<< Пред. стр. 5 (из 19) След. >>
оборудование1,77759 Запчасти и составляющиедля офисного оборудования1,84
764 Телекоммуникационное оборудование1,06759 Запчасти и составляющие
для офисного оборудования1,51778 Электрооборудование1,54
674 Железо и сталь листовые1,00641 Бумага1,50792 Самолеты и соответствующее оборудование1,54
678 Железные и стальные трубы и пр.
0,91583 Полимерные изделия прочие
1,44
583 Полимерные изделия прочие
1,46
583 Полимерные изделия прочие0,86541 Медицинские, фармацевтические
изделия1,16641 Бумага1,45
793 Корабли, лодки0,86728 Прочив машины для отдельных отраслей1,15541 Медицинские, фармацевтические изделия1,45
723 Инженерное оборудование…0,83778Электрооборудование1,14772 Части передаточных механизмов1,29
041 Пшеница0,82782 Грузовые и специальные автомобили1,13728 Прочие машины для отдельных отраслей1,19
728 Прочие машины для отдельных отраслей0,80874 Измерительное, контрольное оборудование1,11749 Части неэлектрических машин1,16
Handbook of International Trade and Development Statistics. 1994,1999
§ 2. Мировые цены
Мировой рынок характеризуется множественностью применяемых цен, что объясняется действием различных коммерческих и торгово-политических факторов. Множественность цен означает наличие ряда цен на один и тот же товар или товары одинакового качества в одной и той же сфере обращения (импортные, оптовые, розничные), на одинаковой транспортной базе. В связи с этим обычно выделяют:
1) цены по обычным коммерческим сделкам с платежом:
в свободно конвертируемой валюте, в неконвертируемой или ограниченно конвертируемой валюте;
2) цены по клиринговым соглашениям;
3) цены по программам в рамках государственной помощи и др.
При этой множественности цен под собственно мировыми понимаются цены, по которым производятся крупные экспортно-импортные операции, в наибольшей степени характеризующие состояние международной торговли конкретным товаром. При этом операции должны:
1) осуществляться на регулярной основе, поскольку цены сделок, носящих случайный, эпизодический характер, не являются представительными;
2) носить раздельный коммерческий характер, т.е. не учитываются операции встречной торговли, поставки товаров в рамках государственной помощи и т.п., «связанный» характер которых существенно влияет на цены;
3) выполняться в условиях свободного торгово-политического режима, т.е. есть качестве мировых не могут служить, например, цены, установленные в рамках замкнутых экономических группировок (так называемые цены «закрытого рынка»);
4) осуществляться в свободно конвертируемой валюте.
В международной торговле применяются два основных вида цен: расчетные и публикуемые.
Расчетные цены индивидуально определяются фирмами-экспортерами на конкретные виды промышленных товаров в соответствии с различными методиками.
Публикуемые цены — это цены, сообщаемые в специальных и фирменных источниках информации. Они, как правило, отражают уровень мировых цен. К ним относятся:
справочные цены;
биржевые котировки;
цены аукционов;
цены торгов;
цены фактических сделок;
цены предложения крупных фирм.
Одними из наиболее широко применяемых в международной торговле мировых показателей являются справочные цены, представляющие собой цены товаров во внутренней оптовой и внешней торговле промышленно развитых стран. Справочные цены регулярно публикуются практически по всем основным видам продукции, реализуемой на мировом рынке.
Источниками справочных цен являются экономические отраслевые газеты и журналы, специальные бюллетени, фирменные каталоги и прейскуранты. Справочные цены носят номинальный характер, играют роль лишь отправной точки, с которой начинается процесс согласования цен при заключении сделок.
Справочные цены в большинстве случаев представляют собой так называемые базисные цены, т.е. цены товара определенного количества и качества в том или ином заранее установленном географическом пункте (базисном пункте). Базисные цены устанавливаются в соответствии с так называемыми базисными условиями поставок, определяющими, включаются ли расходы по доставке в цену товара или нет (см. § 5 главы 8).
Исходя из особенностей ценообразования обычно выделяют две основные группы цен: на продукцию обрабатывающей промышленности и на сырье.
Мировыми ценами на продукцию обрабатывающей промышленности обычно являются экспортные цены крупных компаний производителей и экспортеров этой продукции. Экспортные цены базируются на ценах этих компаний на внутреннем рынке, которые чаще всего рассчитываются по методу полных затрат или методу прямых затрат*.
•Никитин С., Глазова Е., Степанова М. Мировые цены: особенности формирования//МЭиМО. 1997. №3.
По методу полных затрат суммируются все затраты, связанные с производством продукции, к ним добавляется величина предполагаемой прибыли. Полученный таким образом ожидаемый доход от реализации делится на количество производимых за месяц товаров. В результате получается фабричная цена одной единицы изделия.
По методу прямых затрат сначала определяются несколько вариантов предполагаемых цен и соответствующие предполагаемые объемы продаж. Из полученной величины ожидаемого дохода вычитаются прямые (переменные) затраты. Тем самым определяется наценка — маржинальная прибыль на единицу продукции и на весь объем прогнозируемых продаж. Из полученной маржинальной прибыли вычитаются постоянные расходы. Полученная прибыль сравнивается по всем вариантам, после чего определяется, какая из предполагаемых цен может принести максимальную прибыль.
Цены, рассчитанные по одному из двух методов, уточняются с помощью развернутой системы скидок с цены и надбавок к цене в зависимости от состояния конъюнктуры.
В то же время определить мировые цены на машины и оборудование достаточно сложно. Определенное значение могут иметь так называемые удельные цены, т.е. цены, рассчитанные на единицу производительности, мощности и т.п.
При установлении мировых цен на сырьевые товары основную роль играют не внутренние издержки и цены, а соотношение спроса и предложения на соответствующих рынках. Для некоторых видов сырьевых товаров цены устанавливаются основными экспортерами (например, экспортные цены США и Канады на пшеницу), а для других — на основе биржевых котировок (например, цены Лондонской биржи металлов)'или цен аукционов (например, цены Санкт-Петербургского и других пушных аукционов). Особое значение при формировании цен на многие виды сырьевых товаров имеют соответствующие объединения стран — экспортеров или производителей (например, цены на нефть стран — членов ОПЕК), что совсем не характерно для ценообразования на продукцию обрабатывающей промышленности (об особенностях ценообразования на рынках отдельных видов сырьевых товаров см. главу 4).
§ 3. Товарные биржи
Распространенным способом торговли для ряда сырьевых товаров являются товарные биржи, представляющие собой постоянно действующие оптовые рынки однородных (заменимых) товаров.
Впервые биржи возникли в Европе в XV-XVI вв. С тех пор изменились и их роль, и их функции. Тем не менее они оказывают значительное влияние на мировую торговлю. На товарных биржах совершается около 20% операций с сырьевыми товарами, а цены во внебиржевой торговле устанавливаются на основе биржевых котировок. Кроме того, биржа является не только местом заключения сделок, но и центром информации обо всем, что касается того или иного биржевого товара.
К крупнейшим мировым товарным биржам относятся Лондонская биржа металлов, Чикагская торговая палата, Чикагская товарная биржа. Нью-йоркская товарная биржа. Французская международная фьючерсная биржа. Ниже приведен перечень основных товарных бирж.
Биржи бывают публичными и частными. Наиболее распространены частные биржи, организованные в форме акционерных обществ, но не выплачивающие своим членам дивиденды. Члены таких бирж получают монопольное право на осуществление биржевых сделок.
Институт биржи основывается на принципе членства. Это означает, что только члены биржи имеют право непосредственно и в полной мере использовать преимущества, создаваемые биржей в торговле. Прежде всего члены биржи имеют право на заключение сделок на ней, что позволяет им проводить операции за свой счет и в качестве посредников (брокеров) в интересах нечленов биржи. Они также имеют право участвовать в биржевых собраниях и в выборах руководства биржи.
Членами товарных бирж являются, как правило, физические лица, представляющие промышленные или торговые компании, производящие или торгующие товаром, обращающимся на бирже. Торговые компании финансируют покупку членства и поддерживают кандидата. На некоторых биржах членство граждан других стран ограничено. Кроме того, кандидат в члены биржи должен быть платежеспособным. Финансовые требования различаются в зависимости от цели членства. Если кандидат собирается использовать членство для себя, то к нему предъявляются достаточно высокие требования. В случае же членства в интересах компании личное финансовое положение не играет существенной роли, но при этом имеют значение величина оборотов компании и ее уставный капитал.
На многих биржах существуют различные категории членства в зависимости от степени ограниченности прав. Например, существенным критерием классификации может быть право непосредственного заключения сделок, которым обладают так называемые члены ринга, остальные же члены биржи имеют право только на свободный вход на биржу и могут во время биржевых сессий давать поручения членам ринга на заключение сделок за их счет.
Количество членов может быть оговорено в уставе биржи либо устанавливается советом директоров. Цена членства зависит прежде всего от активности биржи и от ее значения в обороте данным товаром, от преимуществ, получаемых от данного членства, а также от наличия свободных мест.
Участники биржи, так же как и ее члены, могут заключать сделки, но не имеют права на скидки, а также не имеют права участвовать в выборе руководства биржи.
Брокеры нанимаются для посредничества при заключении сделок. Они действуют от имени и за счет третьих лиц, получая за свои услуги комиссионные. Комиссионные обычно составляют доли процента от цены товара, но, тем не менее, их доходы бывают значительными, поскольку стоимость каждого контракта достаточно высока, а обороты на бирже имеют массовый характер. Брокеры должны соблюдать определенные условия, оговоренные в уставе биржи, а также сдать соответствующий экзамен. Посредничество брокеров является необходимым, так как клиенты зачастую находятся далеко от биржи. Но прежде всего это необходимо с формальной стороны, поскольку только определенным лицам доверяется непосредственное заключение сделок. Функции брокеров обычно выполняют члены или участники биржи.
Приглашенные гости являются последней группой участников биржевой торговли. Они могут заключать сделки с помощью членов биржи или брокеров.
1. Биржевые товары
К товарам, традиционно являющимся предметом биржевого оборота, относятся:
? продукты растительного происхождения (зерно, масличные культуры, сахар, кофе, какао, чай, пряности, хлопок, апельсиновый сок, каучук и т. п.);
? продукты животного происхождения (живой скот, мясо свежее и мороженое, бекон, бройлеры, яйца, топленое сало, щетина, кожи, шерсть, шелк-сырец, рыбная мука);
? энергетические и смазочные материалы, а также иные химикаты (нефть, бензин, смазочные масла, пропан, кокс, ацетон, спирт, каустическая сода и др.);
? металлы, а также изделия и полуфабрикаты из них. Биржевые товары отличаются от других сырьевых товаров наличием у них некоторых общих признаков, характеризующих их как предметы биржевой торговли:
1) биржевой товар должен быть однородным (заменимым), т.е. каждую партию данного товара можно без ущерба для потребителя заменить любой другой партией товара аналогичного качества и количества;
2) биржевой товар должен быть пригодным для стандартизации, т.е. для создания классификационного стандарта, на основе которого заключаются сделки без наличия товара;
3) биржевой товар не должен быстро портиться;
4) спрос и предложения на биржевой товар должны носить массовый характер;
5) предложение биржевого товара должно, как правило, превышать его спрос в течение достаточно продолжительного времени;
6) величина спроса и величина предложения на биржевой товар должны быть легко прогнозируемы.
Хотя на современных биржах зачастую торгуют товарами, которым не присущи данные признаки, что связано с усилением влияния на биржевую торговлю техники осуществления операций, такие признаки, как заменяемость и пригодность к стандартизации, все же являются определяющими для биржевых товаров.
В самом широком смысле стандарт представляет собой образец, принимаемый за исходный для сопоставления с ним других подобных товаров. Конкретные характеристики данного образца должны быть четко определены и описаны. Стандартизация используется в торговле для того, чтобы обеспечить потребителю однородность товара по качеству, размерам, весу, внешнему виду. Для этого в процессе стандартизации выделяется небольшое количество типичных сортов определенного товара, охватывающих большую часть его производства. Стандартизированный товар можно продавать и покупать, пользуясь только названиями и (или) номерами сортов. Помимо качественных характеристик стандартными в биржевой торговле являются количество товара, время и место поставки.
На каждой бирже в торговле определенным товаром используются стандартные контракты, в которых указаны качественный стандарт, имеющий значительную долю в обороте данным товаром, а также характер сделки.
Поставщик товара высшего стандарта по сравнению с указанным в стандартном контракте получает доплату (премию), а поставщик товара низшего стандарта — меньшую цену.
На товары устанавливаются цены (котировки) трех типов:
цена продавца, т.е. цена, по которой владелец товара хочет его продать;
цена покупателя, т.е. цена, по которой покупатель хочет приобрести товар;
цена, по которой фактически была заключена сделка.
На некоторых биржах выделяются во всех трех указанных типах также цены начала, середины и конца биржевой сессии, что позволяет участникам биржевой торговли ориентироваться в краткосрочных тенденциях изменения цен.
Котировки устанавливаются на сорт, который был принят в стандартном контракте, а также на определенное количество товара, являющееся единицей сделки на данной бирже. Эти определенные единицы могут различаться в зависимости от сорта товара, а также для одного и того же сорта товара на разных биржах. Руководство биржи определяет минимальный размер партии товара для реализации на бирже (лот), который является кратным единице товара. Например, на американских биржах при торговле пшеницей за единицу измерения принимается I бушель, а минимальный размер партии для реализации составляет 5000 бушелей. При торговле медью на Лондонской бирже металлов (LME) за единицу измерения принимается I т, цены устанавливаются в фунтах стерлингов за I т, а минимальный размер партий составляет 25 т. На Нью-Йоркской товарной бирже (NYMEX) при торговле медью единицей измерения является I фунт (453,59 г), цены устанавливаются в центах за I фунт, а минимальный размер партии — 25 000 фунтов.
2. Организация биржевой торговли
Торговля на бирже сосредоточена в операционном зале, в котором брокеры заключают сделки. Большая часть зала отведена для срочной торговли, остальная — для наличных сделок.
Сделки на срок заключаются в так называемых ямах (питах), или кольцах (рингах), которые предназначены для торговли одним товаром. Если оборот товара невелик либо товары тесно взаимосвязаны, торговля осуществляется несколькими товарами в одной яме. Яма представляет собой ступенчатый шести- или восьмиугольник. Участники торгов располагаются на ступеньках, что облегчает визуальный контакт. В ряде случаев каждая яма может соответствовать определенному месяцу поставки данного товара.
Время торговли, т. е. длительность биржевых сессий, устанавливается руководством биржи. На од них биржах заключение сделок во всех ямах начинается и заканчивается одновременно. На других биржах торговля разными товарами с различными сроками поставки проходит в разное время. Например, в Чикагской торговой палате (Chicago Board of Trade) сделки на кукурузу, пшеницу, овес и сою заключаются с 9.30 до 13.15, на нефтепродукты — с 8.30 до 14.30, на фанеру — с 9.00 до 13.00 и т.д.
Время функционирования бирж устанавливается таким образом, чтобы они могли моментально реагировать на события, происходящие на других биржах. Например, на развитие ситуации на Нью-Йоркской товарной бирже Лондонская биржа металлов может отреагировать на послеобеденной сессии, так как разница во времени составляет 5ч.
Операционное время начинается и заканчивается по громкому звуковому сигналу. Заключение сделок до и после соответствующего сигнала категорически запрещено.
Во время биржевых сессий покупатели и продавцы должны находиться в пределах аудиовизуального контакта. Согласно правилам бирж предложения купли или продажи должны выкрикиваться громким голосом, чтобы все, находящиеся в яме, имели одинаковую возможность принимать предложения. Это, естественно, приводит к сильному шуму, поэтому участники торгов прибегают к помощи жестов для передачи своего предложения.
Сделку необходимо заключать с первым лицом, которое приняло предложение. В случае когда предложение принимается одновременно двумя лицами и более, сделка разделяется между ними, если, конечно, предметом сделки является не один контракт.
Возле каждой ямы находится огражденное возвышение, где располагаются наблюдатели, являющиеся работниками биржи. Они следят за ценами. Каждое изменение цен регистрируется ими, вводится в компьютеры и сообщается работникам, обслуживающим таблицу цен в операционном зале.
Заключение сделок происходит при посредничестве брокеров, которые действуют в соответствии с инструкциями, полученными от клиентов. Форма передачи и, соответственно, получения инструкции может быть совершенно различной. Чаще всего, инструкции передаются устно (непосредственно или по телефону), а иногда подтверждаются письменно при помощи телефакса, телеграфа или телетайпа. Инструкция должна определять тип товара, количество, цену, а также срок реализации сделки. Остальные условия содержатся в стандартных биржевых контрактах.
Цена в инструкции определяется путем установления ее верхней или нижней границы либо заключения сделки в наиболее выгодный момент. В этом случае цена будет максимально приближена к котировкам данного дня.
После заключения сделки каждый брокер записывает в своей карточке цену, количество, месяц поставки, тип товара, название фирмы, по поручению которой осуществлена сделка, инициалы второго брокера, участвовавшего в данной сделке. Таким образом, сделка фиксируется дважды.
Члены биржи рассчитываются между собой не непосредственно, а через биржевой клиринг. Ежедневно брокеры представляют отчеты о всех заключенных сделках и выплачивают или получают только разницу по всем операциям.
Каждая сделка, заключенная во время биржевой сессии в устной форме, проверяется соответствующими клерками, представляющими договаривающиеся стороны, и до 12.00 следующего рабочего дня подтверждается письменным контрактом, представленным продавцом.
3. Биржевые операции
Существует несколько разновидностей биржевых операций, которые подразделяются:
? по результату осуществления сделки;
? по сроку реализации сделки.
По результату осуществления сделки выделяются действительные (реальные) и спекулятивные сделки, а также страховые операции, объединяющие оба вида, по длительности периода между моментом заключения сделки и моментом ее реализации — наличные и срочные сделки.
Сделки с реальным товаром
Действительные (реальные) сделки заключаются с целью передачи прав собственности на товар от продавца потребителю за определенный денежный эквивалент. Исполнение таких сделок заключается в фактической поставке товара.
Наличные сделки, называемые также сделками «спот» (spot), предусматривают передачу товара без промедления после заключения сделки. Поставка осуществляется путем фактической передачи товара либо путем передачи соответствующих документов, как правило, варранта (свидетельства, выдаваемого товарным складом, о приеме товара на хранение). Оплата производится обычно в день заключения сделки либо на следующий день. На некоторых биржах к наличным относятся сделки, срок реализации которых не превышает двух недель с момента их заключения.
Срочные сделки, имеющие реальный характер, называются форвардными (forward) и предусматривают поставку товара в более поздние сроки, чем при наличных сделках. К ним относятся:
сделки на прибытие товаров, погруженных перед их заключением и отправленных до определенного пункта (например, на биржевой склад). Если сделка была заключена во время их перевозки, то товары направляются непосредственно в место назначения, указанное покупателем;
сделки на погрузку товара, который продавец обязан погрузить в пункте отправления в срок, указанный в сделке;
сделки на поставку товара, который продавец обязан доставить к месту назначения в установленный срок.
Правила различных бирж предусматривают различные минимальные и максимальные сроки реализации форвардных сделок. Обычно это три месяца, но на некоторых биржах устанавливаются сроки 14, 17, а иногда и 24 месяца. В контрактах оговаривается лишь месяц. ликвидации сделки, а конкретные дни заранее устанавливаются правилами биржи.
Цены по форвардным сделкам, как правило, отличаются от цен по наличным сделкам, что связано с предполагаемыми отклонениями цен дня реализации от цен дня заключения сделки на основе прогнозов изменений конъюнктуры, атмосферных условий и т.д.
Если цена товара по срочным сделкам выше цены «спот», причем цена тем выше, чем позднее срок, то эта разница называется контанго (contango). Считается, что при стабильной ситуации имеет место превышение цен по форвардным сделкам над ценами по наличным сделкам примерно на величину затрат на хранение, страхование и выплату банковского процента. Подобное превышение свидетельствует о превышении предложения над спросом в данный момент.
В случае когда цена товара по срочным сделкам ниже цены «спот», причем цена тем ниже, чем позднее срок, то эта разница называется бэквардейшн (backwardation). Превышение цен по наличным сделкам над ценами по форвардным свидетельствует о нехватке товара с немедленной поставкой. Эта ситуация обычно возникает, когда производители придерживают либо выкупают товары на бирже в целях повышения их цен.
Операции с реальными товарами составляют небольшую часть оборота бирж. Для покупателей биржа не является основным источником снабжения, а для продавцов — основным местом сбыта. При реализации товара через биржу у продавца появляются дополнительные издержки: выплата комиссионных, оплата хранения товаров на биржевом складе и их страхование. Покупатель также выплачивает комиссионные, оплачивает хранение и страхование товаров, находящихся на биржевом складе с момента получения варрантов до момента получения товара со склада. Кроме того, транспортные издержки при реализации товара через биржу оказываются выше, чем в случае поставки непосредственно от производителя к потребителю.
В связи с этим покупателю выгоднее получать биржевой товар непосредственно у производителя, причем даже по ценам, несколько превышающим биржевые котировки. Производители биржевых товаров стремятся продать их непосредственно потребителям как по причине более высоких цен, так и по причине того, что крупные поставки товаров на биржу могут вызвать на ней снижение цен, особенно в случае относительного рыночного равновесия. Поэтому в контрактах на продажу производители часто предусматривают пункт, запрещающий перепродажу купленного у них товара на бирже. В результате сделки на реальный товар заключаются через биржи в минимальных объемах и, как правило, в случаях, когда возникают сложности в реализации продукции непосредственно потребителям. В то же время биржа является более надежным местом реализации и источником снабжения.
Фьючерсные операции
Сделки за наличный расчет и форвардные сделки представляют собой сделки с реальным товаром, в то время как все срочные сделки спекулятивного характера именуются фьючерсными (futures), которые заключаются не с целью реальной поставки товара, а для получения прибыли посредством игры на разнице цен. Существует несколько разновидностей фьючерсных сделок.
СДЕЛКИ НА РАЗНОСТЬ
В случае срочных (фьючерсных) сделок спекулятивного характера контрагенты, используя колебания во времени цен на биржевые товары, рассчитывают на получение прибыли посредством купли-продажи срочных контрактов и при этом часто стремятся сформировать определенную тенденцию биржевых котировок. Поскольку стороны не предполагают передачи реального товара, ликвидация сделки заключается в выплате разницы между фьючерсной ценой по данному контракту и ценой «спот» в день реализации сделки. Поэтому основная разновидность спекулятивных операций называется сделками на разность.
Каждая, из сторон имеет право в любой день по своему усмотрению осуществить ликвидацию данной сделки посредством заключения обратной сделки, т.е. продать купленный контракт или купить проданный. При досрочной односторонней ликвидации сделка может происходить также путем выплаты разницы между фьючерсной ценой, указанной в контракте, и фьючерсной ценой фактического дня ликвидации.
В результате односторонней ликвидации сделки создаются условия для проведения спекулятивных операций на разность. В соответствии с прогнозом изменения цен биржевики играют либо на повышение, либо на понижение цен. Брокеры, играющие на повышение цен, называются «быками» (bulls), а брокеры, играющие на понижение, — «медведями» (bears).
Играющие на повышение цен «быки» покупают определенное количество срочных контрактов, создавая себе так называемую длинную позицию (buying long). Организованные таким образом закупки больших партий товаров при относительно стабильном их предложении приводят к росту цен на бирже. Такая ситуация называется «хосса» (hausse, bull market). Когда рост цен достигает ожидаемого уровня, «быки» реализуют контракты с прибылью.
Играющие на понижение «медведи» продают срочные контракты, что приводит к быстрому росту предложения на бирже при относительно стабильном спросе. Это в свою очередь вызывает снижение цен. Такая ситуация называется «бесса» (baisse, bear market). Когда падение цен достигает ожидаемого уровня, «медведи» выгодно для себя покупают определенное количество контрактов. Заработанная таким образом прибыль реализуется путем продажи этих контрактов чуть позже, когда цены стабилизируются.
Выбор момента ликвидации сделок является крайне важной и трудной задачей при игре на разность. От него зависит, получит играющий прибыль или понесет убытки и в каких размерах.
СДЕЛКИ С ПРЕМИЯМИ
Сделки с премиями состоят в том, что одна из сторон имеет право отказаться от своих обязательств, за что уплачивает другой стороне обусловленную премию. Сделку с премией можно определить как договор, по которому одна из сторон обещает другой уплатить определенную сумму за предоставленное право выбора исполнять или не исполнять эту сделку в целом или в какой-либо ее части. Премия уплачивается независимо оттого, воспользовалась ли соответствующая сторона своим правом или нет.
СТЕЛЛАЖНЫЕ СДЕЛКИ
При «стеллажной» сделке продавец и покупатель обусловливают стоимость каждой единицы данного товара путем указания возможного процента отклонения в обе стороны. Например, цена одной единицы товара — 1000 дол. США ±5%. Если в день, указанный в сделке, цены поднимутся выше 1050 дол. США, то продавец имеет право решить, передавать покупателю товар или уплатить разницу. В случае если цена товара опустится ниже 950 дол. США, то вопрос решает покупатель.
СДЕЛКИ С ОПЦИОНАМИ
Особой разновидностью сделок с премией являются сделки с опционами, при которых покупается опцион, т.е. стандартный контракт по сделкам этого вида, на продажу или покупку данного количества товара в определенный срок в будущем по цене, установленной в день заключения сделки. Причем покупатель опциона принимает на себя только обязательство выплатить определенную премию продавцу и не обязан покупать или поставлять товар.
Различают следующие типы сделок с опционами:
? опцион «колл». Покупатель опциона получает право до наступления срока ликвидации сделки объявить либо о покупке товара, либо об отказе от покупки;
? опцион «пут». Покупатель опциона получает право дo наступления срока ликвидации сделки объявить либо о продаже товара, либо об отказе от продажи;
? двойной опцион. Покупатель опциона получает право до наступления срока ликвидации сделки объявить, осуществит ли он покупку или продажу товара.
Решение принимается в зависимости от направления и размеров изменения цен и от типа опциона. Покупатель опциона «колл» ожидает повышения цен до уровня, обеспечивающего ему получение прибыли после выплаты премии и комиссионных. Покупатель опциона «пут» ожидает падения цен. Покупатель двойного опциона, будучи не в состоянии определить направление изменения цен, рассчитывает на такой значительный масштаб изменений, который перекроет его затраты, связанные с выплатой двойной премии за данный опцион. Ограничение возможных потерь только выплатой премии является главным преимуществом для покупателя опциона. Операции с опционами получили очень широкое распространение, что связано с разрешением перепродажи опционов третьим лицам.
АРБИТРАЖНЫЕ СДЕЛКИ
Для того чтобы избежать чрезмерных колебаний на бирже, вытекающих из деятельности спекулянтов, предусматриваются определенные ограничения: устанавливаются лимиты изменения цен в течение дня; ограничивается количество лотов, покупаемых или продаваемых данным биржевиком в течение месяца на данной бирже. Кроме того, сделки на разность связаны с достаточно большим риском. Эти ограничения можно обойти, а риск уменьшить при проведении арбитражных сделок, которые основаны на одновременном заключении сделок на покупку и продажу:
а) товара одного сорта на разных биржах;
б) одного и того. же товара разных сортов на одной или разных биржах;
в) разных товаров, но близких друг другу по происхождению, процессу производства или назначению (например, цинк и олово), на одной или разных биржах;
В первом случае это может быть покупка меди на Лондонской бирже металлов с одновременной ее продажей в том же количестве и того же сорта, но по более высокой цене на бирже в Нью-Йорке. Такие сделки имеют смысл, если разница цен между этими биржами выше, чем связанные с исполнением этой сделки затраты (транспортные издержки, затраты на страхование и т.д.).
Во втором случае спекулянты используют разницу в ценах разных сортов одного и того же товара, вызванную не разницей в издержках производства, а нарушением рыночного равновесия. Например, при быстром росте спроса на какой-либо сорт биржевого товара и, как результат этого, при непропорционально большом росте цен на него заключается срочная сделка на продажу этого сорта и одновременно на покупку в тот же срок другого сорта, цены на который изменились в меньшей степени. Спекулянт предполагает, что к сроку исполнения сделки чрезмерная разница в уровнях цен между данными сортами уменьшится и при ликвидации сделок можно получить определенную прибыль.
Подобные действия имеют место и в третьем случае. Если в результате нарушения рыночного равновесия увеличивается разница между биржевыми котировками соответствующих товаров, то заключается срочная сделка на покупку товара, цена которого упала относительно иных товаров, при одновременном заключении срочной сделки на продажу другого товара с относительно высокой ценой.
Деятельность спекулянтов, проводящих арбитражные операции, способствует восстановлению рыночного равновесия и одновременно приносит им прибыль при ликвидации подобных сделок.
ОНКОЛЬНЫЕ СДЕЛКИ
Онкольные сделки (on call) заключаются на поставку товаров в будущем и с расчетом по котировкам будущего периода. В момент заключения онкольных сделок четко устанавливается предмет контракта (товар, его сорт, количество, срок поставки, условия оплаты и т.д.). Что же касается цены, то в контракте определяется, что она будет установлена на уровне биржевых котировок в произвольно выбранный одной из сторон рабочий день, предшествующий дню поставки.
В контракте также оговаривается крайний срок объявления цены. Как правило, цена определяется по котировкам фьючерсных сделок, но возможно и использование цены «спот». Право объявления цены может получить любой из контрагентов в зависимости от результатов переговоров. Покупатель стремится получить это право, когда ожидает падения цен, а продавец — когда ожидает их повышения.
Хеджирование
Деятельность спекулянтов способствует искусственному увеличению частоты и амплитуды колебания цен. При спекулятивных оборотах внешне увеличивается спрос или предложение при этом усиливаются действующие на бирже ценовые тенденции, определяемые объективными рыночными факторами. Однако, с другой стороны, благодаря спекулянтам существует возможность заключения страховых сделок, защищающих продавцов и покупателей реального товара от нежелательного колебания цен. К таким сделкам относится хеджирование (hedging), которое осуществляется, как правило, в тех случаях, когда:.
а) производитель биржевого товара хочет застраховаться от возможного падения цен в период от начала производства этого товара до его реализации на рынке;
б) торговый посредник хочет застраховаться от падения цен в период от покупки им товара до момента его перепродажи либо в период от заключения, сделки на перепродажу до момента закупки •товара для этой операции;
в) потребитель биржевого товара, купив этот товар и начиная выпуск готовой продукции на его основе, хочет застраховаться от возможного падения цен на производимую им готовую продукцию.
Суть хеджирования состоит в одновременном заключении действительной (на реальный товар) и обратной ей фьючерсной (спекулятивной) сделок. Результат хеджирования выступает как результат по обеим сделкам.
Существуют два основных вида хеджирования:
1. Хеджирование продажей, или короткое хеджирование (selling hedge, short hedge). Осуществляется товаропроизводителем или товаровладельцем с целью страхования от снижения цен при продаже в будущем товара либо уже имеющегося в наличии, либо еще не произведенного, но предусмотренного к обязательной поставке в определенный срок.
Пример 1. 29 марта посредник купил 100 т олова в Австралии в соответствии с котировками Лондонской биржи металлов по цене 288,0 ф. ст. за 1 т с доставкой в Англию в течение 3 месяцев. Если бы за этот период, т.е. к 29 июня, цены упали, то он понес бы убытки, так как купил товар по более высокой цене, чем мог бы сделать это сейчас. Стремясь избежать такой ситуации, посредник вдень покупки реального товара заключает на бирже фьючерсную сделку на продажу такого же количества олова с поставкой 29 июня по цене 289,9 ф. ст. за 1 т. 26 июня, когда товар прибыл в Англию и поступил на биржевой склад, посредник продает олово за наличный расчет по цене 284,3 ф. ст. за 1 т и ликвидирует (выкупает) фьючерсный контракт на 29 июня по цене 284,0 ф. ст. за 1 т. Результат всей операции выглядит следующим образом.
Таким образом, общая прибыль посредника составила 2,2 ф. ст. за 1 т. Если бы не была совершена страховая операция, то потери составили бы 3,7 ф. ст. за 1т,
Пример 2. Представим, что ситуация на 29 марта из примера 1 осталась та же, но изменение цен к 26 июня приняло иное направление. В результате повышения цен посредник в этот день, т.е. 26 июня, продал олово за наличный расчет по цене 292,4 ф. ст. за 1 т и ликвидировал (выкупил) фьючерсный контракт по цене 292,0 ф. ст. за 1 т. Результат в этом случае выглядит следующим образом.
Таким образом, прибыль составляет 2,3 ф. ст. за 1 т, т.е. меньше, чем посредник мог бы получить в результате операции с реальным товаром.
2. Хеджирование покупкой, или длинное хеджирование (buying hedge, long hedge). Осуществляется потребителем или торговцем с целью страхования от увеличения цены при покупке в будущем необходимого товара.
Пример. 27 марта производитель изделий из меди заключил сделку на продажу своей продукции с поставкой через 2 месяца па цене 1043,5 ф. ст. за 1 т на основе котировок Лондонской биржи металлов. Одновременно, стремясь застраховаться от возможного роста цен на медь, он купил соответствующее количество меди с поставкой 27 мая по цене 1040,0 ф. ст. за 1 т. 10 мая этот производитель получил заказанную заранее медь (сырье) по цене 1096,0 ф. ст. за 1 т и продал контракты на поставку меди 27 мая по цене 1100,0 ф. ст. за 1 т. Результат всей операции выглядит следующим образом. Сделка с реальными товарами
Сделка с реальными товарами
а) продажа изделий из меди 27 марта
б) покупка меди (сырья) 10 мая1043,5 ф. ст./т
1096,0 ф. ст./т
убытки52,5 ф. ст./т
Страховая сделка
а) покупка фьючерса 27 марта
б) продажа фьючерса 10 мая1040,0 ф. ст./т
1100,0 ф. ст./т
прибыль60,0 ф. ст./т
Таким образом, прибыль производителя изделий из меди составила 7,5 ф.ст. за 1 т.
Как следует из приведенных выше примеров, величина прибыли или убытков в результате хеджирования зависит от изменения разницы между ценами «спот» и фьючерсными котировками. Эта разница, называемая базисом, зависит от соотношения между спросом и предложением на данный товар и его заменители во времени и на разных рынках, от затрат на транспортировку и т. д. Величина базиса редко превышает 15% цены наличных сделок.
В случае хеджирования продажей (пример 1) базис на начало операции составлял -1,9 ф. ст. (288,0 ф. ст. - 289,9 ф. ст.), а к концу операции возрос до +0,3 ф. ст. (284,3 ф. ст. — 284,0 ф. ст.), т. е. базис вырос на 2,2 ф. ст., что соответствует величине прибыли на 1 т олова.
§ 4. Аукционы
Еще одним способом международной торговли являются аукционы (торги), специализирующиеся на сбыте реальных товаров со строго индивидуальными свойствами. В международной торговле сложилась весьма ограниченная номенклатура товаров, продающихся с аукционов (например, пушнина, чай, овечья шерсть, цветы, каучук, кожа, антиквариат). Около половины мирового производства овечьей шерсти реализуется посредством аукционной торговли. Наибольшее значение имеют австралийские и новозеландские аукционы, особенно аукцион в Сиднее. Традиционным аукционным товаром является также чай. Чайные аукционы проводятся в Калькутте (Индия), Джакарте (Индонезия), Момбасе (Кения), Коломбо (Шри-Ланка). Важным центром аукционной торговли каучуком является Сингапур, пушниной — Санкт-Петербург, антиквариатом — аукционы Кристи (Christie) и Сотби (Sotheby) в Лондоне.
Товары, продаваемые на аукционах, бывают массовыми и единичными, но их общей чертой является неоднородность партий или отдельных экземпляров, т.е. их нельзя покупать без предварительного осмотра продаваемой единицы товара (лота).
Аукционы можно подразделить на регулярные и нерегулярные. Регулярные аукционы проводятся специальными аукционными фирмами в одном и том же месте один или несколько раз в год, чаще всего в традиционное для каждого аукциона время. Нерегулярные аукционы проводятся, когда возникает необходимость продажи товара, не полученного в установленное время со склада, либо товара, на который иным способом не удалось найти покупателя.
На аукционах принятые от продавцов товары сортируются в зависимости от качества по партиям (лотам), из каждой партии отбирается образец, а лоту присваивается номер. Затем выпускается каталог, который рассылается потенциальным покупателям, прибывающим на аукцион заранее, чтобы осмотреть товар.
Торги на аукционах проводятся либо с повышением цены, либо с понижением («голландский аукцион»). Аукционный торг с повышением цены может проводиться «с голоса» или с помощью жестов. В первом случае аукционист объявляет номер лота и называет начальную цену, спрашивая: «Кто больше?». Покупатели повышают цену на величину не ниже минимальной надбавки (0,01—0,025% первоначальной цены). Если очередное повышение цены не предлагается, то после троекратного вопроса: «Кто больше?» — лот считается проданным тому, кто назвал предыдущую цену.
При негласном торге покупатели подают аукционисту знаки о согласии повысить цену на заранее установленную надбавку. Аукционист, объявляя новую цену, не называет покупателя.
На аукционе с понижением цены аукционист понижает цену на заранее установленные скидки. Лот приобретает покупатель, который первым скажет «да».
Для примера рассмотрим аукционную торговлю пушниной, которая традиционно относится к товарам, имеющим сложную специфику, и не обладает принципом однородности в силу ряда индивидуальных признаков шкурки (окраска, шелковистость волосяного покрова, размер и др.).
Оценка достоинств и недостатков определяется органолептически и носит субъективный характер. Аукционная форма продажи является также конъюнктурообразующим фактором, который наиболее правильно отражает изменение спроса и, уровень цен на пушнину. Преимущество аукционной формы продажи заключается в том, что проведение аукционов позволяет продавать значительное количество товаров в короткий период, определять спрос рынка в данный момент. Расписание аукционов на год устанавливает Международная пушная федерация (МПФ) по согласованию с аукционными компаниями мира. Покупатель предварительно осматривает товар, который впоследствии продается в процессе публичных торгов и переходит в собственность покупателя по согласованию с аукциона-торами, если покупатель предложит высшую цену.
Конъюнктура рынка пушно-меховых товаров в каждом сезоне развивается по-разному. Наибольшую активность проявляют обычно фирмы США и стран Дальнего Востока. Тактика запродаж пушнины изменяется в зависимости от условий на международном рынке в различные периоды. Выбор места запродаж основан на конъюнктурных предпосылках в целях получения максимально достижимых цен. Уровень цен, устанавливаемый на Санкт-Петербургском пушном аукционе, оказывает существенное влияние на мировой рынок пушнины в течение длительного периода времени.
Первый пушной аукцион был проведен более 300 лет тому назад. В настоящее время имеется несколько крупных международных аукционных центров в Санкт-Петербурге, Лондоне, Копенгагене, Хельсинки, Нью-Йорке, Монреале и Сиэтле. На международных пушных аукционах продается более 90% всей производимой в мире пушнины. При этом почти вся пушнина реализуется в сырье. Исключение составляет выделанный и крашеный каракуль.
Первый пушной аукцион в Санкт-Петербурге состоялся в 1931 г., и с тех пор стал одним из центров международной пушной торговли. Для проведения аукционов на Московском проспекте было сооружено четырехэтажное здание (Дом пушнины) с цехами для сортировки и показа товаров и аукционным залом.
Ежегодно Санкт-Петербургский аукцион посещают до 700 покупателей из 25—30 стран. На Санкт-Петербургском аукционе помимо отечественной пушнины на комиссионных началах продаются товары из Польши, Австралии, Великобритании, Канады и некоторых других стран.
Приемка, экспортных товаров для крупных аукционов производится непосредственно в местах производства пушнины, в здании Дворца пушнины в Санкт-Петербурге, а также на пушно-меховых холодильниках и базах, где осуществляется их экспортная сортировка.
Забой зверей начинается в конце октября — начале ноября в зависимости от созревания меха. Первичная обработка и сортировка шкурок являются ответственным периодом, который завершает годовой цикл в деятельности звероводческих хозяйств. В середине ноября специалисты выезжают в зверохозяйства для приемки экспортных товаров.
В декабре в короткий срок производится приемка экспортных товаров не только для предстоящего январского аукциона, но и для последующих.
По мере накопления товарных партий (шкурок норки от 20 до 60—70 тыс. штук, длинноволосой пушнины до 10—20 тыс. штук ) они готовятся для продажи на аукционе.
Подготовка товаров производится в пяти производственных секциях и является важнейшей частью процесса проведения аукциона.
Товар передается на рассмотрение специальной комиссии, которая разбивает его на лоты в зависимости от некоторых характерных особенностей шкурок. При этом обязательно учитывается цвет, опушенность, размер, качество обработки мездры, товарный вид, т.е. в одном лоте все шкурки должны быть одинаковы. Каждому лоту присваиваются определенные номера, на основании которых составляются каталоги. Однородные лоты объединяются в стринги, и после этого выбирается образец. Образец должен отражать качество, цвет, размер, опушенность товара, находящегося в стринге, так как покупатель по образцу судит о товаре, который он собирается купить. Количество шкурок в образце зависит от вида товара. Так, при подготовке шкурок норки в образец берется 40 штук, длинноволосой пушнины — 20, а шкурки соболя выставляются для осмотра полностью.
При определении ассортимента выставляемой коллекции обязательно учитывается состояние мирового пушного рынка.
После подготовки всех товаров издается и рассылается потенциальным покупателям аукционный каталог, в котором помимо полной характеристики товара указываются условия аукционной продажи и другой информационный и рекламный материал.
По завершении подготовки товара все образцы вывешиваются на специальных вешалках в тех же производственных секциях, которые превращаются в залы для осмотра товаров. Остальной товар упаковывается и хранится на складе. В течение 8—10 дней покупатели осматривают образцы, определяют их качество и оценивают. При необходимости они могут осмотреть весь товар стринга, хранящегося на складе.
На аукционе обычно присутствуют одни и те же клиенты. Администрация аукциона, зная уже своих покупателей, предварительно посылает им приглашения. В назначенный для проведения торгов день покупатели и продавцы приезжают в Санкт-Петербург. Основными покупателями обычно являются бизнесмены из Японии и Республики Корея. Норка пользуется спросом у покупателей из Италии, а соболь — у покупателей из США.
Публичные торги длятся 4-5 дней. Аукцион ведется на английском языке. Каждый аукционатор сменяется через 1,5-2 часа. Слева и справа от аукционатора располагаются сотрудники, за каждым из которых закреплен определенный сектор аукционного зала. В процессе торгов при назначении первоначальной цены аукционатор ориентируется на лимитные цены, которые были заранее определены во время оценки товаров специальной комиссией. Продавцы не назначают свои цены, они лишь поставляют товар. Цены устанавливаются на основе исследования конъюнктуры рынка, спроса и предложения на данный товар. При этом отслеживаются котировки цен на предыдущих аукционах. Цены бывают не ниже, а иногда и выше мировых цен на несколько процентов. Они устанавливаются в долларах США за одну шкурку на условии поставки ФОБ Санкт-Петербург. Уровень цен, тактика продаж и состояние пушного рынка обсуждаются перед каждым аукционом за 1-2 дня до начала торгов. Очередность продажи товаров определяется фирмой-аукционатором. Покупателем считается тот, кто предложил самую высокую цену, а лот — проданным после удара молотка.
По окончании торгов бухгалтерия и валютно-финансовый отдел производят оформление всех необходимых документов. Страницы каталога с проданными товарами направляются в бухгалтерию, где покупателю выписываются счет и спецификация, в которую вносятся все номера лотов, которые он купил на аукционе.
Валютно-финансовые условия Санкт-Петербургского аукциона не содержат требований о доказательстве кредитоспособности покупателя, что свидетельствует об одинаковой степени доверия ко всем контрагентам и подчеркивает солидность организаторов пушного аукциона в Санкт-Петербурге. Платеж за купленный товар должен производиться в свободно конвертируемой валюте по курсу на день, предшествующий дню платежа. За основу принят наличный платеж полной стоимости товара до его отгрузки. Расчет производится телеграфным переводом или безотзывным аккредитивом.
В понятие стоимости товара, а точнее, суммы, подлежащей к оплате, включаются:
стоимость купленной пушнины;
аукционный сбор или комиссия — 2%;
сбор в пользу МПФ — 0,6%.
По мере поступления оплаты транспортно-экспедиторский отдел отгружает товары по инструкциям покупателей. Основные отгрузи приходятся на долю автотранспорта через Хельсинки.
Механизм проведения Санкт-Петербургского пушного аукциона имеет некоторые особенности. Подготовка к аукциону ведется более тщательно, чем на любых других аукционах. Возможно, это так же влияет на тот факт, что, несмотря на относительно высокие цены по сравнению с ценами на те же товары на других аукционах, числе покупателей не уменьшается.
§ 5. Торговля промышленными товарами
К промышленным товарам относятся товары из раздела 5 СМТК «Химические вещества и аналогичные изделия, в другом месте непоименованные» (Chemicals and related products, n.e.s.); раздела 6 «Обработанные изделия, классифицированные преимущественно по материалам» (Manufactured goods classified mainly by material), кроме группы 68; раздела 7 «Машины, оборудование и транспортные средства» (Machinery and transport equipment) и раздела 8 «Разные готовые изделия» (Miscellaneous manufactured articles). Структура международной торговли промышленными товарам приведена в табл. 3.6
Таблица 3.6 Структура международной торговли
промышленными товарами (%) *
Химические товары (5)Машины, оборудование и транспортные средства (7)Разные промышленные изделия (6+8-68)Промышленные товары (5+6+7+8-68)
198012,9747,2839,75100,00
199012,5349,9037,57100,00
199312,0650,8837,06100,00
199412,3851,2136,41100,00
199512,6851,5035,82100,00
* HANDBOOK of International Trade and Development Statistics, 1996/7. — Geneva, 1999.
Промышленные товары в соответствии с критерием их использования обычно подразделяются на две подгруппы:
потребительские товары (непродовольственные);
средства производства.
Однако это деление во второй половине XX в. стало очень относительным под влиянием расширения ассортимента производимых промышленных товаров, что является следствием, с одной стороны, роста потребительских и инвестиционных потребностей, а с другой — расширения возможностей удовлетворения этих потребностей в результате внедрения новых технологий производства. Разнородность потребительских и инвестиционных потребностей, различные технологии, изменяющие потребительские качества товаров и уменьшающие издержки производства, приводят к тому, что практически ни одна страна не в состоянии производить весь возможный набор потребительских товаров и средств производства, соответствующих современному уровню потребностей населения и экономики. Все это обусловливает активизацию международного обмена промышленной продукцией. Кроме того, если изменения структуры рынков сырьевых товаров носят эволюционный характер, то на рынках промышленных товаров происходят революционные изменения. Причем примерно с 70-х гг. все большую роль играют страны и фирмы, уделяющие первостепенное внимание научным исследованиям и опытно-конструкторским разработкам (НИОКР), а наряду с торговлей промышленной продукцией активно развиваются научно-технический обмен, передача технологий, а также научная и производственная кооперация. Таким образом, происходит интернационализация промышленного производства, а ведущую роль в этом процессе играют многонациональные компании (МНК).
Строго говоря, рынка товаров промышленного производства как такового не существует, поскольку речь может идти только о совокупности огромного количества рынков конкретных товаров.
Для производства фармацевтической продукции огромное значение имеет возможность осуществления затрат на НИОКР. Подавляющую часть этих средств тратят США, Швейцария, Великобритания, Япония, Германия, Франция и Италия. Эти страны являются и основными поставщиками фармацевтических продуктов на мировой рынок. Некоторые страны, не осуществляя значительных затрат на НИОКР, производят и экспортируют в значительных количествах копии фирменных лекарств (Индия, Польша и др.).
Крупнейшими импортерами химических удобрений (азотные, фосфорные и калийные) являются Китай и Индия. Основные поставщики фосфорных удобрений на мировой рынок — США, калийных — Канада. Ведущими производителями азотных удобрений считаются Китай, США, Индия и Россия; фосфорных — США, Китай, Индия и Россия, калийных — Канада и Россия.
В последнее десятилетие сокращается производство и потребление химических удобрений в развитых странах в связи с чрезмерным использованием в предыдущие годы. В то же время увеличивается их производство и потребление в развивающихся странах.
Наблюдается относительно устойчивый рост производства искусственных материалов-пластмасс, которые заменяют природные материалы, прежде всего в производстве упаковки, строительстве, производстве бытовых приборов. В текстильной промышленности широко используются химические волокна.
Мировой объем производства бумаги и картона в 90-е гг. превышал 250 млн. м3. Около 30% мирового объема бумажной продукции приходится на писчую и типографскую бумагу, 15% — на газетную и 55% — на прочие сорта бумаги и картона (для упаковки, технических, санитарных целей и др.). Основными производителями являются США, Япония, Китай, Канада, Германия, Финляндия, Швеция, Франция, Италия, Бразилия, Россия. Крупнейшими экспортерами бумаги считаются скандинавские страны.
В мировом производстве и экспорте тканей, готовой одежды, обуви и изделий из кожи передовые позиции занимают азиатские страны, причем наблюдается перемещение производства из НИС ЮВА в Малайзию, Вьетнам, Филиппины, Индонезию. Одним из ведущих производителей и экспортеров кожаной одежды является Турция; Из европейских стран сохраняет хорошую позицию на рынке обуви, а также эксклюзивной одежды (особенно мужской) Италия.
Международная торговля мебелью и материалами для ее производства активно стала развиваться со второй половины XX в. Значительная доля в мировом экспорте приходится на мебель из тропического дерева и кухонную мебель, спрос на которые достаточно высок в Западной Европе. В межконтинентальной торговле мебелью определенное значение имеет только мебель ручного производства. Помимо мебели в международной торговле растет доля шпона из экзотических деревьев (из Африки и Южной Америки), а также металлической фурнитуры (из Италии и Испании).
Активно развивается международная торговля потребительскими электротоварами (холодильники, стиральные и посудомоечные машины, электробритвы, тостеры и т.д.) и бытовой электроникой (аудио- и видеоаппаратура, калькуляторы, персональные компьютеры и т.д.). Производство этих товаров широко интернационализировано. В производстве и экспорте бытовой электроники ведущая роль принадлежит азиатским странам.
Важное значение в международной торговле имеют транспортные средства, особенно автомобили. Основными экспортерами автомобилей являются Япония и Германия.
Промышленные товары могут продаваться в виде готовых изделий, в разобранном виде. Для машин и оборудования характерны также комплектные поставки.
1. Поставки Комплектного оборудования
В 70—80-е гг. при закупках комплектного оборудования для промышленных и иных объектов получили распространение условия генерального подряда, которые называются условиями поставок «под ключ» (turnkey contracts).
В соответствии с определением Комитета по развитию внешней торговли Европейской экономической комиссии ООН под договором «под ключ» понимается сделка, при которой контрагент заказчика берет на себя ответственность за сооружение объектов промышленного и непроизводственного назначения и представляет заказчика в отношениях с другими юридическими лицами, участвующими в сооружении объекта. Контрагент передает заказчику объект, готовый к эксплуатации, согласно условиям договора, спецификациям и гарантиям.
Широкое распространение сооружения объектов «под ключ» связано с тем, что смонтировать, наладить и освоить эксплуатацию современного сложного оборудования и технологии не под силу без помощи поставщика даже высокоразвитым в техническом отношении покупателям. Сегодня ни один поставщик не может «передать» заказчику решение всех организационных и технических проблем, возникающих на строящемся объекте, посредством описаний, инструкций и т.п. Освоение новой технологии на строящемся объекте может быть осуществлено только путем обучения местного персонала и проведения на месте НИОКР.
Подрядчик по условиям договора ответственен прежде всего за своевременное и качественное сооружение объекта в обусловленные сроки, за качество продукции при условии обслуживания его персоналом, подготовленным из местных кадров. Обычно в обязательства входят также предынвестиционные инженерно-консультационные услуги, полевые работы, топографические съемки территории объекта, составление карт, сейсморазведочные работы, исследования местности, буровые работы, а также разработки прогнозов развития отрасли и технических проектов. В объем поставки и предоставляемых услуг, как правило, входят передача технологии, ноу-хау, проектирование, поставка комплектного оборудования, его монтаж, проведение пусконаладочных работ, а также проектирование и строительство вспомогательных гражданских сооружений.
Генеральным подрядчиком может выступать обладатель передаваемой технологии, или основной поставщик оборудования, или инжиниринговая компания. В последние годы для сооружения крупных предприятий создаются консорциумы фирм, предоставляющие покупателям льготные условия финансирования. Для этого в состав консорциума включаются финансовые учреждения, банки, страховые общества, которые организуют предоставление покупателям финансовой помощи и кредитов.
Основными преимуществами поставок «под ключ» является то, что:
импортное оборудование и технологические процессы, как правило, уже отработаны на заводах поставщика и доказали свою эффективность и надежность;
наряду с основным оборудованием в объем поставок входят также современное строительное оборудование, а в состав передаваемой технической документации и ноу-хау — передовые методы строительства объекта, монтажа и эксплуатации оборудования;
вся ответственность за строительство и ввод в эксплуатацию объекта возложена на одно юридическое лицо — генерального подрядчика. Заказчик обычно не несет ответственности за неполадки, возникшие в ходе строительства и при вводе оборудования в эксплуатацию. Наличие только одного контрагента, с которым имеет дело заказчик, способствует решению всех спорных вопросов, возникающих в процессе сооружения объекта;
предприятия на условиях поставки «под ключ» строятся быстрее, так как проектирование объекта и его строительство входят в обязательства генерального подрядчика. Он может комбинировать очередность работ и их совмещение. Кроме того, снижается вероятность конфликтов между проектировщиками и строителями.
Однако этот метод имеет и существенные недостатки:
стоимость такого строительства оказывается обычно намного выше, чем при закупке отдельных видов оборудования и услуг. Как правило, в контракте оговаривается общая сумма без ее разбивки на отдельные статьи по видам поставляемого оборудования и услуг. Даже в редких случаях, когда в контрактах указывается стоимость отдельных видов оборудования и услуг, заказчику очень трудно определить сумму дополнительных надбавок на каждой стадии выполнения проекта, так как генеральный подрядчик на переговорах обычно настаивает на обсуждении стоимости «технологических пакетов оборудования и услуг». С расширением обязательств, генерального подрядчика ценовая проблема обостряется, поскольку он повышает цены на дополнительные услуги и стремится получить компенсацию за дополнительный риск;
генеральный подрядчик может включить в объем поставки оборудование, не пользующееся спросом на мировом рынке;