<< Пред.           стр. 9 (из 12)           След. >>

Список литературы по разделу

  В плановых и, частично, в диспозитивных информационных системах обработка логистической информации осуществляется в вычислительных центрах или в отделах на рабочих местах специалистов. Совокупность решаемых здесь задач зависит от роли участника в общем логистическом процессе.
  В исполнительных информационных системах осуществляется оперативное управление материальными потоками. Для этих систем особенно важно фиксировать и обрабатывать информацию в темпе прохождения материального потока. Решение возникающих при этом задач зачастую возможно лишь при условии применения современной техники и технологии сбора, обработки и передачи информации в режиме реального масштаба времени.
 
 
 11.6. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ЛОГИСТИКЕ ТЕХНОЛОГИИ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ ШТРИХОВЫХ КОДОВ
 
  Через каждое звено логистической цепи проходит большое количество единиц товаров. При этом внутри каждого звена товары неоднократно перемещаются по местам хранения и обработки. "Вся система движения товаров - это непрерывно пульсирующие дискретные потоки, скорость которых зависит как от потенциала, (мощности) производства, ритмичности поставок, размеров имеющихся запасов, так и от скорости реализации и потребления". *
 
 
  * Барчук И . Д. Технология торговых процессов. - М.: Экономика, 1979.
 
  Для того, чтобы иметь возможность эффективно управлять этой динамичной, логистической системой, необходимо в любой момент иметь информацию в детальном ассортименте о входящих и выходящих из нее материальных потоках, а также о материальных потоках, циркулирующих внутри нее.
  Как свидетельствует зарубежный и отечественный опыт, данная проблема решается путем использования при осуществлении логистических операций с материальным потоком микропроцессорной техники, способной идентифицировать (опознать) отдельную грузовую единицу. Речь идет об оборудовании, способном сканировать (считывать) разнообразные штриховые коды. Это оборудование позволяет получать информацию о логистической операции в момент и в месте ее совершения - на складах промышленных предприятий, оптовых баз, магазинов, на транспорте. Полученная информация обрабатывается в режиме реального масштаба времени, что позволяет управляющей системе реагировать на нее в оптимальные сроки.
  Автоматизированный сбор информации основан на использовании штриховых кодов разных видов, каждый из которых имеет свои технологические преимущества. Например, код с прямоугольным контуром - код ITF - 14 (рис. 52) печатается намного легче остальных кодов, что позволяет применять его на гофрированных упаковках. Используется для кодирования товарных партий.
  Для кодирования большого объема информации на ограниченной поверхности может применяться код "2 из 5 с чередованием".
  В логистике дополнительно к другим кодам может применяться код 128 (рис. 53). Этим кодом могут быть закодированы номер партии, дата изготовления, срок реализации и т. д.
 
  Рис. 52. Код ITF - 14.Применяется для кодирования отгрузочных упаковок
 
 
 
 
  Рис. 53. Код 128. Применяется вместе с другими кодами для кодирования дополнительной информации
 
  В сфере обращения широкое применение получил код EAN (рис. 54), который часто можно встретить на товарах массового потребления. Остановимся подробнее на технологии использования кода EAN в логистических процессах.
 
 
 
 
 
  Рис. 54. Код ЕAN - 13, внешний вид и структура. В основном применяется для
  кодирования товаров народного потребления
 
  Имеется алфавит кода EAN, в котором каждой цифре соответствует определенный набор штрихов и пробелов. На этапе запуска товара в производство ему присваивается тринадцатизначный цифровой код, который впоследствии в виде штрихов и пробелов будет нанесен на этот товар. Первые две или три цифры обозначают код страны, который присвоен ей ассоциацией EAN в установленном порядке. Принято называть эту часть кода флагом. В табл. 10 приведены значения кодов разных стран по состоянию на 01.05.95 г.
  Следующие четыре цифры - индекс изготовителя товара. Совокупность кода страны и кода изготовителя является уникальной комбинацией цифр, которая однозначно идентифицирует предприятие, производящее маркируемый товар.
  Оставшиеся цифры кода предоставляются изготовителю для кодирования своей продукции по собственному усмотрению. При этом кодирование можно просто начать с нуля и продолжать до 99999. Таким образом, первые двенадцать цифр кода EAN однозначно идентифицируют любой товар в общей совокупности товарной массы.
  Последняя, тринадцатая цифра кода является контрольной. Она рассчитывается по специальному алгоритму на основе двенадцати предшествующих цифр. Неправильная расшифровка одной или нескольких цифр штрихового кода приведет к то му, что ЭВМ, рассчитав по двенадцати цифрам контрольную, обнаружит ее несоответствие контрольной цифре, нанесенной на товаре. Прием сканирования не подтвердится и считывание кода придется повторить. Таким образом, контрольная цифра обеспечивает надежное действие штрихового кода, является гарантией устойчивости и надежности всей системы.
  Проведенные исследования показывают, что введенные с клавиатуры компьютера вручную данные о товаре содержат, в среднем, одну ошибку на каждые 300 введенных знаков. При использовании штриховых кодов этот показатель снижается до одной ошибки на 3 миллиона знаков. Среднюю стоимость работ по выявлению и устранению последствий одной такой ошибки американская ассоциация менеджмента определила в 25 дол. Согласно другим исследованиям цена одной ошибки превышает 100 дол.
  В основе технологии штрихового кодирования и автоматизированного сбора данных лежат простые физические законы. Штриховой код представляет собой чередование темных и светлых полос разной ширины, построенных в соответствии с определенными правилами. Изображение штрихового кода наносится на предмет, который является объектом управления в системе. Для регистрации этого предмета проводят операцию сканирования. При этом небольшое светящееся пятно или луч лазера от сканирующего устройства движется по штриховому коду, пересекая попеременно темные и светлые полосы. Отраженный от светлых полос световой луч улавливается светочувствительным устройством и преобразуется в дискретный электрический сигнал. Вариации полученного сигнала зависят от вариаций отраженного света. ЭВМ, расшифровав электрический сигнал, преобразует его в цифровой код.
 
  Таблица 10
 
  Коды, присвоенные странам ассоциацией EAN
 
  Страна. Код EAN (флаг) Страна Код ЕAN (флаг) США 00 - 09 Израиль 729 Франция 30 - 37 Швеция 73 Болгария 380 Гватемала, Гондурас,
  Словения 383 Никарагуа,
  Хорватия 385 Коста-Рика, Панама 740-745 Германия 400 - 440 Мексика 750 СНГ 460 - 469 Венесуэла 759 Латвия 4605 Швейцария 76 Тайвань 471 Колумбия 770 Эстония 474 Уругвай 773 Филиппины 480 Перу 775 Гонконг 489 Аргентина 779 Япония 45,49 Чили 780 Англия 50 Эквадор 786 Греция 520 Бразилия 789 Кипр 529 Италия 80-83 Мальта 535 Испания 84 Ирландия 539 Куба 850 Бельгия и
  Чехия и Словакия 859 Люксембург 54 Югославия 860 Португалия 560 Турция 869 Исландия 569 Нидерланды 87 Дания 57 Южная Корея 880 Польша 590 Таиланд 885 Венгрия 599 Сингапур 888 ЮАР 600 - 601 Индонезия 899 Марокко 611 Австрия 90-91 Финляндия 64 Австралия 93 Китай 690 Новая Зеландия 94 Норвегия 70 Малайзия 955
 
  Сам по себе цифровой код товара информации о его свойствах, как правило, не несет. Уникальное тринадцатизначное число является лишь адресом ячейки памяти в ЭВМ, которая содержит об этом товаре все сведения, необходимые для формирования машиночитаемых документов. Совокупность этих сведений образует так называемую базу данных о товаре. В последующем база данных должна передаваться по цепи товародвижения с помощью сети электронной связи или на машиночитаемых носителях.
  Страны с развитой рыночной экономикой более 20 лет назад начали разрабатывать и внедрять АСУ, основанные на автоматизированном сборе данных о товаре.
  Сегодня свыше 200 тысяч магазинов в различных странах мира оборудованы системами для считывания кодов.
  В области внешней торговли наличие штрихового кода на товаре является обязательным требованием при поставке товаров на экспорт. Отсутствие кода в значительной степени влияет на конкурентоспособность продукции, а порой делает ее реализацию невозможной.
  Широкое применение открытые системы автоматизированного управления товародвижением с применением штриховою кодирования получили во многих странах Западной Европы, в США, Японии, в ряде стран Восточной Европы.
  Эффективность АСУ, основанных на сканировании штриховых кодов, хорошо иллюстрирует пример крупной американской торговой компании "Kmart Corporation", которая широко использует систему управления товародвижением, построенную на базе автоматизированного считывания информации о товаре со штриховых кодов. Эта технология позволяет безошибочно определять, какой товар (например, джинсы определенного цвета и размера), в каком количестве, куда и когда надо поставить и по какой цене продать, чтобы это принесло прибыль. Если принять во внимание, что в разных регионах США компания обслуживает более 2200 магазинов, ассортимент которых включает приблизительно сто тысяч наименований, то можно ориентировочно оценить возможности управляющей системы.
  Как уже отмечалось, база данных о товаре формируется на предприятии-изготовителе в период запуска изделия в производство и присвоения ему кода EAN. На готовое изделие различными способами наносится штриховой код, соответствующий коду цифровому.
  Существуют разные технологии печати штрихового кода, в том числе, мастерфильмы (фотопленочные шаблоны), офсетная литография, точечно-матричная печать и др.
  Если между ЭВМ поставщика и ЭВМ получателя товара имеется электронная связь, то информация о кодах товаров, составляющих партию, об их количествах, а также база данных о самих товарах передается автоматически. Если такой связи нет, то информация передается на магнитных дисках. В случае необходимости электронную технологию передачи информации можно дополнить распечаткой сопроводительных документов на бумажной основе.
  На складе получателя во время приемки товаров производится сканирование штрихового кода при помощи специального устройства. 'Это может быть контактный сканер-карандаш, портативный лазерный сканер или стационарное сканирующее устройство. Количество товаров, в разрезе товарных кодов, запоминается переносным устройством сбора данных. 'Затем эта информация перегружается в складскую 'ЭВМ, где сверяется с данными о партии, поступившими на гибком магнитном диске или по сети электронной связи.
  При продаже товара в магазине кассир считывает штриховой код с выбранного покупателем изделия. Около двух секунд уходит па сканирование товара и идентификацию его товарного кода. После этого кассовый компьютер, отыскав в памяти цену и другие необходимые реквизиты изделия, выдает их на экран и печатает чек.
  В момент выдачи чека кассовым компьютером главный компьютер секции принимает в свою память информацию о том, что данный товар продан. Получение товаров со склада и их реализацию этот компьютер сопровождает арифметической увязкой массивов в картотеке наличия. Таким образом, система перманентно обеспечивает не только суммовой, но и количественный учет товаров, что невозможно организовать без кодирования товаров.
  Количественный учет реализации товара используется для своевременного пополнения торгового ассортимента. Автоматически составленный и переданный по сети электронной связи заказ на завоз товаров в магазин или подачу их в торговый зал учитывает складывающийся спрос по каждой товарной позиции.
  Использование в логистике технологии автоматизированной идентификации штриховых кодов позволяет существенно улучшить управление материальными потоками на всех этапах логистического процесса. Отметим ее основные преимущества.
  На производстве:
  - создание единой системы учета и контроля за движением изделий и комплектующих его частей на каждом участке, а также за состоянием логистического процесса на предприятии в целом;
  - сокращение численности вспомогательного персонала и отчетной документации, исключение ошибок.
  В складском хозяйстве:
  - автоматизация учета и контроля за движением материального потока;
  - автоматизация процесса инвентаризации материальных запасов;
  - сокращение времени на логистические операции с материальным и информационным потоком.
  В торговле:
 - создание единой системы учета материального потока;
 - автоматизация заказа и инвентаризации товаров;
 - сокращение времени обслуживания покупателей.
 
 11.7. МАРКИРОВКА ГРУЗОВОГО ПАКЕТА МАШИНОЧИТАЕМЫМ КОДОМ
 
  В логистических процессах объектом управления является и отдельная товарная единица и грузовой пакет, включающий в себя десятки, а то и тысячи отдельных единиц товара. При этом отдельная единица товара, преимущества кодирования и автоматизированной идентификации которой рассмотрены выше, является основным предметом труда лишь на завершающей стадии товародвижения, то есть в магазине. На более ранних стадиях товар движется большей частью в форме грузовых пакетов. Отсутствие единообразия и согласованности у участников логистических процессов в вопросах кодирования, маркировки и идентификации этих пакетов существенно замедляет движения материального потока, затрудняет управление им на всех этапах продвижения от поставщика к потребителю.
  В условиях, когда в опте сосредоточиваются грузы от многих поставщиков, применяющих разные, зачастую несовместимые системы идентификации грузовых пакетов, эффективная организация управления материальными потоками затруднена.
  У производителей потери эффективности возникают на стадии распределения. Транспортники "недобирают" эффект в процессе перевозки. Оптовики теряют в процессе хранения и сортировки грузов, розничная торговля - при выполнении закупочных операций.
  С одной стороны, перечисленные потери, с другой - высокий уровень развития компьютерной техники и информационной технологии позволили Международной ассоциации EAN разработать единый стандарт на маркировку грузовых пакетов.
  Как в свое время введение стандарта на поддоны, так и введение единого стандарта на маркировку грузовых пакетов в состоянии коренным образом изменить системы грузопереработки, резко повысить эффективность логистических процессов.
  Предложенный ассоциацией EAN стандарт предусматривает маркировку грузового пакета специальной этикеткой (рис. 55).
  Этикетка EAN для грузового пакета может содержать различную информацию. Однако ее основное назначение - нести на себе машиночитаемый код, позволяющий идентифицировать данную грузовую единицу.
 
 
 
  Рис. 55. Расположение стандартной этикетки EAN на грузовом пакете (размеры указаны в миллиметрах)
 
  Этот штриховой код располагают в части А. Формируется код в соответствии с символикой UCC/EAN-128. Этот тип кода позволяет объединить в одном штриховом коде информацию о товаре (то есть код EAN-13 содержащегося в грузовом пакете товара), информацию о сроках хранения, а также информацию, позволяющую однозначно идентифицировать данную грузовую единицу.
  В зоне В этикетки размещают данные о грузе в форме цифр и букв, которые могут быть введены в компьютер вручную.
  Информация, располагаемая в зоне С, определяется по усмотрению грузоотправителя. Здесь, например, может размещаться полное или сокращенное название фирмы или другие данные в виде цифр, рисунка или текста.
  Размеры стандартной этикетки 148 мм х 210 мм. Место расположения этикетки на грузовом пакете изображено на рисунке 55.
  Для того, чтобы в процессе грузопсреработки этикетка была постоянно видна оператору, ее наносят на все четыре боковые стороны пакета. При этом середина кода грузового пакета (основная часть кода) должна находиться на расстоянии 450 мм (±50 мм) от несущей поверхности, на которой уложен грузовой пакет, например, от поверхности полки стеллажа.
  Использование кода UCC/EAN-128 обеспечивает эффективное управление и контроль за логистическими процессами не только за счет идентификации грузовых пакетов, но и за счет возможности применения систем электронного обмена данными (EDI) на основе стандарта EANCOM.
  Преимущества применения этикетки EAN:
  • обеспечивается однозначная и простая идентификация поддона, во многом схожая с идентификацией потребительской упаковки кодом EAN-13. Серийный код транспортной упаковки (UCC/EAN-128) является своеобразным ключом, обеспечивающим доступ к информации, хранящейся в компьютере;
  • этикетка, нанесенная первоначально поставщиком поддона, может использоваться всеми без исключения участниками цепи "производитель - потребитель";
  • значительно облегчается процесс коммуникации между партнерами;
  • сканирование штриховых кодов обеспечивает быстрый и правильный ввод информации;
  • неоднократно снижается время обработки грузов на всех этапах.
 
 
  Вопросы для самоконтроля
 
 1. Сформулируйте определение понятий "информация", "информационная система".
 2. Дайте определение понятию "информационный поток". Приведите примеры информационных потоков.
 3. Покажите, как организация информационных потоков влияет на эффективность управления материальными потоками.
 4. Охарактеризуйте подсистемы, входящие в состав информационных систем.
 5. Назовите и охарактеризуйте виды логистических информационных систем.
 6. Перечислите и охарактеризуйте принципы, которые необходимо соблюдать при построении логистических информационных систем.
 7. Укажите, что означают отдельные разряды тринадцатизначного цифрового кола EAN-13.
 8. Какие возможности открывает в логистике использование технологии автоматизированной идентификации штриховых кодов?
 
 
 Глава 12
 ЗАПАСЫ В ЛОГИСТИКЕ
 
 12.1. ПОНЯТИЕ МАТЕРИАЛЬНОГО ЗАПАСА
 
  Понятие материального запаса является одним из ключевых в логистике. Взятое из природы сырье, прежде чем в виде готового изделия попасть к конечному потребителю, перемещается, соединяется с другими материалами, подвергается производственной обработке. Продвигаясь по материалопроводящей цепи сырье (а впоследствии полуфабрикат и готовый продукт) периодически задерживается, ожидая своей очереди вступления в ту или иную производственную или логистическую операцию.
  О б щ е п р и н я т а я ф о р м у л и р о в к а г л а с и т: материальные запасы - это находящиеся на разных стадиях производства и обращения продукция производственно-технического назначения, изделия народного потребления и другие товары, ожидающие вступления в процесс производственного или личного потребления.
  Если бы вся цепь участников, обеспечивающих превращение первичного сырья в изделия народного потребления и продвижения этих изделий, работала как единый механический конвейер, время ожидания можно было бы практически свести к нулю. Однако в реальной жизни обойтись без такого ожидания нельзя. Создание запасов всегда сопряжено с расходами. Перечислим основные виды затрат, связанных с созданием и содержанием запасов:
  - замороженные финансовые средства;
  - расходы на содержание специально оборудованных помещении;
  - оплата труда специального персонала;
  - постоянный риск порчи, хищения.
  Наличие запасов - это расходы. Однако отсутствие запасов - это тоже расходы, только выраженные в форме разнообразных потерь. К основным видам потерь, связанных с отсутствием запасов, относят:
  - потери от простоя производства;
  - потери от отсутствия товара на складе в момент предъявления спроса;
  - потери от закупки мелких партий товаров по более высоким ценам и др.
  Несмотря на то, что содержание запасов сопряжено с определенными затратами, предприниматели вынуждены их создавать, т. к. отсутствие запасов может привести к еще большей потери прибыли.
 
 
 12.2. ПРИЧИНЫ СОЗДАНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ ЗАПАСОВ
 
  Перечислим основные мотивы, которыми руководствуются предприниматели, создавая материальные запасы.
  Вероятность нарушения установленного графика поставок (непредсказуемое снижение интенсивности входного материального потока). В этом случае запас необходим для того, чтобы не остановился производственный процесс, что особенно важно для предприятий с непрерывным циклом производства.
  Возможность колебания спроса (непредсказуемое увеличение интенсивности выходного потока). Спрос на какую-либо группу товаров можно предсказать с большой долей вероятности. Однако прогнозировать спрос на конкретный товар гораздо сложнее. Поэтому, если не иметь достаточного запаса этого товара, не исключена ситуация, когда платежеспособный спрос не будет удовлетворен, то есть клиент уйдет с деньгами и без покупки.
  Сезонные колебания производства некоторых видов товаров. В основном это касается продукции сельского хозяйства. Например, урожай картофеля в России убирается в начале осени. Потоки же этого клубнеплода идут по товаропроводящим цепям круглый год. Следовательно, где - то должен накапливаться запас.
  Скидки за покупку крупной партии товаров также могут стать причиной создания запасов (некоторые наши соотечественники хранят дома сравнительно большие запасы продовольствия именно по этой причине).
  Спекуляция. Цена на некоторые товары может резко возрасти. Предприятие, сумевшее предвидеть этот рост, создаст запас с целью получения прибыли за счет повышения рыночной цены.
  Издержки, связанные с оформлением заказа. Процесс оформления каждого новою заказа сопровождается рядом издержек административного характера (поиск поставщика, проведение переговоров с ним, командировки, междугородние переговоры и т. п.). Снизить эти затраты можно сократив количество заказов, что равносильно увеличению объема заказываемой партии и, соответственно, повышению размера запаса.
  Возможность равномерного осуществления операций по производству и распределению. Эти два вида деятельности тесно взаимосвязаны между собой: распределяется то, что производится. При отсутствии запасов интенсивность материальных потоков в системе распределения колеблется в соответствии с изменениями интенсивности производства. Наличие запасов в системе распределения позволяет осуществлять процесс реализации более равномерно, вне зависимости от ситуации в производстве. В свою очередь, наличие производственных запасов сглаживает колебания в поставках сырья и полуфабрикатов, обеспечивает равномерность процесса производства.
  Возможность немедленного обслуживания покупателей. Выполнить заказ покупателей можно одним из следующих способов:
  - произвести заказанный товар;
  - закупить заказанный товар;
  - выдать заказанный товар немедленно из имеющегося запаса.
  Последний способ является, как правило, наиболее дорогим, так как требует содержания запаса. Однако в условиях конкуренции возможность немедленного удовлетворения заказа может оказаться решающей в борьбе за потребителя.
  Сведение к минимуму простоев производства из-за отсутствия запасных частей. Поломки оборудования, разнообразные аварии могут привести при отсутствии запасов деталей к остановке производственного процесса. Особенно это важно для предприятий с непрерывным процессом производства, так как в этом случае остановка производства может обойтись слишком дорого.
  Упрощение процесса управления производством. Речь идет о создании запасов полуфабрикатов на различных стадиях производственного процесса внутри предприятия. Наличие этих запасов позволяет снизить требования к степени согласованности производственных процессов на различных участках, а, следовательно, и соответствующие издержки на организацию управления этими процессами.
  Перечисленные причины свидетельствуют о том, что предприниматели, как в торговле, так и в промышленности вынуждены создавать запасы, так как в противном случае увеличиваются издержки обращения, то есть уменьшается прибыль. В то же время запас не должен превышать некоторой оптимальной величины, методы определения которой рассматриваются в параграфе 12.6.
 
 
 12.3. ВИДЫ МАТЕРИАЛЬНЫХ ЗАПАСОВ
 
  Как уже отмечалось, понятие запаса пронизывает все области материального производства, так как материальный поток на пути движения от первичного источника сырья до конечного потребителя может накапливаться в виде запаса на любом участке. Причем, управление запасами на каждом из участков имеет свою специфику.
  На пути превращения сырья в конечное изделие и последующего движения этого изделия до конечного потребителя создается д в а о с н о в н ы х в и д а з а п ас о в (рис. 56):
  О - запасы производственные;
  О - запасы товарные, каждый из которых в свою очередь делится на три вида:
  - запасы текущие;
  - запасы страховые;
  - запасы сезонные.
 
  Рис. 56. Основные виды материальных запасов
 
  Охарактеризуем каждый из названных видов запасов. Запасы производственные - запасы, находящиеся на предприятиях всех отраслей сферы материального производства, предназначенные для производственного потребления. Цель создания производственных запасов - обеспечить бесперебойность производственного процесса. Примером производственных запасов могут служить запасы материалов для производства обуви на складах снабжения обувной фабрики.
  Запасы товарные - запасы готовой продукции у предприятий-изготовителей, а также запасы на пути следования товара от поставщика к потребителю, то есть на предприятиях оптовой, мелкооптовой и розничной торговли, в заготовительных организациях и запасы в пути.
  Запасы товарные подразделяются, в свою очередь, на запасы средств производства и предметов потребления. Например, запасы готового металлопроката на складах службы сбыта металлургического комбината относятся к товарным запасам средств производства (металлопрокат подготовлен к реализации, однако пустит его в производство покупатель). Примером товарного запаса предметов потребления может служить запас готовой обуви на складе готовой продукции обувной фабрики.
  Как уже отмечалось, и производственные, и товарные запасы делят на текущие, страховые и сезонные.
  Запасы текущие - основная часть производственных и товарных запасов. Они обеспечивают непрерывность производственного или торгового процесса между очередными поставками.
  Запасы страховые - предназначены для непрерывного обеспечения материалами или товарами производственного или торгового процесса в случае различных непредвиденных обстоятельств, например, таких как:
  отклонения в периодичности и величине партий поставок от предусмотренных договором;
  возможных задержек материалов или товаров в пути при доставке от поставщиков;
  непредвиденного возрастания спроса.
  Запасы сезонные - образуются при сезонном характере производства, потребления или транспортировки. Примером сезонного характера производства может служить производство сельскохозяйственной продукции. Сезонный характер потребления имеет потребление бензина во время уборочной страды. Сезонный характер транспортировки обусловлен, как правило, отсутствием постоянно функционирующих дорог.
 
 
 12.4. НОРМИРОВАНИЕ ЗАПАСОВ
 
  Управление запасами заключается в решении двух основных задач:
  - определение размера необходимого запаса, то есть нормы запаса;
  - создание системы контроля за фактическим размером запаса и своевременным его пополнением в соответствии с установленной нормой.
  В данном параграфе рассмотрим вопросы нормирования запасов.
  Нормой запаса называется расчетное минимальное количество предметов труда, * которое должно находиться у производственных или торговых предприятий для обеспечения бесперебойного снабжения производства продукции или реализации товаров.
 
 
  * В производстве - сырье, материалы основные и вспомогательные, топливо, полуфабрикаты, запасные части для ремонта, инструменты; в торговле - товары и тара.
 
 
  При определении норм товарных запасов используют три группы методов: эвристические, методы технико - экономических расчетов и экономико-математические методы.
  Эвристические методы предполагают использование опыта специалистов, которые изучают отчетность за предыдущий период, анализируют рынок и принимают решения о минимально необходимых запасах, основанные, в значительной степени, на субъективном понимании тенденций развития спроса. В качестве специалиста может выступать работник предприятия, постоянно решающий задачу нормирования запасов. Используемый в этом случае метод решения задачи (из группы эвристических) называется опытно-статистическим.
  В том числе, если поставленная задача в области управления запасами достаточно сложна, может использоваться опыт не одного, а нескольких специалистов. Анализируя затем по специальному алгоритму их субъективные оценки ситуации и предлагаемые решения, можно получить достаточно хорошее решение, мало чем отличающееся от оптимального. Этот метод также относится к группе эвристических и носит название метода экспертных оценок.
  Метод технико-экономических расчетов. Сущность метода заключается в разделении совокупного запаса в зависимости от целевого назначения на отдельные группы, например, номенклатурные позиции (или ассортиментные позиции - в торговле). Далее для выделенных групп отдельно рассчитывается страховой, текущий и сезонный запасы, каждый из которых, в свою очередь, может быть разделен на некоторые элементы. Например, страховой запас на случай повышения спроса или нарушения сроков завоза материалов (товаров) от поставщиков. Метод технико-экономических расчетов позволяет достаточно точно определять необходимый размер запасов, однако трудоемкость его велика.
  Экономико-математические методы. Спрос на товары или продукцию чаще всего представляет собой случайный процесс, который может быть описан методами математической статистики. Одним из наиболее простых экономико-математических методов определения размера запаса является метод экстраполяции (сглаживания), который позволяет перенести темпы, сложившиеся в образовании запасов в прошлом, на будущее. Например, имея информацию о размере запасов за прошедшие четыре периода, на основе метода экстраполяции можно определить размер запасов на предстоящий период по формуле
  Y5 =0,5(2Y4+Yз-Y1),
  где Y1, Y3, Y4 - уровни запаса (в сумме, днях или процентах к обороту), соответственно, за первый, третий и четвертый периоды;
  Y5 - нормативный уровень запаса на предстоящий, пятый период.
  Прогноз уровня запасов для шестого периода (Y6) можно сделать, используя формулу
  Y6 =0,5(2Y5+Y4-Y2).
 
  Международная практика управления запасами свидетельствует, что темп роста запасов должен несколько отставать от темпа роста спроса. Математически это выглядит следующим образом:
 
 
  где Т3 - темп роста товарных запасов;
  То - темп роста спроса.
  Такое соотношение между запасами и спросом обеспечивает возможность ускорения оборачиваемости оборотных средств.
 
 12.5. СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ ЗА СОСТОЯНИЕМ ЗАПАСОВ
 
  Управление запасами, наряду с нормированием, предусматривает организацию контроля за их фактическим состоянием.
  Контроль за состоянием запасов - это изучение и регулирование уровня запасов продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления с целью выявления отклонений от норм запасов и принятия оперативных мер к ликвидации отклонений.
  Необходимость контроля за состоянием запасов обусловлена повышением издержек в случае выхода фактического размера запаса за рамки, предусмотренные нормами запаса. Контроль за состоянием запаса может проводиться на основе данных учета запасов, переписей материальных ресурсов, инвентаризаций или по мере необходимости.
  На практике применяются различные методы контроля. В настоящем параграфе рассмотрены два наиболее часто встречающихся метода. При первом методе период, через который предприятие направляет заказ поставщику, не меняется (система с фиксированной периодичностью заказа). Например, каждый понедельник менеджер фирмы просматривает остатки товаров и дозаказывает их до заранее определенной максимальной нормы. Сущность второго метода заключается в том, что как только запас какого либо товара достигнет заранее определенного минимального значения, этот товар заказывается. При этом размер заказываемой партии все время один и тот же (система с фиксированным размером заказа). Рассмотрим подробнее названные системы.
  Система контроля за состоянием запасов с фиксированной периодичностью заказа. Контроль состояния запасов по этой системе осуществляется через равные промежутки времени посредством проведения инвентаризации остатков. По результатам проверки составляется заказ на поставку новой партии товара.
  Размер заказываемой партии товара определяется разностью предусмотренного нормой максимального товарного запаса и фактического запаса. Поскольку для исполнения заказа, требуется определенный период времени, то величина заказываемой партии увеличивается на размер ожидаемого расхода за этот период. Размер заказываемой партии (Р) определяется по следующей формуле:
  P = Змакс - ( Зф - З t ) ,
  где Змакс - предусмотренный нормой максимальный запас;
  Зф - фактический запас на момент проверки;
  Зt - запас, который будет израсходован к течение размещения и выполнения заказа.
  Графически модель системы контроля за состоянием запаса с фиксированной периодичностью заказа представлена на рис. 57.
 
  Условные обозначения:
  Т - интервал времени, через который повторяется заказ (в
  нашем случае - 3 дня) - для данной системы
  величина постоянная;
  t - время, необходимое на размещение и выполнение
  заказа (в приведенном примере - 1 день);
  P1, Р2....Рi, - величина отдельного, i-го заказа;
  Змакс - предусмотренный нормой максимальный запас;
  Зф - фактический запас на момент проверки;
  Зt - запас, расходуемый за время t, необходимое
  для размещения и выполнения заказа;
  А - период времени с интенсивным спросом;
  В - период времени с нулевым запасом.
 
  Рис. 57. Система контроля за состоянием запасов с фиксированной периодичностью заказа
 
  Интенсивность спроса, характеризуемая углом наклона участков линии, описывающей изменение запасов, в этой модели является величиной переменной (угол наклона различных участков ломаной - неодинаков). А поскольку заказ осуществляется через равные промежутки времени, то величина заказываемой партии в разных периодах также будет различна. Естественно, применять эту систему можно тогда, когда, есть возможность заказывать партии, различные по величине (например, в случае применения контейнерной доставки заказываемого товара эта система неприменима). Кроме того, систему не применяют, если доставка или размещение заказа обходится дорого. Например, если спрос за прошедший период был незначителен, то заказ также будет незначителен, что допустимо лишь при условии несущественности расходов, связанных с выполнением заказа.
  Особенностью описываемой системы является также и то, что она допускает возникновение дефицита. Как видно из гpaфика, если спрос резко усилится (то есть график круто уйдет вниз - участок А), то запас закончится до наступления срока подачи заказа. Это означает, что система применима, когда возможные потери от дефицита для предприятия также несущественпы.
  Подводя итог, отметим, что система контроля за состоянием запасов с фиксированной периодичностью заказа применяется в следующих случаях:
  - условия поставки позволяют получать заказы различными по величине партиями,
 - - расходы по размещению заказа и доставка сравнительно невелика,
 - - потери от возможного дефицита сравнительно невелики.
  На практике по данной системе можно заказывать один из многих товаров, закупаемых у одного и того же поставщика, товары, на которые уровень спроса относительно постоянен, малоценные товары и т. д.
  Система контроля за состоянием запасов с фиксированным размером, заказа. В этой системе контроля за состоянием запасов размер заказа на пополнение запаса является величиной постоянной. Интервалы времени, через которые производится размещение заказа, в этом случае могут быть разные (рис. 58).
  Нормируемыми величинами в этой системе являются величина заказа, размер запаса в момент размещения заказа (так называемая точка заказа) и величина страхового запаса. Заказ на поставку размещается при уменьшении наличного запаса до точки заказа. Как следует из чертежа, после размещения заказа запас продолжает уменьшаться, так как заказанный товар привозят не сразу, а через какой - то промежуток времени t. Величина запаса в точке заказа выбирается такой, чтобы в нормальной, рабочей ситуации за время t запас не опустился ниже страхового. Если же спрос непредвиденно увеличится (линия графика резко пойдет вниз - участок А графика), или же будет нарушен срок поставки (t>1 - участок В графика), то начнет работать страховой запас (причины 2 и 3 образования страхового запаса, параграф 12.3). Коммерческая служба предприятия в этом случае должна принять меры, обеспечивающие дополнительную поставку. Как видим, данная система контроля предусматривает защиту предприятия от образования дефицита.
 
 
 
  Рис. 58. Система контроля за состоянием запасов с фиксированным размером заказа
 
  На практике система контроля за состоянием запаса с фиксированным количеством заказа применяется преимущественно в следующих случаях:
  - большие потери в результате отсутствия запаса;
  - высокие издержки по хранению запасов;
  - высокая стоимость заказываемого товара;
  - высокая степень неопределенности спроса;
  - наличие скидки с цены в зависимости .от заказываемого количества.
  Система с фиксированным размером заказа предполагает непрерывный учет остатков для определения точки заказа. При наличии широкой номенклатуры материалов (или ассортимента для торгового предприятия) необходимым условием применения системы является использование технологии автоматизированной идентификации штриховых кодов. Подробно возможности этой технологии раскрыты в главе 11.
  Рассматриваемую систему иногда называют "двухбункерной" (two-bin system), так как запас хранится как бы в двух складах-бункерах (на рис. 59 бункеры 1 и 2). Вначале удовлетворение спроса осуществляется из первого бункера (рис. 59а). Окончание запасов в этом бункере является точкой заказа. В этот момент для снабжения потребителя открывается второй бункер, одновременно поставщику направляется заказ (рис. 596). В момент прибытия заказанного товара во втором бункере должен оставаться запас не ниже страхового (рис. 59в). При распределении поступившего от поставщика заказа вначале полностью заполняется второй бункер. Оставшееся количество используется для заполнения первого.
  Данная модель позволяет наглядно представить себе текущий запас, так как здесь - это то количество запаса, которое физически вытекает из обоих бункеров, обеспечивая непрерывность производственного или торгового процессов между очередными поставками.
 
 
 
 12.6. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОПТИМАЛЬНОГО РАЗМЕРА ЗАКАЗЫВАЕМОЙ ПАРТИИ
 
  После того как сделан выбор системы пополнения запасов, необходимо количественно определить величину заказываемой партии, а также интервал времени, через который повторяется заказ.
  Оптимальный размер партии поставляемых товаров и, соответственно, оптимальная частота завоза зависят от следующих факторов:
  объем спроса (оборота);
  расходы по доставке товаров;
  расходы по хранению запаса.
  В качестве критерия оптимальности выбирают минимум совокупных расходов по доставке и хранению.
 
 
 
  Рис. 59. Двухбункерная система контроля за состоянием запасов
 
  И расходы по доставке и расходы по хранению зависят от размера заказа, однако характер зависимости каждой из этих статей расходов от объема заказа, разный. Расходы по доставке товаров при увеличении размера заказа очевидно уменьшаются, так как перевозки осуществляются более крупными партиями и, следовательно, реже. График этой зависимости, имеющей форму гиперболы, представлен на рис. 60.
  Расходы по хранению растут прямо пропорционально размеру заказа. Эта зависимость графически представлена на рис. 61.
 
 
 
  Рис. 60. Зависимость расходов на транспортировку от размера заказа
 
 
 
  Рис. 61. Зависимость расходов на хранение запасов от размера заказа
 
  Сложив оба графика, получим кривую, отражающую характер зависимости совокупных издержек по транспортировке и хранению от размера заказываемой партии (рис. 62). Как видим, кривая суммарных издержек имеет точку минимума, в которой суммарные издержки будут минимальны. Абсцисса этой точки Sопт дает значение оптимального размера заказа.
 
 
 
 
  Рис. 62. Зависимость суммарных расходов на хранение и транспортировку от размера закаэа. Оптимальный размер заказа S опт
 
  Задача определения оптимального размера заказа, наряду с графическим методом, может быть решена и аналитически. Для этого необходимо найти уравнение суммарной кривой, продифференцировать его и приравнять вторую производную к нулю. В результате получим формулу, известную в теории управления запасами, как формулу Уилсона, позволяющую рассчитать оптимальный размер заказа:
 
 
  где Sопт - оптимальный размер заказываемой партии;
  О - величина оборота;

<< Пред.           стр. 9 (из 12)           След. >>

Список литературы по разделу