<< Пред.           стр. 18 (из 18)           След. >>

Список литературы по разделу

  К административным органам относятся:
  в США - Управление по борьбе с антитрестовской деятельностью Министерства юстиции:
  в Англии - Генеральный директорат по справедливой торговле.
  К судебным органам относятся:
  в США - Федеральный окружной суд;
  в Швейцарии - Федеральный суд;
  в Англии - Суд по делам ограничительной практики;
  в Швеции - Суд по рыночным делам;
  в Испании - Суд по защите конкуренции.
  Большая часть споров, как показывает практика, разрешается на стадии административного разбирательства в процессе переговоров с нарушителем и заканчивается его согласием изменить условия соглашения или отказаться от незаконных действий.
  Считается, что эффективность использования законодательства по ОДП невысока по следующим причинам:
  содержание самих норм предоставляет легальные основания обхода запретительных положений;
  практика применения норм административными и судебными органами используется в интересах крупнейших фирм;
  на национальном рынке борьба с антиконкурентной деятельностью направлена против средних и крупных немонополизированных фирм;
  на мировом рынке при обострении конкуренции законодательство используется в качестве средства протекционизма.
  Предъявление иска о недобросовестной конкуренции конкретной фирмы связано с крупными расходами на проведение расследования, возбуждение судебного иска, вынесение судебного решения и его исполнение. Поэтому прежде чем пойти на такой шаг применительно к конкуренту, фирма подсчитывает соотношение расходов и выгод, которые она может получить в случае, если выиграет судебный процесс.
  Дать оценку и доказать, что деятельность фирмы носит антиконкурентный характер, трудно: для этого должны быть определенные критерии, которыми могут пользоваться административные органы и суды, рассматривающие споры по обвинению фирм в применении ОДП.
  В США обвинения фирм в торговле по ценам ниже издержек производства принимаются только в том случае, если речь идет об издержках на единицу продукции. А такие данные конкуренту получить практически невозможно.
  Федеральная торговая комиссия США, рассматривая антитрестовские дела (antitrust cases), часто выносит заключение о том, что в данном случае не усматривается "злонамеренность" обвиняемого или нет оснований полагать, что фирма нанесла вред конкуренции. В таких случаях Комиссия ограничивается констатацией факта, что фирма в действительности контролирует большую часть рынка.
  Об эффективности действия антимонопольного законодательства в Японии можно судить по следующим данным: за период с 1947 г. по 1988 г. Комиссия по справедливым сделкам (правительственный орган, контролирующий соблюдение законодательства) вынесла более 800 решений, предусматривающих санкции за нарушение закона, в том числе в связи с монопольной ситуацией в отраслях - в шести случаях; нарушение правил владения акциями, слияний, совмещений должностей - в 31 случае; несправедливой деловой практикой - в 118 случаях.
  Антимонопольная политика достаточно эффективно противодействует картелям. Фирмы, договаривающиеся о поднятии цен, в случае обнаружения сговоров подвергаются уголовному преследованию. С другой стороны, если картельное соглашение удалось сохранить в секрете, оно не может быть использовано в суде в качестве юридического документа, а следовательно, нарушителя такого соглашения нельзя легально привлечь к ответственности.
  Фактором демонополизации рынка выступает так называемая недобросовестная практика, а именно: традиция членов картелей недобросовестно относиться друг к другу. Первоначально члены картеля заинтересованы в сокращении производства с целью повышения розничных цен. За членом картеля обычно закрепляется определенная доля (квота) производства товара. Однако каждый участник картеля, как правило, пытается втайне превзойти ее, что впоследствии влечет за собой распад картеля.
  Считается, что стимулы к конкуренции настолько устойчивы, что участники картеля рано или поздно постараются обойти условия картельного соглашения и оно потеряет силу. Поэтому картелям свойственна неустойчивость, одни картели распадаются, другие возникают.
  В США существуют официально санкционированные и даже навязанные правительством картели, в частности, в производстве такой сельскохозяйственной продукции, как табак, апельсины, арахис.
  Многие считают, что всегда будут существовать фирмы, пытающиеся с помощью картельного или других видов соглашений получить сверхприбыль, а также естественные монополии, для которых невозможна полностью конкурентная среда. Это означает, что антимонопольная практика в развитых странах носит противоречивый характер. Для США, Канады, характерно развитие различных форм законодательства, состоящего в регулировании условий конкуренции и ограничении монополизации. Для многих стран Западной Европы основной формой вмешательства государства в сферу отношений внутри частного бизнеса являются законы, официально санкционирующие картельные и другие ограничивающие конкуренцию соглашения под эгидой государства, но не устанавливающие контроль за их последствиями.
  В действительности это означает, что антимонопольная политика проводится с целью минимизировать негативные последствия ограничительной деловой практики, одновременно используя ее преимущества и, прежде всего, в инновационном процессе, вызывающем активность предпринимательства.
  Регулирование ОДП и конкуренции в ЕС. В ЕС последовательно проводится Единая согласованная политика в области конкуренции (ЕС Treaty Rules on Competition).
  Главная цель этой политики - обеспечить в рамках ЕС свободную конкуренцию между фирмами путем создания эффективного механизма наднационального контроля за ограничительной деловой практикой, гибкого и последовательного надгосударственного регулирования.
  Основными направлениями единой политики ЕС в области конкуренции являются:
  поощрение развития малого и среднего бизнеса как наиболее распространенной формы предпринимательской деятельности в развитии рыночной конкуренции, стимулировании инновационных процессов, производстве высококонкурентной продукции;
  содействие совместной предпринимательской деятельности, направленной на преодоление межстрановых барьеров, и содействие транснациональному переплетению промышленного, торгового и банковского капитала внутри ЕС;
  поощрение создания крупных, трансевропейских компаний, способных противостоять конкуренции американских и японских ТНК;
  контроль за концентрацией производства слияниями и поглощениями фирм;
  выработка антимонопольного законодательства, которое будет способствовать развитию свободной конкуренции на уровне фирм, свободному движению в рамках ЕС товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, с учетом того, что формирование единого внутреннего рынка может привести к обострению конкуренции и затронуть интересы отдельных стран-участниц.
  Правила конкуренции в рамках ЕС направлены на то, чтобы политика, гарантирующая свободную конкуренцию, стала неотъемлемым элементом успешного функционирования единого рынка.
  Законодательство ЕС касается следующих видов недобросовестной конкуренции: картели, злоупотребление господствующим положением на рынке, государственное субсидирование производства.
  Под недобросовестной конкуренцией понимаются:
  картельные соглашения о ценах и условиях их установления;
  ограничение или установление контроля за производством, сбытом, техническим развитием, капиталовложениями;
  картели, деятельность которых ограничена строго определенной территорией; дискриминация торговых партнеров;
  навязывание партнерам дополнительных условий, не связанных по своему характеру с предметом контракта.
  Картельное право в ЕС, как и в США, предполагает запрет всех видов картелей (исключая сельскохозяйственное производство) с установлением разрешения их деятельности в особых условиях.
  Проведение единой политики по обеспечению условий свободной конкуренции в рамках формирующегося единого рынка было предусмотрено Римским Договором о создании ЕЭС от 1957 г. в статьях 35, 37, 85-94, где запрещаются разного рода соглашения, поглощения, слияния, а также другие индивидуальные и групповые действия частных и государственных предприятий, которые влекут за собой те или иные ограничения конкуренции и препятствуют свободному обращению между государствами - членами ЕС товаров, услуг, рабочей силы и капиталов.
  Согласно ст. 35 в странах - членах ЕС запрещены все соглашения между предприятиями, решения объединенных предприятий и согласованные меры действия, которые могут помешать торговле между государствами-членами, целью и результатом которых могут стать предотвращение, ограничение или искажение конкуренции внутри ЕС.
  В ст. 37 Римского Договора устанавливается, что государства - члены ЕС должны преобразовать существующие монополии таким образом, чтобы они не дискриминировали партнеров. Так, ст. 85 Римского Договора направлена против практики сговора между предприятиями, затрудняющей нормальную конкуренцию; ст. 86 - против злоупотребления доминирующим положением на рынке. Согласно этой статье запрещено "...неправомерное использование на рынке ЕС или в значительной его части господствующего положения одним или несколькими предприятиями", если оно мешает торговле между государствами - членами ЕС. Комиссия ЕС имеет право устанавливать правомерность действий фирм.
  В ст. 92 Римского Договора запрещаются любые формы государственного субсидирования, за исключением дотаций социального характера. Эта статья устанавливает единые правила, касающиеся государственной помощи национальным фирмам. В ней признается несовместимой любая форма государственной помощи, если она может нарушить конкуренцию, создавая более благоприятные условия для отдельных предприятий или их продукции. Исключение составляет государственная помощь по возмещению ущерба, причиненного чрезвычайными обстоятельствами; помощь с целью содействия экономическому развитию отдельных регионов с низким уровнем жизни и в некоторых других целях.
  Согласно ст. 93 (абз. 3) субсидирование производства в рамках ЕС распространяется на проекты, отражающие "общие европейские интересы", или на цели "устранения существенных помех" в хозяйственной практике одного из государств-членов, на развитие отдельных отраслей хозяйства.
  Соблюдение всех установленных правил могло бы привести к негативным последствиям в развитии интеграционных процессов и рыночных отношений. Во избежание таких последствий в Римском Договоре в ст. 85, п. 3, были предусмотрены исключения, разрешающие фирмам заключать соглашения, "которые способствуют улучшению производства или распределения товаров и содействуют техническому и экономическому прогрессу". Обширность такой формулировки привела к тому, что все фирмы, заключая соглашения об объединении фирм или координации деятельности, стремились доказать, что они это делают в целях улучшения производства и сбыта и ради технического прогресса.
  Помимо исключений из правил конкуренции, предусмотренных Римским Договором, впоследствии был принят ряд регламентов, устанавливающих исключения для отдельных видов деятельности, где укрепление взаимодействия было признано целесообразным и полезным для экономического развития ЕС (под регламентом понимается согласно ст. 189 Римского Договора положение, которое подлежит непосредственному исполнению в государствах-членах и имеет для них силу закона). Эти исключения получили название групповых исключений (групповых изъятий). В их число вошли:
 * соглашения о специализации производства:
 * патентно-лицензионные соглашения, включая ноу-хау;
 * соглашения в области исследований и развития;
 * дистрибьютерские соглашения при продаже автомобилей;
 * соглашения по франшизам;
 * соглашения на закупку, согласно которым заказчик обязуется покрывать все свои потребности в конкретных товарах путем закупок у одного продавца в течение определенного срока (обычно пяти лет) и при условии, что товары, составляющие предмет соглашения, однородны по характеру и назначению.
  Групповые исключения предоставляются лишь на условиях, гарантирующих сохранение конкуренции. Фирмы, занимающиеся перечисленными видами деятельности, освобождаются от предоставления заявок-нотификаций и получения соответствующих разрешений.
  Помимо групповых исключений специально выделяются определенные виды межфирменных отношений, на которые не распространяется порядок предоставления нотификаций, поскольку они не подпадают под общие правила конкуренции. Это
 * соглашения с монопольными агентами;
 * соглашения между материнскими и дочерними компаниями:
 * соглашения с субпоставщиками и субконтракторами;
 * определенные виды соглашений (всего 18 видов), имеющих целью обмен опытом;
 * совместное проведение исследований - рыночных и отраслевых;
 * совместное выполнение контрактов по исследованиям и развитию;
 * совместная рекламная деятельность;
 * соглашения между малыми и средними предприятиями, имеющими оборот до 200 млн. ЭКЮ в год.
  Контроль за применением на практике ст. 85-86 Римского Договора был возложен на Комиссию Европейских сообществ (КЕС), которая получила право собирать и проверять необходимую информацию о нарушениях правил конкуренции и на ее основе выносить самостоятельные решения, обязывающие предприятия прекратить незаконную практику. Решения КЭС могут быть изменены или отменены только по решению суда ЕС.
  Комиссия ЕС получила право по своему усмотрению освобождать картели на определенный срок от запретов, а также от ограничений, если картель:
  действует только на национальном рынке или в торговле с третьими странами;
  имеет менее 5% рынка товаров определенной отрасли производства и годовой оборот предприятий, участвующих в картельных соглашениях, не превышает 50 млн. ЭКЮ;
  осваивает новый рынок или рынок, на котором ранее не выступала. Это касается прежде всего ограничивающих конкуренцию соглашений, содействующих внедрению фирм на новые рынки;
  способствует техническому прогрессу;
  в периоды кризисов ограничивает размеры производства. Деятельность таких картелей разрешена Комиссией ЕС с 1984 г.
  Комиссия ЕС, наделенная широкими полномочиями, выявление и расследование случаев нарушения правил конкуренции может вести как по заявлению одной из стран - членов ЕС, так и по собственной инициативе. В порядке проведения расследования члены Комиссии имеют право вести проверку документации фирм, посещать предприятия, требовать представления текстов соглашений, заключаемых между фирмами, обращаться к правительствам стран - членов ЕС или их компетентным органам.
  Согласно регламенту Совета ЕС, принятому в 1962 г., фирмы обязаны представлять Комиссии сведения обо всех заключенных соглашениях о сотрудничестве или скоординированных действиях. Такие сведения представляются с соблюдением определенного порядка по установленной форме для заявок. Заявки содержат подробные сведения о деятельности фирмы, ее обороте, связях, поставщиках и покупателях. В заявке указываются принадлежность фирмы-филиала или дочерних компаний и сведения о материнской компании, ее деятельности и деятельности других ее филиалов на рынках стран - членов ЕС. При этом необходимо обратить внимание Комиссии на те условия соглашений, которые могут ограничивать свободу принятия фирмой самостоятельных решений в отношении уровня цен, скидок с цены, объемов производства, выбора источников снабжения. По сути в заявках, направляемых в КЕС, фирмы стремятся доказать, что они не нарушают конкуренцию и не оказывают негативного воздействия на взаимную торговлю стран - членов ЕС.
  Рассмотрением заявок, именуемых нотификациями, занимается Генеральная дирекция КЕС по вопросам конкуренции, которая имеет исключительное право на одобрение согласованных действий фирмы в форме выдачи индивидуальных деклараций на определенный срок или специальных решений. В случае установления факта нарушения правил конкуренции Генеральная дирекция КЕС может вынести решение о взыскании штрафа или прекращении действия межфирменных соглашений. Размеры штрафных санкций определены достаточно четко:
  за осуществление деятельности, запрещенной Римским договором, штраф может составлять до 1 млн. ЭКЮ или до 10% годового оборота фирмы;
  за представление в ответ на запрос КЕС неправильной или неполной информации - до 50 тыс. ЭКЮ;
  за просрочку в выполнении решений КЕС - от 25 до 100 тыс. ЭКЮ за каждый день просрочки;
  лишение правовой силы соглашений, заключенных в нарушение ст. 85 Римского Договора. Участники соглашения, признанного неправомерным, лишаются возможности предъявления друг другу финансовых претензий через судебные органы или, другим способом.
  Решения Комиссии, принимаемые по итогам рассмотрения дел, касающихся конкуренции, публикуются в Официальном вестнике ЕС. В качестве примеров можно привести следующие решения КЕС, относящиеся к 1989-1991 гг.:
  * Решение о взыскании штрафа в 9,5 млн. ЭКЮ с 14 металлургических предприятий, являющихся крупнейшими производителями стальной сетки в шести странах - членах ЕС, которые нарушили правила конкуренции в результате заключения соглашений и концентрации производства с целью установления монопольных цен и раздела рынков.
  * Решение о взыскании штрафа в 500 тыс. ЭКЮ с крупнейшего в Германии и в Западной Европе химического концерна "Байер", который внес в свое соглашение с заказчиками оговорку, запрещающую им перепродавать закупаемую у "Байера" кормовую добавку на территории Германии, где на этот продукт кончился срок патентной защиты.
  * Решение о взыскании штрафа в 48 млн. ЭКЮ с трех крупных химических компаний: "Сольвей" (Бельгия), "ИКИ" (Англия) и "Хемише фабрикен Кальк" (Германия) за осуществляемый на основе соглашения раздел рынка питьевой соды.
  * Решение о применении штрафных санкций в отношении 15 нефтехимических предприятий за образование картеля на рынке пропилена, осуществление раздела рынков и установление планируемых цен на основные виды пропилена.
  * Решение о взыскании штрафа в 60,5 млн. ЭКЮ с 23 фирм - производителей термопластиков (в том числе с фирмы "БАСФ" - 7 млн. ЭКЮ и фирмы "Атохэм" - 6,8 млн. ЭКЮ). Эти фирмы заключили между собой соглашение, содержащее фиксирование уровня цен (или их повышение), распределение квот поставок. Фактически это соглашение представляло собой картель, который контролировал значительную часть торговли термопластиками в ЕС.
  Правила конкуренции в ЕС распространяются органами ЕС и на предприятия третьих стран, осуществляющие свою деятельность в странах - членах ЕС согласно решениям КЕС и суда ЕС. Причем они распространяются и в тех случаях, когда фирмы третьих стран выступают на едином рынке ЕС через свои филиалы и дочерние компании, расположенные в странах - членах ЕС. Согласно правилам ЕС, ответственность за такие действия несут их материнские компании.
  И хотя ни КЕС, ни Суд ЕС не могут, не затрагивая суверенитета третьих стран, взыскивать штрафные суммы с фирм, находящихся в юрисдикции своих национальных судов, КЕС и Суд ЕС могут наложить арест на их активы, находящиеся на территории стран - членов ЕС. Это касается в первую очередь деятельности ТНК.
  На практике КЕС применяет штрафные санкции в отношении компаний третьих стран. Например, Комиссия наложила штраф в 2 млн. ЭКЮ на японскую фирму "Тосиба", обвинив ее в нарушении правил конкуренции ЕС. "Тосиба", как стало известно, включила в соглашение с дистрибьюторами в странах - членах ЕС несколько оговорок, ограничивающих свободную перепродажу закупаемых у "Тосиба" фотокопировальных машин на рынках западноевропейских стран.
  Правила конкуренции в ЕС с конца 80-х годов стали распространяться не только на картельные соглашения, но и на сферу концентрации производства. Стремление фирм к упрочнению своих позиций на едином европейском рынке, поощрение органами ЕС трансевропейской концентрации производства и капитала привели к значительному росту слияний и поглощений компаний в странах - членах ЕС. Так, число слияний и поглощений фирм в ЕС во второй половине 80-х годов увеличилось более чем вдвое при опережающем росте транснациональных слияний крупных фирм. В связи с этим Совет министров ЕС в декабре 1989 г. принял регламент о либерализации контроля за слияниями компаний разных стран ЕС, заложив основы для завершения создания наднациональной конкурентной политики. Регламент о контроле за концентрацией производства дал право Комиссии ЕС осуществлять предварительный контроль за слияниями и поглощениями фирм в тех случаях, когда их совокупный оборот превышает 5 млрд. ЭКЮ, а раздельный оборот двух из объединяющихся компаний превышает 250 млн. ЭКЮ. В этих случаях фирмы должны поставить в известность КЕС о предстоящем слиянии или поглощении, и Комиссия в случае нарушения конкуренции и возникновения отрицательных последствий выносит решение, запрещающее такое объединение.
  Необходимость принятия такого регламента диктуется также ростом конкуренции на западноевропейском рынке со стороны американских и японских компаний.
  В соответствии с Римским Договором правила ЕС применяются в тех случаях, когда нарушение конкуренции затрагивает отношения между странами - членами ЕС. Во всех других случаях действует национальное законодательство.
  В ст. 100 Римского Договора отмечается, что Совет ЕС единогласно решает вопросы, касающиеся сближения тех национальных правовых норм, которые непосредственно препятствуют созданию общего рынка. В ст. 18 Единого европейского акта, принятого спустя почти 30 лет, речь идет о выравнивании юридических нормативов, связанных с образованием единого рынка на основе квалифицированною большинства.
  Законодательство ЕС в отношении конкуренции и картелей оказало существенное воздействие на национальное законодательство стран - членов ЕС, способствуя его гармонизации.
 ЛИТЕРАТУРА К ГЛАВЕ 25
  Адамс С. Красноречивая история. Концерн "Ларош" против Стенли Адамса: Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1986.
  Зубарев И.В., Ключников И.К. Механизм экономического роста транснациональных корпораций. - М.: Высшая школа, 1990.
  Лившиц А.Я. Введение в рыночную экономику. - М.: ТПО "Квадрат", 1991.
  Мироу К., Маурер Г. Паутина власти. Международные картели и мировая экономика: Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1984.
  Можно ли управлять предприятием вместе? / Под ред. Фаминского И.П. и Наумова А.И. - М.: Внешторгиздат, 1990.
  Портер М. Международная конкуренция: Пер. с англ. - М.: МО, 1993.
  Рыночная экономика: Учебник. - М.: Соминтэк, 1992. - Т. 1. - Ч. 1. - Гл. 5.
  Смирнов А.Л., Юрий С.И. Совместное предпринимательство. Банковские и финансовые вопросы. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1992.
  Терехов А.В. Свобода торговли. Анализ опыта зарубежных стран. - М.: Экономика, 1991.
  Щетинин В.Д. Опыт транснациональных корпораций и пути к мировому рынку. - М., 1990.
 
  * * *
  В предложенном читателю учебнике менеджмент рассматривается как комплексная система управления деятельностью фирмы, нацеленная на достижение оптимальных конечных результатов с минимальными затратами. Эффективность управления в решающей степени зависит от возможностей фирмы и ее менеджеров приспособиться к условиям внешней предпринимательской среды путем принятия соответствующих управленческих решений. Особо важную роль играют организационное обеспечение и регулирование предпринимательской деятельности на государственном (национальном) и межгосударственном уровнях, а также регулирование межфирменных рыночных отношений. Анализ мер и средств регулирования предпринимательской деятельности требует постоянного внимания и специального изучения.
  Меры и средства государственного регулирования предпринимательской деятельности имеют свои особенности в каждой стране, на каждом конкретном рынке, что требует дифференцированного подхода и приспособления в ходе управленческой деятельности к специфике и требованиям отдельных стран. Вместе с тем существует эффективная система регулирования деятельности фирм на региональном уровне, в частности, в рамках ЕС, а также на международном уровне, которая требует тщательного изучения и учета в практической деятельности управленческого аппарата.
 Предметный указатель
 
  -"-
 "Белая книга" (White Paper), 192
 "Налоговая гавань", 133
  -А-
 Активы баланса, 100; долгосрочные инвестиции, 104; необоротные, 100; 104; оборотные, 102; реальные, 102; финансовые, 102
 Акции, 28; без номинальной стоимости, 28; 108; в портфеле фирмы, 109; именные, 28; на предъявителя, 28; обыкновенные(простые), 28; 108; привилегированные, 28; 107
 Анализ коммерческой практики, 185
 Анализ конкурирующих фирм, 184
 Анализ общеэкономических факторов, 186
 Анализ рыночных отношений, 181; анализ покупательной способности, 182; анализ предложения товара на рынке, 182; анализ рынка, 181; анализ спроса и предложения, 182; анализ требований потребителя к товару, 183; анализ условий торговли на рынке, 184; прогноз развития рынка, 183
 Анализ хозяйственной деятельности фирмы, 92
 Анализ хозяйственных связей фирмы, 185
 Антиконкурентная деятельность, 196
 Антимонопольное законодательство, 209; в Германии, 210; в США, 210; в Японии, 211; во Франции, 211; контроль, 211
 Антитрестовская "гавань", 201
 Аппарат управления компанией, 36; 41; главный администратор, 38; комитет по планированию, 37; правление, 36; 38; производственно-хозяйственные группы, 41; производственные отделения, 40; совет директоров, 36; центральные службы, 39
 Аппарат управления производством, 156
 Ассортиментная политика, 147
  -Б-
 Балансовый отчет фирмы, 100; структура, 101
  -В-
 Внутрифирменная система информации, 55; информационные базы данных, 57; информационные технологии, 57; комплексная автоматизированная обработка информации, 58; материально-техническая база информационной деятельности, 56; принципы, 55; функции, 56; цели, 55; центры обработки текстовой информации, 59; центры хранения записей, 59
 Внутрифирменное планирование, 76; виды, 77; долгосрочное, 78; перспективное, 77; стратегическое, 78; формы, 77
  -Г-
 Государственное регулирование предпринимательской деятельности: антимонопольная практика, 196; внешнеэкономическая политика, 188; задачи, 187; нормативное, 188; патентная политика, 188; повышение конкурентоспособности, 189; структурная практика, 188
 Гудвилл (goodwill), 14
  -Ж-
 Жизненный цикл товара, 147; 182; продолжительность, 182
  -И-
 Изучение фирм, 24; источники, 24; каталоги, 25; основные сведения, 24; проспекты, 25; справки кредитно-справочных бюро, 25; справочники по фирмам, 25
 Инвестиционные решения, 95; долгосрочные, 95; краткосрочные, 95
 Инновационный менеджмент, 140; направления, 140; организационные формы, 143; цели, 140
 Интрапренер, 187
  -К-
 Кадровая политика фирмы: принципы подбора и расстановки кадров, 172; увольнение, 173; управляющий персоналом, обязанности, задачи, 172
 Каналы сбыта, 151. См. также Сбытовая политика
 Капитал: выпущенный, 28; номинальный, 28; оплаченный, 28; рассредоточение, 30; резервный, 108; собственный, 107; уставный, 28
 Картели, 19; 200; классификация, 200; международные, 201; мини-картель, 208; национальные, 200; по сфере деятельности, 200; по форме организации, 202; по характеру взаимоотношений участников, 202; по целям и функциям, 202
 Картельные соглашения, 200
 Качество продукции, 138-39
 Комиссия Европейского Сообщества (ЕС), 211
 Конкурентоспособность фирмы, 133; оценка, 134
 Конкуренция, 195; еновая, 205; законные средства, 206; монополистическая, 204; неценовая, 155; 206; открытая, 205; полулегальные формы, 206; правила в рамках ЕС, 212; регулирование в ЕС, 212; свободная, 207; скрытая, 206
 Контроль за слияниями и поглощениями, 196
 Концепция управления, 6; адаптации, 7; административного управления, 6; глобальной стратегии, 7; научная, 6; рыночного управления, 7; с позиций психологии и человеческих отношений, 6; целевой ориентации, 7
 Кредит: коммерческий, 182; потребительский, 182
  -М-
 Маркетинг как функция управления, 66; 68; выбор целевого рынка, 72; 73; дифференциация продукта, 73; дифференция продукта, 72; маркетинговая программа, 68; программа маркетинга по продукту, 71; 72; программа маркетинга по производственному отделению, 73; 74; служба маркетинга, 71; финансовые затраты, 72; 73
 Материально-техническое обеспечение, 149; кружки качества, 150; система "канбан", 149
 Международная деятельность фирм: аппарат управления, 165; организация импортных операций, 170; организация экспортных операций, 168-70; особенности в современных условиях, 162; производственная, 162
 Межфирменное регулирование рынка, 200; картельные соглашения, 200; принятие мер, препятствующих свободному переливу капиталов, 204; совместная предпринимательская деятельность, 200; согласованная рыночная политика, 200; формы, 200
 Менеджер, 10; подготовка кадров в США, 178; требования, функции, 10
 Менеджмент, 4; задачи, 9; наука и практика управления, 6; орган управления, 8; организация управления, 8; профессиональная дятельность, 4; процесс принятия управленческих решений, 8; различные уровни управления, 8; система управления, 8
 Методы анализа хозяйственной деятельности, 93; долевое участие, 93; метод учета дохода, 93; оценка затрат в совместном предприятии, 93; оценка собственности, 93; пропорциональная консолидация, 93; учет по выполненному контракту, 93; учет по себестоимости, 93
 Монополизация, 194; мировых товарных рынков, 198-200; отрасли, 194
 Монополия, 194; конкурентная борьба с аутсайдерами, 205
 Мотивация, 171; труда, 175
  -Н-
 Научно-техническая политика, 146
 Необоротные активы, 100; 104; амортизация, 104; материальные активы, 104; нематериальные (неосязаемые) активы, 105
 Несправедливая деловая практика, 196
 Новый продукт, 141; внедрение, 141; программа маркетинга, 141; разработка, 141
 Норма прибыли, 153; на инвестированного капитал, 156; нормативная, или целевая, 154
  -О-
 Оборотные активы, 102; авансированные средства, 103; внутрифирменные поставки, 104; дебиторская задолженность, 102; денежные средства, 102; долгосрочные инвестиции, 104; легкореализуемые ценные бумаги, 102; материально-производственные запасы, 103; метод ЛИФО, 103; метод ФИФО, 103; финансируемый лизинг, 104
 Ограничительная деловая практика (ОДП), 207; групповая, 208; дискриминационная торговля, 208; индивидуальная, 208; методы, 209; понятие, 207; правовое регулирование, 207; регулирование в ЕС, 212
 Олигополия, 195; вертикальные соглашения, 195; горизонтальное соглашение, 195; структура, 195; технологическая, 195; транснациональная, 204
 Оплата труда: гибкая система, 174; дополнительная, 174; производительность труда, 175; уровень, 174
 Организационная структура управления фирмой, 86; административно-организационная, 86; классификация, 87; по продукту, 87; по региону, 88; смешанная, 89
 Организация сбыта, 150; выбор системы, 151; каналы, 151; методы, 150; 151; стимулирование, 151; целевой рынок, 150; 151
 Отчет о движении денежных средств, 114; структура, 114
 Отчет о прибыли, 109; валовая прибыль от реализации продукции, 110; доход от основной деятельности, 110; доходы, 109; доходы (расходы) по неосновной деятельности, 110; доходы до уплаты налога, 111; подоходные налоги, 111; поступления от продажи продукции, 110; поступления по выплате процентов, дивидендов, арендных и лицензионных платежей, 110; расходы, связанные с основной деятельностью, 110; себестоимость реализованной продукции, 110; структура, 109; убыток, 111; чистый доход (чистая прибыль), 111
 Отчет о собственном капитале, 115; структура, 115
 Отчет о фондах, 114; структура, 113
 Отчет об изменениях в финансовом положении, 113; структура, 112; чистые оборотные средства, 113
  -П-
 Партнерство, 18; корпорация, 18; общее, 18; ограниченное, 18; паевое объединение, 18
 Пассив баланса, 105; авансы от покупателей, 106; акции в портфеле фирмы, 109; акционерный капитал, 107; банковский овердрафт, 106; векселя к оплате, 106; вложенный капитал, 107; выплаты по долгосрочной аренде, 107; долгосрочные банковские займы и кредиты, 107; долгосрочные обязательства, 106; дополнительный оплаченный капитал, 108; задолженность акционерам по дивидендам, 106; задолженность по выплатам премий служащим и рабочим, 106; задолженность по долгосрочным обязательствам, 106; задолженность по заработной плате, 106; задолженность по налогам, 106; задолженность по облигациям, 107; заемный капитал, 105; краткосрочные банковские ссуды, 106; краткосрочные обязательства, 105; обязательства по пенсионным выплатам, 107; отсроченные налоговые платежи, 106; прочаа долгосрочная задолженность, 107; регулировки по пересчету на иностранную валюту, 109; резерв на предстоящие расходы, 106; ссуды под недвижимость, 107; счета к оплате, 106; фонд развития, 108; чистая прибыль, 108
 Планирование внутрифирменное, 76; в производственном отделении, 80; в фирмах США, 81; в фирмах Японии, 84; долгосрочное, 78; оперативное, 81; среднесрочное, 79; стратегическое, 77; 78; тактическое, 80; текущее, 77; 79; 81
 Показатели финансового положения фирмы и ее платежеспособности, 123
 Показатели хозяйственной деятельности фирмы, 94; использования средств, 94; общих расходов, 94; поступления и расходования средств, 94; эффективности, 119
 Показатели экономического потенциала фирмы, 94; количество и стоимость произведенной подукции, 94; научно-исследовательский потенциал фирмы, 94; основной капитал, 94; характеристика инфраструктуры, 94; число и размещение производственных и сбытовых предприятий фирмы, 94
 Порядок учреждения и регистрации фирмы, 26; акционеры, 26; учредители, 26; учредительные документы, 26
 Правовое положение фирмы, 16; акционерное общество, 17; единоличное предприятие, 16; коммандитное товарищество, 17; компания публичного типа, 17; компания частного типа, 18; общество с ограниченной ответственностью, 17; полное товарищество, 17
 Предпринимательская среда, 180; внешняя, 180; внутренняя, 180
 Предпринимательство, 10; бизнес, 12; бизнесмен, 13; права предпринимателя, 11; физическое лицо, 11; юридическое лицо, 11; 16
 Прибыль: устойчивая, 129
 Принципы менеджмента, 60; демократизация, 60; 62; децентрализация, 60; 61; единство команды, 60; коллегиальность, 60; коллективность, 60; оптимальное сочетание централизации и децентрализации, 61; 62; сочетание прав, обязанностей и ответственности, 60; централизация, 61
 Принципы управления, 47; контроль, 47; принятие оперативных решений, 47; разработка принципиально новых стратегий, 47; экстраполяция, 47
 Принятие решений в управлении, 51; двусторонние решения, 54; общее руководство, 53; правила принятия решений, 53
 Программы участия в распределении капитала: SYE (распределение акций), 31; ЭСОП (участие персонала в собственности предприятия), 30
  -Р-
 Расчет: внутрифирменный, 129; коммерческий, 128
 Регулирование предпринимательской деятельности: государственное, 187; международное, 190
 Рекламная деятельность, 152
 Римский Договор, 190; гармонизация национального законодательства, 190; групповые исключения, 213; деятельность компаний, 190; директивы Совета ЕС, 191; законодательство в рамках ЕС, 190
 Руководство персоналом: мотивация, 175; принципы, 175; программы, 176; функция, 175
  -С-
 Сбытовая политика, 150-51; методы сбыта, 151; разработка, 150; система сбыта, 151; стимулирование сбыта, 152; целевой рынок, 152
 Сговор, 207. См. Согласованная политика
 Система управленческого учета, 97; 98; бухгалтерский учет, 98; внешние пользователи информации, 99; внутренние пользователи информации, 98; оперативный учет, 98; статистический учнт, 98; управленческий учет, 97; финансовый учет, 98
 Скидки: виды, 154; с цены, 206
 Совместная предпринимательская деятельность, 203
 Согласованная рыночная политика, 203; научно-техническая деятельность, 204; производство, 203; сбыт, 204
 Социальная система управления, 176
 Социально-экономическая политика фирмы, 177; политика доходов, 177; сотрудничество с профсоюзами, 177; социальное обеспечение работников, 177
 Спрос, 181; 182; потребительский, 182; уровень, 182; цикл, 182
 Стратегическое управление: в фирмах США, 47; в фирмах Финляндии, 50; в фирмах Японии, 48
 Стратегия фирмы, 45; внешнеэкономической экспансии, 46; зарубежного инвестирования, 46; капиталовложений, 46; конкурентная, 46; маркетинга, 46; нововведений, 46; поглощения, 46; продуктово-рыночная, 46; развития, 46
 Структура производства: организационная, 156; производственная, 156
  -Т-
 Тактика лидерства в ценах, 205
 Тактика подражания, 205
 Технологический менеджмент, 148; материально-техническое обеспечение, 149; направления, 148; обеспечение квалифицированными кадрами, 150; определение источников финансирования, 149
 Товародвижение, 152
 Транснационализация: капитала, 162; 197; производства, 162; 197; хозяйственной жизни, 197
 Транснациональная корпорация, 22; 204
 Требования потребителя к товару, 183
  -У-
 Управление персоналом, 171-74. См. Руководство персоналом; кадровая политика, 171-74; социально-психологические аспекты, 175
 Управление развитием производства, 136; классификация организационных структур, 157-59; принципы инвестирования, 137; система управления технологией, 137; управление качеством продукции, 138; целевые группы, 137
 Управленческий контроль, 91; оперативный, 92; финансовый, 92; функции, 92; экономический анализ, 92
 Устав Европейской Компании, 193; структура, 193
  -Ф-
 Финансовая отчетность фирм: анализ, 116; 123; аудиторская проверка, 126; годовая, 125; подготовка, 123; формы, 100
 Финансовая политика фирмы, 96; инструменты, 96; направления, 97; обеспечение подразделений финансовыми ресурсами, 96; определение структуры и характера внутрифирменного финансирования, 97; открытая форма кредитования, 97; принцип консолидации прибылей, 96; принцип рассредоточения прибылей, 96; скрытая форма кредитования, 97
 Финансовый менеджмент, 94; внутрифирменное управление и финансовый контроль, 95; задачи, 95; управление внешними финансами, 95; функции, 95; цель, 94
 Фирмы, 13; "аутсайдер", 20; ассоциированная, 33; в странах ЕС, 17; государственная, 20; дочерняя, 22; 33; иностранная, 21; картель, 19; классификация, 15; концерн, 19; кооперативная, 20; материнская, 34; международная, 22; многонациональная, 21; национальная, 21; промышленный холдинг, 20; пул, 19; синдикат, 19; смешанная, 21; совместная, 21; транснациональная корпорация (ТНК), 22; трест, 19; филиалы, 33; финансовая группа, 20; холдинг, 19; холдинг-компания, 33; частная, 19
 Фирмы, по характеру деятельности, 15; промышленные, 15; страховые, 15; торговые, 15; транспортно-экспедиторские, 16; транспортные, 15
 Фирмыфилиал, 22
  -Ц-
 Целевая группа, 160
 Целевой рынок, 150. См. Организация сбыта
 Цена: базисная, 131; договорная, 130; завышенная, 154; заниженная, 154; методика расчета, 131; определение уровня, 130; прейскурантная, 130; публикуемая, 130; справочная, 131; структура, 131; трансфертная, 132
 Ценовая политика, 153; основные направления, 153; прибыль, 154; принципы ценообразования, 154; рентабельность, 154; стратегия единой (глобальной) политики, 153; уровень цены, 154
  -Э-
 Экономическая информация, 99; документированная, 99; достоверность, 99; доступность, 99; конфиденциальность, 99; полезность, 99; своевременность, 99; сопоставимость, 99
 
 СОДЕРЖАНИЕ
  ПРЕДИСЛОВИЕ
  ЧАСТЬ I ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА
  РАЗДЕЛ I МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА
  Глава 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА
  1.1. СУЩНОСТЬ МЕНЕДЖМЕНТА
  1.2. СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ "МЕНЕДЖМЕНТ"
  1.3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МЕНЕДЖМЕНТА
  1.4. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ И СТАДИИ МЕНЕДЖМЕНТА
  1.5. МЕНЕДЖЕР И ЕГО ФУНКЦИИ
  1.6. СУТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЙ "ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО", "БИЗНЕС", "ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ СТРУКТУРА"
  Глава 2. КЛАССИФИКАЦИЯ ФИРМ И МЕТОДИКА ИХ ИЗУЧЕНИЯ
  2.2. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ФИРМ
  Глава 3. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИРМ
  3.1. ПОРЯДОК УЧРЕЖДЕНИЯ И РЕГИСТРАЦИИ ФИРМЫ
  3.2. ОБРАЗОВАНИЕ И ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ КАПИТАЛА ФИРМЫ
  3.3. ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ
  3.4. ПОРЯДОК ЛИКВИДАЦИИ ФИРМЫ
  Глава 4. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ В КРУПНЫХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ФИРМАХ
  4.1. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ФИРМЫ
  4.2. МАТЕРИНСКАЯ КОМПАНИЯ КАК ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЦЕНТР УПРАВЛЕНИЯ И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ
  4.3. ВАЖНЕЙШИЕ УРОВНИ АППАРАТА УПРАВЛЕНИЯ И ИХ ФУНКЦИИ
  4.4. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ В АМЕРИКАНСКИХ, ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИХ И ЯПОНСКИХ ФИРМАХ
  РАЗДЕЛ II ТЕХНОЛОГИЯ МЕНЕДЖМЕНТА
  Глава 5. ВЫРАБОТКА ЦЕЛЕЙ И СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ФИРМЫ
  5.1. ФОРМИРОВАНИЕ И РАНЖИРОВАНИЕ ЦЕЛЕЙ
  5.2. ВЫРАБОТКА СТРАТЕГИЙ: ПУТЕЙ И МЕТОДОВ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ
  5.3. ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В ФИРМАХ США, ЯПОНИИ И ФИНЛЯНДИИ
  Глава 6. ПРОЦЕСС ПРИНЯТИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
  6.1. СОДЕРЖАНИЕ И СТАДИИ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
  6.2. ТРЕБОВАНИЯ К ТЕХНОЛОГИИ МЕНЕДЖМЕНТА И ВАЖНЕЙШИЕ ОБЛАСТИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ
  6.3. МЕХАНИЗМ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
  ГЛАВА 7. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕНЕДЖМЕНТА
  7.1. СОДЕРЖАНИЕ ИНФОРМАЦИИ И ФУНКЦИИ ВНУТРИФИРМЕННОЙ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИИ
  7.2. ТЕХНОЛОГИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  7.3. СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ АППАРАТ УПРАВЛЕНИЯ ВНУТРИФИРМЕННОЙ СИСТЕМОЙ ИНФОРМАЦИИ
  ЧАСТЬ II ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ МЕНЕДЖМЕНТА
  РАЗДЕЛ III ВНУТРИФИРМЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
  Глава 8. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫМИ ФИРМАМИ
  8.1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МЕНЕДЖМЕНТА
  8.2. ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ: УЧАСТИЕ РАБОТНИКОВ В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ
  Глава 9. ВАЖНЕЙШИЕ ФУНКЦИИ ВНУТРИФИРМЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
  9.1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К СОДЕРЖАНИЮ И РАЗВИТИЮ ФУНКЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ
  9.2. СУТЬ И НАЗНАЧЕНИЕ ОСНОВНЫХ ФУНКЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ
  Глава 10. МАРКЕТИНГ КАК ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ И ИСХОДНЫЙ ЭТАП ВНУТРИФИРМЕННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
  10.1. СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И ЦЕЛИ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  10.2. МАРКЕТИНГ КАК СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ
  10.3. СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ АППАРАТА УПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
  10.4. ТЕХНОЛОГИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  10.5. МАРКЕТИНГ КАК ПРЕДПЛАНОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОТДЕЛЕНИЯ
  Глава 11. ВНУТРИФИРМЕННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ВАЖНЕЙШАЯ ФУНКЦИЯ ВНУТРИФИРМЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
  11.1. СОДЕРЖАНИЕ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВНУТРИФИРМЕННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ, ВИДЫ ПЛАНОВ

<< Пред.           стр. 18 (из 18)           След. >>

Список литературы по разделу