<< Пред.           стр. 11 (из 18)           След. >>

Список литературы по разделу

  Согласно действующим практически во всех странах законам или правовым нормам, фирма сама обязана декларировать свои доходы для исчисления и уплаты налогов государственным органам. За составление фальсифицированных отчетов фирмы привлекаются к суду.
  Аудиторская проверка выполняет не только контролирующие функции, но и консультационную помощь по всем вопросам ведения учета и отчетности, а также менеджмента.
  Аудиторская проверка - это нормальный процесс, который ведется на протяжении всего отчетного года и в ходе проверки аудиторы выявляют текущие отклонения от запланированных показателей и оказывают руководству фирмы помощь в устранении недостатков.
  Аудитор может выдавать рекомендации руководству фирмы не только по текущему оперативному управлению фирмой, но и по перспективному развитию, оказывать помощь в разработке стратегических направлений развития и долгосрочных планов.
  Аудиторская деятельность превратилась в международную сферу услуг. Доходы от предоставления аудиторских услуг в мировом масштабе только крупнейшими аудиторскими фирмами превышают 1400 млн. долл. в год. Аудиторские услуги - это деятельность, связанная с подготовкой на условиях оплаты заключения о финансовом положении клиента-заказчика специалистами-аудиторами, которые имеют на это полномочия (разрешение, лицензию) в соответствии с законодательством, регулирующим такую деятельность.
  Аудиторские услуги как международная сфера услуг включают предоставление услуг иностранным заказчикам, в том числе через широкую сеть заграничных дочерних компаний и аудиторских контор, принадлежащих крупнейшим аудиторским фирмам. Сфера деятельности аудиторских фирм в современных условиях стала обширной.
  Наряду с проведением проверок финансовой отчетности аудиторские фирмы оказывают консультационные услуги в области бухгалтерского учета, налогообложения, менеджмента, маркетинга и по другим вопросам. Консультационные услуги аудиторских фирм включают разработку рекомендаций по самому широкому кругу вопросов организации производственно-хозяйственной деятельности фирм.
  Аудиторские фирмы предоставляют следующие виды услуг:
 * аудит и организация учета;
 * консультирование по вопросам налогообложения на внутреннем и внешнем рынках;
 * консультирование руководства фирм по вопросам финансового положения и кредитования;
 * консультирование частных лиц - акционеров, потенциальных инвесторов о финансовом положении интересующих их фирм;
 * услуги государственным учреждениям и предприятиям, в том числе по вопросам приватизации;
 * услуги фирмам и банкам по проблемам финансирования;
 * услуги фирмам по менеджменту: выработка стратегии управления финансами, внедрение информационных технологий и телекоммуникаций, маркетинг, подбор и расстановка кадров, составление бизнес-планов для представления банкам в связи с получением займов и кредитов;
 * услуги по оценке имущества и средств фирмы в связи с ее ликвидацией (банкротством) с целью удовлетворения интересов кредиторов; оказание услуг, направленных на предотвращение банкротства;
 * оказание помощи начинающим предпринимателям, консультирование их по организационно-правовым вопросам создания фирм, обучение их ведению финансово-хозяйственной деятельности и менеджменту;
 * подготовка и анализ технико-экономического обоснования, необходимого для регистрации фирмы;
 * услуги по повышению эффективности производства и сбыта, совершенствованию внутрифирменного планирования;
 * услуги, связанные с изменением правового положения фирмы, характера собственности (приватизация), со слиянием и поглощением фирм (выработка стратегии поглощения, участие в продаже собственности фирмы в случае поглощения);
 * услуги, связанные с толкованием законодательства, касающегося деятельности фирмы-клиента на рынке конкретной страны;
 * консультирование по вопросам международной деятельности, создания и приобретения заграничных предприятий;
 * услуги по подысканию деловых партнеров, проведению предварительных переговоров, в том числе, по созданию совместных предприятий:
 * услуги по разработке технологических процессов, подготовке технико-экономической документации по новым проектам развития, включая оценку местонахождения и планировки производственных мощностей;
 * научно-технического потенциала; систем материально-технического снабжения и сбыта, систем обеспечения качества и контроля;
 * услуги учреждениям здравоохранения, образования, общественного транспорта, телекоммуникаций, социального обеспечения в связи с их реорганизацией и в целях привлечения спонсорского капитала из сферы частного предпринимательства;
 * услуги по обучению аудиту;
 * услуги по ведению бухгалтерского учета в небольших фирмах;
 * участие в роли арбитра при спорах между партнерами при разделе
 * прибылей или имущества.
  Обычно аудиторская фирма имеет долговременные связи со своими клиентами и предоставляет услуги в комплексе.
  Крупнейшие аудиторские фирмы - это международные по сфере деятельности компании, имеющие значительное число заграничных филиалов и дочерних компаний, предоставляющие широкий круг перечисленных выше услуг. В журнале "Форчун" среди 500 крупнейших фирм в глобальной сфере услуг проводятся следующие крупнейшие аудиторские фирмы мира:
  "Прайс Уотерхаус" (Price Waterhouse - PW)
  "Эрнст энд Янг" (Ernst and Young)
  "Куперс энд Лайбренд" (Coopers and Lybrand - CL)
  "Артур Андерсен" (Arthur Andersen - АА)
  "Делойт энд Туш" (Deloitte and Touche)
  Ведущей аудиторской фирмой мира является "Прайс Уотерхаус", имеющая 26 дочерних компаний и 500 контор в 112 странах мира с общим числом занятых свыше 40 тыс. чел. Ее заграничные дочерние компании обладают полной юридической и хозяйственной самостоятельностью и действуют независимо от материнской компании, подчиняясь законодательству стран местонахождения. В связи с созданием ЕС все дочерние компании фирмы в странах ЕС были объединены в единый координационный орган "Европейская служба". Клиентами "Прайс Уотерхаус" являются такие крупнейшие фирмы, как американские "ИБМ", "Шеврон", "Доу кемикл", "Истман Кодак", итальянская "ФИАТ", швейцарская "Хофман Ла Рош" и др.
  Специалисты аудиторских фирм обладают высокой компетентностью и профессионализмом. Они владеют в совершенстве не только практическими знаниями и опытом в области бухгалтерского учета и финансовой отчетности фирм, но и имеют квалификацию экономиста, юриста, менеджера. Обычно аудиторские фирмы организуют в своем составе специализированные подразделения: аудиторские, налоговые, консультационные, в которых заняты специалисты разных профессий и областей знаний.
  Аудиторские фирмы обладают обширными базами данных, содержащими конфиденциальную информацию о состоянии дел у своих клиентов и размерах выплачиваемых ими налогов. Аудиторы не могут владеть прямо или косвенно (через членов семьи) акциями фирм-клиентов, где бы они ни находились. Ежегодно аудитор обязан подписывать документ-обязательство об "инвестиционной независимости".
  Интерес к результатам аудиторской проверки или к заключению аудитора проявляют не только акционеры и инвесторы, но и служащие фирм, брокеры бирж, деловые партнеры, кредиторы, представители профсоюзов, журналисты. Они получают информацию о финансовом положении интересующих их фирм за определенную плату или через официальные публикации.
 ЛИТЕРАТУРА К ГЛАВЕ 13
  Харрингтон Д. Управление качеством в американских корпорациях: Пер. с англ. - М.: Экономика, 1990.
  Исикава К. Японские методы управления качеством. - М.: Экономика, 1988.
  Дайков С.А. Контроль качества продукции на японских предприятиях. Япония. Ежегодник 1987. - М.: Наука, 1989.
  Все о качестве (зарубежный опыт). - М.: НТК Трек, 1993-1994. В 3-х вып.
  Мухин А.Ф., Абрамычев А.В., Христофоров А.Л. Учет и экономический анализ деятельности акционерных компаний капиталистических стран (на примере Италии). Учебное пособие. - М.: МГИМО, 1991.
  Линнакс Э.А. Финансовый учет акционерного общества в США. - М.: Финансы и статистика, ЮНИТИ, 1991.
  Энтони Р., Рис Дж. Учет: ситуации и примеры. - М: Финансы и статистика, 1993.
  Друри К. Введение в управленческий и производственный учет: Пер. с англ. - М.: Аудит, ЮНИТИ, 1994.
  Ткач В.И., Ткач М.В. Международная система учета и отчетности. - М.: Финансы и статистика, 1992.
  Мюллер Г., Гернон Х., Минк Г. Учет: международная перспектива: Пер. с англ. - М.: Финансы и статистика, 1993.
  Хоскинг А. Курс предпринимательства: Пер. с англ. - М.: МО, 1993. - § 22, 23, 24.
  Балабанов И.Т. Финансовый менеджмент. Учебник. - М.: Финансы и статистика, 1994.
  Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом. - М.: Финансы и статистика, 1994.
  Финансовый менеджмент/ Под ред. Е.С.Стояновой. - М.: Перспектива, 1993.
  Стоянова Е. Финансовый менеджмент в условиях инфляции. - М.: Перспектива, 1994.
  Роберт Н. Холт. Основы финансового менеджмента: Пер. с англ. - М.: Дело, 1993.
  Финансовый анализ деятельности фирмы. - М.: Ист-сервис, 1994.
  Как читать финансовый отчет: Пер. с англ.- М.: Дело, 1992.
  Домари Р. Финансы и предпринимательство. Финансовые инструменты, используемые западными фирмами для роста и развития организаций / Пер. с англ. - Ярославль: Периодика, 1993.
  Юданов А.Ю. Секреты финансовой устойчивости международных монополий. - М.: Финансы и статистика, 1991.
  Звонова Е.А. Валютно-кредитный механизм коммерческих связей предприятия. - М.: Финансы и статистика, 1990.
  Зигель Эрик С. и др. Пособия Эрнст энд Янг. Составление бизнес-плана: Пер. с англ. - М.: Джон Уайли энд Санз, 1994.
  Бизнес-план. Методические материалы/ Под ред. Р.Г.Маниловского. - М.: Финансы и статистика, 1994.
  Липсиц И.В. Бизнес-план - основа успеха. Практическое пособие. - М.: Машиностроение, 1993.
  Как разработать бизнес-план. - М.: Цифра-М, 1994.
  Солодов А. Рынок: контроль и аудит: вопросы теории и техники. - Воронеж, 1993.
  Бенедиктова В.И. Ревизия и контроль в акционерных обществах и товариществах. - М.: ИНЭ, 1992.
  Фридман П. Аудит. Контроль затрат и финансовых результатов при анализе качества продукции: Пер. с англ. - М.: Аудит, ЮНИТИ, 1994.
  Кармайкл Д.Л, Денис П. Стандарты и нормы аудита: Пер. с англ. - М.: Аудит, ЮНИТИ, 1995.
  Суйц В.П. Аудит. Практическое пособие для аудиторов. - М.: Анкил, 1994.
  Додж Р. Краткое руководство по стандартам и нормам аудита: Пер. с англ. - М.: Финансы и статистика, 1992.
  Камышанов П.И. Знакомьтесь: аудит (организация и методика проверок). - М.: ИВЦ Маркетинг, 1994.
  Крылова Т. Финансовый менеджмент // Финансовая газета. 1994. - № 23-50; 1995. - № 1-3.
 Глава 14. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ В МЕНЕДЖМЕНТЕ
 14.1. КОММЕРЧЕСКИЙ И ВНУТРИФИРМЕННЫЙ РАСЧЕТ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ МЕХАНИЗМЕ МЕНЕДЖМЕНТА
  Особенности коммерческого расчета как важнейшего метода хозяйствования. Под экономическими методами хозяйствования понимается совокупность средств и инструментов, целенаправленно воздействующих на создание благоприятных условий для функционирования и развития фирмы. Экономические рычаги хозяйственного механизма соответствуют социально-экономической природе фирмы и являются одним из факторов развития производства и обмена на рыночной основе. В этой связи особое значение приобретает изучение того нового, что внесено практикой в содержание коммерческого расчета как важнейшего метода хозяйствования. Он синтезирует в себе как функции управления, так и экономические рычаги и инструменты и направлен на соизмерение затрат и результатов и обеспечение прибыльности производства.
  Экономический механизм функционирования и развития фирм предполагает использование метода коммерческого расчета исходя из глобальной хозяйственной политики и целей фирмы, в частности, в области обеспечения рентабельности производства и сбыта; распределения капиталовложений и размещения производства; финансирования и кредитования; развития технологии, кадровой политики, политики приобретения новых предприятий и структуры капитала и др. Принятие централизованных решений по этим вопросам сочетается с дифференцированным подходом к отдельным подразделениям в зависимости от характера и содержания их деятельности, территориального размещения предприятий и степени участия в общей производственно-сбытовой деятельности фирмы.
  В рамках коммерческого расчета в ТНК используются в централизованном порядке такие экономические рычаги и инструменты, как глобальная политика в области ценообразования, издержек производства, финансирования и кредитования. Эта политика направлена на получение устойчивой прибыли, что является конечной целью коммерческого расчета.
  Существуют различные способы и формы использования таких экономических рычагов и инструментов. Так, политика ценообразования ориентирована на приспособление структуры и уровня цен к требованиям и условиям рынка. В отношении издержек производства первостепенное значение придается снижению на каждой ступени производственного цикла затрат за счет совершенствования технологии производства, разработки и внедрения новой продукции, включая повышение качества продукции, улучшение материально-технического снабжения и форм хозяйственных связей между предприятиями, повышение производительности труда, экономии на затратах труда, а также на транспортных, экспедиторских, административных и других накладных расходах. Политика в области финансирования и кредитования предусматривает определение источников финансирования и распределения средств по важнейшим производственным отделениям и дочерним компаниям на определенный период, перемещение средств между отдельными подразделениями с целью получения устойчивой прибыли в масштабе всей фирмы, обеспечение лучших условий получения займов и кредитов.
  Выявление внутренних взаимосвязей различных элементов экономического механизма функционирования и развития ТНК предполагает необходимость рассмотрения их в процессе централизованного управления. Это обусловлено тем, что они определяются и устанавливаются на основе глобальной политики, разработанной и осуществляемой на высшем уровне управления ТНК.
  Степень и масштабы международных связей накладывают существенный отпечаток и вносят специфику в реализацию принципов коммерческого расчета. Причем такая специфика зависит от вида деятельности фирмы, характера выпускаемой продукции, степени разделения труда в рамках фирмы. Это означает, что особенности и специфика конкретной реализации методов коммерческого расчета определяются широким диапазоном факторов, значение каждого из которых различно в определенных конкретных условиях. В современных условиях коммерческий расчет в механизме управления промышленными фирмами развивается и совершенствуется, приобретая качественно новые черты и особенности за счет включения различных элементов, отражающих, с одной стороны, усиление централизации и, с другой, - предоставление большей самостоятельности производственным отделениям и дочерним компаниям в выборе конкретных мер и способов проведения единых принципов централизованной политики.
  Эти особенности связаны в первую очередь с развитием функций планирования и контроля и превращением коммерческого расчета в метод реализации этих функций в рамках единой собственности ТНК. В силу высокой степени обобществления производства и капитала эта собственность требует подчинения всей хозяйственной деятельности фирмы задаче выполнения заранее определенных и запланированных показателей. При этом предусматривается необходимость снижения затрат материальных, финансовых и трудовых ресурсов и не только возмещение всех расходов за счет получаемых доходов, но и обеспечение устойчивой прибыли в рамках фирмы в целом.
  Другая особенность коммерческого расчета в современных условиях вытекает из предоставления оперативной самостоятельности отдельным подразделениям ТНК (производственным отделениям, филиалам и дочерним компаниям) и выделения их в центры прибыли. В результате в рамках коммерческого расчета возникла и развилась такая форма взаимоотношений внутри фирмы, которую можно назвать внутрифирменным расчетом. Она отражает взаимоотношения отдельных подразделений фирмы в связи с внутрикорпорационными поставками и хозяйственные отношения, складывающиеся на этой основе. Характер таких отношений во многом зависит от хозяйственно-экономического и правового положения подразделений ТНК.
  Хозяйственно-экономическое положение конкретного подразделения определяется степенью его оперативной самостоятельности и предоставляемыми его руководителю полномочиями. Так, на центры прибыли возлагается ответственность за выполнение плановых показателей по прибыли, а также других показателей стратегического и текущего планов. В их рамках руководитель центра прибыли вправе принимать самостоятельные оперативные решения и выбирать средства, направленные на достижение поставленных целей. При этом он несет материальную и административную ответственность за те результаты деятельности подразделения, которые непосредственно зависят от принимаемых им решений. Например, в рамках единой политики ценообразования он может устанавливать цены на конечную продукцию, а также принимать меры по снижению издержек производства, намечать направления научных исследований и разработок по усовершенствованию продукта и повышению его качества, осуществлять внедрение новой продукции в производство, организовывать изучение рынка, рекламу, сбыт, транспортировку продукции. Руководитель центра прибыли отвечает за эффективность использования основного капитала, определяет потребности в новых капиталовложениях и добивается от высшего управления ассигнований на их осуществление.
  Оценка деятельности руководителя центра прибыли производится по результатам выполнения установленных показателей по прибыли, и от этого зависит его вознаграждение. Тем самым стимулируются его инициатива и оперативная деятельность, и в то же время высшее руководство освобождается от необходимости осуществлять контроль по всем экономическим показателям деятельности центра прибыли.
  Характер экономических отношений внутри ТНК определяется в значительной степени наличием юридической самостоятельности у отдельных подразделений. Так, производственные отделения и филиалы, не имеющие юридической самостоятельности, не заключают внутрикорпорационных сделок на договорной основе, а осуществляют отношения с другими производственными отделениями на основе календарных планов поставок и взаимных обязательств по количеству и качеству поставляемых товаров, срокам поставок и ценам. Они наделены основными и оборотными средствами и отчитываются перед высшим управлением по важнейшим показателям рентабельности, прибыли, доли на рынке. Все расчеты таких производственных отделений и филиалов ведутся через центральную бухгалтерию фирмы, где у них имеются свои расчетные счета. Эти счета автоматически консолидируются со счетами материнской компании и поэтому их прибыли подлежат обложению налогами как составная часть всей прибыли фирмы.
  Дочерние компании, обладающие юридической самостоятельностью, могут заключать сделки с другими подразделениями ТНК как на договорной основе, так и в рамках календарных плановых поставок. Они имеют собственный баланс, который консолидируется с балансом материнской компании. Отчетность дочерних компаний подлежит официальному контролю, и их прибыли облагаются налогами отдельно от материнской компании. Поэтому перевод средств между дочерней и материнской компаниями осуществляется в соответствии с национальным законодательством о компаниях14.
  Внутрифирменный расчет. Как новый метод хозяйствования внутрифирменный расчет присущ современным ТНК, имеющим децентрализованную структуру управления и развитые хозяйственные отношения между отдельными оперативными подразделениями, выступающими центрами прибыли. Правовые отношения внутри ТНК определяют ответственность за количество и качество поставляемой продукции и сроки поставок. Хозяйственные отношения между отдельными подразделениями строятся на основе условно-расчетных (трансфертных) цен, которые отражают переход продукта в границах собственности одной компании. В этом случае продукт лишь по форме выступает товаром, не будучи товаром по существу. Такие цены устанавливаются в рамках единой политики ценообразования, разрабатываемой высшим руководством фирмы. Отношения в рамках внутрифирменного расчета отражают потребность в обеспечении минимальных затрат на всех промежуточных стадиях производства конечного продукта (минимизации затрат). В соответствии с этим строится система внутрикорпорационных цен, отчислений и платежей, которые выступают как рычаги воздействия на производственную и экономическую деятельность входящих в ТНК предприятий и, следовательно, выполняют роль регулятора издержек производства.
  Коммерческий и внутрифирменный расчет представляют собой единую систему расчета, что вытекает из общих целей и задач, стоящих перед всей фирмой и ее отдельными подразделениями. Внутрифирменный расчет во многом содержит элементы коммерческого расчета, поскольку он ориентирован на реализацию целей коммерческого расчета.
  Отличительной особенностью внутрифирменного расчета является то, что он осуществляется в границах единой собственности компании, между тем как коммерческий расчет - это метод хозяйствования, предполагающий ведение расчетов и отношений между различными собственниками. Следовательно, при коммерческом расчете цены отражают реальные процессы и в полной мере проявляются товарно-денежные отношения, складывающиеся на мировом рынке, а во внутрифирменном расчете цены устанавливаются исходя из принципов единой политики и стратегии ТНК и определяются множеством различных факторов, отражающих общие цели фирмы в рамках коммерческого расчета.
  Качественно новой чертой внутрифирменного расчета является распространение его принципов на внешнеэкономическую деятельность ТНК. Внутрикорпорационные поставки, осуществляемые между расположенными в разных странах филиалами и дочерними компаниями в рамках фирмы, не носят коммерческого характера. Однако такие поставки отражаются в таможенной статистике отдельных стран как экспорт и импорт. Это означает, что они составляют часть общего объема и структуры международного товарооборота.
  Существующая практика учета внешнеторговых операций не позволяет выделить и выразить количественно те связи, которые осуществляются в рамках внутрифирменного обмена и по существу не относятся к международному товарообороту, так как реализуют иные по своей природе хозяйственные взаимоотношения, нежели товарные. Такая особенность внешнеторгового учета затушевывает реально развивающиеся процессы, имеющие различный характер. Однако анализ данных годовых отчетов ТНК позволяет вскрыть это явление, свидетельствующее о появлении новых элементов в отношениях между субъектами, выступающими на мировом рынке.
  Суть этого принципиально нового явления состоит в том, что часть международной торговли товарами в материально-вещественной форме и услугами фактически подлежит регулированию через систему управления ТНК. В основе этой системы - проведение единой политики в рамках фирмы, направленной на распределение и перераспределение финансовых потоков между отдельными подразделениями как хозяйственно-экономическими единицами с целью получения устойчивой прибыли для фирмы в целом. Для этого используется вся совокупность экономических рычагов и инструментов в рамках единой хозяйственной политики. Представляет интерес рассмотреть практику применения таких экономических рычагов, как цены и ценообразование, распределение и перераспределение прибыли.
 14.2. ЦЕНЫ И МЕХАНИЗМ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ
  Ценовая политика и ее цели. Центральное место среди различных рычагов экономического механизма управления ТНК принадлежит ценам и ценообразованию, в которых отражаются все стороны экономической деятельности фирмы. В современных условиях монополистического регулирования рынков существенно изменились роль и значение цен, условия их формирования и тенденции развития. Это свидетельствует о качественных изменениях всего механизма ценообразования, представляющего собой переплетение регулирующих начал и конкурентных рыночных сил. Существенной стороной этих изменений является ограничение сферы действия закона стоимости вследствие ослабления роли цен как непосредственных регуляторов производства. В условиях монополистического регулирования рынков со стороны крупнейших ТНК возросло значение других факторов, определяющих уровень цен на конечную продукцию. К их числу относятся прежде всего управленческие решения, принимаемые при реализации функций маркетинга и планирования в соответствии с наиболее полным учетом потребностей рынка. Это непосредственно связано с ориентацией производственной деятельности ТНК на долгосрочные планы и программы развития, предполагающие необходимость относительно устойчивых рыночных условий и, в частности, стабильных цен.
  В соответствии с таким требованием рыночные цены на большинство товаров, обращающихся на мировом рынке, не устанавливаются в результате стихийной ценовой конкуренции, а формируются исходя из согласованной производственной и рыночной политики нескольких ведущих фирм отрасли. В ее рамках ТНК планируют в долгосрочной перспективе проводимую ими политику цен и стремятся приспособить предложение товаров к заранее учитываемому (прогнозируемому) спросу.
  Это достигается регулированием объемов производства, степени загрузки производственных мощностей, новыми капиталовложениями в рамках отдельных компаний и по отрасли в целом, что позволяет сохранять относительную стабильность рыночных цен на конечную продукцию и поддерживать единые цены на однотипную или аналогичную продукцию на мировом рынке.
  Определение уровня цены. В расчетах с внешними контрагентами фирмы используют в основном два вида цен: публикуемые и расчетные.
  К публикуемым ценам относятся твердые фиксированные цены: прейскурантные, справочные, цены биржевых котировок, цены фактических сделок крупных фирм на мировом рынке, сведения о которых сообщаются в печати. Расчетные цены - это цены поставщика, устанавливаемые на сложное промышленное оборудование, изготавливаемое по индивидуальным заказам, и другую нестандартную продукцию. Обычно эти цены называют договорными.
  Публикуемые цены, как правило, отражают уровень мировых цен. Среди них наиболее распространены прейскурантные цены, устанавливаемые на стандартизованную конечную продукцию. Чаще всего фирма выпускает единые фирменные прейскуранты, в особенности, если речь идет о потребительских товарах массового спроса (автомобили, телевизоры, радиоприемники и др.), именуемых марочными, поскольку они поступают в розничную продажу под товарным знаком фирмы-производителя. Прейскурантные цены являются, как правило, фиксированными независимо от того, реализуется конечная продукция на заграничном рынке через собственную сеть или сеть дилеров и других торговых посредников.
  Таким образом, сбытовые заграничные филиалы и дочерние компании, реализующие марочные товары, производимые материнской фирмой, пользуются едиными прейскурантами (или каталогами с указанием цен), т.е. реализуют товары, поставляемые материнской компанией, по установленным ею ценам. Прибыль таких компаний складывается за счет предоставляемых им скидок с прейскурантной цены, дифференцированных в зависимости от конкретных условий, либо за счет разницы между прейскурантной ценой и экспортной ценой материнской компании, отраженной в счетах.
  Производственные заграничные филиалы и дочерние компании, сами осуществляющие производство и сбыт специализированной конечной продукции марочных товаров, могут устанавливать на них цены на основе собственных издержек производства и выпускать прейскуранты, рассчитанные на рынок своей страны. Однако уровень цен в этих прейскурантах подлежит одобрению со стороны высшего руководства, и цены могут изменяться сверх определенных пределов только по согласованию с ним.
  Заграничные лицензиаты (покупатели лицензий), выпускающие марочные товары, могут также выпускать свой прейскурант, рассчитанный на закрепленные за ними рынки, и в зависимости от того, является ли товарный знак предметом соглашения, продавать эти товары под своей торговой маркой или под маркой лицензиара (продавца лицензии). При разработке прейскурантов лицензиаты обычно ограничиваются верхним и нижним лимитами цен, устанавливаемыми лицензиаром, в зависимости от его общей политики и стратегии цен, а также в целях избежания конкуренции со стороны лицензиата.
  Справочные цены также отличает относительная стабильность и единый уровень на мировом рынке на однородную продукцию, достигаемый проведением согласованной политики цен ведущими ТНК.
  Справочные цены на промышленные сырьевые товары в большинстве своем представляют собой так называемые базисные цены, т.е. цены товаров определенного качества, спецификации, размеров, химического состава и т.п. в том или ином заранее установленном географическом пункте (так называемом базисном пункте). Однако методы установления справочных цен на различные товары существенно различны. Например, в черной металлургии, автомобилестроении и некоторых других отраслях ценообразование основано "на лидерстве цен", т.е. уровне цен, определяемом крупнейшей компанией. В качестве единых цен здесь выступают цены франко-завод стандартных категорий продукции. В химической промышленности, где существует широчайшая номенклатура продуктов, цены на каждый вид однородной конечной продукции устанавливаются на основе согласованной рыночной политики крупнейших фирм, которая проводится путем открытых и тайных соглашений, регулирующих цены, объемы выпускаемой продукции, рынки сбыта и пр., а иногда и просто в результате предварительного согласования публикуемых справочных цен. Здесь обычно не применяется метод "лидерства цен", определяемых одной компанией, а лидерство осуществляется всей группой ведущих компаний отдельно по каждому виду конечной продукции, являющейся сырьем для других промышленных компаний. Проведение единой политики ведущими химическими компаниями на мировом рынке обусловило наиболее высокое относительное постоянство и единство в уровне цен на химические продукты по сравнению с другими отраслями.
  Особенность политики цен химических компаний - предоставление определенной самостоятельности дочерним фирмам в определении уровня скидок со справочных цен на продукцию, поставляемую промышленным потребителям. В результате при относительной устойчивости единых справочных цен на химическую продукцию уровень цен фактических сделок подвержен значительным колебаниям. Конкуренцию по качеству однородной продукции можно также рассматривать как один из видов ценовой конкуренции, поскольку продажа по одной и той же цене более качественной продукции означает по существу продажу по более низкой цене. В ценообразовании на нефтепродукты и, прежде всего на бензин, господствуют "лидерство в ценах", определяемое в рамках международного нефтяного картеля, а также прямые сговоры крупнейших нефтяных компаний. Вместе с тем на этом рынке значительно большее значение имеет ценовая конкуренция, чем в металлургии, автомобильной и химической отраслях. Это до некоторой степени обусловлено высоким удельным весом накладных расходов в издержках в цене продукта (60-80% всех издержек в отрасли при полной загрузке мощностей). Другим фактором является наличие довольно большого числа независимых нефтяных компаний, которые идут на открытое или скрытое снижение цен на конечные нефтепродукты в целях удержания своих позиций на рынке.
  При разработке глобальной политики цен международные нефтяные компании учитывают, что во многих странах проводится правительственная политика контроля над ценами на бензин и другие виды нефтепродуктов, а также установлены национальные стандарты и высокие импортные налоги. Поэтому они ориентируются на экспорт конечной продукции на те рынки, где лучше обеспечены условия получения наивысшей прибыли.
  Методика расчета цены. Важное значение в механизме ценообразования имеет разработка методологии установления цен и определения структуры цены. Наиболее распространен в современных условиях метод, названный в экономической литературе "Целевым" ценообразованием по принципу "полных издержек". Это метод предполагает установление уровня цены с учетом издержек производства плюс целевая норма прибыли.
  Особенность этого метода в том, что величина издержек производства рассчитывается не на реальный объем производства в тот или иной период, а на заданный объем продукции, исчисленный при стандартном или среднем уровне загрузки производственных мощностей (обычно около 70-80%) с учетом необходимости обновления продукции и возможности появления в отрасли новых конкурентов. Таким путем фирмы стремятся учитывать колебания рыночного спроса (причем в долгосрочном плане), поскольку их рентабельность обеспечивается и при значительных недогруженных мощностях.
  При исчислении расчетной цены на сложное промышленное оборудование или комплектное оборудование устанавливается обычно цена всей поставки, а также цена каждой отдельной комплектующей части с учетом технических услуг по проектированию, монтажу и пуску оборудования в эксплуатацию. Скользящая цена исчисляется в момент исполнения договора путем пересмотра базисной цены с учетом изменения расходов на материалы и заработную плату. Поэтому при расчете скользящей цены особое значение имеет определение структуры цены, т.е. процентного соотношения в ней отдельных элементов расходов: постоянных, на материалы, на заработную плату.
  В структуре цены в современных условиях появляются такие новые элементы, как начисление на стоимость амортизации избыточных производственных мощностей, усредненные транспортные расходы, расходы по техническому обслуживанию, отчисления на научно-исследовательские работы и освоение новой продукции, на изучение рынка. В то же время произошло заметное повышение доли административных расходов и расходов на рекламу и организацию сбытовой сети.
  Разработка структуры цены играет исключительно важную роль в механизме ценообразования. Структура цены позволяет судить о реальных экономических результатах деятельности компании и ее отдельных подразделений, о конкурентоспособности продукции на рынке и источниках прибыли.
  В рамках внутрифирменного расчета ценообразование строится на иных принципах и цены выполняют свои функции в модифицированном виде. Важнейшая особенность ценообразования вытекает из того, что внутрикорпорационный оборот не имеет коммерческого характера и по существу не является товарным обменом, поэтому и цены во внутрикорпорационном обмене не устанавливаются под влиянием рыночного спроса и предложения, а являются результатом хозяйственной политики в интересах фирмы в целом и носят в основном расчетный характер.
  Другая особенность ценообразования во внутрифирменном хозяйственном расчете связана с тем, что ТНК распространяют свою деятельность на широкий круг стран, имеющих различное законодательство, отличающихся условиями производства (уровнем заработной платы рабочих и другими элементами издержек производства), требованиями и условиями рынков (уровень цен, конкуренция, степень монополизации). В связи с этим механизм внутрифирменного ценообразования ТНК направлен на максимальное использование преимуществ рынков разных стран в целях получения наивысшей прибыли по фирме в шалом.
  Ценообразование играет также важную роль во внешнеэкономической политике фирмы, определяя характер, географическое направление и структуру ее связей. При этом внутрикорпорационные цены выступают как внешнеторговые цены отдельных стран и выполняют функцию средства платежа в международном товарообороте.
  Поскольку внутрифирменный расчет направлен на повышение глобальной эффективности деятельности фирмы, трансфертные цены используются как экономический рычаг в реализации функции планирования и контроля и выступают важнейшим элементом экономической политики.
  Как инструмент планирования трансфертные цены регулируют внутрикорпорационные хозяйственные связи, осуществляемые на основе специализации и кооперирования производства; реализации намеченных планом объемов и структуры производства; обеспечения необходимым сырьем, материалами, компонентами родственных компаний в рамках единого технологического цикла; обеспечения надлежащего качества поставляемой продукции.
  В качестве инструмента контроля трансфертные цены призваны обеспечивать достижение плановых показателей по прибыли, снижение издержек производства на всех этапах производственного цикла. Они также служат инструментом контроля за выполнением финансового плана (бюджета) и широко используются в целях распределения ресурсов и прибылей внутри компании.
  Трансфертные цены так же, как и цены в коммерческом расчете, устанавливаются на основе единой политики, разрабатываемой на высшем уровне управления ТНК. Однако задачи, выполняемые ими, носят специфический характер. К числу таких задач относятся, в частности:
 * распределение и перераспределение прибыли между материнской и дочерними компаниями с учетом организационной структуры фирмы, степени децентрализации ее управления, общей политики в отношении определения рентабельности;
 * перевод прибыли, получаемой дочерними компаниями из стран, где существуют запрет или ограничения на перевод прибылей;
 * намеренное снижение прибылей в отдельных дочерних компаниях из-за опасения требований повышения заработной платы рабочих и пересмотра коллективных договоров;
 * снижение сумм подоходных налогов, уплачиваемых в глобальном масштабе (минимизация налогообложения);
 * снижение сумм уплачиваемых за границей таможенных пошлин и других налогов и сборов;
 * раздел рынков сбыта и сфер влияния между заграничными дочерними компаниями;
 * завоевание позиций на новых и труднодоступных рынках;
 * проведение единой политики в области передачи технологии и предоставления технических услуг дочерним компаниям.
  Это далеко не полный перечень задач, выполняемых трансфертными ценами. Решение этих задач осуществляется в основном путем изменения уровня и структуры трансфертных цен в зависимости от поставленных целей в результате проведения гибкой политики в отношении трансфертных цен, разрабатываемой на высшем уровне управления.
  При определении этой политики и ее конкретизации в отношении определенных целей принимается во внимание совокупность различных факторов, в частности таких, как: положения законодательства принимающих стран в отношении структуры капитала дочерних компаний и обязательной доли участия в них местного капитала; порядок перевода прибылей и выплаты дивидендов; положения налогового законодательства в своей стране и в принимающих странах, определяющего уровень и порядок уплаты подоходных налогов с прибылей; торгово-политический режим (уровень таможенных пошлин, импортных квот) в принимающих странах и требования антидемпингового законодательства; ограничения в отношении заграничного лицензирования в этих странах; степень инфляции на рынке принимающей страны и возможность девальвации ее валюты; уровень цен на внутреннем рынке принимающей страны, степень монополизации рынка, уровень конкуренции и ее формы и др.
  Иначе говоря, проводя единую политику трансфертных цен в глобальном масштабе, ТНК приспосабливают ее к различиям в национальном законодательстве, требованиям налогового регулирования, условиям и требованиям конкретных рынков, стратегии и управленческой политике своих заграничных дочерних компаний. Все это оказывает влияние на решение высшего управления ТНК в отношении того, в какой стране и какой дочерней компании предоставить возможность получения сверхприбылей и каким путем достичь максимизации результатов для фирмы в целом.
  Каждая из функций и задач, выполняемых трансфертными ценами, реализуется на основе единой политики в рамках всей фирмы. Представляет интерес рассмотрение механизма манипуляций с трансфертными ценами, при помощи которого реализуются поставленные цели в отношении максимизации прибыли.
  Механизм манипуляции с ценами состоит в назначении намеренно завышенных или намеренно заниженных цен на продукцию, поставляемую материнской компанией своим заграничным дочерним компаниям (сырье, материалы, компоненты, конечная продукция для реализации) и на поставки товаров между родственными компаниями, находящимися в разных странах; на услуги (технические, административные, управленческие), предоставляемые материнской компанией заграничным дочерним компаниям; на поставляемое материнской компанией оборудование (в основном электронно-вычислительная техника); на патенты и лицензии, передаваемые материнской компанией заграничным дочерним компаниям.
  Путем установления завышенных цен на экспортируемую материнской компанией продукцию прибыль импортирующей дочерней компании искусственно снижается и таким образом она перераспределяется в пользу материнской компании.
  В целях перераспределения или выкачивания прибылей используются не только завышенные цены на товарные поставки, но и устанавливаются повышенные суммы на предоставляемые материнской компаний административные и управленческие услуги; высокие ставки текущих отчислений по предоставляемым материнской компанией патентам и лицензиям, техническим услугам и ноу-хау.
  Важную роль трансфертные цены играют в распределении прибылей между дочерними компаниями, обеспечивающими единый технологический процесс (т.е. поставщиками сырья и материалов и выпускающими конечную готовую продукцию) в зависимости от целей, которые ставит фирма в отношении получения прибыли и ее стратегии на рынке. Если целью является получение сверхприбыли на первых стадиях технологического цикла, соответственно устанавливаются высокие трансфертные цены на сырье и материалы, поставляемые добывающими дочерними компаниями родственным компаниям, которые выпускают конечную продукцию. Это делается, когда материнская компания заинтересована иметь минимально низкую норму прибыли в производстве конечного продукта в целях предотвращения перелива в отрасль новых капиталов и, следовательно, усиления внутриотраслевой конкуренции.
  В тех случаях, когда дочерняя компания ориентируется только на поставки сырья родственной компании, путем установления соответствующего уровня трансфертных цен ее обязывают производить только такое количество продукции, которое необходимо перерабатывающей дочерней компании. Здесь трансфертные цены выступают регулятором производства и нормы прибыли обоих дочерних компаний, участвующих в разных стадиях технологического цикла.
  При проведении политики оптимизации прибыли для фирмы в целом явно стремление управляющих путем манипуляций с трансфертными ценами минимизировать общую сумму налогов, уплачиваемых в глобальном масштабе, перераспределяя прибыли между странами с высоким и низким уровнями налогообложения в размерах, допускаемых налоговым регулированием соответствующих стран. В этом случае ТНК путем завышенных трансфертных цен на все виды возможных платежей выкачивает прибыли из дочерней компании в стране с высоким уровнем налогообложения и, наоборот, устанавливает заниженные цены на товары и услуги, направляемые дочерним компаниям в странах с низким уровнем налогообложения. Установлением произвольно высоких или низких трансфертных цен достигается снижение или, наоборот, увеличение прибылей, подлежащих налогообложению, и обеспечивается снижение общего уровня уплачиваемых налогов.
  Особую роль в манипуляциях с уплатой налогов в общей системе перераспределения прибылей играют так называемые налоговые гавани. К ним относятся страны, имеющие очень низкий уровень налогообложения и свободно осуществляющие перевод любых финансовых средств (например, Люксембург, Лихтенштейн, Монако, Кипр, Суринам, Панама, Бермудские острова, Барбадос, Багамские острова, Гаити и др.). В этих странах создаются дочерние компании, в которые путем манипуляций с трансфертными ценами на фиктивные поставки перекачиваются прибыли материнской и других родственных компаний. Так, например, материнская компания выписывает счета на имя дочерней компании, находящейся в налоговой гавани, по заниженным ценам и, не получая товара, якобы реэкспортирует его по высокой цене другой дочерней компании, которой этот товар действительно поставляется. Убытки дочерней компании, импортирующей товар, перекрываются прибылью, получаемой дочерней компанией в стране с низкими налоговыми ставками.
  Особенно широко налоговые гавани используются американскими фирмами. Большинство из них имеют в этих странах дочерние торговые и финансовые компании, через которые осуществляется перераспределение прибылей.
  Перекачивание прибылей и создание искусственным путем убыточных дочерних компаний, естественно, подрывает сам механизм хозяйствования, основанный на центрах прибыли, и принцип децентрализации управления. Вместе с тем это повышает роль внутрифирменного и коммерческого расчета и требует высокой степени централизации в разработке и принятии решений по вопросам политики цен и финансов. При этом высшее управление ТНК вынуждено считаться с мерами, принимаемыми налоговыми властями разных стран против явных манипуляций с трансфертными ценами. Так, американские компании при разработке единой политики трансфертных цен вынуждены соблюдать положения Кодекса о налогах на внутрикорпорационные сделки, который предусматривает регулирование внутрикорпорационных цен на товарные поставки, предоставление управленческих, технических, сбытовых м других услуг; арендные операции; продажу основных фондов, и направлен на создание препятствий в отношении перевода прибылей в страны, имеющие более низкий уровень налогообложения, чем в США. В случае, если будет установлен факт чрезмерного занижения или завышения цен в целях избежания уплаты налогов в США, можно потребовать от материнской компании произвести переоценку доходов с целью перераспределения прибылей в пользу американской материнской компании.
  Налоговые власти принимающих стран также осуществляют контроль за уровнем трансфертных цен и, если они сочтут, что сделки совершены по фиктивным ценам, они могут в основу своей налоговой калькуляции положить цены, которые, по их мнению, будут более реальными. Такие действия налоговых властей до известной степени лимитируют манипуляции с трансфертными ценами.
  ТНК широко используют трансфертные цены также в целях снижения общей суммы уплачиваемых таможенных пошлин в принимающей стране. Это достигается намеренным занижением стоимости товаров, указываемых в таможенной декларации, в стране местонахождения импортирующей дочерней компании. Таможенные органы принимающей страны могут согласиться с заниженным уровнем цен, если это согласуется с налоговой политикой этой страны, т.е. если страна намерена компенсировать недоплату по сбору таможенных пошлин за счет получения налогов с увеличивающейся в результате этого прибыли. В противном случае таможенные власти принимающей страны могут пересмотреть цены, указанные в таможенной декларации, и повысить их до уровня мировых рыночных цен.
  С помощью трансфертных цен осуществляется также централизованный раздел рынков между дочерними компаниями с целью ограничения внутрифирменной конкуренции и завоевания позиций на новых или труднодоступных рынках. Это достигается назначением определенному филиалу или дочерней компании низких, часто демпинговых, цен, которые ставят его экспорт вне конкуренции на данном рынке. На это могут выделяться средства материнской компанией или изменяется структура издержек производства (занижается доля постоянных затрат).
  Методология определения уровня трансфертных цен в ТНК обычно не только не предается гласности, но и тщательно скрывается, чтобы не привлекать внимания налоговых властей.
  Таким образом, трансфертные цены, применяемые в рамках внутрифирменного хозяйственного расчета, являются важным инструментом централизованной политики ТНК, направленной на получение устойчивой прибыли в глобальном масштабе.
  Вместе с тем в механизме функционирования ТНК они тесно связаны и переплетены с другими экономическими рычагами и инструментами внутрифирменного расчета, среди которых особо важную роль играют инструменты финансовой политики.
  Такой подход обусловлен тем, что финансовые инструменты составляют важнейшую сторону деятельности ТНК, поскольку движение материальных потоков между расположенными в разных странах родственными компаниями опосредуется денежной формой в международном масштабе. В связи с этим использование финансового механизма значительно усложняется и требует приспособления к денежным рынкам как отдельных стран, так и международной валютно-кредитной системы в целом. В связи с этим разработка и осуществление единой финансовой политики занимают существенное место в общем механизме централизованного управления.
 14.3. МЕРЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ФИРМЫ
  Понятие конкурентоспособности фирмы включает в себя большой комплекс экономических характеристик, определяющих положение фирмы на отраслевом рынке (национальном или мировом). Этот комплекс может включать характеристики товара, определяемые сферой производства, а также факторы, формирующие в целом экономические условия производства и сбыта товаров фирмы.
  Конкурентоспособность продукции и конкурентоспособность фирмы-производителя продукции соотносятся между собой как часть и целое. Возможность компании конкурировать на определенном товарном рынке непосредственно зависит от конкурентоспособности товара и совокупности экономических методов деятельности фирмы, оказывающих воздействие на результаты конкурентной борьбы.
  Поскольку конкуренция фирм на рынке принимает вид конкуренции самой продукции, возрастает значение свойств, сообщаемых продукции фирмой, изготовившей и продающей ее на мировом рынке.
  На уровень конкурентоспособности фирмы важнейшее воздействие оказывают научно-технический уровень и степень совершенства технологии производства, использование новейших изобретений и открытий, внедрение современных средств автоматизации производства.
  Анализ конкурентных позиций фирмы на рынке предполагает выяснение факторов, воздействующих на отношение покупателей к фирме и ее продукции и как результат - изменение доли фирмы в продажах на конкретном рынке: страновом, отраслевом или мировом товарном рынке. Эти факторы можно систематизировать следующим образом.
  Для товаров потребительского назначения это
  1) коммерческие условия: возможности фирмы предоставлять покупателям потребительский или коммерческий кредиты, скидки с прейскурантной цены, скидки при возврате ранее приобретенного у фирмы товара, использовавшего свой экономический ресурс; возможности заключения товарообменных (бартерных) сделок;
  2) организация сбытовой сети: расположение сети магазинов, супермаркетов, доступность их широкому кругу покупателей; проведение демонстраций изделий в действии в салонах и демонстрационных залах фирмы или у ее торговых посредников, на выставках и ярмарках; эффективность проводимых рекламных кампаний, воздействие средствами "паблик рилейшнз";
  3) организация технического обслуживания продукции: объем предоставляемых услуг, сроки гарантийного ремонта, стоимость послегарантийного обслуживания и др.;
  4) представление о фирме со стороны потребителей, ее авторитет и репутация, информированность потенциальных покупателей о фирме, ассортименте ее продукции, сервисе; воздействие товарного знака фирмы на привлечение внимания покупателей к ее продукции; выяснение мнения. покупателей путем опросов;
  5) воздействие тенденций развития конъюнктуры на положение фирмы на рынке.
  Уровень конкурентоспособности фирм-производителей сырьевых товаров во многом определяется тем, какими товарами они торгуют, где и как товары потребляются.
  Конкурентные позиции фирмы на рынке зависят также от той поддержки и содействия, которые фирма получает со стороны национальных государственных органов и других организаций путем предоставления гарантий экспортных кредитов, их страхования, освобождения от налогов и сборов, предоставления экспортных субсидий, обеспечения информацией о конъюнктуре рынков и др.
  Оценка конкурентных возможностей фирмы. Фирмы придают большое значение анализу своих сильных и слабых сторон для оценки реальных возможностей в конкурентной борьбе и разработке мер и средств, за счет которых фирма могла бы повысить конкурентоспособность и обеспечить свой успех. В процессе маркетингового исследования для оценки конкурентоспособности фирмы пользуются некоторыми численными показателями, которые свидетельствуют о степени устойчивости положения фирмы, способности выпускать продукцию, пользующуюся спросом на рынке и обеспечивающую фирме получение намеченных и стабильных конечных результатов.
  Фирма, имеющая более низкие издержки производства, получает большую величину прибыли, что позволяет расширять масштабы производства, повышать его технический уровень, экономическую эффективность и качество продукции, а также совершенствовать систему сбыта. В результате конкурентоспособность такой фирмы и выпускаемой ею продукции повышается, что способствует увеличению ее доли на рынке за счет других фирм, не имеющих таких финансовых и технических возможностей.
  Важное значение имеет анализ издержек обращения, производимый путем отнесения величины сбытовых расходов к размерам прибыли. Такое сопоставление делается обычно не только по всей сумме сбытовых расходов, но и по отдельным элементам: сбытовым филиалам, торговым посредникам, по конкретным товарам и рынкам сбыта.
  Анализ издержек обращения позволяет обнаружить непроизводительные расходы во всей системе товародвижения от продавца к покупателю.
  Организационные меры, направленные на повышение конкурентоспособности фирмы, можно свести к следующим:
 * обеспечение технико-экономических и качественных показателей, создающих приоритетность продукции фирмы на рынке;
 * изменение качества изделия и его технико-экономических параметров с целью учета требований потребителя и его конкретных запросов, повышение внимания к надежности продукции;
 * выявление и обеспечение преимуществ продукта по сравнению с его заменителями;
 * выявление преимуществ и недостатков товаров-аналогов, выпускаемых конкурентами, и соответствующее использование этих результатов в своей фирме;
 * изучение мероприятий конкурентов по совершенствованию аналогичных товаров, с которыми они выступают на рынке, и разработка мер, дающих преимущества по сравнению с конкурентами;
 * определение возможных модификаций продукта путем повышения качественных характеристик, например, таких, как долговечность, надежность, экономичность в эксплуатации, улучшение внешнего оформления (дизайна);
 * выявление и использование ценовых факторов повышения конкурентоспособности продукции, в том числе, применяемых фирмами-конкурентами (скидок с цены, сроков и объема гарантий);
  * нахождение и использование возможных приоритетных сфер применения продукции, в особенности новой продукции;
  * приспособление продукции к работе в различных условиях: тропических или полярного климата, на различных грунтах (каменистых, песчаных, болотистых);
  * дифференциация продукции, обеспечивающая относительно устойчивое предпочтение покупателей, отдаваемое определенным видам взаимозаменяемых товаров; значение ценовой конкуренции в этих условиях снижается, поскольку покупатели руководствуются сложившимися предпочтениями в отношении качества продукции, особенностей ее эксплуатации, репутации фирмы-производителя и др.;
  * воздействие непосредственно на потребителя путем искусственного ограничения поступления на рынок новых и более прогрессивных товаров, проведения активной рекламной деятельности, предоставления денежного или товарного кредита, в частности, путем рассрочки платежа.
  Таким образом, оценка конкурентоспособности фирмы на конкретном рынке или его сегменте основывается на тщательном анализе технологических, производственных, финансовых и сбытовых возможностей фирмы. Она призвана определить потенциальные возможности фирмы и мероприятия, которые фирма должна предпринять для обеспечения конкурентных позиций на конкретном рынке.
  Такая оценка должна содержать следующие показатели: потребность в капиталовложениях фактических и на перспективу как в целом, так и по отдельным видам продукции и конкретным рынкам; ассортимент конкурентоспособной продукции, ее объемы и стоимость ("продуктовая дифференциация"); набор рынков или их сегментов для каждого продукта ("рыночная дифференциация"); потребность в средствах на формирование спроса и стимулирование сбыта; перечень мер и приемов, которыми фирма может обеспечить себе преимущество на рынке; создание благоприятного представления о фирме у покупателей, выпуск высококачественной и надежной продукции, постоянное обновление продукции на основе собственных разработок и изобретений, обеспеченных патентной защитой, добросовестное и четкое выполнение обязательств по сделкам в отношении сроков поставок товаров и услуг.
  Результаты исследования берутся за основу при разработке стратегии фирмы, ее технической, ассортиментной и сбытовой политики.
  В современных условиях конкурентоспособность фирмы на рынке является главным критерием эффективности производства, оценки эффективности системы управления.
  В Японии считают, что для обеспечения конкурентоспособности компании на мировом рынке необходима прежде всего конкурентоспособность ее продукции на внутреннем рынке. Это относится в первую очередь к таким видам продукции японских компаний, как фото- и кинокамеры, автомобили, мотоциклы, сталь.
  Внутренний рынок Японии характеризуется многими специфическими особенностями, что накладывает существенный отпечаток на конкурентоспособность японских компаний:
  1) наличие более высокой конкуренции на внутреннем рынке, чем на мировом, которая стимулирует постоянные нововведения и высокий уровень конкурентоспособности японской продукции на мировом рынке;
  2) предпочтение на внутреннем рынке отдается высококачественным изделиям. Акцент на качество продукции обусловлен в первую очередь конкуренцией на внутреннем рынке и уже во вторую очередь на внешнем;
  3) зарубежным компаниям приходится придавать своим товарам особые потребительские свойства, чтобы закрепиться на японском рынке. Дешевые низкокачественные товары там не покупаются (например, фотокамера Кодак, дешевые традиционные часы с циферблатом);
  4) товары, продаваемые на японском рынке, должны строго учитывать специфические требования японского потребителя, направленные на повышение надежности, удобства, размеров изделий, отвечающих национальным обычаям. Например, бесшумность и малые габариты - обязательные требования к стиральным машинам, холодильникам, электробритвам, автомашинам;
  5) высокая доля компаний-производителей на внутреннем рынке, не обеспечивающих достаточной конкурентоспособности на мировом рынке из-за высоких транспортных издержек и отсутствия технологического превосходства над зарубежными конкурентами. К таким товарам относятся пиво, цемент, продукция стекольной промышленности.
  Продукция текстильной промышленности, нефтехимической, целлюлозно-бумажной, алюминиевой, производство фанеры, авиастроение ориентированы практически полностью на потребности внутреннего рынка.
  На мировом рынке они неконкурентоспособны из-за высоких издержек производства, в которых преобладающими статьями являются стоимость импортируемого сырья и малоквалифицированной рабочей силы. В этих отраслях низок технологический уровень производства, отсутствует передовая технология и дифференциация продукции крайне затруднена. На мировом рынке японские фирмы обычно используют тактику постепенного "терпеливого" расширения рыночной доли и создание технологического преимущества, рассчитанного на долгосрочную перспективу. При этом помимо цели достижения высокой эффективности производства, ориентированного на выпуск продукции высокого качества, японские фирмы строго придерживаются принципа, что характеристики продукта (форма, цвет, материал, надежность в работе) должны строго отражать потребительскую полезность продукта в целом. Отсюда огромное значение, которое японские фирмы придают дизайну как средству удовлетворения всесторонних, причем, главным образом, эстетических потребностей покупателя.
  Японские компании благодаря внедрению принципов комплексного управления и контроля за качеством одержали в современных условиях победу на многих мировых рынках технологически сложной продукции. Так, японские компании практически захватили рынки бытовой электроники благодаря высокой надежности изделий с нулевым числом дефектов на один миллион изделий. Это избавило их от необходимости создания сервисной сети.
  Наиболее высокой конкурентоспособности на мировом рынке добились японские компании таких отраслей, как судостроение, приборостроение, автомобильная, металлургическая, мотоциклетная. Эти отрасли характеризуются передовой технологией и сборкой трудоемких изделий, требующих высококвалифицированной рабочей силы.
  Конкурентные преимущества японских компаний можно оценить следующим образом:
 * высокое качество выпускаемой продукции благодаря применению эффективной системы управления качеством и использования рабочих высокой квалификации;
 * высокий уровень качества продукции у японских фирм в значительной степени обусловлен привлечением к управлению качеством всего персонала фирм, в том числе и через кружки качества;
 * высокие инновационные способности японских фирм к радикальным изменениям технологии производства; внедрение информационных технологий в промышленные системы и использование информации в сфере услуг;
 * внесение изменений в управление производственными процессами в сторону гибкости, внимание к качеству, кооперации;
 * осуществление крупных инвестиций в новые технологии и быстрое развертывание производства новой продукции;
 * транснационализация японских финансовых и промышленных корпораций и превращение их в крупные международные финансовые центры.
  Анализ конкурентоспособности японской фирмы "Кэнон". Фирма "Кэнон" - один из крупнейших производителей фотоаппаратуры не только в Японии, но и на мировом рынке. На долю японских компаний, в число которых входит "Кэнон", в мировом производстве кино-, фото- и телекамер приходится почти 30%, а в общем объеме продаж на мировом рынке - 66%. Фирма "Кэнон" добилась высокой конкурентоспособности своей продукции. Важнейшим фактором высокой конкурентоспособности фирмы является постоянное внимание к разработке новых видов продукции с использованием в ней электроники. Компания шла по пути постоянного совершенствования и обновления продукции. Например, в обычный дешевый фотоаппарат, выпущенный в 1960 г., были встроены электронная установка экспозиции, большие линзы, экспонометр, низко- и высокоскоростной затворы, дальномер, однолинзовая отражающая система и вспышка. В 1980 г. была выпущена фотокамера "Олимпас" с автоматической фокусировкой. Это был массовый малогабаритный фотоаппарат с половинным размером кадра, получивший сразу же всеобщее признание на мировом рынке.
  В основе успехов компании по разработке новых изделий - наличие собственной научно-исследовательской базы: центра технологии будущего, центральной лаборатории по разработке новых изделий, лаборатории в двух производственных отделениях компании. В целом исследовательской работой занято в компании 700 человек (без конструкторов и чертежников), или 8% служащих.
  Центр технологии будущего прогнозирует возможные технические разработки на 5 или 10 лет вперед и изучает перспективные направления развития продукции компании. Центральная лаборатория исследований и разработок, где занято около 200 сотрудников, ведет фундаментальные прикладные исследования и проектирует новые продукты на 3-5 лет вперед. Центр технологии производства при высшем звене руководства, имеющий 300 сотрудников, отвечает за разработку новых технологий. Кроме того, фирма имеет конструкторские подразделения в отделениях по продукту. В них занято 600 человек. Они занимаются совершенствованием выпускаемой продукции и доведением до производства тех проектов, которые поступают из центральной лаборатории. Общее число работников, занятых разработкой новых изделий в отделе технологии производства, примерно 1 тыс. человек.
  Конкурентоспособность фирмы "Кэнон" существенно повышается в результате того, что разработку и внедрение нововведений она осуществляет в значительно более короткие сроки, чем, например, фирмы Германии. Кроме того, фирма специализируется на выпуске продукции высокого качества.
  Другим важным фактором конкурентоспособности фирмы "Кэнон" является ее ориентация на создание крупномасштабного производства и осуществление строгого контроля качества продукции. Введение (в 1960 г.) конвейерной системы, обеспечившей массовое производство фотоаппарата "Кэнон" с электронной установкой экспозиции, позволило фирме продавать его по цене втрое ниже обычных камер того же класса. Строительство шести новых заводов в Японии и за рубежом, оборудованных автоматами, автоматизированными сборочными линиями, автоматизированным производством линз, контролем качества продукции, дало существенный рост эффективности производства, способствовало улучшению качества, повышению надежности продукции.
  Привлечение для разработки нововведений квалифицированных кадров инженеров преимущественно из выпускников университетов (20% среднего звена управления и линейного инженерного персонала) содействовало повышению конкурентоспособности выпускаемых изделий.
  Важным фактором высокой конкурентоспособности "Кэнон" является создание широкой и надежной системы сбыта. Реализацией продукции на внутреннем рынке занимается сбытовая компания "Кэнон сейлз компани", осуществляющая оптовую продажу продукции (имеет 34 конторы и 2 тыс. служащих), снабжающая магазины розничной торговли и выполняющая послепродажное техническое обслуживание продукции. Сбыт продукции на внешнем рынке и управление дочерними сбытовыми компаниями в США, Голландии, странах Латинской Америки и другими (с общим числом занятых 4500 человек) осуществляются международным отделением фирмы. Дочерние сбытовые компании реализуют продукцию не только на рынках стран местонахождения, но и по всему миру, и осуществляют ее техническое обслуживание.
  Производственные отделения фирмы (их три) не имеют собственных отделов сбыта и реализуют продукцию через "Кэнон сейлз" или международное отделение.
  Анализ конкурентоспособности американской компании "Катерпиллар". Фирма "Катерпиллар" - крупнейший производитель тракторов и других сельскохозяйственных машин в США.
  Важнейшим фактором конкурентоспособности фирмы является организация высококачественного технического обслуживания с гарантией поставки запасных частей в любую точку земного шара в течение 24 часов. Это создало высокую репутацию и позволило на протяжении многих лет назначать цены на 20% выше, чем цены конкурентов на аналогичную продукцию.
  В соответствии с этим первостепенное значение фирма придает разработке и производству современных приборов и оборудования для технического обслуживания. В основном они предназначены для дилеров, реализующих машины "Катерпиллар" и предоставляющих услуги по их техническому обслуживанию.
  В целях совершенствования обслуживания продукции фирма "Катерпиллар" создала специализированное подразделение "Группу технологии обслуживания". Важную роль в организации техобслуживания занимает оборудование для диагностики, которое позволяет быстро обнаружить и устранить неисправность в изделии. Кроме того, фирма "Катерпиллар" поставляет в комплекте с оборудованием пакеты программ для компьютеризации технического обслуживания, что стало важным фактором ее высокой конкурентоспособности.
 ЛИТЕРАТУРА К ГЛАВЕ 14
  Хатунцев В.М. и др. Экономическое регулирование: формы и методы (финансово-кредитный аспект). - С.-Пб.: СПбУЭиФ, 1992.
  Хейне П. Экономический обзор мышления. - М.: Новости, 1991.
  Хоскинг А. Курс предпринимательства. - М.: МО, 1993. - § 10.
  Цены и ценообразование в рыночной экономике. - С.-Пб.: СПбУЭиФ, 1992.
 Раздел IV
 УПРАВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВОМ
 Глава 15. УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ПРОИЗВОДСТВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
 15.1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ПРОИЗВОДСТВА
  Управление развитием производства в фирмах - это регулирование процесса производства в целях повышения его эффективности, роста производительности труда, улучшения качества продукции.
  Основная цель менеджмента в управлении производством состоит в том, чтобы добиться рационального функционирования производственных подразделений в результате руководства "сверху" путем создания адаптивных информационных систем, использования сложного набора оптимизационных моделей и количественных методов, способных быстро обнаружить и предложить вариант ликвидации любого незапланированного отклонения на любом этапе производственно-сбытового цикла.
  Основным требованием к управлению производством является его приспособленность к новым условиям производственно-технологического цикла: к фондоемким и гибким производствам; быстро принимаемым решениям; большой роли человеческого фактора в производстве; улучшению качества продукции; сокращению производственных затрат; лучшему использованию производственных площадей; росту сферы услуг и технического обслуживания выпускаемой продукции.
  Управление производством должно быть постоянно нацелено на объединение в рамках хозяйственных комплексов нового типа гибкого и адаптивного мелкосерийного массового производства с низкими издержками и высокой производительностью труда, на создание адаптивных производственных систем нового поколения.
  В рамках целей, разрабатываемых для фирмы в целом, ставятся конкретные задачи для каждого производственного отделения или предприятия. Эти задачи могут определяться следующим образом:
 * постоянное внедрение в производство новых, более совершенных изделий;
 * систематическое сокращение всех видов затрат на производство продукции;
 * повышение качественных и потребительских характеристик при снижении цен на выпускаемую продукцию;
 * снижение издержек во всех звеньях производственно-сбытового цикла при постоянном внедрении в серийное производство новых изделий, расширении номенклатуры выпускаемой продукции и изменении ее ассортимента.
  Разработка налей и задач должна основываться на анализе современного положения предприятия и тех перспектив, которые могут открыться для него в будущем. При этом проводится анализ деятельности как фирмы в целом, так и его отдельных хозяйственных подразделений с целью выявления имеющихся ресурсов и потребностей в ресурсах в будущем при решении намечаемых целей и задач. Одновременно рассматривается вопрос о конкретных исполнителях соответствующих программ действий и планов.
  Как известно, во всяком производстве существует непрерывность, превращающая его в воспроизводство. При этом происходит разделение вновь созданного продукта на потребляемую и накопляемую части, на возмещение затраченных средств производства. Всякое производство распадается на собственно производство, обмен, распределение и потребление. Всякое производство имеет определенную территориальную и отраслевую структуры, в нем идут процессы специализации, технического прогресса и др. Все эти черты объективны, и управление производством должно следовать законам управляемого объекта.
  На систему управления влияет необходимость учитывать сам характер процесса производства, условия снабжения, сбыта и т.д.; материальную сторону производства и характер участия работников в производстве; отдельные факторы или параметры производства: качество продукции, издержки и т.д.
  Одной из важнейших целей управленческой деятельности в сфере производства является повышение эффективности производства которое основывается на таких факторах, как увеличение рентабельности инвестиций; рост производительности труда, повышение качества и конкурентоспособности продукции.
  Для достижения намеченных целей необходимо осуществление широкого комплекса технических, технологических, организационно-управленческих мероприятий; разработка принципов инвестиционной и технической политики для фирмы в целом: определение приоритетных областей инвестиций и направлений работы; концентрация усилий и ресурсов на развитии наиболее перспективных областей технологического процесса; создание производственных систем нового поколения, работающих с применением ЭВМ.
  Разработка принципов инвестирования имеет крайне важное значение для целей повышения эффективности производства. К числу важнейших принципов инвестирования можно отнести следующие:
  следование долгосрочной перспективе в определении портфеля инвестиций поскольку никто не может точно определить тенденции развития рынка, а следовательно, проведение соответствующих операций; покупку по низшей цене и продажу по самой высокой цене; планирование деятельности на рынке с учетом таких факторов воздействия на рынок, как операции различных фондов, которые оказывают существенное влияние на рыночные механизмы;
  наличие всех видов информации, которая имеет важнейшее значение для принятия правильных инвестиционных решений.
  В основе организации любого трудового процесса - технологический процесс, который определяет необходимую последовательность и содержание трудовых операций и соответствующие им средства, приемы, методы труда.
  Система управления технологией ориентирована на управление инвестициями и обеспечение наиболее эффективного использования технологии, оборудования. Она включает не только оборудование, но и процедуры организации производства, компоновку рабочих мест, рациональное использование производственных площадей, обучение работников передовым навыкам, повышение их квалификации.
  Специфика управления производством определяется рыночными условиями, которые в 80-е годы характеризовались следующими факторами:
 * сокращением жизненного цикла товара, расширением номенклатуры выпускаемых изделий при уменьшении их объемов (а не выпуска больших партий стандартных продуктов);
 * существенным усложнением технологических процессов (по сравнению с существовавшими ранее конвейерными линиями), обусловивших повышение требований к квалификации и уровню подготовки рабочих и специалистов;
 * возрастанием требований к уровню качества обслуживания и срокам исполнения заказов, что вызывает трудности в использовании традиционных производственных систем и в механизме принятия решений.
  Новые условия, сложившиеся на рынке, потребовали создания более простых и гибких систем управления. Современные системы управления характеризуются следующими особенностями:
  наличием небольших подразделений с меньшим числом, но более высоким уровнем квалификации работников; наличием небольшого числа уровней управления; созданием организационных структур, основанных на группах (командах) специалистов;
  составлением графиков и производственных программ, ориентированных на запросы потребителей;
  наличием на складах фирмы минимальных объемов запасов; незамедлительным реагированием на происходящие во внутренней и внешней среде изменения;
  наличием гибко переналаживаемого оборудования;
  высокой производительностью труда и низкими затратами;
  высоким качеством выпускаемой продукции и ориентацией на прочные связи с потребителями.
  Принципы создания эффективных организационных структур управления производством можно свести к следующему:
  ориентация структурных подразделений на товары, рынок или потребителя, а не на выполнение функций;
  основу организационной структуры составляют целевые группы специалистов или команды, а не функции и отделы;
  ориентация на минимальное число уровней управления и широкую сферу контроля;
  ответственность каждого работника за конечные результаты и возможность проявления инициативы.
  Эффективность развития фирмы предполагает, что первостепенное значение придается технической новизне и качеству продукции; быстрому моральному старению продукции, что требует сокращения времени между разработкой и производством нового вида товаров и услуг; необходимости постоянного совершенствования качества и потребительских свойств продукции на всем протяжении ее жизненного цикла.
  Традиционный подход к разработке новых продуктов предполагает разделение всего процесса разработки и создания образца продукта на отдельные этапы. За выполнение каждого этапа несет ответственность определенная группа специалистов - конструкторов, технологов, которые действуют самостоятельно. В задачи управленческого аппарата входит координация деятельности таких групп.
  Новый подход к разработке новых изделий основан на создании целевых групп, на которые возлагается ответственность за проведение всех работ - от конструирования нового продукта до его производства и сбыта. Параллельная разработка изделий и технологии в рамках одной и той же целевой группы позволяет экономить не только время, но и финансовые средства.
  Инновационные структуры в стабильно действующих операционных производственных системах характеризуются следующими чертами:
  основываются на небольших группах специалистов с многопрофильной квалификацией, которые отвечают за все аспекты осуществления проекта от начала до конца;
  внутри каждой группы осуществляются координация и интеграция деятельности;
  группы действуют на стабильной основе и состоят из команд, работающих длительное время совместно;
  групповой подход постоянно совершенствуется и изменяется по мере возникновения новых проблем и задач.
  Важнейшим фактором достижения высокого уровня конкурентоспособности фирмы является концентрация производства в рамках гигантских промышленных компаний. В них сочетаются сложные организационные структуры управления и новейшие технические средства управления. Уровень конкурентоспособности определяется и такими факторами, как развитие производства новых видов продукции и формирование новых потребностей у потребителей. Это требует:
  высокого уровня затрат на НИОКР;
  постоянного обновления ассортимента выпускаемой продукции;
  систематической разработки и быстрого освоения новых образцов изделий;
  повышения производительности труда;
  повышения гибкости и эффективности производства;
  снижения всех видов издержек и затрат;
  обеспечения стабильного роста качества и надежности новых изделий при одновременном снижении цен на новые виды продукции.
  Совершенствование менеджмента в сфере производства предполагает:
 * ориентацию деятельности фирмы на долгосрочную перспективу;
 * проведение фундаментальных исследований;
 * диверсификацию производства;
 * инновационную деятельность;
 * максимальное использование творческой активности персонала;
 * зависимость продвижения работников и их оплаты от реальных результатов деятельности.
 15.2. УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ
  Важное значение в современных условиях приобрел контроль качества выпускаемой продукции. Качество продукции (включая новизну, технический уровень, отсутствие дефектов при исполнении, надежность в эксплуатации) является одним из важнейших средств конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Поэтому фирмы уделяют особое внимание обеспечению высокого качества продукции, устанавливая контроль на всех стадиях производственного процесса, начиная с контроля качества используемых сырья и материалов и кончая определением соответствия выпущенного продукта техническим характеристикам и параметрам не только в ходе его испытаний, но и в эксплуатации, а для сложных видов оборудования - с предоставлением определенного гарантийного срока после установки оборудования на предприятии заказчика. Поэтому контроль качества продукции стал составной частью производственного процесса и направлен не столько на выявление дефектов или брака в готовой продукции, сколько на проверку качества изделия в процессе его изготовления. Такой подход к контролю предполагает проведение испытаний по мере готовности отдельных частей продукта (в особенности это касается сложных видов оборудования, в частности, комплектного). Усиление контроля качества в значительной степени связано с ориентацией производства на конкретного потребителя.
  Управление качеством в масштабах всей фирмы возложено на Центральную службу контроля качества (или обеспечения качества), в функции которой входит разработка качественных показателей по всем видам выпускаемой продукции, методов проверки качества и порядка проведения испытаний, анализ рекламаций и порядок их урегулирования, выяснение причин возникновения дефектов и брака и условий их устранения. Служба контроля осуществляет свою деятельность в тесном контакте с соответствующими службами в производственных отделениях, а также с заводскими службами контроля качества (или отделами технического контроля). Центральная служба контроля может осуществлять проверку качества сырья и материалов, технологического процесса, организации контрольных испытаний, правил приемки, применяемых заводской службой качества или отделом технического контроля, а иногда и выборочно производить проверку качества продукции, уже прошедшей технический контроль. Одной из важнейших функций центральной службы контроля является планирование и координация всей работы в области обеспечения качества, установление необходимых связей между службами контроля качества в производственных отделениях предприятий. Через центральную службу контроля осуществляется централизация управления в области совершенствования качества выпускаемой продукции, что является одним из важнейших условий развития ТНК в современных условиях.
  Основные принципы управления качеством в фирмах США можно обобщить следующими положениями.
  1. Работа, направленная на повышение качества, должна выступать обязательной составной частью стратегии фирмы.
  Процесс повышения качества осуществляется на основе разработки конкретных программ. Например, фирма "Ксерокс" с начала 80-х годов начала проводить в жизнь специально разработанную стратегическую программу всеобщего обеспечения качества под девизом "Лидерство через качество". Для реализации этой цели была перестроена вся деятельность фирмы. Создан специальный центр управления качеством, который координировал и направлял работу в этой области. За два года реализации этой программы качество сборочных операций возросло на 63%, надежность продукции - на 20%, издержки производства снизились на 20%. Повышение качества продукции обеспечило возможность на 10% увеличить долю рынка.
  Успех компании "Ксерокс" во многом обусловлен также целенаправленной работой управленческого персонала компании, которому удалось создать единый механизм управления качеством. В частности, фирмой были разработаны свои критерии оценки эффективности работы в области качества, которые нашли выражение в следующих показателях: количество дефектов на один миллион поступающих деталей, количество дефектов на сто готовых изделий (для потребителей), процент оборудования, установленного без дефектов.
  2. В управлении качеством главное - не контроль, а бездефектная работа. Высокое качество продукции, как показывает опыт, обеспечивается главным образом путем налаживания бездефектного производства, а не через контроль уже готовой продукции. Предполагается, что все возможные дефекты устраняются на промежуточных стадиях изготовления продукта, а не в готовом изделии. Использование такой системы позволяет ликвидировать возможные потери времени и материалов, резко сократить расходы на аппарат управления, обнаруживать дефекты в ходе производства и устранять их сразу же на месте, обеспечить работу всех подразделений при минимальных затратах.
  3. Поставщики должны быть партнерами.
  Спецификой американских фирм является наличие не одного, а нескольких конкурирующих между собой субпоставщиков одних и тех же деталей или полуфабрикатов. С целью сокращения объемов материальных запасов фирмы - производители конечной продукции вынуждают своих субпоставщиков держать у себя эти запасы, не уменьшая их объемов. Поскольку стоимость их хранения и транспортировки все равно включается в издержки производства и отражается на цене конечного изделия, эффективность производства от этого не повышается.
  Новым во взаимоотношениях американских фирм со своими субпоставщиками является: привлечение субпоставщиков к совместной работе на самых ранних этапах создания продукта; заключение с субпоставщиками долгосрочных контрактов на поставку частей, деталей, полуфабрикатов; обучение субпоставщиков новым методам управления, таким, как "работа с колес", "поставка точно в срок".
  Например, "Форд" и "Ксерокс" примерно в два-три раза сократили число своих субпоставщиков и с оставшимися заключили долгосрочные контакты на два-три года. Тесные контакты с ограниченным числом субпоставщиков позволяют повысить надежность поставок, снизить затраты на входной контроль, устранять на месте брак в поставленных деталях.
  4. Повышение квалификации.
  Постоянное повышение квалификации работников - неизменное требование практически во всех американских, японских и западноевропейских фирмах, причем оно непосредственно включает вопросы управления качеством продукции.
  Например, американская фирма "Вестингауз" организовала специальный "колледж качества", где проходили подготовку в области управления качеством продукции 20 тыс. работников, объединенных в 2 тыс. кружков качества. Это помогло фирме увеличивать ежегодно на протяжении трех последних лет производительность труда на 7% в год, а за 10 лет - удвоить объем производства без привлечения дополнительных ресурсов.
 15.3. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ПРОИЗВОДСТВА В ФИРМАХ США И ЯПОНИИ
  В современных условиях существуют достаточно четко выраженные различия в управлении производством в фирмах США и Японии, которые относятся как к вопросам расширения производства (методы увеличения размеров компаний), так и к вопросам повышения эффективности производства (методы совершенствования технологической базы и управления развитием производства).
  Расширение производственных мощностей компаний может осуществляться различными способами, среди которых:
  дополнительные капиталовложения в оборудование и новое строительство с ориентацией на собственные финансовые ресурсы;
  поглощение или слияние с другими фирмами;

<< Пред.           стр. 11 (из 18)           След. >>

Список литературы по разделу