<< Пред. стр. 1 (из 12) След. >>
А.М. ГаджинскийЛогистика
Учебник
ИНФОРМАЦИОННО-ВНЕДРЕНЧЕСКИЙ ЦЕНТР
"МАРКЕТИНГ"
А. М. ГАДЖИНСКИЙ
ЛОГИСТИКА
Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования РФ в качестве учебника для студентов высших и средних специальных учебных заведений
Издание второе
МОСКВА 1999
ББК 87.4
Г 13
Г 13 Гаджинский А. М. Логистика: Учебник для высших и средних специальных учебных заведений.- 2-е изд.- М.: Информационно-внедренческий центр "Маркетинг", 1999. - 228 с.
ISBN-5-7856-0021-8
В учебнике изложены современная концепция и задачи логистики. Охарактеризованы участники логистического процесса, описаны методы, обеспечивающие повышение эффективности хозяйственной деятельности за счет рациональной организации материальных потоков.
Для студентов высших и средних специальных учебных заведений, а также практических работников сферы распределения, закупок, транспорта, организации торговых и производственных процессов.
Рецензент - заслуженный деятель науки РФ,
действительный член Инженерной академии,
председатель Координационного совета по логистике,
доктор технических наук, профессор
Л. Б. Миротин
Г 1404000000-021
Б64(03) - 99 ББК 87.4
ISDN 5 - 7856 - 0021 - 8 А.М. Гаджинский, 1999
ВВЕДЕНИЕ
Объектом изучения новой научной и учебной дисциплины "Логистика" являются материальные и связанные с ними информационные потоки. Актуальность дисциплины и резко возрастающий интерес к ее изучению обусловлены потенциальными возможностями повышения эффективности функционирования материалопроводяших систем, которые открывает использование логистического подхода. Логистика позволяет существенно сократить временной интервал между приобретением сырья и полуфабрикатов и поставкой готового продукта потребителю, способствует резкому сокращению материальных запасов, ускоряет процесс получения информации, повышает уровень сервиса.
Деятельность в области логистики многогранна. Она включает управление транспортом, складским хозяйством, запасами, кадрами, организацию информационных систем, коммерческую деятельность и многое другое. Каждая из перечисленных функций глубоко изучена и описана в соответствующей отраслевой дисциплине. Принципиальная новизна логистического подхода - органичная взаимная связь, интеграция вышеперечисленных областей в единую материалопроводящую систему. Цель логистического подхода - сквозное управление материальными потоками.
Управление материальными потоками всегда являлось существенной стороной хозяйственной деятельности. Однако лишь сравнительно недавно оно приобрело положение одной из наиболее важных функций экономической жизни. Основная причина - переход от рынка продавца к рынку покупателя, вызвавший необходимость гибкого реагирования производственных и торговых систем на быстро изменяющиеся приоритеты потребителя.
В условиях перехода к рыночным отношениям единые системы нормативов совершенствования материально-технической базы теряют свое прежнее значение. Каждый субъект хозяйствования самостоятельно оценивает конкретную ситуацию и принимает решения. Как свидетельствует мировой опыт, лидерство в конкурентной борьбе приобретает сегодня тот, кто компетентен в области логистики, владеет ее методами.
СТРУКТУРА
И КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА*
* Практика преподавания дисциплины показала, что целостное представление о логистике формируется у студента лишь на последних этапах изучения. В связи с этим предлагается специальная краткая вводная глава, системно излагающая основы курса. Знакомство с материалом главы поможет понять специфику логистики, повысит эффективность учебного процесса.
По каждой из тем студенту предлагается выполнить самостоятельную работу, включающую анализ конкретного экономического объекта. Комплекс рассмотренных и отработанных при этом вопросов может стать основой курсового или дипломного исследования.
Тема 1. Понятие и сущность логистики.
В рамках настоящей темы рекомендуется рассмотреть следующие вопросы:
• краткий исторический очерк развития логистики;
• определение понятия логистики;
• специфика логистического подхода к управлению материальными потоками;
• предпосылки развития логистики;
• этапы развития логистики в экономике;
• экономический эффект от использования логистики.
Основными направлениями развития логистики, в историческом аспекте, являются военное дело и, начиная со второй половины XX века - экономика. Несмотря на определенные различия, которые вкладываются в понятия логистики в каждом из названных направлений, оба эти понятия имеют общие элементы - согласованность действий при управлении материальными потоками, их рациональность, точный расчет. Краткий исторический очерк, которым начинается изучение первой темы, формирует представление о развитии термина "логистика" в исторической ретроспективе, помогает самостоятельно ориентироваться в современных публикациях по дисциплине, способствует более глубокому пониманию специфики логистического подхода к управлению материальными потоками в экономике.
Следующий вопрос определяет логистику как планирование, организацию и контролирование всех видов деятельности по перемещению и складированию, которые обеспечивают прохождение материального и связанного с ним информационного потоков от пункта закупки сырья до пункта конечного потребления.
Как прикладная наука, логистика разрабатывает новые, эффективные методы управления материальными и информационными потоками в сферах производства и обращения. Как практическая деятельность - обеспечивает применение этих методов.
Следует отметить, что в отечественной и зарубежной экономической литературе можно встретить более широкую трактовку понятия логистики, в которой объект управления не ограничивается материальным потоком. Сегодня к логистике относят управление людскими, энергетическими, финансовыми и иными потоками, имеющими место в экономических системах. Появился такой термин, как банковская логистика. Расширение сферы применения логистики, которое наблюдается в 80-е и особенно 90-е годы, объясняется, в первую очередь, развитием методов управления материальными потоками. Естественно, что при этом идея и метод логистики начинают выходить за рамки управления материальными потоками и применяться в более широком плане. Однако основной потенциал логистики заложен в рационализации управления именно материальными потоками. Причина - высокая доля логистической составляющей в конечной стоимости товара (свыше 70%). Соответственно объектом изучения настоящего курса логистики является материальный поток и логистические системы, обеспечивающие его прохождение.
Управление материальными потоками в экономике, то есть изменение их направления, скорости, качественного и количественного состава, а также других характеристик, осуществлялось с древнейших времен. Однако логистикой эта деятельность стала называться лишь со второй половины XX века. В настоящее время ни одно из определений логистики не отражает в полной мере специфики логистического подхода к управлению материальными потоками. В связи с этим принципиальному отличию логистического подхода к управлению материальными потоками от традиционного посвящен отдельный вопрос.
Специфика логистики заключается в выделении единой функции управления прежде разрозненными материальными потоками; в технической, технологической, экономической и методологической интеграции отдельных звеньев материалопроводящей цепи в единую систему, обеспечивающую эффективное управление сквозными материальными потоками.
Понимание специфики логистики формируется при изучении двух моделей управления материальными потоками: традиционной и построенной на принципах логистики. При этом необходимо научиться отличать системы управления, построенные по традиционным моделям, формулировать задачу их логистического совершенствования, выделяя тем самым существенные резервы повышения эффективности функционирования и соответственно, конкурентоспособности анализируемого субъекта экономики.
Логистический подход к управлению материальными потоками, как уже отмечалось, известен давно. Однако экономикой в достаточно широком масштабе он был востребован сравнительно недавно, что обусловлено как внешними по отношению к системам управления материальными потоками факторами, так и развитием самого логистического метода.
К внешним факторам следует отнести переход от рынка продавца к рынку покупателя, усиление конкуренции, энергетический кризис 70-х годов, а также достижения НТП и, в первую очередь, компьютеризацию управления материальными потоками и индустриализацию процессов товародвижения.
Серьезное влияние на эффективность применения логистики оказывает степень совершенства самого логистического метода, в развитии которого выделяют несколько этапов, которые также рассматриваются в процессе изучения темы.
Изучение третьего и четвертого вопросов формирует понимание причин, обусловливающих актуальность применения логистики для тех или иных экономических условий.
Экономический эффект от применения логистического подхода к управлению материальными потоками в сферах производства и обращения (вопрос 5) рассматривается в разрезе следующих слагаемых:
- снижение запасов на всем пути движения материального потока;
- сокращение времени прохождения товаров по логистической цепи;
- снижение транспортных расходов;
- сокращение затрат ручного труда и соответствующих расходов на операции с грузом.
В результате изучения первой темы формируется представление о том, что такое логистика, в чем специфика логистического подхода к управлению материальными потоками в экономике, чем обусловлены необходимость и возможность применения логистического метода, а также о том, что дает это применение в плане улучшения экономических показателей.
В рамках самостоятельной работы по данной теме студентам вузов и техникумов рекомендуется описать конкретную материалопроводящую систему, качественно оценив при этом резервы, которые могут быть вскрыты в результате ее совершенствования на базе логистики.
Тема 2. Концепция и функции логистики.
Изучение данной темы осуществляется в разрезе следующих вопросов:
• концептуальные положения логистики;
• участники процесса управления материальными потоками в экономике и их логистические функции;
• функциональная взаимосвязь логистики с маркетингом, финансами и планированием производства.
Изучение логистики базируется на понимании основной идеи логистического подхода, новизна которого заключается, прежде всего, в смене приоритетов между различными видами хозяйственной деятельности в пользу усиления значимости деятельности по управлению материальными потоками.
Концепция логистики представляет собой систему взглядов на рационализацию хозяйственной деятельности путем оптимизации материальных потоков. Основные положения названной системы взглядов - предмет первого вопроса данной темы. При этом концепция логистики представлена следующими положениями:
реализация принципа системного подхода;
учет логистических издержек на протяжении всей логистической цепочки;
гуманизация технологических процессов, создание современных условий труда;
развитие услуг сервиса на современном уровне;
способность логистических систем к адаптации в условиях неопределенности окружающей среды.
Понимание материала следующего вопроса этой темы позволяет выделять из всех субъектов экономики структуры, имеющие самое непосредственное отношение к продвижению материального потока:
- транспортные предприятия общего пользования, различные экспедиционные фирмы;
- предприятия оптовой торговли;
- коммерческо - посреднические организации;
- предприятия-изготовители, чьи склады готовой продукции выполняют разнообразные логистические операции.
Деятельность перечисленных участников наиболее существенно влияет на характеристики сквозных материальных потоков, поэтому именно она изучается в настоящем курсе. Это следует ясно понимать, так как к процессу управления сквозными материальными потоками имеют отношение и другие субъекты экономики, например, банки, страховые компании и т. п. Однако временные рамки курса не позволяют развернуто изучить финансовое, страховое и другие виды обеспечения логистических процессов.
Во втором вопросе темы очерчен круг логистических функций,* выполняемых основными участниками в процессе управления материальными потоками, то есть показано, кто и что делает для того, чтобы материальный поток попал от первичного источника сырья к конечному потребителю. При этом под логистической функцией понимается укрупненная группа логистических операций, направленных на реализацию целей логистической системы.
* В рамках настоящего курса под термином функция понимается совокупность действий, однородных с точки зрения цели этих действий, и заметно отличающихся от другой совокупности действий, также имеющих определенную цель.
К логистическим функциям относят работы, выполнение которых является необходимым условием того, чтобы по материалопроводящей цепи пошел поток. Состав таких работ несложно наметить. Очевидно, вначале необходимо выяснить потребность в материалах, затем договориться о поставке, перевезти грузы, организовать их хранение, продвижение внутри предприятия (возможно, в процессе производственной переработки), а затем выполнить комплекс работ по сбыту.
На макроуровне перечисленные, а также ряд других работ распределяются между транспортными, оптовыми, посредническими и производственными предприятиями. Участники логистического процесса на микроуровне, то есть на уровне отдельного предприятия, охарактеризованы в следующем, третьем вопросе. К таким участникам относят службу маркетинга, службу планирования производства, службу финансов и, конечно же, службу логистики. Изучение функциональной взаимосвязи логистики с маркетингом, финансами и планированием производства формирует представление о месте логистики в функциональной структуре предприятия. Понимание этого вопроса базируется на знании состава функций служб маркетинга и экономического анализа.
По данной теме студентам вузов и техникумов рекомендуется выполнить следующую самостоятельную работу:
- изучить организационную структуру предприятия (по литературным источникам либо на материалах конкретной фирмы), выявив при этом службы, реализующие те или иные функции логистики;
- оценить возможность выделения единой логистической службы;
- наметить состав ее функций;
- оценить целесообразность реорганизации предприятия;
- обозначить факторы, которые могут оказать сдерживающее влияние на преобразование организационной структуры.
Студенты вечернего и заочного отделений изучают систему управления потоками на тех фирмах, где они работают. С предложениями по преобразованию предприятия в соответствии с концепцией логистики желательно ознакомить руководство фирмы. Предложение и соответствующее мнение руководства могут стать предметом обсуждения и анализа на одном из последующих семинаров.
Тема 3 "Материальные потоки и логистические операции" изучается в разрезе следующих вопросов:
• понятие материального потока;
• виды материальных потоков;
• логистические операции на разных стадиях движения материального потока.
Понятие материального потока является ключевым в логистике. Введение этой категории позволило увязать разрозненные процессы, протекающие у различных собственников (или же в различных подразделениях одного предприятия), единой функцией управления, упорядочить эти процессы, получив тем самым существенный экономический выигрыш. В общем случае под материальным потоком понимают грузы, детали, товарно-материальные ценности, рассматриваемые в процессе приложения к ним различных логистических операций (понятие логистической операции рассматривается ниже).
Развивает представление о материальных потоках изучение их классификации, которая представлена в курсе в разрезе следующих признаков:
- натурально-вещественный состав потока: одноассортиментные и многоассортиментные;
- различие массы или объема: массовые, крупные и средние;
- - степень совместимости грузов различной номенклатуры;
совместимые и несовместимые;
- удельный вес груза: тяжеловесные и легковесные;
- способ затаривания: грузы в контейнерах, ящиках, мешках и т. д.;
- по отношению к логистической системе: внешние, внутренние, входящие и выходящие.
Материал последнего вопроса темы формирует представление о логистических операциях как совокупности действий, направленных на преобразование материального и/или информационного потоков. К логистическим операциям относят погрузку, транспортировку, разгрузку, укладку на хранение и отборку из мест хранения, укладку в тару, формирование грузового пакета, а также многочисленные другие операции, совершаемые в процессе продвижения грузов, деталей, товарно-материальных ценностей по материалопроводящей цепи.
Классифицируют логистические операции по следующим признакам:
- переход права собственности на товар: с переходом, без перехода;
- изменение потребительских свойств: с добавленной стоимостью, без добавленной стоимости;
- природа потока: с материальным потоком, с информационным потоком.
В рамках самостоятельной работы по данной теме студентам рекомендуется выделить в окружающей экономической среде материальные потоки, относящиеся к различным классификационным группам, и описать их. При этом желательно подыскать примеры для каждой классификационной группы. Ту же работу рекомендуется проделать и по логистическим операциям.
Тема 4. Логистические системы.
Основные вопросы:
• понятие системы;
• понятие логистической системы;
• виды логистических систем.
Базовым понятием логистики является понятие "система".
Однако до настоящего времени не выработано строгого, формального, общепринятого его определения. Анализ различных толкований этого определения позволяет выделить ч е т ы р е с в -о й с т в а , которыми должен обладать объект, чтобы его можно было назвать системой:
- - целостность и членимость, то есть система есть целостная совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом;
- - связь, то есть между элементами системы имеются существенные связи;
- - организация, то есть связи в системах определенным образом упорядочены;
- - интегративные свойства, то есть наличие качеств, присущих всей системе в целом, но не свойственных ни одному из ее элементов в отдельности.
Одним из основных объектов изучения в логистике являются логистические системы, то есть системы, выполняющие те или иные логистические функции, состоящие из разных подсистем и имеющие развитые связи с внешней средой. Понятие логистической системы является частным по отношению к общему понятию системы. Это дает возможность рассматривать логистические системы в разрезе названных выше ч е т ы р е х с в о й с т в :
1. Ц е л о с т н о с т ь и ч л е н и м о с т ь . В макрологистике элементами (подсистемами) логистических систем являются: поставщик, транспорт, покупатель; в микрологистике - снабжение, сбыт, обслуживание производства.
2. С в я з ь . В макрологистических системах элементы (поставщик, транспорт и покупатель) связаны товароденежными отношениями. Форма связи-договор. В микрологистических системах, то есть внутри предприятий, снабжение, производство и сбыт связаны внутрипроизводственными отношениями.
3. О р г а н и з а ц и я . В макрологистике это структура хозяйственных связей. В микрологистике - организационное построение предприятия.
4. И н т е г р а т и в н ы е с в о й с т в а . Построенные в соответствии с принципами логистики системы обеспечивают поставку необходимых товаров, необходимого качества, в нужном количестве, в нужное время, в нужное место, с минимальными затратами.
Анализ реальных материалопроводящих систем в разрезе перечисленных свойств, то есть выделение значимых для логистического процесса элементов, идентификация связей и анализ организации, позволяет делать обоснованные выводы о причинах наличия у этих систем тех или иных интегративных качеств, принимать обоснованные решения по их преобразованию в соответствии с намеченными целями.
Завершает тему знакомство с видами логистических систем: макрологистические и микрологистические системы, логистические системы с прямыми связями, эшелонированные и с гибкими связями.
В рамках самостоятельной работы по данной теме студентам вузов и техникумов рекомендуется проанализировать конкретную логистическую систему, для чего: выделить ее подсистемы, охарактеризовать внутрисистемные связи и организацию, а также описать интегративные качества, обусловленные наличием данных элементов, данных связей и данной организации.
Тему 5 "Методологический аппарат логистики" предлагается рассмотреть в разрезе следующих вопросов:
• общая характеристика методов решения логистических задач;
• моделирование в логистике;
• определение и основные принципы системною подхода;
• сравнительная характеристика классического и системного подходов к формированию систем;
• пример классического и системного подходов к организации материального потока.
Изучение первого вопроса темы формирует общее представление о методах логистики, всю совокупность которых можно разделить на д ве г р у п п ы :
- методы, которые традиционно использовались и используются при управлении материальными потоками, то есть в процессе транспортировки, складирования и выполнения других логистических операций (вне зависимости от степени реализации идеи логистики, то есть от степени согласованности действий участников логистического процесса);
- специфические методы, позволяющие осуществлять эффективное управление сквозными материальными потоками. К таким методам относят системный подход, кибернетический подход, прогностику, методы исследования операций и др.
Широко применяемым в логистике методом является моделирование, то есть исследование процессов и систем путем построения и изучения их моделей. Классификация моделей, а также характеристика имитационного моделирования - изучения второго вопроса.
Другим специфическим методом логистики является системный подход (вопросы третий и четвертый), позволяющий увидеть изучаемый объект как комплекс взаимосвязанных подсистем, объединенных общей целью, раскрыть его интегративные свойства, внутренние и внешние связи. Материал этих вопросов знакомит студентов с основами проектирования систем. При этом изучаются и сравниваются два подхода к формированию систем: классический и системный. Теория применения названных подходов иллюстрирована практическим примером (вопрос пятый).
В рамках самостоятельной работы по данной теме студенту рекомендуется проанализировать конкретную материалопроводящую систему, оценив при этом метод, посредством которого она сформирована: классический или системный, а также оценить резервы повышения эффективности ее функционирования от применения системного подхода.
Тема 6 "Функциональные области логистики"* по существу является введением во второй раздел курса логистики.
*Функциональная область логистики - это большая группа работ но управлению материальными потоками, объединенная но признаку общности цели этих работ. Например, работы, связанные с обеспечением предприятия предметами труда.
Наука и практическая деятельность в сфере логистики вырабатывают общие приемы управления сквозными материальными потоками (а также связанными с ними информационными потоками). Однако, несмотря на это, управление материальными потоками на отдельных участках имеет известную специфику. В рамках данной темы формируется представление об отдельных функциональных областях логистики, выделяемых в соответствии с названной спецификой:
закупочная логистика - управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами;
производственная логистика - управление материальным потоком на стадии производственного звена;
распределительная логистика - комплекс взаимосвязанных функций, реализуемых в процессе распределения материального потока между различными оптовыми покупателями, то есть в процессе оптовой продажи товаров;
транспортная логистика - специфические задачи, решаемые при управлении материальными потоками на транспортных участках;
информационная логистика - управление информационными потоками на всем пути прохождения материального потока.
Знакомство с данной темой позволяет перейти к изучению практики применения логистического подхода к управлению материальными потоками в сферах производства и обращения, то есть к изучению следующих тем курса логистики.
Тема 7 "Закупочная логистика" формирует представление по следующим вопросам:
• сущность и задачи закупочной логистики;
• служба снабжения на предприятии в условиях применения логистики;
• задача "сделать или купить";
• задача выбора поставщика.
Закупочная логистика - это управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами.
Любое предприятие, на котором обрабатываются материальные потоки, имеет в своем составе службу (служба снабжения), осуществляющую закупку, доставку и временное хранение предметов труда: сырья, полуфабрикатов, изделий народного потребления. В курсе логистики деятельность этой службы рассматривается на трех уровнях, так как служба снабжения одновременно является:
элементом, обеспечивающим связи и реализацию целей макрологистической системы, в которую входит предприятие;
элементом микрологистической системы, то есть одним из подразделений предприятия, обеспечивающим реализацию целей этого предприятия;
самостоятельной системой, имеющей элементы, структуру и самостоятельные цели.
Изучая первый вопрос темы, в котором служба снабжения предприятия рассматривается как элемент макрологистическои системы, необходимо понять специфику работы службы снабжения в условиях наличия логистических связей предприятия со своими поставщиками. Эта специфика обусловлена идеей логистики (получение дополнительной прибыли от согласованности действий всех участников) и заключается в том, что персонал службы снабжения должен добиваться реализации целей собственного предприятия не как изолированного объекта, а как звена всей макрологистической системы.
Второй вопрос рассматривает варианты системной организации самой службы снабжения, так как от этого в существенной степени зависит возможность ее эффективного функционирования на любом уровне.
Реализация функции снабжения предприятия осуществляется в процессе решения большого количества разнообразных задач и выполнения различных видов работ. К числу наиболее существенных из них относят задачи "что закупить", "у кого закупить", "сколько закупить", а также такие работы, как заключение договора, контроль за его исполнением, организация доставки и складирования. Третий вопрос темы в рамках решения задачи "что закупить" знакомит с проблемой, которая в англоязычной литературе встречается под названием Make-or-Buy Problem, или сокращенно - задача MOB (сделать или купить). Основная проблема здесь заключается в следующем. Закупая комплектующие у специализированного поставщика, предприятие получает возможность снизить себестоимость и повысить качество выпускаемой продукции, однако, в то же время, попадает в зависимость от окружающей экономической среды. Риск потерь, обусловленный ростом этой зависимости, будет тем ниже, чем выше надежность поставок, то есть чем более развиты в экономике логистические связи.
Завершает тему знакомство с методами решения задачи выбора поставщика - одной из наиболее существенных задач закупочной логистики.
В рамках самостоятельной работы поданной теме студентам рекомендуется познакомиться с деятельностью службы снабжения какой-либо фирмы, обратив при этом внимание на следующие вопросы:
1. Комплекс задач, которые решает на предприятии служба снабжения.
2. Порядок определения существенных для логистических процессов условий договоров поставки: транспортировка, тара и упаковка поставляемых товаров, сроки поставки, количество поставляемых товаров, имущественная ответственность за несвоевременную поставку или поставку некачественных (или не комплектных) товаров и др.
3. Методы, которыми пользуется персонал службы снабжения при выборе поставщиков.
Тема 8 "Производственная логистика" включает в себя изучение вопросов:
- понятие и концепция производственной логистики;
- варианты управления материальными потоками в рамках внутрипроизводственных систем;
- качественная и количественная гибкость производственных систем;
- эффективность применения логистического подхода к управлению материальными потоками на производственном предприятии.
Материальный поток на пути от первичного источника сырья до конечного потребителя проходит ряд производственных звеньев. Организация логистических процессов в этих звеньях существенно влияет на:
• эффективность функционирования самих производственных предприятий;
• логистический процесс по всей материалопроводящей цепи.
Изучение темы начинается с определения понятия общественного производства, в том числе понятия "производство материальных благ". Таким образом очерчивается круг объектов, на которых управление материальными потоками является предметом изучения производственной логистики. Производственная логистика - это наука и практика управления материальными потоками внутри предприятий, создающих материальные блага или оказывающих такие материальные услуги, как хранение, фасовка, упаковка, укладка и т. д. Характерная черта объектов изучения в производственной логистике их территориальная компактность.
Развивает понимание производственной логистики знакомство с логистической концепцией организации производства.
Материал второго вопроса темы знакомит с двумя основными моделями управления материальными потоками на производстве, применяемыми в логистике: толкающей и тянущей. В толкающей модели материальный поток поступает на каждый последующий участок по команде центральной системы, управляющей всеми участками. В тянущей - по команде самого последующего участка (центральная управляющая система непосредственного участия в управлении межцеховыми потоками не принимает). В настоящее время в странах с развитой рыночной экономикой широко применяются такие системы, как МРП-1, МРП-2, Канбан, ОПТ, в той или иной степени использующие тянущий или толкающий принципы.
В следующем вопросе изучаются методы создания качественной и количественной гибкости производственной мощности. Актуальность вопроса обусловлена современными взглядами на создание запасов, суть которых заключается в том, что на современных предприятиях предпочитают создавать запас производственной мощности (а не запас сырья и комплектующих).
Завершает изучение темы знакомство со следующими слагаемыми экономического эффекта от использования логистики на производственном предприятии:
- возможность перехода на малосерийное производство;
- налаживание партнерских отношений с поставщиками;
- сокращение простоев оборудования;
- оптимизация запасов;
- сокращение численности вспомогательных рабочих;
- улучшение качества выпускаемой продукции;
- снижение потерь материалов;
- улучшение использования производственных мощностей;
- снижение травматизма.
Самостоятельная работа, рекомендуемая по данной теме, заключается в следующем:
- изучение по литературным источникам логистических систем управления производством: МРП-1, МРП-2, Канбан, ОПТ;
- разработка примеров управления материальными потоками (не обязательно в производстве) в соответствии с толкающим принципом; в соответствии с тянущим принципом.
Тема 9. Распределительная логистика.
В рамках данной темы рекомендуется разобрать следующие вопросы:
• сущность и задачи распределительной логистики;
• взаимосвязь распределительной и закупочной логистики, распределительной логистики и маркетинга;
• логистические каналы и логистические цепи;
• пример логистически организованной системы распределения товаров.
Физическое распределение произведенного или закупленного продукта является значимой областью логистики и имеет выраженную функциональную специфику. Термин "распределение", использованный в названии изучаемой темы, имеет широкое применение как в науке, так и в практике. Например, экономическая наука широко использует термин "распределение" в значении - фаза общественного воспроизводства. Изучение первого вопроса темы формирует понимание специфики распределения в логистике как комплекса взаимосвязанных логистических функций, реализуемых в процессе распределения материального потока между различными оптовыми покупателями, то есть в процессе оптовой продажи товаров.
Материал первого вопроса раскрывает также состав комплекса задач по управлению материальными потоками на участке поставщик - потребитель, решаемых как на уровне предприятия (микроуровень), так и на уровне региона, страны (макроуровень).
На микроуровне это такие задачи, как определение логистических целей процесса реализации, обеспечение технико-технологической сопряженности участников логистических процессов при планировании реализации, выбор тары и упаковки в распределительных процессах и др. При этом основной целью изучения является понимание необходимости интеграции различных подразделений предприятия, участвующих в решении этих задач.
В данной теме изучается также состав задач распределения, решаемых на макроуровне, то есть на уровне территории региона, страны, группы стран. К таким задачам относят:
- выбор схемы распределения материального потока;
- определение оптимального количества распределительных центров (складов) на обслуживаемой территории;
- определение оптимального места расположения распределительного центра (склада) на обслуживаемой территории, а также ряд других задач, связанных с управлением процессом прохождения материального потока по территории района, области, страны, материка или всего земного шара.
Изучение второго вопроса темы позволяет понять значение согласованности в логистической деятельности службы закупок покупателя и службы распределения поставщика.
Далее в историческом и содержательном аспектах рассматривается взаимосвязь логистики с маркетингом. Данный вопрос особенно важен, так как целевой аудитории учебника читается курс маркетинга, в котором также рассматриваются проблемы рациональной организации товародвижения. Работа над настоящим вопросом формирует понимание различий между изучаемыми дисциплинами в разрезе объекта, предмета и совокупности применяемых методов.
Предмет третьего вопроса данной темы - логистические каналы и логистические цепи. Из курса маркетинга известно понятие канала распределения. Логистика также широко использует это понятие, так как выбор канала определяет тот путь, по которому материальный поток попадает к конечному потребителю. Например, поток, выходящий с промышленного предприятия, как правило, представлен крупными партиями однородных грузов. В таком виде направить его непосредственно потребителю нельзя - резко возрастут разнообразные издержки. Поэтому канал должен включать посредников, выполняющих функцию накопления запасов и подбора потребительского ассортимента. После принятия решения о канале распределения необходимо сформировать логистическую цепь, то есть выбрать конкретных участников логистического процесса - конкретного перевозчика, посредника, страховщика и т. д.
Изучая данный вопрос, необходимо осознать два основных положения. В о - п е р в ы х, что от выбора логистического канала и логистической цепи существенно зависит себестоимость товара, попавшего к конечному потребителю. В о - в т о р ы х, что сама возможность выбора как канала, так и цепи, в свою очередь, зависит от насыщенности экономического пространства разнообразными субъектами, осуществляющими те или иные функции логистики, то есть от степени развития инфраструктуры товарного рынка.
В целом изучение восьмой темы дает представление о распределении материального потока как о самостоятельной, специфической области логистики, формирует знание состава задач, решаемых в процессе распределения, а также навыки решения наиболее существенных из них.
По этой теме студентам рекомендуется самостоятельно исследовать распределительную систему конкретной фирмы в плане анализа степени рациональности решения задач, освоенных в процессе изучения темы, обратив внимание на следующие вопросы:
1. Поставлена ли задача сквозного управления материальными потоками, если да, то на каком уровне управления сформулирована эта задача.
2. Есть ли экономический компромисс между участниками процесса распределения.
3. Насколько согласована по своим параметрам техника, используемая в исследуемой системе распределения.
4. Резервы логистической оптимизации исследуемой системы распределения.
5. Возможный эффект от логистической оптимизации данной системы.
Тема 10 "Транспортная логистика" представлена следующими вопросами:
• сущность и задачи транспортной логистики;
• выбор вида транспортного средства;
• транспортные тарифы и правила их применения.
Транспорт - отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей и грузов. Значительная часть логистических операций на пути движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя осуществляется с применением различных транспортных средств. Затраты на выполнение этих операций составляют до 50% or суммы общих затрат на логистику. Согласование действий по управлению материальными потоками в процессе осуществления больших объемов перевозок является предметом транспортной логистики. Актуальность транспортной логистики обусловлена необходимостью транспортировать все возрастающие потоки грузов без соответствующего увеличения количества осуществляющего перевозки транспорта.
При изучении первого вопроса темы формируется понимание специфики управления материальными потоками на транспортных участках.
К задачам транспортной логистики относят:
- создание транспортных коридоров и транспортных цепей;
- совместное планирование работы различных видов транспорта (в случае смешанных перевозок);
- совместное планирование работы транспорта и смежных производственных и складских звеньев;
- задачи разработки оптимальных маршрутов и графиков движения транспорта, а. также ряд других.
Распространенной задачей транспортной логистики является выбор транспортного средства для осуществления перевозки. Изучение второго вопроса темы знакомит с основными преимуществами и недостатками различных видов транспорта. При этом автомобильный, железнодорожный, водный, трубопроводный и воздушный транспорт оцениваются в разрезе следующих факторов, влияющих на выбор вида транспорта:
- стоимость перевозки;
- время доставки;
- частота отправлений груза;
<< Пред. стр. 1 (из 12) След. >>