<< Пред. стр. 10 (из 19) След. >>
3. Внешняя торговля стран ЕС
Западная Европа — крупнейший центр международной торговли. Ее удельный вес в мировой торговле превышает уровень США. В последние десятилетия ЕС сохраняет устойчивые позиции и в мировом экспорте, и в мировом импорте.
Члены Союза производят до 80% промышленной продукции, 3/4 импорта и 4/5 экспорта всех стран Западной Европы.
Уровень «открытости» экономики ЕС, измеряемый экспортной и импортной квотами, значительно выше, чем в других центрах мирового хозяйства. Однако страны ЕС в целом зависят от внешнего мира, за счет которого им приходится удовлетворять 45% своих энергетических потребностей и самых необходимых сырьевых ресурсов. Экспортная квота в среднем составляет около 25%. Для отдельных, прежде всего малых, западноевропейских стран зависимость от внешнего рынка еще более существенная.
Большая часть (до 2/3) торговли стран ЕС приходится на взаимную торговлю (у всех стран ЕС этот показатель превышает 50%, а у малых стран — 70%), около 10% — на торговлю с другими европейскими странами — членами ОЭСР, около 7% — на торговлю с США, около 4% — на торговлю с Японией, около 12% — на торговлю с развивающимися странами. Статистические данные о географической структуре торговли стран ЕС в 1958 и 1992 гг. представлены в приложениях 7 и 8.
Несмотря на то, что торговые контакты между отдельными европейскими странами играют весьма значительную роль во внешней торговле стран Союза, региональный рынок европейских стран не может ограничить сферы деловой активности европейских компаний. Страны ЕС вынуждены общаться с другими секторами мировой экономики, что обусловлено, в частности, ресурсной ограниченностью региона. Нефть, газ, уголь, лес, цветные металлы и многое другое страны ЕС получают из третьих стран.
Кроме того, другие страны являются для Союза важными рынками сбыта продукции, поскольку ЕС — крупнейший экспортер сельскохозяйственной продукции. Европейские пищевые и текстильные компании — мировые лидеры в своей отрасли. Традиционно сильные позиции занимает европейская химическая промышленность. Она поставляет на мировые рынки около 2/3 всего экспорта промышленных товаров по сравнению с 15% США и 5% Японии. ЕС является крупнейшим экспортером продукции машиностроения, даже без учета внутрирегионального оборота на западноевропейские страны приходится почти 30% ее мирового экспорта (Япония — 18%, США — 13%). Весьма прочные позиции занимает ЕС в области телекоммуникационного и аэрокосмического оборудования, оптоэлектроники. На западноевропейскую авиационную промышленность, которая экспортирует почти, 1/3 своего выпуска, приходится около 1/4 мирового рынка гражданского авиастроения. С другой стороны, сохраняется отрицательное сальдо баланса ЕС в торговле высокотехнологичным информационным оборудованием, бытовой электроникой.
Промышленно развитые страны остаются главными торговыми партнерами ЕС среди третьих стран, из которых можно выделить США и Японию.
На долю промышленных товаров приходится около 80% общего импорта стран ЕС из США. Производственное и транспортное оборудование — наиболее важная группа товаров, импортируемых из США, на нее в 1993 г. пришлось около 1/2 совокупного импорта стран ЕС из США. Импорт сырья (СМТК 0-4) составляет 13,5% общего импорта стран ЕС из США.
Импорт трех наиболее важных групп СМТК, импортируемых из США, к которым относятся офисное оборудование и компьютеры, прочие промышленные товары и электрооборудование, составляет около 30% общего импорта стран ЕС из США. Импорт офисного оборудования и компьютеров из США составляет 37% общего импорта стран ЕС этого товара. К товарам, потребность в импорте которых удовлетворяется в большой степени за счет импорта из США, относятся масленичные (49% всего импорта этого товара в страны ЕС обеспечивается за счет импорта из США), измерительные инструменты (48,4%), химические материалы и продукты, n.e.s. (ранее нигде не классифицированные) (44,4%), электрогенераторы (43,9%) и прочее транспортное оборудование (43%).
Экспорт промышленных товаров составляет около 86% от общего экспорта из стран ЕС в США, а экспорт производственного и транспортного оборудования—около 45%, сырья — около 10%.
Основная продукция, .экспортируемая в США из стран ЕС, — транспортные средства (около 10% от общего экспорта из стран ЕС в США). Около 20% совокупного экспорта транспортных средств из стран ЕС приходится на США. Следующей важной группой товаров, экспортируемых в США, являются электрогенераторы и специальное оборудование. Эти три группы товаров составили 23% от общего экспорта из стран ЕС в США в 1993 г. Товарами, которые экспортируются главным образом в США, являются электрогенераторы, офисное оборудование, а также компьютеры и напитки.
Главные торговые партнеры США из стран ЕС — Германия и Великобритания.
Страны ЕС из Японии импортируют 4 группы товаров (транспортные средства, офисное оборудование, электрооборудование, n.e.s. (ранее нигде не классифицированное) и аудио- и телеаппаратура, которые составляют более 60% всего импорта стран ЕС из Японии. Импорт транспортных средств составляет около 25% всего импорта стран ЕС из Японии и более 50% общего импорта транспортных средств.
Экспорт стран ЕС в Японию менее однороден, чем импорт, и перечень экспортируемых товаров более широк. Так же как и в импорте, наиболее крупной группой товаров, экспортируемых в Японию из стран ЕС, являются транспортные средства. На них приходится около 1/6 общего экспорта из стран ЕС в Японию и 1/12 общего экспорта транспортных средств из стран ЕС. Кроме транспортных средств, наиболее крупными товарными группами в экспорте являются медицинское оборудование, фармацевтическая продукция и прочие промышленные товары.
Главным торговым партнером Японии из стран ЕС является Германия, сохраняющая за собой около 1/3 всего импорта и экспорта ЕС в Японию.
§ 3. Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ)
Договор о создании ЕАСТ (European Free Trade Association, EFTA) был подписан 20 ноября 1959 г. в Стокгольме и вступил в силу 3 мая 1960 г.
В состав ЕАСТ входят Норвегия, Швейцария, Исландия (с 1 марта 1970 г.). В соответствии со специальным протоколом от 4 января 1960 г. Лихтенштейн является ассоциированным членом ЕАСТ в связи с тем, что с 1923 г. находится в таможенном союзе со Швейцарией. Лихтенштейн будет ассоциированным членом ЕАСТ до тех пор, пока существует его таможенный союз со Швейцарией и пока Швейцария входит в ЕАСТ.
Австрия (1995 г.), Великобритания (1972 г.), Дания (1972 г.), Португалия (1985 г.), Финляндия (1995 г.) и Швеция (1995 г.) вышли из ЕАСТ и стали членами ЕС.
Местонахождение,— Женева (Швейцария).
Основными целями ЕАСТ являются:
содействие постоянному росту экономической активности, обеспечению полной занятости, повышению производительности, рациональному использованию ресурсов, финансовой стабильности и неуклонному повышению уровня жизни на территории государств-членов;
предоставление добросовестных условий конкуренции в торговле между государствами-членами;
ликвидация неравенства в условиях снабжения сырьем, производимым на территории зоны свободной торговли;
содействие гармоничному развитию и росту мировой торговли путем постепенной ликвидации торговых барьеров.
ЕАСТ имеет следующую структуру:
Совет ЕАСТ;
комитеты;
секретариат.
Совет, состоящий из представителей государств-членов, управляет Ассоциацией свободной торговли, являясь форумом для обсуждения и принятия совместных решений по различным вопросам. Решения и рекомендации принимаются, как правило, единогласно. Решения обязательны для всех государств-членов, рекомендации — для тех государств, к которым они обращены. Совет собирается дважды в месяц на уровне министров или постоянных представителей. В своей деятельности он опирается на ряд комитетов: таможенные эксперты, торговые эксперты, экономический комитет, консультативный комитет (представители предпринимателей и профсоюзов, до пяти человек от каждого государства-члена), комитет парламентариев, бюджетный комитет и др. Созываемые время от времени экспертные группы рассматривают специальные вопросы.
Секретариат, возглавляемый генеральным секретарем, оказывает поддержку Совету, комитетам и экспертным группам. Шесть отделов секретариата ответственны за вопросы торговли, экономики, интеграции, прессы и информации и др.
В середине 1959 г. (уже после создания ЕЭС) Скандинавские страны предложили создать объединение свободной торговли из западноевропейских стран, не вошедших в ЕЭС. Договор был подписан семью странами: Австрией, Великобританией, Данией, Норвегией, Португалией, Швейцарией и Швецией.
Для достижения целей ЕАСТ предполагалось:
постепенно ликвидировать между странами-участницами таможенные пошлины и количественные ограничения на ввоз и вывоз промышленных товаров;
запретить предоставление экспортных субсидий и проведение иных действий, направленных на создание странами-участницами привилегированного положения для своих предприятий и т. д.
Согласно договору о создании ЕАСТ не предполагается установление единых таможенных пошлин в отношении третьих стран. Это усложняет тортовый обмен между странами-участницами, так как существует опасность проникновения на территорию какой-либо страны — участницы ЕАСТ товаров из третьих стран через другую страну-участницу. Для того чтобы не допустить этого, создана специальная система контроля за происхождением товаров. Товарами, происходящими из стран-участниц, считаются такие, в которых стоимость сырья и полуфабрикатов, импортированных из третьих стран, не превышает 50%. Договор о создании ЕАСТ также не предусматривает проведение совместной экономической политики, свободное перемещение капитала и рабочей силы. Все его положения ограничиваются внешней торговлей.
Большинство стран — участниц ЕАСТ во главе с Великобританией рассматривали Ассоциацию как временную организацию, которая усилит их позиции в будущих переговорах о вступлении в ЕЭС. В августе 1961 г. с такой просьбой выступили Великобритания и Дания, а несколько позже — Австрия, Швейцария, Швеция и Норвегия. Великобритания проводила переговоры с ЕЭС с учетом интересов остальных стран — участниц ЕАСТ. В результате негативной позиции Франции эти переговоры закончились провалом в январе 1963 г., что привело к активизации деятельности ЕАСТ. К 1 января 1967 г. были ликвидированы все таможенные пошлины и количественные ограничения в торговле промышленными товарами между странами-участницами (кроме Португалии). Год спустя были ликвидированы таможенные пошлины между ЕАСТ и Финляндией.
Выход Великобритании и Дании из ЕАСТ в 1972 г. заметно ослабил эту организацию и вынудил оставшихся участников искать пути урегулирования экономических отношений с ЕЭС, являющимся основным торговым партнером стран — членов Ассоциации. В результате сложных переговоров все члены ЕАСТ, а также Финляндия заключили с ЕЭС соглашения о свободной торговле промышленными товарами, которые вступили в силу в 1973 г. На их основе было осуществлено взаимное снижение таможенных пошлин, которые были полностью отменены с 1 июля 1977 г. В результате этого в Западной Европе была образована зона свободной торговли, в состав которой вошли страны ЕС и ЕАСТ.
После этого ЕАСТ продолжала заниматься контролем за полной реализацией Стокгольмского соглашения. Государства — члены ЕАСТ заключили соглашения о свободной торговле со странами Центральной и Восточной Европы, в том числе с Болгарией, Польшей, Румынией, Словакией и Чехией. Аналогичные декларации были подписаны с балтийскими государствами. Соглашения касаются торговли промышленными товарами и продукцией сельхозпереработки. Их целью является поддержка реформ в этой части Европы посредством .стимулирования торговых связей.
Деятельность ЕАСТ положительно повлияла на развитие национальной экономики каждой страны-участницы: увеличился торговый оборот между ними, повысились производительность труда и темпы экономического роста, усилились позиции стран — членов Ассоциации на рынках третьих стран.
Существование ЕАСТ в значительно сокращенном составе после 1995 г. ставит под сомнение длительную жизнеспособность этой организации, хотя, как и раньше, она может выполнять роль «зала ожидания» для стран, желающих вступить в ЕС.
§ 4. Европейское экономическое пространство(ЕЭП)
В результате подписания в 1992 г. государствами — членами ЕАСТ, ЕС и его государствами-членами Договора об образовании Европейского экономического пространства (European Economic Area, EEA) был создан рынок, объединяющий 18 стран с населением около 370 млн. человек.
Швейцария, согласно итогам проведенного в 1992 г. референдума, не ратифицировала Договор, вступивший в силу в 1994 г.
В Договоре предусматриваются:
свободное движение товаров, услуг, капитала и людей;
сотрудничество в таких областях, как наука, образование, экологическая политика, социальная политика;
создание правовой системы, обеспечивающей реализацию общих правил и норм.
Договор дополняют:
двусторонние соглашения между государствами ЕАСТ и Европейским Союзом об импорте некоторых сельскохозяйственных продуктов;
двусторонние соглашения между Европейским Союзом и Норвегией и Исландией о свободной торговле рыбой.
Структура ЕЭП:
1. Совет как верховный орган принятия решений (члены Совета ЕС, члены Европейской комиссии, по одному представителю от каждого члена ЕАСТ).
2. Совместный комитет в качестве форума для обмена мнениями и информацией и в качестве органа для поиска и принятия решений (высокие должностные лица Комиссии и государств — членов ЕС и ЕАСТ).
3. Консультативный комитет (члены Экономического и социального комитета ЕС, члены Консультативного комитета ЕАСТ).
4. Совместный парламентский комитет.
Государства — члены ЕАСТ учредили:
Контрольное ведомство ЕАСТ (контроль за выполнением договаривающимися сторонами обязательств, взятых на себя согласно Договору о ЕЭП);
Суд ЕАСТ (совместный контроль с Европейским судом);
Постоянный комитет государств ЕАСТ (информация, консультации, подготовка заседаний Совместного комитета ЕЭП).
§ 5. Центральноевропейское соглашение о свободной торговле (ЦЕФТА)
В феврале 1991 г. в результате встречи на высшем уровне Венгрии, Польши и Чехословакии в г. Вышеграде (Венгрия) образована субрегиональная организация, не предусматривающая создания постоянных органов. Эта организация впоследствии была названа Вышеградской группой. Создание Вышеградской группы, инициатором которой считается премьер-министр Чехии В. Клаус, было предопределено необходимостью развития внутрирегиональной торговли и объединения усилий по подготовке интеграции в ЕС в условиях развала прежних интеграционных структур и проблематичности быстрой переориентации торговых потоков на Запад.
В декабре 1992 г. Венгрия, Польша, Словакия и Чехия подписали Центральноевропейское соглашение о свободной торговле (ЦЕФТА), которое вступило в силу 1 марта 1993 г.
Первоначально страны-участницы не предполагали принятия новых членов, но впоследствии такая возможность была предоставлена странам, удовлетворяющим трем основным требованиям:
наличие торгового договора с ЕС или статус ассоциированного члена Европейского сообщества;
членство в ВТО/ГАТТ;
наличие двусторонних договоров о свободной торговле с каждой из стран — участниц Соглашения.
С 1 января 1996 г. очередной стороной соглашения стала Словения, с 1 июля 1997 г. — Румыния, а с 1 января 1999 г. — Болгария.
Цель ЦЕФТА — стимулирование развития торгово-экономических, научно-технических и кооперационных связей внутри блока с перспективой создания к 2002 г. зоны свободной торговли. В то же время внутрирегиональная интеграция рассматривается не как самоцель, а как промежуточный этап вступления в ЕС, позволяющий нивелировать некоторые проблемы, связанные с тем, что экономики стран — участниц ЦЕФТА скорее однотипны, чем взаимодополняемы, их рынки бедны капиталом, ограничены в сфере высоких технологий, дефицитны по сырьевым (в том числе и по энергетическим) ресурсам. Кроме того, страны — участницы ЦЕФТА имеют крупное отрицательное сальдо внешней торговли, большая часть которого приходится на страны ЕС *. Эти и другие экономические проблемы разрешаются не в рамках ЦЕФТА, а именно в проходящем в настоящее время процессе интеграции в ЕС. Предпринимаются также шаги по сближению законодательства стран ЦЕФТА с нормами Договора о Европейском экономическом пространстве.
* Захматов Н. Центральноевропейское соглашение о свободной торговле//Внешняя торговля. 1997. № 1-3. С. 22.
Развитие ЦЕФТА обусловлено объективными трудностями и огромным стремлением стран-участниц интегрироваться в западноевропейские структуры. В этой связи не было принято предложение Словакии о создании институциональных органов Соглашения.
В то же время за период действия ЦЕФТА существенно ускорился процесс ликвидации барьеров во взаимной торговле стран-участниц по сравнению с первоначальными записями в Соглашении, что нашло формальное отражение в последующих дополнительных протоколах.
С 1 января 1997г. в рамках ЦЕФТА практически существует зона свободной торговли для большинства промышленных изделий, за исключением чувствительных товаров с более длительной тарифной защитой, постепенно ликвидируемой не позже 2002 г. Это относится прежде всего к странам — основателям ЦЕФТА, так как для товаров из стран, присоединившихся позже, степень защиты несколько шире. Особенно это касается Румынии и Болгарии, основной этап либерализации торговли с которыми начался с 1 января 1999 г. Например, Польша относит к чувствительным товарам продукцию автомобилестроения, а также нефтепродукты и некоторые стальные изделия.
Для сельскохозяйственных товаров ЦЕФТА предусматривает не создание зоны свободной торговли, а частичную и выборочную либерализацию, масштаб которой был расширен с 1 января 1996 г. в соответствии с Дополнительным протоколом № 3. В результате этого в начале 1999 г. тарифные преференции охватывали свыше 90% сельскохозяйственных товаров, часть которых реализовывалась беспошлинно в рамках общего списка «А», часть — по пониженной и общей для всех стран ставке (список «В»), а торговля товарами из списка «С» осуществлялась на основе двусторонних соглашений. Часть сельскохозяйственных товаров не была охвачена никакими преференциями.
Степень либерализации товарооборота сельскохозяйственных продуктов в рамках ЦЕФТА гораздо ниже, чем промышленных товаров.
Учитывая специфику сельскохозяйственных рынков, страны — участницы ЦЕФТА согласовали возможность применения в определенных ситуациях защитных средств для сельскохозяйственных товаров. Так, например, Польша в 1997 г. отменила тарифные преференции на крахмал и изделия из него для всех стран ЦЕФТА, а в 1998 г. преференции в импорте сахара из Чехии, кукурузы посевной и кормовой из Венгрии, кукурузы кормовой из Чехии и Словакии, а также томатной пасты из Чехии, Словакии и Венгрии. В 1998 г. Словения и Румыния также повысили таможенную пошлину на венгерскую пшеницу (Румыния еще и на пшенично-ржаную муку), а Чехия и Словения установили ее минимальный размер и т.д.
С момента последней встречи премьер-министров стран ЦЕФТА в Праге в 1998 г., на которой формально была приостановлена либерализация торговли сельскохозяйственными и продовольственными товарами, условия торговли ими в рамках Соглашения значительно усложнились. Это объясняется тем, что в разных странах — участницах ЦЕФТА результат либерализации торговли сельскохозяйственными товарами был различным. Только Венгрия (благодаря развитой системе субсидий), а также Чехия имеют положительное сальдо торговли этими товарами, а остальные страны — дефицит. Кроме того, все страны ЦЕФТА были плохо подготовлены к этой либерализации, поскольку рынок предварительно не был изучен. Часто доходило просто до взаимной переброски излишков продовольствия. Не было никакой координации сельскохозяйственной политики. Это привело к необходимости создания подкомитета ЦЕФТА по вопросам торговли сельскохозяйственной продукцией, который начал функционировать во второй половине 1999 г.
В то же время следует отметить, что в результате реализации Соглашения значительно восстановился и получил развитие взаимный товарообмен. Например, товарооборот Польши с государствами ЦЕФТА увеличился более чем в три раза.
При сотрудничестве в рамках ЦЕФТА основное внимание уделяется проблемам, связанным со взаимной торговлей. Несмотря на то, что такие сферы сотрудничества, как предоставление услуг и перемещение капитала, нашли официальное отражение в Познаньской декларации, принятой премьерами государств ЦЕФТА в ноябре 1994 г., реального сотрудничества в этих областях пока нет. Вопросы, связанные с этим, должны решаться на переговорах стран-участниц, так как проблематика основных экономических свобод (перемещения товаров, услуг, капиталов и лиц) рассматривается в соглашениях об объединении между отдельными государствами ЦЕФТА и ЕС. Главной целью стран — участниц ЦЕФТА является членство в ЕС, что в свою очередь связано с процессами приспособления к его законодательству, поэтому необходимо учитывать эту проблематику во взаимных отношениях в рамках ЦЕФТА.
Литература
1. Дюмулен И., Пресняков В., Соколов В. Внешнеторговый режим ведущих зарубежных страну/Внешняя торговля. 1996. № 4, 6.
2. Захматов И. Центральноевропейское соглашение о свободной торговле//Внешняя торговля. 1997. №1-3.
3. Шреплер Х.А. Международные организации: Справочник. — М.: Междунар. отношения, 1995.
4. European Economy. 1994. № 58.
Глава 7
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ РОССИИ
Общие тенденции развития внешней торговли России в конце 90-х гг. характеризовались исчерпанием возможностей экстенсивного роста объемов экспорта и импорта в условиях ухудшения мировой конъюнктуры (особенно падения цен на энергоносители) и на фоне последствий финансового кризиса в России, где в 1998 г. впервые за последние пять лет наблюдалось падение объемов внешнеторгового оборота по сравнению с предыдущим годом (табл. 7.1).
Таблица 7.1.
Внешняя торговля России в 1994-1998 гг*.
19941995199619971998
млн. дол.%к предыдущему годумлн. дол.%к предыдущему годумлн. дол.%к предыдущему годумлн. дол.% к предыдущему годумлн. дол.%к предыдущему году
Оборот105523,010,8126578,020,0133867,05,8140193,74,7116615,7-16,8
Экспорт66862,013,079869,019,587629,09,786626,6-1,172537,5-16,3
Импорт38661,07,246709,020,846238,0-1,053567,115,944078,-17,7
Сальдо28201,022,033160,017,641391,024,833059,5-20,128459,3-13,9
* Внешнеэкономический комплекс России: современное состояние и .перспективы. 1998. № 2.
1996 г. был последним удачным годом для российского экспорта благодаря высоким мировым ценам на нефть. В 1997-1998 гг. стоимостные объемы российского экспорта сокращались. В 1997 г. был отмечен стремительный рост импортных поставок на фоне незначительного увеличения ВВП, совокупного внутреннего спроса и реальных доходов населения в условиях стабильного валютного курса и реального удорожания рубля, снижения закупочных цен на внешних рынках. Степень насыщения импортной продукцией внутреннего рынка и особенно розничного товарооборота достигла предела. Импортная зависимость по некоторым позициям приблизилась к 100%. Это прежде всего относится к продукции так называемого замещающего ассортимента, которая фактически вытеснила аналогичные отечественные изделия из розничной торговли.
В 1998 г. произошло обострение традиционных «болезней» для российской внешней торговли. Россия в очередной раз, но в более тяжелой форме (ранее подобное наблюдалось в 1993—1994 гг.) столкнулась с явлением разоряющего экспорта, когда в условиях неблагоприятной мировой конъюнктуры любое усилие по увеличению поставок нефти в натуральном выражении ведет к дальнейшему снижению цен, а также к тому, что общая выручка, от экспорта не возрастает, а уменьшается. Так произошло с большинством российских сырьевых товаров.
В то же время за 90-е гг. структура российской внешней торговли практически не изменилась.
§ 1. Структура внешней торговли
В целом структура экспорта включает примерно 4тыс. различных видов отечественной продукции. Однако список товаров, на которые приходятся наибольшие по стоимости объемы, ограничивается только 10 позициями, включая прежде всего нефть, газ, цветные и драгоценные металлы, алмазы.
На долю топливно-энергетических ресурсов приходится около 45% общего объема экспорта, на черные и цветные металлы и изделия из них — 20%, на продукцию химической промышленности — 8—10%, на лесоматериалы и целлюлозно-бумажные изделия — около 4%, на машины, оборудование и транспортные средства — около 10%.
Основными причинами относительно малой доли машин и оборудования в общем объеме экспорта являются снижение объемов их производства, низкая конкурентоспособность, нерешенность вопросов кредитования производства и поставок, отсталость производственной базы, длительные сроки освоения современных видов оборудования, а также нарушение кооперационныхсвязей из-за развала СЭВ и СССР, проблема неплатежей, отсутствие системы страхования и банковских гарантий. Россия экспортирует очень ограниченную номенклатуру машиностроительной продукции. Снизился даже прежде устойчивый и значительный по объему экспорт военной техники и вооружений. Если в 1989 г. доля СССР в мировом экспорте оружия составляла 37%, то в конце 90-х гг. доля России — менее 10%.
В импорте России основными статьями являются изделия машиностроения (около 35% совокупного импорта), а также продовольствие и сырье для его производства (около 25%). Удельный вес импортируемых химических продуктов составляет около 15%, изделий легкой промышленности — около 5 %.
Значительны объемы неофициального импорта по каналам так называемой неорганизованной торговли, особенно импорта потребительских товаров.
При рассмотрении географической структуры внешней торговли России обычно выделяется два основных направления: страны СНГ (ближнее зарубежье) и остальные страны (дальнее зарубежье).
На долю стран СНГ приходится около 1/4 всего объема внешнеторгового оборота России (табл. 7.2).
Таблица 7.2
Внешняя торговля России по основным направлениям (%) *
1993 г.1994 г.1995 г.1996 г.1997 г.1998 г.
Экспорт100100100100100100
Дальнее зарубежье74,879,382,182,080,881,3
СНГ25,220,717,918,019,618,7
Импорт100100100100100100
Дальнее зарубежье74,473,370,968,873,574,4
СНГ25,626,729,131,226,525,6
* Внешнеэкономический комплекс России: современное состояние и перспективы. 1998. № 2.
Отношения со странами СНГ развиваются на трех уровнях:
? большинство стран СНГ выполняют обязательства в соответствии с Соглашением о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 г. и двусторонними соглашениями о свободной торговле;
? Россия, Беларусь, Казахстан и Киргизия заключили Соглашение о создании Таможенного союза, в соответствии с которым установлен единый порядок внешнеторгового регулирования;
? Россия и Беларусь подписали 2 апреля 1996 г. Договор об образовании Сообщества двух суверенных государств. Основными партнерами в торговле России с ближним зарубежьем являются Украина, Беларусь, Казахстан и Узбекистан.
На долю сырьевых товаров в экспорте России с государствами СНГ приходится около 50%, а на долю машин и оборудования —около 17%.
Основные товары, импортируемые Россией из стран. СНГ, — продовольствие, продукция легкой промышленности и сырье для ее производства. На долю машин и оборудования в импорте России приходится около 18%. Прирост импорта в значительной степени обеспечивается за счет продовольственных товаров, алкогольных и безалкогольных напитков из Украины и Молдовы, зерновых культур из Казахстана и Украины, сахара из Украины. Увеличиваются также объемы импорта продукции черной металлургии.
Сдерживающими факторами торгово-экономических связей со странами Содружества являются рост их задолженности России вследствие дисбаланса в торговле, отсутствия надежных механизмов регулирования долга на межправительственном уровне, низкое качество производимых в странах СНГ товаров, наличие множественности курсовых паритетов национальных валют, отсутствие реальной (рыночной) взаимосвязанности между ними, неэффективность обслуживания взаимных расчетов национальными банковскими системами и др.
Торговые отношения России со странами дальнего зарубежья развиваются по нескольким региональным направлениям.
Прежде всего это европейский регион. Торговые отношения с европейскими странами развиваются по четырем субрегиональным направлениям *: Европейский Союз, страны Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), страны Балтии, Балканский регион.
* Об итогах внешнеэкономической деятельности России в 1993-1996 гг.// Внешняя торговля. 1996. № 9-11.
Отношения с Европейским Союзом рассматриваются как приоритетное направление внешней торговли и внешнеэкономической деятельности России в целом. ЕС является крупнейшим торговым партнером России (свыше 1/3 общего товарооборота и около 2/5 российского экспорта). Фирмы стран ЕС являются наиболее крупными инвесторами в экономику России.
В июне 1994 г. было подписано Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС (СПС), в котором определены условия сотрудничества и поэтапной экономической интеграции между Россией и ЕС, предусматривается создание в перспективе зоны свободной торговли товарами, а также обеспечение большей свободы трансграничной торговли услугами и движения капиталов. До вступления Соглашения о партнерстве в силу применялось Временное соглашение между Россией и ЕС о торговых и связанных с торговлей вопросах (с 1 февраля 1996 г.), содержащее «торговые» положения, которые не требовали ратификации.
Основным торговым партнером России является Германия (табл. 7.3).
Таблица 7.3
Основные торговые партнеры России в 1994 и 1998 гг. *
19941998
Экспорт%Импорт%Экспорт%Импорт%
1.Украина10,6Украина9,1Германия8,0Германия12,6
2.Германия8,6Германия7,9Украина7,7Беларусь10,4
3.Швейцария5,9США5,5США7,1США9,5
4.Великобритания5,8Швейцария4,5Беларусь6,5Украина7,5
5.США5,3Италия4,3Нидерланды5,6Казахстан4,3
6.Беларусь4,9Китай4,3Италия4,5Италия4,2
7.Китай4,5Нидерланды4,1Китай4,4Франция3,7
8.Италия4.4Япония4,1Швейцария4,4
Финляндия3,3
9.Нидерланды3,7Великобритания3,9Великобритания4,2
Великобритания2,8
10;Япония3,6Беларусь3,8Япония3,1
Польша2,8
* Таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации. 1995/ ГТК. — М.: ГТК РФ, 1996; Внешнеэкономический комплекс России: современное состояние и перспективы. 1998. № 2.
Лидерство Германии обусловлено высоким качеством и разнообразием поставляемых товаров (автомобили и запчасти к ним, аудио- и видеотехника, бытовая электроника, косметика и парфюмерия, мебель, одежда и обувь, медицинская продукция, продовольствие и др.) при сравнительно низких оптовых ценах, а также территориальной близостью. Важными факторами активного развития российско-германской торговли являются связи между фирмами двух стран, сохранившиеся с прежних времен, а также устойчивое положение немецкой марки.
Страны Центральной и Восточной Европы занимают особое место во внешней торговле России, что объясняется их геополитическим положением, территориальной близостью, а также масштабами экономического сотрудничества в рамках СЭВ (в 1990 г. примерно 3/5 объема товарооборота СССР приходилось на СЭВ).
Во всех странах ЦВЕ за последние годы созданы демократические системы, активно проводятся рыночные реформы, ликвидированы основы централизованного планирования и государственного контроля, происходит переориентация внешнеторгового оборота в сторону индустриально развитых стран. В то же время попытки этих стран быстро переориентировать торговлю на Запад встретили там активное противодействие, что определило «новое открытие» российского рынка. С другой стороны, они активно включаются в экономические, политические и военные интеграционные процессы в Западной Европе, поэтому их можно рассматривать в качестве дополнительного связующего звена между Россией и Западной Европой.
Торговля со странами Восточной Европы в первой половине 90-х гг. характеризовалась сокращением их доли во внешнеторговом обороте России. С 1995 г. наблюдается тенденция к ускорению темпов развития торговли. В российском экспорте доминирующее значение имеют энергоресурсы, в импорте — продовольствие, химические товары, машинно-технические изделия. В 1995 г. была разработана «Концепция внешнеэкономических связей Российской Федерации со странами Восточной Европы на период до 2000 г. с учетом задач структурной перестройки экономики России».
Крупнейшим торговым партнером России в этом регионе является Польша. В структуре российского экспорта в Польшу преобладают сырьевые товары, импорта из Польши — продовольствие и сельскохозяйственные товары (около 40%), фармацевтические товары, косметика и товары народного потребления, машины и оборудование, строительные услуги.
Для торговых отношений со странами Балтии, а также. Балканского региона характерна их адаптация к новым политическим и экономическим условиям сотрудничества.
Среди неевропейских регионов особо важное значение для российской внешней торговли имеют США и Азиатско-тихоокеанский регион (АТР).
Для России необходимость расширения торговли со странами Азиатско-тихоокеанского региона определяется рядом факторов *:
* Давыдов О. Россия и Азиатско-тихоокеанский регион: перспективы торгово-экономического и интеграционного сотрудничества//Внешняя торговля. 1996. № 3. С. 5.
во-первых, АТР становится наиболее динамично развивающимся центром мировой экономики. В АТР также наблюдается начальная фаза интеграционных процессов государств, находящихся на разных этапах экономического развития, что создает благоприятные условия для интеграции России в экономику региона;
во-вторых, расширение экономического сотрудничества со странами АТР при определенных условиях может способствовать развитию Сибири и Дальнего Востока, облагораживанию структуры российского экспорта в результате участия в структурной перестройке экономики большинства стран региона, повышению эффективности российского импорта, поскольку качество азиатских товаров вполне соответствует мировым стандартам при зачастую более низких по сравнению с Западной Европой ценах. Кроме того, в этом регионе предоставляются благоприятные возможности для экспорта комплектного оборудования, а накопление значительных валютных резервов в некоторых динамично развивающихся странах АТР потенциально способствует расширению их инвестиционной деятельности в России.
Двусторонние отношения России со странами АТР после периода спада имеют тенденцию к росту, их доля во внешнеторговом обороте составляет около 30%. Развиваются связи с АСЕАН, ведется подготовка к установлению отношений с НАФТА. Россия участвует в деятельности ЭСКАТО и является полноправным членом Совета по Тихоокеанскому экономическому сотрудничеству (СТЭС), Тихоокеанского экономического совета (ТЭС), Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС).
§ 2. Внешнеторговое регулирование
Система регулирования внешнеторговых операций в России начала формироваться в конце 1991 г. - начале 1992 г. Основную роль при этом играли методы нетарифного регулирования: квотирование и лицензирование экспортных поставок, а также регистрационный режим в отношении экспортеров стратегически важных сырьевых товаров (СВСТ). Под лицензионным контролем находилась подавляющая часть экспорта России (в 1992-1993 гг. около 75-80%), причем по его основному объему лицензии выдавались в пределах установленных государством квот.
С 1992 г. стал функционировать экспортный таможенный тариф. В первые два года его действия вывозные пошлины охватывали около 3/4 российского экспорта: экспорт топливно-сырьевых товаров, продовольствия, промышленных полуфабрикатов, а также некоторых видов готовой промышленной продукции. Ввоз товаров в Россию был свободен от квотирования, лицензированию подлежал ввоз ограниченного круга изделий, к которым относились химические средства защиты растений, лекарства, промышленные отходы, а также товары, включенные в перечень, определяемый Правительством и Президентом (вооружение, боеприпасы, ядерные материалы и технологии, драгоценные металлы и камни, наркотические, психотропные вещества и яды, продукция, имеющая двойное назначение). Импортные поставки регулировались преимущественно тарифными и налоговыми мерами.
В 1993-1994 гг. произошла частичная либерализация экспортного режима: постепенно сократился список квотируемых товаров, уменьшился также перечень товаров, облагаемых экспортными пошлинами, а их ставки снизились. При импорте товаров таможенные тарифы и налоги дополнялись обязательной сертификацией на предмет безопасности и соответствия российским стандартам.
В течение второй половины 1994 г. и в начале 1995 г. в основном был отменен прежний порядок регулирования российского экспорта на основе квот и лицензий. С этого времени в перечень товаров, подпадающих под лицензионный режим, стали входить:
? продукция, вывоз которой регламентируется квотами, установленными на базе подписанных Россией международных обязательств (добровольное ограничение экспорта);
? товары, по которым сохранен особый порядок экспорта.
Отмена количественных ограничений и особого режима экспорта основных валютоемких товаров сопровождалась введением во второй половине 1994 г. регистрации контрактов на экспорт отдельных товаров, ранее подпадавших под лицензионный контроль. С 1994 г. действует система валютного контроля при экспорте товаров.
Важнейшие сдвиги в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности произошли в 1995 г.: либерализация нефтяного экспорта, отмена института спецэкспортеров СВСТ, ограничение области применения мер нетарифного регулирования, отмена льгот с некоторыми исключениями к таможенным пошлинам, введение новых ставок ввозных таможенных пошлин, снижение или отмена вывозных таможенных пошлин по основным товарным группам. Вывозные таможенные пошлины были отменены с 1 апреля 1996 г. практически по всем товарам, а по нефти и газовому конденсату с 1 июля 1996 г.
Одним из основных итогов либерализации внешней торговли явилось превращение таможенного тарифа в основной инструмент регулирования импорта. Меры внешнеторгового регулирования применяются к товарам на основе Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.
Августовский кризис 1998 г. внес некоторые коррективы в систему внешнеторгового регулирования. С 15 августа 1998 г. по 30 апреля 1999 г. взималась дополнительная импортная пошлина в размере 3% на все ввозимые товары, кроме товаров из стран Таможенного союза. В 1999 г. увеличена с 50 до 75% доля валютной выручки, подлежащей обязательной продаже, в начале 1999 г. установлены вывозные пошлины на некоторые нефтепродукты, цветные металлы и их отходы, лесоматериалы из ценных пород дерева, необработанные шкуры и кожи, масличные семена и соевые бобы, этиловый спирт и крепкие спиртные напитки, рыбу и морепродукты. Вывозные таможенные пошлины применяются только к товарам, вывозимым за пределы стран СНГ, а также используется механизм корректировки вывозной пошлины в зависимости от изменения мировой конъюнктуры. Кроме того, вывозные пошлины устанавливаются только на срок 6 месяцев, после окончания которого либо утверждается новый экспортный тариф, либо продлевается действие существующих ставок, либо пошлины отменяются. Последствия августовского кризиса несколько замедлили процесс либерализации внешнеторгового регулирования, например до конца 1999 г. (вместо конца 1998 г.) был продлён график снижения таможенных пошлин на ряд товаров.
Следующим значительным этапом либерализации системы внешне торгового регулированиям приведения ее в соответствие с мировыми нормами должно стать вступление России в ВТО.
1. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД)
При переходе к новым рыночным инструментам регулирования внешнеэкономической деятельности, применяемым в мировой практике, возникла необходимость изменения организации таможенного контроля за товарами, находящимися во внешнеторговом обороте. Если раньше (до конца 80-х гг.) режим и процедура пропуска товаров определялись в зависимости от того, кто являлся субъектом внешнеторговой сделки, то сейчас главным критерием является объект сделки, т. е. конкретный товар. В связи с этим для государственного регулирования внешнеэкономической деятельности используется Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности, разработанная на базе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров (ГС) и Комбинированной тарифно-статистической номенклатуры Европейского экономического сообщества (КН ЕЭС).
Девятизначный цифровой код ТН ВЭД означает:
первые шесть цифр — код товара по ГС;
первые шесть цифр плюс седьмая и восьмая цифры — код товара по КН ЕЭС;
девятая цифра — возможную детализацию в будущем тех или иных товарных позиций с учетом интересов России.
Правильное определение положения товара в номенклатуре (его классификация) имеет решающее значение для установления режима государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, под который этот товар подпадает.
Уклонение от установленного порядка перемещения через границу конкретного товара путем его неправильной классификации и/или указания неверных данных в таможенной декларации рассматривается таможенными органами как нарушение, влекущее за собой ответственность в соответствии с действующим законодательством.
В ТН ВЭД строго соблюдается принцип однозначного отнесения товаров к классификационным группировкам в соответствии с примечаниями и основными правилами интерпретации ТН ВЭД. Однозначное понимание классификационных группировок является необходимым условием при определении ставок таможенных пошлин и иных платежей, сопоставлении данных о внешней торговле различных стран и др. Единицы измерения, используемые в ТН ВЭД, соответствуют международным стандартам.
ТН ВЭД практически полностью совпадает с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров, поэтому ее применение в таможенно-тарифных и статистических целях осуществляется в соответствии с основными правилами классификации, а также пояснениями и примечаниями, которые являются неотъемлемой и главной частью ГС. Существует шесть основных правил.
1. Наименования разделов, групп, подгрупп даны только для удобства пользования. С правовой точки зрения классификация товаров по группам должна осуществляться в соответствии с пояснениями и примечаниями к разделам, группам, позициям ГС. Если же в пояснениях или примечаниях нет иной оговорки, тогда товары должны классифицироваться согласно 2, 3, 4, 5 и 6-му правилам ГС.
Например, в 88-ю группу «Средства воздушного и космического транспорта; их части» должна включаться наряду с другими субпозиция 880250 «Космические аппараты (включая спутники) и их ракеты-носители». Подробный перечень товаров, которые должны или не должны включаться в 88-ю группу, приведен в пояснениях, в соответствии с которыми в товарную субпозицию 880250 включаются:
космические аппараты, являющиеся транспортными средствами (например, спутники связи, метеорологические спутники и т.п.); ракетоносители, те из них, которые используются для выведения полезного груза на траектории вокруг Земли или других небесных тел. Однако в эту позицию не должны включаться: военные ракетоносители или баллистические ракеты, «полезный» груз которых возвращается на поверхность Земли. Эти ракетоносители должны учитываться в товарной позиции 9306 «Бомбы, гранаты, торпеды, мины, реактивные снаряды, ракеты, боеприпасы и их части...».
2. Товар должен включаться в позицию независимо от того, находится ли он в комплектном или законченном производством виде. При этом комплектный или незаконченный производством товар должен иметь все основные признаки комплектного или законченного производством изделия. В товарную позицию, к которой относятся комплектные или законченные производством изделия, должны также включаться товары в несобранном или разобранном состоянии, например поставка мебели «жилая комната» в разобранном виде.
Согласно этому правилу товар, состоящий частично из смеси или соединений с другим материалом, при сохранении его целостности должен учитываться в той же позиции, что и товар без смеси и соединений. Например, йогурт в смеси с добавками сахара и фруктов должен включаться в товарную субпозицию 040310 «Йогурт».
Необходимо учитывать, что применение данного правила возможно только с учетом примечаний и пояснений к разделам и группам ГС. Например, в пояснении к разделу XV «Черные и цветные металлы и изделия из них» определено:
сплав черных и цветных металлов должен классифицироваться по металлу, который по весу в данном сплаве преобладает над весом любого другого металла;
сплав, состоящий из черных или цветных металлов с драгоценными металлами (серебро, золото, платина), вес которых в общем весе сплава превышает 2%, должен учитываться в группе 71 «Драгоценные металлы...».
3. Если по каким-либо причинам товар можно классифицировать по двум или более позициям, то в этих случаях следует:
а) отдать предпочтение тому виду, который имеет более конкретное по сравнению с другими наименование. Например, ворсяные текстильные коврики для салона автомобиля должны включаться в товарную позицию 5703 «Ковры и другие текстильные напольные покрытия...», а не в позицию 8708 «Запасные части и принадлежности к автомобилям...», так как они конкретно описаны «коврики...», а не «принадлежности для автомобиля»;
б) товары, состоящие из различных материалов или компонентов, а также товары в виде наборов, которые предназначены для их реализации через розничную торговлю и не могут быть классифицированы согласно пункту «а» данного правила, должны классифицироваться по тому материалу или компоненту, признаки которого наиболее полно отражают специфический характер или назначение товара. Например, комплект подарочного набора, состоящий из ножниц (8213), расчески (9616), мыла туалетного (340111), туалетной воды (3303), зубной пасты (3306), зубной щетки (960321), уложенных в косметическую сумочку из текстильного материала (420212), должен включаться в товарную позицию 9605 «Несессеры дорожные для личного туалета...».
Однако это правило не распространяется на «комплект» продуктов, состоящий из одной банки креветок (160520), 1 кг пряников (190520) и 1 кг свежих огурцов (0707), уложенных в хозяйственную сумку (4202), так как ни один из перечисленных .товаров не может являться компонентом, отражающим специфический характер данного набора.
В тех случаях, когда к товарам при их классификации не может быть применено правило 3 (пункты «а» и «б»), их следует включать в ту позицию, код которой является последним в цифровом ряду среди товаров, которым в равной степени отдается предпочтение.
4. Товары, которые не могут быть классифицированы в соответствии с тремя вышеперечисленными правилами, должны включаться в те позиции, которые наиболее близки им по содержанию или по назначению.
Это правило введено в номенклатуру для того, чтобы предоставить возможность классифицировать новые товары в. международной торговле. Используется оно крайне редко.
5. По данному правилу определяется классификация футляров, ящиков и подобных им упаковочных изделий, специально приспособленных для хранения и транспортировки определенного товара или набора товаров:
а) футляры для фотоаппаратов, музыкальных инструментов, оружия, чертежно-художественных инструментов, ювелирных изделий и другие подобные упаковки, специально приспособленные для данного товара или набора товаров, рассчитанные на длительное использование, поставляются и продаются обычно вместе с товарами, для которых они предназначены и классифицируются одним кодом вместе с товаром. Это правило применяется в тех случаях, когда упаковочные изделия поставляются вместе с их содержимым, хотя для удобства транспортировки они могут быть разделены.
Если же осуществляется поставка подобных товаров отдельно от изделий, для которых они предназначены, тогда они должны включаться в соответствующие их назначению товарные позиции.
Например, чемоданы, футляры, атташе-кейсы и другие подобные им изделия, поставка которых осуществляется в качестве самостоятельных, должны учитываться в позиции 4202 «Чемоданы, атташе-кейсы, футляры...».
Это правило также не распространяется на упаковочные материалы, которые не соответствуют основному характеру товара. Например, серебряные конфетницы должны учитываться в позиции 711311 «Ювелирные изделия...из серебра...», а не в позиции 1704 «Кондитерские изделия...»;
б) исключением из правила 5 является тара и подобные ей товары многоразового использования. Например, канистры для бензина должны учитываться в позиции 7310 «Цистерны, бачки... аналогичные емкости из черных металлов».
6. Классификация товаров в субпозициях должна производиться по их наименованиям и с учетом пояснений и примечаний к разделам, группам ГС. Например, необходимо классифицировать «галстук мужской трикотажный». Казалось бы, что его надо отнести к товарной позиции 6215 «Галстуки, галстуки-бабочки и шейные платки», но в пояснениях к этой товарной позиции определено, что «галстуки, галстуки-бабочки...из трикотажа или ручной вязки» должны включаться в позицию 6117 «Прочие готовые принадлежности одежды, трикотажные, детали одежды или принадлежности, одежды, трикотажные». :
Содержание перечисленных шести основных правил дополняется детальными пояснениями и примечаниями к разделам, группам, отдельным, товарным позициям.
2. Таможенные режимы
Основным документом, определяющим порядок внешнеторгового регулирования в Российской Федерации в современных условиях, является Таможенный кодекс Российской Федерации, принятый постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 18 июня 1993 с № 5223-1.
В соответствии с этим документом установлено несколько режимов пропуска товаров через таможенную границу Российской Федерации, которые различаются порядком оформления и, самое главное, предусматривают различный порядок и объемы таможенных платежей. Поэтому правильное применение того или иного таможенного режима позволит предпринимателю избежать чрезмерных финансовых затрат.
1. Выпуск, товаров для свободного обращения — режим, при котором ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации товары остаются постоянно на этой территории без обязательства об их вывозе с этой территории.
Выпуск товаров для свободного обращения предусматривает уплату таможенных пошлин, налогов и внесение иных таможенных платежей, а также соблюдение мер экономической политики и других ограничений.
2. Реимпорт товаров — режим, при котором российские товары, вывезенные с таможенной территории Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом экспорта товаров, ввозятся обратно в установленные сроки без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики.
Под режим реимпорта товары могут быть помещены при следующих условиях:
? товары должны быть ввезены на таможенную территорию в течение 10 лет с момента вывоза;
? товары должны находиться в том же состоянии, в котором они были в момент вывоза, кроме изменений вследствие естественного износа либо убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения и в других случаях, определяемых Государственным таможенным комитетом Российской Федерации (ГТК России).
При реимпорте товаров в течение трех лет с момента вывоза таможенные органы возвращают уплаченные суммы вывозных (экспортных) таможенных пошлин и налогов. В то же время лицо, перемещающее товары, возвращает суммы, полученные в качестве выплат или в результате иных льгот, предоставленных при вывозе товара.
3. Транзит товаров — режим, при котором товары перемещаются под таможенным контролем между двумя таможенными органами Российской Федерации, в том числе через территорию иностранного государства, без взимания таможенных пошлин и налогов, а также без применения к ним мер экономической политики.
При помещении товаров под режим транзита товары должны;
? оставаться в неизменном состоянии, кроме изменений вследствие естественного износа либо убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения, и не использоваться в каких-либо иных целях, кроме транзита;
? доставляться в таможенный орган назначения в сроки, определенные таможенным органом отправления исходя из возможностей транспортного средства, намеченного маршрута и других условий перевозки, но не более предельного срока — 2 тыс. км за 1 месяц.
Транзит товаров по территории Российской Федерации может осуществляться в любых направлениях, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.
В случае если у таможенного органа Российской Федерации имеются основания полагать, что перевозчик либо его транспортное средство не могут гарантировать соблюдения положений Таможенного кодекса Российской Федерации, таможенный орган Российской Федерации вправе допустить помещение товаров под таможенный режим транзита лишь при условии надлежащего оборудования транспортного средства, таможенного сопровождения либо перевозки товаров таможенным перевозчиком в порядке, определяемом Кодексом и нормативными актами Государственного таможенного комитета Российской Федерации.
Расходы, возникшие у перевозчика в связи с обеспечением надлежащего оборудования транспортного средства либо перевозкой товаров таможенным перевозчиком, государственными органами Российской Федерации не возмещаются.
Транзит товаров производится с разрешения таможенного органа Российской Федерации, за исключением случаев, когда Правительство Российской Федерации устанавливает ограничения транзита товаров в качестве ответной меры на дискриминационную или другую ущемляющую интересы российских лиц акцию иностранных государств и их союзов.
В некоторых случаях .таможенные органы Российской Федерации могут предоставлять разрешение на транзит товаров только при условии обеспечения уплаты таможенных платежей, включая внесение на депозит причитающихся сумм.
Документы на товары, подлежащие вручению таможенному органу назначения; доставляются в том же порядке, что и товары, к которым они относятся.
При аварии или действии непреодолимой силы товары могут быть выгружены. В этом случае перевозчик обязан:
? принять все необходимые меры для обеспечения сохранности товаров и недопущения какого-либо их использования;
? незамедлительно сообщить в ближайший таможенный орган Российской Федерации об обстоятельствах дела, месте нахождения товаров и транспортных средств;
? обеспечить перевозку товаров в ближайший таможенный орган Российской Федерации или доставку должностных лиц таможенного органа Российской Федерации к месту нахождения товаров.
Таможенные органы Российской Федерации не возмещают перевозчику расходов, понесенных в связи с принятием вышеуказанных мер. Ответственность за транзит товаров несет перевозчик. При выдаче товаров без разрешения таможенного органа Российской Федерации, их утрате или недоставлении в таможенный орган назначения перевозчик должен уплатить таможенные платежи, которые подлежали бы уплате соответственно при таможенных режимах выпуска для свободного обращения или экспорта, за исключением случаев, когда товары оказались уничтоженными, безвозвратно утерянными вследствие аварии или действия непреодолимой силы, либо недостача произошла в силу естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения, либо товары выбыли из владения вследствие неправомерных по законодательству Российской Федерации действий органов или должностных лиц иностранного государства.
4. Таможенный склад — режим, при котором ввезенные товары хранятся под таможенным контролем без взимания таможенных пошлин и налогов и без применения к ним мер экономической политики в период хранения, а товары, предназначенные для вывоза в соответствии с таможенным режимом экспорта, хранятся под таможенным контролем с предоставлением льгот.
Под режим таможенного склада могут помещаться любые товары, за исключением товаров, запрещенных к ввозу в Российскую Федерацию, вывозу из Российской Федерации, а также иных товаров, перечень которых определяется Государственным таможенным комитетом Российской Федерации.
Товары могут находиться в режиме таможенного склада в течение трех лет. Указанный срок для отдельных категорий товаров может ограничиваться Государственным таможенным комитетом Российской Федерации, а для отдельных лиц — иными таможенными органами Российской Федерации. Срок хранения товаров в режиме таможенного склада не может быть менее одного года.
По истечении установленного срока товар должен быть заявлен к помещению под иной таможенный режим либо помещен на склад временного хранения, владельцем которого является таможенный орган Российской Федерации.
С товарами, помещенными под режим таможенного склада, могут производиться следующие операции:
? обеспечение сохранности этих товаров;
? подготовка товаров к продаже и транспортировке, например: дробление партий, формирование отправок, сортировка, упаковка, переупаковка, маркировка, погрузка, выгрузка, перегрузка и другие
подобные операции.
При помещении под режим таможенного склада товары, предназначенные для вывоза в соответствии с таможенным режимом экспорта, освобождаются от таможенных пошлин, налогов либо уплаченные суммы возвращаются, если такое освобождение или возврат предусмотрены при фактическом вывозе товаров. При освобождении от таможенных пошлин, налогов или возврате уплаченных сумм товары должны быть вывезены не позднее трех месяцев со дня помещения под данный режим.
Если товары не вывезены в установленные сроки, уплачиваются таможенные пошлины, налоги, а также проценты по ставкам, устанавливаемым Центральным банком Российской Федерации по предоставляемым им кредитам.
Таможенный склад может быть открытого типа, т.е. доступным для использования любыми лицами, и закрытого типа, т.е. предназначенным для хранения товаров определенных лиц. Таможенные склады закрытого типа создаются только в случае, если нецелесообразно создавать склад открытого типа.
Владельцами таможенных складов могут быть таможенные органы Российской Федерации либо российские лица.
Таможенные склады, учреждаемые таможенными органами Российской Федерации, являются таможенными складами открытого типа.
Таможенный склад может учреждаться при наличии лицензии Государственного таможенного комитета Российской Федерации. Лицензия не требуется, если учредителем таможенного склада является таможенный орган Российской Федерации.
5. Магазин беспошлинной торговли — режим, при котором товары реализуются под таможенным контролем на таможенной территории Российской Федерации (в аэропортах, портах, открытых для международного сообщения, и иных местах, определяемых таможенными органами Российской Федерации) без взимания таможенных пошлин, налогов и без применения к ним мер экономической политики.
В таможенном режиме магазина беспошлинной торговли могут реализовываться любые товары, за исключением товаров:
? запрещенных к ввозу в Российскую Федерацию;
? запрещенных к вывозу из Российской Федерации;
? запрещенных к реализации на территории Российской Федерации;