<< Пред.           стр. 17 (из 18)           След. >>

Список литературы по разделу

  проведение сговоров на торгах - выдвижение поставщика, предлагающего более выгодные условия поставки;
  договорный характер картелей; сохранение хозяйственной и юридической самостоятельности членов картелей;
  осуществление деятельности по регулированию условий продаж и определению цен, по разделу территорий.
  В зависимости от принципов, положенных в основу деятельности картелей, предлагается следующая их классификация.
  По сфере деятельности и составу участников:
  национальные картели - внутренние, экспортные, импортные; международные картели - объединяют фирмы разных стран и национальные картели.
  По форме организации:
  с единым органом сбыта;
  с единым органом по закупкам.
  По характеру взаимоотношений участников:
  открытые (гласные), тайные (негласные), джентльменские соглашения.
  По целям и функциям: раздел рынков сбыта; регулирование цен; регулирование зарубежных инвестиций; регулирование объемов производства, продаж, видов продукции.
  Классификация картелей по сфере деятельности и составу участников. В 80-е годы наблюдалась активизация картельной деятельности. Сейчас официально действует более 500 национальных, экспортных и международных картелей. Основными участниками картелей в современных условиях являются ТНК (они контролируют от 10 до 30%, мирового экспорта продукции обрабатывающей промышленности).
  Рассмотрим отдельные виды картелей этой группы.
  Национальные картели объединяют предпринимателей одной страны и в зависимости от вида картеля выполняют следующие функции.
  Внутренние картели действуют на национальных рынках и выполняют протекционистские функции (например, картель по цементу в Голландии, картели по электропроводу, линолеуму, спорттоварам, нейлоновой пряже во Франции). Активизации создания внутренних картелей способствовала международная практика "добровольных" ограничений экспорта, проводимая в США и в других странах. Это связано с тем обстоятельством, что для того чтобы добиться самоограничения экспортной деятельности целой отрасли национального хозяйства, необходима строгая централизация рыночных операций ведущих производителей, что оказывается возможным лишь на картельной основе.
  Экспортные картели объединяют национальных предпринимателей и дочерние компании ТНК. Они действуют целенаправленно на конкретные рынки (например, картель по суперфосфату во Франции, по экспорту канатов в Англии, картели по экспорту бумаги, целлюлозы, фибровых плит в США, картель по бумаге в Швеции).
  Создание экспортных картелей активизировалось, поскольку их стали использовать в целях обхода антимонопольного законодательства. В соответствии с существующим практически во всех развитых странах законодательством фирмы, желающие объединить свои усилия на внешних рынках, не подвергаются антимонопольному преследованию.
  Такие картели регистрируются как чисто экспортные. Официальной целью таких картелей считается стимулирование экспортной деятельности мелких и средних фирм. На самом деле господствующее положение в них занимают ТНК. Обследования, проведенные в Германии и Англии, показали, что ТНК были участницами 70% всех зарегистрированных картельных соглашений об экспорте. В США экспортные картели освобождаются от антитрестовского преследования по закону Уэбба-Померена; в них доминируют крупные фирмы высокомонополизированных отраслей с олигополистической структурой. В Испании в рамках экспортного картеля регулируется весь экспорт соды, в Швеции - 75% экспорта упаковочной бумаги и 60% картона, в США - 24% экспорта соды, 60% сажи и 88% серы.
  Импортные картели создаются крупными импортерами с целью противостоять экспортерам и прежде всего из развивающихся стран (например, картели японских фирм по импорту кукурузы из Таиланда, бананов из Гонконга и Тайваня, картель по импорту серной кислоты в Англии, картель по импорту ферромолибдена и вольфрама в Германии, картель по импорту копры и твердых волокон в США, по импорту сахара в Канаде, по импорту лесоматериалов в Бельгии, по импорту шерсти и джута во Франции, по импорту джута в Испании).
  Импортные картели бывают глобальными, имеющими монопольное право на ввоз конкретных видов продукции, либо противостоят отдельным экспортерам с целью выторговывания более благоприятных условий. В импортных картелях помимо отечественных фирм участвуют дочерние компании ТНК в соответствующих странах (во Франции в рамках импортного картеля регулируется 80% импорта в страну шерсти).
  Международные картели создаются предпринимателями из нескольких стран с целью контроля за экспортом, импортом или экспортно-импортными операциями по отдельным товарам на мировом рынке.
  На деятельность международных картелей в 80-е годы существенное влияние оказывали следующие факторы:
  ужесточение антимонопольного законодательства;
  резкое усиление под воздействием НТР дифференциации продукции и повышение роли неценовой конкуренции;
  появление новых форм регулирования рынка на государственно-монополистической основе;
  жесткие формы картельной координации, которые стали во многих случаях преградой на пути реализации возможностей ТНК самостоятельно захватывать рынки.
  В отраслях, выпускающих сравнительно однородную продукцию, международные картели продолжают играть существенную роль. Они доминируют на мировых рынках электротехнического оборудования, неорганических химикатов (включая удобрения и красители), искусственных волокон, металлоизделий, средств водного транспорта, многих видов промышленного сырья и пищевых продуктов.
  Например, картель по красному фосфору, в который входят ведущие фирмы США, Англии, Канады, Франции и Германии, регулирует экспорт на все основные рынки стран Азии, Африки и Латинской Америки. Картель по жестким волокнам "Еврокорд", объединяющий основных европейских производителей, ограничивает импорт из развивающихся стран в страны ЕС изделий, изготовленных на базе натурального волокна. Картель по хинину и хинидину, объединяющий фирмы Англии, Голландии, Германии, Франции, координирует как импортные, так и экспортные операции своих участников. Картель по железнодорожному оборудованию, объединяющий западноевропейские фирмы, проводит единую политику при закупках подвижного состава. Картель по хлопку, также объединяющий западноевропейские фирмы, регулирует импорт хлопка из Японии, Индии, Пакистана, Гонконга, КНР.
  При создании международных картелей ТНК обычно действуют через свои подконтрольные компании, расположенные в "антитрестовских гаванях", т.е. там, где организация международных картелей осуществляется на льготных основаниях (например, Лихтенштейн). Так, в международном электротехническом картеле участвуют заграничные филиалы "Дженерал электрик" и "Вестингауз электрик"; в международных картелях по кабелю участвуют филиалы "ИТТ"; в международном картеле по искусственным волокнам участвует филиал "Доу кемикл".
  Следует выделить следующие новые черты в функционировании международных картелей:
 * в рамках руководящих органов наиболее крупных картелей были образованы специальные подразделения, ведающие рынками развивающихся стран. Например, международный картель по кабелю, членами которого являются крупнейшие фирмы из 20 стран, создал комитет, не только ведающий вопросами координации рыночной деятельности, но и наделенный правом регулирования масштабов и направлений инвестиций и передачи технологии стран - членов картеля развивающимся странам;
 * картельный сговор между несколькими ТНК реализуется через их дочерние компании в принимающих странах, что вызывает необходимость проводить между ними координацию деятельности и раздел рынков сбыта. Например международный электротехнический картель, объединяющий 55 ведущих ТНК из 11 стран, имеет в своем составе подразделения по регулированию масштабов и направлений инвестиций за пределами стран базирования участников;
 * в рамках международных картелей для координации действий филиалов ТНК на внутренних рынках принимающих стран создаются центры местного значения - "мини-картели", которые применяют групповую ограничительную деловую практику.
  Характерная черта современного этапа - формирование новых видоизмененных форм картелей на основе разработки самими фирмами стандартов на выпускаемые ими изделия и утверждение этих стандартов в качестве национальных и даже международных. Выпуск продукции другими компаниями возможен на основе документации этой фирмы либо соглашений с ней.
  Соглашения фирм об общих стандартах представляют собой современную видоизмененную форму картельного соглашения, где на первое место ставится не цена, а технические параметры изделия, определяющие его потребительские свойства.
  Борьба вокруг принятия стандарта, общего для группы компаний, начинается обычно после разработки фирмами опытных образцов, т.е. до этапа серийного производства. Это делается с целью избежать потерь от узости рынка, ограниченного стандартом одной фирмы; достигнуть соглашения с конкурентами о параметрах производства; обменяться с конкурентами планами и рыночной информацией.
  Классификация картелей по форме организации. Картели с единым органом сбыта обычно создаются в форме акционерного общества, капитал которого принадлежит участникам картеля. Картель делит рынки сбыта и устанавливает уровень цен на мировом рынке. Например, международный азотный картель имеет в качестве единого сбытового органа центральное агентство "Нитрекс". Получаемые им прибыли составляют общий пул и распределяются в зависимости от экспортных квот. Вместе с тем входящие в картель фирмы имеют возможность самостоятельно осуществлять часть экспортных продаж по картельным ценам. Картель объединяет производителей Франции, Германии, Италии, Голландии, Бельгии, Австрии, Норвегии, Швейцарии. Тесные связи картель поддерживает с фирмами Англии и Японии. При экспорте в развивающиеся страны "Нитрекс" выступает через свой единый сбытовой орган.
  Единые сбытовые органы создали германские экспортные картели по стали, текстилю, продовольственным товарам. Так, западногерманский картель по поташу имеет сбытовое совместное торговое акционерное общество "Кали унд Зальц А.Г".
  Международный картель по искусственному шелку имеет сбытовое общество "Юнисель", американский экспортный картель по сере - совместную торговую компанию "Сулэксо", которая выступает на внешнем рынке под своим именем, а также осуществляет техническую помощь зарубежным потребителям.
  Картели с единым органом по закупкам товаров на мировом рынке создаются в основном покупателями, осуществляющими регулярные закупки сырьевых и продовольственных товаров в развивающихся странах с целью проведения единой политики низких цен. Например, покупатели джута-сырца фирмы Франции и Испании - производят закупки в Пакистане через созданную в рамках картеля единую торговую организацию.
  Классификация картелей по характеру взаимоотношений участников. Распространение и ужесточение антимонопольного законодательства, а также резко негативное общественное мнение вынудили картели сосредоточить свои усилия, чтобы обеспечить скрытность своих операций. Поэтому открытых международных картелей в настоящее время немного. Это, например, международный нефтяной картель, объединяющий семь крупнейших нефтяных компаний мира (пять - из США, одну - из Англии и одну - англо-голландскую). Он осуществляет контроль по всей технологической цепочке от добычи нефти (кроме стран ОПЭК) до сбыта розничным потребителям.
  Значительно большее распространение получили замаскированные, или тайные картели, сведения о которых обычно не просачиваются в печать. Таким, например, является международный институт чугуна и стали, объединяющий компании 27 стран. Наряду с изучением технико-экономических проблем, этот институт предоставляет рекомендации картельного типа в области производства и сбыта продукции черной металлургии (например, о сокращении производства черных металлов в отдельных странах в периоды экономических кризисов). Другим примером замаскированного картеля может служить международное экономическое объединение, в состав которого вошли компании черной металлургии Германии, единственный производитель стали в Голландии - "Хооховенс" и Люксембургский трест "АРБЕД" (80% национального производства стали). Хотя официальные цели этого объединения - предоставление консультаций, обмен информацией о производстве, занятости и другие вопросы, фактически оно выполняет чисто картельные функции.
  Картельные соглашения в большинстве случаев не бывают юридически оформленными и носят характер гласного или негласного сговора крупнейших компаний на отдельных мировых товарных рынках. Это объясняется тем, что законодательное запрещение или резкое ограничение картельных отраслевых сговоров как явных, так и тайных, - наиболее распространенный метод борьбы с высоким уровнем монополизации рынка. Этим в значительной степени обусловлено то, что основная часть картельных соглашений ТНК сохраняется в строжайшей тайне и обнаруживается только при наиболее явных злоупотреблениях.
  Классификация картелей по целям и функциям. Важнейшей целью картельных соглашений является раздел рынков сбыта, осуществляемый в различных формах: путем закрепления рынков по территориальному признаку, квотирования продаж, закрепления клиентуры, привязки импортеров к монопольным источникам снабжения и др. Закрепление за фирмами-участниками картелей рынков сбыта или территориальных сфер влияния - наиболее распространенное условие картельных соглашений. Например, англо-американский полиграфический картель поделил мировые рынки изданий на английском языке, обеспечив монопольные позиции английских компаний в странах Британского содружества, а американских - в странах Южной Америки, на Филиппинах и зависимых территориях США. Другой пример: международный картель по красному фосфору разделил мировой рынок на пять групп территорий таким образом, что каждая фирма контролировала свою территорию, а в зону, считавшуюся "свободной от конкуренции" (большинство стран Азии и Южной Америки), экспортировали все фирмы этого картеля.
  Метод квотирования продаж обычно применяется как дополнение к территориальному разделу рынков, но может использоваться и самостоятельно. Например, международное картельное соглашение по хинину и хинидину предусматривало следующие квоты на экспорт: фирмы Голландии - 42%, Франции - 8%, Англии - 26%. Другой пример. Международный картель по урану делит мировой рынок между членами в соответствии с их квотами: канадская группа - 23%, "Ньюфкор" (ЮАР) - 19%; "Уранэкс" (Франция) - 19%; австралийская группа - 24%; "Рио-тинто-зинк" (Англия) - 13%. Из соглашения были исключены внутренние рынки и установлена минимальная цена за фунт урана.
  Механизм функционирования системы территориального раздела рынков основывается на системе защитных оферт. Если из чужой сферы влияния приходит запрос по поводу заключения сделки, фирма-контрагент должна либо просто отказаться от его исполнения, либо назначить клиенту заведомо неприемлемую цену. Так, например, члены международного картеля по колесным комплектам для железнодорожных вагонов в случае получения запроса с "чужой" территории обязаны послать защитную оферту, содержащую явно завышенные цены, или вообще воздержаться от ответа.
  Важной формой раздела рынков сбыта является распределение фирм-контрагентов независимо от территориального местоположения, когда за каждым участником картеля закрепляется его клиентура. Иногда используется более сложный механизм: предоставление заказов в порядке очередности. Так действует международный электротехнический картель. При получении нового заказа по секциям гидрогенераторов и по оборудованию для прокатных станов организуется консультативное собрание членов картеля, которое, оценивая стоимость контракта и соотношение между портфелем заказов каждого очередника и его квотой, определяет, кто из членов картеля будет выполнять заказ.
  Другой пример. Филиалы "Дженерал электрик", "Вестингауз электрик", "Сименс", "Хитати", "Браун, Бовери", "АСЕА" разделили клиентуру на рынке трансформаторов Бразилии в порядке очередности. Смена очередников производилась на регулярных собраниях членов картеля, причем, получая заказ, первый по очереди участник картеля перемещался в ее конец. При этом они установили определенный порядок фиксации цен на трансформаторы. При получении заказа от фирм Бразилии на трансформаторы очередник объявлял наиболее низкую цену, а каждый следующий член картеля устанавливал цену на 3% выше цены каждого предыдущего. Если тем не менее покупатель отдавал предпочтение не очереднику, а другому участнику картеля, последний должен был повысить цену еще на 5%. И только в случае согласия покупателя приобрести товар по цене на 9% выше, чем у очередника, внеочередному члену картеля разрешалось заключить сделку.
  Территориальный раздел рынков сбыта создает такую ситуацию, когда на определенном рынке в каждый данный момент времени один из членов картеля является монополистом, а это влечет за собой повышение цены.
  Практически ТНК делят между собой мировые рынки автомобилей, стали, ряда химических товаров, электроники.
  Регулирование цен как цель деятельности картеля встречается в основном на рынках стандартно-традиционной продукции: химических волокон, удобрений, ряда видов транспортного оборудования. В 80-е годы появилось значительное число картельных соглашений, направленных на установление монополистических сговоров, касающихся зарубежных инвестиционных проектов.
  Картели берут на себя выполнение и таких функций, как ограничение импортных операций фирм определенной долей рынка; представление всеми участниками картеля заранее согласованных скидок; установление всеми участниками дискриминационных завышенных экспортных цен; участие в торгах по тайному сговору; проведение обусловленных закупок или продаж в рамках встречной торговли; раздел рынков с целью привязки импортеров к монопольным источникам снабжения.
  ТНК, участвуя в различных ассоциациях, федерациях, союзах предпринимателей, используют их для выполнения функций картелей, а именно: заключения всевозможных тайных соглашений, согласования рыночной политики, цен и пр. Такая практика получила широкое распространение, причем это относится не только к национальным отраслевым объединениям, но и к международным союзам предпринимателей. Например, Международная электротехническая ассоциация - одна из наиболее влиятельных международных картельных организаций - объединяет 55 ведущих электротехнических фирм из 11 стран мира.
  Отраслевые союзы предпринимателей разрабатывают согласованные правила поведения - соглашения крупнейших компаний отрасли по вопросам цен, ценообразования, объемов производства.
  Следует иметь в виду, что в ряде отраслей не все компании участвуют в согласовании политики и взаимодействии. Во многих случаях ценовая политика таких компаний оказывает существенное воздействие на рыночную политику участников соглашений. При этом крупные компании зачастую согласовывают лишь самые общие направления рыночной политики.
  Совместная предпринимательская деятельность. Организация совместной предпринимательской деятельности крупнейшими промышленными компаниями является одной из важных форм регулирования межфирменных рыночных отношений. Она обеспечивает в наибольшей степени приспособление деятельности ТНК к изменяющимся условиям и требованиям рынка. Ввиду высоких расходов на исследования и разработки ТНК стремятся кооперироваться друг с другом, организуя совместные предприятия, сотрудничая в области исследований, обмениваясь лицензиями на новые продукты и технологии и т.д. Часто такие соглашения охватывают компании разных стран базирования и образуют группировки, связанные общими исследовательскими интересами. Этим они стремятся избежать дублирования научных исследований. Поэтому кооперационные соглашения на основе технологических интересов оказываются эффективными с точки зрения издержек производства и часто приводят к значительному росту производительности труда и снижению цен.
  Одной из важных форм совместной предпринимательской деятельности является создание смешанных по капиталу и контролю компаний, различающихся по целям и характеру деятельности. Однако основной упор ТНК делают на создание совместных производственных предприятий для осуществления научно-технического сотрудничества и, в том числе, совместного использования патентов и лицензий и реализации соглашений о кооперировании и специализации производства.
  Создание совместных компаний широко используется для строительства промышленных предприятий, в особенности требующих сложного и дорогостоящего оборудования, больших капиталовложений, окупающихся лишь при производстве в крупных масштабах. Совместные предприятия создаются для налаживания производства новых видов продукции, что связано с известным риском и крупными расходами на освоение новых технологических методов. Они позволяют ТНК сразу ставить под свой контроль новое производство и обеспечивать себя новыми материалами. Добывая сырье и производя первичную его переработку, совместные предприятия выступают как поставщики сырья для их совладельцев. Иногда же, наоборот, в таких предприятиях производится доработка продукции партнеров, причем объединяется и сбыт готовых изделий.
  Создание совместных фирм особенно широко практикуется в области разработки месторождений сырья, строительства транспортных сооружений, трубопроводов. Многочисленны совместные фирмы и в новых быстрорастущих отраслях, требующих огромных единовременных вложений, - в нефтепереработке, нефтехимии, химической промышленности, производстве пластмасс, синтетического каучука, алюминия, атомной энергетике. Совместные фирмы создаются и как временные объединения для выполнения крупных контрактов на строительство объектов инфраструктуры.
  Совместные сбытовые компании обычно создаются двумя или несколькими фирмами, выпускающими аналогичную продукцию в целях раздела конкретных рынков сбыта, предоставления взаимной коммерческой информации о рынке, проведения совместных рекламных кампаний, контроля за дилерской сетью. Через такие компании ТНК осуществляют сбыт продукции на тех рынках, где они не имеют собственной сбытовой сети или где существует острая конкуренция по аналогичным видам продукции. Капитал такой компании обычно принадлежит учредителям в определенной пропорции, соответствующей доле закрепленного за ними рынка. Тенденция к созданию совместных сбытовых компаний отражает стремление ТНК к координации и в то же время обеспечению необходимого технического обслуживания товаров как потребительского, так и промышленного назначения.
  Таким образом, совместная предпринимательская деятельность международных промышленных фирм в современных условиях превратилась в одну из типичных форм транснационализации производства и капитала и служит средством проникновения крупнейших фирм на рынки других стран и укрепления там своих позиций.
  Особенностью современного этапа является то, что совместная предпринимательская деятельность все чаще стала осуществляться конкурирующими компаниями обрабатывающих отраслей промышленности. В качестве примера можно привести создание совместной компании автомобильным гигантом США "Дженерал моторс" и крупнейшей японской компанией "Тоёта" по производству и сбыту легковых автомобилей на американском рынке. Инициативу создания совместной компании проявила "Тоёта". Обе компании в течение десяти лет будут согласовывать цены, технологические графики, рыночную стратегию.
  Проведение крупнейшими фирмами согласованной рыночной политики. Характерная особенность применяемых ТНК форм организации деятельности на мировом рынке - сговор, или согласованная политика, касающаяся как вопросов установления объемов производства и цен, так и раздела рынков сбыта, источников сырья, сфер влияния.
  В области производства основными направлениями согласованной политики являются:
  раздел сфер производственной деятельности по отраслям производства;
  раздел продукции на основе соглашений о специализации;
  учет и согласование объемов производства между важнейшими поставщиками однотипной продукции;
  раздел производственных программ между крупнейшими производителями в целях регулирования номенклатуры выпускаемой продукции;
  проведение согласованной политики в области капиталовложений в целях препятствия свободному переливу капиталов и учета материальных и финансовых ресурсов соперничающих фирм;
  раздел рынка на стадии производства (согласование объемов и отраслевых направлений капиталовложений);
  распространение сговоров на зарубежные инвестиционные проекты;
  заключение соглашений о совместном производстве, координации научных исследований и совместном сбыте.
  В области научно-технической деятельности:
  заключение соглашений о кооперировании в области НИОКР и производстве новой продукции;
  заключение патентных и лицензионных соглашений, соглашений о предоставлении ноу-хау;
  заключение соглашений о продаже прав на использование зарегистрированных торговых марок (товарных знаков).
  В области сбыта:
  определение порядка фиксации мировых цен;
  территориальное закрепление рынков сбыта;
  предоставление взаимных уступок.
  Особо следует выделить такую важную сферу регулирования межфирменных отношений, как принятие мер, препятствующих свободному переливу капиталов. Такими препятствиями на пути проникновения новых производителей в другую отрасль являются: величина капитала, необходимая новому производителю для внедрения в отрасль; контроль действующих в отрасли фирм над новейшей техникой и технологией производства, новейшими видами продукции с помощью патентов и технических секретов.
  Перечисленные направления согласованной политики крупнейших компаний в международной практике относят к методам межфирменного регулирования рынка и называют согласованными рыночными правилами поведения.
  Согласованные правила поведения обычно носят тайный характер, охватывают все компании отрасли независимо от их размера. Все участники, подписавшие соглашение о правилах поведения, придерживаются в обязательном порядке его условий в отношении цен и объемов производства. Следует отметить, что на практике в период ухудшения конъюнктуры не все компании строго придерживались таких соглашений (меняли прейскуранты, предоставляли тайные скидки).
  На рынках, где преобладающая часть продукции приходится всего на несколько ведущих производителей, согласование рыночной политики упрощается. На рынках, где основная часть производства рассредоточена среди более широкого круга фирм, согласование рыночных действий затрудняется, и конкурентная борьба сохраняется.
  Выбор согласованных правил поведения предполагает также одобрение или принятие крупными компаниями единых процедур по вопросам ценообразования: применение единой системы исчисления издержек производства, единой формулы цены, единых качественных спецификаций и т.д.
 25.3. ОСОБЕННОСТИ КОНКУРЕНЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
  Главными субъектами международной конкуренции в современных условиях стали транснациональные корпорации (ТНК), превратившиеся в крупнейшие многоотраслевые комплексы, осуществляющие конкурентную борьбу одновременно на многих отраслевых товарных рынках и имеющие возможности маневрирования на разных рынках в рамках глобальной стратегии ТНК в целом. Это обеспечивает им определенную устойчивость в получении прибылей, особенно в периоды ухудшения хозяйственной конъюнктуры.
  Экономической основой конкуренции стали отношения в сфере производства. Здесь основные усилия конкурентов направлены на борьбу за конкурентоспособность:
  создание конкурентоспособной продукции, отвечающей потребностям рынка и запросам конечных потребителей;
  использование при разработке новой продукции или совершенствовании выпускаемой продукции передовых достижений научно-технического прогресса и выпуск принципиально новой продукции;
  постоянное снижение издержек производства на всех этапах и во всех звеньях технологического процесса;
  согласование с потребителем (на крупные поставки) цен до начала выпуска продукта и установление цен на новую продукцию с учетом условий сбыта на конкретном рынке;
  борьба фирм за источники сырья дополняется борьбой за подчинение всех вертикальных ступеней изготовления товаров - от сырья и полуфабрикатов до комплектующих узлов;
  использование внутрифирменных связей для повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции и получения преимуществ в конкурентной борьбе: передача лицензий и передовой технологии своим дочерним компаниям, манипулирование ценами, повышение уровня качества и новизны продукции на заграничных предприятиях, создание зарубежного снабжающего производства.
  В монополистической конкуренции на современном этапе тесно переплетаются две тенденции, два основных вида экономических отношений:
 * неценовое соперничество в рамках олигополий и стремление к взаимодействию, согласованию, координации действий на рынках;
 * конкурентная война против аутсайдеров вплоть до их устранения.
  Конкуренция по линии цен и неценовых факторов играет решающую роль в стимулировании НТР, способствует повышению эффективности производства компаний, побуждает фирмы идти на риск нововведений.
  В настоящее время для рыночных условий характерна насыщенность рынка, обусловленная быстрой реакцией объемов производства и цен на изменение спроса. Поэтому конкуренция выступает в качестве важнейшего механизма обеспечения необходимой эффективности производства.
  Специфические черты конкуренции в рамках транснациональных олигополий. Высокий уровень концентрации производства и капитала у фирм-гигантов вносит качественно новые моменты во всю структуру рыночных отношений:
  обостряются противоречия и конкурентная борьба на рынке как между фирмами-гигантами и аутсайдерами, так и между самими крупнейшими компаниями;
  фирмам-гигантам легче прийти к сговору, достичь компромисса.
  Характерной чертой процесса транснационализации капитала является образование олигополий ТНК с высокой степенью сплоченности партнеров. Число ТНК в олигополии невелико и между их членами существуют длительные отношения монополистической конкуренции, имеющей специфические особенности.
  Именно олигополистическая структура обусловливает возникновение новых форм внутриотраслевой взаимосвязи между компаниями важнейших отраслей.
  В рамках олигополий ТНК координируют свою деятельность в отдельные периоды на основе использования гибких, неформальных методов координации. Наиболее распространена политика так называемых взаимных уступок, в соответствии с которой ТНК сознательно не идут на открытое соперничество.
  Экономические отношения между конкурирующими ТНК строятся не на ломке, а на стремлении сохранения сложившегося баланса сил в рамках олигополий на конкретных товарных рынках. Поэтому они обычно не идут на открытую конфронтацию между собой, а стремятся поддерживать рыночное равновесие сил.
  В тех отраслях, где олигополии сложились не очень давно, фирмы применяют тактику подражания, или следования за лидером.
  Суть ее состоит в следующем: когда один из членов олигополистической группировки повышает цену или прибегает к расширению производственных мощностей, остальные незамедлительно повторяют этот шаг; если один осваивает новое производство или внедряется в новую отрасль, другие делают то же самое, иначе они могут оказаться в критическом положении, если лидер перейдет к конкурентной войне; когда одни участники олигополии расширяют сеть филиалов за границей, другие следуют за ним на тех же рынках. Эта практика является типичной для отраслей, в которых на восемь крупнейших корпораций приходится 60-70%, продаж. Практика подражания в области заграничных инвестиций характерна как для американских, так и для японских и германских ТНК.
  Тактика лидерства в ценах эффективно применялась в 60-70-е годы, когда монопольно-регулирующие силы в промышленности наиболее ярко проявились в сфере взаимодействия или прямого согласования рыночной, особенно ценовой политики, создавались системы прейскурантных цен, которые были приблизительно одинаковы по величине и изменялись синхронно.
  В 80-е годы тактика ценового лидерства в таких отраслях, как радиотехническая, пищевая, текстильная, практически потеряла свое значение, поскольку в этих отраслях появилось много новых конкурентов. Это касается также и автомобильной промышленности.
  Если раньше ценовая конкуренция была направлена преимущественно на устранение небольших компаний, то теперь она обострилась между крупнейшими корпорациями. Ценовые войны стали характерными на рынках стали, автомобилей, химических товаров, электроники, всех видов транспорта и связи.
  В современных условиях монопольное положение немногих крупнейших фирм позволяет им целенаправленно, планомерно подавлять хотя и менее мощных в финансовом отношении, но вполне конкурентоспособных по технико-экономическим параметрам продукции соперников, причем методами экономического давления, насилия.
  Усилилась конкурентная борьба монополии с аутсайдерами путем установления труднопреодолимых экономических барьеров на перелив капитала из одной отрасли в другую.
  Можно выделить несколько типов таких барьеров:
  барьеры, определяемые размерами производственных комплексов для оптимального (рентабельного) производства. В автомобильной промышленности, например, масштаб оптимального производства составляет 2 млн. машин в год. В 80-х годах такие масштабы производства могли освоить лишь семь крупнейших автомобильных компаний мира. Внедрение роботов, гибких производственных систем значительно повышает уровень оптимизации производства, который доступен только крупнейшим компаниям, обладающим огромными финансовыми ресурсами;
  барьеры, связанные с наукоемкостью продукции ряда отраслей, таких, например, как электронное машиностроение. Здесь требуются не просто крупные единовременные расходы на НИОКР, но и накопление соответствующей информации и опыта;
  патентная монополия, благодаря которой ТНК получают исключительные права на все виды технической и коммерческой эксплуатации технологии на 15-20 лет, т.е. на срок действия патента;
  внутрифирменный обмен, предполагающий предоставление подконтрольным предприятиям особых преимуществ на конкретных рынках в условиях острой конкуренции (займы, субсидии), способствующих капиталовложениям своих предприятий и препятствующих переливу капиталов конкурентов.
  Существенно изменились экономические методы во взаимоотношениях крупных фирм с мелкими и средними компаниями.
  Процесс монополизации не приводит к ликвидации и не уменьшает масштабов немонополизированного сектора. Средние и мелкие фирмы не только могут достаточно стабильно удерживать за собой различные традиционные сферы производства и услуг, но и, что особенно важно, захватывают позиции в новых областях, непосредственно связанных с научно-техническим прогрессом. Многие из так называемых венчурных компаний, создаваемых для прикладных научно-технических разработок и их внедрения в производство, выступают как независимые фирмы.
  Экономической основой конкурентной борьбы в современных условиях стала крупная собственность, объединенная в рамках ТНК. Производство и сбыт товаров в большинстве отраслей оказались в руках небольшой группы крупнейших компаний, которые, установив контроль над производством и сбытом товаров, диктуют монопольные цены и поддерживают их на высоком уровне. Наряду с экономическими методами конкуренции ТНК широко применяют прямое насилие, бойкот, принудительные слияния и другие методы давления на конкурента.
  Роль конкуренции, особенно ценовой, в последние два десятилетия значительно возросла, причем как на национальных товарных рынках, так и на мировых товарных рынках. Крупные компании имеют возможность использовать различные варианты ценовой политики с учетом характера продукта и рынка, а также действий других ведущих производителей.
  Участники транснациональных олигополий, обладающие примерно одинаковым потенциалом и в равной мере не желающие внедрения новичков, отказываются от разрушительной ценовой конкуренции как главного орудия соперничества. При примерном равенстве финансово-технологических ресурсов конкурирующих компаний использование ценовых методов борьбы обходится слишком дорого, а главное, практически не может привести ее инициаторов к победе.
  Фронтальное наступление на основе снижения цен внутри транснациональных олигополий применяется обычно лишь при возникновении радикальных сдвигов в соотношении сил, когда резко возросшая конкурентоспособность отдельных ТНК дает им возможность перекраивать сферы влияния (например, японские автомобильные и электротехнические фирмы на рынке США).
  Формы и метолы конкуренции. В зависимости от применяемых методов различают три основные формы конкурентной борьбы: ценовую, неценовую и свободную конкуренцию.
  Ценовая конкуренция применяется в основном в соперничестве между фирмами-монополиями и аутсайдерами. Основные ее виды: открытая и скрытая.
  Открытая ценовая конкуренция предполагает снижение цен как метод конкурентной борьбы и используется:
  аутсайдерами в соперничестве с фирмами-монополиями, когда они не имеют средств неценовой конкуренции;
  крупными фирмами в ответ на действия конкурентов-аутсайдеров. Возникает война цен. Это характерно для рынков многих новых товаров (например, на рынке запоминающих устройств американские фирмы снизили цены: "Дэйта Дженерал" - на 68%, "Перкин Элмер" - на 61%, "Хьюлетт Паккард" - на 37%);
  фирмами-монополиями как установление барьера против выхода на рынок новых потенциальных конкурентов, а также с целью вытеснения конкурентов с рынка. Здесь осуществляется временное понижение цен, после которого цены вновь повышаются иногда до уровня выше прежнего;
  внутренними картелями стран-импортеров путем согласования уровня импортных цен;
  крупными компаниями при выходе на новые для них рынки с целью захвата монопольных позиций, дающих возможность диктовать условия сбыта, Это наиболее характерно для рынков товаров с еще неустоявшейся фирменной структурой, в производстве которых функционирует большое число фирм. Здесь отмечаются внезапные резкие снижения цен, особенно на новые товары (обычно фирмы объявляют о снижении цен на 20, 40 или 60%). Основная причина такого снижения цен - попытка расширить долю фирмы на рынке
  Методы открытого снижения цен при выходе на новые рынки широко используются фирмами Японии, Южной Кореи, Тайваня, в частности, при экспорте судов, телевизоров, автомобилей в США и страны Западной Европы
  Особенно обостряется конкурентная борьба на мировых товарных рынках где конкурентные позиции даже крупнейших монополий не являются устойчивыми (пример мирового рынка автомобилей, где "Дженерал моторс" уступила первое место по продаже автомобилей в США, которое ей принадлежало почти 50 лет, японской компании "Ниссан").
  Главные усилия конкурирующих компаний направлены на удержание долей мирового рынка и сохранение сложившегося соотношения сил между ними. Это проявляется в погоне за нововведениями, создании заграничных произведет венных предприятий, заключении межфирменных соглашений в научно-производственной сфере. Поэтому эти отношения, в первую очередь, проявляются в отраслях, наиболее тесно связанных с научно-техническим прогрессом.
  Патентная защита изобретений на международном уровне в определенной степени сдерживает открытую ценовую конкуренцию на рынке (например, в автомобильной, фармацевтической, электронной и химической промышленности).
  Скрытая ценовая конкуренция осуществляется различными способами. В частности, предоставлением скидок с цены и лучших условий продажи.
  Предоставляются следующие скидки с цены:
  тайные простые скидки с официально объявленной цены (прейскурантной, справочной и др.) определенным группам покупателей или отдельным покупателям с целью установления длительных, более устойчивых отношений для обеспечения устойчивой прибыли (тайное соперничество);
  открытые скидки с цены на количество, на оптовый характер продаж, по определенным условиям контракта (прогрессивная, бонусная, экспортная, сезонная);
  тайные скидки за особый характер отношений с партнером при предоставлении простого права на продажу на определенной территории, при продаже товара служащим фирмы-партнера и др.;
  скидки за "лояльность", предоставляемые фирмами за отказ покупателей от предложений конкурентов;
  скидки постоянным покупателям.
  Предоставление лучших условий продажи - это скрытая, превращенная форма ценовой конкуренции, осуществляемая путем:
  повышения качества товара при неизменной цене (технических параметров; полезного эффекта и пр.), что фактически свидетельствует о снижении цены товара;
  удлинения срока гарантийного обслуживания (например, если две фирмы предлагают на рынке легковые автомобили с одинаковыми техническими характеристиками и уровнем цен, но одна из них предлагает более длительный срок гарантии, то, поскольку стоимость гарантийного обслуживания входит в цену, речь идет о предложении товара по более низкой цене);
  предоставления денежного кредита на лучших условиях (более низкий уровень процента на большую часть поставки);
  предоставления кредита в форме отсрочки платежа на более длительный срок (иногда на весь период испытательного срока эксплуатации оборудования);
  предоставления более коротких сроков поставки. Такая поставка дает покупателю возможность быстрее использовать капитал в товарной форме, затратить меньше средств на заем капитала в банке и за счет этого получить дополнительную прибыль. Поэтому поставщик товара при более коротких сроках поставки фиксирует более высокую цену;
  использования смешанной формы кредитования, предусматривающей предоставление низкопроцентных правительственных кредитов, носящих характер государственной помощи наряду с коммерческими кредитами. Это позволяет фирмам отдельных стран снижать процентные ставки и удлинять сроки погашения кредитов.
  Неценовая конкуренция. Использование методов неценовой конкуренции позволяет крупнейшим фирмам проводить на рынке более гибкую политику.
  Можно выделить следующие виды неценовой конкуренции:
  законные средства конкуренции;
  полулегальные методы борьбы с соперниками;
  методы ограничения действий других конкурентов с помощью средств государственного регулирования и содействия.
  Законные средства конкуренции включают:
  конкуренцию по продукту, когда в процессе дифференциации существующего продукта происходит создание нового продукта, т.е. обладающего новой потребительной стоимостью;
  конкуренцию по предоставлению услуг, имеющую особое значение на рынке машин и оборудования. В комплекс услуг входит предоставление рекламных материалов, передача технической документации, облегчающей эксплуатацию оборудования, предоставление услуг по обучению специалистов на предприятии покупателя, техническое обслуживание в гарантийный и послегарантийный периоды.
  Полулегальные формы конкурентной борьбы включают:
  экономический шпионаж;
  подкуп должностных лиц в государственном аппарате и в конкурирующих фирмах;
  практику заключения нелегальных сделок;
  практику ограничения конкуренции, содержащую богатый арсенал средств, призванных обеспечить диктат фирмы-монополии на рынке с целью установления на нем наиболее выгодных условий деятельности. Сюда относится, в частности, практика проталкивания внутрифирменных стандартов в качестве национальных и международных, навязывание выгодных для себя оговорок при продаже прав на использование торговых марок или патентов.
  Свободная конкуренция трансформируется под воздействием политики крупнейших компаний. В современных условиях она существует:
  на рынках новых изделий, на самом начальном этапе развития производства конкретных изделий, пользующихся высоким спросом (в 50-х годах - ЭВМ; в 60-х годах - видеотехника; в 70-х годах - роботы), когда еще не были установлены барьеры в виде контроля над патентами или иные барьеры, препятствующие свободному переливу капиталов;
  на этапе зрелости товара, когда основные патенты на право изготовления нового изделия кончаются, а число аутсайдеров на рынке возрастает и конкуренция усиливается.
  Действие свободной конкуренции сталкивается с влиянием монопольно-регулирующих сил в рамках мирового товарного рынка, а также находится под влиянием определенных направлений государственного регулирования.
 25.4. ОГРАНИЧИТЕЛЬНАЯ ДЕЛОВАЯ ПРАКТИКА И ЕЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
  Содержание понятия "ограничительная деловая практика". Ограничение конкуренции, которое происходит в результате монополизации рынков и отраслей хозяйства, сговора крупнейших фирм, создания картелей, разграничения рынков сбыта, деятельности ТНК в рамках внутрикорпорационного обмена, получило название "ограничительная деловая практика".
  Под ограничительной деловой практикой - ОДП (Restructive Business Practices - RBP) понимается поведение или действия отдельных фирм либо формы и методы хозяйственного взаимодействия группы фирм, которые, злоупотребляя своим господствующим или доминирующим положением на рынке, ограничивают конкуренцию, не допускают к рынку своих конкурентов, серьезно ограничивая или даже полностью исключая для них возможность проведения конкурентной деятельности, что наносит или может нанести им ущерб.
  Таким образом, под ОДП понимается совокупность приемов монополистического давления на партнеров в торговле и на потребителей, применяемых крупными фирмами на основе ограничения (подавления) конкуренции в целях захвата, удержания и реализации господствующего положения на рынках.
  Понятие ОДП содержит один общий принцип: нарушение нормальной рыночной конкуренции, которое влечет за собой существенные последствия для участников рыночных отношений.
  Под нарушением нормальной рыночной конкуренции подразумевается такое воздействие на состояние рынка, создание таких договорных и хозяйственных условий, которые ограничивают свободу предпринимательства или действия участников рыночных отношений, вынуждают их прибегать к нежелательным методам хозяйствования в коммерческой и/или производственной сферах деятельности.
  Под существенными последствиями понимается такое влияние на рынок, которое способно к ограничению, искажению или препятствию конкуренции, не говоря уже о полном устранении конкурентов и установлении монополии на рынке.
  Таким образом, существует определенная практика межфирменных отношений. Ограничительной она становится, когда оказывает существенное влияние на характер этих отношений путем применения методов недобросовестной конкуренции.
  Ограничительная деловая практика подчиняется правовому регулированию на национальном уровне и на международном уровне.
  К ОДП на национальном уровне применяется антимонопольное законодательство и в некоторых странах - законодательство по борьбе с недобросовестной конкуренцией.
  ОДП, осуществляемая на мировом рынке, регулируется на основе принятого в рамках ЮНКТАД ООН Комплекса согласованных на многосторонней основе принципов и правил по контролю за ограничительной деловой практикой21. Согласно Комплексу, под ОДП понимаются акты или действия фирм, которые путем злоупотребления своим господствующим положением или силовым доминированием на рынке ограничивают доступ к рынкам или другими способами сдерживают конкуренцию, наносят или рискуют нанести ущерб международной торговле и, особенно, торговле и экономическому положению развивающихся стран, а также действия фирм, которые путем выполнения официальных и неофициальных письменных и устных договоров и соглашений между фирмами приводят к тем же последствиям.
  Согласно определению ЮНКТАД ООН, содержащемуся в Комплексе, выражение "господствующее положение" означает такое положение фирмы на рынке, при котором фирма самостоятельно или вместе с другими фирмами доминирует на рынке определенного товара (услуги) или группы товаров (услуг).
  Термин "фирма" (предприятие) относится к фирмам:
  выступающим в форме единоличных компаний, объединений лиц, акционерных обществ, ассоциаций (физических и юридических лиц) независимо от способа их образования, контроля и формы собственности (частная или государственная);
  осуществляющим все виды коммерческой деятельности;
  объединяющим все входящие в них отделения, филиалы, дочерние компании, которые прямо или косвенно находятся под их контролем.
  Комплекс принципов и правил относит к ОДП:
  соглашения, фиксирующие цены (лидерство), особенно экспортные и импортные;
  подчинение, достигнутое путем сговора;
  соглашения о разделе рынков и клиентуры;
  раздел в соответствии с определенными нормами объема продаж и видов продукции;
  коллективные действия в ходе осуществления соглашений, например, заранее обусловленный отказ от продажи;
  заранее обусловленный отказ снабжать товарами случайных, непостоянных импортеров;
  коллективный отказ принять в члены каких-либо ассоциаций или стороной в договоре, имеющий решающее значение для конкуренции.
  Различают индивидуальную и групповую ограничительную деловую практику.
  Индивидуальная ОДП проводится одной фирмой по отношению к другим участникам рыночных отношений или своим конкурентам с целью достижения доминирующего положения на рынке и получения более выгодных условий сделок.
  К индивидуальной ОДП можно отнести следующие действия фирм, если они ограничивают конкуренцию на рынке или носят характер недобросовестного поведения:
  1) поглощения и слияния двух или нескольких фирм, результатом которых является достижение господствующего положения на рынке и осуществление на этой основе несправедливой деловой практики;
  2) ведение открытой ценовой конкуренции вплоть до снижения цен до уровня ниже издержек производства, т.е. установление демпинговых цен;
  3) ведение дискриминационной торговли по отношению к отдельным участникам рыночных отношений;
  4) включение в текст контракта купли-продажи условий, ограничивающих действия контрагента: установление по своему усмотрению рыночных цен при перепродаже товара (как минимальных, так и максимальных); выбор поставщиков; определение территории деятельности; навязывание принудительных условий, касающихся встречных закупок, проведения определенных видов хозяйственных операций и применения определенных способов работ, в частности, использование определенных видов сырья и оборудования. Сюда же можно отнести связанные контракты, содержащие условия, выступающие как обязательство покупателя приобрести у продавца сырье или оборудование другого типа, в котором покупатель не нуждается.
  Индивидуальная ОДП, именуемая также индивидуальной антиконкурентной практикой, характерна для комиссионных, агентских, лицензионных соглашений, а также договоров на передачу ноу-хау, содержащих ограничения в отношении территории, уровня цен и других условий. Такие соглашения называются исключительными, или ограниченными. К индивидуальной ОДП относят и такие действия фирмы, как отказ от деловых связей (на основе защитной оферты), а также ограничительную практику, связанную с функционированием внутрифирменного механизма ТНК.
  Групповая ОДП предполагает проведение фирмами коллективных или согласованных действий, последствием которых являются ограничение конкуренции и нанесение ущерба другим участникам рыночных отношений, а именно:
  1) Образование картелей и синдикатов, что предполагает обязательную регистрацию с перечислением видов деятельности, регулируемых в рамках картеля или синдиката. Деятельность картелей подчиняется специальному законодательству или установленным нормам и правилам, которые существуют практически во всех странах. Обычно запрещаются картели, имеющие цель монополизацию рынков и их раздел, а также регулирование производственно-хозяйственной деятельности объединяющихся в картель фирм.
  Синдикаты создаются как легальным, так и нелегальным путем на основе соглашений о создании единого сбытового органа, имеющего или не имеющего юридической самостоятельности.
  2) Заключение межфирменных соглашений, содержащих следующие условия в отношении производственной деятельности фирм, включая инвестиции, изготовление продукции и обеспечение ее технического уровня:
  раздел объемов производства в рамках установленных квот;
  организация производства на основе специализации и кооперирования в изготовлении продукции;
  согласование размеров капиталовложений в развитие производства;
  раздел источников снабжения в форме установления импортных квот для определенных территорий;
  соблюдение стандартов;
  взаимный обмен технической и коммерческой информацией, патентами и лицензиями;
  учреждение совместных филиалов (joint venture) и финансовых организаций.
  3) Заключение соглашений, содержащих следующие условия в отношении коммерческой деятельности фирм:
  установление согласованного уровня покупных или продажных цен: раздел рынков сбыта на основе разграничения сферы влияния и квот реализации товаров;
  предоставление скидок с цены постоянным покупателям соразмерно объему закупок;
  применение общих условий в отношении сроков платежей, гарантий и ответственности;
  продажа товаров только определенному кругу лиц (фирм) покупателей по одобренному списку или составление "черных списков" фирм, с которыми запрещается заключать сделки;
  приобретение товаров только у определенных поставщиков или продажа товаров исключительно лицам, согласным поддерживать определенный уровень цен при их перепродаже;
  заключение на групповой основе соглашений с торговыми посредниками с предоставлением им исключительных прав на продажу на оговоренной территории.
  4) Заключение негласных (тайных) соглашений, что является обычной практикой и используется для достижения господствующего положения объединившихся фирм на конкретном рынке. В секрете сохраняется наибольшая часть соглашений во избежание возможной их квалификации как ОДП, запрещаемой законом.
  Путем негласных, тайных и джентльменских соглашений фирмы осуществляют коллективный бойкот или другие групповые акции против фирм-аутсайдеров, принуждая их к выполнению конкретных действий или принудительных условий. К этой категории ОДП относится так называемая дискриминационная торговля, под которой понимается осуществляемое "недобросовестно" или "без разумных оснований" неравное отношение к участникам рыночных отношений при идентичных или сходных обстоятельствах, ставящее их в неодинаковое конкурентное положение. Это может проявляться в установлении различного уровня цен, отказе торговать или "селективной" торговле, а также в применении бойкота, т.е. коллективного отказа вести коммерческую деятельность с конкретными участниками рыночных отношений.
  5) Проведение согласованной практики - скоординированных действий фирм, основанных на соглашении, именуемое в американском законе "сговор", преследующее цель совершения на рынке единообразных действий. К сговору относят проведение двумя или несколькими фирмами, участвующими в торгах, предварительных взаимных консультаций и согласование поведения в процессе обсуждения тендерных предложений (оферт) фирм на проведение научно-технических и/или производственных работ.
  6) К ОДП могут быть отнесены создание смешанных по капиталу фирм для осуществления совместной деятельности и консорциумов, а также личная уния путем переплетения директоратов фирм, когда их совместная деятельность может быть отнесена к недобросовестной конкуренции или имеет своим последствием нанесение ущерба другим фирмам.
  Важно выделить некоторые особенности ОДП в современных условиях, осуществляемой ТНК. Прежде всего - это приоритетное использование методов индивидуального доминирования (единоличной экспансии) ТНК на мировых рынках. Индивидуальная ОДП особенно эффективна, поскольку каждая такая компания имеет разветвленную сеть зарубежных предприятий, которые могут вести конкурентную борьбу с местными конкурентами непосредственно на их собственных рынках. Например, филиал американской ТНК "Консолидейтед фудз" в Мексике провел серию поглощений национальных компаний для устранения их конкуренции и монополизации рынка морских продуктов. В Канаде филиал швейцарской фармацевтической ТНК "Хоффманн - Ла-Рош" конкурирует по ценам с местными компаниями. Американские ТНК, производящие безалкогольные напитки, сначала скупили практически все крупные конкурирующие предприятия в Канаде и Мексике, а затем запретили этим филиалам экспорт на рынки друг друга.
  Особое развитие получила в деятельности ТНК групповая ограничительная деловая практика. Крупнейшие ТНК - члены международных картелей или международных негласных сговоров создают на национальных рынках других стран центры координации деятельности своих филиалов на рынках конкретных стран - "мини-картели", которые на коллективной основе проводят раздел рынков, устанавливают согласованные цены, блокируются на торгах, осуществляют коллективные подрывные действия против аутсайдеров (включая коллективные войны цен, бойкоты и др.).
  Например, в Бразилии картель филиалов крупнейших электротехнических компаний, являющихся отделением международного электротехнического картеля, создал специальный фонд для финансирования мероприятий, проводимых против местных конкурентов, в размере 2%, годового объема продаж каждого участника. Этот фонд использовался для создания искусственных перебоев в снабжении аутсайдеров сырьем, сбивания цен на готовую продукцию и т.д. В результате были устранены практически все конкурентоспособные бразильские производители трансформаторов, а филиалы ТНК затем поделили рынок, распределив клиентуру, и начали взвинчивать цены. Групповое монополистическое давление на конкурентов и потребителей осуществляется также путем усиления вертикального контроля ТНК над международным движением товарных масс "производство - транспортировка - сбыт - распределение" (особенно в сырьевом секторе). Например, три американские ТНК, доминирующие в мировой торговле бананами "Юнайтед брэндз", "Стандарт фрут" и "Дель Монте", в ответ на повышение налогов в центральноамериканских странах-экспортерах на вывоз бананов в соответствии с решением союза стран соответствующих экспортеров бананов резко повысили цены на всех последующих стадиях ценообразования и, в конечном счете, розничные цены в странах-импортерах.
  Чрезвычайно важное значение приобрела в современных условиях ОДП в области передачи технологии, где она вытекает из использования патентовладельцем монопольных прав на изобретение в рамках, установленных соответствующим законодательством.
  Методы и средства, используемые крупными фирмами для ограничения деловой практики, можно охарактеризовать следующим образом.
  Сознательное ограничение распространения технических новшеств. Фирма сама может решить - либо вообще не использовать патент в стране его выдачи, либо использовать его только самостоятельно, не предоставляя на него лицензии другим заинтересованным фирмам. В результате крупные компании создают патентные фонды, которые используют для искусственного блокирования рыночных операций конкурентов или же целых направлений их научно-исследовательских работ. Например, фирма "Поляроид" таким путем в течение 15 лет препятствовала фирме "Кодак" создать собственную камеру для мгновенного фото, а фирма "Ксерокс" отказывалась выдавать лицензии на 1700 принадлежавших ей патентов.
  Ограничения операций лицензиата (покупателя лицензии) как конкурента. Права лицензиата могут ограничиваться следующим образом:
  по лицензируемой технологии: запретом использовать технологию после истечения срока действия соответствующего патента; проводить самостоятельную техническую политику в области НИОКР в определенных направлениях; приобретать конкурирующую технологию; принуждать закупать все улучшения в технологии, приобретенной у лицензиара (продавца лицензии);
  ограничением свободы коммерческой деятельности лицензиата: предписанием уровня производства, допустимой доли рынка, допустимых цен (лимит цен); запретом заниматься производством и сбытом конкурирующей продукции; установлением лимитов на экспорт лицензируемой продукции; требованием оплаты лицензии акциями лицензиата; участием в управлении предприятием лицензиата;
  режимом платежей за незарегистрированные патенты или патенты, по тем или иным причинам потерявшие силу, многократным взиманием платежей, установлением гарантированных сумм платежей.
  Образование союзов монополистов на чисто патентной базе. Чаще всего это двусторонние союзы, в основе которых - перекрестное лицензирование прав на промышленную собственность. Они образуются как фирмы, осуществляющие научно-техническое сотрудничество или владеющие зависимыми патентами, без сбора которых в единый блок ни одна из фирм не может начать производство.
  Такой технологический обмен (что является обычной коммерческой практикой) дополняется разделом рынков, дискриминацией конкурентов и усилением контроля над рынком, так как перекрестное лицензирование позволяет основывать операции не только на собственных патентах, но и на патентах партнера. Например, английская фирма "Бичом" и американская "Бристол Майерз" разделили таким образом рынки Англии и США по производимой ими номенклатуре медикаментов. "Дюпон" по условиям обмена патентами с "ИКИ" на долгие годы оставалась монополистом на рынке США в производстве полиэтилена и терилена.
  Образование патентных пулов - объединение лицензий по своим патентам в единый блок, открытый для аутсайдеров. В итоге блокированными от посторонней конкуренции оказываются целые отрасли промышленности, внутри которой члены пула получают свободу как в разделе рынка и ценообразовании, так и в скупке новинок техники. Например, только в США действовали национальные патентные пулы в стекольной и табачной промышленности, производстве антибиотиков, санитарного оборудования, радиотехники, машин для обувной промышленности. Нередко участники пулов группируются вокруг патента или блока патентов и образуют международные картели (например, электроламповый картель, патенты которого находились в административном центре картеля - обществе "Фебус", Швейцария; "Дженерал электрик" и "Вестингауз" участвовали в международном электротехническом картеле, куда входило еще 40 фирм разных стран, и имели налаженные патентно-лицензионные связи со всеми западноевропейскими крупнейшими электротехническими фирмами).
  Эти средства ограничения конкуренции позволяют ТНК перераспределять в свою пользу "технологическую ренту", которую дает частная собственность на результаты научно-исследовательских работ: усиливать свои позиции на рынке в ущерб немонополизированным отраслям.
  Антимонопольное законодательство и его особенности в разных странах. В западных странах антимонопольное законодательство направлено на предотвращение негативных последствий процессов концентрации производства и капитала и образования фирм-монополистов, а также против проведения фирмами групповой ограничительной деловой практики.
  Антимонопольная политика государства осуществляется по следующим направлениям.
 * Разрушение монопольных структур путем проведения жесткого государственного контроля за процессом централизации капитала, применения финансовых санкций (в основном штрафов), расформирования (ликвидации) фирм-монополистов.
  Монополизм не всегда оказывает негативное воздействие на рынок, поэтому антимонопольная политика направлена не против монополизма вообще, а против тех фирм-монополистов, которые разрушают рыночные структуры и используют рыночные отношения в своих интересах. Существенной чертой законодательства разных стран в этой области является то, что оно не ограничивает концентрацию и монополизацию, оказывая влияние лишь на некоторые национальные формы этих процессов.
 * Проведение либерализации рыночных отношений осуществляется путем создания такой экономической ситуации на рынке, когда монополизация рынка становится невыгодной. Это достигается в результате отмены или снижения таможенных пошлин и импортных ограничений; улучшения инвестиционного климата для иностранных инвесторов; содействия диверсификации производства; поддержки малого бизнеса и венчурных фирм; оказания содействия фирмам в разработке и освоении новых технологий, помогающих заменять товары фирм-монополистов.
  Важно иметь в виду, что наиболее эффективное давление на государственную политику оказывают не потребители, а производители, которые стремятся защитить себя от законов конкуренции. Так, во многих странах законодательство о конкуренции направлено также и на предотвращение или запрещение снижения цен, на поддержание розничных цен. Оно запрещает производственным и розничным фирмам сотрудничество в установлении нижнего предела цен, а также осуществляет преследование в судебном порядке розничных торговцев, которые снижают цены.
  Таким образом, фирмам навязывают ограничения на минимальный, а не на максимальный уровень цен. В таких случаях фирмы получают государственную защиту от конкурентов. Но защита от конкурентов и сохранение конкуренции - это не только не одно и то же, но и противоположность. Здесь конкурентную борьбу ведут крупные розничные магазины и продовольственные супермаркеты, устраняя мелких розничных предпринимателей и конкурируя с такими же крупными фирмами.
  Конкурентов защищают законы, запрещающие конкуренцию, которая приносит выгоду привилегированным производителям, ограничивая потребителей и непривилегированных производителей.
  Здесь государственное регулирование направлено против интересов потребителя.
  Законодательство по ОДП получило развитие в 50-60-е годы в западноевропейских странах - Франции, Германии, Англии, Голландии, Австрии, Бельгии, Испании, Швейцарии, Скандинавских странах, а также в Японии, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и ряде других стран.
  В 70-80-е годы во многих странах это законодательство было дополнено и изменено в сторону усиления норм по борьбе с недобросовестной конкуренцией.
  Законодательство, относящееся к ОДП, именуется по-разному в разных странах. В США это антитрестовское законодательство, в Японии - антимонопольное, в большинстве стран - членах ЕС - борьба с ограничительной практикой, в Германии, Австрии, Швейцарии - картельное законодательство.
  Во всех национальных системах права к ОДП применяется комбинация разных принципов: обычно устанавливается общий принцип, который дополняется другими для некоторых специально выделяемых актов ОДП. К настоящему времени сложились две системы регулирования ОДП.
  1) Американская система, действующая в США, Германии и некоторых других странах, исходит из принципа запрещения, т.е. формального юридического запрета монополистической практики, как таковой, признания горизонтальных и некоторых вертикальных соглашений незаконными независимо от оценки конкретных результатов или эффекта их воздействия на рыночную экономику.
  2) Европейская система, принятая в ЕС, Японии и ряде других стран, в основу которой положен принцип контроля и регулирования. Здесь монополистическая деятельность, проявляющаяся в заключении горизонтальных и вертикальных соглашений, в принципе не исключается, но допускается, пока не нарушает установленных в законе условий.
  Иначе говоря, здесь речь идет об исключении отдельных негативных сторон монополистической практики, а не о формальном запрещении создания монополий или применения иных видов монополистической практики. Государство осуществляет контроль за монополистической практикой с целью предупреждения или исключения "злоупотреблений экономической мощью" со стороны господствующих на рынке фирм или фирм, стремящихся к установлению такого господства.
  В каждой стране законодательство определяет присущие ей черты ОДП.
  Антитрестовское законодательство США опирается на закон Шермана, принятый Конгрессом США еще в 1890 г. и именуемый антитрестовским законом. Он направлен против попыток предпринимателей использовать разрешенные законом трестовские соглашения для предотвращения конкуренции. Закон Шермана запрещает любые контракты, объединения и тайные сделки, направленные на ограничение торговли между штатами, и любые попытки монополизировать какую-то часть этой торговли. Однако поскольку любых партнеров, решивших действовать совместно или согласованно, можно обвинить в стремлении затруднить торговлю для своих конкурентов и таким образом захватить возможно большую долю рынка, федеральные суды США пришли к убеждению, что объединения или другие попытки установить монополию могут быть запрещены согласно закону Шермана, только если они "неразумны" или представляют серьезную угрозу общественному благополучию. Чтобы помочь судам в применении норм закона Шермана, Конгресс США в 1914 г. принял дополнительные законы - закон Клэйтона и закон о федеральной торговой комиссии как экспертном органе, которому было предписано поддерживать конкуренцию, пресекая многие виды несправедливого поведения. Главное положение закона Клэйтона (и последующих к нему поправок) запрещает любые слияние фирм, которые могут значительно ослабить конкуренцию, поскольку бывает трудно доказать, что слияние ослабляет конкуренцию в отрасли, где уже функционирует небольшое число крупных фирм. Трудно также определить последствия конгломератного слияния, т.е. слияния фирм, относящихся к разным отраслям промышленности или экономики в целом.
  Весьма трудно доказать также, какие действия предпринимателя относятся к честным, а какие - к нечестным методам конкуренции (например, предоставление скидок, содержание рекламы).
  Борьба против слияний достигла в США наибольшего накала в результате принятия акта Селлера - Кефовера в 1950 г. Федеральные власти стали противодействовать объединению даже малых фирм. В этот период антитрестовская политика была направлена не только против горизонтальных объединений (на рынках одинаковых товаров), но и против вертикальных слияний (фирм, связанных одной технологической цепочкой), а также против сложных (конгломератных) слияний фирм, действующих в различных отраслях хозяйства.
  Американская антитрестовская политика в 80-е годы была качественно пересмотрена и в современных условиях для слияний любых видов практически не существует препятствий.
  Вместе с тем одновременно проводилась политика разукрупнения фирм, достигших огромных размеров. В США в 80-е годы произошло раздробление телефонной фирмы-гиганта "АТТ" ("Америкэн телефон энд телеграф"), после чего конкуренция в этой отрасли резко усилилась.
  В истекшем десятилетии в США наблюдалось также разрушение искусственных административных барьеров, препятствовавших конкуренции в таких областях, как авиаперевозки, международный грузовой транспорт, банковское дело, брокерские услуги, телекоммуникации. До начала 80-х годов правительственные ограничения создавали монопольные условия частным авиакомпаниям и автотранспортным фирмам. После 1980 г., когда правительственные предписания были отменены и рынки стали конкурентными, последовало снижение цен на эти услуги.
  В законодательство Германии, Франции, Англии, Голландии, Швеции и некоторых других стран были введены нормы, определенные Комплексом принципов и правил по ОДП, принятых ЮНКТАД ООН. В остальных странах соответствующие правила выработаны судебной практикой. Независимо от этого фирмы подчиняются законодательству, а также административной и судебной юрисдикции той страны, на территории которой фирма действует.
  В Германии основополагающим принципом национальной политики в области конкуренции является максимальное расширение сферы действия рыночного механизма и сокращение вмешательства государства в экономику. В связи с этим принципом правительство Германии
  проводит курс на разгосударствление экономики, приватизируя частные предприятия;
  ослабляет воздействие административного механизма в целях стимулирования предпринимательской деятельности;
  проводит работу по совершенствованию закона о конкуренции в направлении установления более эффективного контроля за концентрацией производства в сфере розничной торговли пищевыми продуктами;
  следит за обеспечением добросовестной конкуренции в сфере услуг.
  Федеральное управление по делам картелей Германии запретило ряд соглашений и слияний, имевших антиконкурентную направленность, и взыскало штраф в крупных размерах. В 1988 г. были наложены штрафы в сумме 224 млн. марок на 11 фирм (включая две иностранные) - производителей цемента за практикуемые в течение ряда лет нелегальные картельные соглашения по разделу рынка цемента.
  Во Франции новое законодательство о либерализации цен и конкуренции было принято в 1986 г. Оно предусматривает:
  ликвидацию государственного контроля над ценами;
  приватизацию предприятий государственного сектора;
  ослабление государственного контроля в некоторых отраслях экономики;
  расширение функций государства в сфере контроля за недобросовестной конкуренцией.
  В законе точно определен перечень запрещаемых согласованных действий фирм, имеющих антиконкурентную направленность, а именно:
  ограничение доступа на рынки;
  фиксирование цен;
  ограничение или контроль за производством, сбытом и инвестициями; распределение рынков и источников поставок; злоупотребление своим доминирующим положением на рынке отказ от продаж, ценовая дискриминация, навязывание партнерам дополнительных условий.
  В целях контроля за исполнением законодательства был создан Совет по делам конкуренции, в функции которого входит:
  наблюдение и контроль за ограничительной деловой практикой фирм; выявление слияний и поглощений, которые приводят к монополизации 25% рынка или к совокупному товарообороту свыше 7 млрд. фр. франков;
  предоставление консультаций по подготавливаемым правительством Франции документам.
  В Японии антимонопольное законодательство было принято в 1947 г. Оно преследует следующие цели: недопущение монопольного положения на рынке одного из производителей или их узкого круга, предотвращение несправедливого ограничения деловых операций, запрещение несправедливой деловой практики.
  Основные положения законодательства касаются следующих вопросов:
  порядок образования компаний - запрещение холдинговых компаний, установление уровня владения акциями других компаний, чтобы такое приобретение не ограничивало конкуренцию на рынке;
  установление контроля за деятельностью фирм, владеющих акциями других компаний, путем предоставления ими финансовой отчетности в Комиссию по справедливым сделкам;
  запрещение приобретать одновременно более 10% акций в двух и более конкурирующих компаниях, если это ограничивает конкуренцию;
  запрещение совмещения должностей в фирме-конкуренте;
  ограничение повышения цен в тех отраслях, где доля первых трех производителей превышает 70%;
  запрещение отраслевым предпринимательским организациям принимать меры, ограничивающие конкуренцию, или лимитировать число действующих в отраслях фирм и сферу их деятельности.
  Действующее законодательство не распространяется на объединения мелких предпринимателей и потребителей.
  Исключения предусмотрены также в условиях ухудшения конъюнктуры и угрозы банкротства значительного числа фирм отрасли. В таких случаях с разрешения Комиссии по справедливым сделкам допускается согласование производителями объемов производства, продаж, капиталовложений, степени загрузки производственных мощностей.
  Исключение составляет и межфирменное взаимодействие, направленное на стимулирование научно-технического прогресса, повышение эффективности и качества продукции. С разрешения комиссии фирмы могут распределять между собой осваиваемые и внедряемые технологии, производимую продукцию, совместно использовать сырье, транспортные средства, складские помещения.
  Контроль за соблюдением антимонопольного законодательства осуществляется в разных странах по-разному:
  в США, Японии, Франции, Бельгии, Швейцарии, Канаде вопрос о нарушении законодательства возникает в случае обращения с иском заинтересованных фирм или государственных органов;
  в Скандинавских странах, Австрии, Испании, в ЕС действует, помимо вышеуказанного, процедура обязательного оповещения (нотификации) самими сторонами о наличии в заключенных ими соглашениях или контрактах ограничительных условий или, более того, обязательна регистрация таких соглашений в специальном реестре соглашений или реестре картелей. Правда, такая обязанность не всегда соблюдается.
  К числу санкций, согласно законодательству об ОДП, относятся:
  запрещение осуществления определенных форм ограничительной практики;
  предписание или рекомендация о мерах по восстановлению свободной конкуренции (по повышению цен, предоставлению лицензий);
  признание заключенного соглашения или контракта купли-продажи юридически недействительным полностью или частично;
  возмещение по частному иску причиненных убытков;
  взыскание штрафа (в Германии - 1 млн. марок, в США - 1 млн. долл., в Японии - 5 млн. иен);
  уголовные санкции при открытии уголовной процедуры.
  В странах, где предусмотрены судебные процедуры, административные органы, установив факт нарушения законодательства, рекомендуют определенные меры, при несоблюдении которых возбуждают дело в суде либо сразу подают судебный иск.

<< Пред.           стр. 17 (из 18)           След. >>

Список литературы по разделу