<< Пред. стр. 7 (из 19) След. >>
Цинк, цинковые руды и концентратыМировые геологические запасы цинковых руд оцениваются в 150 млн. т. Крупнейшие запасы находятся в Канаде, США, Австралии и на территории стран СНГ.
Основными экспортерами цинковых руд и концентратов являются Канада, Швеция, Перу, Мексика, основными покупателями — Германия, Франция, Бельгия, Япония и другие промышленно развитые страны.
Цены на цинковые концентраты в печати не публикуются, но регулярно приводится стоимость переработки цинкового концентрата в металл, что позволяет по определенной формуле вычислить цену на концентрат.
К ведущим продуцентам и потребителям цинка относятся страны ЕС, Канада, Япония, США, Республика Корея, Мексика, Бразилия. На долю азиатских стран приходится около 40% потребления цинка, на европейские страны — 32%, на Америку — 25%. Крупнейшими странами-потребителями в 1997 г. были США, Китай и Япония.
Основной сферой применения цинка является производство оцинкованной стали (около 50%), а также латуни и бронзы (20—25%), сплавов на его основе (около 15%), химикатов (около 10%).
Основными поставщиками цинка на мировой рынок считаются Канада, Австралия и страны ЕС, крупнейшими импортерами — США, Германия, Япония, Великобритания.
Наиболее представительными ценами являются котировки Лондонской биржи металлов.
Олово, оловянные руды и концентраты
Ведущие позиции в добыче оловянных руд занимают Китай, Индонезия, Перу, Бразилия, Малайзия, Боливия и Таиланд.
Основными поставщиками оловянных концентратов на мировой рынок являются Австралия, Перу, Боливия и Канада. На мировой рынок поступают обычно концентраты, производимые мелкими продуцентами, не имеющими собственных плавильных мощностей, низкосортное сырье, переработка которого на местных предприятиях технологически сложна, а также концентраты, реализуемые по специальным соглашениям. При подавляющем объеме торговли оловянными концентратами предусматривается давальческая переработка сырья.
Производство рафинированного олова составляет около 220 тыс. т в год. Крупными производителями являются Китай, Индонезия, Малайзия, основными потребителями — страны ЕС, США, Япония.
К сферам использования олова относятся производство белой жести (в основном для выпуска консервной тары), лужение, изготовление припоев в электротехнической промышленности, производство баббитов для изготовления подшипников, выпуск латуни и бронзы, а также химическая промышленность.
В связи с географическим несовпадением основных районов производства и потребления олова экспортируется около 90% выпуска этого металла.
Наиболее представительными ценами являются котировки Лондонской биржи металлов и малазийского рынка (Куала-Лумпур)
Координацию деятельности на мировом рынке олова в определенной степени осуществляет Ассоциация стран — производителей олова (АТПК).
Никель и никелевые руды
Мировые запасы никелевых руд оцениваются примерно в 50 млн. т. Значительное количество никеля обнаружено в месторождениях руд других металлов, однако содержание никеля в них значительно ниже. Потенциальным источником получения никеля являются месторождения на дне Тихого океана.
К крупнейшим продуцентам никелевой руды относятся Канада, а также регионы Австралии и Океании. В изготовлении первичных никелевых продуктов (рафинированного никеля, ферроникеля и оксидов никеля) ведущие позиции занимают российские, канадские, японские и норвежские фирмы. В 1997—1998 гг. мировое производство рафинированного никеля составляло свыше 1 млн. т в год.
Основными потребителями никеля являются Япония, США, Германия, а также Бразилия, Республика Корея и Тайвань
Потребление никеля по сферам использования часто подразделяют на два вида — первичное (промежуточное) и конечное. К первичному потреблению относится производство нержавеющих сталей, сплавов с цветными металлами, никелевых покрытий, литья, низколегированных сталей. Основными сферами конечного потребления являются химическое, нефтехимическое и атомное машиностроение (около 25%), производство потребительских товаров длительного пользования (около 25%), транспортное машиностроение (около 15%), автомобилестроение (около 10%).
Ведущими экспортерами выступают Канада и Новая Каледония, основными импортерами — Япония, США, Германия.
Наиболее представительными ценами на никель являются цены Лондонской биржи металлов.
Кадмий
Кадмий является побочным продуктом производства цинка, свинца и меди, а также извлекается из кадмийсодержащего лома.
С начала 90-х гг. производство и потребление кадмия были сбалансированы и составляли 18—20 тыс. т в год. Основными производителями являются Япония, Канада, Китай, Бельгия, Германия, США, а основными потребителями — Япония, Бельгия, Франция, США.
На никель-кадмиевые аккумуляторные батареи приходится 75% суммарного потребления кадмия. По прогнозу Международной кадмиевой ассоциации (International Cadmium Association), потребление никель-кадмиевых батарей в мире должно возрастать, особенно если будут осуществлены проекты в области производства автомобилей с электродвигателями. Спрос на кадмий в других сферах потребления (производство красок и пиментов, кадмирование и др.) находится на низком уровне.
В Японии спрос на никель-кадмиевые аккумуляторные батареи составляет 65% мирового спроса. Однако в 1995 г. он снизился в результате перехода к использованию никель-гидридных батарей.
Золото
Функционирование мирового рынка золота характеризуется процессом его демонетизации: золото утратило функции денежного и валютного металла и превратилось в товар, хотя и с особыми свойствами. Этот процесс начался в 1968 г., когда ведущие промышленно развитые страны по взаимной договоренности перестали поддерживать рыночную цену металла на уровне официальной цены 35 дол. за тройскую унцию (31,1035 г). В 1971 г. американская администрация прекратила покупку и продажу золота по официальной цене, тем самым разорвав связь доллара с золотом. В 1978 г. демонетизация получила юридическое оформление, когда в результате внесения поправок в устав Международного валютного фонда (МВФ) была упразднена официальная цена золота и отменены золотое содержание и золотые паритеты валют. Члены МВФ перестали использовать золото для регулирования взаимных платежей. В 1999 г. началась продажа в широком масштабе золотых запасов Великобритании, Швейцарии и некоторых других развитых стран.
Демонетизация существенно изменила характер мирового рынка золота. Теперь практически вся деятельность по производству, реализации и потреблению драгоценного металла сосредоточилась в частных руках, а государственные власти, если и участвуют в этом процессе, то только в роли обычных рядовых клиентов.
Официальная цена золота как экономическая категория исчезла, поэтому все сделки с металлом совершаются исключительно по рыночным ценам, без регулирующего воздействия государственных властей. Следовательно, как и на любых других рынках металла, повысилась нестабильность рыночной цены золота, ее чувствительность к разного рода событиям, часто случайным, экономического и политического характера.
Мировой ценой золота считаются котировки крупнейших международных центров торговли физическим металлом (Лондон, Цюрих) или золотых бирж (Нью-Йорк, Токио). Указанные котировки являются исходными и основополагающими при торговле на всех других золотых рынках.
В последнее время золото поступает на мировой рынок в основном из четырех источников:
? из новой добычи;
? в виде золотого лома;
? из государственных резервов;
? из частных накоплений (детезаврация).
Первый источник — первичный металл, при реализации которого увеличивается общий объем накапливаемой массы золота в мире, остальные источники — вторичный металл, который попадает на рынок в порядке перераспределения ранее накопленных фондов. Естественно, что преобладают поступления первичного металла.
Современное состояние золотопромышленности характеризуется тремя важными особенностями.
Во-первых, после заметного сокращения в предыдущие годы мировая золотодобыча вступила с начала 80-х гг. в полосу устойчивого роста, продолжающегося до сих пор.
Во-вторых, в мировой золотодобыче усиливаются позиции США, Австралии и Канады, тогда как у основной золотодобывающей страны — ЮАР объемы добычи золота в течение уже более двух десятилетий постоянно снижаются. Снижаются объемы добычи и в России. В то же время наблюдается десятикратный рост объемов золотодобычи с 1993 по 1999 г. в Перу (табл. 4.1).
Таблица 4.1
Мировая добыча золота (тонн) *
СтраныГоды
199319941995199619971998
Всего2132,32148,2104,72143,62284,02312,7
В том числе
ЮАР619,5583,9522,4494,6492,5473,8
США331,0326,0313,0312,0338,0362,6
Австралия248,1255,2253,5289,5311,0310,9
Канада153,3146,4150,9166,4171,4165,9
Китай121,0124,1136,4120,6149,6158,2
Индонезия41,642,563,383,690,0108,6
. Перу8,054,756,565,174,393,8
Россия149,5142,6131,9123,4123,085,6
Узбекистан66,664,463,671,082,082,0
* World Metal Statistics. May 1999. P.79.
В-третьих, мировое производство увеличивается в результате вовлечения в разработку относительно бедных месторождений, что стало возможным благодаря внедрению новых технологий извлечения металла.
Изменение цены золота может по-разному влиять на состояние золотодобычи в разных странах. С одной стороны, более высокий уровень цены, дающий возможность прибыльно вести дело на участках с пониженным содержанием металла, в ряде случаев стимулирует консервацию богатых месторождений и переключение на разработку более бедных пород, с другой — возросшая цена позволяет вовлечь в эксплуатацию ранее нерентабельные и даже заброшенные месторождения, что может привести к увеличению объемов добычи.
В золотодобывающей промышленности ЮАР развитие пошло по первому варианту, поскольку горное законодательство страны запрещает использование богатых месторождений, если есть возможность вести безубыточную добычу на более бедных участках. В настоящее время в ЮАР ведется разработка только тех участков, которые дают менее 5 г чистого металла из каждой переработанной тонны породы.
Нынешний совокупный спрос на рынке не обеспечивается поставками золота только из первичных источников. Разница покрывается продажей вторичного металла в виде золотого лома, а также из ранее накопленных запасов.
Золото, поступающее на мировой рынок, приобретают три категории покупателей:
? производители для последующей переработки в готовую продукцию — ювелирные изделия, монеты, медали, предметы промышленно-бытового назначения;
? частные владельцы для того, чтобы застраховаться от возможного обесценения денежного капитала и сбережений, а иногда и заработать на спекулятивных операциях;
? государственные власти главным образом для пополнения официальных золотых резервов, хотя сейчас это происходит сравнительно редко и в небольших масштабах.
В настоящее время в общем объеме закупок физического металла преобладает спрос промышленных потребителей, что обусловило повышение мирового спроса на золото (за последнее десятилетие он увеличился почти вдвое). В свою очередь повысился спрос на ювелирные изделия и, соответственно, возросли темпы роста ювелирного производства. Впервые в истории возникла ситуация, когда все вновь добываемое золото перерабатывается на ювелирные изделия. Наивысший уровень потребления золота на эти цели отмечен в Италии и Индии.
Многие специалисты предполагали, что утрата золотом функций денежного и валютного металла приведет к более широкому его применению в качестве сырья для промышленно-производственных целей. Однако этого пока не произошло. Основной причиной относительно невысокого потребления золота в промышленности и в быту является его дороговизна, заставляющая потребителей экономить металл. Во-первых, идет непрерывный поиск материалов и технологий, которые бы позволили вообще обходиться без золота. Во-вторых, если золото заменить невозможно, внедряются методы, позволяющие сократить его расход: более тонкие покрытия, локальное золочение, использование других сплавов и т.д.
При всем значении промышленного спроса решающая роль в формировании конъюнктуры на мировом рынке золота все-таки принадлежит частным инвесторам и тезавраторам, причем «погоду» делают крупные покупатели из промышленно развитых стран. Банковские и финансовые учреждения из Северной Америки, Западной Европы, Японии регулярно помещают в золото наряду с вложениями в ценные бумаги, валюту, недвижимость часть своих капиталов, приобретая либо стандартные валютные слитки (весом от 11 до 13 кг), либо сертификаты, подтверждающие право собственности на определенное количество золота. Соображения сравнительной выгоды и минимизации риска, заставляющие отдавать предпочтение тому или иному виду инвестиций, предопределяют масштабы денежных средств, выделяемых ими для приобретения финансового актива — золота. И, как показывают наблюдения, в зависимости от интенсивности и длительности такого спроса начинает изменяться и рыночная оценка металла.
Помимо купли-продажи физического металла широко распространена фьючерсная биржевая торговля золотом. Объем биржевой торговли, как и в случае с другими металлами, намного превосходит объем операций с физическим металлом. Биржевая торговля заметно влияет на конъюнктуру торговли физическим металлом.
Но как бы то ни было, рыночная конъюнктура золота в гораздо большей степени зависит от состояния и тенденции спроса, чем от текущего предложения. Решающее влияние на формирование рыночной цены оказывают намерения и действия покупателей, а не производители и другие поставщики металла на рынок, которые вынуждены ориентироваться на рыночную цену как на заданную величину и приспосабливаться к ней, не имея средств повлиять на нее радикальным образом. Единственное, что может производитель — это придержать металл, уменьшить объем предложения на рынке и тем самым создать предпосылки для повышения цены. Но эффект от этого всегда является временным, так как в отличие от рынков других металлов, если на золото появляется спрос, то на рынке в качестве продавцов сразу появляются другие владельцы, реализующие металл из ранее накопленных запасов.
Иридий
Иридий является относительно малоизвестным металлом платиновой группы. Со второй половины 90-х гг. на мировом рынке наблюдается рост цен на этот металл, причем ожидается сохранение этой тенденции в ближайшей перспективе. Рост цен связан с ограниченным количеством имеющегося иридия и появлением новых сфер его потребления.
До середины 90-х гг. свыше 90% иридия, потребляемого в мире, использовалось в электрохимической промышленности, в первую очередь для покрытий электродов или в катализаторах. По данным экспертов, в 1996 г. доля, приходящаяся на производство химикатов, в суммарном потреблении этого металла в западных странах снизилась до 48% (в 1994 г. — 62%). На тигли, используемые в электронной промышленности для образования кристаллов, и на электроды свечей зажигания, применяемые в авиации, приходилась наибольшая часть остального потребляемого иридия. В середине 90-х гг. спрос на иридий повысился в результате его использования в катализаторах, применяемых при производстве уксусной кислоты. Небольшое количество иридия используется также в каталитических фильтрах-нейтрализаторах выхлопных газов автомобилей, которые начали производиться в Японии в 1996 г.
Потребление иридия в западных странах за период с 1990 по 1995 г. почти удвоилось. В 1995 г. оно увеличилось до 1,62 т (в 1990 г. — 0,84 т). Одним из факторов, влияющим на рост спроса на иридий, является его использование с другим металлом платиновой группы — рутением, что стимулировало также повышение потребления рутения до 9,49 т, тогда как в 1993 г. указанный показатель составлял только 5,66 т. Цены на рутений также возросли.
Сектор иридийсодержащего лома мирового рынка иридия не реагирует на изменение ситуации адекватно в связи с высокими издержками на получение рафинированного иридия из вторичного сырья.
§ 4. Рынки топлива
Мировой рынок топлива охватывает торговлю товарами раздела 3 СМТК (Минеральное топливо, смазки и подобные им товары/Mineral fuels, lubricants and related materials), который включает четыре товарные группы:
32. Уголь, кокс и брикеты/Coal, coke and briquettes
33. Нефть, нефтепродукты и подобные им товары/Petroleum, petroleum products and related materials
34. Природный и искусственный газ/Gas natural and manufactured
35. Электроэнергия/Electric current.
На мировом рынке топлива ведущую роль играют нефть, нефтепродукты, природный газ и каменный уголь. Основное место в мировом производстве и потреблении первичных энергоресурсов занимает нефть (около 40%), на газ приходится около 23%, на уголь — около 31%, на АЭС — около 2%, на ГЭС и другие виды энергоресурсов — около 3% *.
* Байков Н., Безмельницына Г. Тенденции развития зарубежной энергии//МЭиМО. 1977. № 4. С. 139.
Уголь
Уголь является наиболее распространенным из всех видов топливно-энергетических ресурсов органического происхождения. Его запасы превышают суммарные запасы нефти и газа. В начале 1995 г. извлекаемые запасы угля в мире составляли около 1600 млрд. т; обеспеченность запасами угля составляет 440 лет. Общие геологические запасы углей, залегающие не глубже 1800 м, оцениваются в 14-16 трлн. т. Более 96% запасов сосредоточены в десяти страна: Россия, США, Китай, Австралия, Канада, Германия, ЮАР, Великобритания, Польша, Индия. Во второй половине 90-х гг. мировая добыча угля составляла около 4,5 млрд. т, в том числе 3,2 млрд. т — каменный уголь и 1,3 млрд. т — бурый уголь. На выработку электроэнергии расходуется около 65% добываемого угля (энергетический уголь). Использование угля в этой сфере сдерживается в связи с образованием значительного количества углекислого газа при его сжигании. Отраслью, в которой активно используется коксующийся уголь, является металлургия. В международной торговле преобладает энергетический уголь, доля коксующегося угля сокращается.
Крупнейшими экспортерами угля в середине 90-х гг. являлись Австралия, США, ЮАР, а также Колумбия, Индонезия, Венесуэла, Китай, Польша, Россия, а крупнейшими импортерами — Япония и страны ЕС. Страны ЕС располагают месторождениями угля, однако в связи с высокой стоимостью его добычи и жесткими требованиями к охране окружающей среды они сокращают угольное производство. Этот процесс начался в 60-е гг. В 1970 г. была закрыта последняя шахта в Нидерландах, в 1992 г. — в Бельгии, а также многие шахты в Великобритании.
На мировом рынке угля идет ожесточенная ценовая борьба. В наиболее благоприятном положении оказываются страны, добывающие уголь открытым способом, например ЮАР и Австралия.
Нефть
Лидирующие позиции на рынке топлива занимает нефть. В начале 1995 г. доказанные извлекаемые запасы нефти в мире составляли около 137 млрд. т. При существующем уровне годовой добычи нефти (3,2—3,7 млрд. т) обеспеченность запасами составляет около 42 лет. Примерно 77% этих запасов сосредоточено в странах — участницах ОПЕК, а на страны ОЭСР приходится только 12% мировых запасов. К крупнейшим производителям относятся Саудовская Аравия, США, СНГ, Иран, Мексика. Доля стран — участниц ОПЕК в мировой торговле нефтью составляет около 65%, а их поступления от торговли нефтью в 1996 г. составили около 160 млрд. дол.
Свыше половины переработанной нефти используется в качестве топлива и смазочных материалов для двигателей внутреннего сгорания, в производстве электроэнергии на дизельных электростанциях. Значительное количество нефти применяется в нефтехимической промышленности для производства синтетических тканей и каучука, пластмасс и т.д.
В 1990—1991 гг. сырая нефть занимала первое место в объеме международной торговли (5,75%). Однако в 1980-1981 гг. тоже первое место было более весомым — 16,23%. В 1994—1995 гг. она была на втором месте (4,34%) после пассажирского автотранспорта. В 1980— 1981 гг. нефтепродукты занимали вторую позицию в международной торговле (4,35%), в 1990-1991 гг. — третью (2,76%), в 1994-1995 гг. — восьмую (1,91%).
Две трети мировых разведанных запасов нефти сосредоточено в районе Персидского залива. Нестабильность в этом районе долгое время оказывала повышательное влияние на мировые цены и стимулировала накопление запасов на случай непредвиденных ситуаций. В целом, ситуация на рынке нефти зависит от динамики экономического развития в мире и в отдельных регионах, колебаний валютных курсов, погодных условий, действий ОПЕК, различных военно-политических факторов, научно-технического прогресса, который способствует увеличению извлекаемых запасов нефти и др. Важным фактором, влияющим на развитие нефтяной промышленности, является то, что привлечение значительных инвестиций сопряжено с определенными трудностями. На рынок нефти существенное воздействие оказывают и принимаемые многими странами меры по охране окружающей среды, что связано с проблемой глобального потепления климата в результате выброса в атмосферу газов, создающих парниковый эффект.
Весомым событием на мировом рынке нефти в 1996 г. явилось возобновление в начале декабря экспорта иракской нефти после 6-летнего перерыва, вызванного санкциями ООН. Это стало возможным после достижения Соглашения «Нефть в обмен на продовольствие» между Ираком и ООН. Однако относительно небольшая доля иракской нефти в мировом экспорте (около 3 %) не оказывает существенного влияния на конъюнктуру мирового рынка.
На долю США приходится около 'Д мирового потребления нефти. В то же время их доля в общемировой добыче этого энергоносителя в последние годы существенно снизилась и составляет сейчас лишь около 12%.
С конца 80-х гг. ситуация на мировом рынке нефти и других энергоносителей находится под влиянием значительного сокращения их потребления в России и других странах СНГ. До 1997 г. эта тенденция компенсировалась ростом Потребления нефти в странах АТР, Ближнего и Среднего Востока, Центральной и Латинской Америки, Африки, а также Европы и Северной Америки. В середине 90-х гг. ожидалось, что мировой спрос на нефть в ближайшие годы будет возрастать в развивающихся странах и странах азиатского региона. Нефть, например, составляет основу торговых отношений Японии со странами Ближнего Востока, обеспечивающими почти 80% ее потребностей в данном виде топлива. Эта тенденция в дальнейшем вряд ли существенно изменится, так как попытки Японии сократить свою зависимость от импорта из этого региона и диверсифицировать источники поставок до сих пор оказывались безрезультатными. В Японии отмечается наиболее высокий уровень спроса на нефть среди промышленно развитых стран.
В ноябре 1996 г. на очередной конференции ОПЕК было решено продлить до конца июня 1997 г. срок действия существовавшего в 1996 г. общего лимита добычи в 25,033 млн. баррелей в сутки и индивидуальных квот, в отношении уровня которых все страны-участницы вновь подтвердили свою приверженность принятым ранее договоренностям. Затем срок действия этого лимита был продлен до конца 1997 г. В ноябре 1997 г. ОПЕК приняла решение увеличить с января 1998 г. квоты на добычу нефти на 10% (с 25,033 до 27,5 млн. баррелей в сутки).
Однако в 1998 г. темпы потребления нефти в этих странах снизились прежде всего под влиянием экономического кризиса в Азии в 1997 г. (на азиатские страны приходится около 1/3 мирового потребления энергоносителей), а также в России и Латинской Америке. Кроме того, на это повлияла относительно мягкая зима в большинстве промышленно развитых стран 1997—1998 и 1998—1999 гг. В то же время в 1998 г. во многих странах наблюдалось увеличение добычи нефти. Фактический уровень добычи нефти в странах ОПЕК в начале 1998 г. составлял 28,8 млн. баррелей в сутки, что на 1,3 млн. баррелей превышало установленный ими же лимит. Действие всех этих факторов привело к очень значительному падению цен на нефть в 1998 г. Средняя цена нефти Брент с немедленной поставкой в 1998 г. составила 12,74 дол. за баррель (1997 г. — 19,15 дол., 1996 г. — 20,66 дол.) *. Под влиянием сокращения цен на нефть ОПЕК в марте и июне 1998 г. приняла решения о снижении лимита добычи нефти в общей сложности на 2,6 млн. баррелей. Решения о снижении лимита добычи нефти приняли и страны, не входящие в ОПЕК, в том числе Мексика, Норвегия, Египет, Оман, Йемен, Россия. Фактические объемы добычи нефти странами ОПЕК существенно превышали установленный лимит. Резкое сокращение доходов стран — экспортеров нефти послужило препятствием для урегулирования ситуации на рынке посредством сокращения добычи и экспорта нефти.
* Внешнеэкономический комплекс России современное состояние и перспективы 1998. № 2 С 17
Затяжной характер кризиса перепроизводства нефти дал основание специалистам предположить, что в результате деполитизации рынка энергоносителей нефть стала утрачивать свое стратегическое значение и рассматривается ныне в качестве обычного сырья, как это было до израильско-арабской войны 1973 г., хотя этот кризис может быть элементом очередного цикла развития мирового рынка нефти.
Ситуация на рынке нефтепродуктов обычно развивается вслед за ситуацией на рынке нефти, но с более ровными колебаниями.
Рынок автомобильного бензина характеризуется тенденцией к снижению цен, что в значительной степени связано с переходом европейских стран с бензина на дизельное горючее. На дизельные автомобили уже приходится примерно 50% парка во Франции и некоторых других странах, например в Австрии. Ожидается, что в будущем в Западной Европе, за исключением относительно небольших рынков таких стран, как Португалия и Турция, будет расти cnpoc на дизельное горючее. В этой связи считается маловероятным рост спроса на автомобильный бензин в регионе до уровня имеющихся мощностей.
Европейские нефтеперерабатывающие фирмы всегда стремились к сбыту излишков своей продукции на американском рынке, однако в настоящее время в условиях острой конкуренции и расширения мощностей в США они предпочитают экспортировать в страны Восточной Европы и Россию, которые в свою очередь также строят собственные НПЗ, поэтому в дальнейшем можно ожидать падения спроса на импортный бензин.
ОПЕК
Организация стран — экспортеров нефти (ОПЕК) — Organization of the Petroleum Exporting Countries (OPEC) была образована в 1960 г. на конференции в Багдаде (Ирак). Устав был принят в 1965 г. на конференции в Каракасе (Венесуэла).
Местонахождение — Вена (Австрия).
Участниками ОПЕК являются Алжир, Венесуэла*, Габон. Индонезия, Иран*, Ирак*, Катар, Кувейт*, Ливия*, Нигерия, ОАЭ, Саудовская Аравия*.
* Страны-основатели
Основными целями ОПЕК являются:
координация и унификация нефтяной политики государств-членов;
определение наиболее эффективных индивидуальных и коллективных средств защиты интересов государств-участников;
изыскание способов, обеспечивающих стабильность цен на мировых нефтяных рынках и отсутствие их колебаний, которые могут иметь пагубные последствия;
обеспечение устойчивых доходов стран — производителей нефти, эффективного, рентабельного и регулярного снабжения нефтью стран-потребителей, справедливого распределения доходов от инвестиций в нефтяную промышленность;
охрана окружающей среды.
ОПЕК имеет следующую структуру:
Конференция, комиссии;
Совет управляющих;
Экономическая комиссия;
секретариат.
Конференция, состоящая из делегаций государств-членов (глава делегации, как правило, является министром нефти или энергетики), считается высшим органом ОПЕК. Она собирается два раза в год в Вене. Могут созываться и чрезвычайные сессии. Генеральный секретарь является одновременно и секретарем Конференции. На Конференции определяется общая политическая линия, намечаются мероприятия по ее воплощению в жизнь, утверждаются бюджет и изменения в Уставе, принимаются решения о приеме новых членов, назначаются члены Совета управляющих, а также председатель Совета управляющих, генеральный секретарь и его заместитель. Все решения принимаются единогласно, за исключением приема новых членов и процедурных вопросов. Конференция в своей работе опирается на целый ряд комиссий.
Совет управляющих, в который входят назначаемые государствами-членами и утверждаемые Конференцией управляющие (двухлетний мандат), является исполнительным органом ОПЕК. Каждое государство располагает одним голосом, решения принимаются простым большинством голосов. Совет управляющих выполняет решения Конференции, разрабатывает годовой бюджет, утверждает доклады генерального секретаря, подготавливает повестки дня Конференций.
Экономическая комиссия, состоящая из заместителя генерального секретаря, представителей государств-членов и координатора, одновременно являющегося руководителем исследовательского департамента, разрабатывает меры по обеспечению стабильности нефтяных рынков на справедливых и разумных условиях, чтобы нефть сохранила свое значение в качестве первостепенного глобального энергоисточника, что соответствует целям ОПЕК. Кроме того, она занимается и другими вопросами нефтяной и энергетической политики.
Секретариат, руководимый генеральным секретарем, которому помогает заместитель, выполняет текущую работу под руководством Совета управляющих.
Газ
Доказанные мировые запасы природного газа на начало 1995 г. составляли около 148 трлн. м3; обеспеченность запасами составляет около 67 лет. В пересчете на условное топливо запасы газа приблизились к доказанным запасам нефти, а нынешняя его добыча составляет менее 60% от нефтедобычи. Считается, что запасы газа имеют более широкое географическое распределение по сравнению с нефтью. В то же время основные доказанные запасы сосредоточены в странах СНГ и на Ближнем Востоке (около 70%), причем на долю стран СНГ приходится почти 40%.
Рынок природного газа развивается под влиянием изменений на рынке жидкого топлива. Во второй половине 90-х гг. среднегодовое потребление природного газа в мире составляло около 2,2 трлн. м3.
Потребление природного газа является перспективным направлением, поскольку при его сгорании не наблюдаются отрицательные последствия, а также имеется хорошая ресурсная база.
Ожидается рост потребления газа в странах ОЭСР для производства электроэнергии, что связано с повышением кпд газовых турбин и относительно низкими затратами на строительство таких электростанций по сравнению с угольными станциями аналогичной мощности. По расчетам специалистов, новое поколение электростанций с газовыми турбинами на 50% производительнее и на 20% дешевле, чем электростанции, работающие на угле. В этой связи природный газ рассматривается как экологическое топливо XXI в. Большое значение природный газ имеет и как сырье для химической промышленности, особенно для производства искусственных удобрений. Все это приводит к увеличению конкурентоспособности природного газа по сравнению с нефтью.
В западноевропейские страны газ поставляется в основном из месторождений Северного моря, Нидерландов, России и Алжира. На развитие рынка газа в Северной Америке позитивно сказалось вступление в силу НАФТА.
Во второй половине 90-х гг. мировой экспорт газа составлял около 190 млрд. м3.
Торговля сжиженным природным газом LNG (Lignefield Natural Gas) сосредоточена в основном в Азиатско-тихоокеанском регионе (около 75% мировой торговли этой продукцией). История сжиженного природного газа началась в 1917 г., когда в штате Вирджиния (США) впервые была построена соответствующая установка промышленного характера. В 1959 г. из штата Луизиана (США) в Англию сжиженный газ был впервые перевезен морским путем. В настоящее время перевозки сжиженного природного газа осуществляют 92 специальных судна. В 1998 г. мощностями по сжижению газа располагали 9 стран: Абу-Даби, Алжир, Австралия, Бруней, Индонезия, Ливия, Малайзия, Катар, США. В число экспортеров скоро должны войти Оман, Нигерия, Тринидад и Тобаго. Объем мирового экспорта сжиженного газа в 1997 г. составлял свыше 80 млн. т. Для приемки сжиженного газа функционируют 27 терминалов (в Японии — 11, в Европе — 9 (десятый скоро будет сдан в эксплуатацию в Греции), в США — 4, по одному в Южной Корее и на Тайване). Основными импортерами сжиженного газа являются Япония, Республика Корея и Тайвань (76% мирового импорта в 1997 г.). Стоимость мирового товарооборота сжиженным природным газом достигла в 1997 г. свыше 10 млрд. дол. и составляла (в количественном выражении) 1/3 газа, транспортируемого магистральными газопроводами.
Рост интереса к сжиженному природному газу вызван тем, что его все чаще используют на электростанциях, в автомобилях, самолетах, вертолетах.
Овладение техникой складирования и хранения LNG позволило многим странам осуществить газификацию населенных пунктов, расположенных вдали от газопроводов. В некоторых странах LNG используется как основной источник снабжения природным газом. Япония потребляет около 64% мирового производства LNG. В Северной Америке, где находятся достаточные запасы природного газа и густая сеть газопроводов, LNG является главным источником снабжения в пиковые периоды спроса на энергию.
В настоящее время в условиях, когда стало сокращаться предложение используемых в качестве сырья для нефтехимии жидких продуктов переработки нефти, отмечается рост спроса для этих целей на продукты переработки природного газа (этан, сжиженные нефтяные газы и тяжелые конденсаты).
Влияние роста потребления конденсатов на рынок сырья для нефтехимии уже становится очевидным благодаря не только прямому применению в производстве этилена, но также их переработке (или смешиванию с сырой нефтью) на действующих НПЗ. Очевидно, что масштабное расширение добычи природного газа приведет к резкому увеличению предложения конденсатов уже в ближайшем и особенно в более отдаленном будущем.
Ведущим поставщиком конденсата (торговая марка «Algerian»), пригодного для прямого использования на парокрекинговых установках, является Алжир (объем производства около 16 млн. т в год). На этот сорт приходится более 90% всего количества (10—13 млн. т в год) конденсата, непосредственно применяемого на этиленовых установках, мощности которых примерно поровну распределяются между Западной Европой и США.
Электроэнергия
Рынок электроэнергии развивается под влиянием тех же макроэкономических факторов, что и рынки остальных энергоносителей. Крупнейшими экспортерами электроэнергии в 1997 г. были Франция (69500 ГВт.ч), Канада (45 165 ГВт.ч), Германия (39900 ГВт.ч), Швейцария (27 502 ГВт.ч), Россия (около 20 тыс. ГВт.ч, в том числе 15 тыс. — в страны СНГ и Балтии), Швеция (12 795 ГВт.ч). К крупнейшим импортерам относились США (46714 ГВт.ч), Италия (39 800 ГВт.ч), Германия (37 500 ГВт.ч), Швейцария (20 748 ГВт.ч), Великобритания (16575 ГВт.ч), Нидерланды (13 107 ГВт.ч) *.
* Внешнеэкономический комплекс России современное состояние и перспективы. 1998. № 2. С. 23.
Литература
1.Байков Н., Безмельницына Г. Тенденции развития зарубежной энергетики//МЭиМО. 1997. № 4.
2. Внешнеэкономический комплекс России: современное состояние и перспективы.1998. № 2.
3. Зотов Г.М. Современное состояние мировых рынков сырья// Международный бизнес России. 1996. № 6.
4. Мировые рынки сырья и изделий легкой промышленности. — М.: ВНИКИ.1992.
5. Мировые рынки продовольственных товаров. — М.: НИУПО «НИКИ». 1992.
6. Мировые рынки промышленного сырья и топлива. Часть III. Основные цветные металлы и неметаллическое промышленное сырье. — М.- НИУПО «НИКИ». 1992.
7.Рохленко Д.Б. Мировое производство лесных товаров: тенденции и перспективы// МЭиМО. 1996. № 6.
8. World Metal Statistics. 1999.
Глава 5
ВНЕШНЯЯ И МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА
Разные страны занимают в мировой экономике в целом и на отдельных товарных рынках различное положение. Для защиты своих интересов каждый участник международной торговли старается совершить определенные действия, т.е. проводит определенную политику в данной сфере. Существуют две основные разновидности политики в области международной торговли:
? внешнеторговая политика;
? международная торговая политика.
§ 1. Внешнеторговая политика
1. Цели и основные направления
Под внешнеторговой политикой понимается целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами. Основными целями внешнеторговой политики являются:
изменение степени и способа включения данной страны в международное разделение труда;
изменение объема экспорта и импорта;
изменение структуры внешней торговли;
обеспечение страны необходимыми ресурсами (сырьем, энергией и т.п.);
изменение соотношения экспортных и импортных цен.
Некоторые цели имеют долговременный характер, например изменение степени и способа включения данной страны в международное разделение труда. Другие же цели могут быть достигнуты в более короткие промежутки времени, например изменение объема экспорта или импорта.
Существует два основных направления внешнеторговой политики:
? политика свободной торговли;
? протекционизм.
Политика свободной торговли (free trade) в чистом виде означает, что государство воздерживается от непосредственного воздействия на внешнюю торговлю, оставляя за рынком роль основного регулятора. Однако это не означает, что государство вообще устраняется от влияния на это направление хозяйственной деятельности. Оно заключает договоры с другими странами, чтобы предоставить максимальную свободу своим хозяйствующим субъектам.
Свободная торговля приводит к положительным политическим последствиям, так как в этом случае страны становятся в большей степени взаимозависимыми, а следовательно, снижается опасность враждебных действий по отношению друг к другу.
Проведение политики свободной торговли позволяет получить наибольшую выгоду от международного экономического обмена в основном странам экономически более развитым, хотя в чистом виде она никогда и нигде не применялась.
Протекционизм (protectionism) — политика, направленная на защиту отечественной экономики от иностранной конкуренции. В отличие от политики свободной торговли при протекционизме исключается свободное действие рыночных сил, поскольку предполагается, что экономический потенциал и конкурентоспособность на мировом рынке отдельных стран различны и поэтому свободное действие рыночных сил может быть невыгодным для менее развитых стран. Неограниченная конкуренция со стороны более сильных иностранных государств может привести в менее развитых странах к экономическому застою и формированию неэффективной для данной страны экономической структуры.
Протекционизм способствует развитию в стране определенных отраслей производства. В аграрных странах протекционизм зачастую является необходимым условием индустриализации. Кроме того, при протекционизме сокращается безработица. Однако слишком длительное применение этой политики может привести и приводит к экономическому застою, так как если устранить иностранную конкуренцию, то ослабляется заинтересованность отечественных предпринимателей в повышении технического уровня и эффективности производства.
В своей крайней форме протекционизм принимает форму экономической автаркии, при которой страны стремятся ограничить импорт только теми товарами, производство которых в данной стране невозможно. Экспорт же допускается в той мере, в которой он обеспечивает необходимый импорт.
В чистом виде автаркическая политика предполагает, что любой импорт должен быть заменен на отечественную продукцию. Но не всегда стремление отдельных стран к замещению импорта отечественной продукцией можно охарактеризовать как автаркическую политику. Например, если менее развитые страны развивают собственное промышленное производство для замены импорта, которое на начальном этапе невыгодно, то это представляется автаркической политикой в чистом виде. Однако это верно лишь в статическом состоянии. Статический подход не позволяет объективно оценить происходящие процессы, поскольку в этом случае любое стремление отойти от уже сформировавшегося международного разделения труда следовало бы оценивать как автаркическую политику. Оценка данного процесса в динамике позволяет предположить, что развитие импортозамещающего производства может привести к повышению эффективности в будущем.
Политика автаркии, так же как и политика свободной торговли, в чистом виде не проводится. Различные степени протекционизма встречаются постоянно и зависят от уровня экономического развития той или иной страны. Иногда могут одновременно проводиться политика свободной торговли и политика протекционизма, но в отношении различной продукции.
Протекционизм активно применяется не только развивающимися, но и промышленно развитыми странами для защиты национальных товаропроизводителей в условиях обостряющейся конкуренции.
Государства, проводя протекционистскую политику, используют инструменты внешнеторговой политики, выбор которых зависит от ее конкретных целей. Для достижения одной и той же цели могут быть применены различные инструменты, поэтому в каждой конкретной ситуации государство выбирает то или иное их сочетание.
Государство может давать рекомендации и поощрять хозяйствующие субъекты к тем или иным действиям, что иногда приносит положительные результаты. Например, крупные фирмы вправе ожидать, что, поступая в соответствии с этими рекомендациями, они могут получить определенные льготы и преимущества (государственные заказы и т.д.). Однако подобные рекомендации имеют только единичный эффект и не способствуют достижению более широких государственных целей.
Более действенными инструментами государственной внешнеторговой политики являются различного рода запреты, например на экспорт или импорт какой-либо продукции вообще или в отношении определенной страны.
К инструментам внешнеторговой политики относится также система двусторонних и многосторонних договоров. Однако чаще всего в условиях развитых рыночных отношений применяются такие инструменты, с помощью которых государство, воздействуя на увеличение или уменьшение прибыли от внешней торговли, заставляет хозяйствующие субъекты принимать решения в этой области в соответствии с целями государственной политики. К этим инструментам относятся тарифы (tariffs) и нетарифные барьеры (nontariff barriers).
2. Таможенные тарифы
Классическим и основным инструментом внешнеторговой политики являются таможенные тарифы.
Таможенный тариф — это систематизированный перечень ставок таможенных пошлин. Под таможенной пошлиной понимают налог на импорт или экспорт товаров в момент пересечения ими таможенной границы государства.
Рассмотрим механизм действия импортных пошлин. Допустим, что в какой-либо стране А осуществляются производство и потребление какого-либо товара, например яблок. На рис. 5.1 линия S обозначает предложение яблок, линия D — спрос, Ро — цена внутреннего рынка (цена равновесия). При этой цене произведенное и потребленное количество яблок будет равно Qo. Эта ситуация может возникнуть в автаркической экономике.
Рис.5.1. Механизм действия импортных товаров
Предположим, что страна А открыла свои таможенные границы при мировой цене на яблоки, равной Рw. Поскольку эта цена ниже внутренней, то цены на внутреннем рынке упадут, производство яблок в стране А сократится с Qo до Q1 а потребление возрастет с Q0 до Q2 Потребление при сокращении производства будет расти за счет импорта, величина которого равна (Q2-Q1).
Защищая интересы национальных производителей яблок, правительство страны А вводит импортную пошлину (Т). Допустим, что страна А достаточно мала и поэтому не может повлиять на мировую цену яблок. На яблоки устанавливается новая цена, равная Рt, тогда T= Pt - Pw. В результате внутреннее производство возрастет с Q1 до Q3.. Это объясняется тем, что вследствие установления импортной пошлины растут цены на иностранную продукцию (в нашем примере — яблоки). Национальные производители продают идентичную продукцию (того же сорта, с теми же качественными характеристиками), поэтому они считают возможным и выгодным для себя поднять цены на свою продукцию. Естественно, что это повышение цен может и не совпадать с повышением цен на импортный товар, но логика поведения национальных производителей позволяет предположить полное совпадение этих цен в нашем примере. Вследствие этого некоторые из производителей, считавших для себя невыгодным производство и реализацию яблок по цене Рw, в новых условиях будут реализовывать их на рынке по более приемлемой для них цене Рt.
В связи с ростом цен на яблоки их потребление в стране А сократится с Q2 до Q4 что в свою очередь приведет к сокращению импорта. Во-первых, увеличивается внутреннее производство. Эффект может быть различным в зависимости от наклона (эластичности) кривой внутреннего предложения. Во-вторых, сокращается внутреннее потребление. Объем этого сокращения также может быть различным в зависимости от наклона (эластичности) кривой внутреннего спроса. Следовательно, введение импортной пошлины может иметь различный эффект для различных товаров.
Рассмотрим теперь, какое влияние оказывают последствия введения импортной пошлины на потребителей, производителей, правительство и страну в целом, т.е. на благосостояние (рис. 5.2, а).
Рис. 5.2. Влияние импортных пошлин на благосостояние страны
Потребители должны платить большую цену за яблоки, что означает потерю дополнительной выгоды потребителей, равной площади ниже кривой спроса, которая находится между двумя линиями цен: Sa + Sb + Sc + Sd. Внутренние производители, увеличив цену за свои яблоки, получают дополнительную выгоду. Дополнительная выгода производителей, т.е. площадь выше кривой предложения, которая находится между двумя линиями цен, равна Sa. Правительство, установившее импортную пошлину, также выигрывает. Выигрыш равен произведению ставки пошлины на объем импорта после введения этого тарифа, т.е. Sc. Поскольку правительство не тратит всю полученную сумму на содержание таможенников, то определенная ее часть перераспределяется между секторами экономики, т.е. имеет место рост благосостояния страны в целом. Таким образом, потери потребителей, равные Sa + Sb + Sc + Sd, частично компенсируются выигрышем производителей, равным Sa, и выигрышем государства, равным Sc. Величина S (b + d) не компенсируется ничем. Это так называемая «цена мертвого веса» (deadweight cost) тарифа. Величина Sb представляет собой производственную «цену мертвого веса» тарифа, т.е. стоимость ресурсов, которые были затрачены на увеличение внутреннего выпуска от Q1, до Q3 вместо их более эффективного использования в других направлениях при условии свободной торговли.
На рис. 5.2,б площадь, равная а, разделена на две части. Часть площади, обозначенная а1,представляет собой дополнительную выгоду производителей от реализации по цене P1 в условиях действия импортной пошлины такого объема товаров (в нашем примере — яблок), который был бы продан и в условиях свободной торговли (только по ценам Рw). Кроме того, как уже отмечалось, введение импортной пошлины приводит и к росту объема внутреннего производства с Q1, до Q3 Доходы от продажи этого дополнительного количества товара равны: (Q3— Q1)Pt, или, как обозначено на схеме, они составляют: Sa2+ Sb + Sc. Дополнительная выгода производителей, полученная вследствие расширения производства после введения импортной пошлины, равна Sa2 ,а стоимость ресурсов, требуемых для этого расширения производства, — S (b + е). Если бы импортная пошлина не была введена, то это же количество яблок могло бы быть куплено на мировом рынке по цене, равной Se. Следовательно, стоимость ресурсов, направленных на расширение внутреннего (более дорогого по сравнению с мировым) производства яблок, а не на закупку дополнительного количества более дешевых яблок на мировом рынке или на использование в других секторах экономики, равна Sb.
Площадь d — это «цена мертвого веса» тарифа для потребителя. Эта величина представляет собой потери потребителей вследствие изменения спроса на менее желаемые, но более дешевые заменители яблок. Так, до введения пошлины потребители покупали количество товара, равное Q2, а после введения пошлины —Q4 .Потери потребителей составили: Sa + Sb + Sc, поскольку количество яблок, которое они сейчас покупают, обходится им дороже. Кроме этого, они теряют Sd, так как их потребление яблок снизилось.
Таким образом, введение импортных таможенных пошлин, с одной стороны, способствует сокращению внутреннего потребления, а с другой — защите национальных товаропроизводителей. Степень защиты (протекции) различна по различным товарам. К тому же она не всегда так очевидна, поскольку большинство товаров производится с использованием сырья и полуфабрикатов, на которые также могут устанавливаться пошлины. В этой связи необходимо рассмотреть фактический уровень протекции (effective rate of protection).
Предположим, что цена костюма на внутреннем рынке при свободной торговле составляет 150 дол., из которых 100 дол. — стоимость ткани, а 50 дол. — добавленная стоимость. Допустим, что правительство устанавливает импортную таможенную пошлину на костюмы в размере 20%. Цена на костюмы повышается на 30 дол. и составляет 180 дол. Добавленная стоимость для внутренних производителей возрастет с 50 до 80 дол. В результате возрастут доходы и будет стимулироваться дальнейшее национальное производство костюмов. Добавленная стоимость иностранных производителей останется на прежнем уровне.
Фактический уровень протекции определяется по следующей формуле:
Ф= ,
где Д — внутренняя добавленная стоимость при свободной торговле;
Д' — внутренняя добавленная стоимость после введения импортной пошлины.
В нашем примере Ф = 60%.
Далее предположим, что правительство вводит вторую пошлину — на ткань, величина которой составляет 10%. В этом случае за счет увеличения цены ткани внутренняя добавленная стоимость производителей костюмов составит уже 70 дол., а фактический уровень протекции — 40%.
Следовательно, на степень защиты одной отрасли влияют таможенные пошлины и по товарам других отраслей.
Таможенные пошлины классифицируются .по следующим критериям.
/. Направление движения товара
В зависимости от направления движения товаров различаются импортные, экспортные и транзитные пошлины. Наиболее часто встречаются импортные пошлины, которые применяются для защиты национального производства, уровня внутренних цен, а также для фискальных или политических целей. Значительно реже применяются экспортные пошлины, которые препятствуют проникновению отечественных товаров на зарубежные рынки. Обычно это происходит в тех случаях, когда наблюдается нехватка той или иной продукции внутри страны, а также в фискальных целях. Очень редко применяются транзитные пошлины.
2. Способ установления пошлины
В соответствии со способом установления различаются адвалорные (ad valorem), специфические и комбинированные пошлины. В мировой торговой практике наиболее распространены адвалорные пошлины, которые устанавливаются в процентах от цены товара.
В этой связи особое значение приобретает метод оценки стоимости импортных товаров. В настоящее время его применение во многих странах регулируется Соглашением об оценке товаров в таможенных целях, заключенным в рамках Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ). Средний уровень ставок адвалорных пошлин относительно невысокий (около 6%). Как правило, импортные таможенные пошлины растут по мере увеличения степени обработки товаров.
Специфические таможенные пошлины устанавливаются в абсолютном выражении от единицы измерения.
В зависимости от способа установления пошлин может быть достигнут разный результат.
Пример. Предположим, что цена единицы товара составляет 100 дол. В этом случае при установлении адвалорной пошлины в размере 20% от цены товара или специфической пошлины в размере 20 дол. за единицу будет достигнут одинаковый эффект. Если цена товара упала до 50 дол. за единицу, то в зависимости от способа установления пошлины произойдет следующее:
а) процентное соотношение адвалорной пошлины и цены товара не изменится, но уменьшится абсолютная величина взимаемой пошлины до 10 дол.;
б) абсолютная величина специфической пошлины сохранится без изменений, но увеличится до 40% соотношение между ставкой пошлины и ценой товара.
Понятно, что установление специфических пошлин в условиях ухудшающейся конъюнктуры более выгодно государству и невыгодно импортерам.
Комбинированные (смешанные) пошлины устанавливаются двумя способами, отмеченными выше. Например, в США пошлина на каждый импортируемый разделочный нож составляет 5 центов за 1 шт. плюс 8,4% от стоимости.
3. Ставка пошлины
Каждое государство автономно устанавливает максимальные ставки таможенных пошлин, которые занимают первую колонку таможенного тарифа, на основании законодательных актов или административных распоряжений исполнительной власти без согласования с другими странами. В соответствии с двусторонними и многосторонними договорами устанавливаются минимальные ставки таможенных пошлин, которые занимают вторую колонку таможенного тарифа. Эти пошлины иногда называют конвенциональными (договорными). Третью колонку занимают обычно ставки преференциальных пошлин, величина которых ниже ставок второй колонки.
В Российской Федерации Импортный таможенный тариф построен следующим образом:
? товары, происходящие из стран, пользующихся в торговле с Российской Федерацией режимом наиболее благоприятствуемой нации *, пропускаются на территорию Российской Федерации с уплатой импортной таможенной пошлины по базовым ставкам Импортного таможенного тарифа (вторая колонка тарифа);
*Центральным обязательством по ГАТТ является взаимное предоставление его участникам режима наиболее благоприятствуемой нации (most favored nation (MFN) status), суть которого изложена в статье I: «В отношении таможенных пошлин и сборов всякого рода, налагаемых на ввоз или вывоз, или в связи с ними, или на перевод за границу платежей за импорт или экспорт, а также в отношении метода взимания таких пошлин и сборов и в отношении применения внутренних налогов к импортным товарам любое преимущество, льгота, привилегия или изъятие из-под действия законов, предоставляемые любой договаривающейся стороной любому товару, происходящему из любой другой страны и предназначенному в любую другую страну, должны немедленно и безусловно предоставляться подобному же товару, происходящему из территорий всех других стран-участниц или предназначенному для территорий всех других стран-участниц».
? к товарам, происходящим из развивающихся стран, применяются базовые ставки импортных таможенных пошлин, уменьшенные на 25% (первая колонка тарифа);
? товары, происходящие из наименее развитых стран, пропускаются на территорию Российской Федерации беспошлинно;
? товары, происходящие из стран, не пользующихся в торговле с Российской Федерацией режимом наиболее благоприятствуемой нации, пропускаются на территорию Российской Федерации с уплатой импортной таможенной пошлины по базовым ставкам Импортного таможенного тарифа, увеличенным в два раза (третья колонка тарифа).
4. Направление действия пошлин
В соответствии с направлением действия различаются преференциальные и дискриминационные пошлины. Преференциальные пошлины устанавливаются на уровне ниже минимального с целью создания благоприятных условий для торговли каким-либо товаром или с какой-либо страной.
Уровень дискриминационных пошлин выше ставок первой колонки. Среди дискриминационных пошлин можно выделить ответные, компенсационные, антидемпинговые.
Ответные пошлины являются реакцией на определенные действия партнера. Они могут распространяться на всю торговлю или на отдельные товарные группы и устанавливаются для воздействия на партнера с целью сокращения применяемых им ограничений.
Компенсационные пошлины являются реакцией на субсидии экспортерам в других странах и устанавливаются с целью выравнивания условий торговли.
Антидемпинговые пошлины являются разновидностью компенсационных пошлин. Они устанавливаются с целью противодействия демпингу* (dumping), для выравнивания цен до уровня, считающегося нормальным.
* Согласно положениям ГАТТ демпингом считается ситуация, когда экспортная цена товара, предназначенного на рынок другой страны, ниже нормальной стоимости аналогичного товара.
Нормальная стоимость определяется несколькими способами. Прежде всего, это цена, устанавливаемая в обычных условиях торговли на аналогичный товар, предназначенный для внутреннего потребления в экспортирующей стране или стране его происхождения. Эта цена не должна включать скидки, имеющие прямое отношение к рассматриваемой продаже. Скидки допустимы, если они непосредственно связаны с рассматриваемой продажей и представлены доказательства, что они основаны на постоянной практике в течение предшествующего периода или на обязательстве соблюдать условия, необходимые для их получения.
Если аналогичный товар на рынке экспортирующей страны отсутствует, то для сравнения выбирается представительная цена аналогичного товара на рынке третьей страны (обычно наивысшая) или сконструированная стоимость, которая включает как стоимость производства, так и сбытовые, административные и другие общие расходы.
Для определения величины демпинга (демпинговой разницы) сравниваются уровни нормальной стоимости и экспортной цены с учетом физических характеристик товара, налогов, издержек обращения (транспортные расходы, страхование и т.д.), количества поставляемых товаров и условий продажи. Наряду с определением величины демпинга необходимо также доказать, что поставки данного товара по заниженным ценам наносят или угрожают нанести ущерб национальным производителям в стране-импортере.
Попытки количественно определить понятие «ущерб» в рамках ГАТТ закончились безрезультатно. Антидемпинговое законодательство в .большинстве стран обычно содержит только общие принципы определения ущерба. При рассмотрении этого вопроса во внимание принимаются объем демпингового импорта по отношению к объему внутреннего производства или потребления, цена демпингового импорта и ее влияние на внутреннее производство в стране-импортере: на загрузку производственных мощностей, складские запасы, а также на продажи, цены, прибыль, занятость, долю рынка и др.
Определение демпинга происходит в процессе антидемпингового расследования, проводимого соответствующим органом страны-импортера или международным органом. Например, в ЕС таким органом является Комиссия европейских сообществ (КЕС). В ходе антидемпингового разбирательства КЕС может ввести в действие временную антидемпинговую пошлину. Срок ее действия четыре месяца с возможным продлением еще на два месяца. Эта пошлина является как бы предупреждением о возможности принятия более строгих мер в отношении страны-экспортера.
Антидемпинговое расследование может завершиться и без принятия каких-либо мер, если факт демпинга не подтверждается или ситуация на рынке изменилась. Если же факт демпинга доказан, то, например в ЕС, расследование может быть завершено следующим образом:
экспортер принимает на себя обязательство повысить цену или сократить количество поставляемого товара. Пересмотр этого Обязательства может быть осуществлен не ранее чем через 6 месяцев с момента его принятия;
на товар, явившийся предметом расследования, устанавливается постоянная антидемпинговая пошлина, которая по своему уровню обычно соответствует временной пошлине. Для экспортера это наиболее серьезная мера, так как она приводит к значительным потерям или уходу с рынка.
Пересмотр решения КЕС о введении постоянной антидемпинговой пошлины может быть осуществлен не ранее чем через один год после даты ее введения.
5. Экономический характер
В зависимости от экономических целей и результатов выделяются фискальные, протекционистские и экспансионистские пошлины.
Фискальные пошлины обеспечивают максимально возможный приток доходов в государственную казну. Примером могут служить импортные пошлины на товары, которые в данной стране не производятся (тропические товары в Европе). Фискальные пошлины не могут расти безгранично, так как доход государства в данном случае определяется как произведение тарифной ставки на объем торговли данным товаром. Следовательно, всегда приходится искать оптимальную ставку пошлины.
Протекционистские пошлины устанавливаются для того, чтобы защитить национальную промышленность от более конкурентоспособной иностранной продукции. Они обычно применяются на этапе индустриализации или развития отдельных отраслей. Длительное применение протекционистских пошлин может привести к застою в производстве, поскольку из-за отсутствия иностранной конкуренции снижается стремление к повышению производительности труда и техническому развитию.
Высокие импортные пошлины при установлении монопольных цен на внутреннем рынке могут иметь экспансионистский характер, так как они способствуют демпингу и экспорту капитала.
3. Нетарифные барьеры
Нетарифные барьеры подразделяются на три группы:
1) меры, направленные на прямое ограничение импорта с целью защиты определенных отраслей национального производства: квоты (контингенты), лицензии, компенсационные сборы, импортные депозиты, а также антидемпинговые и компенсационные пошлины и др.;
2) меры административного характера, непосредственно не направленные на ограничение внешней торговли, но приводящие к аналогичному результату: таможенные формальности, технические и санитарные стандарты и нормы, требования к упаковке и маркировке и т.п.;
3) прочие меры, непосредственно не направленные на ограничение внешней торговли, но действие которых зачастую приводит именно к этому результату.
Существует также распространенная классификация нетарифных барьеров по механизмам действия. Все нетарифные барьеры подразделяются на семь категорий *:
* Дюмулен И., Пресняков В., Соколов В. Внешнеторговый режим ведущих зарубежных стран//Внешняя торговля. 1996. № 4.
паратарифные меры, к которым относятся прочие, кроме таможенных пошлин, платежи, взимаемые при ввозе иностранных товаров: различные таможенные сборы, внутренние налоги, специальные целевые сборы. Официально эти меры предпринимаются не с целью регулирования внешней торговли, но оказывают на нее существенное воздействие;
меры контроля за ценами, которые нацелены на защиту интересов национальных товаропроизводителей (компенсационные и антидемпинговые процедуры и пошлины);