<< Пред.           стр. 8 (из 18)           След. >>

Список литературы по разделу

  максимизация прибыли;
  достижение устойчивей нормы прибыли в плановом периоде;
  увеличение доходов руководящего состава и вкладчиков (или владельцев) фирмы;
  повышение курсовой стоимости акций фирмы и др.
  В конечном итоге все эти цели ориентированы на повышение доходов вкладчиков (акционеров) или владельцев (собственников капитала) фирмы.
  В задачи финансового менеджмента входит нахождение оптимального соотношения между краткосрочными и долгосрочными целями развития фирмы и принимаемыми решениями в краткосрочном и долгосрочном финансовом управлении.
  Так, в краткосрочном финансовом управлении, например, принимаются решения о сочетании таких целей, как увеличение прибыли и повышение курсовой стоимости акций, поскольку эти цели могут противодействовать друг другу. Это возникает в том случае, когда фирма, инвестирующая капитал в развитие производства, несет текущие убытки, рассчитывая на получение высокой прибыли в будущем, которая обеспечит рост стоимости ее акций. С другой стороны, фирма может воздерживаться от инвестиций в обновление основного капитала ради получения высоких текущих прибылей, что впоследствии отразится на конкурентоспособности ее продукции и приведет к снижению рентабельности производства, а затем падению курсовой стоимости ее акций и, следовательно, к ухудшению положения на финансовом рынке.
  В долгосрочном финансовом управлении, ориентированном на те же конечные цели, прежде всего учитываются факторы риска и неопределенности, в частности, при определении предполагаемой цены акций как показателя отдачи на вложенный капитал.
  Задачей финансового менеджмента является определение приоритетов и поиск компромиссов для оптимального сочетания интересов различных хозяйственных подразделений в принятии инвестиционных проектов и выборе источников их финансирования.
  В конечном итоге основная задача финансового менеджмента - принятие решений по обеспечению наиболее эффективного движения финансовых ресурсов между фирмой и источниками ее финансирования, как внешними, так и внутрифирменными. Поэтому управление потоком финансовых ресурсов, выраженных в денежных средствах, является центральным вопросом в финансовом менеджменте.
  Поток финансовых ресурсов составляют денежные средства:
 * полученные в результате финансово-хозяйственной деятельности фирмы;
 * полученные на финансовых рынках посредством продажи акций, облигаций, получения кредитов;
 * возвращенные субъектам финансового рынка в качестве платы за капитал в виде процентов и дивидендов;
 * инвестированные и реинвестированные в развитие производственно-хозяйственной деятельности фирмы;
 * направленные на уплату налоговых платежей.
  Функции и экономические методы финансового менеджмента можно подразделить на два блока: блок по управлению внешними финансами и блок по внутрифирменному учету и финансовому контролю.
  Блок по управлению внешними финансами предполагает реализацию отношений фирмы с юридически и хозяйственно самостоятельными субъектами рынка, включая собственные дочерние компании, выступающие в качестве клиентов, заимодателей, поставщиков и покупателей продукции фирмы, а также с акционерами и финансовыми рынками. Сюда входят:
 * управление оборотными активами фирмы: движением денежных средств; расчетами с клиентами; управление материально-производственными запасами и пр.
 * привлечение краткосрочных и долгосрочных внешних источников финансирования.
  Блок по внутрифирменному учету и финансовому контролю включает:
 * контроль за ведением производственного учета;
 * составление сметы затрат, контроль за выплатой заработной платы и налогов;
 * сбор и обработку данных бухгалтерского учета для внутреннего управления финансами и для предоставления данных внешним пользователям;
 * составление и контроль за правильностью финансовой отчетности: баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о движении денежных средств и др.;
 * анализ финансовой отчетности и использование его результатов для внутреннего и внешнего аудита;
 * оценка финансового состояния фирмы на текущий период и ее использование для принятия оперативных управленческих решений и в целях планирования.
  В функции финансового менеджмента входит:
 * анализ финансовой отчетности;
 * прогнозирование денежных средств;
 * выпуск акций;
 * получение займов и кредитов;
 * операции с инвестициями;
 * оценка операций слияния и поглощения фирм.
  Ответственность за достижение конечных целей финансового менеджмента обычно возлагается в крупных фирмах на вице-президента фирмы по финансовым вопросам (Chief Financial Officer), который входит в состав Совета директоров, а в небольших фирмах - на заместителя директора по финансам.
  Вице-президенту по финансовым вопросам подчиняются казначей и контролер с соответствующим аппаратом (службами, отделами, секторами). К функциям казначея относится блок по управлению внешними финансами; в функции контролера входит блок по внутрифирменному учету и финансовому контролю.
  Принятие решений по финансовым вопросам и их реализация. Важнейшие решения, принимаемые в области финансового менеджмента, относятся к вопросам инвестирования (investment decions) и выбору источников их финансирования (financing decisions).
  Инвестиционные решения принимаются по таким вопросам, как:
 * оптимизация структуры активов, определение потребностей в их замене или ликвидации;
 * разработка инвестиционной политики, методов и средств ее реализации; определение потребностей в финансовых средствах;
 * планирование инвестиций по фирме в целом; разработка и утверждение инвестиционных проектов, разрабатываемых в производственных отделениях;
 * управление портфелем ценных бумаг.
  Инвестиционные решения предполагают выделение в финансовом менеджменте двух видов финансового управления: краткосрочного и долгосрочного, имеющих свои специфические черты.
  Краткосрочные инвестиционные решения направлены на определение структуры капитала фирмы на текущий период, которая отражается в ее балансе. Принятие таких решений требует от финансовых менеджеров глубоких профессиональных знаний в области краткосрочного финансового управления фирмой, умения применять обоснованные методы их реализации с учетом текущих тенденций развития рынка.
  Долгосрочные инвестиционные решения, именуемые стратегическими, направлены на обеспечение успешного функционирования фирмы в будущем и требуют от финансовых менеджеров конкретных профессиональных знаний, практического опыта и навыков в использовании современных методов анализа для выбора оптимальных направлений и путей развития фирмы на перспективу с учетом объективных закономерностей развития рыночной экономики.
  Решения по выбору источников финансирования принимаются по таким вопросам, как:
 * разработка и реализация политики оптимального сочетания использования собственных и заемных средств для обеспечения наиболее эффективного функционирования фирмы;
 * разработка и реализация политики привлечения капитала на наиболее выгодных условиях;
 * дивидендная политика и др.
  Финансовая политика фирмы и ее важнейшие инструменты. Разработка и осуществление единой финансовой политики занимают существенное место в общем механизме централизованного управления. Роль финансовой политики в централизованном управлении фирмой определяется тем, что она затрагивает все стороны ее экономической деятельности - научно-техническую, производственную, материально-техническое снабжение, сбыт - и отражает в концентрированном виде влияние многочисленных внутренних и внешних факторов. В рамках единой финансовой политики, разрабатываемой на высшем уровне управления, определяются в глобальном масштабе источники финансовых ресурсов и их распределение в рамках фирмы.
  Довольно трудно однозначно определить конкретные формы и методы проведения финансовой политики. Хотя в рамках отдельных фирм и имеются существенные отличия в использовании конкретных форм и методов финансовой политики, можно, тем не менее, говорить об общих ее чертах и принципах, а также инструментах финансовой политики. Важнейшие из них: распределение и перераспределение прибылей; финансирование и кредитование деятельности различных подразделений; определение структуры и характера внутрифирменных финансовых операций и расчетов по ним.
  Финансовые инструменты составляют важнейшую сторону деятельности фирмы, поскольку движение материальных потоков между расположенными в разных странах родственными компаниями опосредуется денежной формой в международном масштабе. В связи с этим использование финансового механизма значительно усложняется и требует приспособления к денежным рынкам как отдельных стран, так и международной валютно-кредитной системы в целом.
  Главная особенность финансовой политики фирм в современных условиях состоит в комплексном использовании инструментов, причем в зависимости от конкретных условий преобладающее значение в отдельные периоды может придаваться тому или иному инструменту.
  Гибкость финансовой политики заключается в том, что при централизованном формировании она, вместе с тем, дифференцируется применительно к особенностям денежного рынка каждой принимающей страны и страны базирования; налогового законодательства и валютного регулирования этих стран; валютно-финансового положения и динамики их валютного курса. Важную роль при выработке финансовой политики играет регулирование внутрифирменных финансовых потоков, подчиненное конечному результату деятельности фирмы, и осуществление многосторонних расчетов централизованным путем. На формирование финансовой политики, в особенности при определении источников финансирования, оказывает влияние также связь фирмы с банками или ее принадлежность к определенной финансовой группе. Фактически в этой политике отражаются интересы крупнейших банков и финансовой олигархии стран базирования. И, наконец, выработка и реализация финансовой политики в значительной степени предопределяются решением задач, связанных с внешнеэкономической деятельностью фирмы.
  Важнейшим инструментом финансовой политики ТНК служат различные методы распределения и перераспределения прибылей, причем на практике преобладают два подхода: первый предусматривает консолидацию всех прибылей в материнской компании, второй - их рассредоточение по дочерним компаниям и предоставление им относительной самостоятельности в распоряжении получаемыми прибылями. Принцип консолидации прибылей предусматривает регулярный перевод дочерними фирмами прибылей материнской компании в форме дивидендов. Суммы переводимых прибылей исчисляются различными методами: в виде определенного процента от получаемых доходов; сумм, оставшихся после уплаты налогов и обеспечения собственных потребностей дочерней компании в оборотном капитале, и т.д. Однако каждая ТНК использует какой-то единый метод начисления переводимых прибылей, распространяемый на все дочерние компании.
  Уровень переводимых прибылей может устанавливаться по-разному. Некоторые фирмы определяют их размер на таком же уровне, который установлен для выплаты дивидендов материнской компанией. Например, компания, которая выделяет на выплату дивидендов половину получаемых прибылей, требует, чтобы ее дочерние компании переводили ей также половину своих. Многие компании настаивают на регулярном переводе всех или большей части получаемых прибылей (чаще 80-90%) в виде дивидендов. Как правило, фирмы придают большое значение регулярности перевода прибылей, что обеспечивает им лучший контроль над финансовыми операциями заграничных дочерних компаний. Однако, поскольку в большинстве стран местные власти осуществляют строгий контроль над движением капиталов, это обычно сопряжено с известными трудностями. Собирая прибыли и консолидируя их в одном фонде, материнская компания принимает на себя централизованное распределение этих средств. Определяя ассигнования на капиталовложения по каждой дочерней компании11.
  Принцип рассредоточения прибылей более гибок и обеспечивает лучшее приспособление финансовой политики в целом к условиям конкретных рынков. В этом случае фирма не устанавливает одинаковых правил в отношении перевода прибылей для всех дочерних компаний и не требует перевода всех прибылей. Она предоставляет дочерней компании относительную самостоятельность в распоряжении прибылями для достижения ее долговременных целей. Обычно такой метод используют фирмы, имеющие высокую степень децентрализации в управлении.
  Разработка политики перевода прибылей в этом случае требует учета многих факторов, в частности таких, как: потребности в средствах каждой дочерней компании; возможность получения средств на местном рынке в форме займов и кредитов; возможность перевода средств между родственными компаниями; наличие валютных и других ограничений в принимающих странах; уровень налогообложения переводимых прибылей; специфические риски от наличия средств в определенных странах. Важное значение имеет выработка материнской компанией модели выплаты дивидендов акционерам в стране базирования, которой следуют заграничные дочерние компании, а также разработка типовой структуры капитала для фирмы в целом и ее отдельных подразделений (в том числе соотношения собственных и заемных средств).
  Гибкость политики перевода прибылей проявляется и в том, что фирма, например, усиливает приток прибылей в материнскую компанию из стран, где возникают риск девальвации или другие неблагоприятные условия. В странах с благоприятным инвестиционным климатом дочерние компании максимально инвестируют свои прибыли. Многие ТНК считают, что гибкий подход к переводу прибылей из-за границы позволяет лучше использовать все имеющиеся финансовые ресурсы и в конечном итоге ведет к повышению притока средств к материнской компании во всех формах: дивидендов, ройялти, платы за различные услуги.
  Применяя гибкий принцип в отношении перевода дивидендов, высшее управление ТНК обычно сочетает его с другими финансовыми инструментами с учетом изменяющихся условий в целях повышения конкурентоспособности и прибыльности фирмы.
  Важным инструментом финансовой политики является обеспечение всех подразделений ТНК необходимыми финансовыми ресурсами. Их источниками могут быть как внутрифирменные средства, получаемые в глобальном масштабе, так и средства из внешних источников финансирования. Внутрифирменные источники финансирования в материнской и дочерней компаниях образуются путем аккумуляции амортизационных отчислений, нераспределенной прибыли, а также в результате получения займов и кредитов от материнской или других родственных компаний.
  Внешние источники финансирования - это займы и кредиты, получаемые у коммерческих банков, специальных финансовых учреждений (фондов, агентств развития и др.), международных финансовых организаций, государственных и полугосударственных организаций, оказывающих содействие в финансировании определенных объектов и предоставляющих гарантии по кредитам. Важным источником внешнего финансирования является также продажа акций дочерних компаний и формирование их акционерного капитала.
  При разработке финансовой политики в отношении источников финансирования фирмы используют различные принципы и направления:
 * максимальное использование внутренних источников финансирования (самофинансирование), создаваемых за счет ускоренной амортизации, консолидации прибылей в материнской компании, увеличения доли нераспределенной прибыли;
 * ограничение средств, получаемых в стране базирования, и стремление к максимизации финансовых ресурсов, получаемых в принимающих странах в основном в форме займов. При этом фирмы учитывают, что получение крупных займов в принимающей стране может затруднить перевод прибылей;
 * использование максимально разнообразных источников финансирования в своей и в принимающей странах: получение заемных средств от международных банков, специальных международных и региональных инвестиционных организаций, банковских консорциумов; использование рынков евродолларов и еврозаймов.
  Через рынки евродолларов производится краткосрочное финансирование операций, через рынок еврозаймов - среднесрочное и долгосрочное. При помощи этих рынков ТНК используют международные финансовые ресурсы, перераспределяя их между собственными компаниями.
  Чаще всего крупные компании в своей финансовой политике руководствуются одновременно различными принципами, придавая первостепенное значение ее гибкости и глобальной направленности. Последняя требует разработки системы показателей на плановый период, определяющих необходимые объемы и возможные источники финансовых средств, которые фирма рассчитывает получить в стране базирования, в конкретных принимающих странах и на международном рынке капитала. При этом фирма стремится использовать смешанные источники финансирования, гибко приспосабливаясь к экономическим, политическим и финансовым условиям на каждом рынке принимающей страны и оказывая своим дочерним компаниям помощь в получении средств из местных источников. В тех странах, где власти требуют смешанного участия в капитале дочерних компаний, материнская компания оказывает содействие в формировании акционерного капитала такой дочерней компании.
  В некоторых развивающихся странах дочерние компании могут получать специальную финансовую помощь, включая безвозмездную, займы по низким процентам и освобождаются от налогов в случае выполнения проектов, входящих в национальный план развития принимающей страны.
  Выбор тех или иных принципов определяется исходя из организационной структуры управления ТНК, степени централизации и децентрализации ее управленческих решений, характера стратегического и текущего планирования, а также с учетом ее позиций на мировом рынке. Важную роль при этом играет положение центров прибыли и решаемые ими задачи. В тех фирмах, где задача прибыли - максимизировать прибыль, им предоставляется значительно большая самостоятельность в использовании местных источников финансирования и средств, получаемых на международном рынке капитала.
  Инструментом финансовой политики является также определение структуры и характера внутрифирменного финансирования и ставок по этим операциям. Важнейшую роль в этом играет определение в централизованном порядке соотношения между собственными и заемными средствами в рамках фирмы в целом. Здесь отмечаются существенные различия по отраслям и по странам.
  Другой важный аспект внутрифирменного финансирования - определение характера финансирования (займы или кредиты), его источников и условий. Внутрифирменные займы чаще выступают не в качестве непосредственного источника финансирования, а выполняют роль передаточного инструмента. При этом материнская или родственная дочерняя компания получает средства на местном рынке капитала и затем переправляет их нуждающейся в них дочерней компании в форме внутрикорпорационного займа. Этот механизм построен на использовании разного уровня процентных ставок на рынках разных стран.
  Большее значение, чем займы, имеет предоставление дочерним компаниям внутрифирменных кредитов как в открытой, так и в скрытой форме. Открытая форма кредитования используется в тех случаях, когда фирмы требуют от дочерних компаний перевода всех или большей части получаемых ими прибылей. В этом случае кредит выступает как средство распределения инвестированного капитала. Скрытая форма кредитования осуществляется путем предоставления дочерней компании отсрочки платежей по товарным поставкам или, наоборот, путем ускорения оплаты отфактурованной продукции. Это означает, что дочерняя компания на определенный срок получает возможность пользоваться средствами материнской или родственной компании, что равнозначно предоставлению краткосрочного товарного кредита.
  Важная роль во внутрифирменном финансировании принадлежит механизму платежей по внутрикорпорационным операциям. Прежде всего - это регулируемые в централизованном порядке отсрочка или досрочная выплата платежей (процентов по займам и кредитам, ройялти, ставок по другим услугам, не включаемым в цену товара). Так, отсрочка платежей дочерней компанией осуществляется в тех случаях, когда ожидается повышение курса валюты в стране ее местонахождения и, наоборот, досрочная выплата производится, когда обнаруживается затруднение с выплатой и предполагается ее девальвация. Таким путем ТНК в какой-то мере стремятся избежать последствий неустойчивости валют и внезапных изменений валютных курсов в отдельных странах (во внутрифирменных финансовых отношениях валютный риск практически отсутствует).
  И, наконец, существенную роль во внутрифирменной финансовой деятельности играет определение уровня платежей по предоставляемым родственным компаниям займам и кредитам, платежам по лицензиям, техническим и другим услугам. Произвольно завышая или занижая ставки по внутрифирменным финансовым операциям, ТНК могут манипулировать ими так же, как и трансфертными ценами, в целях перераспределения прибылей и гибкого приспособления к условиям отдельных рынков.
 13.3 ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА
  Система управленческого учета как инструмент финансового менеджмента. Управленческий учет (Management accounting) - это новый вид деятельности в системе управления. Его целью является обеспечение управленческого звена фирмы информацией оперативного и финансового учета, необходимой для анализа результатов финансово-хозяйственной деятельности фирмы, принятия на этой основе оптимальных управленческих решений и контроля за их реализацией. С развитием технических средств информационного обеспечения управленческой деятельности - компьютерной сети, телекоммуникаций - стало возможным, с одной стороны, накапливать базы данных внутрифирменной информации, а с другой - получать незамедлительно всю необходимую для оперативной деятельности информацию и использовать ее в процессе управления. Если раньше внутрифирменная система информации ориентировалась в основном на внешних пользователей, то в современных условиях она выполняет прежде всего задачи обеспечения эффективного функционирования фирмы. Прежде всего это относится к транснациональным корпорациям, которые отличает огромный масштаб производственно-хозяйственной деятельности, имеющей интернациональный характер, сложное и наукоемкое производство, технологический процесс которого рассредоточен по многим дочерним предприятиям, расположенным в разных странах.
  Вместе с тем в связи с консолидированной собственностью управленческий учет осуществляется по всем компаниям, объединенным единым титулом собственности, и управленческие решения, касающиеся глобальных проблем финансово-хозяйственной деятельности, принимаются на уровне материнской компании. Трудность часто заключается в том, что стандарты учета и отчетности разрабатываются и устанавливаются на основе национального законодательства страны местонахождения дочерней компании, поэтому дочерней компании приходится вести двойной финансовый учет: один - для местных налоговых властей, другой - для отчетности перед материнской компанией. В связи с этим многие фирмы перешли на ведение учета и отчетности в соответствии с международными стандартами учета и отчетности, разработанными специализированными международными организациями или международной практикой учета. Аналогичные проблемы стоят и перед совместными предприятиями, капитал которых принадлежит предпринимателям разных стран, но которые управляются и ведут финансово-хозяйственную деятельность на совместной основе.
  Управленческий учет тесно связан с другими функциями управления и прежде всего с планированием. Планирование - исходный пункт управленческого цикла - при определении целей и задач финансово-хозяйственной деятельности опирается на анализ экономической информации о результатах финансово-хозяйственной деятельности фирмы в прошлый, текущий и будущий периоды. Система учета призвана обеспечить сбор, хранение, обобщение необходимой для экономического анализа информации.
  Управленческий учет как система внутрифирменного управления включает в себя четыре вида учета и отчетности: бухгалтерский, оперативный, финансовый и статистический, каждый из которых выполняет свои специфические функции и имеет определенные формы отчетности.
  Бухгалтерский учет (Accounting) представляет собой глобальную информационную систему о результатах текущей хозяйственной деятельности фирмы, предназначенную для оперативного управления и обеспечения финансовой и статистической отчетности фирмы.
  Цель бухгалтерского учета - создание информационной базы для управления. Система бухгалтерского учета выполняет следующие функции:
 * ведение бухгалтерского учета всех хозяйственных операций: денежных средств и расчетов с контрагентами; производственных запасов; основных средств и нематериальных активов; капитальных и финансовых вложений; готовой продукции и ее реализации; фондов, резервов и займов;
 * ведение учета и анализа финансовых результатов и использования прибыли;
 * разработка принципов и ведение производственного учета, используемого для целей внутрифирменного управления и составляющего коммерческую тайну фирмы;
 * предоставление данных для финансового учета и отчетности;
 * сбор статистических данных и ведение статистического учета.
  Таким образом бухгалтерский учет фиксирует состояние и движение ресурсов, затраты на производство продукции и результаты ее реализации. Предметом бухгалтерского учета являются сбор и обработка информации о кругообороте средств и ресурсов фирмы в ходе ее хозяйственной деятельности, а также информации о формировании себестоимости продукции по видам затрат, об эффективности производства.
  Ведение бухгалтерского учета предполагает выявление доходов и прибылей по результатам всех коммерческих операций. Учет доходов и прибылей ведется регулярно, как правило, ежемесячно, а с применением компьютеров - ежедневно.
  Бухгалтерский учет - это не только ведение бухгалтерских записей (book-keeping), но и их анализ и интерпретация, что предполагает установление зависимости между финансовыми результатами и теми событиями, которые привели к этим результатам. Такую информацию необходимо иметь управленческому звену при выборе лучшего варианта действий.
  Оперативный учет (Operating accounting) обслуживает текущее повседневное управление фирмой. В его основе лежит бухгалтерский учет. Информация оперативного учета всегда направлена на управление определенными видами хозяйственной деятельности или отдельными операциями. Иными словами, оперативный учет в основном выполняет функцию текущего регулирования и контроля за научно-технической и производственно-сбытовой деятельностью фирмы.
  Основными показателями оперативного учета являются доходы и затраты, включая калькулирование себестоимости всех видов выпускаемой продукции (Cost accounting).
  Финансовый учет (Financial accounting) представляет собой систему сбора, обобщения и хранения информации об использовании всех денежных средств и ресурсов финансово-хозяйственной деятельности фирмы. В него входит учет расчетов с поставщиками, покупателями, другими организациями и физическими лицами, а также учет всех финансовых операций (акций и дивидендов, облигаций и векселей, кредитов и процентов, инвестиций). На основе данных финансового учета выявляется финансовый результат (прибыль фирмы или убыток) и составляется финансовая отчетность: балансовый отчет (баланс), отчет о доходах (отчет о прибылях и убытках), отчет о финансовая положении и др. Эта информация выражается совокупностью определенным образом сформированных экономических показателей, на которых строится финансовая отчетность фирмы. В свою очередь финансовая отчетность служит источником данных для инвесторов, банков, налоговых и статистических органов, для контролирующих органов (ревизоров), для составления периодической отчетности, представляемой акционерам фирмы.
  Статистический учет (Statistical accounting) является обязательным для каждой фирмы, однако статистическая информация в отличие от финансовой может быть не сплошной, а выборочной. Статистический учет может осуществляться как по данным оперативного и финансового учета, так и с помощью самостоятельного наблюдения. Статистическая информация дополняет финансовую, в частности, о тех процессах и явлениях, которые не имеют стоимостной оценки.
  Статистический учет ведется по другим принципам, нежели бухгалтерский. Статистическая отчетность представляет данные не только за отчетный год, но и за определенный период (5-10 лет) в виде таблиц и графиков, позволяющих проводить сравнительный экономический анализ деятельности фирмы.
  Система управленческого учета и отчетности предоставляет информацию как для внутреннего контроля и принятия управленческих решений, так и для удовлетворения интересов внешних пользователей информации.
  К внутренним пользователям информации относятся высшее руководство компании и менеджеры всех уровней управления. На основе анализа финансовой отчетности они:
 * определяют потребности в финансовых ресурсах;
 * оценивают правильность принятых ранее инвестиционных решений и эффективность структуры капитала;
 * делают оценки для внесения корректировок в плановые показатели;
 * разрабатывают и реализуют политику дивидендов;
 * вносят предложения о проведении структурной реорганизации фирмы.
  В качестве внешних пользователей информации, принимающих на ее основе свои решения, выступают, в частности: акционеры (лица или банки), обеспечивающие финансирование фирмы (владельцы и кредиторы); поставщики и потребители товаров фирмы; служащие фирмы и профсоюзы; налоговые органы, законодательные органы и правительственные организации: аудиторские фирмы; консультанты по финансовым вопросам, фондовые биржи, пресса и информационные агентства, союзы предпринимателей, юристы и др.
  Всем внешним пользователям нужна, как правило, прежде всего информация о финансовом положении фирмы и результатах ее хозяйственной деятельности, позволяющая оценивать экономическое положение фирмы, движение ее наличных денежных средств:
 * акционеры должны знать, получат ли они дивиденды и когда им следует покупать, держать или продавать акции;
 * кредиторы хотят знать, будут ли выплачены проценты по займам и сумма долга при наступлении срока платежа: оценить целесообразность предоставления или продления срока кредита; определить условия кредитования и предоставления гарантий по кредитам;
 * инвесторы заинтересованы в определении структуры капитала фирмы и в оценке эффективности использования ею ресурсов;
 * поставщики и покупатели хотят знать, будут ли своевременно оплачены их счета и будут ли они по-прежнему получать необходимые им товары или услуги;
 * служащие заинтересованы в получении информации о результатах деятельности фирмы, чтобы выяснить возможность сохранения своих рабочих мест и уровня заработной платы и т.п.;
 * профсоюзы интересуются финансовой отчетностью фирм для выяснения возможностей повышения уровня заработной платы работников при перезаключении коллективных трудовых соглашений с руководством фирмы на очередной период;
 * налоговые органы проверяют правильность составления финансовой отчетности для проведения расчетов по уплате налогов;
 * законодательные органы заинтересованы в изучении финансовой отчетности фирм для определения направлений налоговой политики и принятия законов, регулирующих предпринимательскую деятельность;
 * правительственные организации по результатам финансовой отчетности принимают решения об оказании финансового и организационного содействия отдельным фирмам;
 * аудиторские фирмы проверяют правильность составления финансовой отчетности и ее соответствие существующим стандартам учета и отчетности, защищая интересы всех внешних пользователей;
 * консультанты по финансовым вопросам изучают финансовую отчетность фирм с целью предоставления своим клиентам рекомендаций относительно приобретения акций или инвестирования капитала в конкретную фирму;
 * фондовые биржи анализируют финансовую отчетность фирмы при ее регистрации на бирже, при ликвидации фирмы - члена биржи для выявления соответствия методов учета и отчетности требованиям биржи;
 * пресса и информационные агентства пользуются финансовой отчетностью фирм для подготовки публикаций по отдельным фирмам или по отраслям хозяйства, составления списков крупнейших фирм и их ранжирования, расчета коэффициентов по финансовым показателям их деятельности;
 * союзы предпринимателей используют финансовую отчетность фирм для расчета обобщенных статистических показателей по отраслям, их анализа и оценки состояния хозяйственной конъюнктуры в соответствующей отрасли;
 * юристы анализируют финансовую отчетность для определения возможностей фирмы нести ответственность по своим обязательствам, а также для выяснения, соблюдает ли фирма законодательные нормы при распределении прибыли и выплате дивидендов.
  Все четыре вида управленческого учета - бухгалтерский, оперативный, финансовый и статистический - объединяются одним понятием "экономическая информация". Она составляет базу для принятия управленческих решений.
  Информация финансового учета и отчетности является инструментом финансового управления. К качеству экономической информации предъявляются определенные требования, прежде всего требование о том, чтобы она удовлетворяла пользователей информации, иначе говоря, была полезной.
  Полезность (usefulness) информации оценивается внутренними и внешними пользователями, которые предъявляют к ее качеству следующие требования:
 * уместность и своевременность информации - способность повлиять на принятие решения пользователем и удовлетворить его интересы в нужный момент или к определенному сроку, т.е. информация, представленная своевременно. Поскольку пользователей больше всего интересует перспектива деятельности фирмы, информация должна оказывать пользователям помощь в прогнозировании результатов деятельности фирмы на базе отчетных показателей прошлых лет и настоящего периода;
 * достоверность информации - гарантия объективности и правдивости представляемых данных, что предполагает необходимость указания методов учета, а также процедур учета и оценки, чтобы пользователи могли правильно понимать назначение представляемой информации и проверить ее;
 * сопоставимость информации - возможность сравнения показателей отчетности фирмы с данными по другим фирмам, что требует применения набора определений, единиц измерения, методики обработки данных, сроков отчетности, соответствующих национальным или международным стандартам отчетности, а также международной коммерческой практике;
 * доступность и понятность информации - представление информации в ясной для понимания форме, чтобы пользователь мог применять ее для принятия решения, не боясь допустить ошибку. Для ясного понимания информации необходимо, чтобы формы представления отчетности (описательные заголовки, анализируемые понятия, базы классификации данных, содержание примечаний) отражали существо вопросов, были четкими, без излишней детализации, правильно переведенными на иностранные языки; предоставление информации бесплатно предполагает целенаправленность ее распространения среди известных фирме пользователей;
 * конфиденциальность информации - предоставление пользователям лишь той информации, которая не нанесет ущерба фирме со стороны конкурентов. Отсюда строгий учет и контроль за распространением информации среди внешних пользователей, а также за содержанием и характером отчетной информации.
  От способа обработки и передачи информации (ручная, механизированная, автоматизированная) зависит методология учета, трудоемкость работы, оперативность представления информации на соответствующий уровень управления, экономичность всей информационной системы.
  В зависимости от способа оформления информации она делится на документированную и недокументированную. К документированной информации относятся все документы (включая перфоленты, магнитные ленты, перфокарты, магнитные диски), свидетельствующие о проведении хозяйственных операций. Документированная информация основывается на данных оперативного, бухгалтерского, финансового и статистического учета. Она предоставляется дифференцированно в зависимости от уровня управления и вида принимаемых решений, поскольку для каждого уровня управления заранее определяются состав и количество необходимой информации. Обычно обеспечение управленческого персонала соответствующей информацией зависит от распределения функций между исполнителями. С этой целью для каждого управляющего разрабатываются должностные инструкции, в которых перечисляются функции, которые он исполняет. На основании должностных инструкций определяется тот объем информации, который необходим для осуществления конкретных видов деятельности и принятия определенных управленческих решений.
  Таким образом, информация, основанная на данных учета и отчетности, должна быть целенаправленной, ориентированной на потребности соответствующего уровня управления. Поэтому управленческий учет и отчетность тесно увязаны с организационной структурой управления фирмой, с распределением полномочий и ответственности между различными подразделениями аппарата управления. Считается, что система управления является ведущим, а система учета - обеспечивающим звеном в финансово-хозяйственной деятельности фирмы.
  Содержание финансовой отчетности фирм. Финансовая отчетность (Financial Statement, Annual Accounts) показывает финансовое состояние фирмы на определенную дату, а также результаты деятельности фирмы за определенный период (год, пять лет и др.). Основная цель финансовой отчетности - предоставление заинтересованным пользователям информации о финансовых возможностях фирмы, прибыльности (убыточности) хозяйственной деятельности, перспективах развития фирмы.
  В законах о компаниях практически всех стран определяется порядок представления финансовой отчетности и аудиторской проверки этой отчетности, предписываются формы ведения финансовой отчетности. Согласно установленному порядку, фирмы обязаны представлять финансовую отчетность ежегодно (каждые 12 месяцев). Этот период, как правило, совпадает с календарным годом, но может и не совпадать, а охватывать финансовый год, принятый в данной фирме. Однако для внутренних пользователей некоторые фирмы составляют финансовую отчетность ежеквартально или даже ежемесячно. Основные формы финансовой отчетности:
  1) балансовый отчет (Balance Sheet);
  2) отчет о прибыли (Income Statement) (или отчет о прибылях и убытках, отчет о накопленной прибыли, отчет о нераспределенной прибыли);
  3) отчет об изменениях в финансовом положении (Statement of Changes in Financial Position);
  4) отчет о движении денежных средств (Statement of Cash Flows, Cash Flow Statement);
  5) отчет о собственном капитале (Statement of Stockholders Equity, Statement of Owners Equity).
  В некоторых фирмах составляется также отчет об изменениях в собственном капитале, в особенности в случаях, когда имели место изменения в нем.
  Обязательной составной частью финансовой отчетности являются примечания и пояснения, раскрывающие методы учета, применяемые стандарты учета (национальные или международные), суть и причины изменений применяемых методов учета. Составной частью финансовой отчетности могут быть таблицы.
  В финансовом отчете приводятся также краткие сведения о фирме: ее название, страна регистрации, характеристика и сфера деятельности, правовая форма.
  Балансовый отчет
  Это один из важнейших отчетных документов фирмы, отражающий наличие у нее средств на определенную дату (обычно на последнюю дату финансового года либо на начало или конец календарного года или квартала).
  Отчетный период выбирается и устанавливается самой фирмой. Обычно он соответствует календарному году, но иногда фирма выбирает дату или конец сезона, который наиболее полно отражает ее текущее финансовое состояние.
  Балансовый отчет иногда называют Отчетом о финансовом положении фирмы (Statement of Financial Position). Его структура и содержание статей должны удовлетворять требованиям национальных или международных стандартов учета и отчетности.
  В балансе представлена структура капитала фирмы. По составу показателей баланс делится на две части: актив и пассив. В активе показатели группируются по составу и размещению финансовых средств фирмы или по направлениям использования; в пассиве - по источникам их образования или финансирования.
  Статьи актива и пассива делятся в свою очередь на разделы, отражающие наличие и использование средств, которыми располагает фирма, и источники формирования этих средств за счет финансирования. Итог актива баланса всегда равен итогу его пассива в соответствии со следующим уравнением:
  Активы = Обязательства + Собственный (акционерный капитал)
  Assets = Liabilities + Owner's Equity
  Балансовый отчет не дает достаточной информации о хозяйственной деятельности фирмы, в частности, в нем не приводятся сведения о дебиторах фирмы и размере задолженности каждого из них; о кредиторах и тех условиях, на которых они предоставили ссуды. Кроме того, составление балансового отчета после каждой операции практически невозможно, поскольку ежедневно проводятся сотни операций. Балансовый отчет из-за большой трудоемкости процедуры его составления подготавливается периодически - один раз в год или один раз в полугодие, квартал или в месяц.
  Формы составления баланса отличаются у различных фирм (одноколоночная или двухколоночная запись), однако содержание разделов актива и пассива практически одинаково у фирм даже разной национальной принадлежности. А именно: актив делится на два раздела: оборотные активы (Current Assets) и необоротные активы (Non-Current, Lang-Term Assets), пассив - на заемный (Liabilities) и собственный капитал (Net Worth).
  В активе отражаются все материально-товарные ценности и собственность, принадлежащие фирме, а также все требования к третьим лицам, платежи по которым должны поступать. В пассиве указываются все суммы задолженности фирмы (обязательства) третьим лицам, а также акционерный капитал как задолженность акционерам, которые его разделят в случае ликвидации (банкротства) фирмы.
  Структура и содержание основных статей актива баланса. Активы баланса (Assets) содержат сведения на определенную дату о составе и размещении имеющихся в распоряжении фирмы и контролируемых средств, полученных в результате предшествующей деятельности и которые должны стать источником будущих поступлений фирмы.
  Активы классифицируются:
 * по продолжительности их использования: оборотные и необоротные активы.
 * Оборотные активы (Current Assets) - краткосрочные активы или текущие активы, включающие средства, использованные, проданные или потребленные в течение одного отчетного периода, который обычно составляет один год. К оборотным активам относятся денежные средства, дебиторская задолженность, краткосрочные финансовые вложения, материально-производственные запасы;
 Структура балансового отчета
 Активы Assets Раздел I. Оборотные активы I. Current Assets 1.1. Денежные средства I.1. Cash а) в кассе a) Cash on Hand б) в банках b) Cash in Banks Итого денежные средства Total Cash 1.2. Легкореализуемые ценные бумаги I.2. Marketable Securities 1.3. Дебиторская задолженность I.3. Accounts Receivable. Receivables 1.4. Авансированные расходы I.4. Prepaid Expenses 1.5. Материально-производственные запасы 1.5. Inventories, Stocks Готовая продукция Finished Goods Незавершенное производство Work in Process - WIP Полуфабрикаты Semi-Finished Goods Сырье и основные материалы Raw Materials, Materials 1.6. Внутрифирменные поставки I.6. Internal Transactions, Intercompany Account 1.7. Финансируемый лизинг I.7. Finance Lease Общая сумма оборотных (текущих) активов Total Current Assets Раздел II. Долгосрочные инвестиции II. Long-Term Investments Общая сумма долгосрочных инвестиций Total Long-Term Investments Раздел III. Необоротные активы III. Non-Current Assets. Long-Term Assets 3.1. Материальные активы 3.1. Fixed Assets а) Имущество a) Property б) Земля b) Land в) Здания, строения с) Plants, Buildings г) Машины и оборудование d) Equipment д) Арендованное оборудование e) Leasehold Equipment За вычетом начисленной амортизации Less Accumulated Depreciation Общая сумма чистых материальных активов (за вычетом начисленной амортизации) Total Net Fixed Assets (Less Accumulated Depreciation) 3.2. Нематериальные (неосязаемые активы) 3.2. Intangible Assets а) Гудвилл a) Goodwill б) Патенты b) Patents в) Организационные расходы с) Organization Expenses Итого необоротные активы Total Non-Current Assets Общая сумма активов Total Assets Пассив Liabilities and Owner's Equity Раздел I. Заемный капитал I. Liabilities I. Current Liabilities 1. Краткосрочные обязательства I.1. Short-Term Bank Loans, Bank Overdrafts 1.1. Краткосрочные банковские ссуды и банковские овердрафты I.2. Notes Payable 1.2. Векселя к оплате I.3. Accounts Payable 1.3. Счета к оплате I.4. Advances from Customers 1.4. Авансы от покупателей I.5. Accured Payroll 1.5. Задолженность по заработной плате I.6. Taxes Payable 1.6. Задолженность по выплате налогов I.7. Dividends Payable 1.7. Задолженность акционерам по дивидендам I.8. Provision for Expenses 1.8. Резерв на предстоящие расходы I.9. Staff and Workers Bonus and Welfare Funds 1.9. Задолженность по выплатам премий служащими Total Current Liabilities Общая сумма краткосрочных обязательств 2. Long-Term Liabilities 2. Долгосрочные обязательства 2.1. Deferred Income Taxes 2.1. Отсроченные налоговые платежи 2.2. Long-Term Bank Loans 2.2. Долгосрочные банковские ссуды и кредиты 2.3. Bonds, Debentures Payable 2.3. Задолженность по облигациям 2.4. Other Long-Term Loans 2.4. Прочая долгосрочная задолженность Total Long-Term Liabilities Общая сумма долгосрочных обязательств I. Total Liabilities 1. Общая сумма задолженности (заемный капитал) II. Owner's Equity, Stockholders Equity Раздел II. Собственный капитал Share Owners Equity, Capital and Reserves 2.1. Акционерный капитал 2.1. Shareholders Equity, Stock. Common Stock а) Привилегированные акции с дивидендом в ______ долл., установленные в Уставе, выпущенные и не выкупленные самой компанией с номинальной стоимостью ___ в количестве ______ шт. a) Preferred Stock ____ Comulative, ________ Par Value Authorized, Issued and Outstanding ___ Shares б) Обыкновенные акции с номинальной стоимостью в _____ долл., установленные в Уставе, акций, выпущенные в 19__ году b) Common Stock ___ Par Value Authorized ___ Shares: Issued 19. Shares в) Оплаченный капитал c) Paid in Capital Общая сумма акционерного капитала Total Shareholders Equity 2.2. Дополнительный оплаченный капитал 2.2. Additional Paid-in Capital, Capital Surplus 2.3. Резервный капитал 2.3. Reserve Capital 2.4. Фонд развития 2.4. Enterprise Expansion Fund 2.5. Чистая прибыль 2.5. Net Income 2.6. Чистая прибыль в текущем году 2.6. Current Year Net Profit, Net Profit this Year 2.7. Нераспределенная прибыль 2.7. Retained Earnings, Reserves and Profit Brought Forward 2.8. Регулировки по пересчету на иностранную валюту 2.8. Foreign Currency Translation Adjustments 2.9. Акции в портфеле фирмы I 2.9. Treasury Stock II. Общая сумма собственного капитала IL Total Stockholders Equity Общая сумма (обязательства и собственный капитал) Total Liabilities and Owner's Equity * Необоротные активы (Non-Current Assets, Long-Term Assets) - долгосрочные активы со сроком использования более одного года, включающие материальные и нематериальные активы.
 * по объектам инвестирования: реальные и финансовые. Реальные активы (Real Assets), включающие материальные оборотные и долгосрочные активы;
 * Финансовые активы (Financial Assets), объединяющие все остальные активы, включая ценные бумаги, приобретенные фирмой на финансовых рынках.
  Согласно принципам, разработанным Комитетом по международным стандартам и учету (КМСУ - IASC), активы подразделяются на: текущие (краткосрочные) (Current Assets) и долгосрочные (недвижимые активы) (Fixed Assets).
  Содержание этих понятий также основано на критерии продолжительности использования средств и фактически соответствует оборотным и необоротным активам. Текущие активы имеют срок погашения менее одного года или отчетного периода; срок погашения долгосрочных активов - более одного года или отчетного периода.
  Рассмотрим содержание основных разделов и статей актива.
 
  Раздел I. Оборотные активы (Current Assets), или текущие активы, краткосрочные активы.
  Статьи этого раздела располагаются в балансе в порядке убывающей ликвидности (Liquidity) (по степени ликвидности), т.е. в зависимости от возможности обратить эти средства в наличные денежные средства. Чем выше ликвидность статьи, тем легче обратить соответствующие активы в денежную наличность.
  1.1. Денежные средства (Cash), или, иначе, наличные денежные средства. Включают денежные средства в кассе (кассовую наличность) (Cash on Hand), т.е. средства, находящиеся в распоряжении фирмы, и денежные средства в банке (наличность в банке) (Cash in Bank). Те и другие могут быть в случае надобности немедленно использованы для текущих платежей.
  К денежным средствам относятся:
 * банкноты, монеты;
 * депозиты в банках;
 * банковские переводные векселя (Bank Drafts);
 * денежные переводы (Money Orders);
 * чеки кассиров банка (Cashier's Checks);
 * чеки, удостоверенные банком (Certified Checks);
 * чеки, выданные отдельными лицами (Personal Checks);
 * счета сбережений (Savings Accounts).
  Денежные средства включаются в отчетность по их объявленной стоимости. Одной из важнейших задач финансового менеджмента является определение оптимальной суммы денежных средств с учетом необходимости своевременного погашения текущих обязательств, выплаты заработной платы, инвестиций в развитие производств.
  1.2. Легкореализуемые ценные бумаги (Marketable Securities, Short-Term Marketable Securities) - обладающие большой ликвидностью краткосрочные инвестиции, а именно, вложения временно свободных денежных средств в различные ценные бумаги, чаще всего в облигации государственных займов, которые приносят владельцу доход в виде процента или дивиденда и в случае необходимости могут быть быстро и легко превращены в наличные денежные средства. Вложения в государственные ценные бумаги считаются выгодным помещением денежных средств, так как они не только приносят определенные доходы, но и дают право на льготы при выплате налогов на прибыль. Они оцениваются по себестоимости или по рыночной цене (текущая стоимость выпуска).
  Под себестоимостью легкореализуемых ценных бумаг понимаются их покупная цена и прочие затраты на приобретение (комиссионные, уплачиваемые брокеру, налоги).
  Такие вложения временно свободных денежных средств делаются и в привилегированные акции, которые при необходимости также можно быстро реализовать по цене, примерно равной их рыночной стоимости. Обычно легкореализуемые ценные бумаги продаются по номиналу или по рыночной цене и учитываются в балансе по минимальной (из их номинальной и текущей) рыночной цене (at Cost which Approximates Market Value).
  Легкореализуемые ценные бумаги приобретаются фирмами на период в течение которого не потребуются денежные средства для погашения текущих обязательств или других текущих платежей. Легкореализуемые ценные бумаги подразделяются на:
 * краткосрочные свидетельства (Short-Term Papers);
 * долгосрочные обязательства (Marketable Debt Securities);
 * ценные бумаги, дающие право собственности (Marketable Equity Securities).
  1.3. Дебиторская задолженность включает причитающиеся фирме суммы, еще не полученные от покупателей, клиентов, служащих, срок погашения которых не превышает одного года.
  Дебиторская задолженность может быть представлена как задолженность по основной деятельности фирмы и задолженность по прочим операциям. Дебиторская задолженность по основной деятельности может отражаться в следующих статьях:
 * "Счета к получению" (Accounts Receivable);
 * "Счета покупателей, дебиторы" (Customer's Accounts);
 * "Текущие причитающиеся платежи" (Current Receivable);
 * "Наличные причитающиеся платежи" (Cash Receivable);
 * "Векселя полученные" (Notes Receivable);
 * "Прочие неоплаченные счета" (Other Accounts Outstanding).
  Статья "Счета к получению" вносится в активы в том случае, если товары и услуги предоставляются в кредит или с отсрочкой платежа без письменного обязательства уплаты к определенному сроку. Статья "Векселя полученные" предполагает предоставление письменного обязательства об уплате суммы на определенную дату, причем указываются номинал векселя и процент. Дебиторская задолженность по основной деятельности может быть краткосрочной и долгосрочной. Краткосрочная задолженность - это счета и векселя дебиторов со сроком погашения менее года. Такая задолженность может выражать предоставляемый покупателю коммерческий кредит в товарной форме (обычно на 30, 60 и 90 дней). Краткосрочная дебиторская задолженность оценивается по текущему денежному эквиваленту. Долгосрочная дебиторская задолженность - это долгосрочные векселя к получению, оценивается по приведенной стоимости будущих кассовых поступлений, исчисленной по фактической рыночной ставке процента на дату выпуска.
  К дебиторской задолженности по прочим операциям относятся следующие статьи:
 * "Авансы служащим" (счета служащих) (Employee Accounts);
 * "Депозиты как гарантия долга" (Deposits);
 * "Дебиторская задолженность по финансовым операциям" (дебиторская задолженность по дивидендам и процентам).
  Дебиторская задолженность учитывается в балансе по чистой стоимости реализации (Net Realizable Value), т.е. за вычетом сомнительных счетов (безнадежных поступлений) (Doubtful Accounts, Uncollectible Accounts Receivable, Bad Debts) и различных скидок (Allowances), в том числе скидок за возврат товаров (Sales Returns and Allowances).
  Сомнительные счета (безнадежные поступления) по дебиторской задолженности выделяются обычно отдельной статьей "Скидки по сомнительным счетам". Фактически сомнительные счета (безнадежные поступления) - это убытки или расходы за отчетный период, которые возникают в результате неоплаты покупателями какой-то части счетов. Поскольку в условиях рыночной экономики не существует полной гарантии оплаты всех счетов, обычно фирма резервирует часть средств для возможных непоступлений и вносит в баланс статью "Резерв на сомнительные позиции" (Provision for Doubtful Items). За вычетом таких сумм в баланс включается статья "Итого чистая дебиторская задолженность" (Net Receivables) или "Счета к получению за вычетом сомнительных счетов" (Accounts Receivable Less Allowance for Doubtful Accounts). Скидка для безнадежных поступлений рассчитывается обычно исходя из доли неоплаченной, дебиторской задолженности (неоплаченных счетов и векселей) за предыдущий отчетный период в чистом объеме реализации продукции (Net Sales).
  1.4. Авансированные средства (расходы будущих периодов - Prepaid Expences) включают краткосрочные авансовые платежи продавцам, уплату вперед арендной платы, стоимости страхования, комиссионных, а также налогов (Prepaid Income Tax). Эти статьи отражают права и требования фирмы на получение в будущем (в течение года) от своих партнеров и клиентов заранее оплаченных товаров и услуг, т.е. затраты, реальной отдачи от которых на дату составления баланса нет, но она должна быть в следующем отчетном году. Эти статьи включаются в оборотные активы условно, поскольку они не обладают ликвидностью и не могут быть превращены обычным путем в наличные денежные средства. Они отражаются в балансе по себестоимости в той части, которая на дату составления баланса оставалась фактически неиспользованной.
  1.5. Материально-производственные запасы (Inventories, Stocks) включают материальные (осязаемые) активы, предназначенные для:
 * продажи в течение обычного производственного цикла (готовая продукция);
 * использования в процессе производства в целях последующей реализации ( полуфабрикаты);
 * внутреннего потребления в процессе производства товаров и услуг, предназначенных для реализации (сырье и материалы).
  В балансе материально-производственные запасы отражаются следующими статьями:
 * "Готовая продукция" (Finished Products, Goods);
 * "Незавершенное производство" (Work in Process - WIP);
 * "Полуфабрикаты" (Semi-Finished Goods);
 * "Основные сырье и материалы" (Raw Materials, Materials);
 * "Вспомогательные материалы" (Other Supplies);
 * "Товарно-материальные запасы" (Purchased Materials, Materials and Components)".
  Статья "Готовая продукция" может включать товары, реализуемые без переработки, или остатки непроданной или непоставленной продукции, находящейся на складе.
  Статья "Незавершенное производство" включает средства, вложенные в товары, находящиеся в процессе производства, или частично готовую продукцию, требующую дополнительной обработки перед ее реализацией.
  Статья "Товарно-материальные запасы" может включать сырье, упаковочные материалы, компоненты, закупаемые у поставщиков.
  Производственные запасы, незавершенное производство и готовая продукция могут быть сведены в одну статью и оцениваться на базе наименьшей из величин - себестоимости или рыночной цены.
  Материально-производственные запасы - это наименее ликвидная статья оборотных активов, так как для реализации продукции, учитываемой ею, и для получения платежей требуется определенное время.
  Анализ показателей по статьям материально-производственных запасов имеет большое значение для принятия решений в финансовом менеджменте. Здесь постоянного внимания требует анализ показателей по реализации готовой продукции, уровню запасов, поскольку это непосредственно отражается на результатах рентабельности производства.
  Оценка материально-производственных запасов производится по их себестоимости или рыночной стоимости, в зависимости от того, какая ниже. При этом под стоимостью понимается себестоимость или заниженная стоимость, если в результате ухудшения состояния, морального старения, снижения цен и других факторов реализация материально-производственных запасов производится по цене ниже себестоимости. Оценка запасов включает оценку производственных и других ресурсов, а также стоимости материалов.
  Материально-производственные запасы, перечисленные в балансе или использованные при определении стоимости проданных товаров, в счете прибылей и убытков могут оцениваться следующими методами:
 * по себестоимости каждой единицы закупаемых товаров (Specific Indentification Method),
 * по средней себестоимости (Average Cost), в частности, по средневзвешенной средней (Weighted Average Cost) и скользящей средней (Moving Average Cost);
 * по себестоимости первых по времени закупок - "ФИФО" - "первым поступил - первым ушел" (First In - First Out - FIFO);
 * по себестоимости последних по времени закупок - "ЛИФО" - "последним поступил - первым ушел" (Last In - First Out - LIFO).
  Метод оценки запасов по себестоимости каждой единицы закупаемых товаров предполагает учет их движения по фактической себестоимости.
  Метод оценки записей по средней себестоимости основан на использовании соответствующих формул расчета средних величин и считается наиболее простым и объективным.
  Метод ФИФО основывается на условии, что запасы используются в той же последовательности, в какой они приобретаются. Это означает, что запасы, которые первыми поступают в производство, оцениваются по себестоимости первых по времени закупок. В результате получается, что запасы на конец периода оцениваются по их фактической себестоимости, а в себестоимости реализованной продукции учитываются цены наиболее ранних (первых) закупок. Применение такого метода оценки позволяет фирме получать повышенную чистую прибыль вследствие того, что она включает в реализационную цену запасы по себестоимости первых закупок в условиях роста цен на материально-производственные запасы к моменту их использования.
  Метод ЛИФО предполагает, что поступление запасов в производство оценивается по себестоимости последних по времени закупок, а себестоимость запасов на конец года определяется исходя из себестоимости наиболее ранних закупок. Этот метод позволяет более точно определить себестоимость реализованной продукции и чистую прибыль от реализации, однако искажает себестоимость запасов на конец года (периода). При этом методе оценки в условиях роста цен прибыль, отражаемая в балансовой отчетности, занижается, следовательно, уменьшаются подлежащие уплате налоги. Несмотря на это, фирмы чаще пользуются методом ФИФО, предпочитая отражение в балансе более высокой прибыли, поскольку это влияет на положение фирмы на финансовом рынке и сказывается на уровне котировок ее ценных бумаг, так как основным показателем, влияющим на котировки, является показатель чистой прибыли на одну акцию в обращении.
  Выбор метода оценки материально-производственных запасов является одним из важнейших инструментов финансового менеджмента.
  Так, переход от метода ФИФО к методу ЛИФО во время инфляции приводит к завышению себестоимости реализованной продукции. Это в свою очередь ведет к снижению расчетного уровня доходов при одном и том же уровне продаж в последний год по сравнению с предыдущим. Поэтому в примечании к отчету обязательно должно содержаться указание об использованном методе расчета или о переходе с одного метода расчета на другой.
  1.6. Внутрифирменные поставки (Internal Transactions, Intercompany Account) отражают поставки продукции родственным компаниям и причитающиеся по ним платежи.
  1.7. Финансируемый лизинг (Finance Lease) - аренда с правом покупки имущества, которое в отчете отражается как собственность.
  Таким образом, оборотные (текущие) активы отражают содержание производственно-сбытового цикла фирмы: запасы товарно-материальных ценностей по мере их реализации учитываются в балансе по статье "Дебиторская задолженность" ("Счета, подлежащие оплате"), а затем по мере поступления средств превращаются в наличность, которая идет на оплату обязательств фирмы и текущих издержек производства.
  Раздел II. Долгосрочные инвестиции (Long-Term Investments), или долгосрочные финансовые вложения в ценные бумаги других фирм, включают суммы, отвлеченные из оборота фирмы и переданные в распоряжение других фирм или учреждений с целью либо получения стабильных доходов в виде процента на займы и долгосрочные кредиты, либо распространения влияния инвестора на деятельность фирмы, акции которой он приобретает.
  В раздел "Долгосрочные инвестиции" включаются следующие статьи:
 * "Инвестиции в различного вида ценные бумаги", как дающие право собственности (обыкновенные и привилегированные акции), так и долговые обязательства других компаний (облигации, долгосрочные векселя, закладные и др.);
 * "Инвестиции в материальные необоротные активы", которые не используются в хозяйственной деятельности, а предназначены для перепродажи;
 * "Инвестиции, отвлеченные в специальные фонды" - Пенсионный фонд; Фонд для погашения облигаций и выкупа акций (выкупной фонд);
 * "Инвестиции в дочерние компании и филиалы, не входящие в консолидированную отчетность".
  Инвестиции в облигации оцениваются по приведенной стоимости будущих кассовых поступлений: инвестиции в акции оцениваются по наименьшей из оценок: себестоимость или рыночная цена (стоимость продажи в текущих ценах), когда доля этих акций в капитале другой компании незначительна. В противном случае используется метод долевого участия.
  Раздел III. Необоротные активы - долгосрочные активы (Non-Current Assets, Long-Term Assets) включают статьи, отражающие вложение средств в материальные активы (Fixed Assets) и нематериальные активы (Intangible Assets), которые в соответствии с международными стандартами учета обозначаются как "реальные основные средства" (Fixed Assets, Tangible Assets; Property, Plant and Equipment).
  К материальным активам (реальным основным средствам) относятся средства длительного пользования, имеющие материальную форму:
 * имущество (Property);
 * земельные участки (Land);
 * здания и сооружения (Plants, Buildings);
 * машины и оборудование (Machinery and Equipment);
 * транспортные средства (Transports);
 * незавершенное строительство (Construction in Process);
 * специальные приспособления, инструменты длительного пользования (Instruments. Manufacturing Tools);
 * арендованное оборудование (Leasehold Equipment);
 * конторский инвентарь, принадлежности (Furniture, Fixtures);
 * недвижимость, не воплощающаяся стоимость, но способная стать объектом рыночного оборота: недра, содержащие полезные ископаемые, лесные массивы, водоемы.
  На все статьи реальных основных средств, кроме земли, начисляется амортизация. Амортизация (Depreciation) - распределение списываемой стоимости средств в течение предварительно подсчитанного срока полезности.
  В соответствии с международными стандартами учета все статьи материальных активов включаются в отчетность по их первоначальной стоимости, под которой понимаются все затраты на приобретение этих средств, включая доставку и монтаж, за вычетом начисленной амортизации к дате баланса.
  Амортизация для целей учета определяется как снижение полезной стоимости основных средств в результате физического износа. Основные средства могут также снижать свою полезную стоимость в результате морального старения, поскольку появляются новые изобретения и более современное оборудование, которые делают существующее оборудование устаревшим. Издержки, понесенные в связи с приобретением собственности, машин и оборудования, должны распределяться на весь срок предполагаемого использования оборудования с учетом вышеприведенных факторов.
  Начисленная амортизация (Accumulated Depreciation) иногда вносится в баланс отдельной статьей, в которой учитывается начисленная на дату составления баланса сумма износа.
  Вычитание суммы начисленной амортизации из первоначальной стоимости отражается в статье "Чистая балансовая стоимость основных средств (Net Property, Plant and Equipment) на дату составления баланса. Так, например, грузовая машина, приобретенная фирмой для целей перевозки грузов, куплена за 10 тыс. долл. и срок ее службы исчисляется в 5 лет. При использовании прямого метода списания амортизации ее стоимость будет уменьшаться на 2 тыс. долл. в год. В конце первого года эксплуатации ее чистая балансовая стоимость (стоимость за вычетом амортизации) составит 8 тыс. долл.; в конце второго года - 6 тыс. долл., так как начисленная амортизация оценивается в 4 тыс. долл.
  Начисленная амортизация исчисляется только по таким статьям, как здания, оборудование, арендованное имущество, мебель и арматура. Земля не подвергается обесценению и ее балансовая стоимость остается неизменной. При оценке земельных участков за базу берется стоимость их приобретения. Затраты на незавершенное строительство и приобретение имущества подлежат амортизации лишь после вступления в строй действующих объектов.
  Термин "истощение недр" ("Depletion") применяется в балансовых отчетах фирм горнодобывающей и нефтяной отраслей. Когда нефтяной источник или источник другого минерального сырья до конца используется или продается, в балансе фирмы это находит отражение в статье "Истощение недр", где дается стоимостная оценка природных ресурсов, которыми фирма больше не располагает.
  В некоторых фирмах производится периодическая переоценка основных активов для более полного отражения их текущей стоимости.
  Активы, на которые начисляется амортизация (износ) (Depreciable Assets), - это активы, которые предполагается использовать более одного отчетного периода; имеют ограниченный срок использования (полезность); используются предприятием для производства и реализации продукции и оказания услуг, для сдачи в аренду, в управление.
  Амортизация, исчисленная за отчетный период, вычитается из реальных основных средств, что указывается в балансе словами "за вычетом начисленного износа" (Fixed assets cost less accumulated depreciation).
  В международной практике применяются различные методы начисления амортизации. Фирма, выбрав один из методов, должна постоянно его придерживаться. Нормы амортизации могут периодически пересматриваться и корректироваться для более точного отражения срока службы соответствующих активов.
  Следует иметь в виду, что в отчетах некоторых фирм термины "Depreciation" и "Amortization" употребляются в различных значениях. Термин "Depreciation" относится к исчислению износа материальных активов и снижению на эту сумму их стоимости; термин "Amortization" - для обозначения снижения стоимости нематериальных (неосязаемых) активов, таких, как патенты, лицензии и др.
  Нематериальные (неосязаемые) активы (Intangible Assets) включают статьи, дающие оценки репутации фирмы ("цена фирмы"), а также организационные расходы. Эти расходы не имеют материального воплощения, но имеют экономическую ценность, принося фирме доход, и могут быть материализованы в случае ликвидации фирмы при ее слиянии или поглощении другой фирмой.
  К нематериальным активам относятся:
 * патенты (Patents);
 * лицензии (Licenses);
 * авторские права (Copyrights);
 * торговые марки (Trade Marks, Brand Names);
 * секреты производства (Know-how);
 * затраты на НИОКР (Research and Development Costs);
 * затраты на разработку программного обеспечения (Software Costs);
 * деловая репутация фирмы (гудвилл) (Goodwill);
 * исключительные права на производство определенных видов товаров или сбыта на закрепленной территории (Exclusive Rights);
 * отложенные расходы (Deferred Charges).
  В балансе отражаются только те нематериальные активы, которые приобретены у третьих фирм.
  Деловая репутация фирмы, или "цена фирмы" - "гудвилл" ("Goodwill"), оценивается суммой, на которую цена приобретаемой фирмы превышает стоимость ее нетто-активов (балансовую стоимость). Обычно это случается, когда фирма имеет известную торговую марку и пользуется высокой репутацией на рынке. Практика оценки такого вида активов весьма разнообразна. Согласно международным правилам учета, фирма, приобретающая другую фирму с превышением стоимости ее материальных активов, должна списывать сумму, составляющую оценку "гудвилл", в течение периода, не превышающего 40 лет.
  Статья "Отложенные расходы" (Deferred Charges) включает расходы, которые уже имели место, но эффект или поступления по которым ожидаются в будущем. К ним относятся:
 * организационные расходы;
 * расходы, связанные с учреждением фирмы;
 * расходы, обусловленные изменением местоположения фирмы;
 * отсроченные расходы по выплате налогов;
 * выплаченные авансом на несколько лет вперед расходы по страхованию, аренде и др.
  Все статьи нематериальных активов обычно включаются в баланс по их себестоимости, в которую входят все расходы на их приобретение и подготовку к использованию за вычетом амортизации. Амортизация обычно начисляется по методу равномерного прямолинейного списания, однако период начисления амортизации, устанавливаемый законодательством, колеблется по разным странам (от 5 лет в Японии до 40 лет в США и Канаде). Организационные расходы, или расходы, связанные с учреждением фирмы, выпуском акций и облигаций, освоением новой технологии производства, оцениваются по чистой стоимости, т.е. за вычетом всех предшествующих амортизационных отчислений. В стоимость при этом включаются все затраты на приобретение и расходы, направленные на то, чтобы сделать неосязаемые активы готовыми к соответствующему использованию. В эти затраты обычно входят: цена покупки, законные гонорары и прочие одноразовые расходы, понесенные при приобретении активов.
  Структура и содержание основных статей пассива баланса. Пассив баланса, именуемый, согласно международным стандартам учета, в финансовых отчетах фирм как "Обязательства и капитал" (Liabilities and Capital), дает стоимостную оценку средств фирмы на определенную дату по источникам их формирования, целевому назначению, срокам погашения. Каждому виду источников средств соответствует отдельная статья пассива.
  Группировка статей пассива в балансе фирмы может быть различной в зависимости от применяемых при классификации принципов:
 * по источникам формирования и принадлежности используемых фирмой капиталов:
 * заемный капитал;
 * собственный капитал;
 * по продолжительности использования капитала в обороте: капиталы краткосрочного пользования: краткосрочные обязательства, краткосрочная задолженность, текущие обязательства; капиталы длительного пользования: долгосрочные обязательства, долгосрочная задолженность, долгосрочный заемный капитал, акционерный капитал, дополнительный капитал, резервный капитал.
  Раздел 1. Заемный капитал (Liabilities)
  В процессе деятельности каждая фирма широко использует заемные средства, которые отражаются в пассиве баланса как задолженность по краткосрочным и долгосрочным обязательствам.
  Краткосрочные обязательства (Current Liabilities, Short-Term Liabillties) - текущие обязательства, срок погашения которых истекает в течение сравнительно короткого периода, обычно в течение операционного цикла в 12 месяцев. Ликвидация краткосрочных обязательств производится за счет использования соответствующих текущих оборотных активов или образования новых краткосрочных обязательств.
  Краткосрочные обязательства приводятся в балансе либо по текущей цене, отражающей будущий отток денежных средств для погашения этих обязательств, либо по цене на дату погашения долга. Как правило, эти две оценки существенно не различаются, поскольку срок погашения текущих обязательств непродолжителен.
  В краткосрочные обязательства включаются следующие статьи:
 * "Краткосрочные банковские ссуды и банковские овердрафты" (Short-Term Bank Loans, Bank Overdrafts);
 * "Векселя к оплате" (Notes Payable);
 * "Счета к оплате" (Accounts Payable);
 * "Авансы от покупателей" (Advances from Customers);
 * "Задолженность по заработной плате" (Accured Payroll);
 * "Задолженность по выплате налогов" (Taxes Payable);

<< Пред.           стр. 8 (из 18)           След. >>

Список литературы по разделу