<< Пред.           стр. 2 (из 8)           След. >>

Список литературы по разделу

  в) отсутствие иного спонсора информации о данном объекте, в результате чего информация об объекте поступает из одного источника.
  Все эти факторы существенным образом облегчают воздействие и издавна используются во многих моделях воздействия, например, религиозные секты активно пользуются идеей единственности источника, поскольку сразу же объявляют все другие источники, исходящими от сатаны.
  Причем это движение информации из одного символического мира в иной достаточно часто невозможно остановить. Природа не терпит пустоты и в этом случае: если существует необходимость в информации, она восполняется всеми возможными способами. Приведем примеры, когда отсутствие реальной информации все равно было восполнено информацией с разной степени искажения:
  а) секретный доклад на ХХ съезде КПСС распространялся в мире по одной из версий компартий, в который было вписаны отсутствующие страницы о внешней политики. Вписав эти страницы, ЦРУ получило нужный с их точки зрения документ (Kunczik M. Images of nations and international public relations. - Mahway, N.J., 1997);
  б) выступление Б. Ельцина с "покаянием" из-за того, что не было распространено получило в массовом сознании вид обвинительного документа, поскольку массовое сознание вписало туда то, что хотело само;
  в) постчернобыльская информация в Киеве 1996 г., которой не было в официальных каналах, распространялась по менее контролируемым устным каналам .
  Любая психологическая операция строится на определенном преувеличении - в этом случае становится оправданным последующее действие, ради которого производится воздействие. Так, Саддам Хуссейн в преддверии войны в Персидском заливе был превращен в страшного диктатора с нечеловеческим лицом. Для усиления воздействия его даже превратили в "арабоговорящего Гитлера", что позволяло привязать его к уже апробированным фигурам. В этом случае контекст становится не менее значимым, чем само сообщение. Этот же метод используется и при передаче позитивных сообщений. Дж. Буша изображали на фоне миноносцев, чтобы косвенным образом включить отсылки на его военное прошлое, а Рейган портретировался ковбоем на лошади, чтобы создать отсылки явной "американскости" его имиджа.
  Значимость этой сферы в целом серьезным образом демонстрирует активное использование информационных операций в случае миротворческих сил НАТО в Боснии, когда оказывается невозможным решать имеющиеся проблемы чисто военным путем. По этой причине НАТО сегодня занято разработкой своей собственной информационной доктрины.
  Есть также примеры чисто информационного решения проблемы вместо военного. Это ситуация в Гаити, где в 1991 г. был в результате переворота отстранен от власти президент Аристид. США не удалось убедить военных вернуть Аристида. Тогда в ответ в 1993 г. после одобрения ООН к Гаити приблизились военно-морские силы США. Но сначала была проведена мощная психологическая подготовка. На территорию Гаити были сброшены листовки и тысячи транзисторов, поставленные на частоту станции, названной Радио Демократии. Ежедневные речи Аристида стали также транслироваться непосредственно с американских самолетов, летающих в воздухе. Администрация США заявила, что готов контингент в 20 тысяч военнослужащих, которые восстановят законный порядок. И сам президент Клинтон выступил с телевизионным обращением, в котором сказал, что настало время уйти для гаитянских руководителей, в противном случае им придется оставить власть после применения силы. После 16 часов дополнительных переговоров военные согласились уйти, и 3 тысячи американских солдат высадились на Гаити.
  Психологическое воздействие масс-медиа было призвано также обеспечить принятия соответствующей резолюции ООН. Военные лидеры Гаити, как и общая ситуация там, рисовались в самом мрачном свете. Как пишут современные исследователи: "Почти каждая отсылка на гаитянских военных описывала их как "головорезов", и даже хуже. Их также высмеивали" (Young P., Jesser P. The media and the military. From the Crimea to Desert Strike. - Houndmills etc., 1997. - Р. 265). Высаживающие американские солдаты подавались как освободители: их встречала толпа, размахивающая американскими флажками. Но, как отмечают те же исследователи, несомненно, что эти флажки также прибыли вместе с войсками, иначе, откуда они могли бы еще взяться. Затем телевидение демонстрировало радующихся гаитян за уборкой города перед возвращением законного президента.
  Как видим, в этом случае чисто информационное воздействие позволило предотвратить военные действия. Информация начала и завершила процесс возвращения к власти, а военная сила выступила в роли возможного, но не реализованного контекста данного действия.
 
  Модель резонансной коммуникативной технологии
 
  Стандартный коммуникативный процесс в упрощенном виде представим как сочетание трех факторов: отправителя информации, сообщения и получателя информации. В рамках такого представления можно сделать акцент на каждом из имеющихся участков порождения и прохождения сообщения.
  Акцент на отправителе предполагает создание иерархической коммуникации, где воздействие определяется социальной структурой, институцией, стоящей за отправителем информации. Это может быть представитель власти, это может быть отец, это может быть милиционер. Статус его слова определяется существовавшими до этого структурными факторами. Акцент на данном контексте определяет принятие решения, например, в случае человека с оружием, требующего у прохожего кошелек. Резонансные технологии строятся на акценте на получателе информации. Мы можем представить взаимодействие этих факторов следующим образом:
 
  прошлый контекст настоящий контекст будущий контекст структурные факторы контекстные факторы резонансные факторы отправитель информации получатель информации
  В иерархической коммуникации главным компонентом становится прямая связь, в случае резонансной коммуникации - обратная связь. Здесь одним из основных вопросов становится следующий: будет ли кто-то обсуждать полученную информацию? С кем он ее будет обсуждать? То есть поскольку имеет место переход от технологически обеспеченного (листовка, радиосообщение, слух и под.) к случайному процессу, следует его усилить с помощью резонанса.
  Резонансная коммуникация строится на активизации уже имеющихся у получателя информации представлений. Стандартная коммуникация основана на передаче новой информации.
  Интересным образом олпора на существующие предпочтения была исполдьована со стороны команды генерала Эйзенхауэра на выборах 1952 г. Тогда Россер Ривз путем работы с Джорждем Гэллапом установил, какие именно проблемы больше всего волнуют избирателей. И сценарии рекламных роликов писались именно на эти темы. Все ролики начинались со слова "Эйзенхауэр отвечает Америке". Затем голос "простого гражданина", например, спрашивал: "Генерал, что вы можете сказать о высокой стоимости жизни?" А генерал отвечал: "Моя жена Мами беспокоится о том же. Я говорю ей, это наша забота изменить все это четвертого ноября". Дж. Браун говорит, что краткость этой рекламы не давала возможности отключаться от нее, человек просто не успевал этого сделать, что заставляло прислушиваться даже оппонентов (Brown J.A.C. Techniques of persuasion. From propaganda to brainwashing. - Harmondsworth, 1963. - P. 182).
  В случае резонансной коммуникации мы опираемся на уже внесенные ранее представления. Это связано с сильной "инерционностью" человеческого мышления и поведения. Практически мы все время в сильной степени заданы действиями, которые уже имели место в прошлом. Выход на новую программу чрезвычайно затруднен. Одновременно речь идет о резонансном переносе реакций с одной социальной группы на другую, когда воздействие идет в одной социальной точке, а результаты ожидаются в другой.
  В модельной форме тот же феномен представлен и для случая "лидеров общественного мнения" (key communicators - в терминологии американского руководства по психологической войне). В данном случае это оказывается опорой на принятые в данном сообществе традиционные модели коммуникативного воздействия.
  Следует отметить также нечто вроде "системной ошибки" как характерной для удачного воздействия. Система всегда имеет определенный зазор, который позволяет при умелой работе осуществлять ее разрушение. Условный пример полюса из военного времени, в рамках которого возникает зазор:
  солдат должен воевать солдат боится за свою жизнь
  усиление усиление
 
  почетно отдать жизнь за отечество лучше спасти себя для будущего
  И то, и другое сообщение, как мы видим, может быть усилено. Сама ситуация строится на: преодолении биологического социальным - в первом случае, преодолении социального биологическим - в другом случае.
  Можно предложить также прием, состоящий в увеличении объема иных сообщений с тем, чтобы увести массовое сознание от сообщения Х. Дополнительное введение подобного "шума" выступает в роли переключателя массового сознания на иные аспекты.
  Резонансные технологии используют в качестве своего материала только те сообщения, которые способны к самораспространению. Типичными примерами такого рода являются анекдоты или слухи. Они движутся вне поддержки официальными коммуникациями, в то же время легко охватывая большие массивы людей. По этой причине следует всмотреться в их функционирование более подробнее.
  Политический анекдот времен бывшего СССР строился на противоречии с официальной интерпретацией событий. Например, умный генсек Л. Брежнев на экране и глупый генсек Л. Брежнев в анекдоте. Сама передача такого рода текстов говорит о том, что массовое сознание тем самым пыталась противостоять навязываемой интерпретации. Точно такие же анекдоты эксплуатировали человечность В. Ленина и под. Очень четко анекдот давал иную интерпретацию определенным существенным координатам советской модели мира. С этой точки зрения, частично успех сериала о Штирлице следует искать и в этой плоскости, поскольку там образ черно-белой интерпретации войны стал иным, как и в редких фильмах юмористического толка о войне. Кстати, отсутствие (или резкое снижение числа) политических анекдотов о постсоветской действительности одновременно свидетельствует об отсутствии официальной интерпретации ее, наличию многомерных интерпретаций. Как только такая интерпретация будет навязываться, она сразу же вызывает соответствующее противодействие. Советское время усиленно эксплуатировало анекдот еще и потому, что он являлся единственным вариантов "выпуска пара". Сегодня эта реинтерпретация официоза может идти по ряду других каналов, в результате отсутствует усиление жанра анекдота. Сходные процессы произошли и с эстрадной сатирой и юмором, поскольку парадоксальным образом юмористы сетуют на отсутствие цензуры и под. В целом следует признать в качестве основы анекдота в психологическом плане именно противодействие официальным ценностям. Естественно, что в таких условиях возникал резонанс, поскольку анекдот вербально оформлял сложившееся противоречие. Его удачная вербальная структура - это уже другой аспект. Анекдот выступал в роли усилителя (реализатора) уже сложивших четких взаимоотношений.
  Именно в этом плане Дж. Браун несколько психоаналитически интерпретирует возникновение и распространение слухов о зверствах противника в период войны. Он видит следующий набор причин (Brown J.A.C. Techniques of persuasion. From propaganda to brainwashing. - Harmondsworth, 1963. - P. 85):
  1. Они являются проекцией наших собственных отрицательных импульсов.
  2. Современный человек, попадая на войну, выполняет ряд неприятных действий, для оправдания которых и создает подобные слухи.
  3. Человек заполняет неизвестность слуховой информацией. Если мы отрицательно относимся к человеку, то и слуховая информация будет порождаться тоже отрицательная.
  4. Война сама по себе является переходом к более примитивным формам поведения, поэтому в принципе возможно возникновение подобных явлений.
  Создание резонансных методик должно учитывать еще один момент - сопротивление вводимой информации. Этот аспект более серьезно разработан в различного рода психотерапевтических техниках (см., например, Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. - М., 1995). Некоторые из направлений в этой области также особенно интересны для психологических операций. Это, например. нейролингвистическое программирование, позволяющее вводить информацию на менее контролируемом сознанием уровне (см., например: Гриндер Дж., Бэндлер Р. Структура магии. - М., 1995; Гриндер Дж., Бэндлер Р. Формирование транса. - М., 1994; Гриндер Дж., Бэндлер Р. Из лягушек в принцы. - Воронеж, 1993; Бэндлер Р., Гриндер Дж., Сатир В. Семейная терапия. - Воронеж, 1993; Кэмерон-Бэндлер Л. С тех пор они жиди счастливо. - Воронеж, 1993; Гордон Дж. Терапевтические метафоры. - СПб., 1995; О"Коннор Дж., Сеймор Дж. Введение в НЛП. - Челябинск, 1997). Естественно, что подобного рода ввод окажется меньше подверженным контролю со стороны получателя информации.
  Психоаналитик А. Адлер интересен еще и тем, что в основе его концепции лежит понятие социального интереса. Если З. Фрейд искал причины неврозов в сексуальной плоскости, К. Юнг пытался выводить их из коллективного бессознательного, то А. Адлер объяснял неврозы сквозь социальную плоскость, показывая, как человек стремится реализовать свое условное превосходство.
  Разного рода методы невербальной коммуникации также позволяют включить в воздействие дополнительные каналы. При этом законом воздействия становится определенное соответствие между передачей информации по разным каналам. Например, президентский статус человека должен подтверждаться такого же уровня невербальными контекстами.
  Резонансная технология свою основную силу видит не в новизне вводимой информации, а в ее соответствии уже имеющихся в массовом сознании представлений:моделью резонанса можно считать ситуацию, где информационный вход намного меньше информационного выхода. Но этот "взрыв" делается за счет опоры на уже вписанные в массовое сознание представления.
  Резонансная технология может опираться на имеющиеся:
  а) когнитивные схемы,
  б) коммуникативные схемы,
  в) собственно резонансные схемы.
  Использование когнитивных схем можно представить в виде айсберга. Массовое сознание получает указание на верхушку айсберга, за которой следует весь объем, связанной с ней информации. Например: Дж. Буш назвал оставшихся в Кувейте американцев в период ввода туда иракских войск "заложниками". Подобное слово сразу включает набор условий, которые в ответ позволяют использование военной силы. В случае войны в Чечне таким словом-триггером стало обозначение "чеченские бандформирования". Использование подобных слов опирается на сценарии, фреймы, отражающие наше структурирование действительности. При этом название одного из элементов подобного стереотипа автоматически вызывает в сознании другие элементы, то есть указывая одно, в ответ можно получить совсем другое.
  Резонансная технология опирается на уже имеющиеся в обществе схемы коммуникации. Один из примеров - лидеры мнений, число которых составляет 10-20% от населения. Но наличие этой группы позволяет проводить воздействие с меньшими интеллектуальными и материальными затрататми. ЮСИА обладает весьма прагматичным, если не сказать циничным высказыванием: "Нам лучше обработать одного журналиста, чем десять домохозяек. Мы работаем не с людьми, а с каналами". Лидер мнения, с этой точки зрения, весьма выгодный канал коммуникации, выступающий в роли мини-СМИ для определенной группы населения. Интересно, что и перестройка в бывшем СССР вводилась подобным образом с опорой на лидеров мнения.
  Еще один пример использования апробированных схем представляют собой собственно резонансные модели. Суть их состоит в том, что в ряде случаев из набора ситуаций СМИ начинают раскручивать только некоторые из них. Соответственно, зная заранее эти закономерности СМИ могут помогать в получении нужного набора информации. Выделены две такие резонансные схемы, на которые реагирует СМИ:
  а) когда поступает подтверждение уже имеющимся в обществе слухам.
  б) когда реализованная ситуация вступает в противоречие со сложившимся имиджем.
  Таким образом, модель резонансного воздействия должна опираться на следующие составляющие:
  а) утрировка уже зафиксированного стереотипа,
  б) перевод его из вербальной в визуальную или событийную формы,
  в) усиление предлагаемого сообщения признаками достоверности.
  Приведем теперь хотя и общий, но вполне реальный пример. В качестве борьбы с одним из сегодняшних кандидатов в депутаты был пущен слух, что его обворовали и вынесли с дачи вещей на сто тысяч долларов. Проверим его по данным трем параметрам:
  а) у населения зафиксирован четкие стереотип о коррумпированности сегодняшней власти на любом уровне, что вполне подтверждает рассказ о несметных богатствах,
  б) разговоры о коррупции представлены хоть в реальном, но все равно косвенном виде, дающим возможность потребителю информации самому подтвердить свои наблюдения, это событие, но построенное от противного - "украли",
  в) усиливает достоверность детализация "украли на сто тысяч долларов с дачи" как один из приемов эффективного воздействия (типа вышеупомянутой тетрадки экс-премьера).
  Тут следует сделать два уточнения, упомянув два условия, которые спобствуют усилению воздействия. С одной стороны, это перекодировка между визуальным, вербальным и событийным каналами, о чем мы говорили выше. С другой, это определенная смена целевых установок сообщения - вместо цели "обвинения" ставится цель "информирование". Или такая смена, которая была в известном механизме передачи слуха о том, что Кэмел использует прокаженных у себя на фабриках. Там искали источник слуха и вышли на следующую ситуацию: в метро между собой говорили два человека, которые и сообщали данный факт, но не пассажирам, а один другому. Здесь также происходит определенный коммуникативный сдвиг.
  Резонансная технология усиливает уже имеющиеся в массовом сознании противоречия, задавая их более масштабный характер, в ряде случаев вводя элементы следующего шага: контр-доводы на возможные возражения. Подобная коммуникативная структура позволяет переводить массовое сознание в нужное русло. Только резонансная технология реально способна работать в рамках поля систематической пропаганды, осуществляемого другой стороной.
  Следует обратить также внимание на то, что мы называем точками интенсивной коммуникации. Это толпа, митинг, газета, журнал, телвидение и под. Например, советская армия в Афганистане для распространения слухов избирала чайхану, машину, следующую в направлении противника и т.д. Они могут быть естественными и искусственными, когда в этот процесс включается управление им. Неинтенсивные точки и точки интенсивной коммуникации мы можем представить следующим образом:
  точки неинтенсивной комуникации, направленные на одно лицо
 
  точка интенсивной коммуникации, направленная на множество лиц
 
 
 
 
  Технологические процессы типа психологической операции не могут покоиться на неинтенсивных, индивидуальных способах передачи информации. Нас должен интересовать или особый контекст (типа митинга: один источник - много слушающих, собравшихся с единой целью), или особое содержание (типа того, которое передается с помощью слухов).
  Все строится на том, чтобы имел место не процесс "затухания", а наоброт, каждая составляющая процесса коммуникации способствовала дальнейшему распространению ее. Именно это требует, к примеру, при первой возможности перевода вербальной информации в визуальную форму, поскольку воздействие визуальное сильнее. Поэтому нас интересуют лидеры мнения, поскольку они смогут донести сообщение дальше. Этот интенсив реально приводит к тому, что возникает однонаправленное движение информации, нечто вроде монолога. И слух, и анекдот подтверждают это тем, что в них потеряно авторство, есть только чистое сообщение. Оно настолько сильное, что авторство для него уже несущественно.
  В результате искомое сообщение получает нечто вроде "скорости", попадая ко все большему числу людей. Есть соответствующие подсчеты, что при переходе определенного порога (например, в 15%) информация уже не может подвергнуться затуханию. Следовательно, задачей в данном случае может быть достижение этой пороговой величины.
  Следует также помнить, что в толпе не порождаются новые реакции, толпа просто интенсифицирует имеющиеся, доводя их до возможного на данный момент предела. Во многих случаях толпа исптывает определенного рода "мазохизм", получая удовольствие от акцентуации трудностей, невозможности жить. В этом плане типичная советская демонстрация была иной, она программировала на оптимистическую интерпретацию. Однако толпа исходно более запрограммирована на противоположное: на пессимистическую оценку ситуации, на невозможность выхода из нее. Вероятно, переход толпы на насильственные дейсьтвия и происходит из-за этой бесконечной констатации негатива, который в результате "срывает все предохранители".
  Сообщение может получать прямое и косвенное кодирование. К последнему типу можно отнести "якорение", применяемое в рамках нейролингвистического программирования, когда происходит закрепление нужных сообщений происходит на визуальном или других уровнях. Повтор этого закрепления в качестве стимула ("якоря") вызывает нужные реакции. Это также активно используется в религиозных и политических перформансах, когда активно включаются раздражители визуальные, слуховые, вкусовые и под., на которые у аудитории имеются четкие реакции. Главный редактор российских телевизионных "Вестей" А. Абакумов также говорит о косвенности ("Версия", 1998, № 10): "В новостях влияние на аудиторию делается очень тонко. Комментировать можно версткой, подбором фактов. И еще мы должны адекватно общаться с аудиторией. Ведь далеко не каждый читал Кафку. Но со всеми нужно найти общий язык". Косвенное кодирование примечательно тем, что на него нет отрицательной реакции сознания. мы активно можем возражать тому, что подается прямо, в лоб. Косвенная подача проходит мимо наших фильтров.
 
  Комуникативные модули
  Под коммуникативными модулями мы будем понимать составляющие процесса коммуникации, тот или иной выбор которых может способствовать усилению воздействия. Это в определенной степени элементарные "кубики", из которых можно построить удачный путь воздействия.
  Каждое общество обладает своими собственными коммуникативными практиками, есть определенные правила говорения и правила слушания. Например, П. Рикер говорил, что устные законы всегда стремятся стать письменными. Отсюда следует необходимость в случае психологической операции не столько создавать новые практики, как подстраиваться под существующие, под те, которые уже доказали свою эффективность в данном обществе. Например, во время войны в Афганистане советской армии не было смысла использовать листовки, поскольку население было неграмотным. Но даже в этом случае листовки запрещалось поднимать под страхом смертной казни. Отсюда следовал вывод по использованию слухов, которые не так легко контролировать в любом обществе.
  В качестве коммуникативных моделей мы выделяем следующие составляющие коммуникативного процесса: лидеры/каналы влияния, возвратная коммуникация, целевая аудитория, символы, поляризация, иерархия сообщений, сюжетика. Они относятся к разным точкам процесса коммуникации, но от них в сильной степени зависит эффективность вводимого сообщения. Рассмотрим их несколько подробнее.
  лидеры влияния/каналы влияния
  Пропагандист не старается изобретать новые каналы информирования населения. Более выгодной стратегией оказывается опора на уже существующие, доказавшие свою эффективность. Вероятно, в этом случае не просто суммируется предварительное впечатление от канала или говорящего, но и не затрачиваются дополнительные усилия со стороны аудитории на проверку достоверности, авторитетности нового источника.
  Новый источник сообщения не обладает тем набором преимуществ, которые есть у апробированных схем. Поэтому следует с особой осторожностью относиться к выбору источника. Например, неудачным решением, с точки зрения телепередачи "На самом деле" (ТВ-Центр, 1998, 6 июля), является привлечение в команду спичрайтеров Б. Ельцина тридцатилетнего диск-жокея из Нижнего Новгорода, которому поручено писать радиообращения президента России. Понятно, почему это произошло. Это резкое занижение авторитетности сообщений, исходящих от лица главы государства, с точки зрения журналистской аудитории.
  Внимание к лидерам мнения пришло после открытия двухступенчатой модели коммуникации, которая показала, что СМИ действуют на людей не непосредственно, а после обсуждения их сообщений с лидерами мнения. Более того, П. Лазарсфельд пришел к четкому пониманию того, что межличностное общение обладает большей эффективностью, чем непосредственное влияние массовой коммуникации. Причину этого он увидел в следующем (цит. по: Brown J.A.C. Techniques of persuasion. From propaganda to brainwashing. - Harmondsworth, 1971. - P. 146):
  1. Личностных контактов сложнее избежать.
  2. Личностный канал предполагает большую гибкость, определенное подстраивание под собеседника.
  3. Прямые контакты строятся по модели поощрения за принятие сообщение и наказания в противоположном случае.
  4. Люди больше верят конкретным собеседникам, а не безличным средствам массовой коммуникации.
  5. Личностные каналы позволяют коммуникатору убедить в смене поведения без изменения внутренней модели мира. Например: друг может убедить проголосовать именно так из-за важности для него этого кандидата.
  возвратная коммуникация
  По нашему мнению центральной особенностью психологической операции должен быть вариант "возвратной коммуникации", под которой мы понимаем использование исключительно тех сообщений, которые уже записаны в памяти получателя. Задачей становится изменение их приоритетности, подкрепление новой аргументацией и под., но не введение совершенно новой информации. При военной пропаганде сообщение "Сдавайся" уже записано в сознании противника, но там ему противостоит множество других, среди которых есть и "отдать жизнь за свою страну почетнее, чем сдаться". Задачей пропаганды становится перевод данного сообщения в более благоприятные контексты.
  Интересно, что практически все сообщения СМИ в той или иной степени не имеют новизны. Например, такое условное сообщение: "Вчера в Турции произошло землетрясение. Сто человек погибло, тысяча получили ранения". Главным элементом новизны будет привязка подобного сообщения в пространстве ("в Турции") и времени ("вчера"). Вспомним феномен чтения вчерашней или прошлогодней газеты: до той поры пока человек не обнаружит дату, газета представляет для него несомненный интерес. То есть практически сообщение СМИ также уже заранее хранится в нашей памяти, лишь требуя определенной актуализации. Определенные сценарии, стереотипы, на чем строится теория фреймов, ведущая свое начало от М. Минского, предполагает наличие подобной "грамматики действительности", помогающей пониманию любой ситуации.
  Возвратная коммуникация должна создавать замкнутый коммуникативный цикл следующего вида:
 
  пропагандист аудитория
 
  Аудитория слышит то, что она уже знает, происходит только усиление ее желания услышать. Например, слух о коррумпированности высших чиновников легко может быть насыщен самыми разнообразными подробностями типа существования виллы в Испании.
  целевая аудитория
  Юрий Лотман видел творческий характер коммуникации в несовпадении кодов отправителя и получателя. Но это для художественной коммуникации. В случае же эффективного воздействия отправитель коммуникации строит свое сообщение на точном знании кодов получателя.
  По сути вся систематика не только психологических операций, но и рекламы, паблик рилейшнз строится на точном знании интересов, ценностей и целей потребителя информации.
  Известно, что на человека более адекватно можно воздействовать сквозь его групповые характеристики (пол, возраст, социальное положение и под.), а не через его индивидуальные особенности.
  символы/мифы
  Каждое общество обладает своими наборами символов, являющихся значимыми для него. Более того, за символом стоит апробированный вариант воздействия, который аудитория будет принимать без раздумий.
  Символизация необязательно должна относиться к идеологии. Символизация "Мой дом - мой крепость" стоит вне идеологии, однако задает четкую иерархическую границу между общественным и частным, характерную для западного мира.
  Мы достаточно часто ведем борьбу не за реальные, а за символические ценности. Политическая борьба также ведется в основном в символическом поле. По этой причине так велико значение удачных/неудачных символизаций в коммуникации.
  поляризация
  В кризисной ситуации возникает серьезная необходимость у массового сознания в получении полярных сообщений. Например в случае постчернобыльских дней наибольшим успехом пользовались два вида сообщений: один тип можно обозначить как "катастрофический", куда подпадают рассказы о том, что все максимально плохо. В результате возникло два вида поведения: полное подчинение рекомендуемым медиками и слухами нормам или полное безразличие к ним, т.е. порождение высказываний типа "ничего страшного".
  Другой вариант поляризации возникает в случае пропагандистского решения сделать резкое завышение или резкое занижение объекта. Отсюда возникают самые странные рассказы о противнике во времена войны с целью вывести его за пределы человеческих норм. Страны-противники в период "холодной войны" резко завышали негативную направленность и силу своего противника с тем, чтобы проводить на высоком уровне свои военные приготовления.
  иерархия сообщений
  В выборе того или иного типа сообщения можно опираться на классификацию потребностей А. Маслоу, в соответствии с которой без удовлетворения потребностей низшего уровня не может идти речь об интересе к потребностям высшего уровня. Кстати, это наглядно продемонстрировала постчернобыльская ситуация, когда нарушенная потребность в безопасности разрушала любые социальные нормы, принятые на тот период. Потребность в защите детей вступала в противоречие с требованиями социальной морали общества советского периода.
  Следует учитывать именно данное межуровневое противоречие, когда на уровне социальных потребностей задается одна норма, а уровень биологических потребностей выдвигает другую. В результате возникает альтернативность выбора.
  сюжетика
  Вводимые сообщения должны укладываться в определенный сюжет, обладать более сильным системным взглядом не только с точки зрения своих тактических, но и стратегических целей. Ряд сюжетов мировой истории носят достаточно апробированный характер. Например. сказки. Перекладывание современных событий на известный сказочный сюжет существенным образом усиливает их воздействие. Например, одна из передач "Куклы" (НТВ, 1998, 4 июля) была построена на использовании сюжета "Красной шапочки" со следующей расстановкой героев: бабушка - Б. Ельцин, внучка - С. Кириенко, серый волк - Г. Зюганов. При этом спасителем "бабушки" становится электрик А. Чубайс, пускающий свет в ее домик. "Электрик" оказывается украшенным надписями "Международный валютный фонд", "Дженерал электрик" и американским флагом. При ярком свете "серый волк" оказывается неспособным нападать на "бабушку".
  Умберто Эко попытался проанализировать текст "оправдательного" выступления Ричарда Никсона также через призму сказки о "Красной шапочке" (Eco U. Strategies of lying // On signs. Ed. by M. Blonsky. - Baltimore, 1985). У. Эко сопоставляет речь Никсона с тремя возможными сюжетами, находящихся в массовом сознании: сказкой о Красной Шапочке, нападением японцев на Пирл-Харбор и моделью поведения прессы, созданной в виде вестерна. Во всех этих сюжетах действуют герои и злодеи, поэтому они могут служить моделью для построения нового "оправдывающего" сюжета. Все четыре сюжета раскладываются в следующую таблицу, в сильной степени сближающую их.
  Функции Красная Шапочка Пирл-Харбор Вестерновая модель прессы Речь Никсона Герой Красная Шапочка Американцы Американцы Президент Ценность Безопасность Безопасность и сила Контролируемое правительство Американский способ жизни Запрет Не останавливаться в лесу Быть наготове Не коррумпироваться, не шпионить Следить за своими сотрудниками Злодей Волк Японцы Президент Беззаботные сотрудники Нарушение запрета Красная Шапочка заговаривает с Волком Самонадеянность Уотергейт Раздражение в Китае и Вьетнаме Неудача Красную Шапочку обманывают Пирл-Харбор Злоупотребление властью Потеря доверия Спаситель Лесорубы Американцы Пресса и суд Президент Борьба Преследование Волка Вторая мировая война Журналистское расследование Правительственное расследование Победа Волк убит Японцы сдаются Белый дом попадает под расследование Плохие сотрудники уволены Ценности восстановлены Безопасность Безопасность и сила Контроль над правительством Американский способ жизни Оценка фактов Герой был неосторожен, но его спасают Герой был неосторожен, но смог сам себя спасти Злодей пытался лгать сообществу, но общественные герои наказали его Герой был неосторожен, но смог сам спасти себя
 Как видим, разница между третьим и четвертым сюжетом состоит в том, что злодей, каким его представляет пресса, на самом деле оказывается героем. Конечно, президент допустил неосторожность в подборе сотрудников, но он был слишком занят государственными проблемами, ведя международные переговоры с Китаем и Вьетнамом, потому не мог лично следить за всей избирательной кампанией.
 
 www.kiev-security.org.ua
 BEST rus DOC FOR FULL SECURITY
 
  Типичная схема шахтерской и иной забастовки строится на противопоставлении хороших шахтеров - плохого местного руководителя - хорошего высшего руководства, к которому взывают забастовщики. По схеме: вот приедет барин, барин нас рассудит...То есть работает то или иное соотношение плохого/хорошего героев.
  Подобные сюжетные схемы вписаны в массовое сознание на подсознательном уровне, поэтому с неизбежностью они начинают реализоваться при любой попытке воздействия.
  Возьмем для примера распространение христианства на Руси.
  лидеры влияния/каналы влияния
  В качестве отправной точки избрана самая авторитетная на тот период социальная группа - князья.
  возвратная коммуникация
  Люди хотят слышать то, что они хотят услышать. Христианство в этом плане, будучи религией бедных и неимущих, оказывается в выгодном положении. Оно строится на компенсации нынешних лишений в загробной жизни.
  целевая аудитория
  Христос как одновременное представление божественного и человеческого работает на любую целевую аудиторию.
  символы/мифы
  Христианство входит с целым набором простых и распространенных символов - крест, рыба и под. Своими символами оно маркирует ключевые для любого общества ситуации типа "рождения младенца".
  поляризация
  Христианство активно пользуется полярными символами типа рая и ада. Аргументация достаточно часто строилась на использовании элемента страха, который невозможен без введения полярных понятий.
  иерархия сообщений
  Князья могли перекрыть любые другие альтернативные сообщения, отдавая предпочтение только одному источнику.
  сюжетика
  Христианские сюжеты показали свою жизненность в многочисленном наборе случаев, в определенной степени задавая "грамматику" христианской цивилизации типа "притчи о блудном сыне".
  Тут следует добавить мнение Г. Джоветта и В. О"Доннелл, которые считают, что первые христиане взяли вполне традиционные на тот период сообщения, но вложили их в новую форму (Jowett G.S., O'Donell V. Propaganda and persuasion. - Newbury Park, 1992. - P. 42). Они перечисляют среди прочего: использование притч, графическое истолкование метафор, персонализация индивидов как человеческие метафоры (Петр - камень, Симон - рыбак) и под. Все это в результате создало мощные, эмоциональные, общепонятные сообщения. Большой объем графических изображений также лежит в этой плоскости: до креста символов христианства было изображение рыбы, что совпадало с пониманием апостолов как "ловцов людей". В моменты преследолваний ихзображение рыбы появлялось всюду, вплоть до песка или пыли. Кстати, изображение свастики, выбор которой в качестве символа приписывают Гитлеру, также определялся легкостью ее изображения, только теперь уже, например, на ветровом стекле автомашины.
  Возьмем в качестве следующего примера распространение такого явления, как перестройка, разложив его на соответствующие составляющие.
  лидеры влияния/каналы влияния
  В качестве ключевых коммуникаторов использовались известные режиссеры, актеры, писатели, которые исходно пользовались авторитетом у населения. Практически все СМИ выступили в роли рупора перестройки.
  возвратная коммуникация
  Люди слышали то, что сами обсуждали на уровне неофициальной коммуникации, которая из кухонного варианта перешла на площади.
  целевая аудитория
  Целевой аудиторией в первую очередь стала молодежь и люди с высшим образованием, которые занимали ключевые позиции во всех областях.
  символы/мифы
  Символы перестройки во многом поддерживались символикой западного мира, поскольку ключевые понятия практически были заимствованы. При этом основные точки этого нового мира воспринимались чисто знаково, например, такие понятия, как "рынок", "капитализм", "бизнесмен". Вспомним варианты высказываний, практически аналогичных прошлому "экономика должна быть экономной":
  "это не рынок, а базар", "это не бизнесмен, а спекулянт" и под.
  поляризация
  Произошла полярная смена "иконостаса", когда "боги" одного периода были одновременно повержены, а вместо них были подняты новые, которые до этого подвергались резкому осуждению.
  иерархия сообщений
  Перестройка шла под лозунгами решения экономических проблем, что соответствует иерархии базовых интересов. Демократические проблемы шли в качестве "орнамента" для данного базиса.
  сюжетика
  Сюжетика перестройки строилась на вскрытии отрицательного поведения лидеров прошлого периода, которые изображались подобно злым демонам из какого-то сказочного поля.
  Как видим, эти и другие ситуации реализуется по единой схеме коммуникативного воздействия, во многом обусловленной особенностями именно массового сознания.
  Особое внимание при этом следует уделить нужному типажу коммуникатора. Американские пропагандисты заявляют, что им лучше работать с одним журналистом, чем с десятью домохозяйками, поскольку они работают не с людьми, а с каналами. С этой точки зрения мы можем построить соответствующую типологию охвата аудитории, где один полюс займет домохозяйка, информация которой достигает двух-трех человек, другой полюс действительно займут те, аудитория которых насчитывает тысячи зрителей и читателей. Ср. следующую таблицу, отражающую типы коммуникации с точки зрения ее аудитории:
 Тип коммуникации Охват аудитории Пример обыденная 1-10 домохозяйка профессиональная 10-100 зубной врач массовая 1000 и более журналист Отсюда следует естественное желание для любой информационной кампании попасть в наиболее эффективный для нее тип коммуникации. При этом в ряде случаев более эффективным может оказаться и первый типа. Например, японские рекламисты установили, что наиболее эффективная реклама лекарств и докторов идет именно по устному каналу, названному ими "разговоры у колодца". Мы действительно больше верим информации о действенности того или иного лекарства или врача, услышанной от конкретного лица, а не с глянцевой страницы журнала.
  Можно также предложить иную классификацию коммуникаторов с учетом факторов их коммуникативности и креативности, создав два полюса: максимум коммуникации и минимум креативности и наоборот. Обозначим их условно как "ретранслятор" и "создатель". Образуется следующий возможный набор сочетаний признаков:
 создатель ретранслятор возможный пример + - писатель-авангардист - + зубной врач + + журналист - - домохозяйка Есть также такой термин, как "аниматор", под которым понимается диктор, читающий написанные кем-то тексты. То есть в каждой из вышезаданных сфер коммуникации (обыденная, профессиональная, массовая) мы можем выделить свои типажи.
 
  Психологические операции: американский опыт
 
  Психологические операции стали сегодня почти рутинной составляющей военных действий. Наша цивилизация, став информационной, и в своих военных доктринах должна учитывать информационные аспекты. Тем более, что проигранная Советским Союзом так называемая "холодная война" показала более серьезные возможности методов психологического воздействия, чем это представлялось ранее.
  США имели масштабный опыт по работе с общественным мнением во время войны в Персидском заливе в 1990 г. Им тогда следовало мобилизовать общественное мнение внутри страны в "разрешающем войну" аспекте. Это было сложно, поскольку существовал вьетнамский синдром, боязнь нового Вьетнама. Например, анализ новостей СМИ с 1 августа 1990 г. по 28 февраля 1991 года (всего 66 тысяч единиц) продемонстрировал, что слово Вьетнам встретилось там 7299 раз, чаще любого другого слова (Jowett G.S., O'Donell V. Propaganda and persuasion. - Newbury Park, 1992. - P. 252). Это говорит о попытке понять ситуацию в Персидском заливе сквозь формат, заданный войной во Вьетнаме.
  Массированное участие пропагандистов зафиксировано уже в первой мировой войне, когда в 1918 г. каждую неделю выпускалось более 2 тысяч воздушных шаров, каждый из которых нес 1000 листовок. Правда, Дж. Браун считает, что воздействие их было невелико, поскольку боевой дух более зависел от успехов на фронте или нехватки продуктов питания (Brown J.A.C. Techniques of persuasion. From propaganda to brainwashing. - Harmondsworth, 1971. - P. 94). Кстати, тогда специалисты по пропаганде после войны составили основной массив специалистов по паблик рилейшнз в США. Затем та же ситуация повторилась после второй мировой войны в Англии. Пропагандисты занялись именно сферой паблик рилейшнз, поскольку в то время из-за нехватки продуктов не было особой нужды в рекламе. Все это также свидетельствует о серьезном пересечении методов паблик рилейшнз и психологических операций.
  Сегодняшнее развитие событий показывает успехи и неудачи на данном направлении. Если к первым принадлежит война в Персидском заливе, то ко вторым - война в Чечне. Начальник Генерального штаба Российской Федерации в 1996 году заявил, что произошла утрата единого военного информационного поля ("Комсомольская правда", 1996, 29 марта). Поэтому опыт США представляет особый интерес. При дальнейшем изложении мы будем опираться на официальное руководство, принятое в американской армии: FM 33-I-I. Psychological operations, techniques and procedures. - U.S. Governmental Printing Office. - 1994.
  Есть значительное сходство в инструментарии и методах психологических операций (далее - ПО, американский термин - PSYOP) и паблик рилейшнз (далее - ПР). Есть даже совпадающие задачи: так, например, в рамках ПО стоит и такая задача, как "создание благоприятного имиджа действий Америки". В принципе фундаментальная близость задается тем, что данное американское руководство по ПО опирается на методы, исходно разработанные в коммерческой рекламе. Оттуда же черпает множество методов для себя и ПР. Как в свое время написал Л. Войтасик: "Реклама поставляет пропаганде эффективные методы психологической обработки" (Войтасик Л. Психология политической пропаганды. - М., 1981. - С. 75). Общность методов имеет отличие только в одном аспекте - более серьезной технологической подготовке кампании, более существенной исследовательской базе по изучению целевой аудитории, на которую направлено действие ПО.
  Данное руководство начинается одной глобальной фразой: "Психологические операции действуют во времена мира, конфликта и войны". Суть их задана в качестве поддерживающих военные действия. При этом поддержка может быть и чисто пропагандистской, как это было в 1989 г. в Панаме, где громкоговорители сыграли не последнюю роль.
  Цикл ПО состоит из трех составляющих, также привычных для ПР: оценка, планирование и исполнение. При этом тестирование сообщений, проверка результатов также включаются в ПО. Более подробно ПО расписываются в следующем виде:
  * Сбор разведывательной информации
  * Анализ целевой аудитории
  * Разработка продукта
  * Отбор медиа
  * Производство медиа
  * Распространение
  Первый компонент входит в оценку, три последующие - в планирование, оставшиеся два - в исполнение. Конечной целью работы признаются поведенческие изменения у целевой аудитории.
  Более конкретные военные функции имеют следующий вид:
  * Оценка психологических результатов военных операций
  * Советы военному командованию по ПО-операциям
  * Распространение и проведение ПО-операций в поддержку военных действий
  * Препятствие враждебной пропаганде
  Как и в случае ПР, очень серьезное внимание уделяется аудитории, где акцентируются политические, экономические, культурные, социальные и идеологические условия целевых аудиторий. Возможно, это усиленное внимание связано с тем, что ПО направлено на представителей иных политических, культурных и под. структур. При этом известно, что многочисленные ошибки представителей США в ряде областей часто были связаны с неучетом национальных особенностей стран, куда они попадали, что исходно объясняется сильной "центрированностью" американцев на свои собственные культурные особенности.
  ПО делятся на три типа: стратегические, оперативные и тактические, при этом оперативные подаются как промежуточные между первыми и третьими. Стратегические работают на появление эффектов, которые проявятся в обозримом будущем. Оперативные - направлены на региональные целевые аудитории. Тактические - призваны непосредственно поддерживать военные действия.
  В области решаемых задач обнаруживается определенная циничность. Вероятно, некоторые из подобных задач мы обычно скрываем и не вписываем в аналогичные документы. Мы укажем некоторые из типов возможных задач, чтобы представить себе серьезность намерений:
  стратегические ПО:
  - поддержка и обоснование американской политики за рубежом,
  - поддержка контр элит,
  - усиление друзей и ослабление врагов среди лидеров,
  - поддержка расхождений между гражданскими и военными элитами.
  оперативные ПО:
  - подготовка населения к вводу американских войск,
  - увеличение неудовлетворенности населения и вооруженных сил.
  тактические ПО:
  - создание благоприятного имиджа американских солдат и офицеров,
  - уменьшение боевого духа и эффективности боевых действий противника.
  Мы испытали часть этого воздействия в процессе распада бывшего СССР, особенно это касается стратегических ПО-операций.
  В процессе порождения сообщений вводится различие между темой и символом. Это разграничение можно представить в виде типичного для лингвистики различения содержания и формы, поскольку темой является то, что сообщается с целью достичь психологических целей. А символом становится средство выражения темы. Темы как бы заранее сгруппированы по возможным точкам уязвимости: один набор должен подтолкнуть группу к разделению, эксплуатируя различие "мы - они", другой - акцентирует тему неизбежности (неизбежности победы одних и проигрыша других), третий - тему легитимности (друзей и нелегитимность оппонентов). Особое значение придается правильному отбору тем и символов: "Предварительное тестирование всех символов и тем должно предотвратить неправильное их употребление".
  Следует также подчеркнуть серьезный анализ целевой аудитории, предшествующий выработке необходимых сообщений. И тут особую роль играют и этнические особенности аудитории, ее национальная картина мира, поскольку ПО-специалист заинтересован в поиске уязвимых мест своего противника. Более подробные анализы в этой области, несомненно, поставляются представителями других наук (см., например, такие исследования в области этнологии: Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. - М., 1998; Лурье С.В. Историческая этнология. - М., 1997).
  Создание сообщений также разбито на ряд четких этапов: интеграция, концептуализация и развитие. Интеграция направлена на соединение анализа целевой аудитории с соответствующим типом медиа. Здесь следует ответить на такие вопросы:
  * Какова целевая аудитория?
  * Что следует сказать своим сообщением?
  * Когда оно будет иметь максимальный эффект?
  * Где расположена целевая аудитория?
  * Какова цель ПО-сообщения или акции?
  * Как следует построить сообщение или провести акцию?
  Этап концептуализации направлен на перевод анализа аудитории и выбора медиа в работающий план. Развитие представляет собой разработку плана и межличностной коммуникативной программы. Здесь также предложен набор конкретных техник для работы:
  * привлечение внимания (например, помещение на листовке привлекательной женской фигурки),
  * создание достоверности (внесение элементов, по которым потребитель сможет установить достоверность сообщаемого),
  * создание памяти (разработка запоминающихся заголовков, слоганов и под.),
  * возбуждение эмоций (эмоции невозможно разрешить рациональным путем),
  * повторение сообщения (для улучшения воздействия следует планировать многократное повторение).
  Хорошо разработанным аспектом, в отличие от ПР, является работа на межличностном уровне, при общении человека с человеком. Лучшими ораторами называют Адольфа Гитлера, Мартина Лютера Кинга и Уинстона Черчилля. Общение "один с другим" обладает рядом существенных достоинств:
  * возможна максимальная подстройка под слушателя,
  * возможны повторы при необходимости,
  * точный выбор аудитории,
  * направленность в точки, которые могут быть недоступными для масс-медиа,
  * повышение достоверности с помощью четкого указания на источник,
  * быстрота в распространении ПО-сообщений
  По этой причине толпа рассматривается как хороший объект для применения ПО-сообщений. Кстати, НАТО регулярно проводит конференции по анализу поведения в толпе, что косвенно подтверждается значимость именно этого способа воздействия. Что влечет людей в толпу? Руководство по ПО видит следующие виды мотиваций:
  * Желание поддержать или выступить против конкретной проблемы
  * Получение нового опыта участия в подобных мероприятиях
  * Любопытство
  * Социальная привлекательность проблемы
  * Возможность взаимодействия с другими
  * Антисоциальная мотивация
  * Вера в роль большинства
  * Чувство справедливости
  Определение толпы задается в следующем виде: "Толпа является основным элементом любого митинга, демонстрации и гражданских волнений". Подобно классификации перформансов предлагается классификация типов толпы:
  случайная толпа
  временное собрание людей на событии типа нахождения перед открытием магазина условная толпа люди, собравшиеся на какое-то мероприятие, например, спортивное состязание экспрессивная толпа люди, выражающие себя пением, танцами и под. мобилизованная толпа люди, собравшиеся из-за враждебных представлений в связи с реальным или несуществующим событием
  Два замечания, показывающие серьезность намерений авторов руководства. С одной стороны, подчеркивается значимость планируемых заранее инцидентов для того, чтобы поддержать возбуждение толпы на нужном уровне. С другой, речь идет о том, что для подлинной эффективности воздействия митинг должен выглядеть неподготовленным.
  Еще одним значимым элементом для работы в ситуации межличностного общения являются слухи. Здесь есть полное совпадение между ПР и ПО. Слухи психологически направлены на снятие напряжения. Вспомним, активное использование именно слуховой информации в постчернобыльской ситуации, когда официальные источники порождали информацию, к которой не было особого доверия. И в этой ситуации "страшные" слухи странным образом были более привлекательными, чем "благоприятная" официальная информация.
  Слухи, как считают авторы руководство по ПО, являются очень мощным оружием, но они должны быть хорошо подготовленными и находиться под контролем. Три оставляющие характерны для слуха: ИСТОЧНИК, СЛУХ, ПОЛУЧАТЕЛЬ-ПЕРЕДАТЧИК (П2). Следующие характеристики подчеркиваются особо:
  * Источник должен быть привлекательным для аудитории, пользоваться ее доверием
  * Содержание слуха должно вызывать доверие
  * Получатель слуха становится его передатчиком по мере передачи слуха дальше
  Если предыдущую информацию о слухах можно считать более-менее известной (среди последних изданий на эту тему следует упомянуть монографию: Дмитриев А.В. и др. Неформальная политическая коммуникация. - М., 1997), то методы создания слуха вызывают особый интерес. Здесь точкой отсчета взяты особенности передачи и особенности человеческого восприятия. Для чего используются три операции: выравнивание, выпячивание, уподобление. Несколько слов о каждой из них:
  выравнивание слухи должны быть краткими и простыми, поскольку подлежат устной передаче выпячивание закономерности избирательного восприятия, когда из большого текста берут только ключевые моменты уподобление отражает имеющиеся стереотипы, этноцентризм и предубеждения. Знание этих характеристик позволяет отобрать правильный фактаж для слуха Значим акцент на особенностях обработки информации разными социальными группами. Одно из правил этого уровня звучит следующим образом: "Информация, которая не выровнена, выпячивается, становясь важной. То, что выпячивается одной группой, может быть выровнено другой".
  Эмоционально слух питается такими чувствами, как ненависть, страх и надежда. Страх и надежда отностся к представлениям о будущем. Не менее важной его составляющей могут стать суеверия людей. Руководство приводит следующий пример использования слухов в войне с партизанами на Филиппинах. Было установлено, что партизаны там боятся вампиров. На эту тему усиленно распространялись слухи, а затем был подброшен труп противника без крови и с двумя дырочками на шее. В результате солдаты противника покинули данный район.
  Работа со слухами включает также противодействие им. В связи с этим предлагаются следующие три типа техники:
  1. Исключение мотивирующей ситуации или интереса к этой ситуации, чего не так легко достичь.
  2. Обнародование фактов о данной ситуации, чтобы удовлетворить интерес целевой аудитории.
  3. Создание понимания слуховой информации у целевой аудитории, воспитания чувства, что лидеры не оставят слуховую информацию без внимания и раскроют правду аудитории.
  Отметим при этом, что этот тип техник не является особо сильной стороной представленной методологии. Вероятно, многое еще остается за страницами текста.
  Телевидение рассматривается как форма, наиболее близкая межличностному общению. Оно важно, поскольку может преувеличивать/преуменьшать важность того или иного события.
  Идею применения воздушных шаров американцы датируют еще 1854 г., когда русский эмигрант В. Энгельсон обратился к французскому министру обороны с предложением использовать воздушные шары, чтобы возбуждать у русских чувства против участия в Крымской войне. Число листовок, разбрасываемых сверху, измеряется плотностью, в максимуме доходящей до 6000 на квадратный километр. Это, например, дает возможность в случае необходимости оповестить население о приближающемся наводнении.
  Графитти (надписи на стенах) выгодны тем, что ощущаются населением как выражение воли населения. Они могут поддержать тех, кто еще не принял решения. Есть исследование по поводу надписей такого рода (Седнев В. Надписи и рисунки в общественном транспорте // "Философская и социологическая мысль". - 1993. - № 1). Автор предложил выделять три типа подобных надписей: идентифицирующие (50,3%), отражающие стремление к самоутверждению; асоциальные (29,6%), выражающие разного рода оппозиционность; символические (20,1%), отражающие увлечения ансамблями, исполнителями, фирмами.
  В каждом из типов медиа задаются свои более эффективные виды техник. Так, в случае радио рекомендуется использовать женские голоса, чтобы вызывать у противника ностальгию и сексуальные ассоциации. Активно используются и нетрадиционные виды коммуникаций, поскольку считается, что нужное сообщение можно разместить на календарях, спичках, зажигалках, даже рубашках.
  Эффективность работы столь же значима в ПО, как и в ПР. В ПР, как мы помним, это одна из болезненных проблем, еще требующих решения. Поэтому опыт ПО в этой сфере вдвойне интересен. В ПО эффективность определяется такими факторами, как:
  * тип и размещение целевой аудитории,
  * число и разнообразие коммуникативных каналов, доступных аудитории,
  * степень насыщения программы,
  * степень соответствия сообщения стандартам аудитории.
  Предложены два вида индикаторов результативности: прямые и непрямые. Прямые - предполагают ответные действия со стороны противника (при этом следует помнить, что они могут быть вызваны и другими факторами). Используются также опросы пленных или иностранцев, живущих на данной территории. Непрямые индикаторы относятся к событиям на данной территории, которые нельзя напрямую связать с проведенными операциями.
  Приведем также "армейский" совет, годный и для ПР: "Каждая целевая аудитория требует инновационных подходов для воздействия на ее поведение".
  Сама целевая аудитория определяется как "собрание людей, имеющих общие характеристики и уязвимость, которые делают их восприимчивыми к эффективности ПО-программы". Аудитория в свою очередь членится на конечную и промежуточную. На конечную направлено внимание ПО, а промежуточная выступает в качестве передаточного механизма, ведущего к конечной аудитории. Аудитория также может быть явной, на которую и было направлено воздействие, и неожиданной, которая получила сообщение случайным способом, поскольку она исходно не интересовала отправителя сообщения.
  Другая классификация членит аудиторию на три типа: группа, категория, совокупность. Группа представляет собой наиболее предпочтительный тип целевой аудитории. Это собрание людей, связанных общей деятельностью и целью. Группы делятся на первичные (например, семья или взвод) и вторичные (типа парламентариев). Именно первичные группы наиболее защищены от внешнего воздействия. Категория представляет собой объединение людей с общими демографическими характеристиками (по расе, полу, возрасту). Однако эти характеристики часто не предопределяют выработку единственности действия. Совокупность - объединение по общему географическому району (типа европейцев или египтян).
  В завершение приведем метод анализа пропаганды, получивший название SCAME (Source - Content - Audience - Меdia - Effect).
  Источник (Source). На этом этапе интерес представляют достоверность, точность источника, его возможная связь с правительством, военным командованием, организацией или конкретным индивидом.
  Содержание (Content). Здесь предлагается конкретный формат, в соответствии с которым оценивается содержание. Акцентируются следующие моменты: боевой дух, непреднамеренная информация, экономические, биографические и географические сведения, намерения.
  Аудитория (Audience). Анализ аудитории требует установить как можно больше разнообразных типов аудитории, на которые могло быть направлено данное сообщение.
  Медиа (Меdia). Интересует ответ на такой вопрос: что именно было избранно противником для передачи данного сообщения?
  Эффект (Effect). Возможные последствия введения данного сообщения в массовое сознание.
  Контрпропаганда обладает конкретными техниками по опровержению введенного противником сообщения. Каждая из этих техник имеет свои позитивные и негативные последствия. Приведем некоторые из возможных техник:
  Прямое опровержение. Оно должно быть достоверным и быстро достигать аудитории, чтобы не дать проявиться разрушительному эффекту сообщения противника. Однако этот тип опровержения одновременно привлекает внимание и служит распространению враждебной информации.
  Непрямое опровержение. Направлено не на повтор сообщения, а на другие его характеристики, например, на борьбу с достоверностью оппонента.
  Отвлечение внимания. Введение новых тем, уводящих массовое сознание в сторону.
  Молчание. Иногда лучше промолчать, чтобы не распространять чужого сообщения.
  Минимизация. Делается акцент на моментах, которые положительны по отношению к себе.
  Предупреждение. Собственный разговор на темы, которые предположительно будут подняты противником.
  ПО служат поддерживающим средством в случае тех или иных обманных операций, которые, в свою очередь, делятся на стратегические. оперативные и тактические. А также на следующие два базовых типа: активные (направленные на обнаружение целевой аудиторией) и пассивные (направленные на сокрытие от целевой аудитории). США столь внимательны к подобного рода операциям, поскольку практически во всех случаях военных действий были использованы именно операции по обману противника.
  В целом ПО решает следующие виды глобальных задач:
  1) уменьшает интенсивность и продолжительность вооруженного конфликта,
  2) в ряде случаев делает военный конфликт вообще ненужным,
  3) дает возможность воспользоваться преимуществами над противником в связи с его психологическим стрессом.
  Сильной стороной представленной методологии является детальная разработанность всех этапов порождения сообщения, вплоть до типов печати. Технологически этот процесс доведен до определенного совершенства. При этом большое внимание уделено как бы элементарным коммуникативным средствам вроде листовок или громкоговорителей, но они, вероятно, еще долгое время будут оставаться в арсенале средств воздействия. То есть путь от идеи до ее выполнения выглядит вполне законченным. Другой сильной стороной является хорошая аналитическая подготовка, поскольку представлены детальные форматы для анализа любой страны по множеству конкретных пунктов. Хотя принципиальной новизны в теоретических положениях представленной методологии нет.
 
  Первые исследователи пропаганды
  Изучение пропаганды является базовым компонентом теории коммуникации как науки. Все основные персоналии этой области в той или иной степени выросли из военно-коммуникативной сферы, поскольку в рамках военного ведомства, особенно в военное время, удавалось быстро реализовать свои гипотезы на практике, отбрасывая как ненужное то, что не имело четкой практической направленности. Эти ученые одновременно являются создателями как научных основ теории коммуникации, так и первыми исследователями пропаганды. Это Г. Лассвелл, П. Лазарсфельд и К. Ховланд. Мы будем опираться на исследование Э. Роджерса, собравшего богатый биографический материал (Rogers E.M. A history of communication study. A biograрhical approach. - New York etc., 1997). При этом термины пропаганда и общественное мнение в рамках парадигмы теории коммуникации постепенно сменились на массовые коммуникации и коммуникативные исследования.
 Гарольд Лассвелл (1902-1978) наиболее известен своей формулой, задающий определенный формат описания коммуникации: "Кто и что говорит по какому каналу, кому и с какими эффектами?" Максимальная простота этой модели обеспечила ей широкое распространение. Сама эта формула пяти вопросов возникла в рамках рокфеллеровского семинара по коммуникации, который собирался с сентября 1939 г. по июнь 1940 г. с небольшим числом постоянных членов. В ноябре 1940 г. в связи с возникшей в Европе войне эта группа написала меморандум "Общественное мнение в чрезвычайной ситуации", где констатировалось, что хотя данная группа была создана для разработки теории коммуникации как дисциплины, изучая процессы коммуникации в мирное время, развитие событий в Европе требовало обратить особое внимание на роль массовой коммуникации в чрезвычайных условиях. В результате в январе 1941 г. был проведен семинар уже с участием представителей правительственных структур, на котором создали коммуникативный проект военного времени.
 
 www.kiev-security.org.ua
 BEST rus DOC FOR FULL SECURITY
 
  Г. Лассвелл сформулировал три основные функции коммуникации в обществе:
  1. Наблюдение над окружающим миром: эта роль масс-медиа позволяет индивиду видеть гораздо больше, чтобы узнавать о событиях во всем мире.
  2. Корреляция ответа общества на события в окружающем мире: масс-медиа рассказывает индивидууму как интерпретировать происходящие события.
  3. Передача культурного наследия, например: дети изучают жизнь других людей, что такое хорошо и что такое плохо, чем они отличаются от других людей.
  Докторская диссертация Г. Лассвелла вышла в 1927 г. под названием "Техники пропаганды в мировой войне". Эта книга была квалитативной, в ней оценивались техники пропаганды двух сторон военных действий. Г. Лассвелл основывался на интервью официальных лиц и обработке архивных материалов. Он анализировал символы, которые использовались в пропагандистских сообщениях. Определение пропаганды звучало как "менеджмент коллективных представлений с помощью манипуляций значимыми символами". Его исследования пропаганды второй мировой войны уже были квантитативными, основываясь на контент-анализе.
  Опыт первой мировой войны сформировал большую группу серьезных исследователей не только в области пропаганды, но и в сфере паблик рилейшнз. Тогда в США был создан комитет Криля по имени его руководителя Джорджа Криля, который занимался интенсивным порождением пропагандистских материалов.К примеру, в рамках США они распространили 75 миллионов разных буклетов. Миллионы материалов ушли также за границу. Интересным образом было также организовано информирование населения при отсутствии в то время сегодняшних мощных средств типа радио или телевидения. По стране был создан корпус из 75 тысяч человек, названных "четырехминутниками", которые должны были рассказывать полученные по телеграфу из комитета Криля тексты. Они выступали в школах, госпиталях, церквях. Тем самым за время войны было произнесено 755 тысяч подобных пропагандистских сообщений.
  Г. Лассвелл писал, что в период первой мировой войны в 1918 г. сбрасывалось на стороне противника до пяти миллионов листовок в месяц, достигая 150 миль за линией фронта. Немцы в свою очередь публиковали газету по-французски, где в числе прочего печатали имена захваченных в плен французских солдат. Лассвелл обнаружил при этом ряд стратегий, которые использовали обе стороны:
  - стратегия разделения врага (например, попытка отделить Австро-Венгрию от Германии),
  - стратегия деморализации врага (например, подчеркивание того, как много миллионов американских солдат высадились во Франции),
  - стратегия обвинения врага в зверствах (например, в отношении немецких солдат к бельгийским детям).
  В Чикагском университете Г. Лассвелл стал читать курс "Общественное мнение и пропаганда", разрабатывая методы анализа, включая контент-анализ.
  Г. Лассвелл был также основателем такого направления, как политическая психология. В его книге 1930 г. "Психопатология и политика" применены методы психоанализа для изучения политических лидеров. В этой работе он пытался найти объяснение, почему некоторые лидеры стремятся к тому, чтобы быть агитаторами, а другие - к тому, чтобы быть администраторами. Он пытался с помощью свободных ассоциаций и интервью понять политические мотивации. Политическая наука, по его мнению, не политические идеи, а политическое поведение. Сегодня эта область также получила очень серьезное развитие.
  Во время второй мировой войны Г. Лассвелл становится руководителем Отдела по изучению военных коммуникаций библиотеки Конгресса США. Здесь он проводил контент-анализ пропаганды двух сторон. На эти цели Фонд Рокфеллера выделил грант в 85 тысяч долларов. Частично этот грант также финансировал подготовку технического персонала на случай того, что США примут более активное участие в пропагандистской деятельности. В рамках Министерства юстиции также было подготовлено 60 сотрудников, которые должны были проводить контент-анализ 39 иностранных газет, оставшихся за пределами внимания основного проекта.
  С 1947 г. Г. Лассвелл включился в известный проект RADIR (Revolution and Development of International Relations). Были проанализированы 20 тысяч передовых статей наиболее влиятельных газет пяти наций, чтобы устанавливать изменения в дискурсах политических элит этих стран.
  Уолтер Липпманн (1889-1974) за свою жизнь был советником двенадцати американских президентов, что косвенно подтверждает значимость коммуникативной сферы для американского общества на длительный период. Интересно, что Г. Лассвелл анализировал листовки времен первой мировой войны, часть из которых делал, будучи в армии, капитан Уолтер Липпманн. Наиболее известной его книгой (среди двадцати напечатанных) было изданное в 1922 г. исследование "Общественное мнение" (перевод отрывка из этой книги см. в Почепцов Г.Г. Теория и практика коммуникации. - М., 1998).
  Существование пропаганды, как он считал, предполагает наличие определенного барьера между аудиторией и событием. Подобные коммуникативные потоки с определенными ограничениями и возникают в период войны. Основным понятием, формирующим общественное мнение, является стереотип. Это код, резко упрощающий реальность, что позволяет облегчать общение. Люди реагируют не столько на реальность, сколько на "картинки в своих головах", описывающие эту реальность.
  Помимо внимания к стереотипу книга У. Липпманна известна введением в арсенал науки о коммуникации идеи "agenda setting" (создания повестки дня), т.е. тех событий, которые после внесения в общественное внимание подлежат обсуждению населением. У. Липпманн писал о том, что масс-медиа служит связующим звеном между реальными событиями и образами в головах людей.
  Роль установления порядка дня в сегодняшнем измерении, когда масс-медиа влияет на людей, а те в свою очередь влияют на политику, Э. Роджерс представляет в следующем виде (Rogers E.M. A history of communication study. A biograрhical approach. - New York etc., 1997. - Р. 239):

<< Пред.           стр. 2 (из 8)           След. >>

Список литературы по разделу