<< Пред.           стр. 15 (из 19)           След. >>

Список литературы по разделу

 Под общей аварией понимаются убытки и расходы, причиненные в результате столкновения судов, пожара или взрыва на судне, по­садки на мель и т.п., которые распределяются между всеми участни­ками морского предприятия: судном, грузом и фрахтом.
 В международной практике широко применяются так называемые Йорк-Антверпенские правила, представляющие собой свод сложив­шихся основных положений об убытках по общей аварии и порядке их распределения. Условия о применении этих Правил на случай общей аварии обычно включаются в коносаменты и чартеры с ука­занием года редакции Правил.
 По договору страхования, заключенному на условиях соответст­венностью за частную аварию, возмещаются:
 убытки от повреждения или полной гибели всего или части заст­рахованного груза вследствие огня, молнии, бури, вихря и иных сти­хийных бедствий, крушения или столкновения судов, самолетов и других перевозочных средств между собой или удара их о неподвижные или плавучие предметы, посадки судна на мель, провала мостов, взрыва, повреждения судна льдом, подмочки забортной водой, а так­же в результате мер, принятых для спасения или тушения пожара;
 убытки вследствие пропажи судна или самолета без вести;
 убытки от повреждения или полной гибели всего или части груза в результате несчастных случаев при погрузке, укладке, выгрузке грузов и приеме судном топлива;
 убытки, расходы и взносы по общей аварии;
 все необходимые и целесообразно произведенные расходы по спасению груза, а также по уменьшению убытка и установлению его размера, если убыток возмещается согласно условиям страхования.
 При страховании грузов на условиях с ответственностью за част­ную аварию не возмещаются убытки, перечисленные в пунктах «а»—«з» условий страхования с ответственностью за все риски.
 Условия страхования без ответственности за повреждение, кроме случаев крушения по объему ответственности, перечню страховых слу­чаев, при которых подлежат оплате убытки, а также по совокуп­ности исключений из страхового покрытия в целом совпадают с условиями страхования с ответственностью за частную аварию. Раз­личия между этими условиями заключаются в том, что по условиям с ответственностью за частную аварию возмещаются убытки от по­вреждения или полной гибели всего или части груза, в то время как по условиям без ответственности за повреждение, кроме случаев крушения, возмещаются убытки только от полной гибели всего или части груза.
 Установление факта и причин страхового случая, размера ущерба, причиненного застрахованному имуществу в результате страхового случая, документальное оформление и оплату страхования в практике иностранного страхования принято именовать ликвидацией убытка.
 Ликвидацией убытка завершаются юридические и экономичес­кие взаимоотношения между страхователем и страховщиком, выте­кающие из договора морского страхования.
 Страховщик вправе путем уплаты страховой суммы освободить себя от дальнейших обязательств по договору страхования. О своем намерении воспользоваться этим правом страховщик обязан уведо­мить страхователя в течение семи дней со дня получения от него (страхователя) извещения о страховом случае и его последствиях и возместить расходы, произведенные страхователем в целях предотвращения или уменьшения убытков до получения им указанного уве­домления страховщика.
 Страхователь может заявить страховщику об отказе от своих прав на застрахованное имущество или сделать заявление об абандоне и получить страховую сумму в случаях: пропажи судна без вести, экономической нецелесообразности восстановления или ремонта застрахо­ванного судна (полная конструктивная гибель); экономической нецелесообразности устранения повреждения или доставки застрахо­ванного груза в место назначения; захвата судна или груза, застрахо­ванного от такой опасности, если захват длится более двух месяцев.
 Заявление об абандоне должно быть сделано страховщику в тече­ние шести месяцев после наступления перечисленных обстоятельств. Соглашение сторон, противоречащее этому правилу, недействитель­но. По истечении шестимесячного срока страхователь лишается права на абандон, но может требовать возмещения убытка на общих осно­ваниях.
 По особому соглашению — генеральному полису могут быть застра­хованы все или известного рода грузы, которые страхователь полу­чает или отправляет в течение определенного срока.
 Страхователь обязан по каждой отправке грузов, подпадающей под действие генерального полиса, сообщать страховщику необхо­димые сведения: наименование судна, на котором отправляется груз, путь следования груза и страховую сумму. Страхователь не освобож­дается от этой обязанности, даже если он получает сведения об от­правке грузов после доставки в место назначения в неповрежденном состоянии.
 По генеральному полису считаются застрахованными грузы, пе­ревозимые: по морским и водным путям на всякого рода исправных, допущенных к плаванию в данном районе судах; по железной доро­ге; автомашинами и другими обычно употребляемыми средствами транспорта; воздушным транспортом.
 Страхование грузов по генеральному полису оформляется на ос­новании заявления страхователя или иного документа, содержащего необходимые данные. Такое заявление страхователь делает по каждой отправке груза, подпадающей под действие генерального полиса.
 До отхода судна или другого транспортного средства страхова­тель сообщает следующие данные:
 наименование груза, число мест, вес и род упаковки;
 вид транспорта и способ отправки груза;
 пункты отправления и назначения груза, а также перевалок и перегрузок;
 дата отправки груза (выхода судна из порта);
 номера и даты коносаментов, накладных или других транспорт­ных документов;
 страховая сумма;
 условия страхования грузов.
 Если грузы, подлежащие страхованию по генеральному полису, не будут заявлены на страхование, страховая фирма оставляет за собой право отказаться от оплаты возможного убытка.
 
 2. Страхование рисков
 
 Особым видом страхования является страхование рисков, в част­ности, технических рисков, рисков неплатежа, так называемых не­коммерческих рисков — страхование иностранных инвестиций от политических рисков. Существует также страхование валютных ри­сков, но данный вид деятельности несколько отличается от общей системы страхования.
 
 Страхование технических рисков
 
 В условиях повышения во внешнеторговом обороте удельного веса машин и оборудования, включая поставку комплексного оборудова­ния для предприятий и проведение строительно-монтажных и пусконаладочных работ на территории стран-импортеров, широко про­водится страхование технических рисков и ответственности перед третьими лицами:
 строительно-монтажное страхование;
 страхование машин от поломок;
 страхование послепусковых гарантийных обязательств;
 страхование импортируемого в страну комплексного оборудова­ния;
 страхование электронного оборудования;
 страхование ответственности перед третьими лицами при строи­тельно-монтажных работах.
 Страхование строительно-монтажных рисков. Страховая компа­ния проводит страхование строительства зданий и сооружений и/или монтажа оборудования, выполняемых по внешнеэкономическим контрактам на территории страны или за ее пределами.
 Объектами страхования являются здания, сооружения, машины, запасные части к ним, материалы и другое имущество, предназна­ченное для строительства и монтажа и находящееся на строительной площадке, указанной в договоре страхования.
 Возмещению подлежат прямые убытки от гибели или поврежде­ния застрахованного имущества, происшедшие в результате;
 ошибок при проведении строительных и монтажных работ, дефектов в застрахованных объектах, а также ошибок инженеров и служащих или небрежности или умысла третьих лиц;
 короткого замыкания, перегрузки электросети, атмосферных раз­рядов и т.п.;
 разрывов тросов и цепей, падения деталей и других предметов;
 пожара, взрыва, землетрясения, вулканического извержения, гор­ного обвала; оползней, наводнения, бури, вихря, урагана и других стихийных бедствий;
 любых других внезапных и непредвиденных событий на строи­тельной площадке, не исключенных условиями страхования.
 Если в договоре страхования не предусмотрено иного, не подле­жат возмещению убытки, которые прямо или косвенно произошли в результате:
 военных действий или военных мероприятий и их последствий;
 ядерного взрыва, радиации или радиоактивного заражения;
 умышленного действия или грубой небрежности страхователя или лица, в пользу которого заключено страхование;
 ошибок, недостатков или дефектов, которые были известны стра­хователю до наступления несчастного случая;
 частичного или общего прекращения работ;
 коррозии, гниения, естественного износа, самовозгорания и др;
 экспериментальных или исследовательских работ;
 повреждения строительной техники и транспортных средств в результате их внутренних поломок, которые не вызваны внешними факторами.
 Ответственность по договору страхования начинается с момента выгрузки застрахованного имущества на строительную площадку (но не ранее обусловленной в договоре страхования даты), продолжает­ся в течение всего времени строительства, монтажа, холостых и ра­бочих испытаний и заканчивается в момент сдачи объекта в эксплу­атацию, но не позднее даты, указанной в договоре страхования.
 Страхование послепусковых гарантийных обязательств. По усло­виям данного вида страхования страховая компания принимает обя­зательства по гарантиям, выданным на здания, сооружения, оборудование, которые построены или смонтированы по внешнеэконо­мическим контрактам в нашей стране или за ее пределами.
 Лицу, в пользу которого заключено страхование, возмещаются рас­ходы, обусловленные гарантийными обязательствами перед покупа­телем и связанные с гибелью или повреждением объекта страхования, при условии, что гибель или повреждение явились следствием:
 недостатков, допущенных при производстве строительно-монтаж­ных или пусконаладочных работ, но выявленных в период гарантий­ной эксплуатации;
 выполнения гарантийных обязательств лицом, в пользу которого заключено страхование, или уполномоченными им лицами.
 Объектами страхования являются сооружения, материалы, механиз­мы и оборудование, находящиеся в месте завершения строительно-монтажных работ, обозначенном в договоре страхования, и поставленные лицами, в пользу которых проводится страхование, в соот­ветствии с торговым контрактом, указанным в договоре страхова­ния.
 Если в договоре страхования не предусмотрено иного, не возме­щаются убытки, явившиеся следствием положений, перечисленных в условиях страхования строительно-монтажных рисков.
 Страхование импортируемого в страну комплектного оборудования. По условиям этого вида страхования страховая компания страхует ответственность продавца этого оборудования за вред, причиненный покупателю и третьим лицам в период монтажных работ, пусконаладочных работ и гарантированного срока эксплуатации оборудо­вания.
 Договор страхования заключается продавцом или покупателем от имени продавца. Страхование может быть заключено в пользу как продавца, так и указываемых в полисе других лиц, если они могут понести ущерб вследствие предусмотренных в договоре событий.
 Возмещению подлежат только прямые убытки, образовавшиеся в результате: ошибочных действий или указаний страхователя или лиц, в пользу которых заключено страхование, допущенных по месту про­изводства монтажа, пусконаладочных работ и эксплуатации обору­дования в течение страхового периода; дефектов узлов, агрегатов и других частей оборудования, за исключением расходов на ремонт и замену самих дефектных частей.
 Возмещение за погибшее оборудование определяется по факти­ческой стоимости его замены, но не выше той, в которой оно вклю­чено в торговый контракт, с дополнительным возмещением расхо­дов по перевозке и на транспортное страхование.
 
 Страхование риска неплатежа
 
 После второй мировой войны в практике международной торгов­ли значительное место занимают поставки промышленного обору­дования, компенсационные и другие экспортно-импортные сделки на базе долгосрочных кредитов. С целью гарантии погашения кре­дитов в обусловленные сроки кредиторы во многих случаях произ­водят страхование экспортных кредитов, или риска неплатежа. Осо­бое значение страхование риска неплатежа приобретает в условиях рыночной экономики, когда отдельные предприятия и организации самостоятельно выходят на внешний рынок, устанавливают прямые коммерческие связи без достаточного знания своих партнеров, усло­вий торговли в соответствующих странах.
 Страхование этого риска частные страховые компании, как пра­вило, не проводят. Страхование экспортных кредитов осуществляет­ся специализированными учреждениями и обществами, которые обычно принадлежат государству или в которых государство имеет контрольный пакет акций. Так, в Великобритании страхование таких рисков осуществляется правительственным Департаментом гарантии экспортных кредитов, обществом «Индемнити» и корпо­рацией «Ллойд», в Германии — обществом «Гермес», во Франции — обществом «Кафас», в США — Эксимбанком.
 Страхованию подлежат убытки от неоплаты счетов за поставлен­ные товары и/или оказанные услуги, возникшие в течение действия договора страхования вследствие наступления страхового случая. Страхование также распространяется на счета, выписанные на товары и/или услуги, которые действительно поставлены и/или действитель­но оказаны от имени и за счет страхователя, приняты иностранным покупателем и подлежат оплате в течение срока, установленного в договоре страхования.
 Страхование не распространяется на неустойки, договорные штра­фы, проценты за просрочку, возмещение убытков по рекламации, курсовые разницы; счета, выписанные на государственные предпри­ятия, организации и фирмы; счета по экспортным контрактам, для исполнения которых отсутствуют необходимые лицензии и(или) раз­решения. Не возмещаются также убытки, явившиеся следствием вой­ны, военных действий, гражданского неповиновения, забастовок, конфискации, национализации, введения лицензирования, отмены экспортной или импортной лицензии, запрета или ограничения переводов.
 Страховым случаем считается неплатежеспособность иностран­ного покупателя, под которой понимаются следующие события: от­крытие судебного производства по делу о несостоятельности иност­ранного покупателя или отказ о возбуждении дела о несостоятель­ности иностранного покупателя в связи с отсутствием у него имущест­ва; открытие судебного процесса по предотвращению несостоятель­ности; достижение внесудебного компромисса между иностранным покупателем и его кредиторами; бесперспективность платежа в силу доказанных неблагоприятных обстоятельств.
 Страховым случаем считается также неоплата застрахованного счета в течение шести месяцев с даты истечения срока, установлен­ного в договоре страхования.
 Для определения размеров убытков из суммы неоплаченных сче­тов вычитаются: встречные требования иностранного покупателя к страхователю; доходы от реализации различных видов обеспечения; все поступления после наступления страхового случая, включая поступления от реализации активов в ходе судебного производства по доле страхователя.
 Валютой страхования может быть любая иностранная валюта, в которой выписываются счета иностранным покупателям. Страховая премия и страховое возмещение оплачиваются в той валюте, в кото­рой выписаны счета.
 
 Литература
 
 1. Герчикова И.Н. Маркетинг и международное коммерческое дело. — М., 1990.
 2. Дейян А. Реклама. — М., 1993.
 3. Дэниелс Дж.Д., Радеба Ли X. Международный бизнес. — М., 1994.
 4. Журавлев Ю.М. Страхование во внешнеэкономических свя­зях. — М.:Анкил, 1993.
 5. Крылов В. И. Мировой рынок информации//Международный биз­нес России.1996. № 3.
 6. Наймушин А.Д. Основы организации рекламы. — М., 1992.
 7. Основы внешнеэкономических знаний. — М.: Междунар. отноше­ния, 1990.
 8. Рожков И.Я. Международное рекламное дело. — М., 1994.
 9. Сэндидж Ч. и др. Реклама: теория и практика. — М., 1989.
 
 Глава 10
 
 МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ОБМЕН
 
 Развитие международного технологического обмена обусловлено существенными различиями в техническом уровне отдельных стран. С другой стороны, знания и техника в отсталых странах должны раз­виваться в том направлении, в каком они развиваются в передовых странах, поскольку мировое хозяйство как технико-экономическая категория основывается на машинном производстве независимо от уровня развития того или иного национального хозяйства. Таким образом, даже если имеет место автаркическая модель экономики той или иной страны, техническая мысль развивается все равно в том же направлении, что и в более развитых странах. Однако чаще технически отсталые страны развиваются в результате получения новых знаний и технологий извне. Высокие темпы научно-техниче­ского прогресса во второй половине XX в. привели к тому, что в течение последних десятилетий для международной торговли харак­терно вовлечение в товарооборот особого товара — научно-техни­ческих достижений, т.е. происходит активный технологический обмен. Понятие международного технологического обмена, как правило, толкуется двояко: в широком смысле под ним подразуме­вается проникновение любых научно-технических знаний и обмен производственным опытом между странами, а в узком — передача научно-технических знаний и опыта, относящихся к воспроизводст­ву конкретных технологических процессов.
 Технологии передаются как коммерческим, так и некоммерчес­ким путем.
 Технологический обмен в широком смысле осуществляется, как правило, в некоммерческих формах:
 ? научно-технические публикации;
 ? проведение выставок, ярмарок, симпозиумов;
 ? обмен делегациями и встречи ученых и инженеров;
 ? миграция специалистов;
 ? обучение студентов и аспирантов;
 ? деятельность международных организаций по сотрудничеству в области науки и техники и др.
 Технологический обмен в узком значении осуществляется, как правило, в коммерческих формах:
 ? передача на условиях лицензионных соглашений прав пользо­вания изобретениями (патенты, ноу-хау, зарегистрированные товарные знаки, промышленные образцы), технической докумен­тации;
 ? поставка машин и различного промышленного оборудования;
 ? оказание технической помощи;
 ? инжиниринговые услуги;
 ? экспорт комплектного оборудования;
 ? подготовка и стажировка специалистов;
 ? управленческие контракты;
 ? научно-техническое и производственное кооперирование и т.д.
 Передача технологии в коммерческих формах подразумевает, что технология является специфическим товаром. Покупатель новой технологии получает в свое распоряжение научно-технические разра­ботки и/или созданные производственно-технологические процессы. Использование таких разработок и процессов в качестве элементов производительного капитала позволяет выпускать товарную продукцию, обладающую повышенной конкурентоспособностью, и получать в течение более или менее продолжительного периода дополнитель­ную прибыль вследствие ее уникальности либо меньших издержек производства в расчете на единицу готовой продукции.
 Повышенная конкурентоспособность продукции, производимой с помощью новой технологии, находится в обратной зависимости от масштабов распространения (доступности) данной технологии. Дополнительная прибыль исчезает, как только технические усовер­шенствования становятся достоянием большинства предприятий дан­ной отрасли или появляется еще более совершенная технология. Чем выше степень монополизации научно-технических знаний и про­изводственно-управленческого опыта, тем сильнее позиции собст­венника технологии на товарном рынке. Таким образом, вполне понятно стремление стран и отдельных фирм, достигших высокого технического уровня, сохранить свою монополию на новые техно­логии.
 В то же время технология как товар обладает обычно весьма вы­сокой стоимостью, определяемой большими затратами на НИОКР и их внедрение. Перенесение этой стоимости на конечную продукцию происходит постепенно, после того как огромные затраты уже про­изведены. Собственники новой технологии заинтересованы в возмещении понесенных расходов, что может быть достигнуто либо при расширении собственного выпуска товаров на ее основе, либо при продаже этой технологии, пока она морально не устарела. Все это подталкивает собственника новой технологии к ее возможно боль­шей утилизации как в своем производстве, так и путем продажи другим производителям аналогичных товаров.
 Технологии передаются двум основным группам покупателей:
 ? зарубежным филиалам или дочерним фирмам МНК;
 ? независимым фирмам.
 Новые технологии преимущественно предоставляются МНК сво­им филиалам или дочерним компаниям. Так, например, в 80-е гг. на эту группу покупателей приходилось около 4/5 от суммы продаж тех­нологий американских МНК. Это связано с тем, что в результате передачи технологии филиалам:
 ? в значительной степени преодолевается противоречие между необходимостью широкого использования новой технологии с целью получения максимальной прибыли и возникающей в связи с этим угрозой утраты монопольной собственности на научно-технические достижения; .
 ? сокращаются удельные расходы на НИОКР и в то же время исключаются утечки секретной информации за пределы МНК;
 ? увеличивается прибыль материнских компаний, так как во многих странах платежи за полученную новую технологию осво­бождаются от налогообложения.
 Принимающие страны часто ограничивают в различных формах импорт товаров и прямые иностранные инвестиции. При продаже технологии предоставляется возможность для проникновения на закрытый рынок другой страны, так как вслед за технологией в при­нимающую страну поступают товары и услуги.
 Продажа технологии независимым компаниям означает утрату монопольного права на ее использование. Кроме того, покупатель технологии, обладающий значительным научно-техническим потен­циалом, может стать впоследствии серьезным конкурентом. Прода­вая технологии независимым компаниям, продавцы стремятся по­лучить долю в акционерном капитале, объединить передачу техно­логии с поставками своего оборудования, а также компенсировать утрату технологической монополии путем получения максимальных доходов от продажи. Чаще всего независимым фирмам продаются технологии тех отраслей, в которых низкий удельный вес расходов на НИОКР (металлургия, металлообработка, текстильная и швейная промышленность и др.). В этих отраслях монополия на техническое усовершенствование не может удерживаться долго, так как нововведения легко воспроизводимы. Собственник новой технологии, не дожидаясь пока усовершенствования будут скопированы зарубеж­ными конкурентами, форсирует ее продажу не только подконтроль­ным компаниям, но и независимым фирмам.
 Все формы технологического обмена существуют не сами по себе, а обусловлены содержанием технологий и отражают диалектический процесс ее зарождения, расцвета, старения и замены ее новой. Эта­пам цикла жизни технологий соответствуют ее следующие виды*:
 * Мухопад В . И . Сквозь барьеры протекционизма. — М.: Мысль, 1988. С. 25.
 
 1-й этап — уникальная;
 2-й этап — прогрессивная;
 3-й этап — традиционная;
 4-й этап — морально устаревшая.
 К уникальным технологиям относятся изобретения и другие научно-технические разработки, защищенные патентами или содержащие ноу-хау, что делает невозможным их использование конкурирующи­ми организациями. Данные технологии обладают новизной, наивыс­шим техническим уровнем, могут быть использованы в производст­ве на условиях исключительной монополии. Такие технологии создаются в результате НИОКР и изобретательской деятельности специалистов. При определении цены уникальной технологии на рынке учитывается ее способность создавать максимальную допол­нительную прибыль ее покупателю.
 К прогрессивным технологиям принадлежат разработки, обладаю­щие новизной и технико-экономическими преимуществами по срав­нению с технологиями-аналогами, используемыми потенциальны­ми покупателями новой технологии и их конкурентами. В отличие от уникальной технологии, обладающей абсолютным превосходством над любой технологией в соответствующей отрасли, преимущества прогрессивной технологии имеют относительный характер. Прогрес­сивность той или иной технологии может проявляться в границах отдельных стран, различных фирм, в разных условиях ее применения. Указанные технологии не защищаются патентами и не обладают ярко выраженными ноу-хау, но достаточно высокие производственные преимущества, обеспечиваемые такими технологиями, гарантируют их покупателям получение дополнительной прибыли. Прогрессивные технологии могут быть созданы в результате не только научно-технической и изобретательской деятельности ученых и инженеров, но и «эволюции» уникальных нововведений, постепенно утрачивающих свою новизну.
 Уникальные и прогрессивные технологии могут приносить их покупателям дополнительную прибыль, поэтому они продаются по ценам, превышающим средний уровень цен на технологии-аналоги в соответствующей отрасли.
 Традиционная (обычная) технология представляет собой разработки, отражающие средний уровень производства, достигнутый большинст­вом производителей продукции в данной отрасли. Такая технология не обеспечивает ее покупателю значительных технико-экономичес­ких преимуществ и качество продукции по сравнению с аналогичной продукцией ведущих производителей, и рассчитывать на дополни­тельную (сверх средней) прибыль в данном случае не приходится. Ее преимуществами для покупателя являются сравнительно невысокая стоимость и возможность приобретения проверенной в производст­венных условиях технологии. Традиционная технология создается, как правило, в результате устаревания и широкомасштабного рас­пространения прогрессивной технологии. Продажа такой техноло­гии обычно осуществляется по ценам, компенсирующим продавцу издержки на ее подготовку и получение средней прибыли.
 Морально устаревшая технология относится к разработкам, не обеспечивающим производство продукции среднего качества и с тех­нико-экономическими показателями, которые достигают большинст­во производителей аналогичной продукции. Использование таких раз­работок закрепляет технологическую отсталость ее владельцев.
 Одним из наиболее распространенных способов передачи техно­логии является лицензионная торговля.
 
 § 1. Лицензионная торговля
 
 Термин «лицензия» в переводе с латинского означает разрешение совершать какие-либо действия и в связи с этим используется в раз­личных сферах. Применительно к технологическому обмену он означает разрешение использовать на определенных условиях предме­ты лицензии, которыми являются:
 ? запатентованные изобретения,
 ? промышленные образцы,
 ? товарные знаки,
 ? ноу-хау, т.е. имеющие ценность конфиденциальные сведения, которые не пользуются правовой охраной. В зависимости от объекта лицензии могут подразделяться на па­тентные и беспатентные.
 Помимо патентных и беспатентных лицензий выделяют самосто­ятельные («чистые») и сопутствующие. Самостоятельные лицензии предполагают передачу технологии или технических разработок не­зависимо от их материального носителя. Сопутствующие лицензии имеют зависимый характер и предоставляются одновременно с за­ключением контракта на строительство предприятия, поставку тех­нологического оборудования, оказание консультационных услуг.
 Продажа лицензий позволяет существенно ускорить процесс ос­воения нового рынка и хотя бы частично возместить собственные расходы на исследования и разработки. Иногда бывает выгоднее вместо поставок готовых изделий продать лицензию на право их про­изводства, например в случаях, когда возникают проблемы, связан­ные со сбытом готовой продукции из-за недостаточного объема собственного производства или выходом на внешний рынок. Разви­тию собственного производства может препятствовать множество причин — от нехватки сырья до отсутствия высококвалифицированного персонала и производственных площадей.
 Препятствием для экспорта изделий нередко является протекци­онистская политика правительства страны, в которую предполага­ются их поставки: высокие таможенные пошлины, импортные квоты, поощрение ввоза изделий в разобранном виде (с целью развития национальной промышленности).
 Во всех этих случаях продажа лицензий — один из путей выхода на местный рынок, так же как создание в данной стране филиала фирмы-экспортера. Следует отметить, что при продаже лицензии обычно предусматривается поставка материалов, узлов и деталей для выпуска продукции. Таким образом, лицензионная торговля оказы­вается действенным стимулом для сбыта собственной продукции.
 Продажа лицензии может быть способом выхода фирмы-продав­ца на ноу-хау и Другие достижения фирмы-покупателя, поскольку в соглашениях обычно имеется пункт о взаимном обмене усовершен­ствованиями, которые будут сделаны в изделии или технологии в течение срока действия лицензионного контракта.
 
 1. Объекты лицензий
 
 Изобретением признается техническое решение, обладающее но­визной и существенными отличиями. Под техническим решением в широком смысле понимается практическое средство удовлетворения определенных потребностей. Например, отдельные способы лечения болезней не относятся к технике в общепринятом понимании, но поскольку они предполагают применение некоторых лечебных средств в строго установленных дозах, в течение конкретного време­ни, с соблюдением определенного порядка, то имеет место техника лечения, которая в этом смысле и рассматривается как техническое решение.
 Какая-либо задача считается выполненной, если:
 а) имеется указание на технические средства (способы) для ее решения;
 б) раскрываются принципиально важные моменты (основная схема);
 в) решение осуществимо, т.е. пригодно для использования. Это значит, что специалисты в данной области с помощью общеизвест­ных приемов и технических средств могут внедрить изобретение.
 Техническое решение необязательно должно сопровождаться теоретическим обоснованием. Оно считается новым при условии, что его сущность не была раскрыта ранее в данной стране или за границей настолько, что стало возможным его осуществление. Рас­крытие сущности решения может произойти посредством либо опуб­ликования, либо демонстрации, либо в результате открытого приме­нения. Во всех этих случаях становится доступным копирование решения, что влечет за собой утрату им новизны.
 Техническое решение признается обладающим существенными отличиями, если оно характеризуется новой совокупностью призна­ков, дающих положительный эффект, например:
 а) все признаки являются новыми;
 б) часть признаков является новой, а часть — известной;
 в) все признаки являются известными, а их сочетание — новыми.
 Сходные однородные изобретения называются аналогами, а наи­более близкий из них к предложенному новому техническому реше­нию — прототипом. Несущественные отличия в новом техническом решении не позволяют считать его изобретением, например исполь­зование эквивалентных средств (замена пайки сваркой).
 Охрана прав изобретателя осуществляется при помощи патентов. Патент представляет собой документ, удостоверяющий государствен­ное признание технического решения изобретением и закрепляющий за лицом, которому он выдан (патентообладателем), исключитель­ное право на изобретение. Патент выдается государственным патент­ным ведомством изобретателю или его правопреемнику (право на служебное изобретение обычно принадлежит предпринимателю) по его заявке, рассмотренной в соответствии с процедурой, установленной законодательством данного государства. Срок действия патента также устанавливается национальным законодательством (обычно 15—20 лет). Исключительное право патентообладателя заключается в предоставлении ему монопольного права на применение изобрете­ния (искусственная монополия). Если изобретение используется без разрешения владельца, он может обратиться в суд с иском о возме­щении ущерба и запрещении действий, связанных с нарушением патента. Патентообладатель имеет право отчуждать свои права на изобретение и выдавать разрешение (лицензию) другим лицам на использование запатентованного изобретения.
 Патент охраняет права его владельца, как правило, только в стра­не, где он выдан. Но в последнее время, например в Западной Евро­пе, действует европейский патент.
 За выдачу патента взимается патентная пошлина. Так, при выдаче европейского патента она взимается за подачу заявки, проведение поиска, указание государства, в отношении которого действует заявка, поддержание заявки в силе, проведение экспертизы, выдачу патен­та, подачу возражения и апелляции, за возобновление рассмотрения заявки в случае пропуска заявителем установленных сроков. Взима­ние пошлины при подаче заявки характерно для всех развитых стран, а во многих странах к тому же взимаются годовые пошлины в тече­ние срока действия патента. В большинстве стран сумма годовой пошлины возрастает по мере приближения к концу срока действия патента.
 Обычно фирмы не ограничиваются одним патентом на данное изобретение, а формируют блок патентов — «зонтик», не позволяющий конкурентам проникать в техническую область, где данная фирма является пионером.
  В современных условиях острой конкуренции, когда новизна про­дукции имеет существенное значение для ее успешного сбыта, па­тентная защита нововведений очень важна наряду с естественными рыночными преимуществами, существующими благодаря примене­нию изобретения в производстве. Владелец патента ограничивает свободу деятельности своих конкурентов, поэтому может завоевать и удерживать более выгодные позиции как на отечественном, так и на зарубежном рынке. Кроме того, наличие патента стимулирует спрос, поскольку ссылка на патент оказывается более эффективной, чем простое описание.
 Патенты не только выполняют функцию защиты изобретений от использования их другими фирмами, но и являются источником непрерывной информации о новейших научно-технических достижениях. С помощью патентных фондов можно легально собирать конкретный материал на объекты лицензий, систематически следить за новыми изобретениями и анализировать научно-технические исследования. Практически все крупные фирмы имеют патентные фонды или пользуются услугами соответствующих организаций. По оценкам специалистов, около 80% информации, содержащейся в патентах, невозможно найти ни в одном другом источнике.
 Патентование, как правило, на 2-3 года опережает внедрение новой технологии в производство, а патент — это потенциальная лицензия, поэтому постоянное изучение соответствующей инфор­мации позволяет фирмам вырабатывать стратегию и прогнозировать развитие лицензионной торговли.
 Промышленным образцом (industrial design) признается новое худо­жественно-конструкторское решение изделия, определяющее его внешний вид. При помощи промышленного образца устанавливает­ся монополия на форму (орнамент) продуктов труда. На промыш­ленные образцы, так же как и на изобретения, выдаются патенты.
 Товарный знак (trademark) — это зарегистрированное в установ­ленном порядке обозначение, служащее для отличия товаров одних предприятий от однородных товаров других предприятий. Товарные знаки обычно имеют буквенное или графическое изображение. Для идентификации услуг применяются знаки обслуживания.
 Патенты на изобретения и промышленные образцы, сертифика­ты, подтверждающие регистрацию товарных знаков и знаков обслу­живания, охраняемые Парижской конвенцией 1883 г., относятся к промышленной собственности.
 Промышленная собственность вместе с авторскими правами образует понятие интеллектуальной собственности.
 Авторское право (copyright) распространяется на любые творчес­кие произведения независимо от формы, назначения и достоинств произведения (лекции, доклады, статьи, брошюры, книги, техничес­кие описания, инструкции по эксплуатации, иллюстрации любого вида, рисунки, плакаты, фотографии и т.п.). Это право означает, что без согласия автора или его правопреемников никто не может ни в каком виде воспроизводить или любым иным образом использовать охраняемые правом объекты. Авторские права охраняются нацио­нальными законами, а на международном уровне — Бернской кон­венцией 1886 г. и Всемирной конвенцией 1952 г.
 Наряду с патентными лицензиями существуют и беспатентные лицензии на ноу-хау (непатентованное научно-техническое дости­жение и производственный опыт конфиденциального характера), владелец которого обладает естественной монополией в отличие от владельца запатентованного изобретения. Впервые этот термин был применен в США. В буквальном переводе с английского он означает знать как, что является сокращением выражения знать, как это сделать. Первоначально в лицензионные соглашения включались условия, предусматривающие передачу покупателю технических зна­ний и опыта как производственных секретов продавца, необходи­мых для реализации права на использование изобретения. Однако с развитием техники значение передачи этой информации стало так велико, что ноу-хау превратилось в самостоятельный объект лицен­зионных соглашений. В одних случаях ноу-хау — это фактическое изобретение, которое умышленно сохраняется в тайне и не патенту­ется или является элементом изобретения, не включенным в описа­ние, в других — оно непосредственно связано с изобретением, но само по себе непатентоспособно, поскольку не соответствует требо­ваниям, установленным законодательством. Например, программ­но-математическое обеспечение ЭВМ было и остается непатенто­способным, как и любые математические формулы, алгоритмы и т.п.
 В отличие от запатентованного изобретения ноу-хау не пользует­ся особой правовой охраной, и поэтому наилучшей формой защиты подобных знаний является коммерческая тайна.
 Ноу-хау могут включать:
 ? предметы — образцы изделий, незапатентованные промыш­ленные образцы, машины, приборы, запасные части, инструмен­ты, приспособления и т. д.;
 ? техническую документацию — формулы, расчеты, чертежи, схемы, незапатентованные изобретения и т.д.;
  инструкции — пояснения, касающиеся конструкции производ­ства или применения изделия, процесса производства, производ­ственных навыков, практических советов; сведения об организа­ции работы и данные, помогающие в решении экономических вопросов.
 Таким образом, понятие ноу-хау достаточно широко, оно охваты­вает всевозможную техническую и иную информацию, необходимую прежде всего для производства какого-либо изделия, и представляет собой определенную экономическую ценность.
 В международной практике наиболее часто встречаются патент­ные лицензии с одновременной передачей ноу-хау и оказанием тех­нической помощи в налаживании производства. Второе место занимают лицензии на ноу-хау и только третье — чисто патентные ли­цензии, не предусматривающие передачи ноу-хау. Это объясняется, в частности, тем, что при современном уровне развития техники освоение большей части изобретений без предоставления ноу-хау, т.е. опыта и знаний, которыми располагает фирма-продавец, либо вообще невозможно, либо ведет к непроизводительным затратам времени и средств, поэтому ноу-хау являются основным объектом не только лицензий, но и других форм передачи технологии.
 При заключении договоров на ноу-хау не действует патентная за­щита, поэтому особое значение в данном виде лицензионных согла­шений имеют условия о неразглашении ноу-хау как в период срока действия лицензионного соглашения, так и после его окончания. В этой связи иногда в соглашении даже оговаривается порядок оз­накомления с ноу-хау сотрудников лицензиата.
 Наиболее характерными условиями лицензионных соглашений, ограничивающими лицензиата в использовании ноу-хау, являются:
 не передавать приобретенные знания и опыт третьей стороне в течение срока действия соглашения и в среднем до 5 лет после окон­чания этого срока;
 указывать в рекламных документах или на выпускаемой продукции, что она изготовлена по лицензии другой фирмы;
 не предоставлять сублицензии на ноу-хау, так как это может повлечь за собой его утрату.
 
 2. Состояние лицензионной торговли
 
 Современное состояние лицензионной торговли позволяет выде­лить некоторые группы стран в зависимости от их роли в междуна­родной лицензионной торговле:
 промышленно развитые страны с доминирующим экспортом лицен­зий. К этой группе относится одна страна — США. Экспортная на­правленность лицензионной торговли имеет исторический характер и отражает научно-технический потенциал страны. Суммарные затраты на НИОКР в США Превышают аналогичные затраты в Великобритании, Германии, Японии, Франции и Италии, вместе взятых. Государство берет на себя подавляющую часть расходов на проведение фундаментальных научных исследований;
 промышленно развитые страны с преобладающим экспортом лицен­зий. К ним относятся Великобритания и Швейцария, которые име­ют положительное сальдо в торговле лицензиями. Обе страны про­водят политику, направленную на стимулирование экспорта лицен­зий. Основа такой политики в Великобритании такая же, как и в США. Торговля лицензиями в Швейцарии базируется, во-первых, на специализации в изготовлении высококачественной продукции для машиностроения, приборостроения, электротехники и т.д., а во-вторых, — на создании большого количества филиалов и дочерних компаний крупных фирм при относительно небольших возможнос­тях промышленного использования новых технологий;
 промышленно развитые страны с преобладающим импортом лицен­зий. К этой группе относятся остальные промышленно развитые стра­ны, прежде всего Германия и Япония. Страны этой группы широко используют зарубежный опыт и технические знания для оснащения ведущих отраслей передовой технологией и ускорения собственных научно-технических разработок и не стремятся к балансированию поступлений и платежей по лицензионным сделкам. Примером успеха этой политики является широкая экспансия на автомобильном рынке в 70-е гг. западногерманского «фольксвагена» и японских автомобилей, которые в условиях энергетического кризиса успешно применяли приобретенные лицензии для создания мало- и микро­литражных автомобилей.
 Если США являются крупнейшим в мире экспортером технологии, то Япония, наоборот, с начала 50-х гг. стала одним из крупнейших в мире потребителей научно-технических достижений. Огромное значение в создании «японского чуда» имело эффективное использо­вание иностранных патентов и лицензий, их незамедлительное внедрение и освоение. Сегодня Япония является лидером во многих направлениях научно-технического прогресса, однако она все еще больше платит за иностранную технологию, чем получает за экспорт своей, но этот разрыв уменьшается;
 развивающиеся страны с импортно-экспортной направленностью лицензионной торговли. К ним относятся Аргентина, Бразилия, Мексика, Индия, Турция. Эти страны целенаправленно осуществляют закупку иностранных технологий для решения крупных экономичес­ких проблем, а экспортируют лицензии в основном в соседние госу­дарства;
 развивающиеся страны с импортной направленностью лицензионной торговли. К этой группе относятся Таиланд, Алжир, Панама и др. Эти страны осуществляют закупку новых технологий преимущест­венно в виде сопутствующих лицензий при строительстве промыш­ленных объектов;
 развивающиеся страны с эпизодическим характером лицензионной торговли. К ним относятся в основном наименее развитые страны.
 
 3. Организация лицензионной торговли
 
 Существует три основных вида лицензий: простая, исключитель­ная и полная.
 При продаже простой лицензии продавец (лицензиар) оставляет за собой право самостоятельно использовать объект лицензии, а также предоставлять аналогичные лицензии третьим лицам. Простые лицензии обычно предоставляются в сфере производства товаров широкого потребления, где трудно осуществить точный учет произ­водимой продукции, потребность в которой настолько велика, что наличие нескольких покупателей (лицензиатов) на одном рынке не приводит к столкновению их интересов.
 При продаже исключительной лицензии лицензиату предоставля­ются исключительные права на использование объекта лицензии на условиях, определенных в договоре. Лицензиар уже не может предо­ставлять аналогичные лицензии третьим лицам, однако может само­стоятельно использовать объект лицензии или продавать лицензии третьим лицам на условиях, не противоречащих условиям первого соглашения. Для исключительных лицензий характерно максималь­ное сужение территории, на которой могут использоваться преду­смотренные в соглашении права. Исключительная лицензия наиболее часто применяется в международной практике.
 При продаже полной лицензии лицензиар полностью лишается права на использование объекта лицензии в течение срока действия договора. Полные лицензии обычно продаются малыми фирмами.
 Продажа лицензий осуществляется посредством заключения ли­цензионного соглашения.
 Лицензионное соглашение — это договор, по которому лицензиар (продавец) предоставляет лицензиату (покупателю) разрешение или право на использование объекта лицензии за определенное возна­граждение. При этом право собственности на предмет лицензионного соглашения остается за лицензиаром, а лицензиат получает право на его использование при конкретных условиях в течение определен­ного срока.
 Заключению лицензионного договора предшествует сложная под­готовительная работа, так как потенциальный покупатель предъяв­ляет особые требования к объекту лицензии, а продавец — к потенциальному покупателю.
 Основными требованиями, предъявляемыми к объекту лицензии, являются:
 ? высокий технический уровень.
 Мировой рынок в настоящее время достаточно освоен и насы­щен товарной продукцией, поэтому на успех могут рассчитывать только те продавцы, которые предлагают новшества, обеспечиваю­щие лицензиату значительные экономические выгоды, несмотря на расходы по покупке и освоению лицензии;
 ? промышленное освоение.
 Покупатель приобретает новые технологии, не желая тратить время и средства на собственные разработки, поэтому он хочет убедиться в том, что технологий отработана. По условиям большинства лицен­зионных соглашений лицензиату поставляются образцы продукции, изготовленные на предприятиях лицензиара, а также оказывается техническая помощь для более быстрого освоения технологии.
 В ряде случаев при проведении переговоров о продаже лицензии лицензиат не располагает достоверными данными о возможной эффективности объекта лицензии. Подобная ситуация особенно характерна при передаче ноу-хау: лицензиар до заключения согла­шения не желает раскрывать сущность ноу-хау, а лицензиат — покупать «кота в мешке». В этом случае партнеры заключают так называемое опционное соглашение, в соответствии с которым лицензиат получает на условиях конфиденциальности доступ к ноу-хау и преимущест­венное право на покупку лицензии в течение установленного срока, если подтвердятся данные об эффективности объекта лицензии.
 Однако в последнее время наметилась тенденция к сокращению цикла жизни товаров, поэтому начали продавать так называемые «сырые» технологии, являющиеся либо результатами НИОКР, которые не вписываются в производственную программу компаний, либо результатами деятельности научных лабораторий, которым необхо­димы средства на дальнейшие исследования;
 ? патентная защита объекта.
 Чем больше патентов защищают объект лицензии и чем надежнее защита, тем выше ценность лицензии. Однако в различных отраслях роль патентов неоднозначна. Как правило, они имеют большое зна­чение в отраслях, продукция которых легко копируется, например в фармацевтической промышленности. Там же, где копирование про­дукции затруднено, чрезмерные затраты на патентование нецелесо­образны. Не патентуются также технические решения, обеспечива­ющие преимущества продукции, сущность которых не может быть раскрыта при ее анализе;
 ? «технологический пакет» лицензии, т.е. комплекс элементов, обеспечивающих привлекательность объекта лицензии для потре­бителя: ноу-хау, поставка оборудования, комплектующих, запас­ных частей, исходного сырья, полуфабрикатов, а также техничес­кую помощь, обучение персонала и др., т.е. все то, что может ускорить освоение технологии и наладить эффективное произ­водство.
 В лицензионной торговле имеется определенный риск, поскольку во многих странах очень сложно осуществлять контроль за передава­емыми техническими разработками, и прежде всего за погашением платежей за лицензии. Иногда продажа лицензии может привести к тому, что лицензиат становится конкурентом лицензиара на рынках третьих стран.
 Срок освоения производства по лицензии занимает несколько лет, а в результате изменения рыночной конъюнктуры за это время могут резко снизиться конкурентоспособность товара и спрос на него, поэтому от предприимчивости лицензиата и его коммерческой ак­тивности зависят объем и сроки лицензионных поступлений. В связи с этим необходима тщательная проверка сведений о потенциальном партнере (его правовое и финансовое положение, место на рынке, научно-технический уровень производства, перспективы раз­вития и т.д.).
 В США при выборе лицензиата принято анализировать много­численные данные, характеризующие потенциального покупателя:
 ? правовое положение фирмы и ее репутацию в деловом мире;
 ? финансовое положение;
 ? коммерческую деятельность фирмы;
 ? НИОКР и производство;
 ? сбытовые возможности;
 ? информационное обеспечение;
 ? прочие вопросы.
 Важнейшим требованием к потенциальному лицензиату является то, что он должен иметь возможность осваивать новую технологию и организовать рентабельное производство.
 При сборе информации используются различные источники: фир­менные справочники, публикации фирм (годовые отчеты, каталоги, проспекты, рекламные издания), материалы специализированных информационных компаний и организаций, а также периодической прессы, справки банков.
 После проведения переговоров заключается лицензионный дого­вор, который имеет определенную структуру, хотя каждое соглаше­ние является сугубо индивидуальным вследствие различий предме­тов соглашений, позиций партнеров и др.
 Лицензионный договор обычно состоит из следующих разделов:
 1. Преамбула.
 Содержит сведения о партнерах, их наименовании и юридичес­кие адреса.
 2. Определения.
 Даются определения понятий, использованных в соглашении, с целью исключения их неодинакового толкования. Как правило, оп­ределяются следующие термины:
 способ (технологический процесс);
 продукция по лицензии;
 специальная продукция, которая не попадает под определение продукции по лицензии;
 техническая документация, необходимая для производства про­дукции по лицензии;
 оборудование, используемое для осуществления технологическо­го процесса, изготовления продукции;
 комплектующие изделия;
 патенты (принадлежащие лицензиару патенты и патентные заявки);
 ноу-хау, необходимые и достаточные для освоения лицензии;
 территория (зона исключительного и неисключительного права, зона экспорта);
 начало коммерческого производства (дата изготовления первого образца или выпуска первой серийной партии продукции по лицен­зии);
 отчетный период (период деятельности лицензиата по выполне­нию условий лицензионного соглашения);
 продажная цена (цена продукции по лицензии).
 3. Предмет соглашения.
 Указываются полное название предмета соглашения и название лицензии по объему передаваемых прав (полная, исключительная, простая), а также номера патентов. Определяется объем передавае­мых прав и оговариваются условия предоставления сублицензии третьим лицам.
 Если при полной лицензии лицензиату предоставляются все пра­ва без ограничений, то при исключительной и простой лицензии в условиях соглашения вводятся те или иные ограничения: террито­рии, срока действия сферы использования, объема производства и реализации продукции, в части приобретения лицензиатом обору­дования, комплектующих изделий, сырья, материалов, цены про­дукции по лицензии.
 Сублицензия может предоставляться третьим лицам лицензиатом, купившим полную или исключительную лицензию, если в лицензи­онном договоре специально оговорена эта возможность. Обычно по объему права сублицензия соответствует простой лицензии. Возна­граждение за сублицензию распределяется между лицензиатом и ли­цензиаром.
 4. Техническая документация.
 Оговариваются сроки представления технической документации для производства продукции по лицензии и требования, которым она должна соответствовать. Перечень технической документации приводится в приложении к соглашению.
 5. Территория действия соглашения.
 Определяются территориальные границы действия лицензионно­го соглашения, указываются страны, где лицензиат получает право производить и продавать продукцию по лицензии.
 6. Гарантия и ответственность.
 Определяются гарантии и ответственность сторон по патентно-правовым, техническим и производственным вопросам, вопросам взаимоотношения сторон.
 7. Платежи.
 Указываются размер лицензионного вознаграждения и условия его оплаты. Оплата технической помощи и поставок оборудования мо­жет быть осуществлена отдельно.
 8. Усовершенствования, новые патенты.
 Указываются обязательства сторон, касающиеся порядка обмена усовершенствованиями. Обмен может быть совершен как безвозме­здно, так и за плату.
 9. Техническая помощь.
 Определяются условия и объем оказания технической помощи.
 10. Сборы и налоги.
 Оговариваются вопросы уплаты сборов и налогов, связанные с заключением и выполнением условий соглашения, а также с обме­ном валюты и переводом платежей на счет лицензиара.
 11. Информация и отчетность.
 Этот раздел включается в договор в случае, когда вознаграждение выплачивается в виде роялти, оговариваются сроки и условия пред­ставления бухгалтерских данных о произведенной, проданной и использованной продукции по лицензии, сведения о ценах.
 12. Обеспечение конфиденциальности.
 Фиксируются обязательства по сохранению конфиденциальности получаемых от партнера сведений различного характера. Это осо­бенно важно в случае, когда предмет лицензии содержит ноу-хау.
 13. Разрешение споров.
 Прежде всего указывается, что при возникновении споров долж­ны быть приняты все меры к мирному урегулированию разногласий. Определяется порядок рассмотрения споров с привлечением арбит­ража.
 14. Условия вступления соглашения в силу и порядок прекраще­ния его действия.
 Указываются срок действия, условия вступления соглашения в силу, порядок расторжения соглашения, последствия окончания срока действия или досрочного прекращения действия.
 15. Прочие условия.
 В заключительном разделе оговаривается, право какой стороны будет использовано при рассмотрении не полностью урегулирован­ных данным соглашением вопросов. Указывается возможность переуступки прав, перехода прав при реорганизации одной из сторон.
 Одним из наиболее сложных вопросов при продаже лицензии является определение цены лицензии. Цена лицензии — это своего рода баланс между интересами продавца и покупателя. Лицензиар стремится получить максимально возможную цену. В свою очередь лицензиат, приобретая лицензию, рассчитывает получить прибыль от будущей продажи товаров с учетом всех затрат на приобретение лицензии (цена лицензии, расходы по освоению производства, сбы­ту, рекламе и т.д.).
 Реальная стоимость лицензии может быть установлена только в процессе эксплуатации лицензионного объекта. Цена же лицензии определяется расчетным путем с учетом ряда факторов:
 ? вероятная прибыль, которую может получить лицензиат в про­цессе эксплуатации лицензии.
 Источником цены при продаже технологии становится не вся прибыль, полученная от применения нововведения, а только та ее часть, которую присваивает лицензиат (получатель).
 Избыточная прибыль лицензиата — это максимально возможная цена на технологию. Однако лицензиат не заинтересован применять новую технологию, если это не обеспечит ему прибыль выше нор­мальной, которую он сможет получить при старой технологии. По­этому нормальная прибыль при производстве данной продукции является минимальной ценой технологии.
 По экспертным оценкам, в среднем 25% сверхприбыли от исполь­зования приобретенной технологии лицензиат перечисляет лицен­зиару. То, что лицензиат получает большую долю этой дополнитель­ной прибыли (около 75%), считается справедливым, так как он несет основные издержки и весь риск от применения нововведения. Такое соотношение является усредненным, однако этот принцип участия в доле получаемой от применения новой технологии прибыли считается основополагающим в ценообразовании на рынках техно­логий;
 ? затраты на создание технологии (расходы на НИОКР и осво­ение производства).
 Эти затраты служат как бы отправной точкой для установления цены продаваемой технологии. Причем цена может быть значительно ниже издержек, поскольку технология создается, как правило, не специально для продажи, а для производства на ее основе продук­ции, продажа которой и позволяет возместить затраты на создание технологии. Обычно лицензиары стремятся возместить путем про­дажи технологии до половины своих затрат на ее разработку;
 ? упущенная выгода (opportunity cost), т.е. потери, связанные с не­получением прибыли от самостоятельного применения технологии.
 Упущенная выгода достигает наибольших размеров, если ее соб­ственник обладает абсолютной монополией на техническое ново­введение, не имеющее аналогов. Обычно на рынке можно встретить несколько поставщиков взаимозаменяемой технологии, конкуриру­ющих между собой. Упущенная выгода и цена в этом случае бывают не очень большими.
 Упущенную выгоду рассчитать количественно очень сложно, так как для этого необходимо располагать достаточно полной информа­цией о потенциале рынка лицензиата. Лицензиар должен иметь ре­альную возможность самостоятельно использовать технологию на рынке. Если такой возможности нет (отсутствуют производственные мощности, невозможно проникнуть на данный рынок и т.д.), то упу­щенная выгода не возникает;
 ? издержки, возникшие при передаче технологии. Они обычно касаются так называемых неформализованных зна­ний, которые нигде не фиксируются, а хранятся в памяти работни­ка. У многих американских МНК эти затраты составляют от 2 до-60% общих издержек при создании новых производственных мощ­ностей за границей, а в среднем они достигают 20% совокупных издержек и включают главным образом расходы на командирование специалистов для практического ознакомления и обучения исполь­зования новой техникой, оказание технологической помощи, про­ведение пусконаладочных работ;
 ? цены на аналогичные технологии у конкурентов;
 ? потенциальные издержки от самостоятельной разработки тех­нологии покупателем;
 ? издержки, связанные с нарушением патентных прав и прав ин­теллектуальной собственности.
 В этом случае компания должна скопировать новшество по при­обретенному образцу и запустить его в производство без какой-либо помощи лицензиара и быть готовой противостоять судебному преследованию как на своем рынке, так и на рынках третьих стран, если товар будет экспортироваться. Лицензиар при этом оценивает сте­пень надежности защиты своих прав.
 Итак, формирование цены на технологию — это процесс взаимо­действия продавцов и покупателей, которые занимают на рынке раз­личное положение, располагают неодинаковым научно-техническим, производственным, финансовым и коммерческим потенциалом, т.е. все определяется соотношением сил партнеров. Как считают неко­торые эксперты, не существует заниженных или завышенных цен на технологию, а есть цена, на которую согласны оба партнера.
 Лицензионные платежи (цена лицензии) подразделяются на пе­риодические (роялти)* и единовременные (паушальные).

<< Пред.           стр. 15 (из 19)           След. >>

Список литературы по разделу