<< Пред.           стр. 2 (из 14)           След. >>

Список литературы по разделу

 - Синяк!
 - Сучок!
 - Итак, общими усилиями, за 30 секунд мы отыскали в комнате сорок предметов на букву С. Теперь за 15 секунд отыщите все предметы на букву В.
 НА ТРИ БУКВЫ
 - Тришкина, на площадку!
 И вот Катя Тришкина стоит, бедная, в свете аудиторных прожекторов под взглядами товарищей и машинально теребит свою заграничную блузку.
 - Какие три буквы определим для Тришкиной?.. Да, буквы Т, Ш и К. А теперь займемся ее внешней характеристикой, назовем слова, определяющие ее внешний облик.
 По внешнему облику - кадр, курносая, но кадушка и капризуля!..
 - Прошу не обижать Катю. И - без лишних слов. Только Т, Ш и К!
 - Тело, кожа, коленка...
 - Каштановые пуговицы, клипсы, шнурок...
 - Косметика...
 - Шелк, креп-шотландка, шерсть...
 - Копна шаблонной шевелюры...
 - Курящий товарищ...
 - Это неправда! - возмутилась Катя.
 - Талант!
 РЫЧАЖОК ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ
 Ученики - в полукруге. Каждый берет какой-нибудь предмет - часы, расческу, коробок спичек.
 - Рассмотрите внимательно, что у вас в руках. Решите: почему и с какой целью вы эту вещь рассматриваете?
 - По моему стуку переключайте зрение с предмета на стену и снова на предмет. Контролируйте, как бегут ваши мысли. Когда разглядываете часы, выискивайте в них новые, неизвестные вам особенности, а потом, по моей команде, как бы переключите рычажок внимания на все пространство стены - запомните, на какой мысли вы остановились. Вернувшись по следующей команде к этому предмету, возвращайтесь и к прерванной мысли, продолжайте ее, а не начинайте все сначала.
 Промежутки между командами постепенно сокращаются - от минуты до нескольких секунд.
 ТРИ ТОЧКИ
 - "Быстро менять: среднюю, близкую точку. Каждый раз оправдывать перемену".
 Умение произвольно переключать механизмы восприятий - ценный навык, помогающий управлять собой в действии.
 - Выберите какой-нибудь дальний объект-точку. К примеру, вон ту радиоантенну на далекой крыше за окном. Рассмотрите ее внимательно, подумайте, как ее закрепляли там, кто этим занимался. А вам на этом месте надо установить телевизионную антенну. вообразите, как это лучше сделать.
 - Теперь выберите близкий объект-точку, что-нибудь из мелочей на столе перед вами. Пепельница? Да, это керамика. Вот подумайте-ка, сумеете ли сами вылепить подобную, разрисовать такими же узорами и обжечь. Интересно, можно ли обжечь в газовой духовке?
 - По моей команде переключите зрение с близкой точки на дальнюю. Зрение, а значит, и мысли о предмете. Посмотрите на антенну, вспомните, на какой мысли вы остановились, когда я заговорил с вами о пепельнице... Рассматривайте близкий объект... Дальний!.. Снова близкий!..
 На первых порах надо дать достаточно времени, чтобы ученик смог собрать мысли, вспомнить, о чем думал. Потом сокращать паузы между переключениями. И наконец (не на первом же занятии) усложнить упражнение:
 - Введем промежуточный, средний объект-точку. Рассмотрите деталь декоративного рисунка на оконной шторе. Что вам напоминает эта абстрактная фигура? Железнодорожный семафор? А что еще?.. Дальний!.. Средний!.. Близкий!.. Средний!..
 ДАЛЕКИЕ ТОЧКИ
 Упражнения с далекими точками на улице, в поле:
 - "В самом дальнем окне постараться увидеть, что происходит внутри комнаты".
 - Конечно, вам придется фантазировать, что там происходит. Но попробуйте сначала увидеть все, что возможно, а потом по увиденному дорисовать в воображении все остальное. Представьте себе во всех подробностях, что за жизнь идет в далеком окне, что там происходит именно сейчас, когда вы смотрите в окно.
 - "Постарайтесь разглядеть на самой отдаленной колокольне или кресте церкви - есть ли на нем снег, или сидят ли на нем вороны?"
 - Нет колокольни? Выберите что-нибудь другое - вон, видите высокое дерево вдали? А что, если бы вам поручили на верхушке этой далекой сосны устроить скрытый наблюдательный пункт? Годится это дерево? Тогда сообразите, как там нужно будет все оборудовать, какие ветви сплести, что убрать, что добавить, чтобы расположиться там незаметно.
 - Для тренировки переключения с далекой точки на близкую взгляните на камешек у ваших ног. Это - осколок метеорита. Вам нельзя его трогать, пока не придет начальник экспедиции. Рассмотрите же его внимательно, сравните его мысленно с простыми камешками, найдите, чем он отличается от них.
 - Переключите зрение и мысль с далекой точки на близкую, с близкой - на мелкую. Надо, чтобы при переключении вы мгновенно возвращались к прерванной мысли. Это совсем не так просто, как кажется. Нужно вернуться именно к той мысли, на которой вас застало переключение. К той самой.
 - "Мне надо испробовать дальнобойное ружье или пушку. Выбрать самую отдаленную точку. Прицелиться, наводить мушку ружья на нее".
 - Считайте, что ваше феноменальное ружье бьет без промаха, а у вас - ястребиная зоркость. Поместите воображаемую мишень как можно дальше к горизонту. Вторую мишень поставьте недалеко, метрах в ста от вас. А теперь мысленно прицеливайтесь и стреляйте. Выстрел - в далекую мишень, другой - на сто метров, третий - в далекую мишень и т. д. Оправдайте выстрелы вымыслами воображения, уловите отличие одной зрительной настройки от другой. Когда вернетесь домой, попробуйте воспроизвести далекую зрительную настройку. Стены комнаты будут мешать ей. Добейтесь, чтобы ваш взгляд и в комнате и на сцене устремлялся так далеко, как этого требуют обстоятельства вашего вымысла. Это нужно для верного сценического самочувствия, но не всегда получается. Тренируйтесь!
 ТРИ КРУГА ВНИМАНИЯ
 Тренируя переключение зрительных восприятий, воспользуемся упражнениями на три круга внимания: малый, средний и большой.
 Малым кругом условимся считать небольшой участок вокруг человека, ограниченный движениями его рук и ног. Если человек сидит, или стоит, погруженный в свои мысли, или идет, задумавшись, не обращая внимания на окружающее, - он "в малом кругу".
 Средний круг - участок побольше, это может быть часть комнаты или даже все пространство небольшой комнаты.
 Большой круг - вся площадь нашей большой актерской аудитории. Если бы мы были в поле, то размер самого большого круга определялся бы линией горизонта и зависел бы от нашей дальнозоркости.
 Наша задача - выработать "бессознательный, механический переход от малого круга к большому и обратно". Станиславский советует: "Если заблудитесь в большом кругу, скорей цепляйтесь за объект-точку. Удержавшись на ней, создавайте себе малый круг, а потом и средний ".
 Заниматься переключением объектов зрительного восприятия можно в любых условиях: в помещении или на воздухе, дома или в троллейбусе. Главное - переводить себя из одного воображаемого круга в другой, расширяя или сужая поле восприятия (или "площадь внимания"). "Быть в кругу" - значит прежде всего активно жить, видеть, думать в этом кругу. Содержание мыслей и степень их активности зависят от вымышленных обстоятельств действия.
 При этом не надо задаваться целями "собирать внимание", "направлять" его и "укреплять". Нужно смотреть и видеть, нужно собирать мысли, соответствующие данным обстоятельствам, и укреплять эти обстоятельства новыми вымыслами воображения. Не надо "удерживать" границы внимания как нечто самодовлеющее. Нужно волевыми усилиями удерживать мысли в границах заданного вымысла, не думать о посторонних вещах, тогда не будут нарушаться и границы кругов внимания. Наконец, "расширять круги внимания" означает расширять и изменять предлагаемые обстоятельства.
 Вот пример:
 Малый круг (в поле восприятия - я один): "Сейчас я встану с места и попрошу разрешения выйти, потому что через пятнадцать минут в Доме кино начнется закрытый сеанс какого-то интереснейшего фильма, на который необходимо проникнуть. Как же уйти с занятий? Сказать, что болен? Вообще-то у меня в последнее время как-то странно дрожит веко. Вот сейчас дрожит или нет? Нет? Впрочем, кажется, есть немного! Чуть-чуть. Вот опять. А пульс, интересно, какой? Где он, пульс? Ага, поймал. Пульс как пульс. Что ж придумать?.."
 Средний круг (в поле восприятия - мои ближайшие соседи): "Мы с Шуриком поссорились не на жизнь, а на смерть, вот он, Шурик, сидит тут, выдумывает "средний круг" и не смотрит на меня. Конечно, все из-за Галины. Она сидит между нами, глазеть на нее упор неудобно, но я краем глаза вижу, как она посматривает то на него, то на меня. А я вот сейчас скажу как ни в чем не бывало: "Шурик, ты достал "Хулио Хуренито"?" Или: "Галка, билет у тебя?" А она всполошится: "Какой билет?" А Шурик будет сверлить ее взглядом. Сейчас скажу..."
 Большой круг (в поле восприятия - вся комната): "Сидят в аудитории, чудаки, и не знают, что наш курс выиграл "Москвича" на тот лотерейный билет, что мы нашли в вагоне, когда ездили в Кавголово. И Капа-староста не знает. И даже Ариадна Николаевна не знает. Курсовая машина! Здорово! Ох, как завопит Мишка, когда узнает: "Я шофер второго класса, у меня права!" - завопит. А Людочка прощебечет: "Папа может устроить гараж". В аудитории мы повесим график - кто когда водит машину, кто когда моет. Вон на той стене. Или на этой, у окна. В рамке..."
 Пример приведен для того, чтобы отметить: зрительные восприятия играют главную роль в этом упражнении, а все вымыслы воображения исходят от реалий, окружающих меня, объективно и тесно с ними связаны. Думая на вымышленную тему, я непрерывно смотрю и оцениваю виденное, добавляя магическое "если бы". Результат - активное действие, вера в подлинность моего вымысла.
 И еще - обстоятельства везде разные. Это нужно помнить для того, чтобы переключить и зрение, и мысль. Польза упражнения несомненна еще и потому, что тренируется умение мыслить в сценических условиях, в вымышленных обстоятельствах. Необходимо постоянно тренировать это умение.
 - Сами, без моих сигналов, сидя на месте, переключайтесь из малого круга в средний, из среднего в большой, и так далее в любой последовательности. Не спешите, думайте обстоятельно. Переключайтесь сначала не быстро, но постепенно сокращайте время перехода от одного круга к другому. Каждый раз, когда вы возвращаетесь в круг прежних мыслей, возобновляйте мысль с того, на чем вы закончили ее в прошлый раз.
 - Расскажите, в каких ситуациях вы побывали.
 - Быстро ли удавалось направить мысль по нужному пути при переключении? Что вы ощущали при расширении или сужении поля своего внимания?
 ГЛАЗА ТОВАРИЩЕЙ
 Ученики сидят в двух рядах, лицом друг к другу.
 - Всем отвернуться! Хорошо ли вы помните товарищей, сидящих напротив вас? Вспомните, какие у них глаза - величина, форма, цвет. На счет десять проверьте свою память - рассмотрите последовательно глаза всех, сидящих напротив. Распределите время - надо успеть, пока я сосчитаю до десяти, увидеть всех.
 - Поверните голову!.. Девять! Десять!
 Не закрывайте глаз, только отвернитесь. Первый слева, рассказывайте. Остальные - проверяйте описание, сопоставляйте его со своим внутренним видением.
 - Мысленно пересадите всех, сидящих против вас, в таком порядке: слева должен сидеть самый светлоглазый, а справа - самый темноглазый. Не смотрите на них - отвернитесь.
 - Готово? Сделайте короткую проверку на счет пять. Посмотрите... 4! 5! Отвернитесь. Рассказывайте, как пересадили товарищей!
 Что нового?
 Проверяя степень развития наблюдательности, педагог спрашивает у учеников в начале урока:
 - Что нового заметили вы сегодня в нашей аудитории?
 - Как стояли стулья вчера, когда вы уходили?
 - Что нового сегодня в одежде товарищей? Кто в другом платье? В других туфлях?
 - Вспомните, что нового вы увидели сегодня на улице, когда вышли из дома?
 РАССМОТРИТЕ ЛЮДЕЙ!
 Задание: "Рассматриваю двух людей, отыскивая в них сходство или различие".
 - Каждый сидящий в этом полукруге пусть рассмотрит своего правого и левого соседа. Ничего похожего? А вы присмотритесь. Начните с поисков сходства. Волосы разных оттенков, но одинаково тонкие, мягкие. А вот - более жесткие, длинные. Руки - у одного широкая и короткая ладонь, у другого узкая, но обратите внимания на форму ногтей, на рисунок луночек - они очень похожи. Продолжайте поиски... Подумайте о характерах, об особенностях поведения.
 - Для чего вы рассматриваете их? Ах, вот что - хотите одному из них поручить роль другого в капустнике? А вы для чего рассматриваете?..
 - Задание для всех: наблюдая на улице за двумя собеседниками, отыскать, в чем они схожи друг с другом внутренне и внешне, несмотря на все их различия, и в чем именно состоит различие между ними - внешнее и внутреннее, по характерам.
 БИОГРАФИЯ СПИЧЕЧНОГО КОРОБКА
 - Найдите новое, неизвестное вам в хорошо знакомом спичечном коробке. Пофантазируйте, как его делали? Что представляется прежде всего?.. Лес, рубят деревья, везут на лесопильный завод... Это ничего, что вы не знаете во всех деталях, как изготовляют спичечные коробки, - пофантазируйте! Подумайте, сколько людей участвовало в "биографии спичечного коробка" - от лесоруба до продавца магазина. Пройдитесь мысленно по этой биографии - последовательно, от начала до сегодняшнего дня.
 - Вам будет легче понять, как его делали и какой путь он прошел, если вы внимательно присмотритесь к нему. По признакам, не сразу заметным, вы найдете следы биографии.
 - Вот теперь спичечный коробок вам хорошо знаком. Спрячьте его и опишите нам.
 - Возьмите другой коробок с такой же этикеткой. Как будто одинаковы оба? А вы найдите разницу между ними!
 - Для чего понадобилось их сравнивать? Какая цель могла бы в жизни заставить вас делать это?.. Ах, вы коллекционируете этикетки?
 БИОГРАФИЯ ПОПУТЧИКА ИЛИ ПРОХОЖЕГО
 Одно из индивидуальных упражнение, тренирующих зрительные восприятия и зрительную память для развития наблюдательности и фантазии, - наблюдение за случайным попутчиком в автобусе или за прохожим на улице. Надо решить, что это за человек, где и кем он может работать, что у него за семья, кто близок ему, с кем он враждует, что любит и чего избегает, чем он занят сейчас, о чем думает, куда идет.
 - Не отдавайтесь во власть первых впечатлений. Каждую новую догадку непременно проверяйте, сопоставляя все действия этого человека за все время наблюдения.
 Вы идете по улице. Сколько биографий вокруг вас, сколько судеб, характеров! Присмотритесь к людям внимательнее; по деталям одежды, по мелочам поведения, по тому, как идет прохожий, на что и как смотрит, на что не обращает внимания, - разгадайте человека!
 Это похоже на занятия Шерлока Холмса? Что ж, не следует пренебрегать и его опытом, раз он может нам помочь понять пружины жизненного поведения. Конан-Дойль так говорил о человеке, умеющем мыслить логически: "Пусть он, взглянув на первого встречного, научится сразу определять его прошлое и его профессию. Поначалу это может показаться ребячеством, но такие упражнения обостряют наблюдательность и учат, как смотреть и на что смотреть. По ногтям человека, по его рукавам, обуви и сгибе брюк на коленях, по утолщениям на большом и указательном пальцах, по выражению лица и обшлагам рубашки - по таким мелочам можно угадать его профессию..."
 - Глядя на человека, постарайтесь представить себе его на работе, в домашней обстановке, на прогулке за городом. Представьте себе, как он обедает в столовой, как разговаривает с детьми, как сердится и как радуется, как занимается любимым делом.
 Время от времени ученики рассказывают на уроках о самых интересных биографиях. Рассказ должен быть таким, чтобы все ясно увидели человека. Доказать правильность придуманной биографии - обязанность рассказчика.
 Но вот ученик очень убедительно рассказал о человеке, с которым он ехал в автобусе.
 - Скажите, а как бы поступил этот человек, если бы в автобусе случилось что-нибудь неожиданное; например, если бы его сосед лишился сознания?
 - А если бы в автобус вошел его давнишний друг, которого он считал погибшим? Как бы повел себя этот человек, что бы он делал, что говорил?
 - Угадайте, каким он был десять лет назад и каким станет через десять лет.
 - А если бы он выиграл большую сумму, на что бы он потратил деньги?
 - А если бы с ним случилась беда и круто изменила его жизнь, как бы он вел себя в новых обстоятельства?..
 Наблюдательность - это отличительная особенность всякого художественно одаренного человека, это его потребность. Вот Гоголь в "Мертвых душах" вспоминает о привычках своей юности (пусть длинна цитата, зато она исчерпывающе иллюстрирует эту внутреннюю потребность наблюдать и фантазировать):
 "...Мне было весело подъезжать в первый раз к незнакомому месту: все равно, была ли это деревушка, бедный уездный городишко, село ли, слободка, любопытного много открывал в нем детский любопытный взгляд... ничего не ускользало от свежего тонкого внимания, и, высунувши нос из походной телеги своей, я глядел и на шедшего в стороне пехотного офицера, занесенного бог знает из какой губернии на уездную скуку, и на купца, мелькнувшего в сибирке на беговых дрожках, и уносился мысленно за ними. Уездный чиновник пройди мимо - я уже и задумывался: Куда он идет? на вечер ли к какому-нибудь своему брату, или прямо к себе домой, чтобы, посидевши с полчаса на крыльце, пока не совсем еще сгустились сумерки, сесть за ранний ужин, с матушкой, с женой, с сестрой жены и всей семьей, и о чем будет веден разговор у них в то время, когда дворовая девка в монистах, или мальчик в толстой куртке, принесет уже после супа, сальную свечку в долговечном сальном подсвечнике. Подъезжая к деревне какого-нибудь помещика... старался я угадать, кто таков сам помещик, толст ли он, и сыновья ли у него, или целых шестеро дочерей с звонким девическим смехом, играми и вечною красавицей меньшею сестрицей, и черноглазы ли они, и весельчак ли он сам, или хмурен как сентябрь в последних числах..."
 Многим людям свойственны такие мечтания. Но для художника они - не просто проявление любопытства, а насущно необходимый материал для творчества.
 БИОГРАФИЯ ПО ПОРТРЕТУ
 После первых попыток учеников создать биографию случайного прохожего полезно посвятить урок общему разбору "биографии по портрету".
 Лучше взять для этого репродукцию какого-либо портрета неизвестного человека. Например, "Вдовушка" П. Федотова подходит для такого разговора больше, нежели "Мусоргский" И. Репина.
 Для начала можно взять репродукцию современной портретной живописи, близкую нам по времени.
 Созданная общей фантазией биография по портрету и обстоятельный разбор ее на уроке помогут в дальнейшей самостоятельной работе учеников по наблюдению за случайными попутчиками и прохожими.
 БИОГРАФИЯ ПО ПОХОДКЕ
 Еще одно упражнение для индивидуального тренинга. На общих занятиях ученик лишь рассказывает о результатах своих наблюдений, вовлекая товарищей в обсуждение придуманных биографий.
 Задание такое:
 - Попробуйте создать если не биографию, то хотя бы общее представление о человеке, присматриваясь только к его походке. Глядя, как идет человек, догадайтесь - какое у него сейчас выражение лица, куда он идет, о чем думает.
 - Глядя только на ноги человека, представьте себе весь его внешний облик, возраст, характер. Сядьте на уличную скамейку и изучайте всех проходящих перед вами. Вас непременно увлечет это занятие.
 БИОГРАФИЯ ПО ВЗГЛЯДАМ
 - Попробуйте, когда идете по улице, присматриваться только к глазам людей. Вы увидите, какое существует многообразие "способов смотреть", если можно так выразиться. Будет момент, когда вам покажется даже, что все смотрят по-разному, что нет ни малейшего сходства в способах смотреть ни у одного человека. Потом вы начнете находить и объединяющие признаки этих способов у разных групп людей. А потом - своеобразие каждого взгляда. Очень увлекательно!
 - Лучше всего наблюдать за глазами двух человек, когда они общаются друг с другом (и, разумеется, не знают, что вы следите за ними). Подумайте при этом - почему на один и тот же предмет, на одно и то же событие один человек смотрит так, а другой иначе? А вы сами как смотрите на это событие? Как относитесь к нему? О чем думаете в это время?.. Изучая взгляды людей, вам придется задумываться о своеобразии характеров, о том, как складываются в результате жизненного пути особенности связей человека с окружающим миром.
 Послушаем английского актера Лоуренса Оливье: "Смотреть и разглядывать - одно из моих самых любимых занятий, и уж что-что, а детали я, слава Богу, запоминаю неплохо. Есть вещи, которые я держал в голове лет по 18, прежде чем употребил их в дело".
 КАК ОН ЭТО ДЕЛАЕТ?
 Наблюдения за человеческим поведением становятся со временем привычкой и потребностью актера. У каждого формируются свои собственные способы и цели наблюдения, индивидуальная манера изучения жизни.
 - Наблюдая за каким-нибудь прохожим, оживленно беседующим со спутником, представьте себе невероятное: он не живет на самом деле, а играет роль. Слышали, как тридцатилетний Черкасов, загримированный как Полежаев из "Депутата Балтики", ходил по улицам - семидесятилетним старичком?.. Вот и этот прохожий тоже переодет, искусно загримирован и пробует вжиться в новый для него образ. Приглядитесь: как он это делает? Как говорит (а на самом деле у него другая манера произношения)? Как жестикулирует (а в жизни он вовсе не склонен к такой жестикуляции)? Как ходит (а его настоящая походка - совсем иная)? Присмотритесь, как ему, черт возьми, удается достигнуть такой естественности поведения!
 ЭТО Я!
 Вот еще один способ наблюдения:
 - Человек, за которым вы наблюдаете, - не он, а вы. То есть на самом деле этот человек не такой, каким себя изображает, а совсем такой, как вы - ваш двойник, близнец, ваше "второе я" с вашими мыслями, вашей биографией. Так сказать, "я из анти-мира". А теперь он играет какую-то роль и совсем стал на вас не похож. Как же это у него получилось? Как он переоделся, загримировался? Как он скрывает ваши привычные жесты, походку, манеру говорить? Он даже свойственный вам ритм мыслей изменил. Как?..
 А КАК ОН СМЕЕТСЯ?
 Наблюдая за проявлениями характера человека, не упустите из виду и того, как он смеется. Ф. Достоевский считал даже, что в смехе человека - ключ к его характеру. "Смехом иной человек
 себя совсем выдает, и вы вдруг узнаете всю его подноготную. Веселость человека, это - самая выдающая человека черта, с ногами и руками. Иной характер долго не раскусите, а рассмеется человек как-нибудь очень искренно, и весь характер его вдруг окажется, как на ладони. Итак: если захотите рассмотреть человека и узнать его душу, то вникайте не в то, как он молчит, или как он говорит, или как он плачет, или как он волнуется благороднейшими идеями, а вы рассматривайте лучше его, когда он смеется. Хорошо смеется человек - значит, хороший человек. Примечайте притом все оттенки...", - говорил он устами героя "Подростка".
 СОБЫТИЯ НА УЛИЦЕ
 Индивидуальный тренинг должен включать в себя наблюдение за событиями. Совсем не обязательно ждать какого-либо уличного происшествия, привлекающего всеобщее внимание. Условимся называть событием совокупность действий одного или нескольких человек, которые преследуют определенную цель и преодолевают какие-либо препятствия, внешние или внутренние. Нас интересует механизм жизненного действия. Поэтому для начала попросим учеников понаблюдать за ходом самых простейших событий.
 - Юноша ждет кого-то у входа в кинотеатр; что это за событие в его жизни? Уловите последовательность всех его действий, борьбу всех его мыслей. Угадайте, как отражается его внутренняя жизнь - в данный момент - на внешнем его поведении. Не пропускайте ни одного действия, из которых складывается это событие.
 Разбор на уроке индивидуальных наблюдений ученика должен непременно вовлекать в работу всю группу. К рассказчику предъявляются требования активной и действенной речи: он должен видеть то, о чем рассказывает, и как бы "внедрять" свои видения в слушателей. Он должен отбирать слова, искать самые верные и яркие. Так незаметно тренируются и элементы словесного действия.
 Разбор жизненного события как совокупности последовательных, целесообразных и продуктивных действий - начало постижения природы сценического действия.
 АНТИСОБЫТИЯ
 Тренируя наблюдательность, можно использовать такой прием:
 - Воспитайте в себе "супернаблюдателя", владеющего своим зрительным вниманием, неподвластным слепому инстинкту. Вот идете вы по улице. Как работает прожектор вашего внимания?
 Проверьте - и убедитесь: он мгновенно откликается на любое громкое или яркое событие и поворачивает ваши глаза в ту сторону. Кто-то вскрикнул - и ваше внимание там. Ах, какая симпатичная дубленка - и вам не оторвать глаз! Это - события для вас, не говоря уже о каком-нибудь уличном происшествии! Наблюдайте за ними, греха в этом нет. Но попробуйте иногда поступить вопреки инстинкту. Вот вы идете. Инстинкт поворачивает ваши глаза на очередное громкое или яркое, а вы отвернитесь, с усиленным вниманием присмотритесь к пожилой паре, идущей перед вами. Разве не интересно проникнуть в книгу их судьбы? И пусть на другой стороне улицы составляется протокол о столкновении автомашин, и пусть толпятся любопытные, а ваши глаза и ваши мысли пусть будут заняты вот таким будничным "антисобытием" - видно, тяжелый сегодня день у этой трогательной пары: идут явно усталые, удрученные чем-то. Чем?..
 Идете вы, и нет никаких на пути происшествий вроде столкновения автомашин. Вот тут-то особенно тщательно можно тренировать "супернаблюдателя". Да, ничего очень громкого или очень яркого в пути не встретилось, но как все-таки ведут себя ваши глаза и уши? Поймайте себя на том, что неосознанно вгляделись в что-то заметное (ну, например, в чей-то неотразимый профиль), и мгновенно переведите глаза и мысли на любое "антизаметное" - на окна дома, на дерево, на водосточную трубу. Приглядитесь: торчат сосульки, лед тронут апрельской теплотой, и уже совсем скоро из этой трубы шарахнет на тротуар...
 Разве это "антисобытие" - не событие?
 ОПЕРАЦИЯ "ШТИРЛИЦ"
 Воспользуемся именем знаменитого киноразведчика, которое стало уже именем нарицательным, для упражнения на зоркость глаза - качества, абсолютно необходимого не только разведчику, но и актеру.
 - Каждый из вас - Штирлиц. Наметьте себе объект наблюдения, товарища, за которым вам придется следить на протяжении всего занятия. Он не должен ни о чем догадываться. Как и положено хорошему разведчику, следите за ним незаметно. Вот что вам нужно выяснить:
 * Каково сегодня настроение у вашего подопечного - угадать, почему он сегодня именно такой?
 * Какие действия и в какой последовательности он совершил за то время, что вы следите за ним? Для чего он их совершил? Постарайтесь воспроизвести некоторые наиболее характерные его действия в той же последовательности.
 * Угадайте, за кем он следит. Проследите, как он это делает и как маскирует наблюдение, попробуйте по его действиям угадать течение его мыслей.
 - Наметили объект? Даю пять минут на всю операцию. Разойдитесь по комнате, делайте что хотите, прогуливайтесь, разговаривайте и - следите!
 - Стоп! Садитесь в полукруг. Кто заметил, что за ним следят? Кто сам себя выдал?
 - Расскажите о результатах наблюдений. Воспроизведите действия подопечного. Объясните их.
 Упражнение можно продлить: в начале урока задать условия, потом заниматься любыми другими упражнениями, а в конце урока провести опрос о результатах наблюдений за все время.
 ВЫБЕРИ ПАРТНЕРА!
 Бывает, что в упражнениях нужно разделиться на пары. Можно для этого оттренировать незаметную, молчаливую договоренность партнеров - своего рода упражнение на взаимодействие.
 Ученики в полукруге.
 - Выберите себе партнера и дайте ему понять, что вы его выбрали, но так, чтобы никто из нас не понял этого. Договоритесь глазами! Нет, подмигивание - слишком заметное движение. Я ведь понял, с кем вы хотите работать. Эта договоренность аннулируется, ищите другого партнера.
 - Как же понять, с кем можно договориться, кто свободен?
 - Глаза человека могут сказать все, если вы научитесь их безмолвному языку. Можно только по глазам, по тончайшей микромимике - понять, что партнер зовет вас. Попробуйте сами - позвать партнера, не двигая сознательно ни глазами, ни бровями, ни веками, ни единой ресничкой. Попробуйте согласиться на его предложение. Отказаться. Обратить внимание партнера на вашего соседа. Выругать партнера за его недогадливость. Поблагодарить его сердечно. Пристыдить...
 - Микромимика - это не осознаваемые нами, мелкие, почти невидимые сокращения мимических мышц. О ней не надо думать, она появляется сама собой, ее рождают наши мысли, видения, эмоции. Если вы полны желания, чтобы партнер понял ваш зов, и если сам партнер (это очень важно!) хочет, старается понять вас, если при этом живо работает ваше воображение и вы видите внутренним зрением, как партнер встает и как он подходит к вам, - ваша микромимика все откроет партнеру и ему действительно захочется встать и подойти к нам. Но вы поймаете, разгадаете момент возникновения этого желания партнера и глазами остановите его: "Подожди, пока еще не время!"
 - Сейчас мы выясним, кто не сумел молчаливо договориться с партнером. На счет "три" бегите к своему избраннику и накрепко хватайте его! Раз! Два! Три!
 Этот момент в упражнении - наиболее эмоциональный. Ученики кидаются к своим предполагаемым партнерам, происходят предугаданные союзы и неожиданные недоразумения, вызванные неточностью "гипнотических" внушений. Словом - проверяется в действии способность актера заразить партнера своими видениями.
 2. ЭКРАН ВНУТРЕННЕГО ВИДЕНИЯ. МЫСЛЕННОЕ ДЕЙСТВИЕ
 Белый медведь - Метафоры - Слушай слово! - Зримые разговоры - Глокая куздра - Мысленная речь - Мысленные прогулки - Кинолента прожитого дня - Кинофильм - Круговая кинолента - Двойная кинолента - Групповой рассказ - Цепочка ассоциаций - Ассоциация на привязи - Видеоскоп - Усложненный видеоскоп - Математическая задача - Логическая задача - Задача Эйнштейна - Путешествия - Повтори! - Сегодня - вчера - Событие в картине - Собрать картину - Остановись, мгновенье! - А что потом? - Три картины - Знакомый город - Путь вслепую - Лабиринт - Маршруты - Компас - Вертушка - Еще одна вертушка - Сантиметр - Три слова - Живые образы - Перевертыши - Антимир - Вспомнить лицо! - Воображаемый круг - Мысленные действия - Как я это делал? - Двигаться - не двигаясь - Пояснение к следующему разделу
 БЕЛЫЙ МЕДВЕДЬ
 Лев Толстой в своих неоконченных "Воспоминаниях" рассказал об игре, придуманной его братом Николенькой. В условиях игры было - "стать в угол и не думать о белом медведе". Он пишет: "Помню, как я становился в угол и старался, но никак не мог не думать о белом медведе".
 Хороший материал для тренинга мысленного действия, внутреннего видения и воображения!
 - Я говорю "белый медведь". Что вы видите на своем внутреннем экране? Да, его - белого медведя! В нашей памяти многие слова и словесные сочетания накрепко соединены с их зрительными изображениями. Думайте о белом медведе, - прошу я, и вам легко исполнить мою просьбу, потому что слова о "белом медведе" (вот и сейчас снова!) сразу отозвались в вашем воображении зрительной картиной.
 - А если я попрошу - "не думайте о белом медведе! не смейте видеть белого медведя!" - сумеете ли вы исполнить мою просьбу? Вряд ли. Белый медведь возникает в вашем видении, как только я произношу эти слова. Как же избавиться от белого медведя? Единственный способ - думать о чем-нибудь другом. О черной собачонке, например. "Не думайте о белом медведе! - говорю я, а вы в этот самый момент заставляете себя думать о черной собачонке, - и она сразу же возникает на вашем внутреннем экране. И вытеснит медведя, если он успел туда пробиться.
 - Запомните это правило: чтобы не думать о белом медведе, надо думать о черной собачонке.
 - Значит, внутреннее видение может появиться не только от услышанного нами слова, но и от мысли, которую мы сознательно вызываем в себе. Ведь мысли - это тоже слова, только невысказанные. Мы говорим сейчас о такой разновидности мыслей, которая называется мысленной речью.
 - Слово - манок видения. Всякое ли слово?.. "Река"! Что вы увидели? Все увидели разное, а то и ничего не увидели. Скажу определеннее - "Нева"! Все увидели Неву, но ясности в картинах может и не быть. Скажу совсем конкретнее - набережная Невы у Зимнего, напротив Петропавловки... Вот эту картину оказалось проще увидеть, чем две предыдущих. Чем конкретнее речь и слово, тем ярче видение.
 МЕТАФОРЫ
 "В каждом слове бездна пространства, - писал Н. В. Гоголь, - каждое слово необъятно, как поэт".
 - "Гаснут"... Что вы увидели на своем внутреннем экране?
 - Я увидел ночное небо. Горизонт светлеет, скоро утро, звезды гаснут.
 - Я увидел вечернюю улицу. Освещенные окна, все разноцветные, гаснут одно за другим.
 - Я увидел раненого летчика. Он ползет по снегу, тяжело дышит. Все чаще останавливается, не может двигаться. Уходят силы.
 - Я увидел девушку. Она ждет кого-то в парке возле кино. Вокруг - люди, встречи, радостные возгласы, а она одна. Звонок приглашает к началу сеанса, аллея пустеет. Только девушка. Ее глаза. Гаснут надежды.
 Метафора в этом упражнении - повод для совершенствования ассоциативного мышления, а тем самым - для развития фантазии.
 Много разных картин может появиться в воображении от метафорического слова-манка. Такого, например, как "кипит", - бурлящий водопад (кипит вода), уборка урожая (кипит работа), горячее выступление на митинге (кипит гнев) и т. д.
 СЛУШАЙ СЛОВО!
 - Слова
 у нас
 до самого важного в привычку входят,
 ветшают, как платье.
 Иное слово раскрывается, когда дойдешь до первоначального его смысла, до отгадки, как оно было "изобретено". Так, слово "пленительный" вновь оживет в сознании, превратится из штампа в свежее видение, как только угадаешь его происхождение от слова "плен", когда поймешь, что "пленен тобой" означает "взят тобою в плен". И уже не надо заниматься дальнейшими этимологическими изысканиями, потому что слово "пленительный" раскрылось в живом образе. Слово стало наполненным.
 - "Наполненным"... Раскрыв образный смысл этого слова, оживите в воображении всю фразу - "слово стало наполненным".
 Подобные задания отнюдь не дублируют предмет "сценическая речь", они как бы перекидывают мостик между "речью" и "мастерством актера". Полезно время от времени останавливать внимание ученика на каком-нибудь слове или обороте. Любой образный оборот таит в себе уроки воображения.
 - "С плеч долой!" - это вы об экзамене сказали? А как бы вы сказали, если бы сами, впервые, вот сейчас придумали этот оборот? Ведь когда-то придуманы же были эти слова впервые! Может быть, они звучали еще до Грибоедова, который устами Фамусова произнес: "Подписано, так с плеч долой"? Представьте же себе тяжелую, утомительную ношу, кладь на ваших плечах, которую не терпится скинуть. А уж когда скинул - как выпрямились уставшие плечи!..
 ЗРИМЫЕ РАЗГОВОРЫ
 - Мы видим все, о чем нам рассказывают. Только не всегда осознаём эти видения. Или осознаём их отрывочно, редкими клочками картин. Надо упражняться в непрерывности видений. Воспитайте в себе такую привычку: когда слушаете какой-нибудь рассказ, старайтесь видеть непрерывно все, о чем слушаете.
 - Цепкость внутреннего зрения должна быть такой, как у болельщиков футбола, когда они слышат по радио взволнованный голос Озерова: "...Воронин в центральном кругу... Он отдает мяч Паркуяну... Тут же Малафеев, но за ним неотступно следует защитник Зекенбауер... Сабо еле ходит, у него сильно повреждена нога..." Мы слышим радио: "...так возникла тайна захоронения фараона Тутанхамона..."
 - Как? Тутанхамона?..
 Да не обидятся на нас историки, раз уж мы треплем это имя, но мы оправдываем себя тем, что он был фараоном, а значит, вряд ли был, хорошим человеком.
 - Тутанхамон? Прислушайтесь к слову: "Тут... АН... Хам... Он!" Как неприятно!.. А какое видение?
 ГЛОКАЯ КУЗДРА
 Это упражнение на развитие фантазии. В нем использована искусственная фраза, придуманная академиком Л. В. Щербой.
 - Запишите эту фразу: "Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокренка". На каком это языке? На языке фантазии. Присмотритесь к записанным вами словам, разберитесь в смысле. Что произошло, какое событие?
 - Правильно. Какая-то "куздра" (впрочем, сказано, что она - "глокая") взяла да "будланула" какого-то "бокра". Как она его "будланула"? Да, "штеко"! Возможно, даже очень "штеко", "штекее" некуда! А потом чем занялась? Напала на "бокренка" (видимо, это детеныш "бокра") и "курдячит" его!
 - Появляются какие-нибудь видения? Да, поразительная вещь: слова ничего не значат, нет таких слов, а видения появляются! Расскажите, у кого какая "куздра"! А "бокр" с "бокренком" какие?..
 - Чем она его "будланула"?.. По-вашему, "будлом"? Большой у нее "будл", острый? А по-вашему, она его "будланула" сначала "каблой", а потом стала "утрябить выктой"? Возможно...
 Если ученикам знакомы упражнения на артистическую смелость (звери, игрушки и т. д.), можно даже выпустить на площадку одну "куздру" за другой - пусть они "будлают бокра и курдячат бокренка". Наверное, все "куздры", "бокры" и "бокрята" будут разными. Так и должно быть!
 - Расскажите, что за событие происходило на площадке. Как все началось? Где все это происходит? Ах, на "ампанке"?..
 МЫСЛЕННАЯ РЕЧЬ
 - Вспомните сегодняшнее утро, всю цепь маленьких эпизодов с той минуты, когда вы вышли из дома. Нужно увидеть в воображении весь путь, шаг за шагом. На что вы смотрели по дороге, о чем думали, что делали? Старайтесь увидеть все подробности в их тогдашней последовательности, а одновременно, чтобы укрепить видения, бормочите тихонечко вслух: "Вышел из парадной. Какое было утро? Серенькое. На небо посмотрел - облака сизые-сизые, как голубиное крыло. И тут о голубях подумал - на углу Столярного их всегда много, прохаживаются, старушек поджидают, которые их крупой подкармливают. (Бормочу, а сам вижу все это.) Теперь весь перекресток разрыт, огромные трубы лежат, голуби куда-то перебазировались. (Бормочу, вижу, а сам иду, вот сейчас улицу перехожу мысленно, посмотрел машинально налево, не идет ли трамвай.)
 Мысленная речь поможет впоследствии на уроках актерского мастерства перейти к внутреннему монологу, к мысленному и словесному действию, поможет думать в момент действия так, как думал бы изображаемый актером герой. Тренировка мысленной речи - начало отработки мысленного и словесного действий.
 - Вспомните самое интересное событие вашей жизни за прошедшее лето.
 - Вспомните самое важное событие, которое заинтересовало вас во вчерашней газете. О чем вы думали, когда читали? Что видели?
 - Вспомните самое важное для вас событие вчерашнего дня. В каждом дне среди множества малых эпизодов можно найти и наиболее важное, определяющее вашу дальнейшую жизнь хоть немного. Из каких эпизодов сложилось это событие?
 - Вспомните какой-нибудь эпизод из последнего фильма, который вы смотрели. Один эпизод - но во всех, самых мельчайших подробностях. И главное - в тех же, что и в фильме, логике и последовательности действия.
 Тренировка логики и последовательность мысленной речи - работа над приближением к логике и последовательности чувств.
 Мысленной речью можно пользоваться во многих упражнениях - всюду, где отрабатываются внутренние видения и действия с воображаемыми предметами. Отметим, что мысленная речь - лишь технический прием, не подменяющий живую мысль, а помогающий ее возникновению.
 МЫСЛЕННЫЕ ПРОГУЛКИ
 Ученики - в полукруге.
 - Давайте погуляем! Вспомните Невский проспект. Мы идем от Адмиралтейства по левой стороне Невского - "наиболее опасной во время артобстрела". Запоминайте, что вы видите, дом за домом, ничего не пропуская.
 - Все дошли до Садовой? Первый справа, опишите свое путешествие. Остальные - проверяйте картину на своих внутренних экранах, поправляйте товарища, дополняйте его описание подробностями, которые он пропустил.
 Такие мысленные прогулки, тренирующие зрительную память и непрерывность внутренних видений, воспитывают навыки наблюдательности и могут входить в индивидуальный, домашний тренинг.
 - Прогуляемся от Исаакия к Зимнему дворцу! Вы услышали мои слова, и на экране вашего внутреннего зрения мгновенно промелькнули два-три кадра - золотая шапка Исаакия, какие-то деревья Александровского сада, решетчатые ворота Зимнего. Нет, надо не летать, а идти пешком. Учитесь управлять крыльями воображения. С какого места начнем прогулку? Со скверика перед "Асторией"? Пройдите же не торопясь, обстоятельно, весь путь: вдоль скверика, мимо рядов туристских машин, мимо трагических есенинских окон бывшего "Англетера", через площадь, глядя на Исаакий, на его колонны, на площадку, с которой любуются городом экскурсанты, на верхний фонарик, куда теперь не пускают, на сверкающий купол, туда, "где дом в углу вознесся новый", туда, "где над возвышенным крыльцом с подъятой лапой, как живые, стоят два льва сторожевые", вдоль желтого фасада этого дома, глядя на деревья Александровского сада, перейдя Вознесенский проспект, мимо старых домов, потом перейду Гороховую улицу, рядом с домом, где работала ВЧК, вдоль парапета сада, мимо фонтана, глядя на Адмиралтейство, желтеющее сквозь деревья, прямо - Александровская колонна, направо - стрела Невского, слева - вся Дворцовая площадь и Зимний дворец.
 - Куда отправимся теперь? По Невскому, или по Неве к Медному всаднику, или через мост на Васильевский остров, или на пляж у Петропавловки? Лучшие мысленные путешествия - по хорошо знакомым маршрутам.
 Выбран маршрут. Ученики "гуляют", сидя на местах. Сначала в полной тишине, чтобы не спугнуть видения.
 Осложняя задачу, педагог включается в упражнение:
 - Мой голос будет мешать вам. Постарайтесь не прерывать цепочку видений, слушая меня. Продолжая свою "прогулку", отвечайте мне, как если бы и я там гулял рядом с вами.
 Вопрос к одному из учеников:
 - Где мы с вами теперь, до какого места дошли? Остановимся, рассмотрим этот дом. Глядя на дом, описывайте его мне.
 К другому:
 - Посмотрите направо, на другую сторону Невского. Что там?
 - А вы где сейчас? Прошли мимо Дома книги? Впереди, на углу улицы Бродского, будет газетный киоск, помните его? Загляните, пожалуйста, нет ли там свежего номера журнала "Театр"?
 - Подошли к кинотеатру "Аврора"? Что идет? Видели этот фильм? Нет? Посмотрите, когда ближайший сеанс. Отлично, идите в кассу, покупайте билет!
 С самого начала надо предложить такую мысленную речь, чтобы она помогала видениям.
 - Что самое трудное в упражнении? Удержать видение. Появляется оно сравнительно легко, а вот удержать его на внутреннем экране сложнее. Мысленная речь поможет вам в этом.
 - Вначале казалось, что это совершенно простое, легкое упражнение. До того легкое, что и не нужно его делать. Разве всем людям не свойственны такие мечтания? Захотел - и представил себе все что угодно! Зачем же тренироваться? А вот зачем: чтобы воспитать в себе навык произвольной непрерывности внутренних видений на вымышленную тему. Непрерывность последовательных видений - этому надо учиться!
 Для чего нужен такой навык? Станиславский говорил, что в каждый момент пребывания артиста на сцене во время действия, он должен видеть:
 * или внешние предлагаемые обстоятельства, созданные режиссером и художником; то, что происходит в этот момент вне актера, на сцене,
 * или то, что происходит в его воображении, - внутренние видения, которые иллюстрируют предлагаемые обстоятельства жизни роли.
 "Из всех этих моментов, - пишет Станиславский, - образуется то вне, то внутри нас непрерывная бесконечная вереница внутренних и внешних моментов видений, своего рода кинолента. Пока длится творчество, она безостановочно тянется, отражая на экране нашего внутреннего зрения иллюстрированные предлагаемые обстоятельства роли..."
 - Прогуляйтесь мысленно по дорожкам Петергофского парка.
 - Потренируйте переключения видений. Отправляйтесь по Невскому до первого угла, до Малой Морской улицы. Идите медленно, ничего не пропуская. Теперь перекиньте видения на другой маршрут, на знакомую лесную дорогу возле вашей дачи, пройдите по ней немного и снова - Невский... До Большой Морской улицы!.. И опять - лесная дорога...
 - Мысленно пройдитесь вот по этой комнате, поживите в ней.
 - Совершите такие мысленные визиты в знакомые вам дома. Заходите в театры, в кино, пройдитесь по знакомым музейным залам. Только не пропускайте ни одного звенышка в цепочке последовательных воспоминаний. Не летайте на скоростных лифтах, а идите, как по лестнице - ступенька за ступенькой!
 КИНОЛЕНТА ПРОЖИТОГО ДНЯ
 Домашний индивидуальный тренинг:
 "Ложась спать и потушив свет, приучите себя ежедневно мысленно просматривать всю жизнь каждого прошедшего дня, старайтесь при этом детализировать свои воспоминания до последнего предела..."
 И Станиславский уточняет, до какой степени необходимо детализировать воспоминания - если, например, восстанавливаете в памяти, как вы обедали сегодня, то надо вспомнить:
 * все, что вы ели и в какой очередности,
 * вкус всего съеденного,
 * всю посуду и общую ее расстановку на столе,
 * мысли и внутренние чувства, вызванные обеденным разговором.
 Такая детализация необходима при любом воспоминании. Надо стараться внутренне увидеть и как бы снова прожить всю последовательность отдельных действий, из которых складывается отрезок жизни. Понятно, что весь день таким образом не вспомнить - времени не хватит. Пусть вспомнится немного, но зато подробно!
 Полезно в таком тренинге медленно просматривать комнаты, где приходилось бывать, и, вспоминая отдельные вещи в них, мысленно пользоваться ими так, как это было в действительности.
 Эту привычку, как говорил Станиславский, надо набить себе долгой систематической работой.
 Пока нам еще не нужно создавать киноленту иллюстрированного подтекста роли, но, готовясь к этому, займемся созданием киноленты прожитого дня. Этапы такие:
 * Начиная с определенного момента, "пятимся назад", то есть припоминаем, что мы делали минутой раньше, потом - где мы были и что делали пять минут назад, полчаса назад и т. д. - вплоть до момента пробуждения сегодняшним утром. Получается цепочка последовательных видений от данной минуты в аудитории до утра у себя дома.
 * Эту цепочку фиксируем в том же порядке несколько раз подряд.
 * То же проделываем в обратном направлении, начиная с момента пробуждения до данной минуты.
 После нескольких повторений "не чувствуете ли вы, что все эти воспоминания и проделанная вами работа оставили в вас какой-то след, в виде мысленного, чувственного или иного представления о довольно длинной жизни вашего сегодняшнего дня. Она сплетена не только из воспоминаний об отдельных действиях и поступках, проделанных вами в ближайшем прошлом, но и из ряда пережитых вами чувствований, мыслей, ощущений и прочего".
 - Мы говорим о ежедневных воспоминаниях будничных событий дня. Их не нужно фиксировать кинолентой. Но несколько раз в неделю, чтобы постоянно формировался навык, создавайте фиксированную киноленту дня, такую, чтобы надолго запоминалась. Выбирайте для этого дни, чем-нибудь примечательные для вас. Время от времени просматривайте старые киноленты. Создание их - отличный способ заготовки материала для творчества.
 - Послушайте, что писал Эйзенштейн: "Я необычайно остро вижу перед собой то, о чем я читаю, или то, что приходит мне в голову. Здесь сочетается, вероятно, очень большой запас зрительных впечатлений, острая зрительная память с большой тренировкой на "day dreaming"*, когда заставляешь перед глазами, словно киноленту, пробегать в зрительных образах то, о чем думаешь, или то, о чем вспоминаешь. Даже сейчас, когда я пишу, я, по существу, почти что "обвожу" рукой как бы контуры рисунков того, что непрерывной лентой зрительных образов и событий проходит передо мной. Эти острозрительные, прежде всего, впечатления до боли интенсивно просятся на воспроизведение".
 * сны наяву (англ.).
 КИНОФИЛЬМ
 Ученики - в полукруге. Педагог объявляет название кинофильма, который сейчас будет создаваться всей группой. Например, "Партизаны".
 Ученик, сидящий первым справа, повторяет слово "партизаны" и называет следующее слово, которое определяет ту картину, что представилась его воображению:
 - Партизаны... Лес...
 Второй ученик повторяет сказанное и добавляет свое слово, развивая сюжет:
 - Партизаны... Лес... Землянка...
 Так накапливаются слова-кадры. Каждый ученик повторяет все слова, сказанные до него, и добавляет новое. После ученика, сидящим крайним слева, цепочку слов-кадров вновь принимает первый справа, и кинофильм продолжается. Группа в десять-двенадцать человек может, при натренированной зрительной памяти, довести фильм до ста кадров.
 - Слово - это как бы название картины, которая видится вашему воображению. Поэтому сначала надо увидеть картину, потом назвать ее словом. Каждый раз, при каждом повторении - вы ли говорите или ваш товарищ, - прокручивайте киноленту снова и снова, переключайтесь с одного видения на другое и называйте слово только тогда, когда увидите картину.
 Начинающие часто механически запоминают слова. Иногда они невольно связывают слово с человеком, назвавшим его. Тогда ученик вспоминает слово за словом, глядя на товарищей - в какой последовательности они сидят. Надо сразу же предостеречь учеников от такой ошибки. Главное в упражнении - непрерывная логическая последовательность кадров-событий, непрерывность внутреннего видения, произвольное переключение с одного видения на другое.
 У каждого ученика складывается свой рассказ. "Партизаны, лес, землянка", - в этом начале рассказа у одного ученика сложилась картина ночного отдыха партизан на своей базе, у другого - возвращение группы с боевого задания, у третьего, может быть, - бой и захват позиции противника. Каждое новое слово как бы поворачивает сюжет, иногда весьма неожиданно для всех слушающих. Поэтому ученики на первых порах часто протестуют: слово, названное очередным учеником, "не укладывается", не совмещается с общей картиной, создающейся в воображении каждого. Протесты не должны приниматься. Здесь действует принцип: "Авторское слово - закон!" Каждое, даже самое неудобное, слово нужно оправдать. Так же как и в будущем - артистам нужно будет найти оправдание и объяснение каждому авторскому слову в тексте пьесы и каждому событию в ее сюжете.
 Идет по кругу кинолента, прибавляются кадры фильма. Остановимся на минуту:
 - Опишите, как вы видите кадрик "землянка".
 КРУГОВАЯ КИНОЛЕНТА
 Упражнение для индивидуального тренинга непрерывности внутренних видений и переключения.
 - Определите сюжет будущего короткометражного фильма и соберите киноленту из нескольких кадров-событий. Теперь надо склеить последний кадр с первым, чтобы получился замкнутый круг событий. Например:
 * Первый кадр - медвежонок - вы видите мохнатого головастого малыша, который стоит на полянке, с любопытством разглядывая все вокруг.
 * Второй кадр - дупло - вы видите дупло в кряжистом стволе липы и пчел, которые влетают и вылетают из этого дупла.
 * Третий кадр - вкусный запах - вы видите, как медвежонок принюхивается, бежит к липе, взбирается по ее стволу...
 * Четвертый кадр - пчелы - вы видите, как их становится все больше, как они кружатся над головой медвежонка, пока он просовывает в дупло свою лапу...
 * Пятый кадр - медведица - вы видите, как спешит на помощь малышу его косматая мамаша...
 - Готово? Теперь - крутите непрерывно эту ленту на своем внутреннем экране, кадр за кадром. Не спешите, рассматривайте картинку подробнее, помогайте себе мысленной речью. Дошли до последнего кадра, до медведицы, и сразу же - снова, с первого кадра ко второму и т. д.
 Постепенно надо сокращать время воспоминания каждого кадра, быстрее переключаться на следующий. Такое упражнение полезно возобновлять в памяти через несколько дней.
 - Когда кинолента станет привычной и воспоминания будут легко возникать по вашему заказу, сделайте два усложнения:
 * Включите один-два новых кадра в середину события или к концу. Учтите, что они не сразу приживутся.
 * Попробуйте крутить ленту в обратном порядке: сначала пятый кадр, потом четвертый, третий, второй, первый, снова пятый и т.д.
 Видели, что получается, когда в кино пускают пленку наоборот? Ныряльщик тогда выпрыгивает из воды, летит вверх и приземляется на вышке. А что получится из вашего фильма?
 ДВОЙНАЯ КИНОЛЕНТА
 Упражнение для тренинга переключения видений.
 Ученики - в полукруге. Педагог пускает по рукам два изображения, разных по характеру и стилю. Допустим, одно из них - цветная репродукция картины К. Моне "Стог сена". Другое - вырезанная из газеты карикатура Ю. Ганфа "Бюрократы".
 - Запомните оба изображения. Крепко отпечатайте их на внутреннем экране, запомните во всех деталях. Вспомните первое... Второе... Возьмите изображения, проверьте, всё ли запомнили. Отложите изображения. Вспомните первое... Второе... Первое... Второе...
 - Создадим две кино ленты по мотивам этих картин. Один - лирический этюд под названием "Лето". Другой - мультипликационный фельетон "В конторе".
 Ученики, тренируя мгновенное переключение зрительной памяти со "Стога сена" на "Бюрократов" и с "Бюрократов" на "Стог сена", создают две киноленты видений поочередно.
 Если в полукруге находятся десять учеников, киноленты создаются, например, в таком порядке:
 1-й ученик (сидящий крайним справа): - Поле.
 10-й ученик (сидящий крайним слева): - Столы.
 2-й - Поле. Солнечный день.
 9-й - Столы. Телефоны.
 3-й - Поле. Солнечный день. Стог сена.
 8-й - Столы. Телефоны. Графики выполнения.
 4-й - Поле. Солнечный день. Стог сена. Прохлада в тени.
 7-й - Столы. Телефоны. Графики выполнения. Суета.
 5-й - Поле. Солнечный день. Стог сена. Прохлада в тени. Птицы.
 6-й - Столы. Телефоны. Графики выполнения. Суета. Старший помзамзав.
 Теперь две киноленты "скрестились" и расходятся в разные стороны:
 7-й - Поле. Солнечный день. Стог сена. Прохлада в тени. Птицы. Шум листьев.
 5-й - Столы... и т. д.
 Каждый ученик, таким образом, запоминает одновременно обе киноленты и участвует в создании то одной, то другой в зависимости от того, с какой стороны приближается к нему очередная кинолента - справа или слева.
 ГРУППОВОЙ РАССКАЗ
 В предыдущих упражнениях ученики сочиняли рассказ, пользуясь только одним-двумя словами для каждого кадра. Теперь можно расширить рамки задания - сочинять, пользуясь большими фразами. На первый взгляд, это кажется более простым делом.
 Допустим, рассказ начался с фразы, которую произнес первый из сидящих в полукруге учеников:
 - Хлестал дождь...
 Второй повторил эту фразу и продолжил:
 - Хлестал дождь. Охотники промокли до нитки в своем шалашике...

<< Пред.           стр. 2 (из 14)           След. >>

Список литературы по разделу