<< Пред.           стр. 11 (из 19)           След. >>

Список литературы по разделу

 ? иных товаров, перечень которых определяется Государствен­ным таможенным комитетом Российской Федерации.
 Товары, помещенные под таможенный режим магазина беспош­линной торговли, реализуются непосредственно в специальных ма­газинах (магазины беспошлинной торговли).
 Магазин беспошлинной торговли может учреждаться российским лицом при наличии лицензии Государственного таможенного коми­тета Российской Федерации.
 С момента ликвидации магазина беспошлинной торговли по ис­течении срока действия, при аннулировании или отзыве лицензии магазин становится складом временного хранения.
 6. Переработка товаров на таможенной территории — режим, при котором иностранные товары используются в установленном порядке для переработки на таможенной территории Российской Федерации без применения мер экономической политики и с возвратом сумм ввозных (импортных) таможенных пошлин и налогов при условии вывоза в соответствии с таможенным режимом экспорта продуктов переработки за пределы таможенной территории Российской Феде­рации.
 Иностранные товары и продукты их переработки освобождаются от вывозных (экспортных) таможенных пошлин и налогов.
 К операциям по переработке товаров относятся:
 ? изготовление товара, включая монтаж, сборку и подгонку .под другие товары;
 ? переработка и обработка товаров;
 ? ремонт товаров, включая их восстановление и приведение в порядок;
 ? использование некоторых товаров, которые содействуют про­изводству продуктов переработки или облегчают его, даже если эти товары полностью или частично потребляются в процессе пе­реработки.
 Государственный таможенный комитет Российской Федерации по согласованию с Министерством экономики Российской Федерации может устанавливать ограничения на отдельные операции по переработке товаров и условия их проведения, включая возможность и порядок использования российских товаров.
 Переработка товаров на таможенной территории производится при наличии лицензии таможенного органа Российской Федерации, ко­торая выдается российскому лицу при условии, если:
 ? вывезенные товары могут быть идентифицированы в продук­тах переработки, за исключением случаев, определяемых Государ­ственным таможенным комитетом Российской Федерации;
 ? переработка способствует вывозу продуктов переработки либо использованию производственных мощностей Российской Феде­рации;
 ? выполнены иные требования, которые устанавливаются Госу­дарственным таможенным комитетом Российской Федерации. Переработка товаров на таможенной территории должна произ­водиться в сроки, устанавливаемые таможенным органом Россий­ской Федерации, и в порядке, определяемом Государственным тамо­женным комитетом Российской Федерации. Сроки определяются на основе экономически оправданной продолжительности процесса переработки товаров и распоряжения продуктами их переработки.
 Таможенные органы Российской Федерации могут устанавливать в таможенных целях обязательное количество выхода продуктов пере­работки, образующихся в результате переработки товаров.
 При вывозе продуктов переработки в соответствии с таможенным режимом экспорта производится возврат сумм ввозных таможенных пошлин и налогов при условиях, если соблюдаются положения Таможенного кодекса и если продукты переработки вывозятся в срок не. позднее двух лет со дня перемещения товара через таможенную границу Российской Федерации.
 От вывозных таможенных пошлин и налогов освобождаются иностранные товары и продукты их переработки. К указанным това­рам и продуктам не применяются меры экономической политики:
 7. Переработка товаров под таможенным контролем — режим, при котором иностранные товары используются в установленном поряд­ке на таможенной территории Российской Федерации без взимания таможенных пошлин и налогов, а также без применения к ним мер экономической политики для переработки под таможенным контро­лем с последующим выпуском для свободного обращения или поме­щения продуктов переработки под иной таможенный режим.
 В соответствии с этим режимом с товарами могут производиться операции, аналогичные тем, которые осуществляются при режиме переработки товаров на таможенной территории.
 Товары под таможенным контролем перерабатываются при нали­чии лицензии таможенного органа Российской Федерации.
 Переработка товаров под таможенным контролем не может ис­пользоваться для уклонения от соблюдения мер экономической по­литики и правил определения страны происхождения товаров.
 8. Временный ввоз (вывоз) — режим, при котором использование товаров на таможенной территории Российской Федерации или за ее пределами допускается с полным или частичным освобождением от таможенных пошлин, налогов и без применения к ним мер эко­номической политики.
 Временно ввозимые (вывозимые) товары подлежат возврату в не­изменном состоянии, кроме изменений вследствие естественного износа либо убыли при нормальных, условиях транспортировки и хранения.
 В случаях, определяемых Государственным таможенным комите­том Российской Федерации, временный ввоз (вывоз) товаров допус­кается только при представлении обязательства об обратном вывозе (ввозе) и обеспечении уплаты таможенных платежей.
 Государственный таможенный комитет Российской Федерации вправе определять категории товаров, которые не могут ввозиться (вывозиться) временно.
 Разрешение на временный ввоз (вывоз) товаров предоставляется таможенным органом. Сроки временного ввоза (вывоза) товаров устанавливаются таможенным органом Российской Федерации исходя из цели и обстоятельств такого ввоза (вывоза) и не могут быть более двух лет. Для отдельных категорий товаров Государственный таможенный комитет Российской Федерации может устанавливать более короткие или более продолжительные предельные сроки временного ввоза (вывоза).
 Случаи полного освобождения в отношении временно ввозимых (вывозимых) товаров от уплаты таможенных пошлин, налогов опре­деляются Правительством Российской Федерации.
 В иных случаях, а также при несоблюдении лицом, перемеща­ющим товары через таможенную границу Российской Федерации, условий полного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов может применяться частичное освобождение от уплаты тамо­женных пошлин, налогов в порядке, определяемом Государственным таможенным комитетом Российской Федерации.
 При частичном освобождении от уплаты таможенных пошлин и налогов за каждый полный и неполный месяц уплачивается 3% от суммы, которая подлежала бы уплате, если бы товары были выпущены для свободного обращения или вывезены в соответствии с таможен­ным режимом экспорта.
 Общая сумма таможенных пошлин, налогов, взимаемых при вре­менном ввозе (вывозе) с частичным освобождением от уплаты тамо­женных пошлин, налогов не должна превышать суммы таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате на момент ввоза (вывоза), если бы товары были выпущены для свободного обраще­ния или вывезены в соответствии с таможенным режимом экспорта.
 В случае если указанные суммы станут равными, то товары счи­таются выпущенными для свободного обращения или вывезенными в соответствии с таможенным режимом экспорта при условии, что к ним не применяются меры экономической политики.
 В день истечения установленных сроков невозвращенные временно ввезенные (вывезенные) товары должны быть заявлены к иному таможенному режиму либо помещены на склады временного хране­ния, владельцами которых являются таможенные органы Россий­ской Федерации.
 Лицо, временно вывезшее товары и не возвратившее их в уста­новленные сроки, не несет ответственности перед таможенными органами Российской Федерации лишь в том случае, если факт унич­тожения или безвозвратной утраты товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы, недостачи в силу естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения либо выбытия из владения вследствие неправомерных по законодательству Российской Федерации действий органов или долж­ностных лиц иностранного государства подтвержден консульскими учреждениями Российской Федерации за границей.
 9, 10. Свободная таможенная зона и свободный склад — режимы, при которых иностранные товары размещаются и используются в соответствующих территориальных границах или помещениях (мес­тах) без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без приме­нения к ним мер экономической политики, а российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта.
 В соответствии с этими режимами с товарами допускается совер­шение производственных и иных коммерческих операций, за исклю­чением розничной продажи.
 Свободная таможенная зона создается по решению Правительства Российской Федерации.
 Для учреждения свободного склада требуется лицензия Государст­венного таможенного комитета Российской Федерации.
 Товары могут находиться в свободных таможенных зонах и на свободных складах без ограничения сроков.
 При ввозе иностранных и российских товаров в свободные тамо­женные зоны или помещении их на свободные склады таможенные пошлины, налоги не взимаются и меры экономической политики к ним не применяются. При ввозе товаров с территории свободных таможенных зон и со свободных складов на остальную часть тамо­женной территории Российской Федерации и при вывозе товаров с территории свободных таможенных зон и со свободных складов за пределы Российской Федерации таможенные пошлины, налоги взимаются и меры экономической политики применяются в зависи­мости от происхождения товаров.
 По просьбе заинтересованного лица таможенные органы Россий­ской Федераций удостоверяют происхождение товара сертификатом в порядке, определяемом Государственным таможенным комитетом Российской Федерации.
 При отсутствии сертификата товар рассматривается как россий­ский в целях взимания вывозных таможенных пошлин, налогов и применения мер экономической политики при вывозе и как иностранный в иных целях.
 При ввозе товаров, предназначенных для вывоза за пределы Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом экспорта, в свободные таможенные зоны или при помещении их на свободные склады такие товары освобождаются от таможенных по­шлин, налогов либо уплаченные суммы возвращаются, если такое освобождение или возврат предусмотрены при фактическом вывозе товаров. Фактический вывоз таких товаров должен быть осущест­влен не позднее шести месяцев со дня возврата таможенных пош­лин, налогов или освобождения от них.
 При возвращении товаров, подлежащих вывозу за пределы Рос­сийской Федерации, с территории свободных таможенных зон и со свободных складов на остальную часть таможенной территории Российской Федерации либо при неосуществлении фактического, вывоза в течение установленных сроков уплачиваются таможенные пошлины, налоги, а также проценты по ставкам, устанавливаемым Центральным банком Российской Федерации по предоставляемым им кредитам.
 При ликвидации свободного склада по истечении срока действия лицензии либо по желанию владельца, а также при аннулировании или отзыве таможенными органами Российской Федерации лицен­зии на учреждение свободного склада с даты принятия такого реше­ния свободный склад становится складом временного хранения. Общий срок нахождения товаров на складе временного хранения не может превышать шести месяцев.
 11. Переработка товаров вне таможенной территории — режим, при котором российские товары вывозятся без применения к ним мер экономической политики и используются вне таможенной территории Российской Федерации с целью их переработки и по­следующего выпуска продуктов переработки в свободное обращение на таможенной территории Российской Федерации с полным или частичным освобождением от таможенных пошлин и налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики.
 При переработке товаров вне таможенной территории могут осу­ществляться операции, аналогичные тем, которые проводятся при режиме переработки товаров на таможенной территории.
 Государственный таможенный комитет Российской Федерации вправе устанавливать ограничения на отдельные операции по пере­работке товаров вне таможенной территории.
 Данный режим не может быть использован в случаях:
 ? если при вывозе товаров необходимы возврат ввозных тамо­женных пошлин, налогов, освобождение от них либо получение выплат, предоставляемых при вывозе;
 ? если товары до вывоза были выпущены в свободное обраще­ние с полным освобождением от ввозных таможенных пошлин, налогов;
 ? в иных случаях, определяемых Государственным таможенным комитетом Российской Федерации.
 Переработка товаров вне таможенной территории производится при наличии лицензии таможенного органа Российской Федерации, которая выдается российскому лицу при условии, если:
 ? таможенный орган Российской Федерации считает возможным установить, что продукты переработки образовались в результате переработки вывезенных товаров;
 ? переработка товаров вне таможенной территории не наносит серьезного ущерба интересам российской экономики.
 Товары вне таможенной территории перерабатываются в сроки, устанавливаемые таможенным органом Российской Федерации в по­рядке, определяемом Государственным таможенным комитетом Рос­сийской Федерации. Сроки определяются на основе экономически оправданной продолжительности процесса переработки товаров.
 Таможенные органы Российской Федерации могут устанавливать в таможенных целях обязательное количество выхода продуктов пе­реработки, образующихся в результате переработки товаров.
 Товары, вывозимые на переработку, облагаются вывозными та­моженными пошлинами, налогами с последующим возвратом их сумм при выпуске продуктов переработки для свободного обращения на таможенной территории Российской Федерации. Проценты на воз­вращаемые суммы не начисляются.
 По решению таможенного органа Российской Федерации товары могут освобождаться от таможенных пошлин, а налоги, взимаемые с товаров, могут возвращаться при вывозе на переработку вне тамо­женной территории.
 Полное или частичное освобождение продуктов переработки от ввозных таможенных пошлин, налогов предоставляется в случае, если эти продукты заявляются для свободного обращения лицом, полу­чившим лицензию на переработку товаров вне таможенной террито­рии, либо его таможенным брокером.
 Полное освобождение от ввозных таможенных пошлин, налогов предоставляется, если таможенный орган Российской Федерации удо­стоверится в том, что целью переработки был ремонт вывезенных товаров, осуществляемый безвозмездно в силу положений законода­тельства или договора, за исключением случаев, когда при первона­чальном выпуске товаров для свободного обращения учитывались их недостатки.
 Частичное освобождение от ввозных таможенных пошлин, нало­гов предоставляется при возмездном ремонте вывозимых товаров и при осуществлении других операций по переработке. Суммы таможенных пошлин, налогов определяются исходя из ставок, применя­емых к продуктам переработки, помноженных на стоимость ремонта или других операций по переработке.
 Замена продуктов переработки иностранными товарами допуска­ется в порядке, определяемом Государственным таможенным коми­тетом Российской Федерации.
 Лицо, получившее лицензию на переработку товаров вне тамо­женной территории и не возвратившее товары либо не осуществившее ввоз продуктов переработки в установленные сроки, не несет ответственности перед таможенными органами Российской Федерации лишь в том случае, если факт уничтожения или безвозвратной утраты то­варов либо продуктов переработки вследствие аварии или действия непреодолимой силы, их недостачи в силу естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения либо выбытия из владения в результате неправомерных по законодатель­ству Российской Федерации действий органов или должностных лиц иностранного государства подтвержден консульскими учреждениями Российской Федерации за границей.
 12. Экспорт товаров — режим, при котором товары вывозятся за пределы таможенной территории Российской Федерации без обяза­тельства вернуть их на эту территорию.
 Экспорт товаров осуществляется при условии уплаты вывозных таможенных пошлин и иных таможенных платежей, а также соблю­дения мер экономической политики.
 При экспорте товары освобождаются от уплаты налогов либо уплаченные суммы налогов подлежат возврату в соответствии с на­логовым законодательством Российской Федерации.
 При выпуске товаров в таможенном режиме экспорта товары должны быть вывезены за пределы таможенной территории Россий­ской Федерации в том же состоянии, в котором они были на день принятия таможенной декларации, кроме изменений состояния товаров вследствие естественного износа или убыли при нормаль­ных условиях транспортировки и хранения.
 13. Реэкспорт товаров — режим, при котором иностранные товары вывозятся с таможенной территории Российской Федерации без взимания или с возвращением ввозных таможенных пошлин и нало­гов и без применения к ним мер экономической политики.
 Реэкспорт товаров допускается с разрешения таможенного органа Российской Федераций, предоставляемого в порядке, определяемом Государственным таможенным комитетом Российской Федерации, а в случаях, определяемых законодательными актами Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации либо меж­дународными договорами Российской Федерации, — с разрешения другого уполномоченного на то органа.
 При ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации таможенные пошлины, налоги не взимаются и меры эко­номической политики к ним не применяются, если они заявляются таможенному органу Российской Федерации в качестве предназна­ченных непосредственно и исключительно для реэкспорта. Факти­ческий вывоз таких товаров должен быть осуществлен не позднее шести месяцев со дня принятия таможенной декларации. При не­осуществлении фактического вывоза в течение установленного срока уплачиваются таможенные пошлины, налоги, а также проценты по ставкам, устанавливаемым Центральным банком Российской Феде­рации по предоставляемым им кредитам.
 При вывозе реэкспортируемых товаров уплаченные ввозные таможенные пошлины и налоги подлежат возврату при условии, если:
 ? реэкспортируемые товары находятся в том же состоянии, в ко­тором они были на момент ввоза, кроме изменений состояния товаров вследствие естественного износа либо убыли при нор­мальных условиях транспортировки и хранения;
 ? реэкспорт товаров происходит в течение двух лет с момента ввоза;
 ? реэкспортируемые товары не использовались в целях извлече­ния дохода.
 При вывозе реэкспортируемых товаров вывозные таможенные пошлины и налоги не взимаются, а меры экономической политики, действующие при вывозе, не применяются, за исключением случаев, определяемых Правительством Российской Федерации.
 14. Уничтожение товаров — режим, при котором иностранные товары уничтожаются под таможенным контролем, включая приве­дение их в состояние, непригодное для использования, без взима­ния таможенных пошлин и налогов, а также без применения к ним экономической политики.
 Уничтожение товаров допускается с разрешения таможенного органа Российской Федерации. Такое разрешение не предоставляется, если уничтожение товаров может причинить существенный вред окружающей природной среде, а. также в других случаях, определяемых Государственным таможенным комитетом Российской Федерации.
 Уничтожение товаров производится заинтересованным лицом за собственный счет и не влечет для государства каких-либо расходов. Отходы, образовавшиеся в результате уничтожения товаров, должны быть помещены под соответствующий таможенный режим как иност­ранные товары, находящиеся под таможенным контролем.
 15. Отказ от товара в пользу государства — режим, при котором лицо отказывается от товара без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер экономической политики.
 Отказ от товара в пользу государства допускается с разрешения таможенного органа Российской Федерации и не влечет каких-либо расходов для государства.
 
 3. Таможенный тариф
 
 Основной правовой базой для взимания таможенных пошлин в Российской Федерации являются Таможенный кодекс Российской Федерации и Закон Российской Федерации «О таможенном тарифе» от 21 мая 1993 г. № 5003-1:
 В соответствии с этим Законом Таможенный тариф Российской Федерации представляет собой свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации и систематизированным в соответствии с То­варной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД).
 Согласно Закону при формировании Импортного таможенного тарифа базовые ставки ввозных таможенных пошлин устанавлива­ются к товарам, происходящим из стран, в торгово-политических отношениях с которыми Российская Федерация применяет режим наиболее благоприятствуемой нации.
 К товарам, происходящим из стран, торгово-политические отно­шения с которыми не предусматривают режим наиболее благопри­ятствуемой нации либо страна происхождения которых не установ­лена, ставки ввозных таможенных пошлин увеличиваются в два раза, за исключением случаев предоставления Российской Федерацией тарифных льгот (преференций).
 В Российской Федерации применяются следующие виды ставок пошлин:
 адвалорные, начисляемые в процентах .к таможенной стоимости облагаемых товаров;
 специфические, начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров;
 комбинированные, сочетающие оба названных вида таможенного обложения.
 Вышеназванный Закон предусматривает в необходимых случаях применение сезонных и особых пошлин. К особым пошлинам отно­сятся: специальные, антидемпинговые, компенсационные.
 Специальные пошлины применяются:
 ? в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию Российской Федерации в количестве и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным произ­водителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров;
 ? как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы Российской Федерации, со стороны дру­гих государств или их союзов.
 Антидемпинговые пошлины применяются при ввозе на таможен­ную территорию Российской Федерации товаров по цене более низкой, чем их стоимость в стране, из которой они вывозятся, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечест­венным производителям подобных товаров либо препятствует орга­низации или расширению их производства в Российской Федерации.
 Компенсационные пошлины применяются при ввозе на таможен­ную территорию Российской Федерации товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению их производства в Российской Феде­рации.
 Применению особых видов пошлин предшествует расследование, проводимое в соответствии с законодательством Российской Феде­рации. Размер ставок пошлин должен быть соотносим с величиной установленного расследованием демпингового занижения цены, суб­сидий и выявленного ущерба.
 Закон Российской Федерации «О таможенном тарифе» преду­сматривает также применение тарифных льгот (тарифных преферен­ций) в виде:
 ? возврата ранее уплаченной пошлины;
 ? освобождения от уплаты пошлины;
 ? снижения ставки пошлины;
 ? установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вы­воз) товара. :
 Начисление, уплата и взимание пошлины на товар производятся на основе его таможенной стоимости в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.
 Таможенная стоимость определяется декларантом с помощью методов определения таможенной стоимости и заявляется (деклари­руется) им таможенному органу Российской Федерации при перемещении товара через таможенную границу Российской Федерации.
 Таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную терри­торию Российской Федерации, определяется методами оценки:
 ? по цене сделки с ввозимыми товарами;
 ? по цене сделки с идентичными товарами;
 ? по цене сделки с однородными товарами;
 ? на основе вычитания стоимости;
 ? на основе сложения стоимости;
 ? резервного метода.
 Основным является метод оценки по цене сделки с ввозимыми товарами.
 В том случае, если основной метод не может быть использован, применяется последовательно каждый из перечисленных выше ме­тодов.
 В соответствии с основным методом таможенной стоимостью вво­зимого на таможенную территорию Российской Федерации товара является цена сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате за ввозимый товар на момент пересечения им таможенной границы Российской Федерации (до порта или иного места ввоза).
 При определении таможенной стоимости в цену сделки включа­ются следующие компоненты, если они не были ранее в нее вклю­чены:
 а) расходы по доставке товара до аэропорта, порта или иного места ввоза товара на таможенную территорию Российской Федерации:
 ? стоимость транспортировки;
 ? расходы по погрузке, выгрузке, перегрузке и перевалке това­ров;
 ? страховая сумма;
 б) расходы, понесенные покупателем:
 ? комиссионные и брокерские вознаграждения, за исключени­ем комиссионных по закупке товара;
 ? стоимость контейнеров и (или) другой многооборотной тары, если в соответствии с ТН ВЭД они рассматриваются как единое целое с оцениваемыми товарами;
 ? стоимость упаковки, включая стоимость упаковочных матери­алов и работ по упаковке;
 в) соответствующая часть стоимости товаров и услуг, которые прямо или косвенно были предоставлены покупателем бесплатно или по сниженной цене для использования в связи с производством или продажей на вывоз:
 ? сырья, материалов, деталей, полуфабрикатов и других комплек­тующих изделий, являющихся составной частью оцениваемых то­варов;
 ? инструментов, штампов, форм и других подобных предметов, использованных при производстве оцениваемых товаров;
 ? материалов, израсходованных при производстве оцениваемых товаров (смазочных материалов, топлива и других);
 ? инженерной проработки, опытно-конструкторской работы, дизайна, художественного оформления, эскизов и чертежей, выполненных вне территории Российской Федерации и необходимых для производства оцениваемых товаров;
 г) лицензионные и иные платежи за использование объектов ин­теллектуальной собственности, которые покупатель должен прямо или косвенно осуществить в качестве условия продажи оценива­емых товаров;
 д) часть прямого или косвенного дохода продавца от любых по­следующих перепродаж, передачи или использования оцениваемых товаров на территории Российской федерации.
 Указанный метод не может быть использован для. определения таможенной стоимости товара, если:
 а) существуют ограничения в отношении прав покупателя на оцениваемый товара, за исключением:
 ? ограничений, установленных законодательством Российской Федераций;
 ? ограничений географического региона, в котором товары могут быть перепроданы;
 ? ограничений, существенно не влияющих на цену товара;
 б) продажа и цена сделки зависят от соблюдения условий, вли­яние которых не может быть учтено;
 в) данные, использованные декларантом при заявлении таможен­ной стоимости, не подтверждены документально либо не являются количественно определенными достоверными;
 г) участники сделки являются взаимозависимыми лицами, за ис­ключением случаев, когда их взаимозависимость не влияет на цену сделки, что должно быть доказано декларантом. При этом под взаимо­зависимыми лицам и понимаются лица, которым присущ хотя бы один из следующих признаков-
 один из участников сделки (физическое лицо) или должностное лицо одного из участников сделки является одновременно должно­стным лицом другого участника сделки;
 участники сделки являются совладельцами предприятия;
 участники сделки связаны трудовыми отношениями;
 один из участников сделки является владельцем вклада (пая) или обладателем акций с правом голоса в уставном капитале другого участника сделки, составляющих не менее 5% уставного капитала;
 оба участника сделки находятся под непосредственным либо ко­свенным контролем третьего лица;
 участники сделки совместно контролируют, непосредственно или косвенно, третье лицо;
 один из участников сделки находится под непосредственным или косвенным контролем другого участника сделки;
 участники сделки или их должностные лица являются родствен­никами.
 При методе оценки по цене сделки с идентичными товарами в качестве основы для определения таможенной стоимости товара принимается цена сделки с идентичными товарами при соблюдении некоторых условий. При этом под идентичными понимаются товары, одинаковые во всех отношениях с оцениваемыми товарами, в том числе по следующим признакам:
 ? физические характеристики;
 ? качество и репутация на рынке;
 ? страна происхождения;
 ? производитель.
 Цена сделки с идентичными товарами принимается в качестве основы для определения таможенной стоимости, если эти товары:
 а) проданы для ввоза на территорию Российской Федерации;
 б) ввезены одновременно с оцениваемыми товарами или не ранее чем за 90 дней до их ввоза;
 в) ввезены примерно в том же количестве и/или на тех же ком­мерческих условиях, В случае если идентичные товары ввозились в ином количестве и/или на других коммерческих условиях декларант должен произвести соответствующую корректировку их цены с уче­том этих различий и документально подтвердить ее обоснованность.
 При определении таможенной стоимости по цене сделки с иден­тичными товарами должны учитываться расходы, указанные в ос­новном методе.
 В случае если при этом методе выявляется более одной цены сделки по идентичным товарам, то для определения таможенной стоимости ввозимых товаров применяется самая низкая из них.
 При методе оценки по цене сделки с однородными товарами за ос­нову для определения таможенной стоимости товара принимается цена сделки по товарам, однородным с ввозимыми при соблюдении ряда условий. При этом под однородными понимаются товары, ко­торые, хотя и не являются одинаковыми во всех отношениях, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что по­зволяет им выполнять те же функции, что и оцениваемые товары и быть коммерчески взаимозаменимыми.
 При определении однородности товаров учитываются следующие их признаки:
 ? качество, наличие товарного знака и репутация на рынке;
 ? страна происхождения;
 ? производитель.
 Данный метод применяется при тех же условиях, что и метод оценки по цене сделки с идентичными товарами. Согласно этим методам таможенной оценки:
 а) товары не считаются идентичными оцениваемым или одно­родными с ними, если они не были произведены в той же стране, что и оцениваемые товары;
 б) товары, произведенные не производителем оцениваемых това­ров, а другим лицом, принимаются во внимание только в том слу­чае, если не имеется ни идентичных, ни однородных товаров, произведенных лицом — производителем оцениваемых товаров;
 в) товары не считаются идентичными или однородными, если их проектирование, опытно-конструкторские работы, их художествен­ное оформление, дизайн, эскизы и чертежи и иные аналогичные работы выполнены в Российской Федерации.
 Таможенная стоимость по методу оценки на основе вычитания сто­имости определяется в том случае, если оцениваемые, идентичные или однородные товары будут продаваться на территории Российской Федерации без изменения своего первоначального состояния.
 При этом методе в качестве основы для определения таможенной стоимости товара принимается цена единицы товара, по которой оцениваемые, идентичные или однородные товары продаются наибольшей партией на территории Российской Федерации не позднее 90 дней с даты их ввоза участнику сделки, не являющемуся взаимо­зависимым с продавцом лицом.
 Из цены единицы товара вычитаются следующие компоненты:
 а) расходы на выплату комиссионных вознаграждений, обычные надбавки на прибыль и общие расходы в связи с продажей в Россий­ской Федерации ввозимых товаров того же класса и вида;
 б) суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, сборов и иных платежей, подлежащих уплате в Российской Федерации в связи с ввозом или продажей товаров;
 в) обычные расходы, понесенные в Российской Федерации на транспортировку, страхование, погрузочные и разгрузочные работы.
 При методе оценки на основе сложения стоимости за основу для определения таможенной стоимости товара принимается цена товара, рассчитанная путем сложения:
 а) стоимости материалов и издержек, понесенных изготовителем в связи с производством оцениваемого товара;
 б) общих затрат, характерных для продажи в Российскую Федера­цию из страны вывоза товаров того же вида, в том числе расходов на:
 ? транспортировку,
 ? погрузочные и разгрузочные работы,
 ? страхование до места пересечения таможенной границы Рос­сийской Федерации и иных затрат;
 в) прибыли, обычно получаемой экспортером в результате поставки в Российскую Федерацию таких товаров.
 В случаях если таможенная стоимость товара не может быть оп­ределена декларантом в результате последовательного применения предыдущих методов либо если таможенный орган аргументированно считает, что эти методы оценки таможенной стоимости не могут быть использованы, таможенная стоимость оцениваемых товаров определяется с учетом мировой практики.
 В качестве основы для определения таможенной стоимости товара по резервному методу не могут быть использованы:
 а) цена товара на внутреннем рынке Российской Федерации;
 б) цена товара, поставляемого из страны его вывоза в третьи страны;
 в) цена на внутреннем рынке Российской Федерации на товары российского происхождения;
 г) произвольно установленная или достоверно не подтвержден­ная цена товара.
 Страна происхождения товара определяется согласно существу­ющей международной практике с целью осуществления тарифных и нетарифных мер регулирования ввоза товара на таможенную территорию Российской Федерации и его вывоза с этой территории.
 Страной происхождения товара считается страна, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке в соответствии с определенными критериями. При этом под страной происхождения товара может пониматься группа стран, таможенные союзы стран, регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения происхождения товара.
 Товарами, полностью произведенными в данной стране, считаются:
 а) полезные ископаемые, добытые на ее территории, или в ее территориальных водах, или на ее континентальном шельфе и в морских недрах, если страна имеет исключительные права на разра­ботку этих недр;
 б) растительная продукция, выращенная или собранная на ее тер­ритории;
 в) живые животные, родившиеся и выращенные в ней;
 г) продукция, полученная в этой стране от выращенных в ней животных;
 д) произведенная в ней продукция охотничьего, рыболовного и морского промыслов;
 е) продукция морского промысла, добытая и (или) произведен­ная в Мировом океане ее судами либо судами, арендованными (за­фрахтованными) ею;
 ж) вторичное сырье и отходы, являющиеся результатом произ­водственных и иных операций, осуществляемых в ней;
 з) продукция высоких технологий, полученная в открытом кос­мосе на космических судах, принадлежащих данной стране или арен­дуемых ею;
 и) товары, произведенные в ней исключительно из продукции, указанной в пунктах «а»—«з».
 Если в производстве товара участвуют две и более страны, его происхождение определяется в соответствии с критериями достаточ­ной переработки товара в данной стране:
 а) изменение товарной позиции (классификационного кода то­вара) по ТН ВЭД на уровне любого из первых четырех знаков, про­изошедшее в результате переработки товара;
 б) выполнение производственных или технологических операций, достаточных или не достаточных для того, чтобы товар считался про­исходящим из той страны, где эти операции имели место;
 в) правило адвалорной доли, т.е. изменение стоимости товара, когда процентная доля стоимости использованных материалов или добавленной стоимости достигает фиксированной доли цены поставляемого товара.
 При этом считаются не отвечающими критерию достаточной пе­реработки:
 ? операции по обеспечению сохранности товаров во время хра­нения или транспортировки;
 ? операции по подготовке товаров к продаже и транспортировке (дробление партии, формирование отправок, сортировка, пере­упаковка);
 ? простые сборочные операции;
 ? смешивание товаров (компонентов) без придания полученной продукции характеристик, существенно отличающих ее от исход­ных составляющих.
 Для подтверждения происхождения товара из данной страны та­моженный орган Российской Федерации вправе требовать представ­ления сертификата о его происхождении.
 
 4. Таможенное оформление
 
 Основным документом, необходимым для таможенного оформ­ления товара, является грузовая таможенная декларация (ГТД).
 При декларировании товаров декларант сам выбирает таможенный режим, в соответствии с которым он ввозит в Российскую Фе­дерацию или вывозит из Российской Федерации товары и указывает их коды в ГТД.
 ГТД заполняется на такую партию товаров, в отношении которых устанавливается единый таможенный режим.
 Если партия включает товары, по которым установлены различ­ные таможенные режимы, то заполняется такое количество ГТД, которое соответствует количеству этих режимов.
 За достоверность указанных в ГТД сведений декларант несет от­ветственность в соответствии с законодательством.
 Комплект ГТД состоит из четырех сброшюрованных листов (фор­ма ТД1). При наличии в партии товаров нескольких наименований используются добавочные листы (форма ТД2), в каждом из которых декларируются товары еще трех наименований.
 Листы ГТД распределяются следующим образом:
 1-й лист — остается в таможне;
 2-й лист — предназначен для Государственного таможенного ко­митета Российской Федерации;
 3-й лист — для лица, осуществляющего расчеты по таможенным платежам;
 4-й лист — для органа государственной статистики.
 Процесс оформления грузовой таможенной декларации на экс­портно-импортные товары состоит из нескольких этапов.
 На первом этапе контроль производится сотрудниками отдела таможенной статистики.
 Инспектор принимает от декларанта ГТД, заполненную в со­ответствии с правилами оформления данного типа ГТД. К ГТД при­лагаются документы, необходимые для таможенного оформления и контроля, согласно перечню. В случаях если указанные документы не представлены, ГТД к оформлению не принимаются.
 По результатам проверки ГТД присваивается регистрационный номер или она вместе с листом рассогласования возвращается к дек­ларанту для устранения ошибок технического характера.
 ГТД регистрируется в журнале грузовых таможенных деклараций, в который заносятся следующие сведения:
 номер ГТД;
 тип декларации;
 наименование товара и его количество;
 отправитель и получатель груза.
 На этом этапе также проверяются сведения и документы, каса­ющиеся нетарифных мер регулирования внешнеэкономической деятельности (лицензирование, квотирование, сертификация, раз­решение иных органов и т.д.).
 На втором этапе сотрудники отдела таможенной стоимости и валютного контроля проверяют соответствие сведений о таможенной стоимости, указанных в ГТД и Декларации таможенной стоимости, предъявленным документам; возможность и правильность применения основного метода определения таможенной стоимости; обоснован­ность заявленной таможенной стоимости; правомерность рас­четов в иностранной валюте между участниками внешнеэконо­мической деятельности и уполномоченным банком в соответствии с требованиями валютного законодательства, а также контролируют исполнение бартерных контрактов.
 На третьем этапе контроль производится сотрудниками отдела таможенных платежей.
 На этом этапе проверяются правильность начисления таможенных платежей, правомерность использования участниками внешнеэко­номической деятельности тарифных преференций, других нормативов, регулирующих размеры таможенных платежей, а также документы, подтверждающие перечисление средств на счета таможни.
 При вывозе товаров за пределы таможенной территории Россий­ской Федерации таможенные пошлины не взимаются.
 При вывозе с территории Российской Федерации товары осво­бождаются от налога на добавленную стоимость и акцизов либо про­изводится возврат уплаченных ранее сумм.
 При экспорте взимаются таможенные сборы за таможенное оформление товаров и их таможенной стоимости, а за товары, за исключением товаров не для коммерческих целей, — дополнительный сбор в иностранной валюте, курс которой котируется Центральным банком Российской федерации, в размере 0,05% таможенной стоимости.
 Базовые ставки ввозных (импортных) таможенных пошлин, как известно, применяются к товарам, происходящим из государств, ко­торым Российская Федерация предоставляет режим наиболее благоприятствуемой нации, а базовые ставки пошлин, увеличенные в два раза, — к товарам, происходящим из стран, которым Российская Федерация не предоставляет режим наиболее благоприятствуемой нации либо страна происхождения которых не установлена.
 Товары, происходящие из развивающихся стран, пользующихся схемой преференций Российской Федерации, облагаются импорт­ными пошлинами по ставкам в размере 75% от базовых.
 К товарам, происходящим из наименее развитых стран, пользу­ющихся той же схемой преференций, импортные таможенные пош­лины не применяются.
 Ставки импортных таможенных пошлин устанавливаются в про­центах от таможенной стоимости товара либо в ЭКЮ от единицы измерения. Импортные пошлины уплачиваются в рублях либо в сво­бодно конвертируемой валюте.
 Акцизами облагаются отдельные товары (алкогольные напитки, автомобили и др.). Перечни этих товаров и часто изменяющиеся ставки акцизов периодически публикуются в печати.
 Сумма акциза в рублях определяется по формуле:
 
 Ас=(СА)/100,
 
 где А — ставка акциза;
  С — таможенная стоимость.
 
 В настоящее время при ввозе на таможенную территорию Рос­сийской Федерации подакцизных товаров на депозит внутренней таможни вносится залоговая сумма для обеспечения таможенных платежей. Этот порядок применяется в отношении подакцизных товаров, доставляемых во внутренний таможенный орган автомо­бильным транспортом, в том числе в случае их перевалки с железно­дорожного, морского, речного и воздушного транспорта на автомо­бильный, а также перемещаемых автомобильным транспортом по территории Российской Федерации в соответствии с режимом транзита.
 Товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, облага­ются налогом на добавленную стоимость по установленным ставкам.
 Сумма налога на добавленную стоимость в рублях определяется по формуле:
 
 Ан=[(С+ П +Ас)Н]/100,
 
 где С — таможенная стоимость;
  П — сумма таможенной пошлины;
  Ас — сумма акциза;
  Н — ставка налога на добавленную стоимость.
 
 Таможенные сборы за таможенное оформление товаров и транс­портных средств взимаются в том же порядке и размере, как было указано выше при рассмотрении режима экспорта.
 Все таможенные платежи уплачиваются до или в момент приня­тия грузовой таможенной декларации к оформлению.
 На четвертом этапе контроль сотрудники грузового отдела осу­ществляют досмотр товаров, во время которого проверяется соот­ветствие сведений о грузе, заявленном в ГТД и фактически перемещаемом.
 На пятом этапе сотрудники отделов таможенной статистики про­веряют правильность заполнения ГТД.
 После завершения пятого этапа ГТД регистрируется в специаль­ном журнале.
 
 5. Экспортный контроль
 
 В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О мерах по созданию системы экспортного контроля в России» от 11 апреля 1992 г. № 338 для проведения единой государственной политики, координации работ по экспортному контролю предписы­валось образовать при Правительстве Российской Федерации Меж­ведомственную комиссию по экспортному контролю (КЭК России). Функции рабочего органа Межведомственной комиссии возлагались на отдел экспортного контроля комплекса оборонной промышлен­ности и конверсии Минэкономики России.
 КЭК России поручалось разработать и представить проект переч­ня сырья, материалов, применяемых при создании вооружения и военной техники, экспорт которых контролируется и осуществляется по лицензиям, а также списки материалов, оборудования и техноло­гий, имеющих мирное назначение, но пригодных для использова­ния при создании ракетного, ядерного, химического и других видов оружия массового уничтожения, контролируемых при экспорте в соответствии с международными обязательствами Российской Фе­дерации по нераспространению оружия массового уничтожения.
 Одновременно Министерству иностранных дел Российской Фе­дерации совместно с КЭК России поручалось провести переговоры с правительствами Содружества Независимых Государств по координации на многосторонней основе работ по экспортному контро­лю в целях нераспространения оружия массового уничтожения, а также принять участие в работе международных организаций по подготовке международных гармонизированных контрольных списков материалов, оборудования и технологий, которые имеют мирное на­значение, но могут быть использованы пря создании оружия массо­вого уничтожения.
 В целях усиления валютного и экспортного контроля в России 24 сентября 1993 г. был подписан Указ Президента Российской Фе­дерации № 1444 «О Федеральной службе России по валютному и экспортному контролю», в котором определены статус Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю как цент­рального органа федеральной исполнительной власти по реализации функций Совета Министров — Правительства Российской Федера­ции по валютному и экспортному контролю, а также ее основные задачи и порядок взаимодействия с другими государственными учреждениями и организациями. Постановлением Правительства Рос­сийской Федерации от 30 августа 1994 г. № 1005 функции рабочего органа КЭК России были возложены на Управление экспортного контроля Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю.
 По инициативе ряда оборонных предприятий в России и при под­держке Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю, МИД и МВЭС России в августе 1994 г. создан Центр по проблемам экспортного контроля, одной из основных задач которого является работа с российскими экспортерами продукции и техноло­гий двойного применения. Центр по проблемам экспортного контроля — некоммерческая и негосударственная организация. Его деятельность направлена на оказание информационной, учебной и консалтинговой помощи российским предприятиям — экспортерам товаров, технологий и услуг двойного применения в сфере экспорт­ного контроля.
 В 1994 г. процесс создания в Российской Федерации современной системы экспортного контроля был завершен.
 В сфере международных контрольных режимов Россия следует их рекомендациям в своей внешнеэкономической деятельности.
 В настоящее время она является официальным членом группы ядер­ных поставщиков, многостороннего режима контроля за ракетными технологиями и Вассенаарских договоренностей.
 В настоящее время деятельность российской системы экспортного контроля направлена на реализацию следующих режимов контроля за экспортом товаров и услуг:
 ? контроль за экспортом из Российской Федерации оборудова­ния и материалов двойного применения и соответствующих технологий, используемых в ядерных целях («Лондонский клуб ядерных поставщиков»). Нормативной основой для контроля является распоряжение Президента Российской Федерации от 11 января 1993 г. № 827-рп; порядок контроля определен поста­новлением Правительства Российской Федерации от 27 января 1993 г. № 68.
 Гарантии импортера должны обеспечить использование предмета контракта или любых воспроизведенных его копий в заявленных целях, не связанных с любой деятельностью по созданию ядерных взрывных устройств или деятельностью по созданию ядерного топ­ливного цикла, не находящихся под гарантиями МАГАТЭ, а также возможность реэкспорта только при получении письменного разре­шения экспортера, согласованного в обязательном порядке с КЭК России;
 ? контроль за экспортом из Российской Федерации оборудова­ния, материалов и технологий, применяющихся при создании ра­кетного оружия, (режим контроля за ракетными технологиями — РКРТ). Нормативной основой для контроля является распоряже­ние Президента Российской Федерации от 25 апреля 1995 г. № 193-рп, порядок контроля определен постановлением Прави­тельства Российской Федерации от 19 ноября 1993 г. № 1178. Контрольный список содержит две категория объектов для контроля:
 категория I — законченные ракетные системы, оборудование и технологии, наиболее значимые для создания ракетного оружия, экс­порт которых, как правило, запрещен;
 категория II — объекты, экспорт которых осуществляется по лицензиям.
 При заключении контракта обязательным является наличие в его тексте информации о цели использования, конечном пользователе, обязательствах (гарантиях) импортера. Гарантии импортера должны обеспечивать использование предмета контракта только в заявленных целях, не связанных с производством оружия массового уничтожения, и осуществление копирования, видоизменения модернизации или реэкспорта только на основании разрешения экспортера, согласо­ванного в обязательном порядке с КЭК России;
 ? контроль за экспортомиз России возбудителей заболеваний человека, животных и растений, их генетически измененных форм, фрагментов генетического материала и оборудования, которые могут быть применены при создании бактериологического (биологического) и токсичного оружия («Австралийская группа: биологическое оружие»). Нормативной основой для контроля является распоряжение Президента Российской Федерации от 4 июня 1994 г. № 298-рп; порядок контроля определен поста­новлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 г. №1098;
 ? контроль за экспортом из России химикатов и технологий, ко­торые имеют мирное назначение, но могут быть использованы при создании химического оружия («Австралийская группа: химическое оружие», «Женевская конвенция»). Нормативной основой для контроля является распоряжение Президента Рос­сийской Федерации от 7 декабря 1994 г. № 621-рп; порядок контроля определен постановлением Правительства Российской Федерации от 16 января 1995 г. № 50.
 Гарантии импортера должны обеспечивать использование пред' мета контракта только в заявленных целях, не связанных с произ­водством химического оружия, реэкспорт или передачу только при получении письменного разрешения экспортера, согласованного в обязательном порядке с КЭК России;
 ? контроль за экспортом из Российской Федерации отдельных видов сырья, материалов, оборудования и технологий, которые могут быть применены при создании вооружения и военной тех­ники («ПостКОКОМ» или Вассенаарские договоренности). Нор­мативной основой для контроля является распоряжение Прези­дента Российской Федерации от 11 февраля 1994 г. № 74-рп;
 порядок контроля определен постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 1994 г. № 197.
 Гарантии импортера должны обеспечивать использование пред­мета контракта только в заявленных целях, не связанных прямо или косвенно с производством вооружения и военной техники, возмож­ность реэкспорта или передачи третьим лицам только при получении письменного разрешения экспортера, согласованного в обязательном порядке с КЭК России, а также право экспортера на осуществление проверок использования экспортируемого товара или услуг в соот­ветствии с заявленными целями. Гарантии должны быть оформлены импортером в виде международного (национального) импортного сертификата.
 
 Литература
 
 1. Герчикова И. Н. Маркетинг и международное коммерческое дело. — М., 1990
 2. Дейян А. Реклама, — М., 1993.
 3. Дэниелс Дж.Д., РадебаЛи X. Международный бизнес. — М.,1994.
 4. Журавлев Ю.М. Страхование во внешнеэкономических связях. — М.: Анкил, 1993.
 5. Крылов В.И. Мировой рынок информации/Международный биз­нес России. 1996. № 3.

<< Пред.           стр. 11 (из 19)           След. >>

Список литературы по разделу