<< Пред.           стр. 2 (из 19)           След. >>

Список литературы по разделу

 Отрасли сегментированы, поэтому при выборе сферы конкурен­ции фирма должна решить, конкурировать ли ей по широкому фронту или нацелиться на какой-либо один сектор рынка.
 На рис. 1.16 представлены основные типовые стратегии, приме­няемые при определении позиции фирмы в отрасли *. Концепция ; типовых стратегий заключается в том, что каждая стратегия базиру­ется на конкурентном преимуществе и фирма должна выбрать свою стратегию в зависимости от имеющегося преимущества.
 * Портер М. Международная конкуренция. — М.: Междунар. отношения, 1993. С. 58.
 
 
 
  Конкурентное преимущество
 
 Меньшие издержки
  Дифференциация
 
 Сфера конкуренции
  Широкая цель
  Лидерство за счет экономии на издержках
  Дифференциация
 
 Узкая цель
  Сосредоточение внимания на издержках
  Сфокусированная дифференциация
 
 
 
 Рис. 1.16. Типовые стратегии
 
 
 Конкурентное преимущество достигается исходя из того, как фирма организует и выполняет отдельные виды деятельности. В результате этой деятельности создаются определенные ценности для покупате­лей. Конечная ценность зависит от того, сколько клиенты готовы заплатить за товары или услуги, предлагаемые фирмой. Желательно, чтобы эта сумма превышала совокупные расходы на всю необходи­мую деятельность. Для того чтобы достичь конкурентного преиму­щества, необходимо либо предлагать покупателям товар примерно с такой же ценностью, что и у конкурентов; но производить его с мень­шими издержками (стратегия меньших издержек), либо предлагать покупателям товар с большей ценностью, за который можно полу­чить большую цену (стратегия дифференциации).
 Виды деятельности фирмы объединены в так называемую цепочку ценностей. Все они вносят свой вклад в потребительную стоимость.
 Их можно условно подразделить на две категории:
 первичная деятельность (производство, сбыт, доставка и обслу­живание товара);
 вторичная деятельность (обеспечение компонентами производства: технологией, людскими ресурсами и т.д. или выполнение функций инфраструктуры для поддержки другой деятельности, т.е. поддер­живающая деятельность).
 В зависимости от выбранной конкурентной стратегии определя­ются способ, которым фирма выполняет отдельные виды деятель­ности, и вся цепочка ценностей. В разных отраслях конкретные виды деятельности имеют различное значение для достижения конку­рентного преимущества. Так, для продукции отраслей машиностро­ения большое значение имеют развитие технологии, качество сбор­ки и послепродажное обслуживание, а для производства моющих средств — реклама.
 Цепочка ценностей фирмы — это система видов деятельности, между которыми существуют связи, возникающие, когда способ осущест­вления какого-либо вида деятельности влияет на стоимость или эффективность других видов деятельности. Управление этими связями может стать решающим источником конкурентного преимущества.
 Фирмы добиваются конкурентного преимущества, если находят новые способы конкуренции в своей отрасли и выходят с ними на рынок, т. е. осуществляют «нововведения». Под нововведением в широком смысле подразумевается совершенствование технологии, способов и методов ведения дел. Конкретно обновление может выражаться в изменении товара или производственного процесса, новых подходах к маркетингу, новых путях распространения товара и новых концепциях сферы конкуренции и др.
 Наиболее типичными причинами новаций, позволяющими до­стичь конкурентного преимущества, являются:
 • новые технологии (производство рентгеновской аппаратуры в Германии);
 • новые или изменившиеся запросы покупателей (американские компании быстрого питания);
 • появление нового сегмента отрасли (производство малогаба­ритных многоцелевых автопогрузчиков в Японии);
 • изменение стоимости или компонентов производства (изме­нение соотношения стоимости рабочей силы в странах);
 • регулирование на уровне правительства (стандарты, охрана ок­ружающей среды, торговые ограничения и др.).
 Фирмы, которые первыми отреагировали на изменение структу­ры отрасли, получают преимущество, позволяющее им использовать эффект масштаба, снижать издержки, создавать фирменный имидж и налаживать отношения с клиентами в то время, когда жесткой конкуренции еще нет, а также выбирать каналы распространения, выгодные источники сырья и др.
 Само нововведение конкуренты могут скопировать, но преиму­щества, полученные благодаря быстрой реакции на изменение струк­туры отрасли, часто остаются за фирмой-новатором.
 В процессе обновления большую роль играет информация, кото­рая конкурентов не интересует или которая им недоступна либо доступна всем, но обработана по-новому.
 Продолжительность удержания конкурентного преимущества за­висит:
 • от источников конкурентного преимущества.
 Преимущества низкого уровня, такие, как дешевая рабочая сила или сырье, довольно легко могут получить и конкуренты (производ­ство бытовой электроники в Юго-Восточной Азии). Этого же уровня преимущество основано на использовании эффекта масштаба от применения технологий или оборудования и т.д. При появлении но­вой технологии такой эффект масштаба быстро исчезает.
 Преимущества более высокого уровня (патентованная техноло­гия, уникальные товары или услуги, репутация фирмы, тесные связи с клиентами) можно удерживать более длительное время. Достижение таких преимуществ возможно при условии долговременных и ин­тенсивных капиталовложений;
 • от количества имеющихся у фирм явных источников конку­рентного преимущества;
 • от постоянной модернизации производства и других видов деятельности.
 Для удержания позиций фирмам иногда приходится отказываться от имеющихся преимуществ, чтобы добиться новых. Например, внедрение новых технологий корейскими судостроителями позволило снизить затраты на рабочую силу, хотя у Кореи еще было пре­имущество в этом отношении.
 
 2. Особенности международной конкуренции
 
 Все, что говорилось выше о конкуренции и конкурентной страте­гии, в одинаковой степени может относиться как к внешнему, так и внутреннему рынку. В то же время международная конкуренция имеет некоторые особенности.
 М. Портер выделяет два типа отраслей в зависимости от особен­ностей конкуренции:
 • множественно-национальные (multidomestic) отрасли, для ко­торых характерно то, что в каждой стране конкуренция протекает по-разному, т. е. в международном масштабе такая отрасль пред­ставляет собой совокупность национальных отраслей. Проводить единую стратегию в таких отраслях невозможно. Примером такой отрасли могут служить сберегательные банки;
 • глобальные отрасли, которые имеют единое поле конкуренции по всему миру. В таких отраслях получение конкурентного пре­имущества приобретает особо важное значение в связи с возмож­ностью его всемирного использования. Именно в таких отраслях необходимо разрабатывать не просто конкурентную стратегию, а глобальную, т.е. вырабатывать и внедрять единый подход к про­даже продукции во многих странах. Сам факт функционирования многонациональных компаний (МНК) еще не означает наличия глобальной стратегии, поскольку в множественно-национальных отраслях филиалы МНК действуют автономно.
 М. Портер выделяет два способа достижения и использования кон­курентного преимущества при глобальной стратегии.
 1. Конфигурация деятельности, т.е. размещение различных видов деятельности в разных странах для того, чтобы использовать их осо­бенности.
 При сосредоточении различных видов деятельности производство осуществляется в одной стране, а выход на внешний рынок — путем экспорта товаров, при их рассредоточении производство осуществляется в разных странах, а выход на внешний рынок — посредством прямых зарубежных инвестиций.
 При размещении видов деятельности страна выбирается по сле­дующим критериям:
 минимальная стоимость факторов;
  наличие необходимых условий для проведения НИОКР;
 возможность получения доступа к специализированным навыкам;
 степень развития отношений с клиентами и др.
 2. Координация деятельности филиалов, которая включает:
 обмен информацией;
 распределение ответственности;
 согласование усилий.
 Координация сама может быть конкурентным преимуществом, поскольку способствует накоплению знаний и опыта, полученных в разных местах. Благодаря ей у фирм появляется возможность более быстро реагировать на изменения ситуации на рынке.
 
 3. Детерминанты конкурентного преимущества
 
 Под конкуренцией подразумеваются не равновесие, а постоян­ные перемены. Каждая отрасль постоянно совершенствуется и об­новляется. Причем важную роль в стимулировании этого процесса играет страна базирования. Страна базирования - это страна, где разрабатываются стратегия, основная продукция и технология и где имеется рабочая сила с необходимыми навыками.
 М. Портер выделяет четыре свойства страны, формирующие сре­ду, в которой конкурируют местные фирмы, и влияющие на ее меж­дународный успех (рис. 1.17) *.
 *Портер М. Международная конкуренция. - М.: Междунар. отношения, 1993.С.149.
 
 
 
 Рис. 1.17. Детерминанты конкурентного преимущества страны
 
 Эти детерминанты, каждый в отдельности и все вместе как сис­тема, создают среду, в которой рождаются и действуют фирмы дан­ной страны.
 Страны добиваются успеха в тех или иных отраслях благодаря тому, что среда в этих странах развивается наиболее динамично и, постоянно ставя перед фирмами сложные задачи, заставляет их лучше использовать имеющиеся конкурентные преимущества и искать новые. Страны имеют наибольшие шансы на успех в тех отраслях или их сегментах, где компоненты национального «ромба» взаимно усиливаются, т.е. каждый детерминант влияет на все остальные.
 Преимущество по каждому детерминанту не является предпосыл­кой для конкурентного преимущества в отрасли. Именно взаимо­действие преимуществ по всем детерминантам обеспечивает само­усиливающиеся выигрышные моменты, которые иностранным конкурентам недоступны.
 
 Параметры факторов
 
 Каждая страна в той или иной степени обладает факторами про­изводства, необходимыми для деятельности фирм в любой отрасли. Теория сравнительных преимуществ в модели Хекшера-Олина посвящена сравнению имеющихся факторов. Страна экспортирует товары, при производстве которых интенсивно используются различ­ные факторы. Однако факторы, как правило, не только достаются по наследству, но и создаются, поэтому для получения и развития конкурентных преимуществ важен не столько запас факторов на данный момент, сколько скорость их создания. Кроме того, изоби­лие факторов может подорвать конкурентное преимущество, а их нехватка — побудить к обновлению, что может привести к долговре­менному конкурентному преимуществу. В то же время нацеленность факторами имеет достаточно важное значение, поэтому это первый параметр данной составляющей «ромба».
 1. Наделенность факторами
 Традиционно в экономической литературе выделяет три фактора. труд, земля и капитал. Но более полно их влияние в настоящее время отражает несколько иная классификация:
 • людские ресурсы, которые характеризуются количеством, ква­лификацией и стоимостью рабочей силы, а также продолжительностью нормального рабочего времени и трудовой этикой. Эти ресурсы подразделяются на многочисленные категории, так как для каждой отрасли требуется определенный перечень конкрет­ных категорий работников;
 • физические ресурсы, которые определяются количеством, ка­чеством, доступностью и стоимостью земельных участков, воды, полезных ископаемых, лесных ресурсов, источников электроэнер­гии и др. К ним также можно отнести климатические условия, географическое положение и даже часовой пояс;
 • ресурс знаний, т.е. совокупность научной, технической и ком­мерческой информации, влияющей на товары и услуги. Этот запас сосредоточен в университетах, исследовательских органи­зациях, банках данных, литературе и т. д.;
 • денежные ресурсы, характеризующиеся количеством и стои­мостью капитала, который может быть направлен на финансирование промышленности;
 • инфраструктура, включающая транспортную систему, систему связи, почтовые услуги, перевод платежей между банками, систему, здравоохранения и др.
 Совокупность применяемых факторов в разных отраслях разли­чается. Фирмы достигают конкурентного преимущества, если имеют в распоряжении дешевые или высококачественные факторы, которые важны при конкуренции в конкретной отрасли. Так, расположение Сингапура на важном торговом пути между Японией и Ближним Востоком сделало его центром судоремонтной индустрии. Однако получение конкурентного преимущества на основе факторов зависит не столько от их наличия, сколько от их эффективного использования, поскольку МНК могут обеспечить недостающие факторы путем закупок или размещения деятельности за рубежом, а многие факторы относительно просто перемещаются из страны в страну.
 2. Иерархия факторов
 Факторы подразделяются на основные и развитые, общие и спе­циализированные.
 К основным факторам относятся природные ресурсы, климати­ческие условия, географическое положение, неквалифицированная рабочая сила и т.п. Их получает страна по наследству либо при незначительных капиталовложениях. Они не имеют особого значения для конкурентного преимущества страны либо создаваемое ими пре­имущество неустойчиво. Роль основных факторов снижается из-за сокращения потребности в них или из-за их возросшей доступности (в том числе в результате перевода деятельности или закупок за ру­бежом). Эти факторы имеют важное значение в добывающих отрас­лях и в отраслях, связанных с сельским хозяйством.
 К развитым факторам относятся современная инфраструктура, высококвалифицированная рабочая сила и т.п. Именно эти факторы имеют наибольшее значение, так как позволяют достичь конкурент­ного преимущества более высокого уровня.
 По степени специализации факторы подразделяются на общие, которые можно применять во многих отраслях, и специализирован­ные. Специализированные факторы образуют более солидную и долговременную основу для конкурентного преимущества, чем общие.
 Критерии подразделения факторов на основные и развитые, об­щие и специализированные необходимо рассматривать в динамике, поскольку со временем они изменяются. Например, выпускник вуза 60-х гг. при прочих равных условиях совсем не соответствует уровню выпускника того же вуза 90-х гг.
 3. Создание факторов
 Факторы различаются в зависимости от того, возникли ли они естественным способом или созданы искусственно. Все факторы, способствующие достижению конкурентных преимуществ более высокого уровня, являются искусственными. Страны добиваются успеха в тех отраслях, в которых им наилучшим образом удается со­здавать и совершенствовать необходимые факторы.
 
 Условия (параметры) спроса
 
 Вторым детерминантом национального конкурентного преиму­щества является спрос на внутреннем рынке на товары или услуги, предлагаемые этой отраслью. Влияя на эффект масштаба, спрос на внутреннем рынке определяет характер и скорость внедрения нова­ций. Он характеризуется:
 структурой;
 объемом и характером роста;
 интернационализацией.
 Фирмы могут достичь конкурентного преимущества при следую­щих основных характеристиках структуры спроса:
 значительная доля внутреннего спроса приходится на глобальные сегменты рынка;
 покупатели (включая посредников) разборчивы и предъявляют повышенные требования, что вынуждает фирмы повышать стандарты качества изготовления продукции, обслуживания и потребительских свойств товаров;
 потребность в стране базирования возникает раньше, чем в других странах.
 Объем и характер роста внутреннего спроса позволяют фирмам получать конкурентное преимущество если:
 за рубежом имеется спрос на товар, обладающий большим спро­сом на внутреннем рынке;
 имеется большое количество независимых покупателей, что со­здает более благоприятную обстановку для обновления;
 внутренний спрос быстро растет, что стимулирует интенсификацию капиталовложений и скорость обновления;
 внутренний рынок быстро насыщается, в результате ужесточается конкуренция, при которой выживает сильнейший, что вынуждает выходить на внешний рынок.
 Фирмы достигают конкурентного преимущества благодаря интер­национализации спроса на внутреннем рынке, т.е. когда отдается предпочтение зарубежным потребителям при условии, если:
 существуют мобильные и многонациональные внутренние покупа­тели, которые способствуют развитию спроса за рубежом (туристы,, филиалы МНК и т.д.);
 имеется возможность влиять на запросы зарубежных покупате­лей (передача потребностей), например зарубежные ученые стремятся перенять практику (оборудование, методы и др.) своих коллег из тех стран, которые считаются лидерами в данной области науки («эффект демонстрации»).
 Влияние параметров спроса на конкурентоспособность зависит и от других частей «ромба». Так, без сильной конкуренции широкий внутренний рынок, или его быстрый рост не всегда стимулируют инвестиции. Без поддержки соответствующих отраслей фирмы не способны удовлетворять потребности взыскательных покупателей и т.д.
 
 Родственные и поддерживающие отрасли
 
 Третьим детерминантом, определяющим национальное конкурент­ное преимущество, является присутствие в стране отраслей-постав­щиков или смежных отраслей, которые конкурентоспособны на мировом рынке.
 При наличии конкурентоспособных отраслей-поставщиков воз­можны:
 эффективный и быстрый доступ к дорогостоящим ресурсам, например к оборудованию или квалифицированной рабочей силе и др.;
 координация поставщиков на внутреннем рынке;
 оказание содействия процессу нововведений. Национальные фирмы получают наибольшую выгоду, если их поставщики конкурентоспособны на мировом рынке.
 Наличие в стране конкурентоспособных родственных отраслей часто ведет к возникновению новых высоко развитых видов произ­водства. Родственными называются такие отрасли, в которых фирмы могут осуществлять взаимодействие между собой в процессе форми­рования цепочки ценностей, а также отрасли, имеющие дело с взаи­модополняющими продуктами, например компьютерами и програм­мным обеспечением. Взаимодействие может происходить в сфере раз­вития технологий, производства, маркетинга, сервиса. При наличии в стране родственных отраслей промышленности, способных конкури­ровать на мировом рынке, открывается доступ к обмену информацией и техническому взаимодействию. Географическая близость и куль­турное родство обусловливают более активный взаимообмен, чем с иностранными фирмами.
 Успех на мировом рынке одной отрасли может повлечь за собой развитие производства дополнительных товаров и услуг. Например, продажа американских компьютеров за границей привела к повыше­нию спроса на американские периферийные устройства, программное обеспечение и к развитию американских служб, работающих с базами данных.
 Однако успех отраслей-поставщиков и родственных отраслей может повлиять на успех национальных фирм только при условии позитивного воздействия остальных составляющих «ромба».
 
 Стратегия, структура и соперничество фирм
 
 Четвертым важным детерминантом, определяющим конкуренто­способность отрасли, является тот факт, что фирмы создаются, организуются и управляются в зависимости от характера конкуренции на внутреннем рынке, при этом вырабатываются различные стратегии и цели. Национальные особенности влияют на управление фирмами и на форму конкуренции между ними. В Италии многие фирмы, успешно действующие на мировом рынке, являются малыми или средними (по размеру) семейными предприятиями. В Германии чаще встречаются крупные компании с иерархической системой управления. Кроме того, можно вспомнить об американской и японской системах управления. Эти национальные особенности в значительной степени влияют на позиции фирм при ориентации на глобальную конкуренцию. .
 Особое значение для достижения высокой конкурентоспособности в отрасли имеет сильное соперничество на внутреннем рынке, что объясняется следующими причинами:
 сильная внутренняя конкуренция дает более мощный импульс к совершенствованию;
 внутренняя конкуренция не только укрепляет позиции фирм на внутреннем рынке, но и заставляет их выходить на мировой уровень с целью дальнейшего роста;
 более сильные местные фирмы, закаленные внутренней конку­ренцией, способны добиться успеха и за границей;
 при конкуренции на внутреннем рынке создаются также преиму­щества для национальной отрасли в целом, а не только для отдель­ных фирм. Конкуренты заимствуют друг у друга прогрессивные идеи и развивают их, поскольку в пределах одной нации идеи распрост­раняются быстрее, чем между разными нациями.
 Эти преимущества усиливаются при концентрации конкурентов в одной географической местности.
 
 Роль случая
 
 Случай — это событие, которое имеет мало общего с условиями развития в стране и на которое часто не могут влиять ни фирмы, ни национальные правительства. По мнению М. Портера, к ним отно­сятся *:
 * Портер М . Международная конкуренция. — М.: Междунар. отношения, 1993. С. 146.
 
 изобретательство;
 крупные технологические достижения (биотехнология, микро­электроника и др.);
 резкие изменения цен на ресурсы (нефтяной кризис);
 значительные изменения на мировых финансовых рынках или обменных курсов;
 резкое повышение мирового или местного спроса;
 политические решения зарубежных правительств;
 войны.
 Случайные события важны потому, что они влияют на позиции конкурирующих фирм. В результате этих событий могут быть сведены на нет преимущества старых конкурентов и создан потенциал для новых фирм, которые достигли достаточного уровня конкурентоспо­собности в новых условиях. Так, например, производство одежды в Сингапуре стало развиваться после того, как западные страны ввели квоты на импорт данной продукции из Гонконга и Японии.
 В то время как случай может способствовать изменению уровня конкурентоспособности в отрасли, национальные особенности влияют на то, каким образом страна сумеет этот случай использовать (например, послевоенные успехи проигравших во второй мировой войне стран — Германии, Японии и Италии).
 
 Роль правительства
 
 Роль правительства в формировании национальных преимуществ заключается в том, что оно оказывает влияния на все четыре детер­минанта:
 на параметры факторов — через субсидии, политику в отноше­нии рынка капитала и др.;
 на параметры спроса — путем установления различных стандар­тов и осуществления государственных закупок;
 на условия развития родственных отраслей и отраслей-поставщи­ков — посредством контроля над средствами рекламы или регулиро­вания развития инфраструктуры;
 на стратегию фирм, их структуру и соперничество — через свою налоговую политику, антимонопольное законодательство, путем регулирования инвестиций и деятельности рынка ценных бумаг и т.д.
 Все четыре детерминанта могут оказывать и обратное воздейст­вие на правительство. Роль правительства может быть положитель­ной и отрицательной.
 Детерминанты национальной конкурентоспособности представ­ляют собой комплексную систему, которая находится в постоянном развитии. Одни детерминанты регулярно воздействуют на другие. Действие системы детерминантов ведет к тому, что конкурентоспо­собные национальные отрасли распределены не равномерно по всей экономике, а связаны в пучки, или «кластеры», состоящие из отрас­лей, зависящих друг от друга. Например, 40% итальянского экс­порта приходится на отрасли, связанные с производством продуктов питания, одежды и благоустройством жилья. В этом случае также важен и географический (региональный) аспект, о котором уже гово­рилось.
 После рассмотрения теорий международной торговли возникает вопрос, заменяла ли каждая последующая теория предыдущую и какая теория объясняет развитие международной торговли в конце XX в. В настоящее время нельзя говорить о специализации страны в целом в соответствии с какой-либо одной теорией. Речь может идти о специализации отдельных отраслей и отдельных фирм в данной стране. Причем ни одна из теорий не утратила актуальности: одни в большей, а другие в меньшей степени объясняют тенденции развития современной мировой торговли.
 
 Литература
 
 1. Иголкин А.А., МотылевВ.В. Международное разделение тру­да: модели, тенденции, прогнозы. — М.: Междунар. отношения, 1988.
 2. Линдерт П. Экономика мирохозяйственных связей. — М.: Про­гресс, 1992.
 3. Портер М. Международная конкуренция. — М.: Междунар. отношения, 1993.
 4. Рикардо Д. Начала политической экономии и налогового обло­жения / Собр. соч.: Т. I. — М.: Госполитиздат, 1955.
 5. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства наро­дов: Кн. IV «О системах политической экономии». — М.: Соцэкгиз, 1935.
 6. Haberler J. A Survey of International Trade Theory. — Princeton, 1961.
 7.Ohlin В. Interregional and International Trade. — Cambridge (Mass.), 1933.
 8. Vernon R. International Investment and International Trade in the Product Cycle// Quarterly Journal of Economics. 1966, May.
 
  Глава 2 МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ И МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО
 
 Международная торговля развивается благодаря специализации стран на производстве определенного товара или набора товаров и продаже их за рубеж, т.е. основой международной торговли является международное разделение труда.
 
 § 1. Международное разделение труда
 
 Международное разделение труда, отражающее интернационали­зацию хозяйственной жизни, является естественным продолжением общественного разделения труда внутри отдельно взятых стран. Раз­личают три основных логически и исторически последовательных типа разделения труда: общее, частное, единичное.
 Под общим понимается разделение труда по сферам производства (добывающая и обрабатывающая промышленность, сельское хозяйст­во, транспорт и т. д.), под частным— разделение труда внутри крупных сфер по отраслям и подотраслям, под единичным — разделение труда по видам деятельности внутри отраслей.
 Международное разделение труда проявляется в единстве двух процессов — собственно разделение (специализация) и объединение (кооперация).
 Специализация развивается по двум направлениям: производствен­ному и территориальному. В зависимости от степени производствен­ной специализации ее подразделяют на межотраслевую, внутриотрас­левую и на специализацию отдельных компаний. Территориальная специализация осуществляется по отдельным странам, группам стран и регионам.
 Основными видами специализации являются:
 предметная, т.е. специализация на производстве отдельных про­дуктов;
 подетальная, т.е. специализация на производстве отдельных частей или компонентов продуктов;
 технологическая, или стадийная, т.е. специализация на осущест­влении отдельных операций или выполнении отдельных технологи­ческих процессов, например сборка, сварка и т.д.
 Кооперация — это сложный процесс объединения деятельности. Она классифицируется:
 по видам (экономическая кооперация, промышленное сотрудни­чество и др.);
 по стадиям (предпроизводственная, производственная, коммер­ческая);
 по числу объектов и субъектов и т. д.
 В связи с вышесказанным международное разделение труда можно определить как высшую степень территориального разделения труда на основе специализации отдельных стран в производстве определенных видов продукции, которыми страны обмениваются.
 Система международного разделения труда, отражающая состояние производства на том или ином этапе исторического развития, пре­терпела значительную эволюцию. В период натурального хозяйства, неразвитости товарно-денежных отношений существовали лишь элементы международного разделения труда, что определялось естест­венными различиями природных условий отдельных стран, обмен между которыми ограничивался рядом продуктов, не производящихся в данной стране и способных сохранять свои потребительские свойства при длительных перевозках (колониальные товары).
 Процесс международного разделения труда стал интенсивно раз­виваться в период перехода наиболее развитых стран к машинному производству в конце XVIII — начале XIX вв. К середине XIX в. сформировалось и существовало примерно до второй мировой войны традиционное международное разделение труда, основанное на меж­отраслевой специализации. Впоследствии, особенно под влиянием научно-технического прогресса, стало формироваться современное международное разделение труда, характеризующееся глубокой спе­циализацией промышленного производства, в рамках которой уменьшается роль межотраслевой специализации и возрастает роль внутри­отраслевой специализации, благодаря чему отдельные страны могут развивать современное производство, не производя при этом полного набора готовых промышленных изделий. Вследствие этого активи­зируется торговый обмен между странами, перемещение факторов производства, усиливаются кооперационные связи и интеграцион­ные тенденции.
 В результате развития международного разделения труда и между­народной торговли сформировался мировой рынок, который по срав­нению с национальными рынками обладает рядом особенностей:
 на развитие мирового рынка очень большое воздействие оказы­вает внешнеторговая и международная торговая политика;
 движение товаров между национальными хозяйствами ограничено. Не все товары, производимые в отдельных странах, попадают на мировой рынок;
 на мировом рынке существует особая система цен — мировые цены.
 Развитие мирового рынка привело к формированию современного мирового хозяйства *. Если рассматривать данную категорию как технико-экономическую, то выяснится, что развитие мирового хо­зяйства как целого, а также его отдельных частей происходит в со­ответствии с определенными общими закономерностями, поскольку материальной основой современного производства является машин­ная техника независимо от уровня развития того или иного наци­онального хозяйства. Это не означает, что процесс производства во всех своих проявлениях везде и всегда опирается непременно на машинную технику. Однако если такая техника не применяется, то это обусловлено просто экономической отсталостью.
 * В советской экономической литературе использовался термин, «всемир­ное хозяйство», который объединял понятия «мировое капиталистическое хо­зяйство» и «мировое социалистическое хозяйство». Сейчас этот термин может применяться в качестве синонима термина «мировое хозяйство».
 
 Современные средства производства могут использоваться в различ­ных социальных системах с диаметрально противоположными основ­ными целями хозяйственной деятельности и с разными последст­виями. В этом смысле мировое хозяйство как система представляет собой совокупность взаимосвязанных обособленных подсистем с противопо­ложными внутренними целями. Причем применительно к категории мирового хозяйства речь идет не о простой сумме подсистем — национальных хозяйств, а о целостной системе таких хозяйств, связанных международным разделением труда и находящихся в определенных экономических отношениях друг с другом. При этом возникает новое качественное состояние: эффект функционирования взаимодейству­ющих друг с другом национальных экономических систем больше суммы эффектов, достигаемых при функционировании изолирован­ных друг от друга автономных национальных хозяйств.
 Таким образом, мировое хозяйство представляет собой систему, которая посредством международных экономических отношений свя­зывает входящие в нее субъекты и в то же время как целое влияет на функционирование и рост составляющих частей.
 К субъектам мирового хозяйства относятся прежде всего наци­ональные хозяйства отдельных стран, их группы, а также националь­ные фирмы, активно участвующие во внешнеэкономической деятельности, многонациональные компании и международные экономические организации. Расширение понятия субъектов мирового хозяйства связано с тем, что развитие международного разделения труда и мирового хозяйства во второй половине XX в. определяется все возрастающей интернационализацией хозяйственной жизни. На этот процесс влияют различные факторы:
 во-первых, географические факторы, неравномерность распреде­ления на земном шаре природных ресурсов» в том числе растительного и животного мира, различные почвенно-климатические условия. Уве­личение объемов выпуска продукции, появление новых отраслей и производств обусловливают повышенный спрос на сырьевые това­ры, получение которых ограничено природными условиями. Это сти­мулирует добычу сырья в тех странах, где имеются соответствующие запасы. Кроме того, растет спрос на продовольственные товары, которые производятся лишь в определенных климатических зонах;
 во-вторых, степень развития производительных сил. Крупное машинное производство, как правило, может быть эффективным только при глубокой специализации и ориентации на широкий рынок сбыта, что приводит к необходимости выхода на внешний рынок;
 в-третьих, научно-технический прогресс. При быстром обновле­нии продукции и технологий невозможно достичь оптимального раз­вития в рамках одной страны всех видов производств. Результатом этого является активный обмен продукцией, услугами и факторами производства.
 В этих условиях в большинстве стран имеет место объективная тенденция к открытию своих национальных хозяйств, прежде всего путем развития внешней торговли, что подтверждается кардинальными изменениями в мире, происходящими со второй половины 80-х гг.
 
 1. Открытая экономика
 
 Тенденция ко все большей открытости национальных хозяйств является характерной чертой современного развития международ­ного разделения труда. По степени вовлеченности в международное разделение труда (степени открытости) национальные хозяйства можно подразделить на два противоположных типа:
 • полностью замкнутое (автаркическое);
 • полностью открытое.
 Под замкнутой (автаркической) понимается экономика, развитие которой определяется исключительно внутренними тенденциями и не зависит от тенденций, имеющих место в мировом хозяйстве. При этом экономические связи страны с другими национальными хозяй­ствами минимальны.
 Под полностью открытой экономикой понимается такая эконо­мика, развитие которой определяется тенденциями, действующими в мировом хозяйстве. Внешние связи страны усиливаются, причем с переходом к более высокому уровню развития происходит как абсо­лютное, так и относительное их расширение.
 Сам факт наличия экономических связей между данной страной и другими странами еще не означает, что она имеет открытую эко­номику. В настоящее время экономика отдельных стран не может развиваться в отрыве от мирового хозяйства, без каких-либо связей с другими странами. Даже когда в экономической политике страны преобладают автаркические тенденции, внешние связи неизбежно играют ту или иную роль.
 Экономика одних стран открыта в большей степени, других — в меньшей. Причем экономика крупных стран, как правило, бывает открыта в меньшей степени. Степень открытости экономики также зависит от обеспеченности природными ресурсами, численности населения, а точнее, от его платежеспособного спроса, который определяется уровнем развития производительных сил. Если произ­водительные силы развиты в равной степени, то экономика более открыта при меньшем экономическом потенциале, под которым понимается способность трудовых и материальных ресурсов обес­печивать максимальный уровень производства продукции и услуг производственного и непроизводственного назначения при условии эффективного использования всех ресурсов. Кроме, того, степень открытости экономики зависит и от отраслевой структуры националь­ного производства. Чем больше удельный вес базовых отраслей (металлургии, энергетики и т. п.), тем меньше относительная вовле­ченность страны в международное разделение труда, т.е. степень от­крытости ее экономики. Напротив, обрабатывающая промышленность, особенно такие ее отрасли, как машиностроение, электроника, химия и т. п., предполагают более глубокую подетальную специализацию, бла­годаря чему происходят рост технологической взаимозависимости стран и, соответственно, усиление открытого характера экономики. Таким образом, степень открытости национальной экономики тем выше, чем более развиты ее производительные силы, чем больше в ее отраслевой структуре отраслей с углубленным технологическим раз­делением труда, чем меньше ее общий экономический потенциал и обеспеченность собственными природными ресурсами.
 В качестве показателей, используемых для измерения степени открытости экономики, чаще всего применяются экспортная и им­портная квоты.
 Экспортная квота представляет собой количественный показатель, характеризующий значимость экспорта для экономики в целом и от­дельных отраслей по тем или иным видам продукции. В рамках всего национального хозяйства она рассчитывается как отношение сто­имости экспорта (Э) к стоимости валового внутреннего продукта (ВВП) * за соответствующий период в процентах:
 * В международной статистике наиболее часто применяются такие макро­экономические показатели, как валовой внутренний продукт (ВВП) (Gross Domestic Product, GDP) и валовой национальный продукт (ВНП) (Gross National Product, GNP). Валовой внутренний продукт представляет собой рыночную сто­имость товаров и услуг, созданных внутри географических границ страны. По­казатель валового национального продукта очень близок к показателю ВВП. различие между ними состоит в том, что ВЦП представляет собой рыночную Стоимость товаров и услуг, произведенных хозяйственными единицами страны, независимо от того, произведены ли эти товары и услуги в географических границах страны или за ее пределами. Таким образом, ВНП представляет собой ВВП плюс доходы, заработанные хозяйственными единицами данной страны за пределами ее границ, минус доходы, заработанные иностранными хозяй­ственными единицами в данной стране.
 Кэ=Э/ВВП?100%
 
 Импортная квота представляет собой количественный показатель, Характеризующий значимость импорта для народного хозяйства и отдельных отраслей по различным видам продукции. В рамках всего национального хозяйства импортная квота рассчитывается как от­ношение стоимости импорта (И) к стоимости ВВП:
 КН = И/ВВП ? 100%.
 
 Внешнеторговая квота определяется как отношение совокупной стоимости экспорта и импорта, деленной пополам, к стоимости ВВП в процентах:
 
 Кв=1/2(Э+И)/ВВП?100%.
 
 В табл. 2.1 приведены экспортные и импортные квоты ряда стран в 1994 г.
 
 Таблица 2.1 Экспортная и импортная квоты по странам (1994 г.)*
 
  Страны
  Экспортная квота, %Импортная квота, %
 Австралия18,920,1
 Белиз51,857,5
 Бельгия71,266,0
 Бразилия8,67,4
 Бурунди11,626,3
 Венгрия25,935,3
 Гаити4,814,6
 Германия33,130,3
 Египет
  22,9
  28,1
 
 Канада
  33,2
  32,5
 
 Маврикий
  58,9
  70,0
 
 Малайзия
  89,8
  91,4
 
 Мьянма
  1,1
  2,1
 
 Нигерия
  21,2
  19,5
 
 Новая Зеландия
  31,2
  29,2
 
 Пакистан
  15,7
  20,0
 
 Республика Корея
  30,1
  30,9
 
 Россия
  23,6
  17,0
 
 Словакия
  72,3
  66,2
 
 США
  10,7
  12,1

<< Пред.           стр. 2 (из 19)           След. >>

Список литературы по разделу