<< Пред.           стр. 10 (из 12)           След. >>

Список литературы по разделу

  Ст- издержки, связанные с доставкой;
  Сх- издержки, связанные с хранением.
 
 
 
  Вопросы для контроля знаний
 
 1. Дайте определение понятию "материальный запас".
 2. Перечислите расходы, связанные с необходимостью содержания материальных запасов.
 3. Назовите основные причины, которые вынуждают предпринимателей создавать материальные запасы.
 4. Перечислите известные Вам виды материальных запасов.
 5. Охарактеризуйте методы нормирования материальных запасов.
 6. Опишите систему контроля за состоянием запасов с фиксированной периодичностью заказа.
 7. Опишите систему контроля за состоянием запасов с фиксированным количеством заказа.
 8. Приведите и объясните формулу для расчета оптимального размера заказываемой партии товаров.
 
 Глава 13
 СКЛАДЫ В ЛОГИСТИКЕ
 
 13.1. СКЛАДЫ, ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ВИДЫ
 
  С к л а д ы - это здания, сооружения и разнообразные устройства, предназначенные для приемки, размещения и хранения поступивших на них товаров, подготовки их к потреблению и отпуску потребителю.
  Склады являются одним из важнейших элементов логистических систем. Объективная необходимость в специально обустроенных местах для содержания запасов существует на всех стадиях движения материального потока, начиная от первичного источника сырья и кончая конечным потребителем. Этим объясняется наличие большого количества разнообразных видов складов.
  В широком диапазоне варьируются размеры складов: от небольших помещений, общей площадью в несколько сотен квадратных метров, до складов-гигантов, покрывающих площади в сотни тысяч квадратных метров.
  Различаются склады и по высоте укладки грузов. В одних груз хранится не выше человеческого роста, в других необходимы специальные устройства, способные поднять и точно уложить груз в ячейку на высоте 21 м и более.
  Склады могут иметь разные конструкции: размещаться в отдельных помещениях (закрытые), иметь только крышу или крышу и одну, две или три стены (полузакрытые). Некоторые грузы хранятся вообще вне помещений на специально оборудованных площадках, в так называемых открытых складах.
  В складе может создаваться и поддерживаться специальный режим, например, температура, влажность.
  Склад может предназначаться для хранения товаров одного предприятия (склад индивидуального пользования), а может, на условиях лизинга, сдаваться в аренду физическим или юридическим лицам (склад коллективного пользования или склад-отель).
  Различаются склады и по степени механизации складских операций: немеханизированные, механизированные, комплексномеханизированные, автоматизированные и автоматические.
  Существенным признаком склада является возможность доставки и вывоза грузи с помощью железнодорожного или водного транспорта. В соответствии с этим признаком различают пристанционные или портовые склады (расположенные на территории железнодорожной станции или порта), прирельсовые (имеющие подведенную железнодорожную ветку для подачи и уборки вагонов) и глубинные. Для того, чтобы доставить груз от станции, пристани или порта в глубинный склад, необходимо воспользоваться автомобильным или другим видом транспорта.
  В зависимости от широты ассортимента хранимого груза выделяют специализированные склады, склады со сметанным или с универсальным ассортиментом.
  Более подробно рассмотрим классификацию складов по признаку места в общем процессе движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя готовой продукции (рис. 63).
  По этому признаку склады можно разделить на две о с н о в н ы е г р у п п ы:
  1. Склады на участке движения продукции производственно-технического назначения.
  2. Склады на участке движения товаров народного потребления.
  В свою очередь, первая группа складов подразделяется на склады готовой продукции предприятий-изготовителей, склады сырья и исходных материалов предприятий-потребителей продукции производственно-технического назначения и склады сферы обращения продукции производственно-технического назначения.
 
 
 
 
  Рис. 63. Классификация складов по признаку места в общем процессе движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя готовой продукции
 
  Склады второй группы подразделяются на склады предприятий оптовой торговли товарами народного потребления, находящиеся в местах производства, этих изделий, и склады, находящиеся в местах их потребления. Склады торговли в местах производства принадлежат так называемым выходным оптовым базам. Склады в местах потребления - торговым оптовым базам.
  Принципиальная схема прохождения материального потока через цепь складов различных предприятий приведена на рис. 64.
 
 
  Рис. 64. Принципиальная схема цепи складов на пути материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя
 
 
 13.2. ФУНКЦИИ СКЛАДОВ
 
  Совокупность работ, выполняемых на различных складах, примерно одинакова. Это объясняется тем, что в разных логистических процессах склады выполняют следующие схожие функции:
  - временное размещение и хранение материальных запасов;
  - преобразование материальных потоков;
  - обеспечение логистического сервиса в системе обслуживания.
  Любой склад обрабатывает, по меньшей мере, т р и в и д а материальных потоков: входной, выходной и внутренний.
  Наличие входного потока означает необходимость разгрузки транспорта, проверки количества и качества прибывшего груза. Выходной поток обусловливает необходимость погрузки транспорта, внутренний - необходимость перемещения груза внутри склада.
  Реализация функции временного хранения материальных запасов означает необходимость проведения работ по размещению грузов на хранение, обеспечению необходимых условий хранения, изъятию грузов из мест хранения.
  Преобразование материальных потоков происходит путем расформирования одних грузовых партий или грузовых единиц и формирования других. Это означает необходимость распаковки грузов, комплектования новых грузовых единиц, их упаковку, затаривание.
  Однако это лишь самое общее представление о складах. Любая из вышеперечисленных функций может изменяться в широких пределах, что сопровождается соответствующим изменением характера и интенсивности протекания отдельных логистических операций. Это, в свою очередь, меняет картину протекания всего логистического процесса на складе.
  Рассмотрим функции различных складов, встречающихся на пути движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя.
  На складах готовых изделий предприятий-изготовителей осуществляется складирование, хранение, подсортировка или дополнительная обработка продукции перед ее отправкой, маркировка, подготовка к погрузке и погрузочные операции.
  Склады сырья и исходных материалов предприятий-потребителей принимают продукцию, выгружают, сортируют, хранят и подготавливают ее к производственному потреблению.
  Склады оптово-посреднических фирм в сфере обращения продукции производственно-технического назначения, кроме перечисленных выше, выполняют также следующие функции:
  обеспечивают концентрацию товаров, подкомлектовку продукции, подборку ее в нужном ассортименте, организуют доставку товаров мелкими партиями как на предприятия-потребители, так и на склады оптовых посреднических фирм, осуществляют хранение резервных партий.
  Склады торговли, находящиеся в местах сосредоточения производства (выходные оптовые базы), принимают товары от производственных предприятий большими партиями, комплектуют и отправляют крупные партии товаров получателям, находящимся в местах потребления.
  Склады, расположенные в местах потребления (торговые оптовые базы), получают товары производственного ассортимента и, формируя широкий торговый ассортимент, снабжают ими розничные торговые предприятия.
 
 
 13.3. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СКЛАДСКИХ ОПЕРАЦИЙ
 
  Логистические функции складов реализуются в процессе осуществления отдельных логистических операций. В предыдущем параграфе показано, что функции разных складов могут существенно отличаться друг от друга. Соответственно будут различны и комплексы выполняемых складских операций. В широких пределах варьируются и способы выполнения однородных операций.
  В целом комплекс складских операций представляет собой следующую последовательность:
  - разгрузка транспорта;
  - приемка товаров;
  - размещение на хранение (укладка товаров в стеллажи, штабели);
  - отборка товаров из мест хранения;
  - комплектование и упаковка товаров;
  - погрузка;
 - - внутрискладское перемещение грузов.
 Остановимся на характеристике отдельных операций.
 Наиболее тесный технический и технологический контакт склада с остальными участниками логистического процесса имеет место при осуществлении операций с входным и выходным материальными потоками, т. е. при выполнении так называемых погрузочно-разгрузочных работ. Эти операции определяются следующим образом.
  Разгрузка - логистическая операция, заключающаяся в освобождении транспортного средства от груза. Погрузка - логистическая операция, заключающаяся в подаче, ориентировании и укладке груза в транспортное средство.
  Технология выполнения погрузочно-разгрузочных работ на складе зависит от характера груза, от типа транспортного средства, а также от вида используемых средств механизации.
  Различные варианты выполнения погрузочно-разгрузочных работ с тарно-штучными грузами приведены на рис. 65.
 
 
  Рис- 65. Различные варианты выполнения погрузочно-разгрузочных работ с тарно-штучными грузами: а, б, в - механизированным способом;
  г, д - с помощью средств малой механизации
  Следующей, существенной с точки зрения совокупного логистического процесса, операцией является приемка поступивших грузов по количеству и по качеству.
  Решения по управлению материальным потоком принимаются на основании обработки информационного потока, который не всегда адекватно отражает количественный и качественный состав материального потока. В ходе различных технологических операций в составе материального потока могут происходить несанкционированные изменения, которые носят вероятностный характер, такие, как порча и хищения грузов, сверхнормативная убыль и др. Кроме того, не исключены ошибки персонала поставщика при формировании партий отгружаемых товаров, в результате которых образуются недостачи, излишки, несоответствие ассортиментного состава.
  В процессе приемки происходит сверка фактических параметров прибывшего груза с данными товарносопроводительных документов. Это дает возможность скорректировать информационный поток.
  Проведение приемки на всех этапах движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя позволяет постоянно актуализировать информацию о его количественном и качественном составе.
  На складе принятый по количеству и качеству груз перемещается в зону хранения. Тарно-штучные грузы могут храниться в стеллажах или в штабелях. Некоторые способы укладки гpyзов на хранение приведены на рис. 66.
  Следующая операция - отборка товаров из мест храпения может производиться двумя основными способами:
  - отборка целого грузового пакета:
  - отборка части пакета без снятия поддона.
  Эта операция может выполняться с разной степенью механизации. На рис. 66г изображена операция отборки с помощью средств малой механизации, на рис. 66 а, б, в - механизированная отборка.
  В высотных складах тарно-штучных грузов отборщик в специальном стеллажном подъемнике передвигается вдоль ячеек стеллажа, отбирая необходимый товар. Такие склады называют с т а-
  т и с т и ч е с к и м и.
  Другой вариант отборки реализуется в так называемых высотных динамических складах, здесь стеллажный подъемник автоматически подается к ячейке с необходимым грузом. С помощью телескопического вилочного захвата грузовой пакет вынимается из места хранения и транспортируется к рабочему месту отборщика. Необходимое количество груза отбирается, остальное подается назад в место хранения.
 
 
  Рис. 66. Выполнение различных операций в зоне хранения:
  а, б, в - механизированным способом;
  г - с помощью средств малой механизации
  Максимальная высота статических складов составляет обычно 12 м. Длина стеллажей выбирается произвольно, но считается оптимальным соотношение 1:5.
  Динамические склады обычно крупнее статических. Высота стеллажей 16 - 24 м, но может достигать и 40 м. Длина вплоть до 150 м.
 
 
 13.4. ГРУЗОВАЯ ЕДИНИЦА - ЭЛЕМЕНТ ЛОГИСТИКИ
 
  Одним из ключевых понятий логистики является понятие грузовой единицы. Г р у з о в а я е д и н и ц а - некоторое количество грузов, которые погружают, транспортируют, выгружают и хранят как единую массу.
  Грузовая единица - это тот элемент логистики, который своими параметрами связывает технологические процессы участников логистического процесса в единое целое, формироваться грузовая единица может как на производственных участках, так и на складах.
  Существенными характеристиками грузовой единицы являются следующие:
  - размеры грузовой единицы;
  - способность к сохранению целостности, а также первоначальной геометрической формы в процессе разнообразных логистических операций,
  Размеры грузовых единиц, а также оборудования для их погрузки, транспортировки, разгрузки и хранения должны быть согласованы между собой. Это позволяет эффективно использовать материально-техническую базу участников логистического процесса на всех этапах движения материального потока.
  В качестве основания, платформы для формирования грузовой единицы используются стандартные поддоны размером 1200х800 и 1200х1000 мм. Любой груз, упакованный в стандартную транспортную тару, можно рационально уложить на этих поддонах. Это достигается унификацией размеров транспортной тары.
  В логистике применяется разнообразная материально-техническая база. Для того чтобы она была соизмерима, используют некоторую условную единицу площади, так называемый базовый модуль. Этот модуль представляет собой прямоугольник со сторонами 600х400 мм, который должен укладываться кратное число раз на площади грузовой платформы транспортного средства, на рабочей поверхности складского оборудования и т. п.
  Использование единого модуля позволяет привести в гармоническое соответствие размеры материально технической базы на всем пути движения материального потока, начиная от первичного источника сырья, вплоть до конечного потребителя (рис. 67).
  На основании базового модуля разработана единая система унифицированных размеров транспортной тары. Принцип создания этой системы заключается в том, что площадь поддона разделяют на сетку кратных поддону размеров, которые определяют наружные и внутренние размеры транспортной тары. Отдельные варианты схем размещения транспортной тары на поддонах приведены на рис. 68.
 
 
  Рис. 67. Принципиальная схема использования основного модуля на разных стадиях логистического процесса
 
  Способность грузовой единицы сохранять целостность в процессе выполнения логистических операций достигается пакетированием. Пакетирование - это операция формирования на поддоне грузовой единицы и последующее связывание груза и поддона в единое целое.
  Пакетирование обеспечивает:
  - сохранность продукта на пути движения к потребителю;
  - возможность достижения высоких показателей эффективности при выполнении погрузочно-разгрузочных и транспортно складских работ за счет их комплексной механизации и автоматизации;
 
 
  Рис. 68. Примеры размещения транспортной тары различного размера на поддоне 1200х800 мм (в плане):
  а) тары прямоугольного сечения;
  б) тары круглого сечения
 
  максимальное использование грузоподъемности и вместимости подвижного состава на всех видах транспорта;
  - возможность перегрузки без переформирования;
  - безопасность выполнения погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ.
  На практике применяют различные методы пакетирования грузовых единиц, такие как обандероливание стальными или полиэтиленовыми лентами, веревками, резиновыми сцепками, клейкой лентой и др.
  Одним из наиболее прогрессивных методов формирования грузовых единиц является пакетирование грузов с помощью термоусадочной пленки. Остановимся подробнее на преимуществах этого метода.
  1. Высокая степень сохранности грузов.
  Грузовой пакет, обандероленный термоусадочной пленкой, имеет повышенную устойчивость. Не вызывает разрушения пакета даже его наклон под углом до 35 градусов (рис. 69). В результате уменьшаются потери при транспортировке, увеличивается безопасность работы с грузом.
 
  Рис. 69. Повышенная устойчивость грузового пакета, обандероленного термоусадочной пленкой
 
  Грузы в термоусадочной пленке защищены от пыли, грязи и влаги и могут противостоять атмосферным условиям до двух месяцев. Снижается возможность хищения грузов, так как любое нарушение упаковки сразу становится заметным.
  2. Возможность пакетирования грузов различных размеров и формы.
  Упаковывать в термоусадочную пленку можно кирпич, бакалейные товары, книги, металлические детали неправильной формы и многое другое.
  3. Сравнительно низкие затраты труда.
  При использовании автоматического и полуавтоматического оборудования затраты труда на пакетирование в термоусадочную пленку в 3 - 4 раза меньше затрат труда на пакетирование с помощью стальной ленты.
  Кроме того, хранящаяся в стеллаже обандероленная пленкой грузовая единица, может быть вскрыта для отборки части пакета. При этом целостность грузовой единицы не нарушается, что также дает экономию рабочего времени: не требует повторной упаковки груза.
 
 
  Вопросы для контроля знаний
 
 1. Приведите классификацию складов по признаку места в общем процессе движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя готовой продукции.
 2. Кратко охарактеризуйте функции различных складов, которые материальный поток проходит на пути от первичного источника сырья до конечного потребителя.
 3. Назовите основные логистические (технологические) операции, выполняемые на складах с материальным потоком. Дайте краткую характеристику каждой операции.
 4. Дайте определение понятию "грузовая единица".
 5. Что такое базовый модуль, его размеры?
 6. Как размеры базового модуля влияют на размеры транспортной тары?
 7. Перечислите методы пакетирования грузовых единиц.
 8. Назовите преимущества пакетирования грузов с помощью термоусадочной пленки.
 Глава 14 СЕРВИС В ЛОГИСТИКЕ
 14.1. ПОНЯТИЕ ЛОГИСТИЧЕСКОГО СЕРВИСА
 
  В условиях "рынка покупателя" продавец вынужден строить свою деятельность исходя из покупательского спроса. При этом спрос не ограничивается спросом на товар. Покупатель диктует свои условия также и в области состава и качества услуг, оказываемых ему в процессе поставки этого товара.
  Услуга, в общем понимании этого термина, означает чье-либо действие, приносящее пользу, помощь другому. Работа, по оказанию услуг, т. е. по удовлетворению чьих-нибудь нужд, называется сервисом.
  Природа логистической деятельности предполагает возможность оказания потребителю материального потока разнообразных логистических услуг. Логистический сервис неразрывно связан с процессом распределения и представляет собой комплекс услуг, оказываемых в процессе поставки товаров.
  Объектом логистического сервиса являются различные потребители материального потока (рис.32.1.). Осуществляется логистический сервис либо самим поставщиком, либо зкспедиторской фирмой, специализирующейся в области логистического обслуживания.
  Все работы в области логистического обслуживания можно разделить на т р и о с н о в н ы е г р у п п ы :
  • предпродажные, т. е. работы по формированию системы логистического обслуживания;
  • работы по оказанию логистических услуг, осуществляемые в процессе продажи товаров;
  • послепродажный логистический сервис.
  До начала процесса реализации работа в области логистического сервиса включает в себя, в основном, определение политики фирмы в сфере оказания услуг, а также их планирование.
  В процессе реализации товаров могут оказываться разнообразные логистические услуги, например:
  - наличие товарных запасов на складе;
  - исполнение заказа, в том числе подбор ассортимента, упаковка, формирование грузовых единиц и другие операции;
  - обеспечение надежности доставки;
 - - предоставление информации о прохождении грузов.
  Послепродажные услуги - это гарантийное обслуживание, обязательства по рассмотрению претензий покупателей, обмен и т. д.
 
 14.2. ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЛОГИСТИЧЕСКОГО СЕРВИСА
 
  Потребитель при выборе поставщика принимает во внимание возможности последнего в области логистического сервиса, т. е. на конкурентоспособность поставщика влияет ассортимент и качество предлагаемых им услуг. С другой стороны, расширение сферы услуг сопряжено с дополнительными затратами.
  Широкая номенклатура логистических услуг и значительный диапазон, в котором может меняться их качество, влияние услуг на конкурентоспособность фирмы и величину издержек, а также ряд других факторов подчеркивают необходимость для фирмы иметь точно определенную стратегию в области логистического обслуживания потребителей.
  Рассмотрим последовательность действий, которые позволяют сформировать систему логистического сервиса.
  Сегментация потребительского рынка, т. е. его разделение на конкретные группы потребителей для каждой из которых могут потребоваться определенные услуги в соответствии с особенностями потребления.
 
  Определение перечня наиболее значимых для покупателей ycлуг.
 
 
  Ранжирование услуг, входящих в составленный перечень. Сосредоточение внимания на наиболее значимых для покупателей услугах.
 
 
  Определение стандартов услуг в размере отдельных сегментов рынка.
  Оценка оказываемых услуг, установление взаимосвязи между уровнем сервиса и стоимостью оказываемых услуг, определение уровня сервиса, необходимого для обеспечения конкурентоспособности компании.
 
 
  Установление обратной связи с покупателями для обеспечения соответствия услуг потребностям покупателей.
  Сегментация потребительского рынка может осуществляться по географическому фактору, по характеру сервиса или по какому-либо иному признаку. Выбор значимых для покупателей услуг, их ранжирование, определение стандартов услуг можно осуществить, проводя различные опросы. Оценка оказываемых услуг осуществляется различными способами. Например, уровень надежности поставки можно измерить долей поставленных в срок партий. Метод интегральной оценки логистическою сервиса рассматривается в следующем параграфе.
  Ресурсы компании концентрируются ни предоставлении покупателям выявленных, наиболее важных для них услуг.
 
 14.3. УРОВЕНЬ ЛОГИСТИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
 
  Важным критерием, позволяющим оценить систему сервиса, как с позиции поставщика, так и с позиции получателя услуг, является уровень логистического обслуживания.
  Расчет данного показателя выполняют по следующей формуле:
  ? = m Х 100%
  M
  где ? - уровень логистического обслуживания;
  M - количественная оценка теоретически возможного объема логистического сервиса;
  m - количественная оценка фактически оказываемого объема логистического сервиса.
 
  Для оценки уровня логистического обслуживания выбираются наиболее значимые виды услуг, то есть услуги, оказание которых сопряжено со значительными затратами, а неоказание - с существенными потерями на рынке. Приведем два варианта расчета величины данного показателя.
  Вариант 1. Рассмотрим в качестве примера оптовое пред приятие, торгующее запасными частями к автомобилям определенной марки. Допустим, что общий список (номенклатура) запасных частей для автомобилей данной марки содержит 2000 видов, из которых на предприятии постоянно имеются 500 видов. Тогда уровень обслуживания можно рассчитать как отношение максимально возможного количества видов запасных частей к количеству видов, фактически имеющемуся в продаже:
 
  ? = 500 Х 100% = 25%
  2000
 
  Для того чтобы повысить значение данного показателя, необходимо понести дополнительные расходы в связи с увеличением запаса, применением более совершенной системы управления, а также по ряду других причин. С другой стороны, в нашем случае повышение уровня обслуживания будет означать расширение ассортимента. Реакцию рынка, на подобную стратегию торговца в свое время образно показал А. Райкин: "Обувь, черный верх - белый низ, есть? - Есть!. Белый верх - черный низ, есть? - Есть!"... "ТОВАРОВЕД - УВАЖАЕМЫЙ ЧЕЛОВЕК". Сегодня (как, впрочем и тогда) "уважение рынка" - это дополнительная прибыль.
  Вариант 2. Уровень обслуживания можно оценивать также и сопоставляя время на выполнение фактически оказываемых в процессе поставки логистических услуг со временем, которое необходимо было бы затратить в случае оказания всего комплекса возможных услуг в процессе той же поставки. Расчет выполняют по следующей формуле: *
 
 
 
  * Данный метод количественной оценки уровня логистического обслуживания описан в работе Смехова А. А. Введение в логистику М.: Транспорт, 1993.
 
 
 
 где N - количество услуг, которое теоретически может быть оказано;
  n - фактическое количество оказываемых услуг;
  ti время на выполнение i-той услуги.
 
 
 
  Таким образом,
 
 
 - - суммарное время, фактически затрачиваемое на оказание услуг, а
 
 
 
 
 - - время, которое теоретически может быть затрачено на выполнение всего комплекса возможных услуг.
 
 
 
  На рис. 70 показана зависимость расходов на сервис от величины уровня обслуживания.
 
 
 
  Рис. 70. График зависимости затрат на обслуживание от величины уровня обслуживания
 
  Начиная от 70% и выше затраты сервиса растут экспоненциально * в зависимости от уровня обслуживания, а при уровне обслуживания 90%, и выше сервис становится невыгодным.
 
  * Экспонента (экспотенциальная функция), функция у=ех , в которой независимая переменная (в данном случае уровень обслуживания) является показателем степени, в основании которой лежит число e » 2,7.
 
  Специалисты подсчитали, что при повышении уровня обслуживания от 95 до 97% экономический эффект повышается на 2%, а расходы возрастают на 14% [ 42, с. 72 ].
  С другой стороны, снижение уровня обслуживания ведет к увеличению потерь, вызванных ухудшением качества сервиса. Эта зависимость также может быть представлена графически (рис. 71).
 
 
 
 
  Рис. 71. График зависимости потерь, вызванных ухудшением обслуживания, от величины уровня обслуживания
 
  Таким образом, рост конкурентоспособности компании, вы званный ростом уровня обслуживания, сопровождается, с одной стороны, снижением потерь на рынке, а с другой - повышением расходов на сервис. Задача логистической службы заключается в поиске оптимальной величины уровня обслуживания.
  Графически оптимальный размер уровня сервиса можно определить, построив суммарную кривую F3 , отражающую поведение затрат и потерь в зависимости от изменения уровня обслуживания (рис. 72).
 
 
 
 Рис. 72. График зависимости затрат и потерь от величины уровня обслуживания (функция F 3)
 
 14.4. КРИТЕРИИ КАЧЕСТВА ЛОГИСТИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
 
  Для оценки качества логистического обслуживания применяют следующие критерии:
  - надежность поставки;
  - полное время от получения заказа до поставки партии товаров;
  - гибкость поставки;
  - наличие запасов на складе поставщика;
  - возможность предоставления кредитов, а также ряд других.
  Охарактеризуем первые из трех названных критериев.
  Надежность поставки. В общем случае под надежностью понимают комплексное свойство системы, заключающееся в ее способности выполнять заданные функции, сохраняя свои характеристики в установленных пределах.
  Надежность поставки - это способность поставщика соблюдать обусловленные договором сроки поставки в установленных пределах. Надежность поставки определяется надежностью соблюдения сроков выполнения отдельных видов работ, которые включает в себя процесс поставки.
  Существенным фактором, влияющим на надежность поставки, является наличие предусмотренных договором обязательств (гарантий), в силу которых поставщик несет ответственность в случае нарушения сроков поставки.
  Полное время от получения заказа до поставки партии товаров в к л ю ч а е т в с е б я:
 - время оформления заказа:
 - время изготовления (это время добавляется к сроку поставки, если заказанные товары сначала должны быть еще и изготовлены):
 - время упаковки:
 - время отгрузки;
 - время доставки.
  Соблюдение указанного в договоре срока поставки зависит от того, насколько точно выдерживаются перечисленные выше составляющие этого срока. Например, может случиться, что полученный заказ будет лежать без движения. Могут не соблюдаться запланированные сроки изготовления товара или заявленные экспедитором сроки транспортировки.
  Гибкость поставки - означает способность поставляющей системы учитывать особые положения (или пожелания) клиентов. Сюда относят:
  - возможность изменения формы заказа;
  - возможность изменения способа передачи заказа;
  - возможность изменения вида тары и упаковки;
  - возможность отзыва заявки на поставку;
  - возможность получения клиентом информации о состоянии его заказа;
 - - отношение к жалобам при некомплектных поставках.
  Соотношение значимостей отдельных показателей может меняться. Например, в условиях дефицита платежных средств в Российской Федерации высокое значение имеет предоставление кредитов. В то же время в странах с развитой рыночной экономикой наиболее значимым показателем является надежность поставки.
 

<< Пред.           стр. 10 (из 12)           След. >>

Список литературы по разделу