<< Пред.           стр. 6 (из 12)           След. >>

Список литературы по разделу

 священник хотел показать им островок, на котором находится их приют. Именно
 поэтому он привел их поближе к берегу моря. "Нельзя вечно дожидаться солнца под
 сводами дортуара", - говорил он Слепые пытаются определить время суток.
 Некоторым из них кажется, что они чувствуют лунный свет, ощущают присутствие
 звезд Наименее чуткими оказываются слепорожденные ("Я слышу только наше дыхание
 <...> Я никогда не чувствовал их", - замечает один из них). Слепым хочется
 вернуться в приют. Слышится далекий бой часов - двенадцать ударов, но полночь
 это или полдень, слепые понять не могут. Ночные птицы злорадно хлопают крыльями
 над их головами. Один из слепых предлагает, если священник не придет,
 возвращаться в приют, ориентируясь по шуму протекающей невдалеке большой реки.
 Другие собираются ждать, не трогаясь с места. Слепые рассказывают друг другу,
 откуда кто приехал на остров, юная слепая вспоминает свою далекую родину,
 солнце, горы, необыкновенные цветы. ("У меня нет воспоминаний", - говорит
 слепорожденный.) Налетает ветер. Ворохами сыплются листья. Слепым кажется, что
 кто-то касается их. Их охватывает страх. Юная слепая ощущает запах цветов. Это
 асфодели - символ царства мертвых. Одному из слепых удается сорвать несколько,
 и юная слепая вплетает их себе в волосы. Слышится ветер и грохот волн о
 прибрежные скалы. Сквозь этот шум слепые улавливают звук чьих-то
 приближающихся шагов Это приютская собака. Она тащит одного из слепых к
 неподвижному священнику и останавливается. Слепые понимают, что среди них
 мертвец, но не сразу выясняют, кто это. Женщины, плача, становятся на колени и
 молятся за священника. Самая старая слепая упрекает тех, кто жаловался и не
 хотел идти вперед, в том, что это они замучили священника. Собака не отходит от
 трупа. Слепые берутся за руки. Вихрь крутит сухие листья. Юная слепая различает
 чьи-то далекие шаги. Крупными хлопьями падает снег. Шаги приближаются. Ребенок
 помешанной начинает плакать. Юная слепая берет его на руки и поднимает, чтобы он
 увидел, кто идет к ним. Шаги приближаются, слышно, как под чьими-то ногами
 шуршат листья, слышен шорох платья. Шаги останавливаются рядом с группой слепых
 "Кто ты?" - задает вопрос юная слепая. Ответа нет. "О, смилуйся над нами!" -
 восклицает самая старая. Снова молчание. Затем раздается отчаянный крик ребенка.
 Синяя птица (L'oiseau bleu)
 Феерия (1908)
 Канун Рождества. Дети дровосека, Тильтиль и Митиль, спят в своих кроватках.
 Вдруг они просыпаются. Привлеченные звуками музыки, дети подбегают к окну и
 смотрят на рождественское празднество в богатом доме напротив. Слышится стук в
 дверь. Появляется старушонка в зеленом платье и красном чепце. Она горбата,
 хрома, одноглаза, нос крючком, ходит с палочкой. Это Фея Берилюна. Она велит
 детям отправиться на поиски Синей Птицы, Ее раздражает, что дети не различают
 вещей очевидных. "Надо быть смелым, чтобы видеть скрытое", - говорит Берилюна и
 дает Тильтилю зеленую шапочку с алмазом, повернув который человек может увидеть
 "душу вещей". Как только Тильтиль надевает шапочку и поворачивает алмаз, все
 окружающее чудесно преображается: старая колдунья превращается в сказочную
 принцессу, бедная обстановка хижины оживает. Появляются Души Часов, Души
 Караваев, Огонь предстает в виде стремительно двигающегося человека в красном
 трико. Пес и Кошка тоже приобретают человеческий облик, но остаются в масках
 бульдога и кошки. Пес, обретя возможность облечь свои чувства в слова, с
 восторженными криками "Мое маленькое божество!" прыгает вокруг Тильтиля. Кошка
 жеманно и недоверчиво протягивает руку Митиль. Из крана начинает бить сверкающим
 фонтаном вода, а из ее потоков появляется девушка с распущенными волосами, в как
 бы струящихся одеждах. Она немедленно вступает в схватку с Огнем. Это Душа Воды.
 Со стола падает кувшин, и из разлитого молока поднимается
 белая фигура. Это робкая и стыдливая Душа Молока. Из сахарной головы, разорвав
 синюю обертку, выходит слащавое фальшивое существо в синей с белым одежде. Это
 Душа Сахара. Пламя упавшей лампы мгновенно превращается в светозарную девушку
 несравненной красоты под сверкающим прозрачным покрывалом. Это Душа Света.
 Раздается сильный стук в дверь. Тильтиль в испуге поворачивает алмаз слишком
 быстро, стены хижины меркнут, Фея вновь становится старухой, а Огонь, Хлеб,
 Вода, Сахар, Душа Света, Пес и Кошка не успевают вернуться назад, в Молчание,
 фея приказывает им сопровождать детей в поисках Синей Птицы, предрекая им гибель
 в конце путешествия. Все, кроме Души Света и Пса, не хотят идти. Тем не менее,
 пообещав подобрать каждому подходящий наряд, фея уводит их всех через окно. И
 заглянувшие в дверь Мать Тиль и Отец Тиль видят только мирно спящих детей.
 Во дворце Феи Берилюны, переодевшись в роскошные сказочные костюмы, души
 животных и предметов пытаются составить заговор против детей. Возглавляет их
 Кошка. Она напоминает всем, что раньше, "до человека", которого она именует
 "деспотом", все были свободны, и высказывает опасение, что, завладев Синей
 Птицей, человек постигнет Душу Вещей, Животных и Стихий и окончательно
 поработит их. Пес яростно возражает. При появлении Феи, детей и Души Света все
 затихает. Кошка лицемерно жалуется на Пса, и тому попадает от Тильтиля. Перед
 дальней дорогой, чтобы покормить детей, Хлеб отрезает от своего брюха два ломтя,
 а Сахар отламывает для них свои пальцы (которые тут же отрастают вновь, поэтому
 у Сахара всегда чистые руки). Прежде всего Тильтилю и Митиль предстоит посетить
 Страну Воспоминаний, куда они должны отправиться одни, без сопровождения. Там
 Тильтиль и Митиль гостят у покойных дедушки и бабушки, там же они видят и своих
 умерших братцев и сестриц. Оказывается, что умершие как бы погружены в сон, а
 когда близкие вспоминают о них, пробуждаются. Повозившись с младшими детьми,
 пообедав вместе со всем семейством, Тильтиль и Митиль торопятся уйти, чтобы не
 опоздать на встречу с Душой Света. По просьбе детей дедушка с бабушкой отдают им
 дрозда, который показался им совершенно синим. Но когда Тильтиль и Митиль
 покидают Страну Воспоминаний, птица становится черной.
 Во дворце Ночи первой оказывается Кошка, чтобы предупредить хозяйку о грозящей
 опасности - приходе Тильтиля и Митиль. Ночь не может запретить человеку
 распахнуть врата ее тайн. Кошке и Ночи остается только надеяться, что человек не
 поймает настоящую Синюю Птицу, ту, что не боится дневного света. Появляются дети
 в сопровождении Пса, Хлеба и Сахара. Ночь пытается сначала обмануть, потом
 запугать Тильтиля и не дать ему ключ, открывающий все двери в ее дворце. Но Тильтиль поочередно открывает двери. Из-за одной выскальзывают несколько нестрашных Призраков, из-за другой, где находятся
 болезни, успевает выбежать Насморк, из-за третьей чуть не вырываются на свободу
 войны. Затем Тильтиль открывает дверь, за которой Ночь хранит лишние Звезды,
 свои любимые Ароматы, Блуждающие Огни, Светляков, Росу, Соловьиное Пение.
 Следующую, большую среднюю дверь, Ночь не советует отпирать, предупреждая, что
 за ней кроются видения настолько грозные, что не имеют даже названия. Спутники
 Тильтиля - все, кроме Пса, - в испуге прячутся. Тильтиль и Пес, борясь с
 собственным страхом, открывают дверь, за которой оказывается дивной красоты сад
 - сад мечты и ночного света, где среди звезд и планет без устали порхают
 волшебные синие птицы. Тильтиль зовет своих спутников, и, поймав каждый по
 нескольку синих птиц, они выходят из сада. Но вскоре пойманные птицы погибают -
 дети не сумели обнаружить ту единственную Синюю Птицу, что выносит свет дня.
 Лес. Входит Кошка, здоровается с деревьями, разговаривает с ними. Натравливает
 их на детей. Деревьям есть за что не любить сына дровосека. И вот Тильтиль
 повержен наземь, а Пес еле освободился от пут Плюща, он пытается защитить
 хозяина. Оба они на волосок от гибели, и лишь вмешательство Души Света, которая
 велит Тильтилю повернуть алмаз на шапочке, чтобы погрузить деревья в мрак и
 молчание, спасает их. Кошке удается скрыть свою причастность к бунту.
 Дети ищут Синюю Птицу на кладбище. В полночь Тильтиль со страхом поворачивает
 алмаз, могилы разверзаются, и из них появляются целые снопы призрачных,
 волшебно прекрасных белых цветов. Птицы поют восторженные гимны Солнцу и Жизни.
 "Где же мертвые?.. - Мертвых нет..." - обмениваются репликами Тильтиль и
 Митиль.
 В поисках Синей Птицы дети со своим эскортом оказываются в Садах Блаженств.
 Тучные Блаженства едва не втягивают Тильтиля и его спутников в свои оргии, но
 мальчик поворачивает алмаз, и становится видно, насколько Тучные Блаженства
 жалки и безобразны. Появляются домашние Блаженства, которых поражает, что
 Тильтиль не подозревает об их существовании. Это Блаженство Быть Здоровым,
 Блаженство Любить Родителей, Блаженство Голубого Неба, Блаженство Солнечных
 Дней, Блаженство Видеть Зажигающиеся Звезды. Они посылают самое быстроногое
 Блаженство Бегать По Росе Босиком известить о приходе детей Великие Радости, и
 вскоре появляются высокие прекрасные ангелоподобные существа в блистающих
 одеждах, Среди них Великая Радость Быть Справедливым, Радость Быть Добрым,
 Радость Понимать и самая чистая Радость Материнской Любви.
 Она кажется детям похожей на их мать, только гораздо красивее... Материнская
 Любовь утверждает, что дома она такая же, но с закрытыми глазами ничего нельзя
 увидеть. Узнав, что детей привела Душа Света, Материнская Любовь созывает другие
 Великие Радости, и они приветствуют Душу Света как свою владычицу. Великие
 Радости просят Душу Света откинуть покрывало, которое еще скрывает непознанные
 Истины и Блаженства. Но Душа Света, исполняя приказ своего Повелителя, лишь
 плотнее закутывается в покрывало, говоря, что час еще не настал, и обещая прийти
 когда-нибудь открыто и смело. Обнявшись на прощание, она расстается с Великими
 Радостями.
 Тильтиль и Митиль в сопровождении Души Света оказываются в Лазоревом дворце
 Царства Будущего. К ним сбегаются Лазоревые Дети. Это дети, которые когда-нибудь
 родятся на Земле. Но на Землю нельзя прийти с пустыми руками, и каждый из детей
 собирается принести туда какое-нибудь свое изобретение: Машину Счастья,
 тридцать три способа продления жизни, два преступления, летающую по воздуху
 машину без крыльев. Один из малышей - удивительный садовник, выращивающий
 необыкновенные маргаритки и огромный виноград, другой - Король Девяти Планет,
 еще один призван уничтожить на Земле Несправедливость. Двое лазоревых детишек
 стоят, обнявшись. Это влюбленные. Они не могут наглядеться друг на друга и
 беспрерывно целуются и прощаются, потому что на Земле окажутся разделены
 столетиями. Здесь же Тильтиль и Митиль встречают своего братика, который вскоре
 должен появиться на свет. Занимается Заря - час, когда рождаются дети.
 Появляется бородатый старик Время, с косой и песочными часами. Он забирает тех,
 кто должен вот-вот родиться, на корабль. Корабль, который везет их на Землю,
 проплывает и скрывается. Доносится далекое пение - это поют Матери, встречающие
 детей. Время в изумлении и гневе замечает Тильтиля, Митиль и Душу Света. Они
 спасаются от него, повернув алмаз. Под покрывалом Душа Света прячет Синюю Птицу.
 У ограды с зеленой калиткой - Тильтиль не сразу узнает родной дом - дети
 расстаются со своими спутниками. Хлеб возвращает Тильтилю клетку для Синей
 Птицы, так и оставшуюся пустой. "Синяя Птица, по-видимому, или вовсе не
 существует, или меняет окраску, как только ее сажают в клетку..." - говорит Душа
 Света. Души Предметов и Животных прощаются с детьми. Огонь чуть не обжигает их
 бурными ласками, Вода журчит прощальные речи, Сахар произносит фальшивые и
 слащавые слова. Пес порывисто бросается к детям, его ужасает мысль о том, что он
 не сможет больше говорить со своим обожаемым хозяином. Дети уговаривают Душу
 Света остаться с ними, но это не в ее власти. Она может лишь пообещать им
 быть с ними "в каждом скользящем лунном луче, в каждой ласково глядящей <...>
 звездочке, в каждой занимающейся заре, в каждой зажженной лампе", в каждом их
 чистом и ясном помысле. Бьет восемь часов. Калитка приотворяется и тотчас же
 захлопывается за детьми.
 Хижина дровосека волшебно преобразилась - все здесь стало новее, радостнее.
 Ликующий дневной свет пробивается в щели запертых ставен. Тильтиль и Митиль
 сладко спят в своих кроватках. Мать Тиль приходит будить их. Дети начинают
 рассказывать об увиденном во время путешествия, и их речи пугают мать. Она
 посылает отца за доктором. Но тут появляется Соседка Берленго, очень похожая на
 фею Берилюну. Тильтиль начинает объяснять ей, что не сумел найти Синюю Птицу.
 Соседка догадывается, что детям что-то пригрезилось, возможно, когда они спали,
 на них падал лунный свет. Сама же она рассказывает о своей внучке - девочка
 нездорова, не встает, доктор говорит - нервы... Мать уговаривает Тильтиля
 подарить девочке горлицу, о которой та мечтает. Тильтиль смотрит на горлицу, и
 та кажется ему Синей Птицей. Он отдает клетку с птицей соседке. Дети новыми
 глазами видят родной дом и то, что в нем находится, - хлеб, воду, огонь, кошку и
 пса. Раздается стук в дверь, и входит Соседка Берленго с белокурой
 необыкновенно красивой Девочкой. Девочка прижимает к груди горлицу Тильтиля.
 Тильтилю и Митиль соседская внучка кажется похожей на Душу Света. Тильтиль хочет
 объяснить Девочке, как кормить горлицу, но птица, воспользовавшись моментом,
 улетает. Девочка в отчаянии плачет, а Тильтиль обещает ей поймать птицу. Затем
 он обращается к зрителям: "Мы вас очень просим: если кто-нибудь из вас ее
 найдет, то пусть принесет нам - она нужна нам для того, чтобы стать счастливыми
 в будущем..."
 Генрик Ибсен
 Пер Гюнт (Peer Gynt)
 Драматическая поэма (1867)
 Действие поэмы охватывает время от начала до 60-х гг. XIX в. и происходит в
 Норвегии (в Гудбраннской долине и окрестных горах), на марокканском побережье
 Средиземного моря, в пустыне Сахара, в сумасшедшем доме в Каире, на море и снова
 в Норвегии, на родине героя.
 Молодой деревенский парень Пер Гюнт дурачится, обманывая мать Осе. Он
 рассказывает ей историю об охоте на прыткого оленя. Раненый олень взвивается с
 оседлавшим его Пером на вершину хребта, а потом прыгает с высоты в кристально
 чистое, как зеркало, озеро, устремляясь к собственному отражению. Затаив
 дыхание, Осе слушает. Она не сразу спохватывается: эту историю она знает - Пер
 лишь слегка переиначил старинное предание, примерив его на себя. Порванная
 одежда сына объясняется другим - он подрался с кузнецом Аслаком. Задирают Пера
 окрестные парни часто: он любит пофантазировать, а в мечтах видит себя героем
 сказок или легенд - принцем или королем, окружающие же считают его истории
 пустым хвастовством и вздором. Вообще, Пер слишком заносчив! Еще бы, ведь он -
 сын капитана, пусть даже спившегося, промотавшего состояние и бросившего семью.
 И еще одно - Пер нравится девушкам. По этому поводу мать сетует: что бы ему не
 жениться на Ингрид, дочери богатого хуторянина? Тогда бы были у них и земля, и
 поместье! А ведь Ингрид заглядывалась на Пера. Жаль! Как раз вечером играют ее
 свадьбу, Ингрид выходит замуж за Маса Мона.
 За Маса Мона? Тюфяка и простофилю? Этому не бывать! Пер идет на свадьбу! Пытаясь
 отговорить сына, Осе угрожает - она пойдет с сыном и перед всеми его ославит!
 Ах, так! Пер, смеясь и играючи, сажает мать на крышу чужого дома: пусть посидит
 тут, покуда ее не снимут, а он пока сходит на праздник.
 На свадьбе незваного гостя встречают в штыки. Девушки не идут танцевать с ним.
 Пер сразу отличает среди них Сольвейг, дочь крес-
 тьянина-сектанта из переселенцев. Она так прекрасна, чиста и скромна, что даже
 ему, лихому парню, боязно к ней подступиться. Пер приглашает Сольвейг несколько
 раз, но всякий раз получает отказ. В конце концов девушка признается ему: ей
 стыдно идти с подвыпившим. Кроме того, она не хочет огорчать родителей: строгие
 правила их религии ни для кого исключений не делают. Пер огорчен.
 Воспользовавшись моментом, парни предлагают ему выпить, чтобы потом над ним
 посмеяться. Пера к тому же злит и раззадоривает неумеха жених, не знающий, как
 надо обращаться с невестой... Неожиданно даже для самого себя Пер хватает
 невесту под мышку и, "как свинью", по выражению одного из гостей, уносит ее в
 горы.
 Страстный порыв Пера недолог, он почти сразу отпускает Ингрид на все четыре
 стороны: ей далеко до Сольвейг! Разъяренная Ингрид уходит, а на Пера устраивают
 облаву. Он прячется в глубине леса, где его привечают три пастушки, отвергающие
 ради его любви своих дружков-троллей. Здесь наутро Пер встречает Женщину в
 Зеленом Плаще, дочь Доврского короля - правителя обитающей в лесу нечисти -
 троллей, кобольдов, леших и ведьм. Пер хочет Женщину, но еще больше ему хочется
 побыть настоящим принцем - пусть даже лесным! условия Доврский дед (так зовут
 лесные придворные короля) ставит жесткие: тролли исповедуют "почвеннические"
 принципы, они не признают свободного выезда за пределы леса и довольствуются
 только домашним - едой, одеждой, обычаями. Принцессу отдадут замуж за Пера, но
 прежде ему следует надеть хвост и выпить здешнего меду (жидкого помета).
 Покривившись, Пер соглашается и на то и на другое. Все во дворце Доврского деда
 выглядит заскорузлым и безобразным, но это, как объясняет Доврский дед, лишь
 дефект человеческого взгляда на жизнь. Если, сделав операцию, перекосить Перу
 глаз, он тоже будет видеть вместо белого черное и вместо безобразного
 прекрасное, то есть приобретет мировоззрение истинного тролля. Но на операцию
 Пер, готовый ради власти и славы почти на все, не идет - он был и останется
 человеком! Тролли наваливаются на него, но, услышав звуки церковного колокола,
 отпускают.
 Пер - в обморочном состоянии между жизнью и смертью. Невидимая Кривая
 обволакивает его путами и скликает для расправы крылатых демонов. Пер
 спотыкается и падает, но опять слышно церковное пение и звон колоколов. С
 криком: "Смерть мне, бабы у него за спиной!" - Кривая отпускает Пера.
 Его находят в лесу мать и Сольвейг. Осе сообщает сыну: за похищение Ингрид он
 теперь объявлен вне закона и может жить только в лесу. Пер строит себе избушку.
 Уже выпал снег и дом почти готов,
 когда к нему на лыжах прибегает Сольвейг: она ушла от строгих, но любимых ею
 родителей, решив остаться с ним навсегда.
 Пер не верит своему счастью. Он выходит из избушки за хворостом и неожиданно
 встречает в лесу сильно подурневшую Женщину в Зеленом с уродцем, которого она
 представляет Перу как его сынка - тот, кстати, встречает отца не слишком
 приветливо ("Я папочку пристукну топором!"). Троллиха требует от Пера, чтобы он
 прогнал Сольвейг! Или, может быть, они заживут в его доме втроем? Пер в
 отчаянии, его тяготит тяжелое чувство вины. Он страшится запачкать Сольвейг
 своим прошлым и не хочет ее обманывать. Значит, он должен от нее отказаться!
 Попрощавшись, он уходит из избушки якобы на минуту, но в действительности
 навсегда.
 Перу не остается иного, как бежать из страны, но он не забывает о матери и
 посещает ее. Осе больна, ей помогает соседка; нехитрое имущество в доме описано
 судебным приставом. В несчастье матери, конечно, виноват сын, но Осе оправдывает
 его, она считает, что сам по себе ее Пер неплох, его сгубило вино. Старуха
 чувствует, жить ей осталось недолго - мерзнут ноги, царапает дверь кот (плохая
 примета!). Пер садится на кровать и, утешая мать, рассказывает ей нараспев
 сказку. Они оба приглашены в волшебный замок Суриа Муриа. Вороной уже запряжен,
 они едут по снежному полю, по лесу. Вот и ворота! Их встречает сам святой Петр,
 и Осе, как важной барыне, подносят кофе с пирожным. Ворота позади, они - у
 замка. Пер хвалит мать за ее веселый нрав, за терпение и заботливость, он не
 ценил их раньше, так пусть же за доброту ей воздаст хозяин волшебного замка!
 Искоса взглянув на Осе, Пер видит, что она умерла. Не дожидаясь похорон (по
 закону вне леса его может убить каждый), он уезжает "за море, чем дальше, тем
 лучше".
 Проходит много лет. Перу Гюнту под пятьдесят. Ухоженный и преуспевающий, он
 принимает на средиземноморском берегу Марокко гостей. Рядом в море стоит его
 яхта под американским флагом. Гости Пера: деловитый мастер Коттон,
 глубокомысленно многозначительный фон Эберкопф, бомондный мосье Баллон и
 немногословный, но пылкий Трумпетерстроле (швед) - превозносят хозяина за
 гостеприимство и щедрость. Как удалось человеку из народа сделать такую
 блестящую карьеру! В осторожных выражениях, стремясь не задеть
 либерально-прогрессистских взглядов гостей, Пер Гюнт говорит им правду: он
 спекулировал в Китае церковным антиквариатом и занимался работорговлей в южных
 штатах в Америке. Сейчас он на яхте направляется в Грецию и может предложить
 друзьям дело. Превосходно! Они с удовольствием помогут грекам-повстанцам в их
 борьбе за свободу! Вот, вот, подтверждает Гюнт, он хочет, чтобы они раздували
 пламя восстания как можно сильнее. Тем больше будет
 спрос на орркие. Он продаст его Турции, а прибыль они вместе поделят. Гости
 смущены. Им стыдно и одновременно жаль упускаемой прибыли. Фон Эберкопф находит
 выход - гости отнимают у Гюнта яхту и уплывают на ней. Проклиная несостоявшихся
 компаньонов, Пер грозит им вслед - и чудо! - груженная оружием яхта взрывается!
 Бог хранит Гюнта для дальнейших свершений.
 Утро. Гюнт прячется от хищных зверей на пальме, но и здесь попадает в
 общество... обезьян. Мгновенно сориентировавшись, Пер приспосабливается к
 законам стаи. Приключение заканчивается благополучно. Соскочив с дерева, герой
 бредет по пустыне дальше, осуществляя в воображении величественный проект
 орошения Сахары. Пер Гюнт превратит пустыню в идеальную страну - Гюнтиану, он
 расселит в ней норвежцев и будет поощрять их занятия науками и искусствами,
 которые расцветут в столь благодатном климате. Единственное, чего ему сейчас не
 хватает... это коня. Удивительно, но Гюнт тут же его получает. Коня и
 драгоценные одежды прятали за барханом воры, которых спугнула разыскивавшая их
 стража.
 Облачившись в восточные одежды, Гюнт отправляется далее, и в одном из оазисов
 арабы принимают его за важную персону - как считает сам Гюнт, за пророка.
 Новоявленный пророк не на шутку увлекается прелестями местной гурии - Анитры,
 но она обманывает его - ей нужна не душа (которую она у пророка просила), а
 драгоценности Гюнта. Роль пророка ему тоже не удалась.

<< Пред.           стр. 6 (из 12)           След. >>

Список литературы по разделу