<< Пред.           стр. 17 (из 18)           След. >>

Список литературы по разделу

 Энтузиазм, который вызвала теория Дарвина за пределами биологии, сейчас даже трудно представить. О ее влиянии на такие разделы социогуманитарного знания, как лингвистика, этнография, антропология, написано немало. Практически невозможно назвать ни одного из перечисленных выше новейших научных направлений с приставками "био-" и "эволюцио-", прототипы которых не появились в последней трети XIX века. Под влиянием дарвинизма начинается активная разработка (особенно Г. Спенсером) эволюционной этики. Дарвинизм оказал глубокое влияние на гносеологию (особенно в трактовке природы научных понятий и научной истины) махизма, прагматизма, бергсонианства и других философских направлений, в сущности положивших начало тому, что сейчас именуется эволюционной эпистемологией. Масштабность влияния дарвинизма на развитие социально-политической мысли конца XIX века вынудила Г. Риккерта, основательно проработавшего всю литературу по этому вопросу, воскликнуть: "Поразительно, что почти каждое социально-политическое направление смогло себе найти теоретическое обоснование в биологической философии жизни" [1]. Какие же направления имел в виду Риккерт? Связав понятия социализма и индивидуализма с понятиями демократии и аристократии, он выделяет четыре группы социально-политических направлений: индивидуалистически-демократическое, то есть либерализм, социалистически-демократическое, которое нашло себе выражение в марксизме, индивидуалистически-аристократическое, поборником которого является Ницше, и, наконец, то направление, представители которого называют себя социал-аристократами. "Каждое из этих четырех направлений должно бороться с остальными, что и происходит. Но в одном отношении все-таки существует согласие: три из них попытались обосновать действенность своих идеалов исключительно с помощью современной биологии, а для четвертого, то есть для Ницше, можно легко показать, что, по крайней мере, для его возникновения биологические понятия имели особое значение" [2]. Все это, вместе взятое, и дает основание констатировать, что в последней трети XIX века на базе биологических идей Ч. Дарвина формируется своеобразное биологически ориентированное философское движение, своеобразная "биофилософия".
 
 1 Риккерт Г. Философия жизни. Изложение и критика модных течений философии нашего времени // Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. С. 263.
 2 Риккерт Г. Философия жизни. Изложение и критика модных течений философии нашего времени // Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. С. 263.
 
 Однако в первой трети XX века на смену этой дарвинистической "биофилософии" приходит философия жизни, которая фактом своего появления во многом обязана дарвинизму, но содержание которой имело ярко выраженный антидарвинистический и антибиологический характер. Вновь на щит поднимают непосредственность, первозданность, полноту, можно сказать "буйство жизни", непостижимые в своем существе средствами рассудка, разума, чуждые канонам и схематизмам научной рациональности. Имела ли эта реакция какие-либо основания? Видимо, имела, хотя, как показали последующие события, это была реакция на весьма поверхностно понятый дарвинизм. Появление философии жизни было оправдано скорее в качестве реакции на общий материалистически-механистический и позитивистский дух естествознания конца XIX века.
 
  Наконец, на смену философии жизни уже в наши дни приходит биофилософия, и опять в контексте нового ответа на упрек относительно принципиальной ограниченности разума (в том числе и научного) в постижении глубинной сущности жизни, упрек, ставший лейтмотивом всех публикаций философов жизни, как, впрочем, и представителей других иррационалистических течений в XX столетии. Любопытно в этой связи отметить, что, осмысливая свою научную и философскую деятельность в широкой историко-интеллектуальной перспективе, И. Пригожин часто апеллирует к таким мыслителям, как Бергсон и Уайтхед. А о философии жизни в Германии 20-х годов нашего века, с такой силой бросившей вызов науке и научной рациональности, он сказал, что достойный ответ на этот вызов стал для науки попросту делом чести.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 ПРЕДИСЛОВИЕ 3
 ВВЕДЕНИЕ:
 
 ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ 7
 
 1. Мировоззрение 7
 В преддверии философии 7
 Понятие мировоззрения 8
 Мироощущение и миропонимание 9
 Жизненно-повседневное и теоретическое миропонимание 11
 
 2. Истоки философии 13
 Миф 13
 Любовь к мудрости 15 Раздумья философов 16
 
 3. Философское мировоззрение 18
 Мир и человек 18
 Основной вопрос философии 19
 Философское познание 21
 Познание и нравственность 22
 
 4. Проблема научности философского мировоззрения 23
 Спор о познавательной ценности философии 23
 
 Философия и наука: родство и различие познавательных функций 27
 
 5. Предназначение философии 28
 Общественно-исторический характер философской мысли 28
 Философия в системе культуры 30
 Функции философии 31
 Природа философских проблем 34
 
 Раздел I ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФИЛОСОФИИ И ЕЕ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ 37
 
 Часть I ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ И ЕЕ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ 40
 
 Глава 1 ГЕНЕЗИС ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ 40
 
 Глава 2 АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ: КОСМОЦЕНТРИЗМ 42
 
 1. Космологизм ранней греческой философии 43
 2. Онтологизм античной классики 43
 3. Проблема бесконечности и своеобразие античной диалектики. Апории Зенона 44
 4. Атомистическая трактовка бытия: бытие как неделимое тело 45
 5. Идеалистическая трактовка бытия: бытие как бестелесная идея 46
 6. Критика учения об идеях. Бытие как реальный индивид 47
 7. Понятие сущности (субстанции) у Аристотеля 47
 8. Понятие материи. Учение о космосе 48
 9. Софисты: человек - мера всех вещей 50
 10. Сократ: индивидуальное и надындивидуальное в сознании 51
 11. Этический рационализм Сократа: знание есть основа добродетели 51
 12. Проблема души и тела у Платона 52
 13. Платонова теория государства 53
 14. Аристотель: человек есть общественное животное, наделенное разумом 54
 15. Учение Аристотеля о душе. Пассивный и деятельный разум 55
 16. Этика стоиков: позднеантичный идеал мудреца 55
 17. Этика Эпикура: физический и социальный атомизм 56
 18. Неоплатонизм: иерархия универсума 57
 
 Глава 3 СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ: ТЕОЦЕНТРИЗМ 58
 
 1. Природа и человек как творение Бога 59
 2. Средневековая философия как синтез двух традиций: христианского откровения и античной философии 60
 3. Сущность и существование 60
 4. Полемика реализма и номинализма 61
 5. Фома Аквинский - систематизатор средневековой схоластики 61
 6. Номиналистическая критика томизма: приоритет воли над разумом 62
 7. Специфика средневековой схоластики 64
 8. Отношение к природе в средние века 64
 9. Человек - образ и подобие Бога 65
 10. Проблема души и тела 66
 11. Проблема разума и воли. Свобода воли 67
 12. Память и история. Сакральность исторического бытия 68
 13. Философия в Византии (IV-XV века) 69
 
 
 Глава 4
 ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ: АНТРОПОЦЕНТРИЗМ 71
 1. Возрожденческий гуманизм и проблема уникальной индивидуальности 71
 2. Человек как творец самого себя 72
 3. Апофеоз искусства и культ художника-творца 73
 4. Антропоцентризм и проблема личности 74
 5. Пантеизм как специфическая черта натурфилософии Возрождения 74
 6. Возрожденческая трактовка диалектики. Николай Кузанский и принцип совпадения противоположностей 75
 7. Бесконечная Вселенная Н. Коперника и Дж. Бруно. Гелиоцентризм 77
 
 
 Глава 5
 ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ: НАУКОЦЕНТРИЗМ 78
 1. Научная революция и философия XVII века 78
 Ф. Бэкон: номинализм и эмпиризм. Знание - сила 79
 Разработка индуктивного метода 80
 Субъективные особенности сознания как источник заблуждений 81
 Р. Декарт: очевидность как критерий истины. "Мыслю, следовательно, существую" 82
 Метафизика Р. Декарта: субстанции и их атрибуты. Учение о врожденных идеях 84
 Номинализм Т. Гоббса 85
 Б. Спиноза: учение о субстанции 86
 Г. Лейбниц: учение о множественности субстанций 87
 Учение о бессознательных представлениях 88
 "Истины разума" и "истины факта". Связь гносеологии с онтологией в философии XVII века 89
 
 2. Философия Просвещения 89
 Социально-исторические предпосылки идеологии Просвещения. Борьба против метафизики 90
 Общественно-правовой идеал Просвещения. Коллизия "частного интереса" и "общей справедливости" 90
 Случайность и необходимость 91
 Просветительская трактовка человека 92
 
 3. И. Кант: от субстанции к субъекту, от бытия к деятельности 93
 Обоснование И. Кантом всеобщности и необходимости научного знания 94
 Пространство и время - априорные формы чувственности 95
 Рассудок и проблема объективности познания 95
 Рассудок и разум 96
 Явление и "вещь в себе", природа и свобода 97
 
 4. Послекантовский немецкий идеализм. Диалектика и принцип историзма. Антропологизм Л. Фейербаха 98
 История как способ бытия субъекта 99
 И. Г. Фихте: деятельность Я как начало всего сущего 100
 Диалектика Фихте 101
 Натурфилософия Ф. В. Й. Шеллинга 702
 Диалектический метод Г. В. Ф. Гегеля 103
 Система Гегеля 105
 Антропологизм Л. Фейербаха 106
 
 5. Философия К. Маркса и Ф. Энгельса (от классической философии к изменению мира) 707
 К. Маркс как социальный философ 107
 Диалектический метод К. Маркса 111
 Разработка диалектического материализма Ф. Энгельсом 113
 Последние работы Ф. Энгельса 775
 
 6. Позитивизм (от классической философии к научному знанию) 116
 Первая волна позитивизма: О. Конт, Г. Спенсер и Дж. С. Милль 776
 Вторая волна позитивизма: Э. Мах 720
 
 7. А. Шопенгауэр и Ф. Ницше (от классической философии к иррационализму и нигилизму) 123
 А. Шопенгауэр: мир как воля и представление 124
 Ф. Ницше: воля к власти 725
 
 Часть II
 "ВОСТОЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ" И ЕЕ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ 129
 
 Глава 1
 ГЕНЕЗИС "ВОСТОЧНЫХ ФИЛОСОФИЙ" 130
 
 Глава 2
 ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 132
 1. Происхождение мироздания и его устроение 132
 2. Учение о человеке 135
 3. Знание и рациональность 136
 Глава 3
 КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 137
 1. Происхождение мироздания и его устроение 137
 2. Учение о человеке 139
 3. Знание и рациональность 140
 
 Глава 4
 АРАБО-МУСУЛЬМАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 742
 1. Происхождение мироздания и его устроение 142
 2. Учение о человеке 144
 3. Знание и рациональность 146
 
 
 Часть III
 ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ В XI-XIX ВЕКАХ 749
 
 Глава 1
 ФИЛОСОФСКАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВОЙ РУСИ 750
 
 Глава 2
 ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ В XVIII ВЕКЕ 157
 
 Глава 3
 ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ В XIX ВЕКЕ 764
 1. Шеллингианство 165
 2. Славянофильство 767
 3. Западничество 170
 4. Позитивизм, антропологизм, материализм 175
 5. Философия консерватизма 179
 6. Философские идеи в русской литературе: Ф. М. Достоевский и Л. Н. Толстой 181
 7. Духовно-академическая философия 183
 8. Метафизика всеединства В. С. Соловьева 186
 9. Зарождение русского космизма 190
 
 
 Часть IV
 СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ: СИНТЕЗ КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ 192
 
 Глава 1
 ПЕРЕХОД ОТ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ К НЕКЛАССИЧЕСКОЙ 792
 1. Неокантианство и неогегельянство 194
 2. Прагматизм 199
 3. Философия жизни 201
 4. Философия психоанализа 205
 5. Рациовитализм (X. Ортега-и-Гасет) 208
 6. Персонализм 211
 
 Глава 2
 ОТ ФЕНОМЕНОЛОГИИ К ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМУ И ГЕРМЕНЕВТИКЕ 213
 1. Феноменология (Э. Гуссерль) 213
 2. Экзистенциализм 217
 3. Герменевтика 220
 4. Структурализм 223
 
 Глава 3
 АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 226
 1. Возникновение аналитической философии 227
 2. Неореализм и лингвистический анализ (Дж. Э. Мур) 228
 3. Логический анализ (Б. Рассел) 229
 4. От "Логико-философского трактата" к "Философским исследованиям" (Л. Витгенштейн) 233
 5. Дальнейшее развитие аналитической философии 238
 
 Плава 4
 ФИЛОСОФИЯ НАУКИ: ОТ ЛОГИЧЕСКОГО ПОЗИТИВИЗМА К ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКОМУ АНАРХИЗМУ 240
 1. Предмет философии науки 240
 2. Логический позитивизм 241
 3. Фальсификационизм (К. Поппер) 243
 4. Концепция научных революций (Т. Кун) 247
 5. Методология научно-исследовательских программ (И. Лакатос) 249
 6. Эпистемологический анархизм (П. Фейерабенд) 252
 
 Глава 5
 РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ 254
 1. Западная религиозная философия 255
 Основные представители, направления и проблемы 255
 Разум и вера 256
 Боги мир 257
 Человек как творец культуры 259
 "Два града" 261
 
 2. Русская религиозная философия 262
 "Религиозно-философский ренессанс" 262
 Д. С. Мережковский 265
 В. В. Розанов 267
 B. Ф. Эрн 269
 П. И. Новгородцев 271
 Е. Н. Трубецкой 272
 Н. А. Бердяев 273
 C. Н. Булгаков 275
 П. А. Флоренский 276
 С. Л. Франк 278
 Н. О. Лосский 279
 Л. Шестов 280
 Г. П. Федотов 282
 Л. П. Карсавин 283
 И. А. Ильин, Б. П. Вышеславцев, В. В. Зеньковский, Г. В. Флоровский 284
 
 3. Философский мистицизм 284
 Что такое мистика и мистицизм? 285
 Основные школы философского мистицизма 286
 
 
 
 
 Глава 6
 МАРКСИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ (XX ВЕК) 289
 
 1. Марксистская философия во II Интернационале 289
 
 2. Философские взгляды В. И. Ленина 292
 "Материализм и эмпириокритицизм" 293 "Философские тетради" 294 Политическая философия В. И. Ленина 295
 
 3. Марксистско-ленинская философия 297
 Полемика между "механистами" и "диалектиками" 297
 Дискуссии 30-х годов 298
 Дискуссия 1947 года 300
 Развитие научных и гуманистических оснований отечественной философии в конце 50 - начале 90-х годов 301
 
 4. Западный марксизм 308
 Основные течения и основоположники (А. Грамши, Д. Лукач, К. Корш) 308
 Франкфуртская школа 312
 "Структуралистский марксизм" (Л. Аль-тюсер) 313
 

<< Пред.           стр. 17 (из 18)           След. >>

Список литературы по разделу