<< Пред.           стр. 4 (из 4)           След. >>

Список литературы по разделу

 Так что же все-таки делать? Как добиться, чтобы из твоего ребенка выросло что-нибудь путное? Где секрет? Почему все попытки дать своему ребенку приличное воспитание оканчиваются неудачей? Почему сколько ни вдалбливай в голову детям, что плохо, а что хорошо, что следует делать, а что не следует, они все равно предпочитают то, что плохо, и делают то, чего не следует? Думаю, что готовые рецепты не помогут. Предлагаю разобраться вместе и по порядку.
 
 Начнем с начала.
 
 В воспитании есть две стороны: воспитуемая и воспитывающая. Воспитуемой является, понятное дело, ребенок, а вот насчет воспитывающей стороны меня лично давненько терзают смутные сомнения. Кто же воспитатель? Кто или что оказывает то самое воздействие на психику ребенка, которое заставляет ее менять свою структуру?
 
 Нам кажется, что это, конечно же, мы и есть. Но вот какая штука. Некоторые наши действия, совершенные невзначай и однажды, кардинально меняют в ребенке все, а другие, часто и целенаправленно совершаемые с целью добиться хоть каких-нибудь сдвигов, вообще не оставляют следов. Почему так? Еще больше нас расстраивает, когда сказанное случайным гостем слово уничтожает результаты полугодовых усилий.
 
 На мой взгляд, ответ может быть один: решающую роль в воспитательном процессе играет восприятие воспитуемого. Именно наше собственное восприятие и является главным нашим воспитателем с первых и до последних минут нашей жизни.
 
 Я наблюдал за шестидневным младенцем, который внимательно смотрел за тем, как мать пьет воду из стакана. Это был не просто взгляд. Это было глубокое зондирование. Ребенок настраивался на материнское поле и одновременно с ней буквально проживал это событие всеми своими нервами, мышцами, сосудами. Его мускулатура сокращалась в унисон материнской, мне даже показалось, что ребенок почувствовал прохладу напитка, его вкус на языке и то удовольствие, которое испытала мать при этом. Это был всепроникающий взгляд, но при этом практически незаметный, чистое восприятие без воздействия. Так смотреть умеют только дети до года и просветленные.
 
 Это событие перевернуло мое мировоззрение. Я вдруг совсем по-другому взглянул на период новорожденности и на отношения между родителями и детьми в этот период и вообще. Оказывается, в начале знакомства мы являемся объектом изучения со стороны своих собственных отпрысков. У нас они учатся пить, сопеть, бояться и радоваться, злиться и прощать и всему остальному, что мы делаем у них на глазах. Порой мне кажется, что даже во сне они наблюдают за нами. Это и есть истинное воспитание. Если не пытаться прибавить к этому что-нибудь еще, получится весьма недурно. Ведь дети хорошие ученики и, вполне вероятно, в состоянии превзойти своих учителей.
 
 В таком воспитании есть и другая сторона. Мы с момента рождения ребенка приобретаем ответственность нового уровня. Ведь наше дитя научится всему, что сможет увидеть и почувствовать. Поэтому, если мы не хотим, чтобы наши дети научились у нас лицемерить и лгать, ненавидеть и завидовать и прочим подобным штукам, нам придется серьезно поработать над собой в определенном направлении. К сожалению, от этой ответственности не скроешься. Они научатся делать все то же самое, что и мы, но только лучше нас. В том числе и то, чего нам не хотелось бы, чтобы они умели делать.
 
 Вы спросите: "Так все-таки как нам воспитать из наших детей достойных членов общества?" Не знаю. Ответ на этот вопрос ищут все, но не находит никто. А пока мы ищем, дети растут и, глядя на нас, становятся такими же, как мы. И если родители жили в мире и согласии, если они были счастливы хоть иногда, взрослые уже дети благодарят их за то, что хорошо воспитали. А если было все по-другому, проклинают все эти языковые курсы и кружки, музыкальные школы и хореографии, школы риторики и ораторского искусства. Потому, что не нужно это все человеку, который не может быть счастлив, поскольку в младенчестве не научился, а позже этому уже не научишься.
 
 О питании
 
 Тема питания очень тяжела для рассмотрения. Вот уж где хватает специалистов, так это в области кормления младенцев. На молодых родителей сваливается невесть какое количество информации. Опыт предыдущих поколений, советы педиатров, стоматологов, диетологов, псевдодиетологов из компаний МЛМ, старые и новые книжки по питанию новорожденных и море рекламы. Понять в этом ворохе почти ничего невозможно, да и не нужно. Подойдите к этому вопросу с другой стороны.
 
 Природа дала нам все, что нужно для жизни. Ребенок питается материнским молоком. Оно появляется у женщины на шестой день после родов и присутствует как потенциально возможная пища для ребенка до тех пор, пока востребовано. Не кормите своего ребенка ничем другим, пока он сам не добудет себе это другое. И поверьте, если младенец что-то съел, это значит, что оно ему нужно. Молоко матери содержит базовые элементы для производства из них микрофлорой ребенка всех необходимых для его питания веществ. Если чего-то не хватает, виновато не питание, а состав микрофлоры кишечника.
 
 Во время кормления грудью ребенок вместе с молоком получает необходимые энергоинформационные составляющие своего рациона. Это именно те энергия и информация, которые и делают грудное молоко универсальным питательным продуктом. Иными словами, сцеживаться и поить ребенка из рожка нецелесообразно, поскольку в этом случае ваше молоко превращается в обычное заурядное молоко, в котором почти ничего нет, кроме белка и небольшого количества жиров и углеводов. С таким же успехом можно налить в рожок и коровьего молока, и даже пастеризованного заводского молока. Все равно для соблюдения рациона понадобятся докорм и добавки.
 
 Тема докорма стоит отдельной строкой. Рекомендации медиков по докорму, на мой взгляд, являются чистой воды диверсией, направленной на подрыв грудного вскармливания. Да и потом, не лучше ли прислушаться к природе? Когда ребенку не хватает того, что он получает от матери, у него начинают резаться зубы. Все сроки для прорезания зубов отслеживались на смешанных группах, в которые входили и грудники, и искусственники, и те, кто пил материнское молоко, но из рожка. А ведь это совсем разные люди. Когда они вырастут, они будут отличаться друг от друга как существа с разных планет. Если дифференцированно подойти к этому вопросу, то выяснится, что у чистых грудников зубы прорезаются ближе к семи месяцам, а то и позже. У остальных же это происходит раньше, но не от хорошей жизни, а совсем наоборот. Раньше всех зубы режутся у искусственников - в четыре месяца или даже раньше. Впоследствии этим выросшим уже детям будет не обойтись без стоматологов. Будут брекет-системы, исправление прикуса и все остальные прелести стоматологии. Если же ребенок получал грудь по крайней мере первые 14 месяцев своей жизни, стоматологи его не дождутся, по крайней мере, им придется ждать как минимум лет сорок.
 
 Так вот, когда первые два зуба прорезались, ребенок может ими что-нибудь поскоблить. Значит, пришло время яблочного пюре, а лучше всего просто яблок. Когда зубы появляются и сверху и их становится четыре, ребенок может откусывать и глотать, следовательно, постепенно можно учиться употреблять в пищу твердые продукты.
 Осуществляется докорм следующим образом. Ребенок, сидя у вас на коленях во время еды (вашей), вдруг тянется и выхватывает у вас изо рта кусок чего-нибудь, что привлекло его пищевое внимание. Потом добыча отправляется в рот и там либо проглатывается, либо выплевывается, если кажется несъедобной.
 Теперь немного углубимся в дебри предрассудков и разоблачим некоторые из наиболее часто исповедуемых мифов.
 
 Миф первый: необходимо знать, сколько съел ребенок
 
 Этот распространенный миф предписывает женщине по пять - семь раз за день взвешивать малыша до и после кормления. Мало того что для этого нужно прежде всего потратиться на детские весы, так еще и надо помнить, в каком возрасте и сколько ребенок должен съедать за одно кормление, при условии, что кормлений столько, сколько их именно в вашем случае. То же касается и количества кормлений за сутки. В результате "верующие" по семь раз на дню взвешиваются, а все оставшееся от кормлений и взвешиваний время страшно волнуются по поводу бывших и будущих показателей. Всегда получается или слишком мало, или слишком много. И немудрено, контрольные значения сравниваются со среднестатистическими, а те в свою очередь не отражают реального положения вещей. Я вообще сомневаюсь в пользе статистических исследований человеческого организма. Ажиотаж вокруг весов может закончиться потерей молока, в то время как польза взвешивания крайне сомнительна. Питание ребенка легко определить визуально. Недоедающий ребенок выглядит совсем не так, как тот, что получает все необходимое.
 
 Миф второй: для роста и развития ребенка необходимы различные микроэлементы и т. п. Следовательно, необходимы пищевые добавки
 
 Бред сумасшедших диетологов, по-другому и не скажешь. Кто-нибудь вообще задумывался над вопросом, откуда взялись диетологи? Кто эти люди, пытающиеся заставить нас есть всякую "бяку" из баночек? Кто сказал, что они знают больше, чем мы? Сколько миллионов долларов в год уходит только на рекламу соевого молока и одновременно на антирекламу коровьего?
 
 Я вам отвечу.
 
 1. В материнском молоке есть абсолютно все, что необходимо младенцу для нормального роста и развития. Это очевидно. И надо быть последним идиотом или зомби, чтобы поверить в обратное.
 
 2. Врачи-диетологи всех мастей - это дистрибьюторы новой продукции фармацевтических компаний. Стратегия развития любой фирмы, производящей продукцию, сводится к постепенному расширению ассортимента и захвату новых сегментов рынка. Например, компания, производящая телевизоры, начинает выпуск видеомагнитофонов, затем музыкальных центров, затем расширяет диапазон бытовой техники и в конце концов может даже со своей торговой маркой выйти на рынок, например, лабораторной техники для химических лабораторий.
 
 Так же и фармацевты постепенно расширяют диапазон применения своей продукции. Мы все уже привыкли к шампуням и зубным пастам с антибиотиками, к "лечебной" косметике и к "оздоравливающей" краске для волос. Поверьте на слово, что в ближайшем будущем фармацевты начнут выпуск "лечебных" детских игрушек, например для детей-аллергиков, а также различных препаратов, помогающих не только расслабиться (такие есть и сейчас), но и, например, делающих веселье более веселым или позволяющих забыть на время обо всех неприятностях. Уже сейчас есть препараты, обеспечивающие хорошее настроение на время приема.
 
 Пищевые добавки - это попытка фармацевтов захватить небольшой сегмент рынка пищевых продуктов. Людям объясняют, что одна таблетка заменит им килограмм кураги или полкило лука-порея. Настоятельно рекламируются микроэлементы как жизненно необходимые вещества, которые мы, дескать, давно ниоткуда не получаем.
 В действительности все намного проще. Почти все, что нам нужно, мы получаем из воды, остальное вырабатываем сами с помощью сапрофитной флоры кишечника и энергии солнца. Пища как таковая служит нам источником клетчатки и положительных эмоций, без которых мы не в состоянии усваивать энергию нашего светила. Поэтому никто пожаловаться не может, ведь он действительно получает все, что ему необходимо.
 
 Миф третий. Грудное вскармливание нуждается в поддержке
 
 Существует по меньшей мере несколько сотен разнообразных способов поддержки грудного вскармливания. Не стану утруждать вас чтением никому не интересных рецептов. Скажу только одно: лактация (выделение молочными железами молока) - это абсолютно естественный процесс, регулируется он из того же места, что и все остальные выделительные процессы (секреция эндокринных желез, выделение мочи, слизей и других биологических жидкостей и т. п.). Если роды прошли нормально, были естественными, без врачебного вмешательства, и закончились прикладыванием младенца к груди; если младенца от матери не уносили ни на единый миг; если ребенок родился здоровым, молоко будет, и его будет столько, сколько надо. Другими словами, я считаю, что поддерживать грудное вскармливание надо до родов - после будет поздно.
 
 Если же биологический механизм лактации не был инициирован вследствие невыполнения одного, или всех условий его "включения" (см. выше), то в этом случае все средства хороши, лишь бы помогли.
 
 Есть, однако, одна хитрость, о которой я не могу не упомянуть. Женская грудь и находящаяся в ней молочная железа в обычной жизни воспринимается всеми как половой орган. Я с таким восприятием абсолютно солидарен. Но вот что получается. Стоит женщине стать матерью, как общественное мнение переводит ее грудь в разряд приспособлений для выкармливания ребенка. Почему-то считается, что молоко должно скапливаться в груди, как в бидоне с подогревом, а уж после того высасываться ребенком. В это свято верят и сами женщины. Поэтому, когда после обязательного "прилива" (на третий-пятый день после родов женская грудь сильно наливается кровью и твердеет) следует такой же обязательный "отлив", у 99 % женщин начинается паника по поводу пропавшего молока. А поскольку лактация очень сильно зависит от эмоционального состояния женщины, то из-за этой паники молоко может действительно пропасть.
 
 В действительности же строение молочной железы не предполагает накопления. Молоко образуется в ней как конечный продукт именно во время самого кормления. И тут важно все - важен настрой женщины, важно состояние ее здоровья, важна сосредоточенность на процессе кормления. А самое важное - правильное отношение к самому акту кормления. Некоторые женщины сравнивают ощущения от кормления ребенка с ощущениями от полового акта. Конечно, все ханжи в мире сразу замашут руками и затопают ногами, но, если быть до конца честными с собой, это ведь правда. По крайней мере с точки зрения интенсивности биоэнергетического взаимодействия кормление грудью ничем не уступает, а в некоторых аспектах и превосходит обычный коитус.
 
 Так что хочу обратиться ко всем будущим кормящим матерям. Не важно, сколько вы выпили кружек чая с молоком. Не важно, наливается ваша грудь или нет. Ребенок "насасывает" себе молока столько, сколько ему необходимо. Не стоит превращаться в дойную корову. Не сцеживайтесь и не "раздаивайтесь", производство лишнего молока снижает интеллект кормящей женщины, она превращается в достаточно тупое существо на период кормления. Кормите сразу из двух грудей, это сохранит их сексуальную привлекательность и после окончания кормления.
 
 Сроки кормления
 
 До тех пор пока у ребенка не начнут резаться зубы, он не нуждается ни в чем, кроме любви и грудного молока. Это время может растянуться до девятого месяца.
 Еще не прорезавшиеся зубы заставляют десны сильно чесаться. Для почесывания очень хорошо подойдет яблоко, или соленый огурец, или кусочек твердокопченой колбасы. Также зудящие десны можно помазать медом. Эти продукты и станут первыми в жизни ребенка после молока. Колбасу и огурец, правда, лучше только помусолить, а вот яблочко можно и проглотить, естественно, то, что наскоблилось деснами.
 
 После появления зубов их непременно хочется применить по назначению. Тут все очень даже просто. Обоняние у ребенка развито не в пример нашему, практически все запаховые и вкусовые характеристики продукта, привлекшего внимание младенца, он в состоянии определить за несколько метров. Бывают, правда, исключения. Это когда мы намеренно вводим ребенка в заблуждение, предлагая ему наши ощущения и оценки в замен его собственных. Обман раскрывается через секунду после того, как "бяка" взята в рот. Ребенок просто не в состоянии съесть хоть что-нибудь, могущее ему повредить. Поэтому можно позволить ему самостоятельно организовать прикорм, просто свободно допустив его к столу во время общей трапезы. Это, правда, может стоить вам чистой скатерти, но, уверяю вас, удовольствие того стоит.
 При условии, что ребенок получает грудь по первому требованию, вам нечего опасаться за то, что он останется голодным.
 
 Прекращение кормления - еще одна больная тема. Кто-то кивает на китайских императоров, которых кормили грудью до одиннадцати лет, а кто и на медиков, пугающих всех, кто кормит после года, слабоумием (по-видимому, своим). Накопленный опыт показывает, что можно, конечно, и до пяти лет докармливать ребенка грудью, но смысла большого в этом нет. Я считаю, что ребенок сам сигналит отбой грудному вскармливанию, начиная кусаться. Обычно это происходит между полутора и двумя годами. В этом случае прекращение кормления происходит постепенно и без стрессов.
 Двигательная активность
 Под двигательной активностью необходимо понимать интенсивное использование всего комплекса возможностей ребенка к активному движению.
 Можно условно разделить этот комплекс на:
 
 · собственные активные движения;
 
 · принудительная активность, это массаж, зарядки, тренинги;
 
 · пассивное перемещение.
 
 Собственные активные движения ребенок совершает самостоятельно. В этом случае основная задача родителей - создать благоприятные условия для свободного проявления активности ребенком, проще говоря, не мешать. Расскажу, как этого добиться.
 
 Пеленание
 
 Рожденные дома дети не знают, что такое пеленание. С первых минут своей жизни у них есть возможность проявлять двигательную активность. Такие дети сами ищут материнскую грудь и уже через несколько дней после рождения хорошо держат головку и самостоятельно подползают к груди.
 
 Вместо пеленок можно повязать набедренную повязку из марли, выполняющую функцию подгузника. При условии комфортной температуры в помещении (18-21 °C), можно больше ничего не надевать: активно двигающийся ребенок никогда не замерзнет. На время сна сгодится тонкая пеленка как покрывало. Такое обращение позволит сохранить иммунитет ребенка на высоте. Замечу, что кратковременное, на несколько минут, обездвиживание сильно повышает иммунитет. Этим можно пользоваться как лечебной процедурой, в случае если вы обеспокоены состоянием ребенка, но не можете понять, что с ним происходит. Однако частое и длительное обездвиживание, то есть пеленание как оно использовалось раньше, подавляет сопротивляемость организма не меньше, чем перегревание.
 
 Итак, первое, что мы должны сделать для обеспечения нормальной двигательной активности ребенка, - это не пеленать его.
 
 Возбуждение любопытства
 
 Дети от природы любопытны. Это свойство детского сознания как раз и обеспечивает его развитие, а заодно и развитие физического тела.
 Еще "лежачего" младенца следует окружить привлекательными предметами. Это могут быть игрушки из магазина, а могут быть и другие вещи. Лучше всего, чтобы это были именно те предметы, которые вызвали в малыше живой интерес. Если его не возбуждает ничего, кроме ваших наручных часов, пожертвуйте ими - потом не пожалеете... Предметы эти должны находиться в пределах видимости и условной досягаемости. То есть их можно потрогать и взять в руки, но для этого необходимо проделать небольшой путь.
 
 Хороши также разнообразные подвески, с которыми можно поиграть.
 
 Специальные приспособления
 
 Кроме подвесок расположите внутри детской кроватки несколько закрепленных на разных уровнях перекладин. Они должны быть расположены так, чтобы малыш мог лежа зацепиться за них и самостоятельно подтянуться. Так он начнет сначала садиться, а потом и вставать.
 
 Принудительная активность - это то, что ребенок совершает сам или с помощью родителей, но не по своей воле. Сюда относятся разнообразные массажи, от которых, по-моему, толку мало, а также динамический и водный тренинги, или, как мы их называем, зарядка и ныряния.
 
 О сути этих тренингов я говорил в предыдущих главах. Методика же сама по себе описанию не подлежит и должна передаваться при непосредственном контакте конкретного инструктора и конкретных родителей. Специалисты центров подготовки к естественным родам обязаны владеть этими методами.
 
 Пассивное перемещение - это вариант пассивной двигательной активности, на мой взгляд, не менее важный, чем оба предыдущих.
 
 Я говорю о различных прогулках, поездках, перелетах и тому подобное.
 
 Дело в том, что вестибулярный аппарат малыша чутко реагирует не только на изменение положения тела в пространстве относительно вертикали и горизонтали. Любое изменение состояния электромагнитного поля земли моментально находит свое отражение в состоянии этого органа, а затем и всего организма. Получается, что развитие ребенка, чьи родители сидят с ним дома и выходят прогуляться до соседнего магазина, будет намного менее интенсивным, чем того ребенка, которого с раннего возраста берут с собой всюду - и в гости, и в поездки, и в перелеты.
 
 Подобная позиция имеет еще несколько плюсов. Она дает возможность родителям почувствовать себя свободнее: ребенок не сковывает их перемещения. В то же время не надо все время волноваться и переживать за оставленного с кем-то малыша. Концентрация родительского внимания на ребенке в этом случае снижается, что дает малышу неплохие возможности для развития. Речь вот о чем.
 
 Наблюдая за взаимодействием матерей и младенцев, я обнаружил подавляющее, прямо-таки сковывающее влияние повышенной концентрации материнского внимания. Причина такого феномена в том, о чем уже говорилось в главе "Роды". Поскольку большую часть эфирных субстанций ребенок получает именно от матери, еще очень долгое время волновые характеристики обоих организмов отличаются крайне мало. Как следствие, напряжение психики матери легко передается и ребенку. Иногда это полезно, даже жизненно важно, а иногда - губительно. Если же мать чувствует себя не сильно обремененной своим отпрыском, то и ему она дает намного больше свободы и жизненного пространства.
 
 Немаловажно и то, как ребенок перемещается. Сидя в коляске, можно лишь смотреть по сторонам и слушать скрип колес. Ребенок, путешествующий в нательном рюкзачке типа "кенгуру", всем телом ощущает сокращения мышц родителя, несущего его, и не только ощущает: мышцы ребенка сокращаются в унисон, только с меньшей амплитудой, причем даже во сне. Конечно, такой ребенок быстрее встанет на собственные ноги и освободит родителям руки и шею.
 
 И последнее. Думая о том, что делать, а чего не делать из того, о чем написано здесь и что порекомендуют специалисты центров, учтите следующее.
 
 Варианта только два. Либо вы посвящаете своему чаду все 365 дней его первого года жизни, а потом всю оставшуюся жизнь пожинаете плоды своего труда, либо вся оставшаяся жизнь ваша будет посвящена попытке отдать этот долг, попытке, обреченной на провал.
 Женщина: первый год после родов
 Этапы послеродовой адаптации
 Как говорилось ранее, во время родов происходит разделение энергоинформационных структур матери и ребенка. Внутренние органы ребенка в это время приобретают собственные энергетические оболочки. Оболочки эти копируются с материнских, и, отходя к рождающемуся ребенку, отбирают у матери и часть ее энергии.
 Конечно же, в идеале энергия родового потока должна быть усвоена и матерью, и ребенком, и всеми присутствующими. Но, увы, это практически недостижимо вследствие нашей чудовищной деградации, поэтому-то и становится необходимой эта самая реабилитация.
 Программа и сроки полной реабилитации
 Основной частью послеродовой реабилитации является восполнение жизненной силы. С этой целью можно использовать те же упражнения по насыщению, которые давались на занятиях по подготовке к родам. Если вы помните, мы и давали их в том числе для облегчения реабилитации после родов.
 
 Особенность выполнения этих упражнений в послеродовом периоде заключается в том, что, особенно поначалу, практически ничего не ощущается. Это происходит вследствие потерь эфирной составляющей тех самых органов, которые отвечают за тонкую чувствительность. Получается, что женщина должна некоторое время заниматься как бы вслепую или, если хотите, "вглухую". В таком положении крайне важно проявлять уверенность в конечном результате и терпение. Если, не затягивая, начать заниматься с первых же часов после родов и использовать для этого любую возможность, то потенциал жизненной силы восстановится месяца за три-четыре. Если же начать заниматься собой спустя две недели после родов, то процесс восстановления грозит затянуться на год или на всю оставшуюся жизнь.
 Специфические состояния женщины после рождения ребенка
 Многие явления, описанные медицинской наукой как естественные для женщины в послеродовом периоде, являются всего лишь следствием недостатка энергетических ресурсов.
 
 Если сил хватает лишь на то, чтобы уделить должное внимание ребенку, его кормлению и уходу за ним, то говорят о так называемой доминанте по Усольцевой. Суть этого мифа состоит в том, что во время кормления грудью (7-14 месяцев) женщина больше ни на что не может обращать внимания, как прежде. Ей неинтересен секс, она менее внимательна к мужу и домашнему хозяйству, ее не интересуют общественная жизнь, профессиональная деятельность и политика. Трудно согласиться с тем, что это нормально.
 
 В идеале все должно быть наоборот. Самка с детенышем нуждается в большей защищенности, следовательно, после рождения ребенка у женщины должны раскрываться более обширные способности к выживанию - выживать-то надо за двоих. Основные качества, повышающие выживаемость женщины, - это высокая чувствительность, обаяние и сексуальность, наблюдательность и любопытство. Все эти и многие другие женские штучки должны просто-таки расцветать в молодой матери.
 
 Увы, идеал труднодостижим. В этой части своего повествования я коснусь некоторых наиболее распространенных послеродовых специфических состояний. Возможно, кто-то из читательниц сейчас как раз и пребывает в одном из них, и это поможет ей преодолеть их.
 
 1. Состояние "коровы". Это состояние описано выше. Наступает такой "коровий период" часто у тех женщин, у которых все в порядке с основными инстинктами, но энергии хватает не на многое.
 
 Рецепт выхода прост: расшевелите себя сами - у вас это обязательно получится. Просто заставьте себя жить так же активно, а может и более активно, чем раньше. Сначала это будет раздражать, а потом пелена упадет с ваших глаз, и вы не пожалеет о затраченных усилиях.
 
 2. Послеродовая депрессия. Характеризуется потерей интереса ко всему окружающему, в том числе и к ребенку. Женщина вспоминает о том, как было хорошо без него, жалеет об упущенных возможностях, тяготится материнскими обязанностями. При этом часто начинает пропадать молоко. Раздражает все, особенно детский крик. Нередки мысли об убийстве младенца, которые порождают муки совести и еще более углубляют подавленность и раздражительность.
 
 Состояние часто встречается у молодых матерей с недоразвитой психикой. Инфантильность сильно облегчает зачатие, но вот после родов может сыграть с нами злую шутку. Депрессия настигает тех, кто все-таки начал взрослеть в результате пережитых родов, но еще не успел закончить этот процесс.
 
 Основная трудность в коррекции этого состояния заключается в том, что и женщина и ее ближайшее окружение никак не готовы согласиться с тем, что оно присутствует. Придумываются масса причин, по которым нет молока, и миллион способов повышения надоев. Находятся виновные на стороне и т. д.
 
 Выйти из послеродовой депрессии легче, если рядом нет помощников из числа новоиспеченных бабушек. Кроме восстановления энергетики необходимо заняться и взрослением. Для этого я рекомендую отцу ребенка на некоторое время просто отпустить девушку "погулять". Попытавшись вписаться в свой дородовый формат и прочувствовав, насколько сильно изменилась ее психика, она получит совершенно новый опыт общения с внешним миром, что облегчит адаптацию к новым условиям жизни.
 
 3. "Всплеск сексуальности". Случается с теми, кто не попал в "коровью" группу по причине большего количества сохраненных сил. Случается, что сил этих хватает еще на что-то одно. Чаще всего, к счастью, этим "одним" становится половая активность. Такие женщины часто даже не дожидаются окончания "положенных" двух месяцев послеродового воздержания. Страшного в этом ничего нет, если не считать опасности забеременеть вторично и родить погодков. Кроме того, увлекшись половой жизнью, можно невзначай обделить ребенка, о чем впоследствии придется пожалеть.
 
 Я рекомендую в таком случае часть нерастраченной энергии употребить на то, чтобы поскорее восстановиться окончательно. Дело в том, что "всплеск" говорит о том, что энергии больше, чем мало, но меньше, чем достаточно, чтобы не растратить ее впустую. В этом случае сексуальная буря может неожиданно превратиться в ту же самую послеродовую депрессию.
 
 И конечно же, сообщаю всем, что отсутствие месячных не говорит о невозможности забеременеть.
 
 4. Мнительность и тревожность. Это состояние сродни сексуальному всплеску, с той лишь разницей, что в этом случае излишек "бьет в голову", а не в ее противоположность.
 
 При умелом обращении это состояние легко перевести в вышеописанное. Все-таки со "всплеском" бороться и легче, и приятнее. Излишняя же мнительность может закончиться плачевно.
 
 Проявляется это состояние обычно у матерей образованных и интеллигентных и заключается в проявлении женщиной повышенного внимания к ребенку, излишней обеспокоенностью и навязчивым желанием показать его врачам или проконсультироваться со специалистами по другим вопросам. Матери, находящиеся в таком патологическом состоянии, постоянно выясняют различные критерии оценки состояния здоровья ребенка и его развития. Они сравнивают своего ребенка с детьми знакомых, зачастую не углубляясь в выяснение возраста, а также соотносят результаты своих наблюдений с рассказами знакомых об увиденных где-то детях приблизительно того же возраста. Любая полученная информация воспринимается априори негативно и вызывает чувство тревоги за ребенка и страх какой-нибудь болезни.
 
 Такое состояние поддается коррекции с большим трудом, но бороться все же стоит, поскольку оно угрожает здоровью и жизни малыша. Вариантов борьбы, правда, не много. Если не получается переориентация на сексуальность и не помогают длительные загородные прогулки с купанием в природных водоемах невзирая на погоду, лучше обратиться к специалисту, то есть к духовному акушеру.
 
 Другой не менее важной частью программы реабилитации является адаптация к жизни в новом качестве. Условно можно разделить этот процесс на два параллельных. На создание новой физической формы, и освоение нового способа психического реагирования, проще говоря, вживание в новую роль.
 Создание новой физической формы
 Прежде всего, необходимо осознать разницу между восстановлением формы и созданием новой.
 
 После родов женщина не в состоянии восстановить свою былую форму. Восстанавливать просто нечего. Процесс глобальной трансформации навсегда разрушил тот организм, который существовал до беременности. Все знают, что некоторые женщины после родов сильно прибавляют в весе и приобретают неимоверное количество различных заболеваний. Это как раз результат попытки восстановить то, чего уже нет.
 
 В этом процессе не столь важны физические упражнения и диеты. Первое, что необходимо сделать, - это изменить сознание. Осознать, что все, что было, уже не вернуть, и смело и решительно начать все с самого начала.
 
 Необходимо заново изучить свое тело. Выявить новые предпочтения и реакции. Восстановить утраченную чувствительность. В общем, заниматься тем же, чем весь первый год своей жизни занимается и ребенок.
 
 Затем, пользуясь полученными при подготовке к родам навыками восприятия и реагирования, выйти на новый тип питания и двигательной активности.
 
 Дело в том, что первые два года после родов энергетика женщины имеет ряд существенных отличий от всего того, с чем ей приходилось иметь дело до этого. Прежде всего, изменения связаны с необходимостью тратить энергию не только на себя, но и на ребенка, на его защиту, обучение и формирование. Естественно, что все механизмы, обеспечивающие новый режим функционирования, прописаны в видовом сознании и никак не зависят от нашего желания. Итак.
 Энергетика, психология и физиология матери первого года материнства
 Картина, открывающаяся видящему, если он отважится внимательно рассмотреть энергетику кормящей матери, не менее фантастична, чем та, что представляется при рассмотрении энергетики беременной. Бедность сведений в этой области объясняется тем простым фактом, что любое обращение внимания, и в особенности внимания видящего, не проходит безнаказанно. Поэтому безопасно такое рассмотрение лишь для узкого круга специалистов, которых я и называю духовными акушерами.
 
 Здесь я тоже не буду подробно описывать эти картины: желающие получат дополнительную информацию на занятиях, а для любопытных это будет лишним. Опишу лишь некоторые моменты, имеющие непосредственное отношение к теме этой главы.
 
 Так вот, особенность энергетики кормящей матери состоит в том, что на весь период кормления женщина становится обладателем мощнейшего магического инструмента - эфирной матки. Этот новый орган может иметь достаточно внушительные размеры и позволяет усваивать из окружающего пространства колоссальное количество энергоносителей. Почти вся усвоенная эфирная энергия сгущается и входит основным компонентом в грудное молоко. Остальная часть (2-3 %) идет на восстановление послеродовых энергоинформационных потерь.
 
 Естественно, что неумелое обращение с таким количеством свободного энергоносителя может быть крайне опасно. Самое распространенное последствие - катастрофическое увеличение веса и объема тела.
 
 Чтобы этого не случилось, необходимо правильно подойти к вопросам питания и двигательной активности, а также вообще к вопросу изучения своего энергетического баланса.
 
 Еще одна особенность периода кормления заключается в практически полном взаимопроникновении энергетики, психологии и физиологии. Состояние и работа всех без исключения органов и систем женщины в этом периоде прямо зависят от состояния ее психики и от количества усвоенной и потраченной за день энергии. Всем известно, что хорошее настроение полезно для здоровья, однако в данном случае речь идет не о положительном влиянии, а об определяющей роли. Когда все в порядке, настроение бодрое и хорошее, насыщение и восстановление энергетического баланса идет быстро и эффективно. Так же бодро работают и железы внутренней секреции, сосуды расширяются и сужаются там, где это необходимо, перистальтика кишечника и протоков нормальная, желудок переваривает все, что ему предложено, и т. д.
 
 При психической подавленности картина менее радужная. Почти полностью подавляется внутренняя секреция, сосуды, снабжающие кровью и всем необходимым, внутренние органы спазмированы, парализован кишечник, не сокращаются желчный и поджелудочный протоки и т. д. Жизнь как бы замирает внутри женщины. Это, к сожалению, ведет к нестабильности состояния и угрожает жизни, но такова уж наша участь - это по-человечески. В такие периоды обычно пропадает молоко. Если нормальное состояние удается вернуть по крайней мере за неделю, то молоко опять появляется, дальше - сложнее, хотя нет ничего невозможного.
 
 Изменения организма женщины, связанные с рождением ребенка
 
 Изменения женского организма обусловлены как физиологическими механизмами, так и психическими.
 
 С одной стороны, роды являются мощным сигналом для запуска в работу "спавших" до этого момента участков ДНК. Клетки начинают вырабатывать новые белки. Это приводит в конечном счете к глобальному изменению обмена веществ и гормонального фона. Меняются даже такие характеристики, как сила и эластичность мышц, содержание кальция в костях и многие другие. Изменения теплообмена замечают почти все женщины. Однако теплообмен - это всего лишь частный случай глобального биоэнергоинфомационного обмена. Налицо тотальная трансформация и изменение биологического и энергоинформационного статусов.
 
 На тонких планах можно увидеть сильное смещение силового центра основного потока и изменение его преобладающей направленности. Если у девушки силовой центр находился на уровне малого таза, а основная направленность была восходящей, что делало ее похожей на бабочку, то у женщины силовой центр смещается к груди, а основная направленность практически отсутствует, то есть восходящий и нисходящий потоки гармонизируются. Из ребенка - цветка на ветвях рода женщина превращается после родов в одну из ветвей этого рода, то есть в проводника жизни. Это влечет за собой новые возможности по использованию энергии родового потока. По сути, вся сила рода с этого момента при желании может быть использована женщиной для выращивания и защиты его продолжения. Насколько это большая сила, можно судить по редким, но впечатляющим случаям спонтанного использования ее в экстремальных ситуациях. Многие помнят случаи, подобные тому, когда женщина остановила рукой летящий на большой скорости МАЗ, который должен был задавить ребенка, случайно оказавшегося на дороге.
 Новая психология
 Вся наша жизнь для нас представлена нашим восприятием. Если бы мы ничего не чувствовали, мы бы никогда не узнали, что жили. И наоборот. Мы могли бы представлять собой лишь орган чувств с подключенными к нему симуляторами ощущений и при соответствующем раздражении рецепторов получали бы полное ощущение настоящей активной жизни. Неменьшую роль в ощущении жизни играют воспоминания, поскольку восприятие настоящего происходит сквозь призму накопленного опыта, то есть воспоминаний. Так же важны для восприятия действительности и наши планы на будущее. Влияние будущего на нашу жизнь мало кто замечает, но это не меняет дела. Хотите убедиться сами, постройте серьезный план на ближайший год, проживите с ним неделю, внимательно наблюдая за своими привычными реакциями, а затем отмените старый план и так же серьезно спланируйте другое будущее. Уверяю, что ваши наблюдения превзойдут любые ожидания.
 
 Женщина после родов - это человек без прошлого и будущего. Воспоминания о прошлом больше не являются опытом, поскольку сам процесс родов происходит именно таким образом, чтобы его стереть. То есть прошлое никуда не девается, просто сильно меняется отношение к нему. Воспоминания о жизни до рождения ребенка больше похожи на воспоминания о просмотренном кинофильме. Будущее после родов практически не просматривается, поскольку совершенно непонятно, относительно каких ориентиров его планировать. В похожем положении находятся новорожденные или инопланетяне, случайно оказавшиеся на Земле. По сути, это уникальная возможность начать с нового листа новую жизнь, причем это не бегство от себя и трудностей, а вполне естественное и логичное событие.
 
 Чаще всего, не зная, что теперь со всем этим делать, женщина просто замыкается в своем новом и пока еще очень маленьком мирке. Она избегает общения со своими старыми знакомыми и уж совершенно точно не заводит новых знакомств. Родственники раздражают. На общение не хватает сил и времени. Такое состояние может продлиться месяцы или даже годы.
 
 Причина такого поведения в том, что на смену старому, тому, что было в "прошлой жизни", приходит новый тип психического реагирования. Отслеживая свои новые реакции, женщина с ужасом понимает, что не знает, как к ним относиться. Как относиться к себе, смеющейся над тем, над чем раньше плакала, и совершенно равнодушной к тому, что вызывало когда-то бурные эмоции. В этом случае память очень сильно мешает жить.
 
 Сужение круга общения ведет к сужению ареала перемещений, что в свою очередь ведет к однообразию впечатлений и постепенному скатыванию в депрессию. Конечно же, это никакого отношения к восстановлению не имеет.
 
 Основой всего процесса восстановления является освоение нового способа психического реагирования. Имеется в виду не приучение себя к каким-то определенным реакциям, а изучение своих собственных изменившихся после родов реакций. Проще говоря, надо узнать себя заново и принять такой, какая есть, без обиняков.
 Чаще всего процесс послеродовой реабилитации пресекается в самом начале. Молодую мать окружают заботой и лаской родные и близкие. Все приходят в гости посмотреть на новорожденного и поделиться личным или чужим опытом. Особенно рвутся помогать новоиспеченные бабушки. Они не только наперебой поучают женщину премудростям мытья грязных поп и тому подобному, но и норовят все сделать сами, предлагая матери ребенка "отдохнуть". В результате вся энергия и все внимание уходят на борьбу за возможность быть матерью своего ребенка.
 
 Чтобы этого не случилось и женщина после родов смогла сосредоточиться на себе, своем новом восприятии мира, изучить себя и понять, что она есть такое на сегодня, я предлагаю комплекс мер.
 
 1. Сообщите родственникам и знакомым о рождении ребенка с недельной задержкой. Это позволит всей семье прийти в себя после родов и приготовиться к "родственной агрессии".
 
 2. Строго определите время посещений родными и близкими на первые месяцы после родов и не принимайте гостей чаще чем раз в неделю и не более чем на два часа. И пусть приходят по одному или в крайнем случае по двое. Это не позволит навязать помощь и наговорить кучу ненужных советов. Все страхи и предрассудки крайне заразны, а именно родственники обычно являются основными разносчиками этой гадости. Кроме того, можно это мотивировать гигиеническими соображениями.
 
 3. В случае проживания в семье тещи или свекрови молодая мать должна мужественно взять на себя заботы по хозяйству. В доме может быть лишь одна хозяйка. Бабушки должны жить в свое удовольствие - ходить по театрам, встречаться с подругами, путешествовать. Если вам удастся заполучить такую бабушку, счастливы будут все. Правда, не сразу. Поначалу отправленная "погулять" бабушка может обидеться, но рано или поздно сама поблагодарит вас за то, что не дали ей погрязнуть в пучине чужой семейной жизни.
 
 4. С первых минут материнства внимательно наблюдайте за всеми своими реакциями и проявлениями. Наблюдения не должны прерываться никакими оценками или анализами. Следует наблюдать и при этом стараться все время "быть в себе", то есть как можно более сосредоточенно воспринимать именно то, что происходит здесь и сейчас. Такое наблюдение позволит вам узнать себя. Принимайте все как должное. Не удивляйтесь новинкам, поскольку с этого времени это никакие не новинки, а ваши психические свойства и характеристики. Гоните от себя мысли типа "раньше я так не делала" или "я бы раньше себе такого никогда не позволила". Это вредные и неправильные мысли, поскольку для женщины после родов "раньше" не существует.
 
 5. Выясните для себя свои новые отношения со всеми, кто вас окружает. Просто определитесь, как вы теперь относитесь к мужу, отцу, матери, теткам и дядькам, подругам и друзьям. Примите эти отношения такими, какими они стали. Тут уж ничего не поделаешь. Попытаетесь врать себе - наживете врагов и неприятности, а может, и жизнь свою загубите. И да не затуманят ваше сознание материальные соображения. Поверьте, они того не стоят.
 
 Для скорейшего восстановления, а также для подготовки к жизни в изменившихся условиях женщине не мешало бы повзрослеть. Сделать это можно, лишь прибегнув к самостоятельному воспитанию в себе зрелого восприятия.
 
 Немного поговорим о зрелости
 Мы часто оперируем понятиями "по-детски", "зрелый", "взрослый" и им подобными. Какой смысл мы в них вкладываем? Что хотим сказать своим собеседникам, употребляя подобные слова?
 
 При кажущейся простоте очень сложно действительно объективно определить тот момент, когда о человеке можно говорить как о взрослом. Возраст в наши дни говорит о чем угодно, но не о взрослости. Я в своей практике сталкивался с людьми абсолютно всех возрастов, мыслившими и принимавшими решения очень даже по-детски. А иногда, правда гораздо реже, с детьми, обладающими мудростью и зрелым рассудком. По-моему, ни то ни другое не здорово. Кесарю кесарево.
 
 В подобном разговоре есть еще один подводный камень. Ни у кого из нас нет сертификата на нашу зрелость. И никому не дано право судить о зрелости окружающих только на том основании, что он считает себя взрослым. Между прочим, одним из общепризнанных признаком инфантильности, незрелости считается вопль "Я уже взрослый!!!" или "Я уже не маленькая".
 
 Чтобы выйти из этого неловкого положения, я предлагаю договориться о следующем. Все мои рассуждения о зрелости и взрослости опираются на результаты моих собственных наблюдений и исследований, а выводы из этих рассуждений являются моим личным мнением. Хотите, соглашайтесь, не хотите, не надо.
 
 Самовоспитание процесс трудный, но увлекательный. В двух словах можно определить его как комплекс последовательно предпринимаемых мер принудительного характера, применяемый человеком по отношению к самому себе по собственному желанию с целью выработки у себя определенных психических реакций.
 Самая страшная тайна самовоспитания заключается в том, что совершенно не важно, какие черты характера или свойства психики вы в себе беретесь воспитывать. Выберите любое! Главное в этом - преодоление себя. Заставить себя сделать то, что считаешь невозможным для себя, труднее всего.
 
 Для тех, у кого туго с фантазией, могу предложить на выбор несколько самовоспитательных упражнений. Их можно выполнять все вместе или по очереди, это не важно. Главное, выполнять их добросовестно, не давая себе ни малейшей поблажки.
 
 УПРАЖНЕНИЕ ПЕРВОЕ
 Встаньте перед зеркалом, внимательно вглядитесь в свое отражение. Скажите этому человеку в зеркале все, что вы о нем думаете. Не стесняйтесь в выражениях. Если вам нечего сказать, значит, вы инфантильный трус и не имеете шансов повзрослеть. Повторять ежедневно в течение месяца и по мере необходимости в дальнейшей жизни.
 
 УПРАЖНЕНИЕ ВТОРОЕ
 Ответьте правду на задаваемый вам вопрос. Первый раз это сделать нелегко. Может даже не получиться. Пытайтесь снова и снова - это ваш единственный шанс. Преодолейте природный страх перед правдой, и это станет одной из самых важных побед в вашей жизни.
 
 Упражнение придется выполнять постоянно, пока оно не войдет в привычку. После этого вас начнут считать взрослым ваши инфантильные друзья.
 
 Примечание. Если вам кажется, что вы и так все время говорите правду, перекреститесь, это всем так поначалу кажется. Чтобы убедиться в своей неправоте, спросите у знакомого взрослого (по-настоящему взрослого), как он думает, не врете ли вы ему.
 
 УПРАЖНЕНИЕ ТРЕТЬЕ
 Сделайте то, что вам хочется. Поступите так, как вы считаете нужным. Примите самостоятельное решение, ни с кем не советуясь.
 
 Разница между взрослым человеком и инфантильным заключается в том, что взрослый, понимая непредсказуемость всех последствий, просто делает то, что хочет или считает нужным. Он априори берет на себя всю полноту ответственности. В то время как "незрелый" пытается предугадать последствия и отказывается от действий, пугаясь ответственности.
 
 Вам придется преодолеть мощное сопротивление окружающих, но в результате вы получите как награду свою собственную жизнь. Поверьте на слово, мало у кого есть такое сокровище.
 
 Завершая эту главу, я хочу обратиться к тем, кто использует эту книгу по назначению, то есть как учебник духовного акушера.
 
 Восстановление женщины после родов - это не менее мощный инструмент преобразования мира, чем домашние роды. Более того, свободно рожденные придут в этот мир как реальная преобразующая сила еще не скоро, а вот их быстро и качественно восстановившиеся матери будут готовы что-то менять уже через год-полтора после родов.
 
 
 Заключение
 Изначально я планировал семь глав. Шестая глава - "Новая семейная психология" скорее всего выйдет отдельной книгой: слишком обширной оказалась тема. Но главная причина в том, что и "семейная психология", и "воспитание без насилия" (седьмая глава) не имеют непосредственного отношения к духовному акушерству.
 
 Закончив печатать последнюю страницу, я перечитал книгу и обнаружил в ней массу недостатков. Это и понятно: на бумаге вообще трудно выразить то, что и словами, и всеми другими доступными способами выразить крайне проблематично. Посему я решил не вносить дополнения и пояснения, памятуя о том, что основное назначение книги - быть пособием для обучающихся на семинарах по подготовке беременных к родам и духовных акушеров к их принятию. В конце концов, все непонятности и недоговоренности можно объяснить и досказать в личной беседе или на занятиях.
 
 Все, что вы прочитали в этой книге, от начала и до конца является гибкой и живой теорией, а не догмой. Исследования продолжались и во время создания программы, и после того, как книга была сдана в редакцию, продолжаются они и сейчас. Многое из написанного уже выглядит несколько иначе, многое выглядит так же, но поменялась оценка. Есть в книге и намеренно внесенная дезинформация. Это пока единственный надежный способ защиты авторских прав. Человек, способный применить на практике все, о чем прочтет, и не нуждающийся в обучении, просто не заметит этой дезинформации. Однако те методы, которые он будет использовать в своей работе, будут исключительно его методами. Всех же остальных, заинтересовавшихся серьезно идеей духовного акушерства, милости просим на семинары. Тем более что только на семинарах вы сможете получить самую последнюю информацию от первоисточника.
 
 Более того, лично я не заинтересован в том, чтобы описанный в книге один из вариантов подхода к решению проблемы свободного рождения и подготовки к нему стал распространяться по стране или миру как метод. Каждый духовный акушер прежде всего должен быть исследователем и, как следствие этого, создателем собственных методов. Именно этому я и стараюсь научить тех, кто приходит ко мне.
 
 Засим остаюсь искренне ваш Михаил Фомин.
 

<< Пред.           стр. 4 (из 4)           След. >>

Список литературы по разделу