<< Пред. стр. 6 (из 8) След. >>
Безусловно, учет этих тенденций на практике подразумевает, что не все они одинаково важны для конкретного населенного пункта или конкретного предприятия. Например, издержки на факторы производства будут, очевидно, и дальше играть решающую роль при изготовлении трудоемкой конечной продукции или для молодых предприятий с высокой потребностью в капитале.В аспекте конкретных регионов более высокую значимость будут иметь те факторы, которые характерны для отраслей специализации регионального социально-экономического комплекса.
В более общем плане вес фактора будет зависеть от его способностей локализоваться и быть мобильным: наиболее привязанными к территории будут факторы с сильной концентрацией и немобильные (рис. 11.1).
Итак, управленческому звену предприятий и организаций, работникам территориальных подразделений по экономике и прогнозированию, финансам, промышленной и инвестиционной политике необходимо адекватно оценивать реальные факторы размещения производительных сил, постоянно и своевременно улавливая современные тенденции.
Мобильность Локализация концентрированные дисперсные Немобильные Агломерационные преимущества, высокоспециализированная инфраструктура предприятия Неспециализированная инфраструктура, местные коммунальные земельные участки Маломобильные Высококвалифицированные трудовые ресурсы, внутрифирменное ноу-хау Неквалифицированные трудовые ресурсы Высокомобильные Специализированная информация Неспециализированная информация, банковский капитал по нормальным условиям Рис. 11.1. Примеры пространственной дифференциации факторов размещения
Из всей совокупности факторов выделяются главные, действующие в конкретном регионе и/или преимущественно воздействующие на выбор месторасположения конкретного предприятия.
Актуальным требованием становится жесткая работа по анализу и позитивному влиянию на мягкие факторы размещения. Заинтересованные в этом региональные и муниципальные органы власти и управления подталкиваются к долговременной деятельности по улучшению производственной, социальной, институциональной и экологической инфраструктур региона, созданию и поддержанию его имиджа как средства привлечения инвестиций. Иными словами, регион из места реализации маркетинговых решений хозяйствующих субъектов сам превращается в продукт, сбываемый на рынке. Соответственно, ответ на вопрос: как это лучше сделать? - дает новое направление на стыке маркетинга и экономики региона - маркетинг регионов.
Рис. 11.2. Организационные формы индустриальных систем
Контрольные вопросы
1.Что характеризуют факторы социально-экономического развития и конкурентоспособности регионов?
2. Что понимается под жесткими факторами?
3.Что понимается под мягкими факторами? Какие мягкие факторы вы можете назвать?
4. Какие новые тенденции существуют сегодня в соотношении отдельных факторов?
12. МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКОЙ
12.1. Общая характеристика методов управления
Методы управления - важнейший элемент в механизме использования объективных законов рынка. Качество и эффективность управленческой деятельности во многом зависят от применяемых методов управления.
Метод управления - это способ целенаправленного воздействия на организацию с целью достижения поставленных перед ней задач.
Сложность, изменчивость объекта управления определяет и многообразие используемых методов.
Различают общие и специальные методы управления, которые реализуются через изучение объекта управления во времени и пространстве, в тесной взаимосвязи и взаимообусловленности с другими объектами, с учетом этнопсихологии населения и т.д. В связи с внедрением компьютеров, электронных вычислительных машин, возникшей потребностью объективного и быстрого обоснования принимаемых решений все чаще используются специальные методы экономического моделирования.
12.2. Классификация методов управления
Классификация включает следующие методы управления:
• административные (организационно-распорядительные);
• экономические;
• социально-психологические;
• воспитательные и др.
Такое деление методов в известной мере условно, так как абсолютно четко обособить каждый из них не представляется возможным: они взаимопроникают и имеют немало общих черт, то же время присущие им различия в способах воздействия на объекты управления позволяют рассматривать каждый из методов в отдельности.
Особую остроту проблема методов управления приобретает в обстановке перехода к рыночным отношениям. Важнейшими отличительными чертами создаваемой в России рыночной экономики является переход от преимущественно административных к преимущественно экономическим методам управления.
Административные методы. Деятельность по управлению невозможна без разумного применения административных методов (которые нередко называют организационно-административными или организационно-распорядительными). С их помощью формируются основные системы управления в виде устойчивых связей и отношений, положений, предусматривающих права и ответственность подразделений аппарата управления, отдельных работников.
Административные методы реализуются путем прямого воздействия руководителей, собственников на подчиненных. Оно может осуществляться на основе заключенных договоров, через административные приказы и распоряжения, различные положения, правила, нормативы и другие документы, организационно регламентирующие деятельность подчиненных лиц, их четкую работу, обеспечивающие надлежащую дисциплину и ответственность.
Формы и масштабы применения административных методов определяются задачами управляющего органа, уровнем организации производства, квалификацией и культурой работников, принимающих решения. Чем полнее представлены эти параметры, тем меньше потребности в административном вмешательстве.
В современных условиях применение административных методов предполагает предварительный анализ материалов, дающих полное, достоверное представление о состоянии управляемого объекта, и несовместимо с каким бы то ни было волюнтаризмом.
Экономические методы. Потребность в экономических методах управления закономерно и существенно возрастает, поскольку в условиях развития частного предпринимательства не всегда возможно и разумно решать с помощью директивного воздействия сложную совокупность задач удовлетворения растущих потребностей населения.
Сущность экономических методов - в воздействии на экономические интересы потребителя и работников с помощью цен, оплаты труда, кредита, прибыли, налогов и других экономических рычагов, позволяющих создавать эффективный механизм работы. Экономические методы основываются на использовании стимулов, предусматривающих заинтересованность и ответственность управленческих работников за последствия принимаемых решений и побуждающих работников добиваться инициативного осуществления поставленных задач без специальных на то распоряжений.
Особенности экономических методов управления состоят в том, что они:
• базируются на некоторых общих правилах поведения, дающих возможность маневрировать ресурсами, тогда как административные характеризуются конкретно-адресными заданиями, ориентированными на достижение целей управляемой системы путем формирования ее четкой структуры, создания условий для подготовки, принятия и реализации решений (хотя некоторые общие правила, касающиеся, например, методики разработки бизнес-планов, режима работы и другие, могут предусматриваться директивными актами);
• оказывают на производителей и потребителей косвенное воздействие, посредством системы отношений учитывают интересы коллектива и отдельных работников (административные методы по своей природе не способны столь полно и непосредственно ориентироваться на экономические интересы объектов управления);
• непременно предполагают самостоятельность предприятия на всех уровнях при одновременном возложении на него ответственности за принимаемые решения и их последствия (в отличие от административных методов, предполагающих значительную долю ответственности вышестоящих органов, принимающих решения);
• побуждают исполнителей к подготовке альтернативных решений и выбору из них наиболее соответствующих интересам коллектива (административные распоряжения большей частью однозначны, требуют обязательного, точного исполнения).
Экономические методы управления должны занять и неизбежно займут доминирующее положение. Это необходимо для обеспечения нормальных условий функционирования ассоциаций, союзов, предприятий в новых условиях хозяйствования. Одновременно сокращается число звеньев управления.
При умелом использовании экономических методов управляющие органы в условиях рынка легче преодолевают инертность в реализации своих задач, обусловленной отсутствием соответствующей экономической заинтересованности в оперативном удовлетворении меняющихся потребностей. Усиливается самоконтроль, до минимума снижается необходимость в административном контроле, который сосредоточивается, если в том есть потребность, конечных результатах обслуживания населения.
Чем шире применяются экономические методы, тем большее число вопросов решается непосредственно в основных звеньях управления, ближе к источнику информации. В прошлом в условиях необоснованно широкого применения административных методов нередко на высоких уровнях управления принимались решения, которые по своему содержанию входили в компетенцию нижестоящих звеньев управления. В результате замедлялся процесс принятия решений и не обеспечивалась требуемая оперативность управления, снижались его компетентность и качество.
Использование системы экономических методов на государственных предприятиях даст должный эффект только в том случае, если принцип прибыльности ведения хозяйства будет охватывать все звенья организационной структуры управления, образуя замкнутую систему с распределением материальной ответственности между всеми ее звеньями.
12.3. Экономическое моделирование
В практике управления часто приходится решать задачи, связанные с изменением условий функционирования объекта. Подчас изменения системы управления в ходе различных экспериментов достигаются методами проб и ошибок, которые порой оборачиваются немалыми просчетами для потребителей. Нередко судьбу эксперимента определяют внешние условия функционирования объекта управления, не регулируемые им. Существенная часть внутренних факторов и внешних условий постоянно находится в развитии во времени и пространстве. В результате все сложнее становится без специальных методов, опираясь лишь на простые расчеты и тем более на интуицию, прогнозировать поведение объекта управления при переходе на рыночные механизмы хозяйствования, разрабатывать альтернативные решения.
Разрешение возникающих в связи с этим проблем в значительной мере облегчается благодаря экономическому моделированию. Процессы, поддающиеся количественному измерению, можно описать в виде экономических моделей, введя условные обозначения для составляющих их факторов и результатов. Рассчитав такие модели, легко использовать их для научно обоснованного управления объектом анализа, прогнозирования, распределения ресурсов и маневра ими, для контроля за эффективностью работы и реализации иных функций управления.
Административные и экономические методы управления имеют наряду с характерными отличиями и много общего. В практике управления они дополняют друг друга. Важно подчеркнуть, что административные решения - это не просто некие директивы, а решения, обоснованные с точки зрения их экономической целесообразности.
Эффективное повседневное применение в управлении предприятием экономических методов предполагает наличие объективных предпосылок и умений пользоваться такими инструментами рыночной экономики, как цены и налоги, кредиты и банковские ставки, котировки ценных бумаг.
Контрольные вопросы
1. Что такое методы управления?
2. Как классифицируются методы управления?
3. Чем характерны административные и экономические методы?
4. В чем различия и каковы возможности применения административных и экономических методов управления?
13. ВОСПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ПРОЦЕССЫ В РЕГИОНЕ
13.1. Территориальное разделение труда и воспроизводственный процесс на региональном уровне
Общественное разделение труда (ОРТ) - родовое понятие для форм общественной организации производства: концентрации, специализации, кооперирования и комбинирования. Все формы организации производительных сил взаимосвязаны и взаимообусловлены. Они позволяют наиболее рационально организовать производство, сокращают затраты живого и прошлого труда, сводят к минимуму отходы производства и потери сырья, уменьшают транспортные расходы. В конечном счете появляется возможность снижения общих издержек производства, роста его эффективности и прибыльности.
Общественное разделение труда обычно подразделяется на общее, частное и единичное. При этом первые два вида относятся к разделению труда внутри общества, а третий является формой организации трудовых процессов внутри предприятия. Такой подход дает возможность исследовать ОРТ по вертикали общественного производства. Остается, однако, в тени вторая сторона ОРТ, определяющая горизонтальные структуры общественных взаимосвязей, - территориальное разделение труда (ТРТ).
Территориальное разделение труда чаще всего рассматривается как процесс производственной специализации экономических районов и усиления межрайонной кооперации, обмена специализированной продукцией и услугами, как пространственное проявление разделения общественного труда вообще, обусловленное экономическими, социальными, природными, национально-историческими особенностями различных территорий и их географическим положением.
Выражаясь в закреплении отдельных отраслей за определенными территориями, территориальное разделение труда показывает степень экономической освоенности пространства, уровень развития производительных сил и интеграции страны.
Процесс территориального разделения труда предполагает выделение из хозяйственной деятельности различных ее видов и разновидностей, территориальное их обособление и связывание в единую хозяйственную систему.
Рассмотрим, как территориальное разделение труда влияет формы организации производства региона. Специфичность под углом ТРТ специализации состоит в сосредоточении в данных территориальных границах определенных производств, для развития которых именно в данной местности имеются благоприятные условия. Такими условиями могут быть: наличие природно-сырьевой и топливно-энергетической базы; обеспеченность необходимым капиталом; уровень квалификации и наличие рабочей силы; уровень социально-экономического развития территории и т.д. Например, для размещения крупных химических производств важны топливно-энергетический и сырьевой факторы, составляющие вместе до 90% издержек на производство продукции. Для специализации на производстве строительных материалов важно прежде всего правильная оценка рынка сбыта (т.е. потребительского фактора), поскольку велик удельный вес расходов на доставку продукции к потребителю.
При подетальной или технологической специализации в рамках отдельной территории закрепляются отдельные производства и системы предприятий; при предметной специализации - отдельные предприятия. При этом предприятия производят продукцию с наименьшими затратами в силу территориальной дифференциации природных, экономических и социальных условий. Появляется возможность не только удовлетворить собственные потребности территории, но и вывезти продукцию для обмена за ее пределы, получив одновременно нужную продукцию из других районов.
Территориальная кооперация, являясь по сути обратной стороной специализации, представляет собой единые скоординированные в масштабах территории действия товаропроизводителей, направленные на сбалансированное, комплексное развитие территории, всестороннее использование ее ресурсов. Она способствует сокращению нерациональных перевозок, уменьшению сроком поставок, в целом удешевляет производство продукции.
Пространственные ограничения концентрации производств носят двоякий характер. Во-первых, чрезмерной концентрации производства на определенной территории мешают глобальные факторы: уровень транспортных издержек, наличие сырьевой базы; во-вторых, играют роль и локальные факторы: ограниченный размер подходящей для хозяйственного освоения территории, отсутствие площадок под расширение предприятий.
Концентрация, будучи обусловленной специализацией, закономерно ведет к определенной локализации хозяйства, усиливает центростремительные тенденции в пределах территорий, что может вызвать как позитивные, так и негативные последствия. Если агломерационные эффекты дают неоспоримую экономию общественных затрат (например, при компактном размещении с общей инфраструктурой капиталовложения уменьшаются в среднем на 20%, объем выпуска продукции возрастает до 30% при экономии 30% территории), то чрезмерная территориальная концентрация сможет вызвать нежелательные последствия в размещении производительных сил и нарушить сбалансированность экономики территории. К числу таких последствий можно отнести разрыв между добывающими и обрабатывающими отраслями, зависимость трудоемких производств от размещения трудовых ресурсов, отставание обслуживающих и вспомогательных производств от специализированного, нарушение экологического равновесия и др.
Для комбинирования связь с территориальными границами фактически означает появление локальных территориально-производственных образований типа территориально-производственного объединения, комплекса. Комбинирование способствует возникновению технологического и территориального единства между предприятиями различных отраслей, расположенными на одной территории, а значит, и укрепляет ее целостность. Тем самым закладывается одна из основ территориальной интеграции труда.
В целом, чем более развиты концентрация, специализация, кооперирование и комбинирование, тем шире ограничивающие их территориальные рынки, и наоборот, расширение географических границ разделения труда способствует его углублению, поскольку возможности форм организации труда зависят от масштабов производства и рынка.
В период господства административно-командной экономики ключевым по отношению к ТРТ служило понятие единого народно-хозяйственного комплекса страны (ЕНХК), в рамках которого ТРТ определялось сверху и базировалось на жестком централизованном межрегиональном и межотраслевом перераспределении ресурсов. Каждый регион имел установленные задания по поставкам продукции внутри страны, реже - в страны СЭВ (международное социалистическое разделение труда), ещё реже - на мировой рынок.
При этом было бы неверно отрицать положительное влияние специализации, кооперирования, комбинирования, концентрации на расширение обменов продукцией и услугами. Проблема заключалась в том, что заданные путем властного административного вмешательства пропорции и направления специализации: консервировали сложившуюся производственно-технологическую структуру ЕНХК; не дублировались на микроуровне, т.е. между отдельными предприятиями и организациями; и как следствие, не способствовали повышению эффективности экономики в целом.
На этапе рыночных реформ процессы ТРТ характеризуют противоречивыми тенденциями. С одной стороны, они становятся на естественную экономическую основу. Поле специализации регионов объективно расширяется под влиянием дифференциации затрат на производство и реализацию товаров. С другой стороны, между регионами усиливаются, зачастую неоправданно, экономические и социальные различия, в частности между уровнями жизни населения. Кроме того, возникает опасность территориального монополизма, когда производство некоторых товаров сосредоточивается в ограниченном количестве субъектов Федерации. Данные тенденции требуют адекватного отражения в мерах региональной политики государства.
Так же, как и в целом ОРТ, ТРТ подразделяют на уровни, ответствующие в общей классификации общему, частному и единичному разделению труда, - международное и межрегиональное, внутрирегиональное, локальное разделение труда, т.е. разделение труда в рамках территории, не имеющей существенного значения.
Важно подчеркнуть, что если международное ТРТ служит основанием специализации отдельных стран, то межрегиональное - отдельных регионов внутри страны, внутрирегиональное - отдельных территорий в рамках региона, локальное - планирования конкретного производства и организации территории населенного пункта, землеустройства. В этом смысле виды ТРТ являются причиной образования соответствующих территориальных совокупностей, а само ТРТ - основой территориальной структуры общества.
Как отмечалось ранее, специализация территорий усиливает их взаимосвязи и прямо пропорциональна последним - степени обмена специализирующихся частей. Отсюда можно сделать вывод о непосредственном влиянии ТРТ (как и разделения труда вообще) на размер рынка. Границы, емкость, товарная номенклатура и другие характеристики рынка определяются в первую очередь устоявшимся во времени ТРТ. Однако это вовсе не означает некоей его незыблемости и отнюдь не исключает возможности перехода от одного вида рынка к другому. Например, под влиянием достижений НТП или изменения конъюнктуры специализированные в пределах области производства могут выйти на национальные и даже на международные рынки. При неблагоприятном стечении обстоятельств, напротив, возможны и обратные превращения.
В то же время конечно нельзя упускать из виду вторую сторону процесса, а именно влияние обмена на степень территориального и в целом - общественного разделения труда. Обмен, складывающийся между отдельными территориями различных размеров и потенциала, сначала случайный и несистематический, с течением времени приводит к устойчивой специализации территорий, работе их на определенный рынок. Степень межрегионального разделения труда при этом определяется размером национального рынка, международного - размером мирового рынка, внутрирегионального - размером регионального рынка и т.д. вплоть до отдельных населенных пунктов с их рынками в буквальном первоначальном смысле слова. В целом взаимосвязь территориальной структуры общественного хозяйства, видов ТРТ, собственности и видов рынка можно проследить на рис. 13.1.
Вид
ОРТ Вид
ТРТ Структура территории Вид рынка Форма
собственности Общее
Частное
Единичное Международное
Межрегиональное
Внутрирегиональное
Локальное Союзы государств
Государства
Регионы
Национальное
воспроизводство Мировой
Национальный
Региональный
Местный Крупная акционерная государственная
Региональная,
муниципальная, индивидуальная
Семейная, частная Рис. 13.1. Взаимодействие разделения труда, видов собственности и рынка
В современных условиях под воздействием НТР воспроизводство стало преимущественно интенсивным, значительно ускорились обновление и модернизация основного капитала на новой технической основе. На первый план выходит воспроизводство организационно-экономических и управленческих отношений, т.е. технологии и организации производства. Быстро развиваются инфраструктурные звенья общественного производства: транспорт, связь, информационное обслуживание, сфера бытовых и сервисных услуг, подготовка и переподготовка кадров.
Основная особенность унаследованной от прошлого структуры экономики - ее несбалансированность, имеющая множество форм проявления, которые можно рассматривать в двух аспектах: во-первых, как неравномерность в развитии отдельных сфер отраслей регионов, материализующихся в структуре совокупного общественного продукта; во-вторых, как неравномерность в техническом и технологическом оснащении различных отраслей и отдельных предприятий.
С точки зрения общих экономических закономерностей, регулирующих движение процесса воспроизводства, происходит интенсивное развитие сферы услуг на фоне спада промышленного производства и сельского хозяйства.
Анализ приведенных данных позволяет сделать следующие выводы.
1. Структура экономики России отличается весьма интенсивными переменами. Если суммировать положительные и отрицательные сдвиги по четырем основным секторам экономики, а затем рассчитать среднегодовое отклонение, то получим показатель коэффициента интенсивности структурных сдвигов. Народное хозяйство России по этому показателю побило все рекорды, достигнув значения 9,28, что в 8,2 раза больше, чем в развивающихся странах, и в 29,9 раза выше, чем в развитых странах.
2. Отрасли сектора личного потребления (сельское и лесное хозяйство, пищевая, легкая промышленность) имеют тенденцию к сокращению. Их доля упала с 24,4 до 14,0%. Еще более резкое падение - с 24,5 до 12,4% произошло в инвестиционном секторе (машиностроение и металлообработка, строительство).
3. Наибольший прирост (+22,9%) имеют отрасли сектора обращения и услуг (торговля, снабжение, сбыт, заготовки, транспорт, связь, услуги, управление). Это отражает определенную тенденцию в воспроизводственном процессе.
4. Воспроизводственная структура России в последнее время изменяется в сторону сближения со структурой воспроизводств развитых стран, но больше приближаясь к развивающимся странам.
5. С развитием отраслей сектора услуг происходит как экстенсивное, так и интенсивное формирование отечественного рынка услуг и прежде всего потребительского рынка.
Динамика изменения воспроизводственной структуры отечественной и, следовательно, региональной экономики в перспективе будет зависеть от действия многообразных и разнонаправленных факторов. Прогнозная оценка структурных сдвигов в период до 2020 г., выполненная Фондом фундаментальных исследований на основе использования многомерной воспроизводственно-цикличной модели и отчетных межотраслевых балансов, показывает, что при благоприятных условиях развития экономики доля сектора обращения и услуг будет снижаться (с 35 % до 23%), а доля сектора личного потребления будет расти (с 29% до 35%) (табл. 13.2).
Таблица 13.2
Прогнозная оценка динамики изменения воспроизводственной структуры
Воспроизводственный сектор и отрасль 2000 2005 2010 2020 Сектор личного потребления
(сельское хозяйство, пищевая, легкая промышленность, жилищно-коммунальное
хозяйство, просвещение, здравоохранение, культура)
29,0
31,0
33,0
35,0 Инвестиционный сектор
(наука, строительство, машиностроение, металлообработка)
17,0
21,0
24,0
26,0 Топливно-сырьевой сектор
(электроэнергетика / топливная, химическая, нефтехимическая, металлургическая, лесная промышленность)
19,0
8,0
17,0
16,0 Сектор обращения и услуг - всего 35,0 30,0 27,0 23,0 В том числе:
торговля, общественное питание, снабжение, сбыт, заготовки
11,0
10,0
9,0
8,0 транспорт и связь 9,0 9,0 8,0 7,0 финансы, кредит, страхование и управление 14,0 11,0 9,0 8,0
Составной частью воспроизводства (эколого-экономического) выступает воспроизводство природных ресурсов и среды обитания человека. Изменяется положение человека в системе общественных отношений. Развитие личности, повышение социальной активности человека становятся не только необходимым условием совершенствования производства, но одновременно его главной целью. На первый план среди критериев мотивации трудовой деятельности выходят умение аналитически мыслить, способность работать в коллективе, восприимчивость к новым идеям, творческие способности. По имеющимся оценкам, уже к концу 2000 г. не менее 70% экономического и социального эффекта обществом получено за счет интеллекта человека.
Все более значительную роль в процессе воспроизводства играют духовные факторы, культурные и нравственные ценности, политика и право. Образуя важную часть национального богатства, они становится составной частью эффективного труда, рациональной организации современного производства. Их учет необходим при принятии любых управленческих решений.
Перечисленные выше характерные черты современного воспроизводства свидетельствуют о приобретении им преимущественно социально-экономической направленности.
Процессы социально-экономического воспроизводства всегда тяготеют к определенной территории, имеют пространственную привязку. В самом деле, мы уже указывали на опережающий рост инфраструктурных отраслей, сферы услуг, образование межотраслевых комплексов. Но все они имеют в своей основе четко выраженные территориальные связи. На определенной территории локализуются процессы образования совокупного работника. Воспроизводство природных ресурсов и среды обитания человека также имеют естественные пространственные пределы.
Процессы удовлетворения личных и общественных потребностей закономерно объединяются на различном уровне: предприятие, отрасль и, что представляется для нас исключительно важным, регион, территория. Иными словами, экономические интересы людей имеют среди прочих и региональное (территориальное) измерение.
Таким образом, речь может идти о региональном аспекте социально-экономического воспроизводства или региональном воспроизводстве. Оно характеризуется следующими определяющими признаками.
1. Как и в масштабах экономики страны, воспроизводственный процесс представляет собой взаимосвязанное единство производства, распределения, обмена и потребления. Наличие всех фаз воспроизводственного цикла и их законченность во времени позволяют говорить о существовании регионального воспроизводства. Оно занимает свое четко обозначенное место в системе отношений общественного воспроизводства, занимая промежуточное положение между макро- и микроуровнями, соответствующими общественному производству и отдельно взятым хозяйствующим субъектам, и служа своего рода опосредствующим звеном между ними.
2. Процесс регионального воспроизводства носит открытый, незамкнутый характер. Его участники имеют между собой различные виды связей (в том числе производственные, трудовые, торговые, информационные, финансовые) как внутри, так и за пределами региона. Отсутствует жесткая зависимость между имеющимися в регионе ресурсами воспроизводства и его результатами, а также первичными доходами и уровнем потребления за счет возможного централизованного перераспределения средств.
3. Региональное воспроизводство имеет двоякий смысл, соответствующий двум важнейшим признакам региона: комплексности и специализации. В широком смысле региональное воспроизводство означает протекание воспроизводственных процессов общества на части его территории. Иными словами, любой уровень воспроизводства может быть назван региональным, потому что протекает на определенной территории.
В узком смысле термин "региональное воспроизводство" означает, что часть процессов общественного воспроизводства обособляется исключительно в пределах границ территории. В конечном счете региональное воспроизводство выполняет две основные функции: обеспечения воспроизводства продуктов специализации региона для хозяйства страны и обеспечения воспроизводства проживающего на его территории населения.
4. Важной особенностью регионального воспроизводства следует признать установление макротерриториальных, региональных и внутрирегиональных пропорций. Это, например, пропорции уровня жизни населения, структуры региональной продукции, межотраслевые экономические пропорции и др. Обеспечение пропорциональности хозяйства территории ведет к гармоничному, сбалансированному развитию экономики, повышает интенсивность внутритерриториальных связей и способствует тем самым образованию межотраслевых территориальных комплексов.
5. В зависимости от степени перераспределения результатов воспроизводства в масштабах страны по отдельным регионам выделяют суженный, эквивалентный и форсированный типы регионального воспроизводства.
6. Для регионального воспроизводства характерна определенная инерционность. Она связана с тем, что воспроизводство трех важнейших частей ресурсов региона - природных, рабочей силы и основных фондов - носит долговременный характер и выходит далеко за рамки годового цикла воспроизводства общественного продукта. Например, цикл воспроизводства населения составляет на сегодняшний день в России 25-35 лет в зависимости от конкретного региона.
Рассмотрим более подробно отдельные составные части процесса регионального воспроизводства: воспроизводство по факторам, основным фазам цикла, результатам.
К факторам производства в современной экономической литературе чаще всего относят: капитал, т.е. средства производства или инвестиционные ресурсы; землю и другие естественные ресурсы; рабочую силу (труд); предпринимательскую способность.
Оборот активной части основных фондов, прежде всего машин и оборудования, менее других факторов производства обособляется в рамках территории. В отраслях, производящих и потребляющих машины и оборудование, по сравнению с другими отраслями, наиболее развиты специализация и кооперирование, причем масштаб обмена производимой продукцией соответствует масштабу специализации. Под влиянием НТП зависимость воспроизводства этой части основных фондов от территориальных факторов еще более ослабевает, но тем не менее в ряде случаев достаточно заметна.
Так, накопленные на территории активные основные фонды предопределяют темпы роста выпускаемой продукции, амортизационные отчисления и опосредованно - величину прибыли и налоговых платежей, в том числе в местные бюджеты. В свою очередь изменения в уровне социально-экономического развития региона, его специализации немедленно сказываются на темпах и направлениях обновления активной части основных фондов.
В отличие от активной пассивная часть основных фондов имеет ярко выраженную территориальную привязку. Они могут быть произведены, распределены, обменены, потреблены только па определенной площадке, в определенном месте. Соответственно специализирующийся на их производстве сектор экономики (строительство) имеет в подавляющем большинстве случаев региональное значение (за исключением случаев узкоспециализированных, не массовых по характеру работы строительных организаций),
Обеспечивая непрерывность воспроизводственного процесса, оборотные фонды частично оборачиваются в регионе. Их обособление наталкивается на естественные пределы отсутствия нужных минерально-сырьевых ресурсов, слабость топливно-энергетической базы некоторых регионов, неэффективность мелких и средних комплектующих производств. В свою очередь объем и структура оборотных фондов региона влияют на развитие его инфраструктуры, на направленность и активность межотраслевых и межрегиональных связей.
К оборотным фондам примыкают фонды обращения, образующие денежно-финансовые ресурсы региона. Для них характерна высокая степень локализации при стабильной экономической ситуации. В случаях кризисных явлений в экономике территориальный разрыв, существующий между местом получения и местом реализации финансовых средств (отток их в другие регионы, за границу), может значительно возрастать.
Важнейший фактор производства - рабочая сила - большей частью воспроизводится в рамках отдельных региональных систем. Воспроизводство рабочей силы включает ее формирование, распределение по отраслям хозяйства, потребление, т.е. использование ее физиологически (способность к труду) и социально-экономически (развитие и совершенствование способности к труду, воспроизводство общественных условий функционирования рабочей силы). Полностью локализоваться циклу не дает механический прирост (убыль) населения в результате миграционных процессов.
Каждый регион располагает определенными условиями приложения труда с точки зрения набора отраслей, профессий, соотношения между возрастными группами работников, мужчинами и женщинами и т.д. Отсюда закономерно возникают разные условия для реализации способности к труду и его вознаграждению. Сказываются и другие факторы. Например, при расчете бюджета прожиточного минимума по регионам России установлено, что наибольшее влияние на его дифференциацию оказывают природно-климатические, демографические, селитебные особенности. Потребность организма в питании по калорийности в условиях холодного климата повышается в среднем на 20%. Почти в шесть раз различается по России показатель необходимых транспортных затрат. Даже разница в нормативах потребления основных продуктов питания составляет по зонам России от 10% для хлебопродуктов до 67% для картофеля и 64% для фруктов и ягод. Все это приводит к существенным региональным различиям в условиях воспроизводства рабочей силы. При этом низкая мобильность трудовых ресурсов априори обостряет ситуацию на региональных рынках труда.
Наличие естественных ресурсов служит одним из условий воспроизводства в целом и регионального в частности. Земля, водный и воздушный бассейн, леса, недра, животный и растительный мир и другие компоненты окружающей среды целиком или в основной своей части воспроизводятся в регионе и имеют многоцелевое значение. Они могут быть первичными ресурсами развития хозяйства (полезные ископаемые, ресурсы сельского хозяйства), условиями развития инфраструктуры (водные пути), вторичными ресурсами и техническими средствами. Сам человек также относится к части природы и поэтому должен стремиться к тому, чтобы представлять с ней одно целое, не нарушая качества используемых им ресурсов.
Интересен вопрос о региональных особенностях ведения предпринимательской деятельности. С одной стороны, нельзя отрицать универсального характера предпринимательских способностей. Умение организовать процесс производства, принимать управленческие решения, рисковать и получать прибыль одинаково ценится во всех регионах страны. С другой стороны, предпринимательские способности зависят не только от индивидуальных характеристик человека, но и от условий его жизни: условий труда, быта, отдыха, воспитания, общественной атмосферы.
Очевиден прогресс в реформировании одних регионов на фоне отставания других. Это можно объяснить помимо прочих объективных причин такими, как наличие или отсутствие особого территориального нравственного климата, моральной ориентации, нацеленных на предпринимательство. Устойчивая региональная политика по созданию благоприятного предпринимательского климата, общественное признание бизнеса, помощь начинающим предпринимателям, гарантии прав собственности вместе с использованием национальных традиций способны создать на территории стабильную мотивацию населения к предпринимательскому труду.
13.2. Особенности организации воспроизводственного процесса в регионе
Процесс регионального воспроизводства производственных ресурсов имеет три стадии: производство, распределение (перераспределение, обмен) и потребление (использование).
Региональное воспроизводство, исследуемое с позиций производительных сил как основы общественного развития, выступает в виде циклического процесса перехода производственных ресурсов региона от одной стадии движения к другой. Поэтому для выявления внутренней структуры процесса регионального воспроизводства целесообразно разделить его на ряд звеньев, каждое из которых отражало бы одну из стадий (фаз) движения производственных ресурсов: потребление, распределение и перераспределение (обмен, собственно воспроизводство).
Первая фаза тождественна процессу производства общественного продукта. Расходование ресурсов рабочей силы, средств и предметов труда составляет основное содержание производственного потребления и выражается в осуществлении затрат живого и овеществленного труда, направленных на получение полезной обществу продукции (материальных благ и услуг).
Данный процесс, в отличие от других фаз воспроизводства производственных ресурсов, полностью локализуется в рамках территории региона. Его структуру условно можно представить в виде двух стадий. На первой стадии происходит трансформация производственных ресурсов в затраты общественного труда, которые на второй стадии непосредственно воплощаются в готовую продукцию определенной меновой стоимости. Обе стадии протекают одновременно и составляют единый процесс производственного потребления. Однако различия между производственными ресурсами и затратами как экономическими категориями существуют, более того - носят принципиальный характер.
Например, ресурсы рабочей силы обычно выражаются в человеко-часах рабочего времени или численности занятых в материальном производстве. В то же время затраты живого труда отражает величина вновь созданной стоимости. Соответственно если средства производства измеряются через объем производственных фондов, то затраты овеществленного труда - через величину перенесенной стоимости. Один и тот же объем продукции можно получить, используя разное количество производственных ресурсов. Одинаковая величина затрат живого и овеществленного труда дает различный результат. Между объемами осуществленных в течение определенного периода затрат труда и вовлеченных в производство ресурсов практически никогда не наблюдается однозначного соответствия.
Затраты общественного труда на производство продукции в регионе определяют ее региональную стоимость, которая может сильно отличаться от общественно необходимых затрат труда. Соотношения между региональными и общественными затратами труда на производство продукции, выступающей объектом ввоза-вывоза, при полном удовлетворении спроса на нее покажет эффективность межрегионального обмена.
Используемый в регионе продукт формируется как за счет собственного производства и прямого межрегионального обмена, так и в результате поставок, осуществляемых путем централизованного перераспределения продукции. В ходе распределения и территориального перераспределения общественного продукта, произведенного в экономических районах, в каждом из них образуются фонды, в совокупности обеспечивающие воспроизводство региональных производственных ресурсов: фонд потребления, фонд накопления и фонд возмещения израсходованных средств производства.
В натуральном аспекте эти фонды отражают поступление из внутренних и внешних источников материальных благ и услуг, предназначенных для потребления в регионе (предметов потребления и средств производства). Они позволяют, как правило, не только возместить затраты живого и овеществленного труда, но и совершенствовать производственный аппарат, всесторонне развивать физические и духовные способности трудящихся и членов их семей. Поэтому в случае пропорционального производству роста фондов потребления, накопления и отчасти возмещения они могут рассматриваться в качестве результативных признаков регионального воспроизводства в целом.
Личное потребление выступает составной частью процесса регионального воспроизводства производственных ресурсов. Воспроизводство населения и трудовых ресурсов в регионе подкрепляется всей его социальной инфраструктурой, в том числе и ранее созданными фондами непроизводственной сферы. Немаловажное значение имеют также личные накопления трудящихся в виде как финансовых, так и материальных средств.
Однако потребление населением материальных и духовных благ и услуг может отчасти осуществляться и за пределами региона. Тем самым происходит скрытое перераспределение между регионами жизненных средств и услуг, а следовательно и финансовых ресурсов. Следует отметить также, что ресурсы рабочей силы подобно средствам производства вследствие своей миграционной подвижности подвержены непосредственному территориальному перераспределению и нередко используются не в том регионе, где были непосредственно воспроизведены (подготовлены).
Наряду с трудовыми ресурсами определенной квалификации результатом регионального воспроизводства являются средства и предметы труда. В число последних необходимо включать лишь те виды, которые используются (потребляются) в рассматриваемом регионе.
Помимо количественных параметров воспроизводственных ресурсов целесообразно учитывать и их качественные характеристики. Наиболее простым, хотя и весьма приблизительным способом обобщающей оценки качества производственных ресурсов является расчет коэффициентов эффективности их использования.
Знаменатель показателя эффективности воспроизводства производственных ресурсов региона может быть представлен как в затратном, так и ресурсном виде. В первом случае он будет соответствовать объему используемой в регионе продукции, воплотившей в себе затраты общественного труда, во втором - производственные ресурсы всего общества, стоящие за теми затратами труда и их продуктом. Второй подход позволяет дать только относительную характеристику уровня эффективности регионального воспроизводства (относительную величину ресурсоемкости воспроизводства производственных ресурсов региона). Однако получение такой оценки имеет большое значение для долгосрочного территориального планирования, так как показатели ресурсоемкости воспроизводства производственных ресурсов, с одной стороны, более объективно отражают влияние региональных условий и особенностей, а с другой - отличаются большей устойчивостью к конъюнктурному изменению цен.
Региональное воспроизводство подавляющего большинства основных видов производственных ресурсов обеспечивается затратами труда и расходом ресурсов всего общества. В меньшей степени это относится к природным ресурсам, которые практически не изменяют своего местоположения. Однако разведка полезных ископаемых, мероприятия по охране окружающей среды, восстановление лесных и земельных ресурсов в том или ином регионе зачастую требуют привлечения средств из других регионов страны. Поэтому можно считать, что воспроизводство даже природных ресурсов региона является результатом объединения усилий всех территориальных звеньев национального хозяйства. Эти ресурсы могут быть оценены в стоимостной форме, а именно в виде затрат общества на возмещение выбывших в процессе производства основных фондов, на текущее производственное потребление, производственное и непроизводственное накопление, на личное и общественное потребление в регионе. Вместе с тем в некоторых случаях такая оценка сопряжена с рядом проблем. Например, при определении эффективности воспроизводства в регионе основных производственных фондов простое отношение ввода фондов к затратам живого и овеществленного труда практически ничего не покажет, так как первая величина в условиях сложившейся системы ее измерения будет расти пропорционально второй - сметной стоимости строительства. Для учета региональной специфики в данном случае приходится использовать специальные коэффициенты удорожания строительно-монтажных работ и оборудования, которые достаточно сложно свести воедино.
Значительно шире область применения затратного способа оценки воспроизводственных расходов в тех случаях, когда результат процесса воспроизводства выражается в натуральных величинах: численности занятых, весовом объеме потребляемых материальных ресурсов и т.п. Однако более универсальной представляется все же ресурсная характеристика эффективности процесса воспроизводства региональных производственных ресурсов, при которой ведется учет не затрат труда на воспроизводство того или иного ресурса, а расхода на эти цели всей совокупности производственных ресурсов общества. На наш взгляд, такой подход в большей мере отвечает задаче поиска путей ускорения процесса интенсификации региональной экономики.
Последний этап движения производственных ресурсов завершается созданием и поддержанием на необходимом уровне потенциала их расширенного воспроизводства в регионе. Здесь речь идет о пяти важнейших предпосылках дальнейшего экономического роста региона: населении, природных ресурсах, основных производственных и непроизводственных фондах, финансовых ресурсах, производственных запасах. Они представляют собой основу формирования производственных ресурсов или собственно производственного потенциала региона: рабочей силы, средств и предметов труда. И вместе с тем названные элементы в определенном смысле могут рассматриваться как конечный результат регионального воспроизводства во всех его проявлениях, поскольку по своему объему они в значительной мере совпадают с национальным богатством в широком его понимании.
Реализация регионального потенциала расширенного воспроизводства производственных ресурсов протекает в условиях возможного межрайонного перераспределения населения и трудовых ресурсов, временного использования производственных мощностей строительных и транспортных организаций одной республики на территории другой и т.п.
Следующий этап воспроизводства производственных ресурсов связан уже с их использованием в процессе производства. Таким образом, производственные ресурсы совершили свой полный оборот. Его внутреннюю структуру можно представить в виде нескольких стадий (рис. 13.2). На первой и второй стадиях в ходе производственного потребления в регионе создается общественный продукт. Затем он распределяется и перераспределяется (обменивается) согласно народнохозяйственным и региональным потребностям.
Перейдем к анализу воспроизводственного цикла по фазам.
Среди стадий воспроизводства исходным моментом, предопределяющим обмен, распределение и потребление, является производство. На этой стадии создается продукция, следовательно, формируются состав и структура общественного продукта. Роль территории в производстве проявляется прежде всего в том, что процесс представляет собой взаимодействие человека с природой, воздействие человека на вещества и силы природы. Как было показано выше, воспроизводство и природных ресурсов, и рабочей силы имеет преимущественно территориальный характер. Гораздо менее значительно, но имеет место также территориальное воспроизводство средств производства. Целью производства является удовлетворение потребностей общества в определенных видах продукции.
Если речь идет о промежуточной продукции, продукции производственно-технического назначения, то для нее, как правило, отсутствуют особые региональные потребности. В случае конечной продукции, продукции, идущей на нужды населения, напротив, общественные потребности приобретают специфический характер, обусловленный национальными, демографическими и другими особенностями данной территории.
В целом роль территории в процессе производства заключается в непосредственном соединении всех факторов производства и формировании на этой основе производственных циклов разной степени полноты.
На стадии распределения регионы активно участвуют как в распределении факторов производства, так и в распределении его результатов. В первом случае путем создания благоприятных условий для привлечения рабочей силы, стимулирования приоритетных, по мнению местных органов власти, производств регионы стремятся получить дополнительные трудовые ресурсы и капитал. Во втором случае регионы участвуют в распределении и перераспределении общественного продукта, национального дохода, а также формируют свои бюджеты.
Их интересы заключаются в безусловной максимизации долей в общественном продукте и национальном доходе, повышении показателя бюджетной обеспеченности в расчете на одного жителя региона при одновременном абсолютном и относительном увеличении закрепленных за территорией бюджетных источников (таких, например, как подоходный налог с населения). Тем самым регионы получают возможность влиять на объем и структуру доходов участников воспроизводственного процесса и опосредованно - на формирование их потребностей. Отражением их воздействия на факторы и результаты производства служит территориальная дифференциация уровней платежей, заработной платы, предпринимательских доходов и процента. В настоящее время у нас в стране она достигает довольно значительных размеров (до сотен процентов), хотя это объясняется, по-видимому, главным образом трудностями формирования единого общенационального рынка.
В сфере обмена на основе внутрирегионального разделения труда и его кооперации складываются, как указывалось выше, региональный и локальный рынки. Они включают в себя рынки: потребительский, средств производства, финансовый, рабочей силы, информации. Отметим также, что регионы можно рассматривать как специфичные части общенационального рынка всех видов ресурсов.
В сфере потребления территориальные границы являются решающим фактором удовлетворения потребностей и завершения процесса воспроизводства. Достаточно сказать, что все так называемое непроизводительное потребление (личное и общественное потребление населением товаров, услуг, духовных ценностей; непроизводительное потребление отраслей общественного хозяйства) сконцентрировано в регионах. Производительное потребление факторов производства (средств производства и рабочей силы) отдельными предприятиями и организациями тоже происходит всегда на фиксированной территории. Таким образом, потребление может вообще рассматриваться как специфическая функция регионального воспроизводства.
Результатами регионального воспроизводства в традиционном понимании выступают на разных фазах цикла валовой общественный продукт, конечный продукт, произведенный, распределенный и использованный национальный доход региона, наиболее полно отражаемые в межотраслевом балансе региона. Важным результирующим показателем является рост национального богатства региона, который служит одновременно и результатом, и необходимой предпосылкой регионального воспроизводства.
Выделяется также воспроизводство ресурсного потенциала региона, под которым понимаются воспроизводимые и невоспроизводимые природные ресурсы, трудовые ресурсы, овеществленные и неовеществленные (здания, информация) ресурсы.
В настоящее время в регионах страны макроэкономическая статистическая отчетность переводится на систему национальных счетов (СНС). В соответствии с ней изменяются показатели, характеризующие процесс воспроизводства в регионе. Ключевыми показателями регионального развития в системе национальных счетов являются: валовой внутренний и национальный продукт региона; валовая и чистая прибыль; валовой национальный доход; конечное потребление; валовое национальное сбережение; валовое накопление основных фондов; чистые кредиты (чистые долги); доходы и расходы бюджета.
Охватывая кроме производственной и так называемую непроизводственную сферу, показатели национальных счетов полнее отражают процесс и результаты регионального воспроизводства. Они дают возможность балансировать процесс по двум потокам: денежным доходам (расходам) и продукции, отражающим региональные спрос и предложение.
В СНС межотраслевому балансу региона соответствует таблица "затраты-выпуск" (матрица "затраты-выпуск") В. Леонтьева, которая строится на основе не менее 150 продуктов и видов деятельности, пользующихся спросом на рынке.
Подход "затраты-выпуск" в региональном варианте позволяет объяснить пространственное распределение производства и потребления различных товаров и услуг. Он может использоваться для расчета количества товаров и услуг, которые должны быть произведены и потреблены каждой отраслью при условии сбалансированности суммарного спроса на каждый продукт и суммарного объема его выпуска. Динамическая модель матрицы может служить для прогнозирования объема и структуры производства в зависимости от изменения конечного спроса.
Использование в региональном экономическом анализе матрицы "затраты-выпуск" позволит, на наш взгляд, решить проблему построения сводных показателей регионального воспроизводства на качественно новом уровне.
Относительное обособление в пределах региона части хозяйственных и социальных связей по воспроизводству факторов производства, его фаз и результатов позволяет говорить не только о существовании единого регионального воспроизводственного цикла, но и о функционировании в его составе ряда локальных воспроизводственных циклов. К ним необходимо отнести следующие:
• использование природных ресурсов;
• использование трудовых ресурсов;
• топливно-энергетический цикл;
• химико-лесной цикл;
• инвестиционно-строительный цикл;
• агропромышленный цикл;
• денежно-финансовый цикл;
• цикл производственной инфраструктуры;
• цикл институционально-информационной инфраструктуры;
• цикл производства непродовольственных товаров для населения.
Все названные циклы могут рассматриваться как самостоятельные структуры со своими целями и задачами, но при этом они естественным образом взаимодействуют на одной территории, связывая интересы хозяйствующих субъектов региона с задачами его развития. Способствуя решению ряда общерегиональных проблем, они одновременно расширяют реальные возможности отдельных предприятий и организаций, предоставляя им инфраструктурные услуги и обеспечивая повышение уровня жизни населения.
Результатами управления воспроизводственными циклами с высоким уровнем локализации и в целом региональным воспроизводственным циклом являются комплексное экономическое и социальное развитие региона, формирование пропорций, отвечающих задачам структурной перестройки экономики, охраны окружающей среды, социальной защиты населения.
Контрольные вопросы
1. Нарисуйте схему воспроизводства производственных ресурсов в регионе.
2. Объясните эту схему.
3. Какие этапы воспроизводства производственных ресурсов в регионе вы мо жете выделить?
4. Что происходит на каждом этапе воспроизводственного процесса в регионе?
14. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКОЙ РЕГИОНА
14.1. Сущность организации управления экономикой региона
Организационная структура управления является социально-экономической категорией, характеризующей отношения совокупности звеньев аппарата управления и существующих между ними организационных связей, выражающих взаимодействие и координацию элементов внутри данной системы. Структура отражает состав элементов, внутреннюю форму организации системы, ее статику, тогда как организационные отношения обеспечивают тесноту и эффективность структурных связей.
Организационные структуры управления имеют три сферы применения: государственную, коммерческую и общественную. Государственная сфера в свою очередь имеет три уровня: федеральный, региональный и казенных предприятий. Коммерческая сфера управления охватывает различные уровни корпоративного (обобществленных собственников) управления: малого, среднего и крупного предпринимательства в различных организационных формах. Это субъекты хозяйствования - кооперативы, концерны, холдинга и др. Общественная сфера в настоящее время приобретает экстраординарный характер. Если раньше органы общественного самоуправления имели определенные и ограниченные функции, то теперь общественными структурами являются как представительные и судебные органы, государственные общественные фонды, органы самоуправления, так и структуры попечительского характера и вспомоществования, политические движения и партии.