<< Пред.           стр. 16 (из 19)           След. >>

Список литературы по разделу

 Роялти возникли в средневековой Англии как арендные платежи королю за отданные в концессию угольные копи. С тех пор рента за пользование природ­ными, а затем и интеллектуальными ресурсами называется роялти.
 
 Периодические платежи (роялти) — это отчисления от дохода по­купателя в течение периода действия соглашения, т.е. размер возна­граждения» зависящий от экономического эффекта использования лицензии.
 Цена лицензии в этом случае определяется по формуле:
 
 ,
 
 где Vi— объем выпуска продукции в i-м году;
  Z i— цена единицы продукции в i-м году;
  Рi — размер роялти в i-м году;
  Т - расчетный срок действия соглашения (без учета срока ос­воения лицензии).
 При периодических платежах доля лицензиара в прибыли лицен­зиата определяется размером отчислений от стоимости единицы про­дукции, произведенной по лицензии. Периодические платежи лицензиат выплачивает лицензиару ежегодно в течение действия ли­цензионного соглашения, начиная с момента выпуска готовой про­дукции. В отличие от паушального платежа при периодических отчислениях лицензиар может полностью получить причитавшуюся ему долю прибыли. Доля прибыли варьирует в зависимости от вида ли­цензии: 10% при простой лицензии, 20% при исключительной лицензии, 30—35% При полной лицензии.
 Сведения о сумме прибыли и объемах продаж содержатся в фи­нансовых отчетах фирм, которые публикуются и, следовательно, могут контролироваться лицензиаром.
 Периодическая форма платежей используется в 90% лицензион­ных соглашений.
 В связи с возможностью изменения конъюнктуры товарного рынка или условий производства в течение срока действия лицензионного соглашения иногда используют дифференцированные ставки роял­ти. Это зависит от колебаний мировых цен, изменений объемов производства и т.д. Дифференциация ставок применяется в целях стимулирования лицензиата к расширению объема производства путем снижения процента отчислений.
 Единовременные (паушальные) платежи не связаны по времени с использованием лицензии, а устанавливаются заранее на основании экспертных оценок. Паушальный платеж является твердо зафикси­рованной в лицензионном соглашении суммой вознаграждения, осуществляемого единовременно и не зависящего от объема произ­водства или сбыта лицензионной продукции. Он определяется на основе расчетной прибыли и представляет собой среднюю сумму роялти, которые лицензиар ожидает получить за весь срок действия лицензионного соглашения без учета колебаний цен на рынке. Пау­шальные платежи могут быть осуществлены путем передачи части ценных бумаг лицензиата или встречной передачи технической до­кументации. При передаче части ценных бумаг лицензиата (акций, облигаций) лицензиар стремится установить контроль над производ­ственной деятельностью лицензиата. Как правило, лицензиар полу­чает от 5 до 20% акций, а иногда и больше. Встречная передача технической документации используется при перекрестном лицен­зировании и предполагает взаимный обмен лицензиями, технологи­ческими знаниями и опытом.
 Паушальная форма платежей применяется чаще всего в случаях, когда лицензиар не имеет возможности контролировать деятельность партнера по лицензионному соглашению, т.е. не может проверить его фактическую прибыль. Паушальный платеж может выплачивать­ся по частям в определенный срок. При паушальной форме не воз­никает риск в случае срыва производства, однако размер платежа, как правило, всегда меньше платежей в форме роялти.
 На практике нередко используются комбинированные платежи, т. е. когда единовременные платежи сочетаются с периодическими от­числениями. Единовременный первоначальный платеж выплачива­ется обычно до коммерческого использования объекта лицензии и позволяет лицензиару компенсировать затраты на НИОКР и подго­товку лицензионного предложения.
 На случай неудачной эксплуатации объекта лицензии иногда в соглашениях предусматриваются минимальные гарантированные платежи в зафиксированном размере независимо от состояния производства и сбыта продукции. При минимальном гарантированном платеже для лицензиара снижается степень риска неполучения воз­награждения за лицензию.
 Широко применяются лицензионные платежи на компенсацион­ной основе. В этом случае выплата лицензионного вознаграждения производится в форме поставки продукции, произведенной по лицензии. Часто используют обмен эквивалентными лицензиями, т.е. перекрестными. В последнее время формой лицензионного воз­награждения является также предоставление лицензиару доли акций компании, купившей лицензию.
 
 4. Международное регулирование
 
 Охрана прав на изобретения, промышленные образцы и товар­ные знаки — предмет активного международного регулирования. Основным международным, соглашением в этой области является Парижская конвенция по охране промышленной собственности. Первая редакция этой конвенции была подписана 11 государствами в Париже в 1883 г. В дальнейшем Конвенция неоднократно пересматривалась и дополнялась. В странах-участницах Парижская конвенция действует в разных редакциях в зависимости от того, какой из ее текстов рати­фицирован страной. Участники Конвенции образуют так называе­мый Международный союз по охране промышленной собственности (Парижский союз).
 Парижская конвенция ставит своей целью предоставление более льготных условий для патентования изобретений, промышленных об­разцов, регистрации товарных знаков иностранными гражданами и не предусматривает создания международного патента, международ­ного промышленного образца и международного товарного знака.
 Основными положениями Конвенции являются:
 ? принцип национального режима;
 ? право конвенционального приоритета;
 ? принцип предотвращения злоупотреблений, связанных с осу­ществлением исключительного права, предоставляемого патентом. Принцип национального режима предусматривает предоставле­ние гражданам и фирмам любой страны-участницы такой же охраны промышленной собственности, какая предоставляется или будет пре­доставляться в будущем гражданам этой страны и фирмам законодательством данного государства. Охрана предоставляется также граж­данам государств, не входящих в Парижский союз, если они посто­янно проживают в одной из стран этого Союза или имеют там свои предприятия.
 Право конвенционального приоритета означает, что заявка, по­данная в стране — участнице Конвенции, обладает приоритетом в течение года с момента подачи заявки в первой стране. Это положе­ние наиболее часто применяется на практике и имеет особое значе­ние, поскольку при патентовании изобретения за границей вопрос о его новизне осложняется тем, что изобретение, запатентованное в одном государстве, уже не является новым и, следовательно, непа­тентоспособно в другой стране. Страна, обладающая правом кон­венционального приоритета, может запатентовать изобретение од­новременно в ряде государств.
 Это право дает также преимущество при патентовании изобрете­ний за границей: срок приоритета для патентования изобретений со­ставляет один год, т.е. заявка может быть подана через 10—11 меся­цев после подачи заявки в своей стране. За это время заявитель может определить экономическую целесообразность патентования изобретения за границей, т.е. выявить коммерческие возможности использования изобретения и тем самым решить вопрос о том, оп­равдаются ли расходы по получению патента за границей.
 Согласно принципу предотвращения возможных злоупотребле­ний, связанных с осуществлением исключительного права, предо­ставляемого патентом, патентообладатель, получив патент на изобретение в какой-либо стране и обладая исключительным правом, может сам не использовать и не разрешать другим применять это изобретение. Парижская конвенция предусматривает, что в этих случаях выдаются принудительные лицензии на условиях, предусмот­ренных Конвенцией. Если выдача таких лицензий окажется недо­статочной мерой для предотвращения злоупотреблении, может быть поставлен вопрос о лишении прав на патент.
 Парижская конвенция регулирует также охрану за границей про­мышленных образцов и товарных знаков. Срок приоритета для патентования промышленных образцов и товарных знаков состав­ляет 6 месяцев.
 Ряд стран — участниц Парижской конвенции подписали в 1891 г. Мадридскую конвенцию о международной регистрации товарных знаков, в соответствии с которой в Международное бюро в Женеве должна подаваться заявка на товарный знак, которая направляется в соответствующие ведомства стран-участниц. Если отказа не после­довало, то международная регистрация обеспечивает охрану товар­ного знака во всех странах-участницах. В 1973 г. в Вене был подпи­сан более широкий Договор о регистрации товарных знаков.
 В 1970 г. в Вашингтоне был заключен Договор о патентной ко­операции, который предусматривает возможность составления и подачи в национальное ведомство международной заявки в тех слу­чаях, когда заявитель желает обеспечить охрану изобретения в не­скольких странах.
 Существуют также и региональные соглашения, регулирующие охрану промышленной собственности. В 1973 г. на конференции в Мюнхене была подписана Конвенция, предусматривающая выдачу европейского патента Европейским патентным ведомством на основе унифицированных правил. В каждой стране —участнице Конвенции, за исключением стран ЕС, этот патент действует как национальный, а на территории ЕС (в соответствии с Люксембургской конвенцией 1975 г.) — как патент Сообщества.
 
 ЕВРОПЕЙСКАЯ ПАТЕНТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (ЕПО)
 
 Европейская патентная организация (European Patent Organization, ЕРО) была создана на основе Конвенции о выдаче европейских па­тентов, подписанной в 1973 г. и ратифицированной в 1977 г.
 Местонахождение — Мюнхен (Германия); отделение — в Гааге (Ни­дерланды); бюро — в Вене (Австрия) и Берлине (Германия).
 Европейская патентная система основана на активном сотрудни­честве Европейского патентного ведомства с национальными ведом­ствами договаривающихся государств и предполагает согласование национального патентного права с Конвенцией о выдаче европей­ских патентов.
 Европейский патент предоставляет его владельцу патентную за­щиту сроком на 20 лет, так же как и национальный патент, в неко­торых либо во всех договаривающихся государствах.
 Европейские патенты могут выдаваться согласно международной заявке, поданной в соответствии с Договором о патентной коопера­ции. Подписанное в 1989 г. 12 государствами — членами Европей­ского сообщества соглашение о патентах Сообщества до сих пор не ратифицировано.
 Европейская патентная организация с 1993 г. заключает с госу­дарствами — нечленами ЕПО договоры о распространении действия европейских патентов на их государственной территории при усло­вии, что эти страны имеют собственное патентное ведомство и при­няли закон об охране интеллектуальной собственности. Выданные при таких условиях патенты предоставляют в этих странах такую же защиту, как и европейские патенты ЕПО.
 Основными целями ЕПО являются:
 выдача европейских патентов;
 расширение сотрудничества между европейскими государствами в области охраны изобретений;
 усиление патентной защиты благодаря единой процедуре выдачи патентов.
 ЕПО имеет следующую структуру:
 Европейское патентное ведомство (ЕПВ);
 административный совет.
 Европейское патентное ведомство выполняет основную задачу ЕПО — выдает европейские патенты.
 ЕПВ возглавляет президент, ответственный перед административ­ным советом. Он принимает все необходимые для деятельности ЕПВ меры, включая публикацию сообщений для общественности, распределяет задания между ЕПВ в Мюнхене и отделением в Гааге, если это не определено в Конвенции о выдаче европейских патентов, подготавливает проект бюджета, предоставляет административному совету отчет о деятельности ЕПВ и имеет право делегировать свои полномочия другим органам и лицам. ЕПВ разделено на пять гене­ральных дирекций (поиск, экспертиза, жалобы, международное пра­во, администрация), каждую из которых возглавляет вице-президент.
 Административный совет — законодательный орган, состоит из представителей договаривающихся государств и их заместителей. К работе могут привлекаться также советники и эксперты. Административный совет собирается раз в год, он может быть также созван в любой момент по требованию президента или трети договаривающихся государств. Он утверждает бюджет, а также вправе изменять сроки, предусмотренные Конвенцией о выдаче европейских патентов, и вносить изменения в регламент ее реализации, статус служащих, регламент сбора пошлин и др.
 ЕПО финансируется за счет взносов договаривающихся государств и собственных средств (процедурные сборы и 50% сборов, полагаю­щихся национальным ведомствам за европейские патенты).
 До выдачи патента проходит немного более трех лет (регламен­том предусматривается соблюдение определенных сроков).
 Процесс оформления патента включает три фазы:
 1) Гаага, Берлин: подача заявки, ее формальная проверка, патент­ный поиск, публикация заявки и результатов патентного поиска;
 2) Мюнхен: содержательная экспертиза — выдача или отказ в вы­даче патента;
 3) Мюнхен: возражение третьей стороны против выдачи патента, подача жалоб на решение первой инстанции, их проверка и вынесе­ние окончательного решения.
 Принятая в 1988 г. европейская политика в области патентной информации, основанная на не ориентированном на получение при­были принципе за распространение информации, обеспечивает доступ к техническим знаниям, содержащимся в европейских па­тентных документах, прежде всего для широкой общественности и малых и средних предприятий, посредством информационной дея­тельности договаривающихся государств.
 ЕПО тесно сотрудничает с Европейским Союзом и другими меж­дународными организациями. Всемирная организация интеллекту­альной собственности предпринимает усилия по унификации важнейших аспектов патентного права Европы, Японии и США. Целями трехстороннего сотрудничества ЕПВ, Японского патентно­го ведомства и Бюро патентов и товарных знаков США являются гармонизация различных аспектов патентного права и регулярное взаимодействие в ходе реализации проектов по автоматизации па­тентной информации и создания банков данных. ЕПВ развивает отношения со странами Центральной и Восточной Европы, предо­ставляет им техническую помощь. Патентные ведомства ряда этих стран имеют доступ к банкам данных ЕПО.
 ЕПО содействует созданию и модернизации патентных систем в развивающихся странах (подготовка кадров и консультирование, предоставление экспертов и документации). Она координирует свои проекты с договаривающимися государствами, Всемирной органи­зацией интеллектуальной собственности (ВОИС) и другими между­народными организациями.
 ЕПВ предоставляет (частично за плату) тексты Конвенции о вы­даче европейских патентов, Руководства для заявителя и других документов, издает ежемесячный «Служебный вестник», еженедельный «Европейский патентный листок», ежегодный отчет, научные моно­графии, а также разнообразный информационный материал на многих языках. Европейская система патентной информации и доку­ментации (European Patent Information and Documentation System, EPIDOC) предлагает патентную информацию из более чем 50 стран (различные банки данных и CD/ROM). Международный центр патентной информации (International Patent Documentation Center, INPADOC) в Вене обеспечивает патентный поиск.
 
 ВСЕМИРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ (ВОИС)
 
 Всемирная организация интеллектуальной собственности (World Intellectual Property Organization, WIPO) была основана в 1970 г. в ходе реализации Конвенции о создании Всемирной организа­ции интеллектуальной собственности, подписанной в Стокгольме в 1967 г. Истоки создания ВОИС восходят к Парижской конвенции по охране промышленной собственности (1883 г.) и Бернской кон­венции об охране литературных и художественных произведений (1886 г.). ВОИС в качестве специализированного учреждения входит в систему Организации Объединенных Наций.
 Местонахождение — Женева (Швейцария). Интеллектуальная собственность охватывает две основные области:
 ? промышленную собственность, касающуюся прежде всего защиты прав на изобретения, товарные знаки, промышленные образцы и модели;
 ? авторские права, в основном на литературные, музыкальные,
 художественные, фотографические, кинематографические и аудиовизуальные произведения.
 ВОИС управляет объединениями (союзами) государств и догово­рами:
 в области охраны промышленной собственности:
 Парижский союз (Парижская конвенция по охране промышлен­ной собственности), 1883;
 Мадридское соглашение (о борьбе с фальшивыми или вводящи­ми в заблуждение данными об источниках происхождения товара), 1883;
 Мадридский союз (международная регистрация товарных знаков), 1891;
 Гаагский союз (международное депонирование промышленных образцов или моделей), 1925;
 Ниццкий союз (Международная классификация товаров и услуг для регистрации товарных знаков), 1957;
 Лиссабонский союз (охрана данных о происхождении товара и их международная регистрация), 1958;
 Локарнский союз (международная классификация промышлен­ных образцов или моделей), 1968;
 Договор о патентной кооперации (международная подача и экс­пертиза заявок на изобретения), 1970;
 Союз международной патентной классификации, 1971;
 Венский союз (международная регистрация товарных знаков), 1973;
 Будапештский союз (международное признание депонирования микроорганизмов для целей патентной процедуры), 1977;
 Договор Найроби (о защите олимпийского символа), 1981;
 в области авторского права и граничащих с ним областей права:
 Бернский союз (Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений), 1886;
 Римская конвенция (о защите прав артистов-исполнителей, про­изводителей фонограмм и радиовещательных организаций), 1961;
 Женевская конвенция (об охране интересов производителей фо­нограмм от незаконного воспроизведения их продукции), 1971;
 Брюссельская конвенция (о распространении несущих программ сигналов, передаваемых через спутники), 1974;
 другие:
 Договор о регистрации фильмов (о международной регистрации аудиовизуальных произведении), 1989.
 Основными целями ВОИС являются:
 охрана интеллектуальной собственности во всем мире посредст­вом сотрудничества между государствами и международными орга­низациями;
 расширение административного сотрудничества между союзами в области интеллектуальной собственности;
 ВОИС выполняет следующие функции:
 заключение новых международных договоров и работа по совершенствованию национального законодательства в области поощрения охраны интеллектуальной собственности во всем мире;
 предоставление технической помощи развивающимся странам;
 сбор и распространение информации;
 поддержка при одновременном получении прав на изобретения, товарные знаки, промышленные образцы или модели в нескольких странах.
 Членом ВОИС может стать любое государство, являющееся чле­ном одного из двух (Парижского или Бернского) союзов, а также любое государство, являющееся членом ООН, одного из специализированных учреждении ООН или МАГАТЭ либо участником Статута Международного суда или приглашенное Генеральной ассамблеей ВОИС присоединиться к Конвенции о создании ВОИС.
 ВОИС имеет следующую структуру:
 1) три административных совета:
 Генеральная ассамблея;
 Конференция;
 Комитет по координации;
 2) другие органы:
 Постоянный комитет ВОИС по информации о промышленной собственности;
 международное бюро.
 Генеральная ассамблея состоит из государств — членов ВОИС, являющихся также членами Парижской или Бернской конвенции. Она собирается раз в два года и может быть созвана также на чрез­вычайные сессии. Генеральная ассамблея принимает совместный бюджет для всех союзов сроком на два года.
 Конференция объединяет всех членов ВОИС независимо от их принадлежности к союзам. Она утверждает двухлетний бюджет, обсуждает вопросы интеллектуальной собственности, представляю­щие общий интерес, и может давать рекомендации с учетом компе­тенции и независимости союзов.
 В Комитет по координации входит 51 государство — член ВОИС, являющееся членами исполнительных комитетов Парижского и/или Бернского союзов, а также Швейцария. Члены Комитета решают административные и финансовые вопросы, подготавливают проект повестки дня конференции и ее бюджет, предлагают Генеральной ассамблее кандидата на пост генерального директора и выполняют другие задачи, поставленные перед ними Конвенцией о создании ВОИС.
 Постоянный комитет ВОИС по информации о промышленной собст­венности реализует в рамках ВОИС тесное сотрудничество государств, особенно национальных и региональных служб этих государств во всех сферах патентной информации. В комитет входят государства-члены Договора о патентной кооперации и Союза международной па­тентной классификации, а также государства — члены Парижского союза, специально выразившие желание войти в состав Комитета.
 Международное бюро является секретариатом ВОИС и союзов и действует под контролем государств-членов. Оно организует кон­ференции и совещания, готовит доклады, документы и планы по углублению международного сотрудничества, реализует проекты, собирает и распространяет информацию, а также организует работу пяти международных регистрационных служб (патенты, товарные знаки, промышленные образцы или модели, обозначение происхож­дения товара, аудиовизуальные произведения). Бюро возглавляется генеральным директором, избираемым Генеральной ассамблеей на шесть лет с возможным продлением срока полномочий. Генераль­ный директор выполняет функции службы депонирования для всех управляемых ВОИС международных договоров.
 Основными источниками финансирования бюджета международ­ного бюро являются взносы государств-членов и сборы за междуна­родные регистрационные услуги.
 В сфере промышленной собственности ВОИС проводит консуль­тации, подготовку кадров, обеспечивает информацией и материалами развивающиеся страны с целью поощрения развития изобретательст­ва, создания благоприятных условий для приобретения запатентован­ных технологий, повышения конкурентоспособности в международ­ной торговле посредством улучшения охраны товарных знаков, об­легчения доступа к техническим знаниям, содержащимся в патентной документации.
 В сфере авторского права ВОИС поощряет создание литературных и художественных произведений и пытается упростить процедуру приобретения прав на литературные и художественные произведе­ния, принадлежащие иностранным гражданам.
 ВОИС издает периодические издания «Industrial Property», «Copyright» (английское, французское и испанское издания), а так­же публикует научные исследования и тексты семинаров. О техни­ческих вопросах информируют «РСТ Gazette» (раз в две недели), «Les Marques Internationales» (ежемесячно) и «International Designs Bulletin» (ежемесячно).
 
 § 2. Прочие формы технологического обмена
 
 Важной формой передачи технологии является поставка комплект­ного оборудования, которая рассматривалась в главе 3. Поставка комплектного оборудования представляет собой не только поставку товаров, но и предполагает прежде всего строительство объектов «под ключ», поэтому вместе с оборудованием передаются технологии в виде лицензий и/или ноу-хау,
 Наряду с поставками комплектного оборудования в 80-е гг. нача­ли активно использоваться и другие формы технологического обме­на, при которых передача технологий осуществляется в основном опосредованно. Эти формы в специальной литературе часто называ­ют новыми формами инвестиций, или неакционерными формами транснационального капитала.
 Наиболее простой из этих форм является заключение субконт­рактов (subcontracts), суть которых состоит в том, что крупные ино­странные фирмы дают заказы небольшим местным фирмам (обычно в развивающихся странах) на производство деталей или конечной продукции.
 В обмен на гарантированный местному производителю сбыт его продукции по приемлемым для него ценам иностранная компания устанавливает производственные стандарты посредством передачи ноу-хау, модернизации оборудования и т.п., а в дальнейшем жестко контролирует качество выпускаемой продукции. Если выпускается готовая продукция, то она реализуется подтоварным знаком иност­ранной фирмы.
 Контракты «продакшн шэринг» (production-sharing) применяются в основном в нефтяной промышленности. В соответствии с таким контрактом иностранная компания осуществляет, например в раз­вивающейся стране, разведку месторождения и в случае обнаружения запасов, достаточных для коммерческой эксплуатации, предостав­ляет оборудование, ноу-хау, необходимый персонал, получая за это фиксированную часть продукции. Добываемая нефть подразделяет­ся на «cost-oil» и «profit-oil»: первая (обычно 20-40%) предназнача­ется для возмещения расходов иностранной компании на геолого­разведочные работы и организацию добычи нефти, а вторая— пред­ставляет собой фактическую прибыль, которая в оговоренной про­порции распределяется между иностранной компанией и государст­вом.
 В нефтяной промышленности распространены также контракты «на обслуживание» (service contracts), в соответствии с которыми ино­странная компания занимается только геологоразведочными рабо­тами и выполняет свой обязательства до момента обнаружения неф­ти. Существует два типа подобных соглашений. К первому типу относятся контракты, по условиям которых так называемый эксплу­атационный риск несет иностранная компания, а все расходы по эксплуатации — государство. В обмен на предоставленные услуги иностранная компания получает право закупать часть добываемой нефти (чаще всего от 20 до 50%) с 3-10%-ной скидкой от уровня мировой цены. Контракты второго типа распространены в странах, обладающих значительными запасами нефти и необходимыми финансовыми ресурсами (Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ и др.). В этом случае эксплуатационные риски несет правительство разви­вающейся страны, а иностранная компания за свой услуги получает вознаграждение в размере фиксированной части (обычно менее 1%) от цены барреля нефти, а также право закупки определенной доли добываемой нефти, но без скидки.
 В соответствии с контрактами на управление (management contracts) оперативный контроль за деятельностью предприятия, который обычно осуществляется представителем собственника предприятия, передает­ся другому предприятию. Иностранная фирма определяет важнейшие направления деятельности предприятия. В целом функции фирмы-менеджера аналогичны административным и техническим функциям по управлению своим филиалом:
 общее управление (текущее и перспективное планирование дея­тельности);
 управление финансами;
 проведение административной и кадровой политики;
 управление производством;
 организация сбыта.
 Контракты на управление заключаются в основном до строитель­ства предприятия. В этом случае фирма-менеджер осуществляет общий надзор за его строительством, выбирает подрядчиков и субподрядчиков. Очень часто контракты на управление заключаются одновременно с лицензионными соглашениями.
 Оплата за управленческие услуги может принимать различные формы, например выплата определенного процента от объема про­даж или прибыли.
 Маркетинговые контракты аналогичны управленческим контрак­там. Местные фирмы передают зарубежной фирме ответственность за продажу своей продукции (или ее части) и, следовательно, контроль за всеми видами деятельности, связанными с .продажей про­дукции. Плата за эти услуги обычно принимает форму выплаты определенного процента от объема продаж.
 По контрактам на оказание технической помощи зарубежные фирмы предоставляют технические услуги, имеющие отношение к какому-либо специфическому аспекту деятельности местной фирмы. Обычно в подобных договорах предусматриваются ремонт и профи­лактика машин и оборудования, консультации по использованию ноу-хау, устранение аварий и контроль за качеством.
 Самостоятельной формой лицензионных соглашений являются контракты на использование товарного знака — франчайзинг (franchising), которые предусматривают предоставление прав на использование торговой марки или фирменного названия, а также оказание услуг по технической помощи, повышению квалификации рабочей силы, организации торговли и управлению. Размеры платежей по этим контрактам колеблются от 1,5 до 12% суммарных годовых продаж. Отличительной чертой франчайзинга является сегментирование рынка во избежание конкуренции между его отдельными получате­лями. Операции по франчайзингу проводятся, как правило, между крупными компаниями и мелкими фирмами или частными лицами, обычно только начинающими бизнес.
 В настоящее время франчайзинг широко применяется в между­народных экономических отношениях. В США, где франчайзинг впервые появился и получил широкое распространение, эти сделки подразделяются на три вида:
 франчайзинг продукта и торговой марки (product and tradename franchising), который предусматривает реализацию дилером товаров головной компании исключительно под ее товарным знаком. В этом случае дилер специализируется только на продукции данной компа­нии, что характерно для продажи бензина, автомобилей, безалко­гольных напитков;
 комплексный франчайзинг (business format franchising), предусмат­ривающий предоставление дилеру головной компанией права на использование товарного знака, разработку маркетинговой страте­гии и технологии бизнеса, подготовку руководства по эксплуатации, контроль качества продукции. Такой вид соглашений распространен в сфере ресторанного бизнеса, рейтинга и др.;
 розничный франчайзинг (retail franchising), который практикуется при продаже строительных материалов, мебели, бытовой аппаратуры и др.
 В международной практике обычно используются два первых вида сделки. Особенно широко франчайзинг распространен на американ­ских фирмах.
 Принимающая страна получает немалые выгоды от франчайзинга, так как она приобретает управленческий опыт и технические знания. В то же время выгоды имеет и франчайзер, поскольку ему предо­ставляется возможность контролировать рынок данной страны с минимальными капитальными затратами.
 Самостоятельной и очень распространенной формой международ­ного технологического обмена является инжиниринг, который пред­ставляет собой совокупность видов деятельности, направленных на оптимизацию инвестиций или минимизацию затрат, связанных с реализацией проектов различного назначения. Инжиниринг — это услуги по использованию технологических и иных научно-техниче­ских разработок. В этом заключается его отличие от лицензионной торговли, где объектом купли-продажи является сама технология. Следовательно, инжиниринг является лишь косвенной формой передачи технологии.
 Инжиниринговые услуги можно подразделить на три группы:
 1) услуги по подготовке производства:
 предпроектные услуги (социально-экономические исследования, изучение рынка, полевые исследования, топографическая съемка, исследование почв, разведка полезных ископаемых, подготовка тех­нико-экономических обоснований и т. п., а также консультации и надзор за проведением указанных работ);
 проектные услуги (составление генеральных планов и схем, рабо­чих чертежей, технических спецификаций и т. п., а также консультации и надзор);
 послепроектные услуги (подготовка контрактной документации, ведение проекта, надзор и инспекция за осуществлением работ, управление строительством, приемо-сдаточные работы и т. п.);
 2) услуги по организации процесса производства и управлению предприятием;
 3) услуги по обеспечению реализации продукции. Существует три основных метода строительства, в соответствии с которыми различается содержание контрактов на оказание инжини­ринговых услуг.
 При первом методе большая часть работ осуществляется персо­налом заказчика или местными фирмами. В этом случае зарубежная инжиниринговая фирма выступает обычно лишь в качестве консуль­танта и не несет ответственности за осуществление проекта.
 Второй метод предполагает выполнение иностранной инжини­ринговой фирмой большей части или всех инжиниринговых услуг и, соответственно, ее ответственность за выполнение проекта.
 Третий метод применяется при строительстве объектов «под ключ», когда инжиниринговые услуги предоставляются генеральным под­рядчиком в качестве составной части всего комплекса услуг. Специализированные инжиниринговые фирмы могут привлекаться в качестве субподрядных организаций.
 Международный контракт на оказание инжиниринговых услуг включает ряд обязательных пунктов, регулирующих основные условия участия инжиниринговой фирмы в строительстве объектов за рубежом. К ним относятся:
 обязательства инжиниринговой фирмы и заказчика с приложе­нием перечня подлежащих выполнению работ;
 сроки и графики выполнения работ;
 численность и состав персонала инжиниринговой фирмы, участвующего в работах по контракту;
 степень ответственности сторон за нарушение ими договорных обязательств;
 условия и ставки оплаты; условия заключения субподрядных контрактов и др.
 Заключение контракта на оказание инжиниринговых услуг чаще всего происходит в результате проведения торгов. При оплате инжи­ниринговых услуг используются три основных метода.
 1. Повременная оплата на базе ставок заработной платы инжене­ров-консультантов.
 Этот метод применяется для оплаты таких видов персональных услуг, как консультирование, обучение специалистов, и других работ неизменного характера, объем которых зачастую невозможно опре­делить. Расценки по данному методу устанавливаются на основе ры­ночных почасовых или дневных ставок заработной платы персонала инжиниринговой фирмы, включая различные доплаты, затраты на социальное обеспечение, начисления на зарплату и т.п. Эти ставки дифференцированы в соответствии с характером работы, уровнем квалификации, служебным положением работника и т.п. Совокупные затраты на оплату труда персонала инжиниринговой фирмы, рас­считанные на основе фактически отработанного времени каждого работника, умножаются на установленный в контракте коэффициент, чтобы обеспечить покрытие фирмой накладных расходов, процента на вложенный капитал, получение прибыли и возмещение некоторых других издержек. К полученной величине прибавляется факти­ческая сумма прямых материальных и других затрат. В результате получается общая сумма оплаты за услуги, предоставленные инжи­ниринговой фирмой.
 Ставки оплаты труда и размеры коэффициента изменяются в за­висимости от национальной принадлежности, а также престижа и опыта работы данной фирмы. Коэффициент, устанавливаемый фир­мами промышленно развитых стран, колеблется в пределах 2—3, а ставки оплаты персонала различаются еще больше.
 2. Оплата фактических затрат плюс фиксированное вознагражде­ние.
 Этот метод применяется при проведении инжиниринговых работ с не определенными заранее объемом и структурой. При данном методе оплаты заказчик возмещает инжиниринговой фирме все фактические расходы, как прямые, так и накладные, и в соответствии с условиями контракта выплачивает фиксированную сумму или про­центную надбавку, установленную с учетом общего объема работы, конъюнктуры и других факторов. Доля такой надбавки в совокупных расходах инжиниринговой фирмы колеблется от 10% для особо крупных проектов до 25% для небольших проектов.
 3. Оплата в процентах от стоимости строительства.
 Этот метод применяется при предоставлении всего комплекса инжиниринговых услуг (полный инжиниринг). На международном рынке данный: тип контрактов занимает ведущее место, поэтому этот метод оплаты наиболее часто используется при определении цены инжиниринговых услуг в экспортных сделках.
 Цены на экспортируемые инжиниринговые услуги обычно выше внутренних на 40-50% для импортеров в промышленно развитых странах и в два раза для импортеров в развивающихся странах. Такая ценовая политика объясняется, с одной стороны, повышенным спро­сом на инжиниринговые услуги в развивающихся странах, а с другой — фактической монополией на предоставление этих услуг со стороны промышленно развитых стран.
 Среди экспортеров инжиниринговых услуг доминирующее поло­жение занимают американские компании, их основными соперни­ками являются фирмы Великобритании, Германии, Японии, Франции и некоторых других промышленно развитых стран.
 
 ЮНИДО
 
 Организация Объединенных Наций по промышленному разви­тию (ЮНИДО) — United Nations Industrial Development Organization, UNIDO) была основана в 1967 г. по решению Генеральной ассамблеи ООН (резолюция ГА 2152 (XXI) от 17.11.66 г.). Она принадлежит к числу специализированных учреждений ООН.
 Основной целью ЮНИДО как центрального координирующего органа ООН является содействие промышленному развитию в раз­вивающихся странах и, как следствие, создание нового мирового экономического порядка.
 В Программу реформ ЮНИДО (Декларация Яунде, принятая на Генеральной конференции ЮНИДО в 1993 г.) включены следующие основные положения:
 индустриализация наименее развитых стран;
 приоритетное промышленное развитие Африки;
 содействие структурным реформам, оздоровлению и приватиза­ции промышленности;
 расширение экономического и технического сотрудничества с развивающимися странами;
 поощрение сотрудничества и координация действий с другими международными финансовыми организациями и институтами. Основными функциями ЮНИДО являются:
 координирующий центр по промышленной технологии;
 посреднические функции в сфере промышленного сотрудничества;
 центр информации по промышленным вопросам.
 ЮНИДО имеет следующую структуру:
 1) главные органы:
 генеральная конференция;
 Совет по промышленному развитию;
 секретариат, генеральный директор;
 отделения ЮНИДО;
 2) вспомогательные органы:
 комитет по программе и бюджету;
 специализированные комитеты.
 Генеральная конференция, состоящая из представителей стран-чле­нов, определяет принципы и политику организации, рассматривает отчеты Совета, генерального директора и вспомогательных органов. Она утверждает бюджет, избирает членов Совета и назначает гене­рального директора по рекомендации Совета. Конференция созыва­ется раз в два года.
 Совет по промышленному развитию, являющийся руководящим и контрольным органом, состоит из 53 членов, избираемых сроком на четыре года с учетом регионального представительства (33 члена — от развивающихся стран, 15 — от промышленно развитых стран и 5 — от стран Восточной Европы). Совет контролирует исполнение рабочих программ, бюджета и решений конференции. Он может давать по­ручения генеральному директору Совет заседает не менее одного раза в год.
 Генеральный директор (избирается на четыре года, возможно по­вторное избрание) руководит секретариатом и является высшим должностным лицом ЮНИДО. На него возложены полномочия по руководству организацией с учетом директив конференции и Совета. Секретариат подразделяется на департамент общего управления (бюро генерального директора и внешние связи) и на восемь возглавляе­мых директорами отделов (людские ресурсы и развитие предприни­мательства, поддержка операций, мобилизация фондов, стратегия и разработка программ национального развития, информация и ис­следования, промышленность и окружающая среда, инвестиции и технологии, администрация).
 Отделения (бюро по связи) в Нью-Йорке и Женеве поддерживают контакты с организациями системы ООН (координация проектов).
 Комитет по программе и бюджету состоит из 27 членов, избира­емых на два года с учетом регионального представительства (15 чле­нов из развивающихся стран, 9 — из Западной Европы и 3 — из стран Восточной Европы). Он оказывает помощь Совету в подготовке и изучении предложений генерального директора по программе и бюджету и формулирует рекомендации в этой области. Комитет заседает не менее одного раза в год.
 Конференции и Совет могут создавать другие вспомогательные органы, в частности специализированные комитеты.
 ЮНИДО финансируется за счет обязательных и добровольных взносов своих членов, дотаций Программы развития ООН, а также за счет Фонда промышленного развития ЮНИДО.
 ЮНИДО совместно с правительствами, различными организаци­ями и частным сектором предоставляет особые услуги (консалтинг, проведение научных исследований и т.д.) и разрабатывает специаль­ные программы (например, специализированные программы промышленного развития в арабских странах и странах АТР, региональ­ная программа по сотрудничеству в области промышленного разви­тия Латинской Америки и стран Карибского бассейна).
 Для стимулирования инвестиций ЮНИДО организует националь­ные и региональные форумы и конференции. Бюро по стимулирова­нию инвестиций в Афинах, Кельне, Милане, Париже, Сеуле, Токио, Варшаве, Вашингтоне, Вене и Цюрихе налаживает контакты между промышленно развитыми и развивающимися странами в области инвестиций.
 Около 40 советников ЮНИДО работают в различных развиваю­щихся странах в тесном контакте с местными представительствами Программы развития ООН.
 Международный центр генетики и биотехнологии, получающий помощь от ЮНИДО и являющийся с 1994 г. межправительственной организацией, ставит своей целью ускорение передачи новейших технологий развивающимся странам. Лаборатория в Дели занимает­ся этими вопросами в области охраны здоровья человека, сельского хозяйства и ветеринарии, лаборатория в Триесте — в области полу­чения энергии из биомассы.
 Технические службы ЮНИДО, находящиеся в распоряжении стран-членов, разрабатывают проекты в области технического со­трудничества, подготовки кадров, помощи малым и средним пред­приятиям, охраны окружающей среды, промышленной политики, институционального строительства и др., проводят аналитические тематические исследования странового, регионального и глобального характера и публикуют их результаты.
 Издания ЮНИДО как по общим, так и по отдельным вопросам появляются с различной степенью периодичности (от ежемесячных до ежегодных), среди них ежегодные отчеты «UNIDO Newsletter», «UNIDO Update». Статистические и другие сведения представляют базы данных Банка промышленной и технологической информации (Industrial and Technological Information Bank).
 
 Литература
 
 1. Артемьев И.Е. Рынки технологии в мировом хозяйстве. — М.: Наука, 1992.
 2. Джурович Р. Руководство по заключению внешнеторговых кон­трактов. — М.: Российское право, 1992.
 3. Как продать Ваш товар на внешнем рынке. — М.: Мысль, 1990.
 4. Мухопад В.И. Сквозь барьеры протекционизма. — М.: Мысль, 1988.
 5. Основы внешнеэкономических знаний. — М.: Междунар. отноше­ния, 1990.
 6. Патентоведение. — М.: Машиностроение, 1984.
 7. Шреплер Х.-А. Международные организации: Справочник. — М.: Междунар. отношения, 1995.
 
 Глава 11
 
 ТРАНСПОРТНЫЕ УСЛУГИ НА МИРОВОМ РЫНКЕ
 
 При осуществлении международных экономических связей транс­порт обеспечивает перемещение предмета транспортной операции между двумя и более странами.
 Транспортные услуги различаются в зависимости от:
 ? вида транспорта: водный (морской и речной); наземный (же­лезнодорожный и автомобильный); воздушный (авиационный);
 трубопроводный; смешанный;
 ? предмета транспортной операции (груз, пассажир, багаж);
 ? транспортной характеристики товара: сухой (навалочные (уголь, руда), насыпные (зерно, цемент, фосфаты), генеральные (штучные); наливной (нефть и продукты ее переработки, раститель­ные масла, вино и др.);
 ? периодичности перевозки (регулярные и нерегулярные);
 ? порядка прохождения границы (перегрузочные и бесперегру­зочные);
 ? вида транспортно-технологической системы (контейнерная, паромная, лихтерная и др.);
 ? вида сообщения (прямое, непрямое и др.).
 Обычно процесс доставки товара в международной торговле вклю­чает: его перевозку от внутреннего пункта производства до погра­ничного пункта (порта) страны-экспортера; международную тран­зитную или морскую перевозку от пункта страны-экспортера до пограничного пункта (порта) страны-импортера (если между данными странами не установлена общая сухопутная граница); транспортировку от пограничного пункта страны-импортера до внутреннего пункта потребления товара.
 Транспортные операции считаются международными, если они связаны с перемещением внешнеторговых грузов на внешних отно­сительно страны-продавца и страны-покупателя участках маршрута перевозки.
 Международные транспортные услуги, являясь специфическим товаром, продаются и покупаются на международных транспортных рынках, которые различаются в зависимости от видов транспорта, географических районов перевозки и видов перевозимых грузов.
 В более широком значении международные транспортные услуги включают помимо непосредственно перевозочной деятельности различные сопутствующие операции: доставка груза от склада отправителя до ближайшего грузового терминала, его погрузка на магистральные транспортные средства, перегрузка на другие виды транспорта в промежуточных пунктах, выгрузка в пункте назначения, временное хранение груза в промежуточных пунктах и переоформ­ление перевозочных документов.
 Расходы, связанные с выполнением сопутствующих транспорт­ных операций и затраты по перевозке груза магистральными видами транспорта образуют полные транспортные расходы грузовладельца.
 Таким образом, в международном транспортном процессе помимо грузовладельцев и перевозчиков участвуют различные хозяйствую­щие субъекты, включая операторов грузовых терминалов (стивидоров) в портах и на станциях. При международных перевозках, особенно готовой продукции и полуфабрикатов, груз многократно последова­тельно переходит от перевозчиков к операторам терминалов, от них снова к перевозчикам и т.д. Одновременно изменяются и субъекты ответственности за груз.
 Для защиты своих коммерческих интересов во всех географических пунктах, где осуществляются операции с его грузами, грузовладельцы прибегают к услугам посредников-экспедиторов (в некоторых стра­нах их называют фрахтовыми агентами и др.).
 По договору экспедиции грузовладелец поручает экспедитору выполнение точно оговоренных операций с его грузами, например погрузку и выгрузку, хранение груза, оформление грузовых документов. Грузовладелец может доверить экспедитору заключение от его имени и по его поручению договоров с перевозчиками; выполнение расчетов по фрахту с перевозчиками и за стивидорские работы с операторами терминалов; выступление в судах и арбитражах на сто­роне грузовладельца. Экспедитор по законам многих стран является комиссионером.
 Развитая сеть посреднических организаций в большинстве стран мира позволяет грузовладельцам заключать договоры непосредственно с экспедиторскими фирмами в каждом из интересующих их пунктов или договор с одним генеральным экспедитором, которому поруча­ется организовать перевозку в целом. Генеральный экспедитор заключает от имени грузовладельца договоры с перевозчиками разных видов транспорта и с экспедиторскими организациями в пунк­тах прохождения грузов.
 
 § 1. Морской транспорт
 
 Морской транспорт считается наиболее универсальным видом транспорта, который специализируется на обслуживании междуна­родной торговли. В системе морского торгового судоходства зароди­лись и получили развитие основные правовые институты и органи­зационные формы международных перевозок грузов и пассажиров. Система экономических и правовых отношений между участниками процесса перевозки на других видах транспорта развивалась в той или иной степени под влиянием международной практики морского торгового судоходства.
 
 1. Морские перевозки
 
 Морские перевозки осуществляются различными типами судов, которые подразделяются на:
 1) грузовые суда, к которым относятся:
 а) суда универсального назначения, предназначенные для пере­возки генеральных и насыпных грузов;
 б) ролкеры с горизонтальным способом погрузки и выгрузки, ис­пользуемые для перевозки колесной и гусеничной техники, а также контейнеров и др.;
 в) контейнеровозы, применяемые для перевозки генеральных гру­зов в контейнерах между оборудованными терминалами на регуляр­ных линиях с мощными и устойчивыми потоками;
 г) лихтеровозы, предназначенные для перевозки грузов в смешан­ном морском и речном сообщениях;
 д) лесовозы;
 е) паромы, используемые для перевозки грузов в железнодорож­ных вагонах на линиях сравнительно небольшой протяженности, характеризующихся устойчивым грузопотоком и высокой частотой отправки;
 ж) суда для перевозки тяжеловесных и крупногабаритных грузов к местам строительства объектов;
 з) балкеры, предназначенные для перевозки навалочных и насып­ных грузов;
 и) рефрижераторные суда;
 к) танкеры, применяемые для перевозки нефти и других жидких химических грузов;
 л) нефтебалкеры — комбинированные суда, предназначенные для перевозки навалочных, насыпных и жидких грузов;
 2) пассажирские суда;
 3) ледокольные суда;
 4) гидрографические суда;
 5) аварийно-спасательные (буксиры-спасатели, плавучие краны и др.);
 6) служебно-вспомогательные (буксиры, бункеровщики, лоцман­ские суда и др.).
 В международном судоходстве сложились две формы организа­ции перевозок: линейная (регулярная) и трамповая (нерегулярная).
 Международное линейное судоходство организуется морскими перевозчиками на устойчивых географических направлениях между­народной торговли. Особенностями линейного судоходства являют­ся закрепление судов на данном направлении и их регулярные захо­ды в определенные порты по заранее объявленному расписанию. Перевозки оплачиваются грузоотправителями по ставкам тарифа, устанавливаемым перевозчиками. Линейные тарифы публикуются в периодической специализированной печати и обычно стабильны в течение длительного времени. Эти тарифы регулируются линейны­ми конференциями, представляющими собой объединения судовла­дельцев, монополизировавших перевозки грузов на конкретных на­правлениях. Остальные судовладельцы, эксплуатирующие суда на контролируемых конференциями линиях (аутсайдеры), обычно при­меняют более низкие тарифы.
 Основным документом при оформлении перевозки груза в меж­дународном линейном судоходстве является коносамент.
 Коносамент (bill of lading) — это документ, подтверждающий при­нятие товара для морской (или речной) перевозки и обязывающий перевозчика выдать товар законному владельцу.
 Коносамент является:
 ? распиской, подтверждающей принятие к перевозке товара, обо­значенного на лицевой стороне этого документа;
 ? контрактом на перевозку товара на оговоренных в нем усло­виях;
 ? товарораспорядительным документом.
 Существует несколько видов коносамента:
 коносамент на предъявителя (bearer), который предоставляет пра­во каждому, кто является его владельцем, распоряжаться товаром. Применяется крайне редко, поскольку не может гарантировать по­лучение товара именно тем лицом, которому он действительно пред­назначен;
 именной коносамент (straight), выписываемый на конкретного получателя товара. Передача владения товаром другому лицу может производиться только посредством специально оформленного заяв­ления о переуступке (цессии);
 ордерный коносамент (to order), согласно которому перевозчик должен доставить товар по указанию обозначенной стороны. Этот коносамент может передаваться получателем третьему лицу посред­ством индоссамента, т.е. передаточной надписи на этом документе. Индоссамент может быть именным и на предъявителя (in blanco).
 Различают также бортовой коносамент, оформляемый на погру­женный на борт судна груз, и коносамент на груз, принятый к от­правке, который применяется в случае, если товар сдан на склад для последующей отгрузки. В ряде случаев после погрузки он заменяет­ся на бортовой коносамент.
 При необходимости выдачи грузополучателю части груза, оформ­ленного коносаментом, могут быть выписаны так называемые доле­вые коносаменты — деливери-ордера (delivery order), представляющие . собой фактически не коносамент, а распоряжение получателя капита­ну о выдаче части груза после предъявления оригинала коносамента на всю грузовую партию.
 Иногда применяется сквозной коносамент — документ, на основе которого грузы транспортируются из порта погрузки в порт назначе­ния двумя и более судоходными линиями, действующими в соответ­ствии с соглашением.
 Выделяют также чистый и нечистый коносамент. Коносамент называют «чистым» (clean), если перевозчик не сделал в нем замеча­ний относительно состояния перевозимого товара, и «нечистым» (fone), если в нем сделаны соответствующие оговорки.
 В отличие от линейного в трамповом судоходстве суда эксплуати­руются на нерегулярной основе. Они не закрепляются за определен­ными направлениями, а свободно перемещаются из одной секции фрахтового рынка в другую в зависимости от спроса на тоннаж и от предложения грузов.
 В торговом мореплавании применяются следующие виды фрах­тования судов:
 фрахтование на условиях рейсового чартера (voyage charter), кото­рый подразделяется на:
 а) фрахтование на один рейс (single voyage), т.е. договор, по которому судовладелец за определенную плату (фрахт) обязуется перевезти .обусловленный груз из одного или нескольких портов отправления в один или несколько портов назначения;
 б) фрахтование на последовательные рейсы (consecutive voyages), т.е. договор о перевозках большого количества однородного груза в одном и том же направлении на одном и том же судне;
 в) фрахтование по генеральному контракту (general contract), т.е. договор, по которому судовладелец обязуется в течение опреде­ленного периода перевезти определенное количество груза;
 фрахтование на условиях тайм-чартера (time-charter), которое в зависимости от способа определения продолжительности аренды суд­на подразделяется на обычный тайм-чартер и круговые рейсы;
 фрахтование на условиях бербоут-чартера (bare boat charter), или димайз-чартера (demise-charter), т.е. аренда судна без экипажа.
 Договор морской перевозки (договор фрахтования судна) в трамповом судоходстве, заключаемый между морским перевозчиком (фрахтовщиком) и грузоотправителем или грузополучателем (фрахтователем), имеет форму чартера. В большинстве случаев он заклю­чается при помощи посредника или фрахтового брокера.
 В любом чартере содержатся обязательные условия, относящиеся к судну, грузу, фрахту, порядку оплаты стивидорных работ и др.
 Ниже приведены основные статьи чартера.
 1. Место и время заключения.
 2.Наименование сторон — фрахтователя и фрахтовщика (пере­возчика) с указанием их местонахождения..
 3. Название и характеристика зафрахтованного судна: флаг, класс, год постройки, грузовая характеристика судна. Флаг имеет значение в случае бойкота, запрета на заход в порты. Класс влияет на размер страховой премии.
 4. Мореходность судна, которая заключается в его способности противостоять обычным опасностям рейса и доставить груз получа­телю в сохранном состоянии.
 5. Наименование и количество груза. Иногда используют и соби­рательные названия, например «любые законные грузы» и т. д. Если фрахтователь не обеспечил требуемое количество груза, то за недо­груз он обязан уплатить «мертвый фрахт», а в случае недогруза про­тив заявленного и имеющегося количества фрахтователь имеет пра­во требовать возмещения убытков.

<< Пред.           стр. 16 (из 19)           След. >>

Список литературы по разделу