<< Пред. стр. 16 (из 19) След. >>
Роялти возникли в средневековой Англии как арендные платежи королю за отданные в концессию угольные копи. С тех пор рента за пользование природными, а затем и интеллектуальными ресурсами называется роялти.Периодические платежи (роялти) — это отчисления от дохода покупателя в течение периода действия соглашения, т.е. размер вознаграждения» зависящий от экономического эффекта использования лицензии.
Цена лицензии в этом случае определяется по формуле:
,
где Vi— объем выпуска продукции в i-м году;
Z i— цена единицы продукции в i-м году;
Рi — размер роялти в i-м году;
Т - расчетный срок действия соглашения (без учета срока освоения лицензии).
При периодических платежах доля лицензиара в прибыли лицензиата определяется размером отчислений от стоимости единицы продукции, произведенной по лицензии. Периодические платежи лицензиат выплачивает лицензиару ежегодно в течение действия лицензионного соглашения, начиная с момента выпуска готовой продукции. В отличие от паушального платежа при периодических отчислениях лицензиар может полностью получить причитавшуюся ему долю прибыли. Доля прибыли варьирует в зависимости от вида лицензии: 10% при простой лицензии, 20% при исключительной лицензии, 30—35% При полной лицензии.
Сведения о сумме прибыли и объемах продаж содержатся в финансовых отчетах фирм, которые публикуются и, следовательно, могут контролироваться лицензиаром.
Периодическая форма платежей используется в 90% лицензионных соглашений.
В связи с возможностью изменения конъюнктуры товарного рынка или условий производства в течение срока действия лицензионного соглашения иногда используют дифференцированные ставки роялти. Это зависит от колебаний мировых цен, изменений объемов производства и т.д. Дифференциация ставок применяется в целях стимулирования лицензиата к расширению объема производства путем снижения процента отчислений.
Единовременные (паушальные) платежи не связаны по времени с использованием лицензии, а устанавливаются заранее на основании экспертных оценок. Паушальный платеж является твердо зафиксированной в лицензионном соглашении суммой вознаграждения, осуществляемого единовременно и не зависящего от объема производства или сбыта лицензионной продукции. Он определяется на основе расчетной прибыли и представляет собой среднюю сумму роялти, которые лицензиар ожидает получить за весь срок действия лицензионного соглашения без учета колебаний цен на рынке. Паушальные платежи могут быть осуществлены путем передачи части ценных бумаг лицензиата или встречной передачи технической документации. При передаче части ценных бумаг лицензиата (акций, облигаций) лицензиар стремится установить контроль над производственной деятельностью лицензиата. Как правило, лицензиар получает от 5 до 20% акций, а иногда и больше. Встречная передача технической документации используется при перекрестном лицензировании и предполагает взаимный обмен лицензиями, технологическими знаниями и опытом.
Паушальная форма платежей применяется чаще всего в случаях, когда лицензиар не имеет возможности контролировать деятельность партнера по лицензионному соглашению, т.е. не может проверить его фактическую прибыль. Паушальный платеж может выплачиваться по частям в определенный срок. При паушальной форме не возникает риск в случае срыва производства, однако размер платежа, как правило, всегда меньше платежей в форме роялти.
На практике нередко используются комбинированные платежи, т. е. когда единовременные платежи сочетаются с периодическими отчислениями. Единовременный первоначальный платеж выплачивается обычно до коммерческого использования объекта лицензии и позволяет лицензиару компенсировать затраты на НИОКР и подготовку лицензионного предложения.
На случай неудачной эксплуатации объекта лицензии иногда в соглашениях предусматриваются минимальные гарантированные платежи в зафиксированном размере независимо от состояния производства и сбыта продукции. При минимальном гарантированном платеже для лицензиара снижается степень риска неполучения вознаграждения за лицензию.
Широко применяются лицензионные платежи на компенсационной основе. В этом случае выплата лицензионного вознаграждения производится в форме поставки продукции, произведенной по лицензии. Часто используют обмен эквивалентными лицензиями, т.е. перекрестными. В последнее время формой лицензионного вознаграждения является также предоставление лицензиару доли акций компании, купившей лицензию.
4. Международное регулирование
Охрана прав на изобретения, промышленные образцы и товарные знаки — предмет активного международного регулирования. Основным международным, соглашением в этой области является Парижская конвенция по охране промышленной собственности. Первая редакция этой конвенции была подписана 11 государствами в Париже в 1883 г. В дальнейшем Конвенция неоднократно пересматривалась и дополнялась. В странах-участницах Парижская конвенция действует в разных редакциях в зависимости от того, какой из ее текстов ратифицирован страной. Участники Конвенции образуют так называемый Международный союз по охране промышленной собственности (Парижский союз).
Парижская конвенция ставит своей целью предоставление более льготных условий для патентования изобретений, промышленных образцов, регистрации товарных знаков иностранными гражданами и не предусматривает создания международного патента, международного промышленного образца и международного товарного знака.
Основными положениями Конвенции являются:
? принцип национального режима;
? право конвенционального приоритета;
? принцип предотвращения злоупотреблений, связанных с осуществлением исключительного права, предоставляемого патентом. Принцип национального режима предусматривает предоставление гражданам и фирмам любой страны-участницы такой же охраны промышленной собственности, какая предоставляется или будет предоставляться в будущем гражданам этой страны и фирмам законодательством данного государства. Охрана предоставляется также гражданам государств, не входящих в Парижский союз, если они постоянно проживают в одной из стран этого Союза или имеют там свои предприятия.
Право конвенционального приоритета означает, что заявка, поданная в стране — участнице Конвенции, обладает приоритетом в течение года с момента подачи заявки в первой стране. Это положение наиболее часто применяется на практике и имеет особое значение, поскольку при патентовании изобретения за границей вопрос о его новизне осложняется тем, что изобретение, запатентованное в одном государстве, уже не является новым и, следовательно, непатентоспособно в другой стране. Страна, обладающая правом конвенционального приоритета, может запатентовать изобретение одновременно в ряде государств.
Это право дает также преимущество при патентовании изобретений за границей: срок приоритета для патентования изобретений составляет один год, т.е. заявка может быть подана через 10—11 месяцев после подачи заявки в своей стране. За это время заявитель может определить экономическую целесообразность патентования изобретения за границей, т.е. выявить коммерческие возможности использования изобретения и тем самым решить вопрос о том, оправдаются ли расходы по получению патента за границей.
Согласно принципу предотвращения возможных злоупотреблений, связанных с осуществлением исключительного права, предоставляемого патентом, патентообладатель, получив патент на изобретение в какой-либо стране и обладая исключительным правом, может сам не использовать и не разрешать другим применять это изобретение. Парижская конвенция предусматривает, что в этих случаях выдаются принудительные лицензии на условиях, предусмотренных Конвенцией. Если выдача таких лицензий окажется недостаточной мерой для предотвращения злоупотреблении, может быть поставлен вопрос о лишении прав на патент.
Парижская конвенция регулирует также охрану за границей промышленных образцов и товарных знаков. Срок приоритета для патентования промышленных образцов и товарных знаков составляет 6 месяцев.
Ряд стран — участниц Парижской конвенции подписали в 1891 г. Мадридскую конвенцию о международной регистрации товарных знаков, в соответствии с которой в Международное бюро в Женеве должна подаваться заявка на товарный знак, которая направляется в соответствующие ведомства стран-участниц. Если отказа не последовало, то международная регистрация обеспечивает охрану товарного знака во всех странах-участницах. В 1973 г. в Вене был подписан более широкий Договор о регистрации товарных знаков.
В 1970 г. в Вашингтоне был заключен Договор о патентной кооперации, который предусматривает возможность составления и подачи в национальное ведомство международной заявки в тех случаях, когда заявитель желает обеспечить охрану изобретения в нескольких странах.
Существуют также и региональные соглашения, регулирующие охрану промышленной собственности. В 1973 г. на конференции в Мюнхене была подписана Конвенция, предусматривающая выдачу европейского патента Европейским патентным ведомством на основе унифицированных правил. В каждой стране —участнице Конвенции, за исключением стран ЕС, этот патент действует как национальный, а на территории ЕС (в соответствии с Люксембургской конвенцией 1975 г.) — как патент Сообщества.
ЕВРОПЕЙСКАЯ ПАТЕНТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (ЕПО)
Европейская патентная организация (European Patent Organization, ЕРО) была создана на основе Конвенции о выдаче европейских патентов, подписанной в 1973 г. и ратифицированной в 1977 г.
Местонахождение — Мюнхен (Германия); отделение — в Гааге (Нидерланды); бюро — в Вене (Австрия) и Берлине (Германия).
Европейская патентная система основана на активном сотрудничестве Европейского патентного ведомства с национальными ведомствами договаривающихся государств и предполагает согласование национального патентного права с Конвенцией о выдаче европейских патентов.
Европейский патент предоставляет его владельцу патентную защиту сроком на 20 лет, так же как и национальный патент, в некоторых либо во всех договаривающихся государствах.
Европейские патенты могут выдаваться согласно международной заявке, поданной в соответствии с Договором о патентной кооперации. Подписанное в 1989 г. 12 государствами — членами Европейского сообщества соглашение о патентах Сообщества до сих пор не ратифицировано.
Европейская патентная организация с 1993 г. заключает с государствами — нечленами ЕПО договоры о распространении действия европейских патентов на их государственной территории при условии, что эти страны имеют собственное патентное ведомство и приняли закон об охране интеллектуальной собственности. Выданные при таких условиях патенты предоставляют в этих странах такую же защиту, как и европейские патенты ЕПО.
Основными целями ЕПО являются:
выдача европейских патентов;
расширение сотрудничества между европейскими государствами в области охраны изобретений;
усиление патентной защиты благодаря единой процедуре выдачи патентов.
ЕПО имеет следующую структуру:
Европейское патентное ведомство (ЕПВ);
административный совет.
Европейское патентное ведомство выполняет основную задачу ЕПО — выдает европейские патенты.
ЕПВ возглавляет президент, ответственный перед административным советом. Он принимает все необходимые для деятельности ЕПВ меры, включая публикацию сообщений для общественности, распределяет задания между ЕПВ в Мюнхене и отделением в Гааге, если это не определено в Конвенции о выдаче европейских патентов, подготавливает проект бюджета, предоставляет административному совету отчет о деятельности ЕПВ и имеет право делегировать свои полномочия другим органам и лицам. ЕПВ разделено на пять генеральных дирекций (поиск, экспертиза, жалобы, международное право, администрация), каждую из которых возглавляет вице-президент.
Административный совет — законодательный орган, состоит из представителей договаривающихся государств и их заместителей. К работе могут привлекаться также советники и эксперты. Административный совет собирается раз в год, он может быть также созван в любой момент по требованию президента или трети договаривающихся государств. Он утверждает бюджет, а также вправе изменять сроки, предусмотренные Конвенцией о выдаче европейских патентов, и вносить изменения в регламент ее реализации, статус служащих, регламент сбора пошлин и др.
ЕПО финансируется за счет взносов договаривающихся государств и собственных средств (процедурные сборы и 50% сборов, полагающихся национальным ведомствам за европейские патенты).
До выдачи патента проходит немного более трех лет (регламентом предусматривается соблюдение определенных сроков).
Процесс оформления патента включает три фазы:
1) Гаага, Берлин: подача заявки, ее формальная проверка, патентный поиск, публикация заявки и результатов патентного поиска;
2) Мюнхен: содержательная экспертиза — выдача или отказ в выдаче патента;
3) Мюнхен: возражение третьей стороны против выдачи патента, подача жалоб на решение первой инстанции, их проверка и вынесение окончательного решения.
Принятая в 1988 г. европейская политика в области патентной информации, основанная на не ориентированном на получение прибыли принципе за распространение информации, обеспечивает доступ к техническим знаниям, содержащимся в европейских патентных документах, прежде всего для широкой общественности и малых и средних предприятий, посредством информационной деятельности договаривающихся государств.
ЕПО тесно сотрудничает с Европейским Союзом и другими международными организациями. Всемирная организация интеллектуальной собственности предпринимает усилия по унификации важнейших аспектов патентного права Европы, Японии и США. Целями трехстороннего сотрудничества ЕПВ, Японского патентного ведомства и Бюро патентов и товарных знаков США являются гармонизация различных аспектов патентного права и регулярное взаимодействие в ходе реализации проектов по автоматизации патентной информации и создания банков данных. ЕПВ развивает отношения со странами Центральной и Восточной Европы, предоставляет им техническую помощь. Патентные ведомства ряда этих стран имеют доступ к банкам данных ЕПО.
ЕПО содействует созданию и модернизации патентных систем в развивающихся странах (подготовка кадров и консультирование, предоставление экспертов и документации). Она координирует свои проекты с договаривающимися государствами, Всемирной организацией интеллектуальной собственности (ВОИС) и другими международными организациями.
ЕПВ предоставляет (частично за плату) тексты Конвенции о выдаче европейских патентов, Руководства для заявителя и других документов, издает ежемесячный «Служебный вестник», еженедельный «Европейский патентный листок», ежегодный отчет, научные монографии, а также разнообразный информационный материал на многих языках. Европейская система патентной информации и документации (European Patent Information and Documentation System, EPIDOC) предлагает патентную информацию из более чем 50 стран (различные банки данных и CD/ROM). Международный центр патентной информации (International Patent Documentation Center, INPADOC) в Вене обеспечивает патентный поиск.
ВСЕМИРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ (ВОИС)
Всемирная организация интеллектуальной собственности (World Intellectual Property Organization, WIPO) была основана в 1970 г. в ходе реализации Конвенции о создании Всемирной организации интеллектуальной собственности, подписанной в Стокгольме в 1967 г. Истоки создания ВОИС восходят к Парижской конвенции по охране промышленной собственности (1883 г.) и Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений (1886 г.). ВОИС в качестве специализированного учреждения входит в систему Организации Объединенных Наций.
Местонахождение — Женева (Швейцария). Интеллектуальная собственность охватывает две основные области:
? промышленную собственность, касающуюся прежде всего защиты прав на изобретения, товарные знаки, промышленные образцы и модели;
? авторские права, в основном на литературные, музыкальные,
художественные, фотографические, кинематографические и аудиовизуальные произведения.
ВОИС управляет объединениями (союзами) государств и договорами:
в области охраны промышленной собственности:
Парижский союз (Парижская конвенция по охране промышленной собственности), 1883;
Мадридское соглашение (о борьбе с фальшивыми или вводящими в заблуждение данными об источниках происхождения товара), 1883;
Мадридский союз (международная регистрация товарных знаков), 1891;
Гаагский союз (международное депонирование промышленных образцов или моделей), 1925;
Ниццкий союз (Международная классификация товаров и услуг для регистрации товарных знаков), 1957;
Лиссабонский союз (охрана данных о происхождении товара и их международная регистрация), 1958;
Локарнский союз (международная классификация промышленных образцов или моделей), 1968;
Договор о патентной кооперации (международная подача и экспертиза заявок на изобретения), 1970;
Союз международной патентной классификации, 1971;
Венский союз (международная регистрация товарных знаков), 1973;
Будапештский союз (международное признание депонирования микроорганизмов для целей патентной процедуры), 1977;
Договор Найроби (о защите олимпийского символа), 1981;
в области авторского права и граничащих с ним областей права:
Бернский союз (Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений), 1886;
Римская конвенция (о защите прав артистов-исполнителей, производителей фонограмм и радиовещательных организаций), 1961;
Женевская конвенция (об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизведения их продукции), 1971;
Брюссельская конвенция (о распространении несущих программ сигналов, передаваемых через спутники), 1974;
другие:
Договор о регистрации фильмов (о международной регистрации аудиовизуальных произведении), 1989.
Основными целями ВОИС являются:
охрана интеллектуальной собственности во всем мире посредством сотрудничества между государствами и международными организациями;
расширение административного сотрудничества между союзами в области интеллектуальной собственности;
ВОИС выполняет следующие функции:
заключение новых международных договоров и работа по совершенствованию национального законодательства в области поощрения охраны интеллектуальной собственности во всем мире;
предоставление технической помощи развивающимся странам;
сбор и распространение информации;
поддержка при одновременном получении прав на изобретения, товарные знаки, промышленные образцы или модели в нескольких странах.
Членом ВОИС может стать любое государство, являющееся членом одного из двух (Парижского или Бернского) союзов, а также любое государство, являющееся членом ООН, одного из специализированных учреждении ООН или МАГАТЭ либо участником Статута Международного суда или приглашенное Генеральной ассамблеей ВОИС присоединиться к Конвенции о создании ВОИС.
ВОИС имеет следующую структуру:
1) три административных совета:
Генеральная ассамблея;
Конференция;
Комитет по координации;
2) другие органы:
Постоянный комитет ВОИС по информации о промышленной собственности;
международное бюро.
Генеральная ассамблея состоит из государств — членов ВОИС, являющихся также членами Парижской или Бернской конвенции. Она собирается раз в два года и может быть созвана также на чрезвычайные сессии. Генеральная ассамблея принимает совместный бюджет для всех союзов сроком на два года.
Конференция объединяет всех членов ВОИС независимо от их принадлежности к союзам. Она утверждает двухлетний бюджет, обсуждает вопросы интеллектуальной собственности, представляющие общий интерес, и может давать рекомендации с учетом компетенции и независимости союзов.
В Комитет по координации входит 51 государство — член ВОИС, являющееся членами исполнительных комитетов Парижского и/или Бернского союзов, а также Швейцария. Члены Комитета решают административные и финансовые вопросы, подготавливают проект повестки дня конференции и ее бюджет, предлагают Генеральной ассамблее кандидата на пост генерального директора и выполняют другие задачи, поставленные перед ними Конвенцией о создании ВОИС.
Постоянный комитет ВОИС по информации о промышленной собственности реализует в рамках ВОИС тесное сотрудничество государств, особенно национальных и региональных служб этих государств во всех сферах патентной информации. В комитет входят государства-члены Договора о патентной кооперации и Союза международной патентной классификации, а также государства — члены Парижского союза, специально выразившие желание войти в состав Комитета.
Международное бюро является секретариатом ВОИС и союзов и действует под контролем государств-членов. Оно организует конференции и совещания, готовит доклады, документы и планы по углублению международного сотрудничества, реализует проекты, собирает и распространяет информацию, а также организует работу пяти международных регистрационных служб (патенты, товарные знаки, промышленные образцы или модели, обозначение происхождения товара, аудиовизуальные произведения). Бюро возглавляется генеральным директором, избираемым Генеральной ассамблеей на шесть лет с возможным продлением срока полномочий. Генеральный директор выполняет функции службы депонирования для всех управляемых ВОИС международных договоров.
Основными источниками финансирования бюджета международного бюро являются взносы государств-членов и сборы за международные регистрационные услуги.
В сфере промышленной собственности ВОИС проводит консультации, подготовку кадров, обеспечивает информацией и материалами развивающиеся страны с целью поощрения развития изобретательства, создания благоприятных условий для приобретения запатентованных технологий, повышения конкурентоспособности в международной торговле посредством улучшения охраны товарных знаков, облегчения доступа к техническим знаниям, содержащимся в патентной документации.
В сфере авторского права ВОИС поощряет создание литературных и художественных произведений и пытается упростить процедуру приобретения прав на литературные и художественные произведения, принадлежащие иностранным гражданам.
ВОИС издает периодические издания «Industrial Property», «Copyright» (английское, французское и испанское издания), а также публикует научные исследования и тексты семинаров. О технических вопросах информируют «РСТ Gazette» (раз в две недели), «Les Marques Internationales» (ежемесячно) и «International Designs Bulletin» (ежемесячно).
§ 2. Прочие формы технологического обмена
Важной формой передачи технологии является поставка комплектного оборудования, которая рассматривалась в главе 3. Поставка комплектного оборудования представляет собой не только поставку товаров, но и предполагает прежде всего строительство объектов «под ключ», поэтому вместе с оборудованием передаются технологии в виде лицензий и/или ноу-хау,
Наряду с поставками комплектного оборудования в 80-е гг. начали активно использоваться и другие формы технологического обмена, при которых передача технологий осуществляется в основном опосредованно. Эти формы в специальной литературе часто называют новыми формами инвестиций, или неакционерными формами транснационального капитала.
Наиболее простой из этих форм является заключение субконтрактов (subcontracts), суть которых состоит в том, что крупные иностранные фирмы дают заказы небольшим местным фирмам (обычно в развивающихся странах) на производство деталей или конечной продукции.
В обмен на гарантированный местному производителю сбыт его продукции по приемлемым для него ценам иностранная компания устанавливает производственные стандарты посредством передачи ноу-хау, модернизации оборудования и т.п., а в дальнейшем жестко контролирует качество выпускаемой продукции. Если выпускается готовая продукция, то она реализуется подтоварным знаком иностранной фирмы.
Контракты «продакшн шэринг» (production-sharing) применяются в основном в нефтяной промышленности. В соответствии с таким контрактом иностранная компания осуществляет, например в развивающейся стране, разведку месторождения и в случае обнаружения запасов, достаточных для коммерческой эксплуатации, предоставляет оборудование, ноу-хау, необходимый персонал, получая за это фиксированную часть продукции. Добываемая нефть подразделяется на «cost-oil» и «profit-oil»: первая (обычно 20-40%) предназначается для возмещения расходов иностранной компании на геологоразведочные работы и организацию добычи нефти, а вторая— представляет собой фактическую прибыль, которая в оговоренной пропорции распределяется между иностранной компанией и государством.
В нефтяной промышленности распространены также контракты «на обслуживание» (service contracts), в соответствии с которыми иностранная компания занимается только геологоразведочными работами и выполняет свой обязательства до момента обнаружения нефти. Существует два типа подобных соглашений. К первому типу относятся контракты, по условиям которых так называемый эксплуатационный риск несет иностранная компания, а все расходы по эксплуатации — государство. В обмен на предоставленные услуги иностранная компания получает право закупать часть добываемой нефти (чаще всего от 20 до 50%) с 3-10%-ной скидкой от уровня мировой цены. Контракты второго типа распространены в странах, обладающих значительными запасами нефти и необходимыми финансовыми ресурсами (Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ и др.). В этом случае эксплуатационные риски несет правительство развивающейся страны, а иностранная компания за свой услуги получает вознаграждение в размере фиксированной части (обычно менее 1%) от цены барреля нефти, а также право закупки определенной доли добываемой нефти, но без скидки.
В соответствии с контрактами на управление (management contracts) оперативный контроль за деятельностью предприятия, который обычно осуществляется представителем собственника предприятия, передается другому предприятию. Иностранная фирма определяет важнейшие направления деятельности предприятия. В целом функции фирмы-менеджера аналогичны административным и техническим функциям по управлению своим филиалом:
общее управление (текущее и перспективное планирование деятельности);
управление финансами;
проведение административной и кадровой политики;
управление производством;
организация сбыта.
Контракты на управление заключаются в основном до строительства предприятия. В этом случае фирма-менеджер осуществляет общий надзор за его строительством, выбирает подрядчиков и субподрядчиков. Очень часто контракты на управление заключаются одновременно с лицензионными соглашениями.
Оплата за управленческие услуги может принимать различные формы, например выплата определенного процента от объема продаж или прибыли.
Маркетинговые контракты аналогичны управленческим контрактам. Местные фирмы передают зарубежной фирме ответственность за продажу своей продукции (или ее части) и, следовательно, контроль за всеми видами деятельности, связанными с .продажей продукции. Плата за эти услуги обычно принимает форму выплаты определенного процента от объема продаж.
По контрактам на оказание технической помощи зарубежные фирмы предоставляют технические услуги, имеющие отношение к какому-либо специфическому аспекту деятельности местной фирмы. Обычно в подобных договорах предусматриваются ремонт и профилактика машин и оборудования, консультации по использованию ноу-хау, устранение аварий и контроль за качеством.
Самостоятельной формой лицензионных соглашений являются контракты на использование товарного знака — франчайзинг (franchising), которые предусматривают предоставление прав на использование торговой марки или фирменного названия, а также оказание услуг по технической помощи, повышению квалификации рабочей силы, организации торговли и управлению. Размеры платежей по этим контрактам колеблются от 1,5 до 12% суммарных годовых продаж. Отличительной чертой франчайзинга является сегментирование рынка во избежание конкуренции между его отдельными получателями. Операции по франчайзингу проводятся, как правило, между крупными компаниями и мелкими фирмами или частными лицами, обычно только начинающими бизнес.
В настоящее время франчайзинг широко применяется в международных экономических отношениях. В США, где франчайзинг впервые появился и получил широкое распространение, эти сделки подразделяются на три вида:
франчайзинг продукта и торговой марки (product and tradename franchising), который предусматривает реализацию дилером товаров головной компании исключительно под ее товарным знаком. В этом случае дилер специализируется только на продукции данной компании, что характерно для продажи бензина, автомобилей, безалкогольных напитков;
комплексный франчайзинг (business format franchising), предусматривающий предоставление дилеру головной компанией права на использование товарного знака, разработку маркетинговой стратегии и технологии бизнеса, подготовку руководства по эксплуатации, контроль качества продукции. Такой вид соглашений распространен в сфере ресторанного бизнеса, рейтинга и др.;
розничный франчайзинг (retail franchising), который практикуется при продаже строительных материалов, мебели, бытовой аппаратуры и др.
В международной практике обычно используются два первых вида сделки. Особенно широко франчайзинг распространен на американских фирмах.
Принимающая страна получает немалые выгоды от франчайзинга, так как она приобретает управленческий опыт и технические знания. В то же время выгоды имеет и франчайзер, поскольку ему предоставляется возможность контролировать рынок данной страны с минимальными капитальными затратами.
Самостоятельной и очень распространенной формой международного технологического обмена является инжиниринг, который представляет собой совокупность видов деятельности, направленных на оптимизацию инвестиций или минимизацию затрат, связанных с реализацией проектов различного назначения. Инжиниринг — это услуги по использованию технологических и иных научно-технических разработок. В этом заключается его отличие от лицензионной торговли, где объектом купли-продажи является сама технология. Следовательно, инжиниринг является лишь косвенной формой передачи технологии.
Инжиниринговые услуги можно подразделить на три группы:
1) услуги по подготовке производства:
предпроектные услуги (социально-экономические исследования, изучение рынка, полевые исследования, топографическая съемка, исследование почв, разведка полезных ископаемых, подготовка технико-экономических обоснований и т. п., а также консультации и надзор за проведением указанных работ);
проектные услуги (составление генеральных планов и схем, рабочих чертежей, технических спецификаций и т. п., а также консультации и надзор);
послепроектные услуги (подготовка контрактной документации, ведение проекта, надзор и инспекция за осуществлением работ, управление строительством, приемо-сдаточные работы и т. п.);
2) услуги по организации процесса производства и управлению предприятием;
3) услуги по обеспечению реализации продукции. Существует три основных метода строительства, в соответствии с которыми различается содержание контрактов на оказание инжиниринговых услуг.
При первом методе большая часть работ осуществляется персоналом заказчика или местными фирмами. В этом случае зарубежная инжиниринговая фирма выступает обычно лишь в качестве консультанта и не несет ответственности за осуществление проекта.
Второй метод предполагает выполнение иностранной инжиниринговой фирмой большей части или всех инжиниринговых услуг и, соответственно, ее ответственность за выполнение проекта.
Третий метод применяется при строительстве объектов «под ключ», когда инжиниринговые услуги предоставляются генеральным подрядчиком в качестве составной части всего комплекса услуг. Специализированные инжиниринговые фирмы могут привлекаться в качестве субподрядных организаций.
Международный контракт на оказание инжиниринговых услуг включает ряд обязательных пунктов, регулирующих основные условия участия инжиниринговой фирмы в строительстве объектов за рубежом. К ним относятся:
обязательства инжиниринговой фирмы и заказчика с приложением перечня подлежащих выполнению работ;
сроки и графики выполнения работ;
численность и состав персонала инжиниринговой фирмы, участвующего в работах по контракту;
степень ответственности сторон за нарушение ими договорных обязательств;
условия и ставки оплаты; условия заключения субподрядных контрактов и др.
Заключение контракта на оказание инжиниринговых услуг чаще всего происходит в результате проведения торгов. При оплате инжиниринговых услуг используются три основных метода.
1. Повременная оплата на базе ставок заработной платы инженеров-консультантов.
Этот метод применяется для оплаты таких видов персональных услуг, как консультирование, обучение специалистов, и других работ неизменного характера, объем которых зачастую невозможно определить. Расценки по данному методу устанавливаются на основе рыночных почасовых или дневных ставок заработной платы персонала инжиниринговой фирмы, включая различные доплаты, затраты на социальное обеспечение, начисления на зарплату и т.п. Эти ставки дифференцированы в соответствии с характером работы, уровнем квалификации, служебным положением работника и т.п. Совокупные затраты на оплату труда персонала инжиниринговой фирмы, рассчитанные на основе фактически отработанного времени каждого работника, умножаются на установленный в контракте коэффициент, чтобы обеспечить покрытие фирмой накладных расходов, процента на вложенный капитал, получение прибыли и возмещение некоторых других издержек. К полученной величине прибавляется фактическая сумма прямых материальных и других затрат. В результате получается общая сумма оплаты за услуги, предоставленные инжиниринговой фирмой.
Ставки оплаты труда и размеры коэффициента изменяются в зависимости от национальной принадлежности, а также престижа и опыта работы данной фирмы. Коэффициент, устанавливаемый фирмами промышленно развитых стран, колеблется в пределах 2—3, а ставки оплаты персонала различаются еще больше.
2. Оплата фактических затрат плюс фиксированное вознаграждение.
Этот метод применяется при проведении инжиниринговых работ с не определенными заранее объемом и структурой. При данном методе оплаты заказчик возмещает инжиниринговой фирме все фактические расходы, как прямые, так и накладные, и в соответствии с условиями контракта выплачивает фиксированную сумму или процентную надбавку, установленную с учетом общего объема работы, конъюнктуры и других факторов. Доля такой надбавки в совокупных расходах инжиниринговой фирмы колеблется от 10% для особо крупных проектов до 25% для небольших проектов.
3. Оплата в процентах от стоимости строительства.
Этот метод применяется при предоставлении всего комплекса инжиниринговых услуг (полный инжиниринг). На международном рынке данный: тип контрактов занимает ведущее место, поэтому этот метод оплаты наиболее часто используется при определении цены инжиниринговых услуг в экспортных сделках.
Цены на экспортируемые инжиниринговые услуги обычно выше внутренних на 40-50% для импортеров в промышленно развитых странах и в два раза для импортеров в развивающихся странах. Такая ценовая политика объясняется, с одной стороны, повышенным спросом на инжиниринговые услуги в развивающихся странах, а с другой — фактической монополией на предоставление этих услуг со стороны промышленно развитых стран.
Среди экспортеров инжиниринговых услуг доминирующее положение занимают американские компании, их основными соперниками являются фирмы Великобритании, Германии, Японии, Франции и некоторых других промышленно развитых стран.
ЮНИДО
Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) — United Nations Industrial Development Organization, UNIDO) была основана в 1967 г. по решению Генеральной ассамблеи ООН (резолюция ГА 2152 (XXI) от 17.11.66 г.). Она принадлежит к числу специализированных учреждений ООН.
Основной целью ЮНИДО как центрального координирующего органа ООН является содействие промышленному развитию в развивающихся странах и, как следствие, создание нового мирового экономического порядка.
В Программу реформ ЮНИДО (Декларация Яунде, принятая на Генеральной конференции ЮНИДО в 1993 г.) включены следующие основные положения:
индустриализация наименее развитых стран;
приоритетное промышленное развитие Африки;
содействие структурным реформам, оздоровлению и приватизации промышленности;
расширение экономического и технического сотрудничества с развивающимися странами;
поощрение сотрудничества и координация действий с другими международными финансовыми организациями и институтами. Основными функциями ЮНИДО являются:
координирующий центр по промышленной технологии;
посреднические функции в сфере промышленного сотрудничества;
центр информации по промышленным вопросам.
ЮНИДО имеет следующую структуру:
1) главные органы:
генеральная конференция;
Совет по промышленному развитию;
секретариат, генеральный директор;
отделения ЮНИДО;
2) вспомогательные органы:
комитет по программе и бюджету;
специализированные комитеты.
Генеральная конференция, состоящая из представителей стран-членов, определяет принципы и политику организации, рассматривает отчеты Совета, генерального директора и вспомогательных органов. Она утверждает бюджет, избирает членов Совета и назначает генерального директора по рекомендации Совета. Конференция созывается раз в два года.
Совет по промышленному развитию, являющийся руководящим и контрольным органом, состоит из 53 членов, избираемых сроком на четыре года с учетом регионального представительства (33 члена — от развивающихся стран, 15 — от промышленно развитых стран и 5 — от стран Восточной Европы). Совет контролирует исполнение рабочих программ, бюджета и решений конференции. Он может давать поручения генеральному директору Совет заседает не менее одного раза в год.
Генеральный директор (избирается на четыре года, возможно повторное избрание) руководит секретариатом и является высшим должностным лицом ЮНИДО. На него возложены полномочия по руководству организацией с учетом директив конференции и Совета. Секретариат подразделяется на департамент общего управления (бюро генерального директора и внешние связи) и на восемь возглавляемых директорами отделов (людские ресурсы и развитие предпринимательства, поддержка операций, мобилизация фондов, стратегия и разработка программ национального развития, информация и исследования, промышленность и окружающая среда, инвестиции и технологии, администрация).
Отделения (бюро по связи) в Нью-Йорке и Женеве поддерживают контакты с организациями системы ООН (координация проектов).
Комитет по программе и бюджету состоит из 27 членов, избираемых на два года с учетом регионального представительства (15 членов из развивающихся стран, 9 — из Западной Европы и 3 — из стран Восточной Европы). Он оказывает помощь Совету в подготовке и изучении предложений генерального директора по программе и бюджету и формулирует рекомендации в этой области. Комитет заседает не менее одного раза в год.
Конференции и Совет могут создавать другие вспомогательные органы, в частности специализированные комитеты.
ЮНИДО финансируется за счет обязательных и добровольных взносов своих членов, дотаций Программы развития ООН, а также за счет Фонда промышленного развития ЮНИДО.
ЮНИДО совместно с правительствами, различными организациями и частным сектором предоставляет особые услуги (консалтинг, проведение научных исследований и т.д.) и разрабатывает специальные программы (например, специализированные программы промышленного развития в арабских странах и странах АТР, региональная программа по сотрудничеству в области промышленного развития Латинской Америки и стран Карибского бассейна).
Для стимулирования инвестиций ЮНИДО организует национальные и региональные форумы и конференции. Бюро по стимулированию инвестиций в Афинах, Кельне, Милане, Париже, Сеуле, Токио, Варшаве, Вашингтоне, Вене и Цюрихе налаживает контакты между промышленно развитыми и развивающимися странами в области инвестиций.
Около 40 советников ЮНИДО работают в различных развивающихся странах в тесном контакте с местными представительствами Программы развития ООН.
Международный центр генетики и биотехнологии, получающий помощь от ЮНИДО и являющийся с 1994 г. межправительственной организацией, ставит своей целью ускорение передачи новейших технологий развивающимся странам. Лаборатория в Дели занимается этими вопросами в области охраны здоровья человека, сельского хозяйства и ветеринарии, лаборатория в Триесте — в области получения энергии из биомассы.
Технические службы ЮНИДО, находящиеся в распоряжении стран-членов, разрабатывают проекты в области технического сотрудничества, подготовки кадров, помощи малым и средним предприятиям, охраны окружающей среды, промышленной политики, институционального строительства и др., проводят аналитические тематические исследования странового, регионального и глобального характера и публикуют их результаты.
Издания ЮНИДО как по общим, так и по отдельным вопросам появляются с различной степенью периодичности (от ежемесячных до ежегодных), среди них ежегодные отчеты «UNIDO Newsletter», «UNIDO Update». Статистические и другие сведения представляют базы данных Банка промышленной и технологической информации (Industrial and Technological Information Bank).
Литература
1. Артемьев И.Е. Рынки технологии в мировом хозяйстве. — М.: Наука, 1992.
2. Джурович Р. Руководство по заключению внешнеторговых контрактов. — М.: Российское право, 1992.
3. Как продать Ваш товар на внешнем рынке. — М.: Мысль, 1990.
4. Мухопад В.И. Сквозь барьеры протекционизма. — М.: Мысль, 1988.
5. Основы внешнеэкономических знаний. — М.: Междунар. отношения, 1990.
6. Патентоведение. — М.: Машиностроение, 1984.
7. Шреплер Х.-А. Международные организации: Справочник. — М.: Междунар. отношения, 1995.
Глава 11
ТРАНСПОРТНЫЕ УСЛУГИ НА МИРОВОМ РЫНКЕ
При осуществлении международных экономических связей транспорт обеспечивает перемещение предмета транспортной операции между двумя и более странами.
Транспортные услуги различаются в зависимости от:
? вида транспорта: водный (морской и речной); наземный (железнодорожный и автомобильный); воздушный (авиационный);
трубопроводный; смешанный;
? предмета транспортной операции (груз, пассажир, багаж);
? транспортной характеристики товара: сухой (навалочные (уголь, руда), насыпные (зерно, цемент, фосфаты), генеральные (штучные); наливной (нефть и продукты ее переработки, растительные масла, вино и др.);
? периодичности перевозки (регулярные и нерегулярные);
? порядка прохождения границы (перегрузочные и бесперегрузочные);
? вида транспортно-технологической системы (контейнерная, паромная, лихтерная и др.);
? вида сообщения (прямое, непрямое и др.).
Обычно процесс доставки товара в международной торговле включает: его перевозку от внутреннего пункта производства до пограничного пункта (порта) страны-экспортера; международную транзитную или морскую перевозку от пункта страны-экспортера до пограничного пункта (порта) страны-импортера (если между данными странами не установлена общая сухопутная граница); транспортировку от пограничного пункта страны-импортера до внутреннего пункта потребления товара.
Транспортные операции считаются международными, если они связаны с перемещением внешнеторговых грузов на внешних относительно страны-продавца и страны-покупателя участках маршрута перевозки.
Международные транспортные услуги, являясь специфическим товаром, продаются и покупаются на международных транспортных рынках, которые различаются в зависимости от видов транспорта, географических районов перевозки и видов перевозимых грузов.
В более широком значении международные транспортные услуги включают помимо непосредственно перевозочной деятельности различные сопутствующие операции: доставка груза от склада отправителя до ближайшего грузового терминала, его погрузка на магистральные транспортные средства, перегрузка на другие виды транспорта в промежуточных пунктах, выгрузка в пункте назначения, временное хранение груза в промежуточных пунктах и переоформление перевозочных документов.
Расходы, связанные с выполнением сопутствующих транспортных операций и затраты по перевозке груза магистральными видами транспорта образуют полные транспортные расходы грузовладельца.
Таким образом, в международном транспортном процессе помимо грузовладельцев и перевозчиков участвуют различные хозяйствующие субъекты, включая операторов грузовых терминалов (стивидоров) в портах и на станциях. При международных перевозках, особенно готовой продукции и полуфабрикатов, груз многократно последовательно переходит от перевозчиков к операторам терминалов, от них снова к перевозчикам и т.д. Одновременно изменяются и субъекты ответственности за груз.
Для защиты своих коммерческих интересов во всех географических пунктах, где осуществляются операции с его грузами, грузовладельцы прибегают к услугам посредников-экспедиторов (в некоторых странах их называют фрахтовыми агентами и др.).
По договору экспедиции грузовладелец поручает экспедитору выполнение точно оговоренных операций с его грузами, например погрузку и выгрузку, хранение груза, оформление грузовых документов. Грузовладелец может доверить экспедитору заключение от его имени и по его поручению договоров с перевозчиками; выполнение расчетов по фрахту с перевозчиками и за стивидорские работы с операторами терминалов; выступление в судах и арбитражах на стороне грузовладельца. Экспедитор по законам многих стран является комиссионером.
Развитая сеть посреднических организаций в большинстве стран мира позволяет грузовладельцам заключать договоры непосредственно с экспедиторскими фирмами в каждом из интересующих их пунктов или договор с одним генеральным экспедитором, которому поручается организовать перевозку в целом. Генеральный экспедитор заключает от имени грузовладельца договоры с перевозчиками разных видов транспорта и с экспедиторскими организациями в пунктах прохождения грузов.
§ 1. Морской транспорт
Морской транспорт считается наиболее универсальным видом транспорта, который специализируется на обслуживании международной торговли. В системе морского торгового судоходства зародились и получили развитие основные правовые институты и организационные формы международных перевозок грузов и пассажиров. Система экономических и правовых отношений между участниками процесса перевозки на других видах транспорта развивалась в той или иной степени под влиянием международной практики морского торгового судоходства.
1. Морские перевозки
Морские перевозки осуществляются различными типами судов, которые подразделяются на:
1) грузовые суда, к которым относятся:
а) суда универсального назначения, предназначенные для перевозки генеральных и насыпных грузов;
б) ролкеры с горизонтальным способом погрузки и выгрузки, используемые для перевозки колесной и гусеничной техники, а также контейнеров и др.;
в) контейнеровозы, применяемые для перевозки генеральных грузов в контейнерах между оборудованными терминалами на регулярных линиях с мощными и устойчивыми потоками;
г) лихтеровозы, предназначенные для перевозки грузов в смешанном морском и речном сообщениях;
д) лесовозы;
е) паромы, используемые для перевозки грузов в железнодорожных вагонах на линиях сравнительно небольшой протяженности, характеризующихся устойчивым грузопотоком и высокой частотой отправки;
ж) суда для перевозки тяжеловесных и крупногабаритных грузов к местам строительства объектов;
з) балкеры, предназначенные для перевозки навалочных и насыпных грузов;
и) рефрижераторные суда;
к) танкеры, применяемые для перевозки нефти и других жидких химических грузов;
л) нефтебалкеры — комбинированные суда, предназначенные для перевозки навалочных, насыпных и жидких грузов;
2) пассажирские суда;
3) ледокольные суда;
4) гидрографические суда;
5) аварийно-спасательные (буксиры-спасатели, плавучие краны и др.);
6) служебно-вспомогательные (буксиры, бункеровщики, лоцманские суда и др.).
В международном судоходстве сложились две формы организации перевозок: линейная (регулярная) и трамповая (нерегулярная).
Международное линейное судоходство организуется морскими перевозчиками на устойчивых географических направлениях международной торговли. Особенностями линейного судоходства являются закрепление судов на данном направлении и их регулярные заходы в определенные порты по заранее объявленному расписанию. Перевозки оплачиваются грузоотправителями по ставкам тарифа, устанавливаемым перевозчиками. Линейные тарифы публикуются в периодической специализированной печати и обычно стабильны в течение длительного времени. Эти тарифы регулируются линейными конференциями, представляющими собой объединения судовладельцев, монополизировавших перевозки грузов на конкретных направлениях. Остальные судовладельцы, эксплуатирующие суда на контролируемых конференциями линиях (аутсайдеры), обычно применяют более низкие тарифы.
Основным документом при оформлении перевозки груза в международном линейном судоходстве является коносамент.
Коносамент (bill of lading) — это документ, подтверждающий принятие товара для морской (или речной) перевозки и обязывающий перевозчика выдать товар законному владельцу.
Коносамент является:
? распиской, подтверждающей принятие к перевозке товара, обозначенного на лицевой стороне этого документа;
? контрактом на перевозку товара на оговоренных в нем условиях;
? товарораспорядительным документом.
Существует несколько видов коносамента:
коносамент на предъявителя (bearer), который предоставляет право каждому, кто является его владельцем, распоряжаться товаром. Применяется крайне редко, поскольку не может гарантировать получение товара именно тем лицом, которому он действительно предназначен;
именной коносамент (straight), выписываемый на конкретного получателя товара. Передача владения товаром другому лицу может производиться только посредством специально оформленного заявления о переуступке (цессии);
ордерный коносамент (to order), согласно которому перевозчик должен доставить товар по указанию обозначенной стороны. Этот коносамент может передаваться получателем третьему лицу посредством индоссамента, т.е. передаточной надписи на этом документе. Индоссамент может быть именным и на предъявителя (in blanco).
Различают также бортовой коносамент, оформляемый на погруженный на борт судна груз, и коносамент на груз, принятый к отправке, который применяется в случае, если товар сдан на склад для последующей отгрузки. В ряде случаев после погрузки он заменяется на бортовой коносамент.
При необходимости выдачи грузополучателю части груза, оформленного коносаментом, могут быть выписаны так называемые долевые коносаменты — деливери-ордера (delivery order), представляющие . собой фактически не коносамент, а распоряжение получателя капитану о выдаче части груза после предъявления оригинала коносамента на всю грузовую партию.
Иногда применяется сквозной коносамент — документ, на основе которого грузы транспортируются из порта погрузки в порт назначения двумя и более судоходными линиями, действующими в соответствии с соглашением.
Выделяют также чистый и нечистый коносамент. Коносамент называют «чистым» (clean), если перевозчик не сделал в нем замечаний относительно состояния перевозимого товара, и «нечистым» (fone), если в нем сделаны соответствующие оговорки.
В отличие от линейного в трамповом судоходстве суда эксплуатируются на нерегулярной основе. Они не закрепляются за определенными направлениями, а свободно перемещаются из одной секции фрахтового рынка в другую в зависимости от спроса на тоннаж и от предложения грузов.
В торговом мореплавании применяются следующие виды фрахтования судов:
фрахтование на условиях рейсового чартера (voyage charter), который подразделяется на:
а) фрахтование на один рейс (single voyage), т.е. договор, по которому судовладелец за определенную плату (фрахт) обязуется перевезти .обусловленный груз из одного или нескольких портов отправления в один или несколько портов назначения;
б) фрахтование на последовательные рейсы (consecutive voyages), т.е. договор о перевозках большого количества однородного груза в одном и том же направлении на одном и том же судне;
в) фрахтование по генеральному контракту (general contract), т.е. договор, по которому судовладелец обязуется в течение определенного периода перевезти определенное количество груза;
фрахтование на условиях тайм-чартера (time-charter), которое в зависимости от способа определения продолжительности аренды судна подразделяется на обычный тайм-чартер и круговые рейсы;
фрахтование на условиях бербоут-чартера (bare boat charter), или димайз-чартера (demise-charter), т.е. аренда судна без экипажа.
Договор морской перевозки (договор фрахтования судна) в трамповом судоходстве, заключаемый между морским перевозчиком (фрахтовщиком) и грузоотправителем или грузополучателем (фрахтователем), имеет форму чартера. В большинстве случаев он заключается при помощи посредника или фрахтового брокера.
В любом чартере содержатся обязательные условия, относящиеся к судну, грузу, фрахту, порядку оплаты стивидорных работ и др.
Ниже приведены основные статьи чартера.
1. Место и время заключения.
2.Наименование сторон — фрахтователя и фрахтовщика (перевозчика) с указанием их местонахождения..
3. Название и характеристика зафрахтованного судна: флаг, класс, год постройки, грузовая характеристика судна. Флаг имеет значение в случае бойкота, запрета на заход в порты. Класс влияет на размер страховой премии.
4. Мореходность судна, которая заключается в его способности противостоять обычным опасностям рейса и доставить груз получателю в сохранном состоянии.
5. Наименование и количество груза. Иногда используют и собирательные названия, например «любые законные грузы» и т. д. Если фрахтователь не обеспечил требуемое количество груза, то за недогруз он обязан уплатить «мертвый фрахт», а в случае недогруза против заявленного и имеющегося количества фрахтователь имеет право требовать возмещения убытков.