их цен. Таким образом, ес-
 ли мы ограничиваем наше внимание двумя блага-
 ми — яблоками (А) и бананами (В), то каждый ин-
 дивид в экономике устанавливает:
  (2)
 Левая часть равенства (2), представляющая собой
 отношение предельных полезностей, равняется пре-
 дельной норме замещения яблок бананами для по-
 требителя9.
 8 Примечание для преподавателей. Материал данного параграфа более
 сложен, чем материал остальной части главы, и может быть опущен без
 ущерба для потери последовательности изложения.
 9 Эта концепция рассматривается также в приложении к гл. 6.
 0 Предельная норма замещения блага А
 благом В (МВДдо) измеряет, сколько дополни-
 тельных единиц блага В должен получить по-
 требитель в качестве компенсации за отказ от
 1 единицы блага А, или, эквивалентно, от
 скольких единиц блага В отказался бы по-
 требитель, чтобы получить еще 1 единицу бла-
 га А.
 Например, предположим, что MUA/MUB равно 4,
 при этом MUA составляет 20, а ЛШВ составляет 5.
 Отказываясь от одного яблока, потребитель теряет

<< Пред.           стр. 65 (из 272)           След. >>

Список литературы по разделу