<< Пред.           стр. 24 (из 54)           След. >>

Список литературы по разделу

 систематически пренебрегать. Более того, любое тождество, которое
 не будет тождеством одного из этих элементов, не будет иметь
 значения для определения признака. Зато, когда у двух индивидов
 эти элементы являются сходными, они получают общее наименование.
 Выбранную для установления подходящих тождеств и различий
 структуру называют признаком. Согласно Линнею, признак
 составляется из "самого тщательного описания плода у первого
 вида. Все другие виды рода сравниваются с первым, устраняя при
 этом все расходящиеся черты; наконец после этой работы возникает
 признак"<$FId., ibid., <185> 193.>.
  В своем исходном пункте система является произвольной, так
 как она последовательно пренебрегает всяким различием и всяким
 тождеством, не основанным на привилегированной структуре. Однако
 ничто не препятствует тому, что со временем может быть открыта на
 основе той же техники такая система, которая была бы
 естественной; всем различиям в признаке соответствовали бы
 различия той же значимости в общей структуре растения; и
 напротив, все индивиды или все виды, соединенные одним общим
 признаком, имели бы в каждой из их частей одинаковое отношение
 сходства. Но к естественной системе можно прийти, лишь установив
 с определенностью искусственную систему, по крайней мере в
 некоторых областях растительного или животного мира. Именно
 поэтому Линней не стремился к немедленному установлению
 естественной системы, "прежде чем было бы в совершенстве изучено
 все относящееся"<$FL i n n e. Systema naturae, <185> 12.> к его
 системе. Конечно, естественный метод представляет собой "первое и
 последнее пожелание ботаников", причем все его "фрагменты нужно
 разыскивать с максимальным тщанием"<$FL i n n e. Philosophie
 botanique, <185> 77.>, как делал это сам Линней в своих "Classes
 Plantarum"; хотя за неимением этого естественного метода, который
 лишь в будущем явится в своей определенной и законченной форме,
 "искусственные системы являются совершенно необходимыми"<$FL i n
 n e. Systema naturae, <185> 12.>.
  Более того, система является относительной: она может
 функционировать с желаемой точностью. Если выбранный признак
 образован на основе развитой структуры, с большим набором
 переменных, то различия обнаружаться очень скоро при переходе от
 одной особи к другой, если даже они совсем близки друг к другу: в
 этом случае признак максимально приближен к чистому и простому
 описанию<$F"Естественный признак вида -- это описание" (L i n n
 e. Philosophie botanique, <185> 193).>. Если же, напротив,
 привилегированная структура бедна, содержит мало переменных, то
 различия станут редкими, а особи будут группироваться в
 компактные массы. Признак будет выбираться в зависимости от
 желаемой тонкости классификации. Турнефор для образования родов
 выбрал в качестве признака комбинацию цвета и плода не потому,
 что они были самыми важными частями растения (как это обосновывал
 Цезальпин), а потому, что они делали возможной численно
 достаточную комбинаторику: действительно, элементы,
 заимствованные у трех других частей (корни, стебли и листья),
 были или слишком многочисленными, если их брали вместе, или
 слишком малочисленными, если их рассматривали порознь<$FT o u r n
 e f o r t. Elements de botanique, p. 27.>. Линней подсчитал, что
 38 органов размножения, каждый из которых содержит четыре
 переменные (число, фигура, расположение и величина), приводят к
 установлению 5776 конфигураций, что достаточно для определения
 родов<$FL i n n e. Philosophie botanique, <185> 167.>. Если
 желательно получить группы более многочисленные, чем роды, нужно
 обратиться к самым узким признакам ("искусственные признаки,
 принятые ботаниками"), как, например, к одним лишь тычинкам или к
 одному пестику: так можно будет различить классы или отряды<$FL i
 n n e. Systeme sexuel des vegetaux, p. 21.>.
  Таким путем можно упорядочить всю область растительного или
 животного царства. Каждая группа сможет получить свое название.
 Таким образом, какой-то вид, не будучи описанным, может быть
 обозначен с максимальной точностью посредством названий различных
 совокупностей, в которые он включен. Его полное название проходит
 через всю сеть признаков, установленных вплоть до самых крупных
 классов. Однако, как замечает Линней, это название для удобства
 должно оставаться частично "немым" (без указания класса и
 отряда), но, с другой стороны, частично "звучащим": нужно
 называть род, вид, разновидность<$FL i n n e. Philosophie
 botanique, <185> 212.>. Признанное в своем существенном признаке
 и описанное, исходя из него, растение будет в то же время
 выражать родство, связывающее его с тем, что на него похоже и что
 принадлежит к тому же самому роду (следовательно, к тому же
 самому семейству и отряду). Оно получит одновременно свое
 собственное имя и весь ряд (обнаруженный или скрытый)
 нарицательных имен, в рамках которых оно размещается. "Родовое
 имя -- это, так сказать, полновесная монета нашей ботанической
 республики"<$FId., ibid., <185> 284.>. Естественная история
 выполнит тем самым свою главную задачу, состоящую в "размещении и
 наименовании"<$FId., ibid., <185> 151. Эти две функции,
 обеспеченные признаком, в точности соответствуют функциям
 обозначения и деривации, которые в языке обусловлены именем
 нарицательным.>.
  Метод представляет собой другой способ решения той же
 проблемы. Вместо вычленения в описанной совокупности тех --
 многочисленных или немногих -- элементов, которые образуют
 признаки. метод последовательно выводит их. Выведение здесь нужно
 понимать как изъятие. Как это делал Адансон в исследовании
 растений Сенегала<$FA d a n s o n. Histoire naturalle du
 Senegal. Paris, 1757.>, в основу кладется произвольно выбранный
 или случайно встреченный вид. Этот вид описывается полностью во
 всех его частях, причем фиксируя все значения его переменных.
 Работа, которая возобновляется для следующего вида, задана также
 произволом представления; описание должно быть столь же полным,
 что и в первый раз, однако ничто из того, что было упомянуто в
 первом описании, не должно повторяться во втором. Упоминаются
 только различия. То же самое проделывается по отношению к
 третьему виду, учитывая описания двух первых, и так далее, так
 что в конце концов все различные черты всех растений оказываются
 упомянутыми один раз, но никогда больше одного раза. Группировка
 вокруг первичных описаний, описаний, сделанных впоследствии и
 постепенно упрощающихся, позволяет сквозь первоначальный хаос
 увидеть общую картину родственных связей. Характеризующий каждый
 вид или каждый род признак -- единственная черта, отмеченная на
 фоне скрытых тождеств. На деле такой прием был бы, несомненно,
 самым надежным, однако число существующих видов таково, что их
 невозможно исчерпать. Тем не менее изучение встреченных образцов
 вскрывает существование больших "семейств", то есть очень
 обширных групп, в рамках которых виды и роды имеют значительный
 ряд совпадений, настолько значительный, что они согласуются между
 собой в многочисленных характеристиках даже для наименее
 аналитического взгляда; например, сходство между всеми видами
 лютиков или волчьего корня непосредственно бросается в глаза.
 Поэтому для того, чтобы задача не была бесконечной, нужно
 изменить подход. В связи с этим принимают крупные семейства,
 являющиеся, конечно, признанными, первые описания которых как бы
 вслепую определили основные черты. Именно эти общие черты
 устанавливаются теперь позитивным образом; затем каждый раз,
 когда встретится род или вид, обнаруживающий их, будет достаточно
 указать, благодаря какому различию они отличаются от других,
 служащих им в качестве естественного окружения. Познание каждого
 вида будет достигнуто без труда, исходя из этой общей
 характеристики: "Мы разделим каждое из трех царств на много
 семейств, которые соберут воедино все существа, имеющие между
 собой разительное сходство, мы просмотрим все общие и особенные
 признаки входящих в эти семейства существ". Таким способом "можно
 будет обеспечить отнесение всех этих существо к их естественным
 семействам; так что, начиная с куницы и волка, собаки и медведя,
 будут достаточно хорошо распознаваться лев, тигр, гиена,
 являющиеся животными того же самого семейства"<$FA d a n s o n.
 Cours d'histoire naturelle, 1772 (ed. 1845), p. 17.>.
  Отсюда становится очевидным различие между методом и
 системой. Метод может быть только один; систем же можно
 предлагать и применять достаточно много: Адансон их насчитывал
 65<$FA d a n s o n. Familles des plantes, Paris, 1763.>. Система
 является произвольной во всем своем развертывании, но раз система
 переменных -- признак -- была уже определена, то ее нельзя больше
 изменять, прибавляя или отнимая хотя бы один элемент. Метод
 определяется извне, посредством всеохватывающих сходств,
 сближающих вещи; метод переводит восприятие непосредственно в
 речь; в исходной точке метод максимально сближен с описанием, но
 для него всегда является возможным присоединить к общему
 признаку, определенному им эмпирически, необходимые изменения:
 черта, которая кажется существенной для группы растений или
 животных, зачастую может быть особенностью лишь некоторых из них,
 если при этом обнаруживается, что они, не обладая ею, принадлежат
 к тому же самому семейству. метод всегда должен быть открыт для
 самокорректировки. Как говорит Адансон, система подобна "правилу
 ложной позиции в вычислении": она зависит от решения, но она
 должна быть совершенно последовательной. Метод же, напротив, есть
 "некоторое распределение объектов или явлений, сближенных
 некоторыми соответствиями или сходствами, выражаемых общим и
 применимым ко всем эти объектам понятием, причем это
 фундаментальное понятие, или этот принцип, не рассматривается как
 абсолют, как неизменное или настолько всеобщее, чтобы оно было
 лишено исключений... Метод отличается от системы лишь той идеей,
 которую автор связывает со своими принципами, рассматривая их как
 переменные в методе и как неизменные в системе"<$FId., ibid., t.
 I, preface.>.
  Более того, система позволяет распознавать среди структур
 животного или растения отношения лишь координации: поскольку
 признак выбран не в силу его функциональной важности, а по
 причине его комбинаторной эффективности, постольку ничто не
 доказывает, что во внутренней иерархии особи такая-то форма
 пестика, определенное расположение тычинок влекут за собой
 определенную структуру: если зародыш Adoxa располагается между
 чашечкой и венчиком, то это не более не менее как "единичные
 структуры"<$FL i n n e. Philosophie botanique, <185> 105.>: их
 незначительность обусловлена исключительно их редкостью, тогда
 как одинаковое распределение чашечки и венчика не имеет другого
 значения, кроме его частой встречаемости<$FId., ibid., <185>
 94.>. Напротив, метод, будучи движением от самых общих тождеств и
 различий к менее общим, способен к раскрытию вертикальных
 отношений субординации. Действительно, он позволяет распознавать
 признаки, достаточно значительные для того, чтобы они не были
 отвергнуты внутри данного семейства. По отношению к системе эта
 инверсия имеет очень важное значение: самые существенные признаки
 позволяют различать наиболее крупные и визуально наиболее
 отличимые семейства, в то время как для Турнефора или Линнея
 существенный признак определял род; причем "соглашения"
 натуралистов было достаточно для того, чтобы выбрать какой-то
 искусственный признак для выделения классов и отрядов. В методе
 общая организация и ее внутренние зависимости господствуют над
 боковой передачей постоянного набора переменных.
  Несмотря на эти различия, система и метод построены на одном
 и том же эпистемологическом основании. Его можно кратко
 определить, сказав, что познание эмпирических индивидов может
 быть достигнуто в классическом знании лишь в непрерывной,
 упорядоченной и обобщающей все возможные различия таблице. В XVI
 веке тождественность растений и животных подтверждалась
 положительной чертой (часто видимой, но иногда скрытой),
 носителями которой они были: например, отличительным признаком
 различных видов птиц являлись не различия, которые были между
 ними, а то, что одни птицы охотились ночью, другие жили на воде,
 а третьи питались живыми существами<$FCp.: P. B e l o n.
 Histoire de la nature des oiseaux.>. Любое существо обладало
 какой-то приметой, и вид охватывался общим геральдическим
 символом. Таким образом, каждый вид сам свидетельствовал о себе,
 выражал свою индивидуальность, не зависимо от всех остальных: они
 вполне могли бы и не существовать, причем критерии определения
 видов от этого бы не изменились по отношению к тем, которые
 оставались бы видимыми. Но начиная с XVII века знаки можно было
 воспринимать лишь в анализе представлений согласно тождествам и
 различиям, то есть любое обозначение должно было теперь вступить
 в определенное отношение со всеми другими возможными
 обозначениями. Распознавать то, что по праву принадлежит
 индивиду, значит располагать классификацией или возможностью,
 классифицировать совокупность прочих индивидов. Тождество и то,
 что его выражает, определяются посредством вычитания различий.
 Животное или растение не является тем, на что указывает знак,
 открываемый в нем; оно есть то, чем другие не являются, существуя
 в себе самом лишь в той мере, в какой другие от него отличаются.
 Метод и система -- способы определения тождеств сквозь общую
 сетку различий. Позднее, начиная с Кювье, тождество видов будет
 фиксироваться также игрой различий, но они возникнут на основе
 больших органических единств, имеющих свои внутренние системы
 зависимости (скелет, дыхание, кровообращение): беспозвоночные
 будут определяться не только отсутствием позвоночника, но
 определенным способом дыхания, существованием определенного типа
 кровообращения и посредством целостной органической связанности,
 вырисовывающей позитивное единство. Внутренние закономерности
 организма, замечаемые специфические признаки, станут объектом
 наук о природе. Классификация в качестве основной и
 конститутивной проблемы естественной истории размещалась в
 историческом разрезе и с необходимостью между теорией приметы и
 теорией организма.
 
 5. НЕПРЕРЫВНОСТЬ И КАТАСТРОФА
 
 
  В центре этого хорошо построенного языка, каким стала
 естественная история, остается одна проблема. Можно допустить в
 конце концов, что превращение структуры в признак является
 невозможным и что имя нарицательное никогда не в состоянии
 возникнуть из имени собственного. Кто может гарантировать, что
 описания, переходят от одной особи к другой, от одного вида к
 другому, не выявят столь различные характеристики, что всякая
 попытка обоснования нарицательного имени не будет заранее
 обречена на провал? Кто может заверить, что каждая структура не
 является строго изолированной от любой другой и что она не
 функционирует как какая-то индивидуальная отметина? Для появления
 простейшего признака необходимо, чтобы по меньшей мере один
 элемент выделенной структуры повторялся бы в другой, так как
 всеобщий порядок различий, позволяющий упорядочить виды,
 предполагает определенное проявление подобий. Эта проблема
 изоморфна той, которая уже встречалась нам по отношению к
 языку<$FСр. выше, с. 191.>: для того чтобы имя нарицательное было
 возможно, необходимо, чтобы между вещами имелось это
 непосредственное сходство, позволяющее обозначающим элементам
 пробегать все поле представлений, скользя по их поверхности,
 задерживаясь на их подобиях, образуя в конце концов коллективные
 обозначения. Но для того, чтобы очертить это риторическое
 пространство, в котором названия мало-помалу принимают свои общие
 значения, не было необходимости в определении статуса этого
 сходства, даже если оно было действительно обосновано; лишь бы
 оно давало достаточно простора для воображения. Тем не менее для
 естественной истории, этого хорошо построенного языка, эти
 аналогии воображения не могут расцениваться в качестве гарантий.
 Что же касается радикального сомнения, необходимость повторения
 которого в опыте отмечал Юм, то естественная история, которой,
 как и любому языку, оно угрожает, должна отыскать способ обойти
 его. В природе должна господствовать непрерывность.
  Это требование непрерывности природы несколько
 модифицируется в зависимости от того, идет ли речь о системах или
 методах. Для систематиков непрерывность возникает исключительно
 из совмещения без пробела различных регионов, которые можно четко
 выделить с помощью признаков. Для них достаточно непрерываемой
 последовательности значений, которые может принимать выбранная в
 качестве признака структура на всем пространстве видов; если
 исходить из этого принципа, то обнаружится, что все эти значения
 будут соответствовать реальным существам, даже если они еще
 неизвестны. "Система служит указателем растений -- даже тех,
 которые еще не упомянуты; этого никогда не может дать
 перечисление в каталоге"<$FL i n n e. Philosophie botanique,
 <185> 156.>. В этой непрерывности совмещения категории не будут
 просто произвольными условностями; они будут соответствовать
 (если они установлены правильно) тем регионам, которые отчетливо
 существуют на этой непрерываемой поверхности природы; они будут
 более обширными участками, но столь же реальными, как сами особи.
 Поэтому основанная на половой структуре система позволяет,
 согласно Линнею, открывать надежно обоснованные роды: "Следует
 знать, что не признак устанавливает род, а род устанавливает
 признак, что признак проистекает из рода, а не род из
 признака"<$FId., ibid., <185> 169.>. Зато в методах, для которых
 сходства даны сначала в их грубой и очевидной форме,
 непрерывность природы не будет уже этим чисто негативным
 постулатом (свободного пространства между различными категориями
 нет), но будет позитивным требованием: вся природа образует
 великое сцепление, в котором существа сходствуют друг с другом, а
 соседние особи бесконечно подобны между собой; так что любой
 пропуск, указывающий не на самое незначительное различие особи, а
 на более широкие категории, никогда не является реальным. Это
 непрерывность, где любая всеобщность оказывается номинальной.
 Наши общие идеи, говорит Бюффон, "относятся к непрерывной цепи
 объектов, в которой мы отчетливо различаем только средние звенья,
 так как ее крайние сочленения ускользают все больше и больше от
 нашего рассмотрения... Чем больше будет возрастать число

<< Пред.           стр. 24 (из 54)           След. >>

Список литературы по разделу