<< Пред.           стр. 6 (из 19)           След. >>

Список литературы по разделу

 строительство «под ключ» не всегда способствует техническому прогрессу в стране заказчика, так как он принимает минимальное участие в сооружении объекта. Генеральные подрядчики из промышленно развитых стран склонны рассматривать подобные соглаше­ния только как сделки, предусматривающие выплату определенной суммы за создание объекта. В результате специалисты заказчика не­достаточно знают оборудование и технологические процессы нового предприятия. Проблема обостряется в связи с тем, что после сдачи объекта в эксплуатацию у заказчика чаще всего не остается способов воздействия на генерального подрядчика, который не обязан обес­печивать удовлетворительную работу предприятия в послегарантий­ный период.
 В связи с обострением конкуренции подрядчики берут на себя дополнительную ответственность, распространяющуюся на стадию начальной эксплуатации сооружаемого объекта. В договорах с условием «под готовую продукцию» (product-in-hand agreements) преду­сматривается обязанность подрядчика обеспечить эксплуатацию предприятия до достижения им проектной мощности и освоения вы­пуска продукции согласованной номенклатуры, качества и коли­чества. В договорах с условием «под выпуск и реализацию продукции» (market-in-hand agreements) подрядчик обеспечивает не только экс­плуатацию предприятия в начальный период, но и сбыт его про­дукции.
 В 70-е гг. в связи с обострением проблемы внешней задолженности большинства развивающихся стран получили распространение постав­ки комплектного оборудования на условиях ВОТ (сокращение от анг­лийских слов build —строить, operate — эксплуатировать, transfer — передавать).
 В самом широком смысле под термином ВОТ понимается при­влечение международного консорциума для финансирования всех за­трат, связанных со строительством промышленного объекта «под ключ», а также с эксплуатацией и обслуживанием объекта под гарантию правительства в приобретении продукции этого предпри­ятия в течение 10—15 лет по ценам, обеспечивающим возмещение издержек и получение установленной прибыли участникам строи­тельства объекта.
 Продавец заинтересован в этой форме поставок, поскольку он может реализовывать продукцию на рынке другой страны, а также получить заранее обусловленный доход.
 В свою очередь покупатель приобретает полностью готовый объ­ект без крупных финансовых затрат и не испытывает многочислен­ных трудностей, связанных с вводом его в эксплуатацию и первоначальным периодом функционирования.
 При строительстве объектов на условиях ВОТ функции заказчика и подрядчика выполняет одно лицо, что позволяет достичь разум­ных компромиссов между проектными решениями и возможностя­ми их практического осуществления, сократить сроки и расходы на строительство.
 Однако при этой форме поставок заказчик получает в свое распо­ряжение относительно изношенное оборудование, а подрядчик несет повышенный риск в связи с долгосрочным характером согла­шения.
 
 2. Торги
 
 Одним из распространенных способов современной торговли ма­шинами и оборудованием является размещение заказов через меж­дународные торги. Торги — метод заключения договоров купли-про­дажи или подряда, при котором покупатель (заказчик) объявляет кон­курс для продавцов (подрядчиков) на товар с заранее определенны­ми технико-экономическими характеристиками и после сравнения полученных предложений подписывает контракт купли-продажи или договор подряда с тем продавцом (подрядчиком), который предло­жил более выгодные для покупателя (заказчика) условия.
 Посредством торгов закупаются различное оборудование (энер­гетическое, электротехническое и электронное, металлургическое, химическое, насосно-компрессорное, металлоперерабатывающее, подъемно-транспортное, горно-шахтное, лесобумажное, текстильное, пищевое, цементное, дорожно-строительное, сельскохозяйственное и др.), грузовые автомобили, железнодорожный подвижной состав, суда и другие транспортные средства, оборудование связи, приборы и лабораторная аппаратура и т.п.
 Широко распространены, особенно в развивающихся странах, торги на строительство (в том числе и «под ключ») предприятий химической и смежных с ней отраслей промышленности, лесо­бумажной, легкой и пищевой, цементной промышленности, метал­лургических и иных предприятий, электростанций, линий электро­передач, железных и автомобильных дорог, газопроводов, мостов и тоннелей, аэродромов, гостиниц и т.п.
 Торги в современной экономике играют важную роль. По оцен­кам специалистов, стоимость заказов на поставку оборудования и объектов капитального строительства, полученных посредством тор­гов, составляет около одной трети общей стоимости экспорта машинотехнической продукции из промышленно развитых стран.
 В современной международной торговле применяется несколько видов торгов, различающихся между собой способами привлечения участников и гласностью результатов.
 Открытые торги. В них могут принять участие все желающие фирмы. Обычно они проводятся при размещении заказов на отно­сительно несложное оборудование и услуги, которые могут предло­жить другие фирмы.
 Открытые торги с предварительной квалификацией проводятся в два тура. В первом туре принимают участие все желающие оферен­ты. Они представляют в тендерные комитеты материалы, подтверж­дающие их компетентность и опыт в выполнении подобных заказов. В материалах перечисляются объекты, в сооружении которых они принимали участие, приводятся отзывы покупателей и заказчиков. Затем производится отбор фирм — переквалификация. Во втором туре участвуют только фирмы, отобранные тендерным комитетом на основе анализа представленных материалов.
 Обычно в открытых и переквалификационных торгах принимают участие до нескольких десятков фирм и консорциумов. Объявления о проведении открытых торгов публикуются покупателями (заказчи­ками) в газетах или специализированных журналах, поэтому часто такие торги называют публичными. О крупных торгах объявляется за 2—4 и более месяцев до дня проведения, об обычных — за 1—1,5 месяца, о небольших — иногда за 20 дней. В объявлениях об откры­тых торгах коротко сообщаются только основные сведения: назва­ние организации, проводящей торги; номер тендера; наименование, характер и количество закупаемого оборудования (или назначение и характеристика строительного объекта); порядок и срок представле­ния предложений; адрес, по которому можно получить все необхо­димые сведения.
 Иногда объявления носят чисто формальный характер, а их пуб­ликация делается с большим опозданием. Это происходит в тех слу­чаях, когда все условия торгов заранее сообщаются одной или двум фирмам, уже поставлявшим аналогичное оборудование, с которыми и предполагается заключить новый контракт, официально оформив его через торги.
 В день закрытия торгов в присутствии всех участников руково­дители тендерных комитетов вскрывают пакеты с предложениями, называют фирмы или составы консорциумов, подавших предложе­ния, а также объявляют предложенные участниками цены. Такие торги называют гласными. При гласных торгах решения тендерных комитетов о передаче заказов победителям, а также информация о приведенных ценах других участников публикуются в печати.
 Закрытые торги. Приглашения к участию в таких торгах рассы­лаются устроителями .наиболее известным поставщикам и подряд­чикам, имеющим достаточно высокий авторитет на мировом рынке. Закрытые торги обычно проводятся на поставки дорогостоящего современного оборудования с высокими техническими характерис­тиками и на сложные подрядные работы, требующие высокой квалификации. Тендерные комитеты не производят публичного вскрытия предложений и не объявляют ни состава участников, ни предложенных ими условий. Решение о передаче заказов также не публикуется, а сообщается победителям в конфиденциальной форме. Такие торги являются негласными, и их часто называют тендерами.
 Единичные торги.. В ряде случаев торги осуществляются только при наличии одного оферента (например, обладателя патента) или в случаях, когда заключение обычного контракта затруднено какими-либо обстоятельствами. .
 Покупатели, принявшие решение о размещении заказов через торги, создают тендерные комитеты, в состав которых входят техни­ческие и коммерческие эксперты, представители администрации. Председателями тендерных комитетов обычно назначаются руково­дители организаций, производящих закупки. Тендерные комитеты осуществляют всю организационную работу по проведению торгов. Они публикуют объявления о торгах, распространяют их условия между участниками, анализируют представленные предложения и выносят решения о передаче заказов.
 Продавцы, принявшие решение об участии в объявленных тор­гах, выкупают их условия у тендерных комитетов. Стоимость усло­вий торгов составляет условную величину от десятков до нескольких сотен долларов, не покрывающую затрат на их разработку. В послед­ние годы устроители торгов стали в некоторых случаях повышать стоимость выкупа условий до нескольких тысяч долларов, стремясь тем самым отсечь от участия в торгах мелкие фирмы. Выкуп условий торгов не накладывает никаких обязательств ни на продавцов, ни на устроителей.
 Условия торгов обычно состоят из двух частей:
 общей части, которая нередко аналогична для многих видов обо­рудования, закупаемого через торги в данной стране;
 специальной части, содержащей все необходимые сведения о данном конкретном виде оборудования.
 В условиях торгов помимо номера торгов, места, дня и часа их открытия и закрытия указываются:
 наименование и количество оборудования, намечаемого к закуп­ке, или характер объекта, намечаемого к строительству, его мощ­ность и производительность и т.п.;
 все основные технико-экономические характеристики и сведения о том, какая дополнительная техническая и пояснительная докумен­тация должна прилагаться к предложению;
 основные коммерческие и технические условия, в том числе сро­ки поставки, условия платежа и внесения гарантийных залогов (их величина, возможность замены банковской гарантией), базисное условие поставки, способ фиксации цены;
 условия арбитража, штрафы, гарантии, возможность или невоз­можность представления альтернативных предложений и требова­ний, связанных с техническим обслуживанием оборудования.
 Одновременно с подачей предложения фирмы-оференты вносят гарантийный залог, размер и порядок взноса которого заранее обус­ловлены.
 Принятие решения и присуждение заказа происходят через опре­деленный период (иногда до 8—10 месяцев) после тщательной про­верки всех предложений, их соответствия поставленным условиям, а при крупных торгах — после изучения кредитоспособности и про­изводственных возможностей фирм-оферентов и т.д. Победа при­суждается фирме, предложившей либо самые низкие цены, либо более выгодные условия. Для выигрыша торгов на поставку оборудования решающее значение имеют уровень цен и условия платежа, а для выигрыша торгов на создание объектов капитального строительст­ва — цена предложения, срок исполнения, технологическая совмес­тимость и эффективность комплектного оборудования, возможнос­ти по обеспечению объекта запчастями, уровень эксплуатационных услуг, надежность предложенных методов строительства. Во всех случаях, особенно в развивающихся странах, большое значение имеет привлечение к выполнению заказа местных фирм.
 Заказы на поставку оборудования, выдаваемые фирмам, выиграв­шим торги, по своим условиям практически почти не отличаются от обычных контрактов.
 
 Литература
 
 1. Гармонизированная система описания и кодирования товаров. — М.: ИНИОН, 1990:
 2. Как продать ваш товар на внешнем рынке: Справочник. — М.:
 Мысль, 1990. С. 286-317.
 3. Левшин Ф.М. Мировой рынок: конъюнктура, цены и маркетинг. — М.: Междунар. отношения, 1993.
 4. Недужий И.И. Международные торги. — М.: Междунар. отноше­ния, 1991.
 5. Никитин С. Глазова Е., Степанова М. Мировые цены: особенности формирования//МЭиМО. 1997. № 3.
 6. Статистика и товарные номенклатуры во внешнеэкономических связях. — М.: Б.И., 1989.
 7. Gieldy w gospodarce swiatowej. — W-wa, 1987.
 8. Handbook of International Trade and Development Statistics, 1993. — Geneva, 1994.
 9. The International Convention on the Harmonized Commodity Description and Coding System. Customs Co-operation Council. — Brussels, 1989.
 10. Classification by Broad economic categories defined in terms of SITC. Rev.3.. Statistical papers. Series М. № 53/Rev. 3. U.N. — New York, 1989.
 11. Standard International Trade Classification. Rev. 3. Statistical papers. Series М. № 34/Rev. 3. U.N. — New York, 1986.
 
 Глава 4
 
 РЫНКИ СЫРЬЕВЫХ ТОВАРОВ И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ
 
 § 1. Рынки продовольствия
 
 В международной торговле к продовольственным товарам (СМТК 0+1+22+4) относятся продукция земледелия, животно­водства, лесного хозяйства, рыболовства и морского промысла, а также полученные на их основе полуфабрикаты и некоторые гото­вые товары:
 Раздел 0. Продовольственные товары и живые животные/Food and live animals
 00. Живые животные/Live animals
 01. Мясо и мясопродукты/Meat and meat preparations
 02. Молочные продукты и яйца/Dairy products and eggs
 03. Рыбы и морепродукты/Fish, crustaceans, mollusks and aquatic invertebrates and preparations thereof
 04. Зерновые и продукты из зерна/Cereals and cereal preparations
 05. Овощи и фрукты/Vegetables and fruit
 06. Сахар и мед/Sugar and honey
 07. Кофе, чай, какао, специи/Coffee, tea, cocoa, spices
 08. Корма для скота/Feeding stuff for animals
 09. Разные продовольственные товары/Miscellaneous edible products and preparations
 Раздел 1. Напитки и табак/Beverages and tobacco
 11. Напитки/Beverages
 12. Табак и табачные продукты/Tobacco and tobacco manufactures
 Из раздела 2. Сырье непродовольственное, кроме топлива/Crude materials inedible, exept fuels к продовольственным товарам относится товарная группа 22. Масличные/Oil seeds and oleaginous fruits
 Раздел 4. Жиры, масла и воски растительного и животного происхождения/Animal and vagetable oils, fats and waxes включает З то­варные группы:
 41. Жиры и масла животного происхождения/Animal oils and fats
 42. Жиры и масла растительного происхождения/Fixed vagetable fats and oils, crude, rafined or fractionaied
 43. Жиры и масла животного и растительного происхождения, в другом месте не поименованные/Animal and vagetable fats and oils, processed, n.e.s.
 Основные позиции на мировом рынке продовольствия занимают зерновые и продукты их переработки, маслосемена, растительные масла, жиры, шроты, овощи и фрукты, мясо и мясопродукты, мо­лочные продукты, кофе, какао, чай, сахар, рыба и морепродукты. Последние годы наблюдается ярко выраженная тенденция к более быстрому росту торговли продовольствием, готовым к употреблению.
 Торговля многими продовольственными товарами на мировом рынке осуществляется на биржах, а цены на такие товары во вне­биржевой торговле ориентируются на биржевые котировки (пшени­ца, кукуруза, кофе, сахар, некоторые виды семян и др.). Некоторые товары продаются на аукционах, которые определяют мировые цены на них (рыба, чай, овощи, фрукты и др.). Для отдельных продовольственных товаров в качестве мировых цен служат импортные или экспортные цены основных импортеров или экспортеров. Напри­мер, цены на орехи, сухофрукты, мед определяются на лондонском рынке, на некоторые виды кормовых, овощей и фруктов — на па­рижском оптовом рынке или по импортным ценам Германии.
 Цены на многие продовольственные товары отличаются зна­чительной неустойчивостью из-за влияние различных факторов (по­года, сезонность спроса и предложения, возможность проведения спекулятивных биржевых операций и др.). Колебания цен на многие товары могут достигать 100% в течение года, 10—13% в течение ме­сяца.
 Цены на продовольствие аналогично ценам на многие другие товары характеризуются множественностью в связи с наличием раз­личных сортов, центров торговли, а также с разными сроками по­ставки и др. Сильное влияние на цены оказывает конкуренция со стороны искусственных и синтетических заменителей (хотя в большей степени это относится к сельскохозяйственному сырью). Под ее воздействием происходит сближение цен на натуральные и синте­тические товары, причем последние достаточно часто становятся регулятором цен на натуральные продукты.
 Некоторыми особенностями обладает ценообразование на про­дукцию многолетних (особенно древесных) культур. Это связано с существованием различных циклов развития этих культур, а также с сильным и продолжительным воздействием на них неблагоприят­ных погодных условий. Аналогичное влияние эти факторы оказыва­ют и на рынок мяса, что обусловлено длительностью воспроизводст­ва стада.
 Динамика мировых цен в значительной степени зависит от внеш­неторговой политики, поскольку для продовольственных товаров характерны достаточно жесткая тарифная и нетарифная защита вну­тренних рынков и в промышленно развитых странах широкое суб­сидирование экспорта.
 В связи с большими колебаниями цен на продовольствие, как и на другие сырьевые товары, на межгосударственном уровне пред­принимаются шаги по стабилизации рынков. Международные товарные соглашения, в которых участвуют экспортеры и импортеры, с помощью экспортных квот, буферных запасов и других механиз­мов пытаются регулировать цены на кофе, какао, сахар, пшеницу и др., ассоциации стран-экспортеров — цены на перец, бананы и др.
 
 Продукция животноводства
 
 Это понятие объединяет несколько товарных групп (СМТК, груп­па 00. Живые животные; группа 01.Мясо и мясопродукты; группа 02. Молочные продукты и яйца).
 Оборот мировой торговли крупным рогатым скотом составляет свыше 5 млн. голов в год, свиней — 9-10, овец — 15. В торговле племенным скотом участвуют в различной степени почти все стра­ны, а основными экспортерами являются США, страны ЕС и Кана­да. Торговля живым убойным скотом носит в основном региональ­ный приграничный характер. Такая торговля наиболее развита в США и странах ЕС.
 Важным регионом сбыта живых овец и ягнят является Ближний Восток, поскольку страны этого региона в силу специфических ре­лигиозных требований к убою скота закупают мясо в виде живого скота. Главными поставщиками в этот регион являются Австралия и Турция.
 Основными рынками реализации мясных лошадей и конины явля­ются Италия, Франция, страны Бенилюкса, Австрия.
 На мировом рынке мяса осуществляется торговля птицей (куры, утки, индейки, голуби, фазаны, куропатки и др.) разной степени обработки, говядиной, свининой, бараниной, козлятиной и др. в свежем, охлажденном и мороженом виде. Удельный вес поставок на мировой рынок охлажденного и замороженного мяса с каждым го­дом возрастает. В первой половине 90-х гг. мировое производство мяса составляло 270—280 млн. т в год, в том числе говядина и теля­тина — 25%, свинина — 35%, баранина и козлятина — 15%, мясо птицы — 25%.
 Мировой экспорт говядины составляет около 5,5 млн. т. Основны­ми поставщиками являются Австралия, Бразилия, Аргентина, Новая Зеландия, Уругвай, а также страны ЕС и США. Основными произ­водителями свинины являются Китай, США и Европа, основными экспортерами —Дания, страны Бенилюкса, Канада и США. Баранина и ягнятина производятся в основном в Австралии и Новой Зеландии. Мировой экспорт баранины составляет около 1 млн. т. Основные производители битой птицы — США, страны ЕС, Китай. Мировой экспорт птичьего мяса составляет около 3 млн. т в год. Основными экспортерами являются США, Франция, Голландия, а импортерами — Германия, Япония, Гонконг, Саудовская Аравия.
 Цены на рынке мяса подвержены значительным колебаниям в зависимости от качества, условий поставки и других факторов. Очень высокие требования предъявляются к качеству и санитарным характеристикам при ввозе мясопродуктов, например в странах ЕС.
 Помимо непосредственно мяса на мировом рынке обращаются и субпродукты (печень, ножки, хвосты, языки, легкие и др.), кости, костная мука и др. Традиционно развитым рынком таких товаров является Западная Европа.
 До конца XIX в. молочные продукты (молоко, сливочное масло, сыры) производились в основном для внутреннего потребления. Только сыры, составлявшие специализацию отдельных регионов (во Фран­ции, Швейцарии, Италии), были в небольших количествах пред­метом международной торговли. Более широкое вовлечение молоч­ных товаров в международный оборот произошло в результате использования холодильного оборудования на транспортных сред­ствах (автомобили, суда и вагоны-рефрижераторы), а также благо­даря росту потребления этих продуктов в промышленно развитых странах.
 Ежегодный объем мировой торговли молочными товарами пре­вышает 11 млн. т. Наиболее распространена торговля такими видами молочных товаров, как сыры, сливочное масло, сухое молоко. Для молочных товаров характерна высокая степень географической кон­центрации экспорта. Основными поставщиками этой продукции вы­ступают страны ЕС, Новая Зеландия, США, Австралия, Аргентина. Объемы импорта существенно различаются по конкретным видам товаров и странам. Мировое производство сливочного масла состав­ляет около 7 млн. т, из которых на экспорт направляется около 20%, сыра — около 10 млн. т, в том числе 20% экспортируется. Молоко продается на мировом рынке в основном в виде сухого порошка или конденсата. Мировое производство составляет 400—450 млн. т.
 В 90-е гг. отмечаются высокие темпы роста мирового производства и потребления яиц, а также международной торговли ими. Это по­зволяет рассматривать данный рынок как один из наиболее динамично развивающихся рынков сельскохозяйственных и продовольст­венных товаров. Объем мирового производства яиц в 1997 г. составил свыше 710 млрд. шт. Основными производителями являются Китай (более 45%), страны ЕС (более 10%), США (более 10%), а также Япония (около 6%), Индия (около 4%) и Россия (около 4%). В 1997 г. мировой экспорт яиц составил около 6,8 млрд. шт., а в 1998 г. — свыше 7 млрд. шт. При этом около половины всех экспортных по­ставок осуществляется из США (около 3 млрд. шт.), более 1 млрд. экспортируется из Китая, менее 1 млрд. шт. — из Нидерландов. На эти три страны приходится около 70% мирового экспорта * . Основ­ными покупателями являются Япония, Гонконг, Канада и Мексика. В странах ЕС торговля яйцами носит в основном внутрирегиональный характер, хотя наблюдается тенденция к росту экспорта в третьи страны.
 * Кривокоченко Л.В. На мировом рынке яиц//БИКИ. 1999. №53-54.13 мая. С. 9,12.
 
 Зерновые
 
 Данная группа включает не только зерновые культуры, но и про­дукты их переработки (СМТК, группа 04. Зерновые и продукты из зерна). Зерновые (пшеница, кукуруза, ячмень, овес, рожь и др.) являются самым массовым продовольственным товаром на мировом рынке. Зерновые используются также в качестве кормов для скота, сырья для промышленной переработки. В связи с этим развитие рынка зерновых товаров оказывает значительное влияние на торгов­лю продовольственными и сельскохозяйственными товарами в це­лом.
 Наиболее важное место среди зерновых занимает пшеница, кото­рая во многих странах считается стратегическим товаром. Мировое производство пшеницы составляет свыше 600 млн. т в год. Для потребительских целей используются твердые сорта — дурум (durum), а в качестве кормовой пшеницы — мягкие сорта.
 Крупнейшим в мире продуцентом пшеницы является Китай (около 100 млн. т), который выступает на рынке и в качестве ее крупного покупателя. К основным продуцентам относятся страны ЕС, особенно Франция (около 90 млн. т), США (около 60 млн. т), Индия (около 60 млн. т), Россия (около 30 млн. т), Канада (около 25 млн. т), Австралия, Аргентина, Пакистан, Турция и Казахстан.
 В год экспортируется около 100 млн. т пшеницы. Среди экс­портеров выделяются США, Канада, Австралия, Аргентина, а также страны ЕС. К числу значительных импортеров пшеницы относятся Китай, страны СНГ, Япония, Бразилия, Египет, а также Алжир, Иран и Индонезия.
 Пшеница является традиционным биржевым товаром. Мировые цены на пшеницу в значительной мере формируются на рынке США, которые считаются крупнейшим экспортером этого товара и центром биржевой торговли. Значительную роль в формировании цен на пшеницу играет Чикагская торговая палата (Chicago Board of Trade, CBT).
 В 1997-1998 гг. мировое производство кукурузы составило почти 600 млн. т, а мировой экспорт — более 63 млн. т *. Основным про­изводителем и экспортером кукурузы являются США.
  БИКИ,1999, № 50.29 апреля. С.6.
 
 Производство ячменя сконцентрировано в северном полушарии. Основные производители — страны СНГ, Канада, Великобритания. На мировой рынок попадает около 15% всего мирового производст­ва.
 Основными производителями овса считаются страны СНГ, ЕС, США и Канада, а основными производителями ржи, которая ис­пользуется в основном для выпечки хлеба, — страны СНГ;
 Организацией, занимающейся прогнозированием и в некоторой степени регулированием мирового рынка зерновых, является Меж­дународный совет по зерну (МСЗ).
 Мировой рынок риса представляет собой несколько обособлен­ный сегмент рынка зерновых в силу специфики его производства и потребления. Рис является одним из основных продуктов питания в ряде азиатских и некоторых других странах, что определяет значи­тельные объемы производства и мировой торговли этим товаром. Наиболее высококачественным считается сорт «white basmati», цены на который почти в два раза превышают цены на остальные сорта. Мировое производство риса в 1994—1996 гг. составляло свыше 530 млн. т. в год. Основными производителями являются Китай (около 33%), Индия (около 23%), Индонезия (около 9%), Бангладеш (около 5%), а также Вьетнам, Таиланд, Мьянма, Япония, Филиппи­ны, Бразилия*. Потребление риса с начала 90-х гг. превышает его производство, что приводит к общему сокращению запасов.
 * Зотов Г.М. Современное состояние мировых рынков сырья//Международный бизнес России. 1996. № 6. С. 28.
 
 Объем мировой торговли рисом в середине 90-х гг. составлял 15-20 млн. т. Лидирующие позиции в мировом экспорте риса зани­мают Таиланд, США, Вьетнам, Мьянма и Пакистан. Крупнейшим импортером риса в 1995 г. была Индонезия (14% мирового импорта). Значительными импортерами выступали Бангладеш, КНДР, Иран, Саудовская Аравия, Бразилия, ЕС.
 Производство остальных видов зерновых культур имеет региональ­ный характер, как, например, сорго и просо в Африке и Азии.
 Помимо зерновых на мировой рынок поступают хлебопродукты (хлеб, макароны, вафли, сухари и др.) и продукция мукомольной промышленности (мука, битый рис, солод, крахмал и др.). Рынок хлебопродуктов сформировался в последней четверти XX в. в ре­зультате диверсификации пищевой промышленности, что определя­ет широкую номенклатуру товаров этой группы и разнообразие цен. Цены на продукцию мукомольной промышленности находятся под влиянием цен исходного сырья, так как затраты на переработку не подвержены существенным колебаниям. Крупным экспортером яв­ляется Германия, а импортером — Япония.
 
 Овощи и фрукты
 
 Овощи и фрукты не имеют такого большого значения в междуна­родной торговле, как, например, зерновые. Они выращиваются по всему миру и различаются в ассортиментах по регионам, в зависимости от почвенных и климатических условий. За последние годы роль овощей и фруктов в современной диете человека возрасла, что привело к увеличению площадей их выращивания и расширению ассортимента, особенно в районах крупных промышленных агломе­раций.
 Среди фруктов наибольшее значение в международной торговле имеют цитрусовые и бананы. Их мировое производство в 90-х гг. со­ставляло 75—80 млн. т в год. Торговля цитрусовыми осуществляется в основном между странами Средиземноморского бассейна и евро­пейскими странами, а бананами — между Латинской Америкой, Северной Америкой и Европой. Объем мирового экспорта бананов в 90-е гг. составлял 10—12 млн. т.
 Среди фруктов умеренной климатической зоны наибольшее зна­чение в международной торговле имеют яблоки. В середине 90-х гг. их мировое производство составляло свыше 30 млн. т, в том числе свыше 10 млн. т экспортировалось.
 В Европе достаточно активно развивается торговля свежими и замороженными ягодами (клубника, малина, вишня и др.).
 
 Сахар
 
 Сахар производится в тропической зоне из сахарного тростника (около 2/3 мирового производства) и в умеренной климатической зоне из сахарной свеклы. Основными производителями сахара из сахарного тростника являются Куба, Бразилия, а также ЮАР, Ин­дия, Китай. Производство свекловичного сахара осуществляется в основном в промышленно развитых странах и обходится дороже, чем выработка сахара из сахарного тростника, поэтому в странах произ­водящих свекловичный сахар, как правило, применяются правитель­ственные субсидии, особенно для стимулирования экспорта по це­нам, которые могли бы конкурировать с ценами тростникового са­хара.
 В 1995—1996 гг. объем продукции в 110 странах-продуцентах, со­гласно оценке специалистов, составил примерно 120 млн. т (на об­щую сумму 25 млрд. дол.); около 28% было поставлено на внешний рынок.
 Производство сахара является важной отраслью сельского хозяй­ства многих стран, поэтому национальные рынки сахара обычно защищаются с помощью различных инструментов (контингенты, контролируемые цены внутреннего рынка и др.). В ближайшие годы потребление сахара будет возрастать примерно на 1,2% ежегодно и достигнет к концу столетия 125 млн. т. Этому будет способствовать политика правительств по поддержке национальных производите­лей, а также действие Международного соглашения по сахару.
 В то же время в пищевой промышленности увеличивается по­требление заменителей сахара, которые вытесняют с рынка натураль­ное сырье. К ним относятся, например, сахарин, кукурузные сиропы (распространены в США) и др. Производство заменителей сахара также будет увеличиваться, прежде всего в промышленно развитых странах. Заменители будут вытеснять натуральный сахар, особенно при изготовлении безалкогольных напитков, кондитерских изделий и других продовольственных товаров. В результате совершенствова­ния технологий в производстве заменителей сахара должны снизиться цены на них, что будет способствовать увеличению их потребления и ослабит позиции натурального сахара даже в традиционных сфе­рах его применения в пищевой промышленности.
 Цены на сахар характеризуются большой нестабильностью, уси­ливаемой спекуляциями на биржах. Три четверти мировой торговли сахаром осуществляется на свободном рынке, где наиболее представительными ценами являются котировки Лондонской, Нью-Йоркской и Парижской бирж. Остальная часть сахара реализуется по высоким ценам преференциальных рынков, например импорт сахара в страны ЕС из стран Африки, бассейнов Карибского моря и Тихого океана.
 Регулирование мирового рынка сахара осуществляется на основе Международных соглашений по сахару, первое из которых было за­ключено в 1932 г. На основе решений Международного соглашения по сахару 1968 г. была создана Международная организация по сахару (International Sugar Organization, ISO) со штаб-квартирой в Лондоне. Высшим органом этой организации является Международный совет по сахару (International Sugar Council, ISC).
 
 Пищевкусовые товары
 
 К пищевкусовым товарам относятся товары группы 07 СМТК:
 кофе, чай, какао, специи.
 Кофе выращивается в тропической климатической зоне более чем в 70 странах. Основные сорта — «арабика» (около 90% мирового производства кофе) и «робуста», который выращивается в основном в Африке. В некоторых странах (Либерия, Конго, Ява) выращивается также сорт «либерика», который качественно уступает первым двум и почти не имеет значения в международной торговле.
 Основными продуцентами кофе являются Бразилия, а также Колумбия, Кот-д'Ивуар, Индонезия, Мексика, Индия, Вьетнам. Значительная часть кофе в сыром виде экспортируется в развитые страны, где оно подвергается дальнейшей обработке, потребляется или экспортируется в другие страны в готовом к употреблению виде. Крупнейшими потребителями кофе в мире являются страны ЕС (особенно Германия и Франция) и США (самая крупная страна-импор­тер).
 Торговля кофе осуществляется как непосредственно между фир­мами стран — производителей и потребителей, так и посредством бирж, в основном в Нью-Йорке и Лондоне. Сделки с реальным товаром осуществляются, как правило, в Гамбурге, располагающем крупнейшими в Европе складами в свободной таможенной зоне.
 Регулирование рынка кофе осуществляется Ассоциацией стран — продуцентов кофе (Association Coffee Producing Countries, ACPC), а также на основе Международных соглашений по кофе. Первое Международное соглашение по кофе заключено в 1962 г., второе — в 1968 г., третье — в 1976 г., четвертое — в 1983 г., пятое — в 1994 г. на период до сентября 1999 г., однако фактически перестало дейст­вовать уже за несколько месяцев до этого срока. Дерегулирование рынка кофе произошло вследствие реализации в большом объеме его излишков и запасов бразильскими продуцентами, которые ис­пользовали благоприятный момент для получения прибыли в резуль­тате обесценения бразильской валюты после финансового кризиса.
 Какао, так же как и кофе, выращивается в тропической зоне, а затем в сыром виде зерна какао экспортируются в развитые страны. Основными районами выращивания какао являются Центральная Африка (Кот-д'Ивуар, Гана, Нигерия, Камерун) и Латинская Аме­рика (Бразилия и Мексика), а также Малайзия.
 Ежегодные объемы мирового производства какао, как правило, значительно отличаются, что приводит к постоянным колебаниям цен на мировом рынке. Основными факторами, влияющими на объемы производства, являются засуха в Африке, проливные дожди или холода в период сбора какао, бобов в Бразилии, а также частые изменения площади выращивания какао под влиянием низких цен международного рынка в предыдущем периоде.
 Основными потребителями какао считаются США, Германия, Гол­ландия, Великобритания, Швейцария.
 Международная торговля какао осуществляется как между фир­мами стран — производителей и потребителей, так и посредством бирж, в основном в Лондоне и Нью-Йорке.
 Регулирование рынка какао осуществляется на основе Междуна­родных соглашений по какао. Первое Международное соглашение было заключено в 1972 г., второе — в 1975 г., третье — в 1980 г., четвертое — в 1986 г., пятое — в 1993 г.
 Чай выращивается в тропической и субтропической зонах. Наи­более ценными сортами черного чая обладают Кения и Шри Ланка, а также Индонезия, которая поставляет очень ароматный чай золотистого цвета. На рынке также присутствует зеленый чай из Китая, однако его популярность относительно не велика.
 Основными производителями чая в 1998 г., как и в прошлые годы, оставались Индия (867 тыс. т), Кения (294 тыс. т), Шри Ланка (280 тыс. т), а также Индонезия и Бангладеш, основными экспорте­рами — Шри Ланка (271 тыс. т), Кения (264 тыс. т), Индия (205 тыс. т)*. В Индии большая часть чая потребляется на внутрен­нем рынке.
 БИКИ, 1999. № 57. 20 мая. С. 6.
 
 Чай является традиционным товаром аукционной торговли. В 1679 г. в Лондоне прошел первый аукцион чая, а 29 июня 1998 г. — последний. Великобритания была единственной, не производившей чая страной, в которой проходили чайные аукционы. Теперь они про­ходят только в странах-производителях. В 1997 г. Кения отказалась участвовать в лондонских аукционах, аналогичным образом посту­пили Шри-Ланка, Малави и Танзания. Наибольшее значение имеют чайные аукционы в Калькутте (Индия), Джакарте (Индонезия), Момбасе (Кения), Коломбо (Шри-Ланка).
 Наиболее представительными ценами на специи (черный и белый перец, кардамон, тмин, гвоздика, имбирь и др.) являются цены Лон­донского оптового рынка.
 В последние годы отмечалось значительное увеличение потреб­ления перца в странах Азии. В таких государствах, как Индонезия и Китай, все большее количество перца направляется на внутренний рынок. В то же время растет потребление перца и в других странах. В этой связи наблюдается существенное превышение потребления перца над его производством и, как следствие, сокращение запасов и рост цен.
 В середине января 1997 г. цены на белый перец на европейском рынке составляли 5600 дол. за т, а на черный перец — 3000 дол. Черный и белый перец получают с одного растения. Если разница в ценах на черный и белый перец превышает 1500 дол. за т, продуцен­ты переключаются на выпуск первого.
 На долю США приходится около 90% мировых закупок черного перца. Он производится в Индии, Бразилии, Индонезии, Малайзии и Вьетнаме.
 Основным поставщиком белого перца выступает Индонезия, а также Бразилия и Малайзия. Крупнейшими потребителями белого перца являются Германия, Индонезия, США, страны Восточной Европы.
 
 Маслосемена, растительные масла
 
 В группу десяти важнейших видов масличных включаются соя, бобы, рапсовое, хлопковое, кунжутное, льняное и касторовое семя, подсолнечник, арахис, пальмовое ядро, копра. Объем мирового про­изводства десяти основных видов масличных в 1995-1999 гг. состав­лял свыше 250 млн. т в год и возрастал из года в год.
 Основное значение имеет соя, мировое производство которой составляет около 125—130 млн. т в год. Основными производителями являются США, а также Китай, Бразилия, Аргентина, основными импортерами — европейские страны и Япония. Во второй половине 90-х гг. ежегодные объемы мирового производства соевого масла со­ставляли около 20 млн. т, из которых около 5 млн. т экспортирова­лось.
 Рапс также является важной и распространенной масличной куль­турой, его мировое производство составляет около 30 млн. т. в год. Основные производители — Китай и Индия, основной экспортер — Канада. Главными международными рынками рапса считаются Виннипег (Канада) и Гамбург (Германия). Мировое производство рапсо­вого масла составляет свыше 10 млн. т в год, из которых на экспорт направляется 1,5—2,0 млн. т.
 Мировое производство семян хлопчатника составляет около 40 млн. т в год, хлопкового масла — около 4 млн. т, из которых экспортируется 250-300 тыс. т.
 Мировое производство семян подсолнечника составляет около 20 млн. т в год, а подсолнечного масла — около 9 млн. т в год во второй половине 90-х гг., в том числе экспортируется 2,6-2,9 млн. т.
 Мировое производство арахиса составляет около 20 млн. т. Основные производители — Индия, Китай и США. Мировое про­изводство арахисового масла — свыше 4 млн. т в год, из которых экспортируется — около 300 тыс. т.
 Мировое производство пальмового масла составляет свыше 15 млн. т (основной производитель — Малайзия), в том числе экспорт — свыше 10 млн. т; кокосового масла — около 3 млн. т, в том числе экспорт — около 1,5 млн. т; пальмоядрового масла — свыше 2 млн. т, в том числе экспорт — 800-900 тыс. т; оливкового масла — около 2 млн. т, в том чис­ле экспорт — свыше 400 тыс. т; кукурузного масла — около 1,8 млн. т, в том числе экспорт — около 600 тыс. т; кунжутного масла — около 750 тыс. т, в том числе экспорт — около 20 тыс. т.
 Маслосемена, пищевые растительные масла (соевое, хлопковое, подсолнечное, арахисовое, льняное, пальмовое, кокосовое, касторо­вое, кукурузное и др.) и шроты (отходы производства растительных масел) являются массовыми биржевыми товарами.
 
 ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (ФАО)
 
 Продовольственная и сельскохозяйственная организация (ФАО) — Food and Agricultural Organization (FAO) — была основана 16 октября 1945 г. Этот день ежегодно отмечается как Всемирный день продовольствия. ФАО является специализированным учреждением систе­мы ООН.
 Местопребывание — Рим (Италия).
 Основными целями ФАО являются:
 повышение качества питания и жизни;
 совершенствование производства и распределения продовольст­вия и другой сельскохозяйственной продукции;
 улучшение условий жизни сельского населения;
 вклад в развитие мировой экономики.
 ФАО имеет следующую структуру:
 Конференция;
 Совет, комитеты;
 генеральный директор.
 Высшим органом ФАО является Конференция, на которой каждый член представлен одним делегатом. Очередные сессии проходят один раз в два года. На Конференции определяются основные принципы деятельности организации, утверждается бюджет, рассматриваются общая ситуация с продовольствием и положение в сельском хозяй­стве, принимаются рекомендации и др.
 Совет состоит из 49 избранных Конференцией государств-членов. Он является исполнительным органом Конференции между ее сессиями и в своей работе опирается на пять комитетов: по продуктам, рыболовству, лесам, сельскому хозяйству, всемирной продо­вольственной безопасности.
 Генеральный директор избирается Конференцией сроком на шесть лет. Он руководит работой ФАО под контролем Конференции и Совета и является главой секретариата, разделенного на семь депар­таментов: экономической и социальной политики, сельского хозяй­ства, рыболовства, лесов, развития, управления и финансов, общих вопросов и информации.
 Деятельность ФАО может быть подразделена на два основных направления:
 ? в качестве всемирного форума по аграрной политике и ин­формационного и консультационного центра (формирование конкретных приоритетов по производству продовольствия и продовольственной безопасности в целях ликвидации голода);
 ? в качестве инициатора полевых программ, реализуемых, как правило, в сотрудничестве с правительствами и международ­ными организациями.
 
 § 2. Рынки сельскохозяйственного сырья
 
 К сельскохозяйственному сырью относятся товары раздела 2 СМТК (Сырье непродовольственное, кроме топлива/Crude materials, inedible, exept fuels), за исключением групп 22, 27, 28, а именно следующие товарные группы:
 21. Шкуры, кожи, пушнина/Hides, skins and furskins raw
 23. Каучук/Crude rubber
 24. Пробка и дерево/Cork and wood
 25. Целлюлоза и макулатура/Pulp and waste paper
 26. Текстильные волокна и их отходы/Textile fibers and their wastes
 29. Сырье животного и растительного происхождения, в другом месте не поименованное/Crude animal and vegetable materials, n.e.s.
 
 Каучук
 
 Каучук используется в основном для производства покрышек, а также иных резиновых изделий. Центром мирового производства натурального каучука является Юго-Восточная Азия, а крупнейши­ми продуцентами — Таиланд, Индонезия и Малайзия. На эти стра­ны приходится около 3/4 производства натурального каучука.
 Основными потребителями натурального каучука являются промышленно развитые страны, а также быстро развивающиеся страны Азии. Доля стран Америки в мировом потреблении натурального каучука в 1994 г. составляла 23%, Европы — 18%, Японии — 12%, Китая — 8%.
 Спрос на натуральный каучук на мировом рынке относительно стабилен. Хотя конкуренция со стороны синтетического каучука возрастает, он не может полностью заменить натуральный продукт в ряде областей потребления (например, авиационные покрышки или санитарные резиновые изделия).
 Организацией, целью которой является контроль за стабильнос­тью цен на рынке натурального каучука, является Международная каучуковая организация, ИНРО (International Rubber Organization, INRO), созданная в 1980 г. Эта межправительственная организация объединяет государства:
 продуценты — Таиланд, Индонезия, Малайзия, Кот-д'Ивуар, Ни­герия, Шри Ланка;
 импортеры — Япония, США, Китай, Германия, Франция, Авст­рия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Дания, Финляндия, Греция, Ирландия, Италия, Испания, Швеция, Великобритания.
 Ценовой механизм ИНРО заключается в том, что если средняя цена на каучук за последние пять дней упадет до 183 малазийских/ сингапурских центов за 1 кг, то руководитель буферного запаса мо­жет (но не обязан) выступить на рынке в качестве покупателя. Це­новой порог, когда он обязан это сделать, еще ниже.
 Продуценты считают деятельность ИНРО неэффективной, по­скольку принятый ценовой механизм не гарантирует поддержки уров­ня цен. Это объясняется, в частности, следующим:
 ? только 60% натурального каучука попадает на свободный ры­нок, что делает цены на него не слишком прозрачными;
 ? ИНРО не всегда адекватно реагирует на изменение цен;
 ? фонды ИНРО иногда недостаточны для эффективной интер­венции.
 В этой связи Малайзия (1/5 бюджета ИНРО) и Таиланд (1/6 бюд­жета ИНРО) заявили о выходе из этой организации.
 
 Лесные товары
 
 За 1983—1993 гг. мировое производство круглых лесоматериалов возросло с 3044,9 млн. до 3484,4 млн. м3, фанеры — с 44 млн. до 48,3 млн. м3, древесностружечных плит — с 39,9 млн. до 51,6 млн. м3, древесноволокн истых плит — с 16,5 млн. до 19 млн. м3. За этот же период производство пиломатериалов снизилось с 441,8 млн. до 432,4 млн. м3*.
 * FAO Yearbook of Forest Products. 1993. — Rome, 1995.
 
 К крупнейшим производителям круглых лесоматериалов относятся США, Китай, Индия, Бразилия, Индонезия, Канада, Россия, Ни­герия; пиломатериалов — США, Канада, Россия, Япония, Китай, Индия; фанеры — США, Индонезия, Япония, Китай, Канада, Россия, Бразилия; древесностружечных плит — Германия, США, Канада, Россия, Франция, Китай, Япония; древесноволокнистых плит — США, Китай, Россия, Япония, Канада, Бразилия, Германия. Наибо­лее динамично развивается производство лесных товаров в США и Китае.
 В ассортименте лесных товаров произошли определенные струк­турные изменения. Хотя соотношение между отдельными видами лесопродукции в 80—90-е гг. оставалось довольно стабильным, тем не менее, можно отметить некоторые тенденции: увеличилась доля балансов — сырья для целлюлозно-бумажного производства и дров; снизился удельный вес бревен — сырья для механической обработки древесины, а также прочих деловых сортиментов, что объясняется сокращением производства сортиментов, используемых в круглом виде (рудничная стойка для крепления горных выработок, бревна для столбов и т.п.),
 Более половины мирового объема лесозаготовок приходится на дровяную древесину, что связано с ее широким использованием в качестве топлива в развивающихся странах Южного полушария. В структуре топливно-энергетического баланса отдельных регионов имеются существенные различия. В Европе, Северной Америке и России, где основными энергоносителями являются природный газ, нефть, каменный уголь и ядерное топливо, на долю дров приходится соответственно 15, 20 и 23% производства круглых лесоматериалов. В то же время в Африке этот показатель составляет 78%, в Южной Америке — 57%, а в крупнейших странах Азии — Индии и Индоне­зии — 87 и 78% (для сравнения: Финляндия — 10%, США — 18, Канада — 4, Швеция — 7, Япония — 0,5%) *.
 *Рохленко Д.Б. Мировое производство лесных товаров: тенденции и перспективы//МЭиМО. 1996. № 5. С. 131.
 
 Определенные структурные сдвиги происходят и в ассортименте других видов лесных товаров. Так, в составе листовых древесных лесоматериалов доля фанеры снизилась, но увеличилась доля древесностружечных плит, а доля древесноволокнистых плит осталась без изменений. Для ряда стран Северного полушария характерно более широкое вовлечение в переработку лиственной древесины, что дает возможность экономить ценную древесину хвойных пород. В странах с развитой лесной и лесоперерабатывающей промышлен­ностью большое внимание уделяется более полному использованию заготовленной древесины путем утилизации древесных отходов. Они перерабатываются в технологическую щепу, используемую в целлюлозно-бумажном производстве и при изготовлении древесных плит. Измельченные отходы применяются также в качестве топлива. В 80-90-е гг. переработанные древесные отходы превратились в объект международной торговли. С 1983 по 1993 г. мировой объем экспорта щепы и древесной стружки вырос в 2 раза — с 13,8 до 27,6 млн. м3 (в том числе 10,4 млн. м3 из Северной Америки, 7,1 млн. м3 из Океании, 4,1 млн. м3 из Южной Америки, 2,6 млн. м3 из Европы, около 2 млн. м3 из Азии и 1,4 млн. м3 из Африки).
 
 Текстильные волокна
 
 Хлопок (волокно) является важнейшим товаром в международной торговле текстильными волокнами (около 50%). Крупнейшими экс­портерами являются США, Узбекистан, Австралия, Пакистан, Туркменистан, крупнейшими импортерами — Россия, Япония, Рес­публика Корея, Индонезия, страны ЕС.
 Мировое производство хлопка составляет 18—20 млн. т в год.
 Основными центрами мировой торговли хлопком можно считать Нью-Йоркскую биржу хлопка (NYCE), Чикагскую биржу риса и хлоп­ка (CRCE) и посреднический рынок Ассоциации по хлопку в Ливер­пуле.
 Цены на хлопок подвержены значительным колебаниям в зави­симости от спроса и предложения, степени государственного регу­лирования производства и экспорта, возможности неожиданного появления на рынке крупных продавцов и покупателей, природных факторов, конкуренции со стороны химических волокон и др.
 Рынок хлопка подразделяется на рынок коротковолокнистого, средневолокнистого, тонковолокнистого хлопка. Из тонковолокни­стого хлопка вырабатывают хлопчатобумажную пряжу высоких но­меров, из средневолокнистого — среднюю и тонкую пряжу, из ко­ротковолокнистого — сравнительно толстую пряжу низких номеров.
 На мировом рынке также продаются отходы хлопка (отходы от хлопкопрядения, расщипанное хлопковое волокно и пр.).
 Шерсть является одним из наиболее дорогостоящих видов текс­тильного сырья. Доля шерсти в потреблении всех текстильных воло­кон составляет около 5%.
 В Австралии сорта шерсти классифицируются в зависимости от изменения тонины волокна на 0,1 микрон. В целом в международ­ной практике все виды шерсти подразделяются на следующие ос­новные сорта: высшее качество, очень хорошее качество, хорошее качество, среднее качество, низкое качество.
 Мировое производство шерсти составляет около 2 млн. т в год. Основными производителями являются страны Южного полушария (Австралия, Новая Зеландия, Аргентина, Уругвай, ЮАР), а также СНГ.
 Наиболее распространенной формой международной торговли является аукционная, посредством которой реализуется около поло­вины мирового производства овечьей шерсти. Наибольшее значение имеют австралийские и новозеландские аукционы, особенно аукцион в Сиднее. Важную роль в торговле шерстью играют также торговые дома.
 Продвижению шерсти на мировой рынок способствует деятель­ность Международного секретариата по шерсти (International Wool Secretariat, IWS), который использует торговые знаки «Woolmark» (для изделий из 100%-ной натуральной шерсти) и «Woolblendmark» (для изделий из смеси натуральной шерсти с синтетическими тка­нями).
 Доля натурального шелка в группе текстильных волокон невелика, его мировое производство составляет 75—100 тыс. т в год. К круп­нейшим производителям относятся Китай, Индия, а также Италия. На мировой рынок попадает около 10% произведенного шелка.
 Джут используется для производства грубых тканей (мешковина, ковры, мебельные ткани). Мировое производство составляет около 2,7—3,0 млн. т в год. Основными производителями являются Бан­гладеш, Индия, Китай, Таиланд, Непал.
 
 § 3. Рынки руд и металлов
 
 К рудам и металлам относятся две товарные группы из раздела 2 СМТК (Сырье непродовольственное, кроме топлива/Crude materials, inedible, exept fuels):
 27. Природные удобрения и минералы/Crude fertilizers and crude minerals
 28. Металлические руды и металлолом/Metalliferous ores and metal scrap,
 а также одна товарная группа из раздела 6 (Промышленные товары, классифицированные в основном по материалам/Manufactured goods classified chiefly by material):
 68. Цветные металлы/Non-ferrous metals.
 Минеральное сырье включает широкую гамму продуктов добыва­ющей промышленности: различные соли, асбест, графит, строитель­ные камни и др. Большинство из них широко распространено в природе, хотя они и не всегда используются, что зависит от необхо­димости, возможности и рентабельности добычи. Одни минераль­ные продукты используются непосредственно (каменная соль, стро­ительные камни и др.), другие являются сырьем для химической (калийные соли, фосфориты, сера и др.) и ювелирной (драгоценные камни) промышленности и др. Большая часть минеральных сырье­вых продуктов не участвует в международном обороте по причине их широкого распространения либо является предметом региональной торговли.
 Рынок руд и металлов традиционно подразделяется:
 ? на рынок черных металлов,
 ? на рынок цветных металлов.
 Причем к сырьевым товарам относятся железная руда, руды цвет­ных металлов и сами цветные металлы, а к промышленным товарам (группа 67) — произведенные из железных руд железо и сталь. Основ­ным в мире поставщиком железной руды является Бразилия. В Азии крупнейшими потребителями железной руды — основными импор­терами — считаются Китай, Япония и Республика Корея.
 Среди цветных металлов особое значение имеет медь. Развитие рынка меди в существенной степени влияет на ценообразование и развитие рынков других цветных металлов. Особенностью ценообразования на рынках цветных металлов является отсутствие как таковых мировых цен на сырье для получения цветных металлов, что связано с огромным разнообразием качественных характеристик исходного сырья. Цены на сырье (руды или концентраты) зависят от цен на соответствующий рафинированный металл. Рафинированный металл стандартного качества обладает однородными свойствами, поэтому в качестве базисного выбирается определенный сорт, а затем рассчитываются соответствующие скидки или доплаты за несоответ­ствие конкретного товара базисному. Для определения цен на сырье разрабатываются формулы расчета, которые достаточно известны.
 
 Медь, медные руды и концентраты
 
 Месторождения медных руд имеются почти во всех регионах, од­нако основные их запасы, а также добыча сконцентрированы в не­большом количестве стран. В 1997 г. в первую десятку этих стран входили Чили, США, Канада, Австралия, Индонезия, Россия, Перу, Китай, Польша, Мексика и Замбия.
 Крупнейшими продуцентами медных руд среди промышленно развитых и развивающихся стран считаются Чили, США, Канада, чернового металла — США, Чили, Япония, а также Замбия, Заир, Канада.
 Медное сырье является объектом активной международной тор­говли. Основными экспортерами медных концентратов среди про­мышленно развитых и развивающихся стран выступают США, Чили, Папуа—Новая Гвинея, Португалия, Филиппины. Среди импортеров выделяются Япония, Германия, Испания, Республика Корея. Тор­говля черновым металлом носит ограниченный характер. Крупнейшими поставщиками являются Чили, Перу, основными импортера­ми — США и страны ЕС, а также Республика Корея.
 Цены на медные концентраты рассчитываются на основе котиро­вок Лондонской биржи металлов на медь сорта «А» (содержание металла 99,99%), из которых вычитаются стоимость переработки концентрата в черновую медь и стоимость ее рафинирования *:
 * Мировые рынки промышленного сырья и топлива: Часть III. Основные цвет­ные металлы и неметаллическое промышленное сырье. — М.: НИУПО «НИКИ», 1992. С. 25-26.
 
 Рконц=(Рмеди-RS)(T-a)/100-TC,
 
 где Рконц — цена 1 т медного концентрата;
  Рмеди — котировка 1 т рафинированного металла сорта «А» на Лондонской бирже металлов;
  RC — стоимость рафинирования;
  Т — процентное содержание меди в концентрате;
  а— технологические потери металла, определяемые в на­стоящее время как одна единица содержания (тоннопроцент) меди в концентрате;
  ТС — стоимость переработки концентрата в черновую медь.
 Стоимость переработки концентрата в черновую медь и стоимость ее рафинирования устанавливаются медеплавильными компаниями при заключении сделок. На рынке меди эти цены не публикуются.
 Цена медного концентрата зависит от наличия в нем попутных компонентов, например других цветных металлов, которые могут быть рентабельно извлечены при современном уровне технологией. Наиболее часто встречаются никель, золото, серебро, металлы пла­тиновой группы. При относительно высоком содержании таких металлов на них устанавливаются надбавки (с учетом потерь при переработке).
 Мировой объем производства рафинированной меди с 1993 г. со­ставляет 11—14 млн. т в год. Основными производителями являются США, Чили, Япония, Китай, а также Германия и Россия, основными потребителями — США, Япония, Китай и Германия, а также Фран­ция, Италия, Республика Корея и Тайвань. Объем мирового экспорта рафинированной меди в 1993—1998 гг. составлял 4—6 млн. т в год. Основными экспортерами считаются Чили (свыше 2 млн. т в 1997— 1998 гг.), Россия, Канада, Перу, Замбия и Казахстан.
 Около 50% меди используется в электротехнической промышлен­ности, в машиностроении — около 25—30%, в строительстве — око­ло 15%. В электротехнической промышленности медь применяется прежде всего для изготовления кабелей, генераторов и трансформа­торов, а также для средств телекоммуникации, хотя в последнем случае медь в существенной мере вытесняется волоконно-оптичес­кими кабелями. В автомобилестроении увеличивается потребление медной проволоки в выпускаемых автомобилях, но в то же время медно-латунные радиаторы заменяются алюминиевыми. Медь ис­пользуется при создании установок по опреснению воды, в отопи­тельных системах и нагревательных аппаратах на основе солнечной энергии и др.
 Около 40—50% произведенной рафинированной меди поступает на мировой рынок. Основными центрами международной торговли медью являются Лондонская биржа металлов и американский рынок.
 Для координации действий стран — экспортеров меди на мировом рынке был создан Межправительственный совет стран — экспорте­ров меди (СИПЕК).
 
 Алюминии, бокситы и глинозем
 
 Мировая добыча бокситов в 1996—1998 гг. составляла свыше 120 млн. т. в год. Основными районами добычи бокситов являются Австралия (свыше 40 млн. т в год), Гвинея (около 19 млн. т в год), Ямайка (около 12 млн. т в год), Бразилия (свыше 11 млн. т в год). Россия в 1994—1998 гг. добывала около 3,5 млн. т в год. Регулирова­ние рынка бокситов осуществляет Международная ассоциация бокситодобывающих стран (ИБА).
 Географическая структура производства глинозема примерно сов­падает со структурой добычи бокситов. Ведущие позиции по его про­изводству занимают Австралия, страны Латинской Америки, США и Канада. Мировое производство глинозема в 1996—1998 гг. состав­ляло свыше 40 млн. т. в год
 Крупнейшими продуцентами первичного алюминия являются США, Россия, Канада, Китай и Австралия, основными потребите­лями — США, Япония, Италия и другие страны ЕС. Основными сферами потребления первичного алюминия считаются транспортное машиностроение, строительство, производство пищевой упаковки. Наиболее быстрыми темпами его потребление растет в производстве автомобилей.
 Мировой экспорт алюминия с 1994 г. превышает 11 млн. т в год. К крупнейшим экспортерам относятся Россия (2,3—2,8 млн. т), Ка­нада (свыше 1,8 млн. т), Австралия (1,0—1,3 млн. т), а также Норве­гия и Бразилия, а к основным импортерам — Япония (2,6—3,0 млн. т), США (2,0—2,5 млн. т), Германия (1,2—1,5 млн. т), а также Италия, Республика Корея, Тайвань, Бельгия, Франция, Нидерланды, Вели­кобритания.
 Наиболее представительными ценами на алюминий являются котировки Лондонской биржи металлов.
 
 Свинец, свинцовые руды и концентраты
 
 .Мировые геологические запасы свинцовых руд оцениваются в 70 млн. т. Крупнейшие запасы находятся в Австралии, США, на тер­ритории стран СНГ, а также в Канаде и Китае.
 К крупнейшим продуцентам свинцовых руд и концентратов сре­ди промышленно развитых и развивающихся стран относятся Авст­ралия, США, Канада, Перу и Мексика.
 Цены на свинцовые концентраты в печати не публикуются, но регулярно приводится стоимость переработки свинцового концент­рата в металл, что позволяет по определенной формуле вычислить цену на концентрат.
 Производство рафинированного свинца сосредоточено в странах ЕС, Японии, США, Австралии, Канаде и Мексике. При производстве рафинированного свинца свыше 50% приходится на вторичный сви­нец.
 Основными сферами применения свинца являются производство кислотных автомобильных аккумуляторов (свыше 60% общего по­требления), а также производство красителей и других химических соединений. Он широко применяется и в стекольной промышлен­ности.
 Основными экспортерами рафинированного свинца считаются Австралия, Канада и Мексика, а импортерами — США и страны ЕС.
 Наиболее представительными ценами являются котировки Лон­донской биржи металлов.
 

<< Пред.           стр. 6 (из 19)           След. >>

Список литературы по разделу