<< Пред. стр. 3 (из 19) След. >>
Таиланд
39,0
43,8
Танзания
43,3
89,2
Франция
21,3
19,4
Чехия
52,3
52,5
Чили
28,2
26,8
Эстония
56,1
72,2
Эфиопия
12,1
20,8
ЮАР
23,7
21,8
Япония
9,5
7,3
*Россия и зарубежные страны: сравнение по основным показателям (экспортная и импортная квоты)//Вопросы экономики. 1996. № 4. С. 115-125.
2. Экономическая безопасность
Движение в направлении открытости экономики сопряжено с возникновением многих сложных проблем, одной из которых является проблема экономической безопасности, т.е. определение оптимальных условий взаимодействия с мировым хозяйством. Для промышленно развитых стран, особенно не имеющих собственных запасов энергии и сырья, открытость экономики является существенным фактором, влияющим на их дальнейшее развитие. Все остальные страны также участвуют в международном разделении труда, а следовательно, в установлении и развитии коммерческих отношений друг с другом, что приводит к усилению взаимосвязей и взаимозависимости субъектов международного разделения труда и возникновению необходимости сочетать выгоды от специализации и кооперации с защитой от негативного внешнего воздействия. В результате возникает риск нестабильности национальной экономики, который обусловлен тем, что торговые (коммерческие) отношения, в которые вступают страны по мере своего «открытия», не могут быть абсолютно безопасными. Поэтому при развитии внешней торговли в отдельных странах может иметь место только относительная экономическая безопасность, определяющаяся взаимозависимостью.
Взаимозависимость может привести к экономической зависимости, представляющей собой такие причинно-следственные связи, при которых внешние факторы оказывают значительное влияние на развитие той или иной ситуации. Зависимость возникает тогда, когда для решения любой проблемы требуются соответствующие изменения в виде приспособления.
Под приспособлением подразумевается способность государства влиять на негативную ситуацию, вызванную внешними факторами, таким образом, чтобы либо устранить внешнюю причину, либо ликвидировать последствия, либо переложить издержки приспособления на другие страны. Возможности приспособления имеют четко ограниченные пределы. Среди мер по приспособлению можно выделить следующие:
диверсификация торговых связей;
укрепление и интенсификация разностороннего сотрудничества;
нажим (в том числе военный и экономический);
экономия и создание резервов;
формирование экспортных производств.
Зависимость проявляется прежде всего в экономической чувствительности, под которой подразумевается подверженность национальной экономики негативному воздействию внешних факторов до того момента, пока не будет осуществлено определенное приспособление к данной ситуации в целях устранения ее неблагоприятных последствий. Более высокой степенью зависимости является экономическая уязвимость, под которой понимается неизбежность под воздействием внешних факторов чрезмерных издержек приспособления, даже после корректировки или кардинального изменения внутренней ситуации. Экономическая уязвимость возникает тогда, когда пройден критический порог издержек приспособления. Именно экономическая уязвимость создает проблему экономической безопасности, хотя этого еще недостаточно.
Достаточным условием нарушения экономической безопасности является угроза. Угроза — это ограничение доступа к материальным, трудовым, научно-техническим ресурсам и к системе .маркетинга. Выделяются два типа:
силовая угроза;
угроза экономическому благосостоянию.
Оба типа угрозы исходят из преднамеренных действий государства или тенденций развития мировой экономики. Инструментами угрозы являются:
экономическая блокада;
эмбарго;
системы увязывания;
различные методы дискриминации.
Таким образом, национальную экономическую безопасность можно определить как положение, при котором обеспеченность товарами и услугами в данной стране защищена от действия внешних факторов, воспринимающихся как угроза эффективному функционированию национальной экономики. Если уровень ВНП не находится в существенной зависимости от внешних преднамеренных или случайных событий, тогда национальная экономика в безопасности. Если же уровень ВНП реагирует на внешние факторы и их последствия невозможно нейтрализовать, тогда уровень экономической безопасности снижается. Наряду с понятием национальной экономической безопасности существует понятие международной экономической безопасности, под которой понимается система правил, основанных на взаимном доверии и равенстве, создающих экономические и институциональные условия прочного мира. Всеобщая безопасность означает предоставление гарантий в том, что ни одна сторона не сможет извлекать ни экономических, ни политических односторонних преимуществ из существования экономических зависимостей в рамках мирового хозяйства.
3. Конкурентоспособность
Если экспортная и импортная квоты служат для определения степени открытости национальной экономики, т.е. для определения степени ее вовлечения в международное разделение труда, то для более общей характеристики положения и роли страны в мировой экономике применяется рейтинг конкурентоспособности, разработанный Международным институтом развития управления в Лозанне (International Institute for Management Development, IMD). Подробный рапорт с рейтингом публикуется ежегодно с 1980 г., а содержащиеся в нем данные часто являются предпосылкой для принятия инвестиционных решений.
Рейтинг конкурентоспособности 47 стран определяется на основе многофакторных моделей, в которых около 300 показателей сгруппированы в восемь агрегированных факторов:
внутренний экономический потенциал;
внешнеэкономические связи;
государственное регулирование;
кредитно-финансовая система;
инфраструктура;
система управления;
научно-технический потенциал;
трудовые ресурсы.
Около 2/3 критериев рассчитывается на базе статистических данных, 1/3 получается по оценкам аналитиков, экспертов и опросам руководителей крупных корпораций.
Оценки касаются не всех стран, а только промышленно развитых, некоторых развивающихся (прежде всего новых индустриальных), а также стран с переходной экономикой. Эти страны ранжируются по количеству баллов по специальной методике. Сумма баллов свидетельствует не только об уровне развития производительных сил, но и способности страны гибко реагировать на изменения в мировой экономике. Рейтинг ведущих стран по уровню их конкурентоспособности на мировом рынке представлен в табл. 2.2.
Таблица 2.2
Рейтинг стран по уровню конкурентоспособности на мировом рынке *
1995 г.1998 г.1999 г.
1. СШАСШАСША
2. СингапурСингапурСингапур
3. ГонконгГонконг (КНР)Финляндия
4. ЯпонияНидерландыЛюксембург
5. ДанияФинляндияНидерланды
6. НорвегияНорвегияШвейцария
7. НидерландыШвейцарияГонконг (КНР)
8. ЛюксембургДанияДания
9. ШвейцарияЛюксембургГермания
10. ГерманияКанадаКанада
11. Новая ЗеландияИрландия.Ирландия
12. КанадаВеликобританияАвстралия
13. ЧилиНовая ЗеландияНорвегия
14. ШвецияГерманияШвеция
15. ФинляндияАвстралияВеликобритания
16. АвстрияТайваньЯпония
17. БельгияШвецияИсландия
18. ТайваньЯпонияТайвань
19.ВеликобританияИсландияАвстрия
20. Франция Новая Зеландия
* БИКИ. № 56. 18.05.99 г.; Андрианов В.Д. Конкурентоспособность России в мировой экономике//Международный бизнес России. 1997. № 1. С. 4.
С 1987 по 1993 г. список возглавляла Япония, но уже в 1994 г. в связи с кризисными явлениями в некоторых отраслях, ростом курса иены к американскому доллару она опустилась на 3-е место, а в 1995 г. — на 4-е место. В 1998 г. Япония занимала 18-е место, а в 1999 г., несмотря на азиатский кризис, поднялась на 16-е место. В то же время авторы рапорта считают, что экономика Японии в ближайшие годы будет сталкиваться с экономическими и социальными трудностями.
С 1994 г. абсолютным лидером в рейтинге конкурентоспособности экономики являются США, что обусловлено применением инновационных технологий во многих отраслях, государственным контролем за стоимостью рабочей силы, а также некоторым снижением курса доллара.
Второе место с 1995 г. стабильно занимает Сингапур, на позицию которого в 1999 г. не повлиял даже азиатский кризис.
В Европе происходят быстрые изменения, влияющие на конкурентоспособность стран. Например, Финляндия в 1999 г. заняла 3-е место, а в 1995 г. была на 15-м. Авторы рапорта обращают также внимание, что смена правительства и реструктуризация промышленности в Германии должны в ближайшие годы повысить конкурентоспособность немецкой экономики. В 1999 г. в рейтинге впервые «появилась Словения (40-е место). Авторы рапорта считают, что высокая квалификация управленческого персонала и легкий доступ к современным технологиям обеспечат в ближайшие годы быстрый рост конкурентоспособности этой страны. В то же время конкурентоспособность некоторых европейских стран снизилась. Например, Норвегия опустилась с 6-го на 13-е место, что связано с уменьшением доходов от продажи нефти в связи с падением мировых цен.
Россия впервые оценивалась в 1995 г. и заняла в этом списке последнее место. На таком же месте находилась Россия в 1998 г. и 1999 г. Сильными сторонами российской экономики считаются научно-технический потенциал и трудовые ресурсы, а слабыми — роль государства в экономике, система управления и кредитно-финансовая сфера. К наиболее конкурентоспособным отраслям относятся аэрокосмическая, приборостроение, судостроение, отдельные отрасли военно-промышленного комплекса.
Подобный рейтинг публикуется и Мировым экономическим форумом на основе экспертных оценок участников форума.
§ 2. Структура мирового хозяйства
По мере развития международного разделения труда сформировалась определенная структура мирового хозяйства, обусловленная уровнем развития отдельных стран. До распада СССР и мировой социалистической системы обычно выделялись три группы стран:
• промышленно развитые страны;
• развивающиеся страны;
• социалистические страны/страны с плановой экономикой *. После распада СССР и социалистической системы в соответствии с классификацией ООН **, которая предназначена только для статистических целей, в первой половине 90-х гг. условно выделялись четыре группы:
* Первое название применялось в социалистических странах, а второе — в ООН и других международных организациях, а также промышленно развитых странах.
** Handbook of International Trade and Development Statistics, 1993. — New York and Geneva, 1994.
? промышленно развитые страны;
? развивающиеся страны;
? страны Восточной Европы: Албания, Болгария, Венгрия, бывшая ГДР, Польша, Румыния, Словакия, бывший СССР, Чехия;
? социалистические страны Азии: Вьетнам, Китай, КНДР, Монголия.
Вследствие трансформации экономик бывших социалистических стран (в том числе и азиатских) и республик бывшего СССР подобная группировка перестала быть в полной мере актуальной. ООН стала относить Вьетнам, Китай, КНДР, Монголию; Армению, Азербайджан, Грузию, Казахстан, Киргизию, Таджикистан, Туркмению, Узбекистан к развивающимся странам. .
В результате используемая в ООН классификация приобрела следующий вид:
? промышленно развитые страны;
? развивающиеся страны;
? страны Восточной Европы: Албания, Беларусь, Болгария, Венгрия, Латвия, Литва, Молдова, Польша, Румыния, Россия, Словакия, Украина, Чехия, Эстония.
Наряду с подобной классификацией в экономической литературе во второй половине 90-х гг. получило распространение понятие «нарождающиеся рынки» (emerging markets), к которым относятся страны и территории ЮВА, Китай, страны ЦВЕ и СНГ, Турция, страны Латинской Америки.
В табл. 2.3 и на диаграммах (рис. 2.1-2.4), построенных на основе данных этой таблицы, представлены общие характеристики основных групп стран в 1995 г.
Таблица 2.3
Общие характеристики основных групп стран (1995 г.) *
СтраныНаселение, тыс. чел.Площадь,
км2 Плотность населения, чел./км2ВВП, млн. дол.
ВВП, на душу населения, дол.
Весь мир5 678 9651353178504228 383 0914998
Развитые страны87344632677400272213755325345
Развивающиеся страны448387083 623 054545 562 2961241
Страны Восточной Европы321 6491901739617683 2422124
* Habdbook of International Trade and Development Statistics, 1996/7. — Geneva. 1999. P. 319.
Рис. 2.1. Распределение населения Земли по группам стран (1995 г.)
1. Развитые страны
В группу промышленно развитых стран (developed countries) входят страны с крупным частно-монополистическим сектором, занимающим главенствующие позиции в экономике, с развитой хозяйственной и социальной функциями государства. При всем разнообразии этих стран их отличают высокий уровень производительных сил, интенсивный тип развития рыночной экономики, единый воспроизводственный процесс в рамках национально-организованных хозяйств. В этих странах сосредоточена подавляющая часть экономического и научно-технического потенциала мирового хозяйства, расположены главные финансовые центры, основные узлы коммуникаций.
В соответствии с классификацией ООН выделяется группа стран с развитой рыночной экономикой (developed market economy countries), которые также подразделяются по регионам:
? в Америке: Канада и США;
? в Европе: Дания, Италия, Португалия, Швеция, Австрия, Бельгия, Ирландия, Люксембург, Фарерские острова *, Великобритания, Исландия, Нидерланды, Финляндия, Германия, Испания, Франция, Греция, Норвегия, Швейцария;
? в Азии: Израиль и Япония;
? в Африке: ЮАР;
? в Океании: Австралия и Новая Зеландия.
* Фарерские острова находятся в Северной Атлантике и состоят из 18 островов общей площадью 1399 км2. Население—44,3 тыс. человек. Фарерские острова принадлежат Дании, но на основе Закона о самоуправлении 1948 г. имеют большую автономию, особенно в сфере экономической политики, и представляют собой самостоятельную таможенную территорию. Коалиция, пришедшая к Власти в 1998 г. после выборов в местный парламент, обещала подготовить к 2000 г. проект конституции, предусматривающий достижение полной независимости. Предполагается сохранение как минимум десятилетней унии с Данией и более длительного валютного союза, а также урегулирование отношений с Данией на основе так называемой исландской модели, обеспечившей Исландии получение полной независимости в 1944 г.
Основной отраслью экономики является рыболовство и рыбопереработка (около 300 тыс. т ежегодно). Предполагается также наличие нефтяных месторождений. ВВП на одного жителя в 1997 г. составил 20276 дол.. (в Дании — 31 950 дол.).
Фарерские острова не являются членами ОЭСР и ЕС. Торговые отношения между Фарерскими островами и ЕС регулируются договором о свободной торговле от 06.12.96 г. (вступил в силу 01.01.97 г.), предусматривающим создание зоны свободной торговли с 01.01.2003 г. На 01.01.99 г. аналогичные договоры были заключены Фарерскими островами со странами ЕАСТ, Эстонией и Польшей, а также было выдвинуто предложение заключить подобный договор с Россией. Основными внешнеторговыми партнерами Фарерских островов являются страны ЕС (прежде всего Дания и Великобритания) и Норвегия. Основная статья экспорта — рыба и рыбопродукты (около 95%), импорта — промышленные товары.
Практически все промышленно развитые страны входят в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Семь крупнейших промышленно развитых стран (Великобритания, Германия, Италия, Канада, США, Франция, Япония) объединились в так называемую Большую семерку (G7) для обсуждения глобальных экономических и валютных проблем. Встречи проводятся на разных уровнях. Основой же являются ежегодные встречи глав государств и правительств, на которых значительное внимание уделяется определенным конкретным проблемам (энергетическая политика, внешний долг, охрана окружающей среды и др.). На встрече в 1996 г. в обсуждении некоторых вопросов участвовала Россия, а на встрече в 1997 г. «Большая семерка» в определенной степени превратилась в «Большую восьмерку» с участием России, хотя это касается только политического аспекта, а не экономического.
ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА И РАЗВИТИЯ (ОЭСР)
Организация экономического сотрудничества и развития (Organization for Economic Cooperation and Development, OECD) начала свою деятельность 30 сентября 1961 г. после ратификации Конвенции об образовании ОЭСР (Convention on the Organization for Economic Cooperation and Development), называемой также Парижской конвенцией, подписанной 14 декабря 1960 г. двадцатью государствами-учредителями. Остальные страны присоединились позже.
Местопребывание — Париж (Франция).
Государства-члены:
В соответствии с соглашением от 28 октября 1961 г. Югославия получила специальный статус, благодаря чему ей предоставилась широкая возможность участвовать в работе ОЭСР либо в качестве наблюдателя, либо в составе некоторых комитетов и рабочих групп. После распада СФРЮ в декабре 1992 г. Совет ОЭСР счел соответствующее соглашение прекратившим действие.
Европейская комиссия (Европейский Союз) принимает участие в работе ОЭСР на основе статьи 13 Конвенции об образовании ОЭСР.
Россия сотрудничает с ОЭСР после подписания в июне 1994 г. Соглашения о привилегиях и иммунитете.
Основными целями ОЭСР являются:
вклад в развитие мировой экономики посредством обеспечения оптимального экономического развития, роста занятости населения и повышения его уровня жизни при сохранении финансовой стабильности государств-членов;
содействие экономическому и (социальному благополучию в регионе ОЭСР путем координации политики государств-членов;
согласование помощи государств ОЭСР развивающимся странам.
ОЭСР имеет следующую структуру:
Совет;
Исполнительный комитет. Исполнительный комитет в особом составе;
комитеты, рабочие группы, экспертные комиссии, комитет содействия развитию;
Международный секретариат, департаменты;
автономные и полуавтономные органы.
Совет, состоящий из представителей государств-членов, является высшим органом ОЭСР. Он заседает обычно один раз в год на уровне министров под председательством одного из государств-членов. В этих заседаниях принимают участие, как правило, министры иностранных дел, финансов, торговли или экономики. На уровне постоянных представителей (в ранге послов) Совет собирается не менее двух раз в месяц под председательством генерального секретаря. Решения Совета принимаются, как правило, консенсусом. Совет имеет право принимать решения, которые с юридической точки зрения являются обязательными для исполнения странами-участницами. Кроме того, он принимает рекомендации, которые хотя и не являются обязательными для исполнения с юридической точки зрения, но должны учитываться странами-участницами, поскольку отражают позицию всей организации. К функциям Совета относятся также решения о принятии новых членов и о создании комитетов, рабочих групп, консультационных групп, групп экспертов и других вспомогательных органов, определение задач, принципов и сроков деятельности этих органов, утверждение программ их деятельности и выделение им соответствующих финансовых средств.
Исполнительный комитет из 14 государств-членов (постоянные члены — «Большая семерка» и семь ежегодно переизбираемых членов) поддерживает Совет в административной и оперативной работе. Он координирует деятельность ОЭСР и готовит заседания Совета, предварительно рассматривая на своих регулярных сессиях рапорты, отчеты комитетов и других вспомогательных органов. Совет может привлекать Комитет к выполнению специальных заданий. Исполнительный комитет в особом составе предоставляет высшим должностным лицам, отвечающим в своих странах за международные экономические отношения, возможность междисциплинарного обсуждения актуальных проблем.
Свыше 150 комитетов, рабочих групп и экспертных комиссий занимаются самым широким спектром экономических и социальных проблем.
В Комитет содействия развитию входят в настоящее время 21 государство-член и Европейская комиссия; статус наблюдателей имеют Всемирный банк и Международный валютный фонд. Комитет является центральным органом по координации помощи, оказываемой ОЭСР развивающимся странам. В его задачи входят повышение эффективности этой помощи, содействие созданию в развивающихся странах жизнеспособных экономических систем и их включение в мировую экономику. В 1993 г. комитет пересмотрел список развивающихся стран с учетом изменений в Центральной и Восточной Европе и появления независимых государств на территории бывшего СССР.
Работой Международного секретариата руководит генеральный секретарь. Секретариат разделен на ряд Департаментов, направления деятельности которых соответствуют тематике комитетов.
В структуру Международного секретариата входит Центр по сотрудничеству со странами с переходной экономикой (Center for Cooperation with Economics in Transition, ССЕТ), которым руководит директор в ранге помощника генерального секретаря. В 1990 г. был создан Центр по сотрудничеству с европейскими странами с переходной экономикой (Center for Cooperation with European Economics in Transition, ССЕЕТ), однако поскольку интересы ОЭСР стали охватывать и неевропейские страны, то название этого центра в 1993 г. было видоизменено за счет того, что было убрано слово «европейские».
Автономными и полуавтономными органами ОЭСР являются:
Международное энергетическое агентство (МЭА) — International Energy Agency (I EA);
Агентство по ядерной энергии (АЯЭ) — Nuclear Energy Agency (NEA);
Центр исследований и нововведений в области образования (ЦИНО) — Centre for. Education Research and Innovation (CERI);
Центр развития ОЭСР — OECD Development Center.
Предшественницей ОЭСР была Организация европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС), созданная 16 апреля 1948 г. прежде всего для регулирования потоков финансовых средств, направляемых из США в рамках плана Маршалла в целях помощи европейским странам в послевоенном восстановлении экономики. Кроме того, целями ОЕЭС были постепенное устранение препятствий во взаимной торговле стран Западной Европы и постепенное введение конвертируемости их национальных валют. После выполнения своих функций эта организация была заменена на ОЭСР.
После принятия в члены ОЭСР Новой Зеландии в 1973 г. эта организация в течение 21 года функционировала как «закрытый клуб богатых» и называлась также «Группой 24-х». В 1994 г. с принятием в члены организации Мексики начался новый период развития ОЭСР.
Некоторые публицисты называют ОЭСР «клубом богатых стран», который используется для постоянного диалога и координации деятельности в сфере экономической и социальной политики между правительствами развитых стран. Распространенным является также мнение, что ОЭСР представляет собой интеллектуальный центр (think tank) стран-членов и выполняет роль своеобразного «экономического генерального штаба» или «центрального командования» мировым хозяйством. Кроме того, достаточно часто считается, что ОЭСР является аналогом НАТО в сфере международных экономических отношений. Иногда ОЭСР называют «экономическим Ватиканом». Однако все эти определения только в малой степени отражают реальную роль ОЭСР в мировом хозяйстве. Много важных проблем глобального характера рассматривается в рамках ОЭСР, а ее резолюции и оценки оказывают существенное влияние не только на экономическую жизнь стран-участниц, но и на все мировое хозяйство.
ОЭСР регулярно распространяет аналитические и статистические материалы. Выпускаются специальные монографии, журналы, серийные издания, экономические отчеты и прогнозы, технические и статистические бюллетени и др.
OECD Economic Outlook.
Содержит прогнозы Экономического департамента Секретариата ОЭСР (The Economics Department of the OECD Secretariat) по объему производства, занятости и текущим балансам на ближайшие 2 года, основанные на обзоре развития каждой страны-участницы.. Особое внимание обращается на политику, проводимую правительствами для решения текущих экономических проблем. Статистические данные и прогнозы затрагивают и некоторые страны, не являющиеся членами ОЭСР. Все данные относительные. Выходит два раза в год в июне и декабре.
OECD Economic Studies.
Выпускается два раза в год Экономическим департаментом Секретариата ОЭСР (The Economics Department of the QECD Secretariat) и включает статьи, посвященные отдельным макроэкономическим проблемам в межстрановом разрезе.
OECD Economic-Survey.
Представляет регулярные подробные обзоры экономических тенденций и экономической политики стран-участниц. Содержащаяся в этом издании информация более детализирована, чем в OECD Economic Outlook. Каждый выпуск посвящен одной стране. Обзоры публикуются также по странам — потенциальным членам ОЭСР. Так, например, были изданы обзоры по Польше (июнь 1992 г.), Венгрии (сентябрь 1993 г.), Словакии и Чехии (февраль 1994 г.), Республике Корея (май 1994 г.), Российской Федерации (1995 г.)
OECD Main Economic Indicators.
Представляет собой сборник статистических данных и графических иллюстраций о текущем развитии основных макроэкономических показателей. Информация предоставляется преимущественно в национальных, валютах и относительных величинах. Выходит ежемесячно.
2. Развивающиеся страны
Другая группа, значительно более крупная, чем развитые страны, охватывает свыше 130 развивающихся государств (developing countries) и территорий. Ее главная особенность состоит в многообразии социальных укладов, а также переходных форм экономических отношений при значительной политической роли государства. Во многих развивающихся странах процесс формирования национальных хозяйств еще не завершен, преобладает экстенсивный тип хозяйственного развития. Эти страны значительно отстают по уровню экономического развития от первой группы. Развивающиеся страны можно классифицировать по следующим признакам:
степень развития рыночных отношений;
глубина и формы включения в мировые экономические связи;
уровень ВВП на душу населения.
Условно можно выделить три уровня развивающихся стран.
Верхний уровень составляют страны, в которых государственный, иностранный и местный частный капитал образовал интегрированные системы. Эти страны прочно включены в мировое хозяйство. Наиболее характерными являются:
страны, в которых в течение длительного времени существуют рыночные формы хозяйствования, но которые не сумели в силу ряда социально-исторических причин утвердить высшие формы экономической организации в народнохозяйственном масштабе и занять привилегированные позиции в мировом хозяйстве. К этим странам можно отнести Аргентину, Уругвай, Чили;
страны с крупным экономическим и демографическим потенциалом, которые достигли высокого уровня технологической, экономической и организационной зрелости (новые индустриальные страны). Экономика стран данной группы, активно участвующих в международном разделении труда, зависит от динамики развития мирового хозяйства. К таким странам относятся Бразилия и Мексика. О роли Мексики в мировом хозяйстве достаточно красноречиво свидетельствует тот факт, что она является членом Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), а также (вместе с США и Канадой) членом Североамериканского соглашения о свободной торговле (НАФТА);
новые индустриальные страны Юго-Восточной Азии (НИС ЮВА), динамичное развитие и активное участие в международном разделении труда которых основывается на освоении современных высокотехнологичных производств при господстве рыночных отношений во всех сферах экономики. К этим странам относятся Гонконг *, Республика Корея, Сингапур, Тайвань. Республика Корея является членом ОЭСР;
иные страны с относительно высоким уровнем современного экономического развития (Багамские острова, Кипр, Аомынь (Макао).
* В ночь с 30 июня на 1 июля 1997 г. британская колония Гонконг перешла под юрисдикцию Китая. Вместе с изменением статуса было изменено и название — Сянган.
На среднем уровне находятся страны с так называемой дуальной экономикой:
крупные и средние страны, современное развитие которых началось «в обход» массивных традиционных структур (Турция, Таиланд, Египет и др.). Турция является членом НАТО, а также ОЭСР;
страны, современное развитие которых началось сравнительно недавно и основывалось преимущественно на их включении в мировое хозяйство по линии поставок сырья, пользовавшегося большим спросом на мировом рынке. В этих странах формируется капиталоэкспортирующее направление. Вывоз капитала в значительных размерах направляется как в развивающиеся, так и в высокоразвитые страны;
страны с крупным демографическим и экономическим потенциалом, но с низким уровнем дохода на душу населения: Индия, Пакистан, Индонезия.
На нижнем уровне находятся наименее развитые страны.
В соответствии с упоминавшейся классификацией ООН все страны и территории, не включенные в группы развитых стран и стран Восточной Европы, относятся к категории развивающихся (developing countries and territories). Развивающиеся страны подразделяются:
по регионам; ...
по экономическим группировкам;
по уровню дохода.
В соответствии с классификацией по экономическим группировкам выделяется несколько групп развивающихся стран и территорий:
основные экспортеры нефти;
основные экспортеры промышленных товаров;
остальные страны, в том числе наименее развитые страны (least developed countries).
В зависимости от уровня ВВП на душу населения установлены страны и территории:
с высоким доходом (ВВП на душу населения свыше 3500 дол. США);
со средним доходом (ВВП на душу населения от 700 до 3500 дол. США);
с низким доходом (ВВП на душу населения ниже 700 дол. США).
3. Географическая структура международной торговли
Особенности развития стран определяют и их роли в международной торговле. Доля промышленно развитых стран в мировом экспорте на протяжении последних 30 лет составляет около 70%. Такова же доля этих стран ив мировом импорте. Около 20—30% мировой торговли приходится на развивающиеся страны, но в каждой из этих групп происходят существенные изменения. В 90-е гг. доля промышленно развитых стран в мировой торговле постепенно сокращалась, а доля развивающихся стран (в основном азиатских) увеличивалась (табл. 2.4). Ведущие позиции в мировой торговле занимают США, Германия, Япония, Франция, Великобритания, Италия, Канада, Нидерланды, Бельгия, Люксембург. Среди развивающихся стран можно выделить Китай, Республику Корея, Гонконг, Тайвань, Сингапур, Малайзию, Мексику, Бразилию, Индонезию. В табл. 2.5 представлены основные страны-экспортеры и импортеры в 1996 г.
Таблица 2.5
Основные экспортеры и импортеры в 1996 г. *
ЭкспортДоля ИмпортДоля
Всего5329657 Всего5481106
1 США62507311,73США88202516,09
2 Германия5211119,78Германия4556838,31
3 Япония4109017,71Япония3491526,37
4 Франция2884685,41Великобритания2859975,22
5 Великобритания2607464,89Франция2776735,07
6 Италия2508574,71Италия2069163,78
7 Канада2016333,78Гонконг1985503,62
8 Нидерланды1974173,70Нидерланды1806393,30
9 Гонконг1807503,39Канада1751583,20
10 Бельгия и Люксембург1702973,20Бельгия и Люксембург1613032,94
11 Китай1511972,84Республика Корея1503392,74
12 Республика Корея1297152,43Китай1389442,53
13 Сингапур1250142,35Сингапур1313382,40
14 Тайвань1157262,17Испания1217822,22
15 Испания1019941,91Тайвань1012781,85
16 Мексика960001,80Мексика894691,63
17 Россия887031,66Малайзия784181,43
18 Швеция848521,59Швейцария744621,36
19 Малайзия783271,47Таиланд734841,34
20 Швейцария761961,43Австрия673311,23
21 Австралия604791,13Швеция668361,22
22 Австрия578181,08Австралия654271,19
23 Саудовская Аравия567031,06Россия611471,12
24 Таиланд557211,05Бразилия569471,04
25 Дания501080,94Дания444930,81
* Handbook of International Trade and Development Statistics 1996/1997. — Geneva. 1999.
Во второй половине 90-х гг. определилась четкая зависимость развития международной торговли от изменений в экономике и внешней торговли стран ЮВА, на долю которых вместе с Китаем приходится около 1/4 мировой товарной торговли. Так, например, вследствие прежде всего азиатского кризиса замедлились темпы международной торговли в 1998 г., что проявилось в заметном сокрашении деловой активности и импортного спроса со стороны затронутых кризисом стран, девальвации их валют и, следовательно, в сокращении импорта из промышленно развитых стран, которые направляют в этот регион значительную часть своего экспорта. В то же время девальвация национальных валют способствовала повышению эффективности экспортной экспансии стран этого региона.
Литература
1. Андрианов В.Д. Конкурентоспособность России в мировой экономике/Международный бизнес России. 1997. № 1.
2. Вопросы экономической безопасности в зарубежной литературе. — М.: ИНИОН, 1988.
3. Россия и зарубежные страны: сравнение по основным показателям (экспортная и импортная квоты )//Вопросы экономики. 1996. № 4.
4. Соколов В., Шишков Ю. Как измерить открытость национального хозяйства//МЭиМО. 1990. № 12.
4. Handbook of International Trade and Development Statistics. — New York and Geneva, 1994.
Глава 3
МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ И МИРОВЫЕ ТОВАРНЫЕ РЫНКИ
§ 1. Товарная структура мирового рынка