<< Пред. стр. 9 (из 18) След. >>
* "Задолженность акционерам по дивидендам" (Dividends Payable);* "Резерв на предстоящие расходы" (Provision for Expenses);
* "Задолженность по выплатам премий служащим и рабочим, взносов в социальные фонды" (Staff and Workers Bonus and Welfare Funds);
* "Задолженность по выплате процентов по долгосрочным обязательствам" (Interest Due on Fixed) или часть долгосрочного долга к оплате (Current Portion-Long-Term Debt)
Краткосрочные банковские ссуды и банковские овердрафты (Short-Term Bank Loans, Bank Overdrafts) - кредиторская задолженность в виде банковских ссуд и кредитов, предоставленных фирме банком или другими кредитными учреждениями, которые должны быть выплачены на протяжении текущего отчетного периода (обычно одного года).
Суммы, подлежащие выплате, определяются с учетом номинальной суммы займа и начисленного процента.
Банковский овердрафт - это финансирование банком операций фирмы сверх суммы, имеющейся на ее счете в данном банке, или превышение суммы открытого банком кредита. Эта статья возникает в результате временного отсутствия денежных средств на счетах фирмы, что может случиться из-за недостаточно эффективного контроля со стороны фирмы за движением денежных средств. На погашение овердрафта направляются все суммы, поступающие на счет фирмы. Такая форма кредитования используется только в отношениях с надежными клиентами, имеющими устойчивое финансовое положение. Она выгодна банку, поскольку за пользование овердрафтом взимается высокая для краткосрочного кредита плата. Все суммы, показываемые по данной статье, приводятся в балансе с учетом выплачиваемых процентов.
Векселя к оплате (Notes Payable) - задолженность по векселям, подлежащим оплате на дату баланса. Это денежные средства, взятые фирмой взаймы у банков или других фирм с выдачей кредитору письменного обязательства, именуемого векселем.
Векселя к оплате подразделяются на векселя к оплате по торговым операциям (Trade Notes), краткосрочные долговые обязательства (Short-Term Loan Notes) и часть долговых обязательств, подлежащую выплате в течение года (Current Maturities of Long-Term Debt). Векселя к оплате по торговым операциям являются письменным обязательством фирмы об уплате в определенный срок закупленных товаров или оказанных ей услуг, или о продлении задолженности фирмы, возникшей в результате приобретения ею товаров или услуг по открытому счету.
Счета к оплате (задолженность поставщикам, расчеты с поставщиками) (Accounts Payable, Trade Accounts Payable) - неоплаченные счета, выставленные фирмами-поставщиками, подлежащие оплате в течение 30-60 дней. Фактически это долг своим постоянным кредиторам, у которых были закуплены товары по открытому счету.
Авансы от покупателей (Advances from Customers) - денежные средства, полученные от покупателей продукции фирмы до поставки им товаров или оказания услуг. По ним уплачивается определенный процент и впоследствии они учитываются в цене готового продукта. Сюда относятся также арендная плата и проценты, полученные авансом.
Задолженность по заработной плате (зарплата к выплате) (Accured Рауrоll) - причитающаяся работникам заработная плата, еще не выплаченная.
Задолженность по налогам (налоги к уплате) (Taxes Payable) - неуплаченные государству начисленные налоги на прибыль.
Задолженность акционерам по дивидендам (дивиденды к выплате) (Dividends Payable) - начисленные дивиденды, предназначенные к выплате акционерам.
Резерв на предстоящие расходы (расходы будущих периодов) (Provision for Expenses) - сумма, резервируемая для оплаты будущих намечаемых расходов. В эту статью может включаться резерв за непредвиденные расходы.
Задолженность по выплатам премий служащим и рабочим, взносов в социальные фонды (Staff and Workers Bonus and Welfare Funds) включает расходы по причитающимся рабочим и служащим выплатам премиальных и взносы в различные фонды.
Задолженность по выплате процентов по долгосрочным обязательствам (Interest Due on Fixed) включает текущую долю выплат по долгосрочным кредитам, предоставленным на срок более одного года.
Большинство краткосрочных обязательств (за исключением банковских кредитов) не требует выплаты процентов, поэтому они считаются низкозатратным ( дешевым) источником финансирования для фирмы.
2. Долгосрочные обязательства (Long-Term Liabilities) включают те виды задолженности (обязательства), срок погашения которых превышает один год.
К ним относятся:
* отсроченные налоговые платежи (Deferred Income Taxes);
* долгосрочные банковские ссуды и кредиты (долгосрочный долг) (Long-Term Bank Loans, Long-Term Debt);
* задолженность по облигациям (Bonds, Debentures Payable)
* ссуды под недвижимость (Mortgage Loan);
* подоходные налоги будущих периодов (Future Taxes);
* долгосрочные векселя к оплате (Long-Term Notes Payable);
* обязательства по пенсионным выплатам;
* выплаты по долгосрочной аренде с последующим приобретением имущества ( Capital Lease);
* прочая долгосрочная задолженность (Other Long-Тепл Loans);
Отсроченные налоговые платежи (Deferred Income Taxes) возникают, когда государство в целях стимулирования деятельности фирмы предоставляет ей возможность не выплачивать налоги регулярно в течение определенного периода, а выплачивать всю сумму единовременно после завершения указанного срока. Накапливающиеся таким образом платежи называются отсроченными. По существу отсроченные налоговые платежи являются формой кредита, поэтому иногда именуются "инвестиционный налоговый кредит".
Государство может стимулировать деятельность фирмы также путем предоставления ей права на ускоренную амортизацию (Accelerated Depreciation) зданий и оборудования (основных средств), при этом в первые годы капиталовложений текущие налоговые платежи снижаются (уменьшается облагаемая налогом прибыль). Однако в определенные сроки в будущем эти налоги подлежат уплате. Поэтому фирмы включают сумму отсроченного налога в долгосрочную задолженность, показывая, каким был бы налог, если бы не производилось ускоренное списание основного капитала. Эти суммы приводятся в статье долгосрочной задолженности с нарастающим итогом.
Долгосрочные банковские займы и кредиты (Long-Term Bank Loans) - заемный капитал, привлеченный путем получения займов и кредитов у банков и других финансовых учреждений, путем эмиссии облигационных займов и выплаты по ним процентов.
Задолженность по облигациям (облигации к оплате) (Bonds) включает выпущенные фирмой облигации с погашением в определенном году.
Выпуск облигаций используется фирмой в качестве источника заемных средств для финансирования хозяйственной деятельности. Облигация подлежит погашению в установленный срок. Это означает, что фирма, выпустившая облигацию, берет на себя обязательство уплатить к определенному сроку полученную от продажи облигации сумму с начисленными на нее процентами. Облигации бывают разных видов: обеспеченные и необеспеченные; конвертируемые и неконвертируемые; с различными условиями выплаты процентов.
Облигации (Bonds - в США, Debentures - в Англии) могут продаваться по номиналу, с премией (выше номинала) или с дисконтом (ниже номинала). И премия, и дисконт затем постепенно списываются (амортизируются) в течение срока существования этой задолженности. Необеспеченные облигации (Debentures Payable) подлежат обратному выкупу.
Фактически, выпуская облигации, фирма получает долгосрочный кредит, за который выплачивает держателям облигаций ежегодно фиксированный процент от стоимости облигации (12-14%). Процентные платежи по облигациям обычно осуществляются каждые полгода. Необеспеченные облигации подкрепляются не активами фирмы, а ее хорошей репутацией (их именуют также облигации без обеспечения).
Ссуды под недвижимость (Mortgage Bonds), или ипотечные облигации, дают их держателям дополнительные гарантии, поскольку их обеспечением служит ипотека на всю или часть собственности фирмы. Первая ипотечная облигация считается одной из самых надежных и первоклассных вложений капитала, так как дает инвестору право на причитающуюся ему часть дохода фирмы. Если фирма не располагает наличными средствами для погашения облигаций при наступлении срока платежа, держатели первых ипотечных облигаций имеют по закону преимущественное право по сравнению с другими кредиторами (например, держателями необеспеченных облигаций) на заложенные активы, которые подлежат продаже, а выручка от продажи пойдет на покрытие долга.
Обязательства по пенсионным выплатам (задолженность по пенсионным выплатам) возникает, если фирма имеет свой пенсионный фонд (Pension Fund), формирующийся за счет периодических взносов работников и работодателя. Его средства направляются на выплату пенсий и пособий в связи с выходом на пенсию, по нетрудоспособности и др.
Выплаты по долгосрочной аренде включаются в баланс в том случае, если фирма арендует средства на условиях аренды капитала (Capital Lease) т.е. когда фирма, выступающая арендатором,
* получает право собственности на арендованное имущество по истечении срока аренды;
* получает право по истечении срока аренды приобрести арендованное имущество по минимальной цене (или остаточной стоимости) или возобновить аренду с условием выплаты минимальной арендной платы;
* когда срок аренды охватывает две трети или более срока полезного использования имущества;
* когда общая сумма арендной платы составляет 90% или более стоимости имущества.
Поскольку этот вид аренды по сути означает покупку арендуемых средств арендатором, последний должен отражать эти средства в активе как собственные средства, а в пассиве - как свои долгосрочные обязательства на всю сумму арендных платежей, выплачиваемых в течение срока аренды.
Прочая долгосрочная задолженность (Other Long-Term Loans) включает долгосрочные векселя фирмы с обязательством выплаты в установленный срок, не превышающий пяти лет; задолженность по ссудам и авансам; закладные, отложенные на срок более года.
Долгосрочные обязательства предусматривают выплату процентов либо другие выплаты, поэтому представляют собой дорогостоящее финансирование. Они обеспечиваются недвижимым имуществом либо всеми имеющимися активами предприятия.
Статьи "Краткосрочные обязательства" и "Долгосрочные обязательства" иногда объединяются в одном разделе "Внешние обязательства" (Outside Liabilities). Внешние обязательства - это убытки в будущем, поскольку содержат обязательства фирмы передать средства или оказать услуги контрагентам по заключенным ранее сделкам.
Раздел II. Собственный капитал (Equity, Stockholders Equity, Share Owners Equity, Capital and Reserves) включает статьи пассива баланса, отражающие средства, которыми фирма вправе сама распоряжаться. Фактически это чистая стоимость капитала за вычетом всех обязательств из суммарных активов.
Собственный капитал равен сумме активов минус сумма задолженности.
Собственный капитал подразделяется на:
1) вложенный капитал (Contributed Capital);
2) накопленную прибыль (Earned Surplus, Retained Earnings).
Вложенный капитал в акционерных компаниях делится на:
* акционерный капитал по его номинальной стоимости (Par Value of Outstanding Capital Stock);
* дополнительный оплаченный капитал (Capital Surplus, Additional-Paid-in Capital, Capital in Excess of Par Value);
* резервный капитал (Reserve Capital).
В раздел "Собственный капитал" включаются также статьи:
* "Фонд развития" (Enterprise Expansion Fund);
* "Чистая прибыль" (Net Income);
* "Чистая прибыль в текущем году" (Current Year Net Profit, Net Profit this Year);
* "Нераспределенная прибыль" (Retained Earnings, Reserves and Profit Brought Forward);
* "Регулировки по пересчету на иностранную валюту" (Foreign Currency Translation Adjustments);
* "Акции в портфеле фирмы" (Treasury Stock).
Акционерный капитал (Stock, Common Stock, Share Capital, Shareholders Equity) образуется в результате вкладов акционеров в приобретение акций фирмы на сумму балансовой стоимости, определяемую в уставе фирмы. В балансе находит отражение сумма оплаченного акционерного капитала (Paid-in Capital) по номинальной стоимости акций, привилегированных и обыкновенных, или же разрешенный к выпуску акционерный капитал (Authorised Capital), а также количество фактически выпущенных акций на дату составления баланса (Issued Capital), т.е. выпущенные акции за вычетом собственных акций в портфеле фирмы (Treasury Stock).
Привилегированные акции (Preferred Stocks) дают определенные привилегии их держателям при получении дивидендов и распределении активов в случае ликвидации фирмы. Конкретные права держателей этих акций оговариваются в уставе фирмы. Так, по привилегированным акциям определенной номинальной стоимости (например, 100 долл.) обеспечивается фиксированный минимальный, независимо от результатов деятельности фирмы, дивиденд. Каждая акция дает право на дивиденд до того, как будут выплачиваться дивиденды по обыкновенным акциям.
Привилегированные акции подразделяются на некумулятивные (Non-Cumulative Preferred Stocks) и кумулятивные (Cumulative Preferred Stocks). Некумулятивные акции теряют приоритет в получении дивидендов на следующий год, если они не были объявлены в текущем году. Кумулятивные акции не теряют такого права. Если в какой-то год дивиденды не могли быть выплачены, они аккумулируются в пользу держателей привилегированных акций и должны быть выплачены при первой возможности до объявления каких-либо дивидендов на обыкновенные акции. Обычно держатели привилегированных акций не имеют права голоса при решении вопросов на собрании акционеров, однако только при условии, что фирма выплачивает дивиденды в обусловленном размере. Дивиденды, которые не были выплачены по акциям, называются просроченными дивидендами (Dividends in Arrears). Привилегированные акции бывают обратимыми (Convertible) и необратимыми (Non-Convertible). Выпускаются также акции с правом выкупа - отзывные акции (Callable Preferred Stocks). Обратимая привилегированная акция может быть обменена на обыкновенную акцию по определенному коэффициенту.
Обыкновенные акции (Common Stocks) составляют основную часть акционерного капитала. Они не гарантируют получение фиксированного дивиденда, но и не имеют ограничения уровня выплачиваемого дивиденда, который зависит от результатов деятельности фирмы и полученной прибыли. Держателям обыкновенных акций дивиденды выплачиваются после того, как их получат владельцы привилегированных акций.
Акции имеют номинальную стоимость (Par Value Stocks) или не имеют ее (No Par Value Stocks). Акции, не обладающие номинальной стоимостью, имеют объявленную стоимость (Stated Value), но могут и не иметь ее. Номинальная стоимость печатается на каждой акции, объявленная стоимость объявляется Советом директоров фирмы. Акции могут выпускаться не только с целью обмена на наличные деньги, но и в обмен на определенные товары и услуги (Stocks for Non-Cash Assets). В этом случае в балансе фиксируется рыночная цена акции, а если ее невозможно определить - рыночная цена приобретаемых активов.
Дополнительный оплаченный капитал (Additional Paid-in Capital) - увеличившаяся часть балансовой стоимости акционерного капитала путем выпуска новых акций на сумму их номинальной стоимости. Средства, полученные от реализации акций, являются собственным капиталом фирмы. Кроме того, собственный капитал фирмы может увеличиваться за счет эмиссионного дохода (Paid-in Surplus), обеспечиваемого разницей между номинальной стоимостью акций и ценой, по которой они были фактически реализованы. Источником дополнительного капитала (Capital Surplus) может быть также продажа фирмой части активов по цене, превышающей их балансовую стоимость, или приобретение ею активов другой компании по цене ниже их балансовой стоимости.
Порядок учета оплаченной части акционерного капитала в различных странах неодинаков. В некоторых странах все суммы, оплаченные акционерами, классифицируются как оплаченная часть акционерного капитала без дальнейшей разбивки на более мелкие категории. В других странах оплаченная часть акционерного капитала подразделяется на два вида: сумма, составляющая номинал акций, предлагаемых для продажи, и сумма, представляющая собой премию к акциям, или дополнительный капитал. В сводных балансовых отчетах размер собственного капитала указывается отдельно по акционерам материнской компании и по другим акционерам.
В тех случаях, когда в течение отчетного года имели место изменения в собственном капитале, составляется дополнительный отчет об изменениях в собственном капитале для того, чтобы привести в соответствие вступительный и заключительный балансы относительно собственных средств.
Резервный капитал (Reserve Capital) создается в целях обеспечения защиты фирмы от возможных убытков; его величина показывает, какая часть имущества пойдет на покрытие обязательств в случае ликвидации фирмы. В законодательных актах многих стран определяется необходимость создания официальных, или нормативных, резервов. Резервы делятся на следующие категории:
* резервы, имеющие характер добавочного капитала. Они создаются из чистой прибыли после уплаты налогов. Сюда входят:
* установленные законом нормативные и ненормативные резервы;
* добровольные резервы;
* нераспределенная прибыль;
* резервы, предназначенные для покрытия текущих или будущих убытков или расходов. Это оценочные резервы, отражающиеся в отчетности в форме скидок, подлежащих вычету из соответствующих статей актива баланса. Сюда относятся:
* резерв сомнительных долгов;
* фонды возмещения (амортизационные фонды);
* резервы, имеющие характер долгов. Они создаются из валовой прибыли, т.е. до уплаты налогов:
* пенсионные фонды;
* долгосрочные депозиты служащих;
* резерв для выплаты премиальных персоналу.
В балансах некоторых фирм встречаются следующие виды резервов:
резервы капитала, включая фонд переоценки стоимости;
резервы поступлений;
распределяемые и перераспределяемые резервы;
целевые и общие резервы (например, на покрытие возможных потерь от колебания валютных курсов);
резервный фонд на обновление основного капитала, представляющий собой дополнительный к амортизационным отчислениям источник самофинансирования;
резерв прибыли, выделяемый в составе накопленной прибыли.
Согласно законодательству многих стран, такой резерв создается путем ежегодных отчислений из чистой прибыли до тех пор, пока резерв не достигнет определенной величины (обычно 25% стоимости акционерного капитала). Этот резерв учитывается при распределении дивидендов. Он может быть использован для поддержания уровня дивидендов в убыточные годы или обращен в акционерный капитал по решению Совета директоров.
Фонд развития (Enterprise Expansion Fund) создается в соответствии с уставом фирмы. Он обязывает фирму инвестировать часть нераспределенной на дивиденды прибыли в активы. В балансах некоторых компаний создаются различные по назначению фонды развития на основе решений руководства фирмы. Например, встречаются отчисления на покрытие возможных убытков и расходов, на предстоящий капитальный ремонт оборудования, на покрытие задолженности по налогам и др.
Чистая прибыль (Net Income) - прибыль, полученная после вычета всех налогов и отчислений.
Чистая прибыль, полученная в текущем году (Current Year Net Profit, Net Profit this Year) - это прибыль, оставшаяся после выплаты всех налогов и отчислений за текущий год.
Нераспределенная прибыль (Retained Earnings, Reserves and Profit Brought Forward) может выделяться как самостоятельная статья, либо включаться в статью "Чистая прибыль", либо в статью "Резервы". В любом случае это часть прибыли, которая не была выплачена акционерам в форме дивидендов, а была использована для финансирования деятельности фирмы, вложений в основной капитал, ценные бумаги и пр. Иногда эта статья обозначается как оставшаяся часть дохода (Accumulated Retained Earnings Last Year), в которой суммируются невыплаченные налоги и чистая прибыль.
В первые годы деятельности фирма обычно не имеет нераспределенной прибыли. Накапливается она по мере того, как фирма получает прибыль и реинвестирует ее. Иначе говоря, нераспределенная прибыль равна полученной чистой прибыли за вычетом суммы объявленных дивидендов.
Регулировки по пересчету на иностранную валюту (Foreign Currency Translation Adjustments) - поправки на разницу в курсах при переводе валют (курсовая разница). Показатели финансовых отчетов заграничных дочерних компаний, итоги деятельности которых отражаются в консолидированном отчете фирмы, должны быть переведены в валюту материнской компании. Прибыль или убыток в результате такого перевода обычно входит как отдельная статья в раздел собственного капитала. Эту поправку следует отличать от поправок, относящихся к сделкам в иностранной валюте. В таких случаях прибыли или убытки отражаются в статье "Чистая прибыль".
Акции в портфеле фирмы (Treasury Stock) - собственные акции, выкупленные из оборота. Общая сумма стоимости таких акций вычитается из собственного капитала фирмы. Дивиденды по таким акциям не включаются в прибыль фирмы.
Отчет о прибыли
Отчет о прибыли (Statement of Earnings) или Отчет о доходах (Income Statement), или Отчет о прибылях и убытках (Profit and Loss (P&L) Statement) отражают результаты хозяйственной деятельности фирмы за отчетный период; соизмерение доходов фирмы и затрат; выявление конечного результата деятельности фирмы - получение прибыли или несение убытка. В этом документе фирма должна показать свои доходы за определенный период и предоставить полный отчет о факторах, оказавших влияние на доходы в течение этого периода. Она должна также произвести увязку доходов с расходами за весь отчетный период и показать разницу между ними как чистый доход фирмы (Net Income), именуемый также чистой прибылью (Net Earnings), или чистой прибылью после уплаты налогов (Profit After Tax).
Структура отчета о прибыли
1. Доходы I. Revenue, Income 1.1. Поступления от продажи продукции, чистые продажи 1.1. Sales, Net Sales, Net Turnover 1.2. Поступления по выплате процентов, дивидендов, арендных и лицензионных платежей 1.2. Interests, Dividends, Rents, Royalties 2. Себестоимость реализованной продукции 2. Cost of Sales, Cost of Goods Sold 2.1. Прямые расходы на материалы 2.1. Direct Material Costs 2.2. Прямые расходы на заработную плату 2.2. Direct Labor Costs 2.3. Производственные накладные расходы 2.3. Manufacturing Overhead, Factory Overhead 3. Валовая прибыль от реализации продукции 3. Gross Profit from Sales 4. Расходы, связанные с основной деятельностью 4. Operating Expenses 4.1. Расходы на реализацию 4.1. Selling Expenses 4.2. Общие и административные расходы 4.2. General and Administrative Expenses 4.3. Другие расходы 4.3. Other Expenses 5. Доход от основной деятельности (операционная прибыль) 5. Operating Income, Operating Profit 6. Доходы (расходы) по неосновной деятельности (неэксплуатационные) 6. Non-Operating Income (Expenses) 6.1. Доходы от инвестиций 6.1. Income from Investments 6.2. Расходы по выплате процентов 6.2. Interest Expenses 6.3. Прибыль (убыток) по прочим доходам и расходам по неосновной деятельности 6.3. Other Non-Operating Profit (Loss) 6.4. Непредусмотренные прибыли или убытки 6.4. Extraordinary Profit / Loss 7. Доход (прибыль) до уплаты налогов 7. Income Before Income Taxes, Taxable Profit 8. Подоходный налог 8. Income Taxes 9. Чистая прибыль 9. Net Earnings, Net Income
В отчеты фирм могут включаться также следующие статьи:
* Доходы до непредусмотренных потерь Income Before Extraordinary Loss * Непредусмотренная статья Extraordinary Item: * Потери по произведенному ранее погашению долга (чистые налоговые льготы в размере ___ долл.) Loss on Early Extinguishment of Debt (Net Income Tax Benefit of $ ______) * Чистый доход (на одну обыкновенную акцию) Net Income (per Common Share) * На выкупленные обыкновенные акции Common Shares Outstanding * Доход на одну обыкновенную акцию до непредусмотренных потерь Earnings per Common Share Before Extraordinary Loss * Потери на одну акцию Earnings per Share - Extraordinary Loss * Чистая прибыль (доход) на обыкновенную акцию Net Income per Common Share
Некоторые крупные фирмы, осуществляющие международную деятельность, включают в отчет доходы (убытки) от изменений валютных курсов.
Фирма, имеющая местные или заграничные дочерние компании, в которых ей принадлежат от 20 до 51% акционерного капитала, включают в отчет статью, содержащую сумму, отражающую долю материнской компании в доходах дочерней компании за вычетом дивидендов, полученных от дочерней компании. Например, если доля материнской компании в доходах (прибыли) дочерней фирмы составляет 1200 долл., и материнская компания получила 700 долл. в виде дивидендов от нее, то она включает в отчет сумму в 500 долл. в статью "Собственность в неконсолидированных компаниях" (Equity in Unconsolidated Subsidiaries).
Содержание основных статей Отчета о прибыли
1. Доходы (Поступления) (Income Revenue) представляют собой фактические или предполагаемые поступления денежных средств (Cash Flow) или их эквивалентов в процессе обычной хозяйственной деятельности фирмы от продажи товаров, оказания услуг, а также от использования другими предприятиями ресурсов данной фирмы, что приносит последней проценты, дивиденды и лицензионные платежи. Доход измеряется платой, которая устанавливается покупателям за поставляемую им продукцию и оказанные услуги, и платой (вознаграждением) за использование ими ресурсов фирмы. В него не включаются суммы, собираемые от имени третьих лиц, такие, как обязательные налоги. При посреднических операциях доходом является сумма комиссионных (а не валовые поступления денежных средств), счетов к получению и прочих средств.
Слагаемые статьи "Доходы": поступления от продажи продукции, включая чистые продажи; поступления процентов, дивидендов, лицензионных платежей.
1.1. Поступления от продажи продукции (чистые продажи), или поступления от реализации, доходы от продажи, выручка от продаж (Sales, Net Sales, Net Turnover) отражают стоимость реализованной продукции и услуг за отчетный период. Эти поступления могут отдельно включать поступления от продажи товаров на экспорт, учитываемые в иностранной или отечественной валюте, что обычно указывается в примечании к этой статье.
В этой статье отражаются суммы, полученные с учетом возвращенных по рекламациям товаров (Returns) и предоставленных покупателям скидок с цены (Allowances, Discounts), которые вычитаются из общей суммы продаж. Под валовой суммой продаж (Gross Sales) понимаются поступления от продажи товаров до вычета стоимости возвращенных товаров, скидок с цены, транспортных расходов.
1.2. Поступления по выплате процентов, дивидендов, арендных и лицензионных платежей (Interests, Dividends, Rents, Royalties) отражают выплату фирме процентов за использование ее капитала в форме прямых капиталовложений, предоставленных кредитов, недвижимости, а также отчислений за использование лицензий. В эту статью включаются также дивиденды, получаемые материнской компанией от местных и заграничных дочерних компаний.
2. Себестоимость реализованной продукции (Cost of Sales, Cost of Good Sold) представляет собой общую сумму затрат, понесенную фирмой, осуществляющей производственную деятельность, в процессе превращения сырья в готовую продукцию. Эти затраты обычно называют себестоимостью продукции (Product Cost). Себестоимость продукции - это расходы, связанные с закупкой или производством товаров, предназначенных для продажи. Себестоимость продукции включает три компонента:
прямые расходы на материалы (Direct Materials, Direct Material Costs);
прямые расходы на оплату труда (Direct Labor Costs, Salaries);
производственные накладные расходы (Manufacturing Overhead, Factory Overhead).
Все они непосредственно входят в стоимость готовой продукции.
К производственным накладным расходам, входящим в себестоимость, относятся: расходы на амортизацию (Plant Depreciation, Amortization), арендная плата (Rent), расходы на снабжение (Supplies), ремонт и техническое обслуживание (Maintenance and Repairs), а также косвенные производственные расходы на материалы; косвенные расходы на заработную плату, такие, как бесплатное медицинское обслуживание, субсидируемое питание, страхование жизни; расходы по социальному страхованию и др.
3. Валовая прибыль от реализации продукции (Cross Profit from Sales) образуется как разница между поступлениями от реализации продукции и себестоимостью реализованной продукции и является важнейшим промежуточным показателем прибыли.
4. Расходы, связанные с основной деятельностью, (операционные расходы) (Operating Expenses) включают обычно такие статьи, как расходы на реализацию, общие и административные расходы (General and Administrative Expenses).
4.1. Расходы на реализацию (сбытовые расходы) (Selling Expenses) обычно учитываются отдельно от себестоимости реализованной продукции. Они включают зарплату работникам сбытового аппарата (Salesmen's Salaries)), комиссионные торговым фирмам (Commissions), расходы на рекламу (Advertising) и содействие сбыту (Promotion), транспортные расходы, если по условиям договора они оплачиваются продавцом и входят в цену товара.
4.2. Общие и административные расходы (General and Administrative Expenses) включают: общие расходы (General) - затраты на поездки персонала ( Travel) и представительство (Entertainment), административные расходы - заработную плату административного персонала (Executives' Salaries) и расходы на содержание офисов (Office Playroll and Office Expenses), расходы на амортизацию административных зданий, на ведение судебных дел и др.
Расходы, включаемые в этот раздел, представляют собой действительные или предполагаемые платежи наличными (или их эквиваленты), которые уже произведены или будут произведены в результате деятельности, направленной на получение доходов.
5. Доход от основной деятельности (операционный доход, прибыль) (Operating Income) показывает сумму, образующуюся в результате вычитания из валовой прибыли от реализации суммы текущих внутрифирменных расходов, связанных с основной деятельностью (операционных расходов), до включения дохода от инвестиций и до вычета процентов и налогов. При подготовке отчета о доходах обычно руководствуются методом подсчета, по которому доходы, признанные полученными в данный период, сравниваются с теми расходами, которые должны быть произведены в тот же период. При определении доходов, признаваемых в отчетном периоде, руководствуются, как правило, принципом: определенные издержки признаются расходами, поскольку они напрямую связаны со специфическими доходами. Например, имея в виду, что стоимость проданных товаров, транспортные расходы по доставке товаров потребителю и оплата комиссионных посреднику обеспечивают прибыли в течение нескольких периодов, долю таких затрат определяют путем исчисления конкретного ожидаемого дохода от применения такого вида активов в данном периоде. К числу подобных активов можно отнести: амортизацию основных средств, амортизацию неосязаемых активов и распределение по периодам расходов на страхование; некоторые издержки, не включаемые в перечисленные выше категории, признаваемые расходами текущего периода. Например, к издержкам, которые немедленно признаются текущими расходами, относятся зарплата управленческою звена и большая часть сбытовых и административных расходов.
6. Доходы (расходы) по неосновной деятельности (неэксплуатационные) (Non-Operating Income, Other Revenues and Expenses) возникают по второстепенным видам деятельности фирмы или ее деятельности в дополнительных сферах. К доходам от неосновной деятельности обычно относят получаемые фирмой
доходы от инвестиций в форме процентов и дивидендов (Income from Investments). К расходам такого рода относят
расходы, связанные с выплатой процентов и дивидендов держателям облигаций (Bondholders) и акционерам (Stockholders) за использование их средств. Это фиксированные расходы (Fixed Charges), поскольку проценты подлежат выплате ежегодно, независимо от того, получает фирма прибыль или несет убытки. Проценты (Interests) отличаются от дивидендов на акции (Dividends on Stocks) тем, что последние выплачиваются лишь в случае объявления об их выплате Советом директоров фирмы. Выплата процентов относится к хозяйственным затратам и эти суммы вычитаются из дохода (Earnings) при определении базы для уплаты подоходного налога.
К прочим доходам и расходам от неосновной деятельности относятся такие статьи, как арендные платежи, связанные с неосновной деятельностью, случайные прибыли и убытки, возникающие от эпизодических операций.
В отдельную статью в этом разделе обычно выделяются непредусмотренные (экстраординарные) прибыли или убытки (Extraordinary Losses). Непредусмотренные потери возникают в связи с чрезвычайными обстоятельствами, к которым могут быть отнесены: погашение дебиторской задолженности (Debt Extinguishments), возможность покрывать убытки за счет будущей прибыли (Tax Loss Carryforwards), выплаты в связи с завершением формирования пенсионного плана (Pension Plan Terminations) и решениями арбитража (Litigation Settlements). Непредусмотренные прибыли и убытки могут возникать также вследствие уценок материально-производственных запасов; корректировки контрактных цен; получения прибылей или несения убытков, от колебаний валютных курсов; от реализации необоротных активов и другого имущества.
7. Доходы (прибыль) до уплаты налога (Income Before Income Taxes) образуются как сумма доходов от основной и неосновной деятельности фирмы или как разница между операционной прибылью и расходами по неосновной деятельности (неэксплуатационными расходами).
8. Подоходные налоги (Income Taxes) - общая сумма выплаченного налога (Income Tax) или подлежащего уплате налога (Provision for Income Taxes). Выплата налогов на доходы предполагает, что для каждой фирмы устанавливается базовая налоговая ставка (Basic Tax Rate), величина которой зависит от уровня и характера дохода. Крупные фирмы подлежат налогообложению по максимальной ставке (40-50%). Однако общая сумма уплачиваемых налогов может быть снижена в результате получения фирмой отсрочки по уплате налогов, что означает предоставление налогового кредита (Tax Credit).
9. Чистый доход (Net Income), чистая прибыль / убыток (Net Profit / Loss) образуется путем вычитания из общей суммы доходов (прибыли) уплаченных подоходных налогов.
Чистая прибыль отражает конечный результат деятельности фирмы за отчетный период. Она подлежит распределению между акционерами в виде дивидендов и отчислению в качестве нераспределенной прибыли в собственный капитал или на какие-то конкретные цели.
Последовательность образования прибыли, как конечного результата деятельности фирмы можно представить следующей схемой:
Вид прибыли Способ образования 1. Валовая прибыль Продажи продукции минус себестоимость реализованной продукции 2. Операционная прибыль (от основной деятельности) Валовая прибыль минус операционные расходы 3. Прибыль до уплаты налогов Операционная прибыль минус расходы по неосновной деятельности (неэксплуатационные) 4. Чистая прибыль Прибыль до уплаты налогов минус налоги В зависимости от источников прибыли (убытки) группируются по следующим видам:
* чистый остаток после вычета суммы ресурсов (чистая прибыль), первоначально затраченных на получение и реализацию соответствующей продукции из суммы средств, вырученных от реализации (например, продажи обращающихся на рынке ценных бумаг, реализации использованного оборудования);
* односторонние поступления средств (дары, суммы, полученные или выплаченные по судебному иску);
* изменение стоимости активов или обязательств, например, в результате переоценки себестоимости материально-производственных запасов по рыночной стоимости;
* убытки, возникающие в связи с действием природных факторов (наводнения, землетрясения и др.).
Прибыли обычно учитываются после их материализации. Убытки учитываются после их материализации или когда становится очевидным уменьшение стоимости активов или увеличение стоимости пассивов, к которым относятся данные убытки. Убытки - это фактическое уменьшение в собственности (чистых активах) в результате случайных обстоятельств и событий, которые не являются характерными для обычной хозяйственной деятельности фирмы.
Различают две основные формы составления Отчета о прибыли (или отчета о доходах, отчета о прибылях и убытках): одноступенчатую и многоступенчатую.
Одноступенчатая форма предполагает суммирование всех доходов и расходов и определение размеров прибыли или убытка за отчетный период путем вычитания суммы расходов из суммы доходов. Она может быть представлена следующей схемой:
I. Доходы I. Revenue, Income 1.1. Чистые продажи 1.1. Net Sales 1.2. Прочие доходы 1.2. Other Revenue 2. Расходы 2. Expenses, Charges 2.1. Издержки производства и прочие расходы 2.1. Cost of Goods and Other Expenses 2.1.1. Себестоимость реализованной продукции 2.1.1. Cost of Goods Sold 2.1.2. Расходы по сбыту 2.1.2. Cost of Sales 2.1.3. Административные расходы 2.1.3. Administrative Changes 2.1.4. Уплаченные проценты 2.1.4. Interest Paid 2.1.5. Прочие расходы 2.1.5. Other Expenses 3. Чистая прибыль 3. Net Income, Net Profit
При многоступенчатой форме отчета из каждой статьи доходов вычитаются последовательно расходы и подводятся промежуточные результаты. Такая форма отчета может быть представлена следующей схемой:
I. Продажи продукции 1. Sales, Net Turnover 2. Минус издержки производства проданной продукции 2. Less Cost of Goods Sold 3. Итог разница между продажами продукции и издержками производства 3. Total Contribution Margin 4. Минус общие расходы 4. Less General Expenses 5. Итог валовой доход или убытки 5. Total Profit/Loss before Interest 6. Минус амортизационные отчисления 6. Less Depreciation 7. Итог прибыль (убыток) до уплаты процентов 7. Total Profit/Loss before Interest 8. Минус уплата процентов (за вычетом полученных процентов) 8. Less Interest Paid less Interest Received 9. Итог прибыль (убыток) до уплаты налогов 9. Total Profit/Loss before Taxes 10. Минус налоги примерно 50% 10. Less Taxes approximated 50% 11. Чистая прибыль/убыток 11. Net Profit or Loss, Net Income
В некоторых фирмах в дополнение к Отчету о прибыли составляется Отчет о нераспределенной чистой прибыли (Statement of Allocation of Net Income), который может иметь различные названия: Отчет о накопленной прибыли (Statement of Retained Earnings), Отчет о распределении чистой прибыли (Statement of Appropriation of Profit, Statement of Disposition of Surplus).
Независимо от названия в таком отчете отражаются сумма прибыли, оставшаяся после выплаты дивидендов на конец отчетного периода, а также распределение прибыли между фирмой и акционерами. В него включаются обычно следующие статьи:
"Остаток нераспределенного дохода", перенесенный с прошлого года;
"Чистый доход за текущий год";
"Суммы, перечисленные в другие резервы и из них (включая резервы), создание которых требуется согласно национальному законодательству";
"Дивиденды, выплачиваемые акционерам фирмы";
"Любая часть чистого дохода, подлежащая выплате высшему управленческому персоналу или другим лицам";
"Остаток нераспределенных средств, перенесенный на следующий год".
В отчет включаются также сведения о корректировках прибыли, имевшие место в течение отчетного года.
Отчет об изменениях в финансовом положении
Структура отчета об изменениях в финансовом положении
Раздел I. Источники чистых оборотных средств I. Sources and Application of Working Captal Чистая прибыль за текущий год Current year Profit Амортизация реального основного капитала (материальных активов) Amortization of Fixed Assets Амортизация нематериальных активов и других активов Amortization of Intangible Assets and Олег Assets Нехватка реального основного капитала Shortage of Fixed Assets Убытки от продажи реального основного капитала ( за вычетом дохода) Loss from Disposal of Fixed Assets, less Income Прочие источники Other Sourses Поступления от продажи реального основного капитала (за вычетом дохода) Proceeds from Disposal of Fixed Assets, less Income Увеличение долгосрочных займов Increase of Long-Term Loans Сокращение долгосрочных капиталовложений Decrease of Long-Term Investments Увеличение резервного фонда и фонда развития Increase of Reserve Fund and Enterprise Expansion Fund Прирост капитала (эмиссия новых акций) Increase of Capital Итого: Источники чистых оборотных средств Total Sourses of Working Capital Раздел II. Направления использования чистых оборотных средств II. Application of Working Capital Распределение прибыли Distribution of Profit Налог на прибыль Income Tax Премии служащим и рабочим и взносы в социальный фонд Staff and Workers Bonus and Welfare Fund Резервный фонд Reserve Fund Фонд развития Enterprise Expansion Fund Дивиденды Dividends Прочие направления использования Other Application Приобретение и формирование реального основного капитала Purchase and Construction of Fixed Assets Реальный основной капитал, преобразованный в инвестиции Fixed Assets transferred in as Investments Увеличение нематериальных активов и других активов Increase of Intangible Assets and Other Assets Погашение долгосрочных займов Repayment of Long-Term Loans Увеличение долгосрочных инвестиций Increase of Long-Term Investments Итого: Использование чистых оборотных средств Total Application of Working Capital Результат: Чистый прирост оборотных средств Net Increase of Working Capital Раздел III. Изменения в статьях чистых оборотных средств III. Changes of Working Capital Items Увеличение текущих активов Increase of Current Assets Наличные денежные средства в кассе Cash on Hand Наличные денежные средства в банке Cash in Bank Легкореализуемые ценные бумаги Marketable Securities Векселя к оплате Notes Receivable Счета к оплате Accounts Receivable Оплаченный вперед налог на прибыль Prepaid Income Tax Авансовые платежи поставщикам Prepayment to Suppliers Прочие поступления Other Receivables Отсроченные и оплаченные вперед расходы (авансовые платежи) Deferred and Prepaid Expenses Товарно-материальные запасы Inventories, Stocks Итого: чистое увеличение текущих активов Total Net Increase of Current Assets Увеличение текущих обязательств Increase of Current Liabilities Краткосрочные банковские ссуды Short-Term Bank Loans Векселя к оплате Notes Payable Счета к оплате Accounts Payable Авансы от покупателей Advances From Customers Зарплата к выплате Accured Payroll Налоги, подлежащие уплате Taxes Payable Дивиденды к оплате Dividends Payable Прочие платежи, подлежащие уплате Other Payables Расходы будущих периодов Provisions for Expenses Премии служащим и рабочим и взносы в социальный фонд Staff and Workers' Bonus and Welfare Fund Итого: Чистый прирост текущих обязательств Total Net Increase of Current Liabilities Результат: Прирост чистых оборотных средств Result: Net Increase of Working Capital
Отчет об изменениях в финансовом положении фирмы (Statement of Change in Financial Position, Statement of Sourses and Uses of Funds) - форма отчетности, в которой обобщается информация об источниках финансирования хозяйственной деятельности фирмы и о направлении использования этих средств. В нем отражаются динамика источников финансовых средств фирмы за отчетный период и изменения в направлениях их использования. Фактически в этом отчете дается анализ движения чистых оборотных средств, именуемых также работающим капиталом (Working Capital, Net Working Capital).
В представленной схеме отчета об изменениях финансового положения выделено три раздела: I. "Источники привлечения чистых оборотных средств": II. "Направления использования чистых оборотных средств" и III. "Изменения в статьях по чистым оборотным средствам", а именно, чистое увеличение активов и чистое увеличение краткосрочных обязательств и результат - "Прирост чистых оборотных средств".
Чистые оборотные средства (работающий капитал) (Working Capital, Net Working Capital) - это разница между оборотными (текущими) активами фирмы и ее краткосрочными обязательствами.
Чистые оборотные средства = Оборотные активы - Краткосрочные обязательства
или
Чистый работающий капитал = Текущие активы - Текущие обязательства
Net Working Capital = Current Assets - Current Liabilities
Как выше сказано, текущие статьи баланса (текущие активы, текущие обязательства) - это те статьи, которые имеют срок платежа не более одного года. Текущие активы могут быть обращены в наличные средства или полностью использованы менее чем за один год; текущие обязательства должны быть погашены менее чем за один год.
Чистые оборотные средства, или чистый работающий капитал, - это те средства, которые фирма использует для текущей оперативной деятельности: приобретения товарно-материальных запасов, покрытия счетов к оплате (дебиторской задолженности) и т.д. Чистые оборотные средства в необходимый момент должны быть обратимы в денежные средства, что означает управление потоками денежных средств путем проведения определенной политики в отношении работающего капитала. В частности, эта политика включает установление сроков погашения дебиторской и кредиторской задолженности. Обычно фирма стремится к тому, чтобы эти сроки совпадали (например, 30 дней), тогда она не будет расходовать работающий капитал на финансирование разницы по задолженности.
Общая стоимость чистых оборотных активов должна превышать краткосрочные обязательства и обеспечить финансирование всех необходимых расходов на осуществление производственно-сбытовой деятельности, а также дать возможность фирме избежать непредвиденных ситуаций, например, в связи с возникновением трудностей со сбытом продукции, задержкой погашения или невыплатой дебиторской задолженности вследствие банкротства дебитора. Одной из важнейших задач финансового менеджмента является определение оптимального размера чистых оборотных средств (работающего капитала), необходимых для обеспечения нормального функционирования фирмы. Известно, что отрицательно влияет на деятельность фирмы как недостаток работающего капитала, так и его излишек. Так, превышение чистых оборотных средств над потребностью может свидетельствовать об их нерациональном использовании.
Источниками привлечения чистых оборотных средств являются: прибыль, амортизационные отчисления, поступления от продажи реального основного капитала (материальных активов), получение новых долгосрочных займов, эмиссии новых акций и др.
Основные направления использования чистых оборотных средств - уплата налогов, выплата дивидендов, приобретение необротных активов, погашение долгосрочной задолженности, долгосрочные инвестиции, в том числе в ценные бумаги, вложение средств в различные фонды.
Изменения в статьях чистых оборотных средств характеризуются прежде всего увеличением или уменьшением денежных средств, легкореализуемых ценных бумаг, дебиторской задолженности (векселя и счета к оплате), расходов будущих периодов (оплаченные вперед налоги и авансовые платежи), товарно-материальных запасов.
Структура отчета о фондах12
Источники фондов Sources of Funds Чистая прибыль Net Income Плюс номинально-денежные начисления Add Noncash Charges Амортизация Depreciation Итого: Поступления от основной деятельности Total from Operations Другие источники Other Sourses Чистая выручка от реализации активов Net Proceeds from Sale of Assets Чистая выручка от реализации акций Net Proceeds from Sale of Stock Прирост долгосрочной задолженности Increase in Long-Term Debt Прирост отсроченных налогов Increase in Deferred Taxes Уменьшение работающего капитала Decrease in Working Capital Уменьшение товарно-материальных запасов Decrease in Inventories Уменьшение авансированных средств Decrease in Prepaids Рост банковских векселей Increase in Bank Notes Рост счетов к оплате Increase in Accounts Payable Всего источников Total Sourses Использование фондов Uses of Funds Выплата дивидендов Cash Dividends Прирост стоимости зданий и оборудования Additions to Buildings and Equipment Прирост инвестиций Increase in Investments Прирост работающего капитала Increase in Working Capital Прирост счетов к получению Increase in Accounts Receivable Уменьшение текущей части долгосрочного долга Decrease in Current Long-Term Debt Уменьшение задолженности по налогам Decrease in Accrued Taxes Всего использовано Total Uses Прирост денежных средств и легкореализуемых ценных бумаг Increase in Cash and Marketable Securities Изменения в текущих обязательствах касаются увеличения или уменьшения краткосрочных обязательств по таким статьям, как краткосрочные банковские ссуды (включая банковский овердрафт), кредиторская задолженность (счета по основным операциям и векселя к оплате), налоги и дивиденды, подлежащие уплате, задолженность по выплате процентов по долгосрочным обязательствам, задолженность по выплате зарплаты и другим накопившимся обязательствам.
Результатом этого отчета является выявление величины прироста чистых оборотных средств в абсолютном выражении и анализ факторов и причин, которые повлияли на изменение состава работающего капитала. Такой анализ необходим для принятия решений в области финансового менеджмента, направленных на оптимизацию выбора источников финансирования текущей деятельности фирмы и повышения ее ликвидности.
Все показатели отчета о финансовом положении фирмы берутся из балансового отчета и отчета о прибыли и группируются таким образом, чтобы на их основе можно было произвести необходимые расчеты и сделать интересующие финансовых менеджеров выводы.
Отчет об изменении финансового положения иногда составляется в форме отчета о фондах (Funds Statement), который показывает источники и использование фондов на конец отчетного периода (года). Цель отчета о фондах - представить в краткой форме происхождение ресурсов (фондов) в течение отчетного периода и направления их использования. Отчет о фондах должен рассматриваться не как заменитель баланса, счета прибылей и убытков, а лишь как дальнейшая детализация информации, содержащейся в них. Отчет о фондах может быть подготовлен объединением информации двух последовательных балансовых отчетов с соответствующей информацией счета прибылей и убытков за отчетный период.
Отчет о движении денежных средств
В отчете о движении наличных денежных средств (Statement of Cash Flows, Cash Flow Statement) отражаются все поступления и расходование наличных денежных средств, т.е. чистые изменения в денежной наличности, которые происходят в результате текущей хозяйственной деятельности фирмы. Анализ движения наличных денежных средств необходим для принятия управленческих решений по вопросам капиталовложений и проведения коммерческих операций.
При начислении денежных средств обычно используется метод, согласно которому при учете доходов и расходов сделка учитывается на счете прибылей и убытков, когда процесс получения дохода завершился и были сделаны расходы. Это не всегда совпадает по времени с фактическим получением денежных средств. Например, наличность, получаемая от продажи товаров, часто отстает по времени от даты поставки товаров покупателю. Однако продажа товаров фиксируется на счете прибылей и убытков, когда товары были отгружены.
В Отчете о движении денежных средств используется метод начислений, согласно которому доходы и расходы учитываются независимо от того, получены или уплачены соответствующие денежные средства. В результате в этом отчете чистая прибыль не отражает фактического поступления денежных средств, поэтому в отчет вносится статья корректировки чистой прибыли, показывающая изменения по статьям, составляющим разницу между поступлением наличных денежных средств по результатам производственной деятельности и чистой прибылью.
Структура отчета о движении денежных средств
Консолидированный отчет о движении денежных средств Consolidated Statement of Cash Flows for the На конец 31 декабря 19__ года (тыс. долл.) Year Ended December 31.19__ (dollars thousands) Раздел I. Движение наличных денежных средств в результате производственно-сбытовой деятельности Cash Flows from Operating Activities Чистая прибыль Net Income Корректировка чистой прибыли Adjustments to reconcile Net Income to Net Cash from Operating Activies Амортизация Depreciation, Amortization Увеличение по статье "Легкореализуемые ценные бумаги" Increase in Marketable Securities Увеличение по статно "Счета к получению" Increase in Accounts Receivable Уменьшение по статье "Товарно-материальные запасы" Decrease in Inventoris Увеличение по статье "Авансы и другие текущие активы" Increase in Prepaid Expences and Other Current Assets Увеличение по статье "Налоги к уплате" Increase in Income Taxes Payable Увеличение по статье "Счета к оплате" Increase in Accounts Payable Уменьшение по статье "Начисленные расходы" Decrease in Accured Expenses Увеличение по статье "Отсроченные налоги" Increase in Deferred Taxes Общая сумма по статьям Total Adjustments Чистая сумма поступлений денежных средств от производственной деятельности Net Cash Provided by Operating Activities Раздел II. Движение денежных средств в результате инвестиционной деятельности Cash Flows from Investing Activities Приобретение реального основного капитала (материальных активов) Purchase of Fixed Assets Чистая сумма наличных денежных средств в результате инвестиционной деятельности Net Cash Used in Investing Activities Раздел III. Движение денежных средств в результате финансовой деятельности Cash Flows from Financing Activities Уменьшение сумм по статье "Векселя к уплате" Decrease in Notes Payable Уменьшение по статьям другой долгосрочной задолженности Decrease in Other Long-Term Debt Поступления от эмиссии обычных акций Proceeds from Issuance of Common Stock Выплата дивидендов Payment of Dividends Чистая сумма наличных денежных средств в результате финансовой деятельности Net Cash Used in Financing Activities Корректировка на изменение курса на сумму наличных денежных средств Effect of Exchange Rate Changes on Cash Итого: Увеличение наличных денежных средств Increase in Cash Наличные денежные средства на начало года Cash at beginning of Year Наличные денежные средства на конец года Cash at end of Year Структура отчета о движении денежных средств предполагает группировку денежных средств в зависимости от характера деятельности фирмы - производственно-сбытовая, инвестиционная, финансовая, что отражается в отчете тремя соответствующими разделами: I. Движение денежных средств в результате производственно-сбытовой деятельности; II. Движение денежных средств в результате инвестиционной деятельности; III. Движение денежных средств в результате финансовой деятельности.
Производственно-сбытовая деятельность включает операции, связанные с выпуском продукции, доставкой ее потребителю и предоставлением услуг. Они отражают изменения в денежной наличности в связи со сделками и используются при исчислении чистой прибыли. Поскольку на размеры чистой прибыли влияют разные факторы, применяется косвенный метод определения полученной или использованной наличности для осуществления производственно-сбытовой деятельности. Этот метод требует корректировки чистой прибыли с притоком наличности в результате хозяйственной деятельности. В итоге фирма имеет возможность получать и выплачивать проценты, дивиденды, осуществлять выплату зарплаты, страховых и налоговых платежей.
В этом разделе отражаются такие статьи, как "Чистая прибыль и ее корректировка", "Амортизация", "Прибыль от продажи ценных бумаг других компаний", изменения по статьям - "Счета к получению", "Расходы будущих периодов (авансы и др.)", "Товарно-материальные запасы", "Налоги к уплате, накопившиеся обязательства, задолженность по выплате процентов".
Инвестиционная деятельность охватывает все виды операций, связанных с приобретением и продажей реального основного капитала, долгосрочными инвестициями в ценные бумаги. Это предполагает включение в отчет таких статей, как "Покупка и продажа ценных бумаг других фирм"; "Покупка и продажа необоротных материальных активов", "Предоставление долгосрочных займов другим фирмам", "Поступления от погашения займов".
Финансовая деятельность фирмы охватывает операции, связанные с получением и оплатой денежных средств, предоставляемых кредиторами и инвесторами. Эти операции включают выпуск долговых обязательств или акций, выплату долга и распределение дивидендов. В этот раздел отчета включаются статьи, в которых отражаются погашение фирмой своей краткосрочной и долгосрочной задолженности, поступления от эмиссии акций и облигаций, приобретение акций других фирм, выплата дивидендов.
В каждом разделе отчета подводится итог движения денежных средств (их поступления и расходования) по результатам соответствующей деятельности. В заключительной части приводится результат: увеличение или уменьшение денежных средств по итогам периода как разница между их суммой на начало и на конец отчетного года.
Расчеты, производимые при составлении Отчета о движении денежных средств, основываются на данных Балансового Отчета и Отчета о прибылях и убытках и требуют тщательного сопоставления одних и тех же статей для выяснения изменений соответствующих показателей.
Отчет о собственном капитале
Отчет о собственном капитале (State-Incut of Stockholders' Equity, Statement of Owners Equity), или Отчет об изменениях в акционерном капитале ( Statement of Changes in Shareholders Equity), содержит сведения обо всех инвестициях и всех выплатах собственникам капитала в течение отчетного периода. В нем показываются сдвиги, происшедшие за отчетный год, в динамике и структуре собственного капитала.
Структура отчета о собственном капитале
Консолидированный отчет о движении капитала по состоянию на конец года 31 декабря 19__г. (тыс. долл.) Привилегированные акции Обыкновенные акции Дополнительный оплаченный капитал Нераспределенная прибыль Поправки при пересчете на иностранную валюту Собственные акции компании Общая сумма Баланс на 1 января 19___ года
Добавить:
Чистый доход
Доход от продажи акций Исключить:
Выплаченные дивиденды
Привилегированные акции
Обыкновенные акции Выпущенные обыкновенные акции
Доход от пересчета
Рост суммы собственных акций в портфеле Баланс на 31 декабря 19 __ г.
Consolidated Statement of Owners Equity for the Year, ended December 31.19__ dollars (in thusands) Preffered stock Common stock Additional paid-in Capital Retained earnings Foreign currency translation adjusments Treasury stock Total Balance January I. 19___
Add:
Net Income
Proceeds from Sale of Stock Subtraсt:
Dividends Paid on
Preferred Stock
Common Stock Common Stock Issues
Translation Gain
Increases in Treasury Stock Balance December, 31, 19__
В отчете приводятся сведения на начало и на конец отчетного года о собственном капитале фирмы с разбивкой по видам ценных бумаг: привилегированные акции, обыкновенные акции, дополнительный оплаченный капитал, собственные акции компании. Отражается также нераспределенная прибыль, если фирма не составляет самостоятельный отчет о нераспределенной прибыли. В эту статью включаются суммы, предназначенные на развитие фирмы. Отчет показывает, что нераспределенная прибыль увеличивается за счет чистой прибыли за вычетом дивидендов по привилегированным и обыкновенным акциям.
Целью Отчета о собственном капитале является публикация всех изменений по счетам собственников капитала. Источники нового капитала или инвестиций в фирму включают доходы фирмы и суммы, вырученные от продажи акций за отчетный период, если они осуществлялись. Уменьшение капитала связано с распределением дивидендов, покупкой и погашением выпущенных и обращающихся акций. Обращающиеся акции - это акции, которые куплены, но пока еще не погашены. Они называются собственными акциями в портфеле (Treasury Stock).
Анализ финансовой отчетности фирм. Цель анализа финансовой отчетности фирмы - дать оценку результатов эффективности деятельности фирмы за отчетный год и оценку ее текущего финансового положения. Анализ финансовой отчетности должен дать ответ на вопросы: имеет ли фирма прибыль по результатам своей хозяйственной деятельности за год; в состоянии ли фирма выполнить взятые обязательства и не приведет ли такое выполнение к ликвидации фирмы в связи с недостатком ресурсов.
Поэтому информация, которую дают балансовый отчет и отчет о прибылях и убытках, содержит сведения о:
* размерах капитала и имущества фирмы в абсолютных цифрах (балансовый итог);
* структуре капитала и имущества (баланс);
* изменении собственного капитала в течение отчетного периода;