<< Пред.           стр. 9 (из 19)           След. >>

Список литературы по разделу

 Переговоры под эгидой ГАТТ в 60-х и 70-х гг. сократили тамо­женные барьеры с 25—30 до 3—4% и помогли утроить объем мировой торговли за 70—80-е гг.
 
 ВТО
 
 Подписанное в 1994 г. Соглашение об образовании Всемирной торговой организации (ВТО), которая начала свою деятельность в 1995 г., предусматривает создание общих институциональных рамок, которые объединили бы предыдущие решения с решениями Уруг­вайского раунда и включили бы все принятые под патронажем ГАТТ договоренности и соглашения. Новая организация должна руководствоваться в своих действиях Меморандумом о правилах урегулиро­вания споров (Understanding on Rules and Procedures Covering the Settlement of Disputes) и Механизмом пересмотра торговой политики (Trade Policy Review Mechanism).
 Основной целью ВТО является коммерческая и экономическая ориентация государств-членов на повышение уровня жизни путем:
 обеспечения полной занятости;
 роста производства и торгового обмена товарами и услугами;
 оптимального использования источников сырья в целях обеспе­чения долгосрочного развития, защиты и сохранения окружающей среды.
 ВТО имеет следующую структуру:
 1. Конференция министров (раз в два года).
 2. Всеобщий совет:
 Комитет по урегулированию разногласий,
 Комитет по пересмотру торговой политики (Trade Policy Review Mechanism, TPRM).
 3. Вспомогательные органы:
 Совет по услугам,
 Совет по товарам,
 Совет по торговым аспектам защиты прав на интеллектуальную собственность;
 Комитет по торговле и развитию,
 Комитет по бюджетным вопросам.
 Согласно положениям ГАТТ и ВТО основным инструментом ре­гулирования внешней торговли должен быть таможенный тариф. В соответствующих документах содержатся правовые нормы, определяющие условия таможенного тарифного регулирования. Применение для целей регулирования внешней торговли других средств разрешается на основе решений Уругвайского раунда ГАТТ и некоторых других соглашений. Например, допускается принятие следующих мер:
 административные ограничения внешней торговли по неэконо­мическим соображениям;
 административные ограничения внешней торговли в целях выхода из тяжелого экономического положения (серьезный ущерб, на­несенный национальной промышленности, нарушение равновесия платежного баланса и др.);
 пресечение недобросовестной конкуренции поставщиков иност­ранных товаров;
 добровольные ограничения экспорта и импорта по взаимному согласию правительств или фирм стран — экспортеров и импорте­ров;
 ограничения, вводимые по неэкономическим соображениям (за­щита национальной безопасности, охрана окружающей среды и др.).
 Однако иногда меры, принимаемые, например, по неэкономи­ческим соображениям, сознательно используются в протекционист­ских целях. Достигнутые договоренности в рамках ГАТТ/ВТО существенно ограничили возможность произвольной трактовки правил регулирования внешней торговли и создали общие условия их при­менения. Например, к 2000 г. должны быть отменены добровольные ограничения экспорта и импорта, а срок действия мер против недо­бросовестной конкуренции ограничен пятью годами.
 Для устранения такого серьезного препятствия в международной торговле, каким является расхождение национальных систем внешне­экономического регулирования, ВТО проводит соответствующую унификацию. Например, установлены общие принципы определения таможенной стоимости и страны происхождения товаров, действуют соглашения по техническим барьерам в торговле, по санитарным и фитосанитарным нормам и др.
 Россия не является членом ВТО, поэтому ее торговые отношения с другими странами основаны не на соответствующих документах ГАТТ/ВТО, а на двусторонних торговых договорах и соглашениях, содержащих режим наибольшего благоприятствования. В то же время вступление в ВТО является одной из приоритетных задач внешне­торговой политики России.
 
 5. Совет таможенного сотрудничества
 
 Еще одной международной организацией, занимающейся унифи­кацией таможенных процедур, является Совет таможенного сотрудничества, созданный в начале 50-х гг. с целью обеспечения наивысшей степени согласованности и единообразия таможенных систем и ис­следования проблем, обусловленных совершенствованием таможен­ных процедур и таможенного законодательства. Для достижения этой цели Совет таможенного сотрудничества решает конкретные задачи:
 ? унификация номенклатуры для классификации товаров в таможенных тарифах, которая позволяет сопоставлять уровень таможенного обложения и размеры взаимных уступок, а также единообразно трактовать ограничения и льготы в отношении отдельных товаров, обращающихся в международной торговле.
 С 1959 г. действовала товарная классификация, получившая на­звание Брюссельской номенклатуры. К началу 90-х гг. она охватыва­ла 80% мировой торговли и примерно 150 стран, из которых 52 — являлись договаривающимися сторонами соответствующей Конвенции.
 В 1973 г. под эгидой Совета таможенного сотрудничества прово­дилась работа по созданию новой номенклатуры, которая могла бы применяться не только для таможенного тарифа, но и для классификации товаров в статистике и транспортных тарифах.
 В 1983 г. Советом таможенного сотрудничества была принята Конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (ГС), которая вступила в силу с января 1988 г.;
 ? обобщение таможенного опыта различных стран, формирова­ние единообразной апробированной нормативной базы таможен­ной оценки, гармонизация и упрощение таможенных процедур. Эти вопросы регулируются Конвенцией Киото 1973 г.;
 ? организация международного сотрудничества по предотвра­щению, расследованию и пресечению нарушений таможенных правил (Конвенция Найроби 1977 г.);
 ? техническое сотрудничество и обучение. Эти вопросы регу­лируются Декларацией о разработке конвенций и других между­народных инструментов по гармонизации и стандартизации таможенных законов и правил и о техническом сотрудничестве (Сеульская декларация 1984 г.).
 В июне 1987 г. была принята Оттавская декларация о задачах Совета таможенного сотрудничества до 2000 г.
 Россия является членом Совета таможенного сотрудничества с 1992 г.
 
 Литература
 
 1. Дюмулен И.И. Барьеры на торговых путях. — М.: Междунар. отношения, 1977.
 2.Дюмулен И., Пресняков В., Соколов В. Внешнеторговый режим ведущих зарубежных стран//Внешняя торговля. 1996. № 4.
 3. Линдерт П. Экономика мирохозяйственных связей. — М.: Про­гресс, 1992.
 4. Международные организации системы ООН: Справочник. — М.: Междунар. отношения, 1990.
 6. Шишков Ю. НАФТА: истоки, надежды, перспективы//МЭиМО. 1994. № 11.
 7. Шреплер Х.А. Международные организации: Справочник. — М.: Междунар. отношения, 1995.
 
 Глава 6
 
 ТОРГОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ЕВРОПЕ
 
 Западная Европа с точки зрения развития торговых отношений представляет собой кольцевую структуру с ярко выраженным цент­ром — Европейским Союзом (ЕС) и достаточно мощными центро­стремительными силами. Попытки автаркического ведения хозяйства, предпринимавшиеся в разное время и в разной степени Францией, Италией, Испанией, в конечном счете приводили к замедлению эко­номического роста. Объективные причины обусловили активное развитие торгово-экономических отношений и интеграционных про­цессов между странами Западной Европы. Первыми начали движе­ние к объединению небольшие страны: Бельгия, Люксембург и Нидерланды. Позднее активную роль в этом процессе стали играть более крупные европейские страны. В настоящее время ЕС занимает сильные позиции в мировой экономике и международной торговле, Кроме того, большинство других европейских стран связаны с ЕС соглашениями о зонах свободной торговли и т. п. В результате все государства региона в той или иной мере подвержены торгово-экономическому влиянию ЕС. Примерная схема торговых отношений в Западной и Центральной Европе представлена на рис. 6.1.
 
 
 § 1. Бенилюкс
 
 Договор об образовании Экономического союза Бенилюкс (Benelux Economic Union) был подписан в Гааге 3 февраля 1958 г. и вступил в силу 1 ноября 1960 г. Он обобщил нормы, которые выра­батывались с 1948 г., когда начал функционировать таможенный союз трех государств. За ним последовали и другие договоры:
 о свободном передвижении лиц по территориям трех государств и переносе пограничного контроля на их внешние границы (1960 г.);
 протокол о полной отмене пограничного контроля между тремя странами и Конвенция об унификации таможенной территории Бе­нилюкса (1969 г.);
 введение в действие документа о товарообмене внутри Бенилюкса (1984 г.) и др.
 Государства-члены — Бельгия, Люксембург, Нидерланды.
 Местонахождение — Брюссель (Бельгия).
 Основными целями Бенилюкса являются:
 свободное движение товаров, услуг, капитала и лиц, т.е. ликвида­ция в торговле между странами-участницами таможенных пошлин, количественного контингентирования, а также иных ограничений; устранение экономических и финансовых препятствий, мешающих свободной циркуляции услуг на территории Бенилюкса; устранение препятствий, мешающих свободному перемещению капитала между странами Бенилюкса; свободное передвижение граждан стран Бени­люкса из одной страны в другую без паспорта и визы, постоянное проживание, найм на работу, пользование системой социального страхования без какой-либо дискриминации, применение той же налоговой системы, которая действует в отношении граждан страны, на чьей территории данное лицо пребывает (каждая из сторон гарантирует своим гражданам исключительное право работы на своей территории в государственных учреждениях и в некоторых профес­сиях);
 координация экономической, финансовой и социальной поли­тики;
 проведение единой внешнеторговой и внешнеэкономической по­литики по отношению к третьим странам, прежде всего установле­ние единых таможенных пошлин в отношении третьих стран.
 Бенилюкс имеет следующую структуру:
 Комитет министров;
 рабочие группы;
 Совет Экономического союза;
 комиссии;
 генеральный секретариат;
 объединенные службы;
 Межпарламентский консультативный комитет;
 Консультативный совет по экономическим и социальным вопро­сам;
 арбитражная коллегия;
 судебная палата.
 Комитет министров, состоящий из трех министров иностранных дел, является высшим органом (несколько заседаний в год). Он конт­ролирует выполнение условий Договора о создании Бенилюкса и при­нимает решения в рамках предоставленных ему Договором полно­мочий (постановления, рекомендации, директивы, конвенции).
 На заседаниях рабочих групп встречаются отраслевые министры. Если рабочая группа в определенной сфере деятельности создана по решению Комитета министров, то ее решения обладают той же политической и юридической силой, что и решения Комитета ми­нистров.
 Совет Экономического союза является исполнительным органом, координирует деятельность различных комиссий и подчинен коми­тету министров.
 На основе Договора о создании Бенилюкса были образованы комиссии и специальные комитеты по различным областям (внешне­экономические связи, валютно-финансовые вопросы, промышлен­ность и торговля, сельское хозяйство, продовольствие и рыболовство, таможенные и налоговые вопросы, транспорт, социальные вопросы, свободное передвижение и поселение лиц, вопросы юстиции, координирование статистики, сравнение бюджетов государственных и негосударственных органов, здравоохранение, малые и средние предприятия, туризм, муниципальное планирование, окружающая среда, энергетика, сотрудничество в административной и юридичес­кой сферах).
 Во главе генерального секретариата стоит коллегия генеральных секретарей; состоящая из генерального секретаря (согласно договору он должен являться гражданином Нидерландов) и двух его замести­телей. Политическая роль генерального секретариата значительно вы­росла. С 1975 г. коллегия генеральных секретарей получила права законодательной инициативы при принятии директив.
 Объединенным службам поручается выполнение специальных за­дач, например в области товарных знаков и дизайна.
 Межпарламентский консультативный совет состоит из депутатов парламентов: по 21 из Бельгии и Нидерландов и 7 из Люксембурга. При их назначении учитывается степень влияния политических течений в трех странах. Совет принимает рекомендации для прави­тельств стран-участниц. Совет полномочен решать не только эконо­мические проблемы, но и вопросы политического сотрудничества.
 Консультативный совет по экономическим и социальным вопросам состоит из 27 представителей экономических и социальных органи­заций трех стран (Бельгия — Центральный экономический совет и Национальный совет труда; Люксембург — Экономико-социальный совет; Нидерланды — Социально-экономический совет).
 Для решения спорных вопросов, возникающих между государст­вами-членами в связи с выполнением договора или конвенций, образована арбитражная коллегия.
 Судебная палата создана для содействия единому толкованию совместно принятых правовых норм. Она наделена тремя видами полномочий: судебными, консультативными и судебными полномо­чиями по делам государственных чиновников.
 Интеграционные процессы в странах Бенилюкса начались еще после первой мировой войны.
 Договор о создании Бельгийско-Люксембургского экономичес­кого союза (БЛЭС) был подписан 25 июля 1921 г. и вступил в силу 1 мая 1922 г. Он предусматривал ликвидацию таможенных пошлин, количественного контингентирования и других препятствий в тор­говле между этими странами, а также установление единого таможен­ного тарифа в отношении третьих стран и свободную циркуляцию услуг между Бельгией и Люксембургом.
 В 1930—1932 гг. предпринимались попытки экономического сбли­жения БЛЭС и Нидерландов. В частности, 18 июля 1932 г. Бельгия, Нидерланды и Люксембург подписали Конвенцию, предусматрива­ющую стабилизацию с последующей ликвидацией таможенных пошлин во взаимных торговых оборотах. Однако последствия эко­номического кризиса и давление ряда стран во главе с Великобританией свели на нет эти усилия и положения Конвенции не были реализованы.
 21 октября 1943 г. эмиграционные правительства Бельгии, Нидер­ландов и Люксембурга, находящиеся в Лондоне, подписали валют­ное соглашение с целью регулирования взаимных платежей в после­военный период и укрепления экономических отношений между ними (вступило в силу 24 мая 1946 г.).
 5 сентября 1944 г. правительства трех стран подписали в Лондоне Таможенную конвенцию, дополненную и уточненную Протоколом от 14 марта 1947 г., которая вступила в силу с 1 января 1948 г. С этой даты торговля между странами Бенилюкса была освобождена от всех пошлин, а в отношении третьих стран был введен единый, самый низкий в Западной Европе внешний таможенный тариф.
 В соответствии с Конвенцией и Протоколом были созданы Ад­министративный таможенный совет, Совет Экономического союза, Совет торговых соглашений, а с марта 1947 г. в Брюсселе учрежден генеральный секретариат. Следующим этапом было подписание 15 октября 1949 г. Договора о предварительном экономическом сою­зе, который предусматривал дальнейшую либерализацию торговли между странами-участницами путем ликвидации количественных и иных ограничений, координацию торговой и валютной политики.
 В 1950—1953 гг. интеграционные процессы в странах Бенилюкса замедлились в связи с экономическим кризисом, охватившим эти страны.
 24 июля 1953 г. в Гааге три страны подписали Протокол об уско­рении процесса координации экономической и социальной поли­тики.
 9 декабря 1953 г. они подписали Протокол о проведении единой торговой политики в отношении импорта и экспорта в торговле с третьими странами. Подписание этого Протокола имело большое значение для торговли импортными товарами внутри стран Бенилюкса. Впоследствии положения Протокола о единой торговой политике полностью вошли в текст договора об Экономическом союзе Бени­люкс.
 8 июля 1954 г. было подписано Соглашение о свободном движе­нии капитала между тремя странами, а в мае 1955 г. — Соглашение о постепенном урегулировании сельскохозяйственной политики.
 5 мая 1955 г. был создан Межпарламентский консультативный совет Бенилюкса.
 В июне 1956 г. подписан Протокол о свободном передвижении рабочей силы и единой политике в сфере социального страхования.
 С 1956 г. страны Бенилюкса начали совместно заключать торго­вые договоры с третьими странами.
 По мере развития Бенилюкса возникла необходимость сформу­лировать в едином документе методы и формы сотрудничества и за­фиксировать достигнутые результаты. Создание ЕЭС ускорило эту работу. В связи с возникновением новой международной группиров­ки странам Бенилюкса было необходимо определить будущее своего собственного Союза, что и привело их к подписанию Договора об Экономическом союзе 3 февраля 1958 г. По мнению секретариата Бенилюкса, сохранение этого Союза, несмотря на создание ЕЭС, куда вошли все три страны Бенилюкса, вызвано следующими соображениями:
 ? ликвидация Бенилюкса свела бы на нет результаты долгих лет сотрудничества;
 ? существование Бенилюкса является гарантией стабильного по­ложения для трех стран;
 ? малые страны Бенилюкса добьются более быстрых и значи­тельных результатов в рамках трехстороннего сотрудничества, чем в рамках ЕЭС;
 ? приобретенный опыт в создании Экономического союза Бе­нилюкс имеет большую ценность для осуществления Договора о ЕЭС;
 ? три малые страны должны составлять прочное единство, что­бы интегрировать Бенилюкс в ЕЭС на наиболее выгодных усло­виях.
 В статье 223 Договора о создании ЕЭС оговорено: «Положения настоящего Договора не являются препятствием для существования и завершения региональных союзов между Бельгией и Люксембургом, а также между Бельгией, Люксембургом и Нидерландами в той мере, в какой цели этих региональных союзов не достигнуты за счет применения настоящего Договора».
 25 марта 1957 г. Франция, ФРГ, Италия и страны Бенилюкса под­писали Договор о создании ЕЭС.. В середине июля 1957 г. началась работа над проектом договора об экономическом союзе Бельгии, Нидерландов и Люксембурга. Договор был подписан 3 февраля 1958 г. в Гааге. Одновременно с ним было подписано Соглашение о пере­ходном периоде.
 Парламентские дебаты в процессе ратификации Договора выявили серьезные разногласия по вопросу о сельскохозяйственном рынке, что задержало его вступление в силу до 1 ноября 1960 г. В процессе ратификации с 1 июля 1960 г. был ликвидирован контроль за пере­движением лиц между странами Бенилюкса. 19 сентября 1960 г. была подписана, а с 1 октября 1963 г. вступила в силу Конвенция, регули­рующая права граждан стран Бенилюкса, пребывающих на террито­рии других стран-участниц. Эта Конвенция предусматривала свобо­ду проживания граждан одной страны на территории другой страны Союза при подтверждении наличия средств существования в этой стране.
 Деятельность Экономического союза Бенилюкс была наиболее активна до создания ЕЭС, в которое с 1 января 1958 г. вошли все три страны. Впоследствии многие трудноразрешимые в рамках Бенилюкса проблемы решались на уровне ЕЭС,
 Все препятствия к свободному передвижению товаров между тре­мя странами, включая сельскохозяйственную продукцию, были уст­ранены к 1 июля 1968 г. в рамках ЕЭС. Свободное перемещение то­варов, капитала и услуг было достигнуто к 1 января 1974 г. Большим достижением Союза является проведение единой торговой полити­ки в отношении третьих стран.
 Страны Бенилюкса участвуют в деятельности Европейских сооб­ществ по возможности единым блоком, где выступают за расшире­ние наднациональных прав Комиссии Европейских сообществ и Европейского парламента, и являются членами ряда других западно­европейских и международных организаций.
 § 2. Европейский Союз (ЕС)
 
 1. Структура и развитие
 
 Договор о Европейском Союзе был подписан в 1992 г. в Мааст­рихте (Нидерланды) и вступил в силу 1 ноября 1993 г.*
 * В настоящем издании не рассматриваются очень важные стороны функци­онирования ЕС, например валютная система, социальная политика, внешняя политика, политика в области безопасности и др., поскольку это выходит за рамки курса «Международная торговля».
 
 Местонахождение:
 Совет Европейского Союза — Брюссель (Бельгия);
 Европейская комиссия — Брюссель (Бельгия);
 Европейский парламент — Люксембург (Люксембург).
 Члены ЕС — Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Гре­ция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерлан­ды, Португалия, Финляндия, Франция, Швеция.
 Основными целями Европейского Союза являются:
 образование тесного союза народов Европы;
 содействие сбалансированному и длительному экономическому прогрессу, особенно посредством:
 создания пространства без внутренних границ;
 усиления экономического и социального взаимодействия;
 образования экономического и валютного союза и в перспективе единой валюты;
 утверждение собственной идентичности в международной сфере, особенно путем проведения совместной внешней политики и поли­тики в области безопасности, а в перспективе и совместной оборон­ной политики;
 развитие сотрудничества в сфере юстиции и внутренних дел;
 сохранение и приумножение общего достояния.
 ЕС имеет следующую структуру:
 Европейский совет;
 Европейский парламент;
 Совет ЕС;
 Европейская комиссия;
 Европейский суд.
 Членами Европейского совета являются главы государств и пра­вительств государств-членов и председатель Европейской комиссии, их заместителями — министры иностранных дел и один из членов Комиссии. Европейский совет заседает не менее двух раз в год под председательством представителя государства-члена, председатель­ствующего в данное время в Совете ЕС.
 Депутаты Европейского парламента (626 депутатов) избираются, как правило, в ходе прямых выборов на пятилетний срок. Они контролируют деятельность Комиссии и Совета, участвуют в законодательном и бюджетном процессах и выдвигают политические инициативы. Постоянные комитеты по различным областям деятель­ности, а также подкомитеты, временные комитеты и следственные комитеты готовят материалы к пленарным заседаниям Европейского парламента, которые проходят, как правило, один раз в месяц в Страс­бурге во Дворце Европы.
 Совет ЕС, состоящий из министров государств-членов, обеспе­чивает участие государств-членов в процессе принятия решений. Состав Совета может изменяться в зависимости от рассматриваемого вопроса. В последнее время обычными стали заседания отраслевых министров. Председательствующий, уполномоченный определять основные принципы совместной политики в различных отраслях, сменяется каждые шесть месяцев. Совет в своей деятельности опи­рается на Комитет постоянных представителей, который подготав­ливает материалы к заседанию Совета и координирует предварительную работу рабочих групп, на рабочие группы и генеральный секретариат. Великобритания, Германия, Италия и Франция имеют по 10 голо­сов, Испания — 8, Бельгия, Греция, Нидерланды и Португалия — по 5, Австрия и Швеция — по 4, Дания, Ирландия и Финляндия — по 3, Люксембург — 2.
 Европейская комиссия, состоящая из 20 членов (Великобритания, Германия, Италия и Франция — по 2) и председателя, назначаемых 15 правительствами по общему согласию и с одобрения Европейского парламента, является исполнительным органом. За каждым членом комиссии закреплена определенная сфера деятельности. Решения принимаются большинством голосов. Члены комиссии независимы от указания своих правительств и контролируются Европарламентом.
 Комиссия наблюдает за применением норм договоров органами ЕС, представляет Европейскому совету предложения по развитию различных отраслей, претворяет в жизнь политику ЕС на основе решений Совета или путем непосредственной реализации принятых им постановлений.
 Европейский суд в Люксембурге состоит из 15 судей. Он следит за соблюдением права по интерпретации и применением норм дого­воров. Суд разрешает споры между государствами-членами, между органами сообщества и государствами-членами, между органами, между сообществом и частными лицами, подготавливает эксперт­ные заключения и отвечает за предварительные решения (по хода­тайству национального суда).
 Первоначально шесть стран-основательниц (Бельгия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция и ФРГ) на основе Парижско­го договора от 18 апреля 1951 г. образовали Европейское объедине­ние угля и стали (ЕОУС), которое начало функционировать с августа 1952 г. Эта организация была учреждена для создания единого рынка четырех продуктов горнорудной промышленности стран-участниц — угля, железной руды, стали и металлолома, а также для коллектив­ного регулирования объемов производства, уровня цен и инвести­ционных программ в этих отраслях.
 Через шесть лет (25 марта 1957 г.) в Риме эти страны заключили еще два договора: об учреждении Европейского сообщества по атом­ной энергии (Евратом) и Европейского экономического сообщества (ЕЭС), которые начали функционировать с весны 1958 г. Первая организация имела целью создание еще одного совместного отрас­левого рынка — сырья и оборудования для атомной энергетики, а также объединение усилий стран-членов в области ядерных иссле­дований, поощрение инвестиций в эту отрасль и т.п. Вторая же преследовала более глобальные цели: создание единого для всех стран-участниц рынка промышленных и аграрных товаров, осущест­вление координации и унификации хозяйственной политики и, наконец, преобразование экономического союза в политический, т.е. в некое сверхгосударство федеративного или конфедеративного типа.
 Из трех указанных объединений «шестерки» решающая роль при­надлежала ЕЭС. Два других как бы были оттеснены на задний план. Это проявлялось и в удельном весе согласований и решений, касавшихся ЕЭС, и в сотрудничестве государств — членов трех Сообществ, и в доле ассигнований, выделяемых на его программы из совместного бюджета, и в той роли, которую ЕЭС играло на мировой арене.
 Во второй половине 60-х гг. в институциональной структуре трех сообществ произошли важные изменения. Первоначально каждое из них имело собственные органы (ЕОУС — совет министров, верхов­ный исполнительный орган, общую ассамблею (парламент) и суд; ЕЭС и Евратом — советы министров и исполнительные комиссии). Что касается парламентов и судебных инстанций, то на основе Кон­венции, подписанной в Риме (март 1957 г.), были учреждены единые для всех трех Сообществ Европейская парламентская ассамблея (переименованная в 1962 г. в Европейский парламент) и Суд Евро­пейских сообществ.
 Таким образом, уже с 1957 г. в институциональной структуре трех интеграционных организаций появились совместные органы. К тому же при основании ЕЭС и Евратома был предусмотрен единый
 Экономический и социальный комитет — консультативный орган, состоящий из представителей деловых кругов и трудящихся (ЕОУС имеет собственный Консультативный комитет с аналогичными составом и функциями). Однако главные руководящие и исполни­тельные органы каждого из трех Сообществ в течение десяти лет действовали самостоятельно.
 По мере расширения областей координации хозяйственной по­литики и увеличения нагрузки на советы министров их самостоя­тельное функционирование становилось все более неудобным, тем более что заседали в них одни и те же представители. Нерациональным и дорогостоящим было и содержание трех различных исполнитель­ных институтов. В этой связи государства-члены 8 апреля 1965 г. подписали договор об учреждении единых Совета министров Евро­пейских сообществ и Комиссии Европейских сообществ (КЕС). С 1 июля 1967 г. договор вступил в силу и, таким образом, завершилось слияние основных институтов трех Сообществ в единую структуру.
 С этого времени они образуют, по существу, единую международ­ную правительственную организацию с одним руководящим орга­ном — Советом министров и одним исполнительным — Комиссией Европейских сообществ. Эта институциональная структура стала еще более монолитной после создания в 1975 г. высшего директивного органа — Европейского совета, в состав которого вошли главы го­сударств и правительств стран-участниц. Не входя официально в систему институтов группировки, Совет, тем не менее, является главной инстанцией, разрабатывающей ее стратегическую линию и разрешающей наиболее трудные проблемы.
 Создание Европейского Союза в 1993 г. не ликвидировало трех различных договоров об основании ЕОУС, ЕЭС и Евратома, которые с соответствующими дополнениями, предусмотренными Маастрихтским договором, являются основой ЕС. Членами всех этих орга­низаций являются одни и те же страны, которые имеют единые руководящие органы.
 
 ЕВРОПЕЙСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ УГЛЯ И СТАЛИ (ЕОУС)
 
 Договор о создании Европейского объединения угля и стали (European Coal and Steel Community (ECSC) был подписан 18 апреля 1951 г. и вступил в силу 25 июля 1952 г.
 Основной целью образования ЕОУС является содействие эконо­мическому развитию, повышению занятости и уровня жизни насе­ления стран-участниц посредством создания общего рынка сырья и продукции угольной, железорудной и металлургической промыш­ленности. Для достижения этой цели решаются следующие задачи:
 обеспечение регулярных поставок необходимого количества угля и стали, а также железной руды, металлолома и кокса;
 предоставление всем потребителям одинаковых условий доступа к источникам производства угля и стали;
 установление наименьшей цены на уголь и сталь при поддержа­нии доходов от капиталовложений на нормальном уровне;
 создание условий, стимулирующих расширение и совершенство­вание производства при рациональном использовании сырья;
 поддержка развития международного обмена и т.п.
 Решение вышеуказанных и иных задач, вытекающих из целей ЕОУС, предполагает:
 ликвидацию таможенных пошлин и количественных ограничений в торговле сырьем и продукцией указанных отраслей между странами-участницами;
 устранение препятствий в свободном передвижении рабочей силы, занятой в этих отраслях;
 установление в рамках ЕОУС единых транспортных тарифов на сырье и продукцию данных отраслей;
 обеспечение свободной конкуренции.
 При создании ЕОУС не предполагалось, установления единого таможенного тарифа в отношении третьих стран.
 История создания ЕОУС тесно связана с образованием НАТО в 1949 г. и распространением в то же время федералистских тенденций в Европе. США и Великобритания рассчитывали, что основную роль в НАТО на территории Европы будет играть ФРГ, и стремились к ликвидации в этой стране ограничений на производство стали, уста­новленных после второй мировой войны. Это могло поставить Фран­цию перед угрозой экономической экспансии ФРГ и лишить ее постоянных поставок западнонемецкого угля. Поэтому Франция в 1949 г. была категорически против вступления ФРГ в НАТО. Однако, понимая, что рано или поздно ФРГ войдет в военно-политическую систему Запада и, соответственно, возродится ее металлургическая промышленность, Франция неоднократно выступала с проектами, которые в данных условиях могли бы защитить ее экономические интересы. 9 мая 1950 г. французский министр иностранных дел Р. Шуман предложил проект создания ЕОУС, опирающийся на про­екты формирования наднациональных группировок для определен­ных отраслей западноевропейских стран, которые в то время разра­батывались в различных европейских кругах.
 Реализация «плана Шумана» должна была обеспечить равнопра­вие ФРГ с другими участниками этого соглашения в области произ­водства угля и стали при одновременном установлении над этими отраслями в ФРГ контроля, осуществляемого органом, независимым от инструкций отдельных стран, в том числе и ФРГ.
 План был поддержан официальными кругами ФРГ, Италии и США. Страны Бенилюкса отнеслись к нему несколько прохладно, а Великобритания решила не вступать в новую организацию, хотя идею поддержала.
 Основные аргументы сторонников «плана Шумана» сводились к тому, что создание ЕОУС:
 а) станет первым шагом к западноевропейской интеграции, кото­рая охватит также и ФРГ, и одновременно позволит ликвидировать угрозу западнонемецкой экспансии;
 б) позволит странам-участницам решать региональные экономи­ческие проблемы и повысит их независимость и конкурентоспособ­ность в мировой экономике и политике;
 в) будет важным шагом к формированию в Западной Европе силы, способной самостоятельно противостоять СССР.
 Договор был подписан 18 апреля 1951 г., а 25 июля 1952 г. вступил в силу. Особенностью создания ЕОУС явилось то, что оно имело органы, отсутствовавшие в то время в других международных организациях, а его главный орган состоял не из представителей стран, а из международных функционеров и имел наднациональные ком­петенции, т. е. суверенность стран-участниц в значительной степени ограничивалась.
 Деятельность ЕОУС привела к образованию общего рынка (10 фев­раля 1953 г. — угля и железной руды; 15 марта 1953 г. — железного лома; 1 мая 1953 г. — чугуна и стали; 1 августа 1954 г. — специальных сталей). В течение первых 20 лет существования ЕОУС рост произ­водства стали был значительно выше, а падение производства угля и цен на него — значительно ниже, чем в остальных высокоразвитых странах Западной Европы. В 70-е и 80-е гг. развитие данных отрас­лей в рамках ЕОУС не отличалось от общемирового развития.
 ЕОУС активно оказывает предприятиям финансовую помощь как в форме кредитов, так и безвозмездно; проводит экономические исследования; разрабатывает перспективные прогнозы развития про­изводства, потребления, импорта и экспорта угля и стали; поддер­живает научно-исследовательские работы в сфере производства и потребления угля и стали; организует консультации и др.
 
 ЕВРОПЕЙСКОЕ СООБЩЕСТВО ПО АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ (ЕВРАТОМ)
 
 Договор о создании Европейского сообщества по атомной энер­гии (European Atomic Energy Community, Euratom) был подписан 25 марта 1957 г. в Риме (одновременно с Договором о создании ЕЭС) и вступил в силу 1 января 1958 г.
 Положения Договора касаются европейских территорий стран-участниц и заморских территорий, находящихся под их юрисдикцией, а также европейских территорий, которые в международных отношениях представлены какой-либо страной-участницей.
 Основной целью образования Евратома явилось создание необ­ходимых условий для развития атомной промышленности посредст­вом:
 проведения исследований и распространения научно-техничес­ких достижений;
 установления единых норм безопасности для санитарной охраны населения и работников, а также наблюдения за выполнением этих норм;
 поощрения капиталовложений и создания совместных предпри­ятий, необходимых для развития атомной энергетики в рамках Евратома;
 контроля за справедливым снабжением всех потребителей Евратома материалами и ядерным топливом, а также за использованием атом­ного сырья только в определенных целях;
 предоставления широких рынков сбыта и доступа к лучшим техническим средствам путем создания общего рынка сырья и обору­дования, свободного перемещения капитала и специалистов в рамках Евратома;
 развития контактов с другими странами и международными ор­ганизациями, способными содействовать прогрессу в мирном исполь­зовании атомной энергии.
 В первой половине 50-х гг. Западную Европу охватил энергетичес­кий кризис. Он был вызван не столько исчерпанием энергоресур­сов, сколько технологическими изменениями в промышленности и транспорте. По расчетам экспертов, в 1955 г. спрос на энергоносители с учетом тенденции к его росту можно было бы удовлетворять в течение 340 лет за счет каменного угля из европейских источников, но в результате технологических изменений возрос спрос на нефте­продукты и газ, который не мог быть удовлетворен в полной мере. К тому же основная часть газа и нефтепродуктов западноевропей­скими странами импортировалась, что в будущем не могло не ска­заться на их платежных балансах. В этих условиях начались поиски новых источников энергии.
 Многие западноевропейские страны заинтересовались атомной энергией. Стремясь играть роль так называемой третьей силы в мире наряду с США и СССР. Однако большинство этих стран понимали, что исследования в .области атомной энергии и ее использование превышают их возможности. По инициативе стран Бенилюкса в июне 1955 г. прошла конференция министров иностранных дел стран-участниц ЕОУС, на которой было достигнуто согласие о создании (наряду с Экономическим сообществом) организации по мирному использованию атомной энергии.
 Общий рынок ядерных материалов был официально открыт 1 января 1959 г., но на ряд товаров были установлены количествен­ные ограничения и различного рода сборы до конца 60-х гг.
 В результате выполнения первой пятилетней программы иссле­дований и подготовки кадров (1958—1962 гг.) были созданы исследо­вательские центры в Италии, Бельгии и Германии. Вторая пятилет­няя программа исследований действовала в период с 1963 по 1967 г. Вследствие противоречий между странами-участницами, касающих­ся направлений и темпов исследований в период с 1967 по 1972 г., Евратом оказался не в состоянии выработать новую программу. Только в 1973 г. была принята программа на 1973-1976 гг. В резуль­тате энергетического кризиса, начавшегося в 1973 г., роль Евратома в процессе западноевропейской интеграции возросла. Возникла острая необходимость в расширении и интенсификации научных исследований, что в свою очередь привело к модификации действу­ющей уже программы к увеличению финансовых средств на ее реализацию.
 Главным органом Евратома является Совет министров, который утверждает программу исследований Евратома; издает инструкции; касающиеся техники безопасности, санитарной охраны, сохранения тайны; создает совместные предприятия; устанавливает цены на рас­щепляющиеся материалы; утверждает бюджет и размер членских взносов; дает согласие на заключение Комиссией от имени Сообщест­ва международных договоров; учреждает вспомогательные органы; может вносить изменения в договор.
 
 ЕВРОПЕЙСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО(ЕЭС)
 
 Договор о создании Европейского экономического сообщества был подписан в Риме 25 марта 1957 г. и вступил в силу 1, января 1958 г.
 Основными целями ЕЭС являются гармоничное развитие Сооб­щества и повышение жизненного уровня посредством:
 ликвидации в торговле между странами-участницами таможен­ных пошлин и количественных ограничений;
 установления единого таможенного тарифа и проведения единой торговой политики по отношению к третьим странам;
 устранения препятствий между странами-участницами в свобод­ном перемещении лиц, услуг и капитала;
 проведения единой политики в области сельского хозяйства и транспорта;
 обеспечения свободной конкуренции в общем рынке;
 координации политики стран-участниц в области экономики и обеспечения равновесия платежных балансов;
 проведения социальной политики и др.
 
 2. Внешнеторговое регулирование
 
 С 50-х гг. в рамках ОЭСР начался процесс отмены количествен­ных ограничений в торговле европейских стран. Римский договор о создании Общего рынка со своей стороны предусматривал прогрес­сивную, медленную либерализацию импорта с оговоркой stand still (т.е. запрещение любого возврата назад). В начале 1961 г. все кон­тингентирование было упразднено государствами — основателями Общего рынка.
 Таможенные пошлины в торговле внутри «шестерки» стран ЕЭС были устранены с 1 июля 1968 г. Одновременно был введен Единый таможенный тариф в торговле с третьими странами. Шесть стран, инициаторов Общего рынка, и три государства, присоединившиеся к ним в 1973 г., упразднили таможенные пошлины с 1 июля 1977 г. Переходный период для Греции закончился в 1985 г. Для Испании и Португалии был установлен переходный период в 7 лет, который завершился в 1993 г., исключение составляют лишь некоторые про­довольственные товары, для которых он был продлен до 10 лет. В течение этого периода таможенные пошлины постепенно сокра­щались, для Испании немного быстрее, чем для Португалии (от 10 до 15% в год).
 С 1 января 1993 г. был полностью отменен таможенный контроль во взаимной торговле стран ЕС. Импортируемый товар, оформля­емый таможней любой из стран ЕС, выпускается для обращения на всей таможенной территории Союза. Все требования к таможенному оформлению едины во всех странах ЕС.
 Римским договором предусмотрены защитные оговорки, которые позволяют временно отступать от принципа свободной торговли внутри Общего рынка. Некоторые из них имеют всеобщий характер. В случае возникновения или серьезной угрозы возникновения за­труднений с платежным балансом страны либо в случае внезапного кризиса подобные меры могут быть срочно приняты согласно стать­ям 108 и 109 Договора.
 Допустимо также принимать специфические меры, распростра­няемые на товары, в основном сельскохозяйственные, или на неко­торые сектора экономики, чтобы избежать отклонений торговых потоков, но при условии, что Комиссия на них согласится.
 Римским договором предусмотрен Единый таможенный тариф. Изначально он был рассчитан как среднеарифметическое сборов, взимаемых на таможенных территориях стран — основательниц ЕЭС на 1 января 1961 г. Вследствие его установления у государств-членов возникли проблемы, поскольку значительно сократились таможен­ные пошлины во Франции и Италии и повысились пошлины, установленные Германией и Бенилюксом для стран — членов ЕЭС. В целом также снизился уровень производства в ЕЭС. Для примене­ния Единого таможенного тарифа была проведена гармонизация таможенных правил (определение таможенной стоимости, страны происхождения товаров, унификация товарной номенклатуры и про­цедур таможенной очистки и др.).
 Единый таможенный тариф ЕС * ежегодно издается Комиссией Европейского Союза в двух вариантах:
 * Дюмулен И., Пресняков В., Соколов В. Внешнеторговый режим ведущих зарубежных стран//Внешняя торговля. 1996. № 4, 6.
 
 официальное издание (Common Customs Tariff);
 интегрированное издание (Integrated Tariff of the European Communities, TARIC), содержащее более полную информацию.
 С 1 января 1988 г. Единый таможенный тариф основывается на восьмизначной номенклатуре, сформулированной согласно ГС. В интегрированном тарифе номенклатура расширена до 13 знаков. Девятая цифра, обозначенная звездочкой, зарезервирована для ста­тистических целей отдельных стран — членов ЕС. Цифры с 10 по 13 детализируют тарифные позиции, что дает возможность регулиро­вать импорт отдельных категорий товаров.
 Официальное издание тарифа имеет две колонки. Первая колонка содержит автономные (законодательно установленные) ставки пошлин, которые являются максимальными и применяются редко. Пошлины на большинство товаров составляют от 4 до 25% за неко­торыми исключениями. Например, импортные таможенные пошли­ны на сахар составляют 80%, на табачные изделия — 180% и др.; масличные семена, корм для скота, минеральные продукты (кроме топлива), дерево, резина и др. импортируются беспошлинно.
 Во второй колонке указаны конвенциональные пошлины, при­меняемые к товарам, происходящим из стран, которым на основе ГАТТ или двусторонних соглашений предоставляется режим наиболее благоприятствуемой нации (РНБ). Для продуктов питания и сель­скохозяйственной продукции эти пошлины на 10—30% ниже авто­номных, и их среднеарифметический уровень составляет 12,4%. Для остальных товаров пошлины РНБ составляют от 25 до 70% от авто­номных, а их средний уровень — 6,4%.
 Интегрированный тариф включает 11 колонок. В нем приводятся сведения не только о таможенных пошлинах, но и о других регуля­торах внешней торговли. В седьмой колонке этого тарифа собраны фактически применяемые ставки пошлин: если установлены ставки РНБ, то применяются они, если же на данный товар конвенци­ональная пошлина не установлена, то взимается автономная пошлина. Ставки РНБ отсутствуют на такие «чувствительные» к конкуренции товары, как мясо птицы, молочные продукты, зерновые, сахар, вино и крахмал. Кроме того, в данной колонке отмечены те товары, кото­рые облагаются импортными сборами одновременно с таможенными пошлинами или вместо них. Наконец, данная колонка содержит ставки пошлин, устанавливаемые на товары, которые ввозятся в пре­делах тарифных квот. Пониженные пошлины в рамках таких квот применяются к крупному рогатому скоту, говядине, некоторым видам рыбы, плодам цитрусовых, некоторым фруктам, фруктовой мякоти и сокам, кофе, какао-бобам, срезанным цветам и цветочным бутонам, газетной бумаге в рулонах, текстилю, некоторым ремес­ленным изделиям из железа и стали, а также из цветных металлов. Здесь же указаны временно пониженные пошлины на ряд товаров из некоторых стран.
 ЕС имеет шесть схем предоставления преференций.
 1. Общая система преференций (ОСП), предоставляемых разви­вающимся странам. Ставки пошлин ОСП приводятся в восьмой колонке Интегрированного тарифа. Происхождение товаров, под­падающих под данную схему, должно соответствовать правилам, оп­ределенным соглашением об ОСП, и подтверждаться сертификатом происхождения по форме «А». Необходимо также соблюдать требова­ния прямой отгрузки товара из страны-экспортера в ЕС. Таможен­ными пошлинами не облагаются все произведенные в развивающихся странах промышленные изделия и полуфабрикаты, за исключением некоторых «чувствительных» к конкуренции товаров, выведенных за пределы схемы ОСП (черные металлы, текстиль). Их ввоз ограничивается определенными квотами или может быть предметом огра­ничений в соответствии с защитной оговоркой (т. е. для защиты национальной экономики). Для 47 наименее развитых стран, а также для некоторых стран Латинской Америки некоторые количествен­ные ограничения не применяются и преференции действуют в рас­ширенном объеме.
 В рамках ОСП пошлины на ввоз из развивающихся стран ряда аграрных продуктов и продуктов питания (около 700 тарифных позиций) понижены от 20 до 60%. Импорт сельскохозяйственных товаров (около 1400 позиций) из наименее развитых стран осущест­вляется беспошлинно. Из схемы ОСП полностью или частично ис­ключены живые животные, мясо, домашняя птица, рыба, молочные продукты, овощи, крупы, масличные семена, сахар, вино, корм для животных.
 Консервированные ананасы, кофе, чай, а также необработанный табак (кроме китайского) ввозятся по преференциальным ставкам в пределах тарифных квот.
 Схема ОСП ЕС распространена на Россию с 1 января 1993 г.
 2. 69 стран АКТ (Африки, Карибского бассейна и Тихого океана) пользуются расширенными льготами по сравнению с ОСП, предо­ставляемыми в рамках Ломейской конвенции. Из этих стран беспо­шлинно ввозятся любые товары, кроме некоторых минеральных и аграрных продуктов (риса, кукурузы, говядины, свежих апельсинов). Особый режим существует также для рома, сахара и бананов.
 3. Страны Северной Африки и Ближнего Востока (Алжир, Ма­рокко, Тунис, Египет, Иордания, Ливан, Сирия) также пользуются расширенными льготами по сравнению с ОСП: обеспечивается сво­бодный ввоз в страны ЕС промышленной продукции, а с 1995 г. — также традиционных сельскохозяйственных продуктов.
 4. Соглашение о свободной торговле с ЕАСТ: беспошлинно вво­зятся любые промышленные изделия и полуфабрикаты, происходя­щие из этих стран (за исключением некоторых изделий из черных металлов из Исландии), а также преференции предоставляются для некоторых видов сельскохозяйственных продуктов и продуктов питания. Ставки пошлин для ЕАСТ содержатся в девятой колонке интегрированного тарифа.
 5. Соглашения об ассоциации с Турцией, Мальтой, Кипром (бес­пошлинный ввоз промышленной продукции), а также с Польшей, Чехией, Словакией, Венгрией, Болгарией, Румынией, Латвией, Лит­вой, Эстонией (в течение 10 лет должна быть создана зона свобод­ной торговли, а до тех пор ряд товаров ввозится беспошлинно в пределах тарифных квот).
 6. Соглашение о свободной торговле промышленной продукцией с Израилем.
 При регулировании импорта применяются также паратарифные меры, например в рамках всего ЕС устанавливается дополнительная пошлина на муку, некоторые виды сахара и товары, содержащие сахар.
 Кроме того, в отдельных странах ЕС применяются некоторые до­полнительные импортные сборы:
 в Великобритании с импортного автомобиля взимается налог в размере 10% его оптовой цены;
 в Дании взимается сбор на охрану окружающей среды (со стои­мости одноразовой посуды; химикатов, используемых для изготов­ления торговой упаковки для жидкостей; с озоноразрушающих ве­ществ). Облагаются налогом также товары, выделяющие углекислый газ. При импорте автомобилей и прогулочных судов уплачивается регистрационный сбор и др.;
 во Франции с ряда ввозимых товаров взимаются парафискальные налоги по ставкам от таможенной пошлины (на кожу, шкуры, кожа­ные изделия, текстиль, бумажную массу, некоторые виды бумаги и картона, чернослив), а также специальный налог на овощи и жир морских животных, импортируемую лесную продукцию, зерновые и изделия из них;
 в Греции при ввозе товаров из стран, не входящих в ЕС, взимается налог на переводы иностранной валюты от 250 до 5000 драхм, с любой импортной сделки стоимостью свыше 200 тыс. драхм взимается импортный сбор по ставке 1%, но не свыше 5000 драхм;
 в Австрии за весь импорт взимается сбор на развитие торговли по ставке 0,3% от стоимости СИФ, а также статистический сбор 1,2 шиллинга на 1000 кг веса брутто; в целях охраны окружающей среды введен специальный налог на нефть, исчисляемый на основе средней стоимости импорта нефти за последний квартал;
 в Швеции с целью защиты растений облагаются налогом луко­вицы, живые растения, некоторые корнеплоды, срезанные цветы и др. Взимается также налог на контейнеры, содержащие напитки. Им­порт рекламных материалов облагается налогом на рекламу и ин­формацию по ставке 11%.
 Важнейшим из внутренних налогов, которым облагаются импор­тируемые в страны ЕС товары, является налог на добавленную стои­мость (НДС). Фактический разброс базовых ставок НДС по разным странам достаточно велик: от 12% в Люксембурге и Испании до 25% в Дании и Швеции. Пониженные ставки НДС, которые должны быть не ниже 5%, могут устанавливаться на продукты питания, напитки (кроме алкогольных), применяемые в сельском хозяйстве товары и услуги (кроме машин и оборудования), лекарства, книги, газеты, социальное жилищное строительство, услуги в пограничном деле.
 Во всех странах ЕС применяются также акцизы. Система их взи­мания в различных странах весьма разнообразна. Тем не менее с 1 января 1993 г. введены минимальные ставки акциза на некоторые товары (сигареты, дистиллированный спирт, бензин, дизельное мас­ло, топливный мазут, сжиженный газ).
 В рамках ЕС проводится Единая аграрная политика (ЕАП), направленная на планомерное регулирование европейского рынка сельскохозяйственной продукции в целях сохранения социального равновесия. ЕС признает необходимым применение мер контроля над ценами для поддержания на определенном уровне цен на про­дукцию, производимую европейскими фермерами. Для того чтобы обеспечить повышение цен на импортную продукцию до требуемого уровня, применяются «скользящие» сборы. Живые животные, мясо, молочные продукты, зерновые, некоторые овощи и фрукты и про­дукты из них, масличные семена облагаются импортными сборами. Товары, к которым применяются эти сборы, в таможенном тарифе ЕС помечены значком AGR. В зависимости от продукта сбор взима­ется вместо пошлины или вместе с ней.
 В дополнение к импортному сбору с некоторых товаров, отме­ченных в интегрированном тарифе, взимается сельскохозяйственный сбор. Им облагаются некоторые живые животные, мясо, молочные продукты, свиной и птичий жир. Сельскохозяйственный сбор взимается по специфическим ставкам, которые устанавливаются рег­ламентами КЕС.
 Еще одним видом дополнительных платежей в связи с импортом аграрной продукции является компенсационный сбор, который при­меняется к свежим овощам и фруктам, а также некоторым рыбопродуктам. На данные виды продукции в начале каждого хозяйственного года устанавливаются справочные цены на основе цен про­изводителей ЕС. Импортная цена, исчисляемая как цена продажи импортных товаров на рынке ЕС за вычетом таможенных сборов, не должна снижаться ниже справочной. Если импортная цена на товар, ввозимый из определенной страны, держится на более низком уровне в течение двух дней подряд, то вводится компенсационный сбор, равный разнице между справочной и фактической ценами. Справочные цены на виноградный сок и вино приведены в прило­жении к Интегрированному тарифу. Остальные справочные цены устанавливаются текущими регламентами ЕЭС.
 Размеры компенсационных сборов изменяются в зависимости от мировых и единых цен ЕС на сельскохозяйственные товары (при снижении мировых цен размер сбора увеличивается, при увеличении — снижается).
 Налогообложение некоторых товаров, производимых из сельско­хозяйственной продукции, включает переменный компонент. К этим товарам относятся йогурт, кефир с фруктами, маргарин с молочным жиром, кондитерские изделия с сахаром, шоколад, изделия из круп, картофеля и сладкой кукурузы, заменители чая и кофе с добавлением сахара и молочного жира, супы и бульоны, мороженое, концентраты протеина, крахмала и некоторые другие продукты, помеченные в таможенном тарифе значком MOB.
 Регламент КЕС от 27 января 1993 г. (147-93) определил величину переменных компонентов, применяемых к пшенице, ржи, кукурузе, ячменю, рису, порошку снятого молока, цельномолочному порошку, маслу, белому сахару и патоке.
 Контроль над ценами осуществляется также с помощью анти­демпинговых мер. Антидемпинговое расследование может возбуждать­ся по жалобе производителей или их организаций в КЕС. Под нормальной стоимостью товара понимается сравнимая цена, уплачен­ная за аналогичный товар в ходе обычных торговых операций на внутреннем рынке страны-производителя или страны-экспортера, либо сравнимая цена, уплаченная за товар, экспортированный в любую третью страну. Экспорт товара в ЕС по более дешевой цене рассматривается как демпинг, который может нанести ущерб евро­пейской промышленности. Приняв решение о возбуждении дела, Комиссия назначает расследование. Расследование должно доказать, с одной стороны, факт поставки товара из-за границы по занижен­ной цене, т.е. наличие демпинга, а с другой — факт нанесения ущерба национальной промышленности в результате поставки товара по экс­портной цене ниже той, которая сложилась на внутреннем рынке страны-экспортера или на рынке третьей страны. Под ущербом понимается вызванное импортом сокращение значительной части национального производства или реальная угроза его сокращения. При этом в течение расследования на срок до 4 месяцев могут быть введены временные антидемпинговые пошлины. Для того чтобы про­должать ввозить соответствующие товары, импортер должен внести на таможне залог на сумму временной пошлины или представить гарантии ее уплаты.
 Если во время расследования экспортер пересматривает свои цены или прекращает экспорт по демпинговым ценам, расследование мо­жет быть прекращено. Если же этого не происходит, а расследование подтверждает наличие как демпинга, так и ущерба, то вводятся постоянные антидемпинговые пошлины на срок до 5 лет. Антидемпинговые пошлины устанавливаются либо в процентах к таможен­ной стоимости товара, либо в абсолютном выражении как разность между нормальной стоимостью и экспортной ценой (франко-граница ЕС). Величина пошлины не может превышать величину дем­пинга. Она взыскивается сверх таможенной пошлины. Добровольно принятые в ходе расследования обязательства экспортера также действительны в течение 5 лет.
 Антидемпинговые меры — сильный экономический инструмент, применяемый импортирующей страной против нежелательного с ее точки зрения импорта. Для импортера это фактически закрывает доступ на внутренний рынок данной страны. Данная специфика связана с особенностью начисления и взимания антидемпинговой пошлины. Иногда общая сумма пошлины может исчисляться мил­лионами долларов, поэтому сам факт начала антидемпингового рас­следования далеко не всегда подтверждает обоснованность жалобы истца. Таким образом, угроза начать антидемпинговое расследова­ние сама по себе становится антидемпинговой мерой, фактически ограничивающей импорт задолго до возможного установления до­полнительной пошлины.
 Антидемпинговые расследования проводятся странами ЕС в целях сдерживания импорта из третьих стран. Антидемпинговое законода­тельство также предусматривает возможность введения антидемпинговых пошлин на территории всех стран ЕС независимо от того, в какую страну ввезен товар. В последнее время расширилась практи­ка проведения антидемпинговых расследований и применения ан­тидемпинговых санкций против иностранных поставщиков товаров, в том числе из России. Если в 70-х гг. антидемпинговая политика была главным образом направлена на поддержание металлургичес­кой промышленности, то в 80—90-х гг. она применяется в основном для защиты европейской промышленности в области развития высоких технологий (в частности, полупроводников, видеомагнито­фонов, телевидения).
 Компенсационные пошлины вводятся, если установлено, что произ­водство и/или экспорт товаров, ввозимых в ЕС, субсидируется и это субсидирование наносит ущерб европейской промышленности. По­рядок их введения в целом сходен с антидемпинговой процедурой.
 Количественные ограничения (квоты) устанавливаются на импорт в страны ЕС из отдельных стран стальной продукции, сырого таба­ка, текстиля, химикатов, обуви, изделий из стекла и др., в частности стальных изделий из России и других стран СНГ. Импорт хлорфторуглеродов (фреонов) и других товаров, упомянутых в Монреальском протоколе 1987 г. о веществах, разрушающих озоновый слой, допу­скается только из стран, подписавших данный протокол.
 Импортные запреты устанавливаются на ряд товаров с целью охраны здоровья людей (наркотики), защиты растительного и животного мира, природы (ядохимикаты). В группе импортных за­претов появляются новые, ранее не практиковавшиеся, например запрет на импорт 13 видов пушнины (по причине отлова зверей с применением жестоких методов: капканы и другие «негуманные» приспособления). Предполагается, что от введения такого запрета сильно пострадают канадские и американские экспортеры, однако это может отразиться также на продаже пушнины из России.
 Запрещен любой импорт фреонов из стран, не подписавших Монреальский протокол. Не допускаются реализация и использование любых ядохимикатов, за исключением специально разрешенных стра­нами ЕС.
 Запрещается импорт в страны ЕС слоновой кости, а с 1 января 1995 г. — шкур бобра, выдры, койота, волка, горностая, рыси, собо­ля, енота, барсука, куницы и полученных из них продуктов.
 По санитарным соображениям вводятся временные запреты на ввоз животных и растительных продуктов из стран, где зарегистри­рованы определенные заболевания. .
 Добровольные ограничения экспорта. Ряд стран берет на себя обязательства по ограничению поставок в страны ЕС определенных видов продукции (например, автомобилей, станков, грузоподъемников, шарикоподшипников, телевизоров, кинескопов, видеомагнитофонов, микроволновых печей из Японии, сыра из Австралии, Новой Зелан­дии, Канады). В рамках многостороннего Соглашения по текстилю ЕС поддерживает режим экспортных ограничений в торговле с Аргентиной, Бразилией, Китаем, Чехией, Словакией, Гонконгом, Венгрией, Индией, Индонезией, Республикой Кореей, Макао, Малайзией, Пакистаном, Перу, Филиппинами, Польшей, Румынией, Шри-Ланкой, Сингапуром и Таиландом.
 Классификация ЕС содержит 161 категорию текстиля и одежды, из которых 123 являются объектами торговой политики ЕС в области текстиля и подлежат регулированию. В соглашениях с различными странами ограничивается ввоз от 1 до 10 категорий продукции.
 С Россией ЕС заключил отдельное Соглашение о торговле текс­тильными товарами (парафировано 12 июня 1993 г., действовало до 31 декабря 1997 г.), которое предусматривало установление квот на ввоз в ЕС российских тканей, одежды, одеял, пледов, постельного и кухонного белья, прочих готовых изделий.
 Автоматическое лицензирование. Наблюдение за импортом, который может нанести ущерб производителям ЕС, осуществляется как на уровне Союза, так и на национальном уровне. Для осуществления сделки необходимо получить соответствующий документ. Эта процедура позволяет органам ЕС иметь полную информацию о ввозе товара, и если результаты наблюдения свидетельствуют об ущербе, могут быть приняты меры по ограничению импорта (установление импортных квот и др.). Именно на основании данной процедуры в августе 1993 г. были введены количественные ограничения на им­порт алюминия из России. В феврале 1994 г. российское правитель­ство приняло на себя обязательства по добровольному ограничению экспорта данного металла.
 На уровне ЕС осуществляется наблюдение (мониторинг) за импортом: отдельных видов текстиля и обуви из всех стран; видов текстиля из Египта, Мальты, Морокко, Туниса и Турции; некоторых видов обуви из Республики Кореи и Тайваня; станков, компьютеров, автопогрузчиков, электромеханических инструментов, легковых автомобилей, грузовиков и мотоциклов из Японии; видеомагнито­фонов и телевизоров из Японии и Республики Кореи; некоторых текстильных изделий из Бангладеш, Албании, Эстонии, Латвии и Литвы; кислых вишен из Боснии и Герцеговины, Хорватии, Слове­нии, Македонии и Черногории; некоторых видов обуви из Китая, Республики Кореи и Тайваня. Подлежит мониторингу импорт алюминия из стран бывшего СССР. Установлено статистическое на­блюдение за импортом некоторых сельскохозяйственных продуктов из средиземноморских стран. Осуществляется также наблюдение за большей частью импорта из стран с государственной системой тор­говли (если Россию ЕС исключил из списков таких стран по согла­шениям 1994 г. и 1995 г., то Украина и некоторые другие страны СНГ по-прежнему остаются в списке этих государств), а также за импор­том наркотиков и психотропных средств.
 На национальном уровне автоматическое лицензирование при­меняется в странах Бенилюкса и Италии по отношению ко всем товарам из Японии и Гонконга, являющимся объектами националь­ных количественных ограничений и наблюдения за импортом.
 Для ввоза ряда товаров, являющихся предметом ЕАП (зерновых, свинины, говядины и телятины, баранины и козлятины, вина, мо­лочных продуктов, сахара, семян), требуется импортный серти­фикат. Лицензирование импорта обеспечивает поддержание объема импорта ряда товаров на определенном уровне; способствует охране диких животных и растений.
 Лицензия необходима для ввоза следующих товаров: живого скота, мяса и мясопродуктов, молока, сливок, простокваши, сыра, гороха, бобов, сливок, грибов, гибридов сладкой кукурузы для посева, маниоки, сладкого картофеля, сушеных фиников, крахмала из побе­гов, временно консервированных фруктов, зерновых и продуктов мукомольной промышленности, сахарной свеклы, оливкового масла, сахара и патоки, сахарных сиропов, апельсинового сока, вина, отходов пищевой промышленности, готовых кормов для животных. Товары, требующие лицензирования, отмечены в Интегрированном тарифе.
 Предварительные разрешения требуются также для импорта то­варов, торговля которыми регулируется Конвенцией по Международ­ной торговле редкими и исчезающими видами дикой фауны и флоры. Эти товары помечены в пятой колонке Интегрированного тарифа значком CITES. К ним относятся: некоторые виды живых животных и растений, мясо, рыба, китовый ус, жиры и масла морских живот­ных, кожа и кожаные изделия, меха, музыкальные инструменты, огнестрельное оружие и пр.
 Лицензии выдаются на национальном уровне, но имеют силу для всех стран ЕС.
 В отдельных странах действует система предварительного разре­шения на национальном уровне. В Бельгии лицензируется свежее мясо, в Дании — детекторы дыма, во Франции — масла, масличные семена, сахарин, сыворотки и вакцины, измерительные инструменты, токсичные отходы, в Греции — электробытовые приборы и ионизи­рующее радиационное оборудование, в Ирландии — растительные продукты, в Испании — звукозаписывающая аппаратура и аудио­визуальные материалы.
 В некоторых странах ЕС установлена государственная монополия на импорт отдельных товаров, например на импорт спичек во Фран­ции (из-за пределов ЕС) и Греции (из-за пределов ОЭСР).
 Технические барьеры. Особое место среди административных ин­струментов регулирования внешней торговли занимают различные технически и другие специальные ограничения: международные, региональные и национальные стандарты, система сертификации и инспекции качества продукции, требования к ней с точки зрения безопасности и экологии, санитарно-гигиенические и ветеринарные нормы, а также требования к упаковке и маркировке. Технические барьеры порой носят протекционистский характер и считаются эффективным средством ограничения импорта в интересах нацио­нальных производителей аналогичной продукции.
 В странах ЕС большое внимание уделяется безопасности потре­бительских товаров, причем между странами налажена система со­ответствующей взаимной информации.
 При ввозе в страны ЕС мяса и рыбы требуются ветеринарный сертификат и сертификат системы здравоохранения, которые выда­ет признанная ЕС официальная ветеринарная инстанция страны-экспортера. Мясопродукты должны иметь официальную «отметку о здоровье» (Health Mark). При их импорте, а также импорте свежих овощей и фруктов при таможенном контроле проводится также проверка их соответствия стандартам качества ЕС. Пищевые продукты, ввозимые для переработки в ЕС, должны иметь сертификат перера­ботки, выданный управлением по контролю импорта.
 В соответствии с санитарными правилами установлены допус­тимые пищевые добавки и их максимальный уровень, а также мак­симально допустимое количество остатков пестицидов в пищевых продуктах. Строгие правила безопасности действуют в отношении мыла, косметики, туалетных принадлежностей, моющих средств, лекарств, пластиковой упаковки для продуктов, удобрений, пестицидов и т.п.
 На основе директивы 737/90, опубликованной 29 марта 1990 г., установлен допустимый уровень радиации и составлен список не­пригодных для потребления товаров в связи с чернобыльской катастрофой.
 При импорте растений, выкопанных с корнем, фруктов, овощей, срезанных цветов, необходим фитосанитарный сертификат. Свежие фрукты и овощи, подвергшиеся радиоактивному облучению для уве­личения срока хранения, должны быть соответствующим образом отмечены. Ввоз любой облученной продукции в Германию запре­щен. Англия, Франция, Бельгия, Нидерланды имеют собственные списки разрешенных к облучению продуктов.
 Автотранспортные средства контролируются с точки зрения минимального загрязнения окружающей среды. Установлены нормы выделения окиси углерода, оксидов азота, углеводородов, летучих органических соединений и частиц, а также допустимый уровень шума и др.
 Проверке безопасности подлежат также многие другие товары (станки, детская одежда, игрушки, электробытовые приборы, горючие жидкости и др.).
 В своей политике экспортного регулирования ЕС придерживается принципа свободного осуществления экспорта в третьи страны. Эко­номический контроль и ограничения экспорта распространяются в ЕС на сравнительно небольшую группу товаров.
 Экспортные ограничения в странах — членах ЕС применяются для безопасности стран-членов, сохранения их национального богатства, защиты промышленной собственности, охраны жизни и здоровья населения, внешней среды, а также для обеспечения выполнения обязательств по их международным и двусторонним соглашениям, при необходимости для удовлетворения собственных потребностей в некоторых видах сырья и материалов, которые могут оказаться для них дефицитными.
 Количественные ограничения экспорта применяются в странах ЕС лишь в отношении небольшого числа продуктов, которые считаются дефицитными, в целях удовлетворения собственных потребностей стран-членов в этих продуктах. В настоящее время на уровне ЕС количественные ограничения экспорта сохранены лишь в отношении нефти и продуктов ее перегонки.. Кроме того, регламентом 1982 г. предоставлено право сохранять ограничения экспорта в индивиду­альном порядке по некоторым товарам. К этим товарам относятся: драгоценные металлы (Франция, Италия, Дания), часовые механизмы и карманные часы (Франция), принадлежности для музыкальных инструментов (Италия), кожа (Греция, Франция, Италия, Ирландия), пушнина (Италия), лесоматериалы (Италия, Ирландия).
 Запреты экспорта странами ЕС применяются прежде всего по. политическим соображениям. К ним относятся запреты на основе решений ООН (например, отказ от торговли с Сербией и Черного­рией). Прямой запрет поставок опасных отходов, включая радиоак­тивные, из ЕС действует в отношении стран, которые запрещают импорт этих материалов.
 Добровольные ограничения экспорта применяются странами ЕС при поставках в другие страны продукции текстильной, швейной и обув­ной промышленности, черной металлургии, металлообрабатываю­щих станков, автомобилей, бытовой электроники, посуды и др. Например, по соглашению с США поставки из ЕС на американский рынок ограничиваются 7% потребления стали в США.
 Экспортный контроль и лицензирование применяются в ЕС в основном в связи с обязательствами, принятыми по международ­ным соглашениям. Процедура такого контроля распространяется в ЕС, в частности:
 1) на 8 химических продуктов, которые могут быть использованы для производства химического оружия (лицензии выдаются нацио­нальным органам в индивидуальном порядке с учетом направления экспортера);
 2) на химические продукты, которые считаются вредными для здоровья людей и окружающей среды;
 3) на опасные материалы и отходы, включающие радиоактивные. Если их экспорт прямо не запрещен, они подлежат экономическому контролю и ограничениям при перемещении за границы стран — членов ЕС;
 4) на наркотики и психотропные вещества, которые могут быть использованы для недозволенного или запрещенного изготовления лекарств (по Международной конвенции о незаконном перемеще­нии наркотических веществ и психотропных веществ);
 5) на некоторые виды фауны и флоры, которые в соответствии с Конвенцией о международной торговле редкими видами животных и растений могут вывозиться лишь на основе экспортной лицензии или экспортного сертификата;
 6) на предметы культурного наследия (художественные, истори­ческие, археологические ценности), которые вывозятся за границу на основе систем экспортного контроля и лицензирования, установленных в отдельных странах ЕС.

<< Пред.           стр. 9 (из 19)           След. >>

Список литературы по разделу