<< Пред.           стр. 2 (из 12)           След. >>

Список литературы по разделу

  - надежность соблюдения графика доставки;
  - способность перевозить разные грузы;
  - способность доставить груз в любую точку территории.
  Завершает изучение темы знакомство с системой транспортных тарифов.
  Самостоятельная работа, рекомендуемая по данной теме, включает:
  - изучение нормативной базы функционирования транспорта;
  - знакомство с организацией работы транспорта на конкретной фирме;
  - разработку рациональных маршрутов движения транспорта для системы распределения фирмы;
  - разработку и обоснование предложений по повышению эффективности использования транспорта (собственного или наемного) за счет усиления логистических связей фирмы со своими партнерами.
 
  Тема 11 "Информационная логистика" изучается в разрезе следующих вопросов:
  • информационные потоки в логистике;
  • информационные системы в логистике;
  • принципы построения информационных систем в логистике;
  • информационные технологии в логистике;
  • использование в логистике технологии автоматизированной идентификации штриховых товарных кодов.
  Ученые разных стран сходятся во мнении, что современное развитие логистика получила, в основном, благодаря появлению и развитию средств передачи и обработки данных. Изучение первого вопроса данной темы позволяет уточнить представление об информации (понятие информации используется чрезвычайно широко в науке, практике, повседневной жизни, в связи с чем зачастую трактуется неоднозначно).
  В основе процесса управления материальными потоками лежит обработка инфюрмации, циркулирующей в логистических системах. В связи с этим одним из ключевых понятий логистики является понятие информационного потока. Количество телефонных звонков, связанных с поступлением товаров в сутки; количество требующих обработки накладных, поступающих с товаром в неделю; количество информации о проходящем через складской участок потоке грузов, поступающей на компьютер участка в единицу времени - все это информационные потоки, от рациональности управления которыми напрямую зависит эффективность управления материальными потоками.
  Информационные потоки являются специфическим объектом, для управления которым необходима разработка самостоятельных, так называемых информационных систем. Объяснению сущности этих систем, их месту и роли в общей системе управления материальными потоками посвящен следующий вопрос темы. Студенты познакомятся с информационными системами, позволяющими эффективно управлять материальными потоками как на уровне отдельного предприятия, так и на уровне целого региона, страны или группы стран.
  Принципы построения информационных систем - предмет следующего вопроса. К ним относят:
  - принцип использования аппаратных и программных модулей;
  - принцип возможности поэтапного создания системы;
  - принцип четкого установления мест стыка;
  - принцип гибкости системы с точки зрения специфических требований конкретного применения;
  - принцип приемлемости системы для пользователя диалога "человек-машина".
  Область науки и практики, связанная с технико-технологическими аспектами хранения, обработки и передачи экономической информации, динамично развивается. Совершенно неразвитая в середине 80-х годов в России технология автоматизированной идентификации штриховых товарных кодов сегодня становится обязательной на отечественном рынке (например, "Положение о внедрении штрихового кодирования продукции на потребительском рынке г. Москвы" - постановление Правительства Москвы от 7 мая 1996 г.). Материал следующего вопроса знакомит с принципами построения штриховых товарных кодов:
  EAN-13 и EAN-8 (Европейский товарный код) и UPC - универсальный товарный код (США и Канада). Особое внимание при изучении темы уделяется пониманию преимуществ, которые создает использование штриховых товарных кодов на всех этапах движения материального потока: в производстве, в складском хозяйстве, в розничной торговле.
  В логистических процессах объектом управления чаще всего является грузовой пакет, включающий в себя десятки, а то и тысячи товарных единиц. Отсутствие единообразия и согласованности участников логистических процессов в вопросах кодирования, маркировки и идентификации этих пакетов существенно снижает показатели логистики. В этой связи международной ассоциацией EAN разработан и в настоящее время начинает широко применяться единый стандарт на маркировку грузовых пакетов, основанный на использовании кода UCC-128. В настоящей теме студенты познакомятся с системой кодирования и маркировки грузовых единиц, поймут преимущества использования в логистике современных информационных технологий.
  По данной теме студентам рекомендуется провести следующую самостоятельную работу:
  - познакомиться с информационной системой, обеспечивающей управление материальными потоками на конкретном предприятии;
  - проанализировать информационную систему предприятия в плане ее соответствия принципам построения информационных систем;
  - на качественном уровне оценить резервы повышения эффективности управления материальными потоками на предприятии, которые можно вскрыть за счет совершенствования информационной системы;
  - ознакомиться с техникой и технологией обработки информации на предприятии;
  - используя литературные источники, познакомиться с системами, обеспечивающими обмен информацией между участниками логистических процессов на внутригосударственном и межгосударственном уровнях.
  Студенты вечернего и заочного отделений знакомятся с системами обработки информации, функционирующими на предприятиях по месту работы. При этом необходимо проанализировать как систему, действующую внутри предприятия, так и систему более высокого порядка, обеспечивающую обмен информацией между предприятием и другими участниками логистического процесса: транспортными организациями, поставщиками и покупателями товаров (в том числе и зарубежными).
  Анализ необходимо завершить разработкой конкретных предложений по совершенствованию управления информационными потоками на микро- и макроуровне.
 
  В теме 12 "Запасы в логистике" изучаются следующие основные вопросы:
  • понятие материального запаса;
  • причины создания запасов;
  • виды материальных запасов;
  • определение оптимального объема заказываемой партии.
  Материальный поток на пути движения от первичного источника сырья к конечному потребителю периодически задерживается, превращаясь при этом в материальные запасы, которые могут быть существенно снижены за счет правильного размещения в звеньях материалопроводящей цепи, а также за счет согласованных действий участников логистических процессов. Как свидетельствует практика, применение логистики позволяет сокращать до 70 процентов запасов. Названное снижение обеспечивает основную часть экономического эффекта от применения логистики, что делает актуальным изучение запасов в курсе читаемой дисциплины.
  В данной теме студенты знакомятся с понятием материального запаса, с основными видами создаваемых на пути движения материального потока запасов.
  Изучение первых двух вопросов формирует понимание проблемы, связанной с содержанием запасов. С одной стороны, создание запасов всегда сопряжено с расходами: замороженные финансовые средства, оплата специальных помещений, оплата труда специального персонала, постоянный риск порчи, хищения и т. д. С другой стороны, отсутствие запасов, как правило, ведет к потерям: например, потери от простоя производства в результате возможных нарушений графика поставки, или потери от отсутствия товара в момент предъявления спроса и т. п. Кроме того, наличие запасов позволяет снизить ряд издержек, например, издержки, связанные с оформлением заказа. Имеются и другие причины, по которым предприниматели идут на создание запасов.
  Следующий вопрос темы посвящен методам определения оптимального размера запасов, позволяющим увязать размер заказываемой партии с размером транспортных издержек и издержек на хранение запаса.
  На практических занятиях по данной теме рекомендуется изучить распространенные методы контроля за состоянием запасов, применяемые в логистике:
  метод контроля за состоянием запасов с фиксированной периодичностью заказа, применяется в случае, когда условия поставки позволяют получать заказы разными по величине партиями, когда потери от случайно возникшего дефицита сравнительно невелики, а также если сравнительно невелики расходы по размещению заказа;
  метод контроля за состоянием запасов с фиксированной величиной заказываемой партии. На практике метод применяется в случае, если в результате отсутствия запаса могут возникнуть большие потери, а также в случае высоких издержек по хранению запаса и высокой стоимости заказываемого товара.
  В рамках данной темы студентам рекомендуется провести следующую самостоятельную работу:
  - познакомиться с зарубежными системами управления запасами;
  - проанализировать практику управления запасами на конкретной фирме.
 
  Тема 13. Склады в логистике. В рамках данной темы студенты изучают следующие вопросы:
  • склады, их определение и виды;
  • функции складов;
  • краткая характеристика складских операций;
  • грузовая единица - элемент логистики.
  Наиболее типичными объектами в цепи, которую проходит материальный поток начиная от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя, являются склады, под которыми понимают здания, сооружения и разнообразные устройства, предназначенные для приемки, размещения и хранения поступивших на них товаров, подготовки их к потреблению и отпуску потребителю. Все множество разнообразных складов делят на д в е о с н о в н ы е г р у п п ы :
  - склады на участке движения продукции производственно-технического назначения;
  - склады на участке движения товаров народного потребления.
  Материал первого вопроса знакомит с различными видами складов внутри каждой из названных групп.
  Изучая следующий вопрос, студенты узнают, какие комплексы работ выполняются на складах различных видов, продолжая тем самым формировать у себя целостное представление о системе, обеспечивающей прохождение материального потока от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя.
  Во втором вопросе раскрывается взаимосвязь эффективности функционирования материалопроводящей цепи и склада как одного из ее звеньев. Суть связи заключается в следующем. Чем более развиты логистические связи в материалопроводящей цепи, тем эффективнее работа склада как звена этой цепи. С другой стороны, сама возможность логистической организации материалопроводящей цепи в существенной степени зависит от развития логистики внутри составляющих ее звеньев, в том числе и складов.
  Третий вопрос темы знакомит студентов со складскими операциями, в том числе и с методами их выполнения в современных складских системах, отличающихся высокой степенью механизации и автоматизации технологических процессов.
  Грузовая единица - некоторое количество грузов, которые погружают, транспортируют, выгружают и хранят как единую массу. Грузовые единицы, подобно детским кубикам в картонной коробке, должны без остатка занимать любые предназначенные для них площади и объемы, например, площадь стеллажа или площадь кузова автомобиля или вагона. Как это сделать - студенты узнают, изучив четвертый вопрос темы, который, раскрывая роль грузовых единиц как связующего элемента в логистических процессах, продолжает ввязывать склад в макрологистический процесс.
  В рамках данной темы студентам рекомендуется выполнить следующую самостоятельную работу:
  - познакомиться с зарубежным опытом организации складского хозяйства,
  - познакомиться с работой склада конкретной фирмы, составить схему материальных потоков для этого склада, выявить факторы, определяющие порядок прохождения материальных потоков внутри склада, а также факторы, наиболее существенно влияющие на стоимость складской грузопереработки;
  - оценить степень технической и технологической согласованности внутрискладского процесса с процессами грузопереработки у партнеров (поставщики, покупатели, транспорт);
  - предложить меры по усилению логистических связей в материалопроводящей цепи, звеном которой является изучаемый склад.
  Студентам вечернего и заочного отделений исследование рекомендуется сделать на базе организаций, в которых они работают.
 
  Тема 14. Сервис в логистике. Основные вопросы этой темы:
  • понятие логистического сервиса;
  • формирование системы логистического сервиса;
  • уровень логистического сервиса.
  Повышение конкурентоспособности предприятия возможно не только за счет улучшения качества выпускаемого продукта, а и за счет повышения качества поставки. Материал первого вопроса данной темы очерчивает понятие логистического сервиса, определяя ею как комплекс услуг, оказываемых в процессе поставки товаров. В этом же вопросе перечисляются и характеризуются всевозможные логистические услуги, дается классификация работ в области логистического сервиса: предпродажные работы, работы по оказанию логистических услуг, оказываемые в процессе продажи товаров, а также послепродажный логистический сервис.
  Материал следующего вопроса темы создает у студента представление о последовательности действий, позволяющей сформировать на фирме систему логистического сервиса:
  - сегментация потребительского рынка;
  - определение перечня наиболее значимых для покупателей услуг;
  - ранжирование услуг, входящих в составленный перечень;
  - определение стандартов услуг в разрезе отдельных сегментов рынка;
  - оценка оказываемых услуг;
 - - установление обратной связи с покупателями.
  Принятие обоснованных решений в сфере деятельности по оказанию логистических услуг возможно лишь в том случае, если на предприятии разработаны количественные методы определения уровня логистического сервиса. Понятие "уровень логистического сервиса" и методы расчета этого показателя рассмотрены в третьем вопросе.
  Повышая уровень логистического сервиса, предприятие несет определенные затраты, причем чем выше уровень сервиса, тем дороже обходится его наращивание. С другой стороны, снижая уровень логистического сервиса, предприятие теряет позиции на рынке, что в свою очередь оборачивается экономическими потерями. Затраты на сервис и потери на рынке от его снижения - категории однокачественные. Добиться значения их суммарного минимума - значит найти оптимальный для данных условий уровень логистического сервиса.
  По данной теме рекомендуется следующая самостоятельная работа:
  - изучение рынка какого либо товара с целью анализа оказываемых на этом рынке логистических услуг. Например, анализ логистического сервиса на местном рынке металлопроката (по материалам рекламных изданий);
  - самостоятельная разработка метода оценки уровня логистического сервиса для конкретной фирмы.
 
 
 
 РАЗДЕЛ I
 ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ, КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛОГИСТИКИ
 Глава 1
 ПОНЯТИЕ ЛОГИСТИКИ
 1.1. 1.1. КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК
 
  Термин "логистика", известный до недавнего времени лишь узкому кругу специалистов, получает сегодня широкое распространение. Основная причина этого явления заключается в том, что понятие начало использоваться в экономике.
  Исторически логистика развивалась как военная дисциплина. Здесь термин известен с IX века нашей эры (Византия), обозначая, в основном, четкую, слаженную работу тыла по обеспечению войск всем необходимым, то есть работу, которая является значимым составляющим боевого успеха. Приоритетное значение вопросам логистики придавалось в армии Наполеона. В России в середине прошлого века, согласно "Военному энциклопедическому лексикону", изданному в Санкт-Петербурге в 1850 году, под логистикой понималось искусство управления перемещением войск как вдали, так и вблизи от неприятеля, организация их тылового обеспечения. На рубеже столетия термин "логистика" в России широкого применения не имел: ". . .слово "логистика" в новейших военных сочинениях более не встречается и может считаться окончательно вышедшим из употребления" (энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона, Санкт-Петербург, 1896 год).
  Тем не менее, наука и практика управления материальными потоками в военной области продолжала и продолжает развиваться. Это объясняется высокой зависимостью эффективности боевых действий от слаженного, быстрого, точного и экономичного обеспечения войск всем необходимым. "Без самой тщательной, основанной на точных математических расчетах, организации тыла, без налаживания правильного питания фронта всем тем, что ему необходимо для ведения военных операций, без самого точного учета перевозок, обеспечивающих тыловое снабжение..... .немыслимо никакое сколько-нибудь правильное, разумное ведение больших военных операций" эти слова М. В. Фрунзе цитирует другой выдающийся отечественный полководец - Г. К. Жуков*.
 
 
  *Жуков Г. К. Воспоминания и размышления. В 3-х т.- М.: "Новости" (АПН), 1990. Т. 3, с. 41.
 
  Логистический подход широко применялся во время Второй мировой войны, особенно американской армией. Большой англорусский словарь и сегодня переводит слово "lojgistics" как: воен. 1) тыл и снабжение, 2) материально-техническое обеспечение, 3) организация и осуществление работы тыла.
  Другое направление развития логистики - экономическое. Здесь под логистикой понимается научно-практическое направление хозяйствования, заключающееся в эффективном управлении материальными и связанными с ними информационными и финансовыми потоками в сферах производства и обращения.
  Начало широкого использования логистики в экономике приходится на 60 - 70 е годы и связано с достижениями в области коммуникационных технологий. Появившаяся возможность сквозного мониторинга * всех этапов движения сырья, деталей и готовой продукции позволила четко увидеть огромные потери, допускаемые в традиционных схемах управления материальными потоками. Явный экономический выигрыш, получаемый от использования логистики в экономике, способствовал ориентации партнеров на сотрудничество в области продвижения товаров.
 
  * Мониторинг - постоянное сопоставление фактического состояния дела с желаемым.
 
  Несмотря на определенные различия, которые вкладывались в понятия логистики в каждом из названных направлений, оба они выделяют общий и в совокупности специфичный признак: согласованность, рациональность и точный расчет.
  Кроме названных научно-практических имеется исключительно научное направление развития логистики - математическое. Живший в XVII - начале XVIII веков немецкий философ, математик и языковед Готфрид Вильгельм Лейбниц называл логистикой математическую логику. Этот термин был официально закреплен за математической логикой в 1904 году на философской конференции в Женеве. В отечественных энциклопедических изданиях XX века и в словарях иностранных слов термин логистика также трактуется как математическая логика.
 
 1.2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ ЛОГИСТИКИ
 
  В логике термин "понятие" обозначает мысль, в которой обобщаются и выделяются предметы некоторого класса по определенным общим и в совокупности специфичным для них признакам.
  Если рассмотреть в совокупности круг проблем, которые затрагивает логистика, то общим для них будут вопросы управления материальными и соответствующими им информационными потоками. *
 
  * Подробно содержание понятий материальногого и информационного потоков рассматривается, соответственно, в главах 3 и 11.
 
  В отечественной и зарубежной экономической литературе можно встретить более широкую трактовку понятия логистики, в которой объект управления не ограничивается материальным потоком. Сегодня к логистике относят управление людскими, энергетическими, финансовыми и иными потоками, имеющими место в экономических системах. Появились такие термины, как банковская логистика, информационная логистика и ряд других.
  Термин логистика начинает использоваться в ситуациях, связанных с четким планированием согласованной последовательности действий. Например, прибывшему на симпозиум участнику в европейской гостинице могут предложить обратиться к менеджеру по логистике для выяснения дальнейшей программы действий, или диктор телевидения в разделе криминальной хроники может отметить, что у названной группы преступников имелась хорошо налаженная система логистики.
  Расширение сферы применения логистики, которое наблюдается в 80-е и, особенно, в 90-е годы, объясняется, в первую очередь, развитием методов управления материальными потоками. Естественно, что при этом идея и метод логистики начинают выходить за рамки управления материальными потоками и применяться в более широком плане. Однако основной потенциал логистики заложен в рационализации управления именно материальными потоками.
  Настоящий курс рассматривает логистику как теорию и практику управления материальными и связанными с ними информационными потоками.
  Прежде чем давать определение логистике, наглядно представим себе процесс управления материальным потоком. В качестве простого физического примера возьмем струю воды, текущую из крана. Управлять этим потоком можно с помощью различных действий - закрыв или открыв кран, добавив горячую или холодную воду. Можно переключить кран смесителя на душ, а можно с помощью гибкого шланга направить поток воды в любую сторону. В результате перечисленных действий изменяются интенсивность потока, его направление: меняется качественная характеристика, температура, при распылении струи через душевую сетку изменяется структура.
  Несмотря на многообразие материальных потоков, циркулирующих в экономических системах, управление ими, в принципе, аналогично управлению струёй воды:
  - "открыли кран" - от поставщика к покупателю пошел товар;
  - "открыли кран" больше - усилили поставки;
  - "закрыли кран" - прекратили поставку.
  Можно изменить адресата - поток пойдет по другому пути, можно изменить качественный состав потока, поменяв ассортимент поставляемых товаров и т. д.
  Несмотря на определенное сходство рассмотренных объектов, управление материальными потоками в экономических системах, конечно же, намного сложнее. Кроме непосредственных операций с материальным потоком (погрузки, разгрузки, транспортировки и т. п.), оно включает в себя:
  - различные коммерческие операции, в результате которых появляется договоренность сторон о прохождении потоков и об их параметрах;
  - поиск рациональных форм транспортно-экспедиционного обслуживания получателей грузов;
  - определение оптимальных путей, по которым должны пойти материальные потоки, а также мест, где они будут временно аккумулироваться, а также многие другие виды работ.
  Подробно состав деятельности, которая осуществляется с целью доведения материального потока до потребителя, рассматривается во второй главе.
 Управление материальным потоком, как и любым другим объектом, складывается из д в у х ч а с т е й :
  - принятие решения;
  - реализация принятого решения.
  Для того, чтобы принимать обоснованные решения по управлению материальными потоками, необходимы определенные знания. Деятельность по выработке этих знаний относят к логистике; соответственно большая группа определений трактует логистику как науку или научное направление: логистика - междисциплинарное научное направление, непосредственно связанное с поиском новых возможностей повышения эффективности материальных потоков (38).
  Как наука логистика ставит и решает следующие задачи (42):
  - прогноз спроса и, на его основе, планирование запасов;
  - определение необходимой мощности производства и транспорта;
  - разработка научных принципов распределения готовой продукции на основе оптимального управления материальными потоками;
  - разработка научных основ управления перегрузочными процессами и транспортно-складскими операциями в пунктах производства и у потребителей;
  - построение различных вариантов математических моделей функционирования логистических систем;
  - разработка методов совместного планирования, снабжения, производства, складирования, сбыта и отгрузки готовой продукции, а также ряд других задач.
  Выработанные наукой знания позволяют принимать обоснованные решения в области управления материальными потоками. Для практической реализации принятых решений нужны конкретные действия. Поэтому другая группа определений рассматривает логистику как хозяйственную деятельность: логистика - направление хозяйственной деятельности, которое заключается в управлении материальными потоками в сферах производства и обращения (38).
  Рассмотрим принципиальную схему сквозного материального потока - основного объекта логистики, начиная от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя (рис. 1). Весь путь движения материалов на этой схеме можно разделить на два больших участка:
  - на первом участке движется продукция производственно-технического назначения;
  - на втором - изделия народного потребления.
  Качественный состав потока по мере продвижения по цепи меняется. Вначале между источником сырья и первым перерабатывающим предприятием, а также между различными производствами, движутся, как правило, массовые однородные грузы. В конце цепи материальный поток представлен разнообразными готовыми к потреблению товарами. Внутри отдельных производств также имеют место материальные потоки. Здесь между цехами или же внутри цехов перемещаются различные детали, заготовки, полуфабрикаты.
 
 
 
 
 
 
  Рис. 1. Принципиальная схема материального и информационного потоков
 
  В ходе логистического процесса материальный поток доводится до предприятия, затем организуется его рациональное продвижение через цепь складских и производственных участков, после чего готовая продукция доводится до потребителя в соответствии с заказом последнего.
  Перечисленные виды деятельности по управлению разнокачественными материальными потоками составляют содержание логистики, которую одноименный терминологический словарь определяет следующим образом: логистика (logistics) - наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации.
  Настоящее определение, как следует из его содержания, трактует логистику как науку. Как хозяйственная деятельность логистика представлена в следующем определении: логистика - процесс управления движением и хранением сырья, компонентов и готовой продукции в хозяйственном обороте с момента уплаты денег поставщикам до момента получения денег за доставку готовой продукции потребителю (принцип уплаты денег - получения денег).
  Настоящая трактовка понятия логистики чаще встречается в зарубежной литературе.
  На первый взгляд, логистика несколько упрощает экономические процессы, останавливая свое внимание лишь на материальных потоках. Однако, такое упрощение позволяет ставить и решать задачи сквозного мониторинга движения грузов, начиная от первичного источника сырья через все промежуточные процессы вплоть до поступления к конечному потребителю. Абстрагирование от ряда факторов и выделение материального потока в качестве объекта исследования и управления позволяет проектировать сквозные логистические цепи, изучать и прогнозировать их поведение, существенно сокращая при этом размерность задач моделирования, а также открывает новые возможности формализованного исследования экономических процессов.
  На объект логистики можно смотреть с разных точек зрения: с позиции маркетолога, финансиста, менеджера по планированию и управлению производством, ученого. Этим объясняется многообразие определений понятия логистики. Анализ зарубежной и отечественной литературы (например, литература 10, 25, 35, 36, 38, 42) показал, что сегодня под логистикой понимается:
  - новое направление в организации движения грузов;
  - теория планирования различных потоков в человеко-машинных системах;
  - совокупность различных видов деятельности с целью получения необходимого количества груза в нужном месте в нужное время с минимальными затратами;
  - интеграция перевозочного и производственного процессов;
  - процесс планирования затрат по перемещению и хранению грузов от производства до потребления;
  - форма управления физическим распределением продукта;
  - эффективное движение готовой продукции от места производства до места потребления;
  - новое научное направление, связанное с разработкой рациональных методов управления материальными и информационными потоками;
  - наука о рациональной организации производства и распределения.
  В ряде определений подчеркивается высокая значимость творческого начала в решении задач логистики: логистика - это искусство и наука определения потребностей, а также приобретения, распределения и содержания в рабочем состоянии в течение всего жизненного цикла всего того, что обеспечивает эти потребности.
  В завершение параграфа приведем ряд определений логистики, сформулированных учеными и практиками Америки, Франции, Германии, России.
  ЛОГИСТИКА - это планирование, организация и контролирование всех видов деятельности по перемещению и складированию, которые обеспечивают прохождение материального и связанного с ним информационного потоков от пункта закупки сырья до пункта конечного потребления.
  ЛОГИСТИКА - наука о совокупности различных видов деятельности, направленной на получение необходимого количества продукции в установленное время в заранее установленном месте, в котором сложилась потребность в этой продукции.
  ЛОГИСТИКА - наука о планировании, реализации и контроле эффективных и экономных с точки зрения затрат операций перемещения и хранения материалов, полуфабрикатов и готовой продукции, а также связанной с ними информации о поставке товаров от места производства до места потребления в соответствии с требованиями клиентуры.
  ЛОГИСТИКА - наука о процессе физического распределения продукции в пространстве и во времени.
  ЛОГИСТИКА - наука о взаимосвязях и взаимодействии снабжения со сбытом и транспортом.
  ЛОГИСТИКА - наука о взаимодействии всех элементов производственно-транспортных систем: от производства до производительного потребления.
  ЛОГИСТИКА - комплексное направление в науке, охватывающее проблемы управления материальными потоками.
  ЛОГИСТИКА - наука о рациональной организации производства и распределения, которая комплексно изучает снабжение, сбыт и распределение средств производства.
  ЛОГИСТИКА - наука о планировании, управлении и контроле поступающего на предприятие, обрабатываемого там и покидающего это предприятие материального потока и соответствующего ему информационного потока.
 
 1.3. СПЕЦИФИКА ЛОГИСТИЧЕСКОГО ПОДХОДА К УПРАВЛЕНИЮ МАТЕРИАЛЬНЫМИ ПОТОКАМИ В ЭКОНОМИКЕ
 
  Большинство определений трактуют логистику как теорию и практику управления материальными потоками. Однако эта деятельность осуществлялась человечеством с давних времен. Общепризнанного же определения, которое отражало бы специфику логистики, пока не выработано. Поэтому остановимся несколько подробнее на специфике логистического подхода к управлению материальными потоками, как на микро-, так и на макроуровне.
  На макроуровне цепь, через которую последовательно проходит некоторый материальный поток, состоит из нескольких самостоятельных предприятий. Традиционно управление каждым из этих предприятий осуществляется собственником обособленно (рис. 2). При этом задача управления сквозным материальным потоком не ставится и не решается. Не выделяется также категория "сквозной материальный поток". В результате такие показатели этого потока, как его себестоимость, надежность поступления, качество и другие, на выходе из цепи складываются в значительной степени случайно и, как правило, далеки от оптимальных.
 
 
  Показатели сквозного материального потока на выходе
  (точка А) складываются случайно
 
  Рис. 2. Традиционный подход к управлению материальным потоком на макроуровне
 
  При логистическом подходе объектом управления выступает сквозной материальный поток (рис. 3).
 
 
  На выходе (точка А) сквозной материальный поток
  имеет заранее спроектированные, контролируемые
  показатели
 
  Рис. 3. Логистический подход к управлению материальным потоком на макроуровне
 
  При этом обособленность предприятий - звеньев материалопроводящей цепи в значительной степени преодолевается с целью согласованного управления сквозным материальным потоком. Нужный груз начинает поступать в нужное место, в нужное время, в необходимом количестве, необходимого качества. Продвижение материального потока по всей цепи начинает осуществляться с минимальными затратами.
  На микроуровне цепь, через которую последовательно проходит некоторый материальный поток, чаще всего состоит из различных служб одного предприятия (рис. 4). При традиционном подходе задача совершенствования сквозного материального потока внутри предприятия, как правило, не имеет приоритетного значения ни для одного из подразделений. Показатели материального потока на выходе из предприятия, так же как и в первом примере, имеют случайное значение и далеки от оптимальных.
 
 
  Рис. 4. Традиционный подход к управлению материальным потоком на микроуровне (уровень отдельного предприятия)
 
  При логистическом подходе на предприятии выделяется и получает существенные права служба, приоритетной задачей которой является управление сквозными материальными потоками, то есть потоками, которые поступают извне, проходят склады службы снабжения, производственные цеха, склады готовой продукции и затем уходят к потребителю (рис. 5). В результате показатели материального потока на выходе из предприятия становятся управляемыми.
 
 
 
 
  Показатели материального потока на выходе (точка В)
  управляемы и имеют заранее заданное значение
 
 Рис. 5. Логический подход к управлению материальным потоком на микпоуровне (уровень отдельного предприятия )
 
  В целом, принципиальное отличие логистического подхода к управлению материальными потоками от традиционного заключается в выделении единой функции управления прежде разрозненными материальными потоками; в технической, технологической, экономической и методологической интеграции отдельных звеньев материалопроводящей цепи в единую систему, обеспечивающую эффективное управление сквозными материальными потоками. *
 
 
 
  * В настоящее время в Российской Федерации за практической деятельностью по управлению материальными потоками начинает закрепляться название "логистика" вне зависимости от того, насколько эта деятельность соответствует логистической идее.
 
 
 1.4. ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ЛОГИСТИКИ
 
  Рассмотрим, чем вызвана необходимость и чем обусловлена возможность широкого применения логистики в современной экономике.
  Необходимость применения логистики объясняется рядом причин, среди которых выделим две основные.
  Первая причина - развитие конкуренции, вызванное переходом от рынка продавца к рынку покупателя. До начала 60-х годов в странах с развитой рыночной экономикой производители и потребители продукции не придавали серьезного значения созданию специальных систем, позволяющих оптимизировать управление материальными потоками. Системы распределения, как правило, не планировались. Производство, оптовая и розничная торговля работали без тесной увязки друг г другом. Выпущенные товары так или иначе попадали в конечное потребление. Система управления процессами товародвижения была слабой. Реальных связей между различными взаимосвязанными функциями логистики не было. Такое невнимание к сфере управления материальными потоками объяснялось тем, что основной потенциал конкурентоспособности создавался в этот период за счет расширения и совершенствования производства.
  Однако к началу 60-х годов резервы повышения этого потенциала непосредственно в производстве были существенно исчерпаны. Это вызвало необходимость поиска нетрадиционных путей создания конкурентных преимуществ. Предприниматели стали уделять все больше внимания не самому товару, а качеству его поставки. Улучшение работы в сфере распределения, не требуя таких дополнительных капитальных вложений, как, например, освоение выпуска нового товара, тем не менее оказалось в состоянии обеспечить высокую конкурентоспособность поставщика за счет снижения себестоимости и одновременно повышения надежности поставок. Денежные средства, вложенные в сферу распределения, стали влиять на положение поставщика на рынке гораздо сильнее, чем те же средства, вложенные в сферу производства. В логистически организованных материалопроводящих цепях себестоимость товара, доставляемого конечному потребителю, оказалась ниже себестоимости того же товара, прошедшего по традиционному пути. Появляющаяся разница обеспечивает участникам конкурентные преимущества, зависящие не от величины капитальных вложений, а от умения правильно организовать логистический процесс.
  Кроме того, использующие логистику поставщики могут гарантировать поставку точно в срок нужного количества товара необходимого качества и представляют для потребителя гораздо большую ценность, чем поставщики, которые подобных гарантий надежности не обеспечивают.
  Таким образом, конкурентоспособность применяющих логистику субъектов обеспечивается за счет:
  резкого снижения себестоимости товара;
  повышения надежности и качества поставок (гарантированные сроки, отсутствие брака, возможность поставки мелкими партиями и т. п.).
  Вторая причина, объясняющая необходимость применения логистики в экономике - энергетический кризис 70-х годов.
  Повышение стоимости энергоносителей вынудило предпринимателей искать методы повышения экономичности перевозок. Причем, эффективно решить эту задачу лишь за счет рационализации работы транспорта невозможно. Здесь необходимы согласованные действия всех участников совокупного логистического процесса.
  Возможность применения логистики в экономике обусловлена современными достижениями научно-технического прогресса. *
 
 
  * Hayчно - технический прогресс - это процесс совершенствования на основе научных достижений средств труда, предметов труда и правил приложения средств труда к предметам труда, то есть технологии.
 
  В результате НТП создаются и начинают широко применяться разнообразные средства труда для работы с материальными и информационными потоками. Появляется возможность использовать оборудование, соответствующее конкретным условиям логистических процессов. При этом ключевое значение для развития логистики играет компьютеризация управления логистическими процессами.
  Создание и массовое использование средств вычислительной техники, появление стандартов для передачи информации обеспечило мощное развитие информационных систем как на уровне отдельных предприятий, так и охватывающих большие территории. Стало возможным осуществление мониторинга всех фаз движения продукта - от первичного источника сырья через все промежуточные производственные, складские и транспортные процессы вплоть до конечного потребителя.
  Главные причины, по которым, начиная с середины 60-х годов в экономически развитых странах наблюдается резкое возрастание интереса к логистической идее, заключаются в следующем:
  превращение рынка продавца в рынок покупателя;
  обеспечение конкурентных преимуществ логистически организованных материалопроводящих систем за счет снижения себестоимости продукции и улучшения качества поставок;
  энергетический кризис;
  научно-технический прогресс и, в первую очередь, компьютеризация управления.
  Необходимым условием для развития отечественной логистики является ликвидация экономических предпосылок для воспроизводства монополистических тенденций и научно технический прогресс в сферах производства и обращения.
 
 1.5. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИСТИКИ
 
  В современной экономике выделяют три этапа совершенствования логистики.
  Первый этап - 60-е годы, характеризуется использованием логистического подхода для управления материальными потоками в сфере обращения. В этот период начинает приходить понимание двух ключевых положений:
  1. Существующие как бы отдельно потоки материалов в производстве, хранении и транспортировании могут быть взаимоувязаны единой системой управления.
  2. Интеграция отдельных функций физического распределения материалов может дать существенный экономический эффект.
  Задачи оптимизации физического распределения решались и прежде. Например, оптимизация частоты и размера поставляемых партий, оптимизация размещения и функционирования складов, оптимизация транспортных маршрутов и графиков и т. п. Однако традиционно эти задачи решались обособленно, что в принципе не могло обеспечить должного системного эффекта и поэтому в фирмах зачастую не придавалось должного значения решению этих задач.
  Специфика логистического подхода, как уже отмечалось, заключается в совместном решении задач по управлению материальными потоками, например, совместное решение задач организации работы складского хозяйства и связанного с ним транспорта.
  На первом этапе развития логистики транспорт и склад, прежде связанные лишь операцией погрузки или разгрузки, приобретают тесные взаимные связи. Они начинают работать на один экономический результат по единому графику и по единой согласованной технологии. Тара, в которой отгружается груз, выбирается с учетом применяемого транспорта; в свою очередь, характеристики перевозимого груза определяют выбор транспорта. Совместно решаются и другие задачи по организации транспортно-складского процесса. Графически степень логистической интеграции участников процесса продвижения материального потока к конечному потребителю на первом этапе развития логистики представлена на рис. 6.
 
 
 
 
  Рис. 6. Первый этап развития логистики - интеграция транспортно-складского процесса
  Следует отметить, что совместное решение отдельных задач по управлению материальными потоками намного сложнее их обособленного решения. Здесь зачастую требуются иные методы, а также иная подготовка специалистов.
  Второй этап в развитии логистики приходится на 80-е годы XX века. В этот период интеграционная основа логистики расширилась и стала охватывать производственный процесс.
  С точки зрения развития логистики 80-е годы характеризуются следующим:
  - быстрый рост стоимости физического распределения:
  - рост профессионализма менеджеров, осуществляющих управление логистическими процессами;
  - долгосрочное планирование в области логистики;
  - широкое использование компьютеров для сбора информации и контроля за логистическими процессами;
  - централизация физического распределения;
  - резкое сокращение запасов в материалопроводящих цепях;
  - четкое определение действительных издержек распределения;
  - определение и осуществление мер по уменьшению стоимости продвижения материального потока до конечного потребителя
  Графически глубина логистической интеграции, достигнутая в 80 - е годы, представлена на рис. 7.
  Рис. 7. Второй этап развития логистики: производственный цех, транспорт и склад начинают работать как единый слаженный механизм
 
  Здесь, как видим, к взаимодействию складирования и транспортирования начинает подключаться планирование производства. Это позволило сократить запасы, повысить качество обслуживания покупателей за счет своевременного выполнения заказов, улучшить использование оборудования.
  Третий этап относится к настоящему времени и характеризуется следующим:
  - появляются фундаментальные изменения в организации и управлении рыночными процессами во всей мировой экономике;
  - современные коммуникационные технологии, обеспечивающие быстрое прохождение материальных и информационных потоков, позволяют осуществлять мониторинг всех фаз движения продукта от первичного источника сырья до конечного потребителя;
  - развиваются отрасли, занятые оказанием услуг в сфере логистики;
  - концепция логистики, ключевым положением которой является необходимость интеграции, начинает признаваться большинство участников цепей снабжения, производства и распределения;
  совокупность материалопроводящих субъектов приобретает целостный характер (рис. 8 ).
 
 
 
 Рис. 8. Третий этап развития логистики: совокупность участников логического процесса приобретает целостный характер
 
 
 1.6 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ
 ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛОГИСТИКИ

<< Пред.           стр. 2 (из 12)           След. >>

Список литературы по разделу