<< Пред.           стр. 1 (из 8)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 
 www.kiev-security.org.ua
 BEST rus DOC FOR FULL SECURITY
  Георгий ПОЧЕПЦОВ
 
 
 
  КАК "ПЕРЕКЛЮЧАЮТ" НАРОДЫ
  ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ/ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ОПЕРАЦИИ
  как технологии воздействия на массовое сознание в ХХ веке
 
 
 
 
 
  Киев - 1998
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 www.kiev-security.org.ua
 BEST rus DOC FOR FULL SECURITY
 
  Об авторе
  Почепцов Г. Г., доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой международных коммуникаций и связей с общественностью Института международных отношений Киевского университета им. Т. Шевченко, президент Украинской ассоциации паблик рилейшнз. Автор книг: Коммуникативные аспекты семантики (Киев, 1987), Тоталитарный человек. Очерки тоталитарного символизма и мифологии (Киев, 1994), Имиджмейкер. Паблик рилейшнз для политиков и бизнесменов (Киев, 1995), Теория коммуникации (Киев, 1996), Национальная безопасность стран переходного периода (Киев, 1996), Паблик рилейшнз (Киев, 1996), Символы в политической рекламе (Киев, 1997), Имидж: от фараонов до президентов (Киев, 1997), Имидж и выборы (Киев, 1997), История русской семиотики до и после 1917 (Москва, 1998), Теория и практика коммуникации (Москва, 1998), Паблик рилейшнз, или как успешно управлять общественным мнением (Москва, 1998), Профессия: имиджмейкер (Киев, 1998), Имиджелогия: теория и практика (Киев, 1998), Информационные войны. Основы военно-коммуникативных исследований (Киев, 1998), Паблик рилейшнз (Киев, 1998), Как становятся президентами (Киев, 1998).
 
 
 
 
 
 
 
  (с) Г. Почепцов, 1998
 
 
 
 
 
 
  Содержание
  Введение.......................................................................................................
  Коммуникация и цивилизация...................................................................
  Информационная война как составляющая современной цивилизации.........................................................................................................
  Пропаганда и паблик рилейшнз: общие и различающиеся характеристики......................................................................................................
  Общие особенности психологической/информационной операции......
  Модель резонансной коммуникативной технологии.............................
  Коммуникативные модули..........................................................................
  Психологические операции: американский опыт....................................
  Первые исследователи пропаганды.........................................................
  Современные исследования пропаганды................................................
  Манипулятивные возможности масс-медиа............................................
  Информационная кампания и ее составляющие...................................
  Коммуникативные особенности порождения позитивной и негативной информации.....................................................................................
  Анализ аудитории.......................................................................................
  Семиотический анализ...............................................................................
  Мифологический анализ............................................................................
  Теории разведки..........................................................................................
  Массовая аудитория и массовое поведение............................................
  Переговоры с террористами (опыт ФБР).................................................
  Коммуникации с населением в период кризиса.....................................
  Использование механизмов психологических операций в разные исторические периоды........................................................................................
  Пропагандистская практика фашизма.....................................................
  Советская и постсоветская пропаганда....................................................
  Использование масс-медиа в военных конфликтах в целях управления общественным мнением...............................................................
  Международные проекты по воздействию на общественное мнение..
  Приложение
  Э.П. Беттингхаус. Советы для коммуникатора
  Дж.Ф. Браун. Техники воздействия: от пропаганды до промывания мозгов
  У. Ки. Подсознательное воздействие
  У. Липпманн. Общественное мнение
  К.Д. Мортенсен. Доверие
  Д. Рисмен. Одинокая толпа
  Т. Шибутани. Импровизированные новости
  Э. Эфрон. Тенденциозная редакторская политика
  Заключение.................................................................................................
 
  Ничто не стоит так дешево и не ценится так дорого, как информация (народная мудрость XXI столетия)
  Введение
 
  Данное исследование лежит в области, которую можно определить как "политико-коммуникативную" Здесь могут ставиться как конструктивные, направленные на поддержание стабильности, так и деструктивные задачи, направленные на разрушение стабильности системы (см., например: Почепцов Г.Г. Информационные войны. Основы военно-коммуникативных исследований. - Киев, 1998). Психологические операции входят в качестве составной части в процесс информационной войны. Другой ее составляющей являются разного рода компьютерные варианты разрушения информационных сетей, направленные в числе прочего и на процессы принятия решений. В сумме эти две составляющие можно представить в следующем виде:
  информационная война
 
  компьютерное нападение и оборона психологические операции
 
  НАТО в своей работе по поддержанию мира в бывшей Югославии использует так называемые информационные операции. Общим элементом между психологическими и информационные операциями является работа в агрессивной по отношению к вводимым сообщениям среде. Разницей между ними, вероятно, следует признать позитивную негативную ориентацию этих сообщений. Если информационные операции могут быть сориентированы на процессы стабилизации, то психологические операции более сориентированы на дестабилизирующие процессы.
  Естественно, наши стандартные советские представления об идеологической работе вполне мирно уживаются с представлениями о психологических операциях. И в том, и в другом случае речь идет о воздействии на массовое сознание: только в случае идеологической работы мы ставили цели стабилизации ситуации, в случае психологической операции, как правило, ставятся цели дестабилизирующего характера. При этом можно воздействовать как на всю систему, так и на отдельные ее элементы без желания затронуть системные параметры, а только пытаясь избавиться от ее отдельных элементов.
  Исходя из двух факторов (стабилизация/дестабилизация как цель и воздействие на всю систему или на ее элемент) можно построить необходимую типологию воздействующих операций:
 
  Цель/ Охват система элемент стабилизация идеологическая работа информационная операция дестабилизация психологическая операция война компромата
  Это несколько условное деление все равно позволяет прояснить направленность того или иного типа воздействия. Еще раз подчеркнем при этом, что речь идет не только об операциях, связанных с военными действиями. Мирное время также полно подобных задачей, ведь аксиомой западного мира стала обязательность информационной поддержки для любого важного действия. К примеру, в поддержку прохождения закона или ратификации договора в парламенте в масс-медиа обязательно начинается соответствующая информационная кампания, достаточно системная и в сильной степени эшелонированная, куда включаются поездки по стране с выступлениями, дискуссии в прессе, подготовка соответствующих телепередач и фильмов. Ничего не происходит просто так, а требует серьезной подготовки. То есть и мирное время выдвигает задачи, требующие решения. Это не только "война компроматов", которая первой приходит на ум, когда мы слышим слова об информационной войне.
  Председатель подкомитета по информационной безопасности Госдумы России Владимир Лопатин говорит в своем интервью "Комсомольской правде" (1998, 31 июля): "Сейчас на Западе на разработку информационного оружия тратится денег больше, чем на ракетно-ядерные программы. С пятидесятых годов в США ведутся военные разработки воздействия на психику человека. Такие программы проводятся в университетах Германии, Австрии, Франции, Италии, Японии, Израиля, Китая". Как показали многочисленные современные публикации, в свое время Советский Союз активно занимался исследованиями по разработке психотронного оружия.
  Определенные манипулятивные возможности масс-медиа были продемонстрированы миру в случае военных конфликтов на Фолклендах, в Гренаде и Панаме, во время войны в Персидском заливе. Была отработана определенная модель, которая доказала свою эффективность. Как пишут современные исследователи: "Конфликт в Персидском заливе ввел новый фактор - использование с двух сторон масс-медиа как для выдачи дипломатических сигналов, так и информирования, если не для реальной разведдеятельности" Young P., Jesser P. The media and the military. From the Crimea to Desert Strike. - Houndmills etc., 1997. - Р. 160).
  Если информационная война стучится в дверь, то открыть эту дверь без опаски может только хорошо подготовленный специалист, которых должны сегодня готовить страны СНГ. Обсуждению данных проблем мы и посвящаем нашу книгу.
 
 
  Коммуникация и цивилизация
 
  Человеческая цивилизация в сильной степени покоится на коммуникативных процессах. Политологическое разделение политических режимов на авторитарные, тоталитарные, с одной стороны, и демократические, с другой, также основано на тех или иных коммуникативных процессах. Так, тоталитарные системы блокируют обратную связь в сцепке "власть - население", направляют ее в управляемое русло (типа "бурные, продолжительные аплодисменты"). Демократические режимы призваны максимальным образом поддерживать обратную связь. Одновременно это косвенно отражается в ряде других наук. Так, например, конфликтология у нас и на Западе исходят из совершенно различных предпосылок. В рамках западной парадигмы конфликт рассматривается как естественное состояние любой системы, только мертвая система не имеет конфликтов. В рамках нашей парадигмы конфликт трактуется как "болезнь" системы, общения и под. Естественно, что при первом варианте система начинает максимальным образом стимулировать выдачу, например, жалоб, чтобы улучшить свою собственную работу. В нашем варианте жалоба, наоборот, нечто отрицательное, что зафиксировано в особом ореоле вокруг слова "жалобщик".
  Для нашего времени характерно резкое увеличение объемов информации. В последние тридцать лет произведено больше информации, чем за пять тысяч лет до этого. Подсчитано, что один экземпляр газеты "Нью Йорк Таймс" содержит больше информации, чем было доступно жителю Англии семнадцатого столетия за всю его жизнь. Естественно, что человеческие механизмы переработки и хранения информации, созданные задолго до необходимости перерабатывать такие объемы, претерпевают серьезные перегрузки, создавая в ответ те или иные системы защиты себя.
  Мы можем связать те или иные особенности коммуникации с цивилизационным разделением мира по С. Хантингтону. Западная модель мира как более рациональная обязательно будет вступать в конфликтные отношения с восточными вариантами, которые носят более эмоциональный характер. Культурам более патриархальным будет трудно находить общий язык с культурами, ориентированными на инновационную деятельность. Отсюда будет следовать разная роль коммуникации. В традиционном обществе коммуникация несет старое знание, в нетрадиционном обществе роль коммуникации выше, поскольку она порождает новое знание.
  Цивилизация самоидентифицируется с помощью набора "мифопорождающих машин". Сегодня это масс-медиа, кино и массовая литература. Они в сильной степени коррелируют друг с другом, создавая системную картину мира. Хотя все это явления массовой культуры, они все равно обладают идеологическим компонентом. Герой побеждает и в прошлом, и в будущем. Но тип героя уже идеологичен. Это, к примеру, полицейский в отличие от преступника, хотя оба они действуют в сфере насилия. Том Клэнси, романы которого, как считают американцы, излечили Америку от вьетнамского синдрома, является ярким примером такого порождения мифологии. Как автор он заявляет об отсутствии идеологического заказа в своем творчестве: "При этом я не ставлю перед собой пропагандистских задач. Моя тема - герой, который пытается навести рациональный порядок в нерациональном мире" ("Комсомольская правда", 1998, 22 авг.). Но то, что сформулировано, уже есть идеологическая задача, поскольку в конкретном произведении герой облекается в одежды своего времени. В случае подобного бестселлера герой в одежде работника ЦРУ уже идеологичен, поскольку как герой он несет на себе одни акценты, а его противники, облаченные в другие конкретные одежды, - другие. И его победа в этом случае перестает быть чистой абстракцией.
  Мы прекрасно понимаем, что литература дает большие возможности для создания своей собственной модели мира. Ж. Женет говорит в этом плане об "искривлении пространства": "Литература - это пластичное поле, искривленное пространство, где в любой момент возможны самые неожиданные отношения и самые парадоксальные встречи" (Ex libris "Независимой газеты", 1998, 23 июля). Следует также признать, что мы недооцениваем роли символических миров в жизни человека: от сказок и комиксов у детей до мыльных опер и детективов у взрослых. Это важный и существенный момент обыденной жизни, задаваемый чисто коммуникативным способом.
  В истории человечества можно выделить два типа построения "информационного поля". В первом случае у нас имеется один мощный Текст, во втором - разрешена множественность конкурирующих между собой текстов. Один Текст сразу становится сакральным, как это было в случае Библии или корпуса марксизма-ленинизма. В случае одного Текста сразу возрастает роль интерпретаторов этого Текста, функцией которых является создание "мостика" между все время меняющимся контекстом и Текстом. В разные периоды они называются жрецами, идеологическими работниками, инженерами человеческих душ, преподавателями истории КПСС и под. Множественные тексты второго варианта носят принципиально светский характер. Они доступны критике, чем нет в первом случае. Между двумя этими полюсами расположены различного рода смешанные варианты, разрешающие одновременное существование в одной плоскости как Текста, так и текстов. Мы можем представить эти два основных варианта следующим способом:
 Количество текстов Тенденция Тип культуры один Текст сакральность единая множество текстов светскость мозаичная В последнем столбце мы добавили стремление к жесткой одной модели мира в случае одного Текста, либо к мягкой множественности конкурирующих между собой моделей во втором.
  Общая тенденция развития человеческой цивилизации состоит в переходе от одного Текста к множеству. При этом сохраняется тенденция опоры на единичные тексты как основные (например, формула "Православие. Самодержавие. Народность" для царской России). Ср. также следующее высказывание Юрия Лотмана: "Петровская государственность считала себя регулярной. Эпоха выдвинула требование "регулярного государства" и идеалы предельной нормализации всего строя жизни. Государство сведено было к определенной формуле и определенным числовым отношениям, вплоть до проектируемых каналов Васильевского острова (которые так и не были построены), вплоть до табели о рангах" (Лотман Ю.М. Каноническое искусство как информационный парадокс // Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. - М., 1973. - С. 21). Эти слова наводят еще и на следующую мысль. Реализация Текста не так важна как сам Текст. Отсутствие реализации еще ни о чем не говорит, поскольку это совершенно иной тип реальности. Фильм "Кубанские казаки" как единица символической реальности задавал нормы настолько сильно, что отсутствие благоденствия за конкретным окном воспринималось как исключение из правил в определенной точке пространства и времени.
  В первые периоды развития ясна значимость именно одного Текста. Это социальный фактор введения единства, обеспечения определенной стабильности. Еретики первыми начинают сомневаться в правильности этого Текста. Наше время несколько сместило акценты порождения этого единства. Если книгопечатание как новый тип коммуникации имело целью достичь единства сакрального текста, то телевидение как сменивший предыдущий вариант доминантного канала, вероятно, направлено на создание единства интерпретации. Исходный Текст распался на множество текстов, которые усилиями телевидения все же стараются превратить в подтексты при отсутствии принятого всеми в явной форме единого Текста. В прошлом неизменность текста достигалась с помощью придания ему сакрального характера. Данный стабилизатор религиозного характера был столь силен, что позволял даже заниматься экспансией наружу своего типа стабильности (например, крестовые походы). Сегодня таким стабилизатором становится телеинтерпретация действительности (ср. роль CNN в войне в Персидском заливе).
  Цивилизации меняются при смене основного типа текста. На данной территории в качестве примера можно привести смены, которые имели место в таких ситуациях:
  1. Крещение Руси.
  2. Реформы Петра Первого.
  3. Революция 1917 г.
  4. Перестройка.
  В каждом из этих вариантов был задействован переход к новому тексту, поддержанный новыми "жрецами". При этом одна из групп, привнесшая новый тип текста, тем или иным способом избавлялась от старых богов ради новых, от старых жрецов ради новых. Население не оставалось другого выбора как перейти под главенство нового Текста. В каждом из этих случаев оставались те, кто не хотели его принять (язычники, старообрядцы, дворяне и др.). Их наказывали всей мощью государственной машины. Во всех этих случаях система (как старая в свое время, так и новая потом) показывалась сильнее самого человека.
  Смена системы проходит по той же модели, которая реализуется, к примеру, тоталитарной сектой, когда в первый же момент старые "жрецы" и "тексты" объявляются неправильными. Единственно верным становится новый поток коммуникации, который призван трансформировать сознание. В случае "крещения Руси", "Реформ Петра Первого" и "перестройки" активно работали старые "жрецы", которые интенсифицировали процесс разрушения старой модели мира. В случае "революции 1917 г." произошла и смена "жрецов". Значимо при этом и то, что сталинская система затем не столько боялась прошлого, как настоящего. Отсюда, к примеру, значимость "борьбы с космополитизмом" и другие пропагандистские кампании того времени.
  Значимость именно коммуникативных кампаний для Германии времен фашизма подчеркивается следующим высказыванием: "Гитлер был убежден, что все великие революции своим успехом обязаны устному слову, посредством которого их зачинатели увлекали за собой последователей. К этой категории он относил Иисуса Христа, Ленина и Муссолини. Часто нацисты упоминали имена Фридриха Великого и Наполеона, чьи вдохновляющие речи, обращенные к войскам способствовали успешному завершению битв" (Герцштейн Р.Э. Война, которую выиграл Гитлер. - Смоленск, 1996. - С. 186). При этом важнейшим элементом в системе пропаганды Германии признавались ораторы и митинги.
  В истории человечества были примеры и в прошлом, когда система строилась не на одном, а на множественности текстов. Так было, например, в античности и Возрождении. Средневековье отдавало приоритет системе и одному Тексту. Именно поэтому Возрождение видело своих предшественников в античности, но не в непосредственно находящемся перед ним средневековье.
  Наличие одного мощного текста создает не только проблему его интерпретации с точки зрения сегодняшнего контекста, но и проблему его защищенности, сохранения в неизменности. Кстати, книгопечатание возникает в истории человечества именно из этой последней потребности - созданию одинакового текста Библии во множестве экземпляров, а отнюдь не из потребности распространения новых знаний.
  Если жрецы в прошлом, отталкивались от текста, чтобы интерпретировать действительность, то сегодняшние жрецы-журналисты отдают предпочтение действительности. Эти два варианта взаимоотношений мы можем представить следующим образом:
  Текст Действительность
  Текст Действительность
 
  Значимо и то, что в любой религиозной системе особое значение придавалось слову, т.е. именно коммуникативному аспекту религии. От христианского "В начале было слово" до мусульманского внимания к слову. Ср. следующее высказывание: "Осиротевшей общине Мухаммад оставил три вещи: организацию, основанную универсальных принципов, поддержанных авторитетом бога; множество откровений (хотя и не собранных воедино), которые служили руководством во всех сферах жизни и язык которых вызывал эстетическое наслаждение, что не могло не усиливать их воздействие..." (фон Грюнебаум Г.Э. Классический ислам. Очерк истории. - М., 1986. - С. 47).
  Как это ни парадоксально, но еще в те времена понимали один из основных постулатов паблик рилейшнз, который гласит, что форма подачи содержания не менее важна, а в ряде случаев даже важнее самого содержания. Подобные примеры есть и в нашем столетии. В. Клемперер отмечает по поводу словоупотреблений, характерных для нацизма: "Весь его словарный запас пронизан волей к движению, к действию. Буря (Sturm) - это как бы его первое и последнее слово: начали с образования штурмовых отрядов SA (Sturmabteilung), а заканчиваются фольксштурмом (народным ополчением) - в буквальном смысле близким народу вариантом ландштурма времен войны с Наполеоном (1813). В войсках SS было свое кавалерийское подразделение Reitersturm, в сухопутных войсках свои штурмовые орудия, антиеврейская газета называется "Штюрмер". "Ударные операции" - вот первые героические подвиги SA, а газета Геббельса называется "Атака" ("Angrif"). Война должна быть молниеносной (Blitzkrieg)..." (Клемперер В. LTI. Язык Третьего рейха. Записная книжка филолога. - М., 1998. - С. 290).Подобная же динамика содержалась и в модели мира бывшего Советского Союза.
  При этом как общества в прошлом, так и общества в настоящем формируют себя с помощью большого количества отсылок на прошлое, черпая оттуда основы своей легитимности. Как пишет С. Московичи о сторонниках лидеров: "Доверие, которые они оказывают лидеру, - продолжение того, которое оказывалось персонажу, пришедшему из прошлого. Его легитимность переносится на вождя одновременно с его идентификацией. Например, от Христа - к папам, от Цезаря - к римским и германским императорам, от Ганди - к Индире Ганди" (Московичи С. Век толп. - М., 1996. - С. 322). От себя добавим, что все генсеки были верными ленинцами, продолжателями дела марксизма ленинизма. Это все чисто коммуникативные механизмы создания легитимности, которые вводятся в массовое сознание.
  Сегодня телевизионный канал сменил текстовую форму подачи информации, характерную для прошлого периода - времени газет и книг. Вспомним известное высказывание Маршала Маклюэна, что канал предопределяет содержание. Он также считал, что до-Гутенберговский период развития человечества был иным. Возникновение электронных средств, по его мнению, отражает возврат именно к тем формам долинейной коммуникации.
  Приоритетность, отдаваемая тексту или каналу, как примета того или иного развития цивилизации может быть представлена в с следующем наборе признаков:
 Признак Текст Канал Число интерпретаций стремится к бесконечности стремится к единичности Роль автора возрастает понижается Прошлое наследие вчерашнее важно вчерашнее неважно Тип реализации письмо (псевдо)устный Тип подачи единство мозаика Степень интеллектуальности высокая низкая
  Интересно, что человечество прошло путь от анонимности автора к его выдвижению на первый план в случае литературы, чтобы затем опять придать ему анонимный характер в случае телевидения, когда, как это принято в массовой культуре вообще, исполнитель оказывается важнее автора. И второе важное замечание: самые лучшие варианты переда телеканала носят игровой, а не интеллектуальный характер, то есть с данным каналом гармонизируют иные типы сообщений, чем это было раньше.
  Сегодняшний приоритет, отданный визуальности, не является исключением. Подобные периоды уже были в истории человечества. Так, Й. Хейзинга пишет: "Основная особенность культуры позднего Средневековья - ее чрезмерно визуальный характер. С этим тесно связано атрофирование мышления. Мыслят исключительно в зрительных представлениях. Все, что хотят выразить, вкладывают в зрительный образ. Полностью лишенные мысли аллегорические театральные сцены, так же, как и поэзия, могли казаться терпимыми именно потому, что удовлетворение приносило только то, что было зримо. Склонность к непосредственной передаче внешнего, зримого находила более сильное и более совершенное выражение средствами живописи, нежели средствами литературы" (Хейзинга Й. Осень Средневековья. - М., 1988. - С. 318). Вероятно, те же слова сможет когда-то написать историк нашего времени.
  Один из последних примеров воздействия на массовое сознание сквозь четкий учет именно визуальности - это "покаяние" Билла Клинтона в деле М. Левински. Население заранее подготовили к этому. Опросы показали, что именно оно хочет услышать. При этом Клинтон даже вычеркнул особо "жалостные" слова. К реализации был привлечен человек с опытом Голливуда, что вновь подчеркивает необходимость опыта работы именно с массовой аудиторией. Как пишется в одной из статей по этому поводу: "По совету голливудского режиссера Гари Томасона местом для покаянной речи была избрана комната, где в период второй мировой войны Рузвельт изучал карты боевой обстановки на фронтах. Приглушенный свет и цветы должны были придать ей вид уютного домашнего очага. Пока Клинтон репетировал перед выключенной камерой, режиссер экспериментировал со светом. В конце концов остановился на красно-коричневатой приглушенной палитре" ("Киевские ведомости", 1998, 20 авг.). Одновременно "покаяние" вызвало, как считает ряд аналитиков, бомбовые удары по Судану и Афганистану с целью отвлечь общественное мнение Америки от скандала с М. Левински.
  Пьер Бурдье считает, что современная цивилизация создала типы профессий, связанных с презентацией и репрезентацией, куда относит и специалистов по паблик рилейшнз (Bourdie P. Distinction. A social critique of the judgement of taste. - London, 1994 - P. 152). Он акцентирует при этом тот факт, что эти профессии заняты тем, что раньше было делом семьи: воспитанием хороших манер, хорошего вкуса, физической привлекательности. Мы же подчеркнем, что это также в сильной степени визуальная составляющая облика человека. Цивилизация в данный период создала профессии, которые направлены на "шлифовку" именно визуальной коммуникации. То есть разные периоды истории отдают предпочтение разным системам общения.
  Большая достоверность визуальной коммуникации связана с тем, что человечество выработало более мощные фильтры оценки вербальной информации, чем визуальной. Визуальная информация признается соответствующей действительности из-за иного строения визуального знака, в который заложена необходимость соответствия действительности. Вербальный знак символичен в своих основаниях. Письмо/печать берет определенные аспекты визуальности, создавая более авторитетный вариант коммуникации. Устная коммуникация принципиально диалогична, письменная - монологична.
  Доминантность визуального канала (то ли кино, то ли телевидения) привели к феномену "звезд". Мы до конца не понимаем сути этого явления, но явственно видно, что массированное воздействие по одному из коммуникативных измерений приводит к возникновению поклонения объекту из по сути виртуальной реальности. В ответ символика звезд стала переноситься на политику. В списках российских партий были зарегистрированы такие известные имена: Леонид Якубович, Юрий Сенкевич, Станислав Говорухин, Анатолий Карпов, Лидия Федосееева-Шукшина, Владимир Третьяк, Иосиф Кобзон, Никита Михалков, Галина Волчек, Ролан быков, Александр Панкратов-Черный, Махмуд Эсамбаев, Элина Быстрицкая, Римма Казакова ("Московский комсомолец", 1998, 20-27 авг.). При этом возникает "соревнование" звезд: например, Алла Пугачева против Алана Делона в случае избрания А. Лебедя.
  Доминантность визуального канала также позволяет преувеличивать/преуменьшать значимость того или иного события в общественной жизни. Так, в программе "День седьмой" (ТВ-центр, 1998, 30 авг.) прозвучала мысль, что роль Б. Березовского в формировании нового правительства преувеличивается в рамках подконтрольных ему же масс-медиа, когда идет показ его встреч с основными действующими лицами политического процесса. В качестве особой роли визуальности можно привести такой инструментарий "холодной войны", о котором мы будем говорить дальше, как переключение с вербального на визуальный канал. Перестройка была в сильной степени подготовлена сообщениями, которые шли именно по визуальному каналу (фильмы, телевидение, конкретные вещи типа шариковой ручки или джинсов). Как оказалось сегодня, именно такой путь был признан наиболее эффективным в рамках РЭНД-корпорейшн. Одно время бывший ее представителем во Франции К. Мельник так формулирует то правило, к которому они пришли: "Единственная возможность бороться с коммунизмом, это дать народу нечто лучшее, чем коммунизм. Нельзя бороться с коммунизмом тем же оружием, которым он пользуется" ("Версия", 1998, № 13). То есть здесь идет речь об уходе с идеологическом плоскости в чисто визуальную, где естественно западные позиции были сильнее.
  Доминантность визуального канала демонстрируют также ритуалы, которые и сегодня строятся на вычеркивании вербального ряда. Вспомним их наиболее торжественные варианты в рамках современной цивилизации - похороны или демонстрацию. Увеличение значимости события создается также сознательным замедлением его реализации. П. Ершов говорил, что сильный говорит мало, а слабый - много (Ершов П.М. Искусство толкования. Ч. I. Режиссура как практическая психология. - Дубна, 1997). Но это тот же процесс вычеркивания лишнего как завышение статуса объекта. Лишние слова элиминируются. Ритуал предполагает также переход на строго очерченный ряд слов. Например, воинская присяга представляет собой конкретный текст, произнесение иных слов, даже с тем же значением, уже будет нарушением. Этим мы уничтожаем диалогический характер устного слова, приближая его по своим функциям к визуальному варианту коммуникации как более долговременному.
  Новый статус коммуникации в современном обществе связан с переходом к иным общественным структурам. В массовом обществе возникли новые организационные структуры. Если общества прошлого периода строились по иерархической модели, когда информация, спускаемая сверху была обязательной для исполнения, то в сегодняшнем обществе роль информации стала другой. Разные социальные группы общества имеют теперь право на автономное поведение. Информация призвана обеспечить единство поведения совершенно по-иному: теперь требуется все время создавать те или иные коалиции в поддержку решения, переводя людей как бы на собственное, а не навязанное решение. Тоталитарные типы организации обществе в бывшем Советском Союзе и Германии эксплуатировали старый иерархический тип коммуникации, доведя его до охвата новой массовой аудитории.
  При этом они "стерли" то, до чего человеческая цилизация дошла в последнее время. Они эксплуатировали только "культуру согласия", не допуская "культуры разногласия", которая заложена во всем современные конституции. С. Московичи видит прошлое Европы в рамках культуры согласия, на что работали три составляющие: теология, искусство и церковь. Однако ереси и отделение протестантов сформирвали культуру разногласия. "Обращение к разногласию не должно интерпретироваться как форма анархии или мятежа, как велико ни было искушение" (Московичи С. Машина, творящая богов. - М., 1998. - С. 240).
  Человек стремится к согласию с другими. Соответственно, общество в максимальной степени заинтересовано в механизмах созданмия такого согласия. Отсюда следует переход к поиску однотипных со вчерашними типов структур, увеличивающих предсказуемость поведения. Это как бы переход от единичных действий к определенным блокам, где определенная входная информация ведет к столь же определенному выходу. Нейролингвистическое программирование может служить примером подобного инструментария. В этой области идет поиск типов переработки информации человеком с соответствующей переработкой своих сообщений под эти типы. При этом человек не ощущает ведущегося на него воздействия. Как определяет НЛП в своем интервью в "Комсомольской правде" (1998, 28 авг.) професоор А. Ситников: "Это набор психологических методик, которые позволяют влиять на человека незаметно для него самого. Обычными, но специально подобранными словами, не несущими на первый взгляд никакого скрытого смысла, я могу воздействовать на собеседника или на толпу таким образом, что они, сами того не замечая, будут выполнять мои инструкции". При М. Горбачев А. Ситников, как он сам заявляет, занимался анализом писем, приходящим лидерам страны, чтобы определять, нет ли там попыток воздействия на подсознание. Американцы же в шестидесятые годы проводили эксперименты с русскими пленными и эмигрантами следующего рода: "Американцам необходимо было установить, что такое для русских слова "мать", "родина", деньги", "США", потому что если узнать, какие эмоции и ассоциации вызывают эти слова, можно понять, как изменить эти эмоции. Испытуемым произносили ключевое слово, а потом физиологическими датчиками измеряли реакцию их организма. Изучив эти реакции подробно, можно было придумать, каким образом поменять у человека отрицательную реакцию на слово "США" на положительную. Так разрушался социализм" (Там же).
  Типичной моделью воздействия является на массовую аудиторию является также личность харизматического лидера, когда сама личность становится коммуникацией. Мы можем либо завышать лидера для аудитории, либо занижать его, ср. эти два варианта:
 
  а)
 
  б)
 
  Но и занижение в этом случае является "показным". Ср. высказывание С. Московичи: "Такими кажутся нам издали Сократ, Моисей, Маркс, Ленин, Ганди или Фрейд. В любых обстоятельствах их авторитет свободен от внешнего величия и несет на себе печать умеренности. Эти вожди магнетизируют своих адептов и толпу пылкостью своих убеждений, аутентичностью своей веры в идеал и упорством, с каким они к нему стремятся. Отсюда скромность, которую им приписывают, например, Моисея, Ленина или Магомета, о котором поэт-суфий Джалаледдин Руми сказал: "Пророк (да пребудет с ним спасение) был очень скромным, ибо все плоды мира, с начала до конца были собраны в нем. Потому и был он скромнейшим". Описывая предводителя, слова о скромности пробуждают простой образ: личность вождя незначительна по сравнению с заслугами "дела", с величием идей" (Московичи С. Машина, творящая богов. - М., 1998. - С. 325).
  Цивлизации зависят от возможных типов коммуникации, существующих в их время, поскольку коммуникация не является чисто техническим средством, а существенным образом формирует тип общества, реализуемый с ее помощью. Тот или иной доминирующий вид коммуникации создает тот или иной вариант преобладающей на тот период картины мира.
 
  Информационная война как составляющая современной цивилизации
 
  В сегодняшнем мире на наших глазах в результате новой роли информационной составляющей с легкостью возможно сбрасывание правительств многих стран мира. Нет необходимости ни в военных действиях, ни в кровопролитии. Это было в Албании, это было в Болгарии, это было в Индонезии... Во всех этих случаях "раскачивание" волнения в одной из социальных групп общества (например, студенты, вкладчики трастов) в результате переворачивало всю лодку. Этот механизм резонансной технологии, являющийся ключевым для информационной войны, позволяет за конкретную сумму и при наличии соответствующих специалистов сменить правительство любой малой или средней страны. При этом страна даже не ощущает, что она подвергается такого рода воздействию извне. Для Украины это опасно, как ни для какой другой страны мира, поскольку мы уже заранее накрыты чужими СМИ.
  Задачи воздействия могут носить как конструктивный, так и деструктивный характер. В первом случае речь будет идти о направленности на усиление политической, психологической и пр. составляющих общества. В результате чего общество окажется менее подверженным как внешним, так и внутренним воздействиям. Во втором случае возникает направленность на увеличение нестабильности, включая информационную поддержку центров, продуцирующих такого рода нестабильность как внутри страны, так и за ее пределами. Психологические операции также могут стимулировать новое поведение как стабилизирующего, так и дестабилизирующего характера.
  Украина уже один раз ощутила потенциал такого интенсивного коммуникативного воздействия, когда в результате студенческой голодовки 1990 г. было сменено правительство В. Масола. Студенты как социальная группа оказались выгодными для "резонанса", поскольку они не только слабее других связаны социальными условностями, но одновременно с ними прочно связаны все другие слои общества: все либо являются, либо являлись в свое время студентами. В той ситуации 1990 г. СМИ также оказались на стороне студентов, что в результате и создало необходимое политическое давление. Сами по себе студенты без перенесения этого протеста на другие группы не имеют силы. Сегодня ряд депутатов также призывают студентов вспомнить свои "революционные традиции", проявив их по отношению к нынешнему Верховному Совету. Сходная "резонансная" ситуация развернулась в России по отношению к Б. Ельцину, когда новый премьер С. Кириенко уже не мог служить громоотводом наподобие В. Черномырдина, стрелы "народного гнева" стали направляться только в одну цель, что, возможно, также следует рассматривать в качестве причины смены С. Кириенко.
  Двадцатый век стал первым в истории, когда были получены важные результаты применения технологий воздействия на массовое сознание. И первая, и вторая мировые войны показали достаточно серьезные возможности воздействия на массовое сознание, привели к выработке совершенно новых технологий. Так, в первую мировую войну на противника за месяц могло выбрасываться более пяти миллионов листовок. Опыт второй мировой войны показал, что даже самые сложные проблемы в этой области в результате поддаются решению. Так, пропаганда союзников на немцев не приводила к тому, что те начинали сдаваться в плен. Это происходило до тех пор, пока не было обнаружена особенности ментальности противника, в соответствии с которыми оказалось, что для него более важны групповые нормы. Когда его призывали сдаваться, чтобы спасти себя, немецкий солдат продолжал оставаться в строю. Когда же произошла смена угла зрения психологической атаки, и солдат стали призывать сдаваться, чтобы спасти свою семью, результат был достигнут. Во многих других случаях также оказалось, что человека следует рассматривать не как отдельный атом, а как социальную молекулу. Опора именно на эти его социальные составляющие делает воздействие более успешным. Так, женщины более восприимчивы к воздействию, чем мужчины, дети повторяют политические предпочтения своих родителей и под.
  Войдя в информационную цивилизацию, когда информация стала производительной силой и некоторые страны типа Японии уже могут жить за счет продажи именно информационного продукта, человечество оказалось перед рядом еще не до конца понимаемых парадоксов. Один из них состоит в том, что сегодня одна телекартинка события, переданная мировыми агентствами, может выступить в качестве аргумента для открытия военных действий. При этом забывается, что этот телесюжет, являясь по сути своей достоверным, на самом деле может быть случайным и нехарактерным. Такие варианты влияния масс-медиа на политику зафиксированы в случае войны в Персидском заливе и военных действий в Сомали. В случае войны с Ираком, выступавшая в американском Конгрессе девочка свидетельствовала, что иракские солдаты, захватившие больницу, выносили младенцев прямо на мостовую. Потом оказалось, что эта девочка ничего подобного видеть не могла, поскольку была дочерью посла Кувейта в США, принадлежа королевской семье. Но американское общественное мнение было подготовлено для ввода войск. Назовем этот парадокс "переносом случайного факта в систему за счет его показа телевидением". Отсюда следует, что существуют большие возможности для манипуляции общественным мнением с помощью управления масс-медиа. В ряде случаев именно "информационная агрессия" предотвращает начало военных действий: соответствующие разработки в США получили название "принудительной дипломатии".
  Иной парадокс связан с влиянием художественного телевидения, когда распространенность какого-то параметра в художественном телевидении продиктовывается в область политики. Например, в случае США распространенность теледетектива из-за понятной его большей зрелищности продиктовывает то, что для местной политики преступность становится на первое место, хотя в реальности она не является столь значимой. Или такой близкий пример: Япония затрачивала миллионные суммы, чтобы изменить образ японца именно в рамках художественного мира Америки, скупая пакеты акций американских киностудий. Назовем этот парадокс "переносом художественных приоритетов в реальность".
  Эти два варианта воздействия мы можем изобразить в следующем виде:
  реальность
  масс-медиа
  художественная действительность общественное мнение
  Резко усилило воздействие масс-медиа современная глобализация коммуникаций, когда, к примеру, события в Югославии или Индонезии одновременно становятся достоянием зрителей во всех уголках земли. Массовая коммуникация стала серьезным инструментарием современной политики. Одновременно это связано и с более серьезной ролью общественного мнения в нынешних условиях. Именно поэтому "засветка" того или иного события становится ключевым фактором политики. Английское правительство убеждено, что оно не только должно работать эффективно, но и все граждане страны должны быть уверены в этом. А это две разные задачи. Или такой пример: часть аналитиков в числе причин чеченской войны называют факт развернувшейся в печати критики генералов, которым в результате нужно было как-то оправдаться. То есть с этой точки зрения война начинается в ответ на негативный тон прессы.
  Есть также интересные американские данные времен вьетнамской войны. 69% американцев, положительно относившихся к армии, были сориентированы на телевидение как источник информации. Такая же цифра, сориентированных на другие информационные источники, составила уже 59% (данные из: Young P., Jesser P. The media and the military. From the Crimea to Desert Strike. - Houndmills etc., 1997. - Р. 86). При этом поддержка армии сразу начинает падать на 15%, когда число жертв начинает возрастать от 1000 до 10.000. Причем независимо от того, успешна или нет данная война.
  Цивилизационные изменения, которые прошли в двадцатом столетии, повлекли за собой и иной статус информационной составляющей в структуре современной цивилизации. В результате вышеотмеченные параметры коренным образом изменили зависимость общества от информации, сделали его более уязвимым в этом отношении. К этому сдвигу цивилизация была вынуждена перейти благодаря следующим факторам:
  1. Усиленная зависимость успешного развития общества от информационных потоков как в области экономики, так и в области политики.
  2. Глобализация коммуникации, вытекающая из новых технических возможностей, когда стало трудно скрывать происшедшие события как от всего мира, так и от собственного народа.
  3. Все возрастающая зависимость правительств от своего населения: вариант развиваемой сегодня демократия существенным образом опирается на определенные информационные механизмы и невозможен без них.
  Естественно, что подобные изменения не могли остаться незамеченными. Новый коммуникативный фактор, влияющий на политику и экономику, потребовал создание новых методов управления. Это повлекло за собой возникновение различного рода специалистов и новых профессиональных областей для применения их труда. В США, к примеру, возникла проблема agenda setting - повестки дня. Поскольку на арену общественного мнения СМИ реально могут вынести три-пять тем, властные структуры самым серьезным образом борются за установление этих тем. Аксиомой при этом становится правило: не давать журналистам возможности самим устанавливать эти приоритеты. Активное "наращивание мускулов" в этой сфере произошло еще во времена Никсона, который заявлял: успех президентства зависит от умения манипулировать прессой, но не дай вам бог показать журналистам, что вы ими манипулируете.
  В результате в США сформировалась профессия, получившая название spin doctor, направленная на то, чтобы исправлять не те высказывания первых лиц или уводить общественное мнение на иные приоритеты. При этом общественному мнению навязывается та или иная интерпретация происходящих событий. Соответствующий отдел Белого дома, имеющий название Служба коммуникации, реально выполняет функции Отдела пропаганды и агитации ЦК КПСС. Однако делать это приходится в первую очередь не административно методом запретов, а интеллектуально, вводя в общественное мнение иную информацию. Полсотни сотрудников отдела в состоянии "переиграть" как более свободную, чем у нас, прессу, так и более демократическую общественность, которая пристально смотрит за действиями своих властных структур, формируя достаточно серьезную оппозицию.
  Война компроматов в России наглядно продемонстрировала действенность как воздействия на общественное мнение путем выброса отрицательной информации (типа снятия министра юстиции Ковалева), так и возможностей отражения компромата при помощи усилий spin doctor"ов. В случае неудачных высказываний Б. Ельцина, например, в этой роли активно выступает его пресс-секретарь С. Ястржембский, который своей активностью перекрывает любые возможные отклонения от "генеральной линии". Прозвучавшее в печати его неофициальное прозвище "Ястреб" ("Московский комсомолец", 1998, 25.06 - 2.07) достаточно точно отражает внешний рисунок его деятельности.
  Политолог Андроник Мигранян среди четырех основных элементов, составляющих основы государственности, называет систему ценностей, принимаемую большинством населения ("Независимая газета", 1998, 23 июля). Однако в сегодняшней России имеет место серьезное расхождение по этому вопросу: кризисную ситуацию в этом случае нечем "скреплять". Здесь явственно видна возможная роль СМИ, хотя текст статьи и направлен против олигархов и их СМИ. А. Мигранян считает, что на выборах Ельцина победу одержали не СМИ, а административные структуры, которые ее обеспечили. Но власть решила, что победа создана именно СМИ и попыталась заручиться их любовью на будущее. "Сами хозяева СМИ и телевидения на всю катушку использовали открывшиеся возможности, так как власть готова была признать за ними главную роль в победе Ельцина на выборах. НТВ получило целый канал. Березовский полностью подчинил себе ОРТ и пошел на открытый штурм политического Олимпа. В обмен на все полученное хозяева СМИ обещали с помощью телевидения создать виртуальный мир для народа и решить его проблемы в этом виртуальном мире". Как видим, мир политики стал в сильной степени зависимым от мира информационного.
  Информационная составляющая стала важным компонентом будущих военных действий. США затрачивают на разработки в этой сфере до двух миллиардов в год, держа в секрете даже саму постановку исследовательских задач, а не только их решения. Полевое руководство армии США по психологическим операциям очень четко формулирует задачи, раскладывая их на цепочки составляющих. Читая его, достаточно наглядно можно представить себе те механизмы, по которым "раскручивалась" к примеру перестройка, поскольку в числе целей можно прочесть и такую, как "поддержка контр-элит". Обе страны - бывший СССР и США - могут похвалиться обманными операциями против друг друга. СССР, к примеру, в свое время связал СПИД и лаборатории Пентагона, США блефовали с космическими войнами, выталкивая Советский Союз на разрушительное для него вкладывание денег в бессмысленную сферу.
  Психологические операции достаточно точно учитывают, что поменять нормы общества нельзя изменением норм у отдельного человека. Это можно сделать иным путем: с помощью введения группы с иными нормами, под которые затем можно подстроить всю страну. Именно так вводилось христианство в истории человечества. Именно поэтому поддерживалось диссидентское движение в бывшем СССР. Именно по этой модели шла перестройка. Кстати, пропаганда бывшего СССР совершенно не учитывала того, что произошла смена лидера общественного мнения. Если раньше таким лидером был лидер производства, то затем он сменился на лидера потребления (актера, режиссера, писателя и под.). Пропагандисты выставляли в программе "Время" , например, знатного токаря или колхозника, который рассказывал о своих успехах, но который попадал не в выгодную для себя коммуникативную среду, поскольку умел не говорить, а делать. Лидеры мира потребления естественно и выглядят, и говорят лучше, увлекая наше внимания. Именно поэтому нас более привлекал режиссер Марк Захаров, разрывавший свой партбилет, чем Егор Лигачев, защищавший свой.
  Страны СНГ не имеют равных ресурсных возможностей противостоять этим технологиям. Требуется иная концентрация усилий, требуется жесткий отбор именно своих задач, на которых следует сосредоточить все имеющиеся ресурсы. Так, например, для Украины одними из центральных задач, по нашему мнению, могут стать такие, как: "Создание национальной идентичности" и "Преодоление высокого уровня пессимизма у население", поскольку без решения их Украина не сможет остаться независимым государством. А эти задачи могут решаться именно механизмами информационной сферы.
  При этом может возникать и набор частных задач. В качестве одной из них, хотя и имевшей в результате не очень положительное завершение, можно упомянуть ситуацию с публикациями снимков Б. Ельцина в июле 1995 г., когда он попал в больницу, а в прессу попала фотография, якобы сделанная в больнице, но на самом деле четыре месяца тому назад во время отдыха в Кисловодске. Личный фотограф Б. Ельцина Д. Соколов вспоминает ("Московский комсомолец", 1998, 25.06 - 2.07): "Теперь уже можно все рассказать. Июль 95-го. Только-только президент попал в ЦКБ. Звонит Коржаков: "Знаешь, я сейчас говорил с Игнатенко, им срочно нужна весенняя фотография из Кисловодска. Они хотят опубликовать". Дело в том, что весной я снимал Ельцина в Кисловодске, и те карточки никуда не пошли. Однако вместе со мной работал и личный телеоператор президента Кузнецов. Причем снимал то же самое. Разумеется, пленки должны были сохраниться в телевизионных архивах. Я честно предупредил шефа: "Журналисты наверняка раскопают все, сличат. Будет скандал". "Ну, Игнатенко гарантирует". Надо - значит, надо. Мое дело маленькое. Я отдал фото. Начался скандал. Газеты, в том числе и "Московский комсомолец", опубликовали весенний снимок и стоп-кадр, отснятый с монитора".
  Те или иные информационные механизмы стали составной частью современной политики. Они интересны и значимы еще и потому, что в этой области преобладание материальных ресурсов не является определяющим. На первое место выходит интеллектуальный ресурс, что особо значимо для стран с переходным типом экономики, к которым относят страны СНГ.
  Г. Джоветт и В. О"Донелл подчеркивают как характерные для пропагандистского воздействия скрытые цели и скрытые источники сообщения (Jovett G.S., O'Donnell. Propaganda and persuasion. - Newbury Park etc., 1992). То есть стандартная схема коммуникации должна претерпеть существенные изменения для случая пропаганды. Решаемые в рамках психологических операций задачи мы можем представить, отталкиваясь от стандартной модели коммуникации:
  канал шум
  источник сообщение получатель процесс кодирования процесс декодирования
  В таком случае новые задачи, возникающие в рамках психологических операций, могут рассматриваться как сознательное отклонение от стандартной схемы. Можем увидеть следующие варианты таких решений:
  1. Изменение источника. В этом случае происходит подмена источника другим, например, советский источник печатает в индийской газете разоблачение о связи ЦРУ с появлением СПИДа. В результате советские газеты перепечатывают этот материал как индийский.
  2. Изменение канала. Переход с официальных каналов на неофициальные типа слухов для распространения нужных сообщений.
  3. Изменение получателя. "Утечка" информации, когда получатель получает информацию, якобы ему не предназначавшуюся.
  4. Изменение сообщения. Здесь целью может быть как изменение приоритетов того или иного события в модели мира, как изменение статуса того или иного события.
  5. Изменения в шуме. Может, наоборот, резко возрасти роль шума, который в стандартной схеме служит лишь источником помех. Так, например, российские специалисты по психотехнологиям предлагали в случае захвата заложников в США в качестве шума пускать голоса их родных и близких, чтобы на неоосознаваемом уровне попытаться повлиять на мирный исход дела. То есть шум в данном случае, наоборот, становится главным источником информации с позиции создателя подобного рода сообщения.
  Очень важной особенностью психологической операции является работа в альтернативной коммуникативной среде. Например, советская пропаганда практически не знала альтернативности, решая свои проблемы количественным охватом своей аудитории, вплоть до создания агитплощадок при домах, чтобы не оставлять население вне охвата не только с точки зрения количества, но и распространения нужных сообщений во времени и пространстве. Безальтернативная коммуникативная среда, к которой мы привыкли и к которой невольно обращаем взоры, принципиально иная, чем та, где происходит работа в случае психологических операций. Противника пытаются принудить сдаться в плен в ситуации, когда основной массив сообщений, которые он получает направлен на противоположное.
  Альтернативная коммуникативная среда вообще характерна для демократических СМИ. В этом случае на первое место часто выходят опережающие других сообщения. Например, первая интерпретация происшедшего события официальным лицом привлечет внимание всех, поскольку население жаждет услышать эту интерпретацию из уст власти. Запаздывания вообще является одной из главных ошибок в случае проведения кризисной коммуникации.
  Можно ввести также понятие агрессивной коммуникативной среды как характерной для воздействия, поскольку требуется определенное изменение уже введенных представлений, которые активно защищаются кем-то другим. Подобное сообщение в ряде случаев может восприниматься "в штыки". По этой причине коммуникаторы начинают разрабатывать целую серию поддерживающих данное сообщение характеристик. Мы можем перечислить следующие моменты, увеличивающие эффективность:
  1. Акцент на совпадении интересов, на совпадении прошлого и настоящего, задачей которого является максимальное сближение с аудиторией. Возникающее при этом хорошее отношение к говорящему переносится на само сообщение.
  2. Привлечение авторитета для выдачи нужного сообщения. Здесь также доверие к говорящему перенесется на сообщаемое. Например. слухи в Афганистане специалисты подавали как "сообщение Би-Би-Си", поскольку эта радиостанция пользовалась авторитетом среди населения.
  3. Присоединение к мнению большинства - сообщение выдается как мнение большинства (все так думают. все так считают), в то время как противник подается как представитель меньшинства. Человеческая психология выталкивает нас на присоединение к большинству. Например, в одном из вариантов использования слухов в Афганистане сообщалось, что в соседней деревне уже начали сдавать ракеты "земля - воздух", получая за них деньги.
  4. Подача предлагаемого решения как прогрессивного, представляя противоположное решение как отсылающее к прошлому, что достаточно активно используется современными политиками.
  5. Перевод спора в плоскость негативных характеристик самого оппонента, развенчание противника в другой области, поскольку плохой человек не может говорить правильные вещи.
  Мы активно пользуемся многочисленными чисто информационными средствами воздействия. Таким образом, сегодняшнее цивилизация оказывается в сильной степени "заложницей" своей информационной составляющей, что заставляет вкладывать в эту сферу все возрастающие средства.
  Эти проблемы начинают все четче осознавать и страны СНГ. Российский Совет по внешней и оборонной политике в своих тезисах "Стратегия России в XXI веке: анализ ситуации и некоторые предложения" ("Независимая газета", 1998, 18 июня) формулирует следующую тенденцию: "Возрастает роль общественного мнения. Настроения уже и элитных кругов в значительной, даже решающей степени, формируются усилиями СМИ. Влияние страны, общества, их возможности по формированию внешней среды для развития все более определяются их привлекательностью или непривлекательностью для широкого международного общественного мнения, их информационными возможностями. Публичная внешняя политика оказывается под все большим общественным давлением". Одновременно констатируется: "Россия в значительной степени выпадает из мирового информационного процесса".
  Россия также видит серьезную опасность своей информационной безопасности в тоталитарных сектах ("Комсомольской правда", 1998, 31 июля). Кстати, Запад достаточно давно отмечал серьезную сближенность религиозных и политических движений. Дж. Браун видит следующие параметры эквивалентности между ними: 1) все массовые движения вербуют своих сторонников из одного типажа людей, обращаясь к тем же особенностям ума человека; 2) такие движения часто конкурируют друг с другом, тем самым привлечение сторонников к одному отражается на потере их у другого; 3) все массовые движения взаимозаменяемы и легко могут трансформироваться одно в другое (Brown J.A.C. Techniques of persuasion. From propaganda to brainwashing. - Harmondsworth, 1963. - P. 106). Возможно, с этим связано серьезное неприятие властью религии в бывшем СССР. На определенном уровне возникает конкуренция между двумя массовыми организациями.
  Тоталитарные секты эксплуатируют достаточно серьезные механизмы воздействия на человеческое сознание, среди которых можно выделить следующие:
  1. Монологичность - первым делом объявляются "дьвольскими" любые другие источники информации (СМИ, родители, друзья), тем самым достигается однонаправленность воздействия.
  2. Понижение сопротивления - здесь используются чисто физиологические механизмы: отсутствие белковой еды, уменьшение числа часов сна делают человека более внушаемым. Повторение бессмысленных словосочетаний, осмысленных молитв в бесконечном числе также понижает сопротивляемость.
  3. Опора на апробированную мифологию - лидеры сект объявляют себя новым пришествием бога на землю, чем включают уже проверенные мифологические схемы.
  4. Коллективизм - воздействие всегда осуществляется в коллективе, где человек автоматически учится повтору правильного поведения с помощью других членов сект.
  5. Эмоциональность - секта эксплуатирует эмоциональную составляющую бытия, к ней приближается человек, не получающий удовлетворения в своем окружении.
  6. Контр-аргументация - лидеры сект заранее вводят в свою паству контр-аргументацию на возможные возражения, заготовки ответов на стандартные вопросы.
  7. Целевая аудитория - она также достаточно точно определена, как правило, это люди с разорванными социальными связями (типа горе в семье), либо с еще не сформированными социальными связями (молодежь).
  Как видим, тоталитарные тексты также покоятся на эффективных коммуникативных технологиях, что позволяет им увлекать за собой большое число сторонников. Любое государство относится к ним с определенными опасениями, поскольку они представляют собой источник неконтролируемых обществом коммуникативных потоков, а любое общество всегда отдает предпочтение "культуре согласия".
 
  Пропаганда и паблик рилейшнз: общие и различающиеся характеристики
  Что сближает и в чем различия этих двух коммуникативных дисциплин? Почему в одной области бывший Советский Союз достигает огромных успехов (хотя бы в области концентрации материальных и интеллектуальных ресурсов), а другая остается за бортом его внимания? Легчн ответить на последний вопрос, поскольку область паблик рилейшнз по ряду причин так и не получает должного развития на постсоветском пространстве. Для сферы паблик рилейшнз характерным является серьезное внимание к аудитории, опора на обратную связь. Пропаганда в советском смысле была в достаточной степени догматичной: она не столько ориентировалась на того, кто слушает, как на того, кто говорит. Паблик рилейшнз не может допустить подобного рода ориентации. Эти две ориентации мы можем представит следующим образом:
  ГОВОРЯЩИЙ слушающий
  говорящий СЛУШАЮЩИЙ
  Тут следует подчеркнуть, что в последнем случае оказывается не забытым и говорящий, поскольку это его интересы представляются и защищаются вводимыми в массовое сознание сообщениями. Однако эта роль задана не в прямом, а косвенном виде.
  Возникновение пропаганды официально датируется 1633 г., когда папа Урбан VIII основывает конгрегацию пропаганды в качестве комитета каридналов, ответственных за иностранные миссии церкви, хотя отдельные примеры подобных действий прослеживаются намного раньше в истории.
  Все теоретики паблик рилейшнз настойчиво отодвигают свою область от сферы пропаганды. С другой стороны, обычно такая активность предполагает, наоборот, существенное сближение, которое по разным причинам пытаются скрыть.
  С. Блэк цитирует определение пропаганды, данное Геббельсом, чтобы подчеркнуть, что в нем напрочь отсутствует этический момент: пропаганда может изменять факты или даже фальсифицировать их (Black S. Introduction to public relations. - London, 1989. - Р. 7). Этический момент действительно важен с точки зрения западных подходов к паблик рилейшнз, но когда мы посмотрим на тайные заказы, которые брали ведущие фирмы паблик рилейшнз, то реальный статус этого правила несколько снижается. Но основным в его подходе следует считать акцент на открытости и диалоге в области паблик рилейшнз.
  В другой своей работе С. Блэк подчеркивает некоторую расплывчатость подходов критиков к пропаганде, когда пропаганда евангелия признается хорошей, а фашизма - плохой (Black S. The essentials of public relations. - London, 1993. - P. 37). Он сочувственно цитирует, как и в предыдущей книге, подход международной ассоциации паблик рилейшнз, которая считает, что пропаганда направлена на создание движения сторонников, а паблик рилейшнз - на создание взаимопонимания и согласия.
  Ф. Джефкинс для случая правительства говорит, что пропаганда направлена на то, чтобы удержать правительство у власти, в то время как паблик рилейшнз на то, чтобы его действия были понятными и правильными (Jefkins F. Public relations. - London, 1992. - P. 13-14). Тут явственно присутствует разграничение как бы по "благородству" целей.
  Мы видим, что набор отличий не столь четок, как хотелось бы. И тот, другой инструментарий направлен на массовую аудиторию, и тот, и другой представляет собой вариант интенсивной коммуникации. Кстати, характеристика открытый/тайный не является столь явной для различения. Ведь пример листовки на противника вполне открыт, а вариант размещения своего сообщения в структуре новостей, что является заслугой как раз паблик рилейшнз, с этой точки зрения является сокрытием реального источника этого сообщения. Феномен близости объясняет совершившийся в истории приток силы в паблик рилешйнз как раз из сферы пропаганды. У американцев это произошло после первой мировой войны, у британцев - после второй.
  Продолжим еще сближение. И там, и тут есть опора на точки уязвимости. Например, и ту, и другую область должны заинтересовать данные о проблемах повседневной жизни современного человека ("День", 1998, 26 авг.):
  Нехватка денег - 92%
  Ощущение незащищенности - 26%
  Ухудшение медицинского обслуживания - 21%
  Ухудшение транспортного обслуживания - 13%
  Рост расходов на содержание и обучение детей - 13%
  Плохие жилищные условия - 9%
  Нехватка в магазинах продуктов питания - 4%
  Отсутствие в продаже промтоваров - 4%
  Особых трудностей не ощущаю - 2%
  Другие ответы - 3%
  И там, и тут есть опора на этнопсихологические характеристики, которые также задают специфические для данной аудитории модели поведения. Нельзя также разграничить эти две области, как это делают некоторые исследователи, отдавая паблик рилейшнз долговременные цели, а пропаганде - кратковременные. Ведь пропаганда также может иметь вполне долговременные задачи.
  Область воздействия на массовую аудиторию, включая зарубежную, часто обслуживается одними и теми же специалистами. Например, у Э. Бернейса есть работа, называющаяся "Steps toward an adequate U.S. overseas information program" (Bernays E.L. The later years. - Rhinebeck, 1986). В ней он формулирует десять проблем, которые должна учитывать подобная деятельность. При том он замечает, что то, что делает правительство всегда важнее того, что оно говорит. Следует также сформулировать, какой образ Америки следует проецировать за рубеж. Иностранная политика начинается дома.
  Как видим, интенсивная коммуникация (а в случае пропаганды, можно сказать, что речь идет об определенного рода агрессивной коммуникации) имеет разные разветвления. И паблик рилейшнз не может уходить в сторону от пропаганды, которая на сегодня, немного порастеряв свое былое величие, постепенно восстанавливает свой статус. С одной стороны, например, в Германии в университетах с опаской относятся к такого рода исследованиям. С другой, в мире проводятся ежегодные конференции по "исследованию пропаганды".
  При этом сегодняшний научный инструментарий позволяет подходить к анализу пропаганды с достаточной степень объективности. Мы можем формулировать достаточно прозрачные правила в этой области. Например, использование лексики высокого стиля позволяет завышать объект, о котором идет речь. Исследователи пишут по поводу Гитлера: "Религиозное поклонение Гитлеру, сиющий ореол вокруг его личности цсиливались религиозной лексикой, используемой всякий раз, когда речь заходила о его делах, его государстве, его войне" (Клемперер В. LTI. Язык Третьего рейха. Записная книжка филолога. - М., 1998. - С. 148). Или в другом месте: "нацизм в свое время воспринимался миллионами людей как Евангелие, потому что он использовал язык Евангелия" (С. 153). Старая форма переносит старое содержание на новый объект. Это перенос, который является одним из типичных инструментариев в порождении имиджа, когда, например, Б. Ельцин, играющий в теннис, одновременно становится аргументом в политическом процессе.
  Один из кураторов спецслужб Франции К. Мельник приводит интересный пример, как две разведки - немецкая и французская - подталкивали к сближению де Голля и Аденауэра, которы относились с опаской друг к другу. Адвокат Ватикана Виоле "говорил с Аденауэром от имени Папы Римского. Папа, который был очень заинтересован, чтобы Франция и Германия шли вместе, через Виоле объяснял Аденауэру, что де Голль человек честный, что нужно с ним иметь хорошие отношения. А мы в тоже самое время объясняли де Голлю, что исходя из наших сведений Аденауэр очень позитивный человек и что он готов к дружбе между Германией и Францией. И это было очень интересное действие французской разведки. Такой работы советская разведка не могла вести потому, что эта сфера деятельности была за коммунистической партией" ("Версия", 1998, № 13). Здесь также осуществляется перенос от "хорошего" человека к "хорошим" отношениям между странами. Это не логически обоснованный, а чисто эмоциональный перенос.
  Мы обычно ассоцицируем пропаганду с рамками закрытого общества. Действительно, в этом варианте коммуникации с населением принимают специфические формы. С точки зрения другого общества подобная коммуникация трактуется как вырождающаяся. Тоталитарные примеры демонстрируют как любовь к себе и ненависть к врагам может доходить до предельно возможных значений. Приведем пример использования слова "исторический" из фашистской риторики, хотя он однотипен и для нашего прошлого периода: "Нацизм настолько раздувался от сознания собственного величия, настолько был убежден в долговечности своих учреждений (или хотел в этом убедить других), что любая мелочь, с ним связанная, любой пустяк, его касавшийся, приобретали историческое значение. Всякая речь фюрера, пусть даже он в сотый раз повторяет одно и то же, - это историческая речь, любая встреча фюрера с дуче, пусть даже она ничего не меняет в текущей ситуации, - это историческая встреча. Победа немецкого гоночного автомобиля - историческая, торжествененое открытие новой автострады - историческое (а ведь торжественным освящением сопровождается ввод каждой автодороги, каждого участка шоссе); любой праздник урожая - исторический, как и любой партийный съезд, любой праздник любого сорта; а поскольку в Третьей империи существуют только праздники - можно сказать, что она страдала, смертельно страдала от дефицита будней, подобно тому, как организм может быть смертельно поражен солевым дефицитом, - то Третья империя все свои дни считала историческими" (Клемперер В. LTI. Язык Третьего рейха. Записная книжка филолога. - М., 1998. - С. 63). Пропаганда в этом варианте выступает в виде варианта "жесткой" коммуникации, который естественно противостоит паблик рилейшнз как варианту "мягкой" коммуникации. Но там, где пропаганда реализуется в "мягком" варианте,, она находит много точек соприкосновения с паблик рилейшнз.
 
 
  Общие особенности психологической/информационной операции
  Психологическая операция представляет собой точечную коммуникацию на фоне массированного воздействия, например, пропаганды бывшего Советского Союза. Вспомним, чем достигалась массовость воздействия в советское время: происходило максимальное увеличение коммуникативных цепочек. Каждый коммунист должны был выписывать газету "Правда", каждый пионер - газету "Пионерская правда", каждый комсомолец - "Комсомольская правда" и под. И учитывая, что эти газеты координировались из одной точки, перед нами возникала мощная коммуникативная сеть, связывавшая каждую семью несколькими ниточками с центральным "генератором коммуникации". Но по сути своей это чисто механическая модель: мы измеряем ее эффективность числом отправленных сообщений. В этом случае отправителя интересовал в первую очередь тираж: сколько экземпляров газет отпечатано, каков тираж произведений Ленина, Брежнева и под. Психологическая война больше построена на качественном аспекте: не сколько текстов напечатано, а сколько их достигло цели. Поэтому система коммуникации и становится более жестко сориентированной на потребителя информации. Еще один пример. В советское время девяносто процентов читателей отказывалось читать статью под заголовком "Выше знамя, обувщики", но она нужна была из-за системной коммуникации того периода. Точечная коммуникация психологической войны никогда не позволит себе иметь сообщение, которое никто не будет читать.
  Однако поскольку существует правило, что нормы носят групповой характер и изменить их можно не на индивидуальном уровне, а на уровне введения группы с новыми нормами, то одной из задач психологических операций (особенно долговременного характера) становится создание групп, сквозь которые новые нормы будут распространяться на всех. Исторические примеры достаточно многочисленны. Это христианские секты в период возникновения христианства. Это диссидентские группы в период бывшего СССР. В целях такого воздействия заложен переход от нормы одной группы к нормам всей страны:
  НОРМЫ НОРМЫ группы страны
  Мы можем обозначить этот вид воздействия как "последовательный" в отличие от обычно возникающего "параллельного", что можно представить графически в следующем виде:
 
  параллельный тип воздействия
  социальная группа -1 социальная группа -2 социальная группа -3 источник социальная группа -4 социальная группа -5 социальная группа -6 социальная группа -7
  последовательный тип воздействия
  социальная группа -1 социальная группа -2 социальная группа -3 источник социальная группа -4 социальная группа -5 социальная группа -6 социальная группа -7
  Первый тип воздействия более характерен, например, для пропаганды в бывшем Советском Союзе, второй - для введения, к примеру, перестройки. Небольшая группа для переноса своих норм на всех должна обладать сильной привлекательностью для других.
  Опора при этом делается на лидеров мнения. Вышеприведенную группу мы также можем терминологически обозначить как "группа лидеров мнения", поскольку она обладает гораздо большими возможностями воздействия на других, чем любые другие группы. Поиск лидеров мнения привел к следующим их характеристикам, отличающим их от других (цит. по: Brown J.A.C. Techniques of persuasion. From propaganda to brainwashing. - Harmondsworth, 1963. - P. 144):
  1. Лидеры мнения расположены по всей социальной структуре, а не только в ее иерархической составляющей, поскольку лидеры мнения есть и среди сверстников.
  2. Лидеры мнения активны политически, интересуются происходящими событиями, живо реагируют на происходящее.
  3. Лидеров мнения сильнее открыты воздействию информационной кампании, чем те, кто не принадлежит к числу лидеров.
  4. Лидеры мнения используют информацию, которую получают, для последующей передачи в виде советов или информации.
  Интерес лидеров мнения связан с их социальной ролью. Социальный статус человек сильнее предопределяет его поведение, чем его индивидуальные характеристики. П. Лазарсфельд также пришел к выводу, что в масс-медиа люди ищут не столько новых впечатлений, как возможности проецировать свой старый опыт, что также следует учитывать при планировании психологических операций.
  Масс-медиа представляется для потребителя как бы увеличивающим стеклом, рассказывающим об объекте, который при желании он и сам мог увидеть. Мы можем изобразить это информационное соотношение следующим образом:
  объект
 
  источник получатель
  Однако на самом деле это не так: роль источника гораздо выше, поскольку именно он определяет, о каком объекте мы будем говорить и что мы будем о нем говорить. Мы можем изобразить это новое соотношение по-иному:
  объект1 объект2 Объект3 Объект4 ...
 
  источник
 
 
  получатель
  Реально получатель информации не имеет доступа к процессу отбора объектов. Источник становится для него единственной реальностью, формирующей его модель мира, а не сам объективный мир.
  В целом модель воздействия в случае психологической операции может быть охарактеризована следующим набором составляющих: Вход (В), Усиление (У), Резонанс (Р). Коммуникативная цепочка принимает следующий вид:
 
  В У Р
 
  Систематика Входа должна обеспечить:
  а) массовость одновременного попадания в массовое сознание (например, тираж листовок),
 б) легкость информационных переходов между участками массового сознания (например, в случае толпы),
 
 www.kiev-security.org.ua
 BEST rus DOC FOR FULL SECURITY
 
  в) легкость привлечения внимания массового сознания (например, листовки во вторую мировую "маркировались" обнаженными девицами, чтобы солдаты взяли текст в руки).
  В случае распространения слухов советской армией в Афганистане в качестве точки распространения слухов, например, бралась чайхана или машина, следующая в расположение районов, занятых противником. Как видим, систематика входа рассчитана скорее на физические условия, способствующие попаданию сообщения в массовое сознание. Это часто то, что в рамках рекламы получило именования Внимания (Attention).
  Систематика Усиления направлена на содержательные характеристики сообщения. С этой точки зрения, сообщение, чтобы получить распространение, должно отвечать на потребности аудитории. Сообщение как бы должно послужить мостиком между потребностями аудитории на данный момент и решением ее проблемы в будущем. Наиболее сильные сообщения, ведущие к смене социальной системы, расположены именно в этой плоскости.
  Систематика Резонанса призвана совершить переход от одной социальной группы, в которую вошло необходимое сообщение, до более обширных слоев населения, о чем мы будем говорить во второй главе.
  Особое внимание следует уделить иной перспективе воздействия, характерной для психологических операций. Если в обычной ситуации нас интересует отдельный человек, то в случае психологической операции воздействие направлено на массовое сознание. Входом в него, действительно, является отдельный человек, но целью является только масса. Это качественным образом меняет весь процесс разработки технологий.
  Облегчает попадание в массовое сознание не только увеличение числа сообщений, чтобы создать эффект синхронности, но и работа с нетрадиционными типами каналов и объектов. Это, например, толпа как объект воздействия. В этом случае странным образом происходит сочетание канала и получателя. В свое время М. Маклюэн написал, что канал предопределяет сообщение. В данном случае возникает новая эквивалентность: канал = получатель. Распространение сообщений в толпе признается важнейшей задачей в американском руководстве по психологическим операциям.
  Есть также исследования психологов, которые говорят о том, что когда человек заинтересован в сообщении, он уделяет большее внимание его содержанию. Когда же такого личностного интереса нет, то человек начинает принимать решение на основании того, нравится или не нравится ему коммуникатор, например. Вероятно, увеличивающаяся сложность человеческой цивилизации приводит к росту проблем, где мы не можем выступать в роли экспертов. По этой причине и возрастает значимость манеры подачи сообщения, поскольку именно она становится решающей в принятии решения.
  Есть разная доля доверия к разным СМИ, что также необходимо учитывать при планировании информационной кампании. "Рельсовая война" в России показала различное отношение россиян к ее освещению в СМИ ("Независимая газета", 1998, 18 июля): 40% считают, что СМИ объективно освещали позиции шахтеров, 19% - СМИ заняли необъективную позицию, отражая только мнение правительства, 5% - обвинили в чрезмерной поддержке участников "рельсовой войны".
  Следует также подвергнуть особому анализу более благоприятные условия переходов от мира символического источника в мир символический получателя. Общей проблемой при этом становится несовпадение приоритетов источника, получателя и канала (масс-медиа). Например, к числу приоритетов масс-медиа принадлежит ситуация конфликтности, но она не является такой с точки зрения источника. Или такой пример, как новости преобразуют процесс предвыборной президентской кампании в элемент гонки между кандидатами (кто на каком месте), оставляя вне внимания аспект содержательных отличий между ними, проблем, на которые направлено их внимание. Террористы как феномен также в сильной степени вырастают из усиленного внимания к ним масс-медиа. Все это говорит о существенном влиянии процессов символического мира на процессы в мире реальном. В Венесуэле в 1993 г. в результате существенного влияния телесериала предстал перед судом президент Карлос Андрес Перес. Сериал "На этих улицах" был построен на повторе политической ситуации в стране. В одном из героев зрители узнали и президента. Автор сценария сериала Хосе Ранхель говорил следующее: "У нас была демократия без народа, демократия без демократов, демократия при бездействующих госучреждениях. Допустим, в Венесуэле все демократическое правительство было коррумпировано. Но простой гражданин не понимал связи между коррупцией и ухудшением экономического положения в стране. С помощью сериала проблемы, которые волновали страну, дошли до трущоб..." ("Московский комсомолец", 1998, 16-23 июля). В конце дело дошло до того, что сериал стал показывать происходящие события спустя 24 часа после того, как они происходили.
  Построение нового символического мира с помощью другого символического мира можно изобразить следующим образом, где выделена незаполненная ячейка, на которую воздействуют извне:
  символический мир2
 
  символический мир1
  При этом данный процесс облегчается в случае следующего вида ситуаций:
  а) отсутствие объекта (вариант "чистого листа"), что естественно позволяет приписывать этому объекту любые характеристики;
  б) невхождение описываемого объекта в систему ежедневного обыденного мира человека, поскольку в этом случае все, что знает человек об этом объекте, получено им не в области непосредственного опыта, в с помощью масс-медиа, в результате масс-медиа становится единственным каналом получения информации;

<< Пред.           стр. 1 (из 8)           След. >>

Список литературы по разделу