<< Пред.           стр. 12 (из 12)           След. >>

Список литературы по разделу

 Вода поднимается, и в затопленном лесу на каждом поваленном дереве сидят змеи,
 кролики и прочая живность. Река несет всякую всячину, и как-то вечером друзья
 вылавливают отличный плот, а однажды перед рассветом мимо них проплывает
 накренившийся двухэтажный дом, где лежит убитый человек. Джим просит Гека не
 смотреть ему в лицо - уж очень страшно, - зато они набирают массу полезных вещей
 вплоть до деревянной ноги, которая, правда, Джиму мала, а Геку велика.
 Друзья решают ночами спуститься на плоту до Каира, а оттуда по реке Огайо
 подняться пароходом до "свободных штатов", где нет рабовладения. Гек и Джим
 натыкаются на разбитый пароход и еле уносят ноги от бандитской шайки, потом
 теряют друг друга в страшном тумане, но, к счастью, снова отыскивают. Джим
 заранее ликует и взахлеб благодарит "белого джентельмена" Гека, своего
 спасителя: в свободных штатах он, Джим, будет работать день и ночь, чтобы
 выкупить свою семью, а не продадут - так выкраст.
 Дай негру палец - он заберет всю руку: такой низости Гек от Джима не ждал. "Ты
 обокрал бедную мисс уотсон" , - твердит ему
 совесть, и он решается донести на Джима, но в последний миг снова выручает его,
 сочинив, что на плоту лежит его отец, умирающий от черной оспы: нет, видно, он,
 Гек, человек окончательно пропащий. Постепенно до друзей доходит, что они
 прозевали Каир в тумане. Но змеиная кожа этим не довольствуется: в темноте прямо
 по их плоту с треском проходит огнедышащий пароход. Гек успевает поднырнуть под
 тридцатифутовое колесо, но, вынырнув, Джима уже не находит.
 На берегу, рассказав жалобную историю о последовательном вымирании всех своих
 родственников на маленькой ферме в глуши Арканзаса, Гек принят в радушное
 семейство Грэнджерфордов - богатых, красивых и очень рыцарственных южан. Однажды
 во время охоты новый приятель Гека Бак, примерно его ровесник, лет
 тринадцати-четырнадцати, внезапно стреляет из-за кустов в их соседа - молодого
 и красивого Гарни Шепердсона. Оказывается, лет тридцать назад какой-то предок
 Грэнджерфордов неизвестно из-за чего судился с представителем столь же
 рыцарственного рода Шепердсонов. Проигравший, естественно, пошел и застрелил
 недавно ликовавшего соперника, так с тех пор и тянется кровная вражда - то и
 дело кого-нибудь хоронят. Даже в общую церковь Грэнджерфорды и Шепердсоны ездят
 с ружьями, чтобы, держа их под рукой, с большим чувством слушать проповедь о
 братской любви и тому подобной скучище, а потом еще и пресерьезно дискутировать
 на богословские темы.
 Один из местных негров зазывает Гека на болото посмотреть на водяных змей, но,
 дошлепав до сухого островка, внезапно поворачивает обратно, - и на маленькой
 полянке среди плюща Гек видит спящего Джима! Оказывается, в ту роковую ночь Джим
 порядочно ушибся и отстал от Гека (окликнуть его он не смел), но все же сумел
 выследить, куда он пошел. Местные негры носят Джиму еду и даже вернули плот,
 неподалеку зацепившийся за корягу.
 Внезапная гроза - скромница София Грэнджерфорд бежит, как предполагают, с Гарни
 Шепердсоном. Разумеется, рыцари бросаются в погоню - и попадают в засаду. В этот
 день погибают все мужчины, и даже простодушного храброго Бака убивают у Гека на
 глазах. Гек спешит прочь от этого страшного места, но - о ужас! - не находит ни
 Джима, ни плота. К счастью, Джим отзывается на его крик:
 он думал, что Гека "опять убили" и ждал последнего подтверждения. Нет, плот -
 самый лучший дом!
 Река уже разлилась до необъятной ширины. С наступлением темноты можно плыть по
 воле течения, опустив ноги в воду и разговаривая обо всем на свете. Иной раз
 мелькнет огонек на плоту или на шаланде, а иногда даже слышно, как там поют или
 играют на скрипке. Раз или два за ночь мимо проходит пароход, рассыпая из трубы тучи искр, и
 потом волны долго покачивают плот, и ничего не слышно, кроме кваканья лягушек.
 Первые огоньки на берегу - что-то вроде будильника: пора приставать.
 Путешественники прикрывают плот ивовыми и тополевыми ветками, закидывают удочки
 и забираются в воду освежиться, а потом садятся на песчаное дно, где вода по
 колено, и наблюдают, как темная полоса превращается в лес за рекой, как светлеет
 край неба, и река вдали уже не черная, а серая, и по ней плывут черные пятна -
 суда и длинные черные полосы - плоты...
 Как-то перед зарей Гек помогает спастись от погони двум оборванцам - один лет
 семидесяти, лысый с седыми баками, другой лет тридцати. Молодой по ремеслу
 наборщик, но тяготеет к сценической деятельности, не гнушаясь, впрочем, уроками
 пения, френологии и географии. Старик предпочитает наложением рук исцелять
 неизлечимые болезни, ну и молитвенные собрания тоже по его части. Внезапно
 молодой в горестных и высокопарных выражениях признается, что он законный
 наследник герцога Бриджуотерского. Он отвергает утешения тронутых его горем Гека
 и Джима, но готов принять почтительное обращение вроде "милорд" или "ваша
 светлость", а также разного рода мелкие услуги. Старик надувается и немного
 погодя признается, что он наследник французской короны. Его рыдания разрывают
 сердце Гека и Джима, они начинают величать его "ваше величество" и оказывать ему
 еще более пышные почести. Герцог тоже ревнует, но король предлагает ему мировую:
 ведь высокое происхождение не заслуга, а случайность.
 Гек догадывается, что перед ним отпетые мошенники, но даже простодушного Джима в
 это не посвящает. Он плетет новую жалостную историю, будто Джим - последнее его
 имущество, доставшееся от поголовно вымершей и перетонувшей семьи, и они плывут
 ночами потому, что Джима уже пытались у него отнять на том основании, будто он
 беглый. Но разве беглый негр поплывет на Юг! Этот довод убеждает жуликов. Они
 высаживаются в захолустном городке, который кажется вымершим: все ушли в лес на
 молитвенное собрание. Герцог забирается в покинутую без присмотра типографию, а
 король с Геком - вслед за всей округой - отправляются по жаре слушать
 проповедника. Там король, горько рыдая, выдает себя за раскаявшегося пирата с
 Индийского океана и сетует, что ему не на что добраться до своих бывших
 соратников, чтобы тоже обратить их к богу. Приведенные в экстаз слушатели
 собирают в его шляпу восемьдесят семь долларов семьдесят пять центов. Герцог
 тоже успевает набрать несколько платных объявлений, взять деньги за публикацию
 еще нескольких объявлений в газете, а трем желающим оформить льготную
 подписку. Заодно он отпечатывает объявление о двухсотдолларовой награде за
 поимку беглого негра с точными приметами Джима: теперь они смогут плыть днем,
 как будто везут беглеца к хозяину.
 Король и герцог репетируют мешанину из шекспировских трагедий, но "арканзасские
 олухи" не доросли до Шекспира, и герцог развешивает афишу: в зале суда будет
 поставлена захватывающая трагедия "Королевский жираф, или Царственное
 совершенство" - только три представления! И - самыми крупными буквами -
 "женщинам и детям вход воспрещен". Вечером зал битком набит мужчинами. Король
 совершенно голый выбегает на сцену на четвереньках, размалеванный, как радуга,
 и откалывает такие штуки, от которых и корова бы расхохоталась. Но после двух
 повторов представление окончено. Зрители вскакивают бить актеров, но какой-то
 осанистый господин предлагает сначала одурачить своих знакомых, чтобы самим не
 превратиться в посмешище. Лишь на третье представление все являются с тухлыми
 яйцами, гнилой капустой и дохлыми кошками в количестве не менее шестидесяти
 четырех штук. Но жулики ухитряются улизнуть.
 Во всем новом, чрезвычайно респектабельные, они высаживаются в другом городке и
 стороной узнают, что там недавно умер богатый кожевник и сейчас ждут из Англии
 его братьев (один проповедник, другой глухонемой), которым покойник оставил
 письмо с указанием, где спрятана его наличность. Мошенники выдают себя за
 поджидаемых братьев и едва не разоряют юных наследниц, но тут является новая
 пара претендентов, и обоим прохвостам (а заодно и Геку) лишь чудом удается
 избежать суда Линча - снова без гроша в кармане.
 И тогда негодяи за сорок долларов продают Джима простодушному фермеру Сайласу
 Фелпсу - вместе с объявлением, по которому, якобы, можно получить двести
 долларов. Гек отправляется на выручку, и - Америка очень тесная страна - миссис
 Салли Фелпс принимает его за своего племянника Тома Сойера, которого ждут в
 гости. Появившийся Том, перехваченный Геком, выдает себя за Сида. Они узнают,
 что после рассказа Джима готовится расправа над постановщиками "Королевского
 жирафа", но предупредить несчастных прохвостов не успевают - их уже везут
 верхом на шесте, два страшных комка из дегтя и перьев. И Гек решает больше не
 поминать их злом.
 Освободить Джима, запертого в сарае, ничего не стоит, но Том стремится всячески
 театрализовать процедуру, чтобы все было, как у самых знаменитых узников, -
 вплоть до анонимных писем, предупреждающих о побеге. В итоге Том получает пулю
 в ногу, а Джим, не пожелавший оставить раненого, снова оказывается в цепях.
 Только тогда Том раскрывает, что Джим уже два месяца свободен по завещанию раскаявшейся мисс уотсон. Заодно Гек узнает от Джима, что убитый в
 плавучем доме был его отец. Геку больше ничто не угрожает - только вот тетя
 Салли намеревается взять его на воспитание. Так что лучше, пожалуй, удрать на
 Индейскую территорию.
 Янки из Коннектикута при дворе короля Артура (A Connecticut yankee in King Arthur's court)
 Роман (1889)
 Типичный деловой янки конца XIX в., умеющий сделать любую вещь на свете, получив
 во время стычки у себя на заводе удар ломом по черепу, попадает из
 промышленного штата Коннектикут в эпоху короля Артура - скорее, героя многих
 рыцарских романов, чем реального короля бриттов, на рубеже V - VI вв. нашей эры
 боровшегося с англосаксами. Оторопевшего янки берет в плен рыцарь, которого
 наш герой вначале принимает за сумасшедшего, а замок Артура Камелот за
 сумасшедший дом. Глава пажей Кларенс, смешливый хорошенький мальчик в ярко
 красных штанах, похожих на раздвоенную морковку, мимоходом сообщает ему, что
 сейчас 19 июня 528 г. В смятении янки припоминают, что в этом случае через два
 дня должно состояться полное затмение, а его в том году, из которого он прибыл,
 быть не должно.
 Янки приводят в огромный зал с дубовым столом величиной в цирковую арену, вокруг
 которого в ярких диковинных одеждах сидит множество мужчин, пьющих из цельных
 бычьих рогов и закусывающих мясом прямо с бычьих же костей, которых дожидается
 свора псов, то и дело бросающихся в драку из-за добычи - к общему восторгу
 присутствующих. Ослепительно ярко одетые женщины располагаются на галерее -
 напротив музыкантов.
 В промежутках между собачьими драками рыцари, очень дружелюбные и внимательные
 друг к другу, занимаются тем, что чудовищно врут о своих воинских подвигах и
 столь же простодушно выслушивают чужое вранье. Очевидно, врагов своих они
 истребляют не из злобы и не из корыстных помыслов, а исключительно из любви к
 славе.
 Пленивший нашего янки сэр Кэй приговаривает его к смерти, однако всех смущает
 его странный, скорее всего, заколдованный костюм, но знаменитый придворный
 чародей, старец Мерлин, советует его раздеть - и нагота героя снова смущает лишь его одного. Янки выдает себя за
 еще более могущественного чародея и, уже возведенный на костер, велит солнцу
 погаснуть, а потом, воспользовавшись общим ужасом, возвращает солнце в обмен на
 сан бессменного министра, облеченного всей полнотой исполнительной власти.
 Быстро выясняется, что шелковые и бархатные наряды очень непрактичны, а
 истинного комфорта лишены даже министры - вместе с мылом, свечами, зеркалами,
 телефоном, газом... С изящным искусством тоже обстоит неважно - ни одной
 цветной рекламы страховой компании на стене. Зато слава! И бешеная зависть
 старикашки Мерлина, распространяющего слухи о чародейском бессилии своего
 конкурента. С помощью Кларенса и нескольких оружейников янки изготавливает
 порядочную порцию пороха и громоотвод, а затем в ближайшую грозу уничтожает
 "небесным огнем" башню Мерлина:
 "волшебство науки" оказывается сильнее устаревших чар.
 Престиж янки поднимается еще выше, и все же неизмеримо более могущественной
 остается власть церкви, и вообще, нация не умеет по-настоящему ценить никакие
 доблести, если они не подкреплены павлиньей родословной. В конце концов янки
 получает от народа единственный в стране титул "Хозяин", что не мешает графам и
 герцогам смотреть на него свысока. Правда, сэр Саграмор Желанный удостоивает его
 вызова на поединок из-за случайного недоразумения. Сам поединок откладывается на
 три-четыре года, покуда сэр Саграмор вернется из очередного странствия в
 поисках святого Грааля - кубка, в который, по преданию, когда-то была собрана
 кровь Христа.
 В отпущенное время янки спешит построить цивилизацию - сначала идет бюро
 патентов, затем школьная сеть, а затем газета; только газета способна поднять из
 гроба мертвую нацию. В тихих уголках возникают ростки будущих промышленных
 предприятий, куда специальные агенты собирают способных молодых людей. В этих
 уголках учат еще и свободомыслию, подкапывающемуся под рыцарство и церковь. При
 этом янки насаждает не атеизм, а систему свободных протестантских конгрегаций,
 чтобы каждый мог выбрать себе религию по душе. Электрическая цивилизация с
 телеграфом и телефоном разрастается в подполье, как раскаленная лава в недрах
 потухшего вулкана. Людей, сохранивших достоинство, склонных к самостоятельному
 мышлению, Хозяин самолично отправляет на фабрику Людей.
 Но его бурную деятельность прерывает нелепая история: ко двору Артура является
 никому не известная Алисандра ля Картелуаз (впоследствии переименованная
 Хозяином в Сэнди) и рассказывает, что ее госпожа и еще сорок четыре прекрасных
 девы заточены в мрачный замок трех одноглазых, зато четвероруких великанов.
 Честь освободить прекрасных пленниц Артур предоставляет мысленно чертыхающемуся янки. В сопровождении Сэнди янки отправляется на поиски, ибо о картах
 здесь не имеют понятия. Он переносит неисчислимые неудобства, путешествуя в
 панцире, когда невозможно ни высморкаться, ни почесаться, ни самостоятельно
 забраться на лошадь, и тем не менее берет в плен и отправляет ко двору
 нескольких рыцарей, перепуганных клубами дыма из его трубки, который янки
 выпускает через забрало.
 Слушая болтовню Сэнди, он с грустью вспоминает "телефонную барышню", которую
 любил в прежней жизни: какое счастье было утром сказать в трубку: "Алло,
 центральная!" только затем, чтобы услышать ее голос: "Алло, Хэнк!" И все же
 приятно встретить в пути своего торгового агента - странствующего рыцаря с
 объявлениями на груди и спине: "Мыло Персиммонса! Все примадонны моются этим
 мылом!" Производство мыла растет, несмотря на ужасную вонь, от которой король
 однажды чуть не падает в обморок, а самый знаменитый рыцарь Ланселот только
 ходит по крыше и ругается, не считаясь с присутствием дам.
 Не менее приятно встретить и рыцаря, рекламирующего зубные щетки, который
 преследует обманувшего его коллегу, распространяющего политуру для печей.
 Наконец странники добираются до замка, который за это время силой злых чар
 оказался превращенным в свиной хлев, великаны в пастухов, а прекрасные пленницы
 в свиней. Купить все стадо оптом оказалось делом нетрудным - гораздо сложнее
 было, не снимая лат и соблюдая изысканную вежливость, препроводить пленниц до
 ночлега, разместив их конечно же в доме: янки никогда еще ничего подобного не
 нюхал! К счастью, удается сдать свиней на руки слугам, чтобы те под присмотром
 дожидались своих друзей со всех концов земли. Но, к сожалению, отделаться от не
 в меру разговорчивой Сэнди ему не удается - ее должен отбить в поединке
 какой-нибудь другой рыцарь.
 Янки встречает ужасные картины рабства, но хочет его искоренить руками народа,
 пока что поразительно равнодушного к страданиям рабов. Затем он узнает, что
 неподалеку, в Долине святости, иссяк чудодейственный источник и Мерлин уже три
 дня усиленно колдует над ним, но впустую. Янки обнаруживает, что святому колодцу
 нужен обычный ремонт, и восстанавливает его, но для большего эффекта обставляет
 пуск воды такими пиротехническими эффектами, что Мерлина отправляют домой на
 носилках. Новые газеты изображают событие в столь развязном арканзасском стиле,
 что даже Хозяина коробит.
 В его отсутствие король берется воплощать идею об экзамене на офицерский чин, и
 главным требованием оказывается родовитость.
 Но Хозяин находит выход: составить для знатной молодежи особый полк Его
 Величества, наделенный всевозможными привилегиями, а уж остальные части армии
 составить из более заурядных материалов и требовать от них знаний и дисциплины,
 раз уж другие доблести им недоступны. Янки даже додумывается сделать службу в
 придворном полку настолько престижной, что во имя ее члены королевского дома
 должны отказываться от пользования специальным королевским фондом. Это сулит
 заметное облегчение для государственного казначейства.
 Чтобы ближе ознакомиться с жизнью простонародья, янки намеревается отправиться
 в путешествие по стране, переодевшись свободным простолюдином. Король в
 восторге от этой идеи, увязывается вместе с ним. Путникам доставляет массу
 хлопот и опасностей гордая осанка короля; однажды Хозяин буквально спасает его
 от разъяренных его бранью рыцарей, бросив под копыта их коней динамитную бомбу.
 Король под руководством Хозяина пытается овладеть покорной осанкой, но ему не
 хватает главного учителя - безнадежных забот. Зато король удивительно
 благородно ведет себя, столкнувшись с черной оспой! И вместе с тем даже в самых
 вопиющих случаях он становится на сторону знатных против незнатных.
 Попадающееся им по пути простонародье проявляет в беседах удручающую
 непонятливость и забитость, но встречаются и проявления чувства справедливости,
 готовности на жертву во имя близких; любой народ, думает янки, способен создать
 республику, даже такой угнетенный, как русский, и такой робкий и нерешительный,
 как немецкий.
 В конце концов, несмотря на отвагу короля, их с Хозяином незаконным образом
 продают в рабство с публичного торга, причем короля как будто больше всего
 оскорбляет то обстоятельство, что за министра дали девять долларов, а за него
 только семь. Работорговец быстро смекает, что "чванство" короля (янки умоляет
 короля не говорить о своем королевском звании, чтобы не погубить их обоих)
 отталкивает покупателей, и принимается выбивать из него гордый дух. Но,
 несмотря на все истязания, король остается несломленным. Пытаясь освободиться,
 янки и король едва не попадают на виселицу, но их спасает отряд рыцарей на
 велосипедах, вовремя вызванный по телефону Хозяином.
 Тем временем вернувшийся сэр Саграмор затевает поединок, и янки, несмотря на все
 ухищрения Мерлина, убивает Саграмора выстрелом из никем здесь не виденного
 револьвера. В продолжение своих побед он вызывает на бой все странствующее
 рыцарство. Пятьсот всадников несутся на него, но несколько выстрелов, каждый
 раз выбивающих по седоку, оказывается достаточно, чтобы обратить эту лавину в
 бегство.
 Странствующее рыцарство как институт погибает. Начинается триумфальное шествие
 цивилизации. Графы и герцоги становятся железнодорожными кондукторами,
 странствующие рыцари - коммивояжерами, янки уже планирует сменить турниры на
 состязания по бейсболу. Янки женится на Сэнди и находит, что она сокровище.
 Слыша, как во сне он часто повторяет "Алло, центральная!", она решает, что он
 твердит имя своей бывшей возлюбленной, и великодушно дает это имя родившейся у
 них дочери.
 И тут, воспользовавшись ею же подстроенной отлучкой Хозяина, церковь наносит
 удар - отлучение: даже похороны проходят без участия священника. Отлучению
 сопутствует гражданская смута. Сэр Ланселот, крупный биржевик, умелыми
 махинациями обдирает как липку других держателей железнодорожных акций, в том
 числе двух племянников короля. В отместку те открывают Артуру глаза на давнюю
 связь его супруги Гиневры с Ланселотом. Во время развязавшейся войны король
 погибает, а церковь заодно с его убийцей отлучает и Хозяина.
 Укрепившись в старой Мерлиновой пещере, Хозяин с верным Клареноом и еще
 пятьюдесятью двумя юношами дает бой "всей Англии" , ибо, пока он жив, церковь
 не снимет отлучения. При помощи динамита и артиллерии Хозяин уничтожает
 рыцарский авангард огромной армии, но и сам получает удар кинжалом от раненого
 рыцаря, которому он пытается помочь. Пока он выздоравливает, начинается
 эпидемия от разложения тысяч трупов. Мерлин, чисто выбритый, является в пещеру
 под видом одинокой старухи и при помощи каких-то манипуляций усыпляет Хозяина
 на тринадцать веков.
 Возвращенный в прежнюю эпоху, Хозяин умирает, повторяя в бреду имена Сэнди и
 Алло-Центральной.
 
 

<< Пред.           стр. 12 (из 12)           След. >>

Список литературы по разделу