<< Пред.           стр. 9 (из 272)           След. >>

Список литературы по разделу

 и дефицит бюджета федерального правитель-
 ства США (расходы минус налоги) в процен-
 тах к совокупному продукту экономики
 США (ВНП) за период с 1971 по 1986 г.
 
 
 облагает некий товар налогом, то его цена возраста-
 ет. Любой экономист может предсказать, что благо-
 приятные погодные условия, способствующие небы-
 валому урожаю пшеницы, приведут к падению цен
 на зерно и сокращению доходов фермеров. Никто
 из экономистов не будет спорить с утверждением,
 что продолжительное и быстрое увеличение денеж-
 ной массы вызовет рост цен.
 Когда экономисты имеют дело с позитивной эко-
 номикой, они ведут себя так же, как ученые других
 областей науки. Как химики или физики, они иног-
 да спорят по поводу отдельных фактов и их интер-
 претации. Например, многие экономисты утвержда-
 ют, что растущий дефицит бюджета приводит к ро-
 сту процентной ставки, другие полагают, что это не
 очевидно. Эти споры получают большую извест-
 ность, чем разногласия физиков по поводу элемен-
 тарных частиц, так как результаты споров, вероят-
 но, окажут влияние на решения правительства, име-
 ющие значение для многих людей. Разногласия та-
 кого рода, как и споры о том, почему вымерли ди-
 нозавры, в принципе могут быть разрешены посред-
 ством дальнейших исследований и доказательств.
 Нобелевская премия присуждается за успехи в раз-
 витии позитивной экономики.
 Наиболее же явные разногласия среди экономи-
 стов связаны с нормативным подходом к экономике.
 О Нормативная экономика предлагает ре-
 цепты действий, основанные на субъективных,
 личных оценочных суждениях; она имеет дело
 с тем, что должно быть.
 Когда экономист (например, женщина) доказывает,
 что растущие подоходные налоги в значительной
 степени снижают инфляцию и в меньшей степени
 увеличивают безработицу, то она формулирует пози-
 тивное утверждение. Если она продолжает свои рас-
 суждения и доказывает, что налоги должны быть
 увеличены, то это нормативное утверждение. Даже
 если другой экономист (например, мужчина) согла-
 сен с первым утверждением, то он может не согла-
 ситься со вторым, если его собственные оценки
 приводят к мысли о том, что снижение инфляции
 гораздо менее важно, чем сдерживание роста безра-
 ботицы. Поскольку экономисты, как и другие люди,
 имеют собственное понятие о справедливости, а
 также о целях и приоритетах общественного разви-
 тия, никакие исследования не помогут устранить
 разногласия по поводу нормативной экономики.
 Для понимания того, что могут сказать экономи-
 сты о проблемах сегодняшнего дня, необходимо
 различать позитивные и нормативные утверждения.
 Два примера помогут проиллюстрировать оба под-
 хода, а также характер проблем, связанных с рас-
 пределением ограниченных ресурсов на альтерна-
 тивные нужды.
 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ В НАЧАЛЕ 1980-Х
 ГОДОВ. На рис 1-1 показаны расходы на оборону
 федерального правительства США с 1972 г.4 Расхо-
 ды на оборону даны в процентах к полной стоимо-
 сти товаров и услуг, произведенных в США (к вало-
 вому национальному продукту, или ВНП) в конк-
 4 В приложении к этой главе содержатся общие сведения о графиках и их
 интерпретации.
 4 Часть 1: Введение
 ретном году5. Доля расходов на оборону в ВНП ста-
 ла снижаться в 1972 г. после завершения войны во
 Вьетнаме и достигла минимума в 1978-1979 гг. Зна-
 чительное наращивание обороноспособности нача-
 лось с 1980 г. К 1986 г. расходы на оборону резко
 возросли и составили 6,6% ВНП США против при-
 мерно 4,5% в конце 1970-х годов.
 Наращивание оборонного потенциала было обус-
 ловлено следующим экономическим решением. Под
 давлением происходящих политических процессов в
 США было принято решение о перераспределении
 начиная с 1979 г. значительной части ограниченных,
 дефицитных ресурсов на нужды обороны и умень-
 шении при этом доли расходов на невоенные цели.
 Ресурсы, затраченные на укрепление обороноспо-
 собности, могли бы быть использованы для произ-
 водства продуктов питания, на исследования в обла-
 сти онкологии, на жилищное строительство или на
 новое оборудование, позволяющее снизить издерж-
 ки производства автомобилей. Вместо этого общест-
 во выбрало укрепление национальной обороноспо-
 собности. Экономисты принимали участие в этом
 решении, делая как позитивные заключения (на
 основе анализа результатов наращивания оборонно-
 го потенциала), так и нормативные (доказывая плю-
 сы и минусы этих результатов).
 Наращивая объемы расходов на оборону, феде-
 ральное правительство сократило долю расходов в
 ВНП на невоенные цели весьма незначительно, в
 результате чего в ВНП возросла доля государствен-
 ных расходов, в целом. Более того, ставки подоход-
 ного налога были снижены, а рост поступлений от
 налогов (основной источник государственных дохо-
 дов) не был столь быстрым, как правительственные
 расходы. Разница между расходами и суммой нало-
 гов — дефицит бюджета федерального правитель-
 ства — достигала в США своего максимального
 уровня за весь послевоенный период. Рисунок 1-1
 показывает дефицит бюджета федерального прави-
 тельства (также выраженный в процентах к ВНП
 США) начиная с 1972 г. Дефицит вырос с 1% ВНП
 в 1979 г. до более чем 5% в 1984 г., обогнав рост
 расходов на оборону.
 Размеры бюджетного дефицита беспокоили мно-
 гих экономистов, а также простых граждан. В 1985 г.
 семеро бывших председателей Совета экономических
 консультантов-экономистов Белого Дома при прези-
 денте США выразили свою обеспокоенность следую-
 щим образом:
 «Несмотря на различия наших взглядов по некоторым
 проблемам, будучи профессиональными экономистами,
 мы придерживаемся единого мнения по поводу серьез-
 5 Точное определение и проблемы измерения ВНП обсуждаются в гл. 2 и
 более подробно в гл. 24.
 неишей опасности, которая в условиях длительного су-
 ществования такого рода дефицита способна завести
 нацию в тупик. Мы самым серьезным образом преду-
 преждаем, что сохранение федерального дефицита в
 предполагаемых масштабах приведет к разрушению
 долговременной жизнеспособности и стабильности на-
 циональной экономики..»
 Это заявление представляет собой смесь позитивно-
 го и нормативного подходов. Содержащиеся в нем
 выводы о возможных последствиях существования
 громадного дефицита являются позитивными, одна-
 ко если их дополнить утверждением о том, что бы-
 ло бы желательно уменьшить размер бюджетного
 дефицита путем повышения налогов или сокраще-
 ния расходов, то это утверждение будет иметь нор-
 мативный характер. К концу данного курса вы буде-
 те в состоянии различать позитивные и норматив-
 ные утверждения. Вы научитесь также судить о том,
 как общество решает вопрос об увеличении затрат
 на оборону и уменьшении затрат на другие нужды,
 и о том, какое значение имеет бюджетный дефицит
 для экономики в целом
 АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ОПЛАТА ТРУДА МОЛОДЕ-
 ЖИ. В США законом запрещено платить занятым
 на большинстве видов работ меньше минимальной
 ставки заработной платы, которая в 1986 г. состав-
 ляла 3,35 долл. в час Минимум заработной платы
 имеет простое обоснование: людям необходимо
 обеспечить приемлемый жизненный уровень, и зар-
 плата, равная 134 долл. в неделю при 40-часовой ра-
 бочей неделе, конечно же, не является чрезмерной.
 Однако почти все экономисты согласны с тем,
 что существование закона о минимуме заработной
 платы в действительности наносит вред некоторым
 из тех, кому он призван был помочь6. Они доказы-
 вают, что установленный законом минимум оплаты
 труда вынуждает предприятия переплачивать неква-
 лифицированным или не имеющим опыта работни-
 кам. Чем выше размер установленного минимума,
 тем меньше число тех, кому удастся найти работу,
 так как фирмы предпочитают в этом случае исполь-
 зовать квалифицированный труд и автоматизиро-
 ванное оборудование. Если уровень минимальной
 оплаты достаточно высок, то немедленно уменьша-
 ется количество имеющихся низкооплачиваемых ра-
 бочих мест. Некоторые из тех, кто согласился бы
 работать за зарплату меньшую, чем размер установ-
 ленного законом минимума, в условиях действия та-
 кого закона не смогут вообще ничего заработать —
 для них просто не будет работы. С точки зрения об-
 щества в целом возникающая вследствие этого без-
 6 Это утверждение разбирается более подробно в гл.16.
 Глава 1: Введение в экономику 5
 работица есть прямая растрата ограниченных тру-
 довых ресурсов.
 В начале 80-х годов администрацией Рейгана бы-
 ло предложено внести изменения в закон о мини-
 муме заработной платы, чтобы реализовать про-
 грамму «альтернативной оплаты труда молодежи».
 Утверждалось, что многие из низкооплачиваемых
 работников являются студентами, которые хотели
 бы работать в летний период, и что (как мы только
 что показали) закон о минимуме зарплаты умень-
 шает количество имеющихся летом рабочих мест и
 создает дополнительные трудности для молодых лю-
 дей, желающих получить практические навыки ра-
 боты. Для решения этой проблемы администрация
 установила специальный летний минимум заработ-
 ной платы, равный 75% узаконенного минимума,
 выплачиваемый только в период с 1 мая по 30 сен-
 тября и только лицам моложе 22 лет. Идея состоя-
 ла в том, чтобы облегчить молодым людям получе-
 ние работы в летний период, не уменьшая вместе с
 тем зарплату, выплачиваемую лицам, работающим
 круглый год.
 Были ли эти изменения благоприятными? Пози-
 тивная экономика может помочь ответить на этот
 вопрос, проанализировав, сколько новых рабочих
 мест в летний период появилось благодаря данной
 программе, как изменился заработок студентов и
 какое воздействие (если оно было) оказала програм-
 ма на других работников. Однако, рассуждая о том,
 следовало ли вообще принимать это предложение,
 необходимо обратиться к нормативному подходу к
 экономике и высказать суждение относительно то-
 го, насколько дополнительные выгоды, полученные
 теми, кому помогли эти изменения, перевесят вы-
 нужденные издержки тех, кому эти изменения на-
 несли ущерб.
 2. Граница производственных
 возможностей
 В этом параграфе вы получите по крайней мере
 приблизительное представление о том, что изучает
 экономика, в частности, позитивная. Для этого вво-
 дится такое важное экономическое понятие, кото-
 рое часто используется в данной книге, как граница
 производственных возможностей, или PPF.
 О Граница производственных возможностей
 (PPF) показывает максимально возможный
 объем производства некоторого конкретного
 товара или вида услуг при заданных ресурсах
 и знаниях, которыми располагает конкретная
 экономика, и заданных объемах производства
 других товаров и услуг.
 Вообразите себе экономику, в которой имеется
 ограниченное количество двух ресурсов — тракто-
 ров и труда, предназначенных для производства лит
 бо продовольствия, либо развлечений, либо того и
 другого вместе. На рис 1-2 показан график PPF для
 этой гипотетической экономики. Для каждого воз-
 можного уровня производства продовольствия PPF
 показывает максимальное количество развлечений,
 которое может быть произведено при имеющихся
 ресурсах. Например, в точке В экономика произво-
 дит 275 т продовольствия. При данном уровне про-
 изводства продовольствия максимально возможное
 количество производства развлечений составляет
 100 единиц.
 Точка А на PPF указывает, что если бы все ресур-
 сы нашей воображаемой экономики были направ-
 лены на производство продовольствия, то его было
 бы произведено 300 т. С другой стороны, если бы
 все ресурсы были направлены на производство раз-
 влечений (тракторы использовались бы, например,
 для увеселительных поездок или путешествий на
 пляж и обратно), то общий объем производства
 развлечений составил бы 400 единиц. На рис. 1-2
 этой ситуации соответствует точка E.
 Модели и реальность
 
 
 В реальной экономической жизни миллионы людей
 100
 400
 200 300
 Развлечения
 РИС 1-2. Граница производственных возможностей. Кри-
 вая, обозначенная PPF, представляет собой границу производ-
 ственных возможности для воображаемой экономики, в которой
 могут производиться только два вида благ — продовольствие и
 развлечения. Для каждого возможного уровня производства раз-
 влечений кривая показывает максимально возможный выпуск
 продовольствия, который может быть произведен в экономике с
 использованием имеющихся в ней ресурсов и знаний. Эта PPF
 является выпуклой вверх, отражая тем самым тот факт, что чем
 выше выпуск развлечений, тем от большего количества продо-
 вольствия надо отказаться для получения любого заданного при-
 роста производства развлечений
 6 Часть 1: Введение
 с различными практическими навыками и способ-
 ностями используют разнообразные инструменты и
 машины для производства миллионов всевозмож-
 ных товаров и услуг. Тогда почему мы должны тра-
 тить время на разговоры о чисто воображаемой и
 нереалистичной экономике, в которой имеется все-
 го два вида затрат и выпуска? Как вы увидите в
 дальнейших главах, экономика по большей части
 имеет дело с анализом моделей именно такого об-
 щего вида, с анализом максимально простых, приду-
 манных экономических ситуаций. Зачем экономи-
 стам это нужно, и какие знания о реальном мире
 они надеются таким образом получить?
 Основная причина работы с простыми моделями
 экономики заключается в том, что реальная эконо-
 мическая жизнь слишком сложна, чтобы проанали-
 зировать ее во всех деталях. Понадобилось бы много
 толстых томов размером с наш, чтобы описать в
 полном объеме, что, как и для кого производится в
 экономике США в любой момент времени. И еще
 больше томов понадобилось бы, чтобы описать все
 возможные альтернативные решения, которые мог-
 ли бы быть приняты предприятиями, потребителя-
 ми и государственными органами власти и управле-
 ния. Чтобы переработать всю информацию, необхо-
 димую для построения реальной PPF экономики
 США в любой момент времени, потребовались бы

<< Пред.           стр. 9 (из 272)           След. >>

Список литературы по разделу